КВ-1 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 сентября 2017;
проверки требуют 66 правок.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 сентября 2017;
проверки требуют 66 правок.

Перейти к навигации
Перейти к поиску
Для этого термина существует аббревиатура «КВ», которая имеет и другие значения: см. КВ.

КВ-1

Частично экранированный КВ-1, установленный у музея-диорамы «Прорыв блокады Ленинграда» возле г. Кировска
КВ-1 обр. 1940 года
Классификация тяжёлый танк
Боевая масса, т 43 (1939 г), 47,5 (1941 г).
Компоновочная схема классическая
Экипаж, чел. 5
История
Годы производства 1939—1942
Годы эксплуатации 1940—1944
Количество выпущенных, шт. 3225
Основные операторы
Размеры
Длина корпуса, мм 6675

ru.wikipedia.org

Танки КВ — список, фото, видео

Содержание

Серия танков КВ появилась в 1939 году и приняла участие в Советско-финской и Великой Отечественной войнах. Нельзя назвать эти машины совершенными, но в некотором они определили развитие советских тяжёлых танков, а КВ-1 стал символом победы наравне с Т-34.

Давайте подробнее рассмотрим всё семейство этих танков.

КВ-1

Танки КВ - список, фото, видео

Первый в серии, поступивший в производство в августе 1939 года, изначально назывался КВ в честь Клима Ворошилова, а цифровой индекс получил после появления следующего в серии танка.

Создавался как альтернатива многобашенным машинам, чьё развитие зашло в тупик из-за огромной массы и габаритов. Несколько лет оставался практически неуязвимым для танковых пушек, лишь немецкие зенитки могли справиться с его бронёй.

Недостатками стали не самое мощное орудие калибра 76 мм, плохая подвижность, слепота экипажа внутри и постоянные поломки. Был в серийном производстве на Кировском заводе до 1941 года, выпущен в количестве 3162 единиц.

КВ-1С

Танки КВ - список, фото, видео

Созданная летом 1942 года скоростная модификация с ослабленным бортовым бронированием. К этому добавили улучшенный обзор для командира, новую коробку передач, что повысило боевые качества танка.

По своим характеристикам находился между тяжёлыми танками и средними танками, вооружение осталось прежним без возможности установки более мощной пушки без значительных переделок, что и стало главным недостатком.

Выпускался до конца лета 1943 года, всего выпущено 1120 штук.

КВ-1К

Интересная модель, созданная в единственном экземпляре в 1942 году. На машину установили систему КАРСТ-1 (короткая артиллерийская ракетная система танковая), представляющую из себя четыре пушки с направляющими внутри. В качестве снарядов использовались реактивные осколочно-фугасные М-13 калибра 132 мм.

Успешно прошёл испытания, даже были получены рекомендации по установке подобных систем на другие танки, но на это всё закончилось.

ЭКВ

Малоизвестный экспериментальный образец с электромеханической трансмиссией. Создан в 1944 году, хотя разработка началась в 1940.

Танк получил корпус КВ-1 и башню КВ-С, масса выросла до 52 тонн. Полученный при его создании опыт пригодился при разработке ИС-6 и ИС-7 с подобными трансмиссиями.

КВ-150 (Т-150)

Танки КВ - список, фото, видео

Экспериментальная модификация КВ-1 массой 50 тонн. Получила новый двигатель В-5, развивающий 700 л.с., командирскую башенку с улучшенным обзором и увеличенную толщину брони.

Военные предпочли использовать обычный КВ-1 с дополнительно установленной бронёй, к тому же, двигатель Т-150 был склонен к перегреву из-за чрезмерного форсирования.

Был создан в единственном экземпляре, после испытаний отправлен на фронт.

КВ-220

Танки КВ - список, фото, видео

Попытка улучшить защищённость КВ-1, доведя толщину его брони до 100 мм.

Ходовую часть удлинили на 1 каток, установили дизель В-2СН мощностью 850 л.с., разработали новую башню, в которую установили пушку Ф-30 калибра 85 мм.

Зимой 1941 года опытный образец КВ-220 отправился на фронт, где некоторое время считался практически неуязвимым, пока не был уничтожен в декабре этого же года немецкими противотанковыми орудиями, сорвавшими с него башню.

КВ-85

Танки КВ - список, фото, видео

Летом 1943 года разработали танк, который должен был хоть как-то противостоять немецким Тиграм.

Существующая советская пушка Д-5Т калибра 85 мм была способна бороться с немецкими тяжёлыми танками, но в башню средних танков Т-34-85 помещалась с трудом, как и в башню КВ-1С.

КВ-85 получил переделанный корпус и ходовую часть КВ-1С, а башню и орудие от ИС-1.

Было создано 148 таких машин, лишь 2 из них сохранились до нашего времени, остальные были потеряны в боях. Вооружение позволяло бороться с Тиграми и Пантерами, но защита была посредственной, поэтому приоритет был отдан серии ИС.

КВ-100

Попытка сделать КВ-85 мощнее. В конце 1943 года на его базе создали КВ-100, установив в башню пушку С-34 калибра 100 мм. На испытаниях башня оказалась слишком тесной, поэтому танк остался в единственном экспериментальном экземпляре.

КВ-122

Ещё одна попытка вдохнуть жизнь в устаревший КВ-85. 122 мм пушка, корпус с более толстой бронёй, башня от ИС-2.

В целом, очень удачная и дешёвая модификация, но для неё было необходимо отзывать все КВ-85 с фронта и транспортировать на завод для переделки. Это посчитали нецелесообразным и отдали предпочтение ИС-2.

КВ-2

Танки КВ - список, фото, видео

Танк с огромной башней и огромной гаубицей калибра 152 мм. Создавался как хорошо защищённая машина для уничтожения фортификационных сооружений.

Плохая обзорность, такая же подвижность, отвратительная надёжность, но сверхмощное орудие, проламывающее при попадании броню любой техники противника.

Выпускался с 1940 по 1941 год, всего было создано 204 машины, из которых сохранились в приемлемом состоянии лишь 3.

КВ-3

Экспериментальный танк создававшийся на базе КВ-150 и КВ-220. Планировали установить пушку ЗИС-6 калибра 106 мм и двигатель В-2СН мощностью 850 л.с.

Разработка завершилась в первой половине 1942 года.

КВ-4

Ещё один экспериментальный танк, который даже не был построен.

Планировалось установить пушку калибра 107 мм вместе с пушкой Л-11 калибра 76 мм. Корпус в лобовой части защищался листами брони толщиной до 150 мм. Получившуюся махину массой более 80 тонн в движение должен был приводить двигатель мощностью 1200 л.с.

КВ-5

Сверхтяжёлый танк, который начали разрабатывать в 1941 году. Отличался толщиной лобовой брони в 180 мм, тремя башнями и массой 100 тонн.

Был своеобразной работой над ошибками при создании КВ-4, при создании пытались использовать максимальное число уже находящихся в серийном производстве деталей от КВ-1.

Огромная масса не позволяла бы преодолевать мосты, затрудняла маневрирование на пересечённой местности, а габариты превратили бы в отличную мишень.

Впрочем, это лишь в теории. На практике разработка была свёрнута в августе того же года и все силы были брошены на доводку и совершенствование уже существующих танков.

КВ-6

Тяжёлый огнемётный танк на базе КВ-1. На место курсового пулемёта установили огнемёт АТО-41.

Ничем кроме огнемёта не отличался от базовой модели.

Всего было выпущено 4 полноценные машины, ещё несколько выехали из заводских ворот без огнемётов. Немцы использовали трофейные КВ-6, обозначая их Pz.Kpfw. KV-1A 753 (r) Flamm.

КВ-7

Танки КВ - список, фото, видео

Экспериментальная САУ на шасси КВ-1, призванная снабдить армию удобной боевой бронированной машиной, одинаково приспособленной как для борьбы с бронетехникой, так и с живой силой, укреплёнными сооружениями.

Разрабатывалась зимой 1941 года. В неподвижной рубке установили 3 орудия. Сначала это была пушка Ф-34 калибра 76 мм и две пушки 20-К калибра 45 мм, позже их сменили на две ЗИС-5 калибра 76 мм.

Большая загруженность заводов не позволила начать производство машины, не имеющей значимых преимуществ над существующими образцами техники. Тем не менее, наработки пригодились при создании штурмового орудия КВ-14 (СУ-152).

КВ-8 и КВ-8С

Огнемётный танк на базе КВ-1. После окончания производства КВ-1, за основу взяли КВ-1С, создав на его базе КВ-8С.

В башне располагался огнемёт АТО-42, а пушка заменена на более компактную калибра 45 мм. Для маскировки на пушку одевался кожух, делающий её похожей на прежнюю калибра 76,2 мм.

КВ-9

Малоизвестный тяжёлый советский танк, созданный как штурмовой или артиллерийский. Для уничтожения вражеских укреплений планировали установить гаубицу У-11 калибра 122 мм.

Разработка началась в 1941 году и закончилась через год выпуском экспериментального Объект 229. После испытаний его решили производить под названием КВ-9, но создали только один образец.

КВ-12

Танки КВ - список, фото, видео

Объект 232 разрабатывался с 1942 года, предназначался для уничтожения вражеской пехоты огнемётом и ядовитыми веществами. Помимо этого, должен был дезинфицировать уже зараженную местность и иметь возможность ставить дымовые завесы.

Работы предусматривали замену курсового пулемёта стандартного КВ-1 на огнемёт и установку дополнительного оборудования.

Весной 1942 года появился первый образец, получивший название КВ-12, он успешно прошёл испытания и был признан лучше чем КВ-8. Но в серийное производство машина не пошла, поскольку заводы были загружены производством более стандартных вариантов.

КВ-13

Танки КВ - список, фото, видео

Попытка объединить плюсы средних Т-34 и тяжёлых КВ в одном танке. Разработка стартовала в 1942 году и длилась до весны, осенью начались испытания. На испытаниях выявилась плохая надёжность и недостаточная защита.

При создании широко применялось литьё и максимально сокращалось использование цветных металлов.

Было создано 2 прототипа, после чего разработку свернули.

КВ-14 (СУ-152)

Танки КВ - список, фото, видео

Эта самоходка известна большинству как СУ-152. Разработали её в начале 1943 года на базе КВ-1С, а в боевое крещение произошло в Курской битве.

СУ-152 показала эффективность своей нарезной гаубицы МЛ-20С калибра 152 мм, оказавшись способна уничтожать любую немецкую технику.

Всего создали 670 таких САУ, лишь несколько штук сохранились до нашего времени.

Эпилог

Танки КВ воплотили в себе стремление создать как можно более бронированную машину в ущерб подвижности. К тому же, высокая масса и спешное производство делали трансмиссию и другие узлы ненадёжными.

Появившиеся Т-34 были гораздо динамичнее, а ИС ещё и бронированние, что завело серию КВ в тупик. Были попытки создать облегчённый КВ-13, но они оказались не слишком успешными, в результате чего приоритет отдали танкам других серий.

Тем не менее, КВ прошли две войны, а создание экспериментальных образцов позволило воплотить удачные решения на других танках.

Поделитесь с друзьями

Выскажите своё мнение

Отправка сообщения

tanksdb.ru

О танках КВ 10-й танковой бригады

     Продолжение. Начало здесь и здесь.

     Для начала еще один интересный снимок КВ-1 с Ф-32. Нашел его, насколько помню, ув. altyn73 с подписью Сталинград, 1943 (кликабельно).

     Очевидно, что капитан Панивага сфотографирован у этого же танка и, очень возможно, что и майор Воротников тоже (циферки в круге, возможно, разные). Так что теперь нужно установить кто же изображен на снимке.

     А пока ниже расскажу о боевых действиях танков КВ 8-го танкового батальона 8-й МСД НКВД, который в конце февраля 1942 года получил четыре КВ от 10-й ТБР, в районе села Мелихово Корочанского района Белгородской области.

     До 5 марта 1942 года года 8-й ОТБ находился в резерве 21-й армии и занимался восстановлением матчасти. В частности, удалось починить два танка КВ.

     5 марта был получен приказ совершить марш в район села Ломово для совместных действий с 21-й МСБР по овладению селом Мелихово.

     7 марта танковая группа 8-го ОТБ (2 танка КВ, 1 Т-34 и 4 легких) с пехотой 21-й МСБР атаковала немецкие ДЗОТы на северной окраине Мелихово. Атака успеха не имела.
     Танки КВ (командиры машин лейтенант Петраков и старший лейтенант Цысь Владимир Мефодьевич), не дойдя до ДЗОТов, вышли из строя из-за проблем с моторами и вернулись в Шляховое, а легкие танки не смогли сопровождать пехоту из-за глубокого снега. В результате ДЗОТы атаковал один Т-34 старшего лейтенанта Максименко Ивана Ивановича, который подавил огнем несколько пулеметных точек, но на северо-западной окраине Мелихово был подбит немецким ПТО. При эвакуации из танка радист погиб, а остальным удалось выйти к своим.

     8 марта из ремонта вышел еще один танк КВ (командир танка старший лейтенант Мордвинкин Глеб Васильевич). Этим танком немедленно попытались эвакуировать из Мелихово подбитый накануне Т-34, но сделать это не удалось.

     Следующая атака на Мелихово была предпринята только 11 марта. Для поддержки пехоты 8-й ОТБ смог выделить один танк КВ старшего лейтенанта Мордвинкина и два легких танка.
     В выписке из ЖБД батальона, которая есть на сайте «Память народа», приведен весь экипаж КВ почему-то из шести человек — командир танка старший лейтенант Мордвинкин, механик-водитель сержант Коваленко Иван Григорьевич, командир орудия старший лейтенант Максименко, заряжающий сержант Хандовкин Яков Кириллович, радист сержант Мозьянов Гнат Петрович и механик-водитель младший Фомин Михаил Максимович.

     В этот раз танку КВ удалось эффективно подавить пулеметные точки в ДЗОТах и, пехота их заняла один за другим. К сожалению, вечером КВ подорвался на мине, но смог уйти на ремонт, а малочисленная пехота ДЗОТы в одиночку не удержала и отошла в исходное положение.

     К концу дня 11 марта в 8-м ОТБ исправных КВ не осталось — два ремонтировались в части, а еще два нуждались в отправке на завод.

     18 марта 1942 года 8-й ОТБ снова получил задачу сделать проходы в проволочном заграждении и минном поле к вражеским ДЗОТам на окраине Мелихово. Выполнять её отправилась танковая группа из двух танков КВ (командиры машин ст. лейтенант Мордвинкин и лейтенант Петраков) и одного БТ с приданными саперами. Довольно быстро у танка Мордвинкина заклинило пушку и артогнем повредило ленивец.

     «Танк № 5028 лейтенанта Петракова Николая Саватеевича…» обошел танк Мордвинкина и проделал артогнем проходы в заграждении. Разминировать минное поле не удалось, т.к. все саперы были убиты огнем из ДЗОТов. Танк Петракова продолжил движение к ДЗОТам и подорвался на мине.
     Подошедшим танком Мордвинкина КВ-1 Петракова был эвакуирован, но при попытке зацепить гусеницу для эвакуации командир взвода 8-го ОТБ лейтенант Петраков Николай Саватьевич был убит, а радист Рыбальченко Анатолий Андреевич ранен.

     К сожалению, выписка из ЖБД 8-го ОТБ на сайте «Память народа» отсутствует, так что кому и когда батальон передал/отправил на ремонт четыре танка КВ неизвестно. В других документах позже 18 марта танки КВ в составе 8-го отб 8-й МСД НКВД не упоминаются.
     Селом Мелихово 21-я мотострелковая бригада без танков КВ овладеть в последующих боях не сумела. Освободили его только в июле 1943 года.

     И теперь чуть в сторону небольшой комментарий о погибшем командире танка КВ с зав. № М-5028 лейтенанте Петракове.
     На ОБД Петраков упомянут четыре раза, из них три как пропавший без вести на территории Литовской ССР командир взвода 466-го стрелкового полка 125-й стрелковой дивизии СЗФ.
     На самом же деле в мае 1941 года младший лейтенант Петраков был откомандирован на курсы командиров тяжелых танков на ЛКБТКУКС. 15 июля по окончанию курсов он был отправлен на ЛКЗ для продолжения обучения в распоряжение командира 22-го ОУТБ. Подготовка в 22-м ОУТБ занимала примерно месяц. Так что Петраков вполне мог в середине августа получить танк и убыть с одной из отправок на Юго-Западный фронт.

     Танк с зав. № М-5028 был выпущен на ЛКЗ как раз в августе 1941 года. Возможно, именно его мы видим на всех фото танков КВ-1 с Ф-32 в этой и предыдущей записях.

     На этом пока всё. Исправления и дополнения приветствуются.

iam-krasnoyarsk.livejournal.com

О танках КВ 10-й танковой бригады

     В предыдущей записи о неизвестном механике-водителе танка КВ-1 выпуска ЧКЗ конца ноября 1941 года была высказана версия о том, что этот танкист мог воевать в составе 10-й танковой бригады Юго-Западного фронта.

     Так вот оказалось, что в мае 1942 года в 10-й ТБР был, как минимум, один танк КВ-1 выпуска конца ноября 1941 года. Кроме того, в бригаде до мая 1942 года сохранились и танки КВ-1 с орудием Ф-32 выпуска ЛКЗ августа 1941 года.

          Майор М.А.Воротников около танка КВ. 1941 год.

     10-я танковая бригада формировалась с 10 августа по 15 сентября 1941 на базе 43-й ТД. Постановлением ГКО №-671сс от 13.09.1941 г. ГАБТУ было обязано закончить формирование бригады к 21 сентября 1941 года.
     Согласно информации из Ведомости об отгрузки танков в августе 1941 года, которой на ВИФе любезно поделился ув. litl_bro, 20 августа 1941 года с ЛКЗ в Харьков для 10-й танковой бригады (10 ОТ.Бр. Харьков) было отправлено 7 танков КВ. Это была последняя отправка танков КВ из Ленинграда из-за установления блокады.

     Однако, возможно, в Харькове прибывшие танки несколько перераспредели. Так в книге «В сражениях за Победу. Боевой путь 38-й армии» говорится, что к началу боев за Полтаву в составе 38-й армии 10-я ТБР имела в наличии только 4 танка КВ.

     В боях под Полтавой в роте тяжелых танков лейтенанта Карсеева Кузьмы Ивановича точно имелись потери. 24 сентября в районе Войновка погиб командир танка КВ лейтенант Купров Семен Митрофанович, а 29 сентября на танке КВ погиб командир батальона средних и тяжелых танков 10-го танкового полка 10-й ТБР капитан Богачев Василий Гаврилович, который посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза.

     Были ли безвозвратные потери в тяжелых танках пока неизвестно, но по состоянию на 11 октября 1941 года в 10-й ТБР числилось только два танка КВ.

     Вышеприведенный известный снимок заместителя командира 10-й танковой бригады майора Воротникова на фоне танка КВ-1 с пушкой Ф-32, который появился в 2011 году на одном инет-аукционе (ссылка), был сделан, видимо, в октябре 1941 года после вывода бригады в резерв 38-й армии. Майор Воротников Михаил Андреевич также представлялся командованием 10-й ТБР к званию Героя Советского Союза, но получил только орден Ленина.

     В конце октября 1941 года 10-я ТБР была выведена в резерв Юго-Западного фронта для доукомплектования.

     Вновь на фронт пополненная бригада вернулась в самом конце декабря 1941 года. Однако танки КВ появились в 10-й ТБР, которая к тому времени входила в состав 21-й армии, только 18 февраля 1942 года.
     Четыре танка КВ-1 прибыли из ремонта (вероятно, рембаза №7, Воронеж) на станцию Нов. Оскол, но до бригады в р-н с. Новослободка добралось только три танка. Один танк встал в дороге из-за технической неисправности.

     С 19 по 24 февраля 1942 года три танка КВ участвовали в боях за села Лески и Озерово. В этих боях вновь отличился командир танковой роты старший лейтенант Карсеев (ссылка), а также командир танка КВ лейтенант Володькин Василий Сергеевич. Танк Володькина 23 февраля во время атаки встал по техническим причинам в центре села Озерово и затем в течении суток в одиночку отбивал немецкие атаки на это село.

     25 февраля 1942 года 10-я ТБР убыла на погрузку в эшелоны на ст. Нов. Оскол для следования в распоряжение 38-й армии, а четыре танка КВ в неисправном и застрявшем состоянии были переданы на месте в 8-й отб 8-й мотострелковой дивизии НКВД. О действиях этих танков в составе 8-го ОТБ потом будет сделана отдельная запись.

     Таким образом получается, что нижеприведенный снимок командира 1-го танкового батальона 10-й ТБР капитана Поневаги Петра Петровича на фоне танка КВ-1 с орудием Ф-32 фотокорреспондент ТАСС Ефим Копыт мог сделать только в феврале 1942 года.

Командир танка капитан П.П.Понивага ведёт наблюдение за противником.
Юго-западный фронт, 1942 год.
РГАКФД

     Снова танки КВ в составе 10-й ТБР появились только за три дня до печально известной Харьковской наступательной операции 1942 года. 9 мая бригада получила пять танков КВ из 133-й ТБР (получила 5 танков КВ из ремонта 4 мая) и один КВ из 13-й ТБР (получила один КВ из ремонта 30 апреля).

     Этим и объясняется закрашивание обозначений на борту башни танка КВ-1 с Ф-32 «Суворов». Подробнее о боевых действиях бригады в мае 1942 года можно посмотреть в записи об этом танке.

     По состоянию на 20 мая из 6 танков КВ 10-й ТБР один был безвозвратно потерян, 4 находились в ремонте в части и еще один требовал заводского ремонта.

     Возможно, требующим заводского ремонта танком был КВ-1 выпуска ЧКЗ конца ноября — начала декабря 1941 года с зав. № 6837. Этот танк 9 декабря 1941 года был отправлен с ЧКЗ в Сталинград, а 27 июня 1942 года прибыл на ремонт из 10-й ТБР ЮЗФ после прилета в борт чего-то крупнокалиберного. За карточку спасибо ув. litl_bro.

     На 26 мая уже все пять оставшихся танков КВ бригады требовали отправки на заводской ремонт.

     По состоянию на 10 июня в 10-й ТБР исправных танков КВ не было, но на 30 июня в бригаде уже числилось три танка КВ-1. В боях начала июля 1942 года все они были безвозвратно потеряны.
     К сожалению, на сайте «Память народа» документов бригады за этот период совсем мало, так что непонятно откуда появились эти три июньских КВ-1.

     16 июля 1942 года 10-я ТБР, которая осталась совсем без матчасти, была выведена в резерв Ставки ВГК.

     И на этом пока всё. Об осенних боях танков КВ-1 10-й ТБР расскажу, возможно, как-нибудь в другой раз. Исправления и дополнения приветствуются.

iam-krasnoyarsk.livejournal.com

танк с тяжелой судьбой. Часть 1

Казалось, что танковые войска РККА получили полноценную и совершенную боевую машину, но…
В письме бывшего военпреда Кировского завода военинженера 3-го ранга Каливода, направленное в наркомат государственного контроля Л. Мехлису. было сказано:
«По материалам испытаний, проведенных в течение 10 месяцев на 5 машинах с общим километражем 5.270 км видно, что характерными дефектами, повторяющимися на каждой испытуемой машине, является:
1. Негодность воздушного фильтра мотора, фильтр необходимо делать другой.
2. Мала эффективность охлаждающей системы мотора.
3. Слаба коробка перемены передач, нужно сделать новую.
4. Ненадежны в работе бортовые фрикционы.
5. Недоработаны тормоза (подгорают, трудно регулируются).
6. Необходимо доработать ходовую часть в сторону ее усиления (катки, траки, торсионный вал).
Помимо этого, машина имеет ряд крупных дефектов, не влияющих на ее подвижность, но снижающих боевые качества машины.
1. Система Л-11, устанавливаемая на серийной машине, забракована и допущена для вооружения танков временно.
2. Боеукладки должны быть переконструированы в сторону упрощения и облегчения возможности пользоваться ими, а также в сторону увеличения боекомплекта.
3. Слаб погон под нормальную башню и тем более под большую башню. Его необходимо усилить.
4. Большая башня с системой М-10, спроектированная экстренно в период финляндского конфликта, требует больших переделок и доработки.
5. Недоработан поворотный механизм и стопора башен. Башня тяжело вращается, заедает, мотор не тянет, стопора не держат.
Помимо вышеуказанных, машина имеет очень много мелких дефектов, недоработок,
Исходя из вышеизложенного считаю, что машина К В недоработана и требует срочных и серьезных переделок. …
Считаю, что в настоящий момент назвать машину боеспособной нельзя из-за вышеуказанных дефектов. Отправлять ее в армию можно только как учебную, а не боевую».
На фото — КВ-1 первых выпусков

fishki.net

Двухпушечный тяжелый танк КВ — 10 Марта 2010

История создания этого интересного танка необычна и заслуживает внимания. Он был спроектирован и изготовлен в сентябре 1939 г. в инициативном порядке на конкурсной основе на Ленинградском Кировском заводе под руководством известного строителя тяжелых танков в предвоенные и последующие годы военного инженера Ж.Я.Котина. Ведущим конструктором танка был молодой инженер Н.Л. Духов, ставший в военное время тоже известным конструктором тяжелых танков, а в последствии член-корреспондентом АН СССР, трижды Героем Социалистического Труда.

Танками-конкурентами были тяжелые двухбашенные СМК и Т-100, находившиеся на стадии проектирования. Они имели противоснарядное бронирование толщиной 60 мм, вооружение, состоявшее из двух танковых 45-и 76-мм пушек, трех 7,62-мм танковых пулеметов ДТ. На них устанавливались авиационные карбюраторные двигатели ГАМ-34 мощностью по 625 кВт (850 л. с.). Боевая масса этих танков составляла 55…58 т. Они предназначались для прорыва сильно укрепленных оборонительных полос противника. Наличие пушек, установленных в двух башнях, объяснялось стремлением одновременно поразить несколько целей, расположенных под разными углами наведения от танка.

Основанием для проектирования нового танка, получившего название KB («Клим Ворошилов»), было предложение И.В.Сталина проработать возможность создания тяжелого однобашенного танка с более мощным бронированием, чем у танков СМК и Т-100. Это предложение было получено Ж.Я.Котиным в декабре 1938 г. в Кремле во время отчета перед Главным Военным Советом ленинградских танкостроителей о проделанной работе по проектированию танков СМК и Т-100. Для такого предложения были веские основания.

При этом сокращались габаритные размеры по длине и высоте танка, значительно уменьшалась площадь повер-хности его бронирования, которую нужно было защитить более толстой броней (в пределах, отведенных заданием на общую массу танка).

Опытный образец танка KB относился к тяжелым однобашенным с про-тивоснарядным бронированием, пушечно-пулеметным вооружением, установленным в башне, дизельным танковым двигателем жидкостного охлаждения, механической ступенчатой трансмиссией с бортовыми фрикционами, расположенными в кормовой части корпуса, шестикатковым гусеничным движителем и независимой торсионной подвеской. Боевая масса танка не превышала 40 т, что было на 15-18 т меньше массы танков СМК и Т-100.

Броневые катанные листы корпуса и башни были изготовлены из гомогенной брони, имели значительную по тому времени толщину, равную 75 мм, и соединялись между собой с помощью электросварки. Броня танков-конкурентов СМК и Т-100 была на 20% тоньше. Лобовые и кормовые броневые листы корпуса, а башни и бортовые располагались к вертикальной плоскости под сравнительно большими углами наклона, что дополнительно повышало их защитные свойства. Испытания брони этого танка на Ижорском полигоне путем обстрела бронебойными снарядами из 76-мм пушки, имевшими начальную скорость полета 650 м/с, при прямом угле встречи показали, что броня выдерживала их удары на дистанции 200 м.

Вооружение опытного образца танка состояло из 45- и 76-мм танковых пушек, установленных в маске башни, и двух 7,62-мм танковых пулеметов ДТ, один из которых устанавливался в шаровой опоре в кормовом листе башни, а другой на турели на крыше башни. 76-мм пушка была основной, а 45-мм спаренной, предназначенной для борьбы с легкобронированными или незащищенными целями. Углы наведения пушек по вертикали были от -7° до +25°, а по горизонтали -360°.

Следует заметить, что конструкторы этого танка, по-видимому, знали о небольшой тактической ценности для тяжелого танка 45-мм пушки. Однако наличие такого оружия выравнивало показатели опытного образца по уровню артиллерийского вооружения с танками-конкурентами. Они понимали, что если в ходе испытаний выявится небольшая эффективность 45-мм пушки, снять ее с танка будет несложно.

Боекомплект танка был неплохим. Он состоял из 118 76-мм и 50 45-мм артиллерийских выстрелов, 1008 патронов к пулеметам, находившихся в 16 магазинах, и 24 оборонительных ручных гранат Ф-1.

Внешняя связь обеспечивалась применением приемопередающей симплексной танковой радиостанции 71-ТК-З со штыревой антенной, а внутренняя — танковым переговорным устройством на три абонента ТПУ-3.

В танке был установлен 12-цилиндровый V-образный танковый дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-2 мощностью 368 кВт (500 л. с.) при частоте вращения коленчатого вала 1800 об/мин, унифицированный с двигателем отечественного среднего танка Т-34. Двигатель обеспечивал возможность движения танка с максимальной скоростью до 36 км/ч. Он отличался хорошей топливной экономичностью, меньшей пожарной опасностью, упрощал систему электрооборудования танка и не создавал помех при работе радиостанции.

Применение единого двигателя в средних и тяжелых танках создавало определенные преимущества танкостроителям и танкистам. При этом упрощалось производство двигателей для обоих типов танков, облегчалось обучение личного состава в войсках, упрощалось снабжение запасными частями и материалами, а также организация ремонта двигателей в полевых условиях.

Двигатель допускал возможность значительного увеличения мощности за счет повышения степени сжатия воздуха в цилиндрах и частоты вращения коленчатого вала. Так, модификация этого двигателя В-2К имела мощность 442 кВт (600 л. с.) при частоте вращения коленчатого вала 2000 об/мин. Эта модификация устанавливалась в серийных образцах танков KB с 1940 г., боевая масса которых возросла до 47,5 и 52т.

Трансмиссия состояла из трехдискового главного фрикциона сухого трения, пятиступенчатой коробки передач, бортовых передач. Механизмы поворота позволяли танку иметь расчетный минимальный радиус поворота, равный ширине его колеи — 2,62 м.

Движитель танка (применительно к одному борту) состоял из мелкозвенчатой гусеничной цепи цевочного зацепления с открытым шарниром, шести опорных катков с внутренней амортизацией, трех поддерживающих катков с наружной амортизацией, направляющего колеса с механизмом натяжения гусеницы и ведущего колеса заднего расположения со съемными зубчатыми венцами.

Подвеска была независимой торсионной. Она допускала возможность движения по шоссе и грунтовым дорогам с неплохими для тяжелого танка средними скоростями, составлявшими 26,6 и 15,5 км/ч соответственно.

Танк имел довольно высокие показатели профильной и опорной проходимости. Он мог преодолевать подъем крутизной до 37°, ров шириной 3 м, эскарп с высотой стенки 0,87 м, брод с твердым грунтом глубиной до 1,5 м и двигаться по косогору с креном до 30°. Среднее удельное давление на грунт — 0,065 МПа (0,65 кгс/ см2) — позволяло двигаться по грунтам со слабой несущей способностью.

Электрооборудование было выполнено по однопроводной схеме с напряжением бортовой сети 24 В и отрицательным выводом источников тока на корпус. Источниками электрической энергии были генератор постоянного тока мощностью 1 кВт и две 12-вольтовые стартерные аккумуляторные батареи.

Экипаж танка состоял из четырех человек: командира, наводчика, радиста и механика-водителя. Командир дополнительно выполнял обязанности заряжающего.

Опытный образец танка KB был изготовлен 1 сентября 1939 г., а 25 сентября его показали правительству в Москве. 10 ноября этот танк пошел на заводско-полигонные испытания по программе испытаний танков СМК и Т-100. Испытания опытного образца KB показали, что по максимальной скорости движения и показателями профильной проходимости он практически не отличался от танков СМК и Т-100, а опорная проходимость у него была лучше. Он имел меньшую на 3- 4 чел. численность экипажа и значительно меньшие габаритные размеры, что позволяло ему лучше вписываться в складки местности, маскироваться. Испытаний в полном объеме танк не прошел, так как было принято решение направить опытные образцы танков СМК, Т-100 и KB на Северо-Западный фронт, для участия в боевых действиях по прорыву «линии Маннергейма».

Перед отправкой на фронт, когда танкостроители убедились, что KB вне конкуренции, вспомнили о спаренной 45-мм пушке и решили ее с танка снять, так как эффект от ее стрельбы по укреплениям противника будет небольшой из-за малого калибра, а освободившийся объем в башне и корпусе будет способствовать лучшим условиям работы экипажа.

Экипаж танка KB состоял из командира лейтенанта Г.В.Качехина и заводских испытателей добровольцев моториста А.И.Эстратова и механика-водителя К.И.Ковша. Впервые в бой танки СМК, Т-100 и КБ вступили 17 декабря 1939 г. в районе Бобошино, недалеко от железнодорожной станции Кирилловское. За действиями этих танков наблюдали командующий Северо-западным фронтом командарм 1-го ранга С.К.Тимошенко, командующий войсками Ленинградского военного округа командарм 2-го ранга К.А.Мерецков и секретарь Ленинградского обкома ВКП(б), член Военного совета фронта А.А.Жданов.

Танк KB действовал в бою значительно лучше танка СМК, подорвавшегося на замаскированном фугасе, и Т-100. Он уверенно двигался по территории противника по курсу, указанному по радио, ведя огонь из орудия по обнаруженным целям, а на обратном пути вывел на буксире в расположение своих войск подбитый средний танк Т-28. После боя, при осмотре танка, его экипаж насчитал следы от 43 попаданий снарядов в корпус и башню. У танка был прострелен насквозь ствол пушки, повреждены несколько траков, пробит опорный каток, сорван запасной топливный бак, помяты надгусеничные полки … Но броню KB пушки противника пробить не смогли. Простреленный ствол был заменен новым.

Через два дня после боя — 19 декабря — решением правительства тяжелый танк KB был принят на вооружение Красной Армии. После этого о спаренной 45-мм пушке не вспоминали. Так и остался опытный танк KB однопушечным, а вместе с ним и 4770 серийных образцов KB с модификациями, составивших эпоху в советском тяжелом танкостроении в годы Великой Отечественной войны.

2mirowaya.ucoz.ru

Танк КВ-1 — история создания и обзор технических характеристик

Танк КВ является таким же символом победы в Великой Отечественной войне, как и легендарная «тридцатьчетверка». Кроме того, этот танк является поворотной точкой и важной вехой в развитии отечественного танкостроения, да и мирового тоже. КВ стал этапом в становлении знаменитой ленинградской школы танкостроения, которая на протяжении своей истории создала множество отличных машин. Многие конструкторские решения, примененные на модификациях танка КВ, были применены в более поздних советских машинах.

История создания танка КВ началась в конце 1938 года с постановления Комитета Обороны СССР, которое предписывало конструкторскому бюро ленинградского Кировского завода заняться созданием тяжелого танка, с противоснарядной броней и мощным вооружением. Кировский завод не был единственным предприятием, который работал над созданием тяжелого танка для Красной Армии. В том же Ленинграде аналогичное задание получил завод №185. Вообще надо отметить, что в то время идея постройки мощного танка с противоснарядным бронированием витала в воздухе, и руководство СССР отлично понимало необходимость создания подобной машины.

В середине и в конце 30-х годов «в моде» были многобашенные танки. Считалось, что установив на танк много башен можно серьезно повысить его боевую мощь. По такой схеме в СССР серийно выпускались Т-28 и Т-35, в Германии создали PzKpfw NbFz V, а в Англии — Vickers «Independent». Не миновала сия доля и перспективные тяжелые танки. Изначально будущий КВ предполагалось сделать по многобашенной схеме и установить три башни. Этот танк на стадии чертежей назывался СМК (С.М. Киров). В это же время группа молодых специалистов, работающих на Кировском заводе, создала на базе СКМ тяжелый однобашенный танк с дизельным двигателем. Танк получился очень удачным и в конце 1939 года был принят на вооружение РККА. Новая машина получила гордое имя КВ (Клим Ворошилов).

Характеристики танка

Советский танк КВ-1 имел классическую схему компоновки. Отделение управления находилось в переднем крае машины, за ним следовало боевое отделение, затем моторный отсек и отделение трансмиссии. Экипаж танка КВ-1 состоял из пяти человек: командир танка, механик-водитель, наводчик, заряжающий и радист-пулеметчик.

Корпус танка состоял из катанной брони, толщина которой достигала 75 мм. Танк был вооружен 76-мм пушкой. Изначально на машину было установлено орудие Л-11, затем Ф-32, а после нескольких месяцев войны — пушка ЗИС-5. Также танк имел несколько пулеметов: спаренный, курсовой и кормовой. На некоторых машинах устанавливали и зенитный пулемет. КВ-1 имел дизельный двигатель, мощностью 600 л.с. Масса танка составляла 47,5 тонн. Ниже приведены краткие технические характеристики танка.

Общие данные

Экипаж, чел 5
Длина, мм 6675
Ширина, мм 3320
Высота, мм 2710
Клиренс, мм 450
Бронирование/угол наклона, мм/град:
лоб корпуса (верхний лист) 75/30
борт корпуса 75/0
корма (верхний лист) 60/50
лоб башни 75/20
маска орудия 90
Скорость, км/ч:
средняя по дорогам 25
Максимальная 34
Запас хода, км 225

Вооружение

Орудие пушка Л-11/Ф-32/Ф-34
Калибр, мм 76
Боекомплект, снарядов Л-11/Ф-32,ЗиС-5, 111/114
Пулемёты ДТ
Количество, шт 4

Силовая установка

Двигатель дизель В-2К, V-образный
Число цилиндров 12
Мощность, л.с. 600
Используемое топливо дизельное ДТ, газойль марки «Э»
Ёмкость баков, л: 600-615

Трансмиссия

Главный фрикцион многодисковый, сухой

Коробка перемены передач

Тип трехходовая, с поперечным расположением валов
Число передач, вперёд/назад 5/1

Сразу после создания танк КВ-1 должен был отправиться на испытания, но вышло иначе. Именно в это время началась советско-финская война и машину вместо полигона отправили на фронт. Вместе с КВ на Карельский перешеек направили Т-100 и СМК. В составе 20-й танковой бригады экспериментальные машины вступили в бой и принимали участие в штурме «линии Маннергейма». СМК подорвался на фугасе, а КВ показал себя с лучшей стороны и получил хвалебные отзывы. Правда, оказалось, что 76-мм пушка не годится для уничтожения долговременных укреплений.

В 1941 году планировали выпустить несколько сот единиц КВ-1, а также КВ-2 (танк с установленной на нем 152-мм гаубицей) и танк КВ-3, который имел еще более толстую броню и больший вес. Появлялись чертежи еще более тяжелых машин. Сборка КВ происходила на нескольких заводах. При этом никто не занимался доработкой слабых мест КВ-1, а их хватало: неудачная коробка передач, негодный воздушный фильтр, плохой обзор из танка. Ну что же, гигантомания и погоня за количеством в ущерб качеству, еще не раз сыграет злую шутку с советскими оружейниками.

Танк КВ-1 в Великой Отечественной войне

Довольно большое количество танков КВ-1 состояло на вооружении частей западных округов, так что эти машины вступили в бой с самого первого дня войны. Русский танк вызвал настоящий шок у гитлеровцев, ничего похожего у вермахта на тот момент не было. Броню русского КВ-1 не брала ни одна противотанковая пушка немцев, ни один немецкий танк не мог ничего поделать с русским гигантом. Справиться с КВ-1 могла только 88-мм зенитное орудие, которое гитлеровцы часто и применяли в качестве противотанковой пушки.

В конце 41 года основная сборка танков КВ была перенесена на Челябинский тракторный завод.

Но большая часть потерь этих танков в начале войны приходилось именно на поломки и неисправности. Экипажи просто бросали свои танки и уходили. Слабыми местами КВ-1 были в первую очередь: низкое качество узлов и агрегатов, плохой обзор из танка, неудачная коробка передач и особенно много нареканий на воздушный фильтр. Танкисты часто не могли добраться до поля боя. Но еще более удручающей была картина с подготовкой танковых экипажей. Танкисты практически не имели опыта вождения своих танков.

Хорошо подготовленные танкисты, знающие характеристики своей машины, совершали на них настоящие подвиги. Так, например, танковая рота (5 машин) лейтенанта Колобанова за час уничтожила 22 танка противника, не понеся никаких потерь. Русские танкисты на КВ часто просто давили немецкие танки, и существует множество описаний таких подвигов, как в советских, так и в немецких документах.

Недостатки танка и попытки их устранения

Но если говорить о недостатках танка КВ-1, то основным из них является не двигатель и не воздушный фильтр.

Этот танк просто оказался не нужен. В начале войны он не имел достойных противников. Ни одна немецкая противотанковая пушка или танк не пробивали его броню, но точно также они не брали и броню Т-34. А гаубица или 88-мм зенитка легко выводили из строя оба танка. И КВ и Т-34 были вооружены одинаковыми 76-мм пушками, но при этом «тридцатьчетверка» была более подвижной, да и стоила дешевле. Танк КВ-1 – это огромный медленный танк, который передвигался по пересеченной местности не намного быстрее пешехода, поэтому попасть в него было проще, чем в Т-34.

Так было до 43 года, когда немцы стали серийно выпускать «Тигры» и «Пантеры». В этот момент танк КВ-1 мгновенно устарел. Длинноствольные пушки немецких танков пробивали броню КВ на таких расстояниях, на которых пушка последнего не угрожала противнику. Еще можно добавить то, что танк КВ был способен «убить» любую дорогу, мало какой мост мог выдержать вес этого гиганта.

В 1942 году был выпущен КВ-1С (скоростной). Он был изготовлен по той же схеме. На этом танке уменьшили броневую защиту, тем самым снизив вес машины, и устранили часть проблем КВ-1. Была усовершенствована ходовая часть машины, улучшен обзор, стало меньше проблем с коробкой передач. Скоростные характеристики танка стали лучше. В 1943 году увидела свет еще одна модификация танка – КВ-85, вооруженная 85-мм пушкой. Но выпустить эту машину успели лишь небольшой серией (менее 150 штук) и она не сыграла в истории войны важной роли.

Видео о КВ-1

В период с 1940 по 1944 год было выпущено 4775 танков КВ различных модификаций. Эти машины сыграли важную роль, особенно в начальном этапе войны. К сожалению, этот танк пошел в серию без устранения дефектов, которые были выявлены еще на стадии заводских испытаний. На войне за эти недоработки пришлось платить кровью. На базе танка КВ был создан тяжелый танк ИС, который стал более совершенной машиной и мог на равных противостоять немецким «Тиграм» и «Пантерам».

militaryarms.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о