Тяжёлый танк Т-35
Вместе с тем стало ясно, что бронирование Т-35 слишком слабо и не удовлетворяет возросшим требованиям, предъявляемым к тяжелому танку прорыва. Поэтому постановлением Правительства от 25 июля 1937 года ХПЗ поручалось спроектировать танк Т-35 с утолщенной броней корпуса и башен. 7 октября 1937 года И.Бондаренко докладывал начальнику АБТУ, что «тактико-технические требования на указанную машину не получены, разработка проекта ведется исходя из применения гомогенной брони следующих толщин: лобовые листы — 75 мм, верхний и нижний наклонные листы носа — 30 мм, борт — 30 мм, листы шестиграна (то есть подбашенной коробки) — 30 мм, дно и крыша — 15 — 20 мм, фальшборт — 15 мм, борта башен — 30 мм». Одновременно завод получил задание спроектировать танк Т-35 с башнями конической формы. Но работы велись чрезвычайно медленно — без того слабое, КБ ХПЗ было сильно обескровлено репрессиями, коснувшимися главным образом инженеров и конструкторов. На специальном совещании по танкам Комиссии Обороны при СНК СССР, состоявшемся 27 марта 1938 года, констатировалось, что к проектированию Т-35 (с коническими башнями) завод приступил с большим опозданием, только в конце февраля, несмотря на то, что задание от НКОП (Наркомата оборонной промышленности) было получено еще в конце сентября 1937 года. В ноябре 1937 года завод получил от АБТУ и техусловия на увеличение толщины брони: борт — 40— 45 вместо 30 мм, башни — 40 — 55 вместо 30 мм, вес машины вместо 55 — 60 т. Это внесло дополнительный тормоз в работу. Экспертизы всех видов: проведение строительной экспертизы. Конфликт с подрядчиками?Производство танков Т-35 по годам |
Сектора обстрела башен танка Т-35 |
Учения 5-й тяжелой танковой бригады под Харьковом. 1936 год. |
bronetehnika.narod.ru
35 — пятибашенный тяжкий танк
Один из самых уникальных и томных танков, применявшихся во время 2-ой мировой войны, «сухопутный линкор» Т-35 был сотворен под воздействием разных английских экспериментальных боевых бронированных машин 20-х годов, схемы которых потаенно добыли русские конструкторы. В первый раз продемонстрированный во время Первомайского парада на Красноватой площади в Москве в одна тыща девятьсот 30 три г., опытнейший эталон Т-35 вызвал приметный энтузиазм на Западе, хотя ни в какой стране танкостроители не попробовали сделать нечто схожее.
Тяжкий пятибашенный танк Т-35 — видео
Главным вооружением служила 7б,2-мм гаубица, самая на тот момент томная танковая пушка, и две 37-мм, а позже 45-мм пушки в башнях впереди и сзади. Башни эти не конструировались специально для Т-35, а были позаимствованы у куда более многообещающего БТ-5. Эта танк замышлялся как «танк прорыва» обороны противника. После того как она будет прорвана, в брешь устремятся легкие танки и пехота, но во время штурма Т-35 был должен быть защищенным со всех боков. Как ни цинично, может быть, это прозвучит, но задняя башня предназначалась для того, чтоб кому-нибудь из идущих сзади не пришло в голову повернуть назад. Так как перевозить его по стальной дороге оказалось делом затруднительным, а свой припас хода у их был достаточно ограничен, машины несли службу исключительно в составе 1-го подразделения — 5-й бригады томных танков, созданной для обороны подступов к Москве.
Это также позволяло ему раз в год появляться на Первомайских парадах во все огромных количествах, так как создание шло, хотя и неспешными темпами. Общий выпуск данной модели составил шестьдесят два единицы плюс еще 6 машин с конической башней. Т-35 возникал на Финском ТВД зимой 1939/40 г., а зимой одна тыща девятьсот 40 один г. несколько этих гигантов сражалось под Москвой. Там несколько из их, оставшись без горючего, попали в руки германцев, которые само мало один экземпляр выслали в Германию для пристального исследования. Танк был неуклюжим, но, что умопомрачительно, достаточно слабо бронированным — наибольшая толщина броневых листов не превосходила 30 мм. Экипажу из одиннадцать человек приходилось разговаривать меж собой по внутреннему телефону, точно так же как танкистам Первой мировой войны. Танки вроде Т-35 сделали у германцев неверную уверенность в том, что российские танкостроители существенно отстали от их в последние мирные годы.
Тактико-технические свойства «Т-35»
Экипаж | 11 чел. |
Боевая масса | 45 т |
Длина | 9,72м |
Ширина | 3,20м |
Высота | 3,43м |
Скорость по шоссе | 30 км/ч |
Припас хода по шоссе | 150км |
Пушки: калибр / марка / боекомплект | 1 × 76,2-мм / КТ-28 / 96; 2 × 45-мм / 20К / 226 |
Пулемёты | 6—7 × 7,62-мм ДТ, 10080 патронов |
Броня | 10-30 мм |
Фото танка Т-35
militaryarticle.ru
Уникальный пятибашенный танк Т-35. Видеохроника
Уникальный пятибашенный танк Т-35. Видеохроника
Сегодня есть лишь один оригинал этой боевой машины, который находится в музее бронетанковых войск в подмосковной Кубинке. Уральцы же создали свой экспонат уникального пятибашенного танка Т-35 при содействии столичных реставраторов по оригинальным чертежам и фотографиям танка.
Работы над Т-35 заняли около полугода. Для доставки тяжелой машины на экспозицию понадобился авто-трал с 50-тонными кранами и целых пять часов работы.
Работы над Т-35 заняли около полугода. Реставраторы заново изготовили более тысячи деталей, с ювелирной точностью транспортировали танк из цеха на выставочную площадку. Чтобы доставить тяжелую машину на место экспозиции понадобился авто-трал с двумя 50-тонными кранами и пять часов работы.
«Это — своего рода символ сталинской индустриализации, военной мощи СССР. Оснащенный тремя пушками и шестью пулеметами, в начале и середине тридцатых готов прошлого века Т-35 стал самым мощным танком в мире. Именно благодаря своему более чем внушительному вооружению его часто называли «сухопутным линкором». Именно он изображен на знаменитой медали «За отвагу», — рассказывает директор музея Александр Емельянов.
«Это — своего рода символ сталинской индустриализации, военной мощи СССР. Оснащенный тремя пушками и шестью пулеметами, Т-35 стал самым мощным танком в мире. Его даже называли «сухопутным линкором». Этот танк изображен на самой массовой медали времен Великой Отечественной «За отвагу», — говорит Александр Емельянов.
Т-35 спроектирован в 1931-1932 годах. Всего экземпляров этих машин изготовлено 59 штук. Длина Т-35 — десять метров, ширина — больше трех, высота — 3,5. Управлял танком экипаж из 9-11 человек.
В 30-е годы Т-35 был важной частью военных парадов, он принимал участие в учениях и маневрах, однако до начала войны не использовался.
Но столкновения гиганта с машинами с фашистами на поле боя показали несовершенство разработки: Т-35 отличала небольшая скорость (до 10 километров в час), малый запас хода и очень слабая бронезащита. Все это делало машины легкой мишенью.
«Т-35 оказался не приспособлен к боям, поскольку инженеры конструировали его, исходя из реалий первой мировой войны: тогда бы он дал врагам! Задачей Т-35 ставилась прорыв вражеской обороны — преодоление рвов и колючей проволоки и одновременное уничтожение живой силы противника. Конструкторы защитили его от винтовочного, пулеметного огня и ручных гранат, но этого в Великую Отечественную было уже недостаточно», — поясняет Никита Крутаков.
Танк-гигант оказался по плечу только СССР
Все-таки в удивительное время мы живем! Захотели люди сделать для музея огромный пятибашенный танк 30-х годов и… сделали! И деньги нашлись, и чертежи, и материалы. Танк уже готов и украсит экспозицию музея в Верхней Пышме! Что это за танк? Чем он так интересен? В этом вопросе разбиралась Pravda.Ru.
История бронетанковой техники
Начнем, как всегда, с истории, потому что она, как известно, если и не все, то очень многое объясняет. Сразу же после Первой мировой войны участвовавшие в ней страны начали совершенствовать свою бронетанковую технику, но не так, чтобы уж очень торопились — война-то ведь только что закончилась. Читайте больше…
О незаслуженно забытой 5-й танковой дивизии Красной Армии и ее командире полковнике Федорове
Это было соединение, сформированное на основе 2-й легкотанковой бригады и имевшее около 400 танков, из них 107 средних (50 Т-34 и 57 Т-28), и 76 бронемашин. В состав дивизии входили 9-й и 10-й танковые полки, которыми командовали полковники И.П.Верков и Т.Я.Богданов, 5-й мотострелковый полк (командир майор В.И.Шадунц), 5-й гаубичный артполк (командир майор В.М.Комаров) и спецподразделения.
Читайте больше…
Игнатюк Виктория
www.militarytimes.ru
Советский тяжелый пятибашенный танк Т-35
Несмотря на молодой возраст, история танкостроения необычайно богата и увлекательна. Танки появились на поле боя всего лишь сто лет назад, но развития этого вида боевой техники было стремительным, танк можно смело назвать главным военным изобретением прошлого столетия. Только в конце XX века их значимость на поле боя стала уменьшаться.
За время своей короткой, но весьма бурной истории танк изменился до неузнаваемости: другим стало его вооружение, средства защиты, изменилась тактика использования на поле боя. Современная боевая машина также напоминает танк Первой мировой войны, как первый самолет, сделанный братьями Райт, похож на истребитель последнего поколения. Это стало возможным благодаря труду тысяч оружейных конструкторов разных времен и национальностей.
С самого начала танковой эры каждая уважающая себя страна стремилась создать бронированные полчища побольше и укомплектовать их наиболее грозной техникой. Денег на это не жалели и не слишком ограничивали полет конструкторской фантазии. В результате на свет появлялись машины с совершенно причудливым внешним видом и характеристиками. Подавляющая часть из них так и осталась на бумаге или в виде опытных образцов.
Поэтому особенно интересна судьба необычных танков, которые не только пошли в серию, но даже успели повоевать. Одной из таких машин был советский тяжелый пятибашенный танк Т-35. Его создали в начале 30-х годов, он имел несколько модификаций и успел принять участие в первых сражениях Великой Отечественной войны. В историю тяжелый танк Т-35 вошел как серийный танк с наибольшим количеством башен.
Но дело не только в количестве башен, Т-35 – это настоящий символ могущества СССР и мощи его вооруженных сил. Без этого танка не обходился ни один из центральных парадов. Когда этот сталинский «дредноут» проезжал по брусчатке Красной площади, всем сразу становилось понятно, что «броня действительно крепка».
Если уж говорить о символизме, то следует сказать, что на одной из наиболее почитаемых советских медалей «За отвагу» изображен именно танк Т-35.
История создания
Создание многобашенных танков отнюдь не являлось отличительной чертой советского танкостроения или отображением гигантомании, присущей СССР. Сразу после окончания Первой мировой войны установка на танках нескольких башен считалась привычным делом и полностью соответствовала военной доктрине того времени.
В танковых классификациях практически всех крупных стран того времени существовали тяжелые танки, задачей которых был прорыв сильно укрепленных оборонительных линий противника. Подобные машины должны были иметь мощную защиту (в идеале противоснарядную) и мощное вооружение, они должны были непосредственно сопровождать пехоту во время атаки на вражеские позиции и методично подавлять огневые точки неприятеля.
В классификации, что была принята в СССР до войны, существовало целых два типа тяжелых танков, первый из которых должен был прорывать «сильно укрепленные оборонительные полосы», а в задачу второго входило преодоление особо сильных вражеских укреплений. Именно ко второму типу машин и относился Т-35.
В конце 20-х годов Красная Армия имела на вооружении довольно неплохие образцы легких танков Т-18, а вот с тяжелыми машинами были проблемы – британские танки Mk. V, которые воевали еще в Первую мировую войну и были взяты в качестве трофеев в у белогвардейцев, были явно устаревшими. Было поставлено задание создать новый отечественный тяжелый танк.
Однако для производства собственной машины остро не хватало опытных кадров.
Разработка первого советского тяжелого танка связана с именем талантливого немецкого конструктора Эдварда Гротте. В начале 1930 года конструкторская группа под его руководством начала работу над созданием среднего танка ТГ-1. В отечественной исторической литературе эту машину обычно называют «танком Гротте».
В 1931 году был сделан первый опытный образец машины, который сразу был передан для испытаний. Работы над ТГ-1 проходили в обстановке строгой секретности, за ними пристально следило высшее руководство страны.
Однако, несмотря на многие новаторские технические решения, использованные при создании ТГ-1, он так и не был запущен в широкое производство. Машина была чрезмерно сложна для советской промышленности и отличалась слишком высокой стоимостью. Разработка этой машины позволила советским конструкторам набраться опыта и приступить к созданию собственного тяжелого танка – Т-35.
Кроме создания ТГ-1, у Гротте были и другие проекты: он предлагал советскому руководству создать машину весом до 100 тонн, вооруженную тремя или пятью башнями.
Тем временем в СССР продолжились работы над созданием тяжелого многобашенного танка. В 1931 году был создан прототип Т-35-1, который имел массу 42 тонны, был вооружен тремя орудиями (одним 76-мм и двумя 37-мм) и тремя пулеметами. Машина имела пять башен и во многом напоминала английский танк Independent, опытный образец которого был построен в 1929 году. В этот период советская военная делегация посещала Англию и имела возможность познакомиться с английской машиной, но насколько это оказало влияние на советских конструкторов – неизвестно.
Экипаж Т-35-1 состоял из десяти человек, машина имела двигатель в 500 л. с., что позволял ей развивать скорость до 28 км/ч. Максимальная толщина брони достигала 40 мм, а запас хода равнялся 150 км.
В 1933 году была сделана следующая модификация танка – Т-35-2, он даже успел поучаствовать в параде на Красной площади. Однако уже в этот момент конструкторы разрабатывали Т-35А – новый танк, который и должен был пойти в серийное производство. Эта машина сильно отличалась от своих предшественников: была изменена длина и форма корпуса, на танк были установлены башни другой конструкции и размеров, подверглась доработке и ходовая часть танка. По сути, это уже была совершенно новая машина.
В 1933 году Т-35А был принят на вооружение. Производство наладили на Харьковском паровозном заводе. В 1934 году тяжелый танк Т-35 начал поступать в войска.
Всего было выпущено 59 единиц этой машины.
В танк непрерывно вносили разнообразные изменения и улучшения. Была увеличена толщина брони, повышена мощность силовой установки, башни приобрели коническую форму. Масса танка возросла, у поздних образцов она составляла 55 тонн.
Использование Т-35
Т-35 не использовали ни в одном из конфликтов 30-х годов, в которых принимал участие СССР. Пятибашенные гиганты не были замечены ни в советско-польской войне, ни в конфликтах на Дальнем Востоке, ни в финской кампании. При этом в Зимней войне СССР применял тяжелые танки, там обкатывались СМК, Т-100, КВ – тяжелые машины нового поколения, которые должны были сменить Т-35. Очевидно, что руководство РККА прекрасно понимало реальные возможности Т-35 и именно поэтому держало его подальше от фронта.
Т-35 можно назвать главным «церемониальным» танком 30-х годов: ни один из парадов на Красной площади или Крещатике не обходился без показа этих исполинов.
«Понюхать пороху» этим танкам пришлось в самом начале Великой Отечественной войны. Большая часть этих машин находилась в подразделениях, расположенных на самой западной границе, в районе Львова. Т-35 участвовали в приграничном сражении, и большая часть из них была брошена своими экипажами.
Танк показал крайне низкие боевые качества, но еще хуже дела обстояли с надежностью машины. Только семь танков было потеряно непосредственно во время боевых действий, тридцать пять машин попросту сломались и были брошены или уничтожены экипажами.
Еще несколько машин (по одной информации пять) принимали участие в обороне Харькова в 1941 году, но информации об их боевом использовании нет. Два последних Т-35 участвовали в обороне Москвы.
Первые дни войны стали для Т-35 настоящим «звездным часом». Немцы обожали делать фотографии на фоне поверженных русских гигантов. Несмотря на сравнительно небольшое количество этих танков, число фотографий немецких солдат на фоне подбитых или брошенных Т-35 просто зашкаливает.
Интересна судьба двух советских Т-35, которые в исправном виде были захвачены гитлеровцами в начале войны. Один танк попал на полигон Кумерсдорф, где использовался в качестве мишени, а другой всю войну простоял на полигоне Цоссен. Немцы применили его в ходе битвы за Берлин, но вскоре он был подбит бойцами Красной Армии из трофейного фаустпатрона.
Сегодня последний образец этой уникальной машины находится в Кубинке.
Описание конструкции
Т-35 имеет классическую компоновку, с расположением силовой установки в задней части корпуса. Это пятибашенная машина, которая имеет два яруса расположения вооружения. Корпус разделен на пять отсеков: отделение передних башен с местом механика-водителя, отделение главных башен, задних башен, а также моторное отделение и отсек трансмиссии.
Корпус танка – сварной, есть и элементы, закрепленные с помощью заклепок.
На крыше переднего отделения были установлены две башни: пулеметная и орудийная. Первую занимал пулеметчик, а во второй башне размещался наводчик и заряжающий.
Главная башня танка была полностью идентична башне Т-28, что существенно удешевляло ее изготовление и упрощало обслуживание. Башня оснащена подвесным полом для удобства работы танкистов.
Малые пулеметные башни полностью идентичны аналогичным башням танка Т-28, а средние орудийные – башням танка БТ-5.
На Т-35 был установлен четырехтактный бензиновый авиационный двигатель М-17, который имел мощность 500 л. с.
Коробка передач обеспечивала четыре скорости при движении вперед и одну назад.
Ходовая часть состояла из восьми (по каждой стороне) обрезиненных опорных катков, шести поддерживающих катков, задние колеса были ведущими. Подвеска танка – блокированная, в тележке устанавливалось по два катка, две спиральные пружины обеспечивали подпружинивание.
Ходовая часть танка была закрыта бронированным фальшбортом, состоящим из нескольких броневых плит.
Основной задачей Т-35 являлась поддержка пехоты при прорыве линий обороны противника, он должен был заниматься уничтожением фортификационных укреплений неприятеля.
По задумке конструкторов для поражения фортификационных сооружений должна была использоваться 76-мм пушка, расположенная в главной башне, а для целей попроще предназначалось 45-мм орудия.
Вспомогательное вооружение танка состояло из шести 7,62-мм пулемётов ДТ, которые могли вести круговой огонь. В каждой орудийной башне был спаренный с пушкой пулемет. Кроме того, ДТ были установлены в пулеметных башенках, а также в кормовой части главной башни. На последних модификациях танка также был предусмотрен зенитный пулемет, который устанавливался на люке наводчика главной башни.
Средства наблюдения Т-35 представляли собой обычные смотровые щели, закрытые бронестеклом, командир танка и командиры танковых башен имели перископические панорамные прицельные приспособления.
В зависимости от серии танка количество экипажа могло варьироваться от 9 до 11 человек. В главной башне танка располагалось три человека: командир танка, радист (заряжающий) и пулеметчик. В каждой из малых орудийных башен находились наводчик и пулемётчик. В каждой из пулеметных башен располагался один стрелок.
Отсек главной башни был отделен от остального объема машины, передние и задние отделения соединялись между собой. Между передними отсеками находилось место механика-водителя, который имел крайне ограниченный обзор.
Оценка машины и сравнение ее с зарубежными аналогами
В предвоенный период Т-35 превосходил по своей огневой мощи любые иностранные боевые машины. Этот танк, вооруженный тремя орудиями и несколькими пулеметами, мог создать вокруг себя настоящее море огня.
Однако маломощная силовая установка и низкая надежность двигателя, ходовой части, множество других технических дефектов делали его малопригодным для использования в реальных боевых условиях. Длительный марш, что совершили Т-35 в составе 34-й танковой дивизии летом 1941 года, оказался фатальным для этих монстров.
Многобашенная компоновка танка чрезмерно усложняла его конструкцию, увеличивала его массу и делала невозможным усиление бронирования. Громоздкие размеры Т-35 делали его прекрасной мишенью как для танков, так и для противотанковой артиллерии противника. В бою скорость Т-35 не превышала 10 км/ч.
Были и другие проблемы: командир танка должен был выполнять работу наводчика главного орудия, что мешало ему командовать машиной в бою.
Уже перед началом Второй мировой войны стало понятно, что двигатель является таким же важным оружием танка, как и его пушка. Именно от маневренности и скорости зависела эффективность использования этого вида бронетехники.
Многобашенная компоновка стала тупиковой ветвью развития танков, Т-35 можно смело назвать ее символом. Этот танк тяжело сравнивать с зарубежными аналогами, ибо серийных танков, имевших целых пять башен, не существует. Эти сухопутные дредноуты обычно делали в единичных экземплярах и, как правило, они в боях не участвовали.
Технические характеристики
Основные характеристики | |
Боевая масса, т | 50 (54) |
Экипаж, чел | 10 |
Габариты, мм: | |
Длина | 9720 |
Ширина | 3200 |
Высота | 3430 (3740) |
Клиренс | 530 (570) |
Толщина брони, мм: | |
нижний наклонный лист | 20 |
передний наклонный лист | 50 (70) |
верхний наклонный лист | 20 |
лобовой лист | 20 |
борта корпуса, подбашенная коробка | 20 (25) |
фальшборт защиты подвески | 10 |
корма корпуса | 20 |
крыша корпуса | 10 |
Днище | 10—20 |
борт большой башни | 20 (25) |
крыша большой башни | 15 |
борт средней башни | 20 |
крыша средней башни | 10 |
борт малой башни | 20 |
крыша малой башни | 10 |
Удельное давление, кгс/см.кв. | 0,78 (0,64) |
Максимальная скорость, км/ч: | |
по шоссе | 28,9 |
по проселку | 14 |
Запас хода, км: | |
по шоссе | 100 (120) |
по проселку | 80-90 |
Емкость топливных баков, л | 910 |
Преодолеваемые препятствия: | |
подъём, град | 20 |
вертикальная стенка, м | 1,2 |
глубина брода, м | 1 (1,7) |
ров, м | 3,5 |
толщина сваливаемого дерева, см | до 80 |
Вооружение | |
Пушка КТ-28 | |
Количество | 1 |
Калибр, мм | 76,2 |
Длина ствола, клб | 16,5 |
Угол вертикального наведения, град | -5…+25 |
Угол горизонтального наведения, град | 360 |
Боекомплект, шт. | 96 |
Пушка 20К | |
Количество | 2 |
Калибр, мм | 45 |
Длина ствола, клб | 46 |
Угол вертикального наведения, град | -6…+22 |
Боекомплект, шт. | 226 |
Пулемёт ДТ | |
Количество | 5 |
Калибр, мм | 7,62 |
Боекомплект, шт. | 10080 |
Видео о Т-35
<iframe src=»http://www.youtube.com/embed/EPm9NB-DSe4″ frameborder=»0″></iframe>
maxpark.com
Т-35 | |
---|---|
Тяжелый танк Т-35А на параде. Москва, Красная площадь, 1 мая 1934 года. | |
Т-35А образца 1936 года | |
Классификация | Тяжёлый танк/ Танк прорыва |
Боевая масса, т | 50 |
Компоновочная схема | пятибашенная, классическая |
Экипаж, чел. | 11 |
История | |
Разработчик | ОКМО[d] |
Производитель | ХПЗ |
Годы производства | 1932—1939 |
Годы эксплуатации | 1932—1941 |
Количество выпущенных, шт. | 2 прототипа; 59 серийных |
Основные операторы | СССР СССР |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 9720 |
Ширина, мм | 3200 |
Высота, мм | 3430 |
Клиренс, мм | 530 |
Бронирование | |
Тип брони | стальная катаная гомогенная |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 30/20° |
Лоб корпуса (середина), мм/град. | 20/35° |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 20/40° |
Борт корпуса (верх), мм/град. | 20/0° |
Борт корпуса (низ), мм/град. | 20 + 10 (фальшборт)/0° |
Корма корпуса, мм/град. | 20 |
Днище, мм | 10—20/90° |
Крыша корпуса, мм | 10/-90° |
Лоб башни, мм/град. | 20 или 15/0° |
Борт башни, мм/град. | 20/0° или 15/0° |
Корма башни, мм/град. | 20/0° или 15/0° |
Крыша башни, мм | 10—15/-90° или 10/-90° |
Вооружение | |
Калибр и марка пушки | 1 × 76,2-мм КТ-28; 2 × 45-мм 20К |
Тип пушки | нарезные танковые |
Длина ствола, калибров | 16,5 у КТ-28; 46 у 20К |
Боекомплект пушки | 96 у КТ-28; 226 у двух 20К |
Углы ВН, град. | −5° — +25° КТ-28; −8° — +32° 20К |
Углы ГН, град. | 360° КТ-28; 191° носовой 20К; 184° кормовой 20К |
Дальность стрельбы, км | 6,4 из пушек по ТОП, 3,6 — ПТ-1, 1,6 — ДТ по ТОП |
Прицелы | ПТ-1 обр. 1932 г. ТОП обр. 1930 г. |
Пулемёты | 6—7 × 7,62-мм ДТ, 10 080 патронов |
Подвижность | |
Тип двигателя |
ru-wiki.ru
Тяжёлый танк Т-35
Научную фантастику не случайно считают зеркалом современности. Как ни старается автор фантастического произведения, в лучшем случае доведет до гротеска то, что уже существует реально
В одном из таких романов 30-х годов фигурирует, в частности, фантастическая боевая машина, напоминающая скорее многогусеничный крейсер с двумя десятками орудийных башен. Нелепейшее сооружение! Но это лишь для человека из нашего времени. С точки зрения инженера-танкостроителя 30-х годов подобная конструкция — лишь логическое развитие идеи многобашенного тяжелого танка, которая владела умами ведущих специалистов по бронетанковой технике как советских, так и зарубежных.
Буквально с первых дней становления бронетанковой промышленности среди конструкторов началось соперничество приверженцев двух основных тенденций: одни делали ставку на однобашенные танки — маневренные, подвижные, легкие и сравнительно слабо вооруженные, а другие — на гигантские машины огромной массы; достаточно тихоходные, оснащенные мощной противоснарядной броней, с тремя-пятью башнями и соответствующим количеством артиллерийских и пулеметных стволов.
Любая концепция, доведенная до абсолюта, являет собой своего рода совершенство — разумеется, если принять условия этой концепции. Примером такого «абсолютного» танка можно назвать советский тяжелый пятибашенный танк Т-35, имевший наибольшую массу из всех танков, выпускавшихся в то время в СССР.
Аналогичные машины разрабатывались и выпускались и в других странах. Их предшественником, созданным с учетом опыта первой мировой войны, стал двухбашенный 70-тонный французский танк 2С с 36-мм броней и пушкой калибра 75 мм. Разработка его началась в 1917 году, и уже в 1919 году предполагалось выпустить 300 единиц, однако в связи с окончанием военных действий производство было резко свернуто. В результате до 1923 года изготовили всего 10 танков типа 2С.
Рассматривая компоновку 2С, современный конструктор может найти в ней множество недостатков. Например, неудачное размещение в одном ярусе двух башен, которые исключают друг для друга круговой обстрел, а также значительная высота моторного отделения. И тем не менее компоновка была новаторской — впервые у тяжелого танка основное вооружение располагалось в башнях. Огневые точки у более ранних машин размещали либо непосредственно в корпусе, либо в бортовых спонсонах с малыми секторами обстрела. Ну а у танка 2С высокое расположение башен до минимума уменьшало «мертвую» зону обстрела, а вынесенные за ходовую часть бортовые пулеметы позволяли вести продольный обстрел траншей. Так же был устроен «супертанк» ЗС с тремя двигателями по 660 л. с. каждый и массой более 80 т.
Многобашенной схемой заинтересовались и английские конструкторы, построив в 1926 году тяжелый танк AIEI «Индепендент». Они сохранили в нем основные принципы французского проекта, но за счет рациональной компоновки машина в целом получилась лучше. При почти той же длине корпус был несколько шире: танк стал выглядеть компактнее, несмотря на двухъярусное расположение вооружения. В свою очередь, размещение всех пулеметов в четырех башенках, сгруппированных вокруг главной башни с 47-мм пушкой, значительно увеличивало гибкость огня и позволяло нацелить на один объект как минимум два пулемета и орудие. Броня у «Индепендента» была слабее, чем у 2С,— всего 28 мм, но за счет этого он стал вдвое легче, что позволяло развивать вполне приличную для того времени скорость — 30 км/ч. Немалым являлся и запас хода — 520 км. И хотя машину не приняли на вооружение, она оказала заметное влияние на дальнейшие разработки тяжелых и средних танков. Как недостаток можно лишь отметить уменьшение калибра пушки с 75 до 47 мм, что снизило эффективность подавления хорошо защищенных огневых точек противника.
В середине 30-х годов в Германии, спешно создававшей танковые войска, фирмы «Рейнметапл» и «Крупп» построили небольшую партию тяжелых трехбашенных танков NbFz. Машина отличалась рядом оригинальных решений в размещении оружия. Две спаренные пушки калибром 75 и 37 мм были установлены в центральной башне с круговым вращением: это позволяло в зависимости от характера цели использовать с наибольшим эффектом то или иное орудие. Второй ярус вооружения образовывали две небольшие, диагонально разнесенные башни со спаренными пулеметами, обеспечивающими высокую плотность огня (что особенно важно при стрельбе на ходу).
В целом машина получилась компактной и довольно легкой (всего 35 т), и это существенно увеличивало ее подвижность — скорость достигала 35 км/ч. Однако бронирование оставалось лишь соответствующим уровню противотанковой артиллерии того времени.
Английская и немецкая конструкции оказали влияние на японский тяжелый танк «92», созданный в 1932 году. Машина имела мощное вооружение: 75-мм пушку в главной башне и 47-мм в башне меньшего размера, установленной спереди слева. Характерной особенностью «92» была пулеметная башенка в кормовой части позади силового отделения.
В 30-е же годы разработку тяжелого танка прорыва продолжили французские конструкторы фирм FCM и «Рено». В 1935 году начинается производство В-1. На первый взгляд кажется, что конструкторы вплотную подошли к однобашенной схеме. Однако башня этого танка была предназначена лишь для 47-мм короткоствольной пушки и пулемета, а 75-мм орудие главного калибра располагалось в лобовом броневом листе. Лишенное механизма горизонтальной наводки, оно могло служить только вспомогательным оружием. К тому же экипаж из четырех человек не мог эффективно обслуживать все огневые точки. Несмотря на сравнительно небольшую для танка этого типа массу в 31 т, В-1 уступал в скорости даже гораздо более тяжелым машинам.
С 1937 года на производство ставится усовершенствованная модель — В-1 bis — с длинноствольной 47-мм пушкой и довольно мощной бронезащитой (толщина лобовых и бортовых листов корпуса составляла 60 мм, а литой башни — 56 мм). До капитуляции Франции в 1940 году было изготовлено 400 танков обеих модификаций. Заметное увеличение массы существенно снизило подвижность В-1 bis. Не помогла установка и более мощного двигателя.
Венцом этой конструкции стал танк В-lfer. Казалось, в ней учли все недостатки предшествующих модификаций: увеличили экипаж до 5 человек, установили более мощный двигатель, а возможности 75-мм пушки улучшили, снабдив ее механизмом горизонтального наведения (до 5°). Но капитуляция прервала начавшееся производство, так что французские танкостроители успели выпустить всего 5 машин.
Начало работы по созданию отечественных тяжелых танков относится к 1929—1930 годам, когда группа специалистов Опытного конструкторско-машиностроительного отдела (ОКМО), возглавляемого Н. В. Барыковым, разработала проект экспериментальной машины этого типа. Она рассматривалась как танк резерва Главного командования при прорыве особо сильных и заблаговременно укрепленных оборонительных полос.
Опытный образец танка Т-35 был изготовлен в 1931 году. Его масса составляла 42 т, броня — 30—40 мм, вооружение включало одну 76-мм и две 37-мм пушки, а также три пулемета; экипаж — 10 человек. Двигатель М-17 мощностью 500 л. с. позволял танку развивать максимальную скорость 28 км^ч. Удельное давление на грунт не превышало 0,7 кг/см\ Опорные катки были сгруппированы попарно в три тележки (на борт). Верх главной башни — округлой формы.
Разработка чертежей серийного танка проводилась в 1932—1933 годах. Изготовление Т-35 поручили Харьковскому паровозостроительному заводу имени Коминтерна. В 1933 году там выпустили первый серийный танк, а затем приступили к мелкосерийному производству. Всего из ворот завода вышло более 60 машин.
В начальный период производства Т-35 соответствовал оперативно-техническим требованиям, предъявляемым к тяжелым танкам Красной Армии. Три пушки и пять пулеметов, расположенные в пяти вращающихся башнях, обеспечивали массированный круговой огонь одновременно во всех направлениях, что для борьбы с пехотой в глубине обороны противника давало определенные преимущества. Однако это потребовало увеличения экипажа, привело к усложнению конструкции. Большие размеры (особенно длина) влекли за собой повышенную уязвимость. Кроме того, были низкими тягово-динамические качества машины, особенно при повороте. Все это не позволяло выполнять в полной мере задачи, стоящие перед тяжелым танком.
Последними двухбашенными тяжелыми танками, созданными перед второй мировой войной, стали советские машины Т-100 и СМК. Но их сравнительные испытания совместно с новым КВ показали явное преимущество однобашенной схемы. Таким образом, в истории мирового танкостроения завершился период многобашенной схемы и наступила эра господства классической компоновки.
Танк Т-35 — пятибашенный, с двухъярусным расположением вооружения. В трех башнях находились пушки и пулеметы, в двух — по одному пулемету. Корпус танка сварной и частично клепаный, из броневых листов толщиной 20 и 30 мм.
76,2-мм пушка ПС-3 образца 1927— 1932 годов, представлявшая собой танковый вариант полковой пушки образца 1927 года, устанавливалась в главной башне и имела круговой сектор обстрела. Длина ее ствола — 16,5 калибра, начальная скорость снаряда— 381 м/с. Прицельные приспособления — танковый перископ образца 1932 года и телескопический прицел образца 1930 года.
Две 45-мм пушки образца 1932 года, обеспечивающие начальную скорость бронебойного снаряда 760 м/с, размещались в двух башнях, расположенных по диагонали. Пушки были закреплены в подвижных бронировках на цапфах, а пулеметы — в шаровых установках, отдельно от пушки. Боекомплект: 96 выстрелов к 76-мм пушке, 220 — к 45-мм пушкам и 10 тыс. патронов к пулеметам.
В главной — верхней — башне, унифицированной с башней танка Т-28, находились три члена экипажа: командир танка (он же наводчик), пулеметчик и сзади — радист (он же заряжающий). В двух башнях с 45-мм пушками размещаются по два члена экипажа—наводчик и пулеметчик: в пулеметных башнях — по одному стрелку. Главная башня отгораживалась от остальной части боевого отделения перегородкой. Передние и задние башни попарно сообщались между собой.
Карбюраторный двенадцатицилиндровый V-образный двигатель М-17 жидкостного охлаждения, установленный в задней части корпуса, развивал мощность 500 л. с. при 1450 об/мин и позволял танку двигаться с максимальной скоростью 30 км/ч, а на местности — порядка 12 км/ч. Топливные баки емкостью 910 л обеспечивали запас хода по шоссе до 150 км. Двигатель соединялся через главный фрикцион с механической пятискоростной коробкой передач. В качестве механизма поворота использовались бортовые фрикционы с ленточными тормозами.
Гусеничный движитель состоял из восьми (на каждую сторону) обрези-ненных опорных катков малого диаметра, шести поддерживающих катков с резиновыми шинами, направляющих колес с винтовым механизмом натяжения гусениц, ведущих колес (задних) со съемными зубчатыми венцами и мелкозвенчатых гусеничных цепей со скелетообразными траками и открытым шарниром. Траки соединялись пальцами, стопорящимися с помощью шплинтов. Между направляющими колесами и передними опорными катками были установлены натяжные ролики, предотвращавшие прогибы передних ветвей гусениц при преодолении вертикальных препятствий.
Подвеска — блокированная, по два катка в тележке; подрессоривание — двумя спиральными пружинами. Ходовая часть закрыта 10-мм броневыми экранами. Танк преодолевал подъемы крутизной до 36°, рвы шириной до 4 м, вертикальные стенки высотой 1,2 м, брод глубиной 1,2 м. Удельное давление на грунт составляло 0,78 кг/см2. В то же время большое значение отношения длины танка к его ширине (больше 3) неблагоприятно сказывалось на его маневренности.
На танке имелась радиостанция 71-ТК-1 с поручневой антенной вокруг главной башни, телефонное переговорное устройство на семь абонентов и система дымопуска. Электрооборудование было выполнено по однопроводной схеме, напряжение сети — 12 В.
Танк Т-35 выпускался несколькими мелкими сериями. В процессе производства в его конструкцию неоднократно вносились изменения. В 1937 году увеличили толщину брони верхнего и нижнего лобовых и бортовых листов, кормы и башен с 20 до 23 мм; мощность двигателя повысили до 580 л. с., масса танка возросла до 52 т, а затем до 55 т. Число-членов экипажа колебалось от 11 до 9 человек. Последняя партия из шести машин, выпущенных в 1938—1939 годах, имела башни конической формы, измененную конструкцию бортовых экранов, улучшенные уплотнения корпуса. Были также усилены элементы подвески и заменены пушки.
Танк Т-35 образца 1933 года:
1 — жалюзи двигателя, 2 — поддерживающий каток, 3 — пулемет ДТ, 4 — перископические приборы, 5 — 76,2-мм пушка ПС-3, 6— рым, 7 — ленивец, 8 — натяжной ролик, 9 — домкрат, 10 — опорный каток, 11 — броневой экран, 12 — коромысло подвески, 13 — ведущее колесо, 14 — командирский люк, 15 — запасной ролик, 16 — кронштейн, 17— башенные люки, 18 — посадочный и смотровой люки механика-врдителя, 19 — фара (закрыта кожухом), 20— 45-мм пушка, 21 — поручневая антенна, 22 — ввод поручневой антенны, 23 — запасные траки, 24 — буксирная серьга, 25 — прожектора (устанавливались на части машин). На виде сверху передняя пулеметная башня условно развернута на 90°; А — танк Т-35 образца 1939 года.
techno-story.ru
пятибашенный танк Т35. Оружие и военная техника. Добавила ЛЮБОВЬ МАТВЕЕВА — VilingStore.net
Т-35 — советский тяжёлый танк межвоенного периода. Разработан в 1931—1932 годах инженерами специализированного КБ под общим руководством Н. В. Барыкова. Является первым в СССР тяжёлым танком, запущенным в массовое производство — в 1933—1939 годах на Харьковском паровозостроительном заводе в рамках нескольких небольших партий была выпущена 61 серийная машина.
пятибашенный танк Т35
Т-35 представлял собой пятибашенный тяжёлый танк классической компоновки, с пушечно-пулемётным вооружением и противопульным бронированием, и предназначался для поддержки пехоты и качественного усиления стрелковых и танковых соединений при прорыве сильно укреплённых позиций противника. Т-35 является единственным в мире пятибашенным танком, выпускавшимся серийно, и самым мощным танком Красной Армии 1930-х годов.
пятибашенный танк Т35
С 1933 года танки Т-35 поступали на вооружение 5-й тяжёлой танковой бригады (ттбр) РККА, с 1936 года выделенной вместе с остальными ттбр в состав резерва Главного Командования. До 1941 года Т-35 ни в каких боевых действиях не участвовали, однако ограниченно применялись в ходе манёвров и учений и часто использовались в военных парадах, являясь зримым воплощением военной мощи СССР. Т-35 принимали участие в боевых действиях начального этапа Великой Отечественной войны в составе 34-й танковой дивизии Киевского ОВО, однако очень быстро были потеряны, в основном — из-за технических неисправностей (лишь семь танков было потеряно в бою).
vilingstore.net