Немцы планировали создать самый большой танк в мире…

Танк «Крыса» должен был иметь вес до 1000 тонн. Численность экипажа составляла 21..36 человек. Также стоит отметить, что танк был очень большой. Длина танка составляла 35 метров, ширина — 14 метров, а высота — 11 метров. Бронирование танка достигало 250 мм. Также предполагалось, что на танке будет гараж, в котором смогут размещаться два разведывательных мотоцикла BMW R12, несколько кладовых комнат и санузел.

Основным вооружением танка являлись две 283-мм корабельные пушки SKC/34, установленные во вращающейся башне, располагавшейся в передней части корпуса. По поводу расположения 128-мм пушки KwK 44 L/55 нет единства у историков: по одной версии одно 128-мм орудие устанавливалось, помимо двух 283-мм, в главной башне, по другой версии в корме танка находились еще две башни, в которых располагалось по одному 128-мм орудию. В носовой части танка было два 15-мм пулемёта MG 151/15. Также на танк ставилось восемь 20-мм зенитных орудий FlaK 38.

На танк предполагалось устанавливать восемь 22-цилиндровых судовых двигателей Daimler-Benz MB501, мощностью 2000 л.с, или два 24-цилиндровых судовых двигателя MAN V12Z32/44, мощностью 8400 л.с. Также следует отметить, что оба этих двигателя устанавливались на немецкие подводные лодки. Запас хода танка должен был составлять около 190 километров, а скорость — до 40 км/ч, что очень маловероятно.



pulson.ru

сверхтяжёлые танки Германии » Военное обозрение

К вопросу создания сверхтяжелых танков в Германии обратились, как и во многих других странах, еще во время Первой мировой войны. Однако настоящую славу снискал не проект K-Wagen, а более поздние проекты. Сверхтяжелый танк Maus сегодня является одним из самых узнаваемых и знаменитых танков в истории, хотя был собран всего в двух экземплярах и не принимал участия в сражениях. Неплохую известность приобрел и другой сверхтяжелый танк Третьего рейха — E-100, чья узнаваемость в массах напрямую связана с компьютерными играми.

K-Wagen


В марте 1917 года Ставка главного командования и Инспекция автомобильных войск немецкой армии совместно сформулировали требования к новому сверхтяжелому танку массой около 150 тонн. Привести в движение такого монстра должна была силовая установка из двух бензиновых двигателей мощностью 250-300 л.с. каждый. Бронирование танка должно было составить 30 мм, что позволило бы обеспечить защиту от огня полевой артиллерии калибром до 75 мм. Вооружить новую боевую машину планировалось четырьмя орудиями калибра 57-77 мм, четырьмя 7,92-мм пулеметами и двумя огнеметами. Длина танка превышала 10 метров, что позволило бы машине преодолевать рвы шириной до 4 метров. 28 июня 1917 года Военное министерство утвердило проект нового сверхтяжелого танка «K-Wagen» (Kolossal-Wagen или просто Kolossal).

Разработку сверхтяжелого танка решили поручить Р. Фолльмеру, одному из самых талантливых немецких инженеров, который параллельно уже вел работы по тяжелому танку A7V и легкому LK-I. Программа постройки сверхтяжелых танков выглядела масштабно: планировалось создать 100 таких боевых машин при первоначальном заказе в 10 штук. Расчетная стоимость одного танка составляла около 500 тысяч рейхсмарок — огромную по тем временам сумму. При этом перед немецкими конструкторами стояла очень сложная задача, так как большинство деталей и узлов им предстояло спроектировать заново.

Влияние на проектировщиков немецкого сверхтяжа оказали британские ромбовидные танки, которые не отличались особой подвижностью, но несли достаточно мощное вооружение и были в состоянии преодолевать траншеи и рвы шириной до 3 метров. Именно от английских танков была заимствована компоновка с удлиненным корпусом и гусеницами, которые полностью его охватывали. Размещение вооружения в спонсонах по бортам корпуса также было заимствовано у англичан. Но в целом компоновка немецкого танка K-Wagen отличалась оригинальностью, экипаж был размещен в два яруса, а корпус делился на 4 отсека.

В передней части корпуса имелись места для трех пулеметов, два из которых были расположены по бортам, а один в лобовом бронелисте с незначительным смещением в левую сторону. В средней части корпуса танка располагалось боевое отделение, которое было совмещено с отделением управления. Места обоих механиков-водителей располагались за пулеметными установками и не имели никаких смотровых приборов. Управление танком должен был осуществлять его командир, который совместно с артиллерийским офицером располагался на верхнем ярусе и был защищен специальной бронированной башенкой цилиндрической формы с верхним люком, для лучшего обзора в ней имелось 6 смотровых щелей. Так как K-Wagen должен был получить радиостанцию, расположенную по центру боевого отделения, здесь же разместили и место радиста. По бортам боевой машины расположили большие спонсоны, в которых должны были быть установлены по две 77-мм пушки капонирного типа с полуавтоматическим затвором и два 7,92-мм пулемета. При этом передняя часть спонсона изначально проектировалась так, чтобы обеспечить максимально возможный сектор обстрела из орудий. Фактически при проектном размещении вооружения был обеспечен практически круговой сектор обстрела за исключением небольшого сектора в корме танка.

Третий и четвертый отсеки танка были моторно-трансмиссионными. Уже на стадии расчетов стало ясно, что даже установка 300-сильных двигателей не сможет дать боевой машине нормальной удельной мощности, поэтому было принято решение поставить на танк два двигателя Diamler-Benz мощностью 650 л.с. каждый. Для обслуживания данных двигателей выделялись два механика, которые также должны были вести огонь из кормовых пулеметных установок. Рядом с двигателями находились топливные баки, общий объем которых составлял 3000 литров. Непосредственно над двигателями находились две выхлопных трубы. Для обеспечения доступа воздуха в систему охлаждения и вывода горячего воздуха от работающих двигателей имелись 4 вентиляционных люка, расположенных в крыше корпуса, и по 3 люка на каждом из спонсонов.

