Боевое применение немецкого танка тигр T VI T6

Боевое применение немецкого танка тигр T VI или Т6
Первые танки можно было увидеть в бою в небольшом количестве в составе 502-го танкового батальона на Ленинградском фронте в августе 1942 г. Начало было неблагоприятным, несколько машин было потеряно, когда они шли, вытянувшись в вереницу на марше, не имея возможности маневрировать, подставив свой фланг советской артиллерии. Первый танк был подбит, еще три брошены экипажами.

Сравнительные размеры танка тигр Т6 и Т 34-85

Подбитый танк вскоре был захвачен нашими войсками и эвакуирован для установления характеристик немецкого танка тигр T VI или Т6. Три танка были эвакуированы немцами, отремонтированы и принимали участие в дальнейших боях. Годом позже «Тигры» судами перебросили в Африканский корпус для участия в декабрьских действиях в Тунисе. Они быстро стали грозой для британских и американских войск, поскольку толстая лобовая броня делала их почти неуязвимыми для пушек союзников, в то время как мощные пушки «Тигров» могли уничтожить любой танк союзников с дистанции более 2 км.

танки тигр на марше

Из Северной Африки, 17 «Тигров» 504-го тяжелого танкового батальона вернулись в Сицилию, где их придали немецкой моторизованной бронетанковой дивизии. Они атаковали американский плацдарм во время десантирования сил союзников в июле 1943 г., но были отражены огнем тяжелых морских орудий эскадренных миноносцев, действовавших у самого берега.
Шестнадцать из 17 танков были потеряны в течение следующих нескольких дней: большинство из них были подорваны своими экипажами для предотвращения захвата танков противником.

Тигр Т6, дополнительный обвес из траков

Немецкий танк T VI «Тигр» в Италии.
504-й батальон три четверти своих танков T VI «Тигр» потерял в Монте Кассино в июне 1944 г. 508-й танковый батальон послали в Италию примерно в то же самое время с задачей занять плацдарм союзников в Анцио. Однако они были выгружены в 200 км от места боя и, приближаясь своим ходом по извилистой горной местности, за время марша к Анцио, от танкового батальона в строю осталось только 15 тигров из 45. Целое подразделение — 30 штук «Тигров» не выдержали марша — (выработка моторессурса и из-за механических поломок).

Дошедшие ринулись бок о бок с «Пантерами» 5-го танкового батальона и тяжелыми орудиями «Фердинанд» в атаку, но их рассеяли огнем морской артиллерии.

Танк последняя подготовка перед боем

В целом большое количество немецких «Тигров» было развернуто на Восточном фронте, но до 1944 г. в боях принимало участие не более 150 машин, причем меньше половины из них находилось в исправном состоянии одновременно. В ходе битвы под Курском собрали 147 «Тигров», но только 120 из них нечеловеческими усилиями подготовили к бою. Они хорошо зарекомендовали себя в боях: потеряли только 18 танков (это утверждение под большим вопросом, скорее всего потери составили около половины). Грозное оружие, легенды о его непобедимости слагают все кому не лень. Противотанковая артиллерия к тому периоду была так многочисленна, и намного сильнее любого танка, не беру в расчет САУ которые появились к 43 году. Что могла уничтожить ЛЮБОЙ танк противника, это касается обеих сторон. И как известно основные потери в танках, составляли именно от огня противотанковой артиллерии.

Не такой уж он неуязвимый Тигр Т6

Если у наступающей армии имелась возможность подобрать и отремонтировать свои подбитые танки, и хотя бы частично поставить их в строй. Естественно у отступающей, таковой возможности не было. Немецкая армия столкнулась с тем же что и наша на начальном этапе войны, почти полное отсутствие танков. Так что еще надо было умудриться встретить этого монстра на поле боя. К тому же танк наиболее эффективен в атаке, в обороне даже поврежденная гусеница могла привести к полной потери танка.

Наши офицеры изучают подбитый Тигр

Экипажи тяжелых танков танкового полка дивизии СС «Райх», получившие свои первые 10 «Тигров» в январе 1943 г., в марте включились в контрнаступление под Харьковом.

На снимке загрузка боеприпасов из Sd. Kfz. 251 в VI.Tiger. PzKpfw

Высокая сложность танка, ненадежность и низкая прочность означали, что он теряет свое преимущество на обширных пространствах России. Хотя в ситуациях, когда в бою важна сила, он был почти неуязвим и мог вести огонь на очень большие дистанции; в июле 1944 года танк из 506-го батальона тяжелых танков поразил советский танк Т-34 на дальности около 4 км.

Курская дуга, операция «Цитадель», Pz.Kpfw. VI «Тигр» немецкий танк под номером «211», 503-ий танковый батальон, Белгород, 01.08.1943г

Отдельные командиры танков имели громадные личные счета подбитых танков: Михаэль Виттман (СС) служил в частях Лейбшшандарте СС, которые развились из охранных отрядов Гитлера в полностью развернутые бронетанковые дивизии. Посланный в училище СС в Бэд Товце в Баварии, в 1943 г. он вернулся офицером. Там он стал командиром отделения в 13-ом батальоне тяжелых танков СС. Он быстро превратил свой неизменный экипаж (Воль, Бергер, Киршнер и Польман) в смертельную команду, уничтожившую 30 советских танков, 28 противотанковых орудий и две артиллерийские батареи во время битвы под Курском.

ЧЛЕНЫ ЭКИПАЖА Михаэль Виттмана

К 9 января 1944 года, когда он был награжден Рыцарским крестом, личный счет Виттмана достиг 66 танков, и, празднуя награждение, он отличился, поразив еще 19 танков Т-34 и 3 тяжелых штурмовых орудия. К двадцатилетию он дорос до оберштурмфюрера СС, а десятью днями позднее его Рыцарский крест украсили дубовые листья.

К моменту, когда он был переведен во Францию, на личном счету Виттмана было 117 танков и штурмовых орудий.

Михаэль Виттман позирует, сидя на танке «Тигр» после награждения Мечами к Рыцарскому кресту с дубовыми листьями.

Наиболее успешный ас бронетанковых войск Второй мировой войны. «Тигр» под его командованием вместе с танками T-IV встретили колонну 7-й британской бронетанковой дивизии, двигавшейся из Виллер-Восижа, вблизи высоты 213, по дороге, ведущей в Кан.
Виттман бросил свой собственный танк вперед и уничтожил 25 британских танков, 14 полугусеничных машин и 14 перевозчиков орудий «Брэн». Вошел в город, где его танк вывел из строя три крейсерских танка «Кромвель», а четвертый танк сбежал, развернувшись на боковую дорогу. Виттман продолжил спуск с холма в город, но, когда он обогнул угол, то оказался лицом к лицу с дивизией танков «Кромвель», на этот раз с мощными 17-футовыми пушками «Шерман Файэфлай».

закамуфлированный танк VI «Тигр» Pz.Kpfw 102-ой танковый батальон СС, на танке установлены две стандартные 200 литровые бочки, что не удивительно расход топлива составлял более полутонны на 100км, видно покрытие циммеритом.

«Тигр» Виттмана получил попадание из «Шермана» и был вынужден двигаться обратно в город. Здесь он встретил спасшийся от ранее произошедшей стычки танк «Кромвель» и двумя попаданиями уничтожил его. В последующем сражении в городе на короткой дистанции у «Тигра» сползла гусеница, и он вынужден был выйти из боя. Девятью днями позже Виттман был награжден Мечами к его Рыцарскому кресту.

Уничтоженный танк Тигр Т6 Нормандия

Михаэль Виттман погиб в бою южнее Каен 8 августа 1944 г. Первоначально считалось, что его расстреляли пять танков «Шерман» и «Шерман Файэфлай», которые, дескать, окружили одиночный «Тигр». На лавры победителей аса претендовали польские, канадские и британские танковые подразделения. Однако очевидцы показали, что танк был поражен реактивным снарядом, выпущенным истребителем-бомбардировщиком «Тайфун».

Меньше чем за два года счет «Тигра» Виттмана достиг 138 танков, штурмовых орудий и 132 противотанковых пушек, что делает его самым результативным танковым асом Второй мировой войны, а, возможно, и всех времен. Отметим системы учета как таковой не было, слова офицера как правило было достаточно, для зачисления победы.

Самый результативный советский танкист Д. Ф. Лавриненко воевал на Т-34-76, трижды горел.

Экипаж Д. Ф. Лавриненко лучшего аса-танкиста СССР 2-ой мировой войны

В боях за два с половиной месяца, в которых успел принять участие, уничтожил и вывел из строя 52 танка противника. В боях в районе Волоколамска, после боя был убит осколком от мины во время артналета противника.

Удостоен звания Героя Советского Союза посмертно, в 1990 году.

toparmy.ru

Танк «Тигр» — Описание

Описание тяжелого танка «Тигр»

Компоновка танка Pz.Kpfw.VI «Тигр» представляла собой классический вариант с передним расположением трансмиссии. В передней части находилось отделение управления. В нем размещались коробка передач, механизм поворота, органы управления, радиостанция, курсовой пулемет, часть боекомплекта и рабочие места механика-водителя (слева) и стрелка-радиста (справа).

Нажмите для увеличения

Боевое отделение занимало среднюю часть танка. В башне устанавливались пушка и спаренный пулемет, приборы наблюдения и прицеливания, механизмы наводки и сиденья командира танка, наводчика и заряжающего. В корпусе в нишах, по стенкам и под поликом башни размещался боекомплект. На днище танка — гидропривод поворота башни. В моторном отделении располагался двигатель и все его системы, а также топливные баки. Моторное отделение отделялось от боевого перегородкой. Корпус танка собирался из броневых листов, соединенных в шип и сваренных двойным швом. Броня — катаная, хромомолибденовая, с поверхностной цементацией. Лобовой лист подбашенной коробки располагался под углом 8° к вертикали, верхний лобовой лист корпуса — под углом 77°, нижний — под углом 27°. Бортовые листы — вертикальные, кормовой лист наклонен под углом 8°.

В передней части крыши подбашенной коробки имелись люки-лазы механика-водителя и стрелка-радиста. Люки закрывались круглыми крышками, откидывающимися на петлях. В каждой крышке был смонтирован перископический прибор наблюдения. Между люками имелось вентиляционное отверстие, прикрытое броневым колпаком.

Компоновка танка «Тигр».
Нажмите, чтобы увеличить.

Кормовая часть корпуса делилась на три отсека внутренними водонепроницаемыми перегородками. Два крайних отсека при преодолении водных преград вброд могли заливаться водой; центральный, в котором располагался двигатель, был герметичным. Крайние отсеки закрывались сверху массивными литыми решетками. Две передние решетки служили для притока воздуха, охлаждающего радиаторы, а задние — для его отвода. Надмоторная часть закрывалась крышкой с вентиляционным отверстием, прикрытым броневым колпаком. В днище танка были предусмотрены люки для доступа к генератору и топливному насосу, к спускным кранам систем питания, охлаждения и смазки двигателя и спускной пробке картера коробки передач.

Panzerkampfwagen VI «Tiger I»

В СССР танк «Тигр» обозначали, как T-VI (T-6).

Башня подковообразной формы — сварная, с соединением листов в шип и вертикальными стенками, выполнявшимися из цельного гнутого листа. В передней части башни в литой маске устанавливались пушка, спаренный пулемет и прицел. Башня приводилась во вращение гидравлическим поворотным механизмом мощностью 4 кВт. Скорость поворота зависела от частоты вращения коленчатого вала. Отбор мощности производился от коробки передач с помощью специального карданного вала. При 1500 об/мин коленчатого вала поворот башни на 360° осуществлялся за 1 мин. При неработающем двигателе башню поворачивали вручную. Башня, вследствие большого вылета пушки и тяжелой броневой маски, была неуравновешена, что делало невозможным ее поворот вручную при крене в 5°. На ее крыше устанавливалась командирская башенка с шестью, а затем с семью смотровыми приборами. После внедрения башни с командирской башенкой нового типа длина с пушкой вперед составила 8455-мм, а высота — 2885-мм.

Танк «Tiger I»

Первые работы по созданию танка «Тигр» начались еще до начала Второй мировой войны — в 1937 году.

Вооружение.
Основное вооружение «Тигра» — пушка 8,8 cm KwK 36 калибра 88-мм, производившаяся заводом Wolf в Магдебурге. Ствол пушки имел длину 56 калибров — 4928-мм; вместе с дульным тормозом — 5316-мм. Масса пушки- 1310 кг. Вертикальная наводка — в пределах от — 6,5° до +17°. Предельная длина отката — 580-мм. Пушка уравновешивалась с помощью специального гидравлического устройства, расположенного под ее казенной частью. Боекомплект пушки состоял из 92 выстрелов, пулеметов — из 5100 патронов.

Тип снаряда PzGp
(бронебойный)
РzGr 40
(подкалиберный)
HiGr
Масса снаряда, кг 10,16 7,5 7,65
Начальная скорость, м/с 810 930 600
Бронепробиваемость, мм при угле встречи 0° на дистанции, м:
500 111 156 90
1000 100 140 90
1500 92 125 90
2000 84 110 90

С пушкой был спарен 7,92-мм пулемет MG-34. Курсовой пулемет размещался в лобовом листе подбашенной коробки в шаровой установке. На командирской башенке позднего типа на специальном устройстве Fliegerbeschutzgerat 42 можно было установить зенитный пулемет MG-34.

Справочно: Номенклатура орудий

Во время Второй мировой войны немцы пользовались для обозначении калибра стрелкового оружия — пистолетов, винтовок и пулеметов — миллиметровой шкалой: например, 9-мм или 7,92-мм. К оружию более крупного калибра — пушки и минометы — применялась сантиметровая система обозначения — 7,5 см или, например, 8,8 см, тогда как в других странах — американская 75-мм М3 или русские 76,2-мм пушки — использовались миллиметры. Однако у британцев в том, что касается танковых и противотанковых орудий (как и некоторых артиллерийских стволов), за основу бралась масса отправляемого к цели снаряда в фунтах. Так, были, скажем, 2-, 6-и и 17-фунтовки, вместе с тем позднее возникла тенденция к маркировка по диаметру канала ствола в дюймах или же в миллиметрах.

Термин «калибр» относится к стволу обычно (но не всегда и не везде) за минусом нарезки. Так, мы обозначаем средний пулемет калибра 7,92-мм МG-34 или пистолет Браунинга GР35 с 9-мм калибром «парабеллум». (Боеприпасы для стрелкового оружия обычно определяются не только калибром, но и длиной патрона — например, 7,92-мм х 57; или за счет дополнительного обозначения путем применения имени собственного, как те же «парабеллум» или АСР; существует много вариаций в рамках одного и того же калибра).

В том, что касается стрелкового оружия, термин «калибр» однозначен и не имеет другого значения. В области же артиллерии — включая танковые и даже морские орудия — калибр служит еще и для измерения длины ствола пушки или гаубицы. (Американцы измеряют длину от тыльной части зарядной каморы до выхода из дула; немцы — от тыльной части затвора и до края ствола. В случае применения дульного тормоза таковой не учитывается в длине и в том, и в другом варианте.) Таким образом, пушка в 56 калибров (часто обозначаемая просто L/56) имеет ствол в 56 раз длиннее номинального значения его ширины. Применительно к 8,8-см пушке КwК 36L/56 это означает, что общая длина ствола (включая затвор) равна: 56 х 8,8-см, или 4,93 м.

Боеприпасы винтовочного и пулеметного калибра существовали и существуют во многих видах, включая зажигательные и разрывные, хотя наиболее привычны пули в оболочке с твердым наконечником (JНР), в оболочке с мягким наконечником трассирующие и бронебойные (АР). Боеприпасы для противотанковых пушек и для собственно главного вооружения боевых бронированных машин представлены более широким ассортиментом. 8,8-см орудия «Тигров» стреляли боеприпасами следующих типов: бронебойными (АР), фугасными (НЕ) и кумулятивно-противотанковыми (НЕАТ). Самым распространенным из вариантов АР выступал Pzgr.39, представлявший собой 10,2-кг бронебойный снаряд с защитным и баллистическим колпачками и с взрывчатым веществом внутри, покидавший ствол КwK36 со скоростью 773 м/с.

Выстрелы и снаряды АР обычно составляли до 50 процентов боеукладки «Тигра», остальная часть приходилась на фугасы, применявшиеся против небронированной техники и скоплений живой силы. Кумулятивный снаряд Gr.39HL, менее эффективный на малых расстояниях, но сохранявший высокие характеристики бронепробиваемости на больших дистанциях в виду его независимости от кинетической энергии, иногда вытеснял из боезапаса некоторый процент фугасов, хотя огонь им отличался меньшей меткостью, Pzgr.39 АРСВС обладал способностью пробить 120-мм броневой лист при угле встречи в 30 градусов на расстоянии 1000 м.

Вероятность поражения цели 88-мм пушкой KwK 36

Дистанция, м PzGr 39 PzGr 40 HiGr
500 100 100 100
1000 100 99 94
1500 98 89 72
2000 87 71 52
2500 71 55  
3000 53    

Танки «Тигр» первоначально оснащались бинокулярным телескопическим-ломающимся прицелом TZF 9а, а затем монокулярным TZF 9b. При изменении вертикального угла наведения вооружения изменялось и положение объективной части прицелов, окулярная же часть оставалась неподвижной, что обеспечивало работу с вооружением во всем диапазоне вертикального угла наведения без изменения положения наводчика. Эти прицелы имели 2,5-кратное увеличение и поле зрения 23°. Курсовой пулемет MG-34 имел 1,8-кратный телескопический прицел KZF 2.

Боеукладка.
«Тигр» обеспечивал возможность для хранения в нем 92 артиллерийских выстрелов калибра 88-мм, уложенных в 10 ящиках-держателях, или «чемоданах», в каждом из которых, в зависимости от места нахождения, помещалось 16, 6 или 4 выстрела. Во всех держателях выстрелы лежали горизонтально по оси. Готовый боезапас — 64 выстрела — хранился в четырех держателях по бортам корпуса; еще 16 находились в четырех ящиках на полу корпуса, куда также имелся доступ у заряжающего, но значительно более затрудненный, чем в случае с боеприпасами на бортах корпуса. И наконец, 12 выстрелов, которые преимущественно использовались для пополнения опустевших «чемоданов», лежали — шесть за местом механика-водителя и шесть под поворотной платформой башни. Последние оставались вне досягаемости, когда танк действовал в бою, но те шесть выстрелов, что хранились около сиденья механика-водителя, были доступны в случае, если пушка смотрела строго прямо вперед. При полных «чемоданах» боеприпасов в распоряжении заряжающего находилось не более 20 выстрелов, независимо от положения башни по отношению к корпусу. Само по себе заряжение представляло довольно нехитрое занятие, однако оно становилось все более трудным по мере того, как таяли боеприпасы, и заряжающему приходилось тянуться все дальше за новыми выстрелами; процесс еще осложнялся конструкцией лотков, в которых лежали выстрелы. Необходимо помнить, что целиком Рzgr.39 весил несколько больше 16 кг. В среднем на заряжание пушки уходило 6,4 секунды.

Боеукладка танка Тигр

Боекомплект пушки танка Тигр — 92-94 (~120 с 1945 года).

В полевых условиях «Тигры» снабжались также двумя, а иногда и четырьмя дополнительными ящиками, каждый из которых содержал семь выстрелов, что увеличивало емкость боеукладки до 106 или 120 выстрелов. Точно не установлено, производилась ли эта модернизация на батальонном уровне по собственной инициативе экипажей или же на то поступали какие-то распоряжения из Германии. Предпочтительным считалось распределение 50 X 50 — половина бронебойных выстрелов и половина фугасов. Рzgr.40 с вольфрамовым сердечником выдавались очень ограниченно из расчета от четырех до шести единиц на танк, и когда это делалось, подразумевалось резервирование их для особо трудных целей.

Двигатель и трансмиссия.
На танке устанавливались двигатели Maybach HL210P30 или Maybach HL230P45 (с 251-й машины). Двигатели 12-цилиндровые, V-образные (развал цилиндров — 60°), карбюраторные, четырехтактные мощностью 650 л.с. и 700 л.с. при 3000 об/мин соответственно. Диаметр цилиндра 125-мм и 130-мм. Ход поршня 145-мм. Степень сжатия 7(HL 210P30) и 6,8(HL 230P45). Рабочий объем 21 353 см2 и 23 095 см2. Сухая масса двигателей 1200-1300 кг. Следует подчеркнуть, что двигатель HL230P45 был практически идентичен двигателю HL 230РЗО танка «Пантера». Для повышения жесткости картер этого двигателя был выполнен из серого чугуна без разъема в плоскости коленчатого вала, то есть имел так называемую «туннельную» конструкцию.

Топливо-этилированный бензин с октановым числом не ниже 74. Емкость четырех бензобаков 534 л. Расход топлива на 100 км при движении по шоссе — 270 л, по бездорожью — 480 л. Подача топлива принудительная, с помощью четырех топливных насосов Solex. Карбюраторов — четыре, марки Solex 52FFJIID. Система охлаждения — жидкостная, с двумя радиаторами. По обеим сторонам двигателя располагались сдвоенные вентиляторы. В связи с изоляцией моторного отсека от воздухопритоков системы охлаждения на обоих двигателях был применен специальный обдув выхлопных коллекторов и генератора. Для ускорения прогрева охлаждающей жидкости в процессе запуска двигателя в холодное время года была предусмотрена возможность установки термостатов с обратным перепуском через закороченный контур. Трансмиссия состояла из карданной передачи, коробки передач со встроенным главным фрикционом, механизма поворота, бортовых передач и дисковых тормозов.

Немецкий танк «Тигр»

С августа 1943 года внешние вертикальные поверхности корпуса и башни «Тигров» покрывали керамическим составом циммерит, затрудняющим примагничивание к корпусу магнитных мин. От покрытия Zimmerit отказались только на «Тиграх» самого позднего выпуска.

Коробка передач Maybach OLVAR OG(B) 40 12 16А продукции завода Zahnradfabrik в Фридрихсхафене — безвальная, с продольным расположением осей, восьмиступенчатая, с постоянным зацеплением шестерен, с центральным синхронизатором и индивидуальными тормозами, с полуавтоматическим управлением. Коробка обеспечивала 8 передач вперед и 4 назад. Ее особенностью являлось отсутствие общих валов для нескольких шестерен, каждая шестерня монтировалась на отдельных подшипниках. Коробка снабжалась автоматическим гидравлическим сервоприводом. Для переключения передач было достаточно перевести рычажок, не выжимая педали главного фрикциона. Сервопривод автоматически, без участия водителя, выключал главный фрикцион и ранее включенную передачу, производил синхронизацию угловых скоростей включаемых зубчатых муфт, включал новую передачу, а затем плавно включал и главный фрикцион.

В случае порчи гидравлической аппаратуры переключение шестерен и выключение главного фрикциона можно было производить механическим путем. Система смазки шестерен — струйная, с подачей масла в место зацепления при сухом картере. Картер коробки передач центрировался и жестко соединялся с картером механизма поворота, образуя двухпоточный механизм передач и поворота. Последний крепился в носовой части корпуса танка, причем в расточку передней части картера запрессовывалось резиновое кольцо опорной балки, жестко закрепленной в броневом корпусе. Многодисковый главный фрикцион с трением рабочих поверхностей в масле был конструктивно встроен в коробку передач, так же как и стояночный тормоз.

Фрикционно-шестеренчатый механизм поворота с двойным подводом мощности обеспечивал танку по два фиксированных радиуса поворота на каждой передаче. При этом максимальный радиус составлял 165 м, минимальный — 3,44 м. Более крутые повороты при включенной передаче, в том числе вокруг отстающей гусеницы, трансмиссией танка не обеспечивались. При нейтральном положении коробки передач был возможен поворот вокруг центра тяжести танка движением забегающей гусеницы вперед и отстающей назад с радиусом В/2. Бортовые передачи — двухрядные, комбинированные, с разгруженным ведомым валом. Механические дисковые тормоза были разработаны инженером Клауе и изготовлены фирмой Argus.

Танк Германии «Тигр»

Подвеска «Тигра» — индивидуальная торсионная, «шахматное» расположение катков в четыре ряда, восемь на борт.

Ходовая часть
танка применительно к одному борту состояла из 24 опорных катков, расположенных в шахматном порядке в четыре ряда. Опорные катки размером 800х95-мм у первых 799 танков имели резиновые бандажи; у всех последующих — внутреннюю амортизацию и стальные бандажи. Конструкцию ходовой части разработал советник имперского управления вооружений инженер Г. Книпкамп — активный участник проектирования целого ряда германских бронированных машин. Подвеска — индивидуальная, торсионная, одновальная. Балансиры передних и задних опорных катков снабжались гидравлическими амортизаторами, размещенными внутри корпуса. Ведущие колеса переднего расположения имели два съемных зубчатых венца по 20 зубьев каждый. Зацепление цевочное. Направляющие колеса-литые, с металлическими бандажами и кривошипным механизмом натяжения гусениц. Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, из 96 двухгребневых траков каждая. Ширина гусеницы 725-мм, шаг трака 130-мм.

Электрооборудование.
Электрооборудование было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение 12В. Источники: генератор Bosch GULN 1000/12-1000 мощностью 0,7 кВт, два аккумулятора Bosch емкостью 150 Ач. Потребители: электростартер Bosch BPD6/24 мощностью 4,4 кВт,система зажигания, башенный вентилятор, контрольные приборы, подсветка прицелов, приборы звуковой и световой сигнализации,аппаратура внутреннего и внешнего освещения, звуковой сигнал, спуски пушки и пулеметов.

Средства связи.
Все танки «Тигр» оснащались радиостанцией Fu5, имевшей дальность действия 6,4 км телефоном и 9,4 км телеграфом.

Специальное оборудование.
Система пожаротушения — автоматическая, с порогом срабатывания 120°С. Сигнализация была выведена на панель приборов механика-водителя.

Специально для танков «Тигр» была создана новая тактическая единица — тяжелый танковый батальон (schwere Panzerabteilung — sPzAbt), представлявший собой отдельную воинскую часть, которая могла действовать как самостоятельно, так и придаваться другим частям или соединениям вермахта. Танки Pz. Kpfw. VI «Тигр» поступали на вооружение отдельных тяжелых танковых батальонов и танковых полков некоторых танковых дивизий. По нескольку экземпляров таких танков использовалось также в вооруженных силах Венгрии и Италии. По состоянию на 1 марта 1945 года фронтовые части вермахта и войск СС имели в своем составе 142 танка Pz. Kpfw. VI Ausf. E (включая 31 командирский танк). В армии резерва числились еще 43 машины, из них 5 — учебные.

Танк «Тигр» в наши дни

Высокая степень броневой защиты танка «Тигр-I» обеспечивала высокие шансы экипажа на выживание в бою.



pro-tank.ru

Легенды : Т-6 «Тигр»

Середина 1942 года ознаменовалась выходом на боевую арену нового грозного игрока — тяжелого немецкого танка Pz.Kpfw. VI Tiger. Эта машина, учитывающая все реалии современного боя, стала грозным соперником для всех танков противника и не только для них. Оснащение зенитной пушкой 88-мм калибра позволяло ей бороться даже с низколетящими самолетами.

История разработки этого танка уходит в окончание первой мировой войны. В середине 20-х годов именно на основе опыта военных действий для сухопутных войск были разработаны секретные требования для тяжелого танка, имеющего массу 20 тонн. Эта машина должна была иметь скорость, вдвое превышающую стандартную для подобной техники тех времен: 40 км/ч. Мало того, танк должен был уметь плавать и преодолевать рвы в 2 метра шириной.

Эти требования вылились в разработку целого семейства танковых прототипов под общим названием Grosstraktor, разрабатываемых сразу тремя фирмами — Даймлер-Бенц, Круп, Рейнметалл-Борзиг. Получившиеся танки боевой ценности не имели, так как за неимением броневой стали их делали из котельного железа. Случившийся мировой кризис поставил крест на дальнейших разработках. Начиная с 1933 года, работы над тяжелыми танками возобновились, и это позволило промышленности наработать по ним определенный потенциал, хотя единой концепции до лета 1941 года так и не было.

К началу Восточной кампании в Германии уже вовсю шла работа над проектом VK3001 — танком 30-тонного класса. Однако к 1942 году выяснилось, что эти разработки также не соответствуют текущему моменту. На первое место вышел новый проект 40-тонного танка VK4501 Tiger, общая концепция которого прорабатывалась еще в мае 1941 года.
Конструкторы компаний NibelungenwcrkeAG и Хеншель взялись за работу, применяя весь свой накопленный за предыдущие годы опыт. Танк решили оснастить 88-миллиметровым орудием KwK-36. Расчеты показали, что новая машина должна была иметь массу не менее 45 тонн.

Для нового танка фирма Крупп использовала свои более ранние наработки по так и не построенным башням. Конструкторы увеличили только их размеры с учетом более массивного орудия. Интересно, что главный конструктор NibelungenwcrkeAG Фердинанд Порше, еще не приступив к работе над «Тигром», в июле 1941 года уже заказал 90 башен для проектируемой машины.

Работы над танком в компаниях-разработчиках шли днями и ночами. Все хотели сделать первые образцы к дню рождения Гитлера — 20 апреля 1942 года. Они успели. 17 апреля оба прототипа были готовы к отправке на полигонные испытания.
19 апреля обе машины прибыли в Восточную Пруссию, где их ждали сложные испытания. Первым из них стала разгрузка с платформ. Их снимали железнодорожным краном, причем танк Порше тут же увяз в грязи, из которой его вытаскивали все тем же краном. Ходовая часть у него была очень сложной и просто не подходила для такого тяжелого танка. Подводила и сложность конструкции, что приносило множество проблем ремонтникам. Разработка Хеншель подарком тоже не была, но все-таки, была проще и надежней.

Испытания перед Гитлером не выявили явного фаворита. Обе машины имели массу недостатков, которые требовалось устранять. Гитлер, однако, склонялся к тому, чтобы пальму первенства отдать машине Порше. Однако очередные испытания машин, проведенные в мае под Эйзенахом, привели к окончательному результату: разработка Порше непригодна для танка, а за основу берется работа фирмы Хеншель. После проведенных испытаний из официальных документов исчезло обозначение VK4501. Теперь у этой программы появилось другое — Tigerprogramm.

Первое же участие в боях показало, что германская армия получила достойную машину. Ее толстую броню не могла пробить ни одна противотанковая пушка Красной Армии. Ни один танк не мог подойти к «Тигру» на дистанцию действительного огня. Советские тяжелые танки КВ-1 сразу же стали устаревшими.

Бои на Курской дуге еще раз продемонстрировали преимущества «Тигра», но стоимость этих машин и сложность производства просто зашкаливали. Промышленность Германии не могла делать их в достаточных для танковых войск Вермахта количествах. Количество производящихся машин постепенно росло. Пик их выпуска пришелся на апрель и май 1944 года, когда было выпущено 104 и 100 машин соответственно. Однако уже в августе заводы выпустили последние 6 танков «Тигр».

Чтобы как-то компенсировать их относительно небольшое количество в войсках, тяжелые танковые батальоны превратились командованием в своеобразные «пожарные команды». Их мощью пытались заделать бреши в обороне, которых после Курской битвы становилось все больше. И все же до самого окончания боевых действий эти танки продолжали оставаться настоящими машинами для убийства. Отношение их побед к собственным потерям составило 8:1. Таких результатов не смогли достигнуть никакие другие танки Второй мировой войны. Экипажи именно этих машин добились самых впечатляющих побед над противником, хотя, конечно же, к количеству уничтоженных ими вражеских танков следует относиться с известной долей критики. Далеко не все их победы были реальными.

the-legends.ru

Эффективность танка Тигр — два Тигра уничтожили 2 десятка советских Т-34 и задержали наступление — Танки Германии

Танк Т-6 Тигр

Появившийся в 1942 году танк Т-6 «Тигр» был самым сильным танком в мире. Он продолжал оставаться доминирующей силой на поле боя до конца Второй мировой войны.

На первый взгляд, два немецких танка, тяжело двигавшихся к деревне Малиново, направлялись в ловушку. Деревня Малиново, расположенная к северу от городка Дунаберг (теперь известного как Даугавпилс) в Латвии, была занята передовыми частями советской элитной 4-й Ударной армии. Для «Тигров» это была разведка боем с батальоном танков Т-34/85, ведомых тяжелым танком ИС-1 («Иосиф Сталин-1»), который со своей пушкой калибра 122 мм был одним из наиболее мощно вооруженных боевых машин в мире.

Грандиозное наступление лета 1944 года на юге застало Германию врасплох, и целые немецкие армии были в состоянии расстройства. Здесь, на севере, бронированные колонны 2-го Прибалтийского фронта устремились к Риге с задачей отрезать немецкие дивизии группы армий «Север».

Однако экипажи танков, двигавшихся к деревне Малиново, точно знали, что они делают. Если это ловушка, которая вскоре захлопнется, советские части должны обнаружить их «Тигры» у себя в тылу.

Если говорить точно, у них было два «Тигра» — тяжелых танка PzKpfw VI «Тигр». Самые мощные и хорошо вооруженные машины войны вели два экипажа ветеранов, асы Карюс и Киршнер.

Пламя вырвалось из длинноствольных 88-мм пушек до того, как Т-34 смогли развернуть свои башни. Вскоре два советских танка были подбиты. Только единственный танк ИС-1 имел какой-то шанс в этом сражении, но и он был подожжен до того, как смог вступить в бой, а «Тигры» продолжали огонь. В скоротечном, но жестоком сражении две немецкие бронемашины поразили 17 советских танков н течение 20 минут. Действия двух «Тигров» на несколько дней задержали наступление советских войск.

«Тигры» входили в 502-й тяжелый танковый батальон  вермахта, который первый применил мощные машины в действии за два года до этого. Бой под Дунабергом служит доказательством того, что «Тигр» был самой страшной бронемашиной среди танков, участвовавших во Второй мировой.

kriegs.ru

Тигр (танк) Википедия

Тигр

«Тигр» 1-й танковой дивизии СС «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер» (март 1944 года, Северная Франция)
PzKpfw VI Ausf. h2 «Tiger»
Классификация тяжёлый танк
Боевая масса, т 57
Компоновочная схема Отделения управления и трансмиссионное спереди, боевое посередине, моторное сзади
Экипаж, чел. 5
История
Разработчик Henschel-Werke[1] и Круппы[1]
Производитель Henschel-Werke[1] и Wegmann & Co.[d][1]
Годы разработки 1941
Годы производства 1942—1944
Годы эксплуатации 1942—1945
Количество выпущенных, шт. 1354
Основные операторы
Размеры
Длина корпуса, мм 6316
Длина с пушкой вперёд, мм 8450
Ширина, мм 3705
Высота, мм 2930
Клиренс, мм 470
Бронирование
Тип брони хромомолибденовая, катаная, поверхностно закалённая
Лоб корпуса (верх), мм/град. 100[2] / 8°
Лоб корпуса (середина), мм/град. 63 / 10°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 100 / 21° — 80 / 65°
Борт корпуса (верх), мм/град. 80[2] / 0°
Борт корпуса (низ), мм/град. 63 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 80 / 8°
Корма корпуса (низ), мм/град. 80 / 48°
Днище, мм 28
Крыша корпуса, мм 26 (40 мм с февраля 1944 г.)

ru-wiki.ru

ТЯЖЕЛЫЙ ТАНК Т-VI H «ТИГР» — DRIVE2

ТЯЖЕЛЫЙ ТАНК Т-VI H «ТИГР»
PzKpfw VI «Тигр I» Ausf Н/Е (Sd.Kfz.181)

Танк «Тигр» разработан фирмой «Хеншель» в 1942 году и выпускался серийно с августа 1942 года до августа 1944 года. Танк имел сварной корпус коробчатого сечения с вертикальным расположением лобовых и бортовых листов толщиной 80-мм-100-мм. В передней его части находилось отделение управления, в котором размещались механик-водитель и стрелок-радист, здесь же были смонтированы механизмы силовой передачи. Боевое отделение с массивной цилиндрической башней располагалось посередине танка. В башне монтировалась мощная полуавтоматическая зенитная пушка калибра 88-мм и с длиной ствола 56 калибров. Бронебойный снаряд этой пушки с дистанции 1000 м пробивал броню 115-мм, а подкалиберный с дистанции 500 м — 180-мм.


Двенадцатицилиндровый V-образный двигатель жидкостного охлаждения располагался в задней части корпуса. Ходовая часть имела катки большого диаметра, располагавшиеся в шахматном порядке. Для повышения проходимости была использована гусеничная лента шириной 72 см. При этом для обеспечения перевозки танка по железной дороге эту ленту следовало менять на более узкую. Танк «Тигр» получился очень тяжелым, с большим удельным давлением на грунт и, соответственно, с низкой проходимостью. В его конструкции имели место технические дефекты. Первое использование танков — в сентябре 1942 г. и в январе 1943 г. на Волховском фронте было неудачным: несколько танков было подбито, один захвачен и подвергнут тщательному изучению. Следствием этого стало ускорение создания танков ИС-2 и Т-34-85, а также разработка методов борьбы с новым танком. Танк поступал на вооружение отдельных тяжелых танковых батальонов и танковых дивизий.

Компоновка
танка Pz.Kpfw.VI «Тигр» представляла собой классический вариант с передним расположением трансмиссии. В передней части находилось отделение управления. В нем размещались коробка передач, механизм поворота, органы управления, радиостанция, курсовой пулемет, часть боекомплекта и рабочие места механика-водителя (слева) и стрелка-радиста (справа).

История создания и модернизация

Начиная с 1937 года немецкии генеральный штаб требовал более тяжелый и мощный танк, чем строившиеся тогда серийные PzKpfw III и IV. Его боевая масса должна была быть не меньше 30 т, и ему отводилась роль танка прорыва. Но с разработкой новой машины не торопились. Однако в 1940 году стало ясно, что PzKpfw III и IV не в состоянии справиться с толстой броней французских и английских танков. Еще более неприятный сюрприз преподнесли вермахту через год советские Т-34 и КВ. В сложившейся ситуации был объявлен конкурс на тяжелый танк, вооруженный мощной 88-мм пушкой с высокой начальной скоростью снаряда. Орудие должно было устанавливаться в башне кругового вращения.


Первые танки «Тигр» имели на корпусе мортирки для выстреливания противопехотных мин типа «S» и на башне — дымовые гранатометы NbK39. На танках более позднего выпуска одна фара устанавливалась в передней части корпуса между смотровым прибором механика-водителя и пулеметом. Танки раннего выпуска оснащались бинокулярным телескопическим прицелом TZF9с, тогда как на более поздние устанавливался монокулярный прицел TZF9E. 495 первых «Тигров» оборудовались также так называемыми воздушными трубами, которые позволяли преодолевать по дну водные преграды глубиной до 4 метров.

Одним из наиболее существенных изменений было использование на последних 800 «Тиграх» стальных опорных катков. Танки, которые эксплуатировались в условиях бездорожья, имели воздушные фильтры типа «Фейфель». На «Тиграх» применялись гусеницы двух типов — транспортировочные с траками шириной 520-мм и боевые с траками шириной 725-мм. Использование двух типов гусениц было связано с тем, что «Тигр» не вписывался по ширине в габариты железнодорожного вагона. Перед погрузкой на платформу с танка снимали один ряд опорных катков и «обували» его в другие более узкие, гусеницы.

На первых 250 танках в качестве силовой установки применялись двигатели «Майбах» HL210Р30 мощностью 650 л. с. Остальные машины оснащались 700-сильными двигателями «Майбах» HL230Р45. И те и другие силовые установки представляли собой 12-цилиндровые V-образные рядные карбюраторные моторы жидкостного охлаждения.
Танки, которые выпускались с середины 1943 года, покрывались циммеритом и имели дополнительный перископ заряжающего. Остальные машины отличались видоизмененным дульным тормозом 88-мм пушки KwK 36 L/56. На башне и корпусе были предусмотрены крепления для дополнительных гусеничных траков.


В 1942 году фирма «Рейнметалл-Борзинг» разработала новый тип башни с 75-мм пушкой KwK 42 L/70. Готовилось также перевооружение «Тигров» 88-мм пушкой KwK43 L/71.
В момент своего появления и на протяжении еще некоторого времени «Тигр» был самым мощным танком мира. Его 88-мм пушка с боекомплектом из 92 выстрелов, не имела себе равных, а лобовую броню не мог пробить ни один снаряд. Эти качества «Тигра» вынудили союзников разработать особую тактику борьбы с ним.

Однако, в ряде случаев немцы так неудачно использовали его, что танк не мог проявить всех своих возможностей. Тем не менее, союзникам не понадобилось слишком много времени, чтобы понять, какую опасность представляет «Тигр» на поле боя. Гитлер проявлял к этому танку особый интерес и прикладывал немало усилий, чтобы поскорее ввести его в строй.

Корпус танка «Тигр» имел довольно простые очертания и выполнялся из катаной стали. Отсутствие углов рационального наклона брони компенсировалось ее толщиной: лобовая броня — 100-мм, бортовая — 80-мм, верх корпуса — 26-мм. Толщина маски достигала 110-мм, и она служила противовесом длинному орудийному стволу танка. Вращение башни обеспечивалось гидравлическим приводом который приводился в действие от коробки передач. Таким образом, когда двигатель танка не работал, вращение башни осуществлялось вручную.

«Тигр» был первым немецким танком с ходовой частью, в которой опорные катки устанавливались в шахматном порядке. Эта система с торсионной подвеской обеспечивала плавный ход машины и относительное удобство экипажа. Однако при эксплуатации танков на Восточном фронте в зимнее время между катками набивались грязь и снег, которые замерзали за ночь и к утру блокировали ходовую часть «Тигров».


В 1943 году на базе стандартного «Тигра» был разработан танк управления. Он имел уменьшенный боекомплект — вместо ликвидированнои боеукладки устанавливалась дополнительная радиостанция. Демонтировался также спаренный с пушкой пулемет MG-34. На корпусе танка управления устаналивапись две штыревые антенны. Всего было построено 84 танка этого типа.

Экспорт танков «Тигр» в третьи страны был незначительным, и, прежде всего, по той причине, что его производство не покрывало собственные нужды Германии. Тем не менее, летом 1943 года 2-3 «Тигра» получили итальянцы, но после капитуляции Италии немцы забрали танки обратно. Летом 1944 года три «Тигра» получила венгерская армия. Один танк закупила Япония. В разобранном виде его должны были доставить в Страну восходящего солнца на борту океанской подводной лодки.
Всего было выпущено 1354 танка типа PzKpfw VI «Тигр» Ausf. Н1 (Е).

Впервые «Тигры» приняли участие в боевых действиях под Ленинградом в конце 1942 года в составе 502-го тяжелого танкового батальона. Они шли малыми группами по неблагоприятной для танков местности, и результат боя оказался для «Тигров» весьма печальным. По странному стечению обстоятельств первый опыт применения «Тигров» больше всего напоминал знаменитый эпизод 15 сентября 1916 г., когда британское командование в сражении на реке Сомме впервые ввело в действие свои танки. Трагическим началом своей боевой карьеры «Тигры» во многом обязаны лично Адольфу Гитлеру, который, не слушая никаких возражений, торопил введение новой техники в строй. В результате «Тигры» были использованы не только не вовремя, но и абсолютно бестолково — малыми группами, в абсолютно неблагоприятной для их веса местности. В своих воспоминаниях Гудериан с горечью и раздражением пишет о том, что Гитлер просто горел желанием поскорее испытать новое «чудо-оружие». В результате в конце 1942 г. на мощные «Тигры» была возложена совершенно второстепенная задача: в составе 502-го тяжелого танкового батальона начать небольшую атаку на труднопроходимом участке болотистой местности под Ленинградом.

29 августа 1942 г., в сопровождении техников и специалистов от фирмы-производителя («Хеншель и сын АГ») взвод «Тигров» из 1-й танковой роты 502-го батальона был отправлен на Восточный фронт. После прибытия на станцию Мга (юго-восточнее Ленинграда), танки немедленно перебросили на линию фронта. В 10.00 взвод прибыл в лес, в расположение батальона.
Около 11.00 поступил приказ готовиться к выступлению. Первым на своем командирском «Тигре» шел командир батальона, майор Рихард Мэркер, за ним следовал «Кюбельсваген» (немецкий аналог джипа, изготовленный фирмой Volkswagen) главного инженера Франке, представлявшего «Хеншель и сын АГ». Вскоре при поддержке пехоты танки достигли передовых позиций и начали обстрел обороняющихся советских войск. За короткое время им удалось отбросить русских и перейти в наступление. К сожалению для немцев, топкий болотистый грунт сковывал маневры тяжелых «Тигров». Воспользовавшись этим, русские открыли прицельный огонь по огромным мишеням.
Достигнув гребня холма, взвод разделился на две части и начал охват противника. «Кюбельсваген» попал под обстрел, а когда наконец сумел вырваться вперед, то сразу же столкнулся с неподвижным «Тигром». Причиной остановки оказалась неисправность в коробке передач. Как выяснилось, это было еще не самое страшное. Рядом стоял «Тигр» с заглохшим двигателем. Посовещавшись с механиком, Франке принял решение выйти из машины и пешком добираться до неисправного танка. После краткого осмотра выяснилось, что устранить неполадку на месте не представляется возможным, поэтому «Тигр» необходимо срочно эвакуировать в расположение ближайшей ремонтной роты. Когда инженеры достигли своего «Кюбельсвагена», к ним подъехал майор Мэркер и сообщил, что из строя вышел еще один танк. На этот раз вышло из строя рулевое управление.

Ночью все три танка были успешно отбуксированы в ремонтные мастерские, причем каждый «Тигр» пришлось тащить по болоту с помощью трех 18-тонных тягачей (вероятно FAMO SdKfz9). Что и говорить, ситуация была исключительно благоприятной для советских войск, однако русские не сумели вовремя оценить этого и позволили раненым, но уцелевшим «Тиграм» покинуть поле боя. В ремонтных мастерских из танков извлекли неисправные узлы и тут же отправили их самолетом в Германию, на завод-изготовитель, откуда незамедлительно были высланы новые детали. Работа кипела день и ночь, так что уже 15 сентября все «Тигры» вновь были в строю.
Однако настоящая катастрофа была еще впереди. Она была подготовлена решением немецкого командования задействовать «Тигры», вместе с небольшой группой «троек» в наступлении все той же 170-й пехотной дивизии на части советской второй ударной армии. Операция была намечена на 22 сентября, причем местность, выбранная для ее проведения, практически ничем не отличалось от той, на которой «Тигры» потерпели неудачу 29 августа. Протесты майора Мэркера, представившего командованию рапорт о невозможности использования тяжелых танков на заболоченных участках, были оставлены без внимания, поскольку план операции принадлежал лично фюреру.


22 сентября, после серии ударов с воздуха, началось сражение. Первый «Тигр» был остановлен на подступах к передовой. Хотя снаряд, угодивший в лобовую плиту, так и не смог пробить броню, двигатель танка от полученного удара заглох. После безуспешных попыток оживить его, экипаж принял решение покинуть танк и подорвать его, чтобы не доставался врагу.


Остальным трем танкам повезло чуть больше. С горем-пополам добравшись до передовой, они получили повреждения, а потом просто увязли в топкой болотистой жиже. Но и на этом их страдания не закончились. Впоследствии, после титанических усилий, два танка все же удалось вытащить из трясины. Улыбнулась удача и самому первому «Тигру», которого чудом спасли от полного выгорания. Вопреки опасениям экипажа, двигатель оказался исправным. Меньше всего повезло четвертому «Тигру». Он увяз так глубоко, что вытащить его не представлялось никакой возможности. Танкисты оказались в безвыходном положении. Они боялись оставлять танк врагу, но при этом еще больше боялись своими руками уничтожить драгоценную машину. Не в силах принять окончательное решение, они предпринимали отчаянные попытки спасти «Тигр». Ночью 24 сентября к танку подошла ремонтная рота. С неподвижного корпуса сняли все сколько-нибудь ценные компоненты, начинили остов взрывчаткой и подорвали.

Но и это еще не все. Гитлер, единолично принимавший решение об использовании новых машин на Волховском фронте, по своему обыкновению решил переложить ответственность за неудачу на исполнителей. Несчастный майор Мэркер был вызван в ставку, где разгневанный фюрер потребовал у него объяснений по поводу «бестолково проигранной операции». Напрасно несчастный служака пытался доказать, что причиной катастрофы стало применение тяжелых танков на абсолютно непригодной для этого местности. Гитлеру нужен был «козел отпущения», поэтому майор был снят с должности и с позором переведен командиром роты 31-го танкового полка 5-й танковой дивизии и вскоре после этого (2 февраля 1943 г.) погиб в бою. Так бесславно закончился первый боевой опыт «Тигров». Впоследствии Гудериан безжалостно и точно подвел итоги этой странице их истории: «Тяжелые непоправимые потери и рассекречивание нового боевого средства, которое в будущем уже нельзя было использовать внезапно, — таковы последствия такого применения новых танков».

К счастью, для вермахта, следующая oперация с использованием «Тигров» происходила в совершенно иных условиях. В своей фундаментальной монографии о «Тиграх» Брайан Перрст подробно останавливается на этом эпизоде. Он рассказывает, что 12 января 1943 г. 502-й тяжелый танковый батальон получил приказ оказать поддержку 96-й пехотной дивизии, попавшей под обстрел двух дюжин советских танков Т-34. «Ситуация складывалась критическая, поэтому четыре «Тигра» под командованием обер-лейтенанта фон Гердштеля были срочно брошены на помощь. В пекле ожесточенного боя двенадцать советских танков были подбиты, а оставшиеся поспешно развернулись и на полном газу понеслись на исходные позиции».

В рапорте американского военного ведомства за номером 20-233, озаглавленном «German Defense Tactics against Russian Breakthroughs» («Оборонительная тактика немецких войск в условиях советского прорыва») и опубликованном в октябре 1951 г., в качестве иллюстрации приводится операция под Харьковом, состоявшаяся в марте 1943 г., то есть почти сразу же после того, как «Тигры» подбили двенадцать Т-34.


«В ходе этой операции немецким «Тиграм» впервые удалось полностью разгромить группу русских Т-34. Обычно русские танки придерживались следующей тактики: находясь в засаде на безопасном расстоянии (порядка 1235 м), они терпеливо дожидались, когда немецкие машины так или иначе обнаружат свое присутствие. Так было и на этот раз, притаившиеся в засаде русские ждали, пока немцы выйдут из деревни, чтобы встретить их в ближнем бою, поскольку на дальнем расстоянии «Тигры» представляли очень большую опасность. Кто бы мог предположить, что на этот раз многократно проверенная тактика окажется ошибочной. Вместо того чтобы выйти из деревни, немцы замаскировались на обоих окраинах и полностью использовали свое тактическое преимущество.

За считанные минуты «Тигры» уничтожили 12 русских Т-34, а когда уцелевшие танки стали отступать, начали преследование и подбили еще 8 машин. Мощность бронебойных 88-мм снарядов оказалось столь высока, что от удара у русских танков срывало башни и отбрасывало их на несколько метров. Среди немецких солдат тут же родилась шутка, что «русские танки снимают шляпы перед «Тиграми». Такой успех имел огромное воздействие на боевой дух немецкой армии».

Генерал Гудериан был очень доволен долгожданной победой, достигнутой в результате грамотного использования новых танков. В распространенной в войсках листовке за его подписью звучат нескрываемая гордость и воодушевление: «Двумя пальцами вы можете управлять мощностью в 700 л.с., передвигать 60-тонную массу, идти со скоростью 45 км/ч по шоссе или со скоростью 20 км/ч по пересеченной местности, преодолевать водные препятствия на четырехметровой глубине… На южном участке Восточного фронта в одном, шестичасовом сражении «Тигр» получил 227 попаданий из противотанковых орудий противника, не считая 14 попаданий 57-мм снарядов и 11 — 76,2-мм. При этом броня его осталась неповрежденной! Опорные катки разлетелись на куски, вылетели два торсиона, несколько противотанковых снарядов застряли в трансмиссии, три мины разорвались под гусеницами. И тем не менее после этого «Тигр» прошел еще несколько километров по пересеченной местности. Танкисты! Вы можете уничтожить Т-34 с расстояния 800 м, но, чтобы добраться до вас, Т-34 понадобится приблизиться на все 500 м.»

Ситуация изменилась не впользу вермахта лишь с появлением у Красной Армии тяжелых танков ИС-2, но это произошло только в 1944 году, да и несмотря на мощь 122-мм танкового орудия скорострельность пушки ИС-2 была невысока из-за выстрелов раздельного заряжания, т.е. «Тигр» мог сделать в среднем три выстрела, тогда, как ИС -2 за это же время мог произвести лишь один, впрочем при попадании 122-мм снаряда в лобовую проекцию «Тигра» практически всегда она не выдерживала удара советского снаряда.

На северном фасе Курской дуги против нашего Центрального фронта действовал только один — 505-й тяжелый танковый батальон (45 танков «Тигр»). В 503-м тяжелом танковом батальоне к началу сражения имелось 42 «тигра». Батальон находился на южном фасе Курской дуги в составе 3-го танкового корпуса оперативной группы «Кемпф» и действовал в полосе обороны нашей 7-й гвардейской армии: его потери в этих боях составили, по немецким данным, четыре «тигра».

Что же касается сражения под Прохоровкой, то непосредственное участие в нем 11-12 июля 1943 года приняли «тигры» моторизованных дивизий СС «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер», «Рейх» и «Мертвая голова» — всего 42 машины этого типа. Еще 15 «тиграми» располагала моторизованная дивизия «Великая Германия», наступавшая на Обояньском направлении.

В операции «Цитадель» приняли участие всего 144 тяжелых танка «Тигр», что составляет всего 7,6% от общего количества немецких танков, задействованных в наступлении под Курском. Существенного влияния на ход событий они оказать не могли, тем более что применялись достаточно разрозненно. Вместе с тем следует признать, что пропагандистская кампания, сопровождавшая их появление на фронте, определенного результата достигла. Сообщения об атакующих и подбитых «тиграх» часто поступали с участков фронта, где их не было и в помине. Во-первых, за «тигры» часто принимали танки других типов, в частности Т-4, с удлиненной пушкой и дополнительными броневыми экранами, а во-вторых, из-за так называемой «тигробоязни». Страх перед немецкими танками, сидевший в солдатах с 1941 — 1942 годов, оставался еще силен, а тут появился новый танк, почти неуязвимый для нашей артиллерии. Но, находясь в засаде, «Тигр» мог натворить немало бед своей длинноствольной 88-мм пушкой, снаряд которой пробивал броню толщинои 112-мм на расстоянии 450 м.

Так, например, в 1944 году во Франции один «Тигр» остановил продвижение целой дивизии, уничтожив из засады 25 танков союзников, прежде чем он был обнаружен и выведен из строя.
Именно на «Тиграх» воевали самые результативные немецкие танкисты-асы — гауптштурмфюрер Виттман и лейтенант Белтер. Вдвоем они уничтожили 144 танка Красной Армии.

www.drive2.ru

Тигр (танк) — Википедия (с комментариями)

Ты — не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: «Истинное обустройство мира».
http://noslave.org

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Panzerkampfwagen.

«Тигр» 1-й танковой дивизии СС «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер» (март 1944 года, Северная Франция)
PzKpfw VI Ausf. h2 «Tiger»
Классификация

тяжёлый танк

Боевая масса, т

56

Компоновочная схема

Отделения управления и трансмиссионное спереди, моторное сзади

Экипаж, чел.

5

История
Годы разработки

1941

Годы производства

1942—1944

Годы эксплуатации

1942—1945

Количество выпущенных, шт.

1394

Основные операторы

Размеры
Длина корпуса, мм

6316

Длина с пушкой вперёд, мм

8450

Ширина корпуса, мм

3705

Высота, мм

2930

Клиренс, мм

470

Бронирование
Тип брони

хромомолибденовая катаная поверхностно закалённая

Лоб корпуса (верх), мм/град.

100[1] / 8°

Лоб корпуса (середина), мм/град.

63 / 10°

Лоб корпуса (низ), мм/град.

100 / 21° — 80 / 65°

Борт корпуса (верх), мм/град.

80[1] / 0°

Борт корпуса (низ), мм/град.

63 / 0°

Корма корпуса (верх), мм/град.

80 / 8°

Корма корпуса (низ), мм/град.

80 / 48°

Днище, мм

28

Крыша корпуса, мм

26 (40 мм с февраля 1944 г.)

Лоб башни, мм/град.

100 / 0°

Маска орудия, мм/град.

Варьируется от 90 мм до 200 мм в районе орудия.

Борт башни, мм/град.

80 / 0°

Корма рубки, мм/град.

80 / 0°

Крыша башни, мм

28 (40мм с февраля 1944г)

Вооружение
Калибр и марка пушки

88-мм KwK 36 L/56

Тип пушки

нарезная

Длина ствола, калибров

56

Боекомплект пушки

92-94 (~120 с 1945 г.)

Углы ВН, град.

−8…+15°

Углы ГН, град.

360 (гидропривод)

Прицелы

телескопический TZF 9a

Пулемёты

2—3 × 7,92-мм MG-34

Другое вооружение

противопехотная мортира типа «S» (принцип действия — мина выстреливалась на высоту 5-7 метров и разрывалась, поражая осколками пехоту противника, пытающуюся в ближнем бою уничтожить танк)

Подвижность
Тип двигателя

первые 250 машин «Майбах» HL210P30; на остальных «Майбах» HL230P45 V-образный 12‑цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения

Скорость по шоссе, км/ч

44 (38 с ограничителем оборотов в 2500)

Скорость по пересечённой местности, км/ч

20—25

Запас хода по шоссе, км

195 (В зависимости от условий эксплуатации. В среднем, при движении танка, как по шоссе, так и вне дороги, расход топлива составлял 8-10 л на 1 км пробега.)[2]

Запас хода по пересечённой местности, км

110 [2]

Удельная мощность, л. с./т

12,9 (у первых 250 — 11,9 л. с./т)

Тип подвески

индивидуальная торсионная

Удельное давление на грунт, кг/см²

1,03

Преодолеваемый подъём, град.

35°

Преодолеваемая стенка, м

0,8

Преодолеваемый ров, м

2,3

Преодолеваемый брод, м

1,2

Panzerkampfwagen VI Ausf. h2, «Тигр» — немецкий тяжёлый танк времён Второй мировой войны, прототипом которого являлся танк VK4501 (H), разработанный в 1942 году фирмой «Хеншель» под руководством Эрвина Адерса. Наряду с прототипом фирмы «Хеншель» руководству Рейха был представлен и проект Фердинанда Порше — VK4501 (P), но выбор военной комиссии пал на вариант «Хеншель», хотя Гитлер более благоволил к изделию Порше.

Впервые танки «Тигр» пошли в бой 29 августа 1942 года у станции Мга под Ленинградом, массированно начали применяться со сражения и взятия Харькова в феврале — марте 1943 года, использовались вермахтом и войсками СС вплоть до окончания Второй мировой войны.

Общее количество выпущенных машин — 1354 единицы, включая 5 танков конструкции Порше.К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 811 дней]. Затраты на производство одного танка «Тигр» — 800 000 рейхсмарок (в два раза дороже любого танка тех времён).

В ведомственной сквозной классификации бронетехники нацистской Германии изначально танк получил обозначение Pz.Kpfw.VI Ausf.h2, индекс управления вооружений Sd.Kfz.182. В марте 1943 производственное обозначение изменили на Pz.Kpfw. Tiger, Sd.Kfz.181 (одновременно для новой модификации «Тигр-II» ввели обозначение Pz.Kpfw. Tiger Ausf. B, Sd.Kfz.182). Приказом Гитлера в январе 1944 г. танк был обозначен Panzerkampfwagen Tiger Ausf.E. После принятия на вооружение танков Tiger II, неофициально также использовалось название Tiger I, с добавлением римской единицы. Производственная модификация была при этом только одна, хотя в конструкцию танка вносились небольшие изменения.

В советских документах танк «Тигр» обычно обозначался просто как T-6 или T-VI.

wiki-org.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *