Румынские танки и танкетки в боях за юг Украины

11-я немецкая армия вместе с 3-й и 4-й румынскими армиями начали активные боевые действия 1 июля 1941 г. на могилево-подольском направлении. В ночь со 2 на 3 июля 1941 г. части 1-й танковой дивизии форсировали реку Прут. Хотя и вынужденные затем отступить, советские войска организовали на отдельных участках ожесточенное сопротивление, которое ощутили на себе и румынские танки R-2 из состава I батальона 1-го танкового полка (который в это время «вернулся в дивизию»), впервые задействованные в бою 4 июля 1941 г., когда выручили немецкий 203-й пехотный полк (76-я ПД) в районе Братусени, который оказался в критической ситуации ввиду советских танковых атак.

Начиная с 5 июля и вплоть до 7 июля части 1-й ТД продвигались вверх по западному берега Днестра, подавляя сопротивление советских стрелковых частей (74-я и 76-я СД), поддержанных танками (скорее всего, собственными штатными легкими танками, которые по своим ТТХ были более, чем конкурентоспособны во встрече с румынской бронетехникой), и в районе Сороки, а затем, к 12 июля была перенаправлена на Бельцы, которые были заняты в этот же день к вечеру, и в дальнейшем, до 15 июля включительно прошла Бессарабию с севера на юг в направлении Кишинева.

При этом, основным противником для румынских танков R-2 стала техника из состава советского 2-го мехкорпуса. До 14 июля 1941 г. был потерян лишь 1 R-2. В боях 14 - 16 июля румыны потеряли еще 3 R-2, а 5 машин повреждены.

В 03:30 утра 16 июля части 1-й ТД, разделенные на две боевые группы - «Западную» во главе с полковником Константином Нистором (I танковый батальон 1-го ТП) и «Восточную» под руководством полковника Георге Петреа (II танковый батальон 1-го ТП), начали наступление на Кишинев. Первая группа ворвалась в город к 08:30, деморализовав советские войска, в частности, 3-я танковая рота под командованием капитана Виктора Габринши уничтожила кавэскадрон и тяжелую артбатарею противника в районе городского православного собора. Румынский флаг взвился над Церковью Святой Троицы (младший лейтенант Стефан Маринеску).

В 11:30 того же дня, «Восточная группа» была остановлена советскими войсками на высоте Раскану, впоследствии занятой силами всего II танкового батальона при поддержке всей имеющей тяжелой артиллерии, обеспечив дальнейшее продвижение остальных германских и румынских соединений.

Таким образом, взятие Кишинева смогло стать возможным благодаря танковым частям дивизии «Ромэниа Марэ», которые сыграли здесь ключевую роль.

Успехи 16 июля во многом стали возможными благодаря умелому маневру под руководством генерала Сиона, который на следующий день пытался даже организовать операцию преследования отступающих частей 95-й Молдавской СД, чему помешали сильные дожди.

В последующих боях в составе группы «Маттенклот» части 1-й ТД, преодолевая сопротивление, 17 июля вышли к населенному пункту Чирка, а 18 июля 1941 г. одно из подразделений в рамках операции преследования захватила группу штабных офицеров 95-й СД.

При переправе через Днестр 19 июля 1941 г. 1-й танковый полк потерял еще 3 машины - танки R-2 были подбиты огнем советской артиллерии, позиции которой атаковали румынские танкисты.

Завершение боевых действий на территории Бессарабии, а также необходимость обобщить весь накопленный опыт «необстрелянной» дивизии, привели к тому, что соединение было временно выведено в резерв 4-й румынской армии, после чего получило возможность отремонтировать поврежденные машины.

В современной литературе можно встретить немало ироничных высказываний и ремарок на тему дивизии «Великая Румыния», особенно, в отношении ее действий под Одессой. Тем не менее, спешим разоблачить эту традицию-стереотип. Для такого молодого и неподготовленного танкового соединения, какой была «Ромэниа Марэ» в июне 1941 г., весь ее бессарабский дебют - это большой успех, а небольшие в сравнении с другими эпизодами той же войны (например, появление германской 22-й танковой дивизии в Крыму и ее бои в двадцатых числах марта 1942 г.) потери - доказательство грамотного управления подразделениями дивизии в четком взаимодействии с другими частями. Распыление же сил (с начала июля и по 4 августа 1941 г. включительно батальоны 1-го ТП поддерживали части 3-й и 4-й румынских армий соответственно) и фактическое неумение армейского командования руководить подвижными соединениями во взаимодействии с германским союзником, привели к печальным для румын результатам в боях за Одессу, когда легким танкам ставилась задача по прорыву советской обороны. Детальнее об этом смотрите ниже.

5 августа 1941 г. 1-я ТД была переподчинена румынскому 5-му корпусу и начала продвижение на Одесском направлении. Командованием планировался маневр соединения вместе с 1-й кавбригадой на север (Катарги - станция Буялык), а затем на юг (восточный сектор Обороны). 10 августа наступление «Великой Румынии» было успешным. В последующие два дня, продвижение в районе в трех километрах севернее от Гильдендорфа, существенно замедлилось - танки, на которые возлагалось столько необоснованных надежд, встретились с советской эшелонированной обороной... В дальнейшем, 1-я ТД осуществляла наступление в секторе 3-го румынского корпуса на Карповском направлении.

Уже начиная с 11 августа ввиду изменения характера боев и самой задачи, потери начали возрастать: 11 августа - 5 танков, 12 августа - 8, 13 августа - 9, 14 августа - 25 R-1. Таким образом, всего за четыре дня было потеряно 47 танков, то есть практически треть всего парка дивизии. Попытка прорвать советские оборонительные позиции в западном секторе закончилась потерей еще 12 танков и повреждением 24 машин.

В результате необоснованного, но вынужденного использования против эшелонированной обороны легких танков R-2, в 1-м ТП по состоянию на вечер 18 августа 1941 г. имелось всего 21 боеспособный танк, а 46 танков было отправлено в тыл на ремонт.

Июльские потери дополняют и сведения по потерям в августе, включая результаты «Катастрофы под Карпово» 18 августа 1941 г., когда 1-й танковый полк потерял 32 R-2:

Дата подбито повреждено Всего
3 - 13 июля 1941 1 -  
13 - 16 июля 1941 3 5  
19 июля 1941 3 -  
11 августа 1941 5 -  
12 августа 1941, Беляевка 8 -  
13 августа 1941 9 -  
14 августа 1941 25 -  
18 августа 1941, Карпово 12 24 34

Наступление румынских пехотных частей на станцию Карпово, к которому присоединилась 1-я танковая дивизия было не подготовлено, а взаимодействие пехоты и танков практически отсутствовало, что и привело к гибели трех офицеров соединения и потере 32 танков.

Наступление румынских пехотных частей на станцию Карпово, к которому присоединилась 1 -я танковая дивизия было не подготовлено, а взаимодействие пехоты и танков практически отсутствовало, что и привело к гибели трех офицеров соединения и потере 32 танков.

В результате было принято решение сформировать отдельный механизированный отряд в составе 20 танков R-2. Оставшаяся материальная часть и подразделения дивизии были отправлены в тыл, в районе к западу от Днестра, для ремонта и реорганизации.

Известно, что из всех временно утраченных машин 18 танков требовали ремонта в течение месяца, 19 - в течение двух месяцев, 32 - более 3 месяцев. Таким образом, абсолютное большинство потерь требовали серьезного и продолжительного ремонта.

При всех поражающих (но только на первый взгляд) воображение цифрах потерь, помимо их понятной причинности, можно отметить и то обстоятельство, что лишь 25 танков были утрачены безвозвратно. Остальные машины в течение нескольких месяцев были полностью восстановлены на заводе фирмы-производителя в Чехии (г. Пльзень) и заводом UMP в румынском Плоешти.

После боев в районе станции Карпово генерал Сион был незаслуженно отстранен от командования дивизией по решению Антонеску, который назначил нового командира - бригадного генерала Кароля Шмидта. В октябре несправедливый приказ был переосмыслен руководством, и 10 октября 1941 г. генерал Сион, под руководством которого «Великая Румыния» с боями прошла 3 тыс. км по абсолютному бездорожью (к которому танки R-2, кстати, были просто не готовы), начиная с 16 июня 1941 г., вновь вернулся к командованию дивизией. В конце 1941 г. он был награжден немцами Железным Крестом II класса, которые по праву оценили истинные заслуги военачальника.

Вполне понятный вопрос вызывают и действия высшего руководства, которое пускало в ход под Одессой легкие танки, имея в своем распоряжении более защищенные броней французские танки Renault R-35, из которых состоял 2-й отд. танковый полк. Прекрасно проявив себя в боях за Кишинев, где «Великая Румыния» использовалась как ударное подвижное соединение, оснащенная легкими танками дивизия оказалась бесполезной в борьбе с укрепленной обороной долговременного, эшелонированного вида, будучи распыленной на мелкие танковые отряды, которые часто не могли наладить четкое взаимодействие с пехотными частями.

Спешно организованный после «Карповской катастрофы» механизированный отряд во главе с полковником Эфтимиу 24 августа 1941 г. занял Францфельд, а затем, во взаимодействии с частями 14-й ПД - Петерсталь. В дальнейшем, в частности, во время нового наступления 28 августа отряд обеспечивал прикрытие правого фланга 11-го корпуса в районе Фриденталя. Тяжелые бои не замедлили сказаться и на танках. К вечеру 28 августа 1941 г., в 1-м ТП уже имелось лишь 14 боеспособных танков, из которых 10 - на передовой.

В первых числах сентября механизированный отряд полковника Эфтимиу действовал вместе с Гвардейской дивизией, после чего, видимо, покидает передний край для подготовки к последующим операциям. С 16 сентября эта подвижная часть действует в районе Ленинталь - Сухой Лиман.

12 октября подразделение в составе 4-го корпуса продвигается в районе Татарка - Сухой Лиман, подходя к городу с юга, а в четыре часа дня 16 октября захватывает Одесский порт.

Подчеркнем, что в целом, начиная с 8 августа и по 16 октября включительно, части 4-й румынской армии безвозвратно потеряли 19 танков, что с учетом потерь в июле и вплоть до 7 августа включительно, корреспондируется с данными о 25 потерянных танках R-2.

Гораздо более востребованным здесь был 2-й отд. танковый полк, который прибыл в распоряжение командования 4-й румынской армии во второй половине июля 1941 г., успев принять участие в боях за Бессарабию и Северную Буковину. Начиная с 5 августа 1941 г. 2-й отд. танковый полк в составе 3-го румынского корпуса должен был обеспечить своей техникой фронтальный удар по Одесской обороне по линии Раздельная - Одесса.

Отметим, что в битве за Одессу медленные танки R-35 достигали успехов, будучи лучше защищенными от 45-мм советских ПТО, однако, не всегда, поскольку возможности машин существенно ограничивались короткоствольными 37-мм орудиями, не позволявшими стать эффективным средством поддержки собственной пехоты.

Итог был закономерным: уже по состоянию на 20 августа 1941 г. в батальоне было только 19 боеспособных машин, а к середине октября 1941 г., когда бои за Одессу прекратились, 16 танков R-35 были утрачены безвозвратно (в том числе 8 сгоревших машин), еще 35 машин нуждалось в серьезном ремонте, который затянулся на долгие месяцы.

Таким образом, к октябрю 1941 г. 2-й отд. танковый полк с 24 условно пригодными к эксплуатации танками представлял собой скорее усиленную отдельную роту...

Обобщая информацию о динамике потерь 1-го и 2-го танковых полков в боях за Одессу, можно сделать вывод, что помимо сформированного в конце сентября 1941 г. механизированного отряда «полковник Эфтимиу», включавшего в себя помимо вспомогательных подразделений «танковый батальон» из 20 танков R-2, действовал и такой же, импровизированный отряд из оставшихся танков R-35.

Как бы то ни было, с прекращением боев за город эти боевые группы были расформированы. С учетом текущих потерь сентября - октября 1941 г. общие потери 1-й танковой дивизии за весь период составили 111 танков. Во 2-м ТП, вероятнее всего, также оставалось не более десятка пригодных к использованию машин.

Примечательна судьба и танкеток R-1, которые находились в кавалерийских соединениях и также принимали активнейшее участие как в операции «Мюнхен» в Бессарабии и Северной Буковине, так и во всех последующих сражениях. Еще раз сделаем акцент на том обстоятельстве, что лишь три из шести румынских кавбригад были частично моторизованы.

Несмотря на это, уже в июне 1941 г. в каждом из соединений был свой механизированный разведэскадрон из 6 или 4 танкеток R-1 в зависимости от уровня моторизации. Еще раз обратим внимание на то, что в 5-й, 6-й и 8-й кавбригадах помимо разведэскадрона из 6 танкеток имелось по одной танкетке в штабном подразделении бригады (а скорее всего, в штабном взводе управления моторизованным полком бригады), поэтому общее число R-1, имевшихся в румынском Кавалерийском корпусе, который входил в состав 3-й армии, равно 21 единицам техники.

1-я, 7-я и 9-я бригады, вошедшие в состав 4-й армии и располагавшие в целом 12 танкетками R-1, в своих штабных подразделениях, видимо, использовали другую технику, вероятно, польские танкетки TKF.

Примечательно, что первым кавалерийским соединением, которое вступило в войну со стороны Румынии, стала 5-я кавбригада, во главе 6-го моторизованного полка которой был прославившийся впоследствии опытнейший военачальник полковник Раду Корн. уже 22 июня 1941 г. 3-й эскадрон его мотополка проявил себя в преодолении советских ДОС, в связи с чем германский генерал Фердинанд Нойлинг, командир 239-й пехотной дивизии, ходатайствовал перед Ионом Антонеску о необходимости оставить Раду Корна в действующей армии, задержав его отставку.

4 июля 1941 г. 5-я кавбригада форсировала реку Прут, причем полковник Раду Корн возглавлял ее передовое подразделение, обеспечив затем и форсирование Днестра 17 июля 1941 г. Достигнув укреплений на «Линии Сталина», 6-й мотополк поначалу испытывал известные трудности по преодолению советских ДОС, однако справился с боевой задачей, и уже к 20 июля устремился в направлении реки Буг.

29 июля 1941 г., когда стало окончательно ясно, что 1-я танковая дивизия «Великая Румыния» будет задействована на Одесском направлении, где предстояло воевать соединениям 4-й армии, в составе Кавалерийского корпуса, входившего в 3-ю румынскую армию, была сформирована сводная боевая мобильная группа (механизированный отряд) во главе с полковником Раду Корном, куда вошли 6-й мотополк, три моторизованных кавалерийских эскадрона, подразделение горной артиллерии, а также саперное подразделение.

При этом, в роли пресловутых «мотокавэскадронов» выступили соответствующие механизированные подразделения всех трех бригад (2-й механизированный разведэскадрон из 5-й кавбригады, 5-й механизированный разведэскадрон из 8-й кавбригады и, предположительно, 19-й мехразведэскадрон 6-й кавбригады), входивших в состав Кавалерийского корпуса, что полностью отвечает как обстоятельствам, при которых принималось решение, так и задачам, которые ставились перед новой временной сводной частью - организация операции преследования отступающих войск с целью обеспечения максимально быстрого продвижения собственных основных сил и нарушить коммуникации противника, чтобы затем организовать окружение советских войск.

Еще раз подчеркнем, что информация о «трех моторизованных кавалерийских эскадронах», содержащаяся в ряде источников, ошибочна. Речь здесь идет именно о разведывательных механизированных эскадронах мотополков кавбригад, 18 танкеток которых, наряду с советскими трофейными легкими танками, и составили материально-техническую базу импровизированной моторизованной группы.

В свете вышесказанного, боевой потенциал группы Корна представляется значительным - группа до 20 легких танков, усиленная вспомогательными подразделениями, по румынским стандартам, равняется танковому батальону. Кстати, именно такой отряд, только вооруженный танками R-2, был организован во главе с полковником Эфтимиу и в 4-й армии, в сентябре 1941 г.

Подвижный отряд Раду Корна быстро достиг реки Буг, а в конце августа вышел к Днепру. Румынский Кавалерийский корпус, куда входила импровизированная боевая группа Корна, пресек несколько попыток советских частей форсировать Днепр и продолжил выдвижение на север Азовского моря. Последующее соприкосновение с частями советских 9-й и 18-й армий привело к отступлению основных румынских сил, однако, 6-й мотополк стал исключением, выдержав наступление превосходящих советских частей в районе Акимовки 24 сентября 1941 г. За эти бои впоследствии храбрый полковник 12 февраля 1942 г. снова получил орден Михая Храброго.

Тем не менее, общее положение на румынском фронте стабилизировалось лишь после появления 29 сентября 1941 г. частей Ляйбштандарта СС «Адольф Гитлер». После 3 октября, когда были отбиты последние советские атаки, румынская 3-я армия, немецкие 1-я танковая группа и 11-я армия продолжили свои наступательные действия, при этом, румынский Кавалерийский корпус и LSSAH - на юге (в районе Азовского побережья). Следует отметить, что Кавалерийский корпус быстро продвинулся и 7 октября, соединившись с немецкой 16-й танковой дивизией, окружил советские 9-ю и 18-ю армии.

После этой операции 3-я армия вернулась под непосредственное командование Румынского Генерального Штаба и оставалась на оборонительных позициях на побережье (чтобы предотвратить советские десанты в тылу немецкой передовой). Но некоторые из ее частей продолжали бои на фронте, в частности, подвижный отряд полковника Раду Корна. Обратим внимание и на интересную деталь: по некоторым сведениям, к октябрю 1941 г., 18 танкеток R-1 механизированного отряда Корна, ни одна из которых не была потеряна в предыдущих боях, в техническом отношении были уже не готовы к полноценному участию в дальнейших боях, а требовали немедленной эвакуации в Румынию для проведения ремонта. Учитывая это обстоятельство, заметим, что реальную основу мотогруппы в это время составляли уже, видимо, трофейные советские танки БТ, танкетки Т-37/38 и несколько единиц Т-26, что дискуссионно.

Не забудем и о танкетках R-1, которые были задействованы в боях за Одессу в составе остальных кавбригад. Практически не оставляет сомнений, что все «шесть танков», которые были захвачены советскими бойцами во время стремительной и успешной десантной операции 22 сентября 1941 г., - это те самые 6 танкеток R-1, которые были официально румынами признаны как безвозвратная потеря на этом направлении. Вопрос о том, удалось ли командованию Приморской армии эвакуировать эту технику в Севастополь, пока открыт, хотя анализ ТТХ этих машин позволяет отметить, что танкетки не были самой главной проблемой при попытке погрузить технику в порту, и, видимо, вошли в состав тех знаменитых «16-19 танков», вывезенных из Одессы в Крым, как бронеединицы, имеющие безусловный приоритет по сравнению с бронетракторами «НИ», которые, кстати, как становится ясно (анализируя последние контратаки под Одессой с участием тяжелой техники), вообще никто не собирался использовать на полуострове...

tankfront.ru

Средний танк TR-580 / TR-85M1 Bizonul (Румыния)


Являясь членом организации Варшавского Договора, Румыния тем не менее активно осуществляла свою собственную танковую программу. Её особенностью было, с одной стороны использование в качестве базовых образцов советских танков, а с другой — привлечение для их капитальной модернизации фирм из Франции, ФРГ и Китая. Две первых страны являлись членами блока НАТО, а Китай был «врагом СССР №1» на Востоке. Однако на «румынскую самодеятельность» закрывали глаза. В 1975-1976 годах румынскими конструкторами на базе агрегатов советского танка Т-55 был создан танк TR-580. Он серийно выпускался на заводе в г. Брашов с 1977 по 1986 год. Изготовлено около 1000 единиц всех модификаций.

Компоновка танка TR-580 в целом аналогична компоновке танка Т-55. Корпус танка удлинен. В ходовой части используются 6 опорных катков несколько меньшего диаметра, чем у Т-55. Крыша МТО несколько приподнята по сравнению с крышей боевого отделения. Башня — литая, с вварной крышей, но несколько иной формы, чем у Т-55. На бортах башни ближе к корме укреплены коробки с пулемётными лентами для пулемета ДШКМ. Расположение членов экипажа, вооружения, приборы прицеливания и наблюдения — такие как у советского танка. Машина снабжена стальными бортовыми противокумулятивными экранами.


Модификации
TR-580 — базовый серийный вариант. В обозначении TR — Танк Romanesc — «танк румынский», 580 — мощность двигателя.
TR-77 — экспортный вариант TR-580,
TR-85 — 100-мм нарезная пушка и лазерный дальномер «Янчжоу» китайского производства. Пушка получила румынское обозначение А-308. Западногерманский 8-цилиндровый дизель 8VS-А2Т2М мощностью 860 л.с., измененная крыша МТО. На части танков пушки оснащались теплоизоляционными чехлами. Ящик для амуниции на левом борту башни. Боевая масса 47.2 т.
TM-800 — экспортный вариант TR-85.
TR-85M — литая башня с кормовой нишей. Изготовлен прототип.
TR-85M1 Bizonul — модернизированный TR-85M. Более мощный двигатель. СУО Ciclop-M1, включающая электронный баллистический вычислитель, новая электронная система стабилизации пушки, лазерный дальномер, теплозащитный кожух пушки, 20 дымовых гранатомётов. Система обнаружения и оповещения о лазерном облучении. Навесная ДЗ на лобовых скулах башни. Обрезиненные траки гусениц. Боевая масса 50 т.
TR-80 (TR-800) — экспортный вариант TR-85.

Производство танков TR-580 завершено. По состоянию на 1 января 2010 года в румынской армии находилось в эксплуатации 42 танка TR-580 и 93 TR-85M1.

Не очень удачными оказались и попытки экспортировать румынские танки TR-580. Так, например, после разрыва отношений между СССР и Египтом в середине 1970-х годов Румыния предложила последнему партию танков TR-77. Несколько машин проходили испытания в Египте, которых не выдержали. Качество и надежность румынской техники оказались хуже, чем у советской. От сделки египтяне отказались. Единственной страной, закупившей румынские танки, стал Ирак. Но и тут, по видимому речь может идти лишь о незначительном количестве боевых машин.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА TR-580
БОЕВАЯ МАССА, т: 38,3.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина — 9250, ширина — 3300, высота — 2400, клиренс — 430.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Д-10Т2С калибра 100 мм, 1 пулемет ПКТ калибра 7,62 мм, 1 пулемет ДШКМ обр.1938/46 г. калибра 12,7 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 43 выстрела, 3500 патронов калибра 7,62 мм.
СТАБИЛИЗАТОР ВООРУЖЕНИЯ: двухплоскостной СТП-2 «Циклон».
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический шарнирный прицел ТШ-2Б-22 или ТШ-2Б-32П, ночной прицел ТПН-1-22-11, боковой уровень и азимутальный указатель.
БРОНИРОВАИИЕ, мм: лоб корпуса - 100, борт -80, корма — 45. крыша и днише — 15-30, башня — 48-200.
ДВИГАТЕЛЬ: 12-цилиндровый, дизельный, четырёхтактный, V-образный, жидкостного охлаждения; мошность 600 л.с. (441,6 кВт) при 2000 об/мин.
ТРАНСМИССИЯ: гитара, многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростная коробка передач, планетарные механизмы поворота, бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ; шесть обрезиненных опорных катков на борт, два поддерживаюших катка, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющее колесо; подвеска индивидуальная торсионная; ширина траков гусеницы 580 мм. шаг трака 137 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 50.
ЗАПАС ХОДА, км; 500.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ; угол подъема, град. — 32, ширина рва. м — 2,7, высота стенки, м — 0.8, глубина брода, м — 1.4 (с ОПВТ — 5 м).
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Р-123. переговорное устройство Р-124.

www.dogswar.ru

«Румынский Мардер» – истребитель танков Skoda R2 TACAM. Румыния

Советская 76 мм противотанковая пушка ЗИС-3, шасси чешского танка Шкода Т-38(t). Какой же стране принадлежала такая сборная солянка? А машина эта производилась в Румынии и состояла на вооружении её армии.


 

 

 

Он выглядел как еще одна вариация на тему знаменитого Мардера, но это не так. Как и на Мардере, на румынском R2 TACAM установка противотанковой пушки является результатом импровизации. Однако, в отличие от Мардера, он был призван заменить румынские танки, а не поддерживать их.

Румынские войска воевавшие сначала на стороне Германии, а затем на нашей стороне были в целом весьма плохо оснащены. В первый год войны на востоке, костяк румынской бронированных подразделений был Чешская танк Р-2 . Р-2 был не что иное, как экспортный вариант Skoda LT VZ. 35, известной также под немецким названием Panzerkampfwagen 35 (т).

 

Этот тип танков, использовались немцами в большом количестве во время французской кампании, имел весьма слабые боевые характеристики для войны в СССР, благодаря своему слабому бронированию и проблемам, связанным с эксплуатацией в зимних условиях. То что для вермахта являлось абсолютно непригодным, то вполне подходило для их союзников румын. В начале 1942 года немцы предали оставшиеся работоспособными Pz 35 (Т) румынской армии. Но в результате сражения в Сталинграде, румынские подразделения потеряли почти все свои бронетанковые силы.

 

В ходе последующего восстановления румынских бронированных подразделений, уже не было возможности модернизации Р-2 . Поэтому было принято решение о переоборудовании оставшихся R-2 в САУ - истребителя танков. Эти работы должны были производиться в Румынии с использованием трофейных советских 76.2 мм пушек ЗИС-3 и а так же броневых листов с захваченных наших Т-26 и Т-60.

 

Было установлено, что такие гибриды будут более ценными в боевых условиях имеющихся танков, и что они вполне могут их заменить. После этого проекту был дан зеленый свет.

В середине 1943 года группа под руководством Константин Гиулаи завершила разработку. Новый танк получил название TACAM Skoda R-2 . Прототип был разработан в период с июля по сентябрь 1943 года.

Поскольку ни одна из держав Оси не имели собственных 76,2 мм боеприпасов, румыны, разработали и наладили производство собственных бронебойных снарядов для пушки. Эти снаряды доказали свою эффективность после испытаний против лобовой брони танка T-34-76 на расстояниях до 600 метров.

В феврале 1944 года был дан приказ о переоборудовании 40 танков , но лишь 20 САУ в конечном итоге были произведены до июня 1944 года. В результате боёв САУ показало себя достойно, хотя и было достаточно уяязвимо из-за крайне высокого профиля, и, что еще более важно, плохой оптики.

В июле 1944 года TACAM Р-2 стояли на вооружении 1-го танкового полка. В свою очередь, после освобождения Румынии Совеской армией и смены политического курса, они были использованы уже против немцев и приняли участие в освобождении территории Румынии. К 1945 году только шесть TACAMs оставалось целыми и они были переведены на 2-й танковый полк базировавшийся в Австрии и Моравии. А к концу войны уцелела только одна машина.

ТТХ:

Масса – 12 т

Двигатель – Бензиновый, Шкода Т11 водяного охлаждения 125 л.с.

Максимальной скорости движения по дороге 30 км / ч

Скорость по пересечённой местности 15 км / ч

Запас хода

По пересечённой местности – 130 км

По шоссе – 160 км

Экипаж – 3 человека

Вооружение

Пушка – 76,2 мм ЗИС-3

Пулемёт – 7,62 мм ZB-53 мг

Коллеги если вас не затруднит то комментарии оставляйте у меня в блоге.

 

Источник - Сайт "Альтернативная История".

 

 

ru-armor.livejournal.com

Национальный военный музей Румынии: war_museum

Мы стоим с вами на пороге Национального военного музея, одного из самых интересных музеев и мест Бухареста (конечно интересного для тех, кто любит танки, самолеты и историю). Музей основан в 1923 году румынским королем Фердинандом. Какую коллекцию удалось собрать здесь за все это время можно узнать

У входа в музей стоят бюсты знаменитых в румынской истории личностей. Третий справа - знаменитый Влад Цепеш, более известный как граф Дракула, из которого в современной Румынии сделали хорошо продаваемый бренд.

Заходим внутрь. В самом помещении есть небольшая экспозиция всевозможных предметов, в том числе и зал униформы, который к сожалению был закрыт.

Пушки и артиллерия

Все самое интересное находится на смотровой площадке во внутреннем дворе музея. Первое, что мы видим - это большое железнодорожное орудие, по типу немецкой мортиры "Карл"

Львиную часть территории здесь занимает парк артиллерии - пушки, гаубицы, мортиры, зенитки различных эпох, в основном первой и второй мировых воин. Так как я не являюсь экспертом по части артиллерии, то давайте просто посмотрим на эту замечательную коллекцию

Что сразу бросилось в глаза - так это то, что техника здесь, в отличие от Болгарского военного музея, где мы были буквально за день до этого, находится в очень хорошем состоянии. Сравнить можете здесь

Меня удивила боевая раскраска в голубые и бирюзовые цвета

Еще грозные пушки, наводившие ужас на румынского врага

Зенитки

Танки и история румынской армии

Постепенно мы подошли к более интересной теме - к танкам. Первым из них стал чешский танк Шкода Pz 35t. К моменту нападения на СССР, эти танки уже морально устарели, и немцы передали большую часть из имеющихся у себя (в том числе и трофейных) своим союзникам - румынам. Данный экземпляр, судя по всему находится не в самом традиционном для себе цвете

Раз уж мы коснулись темы нападения на Советский Союз, стоит и вспомнить историю румынской армии, которой и посвящен сам музей. Румыны никогда не бывали искусными воинами, боевой славой или особой храбростью румынская армия никогда не отличалась. Во время Первой Мировой - румынам крупно повезло: хитро выжидая и наблюдая за мясорубкой между Антантой и странами Центрального Блока, в 1916 году румыны таки вступили в войну на стороне Антанты, но были вчистую разгромлены объединенными войсками Болгарии, Германии и Австро-Венгрии, чуть не подставив под удар Россию. Румыния едва ли полностью не лишилась государственности, заключив позорный для себя Бухарестский мирный договор. Но все мы знаем чем закончилась та война, и уже во время победного пира в Версале, румыны вовремя подоспели к столу и получили огромные территории, практически не одержав ни одной победы. Что касается Второй Мировой войны, то из всех немецких союзников, хуже румынов воевали только итальянцы. Сперва 4 румынская армия крепко получила в боях за Одессу (за что город впоследствии и получил звание героя), а затем уже 3 армия была вчистую разгромлена под Сталинградом, тем самым оголив фланг немецких войск и предрешив судьбу тяжелейшей битвы. Дальше румынам пришлось только отступать. Но и здесь удача, в какой-то степени оказалась на стороне Румынии. Вовремя поняв, что происходит, румынский "король-комсомолец" Михай I вместе с антифашистами свергает власть Антонеску и поворачивает штыки против Германии. Таким образом, еще недавние враги - румыны и советские воины уже сражались заодно в заключительном этапе войны, а страна получила колоссальную помощь от СССР в послевоенное время, ну и само собой сохранила государственность.

И вот мы возвращаемся к нашим танкам, перед вами уникальный и единственный уцелевший экземпляр самоходки румынского производства Tacam R-2. Ходовая от того самого чешского Шкода Pz 35t, что мы видели выше, а пушка от трофейного ЗИС-3

Еще интересные два экземпляра - французские танки Рено R35 и один из первых в мире танков, времен первой мировой Рено FT-17, который и стал законодателем "моды" в последующем развитии танкостроения

На нем сохранилась и оригинальная маркировка почти столетней давности

Рядом с ним, извечная классика жанра - Т-34/85 в разрезе

Подарочек от немецких союзников - самый массовый немецкий танк Panzer IV, такой же как и в Болгарии

Су-76М

Тяжелый тягач - немецкий FAMO, очень редкий образец, мог утащить подбитого "Тигра" с поля боя

СУ-100

Т-54 в сочетании с ландшафтным дизайном

Авиация

Помимо танков, музей располагает и хорошей коллекцией самолетов.
Миг-15 под открытым небом

Вертолеты тоже имеются

Ангар, посвященный авиации оказался очень интересным и даже напомнил мне про музей Люфтваффе в Берлине, о котором я тоже когда-то писал

Здесь хорошо отображена вся история авиастроения, начиная с самого начала

Двигатели

Небольшой уголок посвящен и первому (и единственному) румынскому космонавту Думитру Прунариу, совершившему благодаря СССР в 1981 свой первый вылет на КК Союз-40

Под конец нашей экскурсии покажу еще немного интересных экземпляров техники

Вся артиллерия, вероятно не поместилась в начале, и я позже обнаружил еще немного пушек в другом конце площадки

Такой вот интересный в Бухаресте военный музей. Если будете рядом, не проходите мимо.
Спасибо за внимание!

war-museum.livejournal.com

Бронетанковые войска Румынии

1 августа 1919 г. Сформирован 1-й танковый полк (Regimentul 1 Care de Lupta) Румынской королевской армии

27 апреля 1935 г. Румыния запустила комплексную десятилетнюю программу перевооружения армии, важнейшей задачей которой являлось приобретение бронетехники; помимо этого, программа положила начало румынским мотострелковым войскам, одну бригаду которых планировалось сформировать в дополнение к традиционным родам войск.

1 ноября 1939 г. Сформирован 2-й танковый полк (Regimentul 2 Care de Lupta).

17 апреля 1941 г. Создана 1-я танковая дивизия в составе 1-го и 2-го танковых полков. 1-й танковый полк был вооружен 126 R-2 (Skoda LT VZ 35). 2-й танковый полк был вооружен 75 R-35 (Renault R 35). А все устаревшие танки Renault FT 17 были собраны в учебный танковый батальон (Batalionul tancurilor FT).

В марте 1943 г. Было создано еще одно танковое подразделение – батальон из 50 T-38. Эти к тому времени устаревшие чешские танки были получены из Германии. Лишь 20 из них были пригодны к эксплуатации. Из этих танков были сформированы 51-я, 52-я, 53-я и 54-я танковые роты.

Весной-летом 1943 г. Из остатков 1-й танковой дивизии была сформирована «подвижная группа». Она состояла из 12 САУ TACAM T-60, рот ПТО и ПВО, моторизованного артиллерийского батальона и 1 бронеавтомобиля Sd. Kfz. 222, использовавшегося в качестве машины связи. Это, по большей части импровизированное соединение было расформировано в октябре 1943 г. Никакого участия в боях оно не принимало.

28 октября 1943 г. Началась реорганизация Румынской королевской армии. Началось формирование новых механизированных частей – 1-я танковая дивизия на время превратилась в учебную. Германия в этот период начала широкомасштабные поставки своему союзнику на Востоке более-менее современного оружия.

В феврале 1944 г. Под угрозой наступления Красной Армии, из состава 1-й танковой дивизии, которая на тот момент была небоеспособной, была выделена механизированная группа, получившая название Cantemir. Ее и направили на фронт. Группа состояла из двух танковых рот – 30 Т-4 и 2 Т-3, одной штурмовой роты – 10 ТА (StuG IIIG), двух батарей румынских противотанковых САУ из 14 TACAM T-60, одной роты R-2 и одной роты R-35.

Кроме того, из элементов 1-й тд было создано еще одно «подвижное бронированное соединение». Оно включало моторизованный батальон с приданной батареей из 6 ПТО 75-мм Resita модели 1943 г., 63-ю батарею САУ TACAM T-60 и танковый батальон. Последний включал 2 роты по 16 танков Т-4 и роты из 12 САУ ТА. Также имелся моторизированный артиллерийский батальон – 12 100 мм гаубиц Skoda, рота ПВО, подразделения обслуживания.

март 1944 г. Румынское командование начало развертывание 2-й танковой дивизии. Ее основой должны были стать моторизированные подразделения 8-й кавалерийской дивизии. Впрочем, до конца дивизия к моменту окончания боев с Красной армией развернута не была. К середине 1944 г. в ее состав входили около 30 Pz. IV, 7 штурмовых орудий StuG. III, 18 самоходок TACAM T-60 (62 рота САУ), 20 бронетранспортеров Sd. Kfz. 251, некоторое количество бронеавтомобилей Sd. Kfz. 222.

28 апреля 1944 г. «Подвижное соединение», которое базировалось на территории Молдавии, стало ядром, вокруг которого была сформирована 1-я танковая дивизия «Великая Румыния». Дивизия включала 1-й танковый полк (1-й танковый батальон в 3 танковых роты, 2-й батальон штурмовых орудий в 3 роты, штабной взвод), 3-й и 4-й полки Vanatori, 1-й моторизированный артиллерийский полк, моторизированную группу специального оружия, моторизированный саперный батальон.

tankfront.ru

Румынский средний танк TM-800 » Военное обозрение


В конце 1994 года Румыния опубликовала отчет о своем основном боевом танке (ОБТ) TM-800, который во многом схож с ОБТ TR-580, также разработанным в этой стране, и который может быть экспортным вариантом этой машины.

Как и ОБТ TR-580, танк TM-800 имеет шесть опорных катков на каждом борту, верхняя часть ходовой части закрыта легкими стальными экранами. Основное назначение этих экранов не давать пыли подниматься вверх.

По имеющейся информации этот танк так и остался на этапе прототипа и не поступил в серийное производство. По данным ООН Румыния не экспортировала этот ОБТ.

Общая компоновка танка TM-800 схожа с компоновкой румынских ОБТ TR-580 и TR-85; водитель-механик размещается впереди слева, боекомплект 100-мм выстрелов уложен справа от него.

Водитель имеет крышку люка с интегрированными перископами для переднего обзора. Центральный перископ может быть заменен бесподсветочным перископом для вождения ночью.

Литая башня из броневой стали размещается по центру машины, командир и стрелок-наводчик располагаются слева и заряжающий справа. Всё как у российских танков T-54 и T-55, на которых эта машина собственно и базируется.

У командира и заряжающего имеется турель с зенитным 12,7-мм пулеметом; огонь из него ведет заряжающий. Ящики с 12,7-мм патронами уложены по бортам башни.

Моторно-трансмиссионное отделение размещается в корме корпуса. На российских танках T-54/T-55/T-62/T-72 имеет четко различимое выхлопное отверстие на левом борту над последним опорным катком. У ОБТ TM-800 это отверстие отсутствует. В корме башни закреплено бревно для самовытаскивания.

Основное вооружение состоит из стабилизированной по азимуту и углу места 100-мм нарезной пушки серии D-10 с эжекционным устройством. Кроме того, стрелок имеет независимый стабилизированный прицел. С основной пушкой соосно установлен 7,62-мм пулемет.


Танк ТМ-800 с левого борта

Интегрированная система управления огнем включает баллистический вычислитель и лазерный дальномер, что позволяет обстреливать цели на дистанциях от 150 до 4000 метров.

Стандартное оборудование включает приборы ночного видения для командира, стрелка и водителя, систему защиты от ОМП, систему обнаружения возгорания и пожаротушения, возможность установки систем разминирования в передней части корпуса, противорадиационный подбой, систему внутренней связи и возможность преодоления глубоких водных преград.

Хотя TM-800 похож на устаревшие российские танки T-54/T-55, он тяжелее на 9000 кг. По данным румынских производителей, корпус и башня включают многослойную броню с целью повышения боевой живучести, а в комбинации с более длинным моторным отделением это может и дать увеличение массы машины.


При необходимости в передней части танка могут устанавливаться бульдозерный отвал или средства разминирования.


Варианты

TER-800 ARV
TER-800 (Pentru Evacuare Si Reparatti) базируется на корпусе танка TM-800, но имеет оборудование для решения ремонтно-эвакуационных задач. Стандартное оборудование включает лебедку, кран и специальные инструменты и оборудование. Полная масса БРЭМ составляет 45,5 тонн.

Танк TR-72
Очень похож на российский танк T-72, но серийно не производился.


Технические характеристики танка TM-800
Экипаж: 4
Длина, габаритная: 9 м
корпуса: 6,74 м
Ширина, габаритная: 3,3 м
Высота по крыше башни: 2,35 м
Дорожный просвет: 0,425 м
Колея: 2,64 м
Ширина гусеницы: 580 мм
Длина гусеницы на земле: 4,25 м
Ходовая часть: гусеничная
Удельная мощность: 18,45 л.с./т
Скорость
максимальная скорость: 64 км/ч
по пересеченной местности: 40 км/ч
Запас хода по топливу: 500 км
с дополнительными топливными баками: 700 км
Вместимость топливных баков: 1100 литров
Водная преграда
без подготовки: 1,4 м
с подготовкой: 5 м
Подъем: 60%
Боковой склон: 40%
Стенка: 0,90 м
Ров: 2,8 м
Двигатель: дизельный, 830 л.с.
Коробка передач: ручная
Вооружение:
100-мм нарезная пушка D-10
спаренный 7,62-мм пулемет
установленный на крыше 12,7-мм пулемет
10 пусковых установок дымовых гранат (2 x 5)
Боекомплект
пушка: 43
пулеметы, всего: 4000
7,62/0.30: 3500
12,7/0.50: 500
дымовые гранаты: 20
Стабилизация вооружения
По углу места: есть
По азимуту: есть
Оборудование ночного видения: есть
Система защиты от ОМП: есть
Корпус и башня: броневая сталь

Использованы материалы:
www.armyrecognition.com
www.fdra-terrestre.blogspot.ru
www.wikipedia.org

topwar.ru

Маоисткий Китай и «германские реваншисты» помогали делать танки Румынии во времена Чаушеску

 

В 50-70-е годы основными танками стран Варшавского договора были Т-54/55. Машины эти отличались фантастической неприхотливостью, но уже в 60-е годы устарели, им было трудно противостоять новейшим западным танкам, таким как М-60, «Леопард-1″ и «Чифтен». СССР не спешил поставлять своим союзникам более современные Т-62 и новейшие на то время Т-64.

Стремясь как-то преодолеть такое отставание и обрести независимость от СССР в военной сфере, в Румынии решились создать свою боевую машину. И вот в 1977 году впервые был продемонстрирован экземпляр танка национальной разработки. Он получил обозначение TR-580. Внешне он напоминал своего прародителя — Т-55. Правда, если приглядеться, то можно было увидеть, что у танка увеличилась длина корпуса и появилось 6 опорных катков меньшего диаметра. Мощность двигателя возросла до 600 л.с. Но характеристики подвижности изменились незначительно, так как вес танка возрос до 38 тонн. Правда, улучшилась плавность хода. Башня и прицелы остались без изменений. На манер западных танков были установлены металлические противокумулятивные экраны.

Во второй половине 70-х годов очень осложнились отношения СССР и АРЕ. Мир с Израилем привел к тому, что военные поставки Египту практически прекратились, и значительное число техники советского производства осталось без запасных частей. В пику своему старшему брату Чаушеску начал снабжать Садата оружием. В частности, под экспортным обозначением ТR-77 в Египет пошли румынские танки. Однако вскоре оказалось, что новые боевые машины оказались хуже старых Т-55, и Египет решил отказаться от них. В качестве военной помощи они были отправлены в Ирак, который в 1980 году начал войну против Ирана. О судьбе этих танков практически ничего не известно, по всей видимости, они просто сгорели в безжалостной топке этой долгой войны.

По некоторым данным, в разработке танка принимали участие специалисты потенциального противника – из Западной Германии. Но Румыны эту информацию опровергали. Даже если немцы приложили руку к румынским разработкам, то ТР-580 получился, мягко говоря, посредственным. Он по всем характеристикам уступал тогдашним боевым машинам. И поэтому уже в 1978 году появился следующий вариант румынской версии Т-55.

 

Читать полный текст >>>

 

 

 

 


Поделиться в социальных сетях:


otvaga2004.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *