как устроен самый секретный танк России » Военное обозрение

Т-14, более известный как «Армата», – единственный в мире танк третьего послевоенного поколения. Это уникальная разработка российских специалистов, не имеющая аналогов за рубежом. Примечательно, что все комплектующие в новом танке – отечественные, так что санкции ему не страшны.

До появления «Арматы» у современной России не было своего танка, ведь все стоящие на вооружении машины родом еще из Советского союза. Тем примечательнее факт, что Т-14 придумала и отправила на испытания команда специалистов, средний возраст которых – 30-40 лет.


Разработка Т-14 началась в 2009 году в «Уральском КБ транспортного машиностроения», входящем в состав корпорации «Уралвагонзавод». Впервые «Армата» была представлена публике на параде Победы в Москве в 2015 году.

Презентация нового российского танка стала громким событием для всего мира. Накануне парада многие западные СМИ активно спорили о новинке. Так, Jane’s Defence Weekly отметил, что «Армата» имеет «принципиально новый дизайн и представляет собой самое существенное изменение в семействе военной техники России со времен 60-х — 70-х годов». А The Telegraph, ссылаясь на российских экспертов, предположил, что «Армата» способна оставить позади американский «Абрамс», британский «Челленджер» и немецкий «Леопард».

Что такое платформа «Армата»

Т-14 – это лишь одна из машин на платформе «Армата». Сама платформа универсальна и может быть легко адаптирована к разным системам вооружения. На нее можно, например, установить артиллерийский комплекс, зенитный ракетный комплекс или ракетный комплекс «земля-земля».

«У нас есть концепция развития машин на базе платформы «Армата», состоящая из 28 единиц перспективных видов вооружения. — рассказал в интервью РИА «Новости» генеральный директор УВЗ Олег Сиенко. – Они должны быть интегрированы на одной платформе: для ПВО, тяжелых бронированных машин. Тогда будет один ремкомплект, один зип (запасные инструменты и принадлежности), чтобы быстро менять те или иные узлы и агрегаты».

Также на базе «Арматы» будет создана боевая машина «Терминатор-3», чьи предшественники — «Терминатор-1» и «Терминатор-2» — являются аналогами танка Т-72 и идут только на экспорт.

Неуязвимый танк- «невидимка»

Конструкция машины держится в строжайшем секрете, но даже по внешнему виду и открытой информации от разработчиков можно понять, что в ней применены беспрецедентные конструкторские решения. Главной отличительной чертой «Арматы» является необитаемая башня: экипаж находится в специальной бронированной капсуле. «Новая технология позволила изолировать людей от боеприпасов и топлива, то есть при поражении машины вероятность выживания экипажа очень высока, так как бронекапсула хорошо защищена со всех сторон», — объясняет Олег Сиенко.

Оригинальный силуэт в сочетании с использованием специального покрытия значительно снижает заметность машины в тепловом и радиолокационном спектрах наблюдения. Броня «Арматы» способна выдержать попадание любого существующего противотанкового средства.

Кроме того, в «Армате» заложено дублирование любого процесса. Например, в системе управления огнем предусмотрена возможность вручную управлять орудием и производить выстрелы. «Армата» устойчива даже к непредвиденным действиям экипажа, — говорит Сиенко. — Машина сама предупреждает о возможной поломке благодаря информационно-управляющей системе».


Примечательно, что танк устроен таким образом, что если вдруг появится новое вооружение или более совершенный узел-агрегат, то их можно будет быстро интегрировать в машину. В УВЗ подчеркивают, что такой возможности пока нет ни у одного танка в мире.

Оружие для новой войны

Т-14 стал первым в мире танком, который идеально вписывается в концепцию «сетецентрической войны», то есть предназначен, в первую очередь, не для одиночного боя, а для работы в составе группы боевых машин.

Сетецентрическая война (от англ. Network-centric warfare) — концепция ведения войны, при которой все участники боевых действий (командование, военная техника, живая сила, разведка) объединяются в единую информационную сеть. Это позволяет синхронизировать действия, оперативно получать и доводить до всех участников информацию в режиме реального времени. Результат – оперативное управление силами и средствами, повышение темпа операций, эффективности поражения сил противника. Сетецентрическая война предполагает активное использование беспилотников, высокоточного оружия, хорошо защищённых устойчивых каналов связи с высокой пропускной способностью и средств радиоэлектронной борьбы. Первыми к практическому осуществлению концепции сетецентрической войны в конце 90-х годов прошлого века приступили вооруженные силы США.

В сетецентрической войне ставка делается именно на эффективную работу боевых модулей, а не отдельных машин. «Эта «новая война» предполагает, что танковые дуэли больше не решают исход боя. Столкновение танковых подразделений отошло на второй план, уступив место боям комбинированных боевых групп, в которых танк хоть и очень важная, но лишь одна из составляющих боевого порядка, — объясняет заместитель генерального директора УВЗ Вячеслав Халитов. — Надо создавать автономные, способные действовать самостоятельно боевые модули, в которые входили бы семейства боевых и обеспечивающих машин. Но это должно быть единое подразделение. Безусловно, чтобы достаточно эффективно реализовать заданные характеристики в «Армате», особенно в танке Т-14 и тяжелой боевой машине пехоты Т-15, надо менять формы и способы их применения».

Ориентир для конкурентов

После появления «Арматы» зарубежные производители военной техники всерьез занялись аналогичными разработками. По сообщениям СМИ, немецкая корпорация Krauss-Maffei Wegmann и французская Nexter готовятся создать совместное предприятие по производству сухопутной военной техники. Еще в прошлом году они заявили, что в ближайшем будущем займутся созданием нового танка, который в перспективе заменит французский Leclerc и германский Leopard 2.

В УВЗ скептически относится к сообщениям о попытках догнать российским разработчиков, так как считают, что опередили зарубежных коллег минимум лет на десять.

Немецкое издание Stern пишет, что новейшие разработки российского военно-промышленного комплекса заставят западные страны поторопиться с модернизацией армий. По мнению издания, танк «Армата» Т-14 является первой реальной инновацией России после распада СССР. При этом «Армата» использует лучшие достижения российского танкостроения — танк очень быстрый и маневренный.

topwar.ru

Лучшие современные танки мира: топ-10 боевых машин

26.10.2018

Более ста лет назад танки впервые появились на поле боя. И весь двадцатый век эти боевые машины определяли исход основных военных конфликтов. Сильнейшим считался тот, у кого танки имели лучшую броневую защиту, более мощное орудие и у кого их было больше. Несмотря на большое количество противотанковых средств, существующих в наши дни, танки все еще остаются основной ударной силой сухопутных войск. Большинство военных экспертов считает, что подобная ситуация сохранится и в ближайшее десятилетие.

Одной из самых обсуждаемых тем, связанных с военной техникой и оружием, является вопрос, какой самый лучший танк в мире. Государства ежегодно вкладывают десятки миллионов долларов на разработку новых боевых машин и модернизацию старых моделей. Наиболее «продвинутыми» танкостроительными странами являются США, Великобритания, Германия, Россия, Китай, Израиль и Украина. Они могут производить танки серийно, имеют серьезные танкостроительные школы с многолетними традициями. В последние десятилетия к этому «клубу избранных» стремятся присоединиться Индия, Пакистан, Турция, Польша, обе Кореи и Япония.

Вопрос о том, какой самый лучший танк, не слишком корректен: очень тяжело сравнивать между собой машины, ни разу не встречавшиеся между собой в реальном бою. Да и один поединок не сможет расставить все точки над i в этом вопросе. Исход схватки зависит не только от тактико-технических характеристик боевых машин, но и от выучки экипажа, конкретного театра боевых действий и от бесчисленного количества других факторов (от удачи, в конце концов). Не следует забывать, что танки не воюют в одиночку – это часть сложного армейского механизма, работающая в тесном взаимодействии с пехотой, артиллерией, авиацией. Так что простое сравнение ТТХ машин не дает возможности всерьез говорить о преимуществах того или иного танка.

Мы попытаемся провести сравнительный анализ наиболее известных и современных танков, и представить вам топ-10 сильнейших бронированных машин в мире. Некоторые из танков, стоящие на вооружении сильнейших армий мира, были разработаны несколько десятилетий назад (американский «Абрамс», израильская «Меркава», немецкий «Леопард»), после чего прошли несколько этапов модернизаций. В нашем рейтинге мы будем рассматривать только самые последние (наиболее совершенные) модификации машин. Основными критериями для присуждения того или иного места будут служить три показателя: защищенность боевой машины, ее огневая мощь и подвижность танка. Итак, наш топ: 10 лучших танков современности.

10. «Арджун» Mk.I (Индия)

Открывает наш топ-10 индийская боевая машина, которая была принята на вооружение в 2011 году. Этот танк можно назвать первой самостоятельной разработкой индийских танкостроителей, хотя чтобы создать его индийским технологам и инженерам понадобилось более тридцати пяти лет. «Арджун» имеет массу 58,5 т, его экипаж состоит из четырех человек, на танке установлена 120-мм нарезная пушка, из которой можно производить пуски управляемых ракет. Скорострельность орудия составляет 6-8 выстрелов в минуту.

Танк оснащен двигателем с мощностью 1400 л. с. (удельная мощность – 23,9), который позволяет машине развивать на шоссе скорость 75 км/ч.

«Арджун» Mk.I попал в наш топ, однако он находится на самой нижней его строке. Разработка этой боевой машины началась более 35 лет назад. Возможно, технические решения, использованные в его конструкции, когда-то и были современными, но теперь они несколько устарели.

9. Тип 99А2 (Китай)

Тип 99А2 – это последняя модификация китайской боевой машины, но назвать этот танк полностью самостоятельной разработкой можно с большой натяжкой. Машина создана на базе советского танка Т-72, хотя и имеет от него большое количество отличий. Эту боевую машину приняли на вооружение в 2011 году, она имеет массу 58 т, экипаж состоит из трех человек, танк вооружен 125-мм гладкоствольной пушкой со скорострельностью 7 выстрелов в минуту. 1500-сильный двигатель (удельная мощность 25,9) позволяет этой боевой машине разгоняться на шоссе до скорости 70 км/ч.
В отличие от Т-72, Тип 99А2 получил новую сварную башню и более совершенную защиту, которая состоит и из более «продвинутой» брони, и из динамической защиты последнего поколения. Кроме того, Тип 99А2 имеет лазерный комплекс, способный буквально ослеплять противника.

8. AMX-56 Leclerk

На восьмом месте топ-10 французский танк, принятый на вооружение в 1992 году. На момент своего создания эта боевая машина считалась самой современной и высокотехнологичной, однако с того момента прошло уже более двадцати лет. AMX-56 Leclerk снят с серийного производства. Еще можно добавить, что этот французский танк является одним из самых дорогих в мире (около 6 млн евро).

Последние серии этой боевой машины имели массу 57,4 т, танк вооружен 120-мм гладкоствольной пушкой, его двигатель имеет мощность 1500 л. с. Leclerk имеет автомат заряжания, что не является типичным для западной школы танкостроения. Этот элемент позволил сократить экипаж до трех человек и усилить бронирование без увеличения массы машины. Конструкция автомата заряжания отличается от аналогов, используемых в советских (российских и украинских) танках. Он находится в кормовой изолированной части башни, которая снабжена вышибными панелями. Такое инженерное решение можно смело отнести к одному из основных достоинств танка.

7. «Челленджер 2» (Великобритания)

Производство этого танка началось в 1994 году, он относится ко второму поколению британских «Челленжеров». Боевая масса машины составляет 62,5 тонны, она вооружена нарезной 120-мм пушкой, экипаж танка составляет четыре человека.

Эксперты считают главным преимуществом Challenger 2 его броневую защиту, которая обеспечивает высокую безопасность для экипажа. Также на машине установлена динамическая защита. Двигатель (мощность 1200 л. с.) обеспечивает максимальную скорость 56 км/ч.

«Челленджер 2» имеет реальный боевой опыт, он довольно успешно применялся англичанами на Балканах и во время второй иракской кампании. Правда, в этих конфликтах этому танку противостояли устаревшие модели советских боевых машин. В 2008 году с учетом полученного реального боевого опыта была проведена глубокая модернизация танка: машины получили новую пушку, двигатель и трансмиссию. Также была заменена система управления огнем.

6. K2 «Черная пантера»

Это южнокорейский танк, который был принят на вооружение в 2018 году. Он считается первым танком, который самостоятельно разработали южнокорейские инженеры. Машина получилась весьма продвинутой, но очень дорогой: стоимость одной «Черной пантеры» оценивается в 8,5 млн долларов.

Масса танка составляет 55 тонн, экипаж состоит из трех человек. К2 вооружен 120-мм гладкоствольной пушкой, разработанной на основе немецкого танкового орудия Rh-120, — одного из лучших в мире на сегодняшний день. Но это еще не все: танк оснащен автоматом заряжания, по конструкции сходным с тем, что стоит на французском «Леклере». Автомат заряжания позволяет танку вести огонь со скоростью 15 выстрелов в минуту. Кроме того, ОБТ К2 оснащен комплексом активной защиты, способной сбивать вражеские снаряды и управляемые ракеты.

Весьма совершенной является и электронная начинка К2: все электронные системы танка собраны в одну сеть (ТИУС), а боевая информационно-управляющая система позволяет управлять тактическим танковым соединением в автоматизированном режиме, обмениваться информацией в режиме реального времени между танками и другими видами боевой техники, а также пунктами управления.

5. БМ «Оплот»

БМ «Оплот» — украинский ОБС, разработанный харьковскими танкостроителями, на основе советского ОБТ Т-80У. Масса танка составляет 51 тонну, он вооружен 125-мм гладкоствольной пушкой КБАЗ, из которой можно вести огонь управляемыми ракетами «Комбат».

Экипаж боевой машины составляет три человека, мощность двигателя – 1200 л. с. (удельная мощность — 24,7), что позволят танку разгоняться на шоссе до скорости 70 км/ч. Отдельно следует упомянуть высокий уровень защищенности машины. Кроме многослойной броневой защиты, на машину установлена новейшая динамическая защита «Дуплет». Также БМ «Оплот» может быть оснащен комплексом активной защиты «Заслон», который способен эффективно бороться против неприятельских снарядов и ПТУР. На танке установлен КОЭП «Варта», который обнаруживает облучение машины лучом лазера и создает дымовую завесу.

4. Т-90АМ (Россия)

Т-90АМ. Этот российский танк является глубокой модернизацией советского ОБТ Т-72. Первые модификации Т-90 появились в начале 90-х годов. Масса машины составляет 46,5 т, экипаж – три человека, на модификации АМ установлена 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М-5, которая может вести огонь управляемыми ракетами. Танк оснащен двигателем В-92С2Ф мощностью 1130 л. с.

Следует отметить, что Т-90 разных модификаций – это наиболее продаваемый основной боевой танк на международном оружейном рынке. Большинство экспертов считают, что эта машина обладает наилучшим соотношением цены и качества.

3. «Абрамс» M1A2 SEP

«Абрамс» M1A2 SEP. Это один из самых узнаваемых в мире танков. «Абрамс» был запущен в серийное производство в 1980 году и с тех пор является основным танком вооруженных сил США. Кроме того, он поставляется на экспорт. За годы эксплуатации эта боевая машина пережила множество модернизаций, модификация M1A2 SEP является одной из самых последних и наиболее совершенных. Танк «Абрамс» принимал участие в нескольких серьезных вооруженных конфликтах и показал себя с самой лучшей стороны.

Танк имеет массу 63 тонны, экипаж четыре человека, он вооружен гладкоствольной 120-мм пушкой. На «Абрамсе» установлен газотурбинный двигатель AGT-1500 с максимальной мощностью 1500 л. с., что позволяет ему разгоняться до 66,8 км/ч на шоссе.

«Абрамс» M1A2 SEP имеет великолепный уровень защищенности, состоящий из многослойной комбинированной брони и динамической защиты. К этому следует добавить специальную систему, которая ослепляет управляемые боеприпасы с инфракрасным наведением. Боекомплект танка находится в броневой нише с вышибными панелями, что существенно повышает шансы экипажа при его детонации.

На танке установлена одна из самых совершенных систем управления огнем, наивысшей похвалы заслуживают системы прицеливания и наблюдения.

Еще одной сильной стороной танка являются его боеприпасы: бронебойные подкалиберные снаряды и боеприпасы с программируемым взрывателем.

2. «Леопард 2А7» (Германия)

«Леопард 2А7». На втором месте топ-10 разместилась седьмая модификация знаменитого немецкого танка «Леопард 2», представленная широкой общественности в 2010 году. Этот танк имеет массу около 70 тонн, экипаж четыре человека и вооружен одной из лучших танковых пушек в мире — Rh-120 компании Rheinmetall. Он оснащен дизельным двигателем MB 873 Ka-501 мощностью 1500 л. с., который обеспечивает максимальную скорость по шоссе около 70 км/ч. Несмотря на большой вес, силовая установка танка обеспечивает ему прекрасную маневренность.

Особо следует отметить серьезную защищенность этой машины: на модификации 2А7 использована новейшая динамическая защита от управляемых ракет, реактивных гранат и снарядов. Значительно усилена противоминная защита.

В «Леопарде 2А7» использована технология «цифровая башня», он имеет совершенную СУО и оборудование, которое обеспечивает эффективную работу танка в составе тактического подразделения.

Еще одной «изюминкой» 2А7 являются новейшие подкалиберные снаряды (БОПС), с сердечником из сплава вольфрама, которые могут поражать любые современные танки. Также в боекомплекте есть и программируемый фугасный выстрел.

1. Т-14 «Армата» (Россия)

Т-14 «Армата». Данная боевая машина возглавила наш топ-10, можно сказать, авансом. Машина до сих пор является экспериментальной, то есть она пока не стоит на вооружении российской армии. Информация о ней неполна и довольно противоречива. Впервые широкой общественности он был продемонстрирован в 2018 году.
Создатели позиционируют его, как танк нового поколения. Масса танка составляет 55 тонн, экипаж три человека, на нем будет установлена 125-мм пушка.

Эта боевая машина имеет несколько отличий в своей компоновке: башня танка необитаема, а экипаж находится в его передней части, в специальной бронированной капсуле. На танке будет установлен радар с фазированной решеткой (как на последних истребителях) и большое количество видеокамер, которые обеспечат круговой обзор экипажу.

Из защиты «Арматы» следует упомянуть КАЗ «Афганит», который, по словам разработчиков, сможет сбивать даже современные БОПСы. К нему еще стоит добавить новейший комплекс динамической защиты «Малахит» и систему противоминной защиты.

Среди минусов машины эксперты уже называют автомат заряжания с частью боекомплекта, который находится в боевом отделении. Это типично советская компоновка, которая приводит к детонации боекомплекта при попадании в боевое отделение кумулятивного или подкалиберного снаряда.

Разработчики называют «Армату» первым в мире танком для «сетецентрической войны». Проблема в том, что на сегодняшний день в российской армии этот танк является единственным элементом для ведения подобных боевых действий.

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Автор статьи:

Егоров Дмитрий

Увлекаюсь военной историей, боевой техникой, оружием и другими вопросами, связанными с армией. Люблю печатное слово во всех его формах.

Свежие публикации автора:

С друзьями поделились:

militaryarms.ru

5 новейших танков мира | TANKI-TUT.RU

Танки по-прежнему остаются важной фигурой на поле боя, способной переломить исход сражения. Одни страны используют задел, оставшийся в танках еще с 80-х годов прошлого века — таких, как М1 Abrams или Leopard 2, другие создают новые боевые машины, максимально отвечающие требованиям военных или внешних заказчиков (так поступили Южная Корея, Турция и Китай), или же конструируют принципиально новые танки (Россия).

МВТ-3000 (Китай)

Фото: МВТ 3000

Китай широко экспортирует не только дешевую бытовую технику, но и вооружение, в частности – танки. И здесь серьезную конкуренцию китайским боевым машинам составляют русские танки Т-90СМ. Основной боевой танк МВТ-3000 призван превзойти конкурентов на рынке вооружений по соотношению «цена — качество». Защита лобовой проекции танка китайской бронемашины представляет собой многослойную комбинированную броневую преграду и сопоставима по толщине с таковой у немецкого Leopard 2. В дополнение ко всему танк оборудован навесной динамической защитой.

Основным вооружением является пушка — пусковая установка калибра 125 мм, способная вести огонь управляемыми ракетами на дистанцию в пять километров. МВТ-3000 оснащается 1300-сильным дизельным двигателем, который разгоняет 51-тонный танк до 71 км/ч, запас хода составит порядка 500 км. Создатели предусмотрели возможность форсирования мощности мотора до 1500 л.с. Боевая машина оснащена современными системами прицеливания и наблюдения. Например, в распоряжении механика-водителя имеется неохлаждаемый тепловизор третьего поколения. Разработка МВТ-3000 была начата в 2012 году, а выпуск планируется организовать в 2016 году.

ROTEM K2 (Южная Корея)


ROTEM K2, более известный как K2 Black Panther – это перспективный боевой корейский танк, серийное производство которого было начато в 2014 году. Танк вооружен мощной 120-мм гладкоствольной пушкой с длиной ствола 55 калибров, которая была создана на основе немецкого орудия фирмы Rheinmetall.

Боекомплект орудия – 40 снарядов, 16 из которых размещаются в механизированной укладке автомата заряжания, остальные 24 – в специальных укладках в боевом отделении танка. Скорострельность орудия – 15 выстрелов в минуту. В боекомплекте пушки имеется снаряд KSTAM с самонаводящимися боевыми элементами. Стрельба таким боеприпасом ведется на дальность от 2 до 8 км, снаряд автоматически корректируется в полете, а суббоеприпасы способны поражать технику противника в самую незащищенную часть – верхнюю полусферу.
Лобовая броня танка защищает от 120-мм бронебойного подкалиберного снаряда APFSDS, который широко используется на Западе. Танк обладает продвинутой системой управления огнем, способной самостоятельно обнаруживать, производить опознавание, сопровождать и обстреливать цели без участия оператора.
Отдельного внимания заслуживает гидропневматическая подвеска танка, которая благодаря наличию системы ISU обеспечивает автоматическое индивидуальное управление узлами подвески каждого опорного катка, позволяет танку «присесть», «пригнуться», наклониться в любую сторону и убирает вибрацию при движении по пересеченной местности.

Altay (Турция)

Altay призван стать основным боевым танком турецкой армии, хотя он позиционируется как собственная разработка, но это не так. 60% узлов и агрегатов Altay позаимствовано у корейского K2 Black Panther, а внешне машина очень похожа на немецкий Leopard 2. Танк находится в эксплуатации с 2015 года, пока их построено всего четыре, но в планах турецких военных – получить не менее 1000 таких боевых машин.
По сообщению основного подрядчика проекта компании Otokar, масса Altay составляет порядка 60 тонн. Танк вооружен модифицированной пушкой немецкой фирмы Rheinmetall с длиной ствола 55 калибров. За подвижность танка отвечает немецкий дизель мощностью 1500 л.с.

Altay оснащен дистанционно управляемым модулем с 12,7 мм и 7,62 мм пулеметами и защищен комбинированной броней. Экипаж танка – четыре человека.

TARIQ AB9C4 (ЮАР-Иордания)

Иорданское конструкторское бюро King Abdullah II Design and Development Bureau совместно с южноафриканскими специалистами разработали танк четвертого поколения TARIQ AB9C4. Основной изюминкой танка стала необитаемая башня Falcon с малой площадью передней части. Правда, создать такой модуль самостоятельно специалистам вышеназванных государств не удалось, поэтому основную работу сделали швейцарские и британские фирмы.

В качестве основного орудия выбрана 120-мм гладкоствольная пушка CTG, способная вести огонь всеми типами современных западных боеприпасов. Орудие было создано швейцарской фирмой RUAG Land Systems, по значению предельной нагрузки на разрыв ее стали – 1300МПа – оно значительно превосходит 120-мм гладкоствольную пушку фирмы Rheinmetall, чей показатель – 1030МПа.

Пушка снабжена автоматом заряжания, в котором размещается 17 снарядов, остальная часть боекомплекта размещена во внутренней части башни. Экипаж TARIQ AB9C4 состоит из двух человек, которые размещены в корпусе ближе к башне. Все вооружение дистанционно управляемое. Это опытный танк, работы над которым еще не закончены. Пойдет ли он в серию, пока неизвестно.

Т-14 «Армата» (Россия)

Т-14 «Армата» сегодня единственный принятый на вооружение танк с необитаемой башней. Его многослойная комбинированная лобовая броня способна выдержать попадание любого современного и перспективного типа противотанковых снарядов и ракет.
Экипаж танка – три человека – размещается отдельно от боекомплекта в специальной бронекапсуле, что существенно повышает его шансы на выживание. Днище Т-14 прикрывает V-образное бронирование, кроме того, танк оборудован дистанционными миноискателями, подключенными к системе уничтожения мин.

«Армата» оснащена активной системой «Афганит», способной уничтожать на подлете кумулятивные гранаты, противотанковые управляемые ракеты и подкалиберные снаряды.

Первые экземпляры танка вооружены 125-мм гладкоствольной пушкой — пусковой установкой, в последующем серийные машины получат 152-мм орудие. Снаряды этой пушки, получившей индекс 2A83, могут на дальности 5100 метров пробить метр гомогенной брони.

За подвижность Т-14 отвечает 12-цилиндровый четырёхтактный Х-образный дизельный двигатель мощностью 1500 л.с ., а активная подвеска нивелирует раскачивание при движении. Танк находится в эксплуатации с 2015 года.

Источник http://42.tut.by/

comments powered by HyperComments

tanki-tut.ru

Какие танки стоят на вооружении Российской армии

Основу танковых войск России составляют машины, прекрасно проявившие себя во всех заметных конфликтах последних четырех десятилетий.

Со времен Второй мировой войны танки были и остаются одной из основных действующих сил в конфликтах с непосредственным соприкосновением противников — так сказать, главным тяжелым оружием на поле боя. Естественно, поэтому численность танковых войск тоже остается одним из важнейших показателей боевых возможностей армии того или иного государства.

Среди мировых держав наиболее крупными танковыми войсками обладают три: РФ, США и Китай, причем в этой тройке наша страна лидирует с колоссальным отрывом. На сегодняшний день в действующих войсках и на хранении в арсеналах Российской армии насчитывается, по разным данным, порядка 21 000–22 000 танков. Американские танковые войска вооружены вдвое меньшим количеством машин — 9125 единицами, из которых подавляющее большинство (около 8700) составляют принятые на вооружение почти четверть века назад М1 «Абрамс». Сопоставимое количество танков, по разным данным — от 8500 до 9000 штук, имеет Народно-освободительная армия Китая, где превалирует танк «Тип 96», принятый на вооружение в 1997 году и по своим боевым возможностям стоящий ближе всего к отечественному Т-72 последних модификаций.

Тому, что именно Российская армия обладает наибольшим числом танков в мире, удивляться не приходится. Ведь наша страна имеет самую протяженную в мире сухопутную границу, а кроме того, все войны последних двух веков, в том числе и две мировых, Россия была вынуждена вести в основном на собственной территории. В таких условиях концепция применения вооруженных сил неизбежно должна в значительной степени опираться на танковые войска — так же, как американская концепция войны на чужой территории за океаном опирается на авианосцы и мобильные войска типа морской пехоты.

В строю и в запасе

Формально, как об этом говорит официальный сайт Министерства обороны РФ, на вооружении отечественных танковых войск стоит три модели танков: Т-72, Т-80 и Т-90. В их число не включен пока официально не принятый на вооружение новейший танк Т-14 «Армата», совсем недавно продемонстрированный широкой публике на Параде Победы в Москве. Официальных данных о количестве танков каждой модели Минобороны не приводит, но, по данным независимых источников, общее число машин всех трех моделей достигает 13 000–14 000 штук.

Кроме того, официальный военный сайт не упоминает и о танках, хранящихся в резерве, — устаревших, но не потерявших своих боевых возможностей Т-55, Т-62 и Т-64. А их не так уж и мало — почти 8000. Больше всего зарезервировано танков Т-55: как-никак это самый массовый советский послевоенный танк первого поколения. Принятая на вооружение в 1958 году, эта бронированная машина только в СССР и только в основных модификациях была выпущена в количестве свыше 20 000 штук! Большинство из них, конечно, уже утилизировано, но примерно 2800 Т-55 хранятся в арсеналах на консервации.

Чуть меньше — около 2300 штук — законсервировано танков Т-64. Эта машина оказалась весьма удачной, несмотря на свой низкий модернизационный потенциал, а на Западе ее появление вообще сравнивали с выходом на поле боя прославленного Т-34. А вот предшественник и современник Т-64 — танк Т-62 — сохранился в арсеналах в гораздо меньших количествах: приблизительно 1600 штук. Еще совсем недавно их было почти 2500, но 900 машин было утилизировано, при том что с вооружения Т-62 окончательно сняли лишь в 2011 году.

Основной танк Т-72 «Урал»

Число танков, стоящих на вооружении: около 2000 единиц
Общее количество выпущенных танков всех модификаций: около 30 000 штук (примерно 7500 штук находится на хранении)

Вес: 41 т
Вооружение: 125-миллиметровая пушка, пулемет калибра 12,7 мм, пулемет калибра 7,62 мм
Экипаж: 3 человека
Скорость на пересеченной местности: 35–45 км/ч. 

    
Т-72 можно считать самым массовым советским послевоенным танком всех поколений, что закономерно: его приняли на вооружение 7 августа 1973 года, в том же году была выпущена установочная партия в 30 машин, а прекращен выпуск модели только в 2005-м, то есть 32 года спустя! Главный конструктор танка Леонид Карцев отмечал, что зарубежные специалисты считают эту машину «лучшим и самым массовым танком второй половины ХХ века».

За три десятка лет танк неоднократно модернизировался: общее число модификаций, включая экспортные версии, достигает двух десятков. Но основными были модификации Т-72А и Т-72Б, а также более современные Т-72БА и Т-72Б3. Первая модификация — Т-72А — была проведена в 1979 году: на машину установили новые приборы наведения и наблюдения, заменили пушку на более новую и усилили навесную защиту, а также поменяли двигатель на более мощный. Спустя шесть лет появилась модификация Т-72Б — с новым комплексом управляемого вооружения «Свирь», новым комплексом динамической защиты «Контакт» и новым двигателем, а также пушкой — пусковой установкой вместо обычной пушки.

Третья модификация представляет собой глубокую модернизацию Т-72Б с усилением защиты, в том числе и встроенной динамической, и более современными элементами системы управления огнем и самим танком. А последняя модификация — Т-72Б3 — поступает в войска последние три года и отличается новейшей системой управления огнем, существенно увеличившей возможности бортового вооружения, самым мощным двигателем во всей линейке и усовершенствованной ходовой частью.

Основной танк Т-80

Число танков, стоящих на вооружении: около 4000
Общее количество выпущенных танков всех модификаций: более 10 000 штук (из них свыше 6500 — модификация Т-80У)

Вес: 42–46 т
Вооружение: 125-миллиметровая пушка, пулемет калибра 12,7 мм, пулемет калибра 7,62 мм
Экипаж: 3 человека
Скорость на пересеченной местности: 50–60 км/ч. 

    
Т-80 был принят на вооружение всего на три года позже Т-72, но при этом специалисты относят его не ко второму или первому переходному, как «семьдесят второй», а к третьему поколению. И совершенно справедливо: Т-80 — первый в СССР и в мире танк с единой газотурбинной силовой установкой. Несмотря на то что по многим элементам эта машина была унифицирована с Т-72 и даже с Т-64, который являлся «предтечей» обоих новых танков, конструктивно и по своей основной идее она была совершенно новой.

За счет новизны она и получила существенный модернизационный потенциал, позволивший Т-80 оставаться на вооружении Российской армии до нынешнего времени. Причем основную модификацию, которая была принята на вооружение спустя 9 лет, в 1985 году под маркировкой Т-80У, многие специалисты склонны считать отдельной моделью. Ведь на этом танке были установлены куда более современная система управления огнем с дублированием от командира и обновленный двигатель, а характеристики защиты, в том числе динамической, существенно улучшились. Не удивительно, что именно модернизированная модель чаще других машин этого «семейства» встречается сегодня в наших танковых войсках.

Основной танк Т-90 «Владимир»

Число танков, стоящих на вооружении: около 900 штук
Общее количество выпущенных танков всех модификаций: более 1800 штук

Вес: 46,5 т
Вооружение: 125-миллиметровая пушка, пулемет калибра 12,7 мм, пулемет калибра 7,62 мм
Экипаж: 3 человека
Скорость на пересеченной местности: 40–50 км/ч (в зависимости от модификации). 

    
На испытания в начале 1990-х танк выходил под маркировкой Т-72БУ, и по сути он представляет собой глубокую модернизацию именно этой модели. Но поскольку полученные в результате переделок характеристики и возможности танка существенно отличались от «отцовских», на вооружение в 1992 году его приняли под индексом Т-90.

Что же отличает «девяностый» от «прародителя»? Прежде всего, новый комплекс управления огнем, призванный заменить отлично показавший себя, но уже устаревающий, установленный на Т-72 и Т-80. Но самые серьезные изменения в оборудование танка были внесены в 2006 году, и эта модификация стоит на вооружении под индексом Т-90А. Она имеет новый ночной прицел, в роли которого выступает тепловизор, усиленное бронирование корпуса и башни, новый тысячесильный дизельный двигатель и новый стабилизатор орудия.

В 1999 году, после смерти главного конструктора Т-90 Владимира Поткина, его самому знаменитому детищу было присвоено имя создателя: «Владимир». Четыре года назад танки Т-90 перестали поступать на вооружение нашей армии: им на смену должен прийти новейший Т-14 «Армата» — первый в мире танк четвертого поколения. Но пока в планах военных — закупка до 2020 года всего 2300 подобных танков. Так что пусть и не самые новые, но все еще грозные и на многое способные Т-72, Т-80 и Т-90 явно послужат своей стране еще не один год, а то и не один десяток лет. Так же, как послужили их предшественники — легендарные Т-55, Т-62 и Т-64, наследники прославленной на весь мир «тридцатьчетверки».

interpolit.ru

могут ли старые танки России опять стать новыми? » Военное обозрение

Изучение российских вооружений или военной техники зарубежными специалистами всегда представляет особый интерес. Располагая ограниченным количеством информации, авторы из третьих стран могут сделать весьма интересные – хотя порой и неоднозначные – выводы. Чаще всего рассматриваются самые современные образцы, призванные составлять основу парка техники в будущем, но порой внимание обращают и на существующие разработки, уже доведенные до серийного производства и массовой эксплуатации.

Очередная статья, посвященная уже существующей российской бронетехнике, была опубликована 17 июня американским изданием The National Interest в рубрике Security. Постоянный автор издания Кайл Мизоками подготовил материал с говорящим названием «Can Russia’s Old Tanks Become ‘New’ Again?» («Могут ли старые танки России опять стать новыми?») Как ясно из заголовка, темой публикации стали проекты обновления серийной бронетехники строевых частей и их перспективы в контексте дальнейшего развития сухопутных войск России.


Свою статью К. Мизоками начинает с напоминания о том, что в последние годы особое внимание всего мира привлекает новейший российский танк Т-14 «Армата». Эта машина была разработана, что называется, с чистого листа. Она является первым абсолютно новым танком в мире, созданным за несколько последних лет, а в контексте российского танкостроения – первым полностью новым даже за несколько десятилетий. Новейшие танки обязательно поступят в серийное производство и пойдут в войска.

Однако автор считает, что ограниченные финансовые возможности российского военного ведомства приведут к специфическим последствиям. Даже после начала серийного выпуска «Армат» основу парка бронетанковой техники по-прежнему будут составлять старые и давно знакомые боевые машины, впервые представленные в восьмидесятых годах прошлого века или еще раньше.

По данным К. Мизоками, в настоящее время в вооруженных силах России имеется 2700 основных боевых танков, находящихся в эксплуатации. Эта техника служит в составе 36 мотострелковых (механизированная пехота в терминологии НАТО) и танковых бригад. Кроме того, танки состоят на вооружении четырех мотострелковых и такого же количества танковых дивизий.

В последних планах по развитию сухопутных войск России предусматривается формирование т.н. батальонных тактических групп. Такая группа представляет собой усиленное общевойсковое соединение, способное к самостоятельной деятельности и решению поставленных боевых задач. В составе батальонных тактических групп имеется по четыре танковых и мотострелковых роты. Кроме того, в составе тактической группы предусматривается создание артиллерийских, разведывательных, инженерных и различных вспомогательных подразделений. В составе маневренных бригад или полков российской армии обычно имеется две батальонные тактические группы.

Основными «кирпичиками» в здании современных российских бронетанковых войск по-прежнему остаются машины семейства Т-72. В это семейство К. Мизоками включает как все танки Т-72 разных модификаций, так и его «кузена» Т-80, а также «старшего брата» в лице Т-90. Самым старым представителем этой линейки является Т-72, появившийся более трех десятилетий назад. К концу Холодной войны на вооружение поступил Т-80. Наиболее новыми являются машины Т-90 – результат глубокой модернизации базовых Т-72.

Танк Т-72 впервые был предоставлен в 1973 году, и сразу стал поводом для беспокойства Североатлантического альянса. Новая бронемашина отличалась низким силуэтом, толстым бронированием и мощным вооружением. Т-72 выглядел как значительный шаг вперед в сравнении с весьма посредственным Т-62. Основным оружием новейшего советского танка была 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М. Из экипажа был выведен заряжающий, вместо которого в боевом отделении появилась специальная автоматика. С ее помощью орудие могло делать до восьми выстрелов в минуту. Отказ от четвертого танкиста позволил сократить размеры башни. При помощи двигателя мощностью 780 л.с. танк мог разгоняться на шоссе до 37 миль в час (60 км/ч).

Новейший советский танк отличался высоким для своего времени уровнем защиты. Корпус и башня оснащались комбинированным многослойным бронированием. При обстреле бронебойными подкалиберными оперенными снарядами с отделяющимся поддоном из 120-мм пушек стран НАТО обеспечивалась защита на уровне 335-380 мм гомогенной брони. При использовании противником 120-мм кумулятивных снарядов стойкость была эквивалентна 410-450 мм броневой стали. Более поздняя модификация танка Т-72Б1 получила динамическую защиту «Контакт-1», при помощи которой стойкость к подкалиберным снарядам увеличилась на 50%, а защита от кумулятивных улучшилась почти вдвое. В дальнейшем была использована аналогичная система «Контакт-5», обеспечившая адекватную защиту от противотанковых ракет типа TOW.

Танки Т-72 были опорой советских сухопутных войск, а также поставлялись зарубежным армиям. В общей сложности экспортные машины отправились в 12 стран, в том числе в Сирию и Ирак. К. Мизоками отмечает, что сирийские танки Т-72 не слишком хорошо показали себя в столкновении с израильской бронетехникой во время вторжения в Ливан в 1982 году. Еще хуже сражались иракские бронемашины во время войны в Персидском заливе в 1991 году.

В качестве основных проблем сирийских и иракских танков американский автор указывает низкий уровень подготовки экипажей и проблемы с управлением войсками. В то же время, он утверждает, что Т-72 и без этого отстает от современных западных и израильских танков, в первую очередь, в областях боеприпасов для основного орудия, бронирования и средств наблюдения. К примеру, танки сухопутных войск Ирака не комплектовались динамической защитой «Контакт-1» или «Контакт-5», использовавшейся на технике других стран. Такие особенности машин имели критическое значение.

Кроме Т-72 российские сухопутные войска «унаследовали» от советской армии танки Т-80. Эта машина имеет значительное сходство с Т-72, а также оснащается аналогичным орудием 2А46М. В то же время, танк Т-80 имел заметные отличия. К примеру, используя орудие в качестве пусковой установки, такая машина могла выстрелить управляемой ракетой 9М112 «Кобра», оснащенной кумулятивной бронебойной боевой частью. Такая ракета могла лететь на расстояние 2,5 мили (4 км) и пробивать до 700 мм гомогенной брони. Кроме того, танк Т-80 был немного крупнее и оснащался газотурбинным двигателем мощностью 1250 л.с. К. Мизоками напоминает, что такой двигатель давал повышенную подвижность ценой сокращения надежности.

Экономические проблемы, преследовавшие Россию после распада Советского Союза вплоть до начала прошлого десятилетия, повлекли за собой длительные «голодные годы» для вооруженных сил. У армии не было денег на закупку новых танков, но имеющиеся Т-72 и Т-80 удалось сохранить в строю, а также время от времени проводить необходимые ремонты и модернизации.


Несмотря на деморализующий эффект от результатов войны в Персидском заливе, советские и российские инженеры продолжили развитие техники. В частности, они разработали целый ряд систем дополнительной защиты бронетехники, в том числе основанных на оригинальных идеях и решениях. Так, комплекс оптико-электронного подавления «Штора-1» мог создавать оптические помехи и мешать наведению ракет с инфракрасными головками, а защита от комплексов с лазерным наведением осуществлялась при помощи дымовых гранатометов. В комплексе активной защиты «Арена» объединялись допплеровский радиолокатор и кинетические средства перехвата, что позволило уничтожать подлетающие средства поражения на минимальном расстоянии.

Также продолжалось развитие вооружения. Для орудия-пусковой установки 2А46М были созданы новые кумулятивные и бронебойные подкалиберные снаряды, отличавшиеся повышенными боевыми характеристиками. Остававшиеся в строю танки Т-80 также получили новую противотанковую управляемую ракету 9М119 «Рефлекс», по своим характеристикам превосходившую более старую «Кобру».

Нынешнее поколение танков существующих моделей представляет бронемашина Т-72Б3. Такой проект модернизации объединяет в себе ряд способов повышения технических и боевых характеристик и подразумевает использование самых разных устройств новых типов. Так, танк Т-72Б3 оснащается самой новой динамической защитой «Контакт-5», заметно повышающей живучесть в случае попадания кумулятивного боеприпаса. 125-мм орудие может использовать ракеты «Рефлекс», а боекомплект с 39 выстрелов увеличивается до 45. Таким образом, проект «Б3» подразумевает значительное обновление защиты и комплекса вооружений. Изначально проект предлагал обновление силовой установки, но от него отказались из соображений экономии.

По информации К. Мизоками, в будущем танки Т-72Б3 смогут пройти новую модернизацию. В ее рамках бронемашины смогут получить автоматику заряжания и систему управления огнем, аналогичные использованным в проекте Т-14 «Армата». Также возможна установка самой последней российской системы динамической защиты «Реликт» и новой силовой установки, отличающейся на 50% большей мощностью.

Помимо танков семейства Т-72 в российских сухопутных войсках остается 550 эксплуатируемых бронемашин типа Т-80. Эту технику, по известным данным, планируется модернизировать в соответствии с проектом Т-80БВ. Танк с литерами «БВ» в определенной мере похож на Т-72Б3. Предлагается аналогичный подход к модернизации защиты и оружия. При этом в таком проекте предлагается использование менее мощного, но более надежного газотурбинного двигателя иной модели. Как писало издание Jane’s, после модернизации танки Т-80БВ смогут эффективно работать в условиях холодного климата Дальнего Востока, Сибири или Арктики. К. Мизоками обращает внимание: возможно, не случайно, что эти регионы максимально удалены от основных танковых сил НАТО.

После падения Берлинской стены российская оборонная промышленность представила лишь один новый танк – Т-90. Эта машина была представлена в 1993 году и представляла собой глубокую модернизацию Т-72, названную совершенно новой моделью. Т-90 во многом похож на новые Т-72Б3, а кроме того, в значительной мере поспособствовал будущей разработке проекта модернизации «Б3».

Последняя на данный момент модификация Т-90 под названием Т-90МС имеет все возможности Т-72Б3 и почти идентичен ему по составу бортового оборудования. При этом танк такой версии отличается наличием дизельного двигателя мощностью 1000 л.с., наличием набора видеокамер для повышения информированности экипажа, а также навигационной аппаратурой, совместимой со спутниковой системой ГЛОНАСС. Одно из важнейших нововведений проекта Т-90МС – усиленное бронирование. По данным американского специалиста, лобовая защита эквивалентна 690-мм стальной броне при защите от подкалиберных снарядов или 1040 мм брони в случае обстрела кумулятивным боеприпасом. Дополнительные слои стали и композитных материалов, прикрытые динамической защитой, привели к двукратному повышению уровня защиты Т-90МС в сравнении с Т-72 самой первой версии.

Свою статью «Can Russia’s Old Tanks Become ‘New’ Again?» Кайл Мизоками завершает ожидаемыми выводами. Он полагает, что высокая стоимость новейших основных боевых танков Т-14 «Армата», а также западные санкции, наложенные в связи с «вторжением на Украину», скорее всего, негативным образом скажутся на возможностях России в деле закупки новой бронетехники. Вряд ли страна сможет быстро приобрести значительное число машин последних моделей.

Российские вооруженные силы в настоящее время сталкиваются с известными проблемами, связанными с моральным и физическим устареванием техники. Подобная ситуация наблюдается в разных сферах, от самолетов-истребителей до танков и других боевых бронированных машин. Несмотря на появление новых образцов, способных положительным образом сказаться на обороноспособности, в эксплуатации будет оставаться большое количество материальной части старых типов. Такая техника будет использоваться вплоть до сохранения надобности в ней. При тщательном техническом обслуживании и своевременном проведении новых модернизаций уже имеющиеся в наличии танки сравнительно старых моделей смогут служить в составе российской армии в течение нескольких следующих десятилетий.

***

Нельзя не отметить, что новая статья издания The National Interest, посвященная особенностям развития российского парка бронетанковой техники, в целом, раскрывает давно известные тезисы и не содержит никаких сенсационных или удивительных сведений. Российское министерство обороны достаточно давно огласило свои планы в отношении развития танков. Параллельно с массовым строительством техники новых типов, начало которого ожидается в ближайшем будущем, будет продолжаться модернизация имеющихся в наличии машин по новым проектам.

Напомним, проект модернизации танков Т-72Б3 был представлен достаточно давно, и уже стал предметом заказа военного ведомства. С начала текущего десятилетия осуществляется массовая модернизация строевых танков семейства Т-72 с заменой ряда радиоэлектронного и иного оборудования, а также с установкой некоторых новых приборов, дополнительных систем защиты и т.д. По разным данным, к настоящему времени модернизацию по проекту «Б3» прошло не менее 800 танков. Также были разработаны несколько других версий проекта Т-72Б3. Они подразумевают использование новых двигателей, улучшенного вооружения и усиленной защиты.

Модернизация танков Т-80БВ по новому проекту пока остается в планах на ближайшее будущее. В ноябре прошлого года российская пресса сообщала о скором создании новой версии бронемашины, отличающейся более эффективным газотурбинным двигателем и улучшенными приборами управления огнем. По имеющимся данным, первые танки пройдут такую модернизацию уже в этом году.

Также нужно сказать, что американский автор в своей статье «Can Russia’s Old Tanks Become ‘New’ Again?» допустил некоторые заметные ошибки. Они не ведут к каким-либо фатальным последствиям, но все же заметно искажают картину. К примеру, К. Мизоками утверждает, что изначально танк Т-72 оснащался 125-мм орудием 2А46М. Однако хорошо известно, что первые модификации этой машины комплектовались пушкой 2А26М. Вскоре Т-72 перевооружили с использованием более новых орудий 2А46-1. Танковое орудие 2А46М, упоминаемое автором, было создано только в конце семидесятых годов.

Также информация, приведенная в статье, создает впечатление, что танки Т-72 получили возможность использования управляемых ракет только в последних модификациях, тогда как Т-80 всегда несли такое оружие. В действительности Т-72 стал носителем управляемых ракет после создания орудия 2А46М, специальным образом доработанного для применения таких боеприпасов. Т-72 с ракетами поступил на вооружение всего через несколько лет после Т-80 с аналогичными возможностями.

Тем не менее, основные идеи статьи полностью соответствуют действительности. В силу объективных причин и ряда факторов финансовые возможности России не позволяют быстро и в полной мере получить желаемое количество бронемашин новых моделей. Как следствие, боеспособность бронетанковых войск в течение значительного времени придется поддерживать при помощи ремонта и модернизации имеющейся техники сравнительно старых моделей. Один из подобных проектов – обновление танков Т-72 до состояния «Б3» – уже стартовал. Второй планируется запустить уже в этом году. Таким образом, прогноз издания The National Interest о сохранении существующей техники в армии в течение нескольких следующих десятилетий выглядит весьма правдоподобным.

Статья «Can Russia’s Old Tanks Become ‘New’ Again?»:
http://nationalinterest.org/blog/the-buzz/can-russias-old-tanks-become-new-again-21195

topwar.ru

Новейший русский танк 4-го поколения Т-14 «Армата» — самый перспективный из имеющихся в мире

Что мы увидим на Параде Победы 9 мая

23 марта в сети впервые появились фотографии и видеозапись с новейшим российским танком Т-14 «Армата», и созданным на той же базе БМП «Курганец-25». Правда, машины были прикрыты маскировочным каркасом и брезентом, и разглядеть удалось не так уж и много. Во всей красе новые отечественные танки удастся увидеть только во время Парада Победы на Красной площади 9 мая. Пока множество людей застыло в ожидании официального показа новинки, мы попробуем собрать вобрать воедино все факты и ожидания об этой машине, но сначала вспомним, какие у нового танка имеются конкуренты в мире. Рассматриваться будут танки 3-его поколения, в своей последней модификации. Деление на поколения достаточно условное, к 3-му поколению относятся танки, появившиеся в 1980-ых и позже, для них характерно использование орудий калибром 120 и 125мм, наличие интегрированной системы управления огнём, в некоторых случаях сокращение экипажа до 3-х человек, отказ от попыток сделать ракетное вооружение основным и т.п. Модификации танков, появившиеся в последние годы можно уже отнести поколению 3+, так как на машины стала устанавливаться современная электроника, осуществляются попытки создания эффективных систем активной защиты и т.п.

Т-90АМ/СМ

Наиболее современный из российских «готовых» танков. Модификация Т-90СМ — экспортная. Последняя версия Т-90 имеет массу в 48 тонн, танк оснащён форсированным дизельным двигателем В-92С2Ф с мощностью 1130 л.с., 125-мм модернизированной гладкоствольной пушкой2А46М5, с возможностью пуска из ствола противотанковых управляемых ракет (ПТУР) «Рефлекс-М» на дальность до 5км. На танк установлена наиболее современная динамическая защита «Реликт». Впервые на российском танке управление осуществляется штурвалом, а коробка передач — автоматическая. Существенно усовершенствована система управления огнём — СУО «Калина» даёт командиру и наводчику танка новые возможности. В последней модификации частично решена главная проблема танков линейки Т-72 (а именно его глубокой модернизацией является Т-90) — недостаточная защита членов экипажа от детонации боекомплекта при пробитии брони (Т-72 с детонировавшим боекомплектом представляет ужасающее зрелище — вырванная башня и никаких шансов выжить для экипажа). НА Т-90СМ та часть боеприпасов, которая не находится в автомате заряжания (АЗ) вынесена в забашенную бронированную нишу, бронирование самого АЗ усилено. Кстати, интересно, что на «западных» танках автомат заряжания отсутствует, а экипаж из-за этого составляет 4 человека, вместо 3 на советских и российских танках.

Leopard 2А7 +

Последняя модификация основного боевого танка Германии, считающегося одним из лучших в мире. Масса модификации А6 составляет 62 тонны, а новой, пока ещё не стоящей на вооружении, А7 + — до 70 тонн. Танк имеет 12-цилиндровый дизельный двигатель, мощностью в 1500 л.с., 120мм гладкоствольной пушкой L55 фирмы «Рейнметалл», с отличными характеристиками (прицельная дальность стрельбы с места — 3,5км, с ходу 2,5км). Танк оснащен модульной броней, улучшенными системами наблюдения, включая увеличенное число внешних камер. На машину могут устанавливаться различные модули дополнительной брони — против РПГ, или же для дополнительного усиления передней проекции. На Leopard 2A7+ устанавливается боевой модуль FLW-200 с дистанционным управлением, который оснащается пулеметом калибра 5,56, 7,62 или 12,7 миллиметра, а также 40-миллиметровым автоматическим гранатометом. Система управления огнём и компьютерные бортовые системы также обновлены. Таким образом, основной упор в этом исполнении «Леопарда 2» сделан на бой в самых разных условиях, в том числе городских и при локальных конфликтах.

M1A2 Abrams

Основой боевой танк США. Последняя серийная модификация M1A2 SEP V2. Масса танка в этой модификации составляет 63 тонны, на машине используется газотурбинная силовая установка AGT-1500 с мощностью 1500 л.с. Орудие танка представлено 120-мм гладкоствольной пушкой М256 (лицензионный вариант немецкой пушки Rheinmetall Rh-120), имеет современную систему управления огнём и другую электронику. При сравнительных испытаниях показал превосходство перед «Леопард 2» в ночных стрельбах, но уступил при дневных. Снаряды М829А3, используемые танком, обладают наибольшей пробиваемостью среди аналогов. Возможна установка специальной динамической защиты для городского боя TUSK. В лобовой броне используется обеднённый уран, что одновременно усиливает броню, но вредно для экипажа. Несмотря на свою высокую стоимость, танк имеет достаточно недостатков — слабая ходовая часть, уязвимая внешняя вспомогательная силовая установка, большой профиль танка, далеко не самая лучшая дальность прицельной стрельбы. Машина, казалось бы, идеально проявила себя в иракских кампаниях США, но в условиях относительно равного боя против сил ИГИЛ, ВС Ирака потеряли немало «американцев».

Меркава Mk.4

Самая современная модификация израильского основного боевого танка. Имеет большую массу — 70тонн, оснащается американским дизельным двигателем GD883 американской фирмы «GeneralDynamics» (лицензионное производство немецкого дизеля MTU883), мощность 1500л.с. На танк установлена 120мм гладкоствольная пушка MG253 (вариант немецкой пушки Rh-120). С 2008 года на танк устанавливается комплекс активной защиты (КАЗ) «Трофи». 4 радиолокатора обнаруживают летящий в танк боеприпас противника и он разрушается перехватчиком до встречи с бронёй танка. На данный момент — это единственный серийный танк с КАЗ. Танк показал себя очень неплохо в бою и обеспечивает хороший уровень безопасности для экипажа — даже в случаях поражения танка, шанс выжить очень велик. Машина максимально подходит для ближневосточных условий, но как покажет себя 70-тонная машина в лесах и болотах никто не знает. Тем не менее, «Меркава» считается одним из наиболее удачных танков в мире.

Challenger 2

Основной боевой танк сухопутных войск Великобритании. Боевая масса машины — 62,5тонн, на танке используется дизельный двигатель мощностью 1200л.с. В отличие от остальных современных ОБТ, на «Челленджере» используется нарезное орудие калибром 120мм. Броня танка — основная сильная сторона «британца». Используется композитная броня «Чобхэм», прекрасно показавшая себя во время иракской кампании 2003 года — танки с лёгкостью переносили попадания из РПГ, зафиксирован лишь один случай пробития брони. С огневой мощью ситуация хуже — показатели точности стрельбы у танка одни из худших среди аналогов.

Type 99 (ZTZ-99)

Китайский ОБТ, являющийся разработкой на основе, в первую очередь, советских Т-72 и Т-80, а также «западных» танков. Тем не менее, различия очень серьёзные — на танк установлена новая сварная башня, новая многослойная броня, переработана динамическая защита. Орудие используется старое и проверенное — клон советской 125-мм пушки (нелицензионная копия 2А46М). Масса танка, по сравнению с Т-72Б, выросла с 44,5 тонн до 54 тонн. На данный момент используется дизельный двигатель мощностью 1200 л.с., есть информация о разработке более мощной силовой установки в 1500 л.с. Каков уровень системы управления огнём оценить сложно -большая часть информации засекречена. Из интересных особенностей — китайцы заявляют, что смогли установить на последнюю модификацию танка систему лазерного противодействия JD-3. Система обнаруживает источник облучения танка лазером (например, ПТУР), автоматически наводится на него и ослепляет оптику и глаза целящегося ответным лазерным лучом. Подобные системы разрабатываются в США и РФ, но пока в серию не пошли. Узнать, какого на самом деле качество китайского танка пока затруднительно.

Лучший танк 3-его поколения

Мы коротко рассмотрели несколько известнейших и наиболее распространённых танков 3-его поколения. Отметим, что перечислены они не все — есть такие отличные машины, как украинский БМ «Оплот», французский «Leclerc», японский Type-90, южнокорейский К2 «Чёрная пантера» и т.п. Тем не менее, уже становится понятно, что выделить среди них какую-то одну не представляется возможным — у всех них есть свои недостатки и плюсы. Реальное сравнение возможно только при их встрече на поле боя, чего, к счастью, пока не произошло. И надеемся, не произойдёт. Тем не менее, так же понятно то, что модернизационный потенциал используемых компоновок стремительно приближается к концу.

4-е поколение — что нас ждёт?

Попробуем хотя бы примерно очертить, каким же критериям должен соответствовать танк нового поколения.

1. Башня танка необитаема, экипаж располагается в изолированной бронекапсуле в нижней части машины. Это позволит на порядок повысить выживаемость экипажа, а также несколько снизить профиль танка, сделав его менее заметным на поле боя.

2. Экипаж танка должен составлять 2-3 человека. Роль заряжающего в любом случае должен выполнять АЗ, так как экипажа в башне больше нет. В будущем, за счёт развития электронных систем, может оказаться возможным отказ от ещё одного из членов экипажа. К примеру, командир танка сможет начать выполнять также функции стрелка-наводчика.

3. Широкое использование КАЗ и приспособленность к городскому бою. Как мы уже отметили, серийная КАЗ используется пока лишь на израильской «Меркаве». Для танка нового поколения это должно быть обязательным устройством. Большее внимание должно оказываться бронированию верхней полусферы танка и бортов.

4. Подвижность танка должна быть высока — при ориентировочной массе в 55 тонн, мощность двигателя должна составлять не менее 1500 л.с.

5. Дальнейшее развитие электронных систем танка и системы управления огнём. На всех танках 4-ого поколения должна быть установлена боевая информационно-управляющая система (БИУС), с системой определения «свой-чужой», панорамный, многоспектральный панорамный прицел и т.п. Вся информация со всех датчиков и камер должна быть доступна командиру в интерактивном виде на цветных дисплеях.

6. Орудие танка, вероятнее всего, останется того же калибра — 120/125 мм, хотя раньше звучали предположения об использовании более мощных орудий калибра 140, или 152мм. Огневая мощь должна увеличиться за счёт повышения ресурса ствола и скорострельности, точности и прицельной дальности, что будет зависеть как от системы управления огнём, так и от самой пушки и используемых боеприпасов.

Т-14 «Армата» — первый танк 4-ого поколения

Модернизационный потенциал Т-64/ Т-72/Т-80 логично заканчивается первым — ведь эта троица начала нести службу ещё с 1967 года (Т-64)! Наиболее распространённый Т-72 поступил в эксплуатацию в 1973. Фактически СССР создал свой танк 3-его поколения более чем на 10 лет раньше остальных. Логично, что и на этот раз «моду» задавать будем мы. По появившимся в сети фото уже можно сделать несколько выводов, дающих поводы для оптимизма:

1. Башня у танка действительно будет необитаемой, так как у танка виден открытый люк, расположенный перед башней. Ещё одним свидетельством этого становится отсутствие эжектора на стволе пушки, который отвечает за отведение пороховых газов после выстрела. Отводить их больше не нужно, так как экипаж никак не связан с башней.

2. Новый танк — точно не дальнейшая модернизация линейки Т-72. Кроме сказанного выше, об этом говорит наличие 7 опорных катков с каждой стороны, тогда как у 72-ого их 6.

3. Предположительно, на танке будет использован новый дизельный двигатель с мощностью от 1200 до 1500 л.с., который настраивается в любой из этих режимов, для регулировки ресурса.

4. На Армату, скорее всего, будет установлен комплекс активной защиты «Афганит», оснащённый РЛС с активной фазированной решёткой. Система позволит обнаруживать и уничтожать подлетающие боеприпасы противника на расстоянии в 20-30 метров от танка. Кроме того, радиолокатор позволит контролировать в автоматическом режиме объекты на расстоянии до 100км.

5. БИУС танка и система управления огнём, по-видимому, станет дальнейшим развитием таковых, установленных на Т-90АМ — то есть вполне отвечающими современным требованиям.

6. Цена, по сравнению с предыдущими российскими танками, не мала. Особенно до начала серийного производства. Тем не менее, представители «Уралвагонзавода» заявляют, что смогут обеспечить производство при стоимости вдвое ниже современных западных танков. Предположительно речь идёт о 5-6 млн. долларов за единицу.

Об остальном мы, видимо, узнаем только 9 мая и позже, когда будут рассекречиваться детали проекта. Так что в 2015 году нас ждёт, пожалуй, самый интересный Парад Победы с 1991-го года.

Леонид Нерсисян


zema.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *