Авто и не только.ru

Мемориальный комплекс «Кировский рубеж» входит в «Зелёный пояс Славы» военных памятников Ленинградской области. Здесь рядом с ДОТом времён войны установлен в качестве памятника танк КВ-85.

Танки КВ в предвоенный период и в первые годы войны были основными тяжёлыми танками Красной Армии и едва ли не лучшими боевыми машинами этого класса. На начальном этапе войны ни один танк Вермахта не мог соперничать с КВ-1 в бою, в то время как 76-мм пушка КВ успешно пробивала немецкую броню на любом расстоянии. Единственным эффективным средством борьбы с танками КВ были 88-мм зенитные пушки, однако их применение для «наземной» службы было ограничено необходимостью выполнения прямых обязанностей по защите неба.

Ситуация изменилась в конце 1942 года, когда Вермахт получил новые танки «Тигр» и самоходные артиллерийские установки большого калибра. КВ-1 из лидера сразу превратился в аутсайдера, так как его броня перестала защищать от вражеских снарядов, а огонь собственной пушки не причинял новым танкам Вермахта вреда. Разработка нового советского тяжёлого танка ещё не была закончена, поэтому танкостроители приняли решение о быстром создании переходной модели.

Работы велись на заводе №100 под руководством выдающегося конструктора Жозефа Котина. Корпус и ходовую часть взяли от серийного КВ-1с (скоростная модификация КВ-1, выпускалась в Челябинске) и установили на него башню перспективного танка ИС-1 с 85-мм пушкой. Так как новая башня была шире, для неё пришлось увеличивать диаметр нижнего погона. Для этого пришлось расширить подбашенную коробку корпуса, приварив дополнительные цилиндрические вставки. Танк, получивший обозначение «Объект 239», успешно прошёл заводские испытания, а так как Красная Армия срочно нуждалась в новой машине, их засчитали как Государственные.

Серийное производство КВ-85 развернули на Челябинском Кировском заводе, для первых серийных танков использовали задел корпусов КВ-1с. На них пришлось расширять подбашенную коробку и заваривать отверстия для курсового пулемёта. В дальнейшем эти изменения вносились сразу на стадии сборки корпуса. Всего было выпущено 147 танков КВ-85 (плюс один Объект-239), после чего их сменил полностью новый танк ИС-1.

Несмотря на новую, более мощную пушку, КВ-85 сохранил многое от предшественника КВ-1с и не мог противостоять новым немецким танкам на равных. Успешность действий КВ-85 на поле боя во многом определялась выучкой экипажа. В основном эти танки использовали на прорыве оборонительных полос противника. КВ-85 с поставленной задачей, в общем-то, справились, однако ценой значительных потерь. Учитывая небольшие объёмы выпуска, к осени 1944 года в боевых частях танков этого типа не осталось. Сегодня известны только две сохранившиеся машины — опытный КВ-85Г в Кубинке и танк-памятник в Автово.

Многие говорят, что здесь этому танку не место. На постаменте должен стоять КВ-1, так как именно этот танк выпускали на Кировском заводе в Ленинграде (даже во время блокады), а 85-й коренной «челябинец»… Возможно. Если бы все выпущенные сохранились и было бы из чего выбирать. А в условиях, когда каждая уцелевшая машина, по сути, единственный уцелевший экземпляр, вариантов что ставить на постамент нет. Тем более что памятник в Автово установлен в 1951 году по предложению его конструктора Жозефа Котина. Если кто забыл, в то время на переплавку отправляли и более ценные образцы техники, а о красных следопытах-искателях боевой техники вообще никто не слышал. Так что порадуемся, что редкий КВ сохранили на радость потомкам. Пусть и не по месту его рождения (в смысле выпуска).

В заключение пару слов о мемориале в Автово. Возведён он по проекту архитектора В.А.Каменского. Кроме танка-победителя, в ансамбль мемориала входят ДОТ и бетонная стела с текстом: «В час смертельной опасности, когда немецко-фашистские войска рвались в город Ленина, мужественные ленинградцы под артиллерийскими обстрелами и авиационными бомбёжками вместе с военными строителями создали непреодолимую оборону с долговременными огневыми точками. Здесь оборонялись части истребительно-противотанковой артиллерии 42 армии.»

А в сотне метров от танка находится памятник блокадному трамваю (подробнее читайте здесь >>>).

О других памятниках технике можно прочитать здесь.

Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.

Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.

Текст и фото: Леонид Кузнецов

Все права защищены ©

Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источники

Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.

avtoinetolko.ru

«Танк-победитель» на Петергофской дороге

Путешествуя по Петербургу и окрестностям, невозможно не встретить многочисленные памятники воинской доблести периода Великой Отечественной войны. Страшные военные годы унесли жизни множества наших солдат и жителей города. Цена освобождения города оказалась исключительно велика, о чем свидетельствуют многочисленные монументы, обелиски, мемориалы…

Там, где осенью 1941 года защитники города смогли остановить наступление фашистов, сегодня располагается мемориал «Кировский вал», входящий в состав знаменитого «Зеленого пояса Славы». Одним из наиболее известных памятников «Кировского вала» является знаменитый «Танк-победитель», установленный в сентябре 1951 года в сквере неподалеку от речки Красненькой и станции метро Автово. Примечательно, что сам памятник не только является символом мужества жителей города, проявленного в Великой Отечественной войне. Это едва ли не единственный сохранившийся экземпляр уникального танка, созданного в годы войны.

Памятник воинской доблести “Танк-победитель” входит в состав мемориала “Кировский вал”

Выпуск тяжелых танков КВ (Климент Ворошилов) был налажен на Кировском заводе с 1940 года. Будучи созданным во время войны с Финляндией, КВ-1 был предназначен для штурма укрепленных районов. Однако в 1942 году ситуация на фронте была принципиально иной: советским войскам приходилось вести оборонительные действия на широком фронте. Вдобавок ко всему нашим воинам пришлось столкнуться с появлением новых немецких танков «Тигр», имевших броню толщиной 100 мм. Такие танки могли быть поражены советскими аналогами только выстрелами в упор. На повестку дня встала срочная задача: подобрать достойный ответ вражеской новинке.

Монумент “Танк-победитель”располагается на участке Петергофской дороги Кировского района города

Для этой цели на полигоне в Кубинке под Москвой был проведен обстрел трофейного «Тигра» состоящими на вооружении орудиями. В ходе проведенного опыта выяснилось, что лобовую броню немецкого танка с расстояния 1 километр смогла прошить только зенитная пушка 52-К образца 1939 года. Это послужило началом для создания тяжелого танка КВ-85, выпуск которого был налажен на знаменитом челябинском Танкограде. Под руководством главного конструктора Кировского завода Жозефа Яковлевича Котина на платформу танка КВ-1с (скоростная модификация) была установлена новая башня с 85-мм пушкой, имевшей «зенитную баллистику». Габариты нового орудия исключили место для стрелка радиста, и экипаж нового танка уменьшился до четырех человек.

Покоящийся на гранитном постаменте танк – один из двух сохранившихся экземпляров модели КВ-85, вооруженный пушкой Грабина

В мае 1943 года на заседании Государственного комитета обороны (ГКО) было принято постановление № 3289 «Об усилении артиллерийского вооружения танков и самоходных установок». В нём перед танковыми и артиллерийскими конструкторами ставились задачи о разработке танковых и самоходных 85-мм пушек с зенитной баллистикой. Эти орудия предполагалось устанавливать в штатную башню танка КВ-1с и на новый тяжёлый танк ИС.

Практически полностью танки КВ-85 были утрачены в ходе ожесточенных боев

В августе 1943 года КВ-85 был принят на вооружение и пущен в производство. Всего было изготовлено 148 таких танков и практически все они были утрачены в боях. Однако КВ-85 стал переходной моделью, предназначенной для противотанковой борьбы. Вслед за ним последовали танки ИС-1, ИС-2 и знаменитый Т-34-85.

Когда после войны возникла идея увековечить подвиг защитников города на Неве, с подачи Котина символом мужества стал именно КВ-85, находившийся в запасниках Кировского завода и принимавший участие в боях на Украине.

КВ-85 выпускался на мощностях знаменитого “Танкограда” и сочетал в себе усилия ленинградских и челябинских оружейников

Нынешний танк победитель вооружен пушкой Грабина и представляет собой модель, которая не пошла в массовое производство вследствие тесноты башни для орудия. Это обстоятельство сделало «Танк-победитель» редчайшим экземпляром: на сегодняшний день его аналог можно увидеть только в Бронетанковом музее в подмосковной Кубинке. Таким образом, жители о гости Кировского района могут постоянно видеть экспонат, чье присутствие в коллекции оказало бы честь любому историческому музею.

Рядом с танком располагается ДОТ, а также установлена памятная стела с текстом:

В час смертельной опасности, когда немецко-фашистские войска рвались в город Ленина, мужественные ленинградцы под артиллерийскими обстрелами и авиационными бомбежками вместе с военными строителями создали непреодолимую оборону с долговременными огневыми точками. Здесь оборонялись части истребительно-противотанковой артиллерии 42 армии».

Рядом с танком располагается ДОТ №930, входивший в рубеж “Ижора”…

… а также памятная бетонная стела.

Проходят годы. И сегодня «Танк-победитель» является одним из украшений участка Петергофской дороги в Кировском районе. У него любят задерживаться как взрослые, так и дети, зачастую не подозревающие об уникальном характере танка, водруженного на гранитный постамент.

Идут годы, но тяжелый “КВ-85” продолжает оставаться живым напоминанием доблести защитников Ленинграда

a-121.ru

КВ-85 в Автово. — 1922

Приобрёл сегодня на барахолке такое фото.
На обороте надпись: «9 мая 1975 года-30-летие нашей Победы.
Пусть это никогда не повторится!
Это говорю я — мама Зина.»
К сожалению, никаких фамилий не указано.
В сети нашёл описание тог, как этот памятник оказался на постаменте.
В сентябре 1951 года, в десятую годовщину начала обороны Ленинграда, Жозеф Яковлевич Котин предложил поставить в Автове тяжелый танк Кировского завода в память о славных делах танкостроителей.
Подобрать подходящую машину он поручил одному из старейших испытателей А. И. Эстратову. Позднее Александр Иванович вспоминал: «Машину для памятника поначалу пытались подыскать среди подбитых танков, их немало еще стояло в то время на неочищенных от мин полях вокруг Пулковских высот.
Осмотрев предполагаемые экспонаты, ржавевшие под ленинградским небом, я забраковал все.
И предложил Ж. Я. Котину взять танк не с полей сражения, где, в общем-то, изделия с разных заводов, а свою родную машину, хотя бы тот самый памятный по фронтовым испытаниям танк «КВ-85», все еще хранившийся среди экспериментального и опытного имущества КБ.
Главный конструктор со мной согласился, и я приступил к работе».

Кстати, выбранный для истории «КВ-85» участвовал в боевых операциях на Украине вместе с главным конструктором и заводскими испытателями.
На его броне шрамы от вражеских снарядов, но ни один из них не пробил ее.
Танк хорошо показал себя в боевой обстановке и был возвращен на завод для проведения других исследований…
И вот сентябрь 1951 г.
Танк выехал через главную проходную завода, повернул направо по проспекту Стачек.
За рычагами сидел А. Лемов, в командирской башенке В. Жуков.
Под аплодисменты заводчан он торжественно пошел по проспекту.
С первого раза танк по эстакаде взошел на подготовленный пьедестал.
Дальнейшими работами руководили инженеры В. Ломоносов, А. Беленький и Н. Гусько.
Они слили топливо, задраили люки и приварили к постаменту гусеницы.
«Санкт-Петербургские ведомости» (Выпуск № 81-с от 06.05.2011)
Из статьи «Как «Танк-победитель» стал памятником» (авт.Александр ЕФРЕМОВ, житель блокадного Ленинграда)

cccp-foto.livejournal.com

Автово. Следы войны.: babs71

babs71 (babs71) wrote,
babs71
babs71
В годы блокады линия фронта проходила совсем неподалеку от Автово. Поэтому неудивительно, что в этих местах много памятников напоминает о войне.
Недалеко от станции метро находится Красненькое кладбище (свое название оно получило по протекающей рядом речке). Перед входом нас встречает дот, один из многих, построенных в 41-м году.
 
А недалеко от входа на кладбище расположен участок с воинскими захоронениями.


Среди похороненных — несколько Героев Советского союза.
Евгений Алексеевич Пылаев был летчиком -истребителем. Воевал с 1942-го года, летал на И -16, Лагг — 3 и Ла — 5. На его счету 16 личных и 5 групповых побед. Звание героя он получил в октябре 1944-го года.
  

Еще один летчик, Владимир Егорович Шалимов, командовал штурмовым авиаполком. В 1942-м году он не вернулся из боевого вылета.
 
Василий Дмитриевич Елкин командовал противотанковой батареей. Звание Героя он получил в декабре 1943-го года.
 
Степан Григорьевич Фенько также служил в противотанковой артиллерии. Он был командиром орудия. Звание Героя он получил в марте 1945 года, за форсирование Немана. Во время боя погиб весь его расчет, но Фенько продолжал вести огонь.
  
Еще один артиллерист, Виталий Федорович Белоусов, командовал артиллерийским дивизионом. Свою награду он получил посмертно (он умер в госпитале 30-го апреля 1945 года) за бои на территории Германии.
 
Михаил Николаевич Тургель стал Героем Советского союза за форсирование Днепра. Когда во время форсирования был тяжело ранен командир батальона, Тургель (он был адъютантом батальона) заменил его и возглавил батальон.
  
Иван Иванович Иванов был ефрейтором разведвзвода стрелкового полка. За совершенные подвиги он стал полным кавалером ордена Славы.
  
Кроме захоронений, связанных с войной, на кладбище есть захоронения, связанные с историей этого района и расположенного поблизости Кировского завода.
Вот могила большевиков-путиловцев:
 
А вот могила Антона Ефимовича Васильева, председателя завкома и первого послереволюционного директора Путиловского завода, большевика с 1904 года.
 
Еще один старый большевик-путиловец (с 1908 года) — Василий Иванович Савинов.
 
А вот могила партийца следующего поколения. Владимир Николаевич Иванов был первым секретарем Кировского райкома КПСС.
 
Евгений Иванович Лебедев был рабочим Кировского завода. За ударный труд он получил звание Героя Социалистического труда.

А вот могила Николая Петровича Муру. Думаю, что многие из тех, кто учился в военно-морских училищах или на военных кафедрах, вспомнят его учебник по борьбе за живучесть корабля.
 
На месте, где сейчас находятся могилы солдат, когда — то стояла церковь (кстати, это была первая самостоятельная работа замечательного зодчего Николая Васильева), которая сгорела в 1941-м году. Сейчас об этом напоминает вот этот крест:
 
Сейчас за оградой кладбища поставили новую церковь:
 
 
А еще на кладбище живут очень уверенные в себе коты. 😉
  
 
От ворот кладбища хорошо виден стоящий на постаменте танк. В отличии от традиционных Т-34-85, которые стоят повсюду, это весьма редкая машина — КВ-85.
 
Танки эти производились всего три месяца 1943-го года (с августа по октябрь) в Челябинске и выпустили их всего 149 штук.
 
Ни одного из серийных танков не сохранилось. А на постаменте стоит опытный «объект 239», построенный для испытаний, на основании которых КВ-85 и пошел в серию. 
 
Рядом с танком расположен еще один дот:
 
В отличии от предыдущего, этот дот — двухамбразурный.
 
 
 
А в 66-ю годовщину начала блокады неподалеку был открыт новый памятник — «блокадный» трамвай: 
  
Памятник этот напоминает сразу о двух событиях. В 1941-м году такими трамваями здесь перегородили дорогу на случай прорыва немцев. 
 
А в годы блокады подобный трамвай курсировал от Нарвских ворот до линии фронта. 
 
 
 
  • Remove all links in selection

    Remove all links in selection

    {{ bubble.options.editMode ? ‘Save’ : ‘Insert’ }}

    {{ bubble.options.editMode ? ‘Save’ : ‘Insert’ }}

Photo

Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

babs71.livejournal.com

КВ-85 в Автово.: avp23649

avp23649 (avp23649) wrote,
avp23649
avp23649
Приобрёл сегодня на барахолке такое фото.
На обороте надпись: «9 мая 1975 года-30-летие нашей Победы.
Пусть это никогда не повторится!
Это говорю я — мама Зина.»
К сожалению, никаких фамилий не указано.
В сети нашёл описание тог, как этот памятник оказался на постаменте.
В сентябре 1951 года, в десятую годовщину начала обороны Ленинграда, Жозеф Яковлевич Котин предложил поставить в Автове тяжелый танк Кировского завода в память о славных делах танкостроителей.
Подобрать подходящую машину он поручил одному из старейших испытателей А. И. Эстратову. Позднее Александр Иванович вспоминал: «Машину для памятника поначалу пытались подыскать среди подбитых танков, их немало еще стояло в то время на неочищенных от мин полях вокруг Пулковских высот.
Осмотрев предполагаемые экспонаты, ржавевшие под ленинградским небом, я забраковал все.
И предложил Ж. Я. Котину взять танк не с полей сражения, где, в общем-то, изделия с разных заводов, а свою родную машину, хотя бы тот самый памятный по фронтовым испытаниям танк «КВ-85», все еще хранившийся среди экспериментального и опытного имущества КБ.
Главный конструктор со мной согласился, и я приступил к работе».

Кстати, выбранный для истории «КВ-85» участвовал в боевых операциях на Украине вместе с главным конструктором и заводскими испытателями.
На его броне шрамы от вражеских снарядов, но ни один из них не пробил ее.
Танк хорошо показал себя в боевой обстановке и был возвращен на завод для проведения других исследований…
И вот сентябрь 1951 г.
Танк выехал через главную проходную завода, повернул направо по проспекту Стачек.
За рычагами сидел А. Лемов, в командирской башенке В. Жуков.
Под аплодисменты заводчан он торжественно пошел по проспекту.
С первого раза танк по эстакаде взошел на подготовленный пьедестал.
Дальнейшими работами руководили инженеры В. Ломоносов, А. Беленький и Н. Гусько.
Они слили топливо, задраили люки и приварили к постаменту гусеницы.
«Санкт-Петербургские ведомости» (Выпуск № 81-с от 06.05.2011)
Из статьи «Как «Танк-победитель» стал памятником» (авт.Александр ЕФРЕМОВ, житель блокадного Ленинграда)

Photo

Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

avp23649.livejournal.com

КВ-85 (Объект-239) — Советский тяжелый танк

КВ-85, известный также под названием Объект-239 – это советский серийный тяжелый танк линейки КВ времен Второй мировой войны. Цифра «85» в его названии означает калибр основного орудия танка.

КВ-85 в селе

История создания КВ-85

Когда в конце 1942 года появился новый немецкий тяжелый танк «Тигр», танк КВ-1 и КВ-1с сразу же стали неэффективными – они легко пробивались мощной пушкой «Тигра», но вот сами пробить его практически не могли. После тестовых обстрелов трофейного «Тигра» удалось выяснить, что его броня хорошо пробивается 85-мм пушкой 52-К, так что было решено разработать танковые и самоходные 85-мм пушки для установки их на КВ-1с и на тяжелый танк ИС.

К июню 1943 года требуемые пушки были разработаны в двух вариантах двумя разными заводами.  В конце июля два опытных КВ были вооружены этими пушками. Пушкой С-31 на базе ЗИС-5 вооружили «Объект 238», получивший название КВ-85Г. Вторую пушку Д-5С на базе Ф-34 поставили на другой танк, назвав его «Объект 239» или просто КВ-85.

К сожалению, у КВ-85Г оказалось слишком тесное боевое отделение, и в сравнительных испытаниях с прототипами танка ИС участвовал только КВ-85. Из-за того, что Красная Армия очень нуждалась в новых танках, испытания быстро завершили, и КВ-85 было решено принять на вооружение.

Сначала для производства серийных КВ-85 использовали бронекорпуса для КВ-1с, что было сопряжено с рядом технических трудностей. Потом в корпус были внесены некоторые изменения и для КВ-85 его стали производить уже отдельно.

Из-за малого количества 85-мм пушек и необходимости вооружать ИС-1 и Т-34-85 КВ-85 пришлось в конце 1943 года снять с производства.

ТТХ КВ-85

Общая информация
  • Классификация — тяжёлый танк;
  • Боевая масса – 46 т;
  • Экипаж – 4 человека;
  • Годы разработки – 1943;
  • Годы производства – 1943;
  • Количество выпущенных – 148 штук.
Размеры
  • Длина корпуса – 6900 мм;
  • Длина с пушкой вперёд – 8490 мм;
  • Ширина корпуса – 3250 мм;
  • Высота – 2830 мм;
  • Клиренс – 450 мм.
Бронирование
  • Тип брони — гомогенная катаная средней твёрдости, литая башня;
  • Лоб корпуса (верх) — 40/65° и 75/30° мм/град;
  • Лоб корпуса (низ) — 75/−30° мм/град;
  • Борт корпуса – 60 мм;
  • Корма корпуса (верх) — 40/35° мм/град;
  • Корма корпуса (низ) – 75 мм;
  • Днище – 20-30 мм;
  • Крыша корпуса – 30 мм;
  • Маска орудия – 100 мм;
  • Борт башни — 100/15° мм/град;
  • Крыша башни – 40 мм.
Вооружение
  • Калибр и марка пушки — 85-мм Д-5Т;
  • Длина ствола – 52 калибра;
  • Боекомплект пушки – 70;
  • Углы ВН: −3…+23°;
  • Углы ГН – 360 градусов;
  • Прицелы — СТ-10, панорама Герца;
  • Пулеметы — 3 × 7,62-мм ДТ.
Подвижность
  • Тип двигателя — V-образный 4-тактный 12-цилиндровый дизель;
  • Мощность двигателя – 600 л.с.;
  • Скорость по шоссе – 42 км/ч;
  • Скорость по пересечённой местности – 10-15 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 330 км;
  • Запас хода по пересечённой местности – 180 км;
  • Удельная мощность – 13 л.с./т;
  • Тип подвески — торсионная индивидуальная;
  • Удельное давление на грунт — 0,79-0,80 кг/см²;
  • Преодолеваемый подъём – 40 градусов;
  • Преодолеваемая стенка – 0,8 м;
  • Преодолеваемый ров – 2,7 м;
  • Преодолеваемый брод – 1,6 м.

Применение в бою

С сентября 1943 года КВ-85 стали поступать на вооружение ОГвТТП. Примерно тогда же они впервые вступили в бой, в основном на южных направлениях. Так как КВ-85 все-таки уступал немецким тяжелым танкам и по боевой эффективности и по бронезащите, успех использования танка целиком зависел от навыков экипажа.

В основном КВ-85 применялся для прорыва укрепленной обороны врага, и в целом с этой задачей машины справлялись, хоть и ценой огромных потерь. В 1944 году КВ-85 в боевых частях уже не осталось.

Пять КВ-85 в 1945 году передали Народной армии Польши, где их использовали как учебные танки.

Память о танке

В танковом музее в Кубинке установлен КВ-85Г, так и не прошедший серийные испытания. Еще один КВ-85 установлен в Санкт-Петербурге, в районе Автова.

Из-за того, что КВ-85 в Автове восстановлен неправильно, многие западные авторы до сих пор думают, что существует две модификации КВ-85.

Фотографии КВ-85

Танк в культуре

КВ-85 широко представлен в различных компьютерных играх:

  • Блицкриг;
  • Обе части «В тылу врага»;
  • «Sudden Strike» и «Sudden Strike: The Last Stand»;
  • «Close Combat 3: The Russian Front», а также его  ремейк «Close Combat: Cross of Iron»;
  •  Panzer General;
  •  War Thunder;
  • World of Tanks.
comments powered by HyperComments

tanki-tut.ru

КВ-85 в Автово.: techmonuments

Приобрёл сегодня на барахолке такое фото.
На обороте надпись: «9 мая 1975 года-30-летие нашей Победы.
Пусть это никогда не повторится!
Это говорю я — мама Зина.»
К сожалению, никаких фамилий не указано.
В сети нашёл описание тог, как этот памятник оказался на постаменте.
В сентябре 1951 года, в десятую годовщину начала обороны Ленинграда, Жозеф Яковлевич Котин предложил поставить в Автове тяжелый танк Кировского завода в память о славных делах танкостроителей.
Подобрать подходящую машину он поручил одному из старейших испытателей А. И. Эстратову. Позднее Александр Иванович вспоминал: «Машину для памятника поначалу пытались подыскать среди подбитых танков, их немало еще стояло в то время на неочищенных от мин полях вокруг Пулковских высот.
Осмотрев предполагаемые экспонаты, ржавевшие под ленинградским небом, я забраковал все.
И предложил Ж. Я. Котину взять танк не с полей сражения, где, в общем-то, изделия с разных заводов, а свою родную машину, хотя бы тот самый памятный по фронтовым испытаниям танк «КВ-85», все еще хранившийся среди экспериментального и опытного имущества КБ.
Главный конструктор со мной согласился, и я приступил к работе».

Кстати, выбранный для истории «КВ-85» участвовал в боевых операциях на Украине вместе с главным конструктором и заводскими испытателями.
На его броне шрамы от вражеских снарядов, но ни один из них не пробил ее.
Танк хорошо показал себя в боевой обстановке и был возвращен на завод для проведения других исследований…
И вот сентябрь 1951 г.
Танк выехал через главную проходную завода, повернул направо по проспекту Стачек.
За рычагами сидел А. Лемов, в командирской башенке В. Жуков.
Под аплодисменты заводчан он торжественно пошел по проспекту.
С первого раза танк по эстакаде взошел на подготовленный пьедестал.
Дальнейшими работами руководили инженеры В. Ломоносов, А. Беленький и Н. Гусько.
Они слили топливо, задраили люки и приварили к постаменту гусеницы.
«Санкт-Петербургские ведомости» (Выпуск № 81-с от 06.05.2011)
Из статьи «Как «Танк-победитель» стал памятником» (авт.Александр ЕФРЕМОВ, житель блокадного Ленинграда)

techmonuments.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *