Танк Маус — характеристики
Немецкий сверхтяжёлый танк Маус должен был уничтожать любые укрепления, быть почти неуязвимым для вражеских снарядов и обладать огромной огневой мощью. Для этого он получил толстую броню, крупнокалиберное орудие и оригинальную конструкцию. Позже Маус стал очередным чудо-оружием, призванным спасти Германию от надвигающегося поражения.
Из истории известно, что все эти планы окончились единственным экспонатом, стоящим в наши дни в музее. Почему так произошло и могло ли стать иначе, будь у Германии больше ресурсов, вы узнаете из статьи.
Создание
Адольф Гитлер любил оружие, выделяющееся размерами и мощью, поэтому нет ничего удивительного в том, что к концу 1941 года у него появилась идея создания сверхтяжёлого танка, превосходящего все существующие по защите и огневой мощи.
8 июля 1942 года, после совещания, посвящённого развитию танковых войск, Фердинанд Порше взялся за проектирование новой машины. Её планировали использовать для прорыва хорошо укреплённых мест, поэтому броня должна была достигать 200 мм во лбу и 180 мм по бокам. Главное орудие должно было быть большого калибра — 128 или 150 мм.
3 января 1943 года Гитлеру продемонстрировали деревянный макет, принятый им с воодушевлением, а 6 апреля того же года был собран полноразмерный макет из дерева, который 14 мая был продемонстрирован Гитлеру.
1 августа началась сборка первого прототипа Мауса, а 24 декабря он впервые выехал своим ходом на испытания, однако, поскольку башню не успели собрать, вместо неё установили груз.
С января до апреля 1944 года проходили ходовые испытания в Бёблингене, показавшие отличную управляемость и маневренность танка Маус, способность преодолевать водные преграды и склоны крутизной более 40°.
В конце 1944 года, в связи со всё ухудшающейся обстановкой на фронте и всё большей нехваткой ресурсов, Гитлер отдал приказ закрыть все работы, связанные со сверхтяжёлыми танками, а весной 1945 года все 3 прототипа были взорваны, чтобы не допустить захват.
В августе 1945 года два Мауса были отправлены в разобранном состоянии на танковый полигон в Кубинке, где были собраны в один целый, состоящий из корпуса первого образца и башни второго. Именно он сейчас находится в музее.
Конструкция и компоновка
Поскольку к Маусу предъявлялись специфические требования, его компоновка несколько необычной. Башня была довольно сильно смещена назад, корпус разделен перегородками на 4 отделения, а броня слабо дифференцирована, то есть имела примерно одинаковую толщину независимо от места, что делало её равнопрочной.
Вес достигал 188 тонн, а экипаж 6 человек. Также имелась довольно оригинальная электрическая трансмиссия, горячо любимая Фердинандом Порше.
Корпус
Лобовая броня достигала 200 мм под углом 55°, бортовая 180 мм, но без наклона, что резко снижало защиту. Для защиты ходовой части имелись экраны по бокам корпуса толщиной 100 мм. Задний бронелист имел 160 мм под углом 35°. Интересной особенностью была толщина днища, имевшая 105 мм в передней части для того, чтобы противостоять минам, и 55 мм в остальной своей части.
Сам корпус был сварным, а его листы соединялись прямоугольными шипами с цилиндрическими штифтами для большей прочности.
Внутри корпус делился перегородками на 4 отделения.
Отделение управления находилось спереди, имело места для водителя и радиста, органы управления танком, радиоаппаратуру и огнетушители. Сверху располагался люк, накрытый броневой крышкой и перископ, внизу запасной люк, а по бокам топливные баки ёмкостью 1560 литров.
За ним находилось моторное отделение с двигателем, радиаторами, системой охлаждения и масляным баком. Подобное расположение создавало неудобства, поскольку доступ к механизмам был более затруднён чем в танках, где моторное отделение находилось возле кормы.Боевое отделение было посередине корпуса и служило для размещения 36 снарядов, механизма для зарядки аккумуляторов и питания привода башни. Под его полом располагался редуктор и блок генераторов.
В корме находилось трансмиссионное отделение, включавшее в себя тяговые электродвигатели и редукторы.
Башня
Башня танка также имела практически равнопрочное бронирование и сварную конструкцию. Её лоб имел толщину 220 мм и закруглённую форму, маска орудия 240 мм, борта 210 мм под наклоном в 30° и корма 210 мм под наклоном в 15°.
Башня была приварена к башенному погону, который опирался на три тележки с роликами. Для горизонтальной фиксации использовались ещё шесть тележек. Привод вращения был электромеханическим с возможностью ручного дублирования, имел 2 скорости.
Внутри размещались стеллажи для боекомплекта, компрессор для продувки ствола главной пушки и 4 члена экипажа. На левой стороне находился перископический прицел, также планировалось установить стереоскопический дальномер на крышу.
На крыше было 2 люка и вентилятора, перископический прицел с бронированной защитой и амбразура для ближнего боя. На задней стенке сделали люк для загрузки снарядов.
Для преодоления водных препятствий башня могла полностью опускать на погон, обеспечивая таким образом герметичность.
Вооружение
На Маус установили противотанковую 128 мм Pak 44 L/55, переименованную в KwK 44 L/55 и имевшую огромное пробитие вместе с хорошей баллистикой. По сути её характеристики были избыточными, поскольку лишь в 1949 году, уже после войны, появился танк, способный выдерживать её попадания — ИС-7.
Роль вспомогательного вооружения отвели спаренной с основным орудием пушкой 7.5 cm KwK L/36 с боекомплектом в 200 снарядов, 125 из которых хранилось в башне, а оставшиеся в корпусе. Также имелся пулемёт калибром 7,92 мм, мортирка и возможность установки зенитного пулемёта.
Конструкция позволяла вести прицельный огонь с любой из пушек, но, из-за их разной баллистики, прицельный залп из обеих одновременно был невозможен.
Двигатель и трансмиссия
На танк Маус была установлена комбинированная силовая установка, подобная установленной на Фердинанды. Двигатель внутреннего сгорания, связанный механически с электрогенератором, вырабатывающим ток для тяговых электродвигателей.
Бензиновый Даймлер-Бенц DB-603A2 развивал мощность 1080 л.с. и имел рабочий объём 44,5 литра. Стартер по совместительству являлся дополнительным генератором для оборудования и, после запуска двигателя, выполнял свои непосредственные обязанности.
Электрические двигатели имели мощность по 544 л.с. каждый, реверсирование и могли плавно изменять мощность вместе с оборотами. Это значительно облегчало управление Маус и обеспечивало различные режимы поворота и торможения.
Ходовая часть
Ещё на этапе проектирование было принято решение отказаться от оказавшейся не совсем удачной торсионной подвески, а огромный вес танка заставил конструкторов придумывать различные ухищрения.
Поэтому ходовая часть Мауса состояла из 24 одинаковых тележек, стоящих в два ряда и попарно крепившимися к одному кронштейну, который, в свою очередь, был закреплён между бортом и фальшбортом корпуса. В качестве амортизирующих элементов применялись буферные пружины.
К каждой из тележек крепилось два опорных катка со внутренней амортизацией. Такая конструкция отличалась хорошей ремонтопригодностью, но большим весом.
Позже, на втором опытном образце, предпринимались попытки использовать облегчённые катки, но от этой идеи отказались.
Ведущее колесо находилось сзади, а направляющее спереди и имело механизм натяжения гусеницы.
Эпилог
Сверхтяжёлый танк Маус не смог стать чудо-оружием, которое хотя бы теоретически могло привести Германию к победе. Его внушительная на первый взгляд броня была слабой для общей массы Мауса, а нерациональные углы наклона ослабляли её ещё больше. Мощное вооружение было избыточным, огромные размеры и низкая подвижность танка делали его отличной мишенью для вражеских сил, а чрезмерный вес делал затруднительной транспортировку и невозможным преодоление мостов.
Все эти недостатки дополнялись большой стоимостью и сложностью производства, потребностью в дефицитных материалах.
Каким бы мощным и величественным не казался Маус, на поле боя он был бы низкоэффективным и не окупающим себя. Гораздо рациональнее оказалось производить много более простых и дешёвых танков, что нам и доказала история.
tanksdb.ru
Немецкий сверхтяжёлый танк Маус | Альтернативная История
Не все знают что Королевский Тигр не был самым крупным из немецких танков, созданных немецкой танковой промышленностью. Много драгоценного времени и материалов было впустую потрачено на создание прототипов сверхтяжелых танков. Фердинанд Порше был главным конструктором одного из них, 188-тонного Мауса (мыши), параллельно с ним фирмой Heereswaffenamt разрабатывался конкупент Мыши140-тонный E-100. Porsche получил одобрение своего проекта лично от Гитлера, в то время, как ни один из образцов Heereswaffenamt не были одобрены для производства. Таким образом, Гитлер, возможно, принёс такую своеобразную компенсацию Фердинанду Порше за последние неудачи в танковых конкурсах.
Башня танка
была округлой, лобовые пластины были толщиной 93 мм. Для вооружения был предусмотрены два варианта пушек либо 128 мм или 150мм пушки, плюс 75 мм пушка монтировалась в башне совместно. Первые прототипы без башен, весом в 50 тонн, были готовы в середине 1944 года, в результате чего два прототипа с имитацией башни вышли на испытания зимой 1943-1944, прототип фирмы «Крупп» так же принял участие в испытаниях. До конца войны успели достроить две машины. Дальше Гитлер лично распорядился, чтобы вся работа над проектами гигантских танков была прекращена из-за нехватки ресурсов. Большинство недостроенных Маусов были взорваны в последние недели войны, хотя орудия, башни и корпуса были найдены офицерами разведки союзников брошенными но достаточно целыми.
ТТХ: Масса: 188,000 кг/206 тонн
Экипаж: 6 человек
Обём баков: 2650-2700 литров+ 1500 литров во внешних баках.
Скорость: 13-20 км/час
Запас хода: 160-190 км по шоссе и 62 км по пересечённой местности.
Длинна: 10.09 м
Ширина: 3.67м
Высота: 3.63 м
Броня: Крыша башни: 60/90 мм
Маска пушки: 250 мм
Лоб башни: 220-240 мм
Бок башни: 200 мм
Лоб корпуса 180 мм
Борта: 100-80 мм
Задняя част башни: 200 мм
Корпус -верх: 150 мм
Корпус низ: 150 мм
Задняя часть корпуса: 50-90 мм.
alternathistory.com
Маус (танк) Википедия
Маус | |
Maus в бронетанковом музее в Кубинке | |
Maus (первый вариант) | |
---|---|
Классификация | сверхтяжёлый танк |
Боевая масса, т | 188,9 целый,140 без башни |
Компоновочная схема | отделение управления спереди, моторное сзади, боевое посередине |
Экипаж, чел. | 6[1] |
История | |
Годы производства | 1944—1945 |
Годы эксплуатации | 1944 |
Количество выпущенных, шт. | 2 |
Основные операторы | |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 9030 |
Длина с пушкой вперёд, мм | 10200 |
Ширина, мм | 3670 |
Высота, мм | 3660 |
Клиренс, мм | 500 |
Бронирование | |
Тип брони | стальная литая, катаная, поверхностно-закалённая |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 200 / 35° |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 200 / 55° |
Борт корпуса (верх), мм/град. | 185 / 0° |
Борт корпуса (низ), мм/град. | 105+80 / 0° |
Корма корпуса (верх), мм/град. | 160 / 35° |
Корма корпуса (низ), мм/град. | 160 / 30° |
Днище, мм | 55-105 |
Крыша корпуса, мм | 50-105 |
Лоб башни, мм/град. | 220 / 0°-50°[2] |
Маска орудия, мм/град. | 240 |
Борт башни, мм/град. | 210 / 30° |
Корма башни, мм/град. | 210 / 15° |
Крыша башни, мм | 65 |
Вооружение | |
Калибр и марка пушки | 128 мм KwK-44 L/55, 75-мм KwK-40 |
Тип пушки | нарезная |
Длина ствола, калибров | 55 для 128-мм[3], 36,6 для 75-мм[4] |
Боекомплект пушки | 61 × 128-мм[3], 200 × 75-мм[4] |
Углы ВН, град. | —7…+23 |
Прицелы | перископический TWZF |
Пулемёты | 1 × 7,92-мм MG-34 |
Другое вооружение | огнемёт flammenwerfer |
Подвижность | |
Тип двигателя | V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения с турбонаддувом |
Мощность двигателя, л. с. | 1080 (первый экземпляр) или 1250 (второй экземпляр) |
Скорость по шоссе, км/ч | 20 |
Скорость по пересечённой местности, км/ч | 18 |
Запас хода по шоссе, км | 160 |
Запас хода по пересечённой местности, км | 62 |
Удельная мощность, л. с./т | 5,7 (первый экземпляр) или 6,6 (второй экземпляр) |
Тип подвески | сблокированная попарно, на вертикальных пружинах |
Удельное давление на грунт, кг/см² | 1,6 |
Маус на Викискладе |
Panzerkampfwagen VIII «Maus» (Maus — «Мышь», Sd.Kfz 205, иное название — Porsche Typ 205 или Pzkpfw.VIII Maus) — сверхтяжёлый танк, спроектированный в Третьем рейхе в период с 1942 по 1945 годы под руководством Фердинанда Порше. Является самым крупным по массе танком из всех, когда-либо воплощённых в металле (боевая масса — 188,9 тонн). Было построено всего два экземпляра машины. В боевых действиях участия не принимали. На данный момент в мире сохранился только один танк «Маус», собранный из частей обоих экземпляров,[источник не указан 137 дней] в Бронетанковом музее в Кубинке. Однако имеются и другие сведения, так в книге «Конструктор боевых машин» (Лениздат, 1988), говорится: «…выяснилось, что „Маус“ был изготовлен в трёх экземплярах. О его боевом применении свидетельств не имеется. Однако на боевые позиции две машины все-таки выводили: одна из них оказалась в городе Цоссене перед входом в здание германского генерального штаба, а вторая стояла в охране рейхсканцелярии в Берлине. Ну, а третья, как уже говорилось, досталась нам в подорванном виде на Куммерсдорфском полигоне…»[5]Что не имеет исторического подтверждения.
История создания и судьба проекта
В своей книге «Воспоминания солдата» Гейнц Гудериан писал:
Через день я выехал на поезде в Лётцен, где временно расположился мой штаб. Там я осмотрел местные казармы. 13 мая я имел беседу со Шпеером, а во второй половине дня был на докладе у Гитлера. 1 мая Гитлеру показали деревянную модель «мышонка» — танка профессора Порше и фирмы Круппа, на котором намеревались установить 150-мм пушку. Общий вес танка должен был достигнуть 175 тонн. Нужно было рассчитывать на то, что он в действительности после конструктивных изменений по указаниям Гитлера будет весить 200 т. Модель не имела ни одного пулемёта для ведения ближнего боя. Уже по этой причине я должен был отклонить её. Конструкция имела тот же самый недостаток, который делал «Фердинанда» Порше непригодным для ведения ближнего боя. А ведь танку в конце концов неизбежно приходится вести ближний бой, ибо он действует во взаимодействии с пехотой. Начались бурные споры, так как все присутствующие, кроме меня, находили «мышонка» великолепным. Он обещал быть именно «гигантским»…[6]
В конце 1942 года по инициативе Гитлера начались работы над «танком прорыва» с максимально возможной бронезащитой. В создании машины приняли участие сразу несколько фирм: корпус и башню изготавливала фирма «Крупп», «Даймлер-Бенц» отвечала за двигательную установку, а «Сименс» — за элементы трансмиссии. Общая сборка велась на заводе фирмы «Алкетт». Проект «тип 205», разработанный Фердинандом Порше, был частично реализован в 1944 году в виде двух опытных образцов танка «Маус».
23 декабря 1943 года Pz.Kpfw Maus отправился в первый испытательный пробег по территории завода Alkett. Стоит отметить, что пробег этот являлся нелегальным, так как разрешение на него получено не было. Первый пробег оказался и испытанием на проходимость, так как территория завода была завалена обломками из-за бомбардировки за месяц до этого. Первые же метры показали, что опасения насчет поворотливости были напрасны. Танк легко обогнул узкий проход между кучами мусора. По итогам испытаний отмечалось легкость управления танком. Дальнейшие работы по выпуску десяти серийных танков были прекращены по указанию самого Гитлера, так как у Германии не хватало производственных мощностей для выпуска других, более важных видов оружия.
Полноразмерный деревянный макет танка был представлен Гитлеру 14 мая 1943 года, а первый прототип «Мауса» поступил на ходовые испытания в декабре 1943 года. После их довольно удовлетворительных результатов танк был оборудован настоящей башней для артиллерийских стрельб и полным комплектом внутреннего оборудования. Второй недостроенный прототип был оборудован дизельным двигателем «Даймлер-Бенц» МВ 517, как оказалось, капризным и ненадёжным в эксплуатации.
Масса 180 тонн исключала возможность перехода «Мауса» через реки по автодорожным мостам. Поэтому предполагалось переправлять танки попарно по дну реки. При этом загерметизированный, без экипажа, «Маус» получал по кабелю управление и электропитание для движения от другого «Мауса» на берегу.
В бою эти танки испытаны не были. В апреле 1945 года, при приближении частей Красной Армии к полигону, немцами было принято решение уничтожить прототипы ввиду невозможности их эвакуации. Оба танка были взорваны, но значительным разрушениям подвергся только один. В дальнейшем из обоих повреждённых танков по указанию командующего бронетанковых и механизированных войск был собран один; 4 мая 1946 года он был доставлен на полигон в Кубинке. После испытаний силовая установка, как и всё внутреннее оборудование, было демонтировано. В настоящее время танк находится в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.[7]
Технические характеристики и описание
Масштабная модель танкаЭкипаж машины состоял из шести человек. Сиденья водителя и радиста располагались в отделении управления между двумя главными топливными баками ёмкостью по 1590 л. каждый.[1] Позади них, в моторном отделении, по бортам были размещены водяные и масляные радиаторы, а в центре — двигатель. Каждый ходовой каток был оснащен собственным электродвигателем
Сперва на танк предполагали установить дизель, который был значительно экономичнее карбюраторного двигателя, следовательно, не требовал дополнительных топливных баков. Кроме того, дизельное топливо было доступнее и дешевле, чем бензин. Недостатком дизельных двигателей была низкая устойчивость к морозам, что было очень важно в условиях Восточного фронта. Однако Шпеер попросил Порше использовать на танке серийный авиационный карбюраторный двигатель «Даймлер-Бенц» МВ 509, ведь применяя уже готовый двигатель можно было сэкономить время, необходимое для создания новой силовой установки. За двигателем, дальше к корме находился генератор, с укладкой боеприпасов в спонсонах с обеих сторон. В спонсоне с передне-правой стороны генератора — вспомогательный двигатель, с аккумуляторными батареями к его задней части. В корме корпуса, также в спонсонах, располагаются моторы электропривода. Трансмиссия находится в глубокой части корпуса между электромоторами, позади генератора.
Над боевым отделением корпуса располагалась башня, в которой размещались командир танка, командир орудий и два заряжающих.[1]
Танк был выполнен на высоком технологическом уровне. Применение многокатковой ходовой части и гусениц шириной 1100 мм обеспечило «Маусу» довольно низкое удельное давление на грунт, ненамного больше чем у обычных немецких тяжёлых танков. Основной его особенностью явилось мощное круговое бронирование и 2х-пушечное вооружение, а также использование электромеханической трансмиссии, которая состояла из двух электроприводов левой и правой гусениц. Тяговые электродвигатели питались током от двух генераторов, расположенных в моторном отделении. Две независимые друг от друга электросистемы передавали крутящий момент от двигателей к ведущим колёсам через двухступенчатый редуктор.
«Маус» в массовой культуре
«Маус» в игровой индустрии
«Маус» встречается в компьютерных играх:
Стоит отметить, что отражение тактико-технических характеристик бронетехники и особенностей её применения в бою во многих компьютерных играх довольно часто далеки от реальности.
«Маус» в индустрии сборных моделей
В настоящее время Маус производится в «оранжевой серии» фирмы Cyber-Hobby в масштабе 1:35, с бонусом-уничтожителями танков. Также у частных продавцов ещё возможно купить модель 1992 года фирмы Dragon (также в масштабе 1:35), которая является создателем фирмы Cyber-Hobby. Эти модели производятся в пластиковом виде, но есть ещё и смоляная модель от фирмы Lunar Model. Во все модели входят наборные траки. В 2017 г. фирма Takom выпустила два набора в масштабе 1/35 — Maus v. 1, соответствующий прототипу без башни, и Maus v.2 соответствующий полностью построенному прототипу и планировавшимся к выпуску серийным образцам.
В масштабе 1:72 Маус делается фирмами Dragon, Pegasus, Planet Models.
К масштабу 1:35 есть немало точёных стволов и фототравления, например точёные стволы выпускают фирмы ModelPoint, JordiRubio, RbModel, Barrel Depot. В 1:72 также выпускаются наборы, фирмами Dragon, Trumpter.
«Маус» в кино и мультипликации
Ввиду своих размеров и специфичности, Panzerkampfwagen VIII Maus нечасто встречается в кино- и мультиндустрии. Одно из редких появлений на экранах — аниме Girls und Panzer, где танк Maus команды Чёрного Леса противостоит команде Оараи в последней и предпоследней сериях.
См. также
Литература
- Павлов И., Павлов М. Сверхтяжёлый танк «Маус». — М.: Экспринт, 2004. — 48 с. — ISBN 5-94038-050-6, УДК 623.4, ББК 68.513 П12.
Ссылки
Примечания
- ↑ 1 2 3 Павловы, 2004, с. 22.
- ↑ Павловы, 2004, с. 28.
- ↑ 1 2 Павловы, 2004, с. 24.
- ↑ 1 2 Павловы, 2004, с. 26.
- ↑ под общ. ред. Н.С. Попова. Конструктор боевых машин. — Лениздат, 1988. — С. 356. — 382 с. — ISBN 5-289-00102-6.
- ↑ Гудериан Г., «Воспоминания солдата». Смоленск, 1999, гл. 10, стр. 426—427
- ↑ Павловы, 2004, с. 15, 17.
| |||
* — производились только на экспорт; курсивом выделены перспективные, опытные или не пошедшие в серийное производство образцы |
wikiredia.ru
Сверхтяжелый танк «Маус» восстановят
Очевидно, что многие люди, никогда не интересовавшиеся бронетехникой, хоть что-нибудь да слышали про немецкий танк «Maus». А между тем, на сегодняшний день в мире сохранился лишь один экземпляр этого танка (Panzerkampfwagen VIII «Maus»), который был захвачен в Германии в 1945 году, и сейчас находится в Бронетанковом музее в Кубинке. На прошлой неделе компания Wargaming, являющаяся одним из крупнейших мировых издателей и разработчиков free-to-play ММО (массовая многопользовательская онлайн-игра), объявила о своем намерении совместно с Бронетанковым музеем в Кубинке восстановить и поставить на ход этот сверхтяжелый немецкий танк «Maus» периода Второй мировой войны. С Кубинским музеем компанию связывает многолетнее сотрудничество.
Wargaming принимает участие в проекте по сохранению историко-культурного наследия не в первый раз. В рамках стартовавшей в 2013 году программы «Помним все» компания помогала ИКК «Линия Сталина» восстановить танк Т-34 и сейчас курирует комплекс мероприятий по поднятию и реконструкции советского танка КВ-1 в Воронежской области. «Помним все» — глобальная инициатива, организованная компанией Wargaming в конце 2013 года и направленная на содействие военно-историческим музеям во всем мире в деле сохранения и реставрации легендарных образцов военной техники.
Глава издательского подразделения Wargaming Андрей Яранцев сказал: «Наша компания давно и тесно взаимодействует с крупными международными военно-историческими музеями. Восстановление ‘Мауса’ — это первый шаг к созданию в Кубинке поистине эксклюзивной коллекции военной техники, и мы благодарны музею за возможность принять участие в этом масштабном проекте. Помимо подъема и восстановления машин, мы будем пополнять его новыми экспонатами, привозя образцы техники из других коллекций, в том числе и из-за рубежа. Мы надеемся, что создание уникальной экспозиции не только повысит посещаемость музея любителями военной истории со всего мира, но и поможет пробудить у молодежи интерес к прошлому своей страны».
Большинство ходовых узлов танка не сохранилось. Они будут восстанавливаться штучно на заводах по всему миру в плотном сотрудничестве с опытными реставраторами военной техники. Полностью восстановленный танк Maus будет находиться в Бронетанковом музее в Кубинке, и каждый желающий сможет увидеть этот уникальный образец военной техники своими глазами.
Сверхтяжелый танк «Маус» спроектирован в конце Второй мировой войны, в боях участия не принимал. Вес танка составляет 188 тонн, что является рекордом по массе среди всех танков, когда-либо воплощенных в металле. Немецкое командование особое внимание уделяло работам по созданию сверхтяжелых танков. Но несмотря на это, были построены только единичные образцы этого класса машин. Проектировались такие сверх-танки, как Ваr («Медведь»), Е-100, «Крупп-Маус» (VK 7001 (К), но только «Маус» построили полностью и испытали (работы по Е-100 остановилась в конце 1944 года на стадии сборки шасси, VK 7001 (К) и Ваr не вышли из стадии проектирования).
Первый опытный образец танка «Маус» (объект 205/1) без монтажа вооружения был собран в столице Германии на заводе фирмы Alkett в период с 1 августа по 23 декабря 1943 года. Всего же было изготовлено два опытных образца танка «Маус» — «объект 205/1» (имел специально отлитую кубическую нагрузочную башню), второй — «объект 205/2», был отправлен для доводочных работ и отладки на фирму «Порше» без башни. Боевая штатная башня с вооружением была доставлена в Штуттгарт и установлена на второй танк позже.
Объект 205/2 подорван немцами при отступлении | |
Объект 205/1 — подготовка к эвакуации | |
Фотографии «кликабельны» |
Для определения возможности принятия на вооружение были проведены всесторонние испытания. Опытные образцы перевезли на танковый полигон в Куммерсдорфе, где с июня 1944 года стартовали ходовые испытания первого образца танка «Маус» с нагрузочной башней. Вторая машина с вооружением в штатной башне подключилась к ходовым и артиллерийским испытаниям в сентябре 1944 года. По свидетельским показаниям ведущего инженера фирмы «Алкет» Лаубе, на испытаниях танк продемонстрировал хорошую проходимость, маневренность и управляемость, несмотря на существующие сомнения относительно способности сверхтяжелого танка преодолевать различные препятствия.
«Кликните» на фото для увеличения |
В тот период отсутствовала возможность эвакуировать «Маус» с территории полигона, а из-за наступающих советских войск было принято решение уничтожить танки. После капитуляции Германии сверхтяжелые танки, выведенные из строя, были найдены советскими специалистами Министерства Транспортного Машиностроения: объект 205/1 с нагрузочной башней находился в районе западных батарей Куммерсдорфского артиллерийского полигона, объект 205/2, с разрушенным от взрыва корпусом — на площадке Штаммлагеря, в 14 км от Куммерсдорфа. Из двух поврежденных образцов собрали один «Маус», который был отправлен в СССР. 4 мая 1946 года танк прибыл на НИИБТ полигона ГБТУ КА (пос. Кубинка).
Читайте также:
< Назад | Вперед > |
---|
pro-tank.ru
Маус (танк) — википедия фото
Panzerkampfwagen VIII «Maus» (Maus — «Мышь», Sd.Kfz 205, иное название — Porsche Typ 205 или Pzkpfw.VIII Maus) — сверхтяжёлый танк, спроектированный в Третьем рейхе в период с 1942 по 1945 годы под руководством Фердинанда Порше. Является самым крупным по массе танком из всех, когда-либо воплощённых в металле (боевая масса — 188,9 тонн). Было построено всего два экземпляра машины. В боевых действиях участия не принимали. На данный момент в мире сохранился только один танк «Маус», собранный из частей обоих экземпляров,[источник не указан 122 дня] в Бронетанковом музее в Кубинке. Однако имеются и другие сведения, так в книге «Конструктор боевых машин» (Лениздат, 1988), говорится: «…выяснилось, что „Маус“ был изготовлен в трёх экземплярах. О его боевом применении свидетельств не имеется. Однако на боевые позиции две машины все-таки выводили: одна из них оказалась в городе Цоссене перед входом в здание германского генерального штаба, а вторая стояла в охране рейхсканцелярии в Берлине. Ну, а третья, как уже говорилось, досталась нам в подорванном виде на Куммерсдорфском полигоне…»[5]Что не имеет исторического подтверждения.
Маус | |
Maus в бронетанковом музее в Кубинке | |
Maus (первый вариант) | |
---|---|
Классификация | сверхтяжёлый танк |
Боевая масса, т | 188,9 целый,140 без башни |
Компоновочная схема | отделение управления спереди, моторное сзади, боевое посередине |
Экипаж, чел. | 6[1] |
История | |
Годы производства | 1944—1945 |
Годы эксплуатации | 1944 |
Количество выпущенных, шт. | 2 |
Основные операторы | |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 9030 |
Длина с пушкой вперёд, мм | 10200 |
Ширина, мм | 3670 |
Высота, мм | 3660 |
Клиренс, мм | 500 |
Бронирование | |
Тип брони | стальная литая, катаная, поверхностно-закалённая |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 200 / 35° |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 200 / 55° |
Борт корпуса (верх), мм/град. | 185 / 0° |
Борт корпуса (низ), мм/град. | 105+80 / 0° |
Корма корпуса (верх), мм/град. | 160 / 35° |
Корма корпуса (низ), мм/град. | 160 / 30° |
Днище, мм | 55-105 |
Крыша корпуса, мм | 50-105 |
Лоб башни, мм/град. | 220 / 0°-50°[2] |
Маска орудия, мм/град. | 240 |
Борт башни, мм/град. | 210 / 30° |
Корма башни, мм/град. | 210 / 15° |
Крыша башни, мм | 65 |
Вооружение | |
Калибр и марка пушки | 128 мм KwK-44 L/55, 75-мм KwK-40 |
Тип пушки | нарезная |
Длина ствола, калибров | 55 для 128-мм[3], 36,6 для 75-мм[4] |
Боекомплект пушки | 61 × 128-мм[3], 200 × 75-мм[4] |
Углы ВН, град. | —7…+23 |
Прицелы | перископический TWZF |
Пулемёты | 1 × 7,92-мм MG-34 |
Другое вооружение | огнемёт flammenwerfer |
Подвижность | |
Тип двигателя | V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения с турбонаддувом |
Мощность двигателя, л. с. | 1080 (первый экземпляр) или 1250 (второй экземпляр) |
Скорость по шоссе, км/ч | 20 |
Скорость по пересечённой местности, км/ч | 18 |
Запас хода по шоссе, км | 160 |
Запас хода по пересечённой местности, км | 62 |
Удельная мощность, л. с./т | 5,7 (первый экземпляр) или 6,6 (второй экземпляр) |
Тип подвески | сблокированная попарно, на вертикальных пружинах |
Удельное давление на грунт, кг/см² | 1,6 |
Маус на Викискладе |
История создания и судьба проекта
В своей книге «Воспоминания солдата» Гейнц Гудериан писал:
Через день я выехал на поезде в Лётцен, где временно расположился мой штаб. Там я осмотрел местные казармы. 13 мая я имел беседу со Шпеером, а во второй половине дня был на докладе у Гитлера. 1 мая Гитлеру показали деревянную модель «мышонка» — танка профессора Порше и фирмы Круппа, на котором намеревались установить 150-мм пушку. Общий вес танка должен был достигнуть 175 тонн. Нужно было рассчитывать на то, что он в действительности после конструктивных изменений по указаниям Гитлера будет весить 200 т. Модель не имела ни одного пулемёта для ведения ближнего боя. Уже по этой причине я должен был отклонить её. Конструкция имела тот же самый недостаток, который делал «Фердинанда» Порше непригодным для ведения ближнего боя. А ведь танку в конце концов неизбежно приходится вести ближний бой, ибо он действует во взаимодействии с пехотой. Начались бурные споры, так как все присутствующие, кроме меня, находили «мышонка» великолепным. Он обещал быть именно «гигантским»…[6]
В конце 1942 года по инициативе Гитлера начались работы над «танком прорыва» с максимально возможной бронезащитой. В создании машины приняли участие сразу несколько фирм: корпус и башню изготавливала фирма «Крупп», «Даймлер-Бенц» отвечала за двигательную установку, а «Сименс» — за элементы трансмиссии. Общая сборка велась на заводе фирмы «Алкетт». Проект «тип 205», разработанный Фердинандом Порше, был частично реализован в 1944 году в виде двух опытных образцов танка «Маус».
23 декабря 1943 года Pz.Kpfw Maus отправился в первый испытательный пробег по территории завода Alkett. Стоит отметить, что пробег этот являлся нелегальным, так как разрешение на него получено не было. Первый пробег оказался и испытанием на проходимость, так как территория завода была завалена обломками из-за бомбардировки за месяц до этого. Первые же метры показали, что опасения насчет поворотливости были напрасны. Танк легко обогнул узкий проход между кучами мусора. По итогам испытаний отмечалось легкость управления танком. Дальнейшие работы по выпуску десяти серийных танков были прекращены по указанию самого Гитлера, так как у Германии не хватало производственных мощностей для выпуска других, более важных видов оружия.
Полноразмерный деревянный макет танка был представлен Гитлеру 14 мая 1943 года, а первый прототип «Мауса» поступил на ходовые испытания в декабре 1943 года. После их довольно удовлетворительных результатов танк был оборудован настоящей башней для артиллерийских стрельб и полным комплектом внутреннего оборудования. Второй недостроенный прототип был оборудован дизельным двигателем «Даймлер-Бенц» МВ 517, как оказалось, капризным и ненадёжным в эксплуатации.
Масса 180 тонн исключала возможность перехода «Мауса» через реки по автодорожным мостам. Поэтому предполагалось переправлять танки попарно по дну реки. При этом загерметизированный, без экипажа, «Маус» получал по кабелю управление и электропитание для движения от другого «Мауса» на берегу.
В бою эти танки испытаны не были. В апреле 1945 года, при приближении частей Красной Армии к полигону, немцами было принято решение уничтожить прототипы ввиду невозможности их эвакуации. Оба танка были взорваны, но значительным разрушениям подвергся только один. В дальнейшем из обоих повреждённых танков по указанию командующего бронетанковых и механизированных войск был собран один; 4 мая 1946 года он был доставлен на полигон в Кубинке. После испытаний силовая установка, как и всё внутреннее оборудование, было демонтировано. В настоящее время танк находится в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.[7]
Технические характеристики и описание
Масштабная модель танкаЭкипаж машины состоял из шести человек. Сиденья водителя и радиста располагались в отделении управления между двумя главными топливными баками ёмкостью по 1590 л. каждый.[1] Позади них, в моторном отделении, по бортам были размещены водяные и масляные радиаторы, а в центре — двигатель. Каждый ходовой каток был оснащен собственным электродвигателем
Сперва на танк предполагали установить дизель, который был значительно экономичнее карбюраторного двигателя, следовательно, не требовал дополнительных топливных баков. Кроме того, дизельное топливо было доступнее и дешевле, чем бензин. Недостатком дизельных двигателей была низкая устойчивость к морозам, что было очень важно в условиях Восточного фронта. Однако Шпеер попросил Порше использовать на танке серийный авиационный карбюраторный двигатель «Даймлер-Бенц» МВ 509, ведь применяя уже готовый двигатель можно было сэкономить время, необходимое для создания новой силовой установки. За двигателем, дальше к корме находился генератор, с укладкой боеприпасов в спонсонах с обеих сторон. В спонсоне с передне-правой стороны генератора — вспомогательный двигатель, с аккумуляторными батареями к его задней части. В корме корпуса, также в спонсонах, располагаются моторы электропривода. Трансмиссия находится в глубокой части корпуса между электромоторами, позади генератора.
Над боевым отделением корпуса располагалась башня, в которой размещались командир танка, командир орудий и два заряжающих.[1]
Танк был выполнен на высоком технологическом уровне. Применение многокатковой ходовой части и гусениц шириной 1100 мм обеспечило «Маусу» довольно низкое удельное давление на грунт, ненамного больше чем у обычных немецких тяжёлых танков. Основной его особенностью явилось мощное круговое бронирование и 2х-пушечное вооружение, а также использование электромеханической трансмиссии, которая состояла из двух электроприводов левой и правой гусениц. Тяговые электродвигатели питались током от двух генераторов, расположенных в моторном отделении. Две независимые друг от друга электросистемы передавали крутящий момент от двигателей к ведущим колёсам через двухступенчатый редуктор.
«Маус» в массовой культуре
«Маус» в игровой индустрии
«Маус» встречается в компьютерных играх:
Стоит отметить, что отражение тактико-технических характеристик бронетехники и особенностей её применения в бою во многих компьютерных играх довольно часто далеки от реальности.
«Маус» в индустрии сборных моделей
В настоящее время Маус производится в «оранжевой серии» фирмы Cyber-Hobby в масштабе 1:35, с бонусом-уничтожителями танков. Также у частных продавцов ещё возможно купить модель 1992 года фирмы Dragon (также в масштабе 1:35), которая является создателем фирмы Cyber-Hobby. Эти модели производятся в пластиковом виде, но есть ещё и смоляная модель от фирмы Lunar Model. Во все модели входят наборные траки. В 2017 г. фирма Takom выпустила два набора в масштабе 1/35 — Maus v. 1, соответствующий прототипу без башни, и Maus v.2 соответствующий полностью построенному прототипу и планировавшимся к выпуску серийным образцам.
В масштабе 1:72 Маус делается фирмами Dragon, Pegasus, Planet Models.
К масштабу 1:35 есть немало точёных стволов и фототравления, например точёные стволы выпускают фирмы ModelPoint, JordiRubio, RbModel, Barrel Depot. В 1:72 также выпускаются наборы, фирмами Dragon, Trumpter.
«Маус» в кино и мультипликации
Ввиду своих размеров и специфичности, Panzerkampfwagen VIII Maus нечасто встречается в кино- и мультиндустрии. Одно из редких появлений на экранах — аниме Girls und Panzer, где танк Maus команды Чёрного Леса противостоит команде Оараи в последней и предпоследней сериях.
См. также
Литература
- Павлов И., Павлов М. Сверхтяжёлый танк «Маус». — М.: Экспринт, 2004. — 48 с. — ISBN 5-94038-050-6, УДК 623.4, ББК 68.513 П12.
Ссылки
Примечания
- ↑ 1 2 3 Павловы, 2004, с. 22.
- ↑ Павловы, 2004, с. 28.
- ↑ 1 2 Павловы, 2004, с. 24.
- ↑ 1 2 Павловы, 2004, с. 26.
- ↑ под общ. ред. Н.С. Попова. Конструктор боевых машин. — Лениздат, 1988. — С. 356. — 382 с. — ISBN 5-289-00102-6.
- ↑ Гудериан Г., «Воспоминания солдата». Смоленск, 1999, гл. 10, стр. 426—427
- ↑ Павловы, 2004, с. 15, 17.
org-wikipediya.ru
Маус (танк) — это… Что такое Маус (танк)?
У этого термина существуют и другие значения, см. Маус.Maus (первый вариант) | |
---|---|
Классификация | сверхтяжёлый танк |
Боевая масса, т | 192 |
Компоновочная схема | отделение управления спереди, моторное посередине, боевое сзади |
Экипаж, чел. | 6[1] |
История | |
Годы производства | 1942—1945 |
Количество выпущенных, шт. | 1 (полностью построенный) + 1 (на заводе) |
Основные операторы | |
Размеры | |
Длина с пушкой вперёд, мм | 10200 |
Ширина корпуса, мм | 3630 |
Высота, мм | 3710 |
Клиренс, мм | 500 |
Бронирование | |
Тип брони | стальная литая и катаная поверхностно закалённая |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 200 / 52° |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 200 / 35° |
Борт корпуса (верх), мм/град. | 185 / 0° |
Борт корпуса (низ), мм/град. | 105+80 / 0° |
Корма корпуса (верх), мм/град. | 160 / 38° |
Корма корпуса (низ), мм/град. | 160 / 30° |
Днище, мм | 55—105 |
Крыша корпуса, мм | 50—105 |
Лоб башни, мм/град. | 240[2] |
Маска орудия, мм/град. | 100—220 |
Борт башни, мм/град. | 210 / 30° |
Корма башни, мм/град. | 210 / 15° |
Крыша башни, мм | 65 |
Вооружение | |
Калибр и марка пушки | 128-мм KWK-44, 75-мм KWK-40[3] |
Тип пушки | нарезная |
Длина ствола, калибров | 55 для 128-мм[3], 36,6 для 75-мм[4] |
Боекомплект пушки | 61 × 128-мм[3], 200 × 75-мм[4] |
Углы ВН, град. | —7…+23 |
Прицелы | перископический TWZF |
Пулемёты | 1 × 7,92-мм MG-42 |
Подвижность | |
Тип двигателя | V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения с турбонаддувом |
Мощность двигателя, л. с. | 1080 (первый экземпляр) или 1250 (второй экземпляр) |
Скорость по шоссе, км/ч | 20 |
Запас хода по шоссе, км | 186 |
Удельная мощность, л. с./т | 5,7 (первый экземпляр) или 6,6 (второй экземпляр) |
Тип подвески | сблокированная попарно, на вертикальных пружинах |
Удельное давление на грунт, кг/см² | 1,6 |
Panzerkampfwagen VIII «Maus»(нем. Maus — «мышь», также применялись наименования «Maus» и Porsche 205) — сверхтяжёлый танк, спроектированный в Третьем рейхе в период с 1942 по 1945 годы под руководством Фердинанда Порше. Является самым крупным по массе танком из всех, когда-либо воплощённых в металле (боевая масса — 188 тонн). Было построено всего два экземпляра машины, однако на заводе находилось еще 9 танков, которые были в различных стадиях готовности. На линию фронта эти танки не попали из-за своих размеров и веса. Позже им поручили задачу охранять Рейхсканцелярию и ОКХ в Вюнсдорфе, но они не смогли выполнить и это задание. При подходе Советских войск оба танка были взорваны своими экипажами, не сделав ни единого выстрела по противнику. На данный момент в мире сохранился только один экземпляр танка Маус, который хранится в Бронетанковом музее в Кубинке, собранный из частей захваченных машин.
Технические характеристики и описание
Экипаж машины составлял шесть человек. Сидения водителя и радиста располагались в отделении управления между двумя главными топливными баками ёмкостью по 1560 л. каждый.[1] Позади них, в моторном отделении, по бортам были размещены водяные и масляные радиаторы, а в центре — двигатель. Дальше к корме находился генератор, с укладкой боеприпасов в спонсонах с обеих сторон. В спонсоне с передне-правой стороны генератора — вспомогательный двигатель, с аккумуляторными батареями к его задней части. В корме корпуса, также в спонсонах, располагаются моторы электропривода. Трансмиссия находится в глубокой части корпуса между электромоторами, позади генератора.
Над боевым отделением корпуса располагалась башня, в которой размещались командир танка, командир орудий и два заряжающих.[1]
Танк был выполнен на высоком технологическом уровне. Применение многокатковой ходовой части и гусениц шириной 1100 мм обеспечило «Маусу» довольно низкое удельное давление на грунт, ненамного больше чем у обычных немецких тяжёлых танков. Основной его особенностью явилось мощное круговое бронирование и двухпушечное вооружение, а также использование электромеханической трансмиссии, которая состояла из двух электроприводов левой и правой гусениц. Тяговые электродвигатели питались током от двух генераторов, расположенных в моторном отделении. Две независимые друг от друга электросистемы передавали крутящий момент от двигателей к ведущим колёсам через двухступенчатый редуктор.
История создания и судьба проекта
В своей книге «Воспоминания солдата» Гейнц Гудериан писал:
Через день я выехал на поезде в Лётцен, где временно расположился мой штаб. Там я осмотрел местные казармы. 13 мая я имел беседу со Шпеером, а во второй половине дня был на докладе у Гитлера. 1 мая Гитлеру показали деревянную модель «мышонка» — танка профессора Порше и фирмы Круппа, на котором намеревались установить 150-мм пушку. Общий вес танка должен был достигнуть 175 тонн. Нужно было рассчитывать на то, что он в действительности после конструктивных изменений по указаниям Гитлера будет весить 200 т. Модель не имела ни одного пулемета для ведения ближнего боя. Уже по этой причине я должен был отклонить ее. Конструкция имела тот же самый недостаток, который делал «Фердинанда» Порше непригодным для ведения ближнего боя. А ведь танку в конце концов неизбежно приходится вести ближний бой, ибо он действует во взаимодействии с пехотой. Начались бурные споры, так как все присутствующие, кроме меня, находили «мышонка» великолепным. Он обещал быть именно «гигантским»…[5]
В конце 1942 года по инициативе Гитлера начались работы над «танком прорыва» с максимально возможной бронезащитой. В создании машины приняли участие сразу несколько фирм: корпус и башню изготавливала фирма «Круп», «Даймлер-Бенц» отвечала за двигательную установку, а «Сименс» — за элементы трансмиссии. Общая сборка велась на заводе фирмы «Алкетт». Проект «тип 205», разработанный Фердинандом Порше, был частично реализован в 1944 году в виде двух опытных образцов танка «Маус».
Дальнейшие работы по выпуску десяти серийных танков были прекращены по указанию самого Гитлера, так как у Германии не хватало производственных мощностей для выпуска других, более важных видов оружия.
Полноразмерный деревянный макет танка был представлен Гитлеру 14 мая 1943 года, а первый прототип «Мауса», оснащенный авиационным двигателем «Даймлер-Бенц» МВ 509 и деревянной башней, поступил на ходовые испытания в декабре 1943 года. После их довольно удовлетворительных результатов танк был оборудован настоящей башней для артиллерийских стрельб и полным комплектом внутреннего оборудования. Второй недостроенный прототип был оборудован дизельным двигателем «Даймлер-Бенц» МВ 517, как оказалось, капризным и ненадёжным в эксплуатации.
Масса 180 тонн исключала возможность перехода «Мауса» через реки по автодорожным мостам. Поэтому предполагалось переправлять танки попарно по дну реки. При этом загерметизированный, без экипажа, «Маус» получал по кабелю управление и электропитание для движения от другого «Мауса» на берегу.
В бою эти танки испытаны не были. При приближении частей Красной Армии к полигону немцами было принято решение уничтожить прототипы ввиду невозможности их эвакуации. Оба танка были взорваны, но значительным разрушениям подвергся только один. В дальнейшем из обоих повреждённых танков по указанию командующего бронетанковых и механизированных войск был собран один; 4 мая 1946 года он был доставлен на полигон в Кубинке. После испытаний силовая установка как все внутреннее оборудование было демонтировано. В настоящее время танк находится в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.[6]
«Маус» в игровой индустрии
«Маус» встречается в компьютерных играх:
Стоит отметить, что отражение тактико-технических характеристик бронетехники и особенностей её применения в бою во многих компьютерных играх часто далеко от реальности.
См. также
Литература
- Павлов И., Павлов М. Сверхтяжёлый танк «Маус». — М.: Экспринт, 2004. — 48 с. — ISBN 5-94038-050-6, УДК 623.4, ББК 68.513 П12
Ссылки
Примечания
- ↑ 1 2 3 Павловы, 2004, с. 22
- ↑ Павловы, 2004, с. 28
- ↑ 1 2 3 Павловы, 2004, с. 24
- ↑ 1 2 Павловы, 2004, с. 26
- ↑ Гудериан Г., «Воспоминания солдата». Смоленск, 1999, гл.10, стр. 426—427
- ↑ Павловы, 2004, с. 15, 17
dic.academic.ru
фото, характеристики и история создания
Одержать победу во Второй мировой Гитлер рассчитывал благодаря использованию различных единиц боевой техники, которые бы выделялись своими размерами, огневой мощью и были неуязвимыми к вражеским снарядам. Одним из таких образцов стал танк Maus.
С толстой броней, крупнокалиберным орудием и оригинальной конструкцией это творение немецких оружейных конструкторов слишком переоценили — ход войны бронетехника не переломила и победу фашистской Германии не принесла, поскольку даже не участвовала в сражениях. Информация об истории создания, устройстве и тактико-технических характеристиках танка Maus содержится в статье.
Знакомство
Panzerkampfwagen VIII Maus («Мышь») является сверхтяжелым танком, созданным конструкторами Третьего рейха. Руководил проектировочными работами Фердинанд Порше. Как утверждают специалисты, немецкий танк Maus – это самый крупный по своей боевой массе экземпляр. Разрабатывался в течение 1942-1945 гг.
Как все начиналось?
Как утверждают историки, Гитлер отдавал предпочтение крупногабаритной боевой технике. Поэтому вполне объяснимо, что под конец 1941 года у него возникла идея создать сверхтяжелый танк, который по таким параметрам, как защита и огневая мощь, должен был в разы превзойти остальные боевые единицы, находящиея на вооружении вермахта.
В июле 1942 года было собрано совещание, на котором нацистским военным командованием рассматривались вопросы о дальнейшем развитии танковых войск. Прорвать на фронте линию обороны, по убеждению фюрера, было возможно только с применением очень больших и мощнейших танков. Кроме того, такие боевые единицы должны иметь максимально высокий уровень бронированной защиты.
О проектировании «танка прорыва»
Работы по создании боевой машины велись несколькими фирмами. За изготовление корпуса и башни взялась компания «Крупп», двигательной установки – «Даймлер-Бенц», а элементами ходовой части занимались сотрудники фирмы «Сименс». Общую сборку проводили на территории завода, которым владела компания «Алькетт».
Поскольку планировалось танком прорывать хорошо укрепленные места, в его проектировании много внимания было уделено лобовой и боковой броне. По мнению специалистов вермахта, оптимальная толщина лобовой части должна составлять 20 см, а по бокам – по 18 см. Рассматривались несколько вариантов главного орудия, калибр которого мог варьироваться в пределах от 128 до 150 мм.
Первый результат
В январе 1943 года фюреру был продемонстрирован выполненный из дерева макет танка. Как утверждают историки, у Гитлера он вызвал воодушевление. В апреле была изготовлена полноразмерная деревянная модель танка Maus, которая также была одобрена фюрером. Собирать «Мышонка» начали в августе того же года. В декабре был готов первый прототип тяжелого танка Maus.
В боевой технике использовался авиационный двигатель, мощность которого составила 1 тыс. лошадиных сил. Тестирование танка Maus состоялось в декабре 1943 года. На полигон боевая машина прибыла своим ходом. Однако к тому времени конструкторские работы по изготовлению башни не были закончены, поэтому на ее месте был установлен груз.
Весила машина 180 т. Поскольку такую массу не выдержит ни один мост, создатели решили, что танк водные преграды будет преодолевать по дну. На ровной поверхности техника двигалась со скоростью не более 13 км/ч. Кроме того, она была оборудована слабыми подвесками. Проект оказался неудачным и вскоре был закрыт.
О втором прототипе
В 1944 году немецкие оружейники создали более усовершенствованный вариант – V2 Maus. В отличие от предыдущего прототипа, во второй версии использовалась производимая компанией «Шкода» усиленная подвеска, для которой были предусмотрены двойные дорожные колеса. Кроме того, боевая машина содержала систему, осуществляющую кондиционирование, новый двигатель и настоящую башню, а не муляж. Танк Maus V II тестировался в городе Беблингене. Бронетехника обладала отличной управляемостью и маневренностью, что было продемонстрировано в ходе преодоления водных преград и склонов крутизной выше 40 градусов.
Об альтернативном варианте
Концерн Krupp выступил с инициативой создать сверхтяжелый танк по третьему проекту. В технической документации боевая машина значится как танк Tiger-Maus. Такое название обусловлено тем, что в данной бронетехнике немецкие конструкторы максимально воспользовались элементами, заимствованными из танка Tiger.
В отличие от предыдущих проектов, ходовая часть «Тигро-мыши» не закрыта корпусом. Борта защищены съемными массивными экранами. Вес танка Maus составил 150 т. Бронетехнику оснастили форсированным двигателем мощностью не более 1000 л.с. На ровной поверхности Maus-Tiger развивал скорость до 20 км/ч. После конструкторских доработок, основная задача которых была в том, чтобы усилить броню, масса танка была увеличена до 188 т.
Тем не менее производство боевых машин, собранных по данному проекту, по мнению немецких военных специалистов, обошлось бы Германии слишком дорого. Кроме того, ситуация на фронте резко обострилась, и ждать «чудо-танк» у Гитлера не было времени. После консультаций с командованием сухопутных войск вермахта фюрер постановил — работы по проекту третьего альтернативного сверхтяжелого танка Maus прекратить. Боевые машины, сконструированные оружейниками Porsche, по убеждению А. Гитлера были более перспективными.
О бронезащите
Поскольку сверхтяжелый танк создавался для выполнения специфических задач, для него была предусмотрена достаточно необычная компоновка. Башню сместили назад, а корпус состоял из четырех отделений. Танк со слабо дифференцированной броней. Толщина лобовой брони, наклоненной под углом 55 градусов, составляла 20 см, бортовой – 18 см. Поскольку для последней наклон не был предусмотрен, уровень ее защиты был снижен. Ходовая часть с обоих боков прикрывалась специальными съемными 10-сантиметровыми экранами. Танк оборудовали задним 160-миллиметровым бронелистом, расположенным под углом 35 градусов. Передняя часть днища составила 10,5 см, задняя – 5,5 см. Весил «Мышонок» до 188 т. Экипаж состоял из шести человек. Фото танка Maus представлено в статье.
Устройство корпуса
Немецкий сверхтяжелый танк имел сварной корпус. Соединение стальных листов осуществлялось при помощи прямоугольных шипов с штифтами цилиндрической формы, которые обеспечивали большую прочность креплений. Внутри корпуса располагались специальные перегородки.
Танк состоял из четырех отделений: управленческого, моторного, боевого и трансмиссионного. В первом располагались водитель и радист. Отделение оснащалось различной управленческой аппаратурой и огнетушителями. Верхняя часть корпуса стала местом для специального люка, оборудованного перископом. Защиту люку обеспечивала бронированная крышка. Покинуть танк из управленческого отделения можно было также через запасной люк внизу. В данном отделении разместили баки с топливом. Их емкость составила 1560 л.
В моторном располагались двигатель, радиаторы, масляный бак и охлаждающая система. Центр корпуса стал местом для боевого отделения. Тут разместили снаряды в количестве 36 штук и механизм, осуществляющий заряжание аккумуляторов и питание башенного привода. Боевое отделение комплектовалось редуктором и генераторным блоком. Трансмиссионное с электродвигателями и редукторами расположили на корме танка.
О конструкции башни
Данный элемент танка был соединен с башенным погоном путем сваривания. Для башни был предусмотрен двухскоростной электромеханический привод вращения с ручным дублированием. Внутри ее могло находиться четыре человека. Внутреннюю часть оборудовали перископическим прицелом, стеллажами, на которых был размещен боекомплект, компрессором, задача которого – продувать ствол основного танкового орудия. Немецкие конструкторы собирались оснастить танк стереоскопическим дальномером. Установить его планировали на крыше башни.
О двигателях
На сверхтяжелый танк немецкие оружейники установили комбинированную силовую установку. Тяговые электродвигатели подпитывались от электрогенератора. Бензиновый силовой агрегат DB-603A2, выпускаемый компанией «Даймлер-Бенц», обладал мощностью 1080 лошадиных сил и рабочим объемом 44,5 л. Мощность электрических реверсивных двигателей составляла по 544 л. с. При изменении мощности происходило плавное изменение оборотов, благодаря чему управлять «Мышью» при поворотах и торможении было удобно в различных режимах.
О ходовой части
В ходе тестирования сверхтяжелой боевой машины немецкие конструкторы поняли, что использовать торсионную подвеску нецелесообразно. Она была не в состоянии выдерживать слишком большой вес танка. Для создания двухрядной ходовой части проектировщики решили применить одинаковые тележки в количестве 24 штук. Их попарно соединили с одним кронштейном, который закрепили между фальшбортом и бортом боевой машины.
Амортизирующими элементами в ходовой части стали несколько буферных пружин. Каждая тележка была оборудована двумя опорными катками, обладающими внутренней амортизацией. Благодаря такой конструкции ходовая часть была ремонтопригодной, но имела большой вес. Несколько раз немецкие инженеры экспериментировали с облегченными катками, но вскоре от этой идеи были вынуждены отказаться. Ведущее колесо расположили сзади ходовой части, а направляющее – спереди. Его оборудовали специальным механизмом, отвечающим за натяжение гусениц.
О вооружении
Сверхтяжелый танк оборудовали двумя спаренными пушками, калибры которых составляли 15 и 128 мм. Первое орудие было рассчитано на 200 выстрелов, второе – на 68. Функцию дополнительного вооружения выполняли два 7,92-миллиметровых пулемета. Их боекомплект составил 1 тыс. патронов. Кроме того, немецкими конструкторами планировалось оборудовать танк зенитной пушкой, калибр которой варьировался бы в пределах от 15 до 20 мм.
В заключение
Как утверждают специалисты, использование сверхтяжелых танков привести Германию к победе могло лишь теоретически. Несмотря на то что эти боевые машины были с внушительной броней, ее было бы недостаточно, учитывая общую массу «Мышонка». Кроме того, наклонные углы, по убеждению экспертов, были выбраны нерационально.
Использование мощного вооружения привело к избытку общего веса бронетехники, которая из-за огромных размеров и низкой подвижности стала бы удобной мишенью для противника. Слишком большая масса доставила бы много хлопот при транспортировке и преодолении мостов.
В конце 1944 года производственные мощности и сырьевые ресурсы Германии оставляли желать лучшего. Выпускать основные виды вооружения промышленность страны была уже не в состоянии. Вскоре все запланированные работы по изготовлению «Мыши» были прекращены, а уже готовые единицы порезали на металлолом. В реальных боевых условиях эта бронетехника так и не была испытана.
Сегодня повоевать «Мышонком» можно в виртуальном мире, а именно в игре World of Tanks (WoT). Танк Maus, по отзывам многих геймеров, обладает достойной броней и самым большим запасом прочности. Благодаря внушительному боекомплекту и отличной стабилизации пушки, прокачав данную бронетехнику, будет нетрудно нанести противнику серьезный разовый урон.
fb.ru