Танк получался большим по всем параметрам, не исключением стал и размер его экипажа. Полный экипаж танка должен был состоять из 22 или 27 танкистов. В последнем варианте он имел бы следующий состав: командир, артиллерийский офицер, два водителя, 12 артиллеристов, 8 пулеметчиков, 2 механика и радист. В Ставке полагали, что для каждого орудия требуется штатный расчет, это же касалось и пулеметов, которым полагался пехотный расчет — стрелок и заряжающий, отсюда и такой большой экипаж.

Не менее оригинально смотрелась и ходовая K-Wagen. В отличие от британских танков тех лет катки с ребордами по типу железнодорожных крепились не к самому корпусу танка, а к тракам гусениц. Траки гусеницы являлись составными, они собрались при помощи заклепок и болтов. В движение гусеничная цепь приводилась ведущим колесом, расположенным в корме, она перемещалась по рельсовым направляющим, которые целиком охватывали корпус танка. При этом верхние ветви гусениц, с передними и задними нисходящими ветвями, прикрывались бронированной крышей, которая переходила в изогнутые бронированные экраны.

Постройка первых танков началась в апреле 1918 года, однако быстрое завершение Первой мировой войны остановило все работы по этому проекту. К этому моменту на заводе уже был практически собран первый экземпляр сверхтяжелого танка, для второй боевой машины были готовы корпус и все основные агрегаты, за исключением двигателей. Однако поражение Германии в войне и последующее подписание Версальского мира поставили крест на этом проекты, все наработки просто пошли на слом.

Тактико-технические характеристики K-Wagen:
Габаритные размеры: длина — 12,8 м, ширина — 5,9 м (3,1 м без спонсонов), высота — 3,3 м (2,9 м по крыше).


Боевая масса — 150 т.
Вооружение — 4х77-мм орудия, 7х7,92-мм пулеметов MG.08.
Бронирование — лоб и борта корпуса — 30 мм.
Силовая установка — два 6-цилиндровых карбюраторных двигателя «Даймлер» мощностью 2х650 л.с.
Максимальная скорость — 7,5 км/ч.
Экипаж — 22-27 человек.

Panzerkampfwagen VIII «Maus»

Panzerkampfwagen VIII «Maus» представлял собой сверхтяжелый танк, который был спроектирован в гитлеровской Германии, работы над машиной шли в период с 1942 по 1945 год, руководил ими известный немецкий конструктор Фердинанд Порше. «Маус» стал самым крупным по боевой массе танком среди всех, которые когда-либо были построены в металле (188,9 тонн). Всего удалось построить два экземпляра машины, которые не принимали участия в боевых действиях. В апреле 1945 года при приближении к Кумерсдорфскому полигону частей Красной Армии немцы решили уничтожить оба прототипа сверхтяжелых танков, так как их нельзя было эвакуировать. Оба танка «Маус» были взорваны, однако значительным разрушениям подвергся лишь один. В настоящее время в мире имеется только один сохранившийся образец данного танка, который удалось собрать из частей обеих машин, он находится в коллекции Бронетанкового музея в Кубинке.

Танк Maus отличался очень мощным вооружением, расположенным во вращающейся башне. В состав экипажа грозной машины входили 6 человек: командир танка, командир орудий, 2 заряжающих, радист и механик-водитель. Поперечными перегородками корпус танка был разделена на 4 отделения: управления, моторное, боевое и трансмиссионное. В носовой части танка располагалось отделение управление. Здесь были сидения мехвода (с левой стороны) и радиста (с правой стороны), контрольные и измерительные приборы, приводы управления, радиостанция, коммутационная аппаратура и баллоны огнетушителей. В днище корпуса перед сидением радиста имелся люк, предназначенный для аварийной эвакуации из танка. В нишах бортов были размещены два топливных бака, общая емкость которых составляла 1560 л. В крыше корпуса над местом механика-водителя и радиста был расположен люк, который закрывался броневой крышкой, а также перископический прибор кругового обзора радиста и смотровой прибор мехвода.

Сразу за отделением управления находилось моторное отделение, в котором находились: в центральном колодце — двигатель, в нишах бортов — масляные и водяные системы охлаждения, масляный бак и выхлопные коллекторы. За моторным отделением в средней части корпуса располагалось боевое отделение, в котором располагалась большая часть боеприпасов, а также агрегат для питания электромотора поворота башни и подзарядки аккумуляторных батарей. В центральном колодце, находящемся под полом боевого отделения, располагались блок главных и вспомогательных генераторов и одноступенчатый редуктор. Вращение от двигателя, находящегося в моторном отделении, передавалось на генератор через одноступенчатый редуктор.

Над боевым отделением корпуса на специальных роликовых опорах располагалась вращающаяся башня с вооружением. В ней находились сидения командира орудия, командира танка и двух заряжающих, а также спаренная артиллерийская установка и отдельно размещенный пулемет, приборы прицеливания и наблюдения, механизмы поворота башни с электромеханическим и ручным приводами, а также остальная часть возимого боекомплекта. В крыше было сделано два люка-лаза, которые закрывались бронекрышками. В кормовой части танка располагалось трансмиссионное отделение, где были расположены тяговые электромоторы, промежуточные редукторы, бортовые редукторы и тормоза.

Вооружение и бронирование сверхтяжелого танка были на очень высоком уровне. Вооружение состояло из спаренной орудийной установки — 128-мм танковой пушки образца 1944 года — KWK44 (61 снаряд) и 75-мм танковой пушки KWK40 (200 снарядов), а также отдельно расположенного 7,92-мм пулемета MG-42. На разных стадиях проекта предусматривалась также установка в башне зенитной 20-мм пушки МС.151/20 вместо пулемета MG-42, а также мортирок, предназначенных для постановки дымовых завес и даже огнеметной установки, которая могла появиться на корме танка. Стоит отметить, что 128-мм танковая пушка была на тот момент самым мощным орудием в немецкой армии, она обладала клиновым горизонтальным затвором, который открывался вручную в правую сторону. Противооткатные устройства орудия находились сверху по бокам ствола.

Бронекорпус танка был сварным, он собирался из катанных бронелистов толщиной от 40 до 200 мм, обработанных на среднюю твердость. В отличие от остальных танков Германии «Маус» не имел в лобовом и кормовом листе корпуса щелей или люков, которые могли снизить его противоснарядную стойкость. При этом лобовые и кормовые катаные листы корпуса размещались под рациональными углами наклона, а бортовые бронелисты — вертикально. Башня сверхтяжелого танка, также как и корпус, являлась сварной. Она собиралась из литых деталей и катаных броневых листов гомогенной брони средней твердости. Лобовая часть башни была литой, она имела цилиндрическую форму и толщину 210 мм, бортовые и кормовые листы башни были плоскими, катаными, их толщина также составляла 210 мм.

Силовая установка данного мастодонта была комбинированной. Двигатель внутреннего сгорания приводил в работу электрогенератор, который вырабатывал ток, необходимый для двух электродвигателей, которые и приводили машину в движение. На прототипах стояли разные двигатели. На одном 12-цилиндровый Daimler-Benz МВ 509 жидкостного охлаждения, развивавший мощность 1080 л.с., представлявший собой специально адаптированный для работы в танке авиационный двигатель. Второй прототип был оборудован дизельным двигателем Daimler-Benz МВ 517.

Интересной особенностью было то, что танк просто не мог из-за своей массы преодолевать реки по автомобильным мостам. Танки через реки планировалось переправлять по дну парами. При этом «Маус» полностью герметизировался, но переправлялся без экипажа, он управлялся и получал электропитание по кабелю с другого танка, который в это время оставался на берегу.

Два построенных в Германии «Мауса» массой более 180 тонн, также как и их сверхтяжелый собрат времен первой мировой войны — K-Wagen — не приняли участия ни в одном бою. Любопытным представляется тот факт, что обе боевых машины создавались тогда, когда ход мировых войн развивался не в пользу Германии. Именно в этих условиях немецкое руководство выдавало задание и находило ресурсы на постройку этих стальных монстров. Оба раза конструкторами закладывался в сверхтяжелые танки ряд оригинальных решений и идей, но оба раза эти колоссы из металла оказывались в роли мертворожденного чада.

Тактико-технические характеристики Maus:
Габаритные размеры: длина корпуса — 9030 мм (с пушкой вперед — 10 200 мм), ширина корпуса — 3670 мм, высота — 3660 мм.
Боевая масса — 188,9 т.
Вооружение — 128 мм орудие KwK-44 L/55 и 75-мм орудие KwK-40, один 7,92-мм пулемет MG-42.
Бронирование: лоб корпуса — 200 мм, борт — 185 мм, корма — 160 мм, лоб башни — 210 мм, борта башни — 210 мм.
Силовая установка — V-образный 12-цилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения с турбонаддувом, мощностью 1080 л.с.
Максимальная скорость — 20 км/ч (по шоссе).
Запас хода — 160 км (по шоссе).
Экипаж — 6 человек.

E-100

К моменту представления проекта танка E-100 военной комиссии, которое состоялось уже в 1944 году, был сделан вполне адекватный вывод о том, что производство даже одного опытного сверхтяжелого танка станет очень дорогим удовольствием. Принимая во внимание этот факт, для танков «Maus» и Е-100 было решено использовать одну унифицированную башню. В остальном фирмы-конкуренты могли действовать по своему усмотрению в рамках выданного им технического задания. Удивительно, но именно сверхтяжелый танк E-100 из всей Е-серии оказался наиболее завершенным. Работы над ним начались еще в июне 1943 года, к весне 1944 года проект танка был готов.

В отличие от танка «Маус» другой немецкий сверхтяжелый танк сохранил классическую компоновку, являясь развитием проектного ряда Е-серии. В передней его части находилось отделение управления, в котором слева было место механика-водителя, справа — радиста. Среднюю часть танка занимало боевое отделение, над которым должна была быть установлена четырехместная башня массивной формы. Первоначально это должна была быть башня танка «Maus» с тем же комплектом вооружения. Но в перспективе стали рассматривать варианты с установкой на танк 150-мм и 170-мм орудий с длиной ствола 38 калибров. В качестве основного вооружения в итоге была выбрана 150-мм пушка, а башня была перепроектирована. Боезапас для 150-мм орудия состоял бы из 32 выстрелов.

В ходовой танка Е-100 использовались обрезиненные опорные катки диаметром 900 мм, направляющие колеса находились спереди, ведущие колеса зубового зацепления имели заднее расположение. Система подвески, которая была создана доктором Лёром из компании MAN, оказалась достаточно удачной и позволила уменьшить и без того очень большую массу танка — вместо торсионов на нем планировалось применить более легкие спиральные пружины Бельвилля. Данный технический ход позволял также расположить в днище танка эвакуационный люк. Принимая во внимание большую проектную массу — около 140 тонн, было предусмотрено два варианта гусениц — боевые шириной 1000 мм и более узкие — транспортные.

Силовая установка первого прототипа танка E-100 состояла из бензинового 12-цилиндрового двигателя Maybach HL230 P30, развивавшего мощность всего 700 л.с. и коробки передач Maybach OG 401216В. Такого двигателя для танка было явно недостаточно, удельная мощность составила бы примерно 5 л.с. на тонну, однако ничего более мощного немецкая военная промышленность представить на тот момент не могла. В перспективе на серийных танках должен был появиться 1200-сильный двигатель Maybach HL234, теоретически его планировалось довести до стадии серийного производства к 1945 году.

Танк Е-100 отличался чрезвычайно мощным бронированием. Верхняя лобовая деталь корпуса и корма имели толщину 150 мм (верхняя лобовая деталь была установлена под углом наклона 45 градусов, корма — 30 градусов). Бортовое бронирование составляло 120 мм, при этом верхняя часть борта и верхняя ветвь гусеницы были прикрыты массивными экранами обтекаемой формы толщиной 50-мм. Эти бронефартуки для удобства транспортировки танка могли сниматься. Лобовое бронирование башни в итоге должно было составить 240 мм, толщина бортов, расположенных под углом 30 градусов, должна была составить 200 мм.

Если сравнивать два немецких сверхтанка Второй мировой войны, то по суммарной огневой мощности Е-100 превзошел бы «Maus», однако фактически 150-мм артиллерийская установка для него поставлена так и не была. Помимо этого защищенность Е-100 была бы выше, благодаря более рациональным углам наклона бронеплит и появлению массивных бортовых экранов. Оценочная масса танка была ниже — 140 тонн и немецкие инженеры не оставляли надежд на то, что с 1200-сильным двигателем этот стальной гигант смог бы развить скорость в 40 км/ч при движении по шоссе. В любом случае, по мнению создателей, Е-100 должен был обладать лучшими тактико-техническими характеристиками, чем танк компании Porsche. Во многом работы над танком Е-100, возможно, велись лишь «в пику» команде Фердинанда Порше, работавшей над Маусом.

Поставку башни для сверхтяжелого опытного танка Е-100 должна была осуществить фирма Krupp. Так как от установки 128-мм орудия отказались в пользу более мощной артсистемы, были внесены изменения и в конструкцию башни, что не способствовало ускорению работ по ее выпуску. К июню 1944 года была готова ходовая часть танка и корпуса. Башню, вооружение и большую часть внутреннего оборудования установить на эту боевую машину так и не успели. Единственный прототип танка Е-100 (ходовая часть) был захвачен войсками союзников весной 1945 года на полигоне Хайстенбек около города Падеборне.

Тактико-технические характеристики Е-100:
Габаритные размеры: длина корпуса с пушкой вперед — 10 270 мм, ширина корпуса — 4480 мм (с экранами), высота — 3320 мм.
Боевая масса — около 140 т.
Вооружение — 150 мм орудие KwK44 L/44 (32 выстрела) и 75-мм пушка (200 выстрелов), один 7,92-мм пулемет MG-42.
Бронирование: лоб корпуса (верх) — 150 мм, борт — 120 мм, корма — 150 мм, лоб башни — 240 мм, борта башни — 200 мм.
Силовая установка — Maybach HL234 мощностью 1200 л.с.
Максимальная скорость — 38-40 км/ч (по шоссе).
Запас хода — 120 км (по шоссе).
Экипаж — 6 человек.

Источники информации:
«K-Wagen»/«Großkampfwagen». Сверхтяжелый танк // AviArmor. URL: http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/germany/k-wagen.htm.
Сверхтяжелый танк «Маус» // kubinkamuseum. URL: http://kubinkamuseum.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=208&Itemid=410.
Стаценко А. Сверхтяжёлые танки: стальные великаны // Warspot. URL: http://warspot.ru/1223-sverhtyazhyolye-tanki-stalnye-velikany.
Коломиец М. В. E-100 и другие немецкие танки 1945 года. Последняя надежда панцерваффе. М.: Эксмо; Яуза, 2013. 96 с.
Материалы из открытых источников.

topwar.ru

Самый большой танк, созданный человечеством - Танк «Maus» - 1939-1945 гг.

 

   22 апреля 1945 года танкистами 53-го танкового батальона, под командованием В.С.Архипова, в районе железнодорожной станции в Кумерсдорфе был захвачен огромный полуразрушенный немецкий танк. Бойцы Красной Армии не знали, что в их руки попал самый большой из когда-либо построенных человечеством танков - Panzerkampfwagen VIII «Maus» (Maus в переводе с немецкого «мышь»).   

Идея разработки сверхтяжелого танка возникла в Германии в 1941 году. Изначально предполагалось назвать его Mammut (Мамонт), однако, начиная с лета 1942 года, во всех проектных документах стало упо­требляться обозначение Mauschen (Мышонок).

  Танк создавался в качестве неуязвимого средства, способного прорывать укреплённые линии обороны противника. Активные работы по проектированию и испытанию бронированного исполина проводились немцами в условиях абсолютной секретности, в период с 1941 по 1945 годы. Автором проекта выступил Фердинанд Порше.

  Однако к созданию нового сверх-оружия «приложили руку» далеко не только бюро Porsche. Отметились и другие крупнейшие немецкие корпорации: проектированием башни занималась фирма Krupp, за двигательную установку отвечала «Даймлер-Бенц», трансмиссией «занималась» фирма «Сименс».

  Макет танка был собран и представлен Гитлеру в 1943 году. Два прототипа были собраны и испытаны в 1944 году. «Мышонок» имел отнюдь не скромный вес – 188 тонн. Толстая броня, достигавшая местами 200 мм, которая должна была сделать танк практически неуязвимым, надежно укрывала экипаж из шести человек.

 Бензиновый, а на втором прототипе дизельный, двигатель Даймлер-Бенц мощностью 1200 л.с., обеспечивал скорость 20 км в час по шоссе. По бездорожью монстр двигался со скоростью 10 км в час, «пожирая» 350 литров топлива на десять километров.

Исполинский танк был вооружен 128-миллиметровой противотанковой пушкой Pak 44 L/55, в паре с которой шла спаренная 75-миллиметровая вспомогательная пушка. Кроме того, имелся в наличии 7,92-миллиметровый пулемет, мортирка и возможность установки зенитного пулемёта.

 Огромный вес танка исключал возможность перемещать его по мостам, что делало его транспортировку чрезвычайно затруднительной. Преодолевать водные преграды (до 10 метров глубиной) танк должен был своим ходом по дну.

  Танку так и не суждено было поучаствовать в сражениях. В конце 1944 года Гитлер своим личным указом запретил работы по производству танков – в условиях ухудшающейся обстановки на фронте требовалось направить все ресурсы на выпуск основных видов вооружения.

  В итоге, два полуразрушенных, подорванных немцами при отступлении опытных образца были захвачены Красной Армией в районе ж/д станции в Кумерсдорфе. Из них собрали один экземпляр, который в настоящее время в виде трофея и экспоната размещён в подмосковном танковом музее в Кубинке.

ТТх танка Pz Kpwf VIII "Мaus"
Длина общая, мм. 10085
Длина корпуса, мм. 9034
Высота, мм. 3700
База, мм. 2330
Клиренс, мм. 570
Длина контакта гусеницы, мм. 5880
Ширна трака, мм. 1100
Число траков в одной ленте, шт. 112
Боевая масса, кг. 188000
Экипаж. чел. 6
Вооружение
1х12,8 cm KwK 44/L55
  1х7,5  cm KwK 44 L/36
1х7,92 MG.34
Боезапас  
128 мм выстрелов, шт. 68
75-мм выстрелов, шт. 100
7,92 мм винпатрон, шт 1000
Углы навеления орудия
УВН 0,304347826
УГН 360
Приборы наведения T.W.Z.F.1
 Средства связи  Fu.5
 Двигатель  1хMB.509(1xMB.517)
 Тип  двигателя  бензиновый(дизельный)
 Мощность, л.с  1200 (1200)
Максимальная скорость
по шоссе, км/ч. 20
по бездорожью, км/ч 10
 Запас топлива   1600+1000
Запас хода
по шоссе/бездорожью км/ч. 160/62
Преодолеваемый брод, мм. 2000
Максимально преодолеваемый уклон, грд. 35

    

onhistory.ru

Маус - самый тяжелый танк в мире

≡  8 Апрель 2012   ·  Рубрика: Техника   

А А А

Немецкий танк «Маус» — это самый тяжелый танк в мире из когда-либо созданных. Вес этого монстра составлял 188 тонн. В техническим задании перед конструкторами была поставлена задача создания максимально бронированного танка с мощным вооружением.

Разработка танка началась в 1942 году, руководителем проекта являлся Фердинанд Порше. Планировалось выпускать до 10 машин в месяц, однако было выпущено всего 2 единицы. В декабре 1944 года немецким руководством был издан указ о прекращении работ по этому проекту, так как проект требовал больших усилий со стороны германской промышленности, отвлекались значительные силы от производства других видов военной техники.

В состав экипажа самого тяжелого танка в мире входили 6 человек, вооружение состояло из 128 и 75 миллиметровых орудий, броня 200-240 миллиметров. 12-цилиндровый V-образный двигатель с турбонаддувом мощностью 1080 л.с. (на первой машине) и 1250 л.с. (на второй машине), максимальная скорость по шоссе 20 км/ч. Из-за большой массы танк не мог передвигаться по автодорогам, а водные преграды могли преодолеваться по дну.

В 1945 году при приближении советских войск, оба образца были подорваны на полигоне Куммерсдорф. Останки танков были доставлены в Кубинку, где из них был собран один самый тяжелый танк в мире, который был исследован и обстрелян. Советские специалисты говорили о высоком качестве сборки машины, а также о том, что в танке немецкими конструкторами были применены некоторые новые и интересные идеи.

На данный момент в мире существует только одна машина, которая храниться в музее в Кубинке.

Похожие записи:

hontos.ru

Самый большой танк в мире

К началу XX века военное искусство зашло в тупик. Оборона стала настолько крепкой, что прорвать ее без огромных жертв было нереально. Война между двумя равными противниками грозила превратиться в многомесячное окопное сидение, без всякой надежды на положительный результат. Вот тогда-то на сцену выступило оружие, способное взломать любую, даже самую крепкую защиту, – танки. Идеи о создании подобных машин витали в воздухе давно, но конструктивно были оформлены только в первое десятилетие прошлого века, а к началу Первой мировой войны получили и реальное воплощение.

Русский богатырь

Практически все ведущие мировые державы того времени начали разработку танков. Не осталась в стороне и Россия. Были сконструированы сразу две машины – одну из них создал мастер машиностроительного завода Пороховщиков, а вторая вышла из опытной лаборатории военного министерства, начальником которой являлся капитан Н. Н. Лебеденко. И если танк Пороховщикова, обладая несомненными достоинствами, все-таки оставался рядовой машиной, то детище Лебеденко вошло в военную историю как самый большой танк в мире.

Из-за своих габаритов и оригинальной формы танк имел несколько прозвищ: Мамонт, Мастодонт, Летучая мышь, Нетопырь, машина Лебеденко и, наконец, наиболее прижившееся – Царь-танк. Размеры этого бронированного чудовища действительно поражают воображение:

  • длина 17,8 м;
  • ширина 12 м;
  • высота 9 м;
  • масса 60 тонн.

В целом танк больше напоминал маленькую передвижную крепость, чем оружие, предназначенное для атаки, взлома обороны противника. К сожалению, ряд конструктивных недостатков, которые вскрылись на ходовых испытаниях в 1915 г., свел на нет все старания русских танкостроителей. Основные из них связаны в первую очередь с гигантскими размерами машины.

  1. Уязвимость. Огромные колеса являлись отличной мишенью. Одно-единственное удачное попадание по ним приводило к полной недееспособности этого монстра. Во-первых, он терял способность двигаться. Во-вторых, он ложился на землю под таким углом, что говорить о какой-то прицельной стрельбе из танка не приходилось.
  2. Проходимость. Из-за своей необъятности Царь-танк был способен пройти далеко не везде. То есть он мог использоваться только на достаточно ровной и малопересеченной местности. Такая избирательность – большой минус для боевой наступательной техники.
  3. Скрытность. Одним из важных тактических элементов в успехе многих боевых операций является незаметный выход на позицию, с последующим внезапным нападением. Царь-танк даже близко не обладал такими качествами. О его появлении на рубеже атаки обороняющиеся узнали бы одновременно с атакующими. Слишком он был велик и заметен.
  4. Двигатель. Супертанк был обладателем двух самых сильных моторов (на то время) от немецкой компании «Майбах», по 240 л. с. каждый. Но и их было недостаточно! Для того чтобы вытащить этого Голиафа из раскисшей колеи или затянуть его на крутую горку, требовалось что-то значительно более мощное.

Поэтому машина Лебеденко так и не была запущена в серию. Царь всех танков до конца дней своих оставался в единственном экземпляре, который тихо и мирно был разобран на металлолом в 1923 г.

к содержанию ↑

Могучий француз

В 1917 году французы начали разработку тяжелого танка, получившего название CHAR 2C. Через два года (в 1919 г.) разработка была завершена, но в боевых действиях новой технике поучаствовать не довелось. Франция вышла из войны. Всего было выпущено 10 единиц этой машины. На сегодня она занимает 2-е место в рейтинге «самый большой в мире танк», который, в отличие от своего русского собрата, был принят на вооружение и числился в составе французской армии до 1940 года. Вот его характеристики:

  • масса – 75 тонн;
  • длина корпуса – 10,27 м;
  • ширина – 3 м;
  • высота – 4,09 м.
к содержанию ↑

Монстры Второй мировой войны

Представим два самых огромных танка, сражавшихся на фронтах Второй мировой войны.

Т-35

Знаменитый советский танк-крепость. Ни до, ни после в СССР, а потом и в России не выпускалось ничего похожего по размерам и количеству вооружения. Т-35 пошел в серию в 1934 г. (модель Т-35А). Всего было выпущено 59 машин. Это был первый советский тяжелый танк. Подробная история Т-35 хорошо показана в следующем ролике:

Габариты:

  • боевая масса Т-35А – 50 тонн;
  • длина корпуса – 9,72 м;
  • ширина – 3,2 м;
  • высота – 3,43 м.

ТИГР II

Легендарный «Королевский Тигр». До сих пор является предметом поклонения любителей немецкой военной техники тех далеких времен. И надо признать, что этот боец заслужил честь именоваться лучшим тяжелым танком Второй мировой войны. Немцы начали выпускать его с 1944 года. Всего с конвейера сошло 489 единиц этого грозного оружия. Даже просто рассматривая фото «Королевского Тигра», можно ощутить исходящую от него мощь и угрозу. Каково же было нашим бойцам, отражавшим их атаки? К счастью, к этому времени Советская армия уже была непобедима, и какого-либо ощутимого перелома в войне «бронированные машины смерти» сделать не смогли.

Внешние характеристики:

  • боевая масса машины – 70 тонн;
  • длина корпуса – 7,38 м;
  • ширина – 3,75 м;
  • высота – 3,09 м.
к содержанию ↑

Супертанки новейшей истории

В новейшей танковой истории трудно выделить какую-то отдельную модель танка. В силу различных причин гигантомания уступила место практицизму и максимальной универсальности, способности вести танковый бой в любых условиях. Приведем характеристики трех самых лучших и больших танков на сегодняшний день.

Леопард 2A7 (Германия)

Универсальная боевая машина – верхние строчки танковых рейтингов прочно закреплены за этим немецким «хищником». Габариты, вооружение, ходовая часть, защита, комфортность, компьютеризация – все очень сбалансированно, нет никаких перекосов на отдельные блоки.

Краткие характеристики:

  • длина корпуса – 7.7 м;
  • длина с пушкой вперед – 9.67 м;
  • ширина корпуса – 3.7 м;
  • высота – 2.79 м.

М1А2 «Абрамс» (США)

Самый массовый танк США. Всего произведено 9 тыс. танков (на 2012 г.). Большой упор сделан на компьютерную составляющую. В рейтингах обычно занимает 2-е место после Леопарда.

Краткие характеристики:

  • масса танка – 61,4-70 тонн;
  • длина с пушкой – 9,77 м;
  • длина корпуса – 7,93 м;
  • ширина – 3,66 м;
  • высота – 2,44 м.

Challenger 2 (Великобритания)

Третья строка во всевозможных классификациях отдана на откуп этому представителю «британского льва». Один из самых защищенных танков. Приспособлен к работе в жестких климатических условиях. В видеосюжете хорошо видно, каким мощным оружием является этот «английский джентльмен».

Краткие характеристики:

  • масса танка – 62,5 т;
  • длина корпуса – 8.3 м;
  • длина с пушкой вперед – 11.57 м;
  • ширина корпуса – 3.52 м;
  • высота – 2.49 м.

Как видим, на звание «самый большой современный танк в мире» претендует сразу несколько бойцов. И однозначно дать такой титул определенной машине нельзя. Все они примерно равны. Если, например, Челленджер 2 имеет самый длинный корпус (8.3 м), то по ширине он уступает тем же Леопарду и Абрамсу. Возможно, когда-нибудь и появится очередной танк-исполин, но можно с уверенностью сказать, что в обозримом будущем этого не предвидится.

thedifference.ru

Самые большие, мощные и тяжелые танки в мире

Фото - самый большой танк в мире

"У кого дубина больше, тот и сильней". Этот примитивный принцип времен пещерных людей оказался невероятно живуч и неотступно следовал за человеком через века и страны. Стоило появиться на свет новому орудию уничтожения, как почти сразу же предлагались его монстрообразные варианты, один вид которых должен был вселить необъятный ужас в умы и сердца врагов.

Первая «ласточка»

К началу Первой мировой войны в арсенале истребления человека человеком появилось сразу несколько новинок, определивших путь развития военной техники на многие десятилетия вперед. Именно на фронтах Первой мировой впервые серьезно заявили о себе бронированные боевые машины - танки. И тут же в конструкторских бюро ведущих в техническом отношении стран словно устроили соревнование - кто изобретет самый большой танк в мире.

В марте 1917 года командование германских войск поручило инженерам разработать танк, способный прорвать французские позиции на западном фронте. В результате получилась конструкция некоего "подвижного форта". Два двигателя буквально волочили по шоссе со скоростью 7,5 км/ч корпус с 30-мм броней, защищавшей экипаж из 18 человек, которые могли вести огонь из четырех пушек, четырех пулеметов и двух огнеметов. Весил K-Wagen 150 тонн. Постройка танков началась весной 1918 года. Вскоре Германия потерпела поражение, и все недостроенные "железные капуты" были отправлены на переплавку.

Затем наступила мирная пауза, в течение которой как-то обходились обычными танками. Но стоило разгореться пламени Второй мировой - и вновь конструкторы начали проектировать самый мощный танк.

Терпя поражения и одерживая победы

Интересно, что первыми предложили их создать в странах, ставших жертвами гитлеровской агрессии. Было это в 1940 году. Во Франции попытались ввести в строй FCM F1 - самый тяжелый танк в мире, спроектированный не в нацистской Германии. С 90 мм и 47 мм пушками, шестью пулеметами и восемью танкистами FCM F1 весил до 145 тонн. Работы по супертанку прекратились буквально за несколько дней до капитуляции Франции.

Одновременно сверхтяжелый танк пытались создать и в Великобритании. Получился TOG - нечто, напоминавшее первые английские танки. Был даже построен прототип с 76 мм пушкой и весом за 80 тонн. Но проект заморозили в пользу уже готовившегося в серию "Черчилля".

Забегая по времени вперед: под конец Второй мировой на Островах повторили попытку, спроектировав для будущего "второго фронта" сверхтяжелый штурмовой танк A39 Tortoise. Он весил немного меньше, чем TOG, - 78 тонн, но имел 96 мм пушку, на испытаниях крушившую толстенную броню на мишенях. Однако медлительность "Черепахи" и головная боль с ее транспортировкой решили судьбу бронированного монстра.

И, прежде чем мы перейдем к детищам Третьего рейха, - еще два гиганта, которых разделил Тихий океан. Страна Восходящего Солнца тоже решила не отставать от общего безумства. Однако, в отличие от прочих, сведения о проекте O-I чрезвычайно скупы. Известно, что этот 130-тонный танк должен был иметь три башни с 105 мм "главного калибра", еще одной пушкой и тремя пулеметами. Проект так и не был реализован.

Американский Т-28, на 45 тонн легче "японца", имел такую же пушку, но без поворотной башни, из-за чего более подходил на роль "зверобоя" - истребителя танков. Очень интересная деталь: у этого супертяжа были две парные гусеницы вместо одной пары.

Чудовища со свастикой

Обозревая монстров из "Панцерваффе", начнем с самых "легких".

E-100 Maus. Вес - 140 тонн, экипаж - 5 человек. Вооружение: пушка 128 мм, пушка 75 мм. Доведен до стадии опытного образца. Его начали строить в 1944 году, но установить башню уже не успели.

Panzerkampfwagen VIII Maus. Вес - 188 тонн, экипаж - 6 человек. Предшественник E-100 с тем же вооружением. Самый крупный в мире танк, воплощенный в металле. Два танка, построенные до окончания войны, ничего не решали и решить не могли.

Landkreuzer P. 1000 Ratte. Тридцатипятиметровое тысячетонное чудовище, на которое вместо танковой башни собирались установить корабельную, оснащенную двумя пушками 280 мм. "Крысу" с экипажем из 20 человек предполагалось также вооружить 128 мм пушкой, восемью 20 мм зенитными орудиями и пулеметами.

И наконец, абсолютный лидер семейства "самые большие танки в мире" - Landkreuzer P. 1500 Monster. Из 2,5 тысячи тонн веса часть приходилась на гигантское 800 мм орудие Круппа, способное отправить 7-тонный снаряд за 37 км от места выстрела. Управлять "Монстром" предстояло целому экипажу из 100 человек. Как и "Крыса", он остался на бумаге.

Из-за своей вопиющей неповоротливости, неэффективности, и в гораздо большей степени - из-за уязвимости к несоизмеримо дешевому оружию, сверхтяжелые танки с самого момента своей задумки превратились в тупиковую ветвь эволюции бронетанковой техники. Что они теперь? Не более, чем курьез? Или повод поразмыслить, до каких чудовищных размеров может дойти желание человека истреблять себе подобных?

megatopof.ru

Самый мощный танк Второй Мировой

В принципе, всем известна поговорка о том, что лучшее — враг хорошего. Но это только в принципе. Если лучшее призвано заменить хорошее раньше времени, то можно столкнуться лишь с дополнительными трудностями. Именно это и произошло с сильнейшим немецким танком Второй мировой войны — моделью «Тигр II», более известной под названием «Королевский тигр».

Собственно, его предшественник, танк «Тигр I» в 1942 году на Восточном фронте, где его задачей стало противостоять советскому танку Т-34, также был задействован слишком поспешно. И лишь когда в 1943 году удалось справиться с техническими проблемами этой машины и наладить ее серийное производство, она стала по-настоящему грозным оружием, наводившим ужас на врагов.

Когда еще только начались тесты танка «Тигр-I», его производитель — концерн Henschel — получил заказ на разработку новой, более совершенной модели. Аналогичный заказ получило также конструкторское бюро Фердинанда Порше (Ferdinand Porsche). При этом предыдущая разработка Порше оказалась чрезмерно новаторской, и в итоге уже построенные им шасси были переделаны и приспособлены для производства на их базе САУ «Фердинанд».


Компоновка танка "Тигр II"

При разработке «наследника» «Тигра I» также вскоре начался настоящий хаос. Перед конструкторами были поставлены достаточно четкие задачи: в частности, новая модель должна была иметь корпус, непробиваемый ручными гранатами, то есть иметь отвесные стенки, как Т-34, а также среднетяжелый танк «Пантера».


Для сравнения: тяжелый танк "Тигр". Основное отличие - форма корпуса. У "Тигра" нос корпуса тупой - "ступенькой", у "Тигра II" - наклонный.


Кроме того, "Тигры II" были оснащены лучшей пушкой

Новый танк должен был быть оснащен новой длинной пушкой калибра 88 мм под конструкционным номером 43 L/71. Это была самая мощная танковая пушка всей Второй мировой войны. Она была гораздо совершеннее, чем пушка советского танка ИС-2, несмотря на то, что у той был калибр 122 мм.

В третьих, инженерам было поручено разработать, по возможности, простую конструкцию для массового производства. Немецкие оружейники убедились в важности этого фактора на примерах Т-34, а также американского танка М4 «Шерман» (Sherman). В частности, они предполагали использование множества одинаковых запчастей для Тигра-2 и Пантеры-2.


Загрузка боекомплекта

Первые прототипы, разработанные обоими конкурирующими конструкторскими бюро, не соответствовали поставленным задачам. Разработка застопорилась до тех пор, пока в дело не вмешался лично Гитлер и не потребовал в очередной раз усилить фронтальную и боковую броню до 185 миллиметров и не обращать при этом внимания на неизбежно возрастающий вес нового танка.

В конечном итоге после того, как новые разработки были продемонстрированы Гитлеру, в октябре 1943 года заказ на производство танков получила именно фирма Henschel. Для начала требовалось построить 175 машин. Предложение главного конструктора Эрвина Адерса (Erwin Aders) сконцентрировать для начала все мощности на производстве улучшенной промежуточной модели на базе «Тигра I», которая имела бы более толстую фронтальную броню, было отклонено. При этом, однако, можно было бы произвести большее количество танков, у которых было бы меньше проблем с запчастями.

Однако военное ведомство предпочло этому прагматичному варианту наладить производство еще не запущенных в серию «Королевских тигров». В декабре 1943 года цеха завода Henschel в Касселе покинули первые три пробные машины. В январе 1944 года была выпущена первая серия из восьми «Тигров II».

Одновременно с этим Henschel увеличил производство «Тигров I» до 95 машин в месяц. Их число могло бы быть почти вдвое больше, если бы заводу не пришлось приспосабливаться под производство новой модели.


Танковые траки на башне и бортах - неуклюжая попытка создать дополнительную защиту

Весной 1944 года первые «Королевские тигры» были поставлены войскам — сначала элитной танковой учебной дивизии, а затем тяжелым танковым подразделениями, которые действовали на фронте независимо от обычных дивизий. Первые испытания показали, что новая модель имела множество преимуществ перед своей предшественницей, но имела также и серьезные недостатки.

Одним из главных преимуществ была новая пушка, которая могла уничтожить любой танк противника фронтальным попаданием с расстояния двух километров. Кроме того, емкость бензобака у нового танка выросла с 534 до 860 литров, благодаря чему он мог преодолевать расстояния до 140 (вместо 100) километров по ровной и до 90 (вместо 60) километров по пересеченной местности.

Главным недостатком «Королевского тигра» стала его масса, увеличившаяся с 60 до 70 тонн. Она была слишком велика для большинства мостов, которые приходилось преодолевать по пути войскам. Поэтому «Тиграм II» часто приходилось искать объездные пути.

А поскольку новые «Тигры» оснащались теми же моторами, что и старые — 12-цилиндровыми «Майбахами» объемом 24 литра и мощностью около 700 л. с., то их и без того невеликая относительная мощность снизилась с 12,5 до 10 л. с. на тонну. Для сравнения: у немецких Пантер и советских Т-34 относительная мощность составляла 16 л. с. на тонну. И лишь когда мотор был доработан, и его мощность выросла до 800 л. с., его относительная мощность сравнялась с показателями советского тяжелого танка ИС-2.

Однако, пожалуй, самым серьезным недостатком «Тигра II» стало низкое качество его стали. Немецкая горно-рудная промышленность не располагала достаточным количеством молибдена и использовала для легирования стали ванадий. Однако результат оказался иным, нежели рассчитывали инженеры: молибден увеличивал прочность стали, а ванадий — его эластичность. Это привело к тому, что номинально значительно более прочная броня Тигра-2 разрушалась внутри танка, что приводило к гибели экипажа, хотя вражеская граната и не пробивала ее насквозь.

Первые 50 серийных танков получили башни, которые произвел на свой страх и риск Фердинанд Порше. Лишь начиная с июня 1944 года, машины стали оснащать башнями лучшей формы, произведенными Henschel, которые, однако, были еще на 1,2 тонны тяжелее.

Впервые «Королевские тигры» были задействованы 19 марта 1944 года в ходе «Операции Маргарита» танковой учебной дивизии в Венгрии. Но там они не встретили вообще никакого сопротивления.


Американцы захватывали "Королевские тигры" и принимали к себе на службу

Первым же серьезным боем, в котором приняли участие «Тигры II», стало сражение 11 июля 1944 года у французской деревни Коломбель в Нормандии. В течение кратчайшего времени двенадцать «Королевских тигров» уничтожили двенадцать «Шерманов», а также несколько американских противотанковых пушек и полугусеничных машин, не понеся при этом никаких потерь. Однако американцы вызвали подкрепление с воздуха, а также с моря, и «Тиграм II» пришлось отступить.

А еще через неделю последовала тяжелая бомбовая атака на их позиции, и в течение последовавших за ней боев все, кроме одного, «Тигры II» были уничтожены. Большому количественному превосходству противника сверхтяжелые новые танки, которых до мая 1945 года было построено около 500 единиц, не смогли ничего противопоставить, даже несмотря на свои мощнейшие пушки.


"Тигр II" в музее.

grimnir74.livejournal.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о