Содержание

Тяжелый танк ИС-2 | Военное оружие и армии Мира

Тяжелый танк ИС-2 — один из самых мощных танков Второй мировой войны. Созданный в 1943 году, он стал достойным ответом на появление германских тяжелых танков «Тигр» и «Пантера».

Компактная, хорошо защищенная машина с длинноствольной 122-мм пушкой стала грозным противником немецких бронированных «кошек», в итоге не оставив им шансов уцелеть на поле боя.

СОЗДАНИЕ

4 сентября 1943 года на вооружение Красной Армии приняли тяжелый танк ИС-85. Одновременно Опытный завод № 100 обязали спроектировать, изготовить и испытать танк ИС, вооруженный пушкой калибра 122 мм. Получив с завода № 100 необходимую документацию, в КБ завода № 9 быстро выполнили эскизный проект компоновки 122-мм пушки А-19 в башне танка ИС-85, который Ж. Я. Котин повез в Москву. Он очень понравился наркому танковой промышленности В. А. Малышеву и был одобрен И. В. Сталиным. Постановлением ГКО от 31 октября 1943 года танк ИС со 122-мм пушкой был принят на вооружение Красной армии.

Государственные испытания танка ИС-122 прошли очень быстро и в общем успешно. После его перебросили на один из подмосковных полигонов, на котором из 122-мм пушки с дистанции 1500 м в присутствии К. Е. Ворошилова был сделан выстрел по пустому уже расстрелянному трофейному немецкому танку «Пантера». Снаряд, пробив бортовую броню развернутой вправо башни, ударил в противоположный лист, оторвал его по сварке и отбросил на несколько метров. В ходе испытания у пушки А-19 разорвало Т-образный дульный тормоз, при этом Ворошилов едва не погиб. После этого дульный тормоз заменили на другой — двухкамерный, немецкого типа.

Первые серийные танки ИС-85 были изготовлены в октябре 1943 года, а ИС-122 — в декабре. Параллельно со сборкой ИСов в цехах ЧКЗ вплоть до конца года продолжался выпуск танков КВ-85. В январе 1944 года цеха ЧКЗ покинули последние 40 ИС-85, после чего из его ворот во все возрастающих количествах выходили только ИС-122, оснащенные уже новым 122-мм орудием Д-25Т с клиновым полуавтоматическим затвором, за счет которого удалось немного повысить скорострельность (с 1-1,5 до 1,5-2 выстр/мин). С марта 1944 года дульный тормоз немецкого типа заменили более эффективным — конструкции ЦАКБ. С этого же времени танки ИС-85 были переименованы в ИС-1, а ИС-122 — в ИС-2.

МОДЕРНИЗАЦИЯ

Первые боевые столкновения с танками противника выявили и недостаточное бронирование лобовой части корпуса ИСов. В начале 1944 года бронестойкость корпуса пытались повысить, закаливая его на очень высокую твердость, но на практике это привело к резкому увеличению хрупкости корпусных деталей. При обстреле на полигоне танка ИС выпуска марта 1944 года из 76-мм пушки ЗИС-3 с дистанции 500-600 м его броня проламывалась со всех сторон, причем основная часть бронебойных снарядов за броню не проникала, но вызывала образование больших масс вторичных осколков. Этим фактом во многом объясняются значительные потери танков ИС-85 и ИС-122 в боях зимы — весны 1944 года.

На основе боевого опыта и результатов испытаний были изменены режимы закалки, а также конструкция лобовой части корпуса. Новый корпус с так называемым «спрямленным носом» сохранил прежнюю толщину брони. Из лобового листа изъяли люк-пробку механика-водителя, существенно снижавшую его прочность. Сам лист расположили под углом 60° к вертикали, что обеспечило при курсовых углах обстрела ±30° непробитие его из 88-мм немецкой танковой пушки KwK 36 даже при стрельбе в упор. Уязвимым местом оставался нижний лобовой лист, имевший угол наклона 30° к вертикали. Для придания ему большего угла наклона требовалось существенное изменение конструкции отделения управления. Однако, учитывая, что вероятность попадания в нижний лобовой лист меньше, чем в другие части корпуса, его решили не трогать. С целью усиления бронезащиты нижнего лобового листа на нем между буксирными крюками начали размещать укладку запасных траков.

ИС-2 В БОЮ

В феврале 1944 года имевшиеся в составе Красной армии полки прорыва, укомплектованные танками KB, были переведены на новые штаты. Одновременно началось формирование новых частей, оснащенных машинами ИС, которые стали именоваться тяжелыми танковыми полками. При этом им еще при формировании присваивалось наименование «гвардейский».

На завершающем этапе войны каждому танковому корпусу придавался как минимум один танковый полк ИС-2, роль которых при штурме сильно укрепленных населенных пунктов в Германии и Восточной Пруссии трудно переоценить. 122-мм пушка как нельзя лучше подходила для уничтожения долговременных огневых точек. Одним фугасным снарядом ИС-2 проламывал пулеметный бронеколпак, бывший неуязвимым для 85-мм пушки, и разносил вдребезги капитальную кирпичную кладку старинных зданий.

При штурме Берлина тяжелые танки ИС и САУ служили своеобразным тараном, своими мощными орудиями они сокрушали превращенные в укрепления здания города. Накал уличных боев был таким, что танковые экипажи в сутки расходовали от двух до трех боекомплектов.

За мужество и героизм, проявленный личным составом при штурме Берлина, 7-й и 11-й гвардейским тяжелым танковым бригадам были присвоены почетные наименования Берлинских.

КОНСТРУКЦИЯ ТЯЖЕЛОГО ТАНКА ИС-2

Стремление конструкторов ЧКЗ получить максимальное бронирование при относительно умеренной массе и габаритах всего танка имело как положительные, так и отрицательные последствия.

ИС-2 имел классическую компоновку, как все советские серийные тяжелые и средние танки того времени. Бронекорпус от носа к корме последовательно делился на отделение управления, боевое и моторно-трансмиссионное отделения.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Корпус танка представлял собой жесткую броневую сварную коробку из литой и катаной брони. Литые детали корпуса — носовая часть и подбашенная коробка. Днище, борта, корма и крыша корпуса — катаные. В верхнем лобовом листе был смонтирован смотровой люк-пробка механика-водителя. В передней части крыши корпуса имелись два перископических смотровых прибора, предназначавшихся для наблюдения за местностью при закрытом люке-пробке. Доступ в отделение управления был возможен только через люки башни.

В мае 1944 года носовая часть корпуса была изменена, при этом люк-пробку механика-водителя заменили смотровой щелью со стеклоблоком.

Башня — литая, обтекаемой формы. В ее лобовой части имелась амбразура, закрываемая подвижной бронировкой с тремя отверстиями для пушки, спаренного с ней пулемета и телескопического прицела.

В задней части башни с левой стороны находился прилив, где крепилась шаровая установка кормового пулемета. По бортам башни имелись лючки для стрельбы из личного оружия, закрываемые броневыми заглушками.

В крышу была вварена командирская башенка с входным люком и шестью смотровыми щелями. Справа от командирской башенки имелся люк для посадки и высадки экипажа. На танке ИС устанавливался V-образный 12-цилиндровый четырехтактный дизель В-2ИС (В-2-10) мощностью 520 л. с. при 2000 об/мин.

Трансмиссия включала в себя многодисковый главный фрикцион сухого трения (сталь по ферродо), четырехступенчатую восьмискоростную коробку передач с демультипликатором, двухступенчатые планетарные механизмы поворота с многодисковым блокировочным фрикционом и двухступенчатые бортовые передачи с планетарным рядом. Ходовая часть танка применительно к одному борту состояла из шести сдвоенных литых опорных катков и трех поддерживающих катков. Ведущие колеса заднего расположения имели два съемных зубчатых венца. Направляющие колеса — литые, с кривошипным механизмом натяжения гусениц, взаимозаменяемые с опорными катками. Подвеска — индивидуальная торсионная. Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, из 86 одногребневых траков каждая. Зацепление цевочное.

ВООРУЖЕНИЕ

На танке ИС-2 устанавливалась 122-мм пушка Д-25Т с длиной ствола 48 калибров (с дульным тормозом). Масса пушки равнялась 2420 кг. Предельная длина отката — 570 мм, вертикальная наводка — от -3° до +20°. Затвор клиновой, с полуавтоматикой механического типа. Пушки первых выпусков имели поршневой затвор, заимствованный у 122-мм корпусной пушки обр. 1931/37 г. (А-19). Выстрел производился с помощью электроспуска или, в случае его неисправности, ручным механическим спуском.

На части танков ИС-2 на кронштейне, закрепленном на подвижном погоне командирской башенки, размещался 12,7-мм пулемет ДШК обр. 1938 г.

Все танки ИС оснащались приемопередающей симплексной телефонно-телеграфной радиостанцией 10Р или 10РК и внутренним переговорным устройством ТПУ-4-бисФ на четыре абонента.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА ИС-2

  • Боевая масса, т: 46
  • Габаритные размеры, мм:
    — длина (без пушки): 6770
    — ширина: 3070
    — высота: 2630
  • Вооружение: пушка 122-мм Д-25Т обр. 1943 г. (28 выстрелов), пулеметы 3 х 7,62-мм ДТ, 1 х 12,7 мм ДШК (300 патронов калибра 12,7 мм, 1920 патронов калибра 7,62 мм)
  • Бронирование, мм:
    — лоб корпуса: 120
    — лоб башни: 160
    — борт: 90
    — корма; 60
    — крыша корпуса: 30
    — днище: 20
  • Двигатель: V-образный 4-тактный 12-цилиндровый дизельный В-2ИС мощностью 520 л. с.
  • Скорость макс, км/ч:
    — по шоссе: 37,
    — по пересеченной местности: 10-15