Тяжёлый танк ИС-7. СССР | Альтернативная История

По этой машине (танк ИС-7) в сети огромное количество материалов, но эта статья является не перепостом. Она позаимствована в Бронеколлекции (приложение к журналу Моделист Конструктор) №4 за этот год — авторы А.Машкин, Н.Околелов и  А.Чечин. Первая картинка с сайта «Мехвар».

Далее оригинальный текст:

Весной 1944 г. после снятия блокады Ленинграда на ещё полуразрушенном Кировском заводе было решено наладить производство самоходных артиллерийских установок ИСУ-152. Здесь же был организован филиал Опытного завода №100, куда стали постепенно возвращаться из эвакуации ленинградские конструкторы. Должность директора филиала занял Ж. Котин. Под его руководством развернулись работы над проектом нового хорошо вооружённого тяжёлого танка с мощной броней, получившего заводское обозначение «объект 260», а позднее — индекс ИС-7.

Деревянный макет танка ИС-7.

 

Высокий уровень защиты ИС-7 обеспечивался не только увеличением толщины броневых листов, но и за счёт значительного их наклона, а также применением дифференциального бронирования. Форма лобовой части корпуса была аналогична ИС-3 — «щучий нос» несколько сглаженных очертаний. Масса ИС-7 достигала 68 т. Поэтому для обеспечения достаточной подвижности требовалось повысить мощность силовой установки. Планировалось установить два дизеля В-11 или В-16 общей мощностью 1200 л.с., применив электрическую трансмиссию, аналогичную испытанной на опытном образце танка ИС-6 («объект 253»).

Однако до изготовления первого варианта ИС-7 в металле дело не дошло. Построили только его деревянный макет в натуральную величину и после устранения замечаний макетной комиссии в 1946 г. начали проектирование второго варианта. В том же году было принято решение о постройке двух опытных экземпляров. Ведущим конструктором машины назначили инженера Г. Ефимова, а общее руководство осуществлял А. Ермолаев.

Второй вариант «объекта 260» ИС-7 существенно отличался от принятого проекта.

Поскольку работы по созданию спарки двигателей В-16 не удалось выполнить в срок, на обеих опытных машинах установили дизель ТД-30, разработанный на базе авиационного двигателя АЧ-300. Для его охлаждения впервые на советских танках применили эжекционную систему. Вместо электрической трансмиссии пришлось поставить обычную механическую.

ИС-7 в танковом музее в Кубинке.

 

Нововведением в конструкции танка стала ходовая часть без поддерживающих роликов — верхняя ветвь гусеницы лежала непосредственно на опорных катках. Использование траков с резино-металлическим шарниром значительно увеличило износоустойчивость гусеницы и уменьшило шум при движении танка ИС-7.

Первый экземпляр опытной машины вооружили 130-мм орудием С-26. Заряжание его было раздельно-гильзовым, масса снаряда составляла 33 кг. Поэтому для повышения скорострельности и облегчения работы экипажа установили механизм заряжания с пневмоприводом, разработанным совместно с НИИ артиллерийского вооружения.

ИС-7 в танковом музее в Кубинке.

 

Танк также вооружался двумя 14,5-мм пулемётами КПВ-44 и двумя 7,62-мм пулемётами ДТ. Однако в ходе разработки «ассортимент» оружия расширили. На башне смонтировали крупнокалиберный КПВ-44, отведя ему роль зенитного, два 7,62-мм пулемёта РП-46 спарили с орудием, два таких же боковых — поставили с обеих сторон корпуса на надгусе-ничных полках, ещё два РП-46 со следящим приводом разместили на турельной установке в корме башни.

Экипаж танка ИС-7 состоял из пяти человек, причём четверых из них разместили в башне: командира — справа от орудия, наводчика — слева и двух заряжающих — сзади; они же управляли и пулемётами.

Первый экземпляр опытной машины был готов 8 сентября, второй — 25 декабря 1946 г. На ходовых испытаниях они показали поразительную для такой машины скорость — 60 км/ч, средняя скорость по булыжной дороге составила 32 км/ч. Ни один из тяжёлых танков того времени не мог похвастаться такими скоростными характеристиками.

В течение всего 1947 г. параллельно с длительными испытаниями двух первых опытных ИС-7 велась работа по созданию его следующего — улучшенного — варианта. Так, усилили бронирование корпуса и башни после обстрела 88-мм, 122-мм и 128-мм снарядами на полигоне НИИБТ их образцов, изготовленных на Ижорском заводе. Толщину лобовых и верхних бортовых листов увеличили до 150 мм, поставив их под вертикальными углами наклона 50° — 52°, кормовых — до 70 мм при 55° наклона. Башне придали менее уязвимую форму — она стала более округлой; толщину её лобовой части довели до 240 — 350 мм при угле наклона 45° — 0°, боковых листов — до 185 — 240 мм при углах 30° — 45°. Такую броню, да ещё установленную под большими углами, не могли пробить самые крупные из существовавших в то время 128-мм и 130-мм бронебойных калиберных снарядов (БКС).

Новый вариант ИС-7 вооружили новой 130-мм пушкой С-70 с длиной ствола 54 калибра. Её БКС массой 33,4 кг имел начальную скорость 900 м/с и пробивал 163-мм броню, установленную под углом 30°, на расстоянии 1000 м, а 143-мм — на 2000 м.

Боекомплект С-70 составлял 30 выстрелов. Вместо довольно громоздкого пневматического механизма заряжания, использовавшегося на первых машинах, был разработан малогабаритный цепной механизм с электроприводом.

Характерным внешним отличием пушки С-70 от С-26 служила конструкция дульного тормоза: на С-70 он был с небольшими круглыми отверстиями, а на С-26 имел щелевую конструкцию.

Танк получил прибор управления огнём со стабилизатором, обеспечивавшим наведение прицела независимо от пушки. Приведение её ствола к стабилизированной линии прицеливания и производство выстрела происходили автоматически.

Количество пулемётов на ИС-7 довели до восьми: два — крупнокалиберные, остальные — 7,62-мм РП-46. Прибавился второй КПВ-44 на крыше башни — для ведения огня и по воздушным, и по наземным целям. Все они имели дистанционное управление. Боекомплект к пулемётам составлял 400 патронов для КПВ и 2500 — для РП.

На танке установили серийный 12-цилиндровый дизель М-50 мощностью 1050 л.с. при 1850 об/мин, применявшийся на быстроходных морских катерах. На прежнем ТД-30, созданном на базе авиационного АЧ-300, в ходе испытаний выявился ряд существенных недостатков.

Двигатель М-50 отличали довольно большие габариты, что потребовало новых конструктивных решений для его установки в танк без увеличения высоты корпуса. Пришлось разработать новые короткие торсионы подвески (т.н. «пучковые»), состоявшие из семи тонких стержней; такие, чтобы оказалось достаточно места для размещения картера двигателя. Сам корпус высотой 2426 мм оказался даже ниже на 300 мм, чем танк ИС-2, и на 24 мм, чем ИС-3.

Удалось обеспечить и требуемую плавность хода машины. Для этого применили гидравлические амортизаторы двухстороннего действия, поршень которых разместили внутри балансира подвески.

В течение 1948 г. на ЛКЗ изготовили четыре опытных образца нового варианта ИС-7. После проведения заводских испытаний их передали на государственные. Председателем Государственной комиссии был назначен генерал-майор А. Сыч. Главный испытатель Министерства транспортного машиностроения СССР Е. Кульчицкий так вспоминал об этих испытаниях: «Мне была оказана большая честь, я получил предложение первым придать движение этому замечательному танку. Трудно передать словами свои ощущения. При скорости более 60 км/ч эта тяжёлая машина легко откликается на самые незначительные усилия, прикладываемые к рычагам и педалям. Передачи переключаются маленьким рычажком, машина абсолютно покорна водителю».

Действительно, километры пробега по испытательной трассе в районе Красного Села опытные экземпляры машин, которые вели водители-испытатели В. Ляшко и К. Ковш (они испытывали еще первые КВ), прошли без замечаний. Однако при боевом обстреле на полигоне случилось непредвиденное: один из снарядов, скользнув по наклонному борту, ударил в блок подвески и тот отскочил от днища вместе с катком. Машина села на грунт, и один из членов комиссии сравнил танк с «колоссом на глиняных ногах». Затем во время пробега на одной из машин загорелся двигатель, правда, уже выработавший свой гарантийный срок на испытаниях. Автоматическая система пожаротушения дала два срабатывания, но ликвидировать возгорание не удалось. Экипажу пришлось покинуть машину, и она полностью сгорела. При этом выяснилось, что резиновые баки для топлива, которые конструкторы установили на танк вместо обычных металлических для экономии веса, являются источником дополнительной пожароопасно.

Несмотря на выдающиеся характеристики, ИС-7 не получил одобрения Госкомиссии, хотя в то время ни один из тяжёлых танков не имел такого комплекса основных боевых показателей. Так, немецкий тяжёлый танк «Королевский Тигр» при сравнимой массе существенно уступал ИС-7 по всем параметрам, равно как и американские опытные тяжёлые Т29, ТЗО, Т32, Т34.

Кроме ряда неудач во время испытаний, на отрицательное мнение комиссии повлияла, в первую очередь, его слишком большая масса. В результате комбинации на ИС-7 сверхмощного артиллерийского вооружения с большим числом пулемётов танку потребовался экипаж из пяти человек, что повлекло за собой увеличение забронированного объёма. Попытка обеспечить высочайший уровень защиты довела массу машины до рекордных 68 т — вместо запланированных 65,5 т.

«Объект 260» не был принят на вооружение. Однако в ходе работы над проектом конструкторы накопили богатейший опыт, и на более поздних типах советских танков можно увидеть многие опробованные на ИС-7 узлы и агрегаты.

Определённую негативную роль в судьбе ИС-7 сыграл другой тяжёлый танк — 60-тонный танк ИС-4, разработанный и запущенный в производство на ЧКЗ в 1947 г., после прекращения выпуска ИС-3. ИС-4, обладавший на момент своего создания самым мощным среди отечественных танков бронированием, из-за большого удельного давления на грунт (0,9 кг/см2) имел невысокую проходимость, да и не очень надёжную трансмиссию. При этом его вооружение было таким же, как и на ИС-2 и ИС-3. Но самым большим недостатком ИС-4 являлось то, что его масса превышала грузоподъёмность железнодорожных платформ, а автострадные мосты просто не выдерживали эту махину. В результате танк ИС-4 фактически дискредитировал идею создания танков массой более 60 т, что, по-видимому, и вызвало скептическое отношение военных специалистов к ещё более тяжёлому ИС-7.

Возможно и ещё одно объяснение отказа от производства ИС-7. Зарождающаяся в тот период концепция возрастания роли танков в вероятной ракетно-ядерной войне требовала заблаговременного развёртывания большого числа танковых соединений, а значит и производства максимально возможного количества танков ещё в мирное время. Потери сухопутных войск в первые две недели гипотетической войны прогнозировались в 30 — 40%. В подобной ситуации принятие на вооружение ИС-7 с сомнительными перспективами массового выпуска военные сочли недопустимым. Л КЗ на тот момент не располагал достаточными мощностями, а производство на ЧКЗ было практически нереальным.

alternathistory.com

ИСтория танка ИС видео YouTube

6 лет назад

Видео загружено для сайта «Военная хроника» http://voenhronika.ru — документальные фильмы о войне и оружии. Режиссер:…

4 лет назад

ИС-3 (Объект 703) — советский тяжёлый танк разработки периода Великой Отечественной войны, запущенный в серий…

6 лет назад

http://tvzvezda.ru ИС-2 — советский тяжелый танк периода Великой Отечественной войны. Аббревиатура ИС означает «Иоси…

5 лет назад

Доброго дня, танкисты и просто любители истории военной техники! Приносим извинения за долгое отсутствие…

8 лет назад

История создания и боевого использования Советских тяжёлых танков ИС и КВ.

4 лет назад

Проект рассказывает об истории создания и боевом применении военной техники времен Великой Отечественной…

6 лет назад

Расширенная версия фильма ИС-3 тяжёлый советский танк. ИС-3 запустили в серийное производство в последние…

1 лет назад

В этом видео мы рассмотрим очень интересный и исторический танк ИС (Иосиф Сталин) все модели! Приятного…

4 лет назад

Вторая мировая война подтвердила целесообразность применения тяжелых машин для выполнения специфических…

3 лет назад

Подписывайтесь и ставьте лайки а и оставляйте коментарии мне ОЧЕНЬ ВАЖНО знать что вы думаете.

2 лет назад

Полное видео: Сандомирский плацдарм. Истребители «Тигров». Вторая серия. https://www.youtube.com/watch?v=WmsJkHhqN0g.

2 лет назад

Самый грозный враг Панцерваффе и предмет зависти и страха всех западных «партнёров». Товарищи, представляю…

5 меc назад

http://www.donationalerts.ru/r/ARGUS Тяжелые танки КВ и ИС – против немецких «Тигров». «Танкоград» под руководством Жозефа…

1 лет назад

ИС-7 (Объект 260) — опытный советский тяжёлый танк. Разработан в 1945—1947 годах, выпуск ограничился шестью прото…

2 лет назад

КВ-2 («Климентий Ворошилов») — советский тяжёлый штурмовой танк начального периода Великой Отечественной…

2 лет назад

ИС-2 (Объект 240) — советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны. Аббревиатура ИС означает…

3 лет назад

Компания «Wargaming net» в рамках глобальной инициативы «Помним все» открыла военно-исторический лекторий, кото…

2 лет назад

Полное видео: Сандомирский плацдарм. Истребители «Тигров». Вторая серия. https://www.youtube.com/watch?v=WmsJkHhqN0g.

7 меc назад

В этом видео речь пойдёт об опытном советском танке ИС-6.

1 лет назад

Подборка находок поисковых отрядов и черных копателей / раскопки второй мировой / Relic Hunting WWII / WWII Metal Detecting…

syoutube.ru

История боевой машины ИС-3 — История танков — История Танкостроения — Каталог файлов

ИС-3
— советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны,
запущенный в серийное производство в последние её дни и не успевший
принять в ней участие. Поэтому эту боевую машину чаще считают одним из
первых послевоенных советских танков. Аббревиатура ИС означает «Иосиф
Сталин» — официальное название серийных советских тяжёлых танков выпуска
1943—1953 гг. Индекс 3 соответствует третьей серийной модели танка
этого семейства.

История создания и производства

Создание
проекта нового тяжелого танка под условным названием «Кировец-1»
началось в конце лета 1944 года. Первая опытная партия тяжёлых танков
ИС-3 покинула заводские цеха в мае 1945 года. Пушка снабжалась
двухкамерным дульным тормозом и горизонтальным клиновым затвором с
полуавтоматикой механического типа. Скорострельность 2-3 выстр /мин.
Боекомплект пушки состоял из 28 выстрелов раздельного заряжания, в том
числе 18 с осколочно-фугасными снарядами и 10 с бронебойными. На крыше
башни, на турели находился зенитный 12,7-мм пулемет ДШК. Запас хода —
340 км. Танк ИС-3 находился в серийном производстве до середины 1946
года (в 1945 году какое-то время вместе с ИС-2). ИС-3 поступали на
вооружение тяжёлых танкосамоходных полков Советской Армии.

При
разработке проекта танка ИС-3 были учтены выводы комиссии, которая
исследовала во фронтовых условиях боевые повреждения, полученные танками
в ходе Курской битвы. Обращало на себя внимание массовое поражение
лобовых элементов корпуса и башни. Поэтому было принято решение
проработать на базе танка ИС-2 новую конструкцию башни и корпуса для
придания им обтекаемой формы и резко дифференцировать броневую защиту. В
результате конструкторских работ наклон сваренных листов, особенно в
передней части корпуса, был доведен до максимально возможного. Толстые
120-мм плиты лобовой брони располагались так, что образовывалась
трехскатная, конусообразная, вытянутая вперед носовая часть, получившая
название «щучий нос». Люк разместили в крыше над водителем, чего не было
в танках ИС-1 и ИС-2. Отпала необходимость в сквозной смотровой щели в
лобовой броне перед механиком-водителем — ее заменили перископические
смотровые приборы. Новые конструктивные формы брони обеспечили лучшую
противоснарядную защиту. Новая, приплюснутая, конструкция башни
впоследствии использовалась во всех советских танках, от Т-54 до Т-90 и в
ИС-7 и Т-10 (также известен как ИС-10) и также обеспечивала гораздо
более хорошую снарядозащищенность, по сравнению с предыдущими версиями
башен, устанавливаемых на советских танках.

Описание конструкции

ИС-3
имел классическую компоновку, с расположением моторно-трансмиссионного
отделения в кормовой части, отделения управления — в лобовой, а боевого —
в средней. Экипаж танка состоял из четырёх человек: механика-водителя,
наводчика, заряжающего и командира.

Средства наблюдения и связи

Механик-водитель
в небоевых условиях осуществлял наблюдение за местностью из своего
люка, в бою же он пользовался перископическим смотровым прибором МК-4 —
копией британского Mk.IV, дававшим круговой обзор. Прибор был выполнен
легкосъёмным и перед открытием крышки люка механика-водителя его
необходимо было снять. На танках, модернизированных до стандарта ИС-3М,
имелся также пассивный прибор ночного видения ТВН-1, могущий
устанавливаться на место МК-4 или на отдельной стойке при вождении с
открытым люком. Конструкция смотрового прибора механика-водителя была
также изменена, устраняя ненужный с места водителя круговой обзор.
Командир танка, наводчик и заряжающий также имели по одному прибору
МК-4, которые размещались на крыше башни. При модернизации до стандарта
ИС-3М, командирский МК-4 заменялся на более приспособленный для этой
цели бинокулярный прибор ТПК-1, обеспечивавший 1× или 5× увеличение.

Для
внешней связи на ИС-3 имелась симплексная телефонно-телеграфная
радиостанция 10РК-26, размещавшаяся в башне танка слева от пушки и
оборудовавшаяся штыревой антенной длиной от 1 до 4 метров. 10РК-26
обеспечивала связь в телефонном режиме на дальность до 35—40 км с места и
20—25 км на ходу. Для внутренней связи на танке устанавливалось
телефонное танковое переговорное устройство ТПУ-4-бис-Ф на всех членов
экипажа, соединённое с радиостанцией.

Двигатель и трансмиссия

На
ИС-3 устанавливался V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный
двигатель жидкостного охлаждения модели В-11, развивавший мощность в 520
л. с. Система питания двигателя включала четыре топливных бака общей
ёмкостью 425 литров, расположенных в моторном отделении по бокам от
двигателя и во внутренних надгусеничных нишах, а также четыре внешних
цилиндрических топливных бака, размещённых на крыше моторного отделения и
вмещавшие по 90 литров топлива. Система охлаждения двигателя состояла
из двух пластинчато-трубчатых радиаторов, расположенных полукругом над
главным фрикционом, на валу которого крепились и вентиляторы. Для
облегчения пуска в холодное время года, двигатель оснащался устройством
подогрева.
В состав трансмиссии ИС-3 входили:
Многодисковый главный фрикцион сухого трения (сталь по ферродо) с сервоприводом
Механическая четырёхходовая четырёхступенчатая коробка передач с понижающей передачей
Два
бортовых механизма поворота, состоявшие из планетарного ряда,
остановочных барабанов, многодискового фрикциона сухого трения (сталь по
стали) и ленточного тормоза.
Две планетарные бортовые передачи.

Ходовая часть

Ходовая
часть ИС-3 с каждого борта состояла из ведущего колеса, ленивца, шести
сдвоенных литых необрезиненных опорных катков диаметром 550 мм и трёх
сдвоенных обрезиненных литых поддерживающих катков диаметром 385 мм.
Подвеска опорных катков — индивидуальная, торсионная, без амортизаторов.
Гусеница
ИС-3 — шириной 650 мм; стальная, мелкозвенчатая, цевочного зацепления, с
открытым металлическим шарниром. Гусеница каждого борта состояла из 86
траков, поначалу — из 43 гребневых и 43 плоских, но с 1947 года гусеницы
танка стали собираться только из гребневых траков.

Вооружение

Основным
вооружением ИС-3 являлась нарезная полуавтоматическая танковая пушка
Д-25Т образца 1944 года калибра 121,92-мм, имевшая длину ствола в 48
калибров / 5852 мм и начальную скорость бронебойного снаряда в 781
м/сек. Орудие устанавливалось в лобовой части башни на цапфах в
спаренной с пулемётом установке, позволявшей её наведение в вертикальной
плоскости при помощи механизма секторного типа в пределах от −2 до
+19°.
Наведение спаренной установки на цель осуществлялось при помощи
телескопического шарнирного прицела ТШ-17, имевшего увеличение 4× и
поле зрения в 15°. Помимо этого, для стрельбы с закрытых позиций, пушка
была оборудована боковым уровнем и указателем азимута.

Боекомплект
пушки состоял из 28 выстрелов раздельно-гильзового заряжания с
бронебойными и осколочно-фугасными снарядами. Из снарядов, 25
размещались в лотковых укладках по бортам башни, ещё 3 находились на
подставках в боевом отделении. Из гильз, по 6 размещались в укладках по
обеим сторонам от водителя, по 4 размещались на верхних листах
подкрылков корпуса, 5 находились в укладке на полу боевого отделения,
остальные размещались в хомутковых укладках: две — на перегородке
моторного отделения и ещё одна — на правом борту корпуса. Поскольку
осколочно-фугасные снаряды отличались бо́льшими размерами, в 11 из мест
боеукладки могли размещаться только бронебойные снаряды.

В
спаренной с пушкой установке размещался 7,62-мм пулемёт ДТМ.
Боекомплект пулемёта составлял 2000 патронов: 1200 — с лёгкой пулей, 200
— с бронебойно-зажигательной и 600 — с трассирующей. Из них 756
патронов в 12 дисковых магазинах по 63 патрона, остальные 1244 же
хранились в штатной укупорке не снаряжёнными в магазины.

На
крыше башни, на турельной установке, размещался 12,7-мм зенитный
пулемёт ДШК или ДШКМ, имевший круговой обстрел при углах вертикальной
наводки от −4 до +84°. Пулемёт снабжался коллиматорным прицелом К-8Т,
рассчитанным на огонь по воздушным целям, двигавшимся со скоростью до
400 км/ч на высоте до 400 м. Также пулемёт мог использоваться и для
стрельбы по наземным целям, однако его использование было сопряжено со
значительным риском для стрелка, который должен был для этого по пояс
подняться из люка из-под защиты брони. В походном положении пулемёт
демонтировался с турели и закреплялся на правом борту башни. Боекомплект
пулемёта составлял 300 патронов в 6 лентах по 50 штук. Из этого числа,
225 патронов были снаряжены бронебойно-зажигательными пулями Б-32, а 75 —
бронебойно-зажигательными трассирующими БЗТ.

Броневой корпус и башня

ИС-3
имел дифференцированную броневую защиту, рассчитанную на защиту от огня
наиболее мощных современных ему танковых и противотанковых орудий в
лобовой плоскости и от огня большинства танковых и противотанковых
орудий — с бортов.

Броневой
корпус танка собирался при помощи сварки из катаных листов гомогенной
броневой стали толщиной 20, 30, 60, 90 и 110 мм. Лобовое бронирование
танка выполнялось из бронеплит толщиной 110 мм по схеме, известной как
«щучий нос» и состояло из двух сходившихся клином левой и правой верхних
плит, расположенных под наклоном в 56° к вертикали и с подворотом в
43°, нижней плиты, расположенной под углом в 63° и крыши отделения
управления, расположенной под наклоном в 73°. Каждый из бортов корпуса
состоял из двух бронеплит толщиной 90 мм: верхней, расположенной под
углом в 60° и образовывавшей бортовую нишу и вертикальной нижней. Помимо
этого верхняя часть бортов прикрывалась 30-мм экранами, расположенными
под углом в 30°, вместе с небронированными надгусеничными полками
образовывавшими дополнительные бортовые ниши, доступ к которым
осуществлялся снаружи танка. Кормовая часть собиралась из 60-мм
бронеплит: нижней, расположенной под углом в 41° и нескольких верхних,
имевших наклон в 48°. Крыша корпуса выполнялась из нескольких 20-мм
бронелистов. Днище корпуса, плоское в районе трансмиссионного отделения и
«корытообразное» в остальной части корпуса, было штампованным и также
изготавливалось из 20-мм бронелиста.

Башня
ИС-3 представляла собой цельную фасонную отливку из гомогенной броневой
стали и имела близкую к приплюснутой полусферической форму, каплевидную
в плане. Толщина стенок башни в бортах и корме колебалась от 220 мм в
нижней части до 110 мм в верхней, в лобовой же части она доходила до 255
мм. В целом углы наклона, составлявшие от 42° до 59°, были подобраны
таким образом, чтобы в любой точке стенок башни их горизонтальная
толщина составляла не менее 160 мм. В лобовой части башни имелись
амбразуры для орудия и спаренного пулемёта, прикрывавшиеся закреплённой
на стволе пушки литой бронемаской, чья толщина достигала 250 мм.

Модернизация

ИС-3М — Модернизированная версия ИС-3

Эксплуатация и боевое применение

Советская Армия

Вопреки
расхожему мнению, встречающемуся в устаревших источниках, танки ИС-3 не
применялись в боевых действиях Второй мировой войны, но 7 сентября 1945
года один танковый полк, на вооружении которого состояли эти боевые
машины, принял участие в параде частей Красной Армии в Берлине в честь
победы над Японией, где произвёл сильное впечатление на западных
союзников СССР по антигитлеровской коалиции.
ИС-3 использовались при подавлении Венгерского восстания 1956 года.

Другие страны

ИС-3
практически не поставлялись союзникам СССР по Варшавскому договору. Два
танка были в 1946 году переданы Польше для ознакомления с конструкцией
машины и подготовки инструкторов. Впоследствии танки использовались на
парадах и в качестве учебных вплоть до 1970-х годов. Ещё один танк был в
1950 году передан Чехословакии.
Наибольшее
же количество ИС-3 было поставлено в Египет, получивший в общей
сложности 100 машин, как базовой модификации, так и ИС-3М. Первые из них
поступили в конце 1950-х годов, основная же часть танков была
поставлена в 1962—1967 годах. В составе Египетской Армии, ИС-3
применялись в ходе Шестидневной войны 1967 года. Значительных успехов в
ходе той войны ИС-3 не достигли, находясь как правило, в руках
малообученных экипажей и действуя в условиях высокоманевренной войны
против более подвижных и в целом современных танков противника,
обладавшим вдобавок куда более высоким темпом огня, такими как
«Центурион» или M48, хотя несколько последних ИС-3 всё же удалось
подбить. При отступлении же египетские войска попросту бросили свои
танки, включая ИС-3, всего египтяне в той войне потеряли 72 танка этого
типа. К Войне Судного дня 1973 года, в египетской армии ещё оставался
один полк, укомплектованный ИС-3, но сведений об участии его в той войне
нет.

Некоторое
количество подбитых или брошенных египтянами в 1967 году машин было
захвачено Армией Израиля и эксплуатировалось в составе собственных
бронетанковых сил до начала 1970-х годов, как в качестве боевых машин,
так и танковых тягачей. Часть танков при этом получила вместо изношенных
собственных двигателей дизели В-54, снятые с танков Т-54/55, часто при
этом переносилась и крыша моторно-трансмиссионного отделения. В боевых
действиях в качестве танков ИС-3 израильтянами не применялись, но
несколько машин, с демонтированными двигателем и трансмиссией, на месте
которых размещались дополнительные боеприпасы, использовались в
1969—1970 годах в ходе Войны на истощение в качестве неподвижных огневых
точек, причём два из них после израсходования боеприпасов были вновь
захвачены египетскими войсками.
Значительное количество ИС-3 было
передано КНДР, в 1960-х годах на вооружении Корейской Народной Армии
имелось по меньшей мере два полка, вооружённых ими.

Характеристики

Боевая масса, т 46,5
Экипаж, чел 4
Размеры, мм
Длина с пушкой вперёд 9850
Ширина корпуса 3150
Высота 2450
Клиренс 465
Пушка
Калибр 122-мм
Марка пушки Д-25
Пулеметы
Зенитное орудие, калибр и марка 12,7-мм ДШК
Вспомогательное орудие, калибр и марка 7,62-мм ДТМ
Боекомплект
Боекомплект основного орудия, шт. 28
Боекомплект зенитного орудия, шт. 300
Боекомплект вспомогательного орудия, шт. 2000
Двигатель
Марка / тип В-11/ дизель
Мощность, л.с. 520
Максимальная скорость, км/ч 40
Запас хода, км 185
Препятствия, м
Вертикальная стенка 1
Ров 2,5
Преодолеваемый брод 1,4
Крен / подъем, град 32

vip-peper.ucoz.ru

История Танка ИС — Мои статьи — Гайды

ИС-2

<=»» span=»»>
танк имени Сталина

К середине войны немцы сумели значительно усовершенствовать свои танки – вместо Pz.III и Pz.IV на вооружение Вермахта и войск СС стали поступать танкиТигр и Пантера. Первые Тигры (подробнее о Тиграх — ТуТ) появились на советско-германском фронте в сентябре 1942 года, и 22 сентября один из них, подбитый советскими артиллеристами на в районе Мги под Ленинградом, достался в качестве трофея войскам 2-й Ударной армии.
После всестороннего изучения трофея советскому командованию стало ясно, что у наших танкистов появился новы грозный противник. Поэтому постановлением ГКО № 2943сс от 24 февраля 1943 года Челябинскому Кировскому заводу и заводу № 100 НКТП предписывалось изготовить и предъявить на госиспытания два опытных образца новых тяжёлых танков, которые предлагалось назвать ИС – Иосиф Сталин.
Танки ИС создавались отнюдь не на пустом месте. В качестве прототипа для первого были взяты последние варианты опытного танка КВ-13 – этим танком в своё время хотели заменить и КВ, и Т-34, предвосхитив, таким образом, идею ОБТ – основного боевого танка. Этот танк вскоре стал танком ИС-1.
Второй же танк решили создать на базе другого опытного танка КВ-9. На этом танке стояла 122-миллиметровая танковая гаубиица У-11, обладавшая такой отдачей, что башню часто заклинивало. Кроме того, бронепробиваемость короткоствольной У-11 оказалась недостаточной для борьбы с Тиграми. Поэтом главный конструктор танка Жозеф Яковлевич Котин обратился к другому главному конструктору Фёдору Фёдоровичу Петрову, конструировавшему пушки, с просьбой разработать для танка подходящее орудие.
В качестве прототипа Петров предложил свою <=»» span=»» lang=»ru»>А-19, которую он в 1938 году разработал на базе 122-миллиметровой пушки образца 1931 года, разработанной ещё покойным Францем Францевичем Лендером.
Танковый вариант А-19 был назван Д-2. Четыре прототипа нового орудия к середине 1943 года успешно прошли полигонные испытания, но поместить его в башню танка ИС-1, пришлось путём наложения ствольной группы пушки Д-2 на люльку 85-мм танковой пушки Д-5, изначально установленной в танк ИС-1. пушку первоначально назвали Д-2-5 (совмещённые индексы Д-2 и Д-5), но вскоре дефис между двойкой и пятёркой исчез. Так появилась 122-миллиметровая танковая пушка Д-25Т образца 1943 года.
В ноябре 1943 года началась сборка первых серийных ИС-2, и до июня 1945 года было изготовлено 3475 экземпляров.

Как и все другие советские серийные тяжёлые и средние танки того времени, ИС-2 имел классическую компоновку. Бронекорпус от носа к корме последовательно делился на отделение управления, боевое отделение и моторно-трансмиссионное отделение. Механик-водитель размещался в отделении управления, три других члена экипажа имели рабочие места в боевом отделении, которое объединяло среднюю часть бронекорпуса и башню. Там же располагались орудие, боезапас к нему и часть топливных баков. Двигатель и трансмиссия были установлены в корме ИС-2.
Стремление конструкторов ЧКЗ получить максимальное бронирование при относительно умеренной массе и габаритах всего танка привело как к положительным, так и к отрицательным последствиям. Положительной стороной стала экономичность и сравнительно небольшая материалоёмкость ИС-2 в целом — при той же массе в 46 т советский танк был гораздо сильнее защищён, чем «Пантера», превосходил по этому параметру 55-тонный «Тигр I» и несколько (но не сильно) уступал 68-тонному «Тигру II». Минусы были логичным продолжением такого подхода — плотная компоновка вынудила разместить часть топливных баков в боевом отделении и не оставила места для люка механика-водителя, что не раз приводило к тому, что раненый танкист не мог быстро покинуть горящий танк.
По сравнению с танком КВ-1с плотная компоновка обитаемого пространства танка ИС не позволила разместить в нём пятого члена экипажа — стрелка-радиста. Его функции были распределены между командиром и механиком-водителем: первый работал с радиостанцией, а второй вёл неприцельный огонь из курсового пулемёта путём нажатия на гашетку электроспускового механизма на одном из рычагов управления. Сам курсовой пулемёт располагался справа от механика-водителя и жёстко крепился в специальном бронированном патрубке, который приваривался к лобовой бронедетали танка. Впоследствии из-за низкой эффективности неприцельного огня и ослабления лобового бронирования от курсового пулемёта и вовсе отказались.
ИС-2 имел дифференцированную противоснарядную броневую защиту.
Броневой корпус танка сваривался из катаных броневых плит толщиной 90, 60, 30 и 20 мм. С 1944 года нос стал литым. После этого его не могла пробить даже 88-мм пушка StuK 43 с длиной ствола в 71 калибр.
Обтекаемая башня представляла собой броневую отливку сложной геометрической формы, её борта толщиной 90 мм располагались под углом к вертикали для повышения снарядостойкости. Лобовая часть башни с амбразурой для орудия, образованная пересечением четырёх сфер, отливалась отдельно и сваривалась с остальными бронедеталями башни. Маска орудия представляла собой цилиндрический сегмент гнутой катаной бронеплиты и имела три отверстия — для пушки, спаренного пулемёта и прицела. Башня устанавливалась на погон диаметром 1800 мм в броневой крыше боевого отделения и фиксировалась захватами во избежание сваливания при сильном крене или опрокидывании танка. Поверхность «соприкосновения» нижнего погона башни и верхнего погона бронекорпуса была несколько утоплена в крышу боевого отделения, что исключало заклинивание башни при обстреле. Погон башни размечался в тысячных для стрельбы с закрытых позиций.
Для удобства при ремонте и обслуживании агрегатов моторно-трансмиссионной группы крыша моторно-трансмиссионного отделения была сделана съёмной, а верхняя кормовая бронеплита могла откидываться на петлях.
ИС-2 оснащался четырёхтактным V-образным 12-цилиндровым дизельным двигателем В-2-ИС мощностью 520 л. с. он обеспечивал 46-тонному ИС-2 скорость в 37 км/ч по шоссе и 10-15 км/ч по пересеченной местности.
Отдельные гвардейские тяжёлые танковые полки (ОГвТТП), вооружённые танками ИС-2, принимали активное участие в боевых действиях 1944—1945 гг. В целом новый танк полностью оправдал ожидания командования как средство качественного усиления частей и подразделений, предназначенных для прорыва заблаговременно и хорошо укреплённых полос противника, а также штурмов городов.
В Висло-Одерской операции 80-й ОГвТТП с 14 по 31 января 1945 года уничтожил 19 танков и САУ врага, 41 артиллерийское орудие, 15 пулемётных гнёзд, 10 миномётов и 12 блиндажей. Из 23 ИС-2, участвовавших в тех боях, ни одна не была потеряна безвозвратно. Правда, отмечались случаи гибели экипажей от действия панцерфаустов и от попадания ручных гранат в танковые люки.
С-2 активно использовался для штурмовых действий укреплённых городов, таких как Будапешт, Бреслау, Берлин.
Для боя в городских кварталах применялось специальное построение под названием «ёлочка». Танки взаимодействовали огнем попарно, а пары – между собой. Танковый взвод-два тяжелых танка ИС-2 простреливал всю улицу: один танк – правую ее сторону, другой – левую. Такая пара двигалась уступом, друг за другом, – по обеим сторонам улицы. Другая пара шла следом за первой и поддерживала ее огнем.
Каждой танковой роте придавался взвод автоматчиков, состоявший из пяти отделении, — по числу тяжелых танков в роте. Автоматчики передвигались на броне, при встрече с противником они спешивались и вели бой в тесном взаимодействии с экипажем своего танка.
Боевая работа ИС-2 продолжилась и после войны. Так, в начале начале 50-х годов небольшое количество ИС-2 передали Китаю. Во время войны в Корее китайские добровольцы применили их против американцев, хотя информации о боевых столкновениях с танками последних нет. По данным американской разведки, китайские войска в Корее имели четыре отдельных танковых полка, каждый из которых состоял из четырех рот Т-34-85 и одной роты ИС-2 (по 5 танков в каждой). Во время войны в Индокитае французские войска столкнулись с ИС-2, которые Китай передал Вьетнаму, и французам пришлось вести в Индокитай трофейные пантеры, чтобы хоть как-то противостоять этим танкам.
В Советской Армии танки ИС-2М состояли на вооружении очень долго, пережив более поздние ИС-3, ИС-4 и ИС-7.
Предполагалось, что окончательно их заменят в войсках только Т-10, но и этого в полном объеме не произошло. В 70-е годы, после ухудшения отношений с Китаем, танками ИС-2М и ИС-3 оснащались укрепленные районы, создаваемые вдоль китайской границы в Забайкалье и на Дальнем Востоке. Боевые машины находились в парках, по тревоге должны были выдвигаться к границе и занимать специально подготовленные для них капониры. В Одесском военном округе последние известные учения с участием ИС-2М состоялись в 1982 году. Официальный же приказ министра обороны о снятии ИС-2М с вооружения Российской армии был отдан только в 1995 году.

invisiblefront.clan.su

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о