японский предвоенный лёгкий танк нового поколения
Тип 95 — это японский легкий танк 1930-х годов, также широко известен под обозначением «Ха-Го». Боевая машина была разработана в 1933-1934 годах, став первым японским танком нового поколения. Танк изначально создавался для сопровождения механизированных кавалерийских соединений японской императорской армии. В «Ха-Го» была заложена концепция быстроходного танка с достаточно низким корпусом, подвеской разработки Томио Хара и дизельным двухтактным двигателем. Данная концепция стала основополагающей для всех японских танков этого временного периода. Простота и удачность конструкции, а также неприхотливость сделали этот легкий танк самым массовым в японской армии периода Второй мировой войны.
Тип 95 «Ха-Го» серийно производился в Японии с 1936 по 1943 гг., он активно использовался на полях сражений Второй мировой войны и наряду со средним танком Тип 97 «Чи-Ха» был основным танком Японии. Всего было выпущено 2348 танков данного типа (по другим данным значительно меньше — до 1161). Являясь достаточно удачной боевой машиной на момент разработки и середину 30-х годов прошлого века, в ходе войны Тип 95 безнадежно устарел, но нехватка бронетехники вынудила японских военных использовать этот легкий танк до самого окончания Второй мировой войны, при этом «Ха-Го» использовался на всех театрах военных действий.

Так как новый танк изначально должен был обладать высокими динамическими характеристиками, японские конструкторы рассматривали вариант с полностью гусеничным ходом и шасси на сменном колесно-гусеничном ходу. Вторая идея казалась им привлекательнее, но проведенные испытания опытных образцов «кавалерийских боевых машин» показали, что полноценный гусеничный танк будет более надежным и технологичным.


Первый прототип нового танка, получившего проектное обозначение «Ши-Ки», был готов уже в июле 1933 года. Разработкой танка занималась компания Mitsubishi. Боевой машине не удалось уложиться в техническое задание военных. Боевая масса составляла 7 тонн, вместо требуемых 6,5 тонн, что не устраивало японский Генштаб. Ходовые качества также были оценены как невысокие, максимальная скорость хода составляла 40 км/ч, а предельный угол подъема едва достигал 30°. Не устраивала военных и слишком тонкая броня, которая не позволяла использовать боевую машину для непосредственной поддержки пехоты. Не меньше их смутила и другая особенность — посадка и высадка экипажа осуществлялась лишь через башенные люки. Одновременно с этим запас хода в 250 километров при движении по шоссе и характеристики преодоления основных препятствий были признаны приемлемыми. Компании «Мицубиси» было предложено доработать опытный образец, но процесс модернизации затянулся по времени и завершился лишь в июле 1934 года.

За время модернизации на первом прототипе поменяли расположение выхлопной трубы, добавили дополнительные поддерживающие ролики, а также осуществили ряд других изменений. После очередного этапа улучшений, который был завершен в октябре 1934 года, массу танка удалось уменьшить до 6,5 тонны, а максимальную скорость хода довести до 45 км/ч. На проведенных зимой 1934-1935 года испытаниях, которые были приближены к боевым и проходили на территории Северной Манчжурии, танк получил более благоприятные отзывы со стороны военных и был рекомендован к серийному производству. Не в последнюю очередь участники испытаний отмечали верный выбор дизельного двигателя. В ходе испытаний он без особых проблем заводился даже при температуре окружающего воздуха -20°C и демонстрировал очень высокие эксплуатационные качества.

Но и этот прототип в текущем виде еще не полностью соответствовал предъявляемым к танку требованиям. Более успешным оказался второй прототип боевой машины, постройка которого началась в июле 1935 года и была полностью завершена в ноябре того же года. Именно этот танк был принят в качестве эталона для запуска в серийное производство. Наиболее ярким его отличием стали характерные обтекаемые борта боевого отделения, которые нависали над гусеницами. Также ведущие и направляющие колеса, которые изготавливались методом штамповки, были заменены на литые. Вместо башенного прожектора на легком танке появились две фары на корпусе, а также была установлена приземистая командирская башенка. Слегка изменилась и конструкция башни, которая получила кормовой пулемет и дополнительные смотровые щели. Для доступа к двигателю был сделан специальный люк в корме корпуса.

Японский 16-й танковый полк на Marcus Island, wikimedia.org

Серийный выпуск танка «Ши-Ки», которому в конце 1934 года было присвоено новое название «Ха-Го», был налажен на предприятиях фирмы Mitsubishi. Первое время новые легкие танки собирались очень медленными темпами, только с 1939 года промышленности Японии удалось набрать требуемые обороты (по японским данным в 1939 году собрано 115 танков, в 1940 году уже 422). Столь неторопливые темпы были связаны не только с возникшими сложностями производства (японская танковая промышленность находилась в процессе своего бурного развития и становления), но и с обстановкой на Китайском фронте. Как показывали бои 1931-1934 годов, даже у столь слабых японских бронированных машин, которыми были танкетки Тип 94 и легкий танк Тип 92, на поле боя не было достойных противников.

Легкий танк Тип 95 «Ха-Го» имел компоновку с задним расположением двигателя и передним — элементов трансмиссии. В средней части корпуса располагалось отделение управления и боевое отделение, которые были объединены в одно. Корпус боевой машины собирался из катаных бронелистов толщиной 12 мм на каркасе при помощи заклепок и болтов. Объем подбашенной коробки танка был несколько увеличен за счет выступающих надгусеничных ниш, обладавших полуконической формой. Башня танка — цилиндрическая, клепано-сварной конструкции с «куполом» (небольшой командирской башенкой). Для того чтобы уменьшить поражение членов экипажа осколками брони и сберечь от возможных травмы при ударах, с внутренней стороны корпуса был закреплен специальный асбестовый «подбой».

В башне «Ха-Го» была установлена 37-мм пушка, снаряды к ней могли пробить по нормали бронелисты толщиной до 35 мм с расстояния в 300 метров. Крепление пушки в маске допускало качание как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости. Механизмов вертикального наведения орудие не имело. Пушка наводилась на цель при помощи плечевого упора, ввиду её хорошей уравновешенности этот процесс не представлял особых проблем. Отдельно от орудия, в задней части башни справа был установлен 6,5-мм пулемет. В корпусе танка, в чуть выступающей передней рубке, также был размещен лобовой пулемет.

Экипаж легкого танка состоял из трех человек. Справа впереди находилось место механика-водителя, слева — пулеметчика. Выгнутая крышка люка механика-водителя откидывалась вперед-вверх, в ней располагался смотровой лючок со своей крышкой. В крышке смотрового лючка, а также по бокам от него были сделаны горизонтальные и вертикальные смотровые щели — таким образом конструкторы старались сохранить обзор при колебаниях танка. Командир боевой машины располагался в одноместной башне, он одновременно выполнял также функции заряжающего и наводчика орудия. Почти перед его грудью располагалась казенная часть орудия, под левой рукой — маховичок механизма поворота башни, за правым плечом — установка башенного пулемета. В крыше купола башни располагался двустворчатый люк круглой формы. Края крыши загибались вниз, прикрывая вентиляционные отверстия. По бокам рубки пулеметчика, а также в левом борту танковой башни располагались лючки, предназначенные для стрельбы из личного оружия с броневыми заслонками (пистолет Намбу или револьвер Хино).

Изюминкой танка можно было назвать его двигатель. Это был двухтактный 6-цилиндровый дизель воздушного охлаждения, развивавший мощность 120 л.с. Дизельный двигатель устанавливался сзади вдоль правого борта корпуса и через редуктор соединялся с механической коробкой передач, от которой по оси танка в переднюю часть корпуса шел карданный вал. В этом месте вал коническими шестернями соединялся с валами бортовых фрикционов. На ведущие колеса легкого танка «Ха-Го» вращение передавалось одноступенчатыми бортовыми редукторами. Удельная мощность, составлявшая более 16 л/с на тонну, обеспечивала легкому танку Тип 95 хорошую подвижность. Выхлопная труба с глушителем была выведена из корпуса наружу и размещалась вдоль правого борта. С левой стороны от двигателя были установлены масляный и топливный баки.

Подвеска танка была разработана в 1933 году майором (в дальнейшем генералом) Томио Хара и получила его имя. Данная подвеска была прогрессивнее подвески «по типу трактора Клетрак», которая использовалась на предшественнике — кавалерийском танке Тип 92. Опорные катки были сблокированы между собой по два на качающихся балансирах, а упругими элементами были горизонтальные спиральные пружины, которые заключались в трубы, крепившиеся к бортам корпуса танка. Балансиры были связаны с двуплечими рычагами, оси которых также крепились к танковому корпусу. Рычаги шарнирно соединялись с тягами, следовавшими к пружинам. Подобная конструкция подвески применялась на большинстве серийных японских танков 1930-1940-х годов. Ходовая часть легкого танка «Xa-гo» состояла из 4-х сдвоенных обрезиненных опорных катков и двух обрезиненных поддерживающих роликов применительно к каждому борту. На танке использовалась мелкозвенчатая металлическая гусеница цевочного зацепления с открытым шарниром.

«Ха-Го», захваченный советскими войсками после боёв на Халхин-Голе, wikipedia.org

Командир танка Тип 95 осуществлял связь с водителем с помощью специальной переговорной трубы «танкофона». Средств внешней связи по причине недостатка места в танке не было, поэтому с командирской машины сигналы другим танкам передавались при помощи флажков. Танк Тип 95 «Ха-Го» был сравнительно прост в производстве и эксплуатации, чем и нравился японским танкистам. Однако простота конструкции иногда доходила до примитивности.

Легкие танки «Ха-Го» неплохо зарекомендовали себя в боях с китайской армией, но летом 1939 года им пришлось столкнуться с гораздо более сильным противником. Во время боев на Халхин-Голе японским танкистам пришлось столкнуться с советскими войсками. Бои продемонстрировали слабую бронезащиту японских танков и загруженность работой командира танка. Разнесенная установка пушки и пулемета сильно усложняла его работу в бою. Открытые смотровые щели часто были причиной ранений членов экипажей свинцовыми брызгами от пуль. Большой урон японским танкам наносили мощные советские 45-мм противотанковые и танковые пушки. БА-6, БА-10, танки БТ и Т-26 открывали огонь с максимальных дистанций, пользуясь своим преимуществом в вооружении. Опыт этих боев заставил японцев вернуться к вопросу модернизации танка «Ха-Го».

По своим характеристикам японский легкий танк «Ха-Го» больше всего походил на советский Т-26, но к 1939 году он уже считался танком, устаревшим практически по всем параметрам. Один из танков «Ха-Го» был захвачен советскими войсками, это был танк лейтенанта Ито из состава 4-го танкового полка. 3-й и 4-й танковые полки Квантунской армии участвовали 3 июля 1939 года в атаке, которая обернулась полным провалом. В этот день в боях японцы потеряли от 41 до 44 танков, 70 танкистов убитыми и 5 пропавшими без вести. Уже 5 июля танковые полки, участвовавшие в атаке, были отозваны к местам своей дислокации, а захваченный красноармейцами танк ближе к зиме был доставлен на полигон научно-исследовательского института бронетанковой техники для всестороненнего изучения.

Тип 95 «Ха-Го»: японский предвоенный лёгкий танк нового поколения

Японский танк Тип 95 «Ха-Го», подбитый союзниками на острове Тиниан, waralbum.ru

Необходимо отметить, что легкий танк «Ха-Го» имел ряд интересных особенностей конструкции. Несмотря на тот факт, что японская танковая промышленность в годы Второй мировой войны все время находилась в роли отстающего, танк нельзя было назвать примитивным. Все его вооружение имело оптические прицелы, что в те годы практиковалось далеко не во всех танкостроительных державах мира. Вопреки расхожему мнению, не были примитивными и японские приборы наблюдения. Хотя снаружи они были похожи на обыкновенные смотровые щели, изнутри часть из них была прикрыта стеклоблоками, что в те годы также можно было встретить далеко не на всех танках, отмечает Юрий Пашолок. Более подробно с испытаниями и приключениями танка «Ха-Го» в СССР вы можете познакомиться в статье «Маньчжурский пленник» на сайте warspot.ru.

К плюсам танка можно было отнести его эргономику. Маленький внешне, внутри Тип 95 был неожиданно просторным для своих размеров. Особенно это касалось места командира танка, который одновременно был и заряжающим, и наводчиком орудия. Боеукладка внутри танка была расположена так, что до нее всегда можно было удобно дотянуться. С места мехвода обеспечивалась вполне неплохая обзорность. Изнутри танк был обшит асбестом, не только в моторном отделении, но и в отделении управления. Однако советские испытатели обращали внимание в первую очередь не на эргономику и удобство работы экипажа, а на конструктивные особенности легкого японского танка, который, по их мнению, был компоновочно близок Т-26.

Отдельный отчет испытатели сделали по силовой установке. Конструкция японского дизельного двигателя оказалась достаточно оригинальной, отмечает Юрий Пашолок. Блок двигателя не отливался, а сваривался. Помимо этого, дизель был двухтактным, с воздушным охлаждением. Тип 95 «Ха-Го» стал первым в Японии серийным танком, оснащенным двухтактным дизельным двигателем. Довольно крупная по размерам силовая установка обеспечивала танку высокую удельную мощность. Решение установить столь мощный двигатель на легкий танк обуславливалось тем, что изначально он разрабатывался для кавалерии.

Тип 95 «Ха-Го»: японский предвоенный лёгкий танк нового поколения

Танк Тип 95 «Ха-Го» в краеведческом музее Южно-Сахалинска

Советские исследователи отмечали наличие на 7-тонном танке мощного дизеля воздушного охлаждения, что нужно расценивать как положительное во всех отношениях явление: улучшаются динамика, пожарная безопасность, радиус действия, экономика. В то же время по своим габаритам дизель был громоздким для данного легкого танка, что было заметно из его установки. По габаритам японский дизель не помещался вертикально в моторном отделении, поэтому для его установки была сделана специальная подмоторная рама и устанавливался двигатель в корпус с некоторым наклоном влево.

По приборам наблюдения указывалось, что благодаря наличию большого числа смотровых щелей обеспечивается хороший круговой обзор. С другой стороны, отсутствие защиты от свинцовых брызг при попадании в них пуль делает экипаж танка уязвимым. Тот факт, что на смотровых лючках щели могли прикрываться бронезаслонками, а у мехвода имелись стеклоблоки, похоже, был проигнорирован членами комиссии.

Проведенные в Кубинке испытания показали, что танк нельзя было отнести к современным образцам. Советские испытатели сравнили его с Т-18. Отметив, что Тип 95 находится на уровне танка Т-18 с преимуществом у Т-18 по броне и у «Мицубиси» по удельному запасу мощности. Сравнение японца с Т-18, который был первенцем советской танковой промышленности, было не совсем корректным, так как Т-18 обладал массой недостатков, часть из которых являлась неустранимыми. Однако по уровню бронезащиты «Ха-Го» на тот момент был уже безнадежно устаревшим. Его броня не могла защитить экипаж и узлы танка даже от крупнокалиберных пулеметов. Выводы советских специалистов были неутешительными для детища японского танкостроения: «В общей оценке танк относится к группе легких неплавающих танков со слабым вооружением и бронированием и заниженной скоростью движения».

Толщина брони оказалась на уровне кавалерийского танка Тип 92. Бронирование «Ха-Го» было рассчитано лишь на защиту от пуль винтовочного калибра. Такая защита для танка разработки середины 1930-х годов была приемлемой, но на дворе на момент проведения испытаний стоял уже март 1940 года. В Советском Союзе на вооружение были приняты средний танк Т-34 и тяжелые танки КВ, велась разработка новых боевых машин, которые должны были прийти на смену Т-26. Поэтому нет ничего удивительного в том, что уровень броневой защиты танка «Ха-Го» разочаровал советских испытателей.

Тактико-технические характеристики Тип 95 «Ха-Го»:
Габаритные размеры: длина — 4,38 м, ширина — 2,06 м, высота — 2,28 м.
Боевая масса — 7,4 тонны.
Бронирование — 12 мм (лоб корпуса, борта и башня).
Вооружение — 37-мм пушка и 2х6,5-мм пулемета.
Боекомплект — 75 выстрелов и 3300 патронов.
Силовая установка — 6-цилиндровый дизельный двигатель воздушного охлаждения.
Мощность двигателя — 120 л.с.
Максимальная скорость — 45 км/ч (по шоссе), 26 км/ч (по пересеченной местности).
Запас хода — 250 км (по шоссе).
Экипаж — 3 человека.

Источники информации:
http://warspot.ru/5908-manchzhurskiy-plennik
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/japan/ha-go.htm
http://armor.kiev.ua/Tanks/BeforeWWII/ha-go

Маньчжурский пленник | Warspot.ru

Бои июля-августа 1939 года в районе реки Халхин-Гол стали для Красной армии первым по-настоящему крупным сражением в 30-е годы. Достаточно ожесточёнными были и боевые действия 1938 года в районе озера Хасан, но с Халхин-Голом они не шли ни в какое сравнение. При этом первой полноценной проверкой на прочность Халхин-Гол стал и для Японской императорской армии. Противника, подобного РККА, им встречать ещё не доводилось — в особенности это касалось японских танковых частей. В ходе ожесточённых боёв некоторое количество японской бронетанковой техники было захвачено Красной армией. Одной из таких машин стал танк «Ха-Го» из состава 4-го танкового полка, ставший предметом тщательного изучения в СССР. Какое же впечатление произвёл «Ха-Го» на советских конструкторов?

Последствия неудачной атаки

Обе стороны во время противостояния на Халхин-Голе применяли наиболее совершенные образцы своей бронетанковой техники. С советской стороны этот конфликт стал боевым дебютом для танков БТ-7, а также бронеавтомобилей БА-10 и БА-20. Несколько образцов новой советской бронетанковой техники по итогам боёв стали японскими трофеями. Захваченный БТ-7 с конической башней стал для японцев источником новых идей. Именно после знакомства с ним началась разработка модернизированной версии среднего танка Тип 97, более известной как «Шинхото Чи-Ха».

​Трофейный «Ха-Го» лейтенанта Ито в советском тылу, июль 1939 года - Маньчжурский пленник Трофейный «Ха-Го» лейтенанта Ито в советском тылу, июль 1939 года

Бои на границе Монголии и Маньчжурии, известные в Японии как «инцидент у Номон-Хана», стали местом боевого дебюта и для целого ряда японских боевых машин. Именно здесь впервые были использованы средние танки Тип 97 «Чи-Ха». Кроме того, в этих боях применялись и многочисленные лёгкие танки Тип 95 «Ха-Го». Из 87 танков Квантунской армии 35 машин относились к этой модели.

Разработанный в 1933–34 годах силами арсенала Сагами, Тип 95 стал первым японским танком нового поколения. Заложенная в нём концепция быстроходной боевой машины с довольно низким корпусом, дизельным двухтактным двигателем и подвеской разработки Томио Хара стала основополагающей для последующих японских танков. Удачная конструкция, простота и неприхотливость сделала «Ха-Го» самым массовым японским танком военного периода. По своим характеристикам японская машина больше всего походила на советский Т-26. При этом, Т-26 к 1939 году считался танком, устаревшим уже практически по всем параметрам.

​Танк на НИИБТ Полигоне после проведённого ремонта - Маньчжурский пленник Танк на НИИБТ Полигоне после проведённого ремонта

Когда 3 июля 1939 года в атаку пошла группировка Квантунской армии под командованием генерал-лейтенанта Ясуоки Масаоми, её главной ударной силой были 3-й и 4-й танковые полки. Им противостояли бронеавтомобили БА-10 9-й мотоброневой бригады, а также танки БТ-5 из состава 2-го батальона 11-й танковой бригады РККА.

​Этот же танк слева, хорошо видна «маньчжурская» ходовая часть - Маньчжурский пленник Этот же танк слева, хорошо видна «маньчжурская» ходовая часть

Итог лихой атаки японской танковой армады оказался крайне печальным. Преследуя советские разведывательные бронеавтомобили, ударная группировка попала в засаду. БА-10, которые были спрятаны по башни за укрытиями, методично расстреливали подходившие японские танки. Удачным выстрелом был уничтожен и «Чи-ха» командира 3-го танкового полка полковника Киетаки Йошимару. Сам он погиб.

Всего на свой счёт экипажи броневиков записали 19 танков. Ещё 6 танков подбили и уничтожили БТ-5. Особенно отличился взвод лейтенанта Алымова, который не только вывел из строя 2 вражеских танка, но и помог пехоте из 149-го стрелкового полка отбуксировать в тыл захваченную японскую машину. Ею оказался «Ха-Го» лейтенанта Ито из состава 4-го танкового полка.

​Вид спереди, установлен советский гудок - Маньчжурский пленник Вид спереди, установлен советский гудок

Бои 3 июля обернулись для японских танкистов настоящей катастрофой. Всего ими было потеряно от 41 до 44 танков, погибло 70 человек, ещё пятеро пропали без вести. 5 июля танковые полки были отозваны в места дислокации, а 9 числа Ясуоки Масаоми отстранили от командования. Что ещё хуже, фотографии захваченного в бою танка лейтенанта Ито оказались на передовицах советских газет. Для японцев это стало серьёзным ударом по самолюбию.

Модификация для оккупированных территорий

Захваченный танк ближе к зиме 1939 года был доставлен на полигон Научно-исследовательского института бронетанковой техники (НИИБТ Полигон). К апрелю 1941 года на полигоне находились и два танка Тип 93, из которых был собран один. Под таким названием «скрывались» кавалерийские танки Тип 92, прямые предшественники «Ха-Го». Прежде чем приступить к изучению трофея, его пришлось отремонтировать. Согласно документам, у трофея был разрушен подшипник оси одного из опорных катков, повреждена проводка, прострелен выхлопной патрубок. К слову, вместе с целым «Ха-Го» прибыл ещё один танк, который был использован в качестве донора запчастей. Этот танк сгорел, так что о его восстановлении не могло быть и речи.

​Вид сзади. Вместо утерянного японского стоп-сигнала поставлен советский - Маньчжурский пленник Вид сзади. Вместо утерянного японского стоп-сигнала поставлен советский

Для приведения в порядок трофейная машина была полностью разобрана, что и стало первым этапом её изучения. Ситуация осложнялась тем, что ни инструкций, ни запчастей для японской машины не было. Из оригинального инструмента в наличии имелся только домкрат, так что специалистам НИИБТ Полигона пришлось попотеть. Тем не менее, с поставленной задачей они справились, и уже к декабрю 1939 года японский танк привели в работоспособное состояние.

Из-за того что родные фары оказались частично утрачены, на танке пришлось использовать аналоги отечественного производства, а заодно и установить советский звуковой сигнал. Состояние двигателя оказалось неважным, поэтому от ходовых испытаний пришлось отказаться. Тем не менее, мотор был обкатан на специальном стенде в лаборатории двигателей. Благодаря стендовым испытаниям удалось определить характеристики мотора, к слову, вполне соответствующие официальным данным.

​Схема ходовой части танка - Маньчжурский пленник Схема ходовой части танка

В ходе разборки и предварительного изучения удалось выяснить некоторую дополнительную информацию. Танк был произведён фирмой «Мицубиси» в мае 1937 года и имел серийный номер 51. Трофейная машина, как и другие танки этого типа, принимавшие участие в боях на Халхин-Голе, несколько отличалась от остальных «Ха-Го». Дело в том, что первые испытания танка, проведённые зимой 1935 года, показали одну неприятную особенность, характерную для использования «Ха-Го» в Маньчжурии. На твёрдых покрытиях ходовая часть «Ха-Го» чувствовала себя хорошо, но в условиях степи ресурс кареток резко снижался. Связано это было с тем, что степь изобиловала мелкими неровностями, которые «отрабатывали» по кареткам и достаточно быстро приводили их в негодность.

​Тележка «маньчжурского» типа - Маньчжурский пленник Тележка «маньчжурского» типа

Решение проблемы оказалось довольно необычным. Между опорными катками японцы установили дополнительный каток малого диаметра, который принимал удары на себя. После испытаний, показавших, что идея оказалась верной, так называемая «маньчжурская» версия была запущена в серию. Кроме Квантунской армии, такой вариант «Ха-Го» больше нигде японцами не использовался.

​Танковый пулемёт Тип 91 - Маньчжурский пленник Танковый пулемёт Тип 91

Ещё одной характерной особенностью трофейного танка были танковые пулемёты Тип 91. Это оружие, созданное на базе ручного Тип 11, в советских документах обозначалось как «6,5-мм пулемёт типа «Гочкис». Советские инженеры оказались правы, поскольку создатель японского пулемёта Киджиро Намбу взял за основу ручной пулемёт Hotchkiss Mle.1909. Как и пехотная версия, питался он штатными обоймами винтовки «Арисака» Тип 38. Пулемёт получился не самым удачным, и уже к началу боёв на Тихом океане японские танки были перевооружены более совершенными пулемётами Тип 97.

«Не может быть отнесён к современным танкам»

Ввиду плохого состояния двигателя вместо ходовых испытаний работа специалистов НИИБТ Полигона была переориентирована на составление технического описания трофейного японского танка. Началось оно в январе 1940 года и закончилось в марте. Подготовленный по итогам документ представляет большой интерес, поскольку ни одного «Ха-Го» раннего выпуска, а уж тем более с «маньчжурской» подвеской, до наших дней не сохранилось.

​Схема бронирования «Ха-Го» - Маньчжурский пленник Схема бронирования «Ха-Го»

Надо сказать, что «Ха-Го» был довольно интересным по конструкции танком. Несмотря на то что японская танковая промышленность всю Вторую мировую войну находилась в положении отстающего, эту машину примитивной назвать нельзя. Всё вооружение танка было оснащено оптическими прицелами, что в то время практиковалось далеко не во всех танкостроительных державах. Вопреки расхожему мнению, не были примитивными и японские приборы наблюдения. Хотя снаружи они выглядят как обычные смотровые щели, изнутри часть из них прикрывалась стеклоблоками. Такое решение в то время применялось далеко не на всех танках.

Отдельно стоит остановиться на эргономике. Маленький снаружи, внутри «Ха-Го» оказался неожиданно просторным. Особенно это касается места командира танка, который одновременно выполнял функцию наводчика и заряжающего. Боеукладки размещались таким образом, что ими было очень удобно пользоваться. С места механика-водителя обеспечивалась вполне удовлетворительная обзорность. Изнутри танк обшивался асбестом, причём не только в отделении управления, но и в моторном отделении.

​Схема башни, которая, по мнению специалистов НИИБТ Полигона, напоминала башню Т-18 - Маньчжурский пленник Схема башни, которая, по мнению специалистов НИИБТ Полигона, напоминала башню Т-18

Испытателей НИИБТ Полигона, впрочем, в первую очередь интересовало не удобство работы членов экипажа, а конструктивные особенности японского танка. По их мнению, компоновочно корпус «Ха-Го» во много пересекался с Т-26, что в целом верно. Правда, тут скорее следовало говорить не о Т-26, а о его прародителе – Vickers Mk.E. Что же касается формы корпуса, то она, по мнению советских специалистов, чем-то напоминала Т-18. Особенно это касалось бортов. Кормовая часть корпуса, в свою очередь, «больше приближается к танкам Рено второго выпуска».

Толщина брони оказалась на уровне кавалерийского танка Тип 92 (в отчёте упоминается как Тип 94). Более того, в некоторых местах её сделали тоньше, чем у предшественника, компенсировав это рациональными углами наклона. Бронирование оказалось рассчитано на защиту от пуль винтовочного калибра. Для середины 30-х годов это было вполне нормально, но на дворе стоял уже март 1940 года. В СССР на вооружение приняты Т-34 и КВ, вовсю идёт разработка танка, который должен заменить Т-26. Да и Зимняя война наглядно показала, что противопульной брони для танков уже недостаточно. Неудивительно, что уровень броневой защиты японского танка испытателей разочаровал.

​Механизм поворота башни, конструкция которого заинтересовала специалистов НИИБТ Полигона - Маньчжурский пленник Механизм поворота башни, конструкция которого заинтересовала специалистов НИИБТ Полигона

Некоторый интерес вызвала ходовая часть. По сравнению с кавалерийским танком Тип 92 она имела совершенно другую конструкцию. Использовавшаяся ходовая часть с подвеской Хара была намного прогрессивнее подвески «по типу трактора Клетрак», которая применялась на предшественнике. По мнению специалистов полигона, переход от металлических катков малого диаметра на обрезиненные катки большого диаметра был связан со стремлением уменьшить шум, а также объяснялся влиянием европейской школы танкостроения. Справедливости ради следует отметить, что Томио Хара разработал ходовую часть самостоятельно, и она не была похожа ни на один из зарубежных образцов.

По силовой установке был подготовлен отдельный отчёт. Надо сказать, что конструкция японского дизеля оказалась крайне оригинальной. Блок двигателя не отливался, а сваривался. Кроме того, мотор был двухтактным, с воздушным охлаждением. «Ха-Го» стал первым японским серийным танком с двухтактным дизельным двигателем. Достаточно крупная силовая установка обеспечивала танку высокую удельную мощность (почти 18 л.с. на тонну). Решение установить такой большой и мощный двигатель на лёгкий танк было продиктовано тем, что изначально танк разрабатывался для кавалерии. У специалистов НИИБТ Полигона было своё мнение и по этому вопросу:

«В качестве двигателя на танке установлен дизель воздушного охлаждения мощностью 110 л.с. (полученной на стенде при испытании). Наличие дизеля воздушного охлаждения мощностью 110 л.с. на семи-тонном легком танке нужно расценивать как положительное явление во всех отношениях: улучшаются динамика, экономика, пожарная безопасность и радиус действия.

По габаритам дизель громоздкий и для этого танка не предназначался, что видно из его установки. По габаритам дизель в моторном отделении вертикально не вмещается, а поэтому для установки его сделана специальная подмоторная рама и устанавливается он с некоторым наклоном влево».

Башню признали по форме аналогичной башне советского танка Т-18, хотя в реальности она была полностью оригинальной. Довольно странными оказались выводы по основному вооружению. Указывалось, что в танке стоит 37-мм пушка «Гочкис», хотя 37-мм пушка Тип 94 к французской разработке не имела практически никакого отношения. В качестве одной из особенностей установки орудия отмечался тот факт, что механизма вертикальной наводки она не имела. Впрочем, с учётом того, как производилась наводка, он был и не нужен. Дело в том, что пушка наводилась при помощи плечевого упора, и ввиду хорошей уравновешенности системы её наводка не представляла никаких проблем. К тому же, имелась возможность наведения орудия по горизонтали на несколько градусов без поворота башни. Эта особенность позже перекочевала и на другие японские танки.

​Вопреки расхожему мнению, уже в конце 30-х у японских танков как минимум часть смотровых щелей прикрывалась стеклоблоками - Маньчжурский пленник Вопреки расхожему мнению, уже в конце 30-х у японских танков как минимум часть смотровых щелей прикрывалась стеклоблоками

По приборам наблюдения указывалось, что благодаря большому количеству смотровых щелей обеспечивается круговой обзор. С другой стороны, отсутствие защиты от свинцовых брызг на щелях делает танк уязвимым. Тот факт, что щели на смотровых лючках могли закрываться броневыми заслонками, а у механика-водителя имелись стеклоблоки, похоже, был проигнорирован.

Общие выводы советских специалистов оказались для детища японской школы танкостроения неутешительными:

«В общей оценке танк относится к группе легких неплавающих танков со слабым бронированием и вооружением и заниженной скоростью движения.

По своей конструкции, вооружению и бронированию танк не может быть отнесен к современным танкам и в этом отношении он находится на уровне Т-18 с преимуществом у Т-18 по броне и у Мицубиси по удельному запасу мощности.

В производственном отношении танк в целом и по отделке стоит на низком уровне.

Большинство деталей и картеров в танке изготовлено из алюминия, что даже при грубом производстве дало снижение веса танка.

Бортовые стенки корпуса танка с внутренней стороны обшиты асбестовой массой с проволокой по типу 12-ти тонного Виккерса.

К дизельмотору обеспечена хорошая доступность из боевого отделения, больше того, в походном положении в моторном отделении размещается моторист, он же запасной пулеметчик или водитель.

Все агрегаты танка, кроме двигателя, легко устанавливаются и, по сравнению с Т-26, имеют более упрощенное крепление, что значительно сокращает время на монтаж и демонтаж танка при ремонте.

Поворотный механизм башни, помимо свободного хода (выключается), имеет еще и фрикцион – сам механизм по конструкции весьма компактный и может быть использован для бронеавтомобилей.

Все заклепки и болты имеют головки пулестойкой формы. Стержень заклепок обычный и не пулестойкий».

По итогам в конструкции танка специалисты НИИБТ Полигона нашли интересными всего три агрегата. Во-первых, поворотный механизм башни вполне подходил для использования в лёгких танках и бронемашинах. Во-вторых, интерес вызывал шарнирный сепаратор шариков погона башни. В-третьих, необычной идеей оказалась потайная кнопка связи с экипажем, замаскированная под заклёпку и расположенная на кормовом листе корпуса. Позже было проведено изучение опорных катков, по их итогам было предложено изготовить бандажи по «японскому» составу.

​Потайная кнопка связи с экипажем - Маньчжурский пленник Потайная кнопка связи с экипажем

Безусловно, сравнение с Т-18 выглядит, по меньшей мере, некорректным. «Ха-Го» был на порядок более передовой конструкцией, чем советский первенец, обладавший массой недостатков, некоторые из которых оказались неустранимыми. Тем не менее, трудно не согласиться с тем, что по уровню броневой защиты японский танк находился к тому моменту в категории безнадёжно устаревших. Даже крупнокалиберный пулемёт был для него смертельно опасным противником. Более того, в упор «Ха-Го» пробивался даже винтовочной пулей, что было зафиксировано в ходе боёв на Шумшу в августе 1945 года.

По состоянию на 1 апреля 1941 года танк Тип 95 №51 находился на территории НИИБТ Полигона. Техническое состояние машины было неплохим, предполагалось, что её поставят в музей. После начала Великой Отечественной войны её следы теряются. Находящийся ныне в экспозиции парка «Патриот» танк с серийным номером №1958 относится к машинам поздних серий. Захвачен он был в августе 1945 года в Китае, а прибыл на НИИБТ Полигон 14 октября 1945 года из Харбина вместе с танками №1964 и №1967. Согласно ведомости, он был самым комплектным из прибывших «Ха-Го». Судя по всему, другие машины пошли на запчасти. 16 ноября 1941 года из Мукдена пришли ещё два «Ха-Го» с серийными номерами №4348 и №4245. Их дальнейшая судьба неизвестна, но, скорее всего, их позже сдали в металлолом.


Источники:

  • РГВА
  • ЦАМО РФ
  • РГАКФД
Японский легкий танк Ха-Го — история и память о танке.

Type 95 Ha-Go – японский легкий танк 1930-х годов, один из самых массовых и популярных танков страны Восходящего солнца. Иногда именуется «Ке-Го», по армейскому обозначению, или «Мицубиси-95», по фирме-производителю. Весьма активно использовался во Вторую мировую войну, хотя уже к ее началу Ха-Го сильно устарел.

История создания Ха-Го

В начале 30-х годов XX века в Японии появились легкие танки Тип 92 и Тип 94. Формально они являлись танкетками, и не могли в полной мере обеспечить японскую императорскую армию бронетанковыми силами, так как предназначались для поддержки кавалерии и пехоты. Разумеется, Генштаб такая ситуация не устраивала – в войсках должны были быть современные танки, с мощной броней и пушечным вооружением. Так что в 1933 году были составлены технические требования, по которым требовалось создать актуальную боевую машину. Проекту присвоили обозначение «Ши-ки», к которому потом прибавили «Ке-го», что обозначало «малая модель». Первый опытный образец взялась строить фирма Mitsubishi.

Прототип

Прототип «Ши-Ки» не был оригинальным, ведь требовалось как можно быстрее предоставить боеспособную машину. Изготовлен он был уже в июле 1933 года, но в техзадание укладывался не полностью – был тяжелым, медленным, неудобным в плане размещения экипажа и гораздо менее мобильным, чем требовалось.

Фирме предложили доработать прототип, но этот процесс затянулся до июля 1934 года. А после еще нескольких модернизаций, законченных к октябрю, танк наконец стал соответствовать большинству требований.

Японское командование все еще не было удовлетворено танком, но пехоте уже требовалась машина, которая могла бы заменить устаревшие танкетки Тип 94. В итоге модернизированный «Ши-Ки» отправили на испытание в конце 1934-начале 1935. Тогда же танку присвоили имя «Ха-Го». Испытания в условиях, максимально близких к боевым, показали, что новый танк вполне может быть рекомендован к серийному производству.

Серийное производство

«Ши-Ки» был доведен до ума к ноябрю 1935 года – он приобрел обтекаемые борта боевого отделения, литые направляющие и ведущие колеса и другие характерные черты. Этот прототип и стал образцом для серийного производства танка на заводах фирмы-разработчика Mitsubishi.

В период с 1935 по 1938 танк производили массовыми сериями, но в 1939 году, когда боевые действия в Китае закончились, производство Ha-Go стало более массовым. И хотя в 1938 году появился гораздо лучший танк «Ке-Ин», на сборочных линиях он продолжал уступать Ха-Го – достаточно надежному и уже привычному легкому танку.

Тактико-технические характеристики (ТТХ)

Общая информация
  • Классификация – легкий танк;
  • Боевая масса – 7,4 тонн;
  • Компоновочная схема – моторное отделение сзади, управление спереди;
  • Экипаж – 3 человека;
  • Годы разработки – 1933-1934;
  • Годы производства – 1936-1943;
  • Годы эксплуатации – 1936 – 1960-е;
  • Выпущено – 2348 штук. По другим данным — 1116.
Размеры
  • Длина корпуса – 4380 миллиметров;
  • Ширина корпуса – 2060 миллиметров;
  • Высота – 2280 миллиметров;
  • Клиренс – 400 миллиметров.
Бронирование
  • Тип брони – поверхностной закаленная стальная;
  • Лоб корпуса (середина) — 9/ 72° мм/градус;
  • Борт корпуса (верх) — 12 / 34° мм/градус;
  • Корма корпуса (верх) — 6 / 64° мм/градус;
  • Днище – 6-9 миллиметров;
  • Лоб башни — 12 / 7° мм/градус;
  • Маска орудия – 12 миллиметров;
  • Борт башни — 12 / 11° мм/градус;
  • Корма рубки – 12/7° мм/градус;
  • Крыша башни – 9 миллиметров.
Бронирование разных зон танка Ха-Го
Вооружение
  • Марка и калибр пушки – Тип 94, 37 миллиметров;
  • Тип пушки – нарезная;
  • Длина ствола – 36,7 калибров;
  • Боекомплект пушки – 75;
  • Углы ВН: -15…+20°;
  • Пулеметы – два Тип 91 6,5 миллиметров.
Подвижность
  • Тип двигателя – дизельный, рядный шестицилиндровый, с воздушным охлаждением;
  • Мощность двигателя – 120 лошадиных сил;
  • Скорость по шоссе – 45 км/ч;
  • Скорость по пересеченной местности – 26 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 250 километров;
  • Запас хода по пересеченной местности – 210 километров;
  • Удельная мощность – 16,2 лошадиных силы на тонну;
  • Тип подвески – подвеска Хара;
  • Преодолеваемый подъем — 33°;
  • Преодолеваемая стенка – 0,8 метров;
  • Преодолеваемый рос – 1,85 метров;
  • Преодолеваемый брод – 1 метр.

Машины на базе Type 95 Ha-Go

У серийных Ха-Го не было официальных модификаций, однако на базе этого популярного танка появилось множество других машин:

  • «Ке-Ну», Тип 4. Дополнен двухместной башней Чи-Ха с 57-миллиметровой пушкой. Начал производится в 1944 году. Орудие обслуживал дополнительный член команды;
  • «Ка-Ми», Тип 2. Плавающий танк, созданный в 1941 году. Лучший японский плавающий танк Второй мировой;
  • «Со-То» — противотанковая САУ – «Ха-Го» без башни с установленной на корпус противотанковой пушкой 37-мм.
Плавающий танк «Ка-Ми»

Боевое применение

Вместе со средним танком Type 97 «Chi-Ha», Type 95 «Ha-Go» активно использовался во Вторую Мировую войну. И хотя на момент разработки танк был очень удачен, к войне он уже сильно устарел, так что японские военные использовали его только из-за нехватки бронетехники.

Еще до серийного производства, в 1935 году, «Ха-Го» поступили в четвертый танковый полк. Они участвовали в февральских маневрах японской армии в ходе войны с Китаем, а позже использовались при битве у Тауран, но только эпизодически. Более массовое применение произошло в 1939 году, во время советско-японского конфликта у реки Халхин-Гол. У четвертого танкового полка было 35 машин, которые должны были поддерживать пехотные части, но по факту поддержки не оказали из-за неумения применять подобную технику.

В первом же крупном бою у горы Баин-Цаган из-за плохой выучки японских танкистов было потеряно 30 танков, в том числе совсем новый Тип 97 и несколько «Ха-Го». Некоторые танки оказались брошенными экипажами в почти идеальном состоянии.

Постепенно в рядах японской армии стали появляться новые танки, но «Ха-Го» все еще активно использовались, к примеру, в разведывательном батальоне Квантунской армии. Когда же советские войска вторглись в Манчжурию, боевой карьере континентальных японских танков пришел конец. При этом «Ха-Го» в боях почти не участвовали, и в основном были захвачены в качестве трофеев в парках. На трофейных Ha-Go обучали экипажи и, скорее всего, их списали в 1949 году.

Гораздо более насыщенной была история участия танков «Ха-Го» на Тихоокеанском ТВД и в Юго-Восточной Азии. Танки эффективно справились с задачей внезапной атаки на Малайском полуострове и успешно использовались для продвижения к Сингапуру – британцы не смогли бороться даже с казалось бы устаревшими машинами.

В настоящем танковом бою «Ха-Го» участвовали только на Филлипинах. Сначала все шло гладко, но 22 декабря 1941 американцы отразили атаку японцев. Правда, к зиме 1942 японские войска одержали победу, сломив сопротивление американских М3.

Для поддержки пехоты танки использовались в Бирме и Таиланде, где им в основном противостояли М3 и Mk.VI. «Ха-Го» и «Чи-Ха» уже старались заменять на новые образцы техники, но фактически они активно применялись до самой капитуляции Японии.

«Ха-Го» использовались в Новой Гвинее, но не слишком успешно, а также в захвате тихоокеанских плацдармов, где из-за отсутствия бронетехники американцы могли оказать лишь символическое сопротивление. В 1942-1943 году японская оборона практически была сломлена, хотя бои продолжались до самого конца войны. Танковые сражения выигрывали в основном американцы – «Ха-Го» и «Чи-Ха» сильно уступали «Шерманам».

15 сентября 1944 года «Ха-Го» участвовали в очень драматичном сражении на острове Пелелиу – танки были посланы на защищенные американские позиции с топливными баками по бокам, из-за чего в результате любого попадания танк начинал гореть.

В ходе освобождения Филлипин произошло еще одно крупное сражение с участием «Ха-Го», но там положение японцев было проигрышным заранее.

Оставшиеся единичные «Ха-Го» сражались на японских островах, но после капитуляции почти все их утилизировали.

В ходе войны очень много танков захватили американские, британские, индийские и австралийские войска. Type 95 «Ha-Go» использовали для испытаний, либо просто разделывали на металл.

Память о танке

Японский танк Ха-Го благодаря массовому производству сохранился до наших дней в большом количестве. Правда, моделей на ходу практически нет, но зато как экспонаты они стоят во многих музеях.

Россия

  • Российский музей бронетанкового вооружения в Кубинке;
  • Музей Великой Отечественной войны в Москве;
  • Выставочная площадка военной техники в Южно-Сахалинске.
«Ха-Го» в Кубинке

Заграница

  • Великобритания, Бовингтон, Музей Королевских бронетанковых войск;
  • Австралия, Канберра, Австралийский военный мемориал;
  • США, Форт Беннин, Национальный музей армии и кавалерии;
  • США, Фредириксбург, Национальный музей армии Тихоокеанской войны;
  • США, Винсеннес, Военный музей Индианы;
  • США, Абердин, Музей боеприпасов армии США;
  • США, Гонолулу, Музей армии США и Армейский музей Батареи Рэндольфа;
  • США, Клекамакс, Орегонский военный музей. Модель на ходу;
  • Индия, Ахменднагар, Музей бронетанкового корпуса;
  • Таиланд, Бангкок, Национальный военный мемориал и площадка перед военными бараками;
  • Таиланд, площадка в Накхон Си Таммарат;
  • Таиланд, Форт Адисон, кавалерийский центр.

Кроме того, около десяти танков находятся в частных руках, а в Микронезии и Австралии есть достаточно крупные кладбища военной техники, где точно сохранились экземпляры Ха-Го, возможно, даже пригодные для реставрации.

Фотографии танка

Вид сбокуМодель танка 1/35Подбитый

Танк в культуре

Несмотря на популярность, ярких примеров использования данного танка в фильмах и книгах нет. Сегодня он присутствует только в игре World of Tanks, в качестве японского легкого танка второго уровня, а также в игре War Thunder в качестве японского танка первого уровня.

ХА ГО тип 95 — японский танк: Ha Go

“Ха-Го ”(ハ碁 – высокий путь), он же “Ке-го ”(け碁 – только вперед), он же “2595” – это легкий танк Имперской Японии, ставший на вооружение в 1934 году.

Для своего времени машина имела адекватные характеристики, но ближе к концу Второй Мировой Войны уже не представляла угрозы танкам СССР и Союзников. Активно применялся Тип 95 на территории Китая и Монголии, островов Океании и в Юго-Восточной Азии.

История создания

Принятые на вооружение Японской армии в 1930 году легкие танки Тип-92 и Тип-94 ближе к середине 30-х годов стремительно устаревали. Изначально планировалось использовать боевые машины для сопровождения кавалерии, а по сути их применяли как средство поддержки пехоты. Но бронетанковым силам Японии требовались более совершенные образцы и командование дало заказ на разработку нового легко танка.

японский танк хаго

В представленном Генштабом техническом задании говорилось о создании танка с пушечным вооружением и усиленным бронированием. К реализации проекта приступили в 1933 году. Временно прототипу присвоили рабочее название “Ши-Ки” (屍鬼 – смерть демонам). Чуть позже к этому наименованию добавили армейское обозначение “Ке-Го”. Постройкой первого опытного танка занималась фирма “Митсубиши” (Mitsubishi).

Кроме улучшенной бронезащиты и усиленного вооружения к танку предъявлялось еще одно требование – высокая динамика и мобильность. Первоначально проектные работы шли в двух направлениях:

  • Вариант с колесно-гусеничным шасси;
  • Вариант только с гусеничным шасси.

Изначально приоритет отдавался модели с колесно-гусеничным ходом, но после первых испытаний было решено отказаться от него. Японское командование сделало вывод, что такой вариант слишком нетехнологичен и малонадежен. В этой ситуации можно провести параллели с Советским танком Т-34 (перед руководством компартии СССР так же представили два образца: колесно-гусеничный А-20 и гусеничный А-32).

Первый прототип построили в середине лета 1933 года. Получившийся танк весил на 500 килограмм больше, чем требовало командование. Подвели и ходовые качества. Максимальная скорость не превышала 40 км/ч. К тому же танк с трудом преодолевал подъемы в 30 градусов. Еще одним недостатком отметили тесноту внутри машины. Несмотря на внешне большие габариты, внутри еле помещался экипаж из 3 человек.

Критическим недостатком отметили слабое бронирование.

Изначально планировалось, что танк будет прикрывать пехоту во время наступления, но бронирование в 12-мм не позволяло рассчитывать на серьезную защиту.

“Ши-ки” отправили на доработку. Новая модель стала готова к зиме 1934 года. Тестовые испытания решено было проводить в условиях, приближенных к фронтовым. Несколько машин отправили в Северную Манчжурию. На этот раз результаты оказались приемлемыми. Сказалось снижение массы на полтонны. Дополнительным фактором сыграл и дизельный двигатель, заводящийся в 20-градусные морозы. Машину рекомендовали к серийному производству.

Однако работы по улучшению продолжились. Почти за полгода, с июля по ноябрь 1935 года, построили новый прототип. Модификации подверглись башня (Установили командирскую башенку и кормовой пулемет), штампованные ведущие и направляющие колеса заменили на литые, добавили две фары. Машина стала эталонной для серии. Танк переименовали с “Ши-ки” в “Ха-го” (“2595”).

Конструкция

Танк “Ха-го” отличался отсутствием оригинальных конструкторских решений. Броня клепанная. Собиралась из катаных листов бронестали на основном каркасе.

В носовой части танка размещалось отделение управления.

В нем находилось 2 члена экипажа танка: механик-водитель и пулеметчик. Место мехвода было смещено вправо от центра танка. Пулеметчик находился левее, в специально вынесенной вперед рубке. Там же крепился 6,5-мм пулемет, имевший несколько фиксированных положений.

В качестве прицельного приспособления применялась 5-кратная оптика. Защиту отсека управления обеспечивали 12-мм листы брони.

подбитый ха го

В центральной части корпуса находилось боевое отделение (БО). Там находился командир танка, он производил наводку и заряжание основного орудия. По бокам БО предусматривались полки для укладки боекомплекта. Башня, имевшая круговое бронирование в 12-мм, устанавливалась на крышу боевого отделения и имела коническую форму.

Для лучшего обзора использовались смотровые щели и командирская башенка.

Кроме того, экипаж попадал в танк только через люки на башне, расположенные сбоку и сверху.

В передней части башни установлено орудие калибром 37-мм — Тип-94. Оно имело длину ствола 37 калибров (Около 1370 мм) и телескопический прицел. Конструкторам удалось добиться хороших углов вертикальной наводки: -20 вниз и +24 наверх.

Орудие могло двигаться в горизонтальной плоскости без поворота башни на 10 градусов, относительно центральной оси. Калиберный снаряд, выпущенный из этого орудия, обладал начальной скоростью полета 575 м/с и способен пробить 35-мм лист броневой стали на расстоянии около 300 метров. Башня имела пулемет, расположенный на заднем бронелисте.

ха-го в музее

В кормовой части “Ха-го”, ближе к правому борту, устанавливался 120 сильный дизельный двигатель Mitsubishi. Позади него имелись вентиляторы системы охлаждения, бак для топлива и масла, маслорадиатор. Дополнительный топливный бак размещался слева от мотора. Труба выхлопа выводилась на правый борт, где закреплялась скобами. Доступ к силовой установке осуществлялся через люк в заднем наклонном бронелисте.

Как и в германских танках трансмиссия здесь располагалась в носовой части. Мощность от двигателя передавалась при помощи карданного вала, проходящего через боевое отделение.

Коробка передач имела 4 ступени и комплектовалась редуктором.

Ходовая часть танка имела подвеску типа Хара:

  • Восемь обрезиненных опорных катков;
  • Четырех тележек, объединяющие катки попарно;
  • Двух поддерживающих катков;
  • Пара ведущих колес, имевших цевочное зацепление;
  • Двух расположенных сзади направляющих колес;
  • Гусеница танка состояла из 97 траков шириной 25 см и шагом в 9,5 см.

Боевое отделение и отсек управления соединяло переговорное устройство, предназначенное для общения членов экипажа.

маленький японский ха го

Связь с другими танками осуществлялась сигнальными флажками. На верхней передней лобовой детали установлены две фары.

Технические характеристики

Габариты, масса, бронирование:

  • Длина, ширина, высота, клиренс /в см/ – 437/206/228/40;
  • Масса – 6500 кг.
ЧастьБронирование, мм
РасположениеВерхСерединаНиз
КорпусЛоб12912
Борт1212
Корма610
БашняЛоб12
Борт12
Корма12
Крыша башни9
Крыша корпуса9
Дно9
Маска пушки12

Подвижность:

  • Дизельный рядный двигатель воздушного охлаждения. 6-ти цилиндровый;
  • Мощность силовой установки 120 л/с;
  • Максимальная скорость по твердой поверхности 45 км/ч;
  • Максимальная скорость по пересеченной местности 28 км/ч;
  • Дальность хода: по пересеченной местности – 210 км, по шоссе – 250;

Модификации и разработки на базе танка

Легкий танк Тип-95 “Ха-Го” изначально получился довольно удачным, но все же требовал ряд доработок. В частности, после испытания в степях Монголии конструкторы усилили подвеску, добавив в каждую парную тележку по одному катку.

япончик в речке

Заводы, на которых производился Тип-95, модернизировали его по своему усмотрению.

Серийные модели:

НаименованиеОписание
“Ке-Ну”, Тип-4Мелкосерийная модификация представляла из себя “Ха-Го” с установленной крупной башней от “Чи-Ха”. В этой башне имелось место и под командира, и под наводчика. Основная цель – усиление огневой мощи, чему способствовала 57-мм пушка Тип-97.
“Ка-Ми”, Тип-2Плавающий вариант “Ha-Go”. Выпустили около 150 экземпляров.
“Со-То”Противотанковая самоходная установка, оснащенная 37-мм орудием Тип-94. Производилась с 1940 в небольшом объеме. Вместо башни была рубка с лафетом под орудие. Дополнительно оснащалась противокумулятивными экранами.

Разнообразные прототипы:

НаименованиеОписание
“Ке-ри”, Тип-2Разрабатывался в 1942 году. Основной целью стала попытка усиления вооружения обычного “Ха-го”. По проекту 37-мм орудие заменялось на 57-мм короткоствольную пушку ранних “Чи-Ха”. От модели отказались по причине того, что казенная часть занимала много пространства внутри башни и командир не мог исполнять свои функции.
“Ка-Хо”, Тип-99Неудачная попытка создания плавающего танка. В серию не пошла.
“Ха-го” с башней “Ке-ни”На линейный танк установили двухместную башню с Тип-98. Серьезных преимуществ такая вариация не дала и машину в серию не пустили.
“Хо-То”, Тип-5Самоходная установка. Вместо башни монтировалась рубка, с толщиной бронеплит 8-мм. Планировалось установить 120-мм гаубицу Тип-38. Машину не удалось запустить в серию по причине производственных трудностей и тесноты боевого отделения.
“Хо-Ру”, Тип-5Прототип противотанковой САУ. Устанавливалось орудие Тип-1, калибра 47-мм. Башню убрали. Смонтировали рубку, открытую сзади. Переработали ходовую часть: расширили гусеницы и способ зацепления ведущего колеса.

По официальным данным за все время с 1935 года по 1943 год произвели 2348 танков Type-95 “Ha-go”.

За время эксплуатации, “Ха-го” принял участие во множестве сухопутных сражений по всем театрам военных действий, в которых активно участвовала Япония. Это и захват островов Океании, и операции в Китае и Монголии.

И хоть танк не имел выдающихся характеристик, использовали его до самого конца войны. Даже когда он уже технически устарел, японские экипажи шли на нем в бой против более совершенных “Шерманов”, без надежды на успех.

Видео

Юрий Пашолок. Испытано в СССР. Легкий пехотный танк «Ха-Го»

Бои июля-августа 1939 года в районе реки Халхин-Гол стали для Красной армии первым по-настоящему крупным сражением в 30-е годы. Достаточно ожесточёнными были и боевые действия 1938 года в районе озера Хасан, но с Халхин-Голом они не шли ни в какое сравнение. При этом первой полноценной проверкой на прочность Халхин-Гол стал и для Японской императорской армии. Противника, подобного РККА, им встречать ещё не доводилось — в особенности это касалось японских танковых частей. В ходе ожесточённых боёв некоторое количество японской бронетанковой техники было захвачено Красной армией. Одной из таких машин стал танк «Ха-Го» из состава 4-го танкового полка, ставший предметом тщательного изучения в СССР. Какое же впечатление произвёл «Ха-Го» на советских конструкторов?

Содержание:

Последствия неудачной атаки

Обе стороны во время противостояния на Халхин-Голе применяли наиболее совершенные образцы своей бронетанковой техники. С советской стороны этот конфликт стал боевым дебютом для танков БТ-7, а также бронеавтомобилей БА-10 и БА-20. Несколько образцов новой советской бронетанковой техники по итогам боёв стали японскими трофеями. Захваченный БТ-7 с конической башней стал для японцев источником новых идей. Именно после знакомства с ним началась разработка модернизированной версии среднего танка Тип 97, более известной как «Шинхото Чи-Ха».

Бои на границе Монголии и Маньчжурии, известные в Японии как «инцидент у Номон-Хана», стали местом боевого дебюта и для целого ряда японских боевых машин. Именно здесь впервые были использованы средние танки Тип 97 «Чи-Ха». Кроме того, в этих боях применялись и многочисленные лёгкие танки Тип 95 «Ха-Го». Из 87 танков Квантунской армии 35 машин относились к этой модели.


Трофейный «Ха-Го» лейтенанта Ито в советском тылу, июль 1939 года

Разработанный в 1933–34 годах силами арсенала Сагами, Тип 95 стал первым японским танком нового поколения. Заложенная в нём концепция быстроходной боевой машины с довольно низким корпусом, дизельным двухтактным двигателем и подвеской разработки Томио Хара стала основополагающей для последующих японских танков. Удачная конструкция, простота и неприхотливость сделала «Ха-Го» самым массовым японским танком военного периода. По своим характеристикам японская машина больше всего походила на советский Т-26. При этом, Т-26 к 1939 году считался танком, устаревшим уже практически по всем параметрам.


Танк на НИИБТ Полигоне после проведённого ремонта

Когда 3 июля 1939 года в атаку пошла группировка Квантунской армии под командованием генерал-лейтенанта Ясуоки Масаоми, её главной ударной силой были 3-й и 4-й танковые полки. Им противостояли бронеавтомобили БА-10 9-й мотоброневой бригады, а также танки БТ-5 из состава 2-го батальона 11-й танковой бригады РККА.


Этот же танк слева, хорошо видна «маньчжурская» ходовая часть

Итог лихой атаки японской танковой армады оказался крайне печальным. Преследуя советские разведывательные бронеавтомобили, ударная группировка попала в засаду. БА-10, которые были спрятаны по башни за укрытиями, методично расстреливали подходившие японские танки. Удачным выстрелом был уничтожен и «Чи-ха» командира 3-го танкового полка полковника Киетаки Йошимару. Сам он погиб.

Всего на свой счёт экипажи броневиков записали 19 танков. Ещё 6 танков подбили и уничтожили БТ-5. Особенно отличился взвод лейтенанта Алымова, который не только вывел из строя 2 вражеских танка, но и помог пехоте из 149-го стрелкового полка отбуксировать в тыл захваченную японскую машину. Ею оказался «Ха-Го» лейтенанта Ито из состава 4-го танкового полка.


Вид спереди, установлен советский гудок

Бои 3 июля обернулись для японских танкистов настоящей катастрофой. Всего ими было потеряно от 41 до 44 танков, погибло 70 человек, ещё пятеро пропали без вести. 5 июля танковые полки были отозваны в места дислокации, а 9 числа Ясуоки Масаоми отстранили от командования. Что ещё хуже, фотографии захваченного в бою танка лейтенанта Ито оказались на передовицах советских газет. Для японцев это стало серьёзным ударом по самолюбию.

вернуться к меню ↑

Модификация для оккупированных территорий

Захваченный танк ближе к зиме 1939 года был доставлен на полигон Научно-исследовательского института бронетанковой техники (НИИБТ Полигон). К апрелю 1941 года на полигоне находились и два танка Тип 93, из которых был собран один. Под таким названием «скрывались» кавалерийские танки Тип 92, прямые предшественники «Ха-Го». Прежде чем приступить к изучению трофея, его пришлось отремонтировать. Согласно документам, у трофея был разрушен подшипник оси одного из опорных катков, повреждена проводка, прострелен выхлопной патрубок. К слову, вместе с целым «Ха-Го» прибыл ещё один танк, который был использован в качестве донора запчастей. Этот танк сгорел, так что о его восстановлении не могло быть и речи.


Вид сзади. Вместо утерянного японского стоп-сигнала поставлен советский

Для приведения в порядок трофейная машина была полностью разобрана, что и стало первым этапом её изучения. Ситуация осложнялась тем, что ни инструкций, ни запчастей для японской машины не было. Из оригинального инструмента в наличии имелся только домкрат, так что специалистам НИИБТ Полигона пришлось попотеть. Тем не менее, с поставленной задачей они справились, и уже к декабрю 1939 года японский танк привели в работоспособное состояние.

Из-за того что родные фары оказались частично утрачены, на танке пришлось использовать аналоги отечественного производства, а заодно и установить советский звуковой сигнал. Состояние двигателя оказалось неважным, поэтому от ходовых испытаний пришлось отказаться. Тем не менее, мотор был обкатан на специальном стенде в лаборатории двигателей. Благодаря стендовым испытаниям удалось определить характеристики мотора, к слову, вполне соответствующие официальным данным.


Схема ходовой части танка

В ходе разборки и предварительного изучения удалось выяснить некоторую дополнительную информацию. Танк был произведён фирмой «Мицубиси» в мае 1937 года и имел серийный номер 51. Трофейная машина, как и другие танки этого типа, принимавшие участие в боях на Халхин-Голе, несколько отличалась от остальных «Ха-Го». Дело в том, что первые испытания танка, проведённые зимой 1935 года, показали одну неприятную особенность, характерную для использования «Ха-Го» в Маньчжурии. На твёрдых покрытиях ходовая часть «Ха-Го» чувствовала себя хорошо, но в условиях степи ресурс кареток резко снижался. Связано это было с тем, что степь изобиловала мелкими неровностями, которые «отрабатывали» по кареткам и достаточно быстро приводили их в негодность.


Тележка «маньчжурского» типа

Решение проблемы оказалось довольно необычным. Между опорными катками японцы установили дополнительный каток малого диаметра, который принимал удары на себя. После испытаний, показавших, что идея оказалась верной, так называемая «маньчжурская» версия была запущена в серию. Кроме Квантунской армии, такой вариант «Ха-Го» больше нигде японцами не использовался.


Танковый пулемёт Тип 91

Ещё одной характерной особенностью трофейного танка были танковые пулемёты Тип 91. Это оружие, созданное на базе ручного Тип 11, в советских документах обозначалось как «6,5-мм пулемёт типа «Гочкис». Советские инженеры оказались правы, поскольку создатель японского пулемёта Киджиро Намбу взял за основу ручной пулемёт Hotchkiss Mle.1909. Как и пехотная версия, питался он штатными обоймами винтовки «Арисака» Тип 38. Пулемёт получился не самым удачным, и уже к началу боёв на Тихом океане японские танки были перевооружены более совершенными пулемётами Тип 97.

«Не может быть отнесён к современным танкам»

Ввиду плохого состояния двигателя вместо ходовых испытаний работа специалистов НИИБТ Полигона была переориентирована на составление технического описания трофейного японского танка. Началось оно в январе 1940 года и закончилось в марте. Подготовленный по итогам документ представляет большой интерес, поскольку ни одного «Ха-Го» раннего выпуска, а уж тем более с «маньчжурской» подвеской, до наших дней не сохранилось.


Схема бронирования «Ха-Го»

Надо сказать, что «Ха-Го» был довольно интересным по конструкции танком. Несмотря на то что японская танковая промышленность всю Вторую мировую войну находилась в положении отстающего, эту машину примитивной назвать нельзя. Всё вооружение танка было оснащено оптическими прицелами, что в то время практиковалось далеко не во всех танкостроительных державах. Вопреки расхожему мнению, не были примитивными и японские приборы наблюдения. Хотя снаружи они выглядят как обычные смотровые щели, изнутри часть из них прикрывалась стеклоблоками. Такое решение в то время применялось далеко не на всех танках.

Отдельно стоит остановиться на эргономике. Маленький снаружи, внутри «Ха-Го» оказался неожиданно просторным. Особенно это касается места командира танка, который одновременно выполнял функцию наводчика и заряжающего. Боеукладки размещались таким образом, что ими было очень удобно пользоваться. С места механика-водителя обеспечивалась вполне удовлетворительная обзорность. Изнутри танк обшивался асбестом, причём не только в отделении управления, но и в моторном отделении.


Схема башни, которая, по мнению специалистов НИИБТ Полигона, напоминала башню Т-18

Испытателей НИИБТ Полигона, впрочем, в первую очередь интересовало не удобство работы членов экипажа, а конструктивные особенности японского танка. По их мнению, компоновочно корпус «Ха-Го» во много пересекался с Т-26, что в целом верно. Правда, тут скорее следовало говорить не о Т-26, а о его прародителе – Vickers Mk.E. Что же касается формы корпуса, то она, по мнению советских специалистов, чем-то напоминала Т-18. Особенно это касалось бортов. Кормовая часть корпуса, в свою очередь, «больше приближается к танкам Рено второго выпуска».

Толщина брони оказалась на уровне кавалерийского танка Тип 92 (в отчёте упоминается как Тип 94). Более того, в некоторых местах её сделали тоньше, чем у предшественника, компенсировав это рациональными углами наклона. Бронирование оказалось рассчитано на защиту от пуль винтовочного калибра. Для середины 30-х годов это было вполне нормально, но на дворе стоял уже март 1940 года. В СССР на вооружение приняты Т-34 и КВ, вовсю идёт разработка танка, который должен заменить Т-26. Да и Зимняя война наглядно показала, что противопульной брони для танков уже недостаточно. Неудивительно, что уровень броневой защиты японского танка испытателей разочаровал.


Механизм поворота башни, конструкция которого заинтересовала специалистов НИИБТ Полигона

Некоторый интерес вызвала ходовая часть. По сравнению с кавалерийским танком Тип 92 она имела совершенно другую конструкцию. Использовавшаяся ходовая часть с подвеской Хара была намного прогрессивнее подвески «по типу трактора Клетрак», которая применялась на предшественнике. По мнению специалистов полигона, переход от металлических катков малого диаметра на обрезиненные катки большого диаметра был связан со стремлением уменьшить шум, а также объяснялся влиянием европейской школы танкостроения. Справедливости ради следует отметить, что Томио Хара разработал ходовую часть самостоятельно, и она не была похожа ни на один из зарубежных образцов.

По силовой установке был подготовлен отдельный отчёт. Надо сказать, что конструкция японского дизеля оказалась крайне оригинальной. Блок двигателя не отливался, а сваривался. Кроме того, мотор был двухтактным, с воздушным охлаждением. «Ха-Го» стал первым японским серийным танком с двухтактным дизельным двигателем. Достаточно крупная силовая установка обеспечивала танку высокую удельную мощность (почти 18 л.с. на тонну). Решение установить такой большой и мощный двигатель на лёгкий танк было продиктовано тем, что изначально танк разрабатывался для кавалерии. У специалистов НИИБТ Полигона было своё мнение и по этому вопросу:

«В качестве двигателя на танке установлен дизель воздушного охлаждения мощностью 110 л.с. (полученной на стенде при испытании). Наличие дизеля воздушного охлаждения мощностью 110 л.с. на семи-тонном легком танке нужно расценивать как положительное явление во всех отношениях: улучшаются динамика, экономика, пожарная безопасность и радиус действия.

По габаритам дизель громоздкий и для этого танка не предназначался, что видно из его установки. По габаритам дизель в моторном отделении вертикально не вмещается, а поэтому для установки его сделана специальная подмоторная рама и устанавливается он с некоторым наклоном влево».

Башню признали по форме аналогичной башне советского танка Т-18, хотя в реальности она была полностью оригинальной. Довольно странными оказались выводы по основному вооружению. Указывалось, что в танке стоит 37-мм пушка «Гочкис», хотя 37-мм пушка Тип 94 к французской разработке не имела практически никакого отношения. В качестве одной из особенностей установки орудия отмечался тот факт, что механизма вертикальной наводки она не имела. Впрочем, с учётом того, как производилась наводка, он был и не нужен. Дело в том, что пушка наводилась при помощи плечевого упора, и ввиду хорошей уравновешенности системы её наводка не представляла никаких проблем. К тому же, имелась возможность наведения орудия по горизонтали на несколько градусов без поворота башни. Эта особенность позже перекочевала и на другие японские танки.


Вопреки расхожему мнению, уже в конце 30-х у японских танков как минимум часть смотровых щелей прикрывалась стеклоблоками

По приборам наблюдения указывалось, что благодаря большому количеству смотровых щелей обеспечивается круговой обзор. С другой стороны, отсутствие защиты от свинцовых брызг на щелях делает танк уязвимым. Тот факт, что щели на смотровых лючках могли закрываться броневыми заслонками, а у механика-водителя имелись стеклоблоки, похоже, был проигнорирован.

Общие выводы советских специалистов оказались для детища японской школы танкостроения неутешительными:

«В общей оценке танк относится к группе легких неплавающих танков со слабым бронированием и вооружением и заниженной скоростью движения.

По своей конструкции, вооружению и бронированию танк не может быть отнесен к современным танкам и в этом отношении он находится на уровне Т-18 с преимуществом у Т-18 по броне и у Мицубиси по удельному запасу мощности.

В производственном отношении танк в целом и по отделке стоит на низком уровне.

Большинство деталей и картеров в танке изготовлено из алюминия, что даже при грубом производстве дало снижение веса танка.

Бортовые стенки корпуса танка с внутренней стороны обшиты асбестовой массой с проволокой по типу 12-ти тонного Виккерса.

К дизельмотору обеспечена хорошая доступность из боевого отделения, больше того, в походном положении в моторном отделении размещается моторист, он же запасной пулеметчик или водитель.

Все агрегаты танка, кроме двигателя, легко устанавливаются и, по сравнению с Т-26, имеют более упрощенное крепление, что значительно сокращает время на монтаж и демонтаж танка при ремонте.

Поворотный механизм башни, помимо свободного хода (выключается), имеет еще и фрикцион – сам механизм по конструкции весьма компактный и может быть использован для бронеавтомобилей.

Все заклепки и болты имеют головки пулестойкой формы. Стержень заклепок обычный и не пулестойкий».

По итогам в конструкции танка специалисты НИИБТ Полигона нашли интересными всего три агрегата. Во-первых, поворотный механизм башни вполне подходил для использования в лёгких танках и бронемашинах. Во-вторых, интерес вызывал шарнирный сепаратор шариков погона башни. В-третьих, необычной идеей оказалась потайная кнопка связи с экипажем, замаскированная под заклёпку и расположенная на кормовом листе корпуса. Позже было проведено изучение опорных катков, по их итогам было предложено изготовить бандажи по «японскому» составу.


Потайная кнопка связи с экипажем

Безусловно, сравнение с Т-18 выглядит, по меньшей мере, некорректным. «Ха-Го» был на порядок более передовой конструкцией, чем советский первенец, обладавший массой недостатков, некоторые из которых оказались неустранимыми. Тем не менее, трудно не согласиться с тем, что по уровню броневой защиты японский танк находился к тому моменту в категории безнадёжно устаревших. Даже крупнокалиберный пулемёт был для него смертельно опасным противником. Более того, в упор «Ха-Го» пробивался даже винтовочной пулей, что было зафиксировано в ходе боёв на Шумшу в августе 1945 года.

По состоянию на 1 апреля 1941 года танк Тип 95 №51 находился на территории НИИБТ Полигона. Техническое состояние машины было неплохим, предполагалось, что её поставят в музей. После начала Великой Отечественной войны её следы теряются. Находящийся ныне в экспозиции парка «Патриот» танк с серийным номером №1958 относится к машинам поздних серий. Захвачен он был в августе 1945 года в Китае, а прибыл на НИИБТ Полигон 14 октября 1945 года из Харбина вместе с танками №1964 и №1967. Согласно ведомости, он был самым комплектным из прибывших «Ха-Го». Судя по всему, другие машины пошли на запчасти. 16 ноября 1941 года из Мукдена пришли ещё два «Ха-Го» с серийными номерами №4348 и №4245. Их дальнейшая судьба неизвестна, но, скорее всего, их позже сдали в металлолом.

вернуться к меню ↑

Источники:

  • РГВА
  • ЦАМО РФ
  • РГАКФД

источник: http://warspot.ru/5908-manchzhurskiy-plennik

90000 Type 95 Ha-Go Light Tank 90001 90002 90003 Crew: 90004 Three 90005 90003 Combat weight: 90004 8.1 tons 90005 90003 Armor: 90004 12mm hull and turret, front, rear and sides; 9mm top and bottom 90005 90003 Power-to-weight ratio: 90004 16.2 hp / ton 90005 90003 Overall length: 90004 14 feet 4 inches 90005 90003 Width: 90004 6 feet 9 inches 90005 90003 Height: 90004 7 feet 90005 90003 Engine: 90004 Mitsubishi A6120VD 120 hp six-cylinder diesel engine with a five-speed transmission 90005 90003 Fuel capacity: 90004 27 gallons (main tank), seven gallons (reserve) 90005 90003 Max.speed: 90004 28 mph (road), 18 mph (cross-country) 90005 90003 Max. range: 90004 130 miles 90005 90003 Fuel consumption: 90004 5.4 mpg 90005 90003 Ground clearance: 90004 15 inches 90005 90003 Armament: 90004 Type 94 or Type 98 37mm tank gun; two Type 97 7.7mm machine guns 90005 90003 Ammunition: 90004 130 rounds 37mm; 3,300 rounds 7.7mm 90005 90003 Muzzle velocity: 90004 2,300 fps 90005 90003 Max. effective range: 90004 1.8 miles 90053 90002 In July 1933 Japan’s infantry and cavalry schools-responding to complaints that the Type 89 medium tank was too slow and the Type 92 cavalry tank too lightly armed (machine guns only) -collaborated on the design of a tank that would combine greater speed with better armament.The result was a 7.7-ton light tank (half the weight of the Type 89B, but using the same diesel engine) armed with a 37mm cannon. Mitsubishi had a prototype ready for trials by June 1934. After further modifications, including the addition of a rear-facing machine gun in the one-man turret, the machine went into production in 1936 as the Type 95 90 055 Ha-Go 90056 ( » third issue «) light tank. 90053 90002 The 90055 Ha-Go 90056 entered service in Manchuria, and at the outset of World War II it supported the invasions of Malaya, Singapore and the Philippines, where it held its own against the Allies ‘M3 Stuart light tanks.Although its quarters were cramped and its armor scarcely able to withstand a heavy machine-gun round, attempts to produce an improved design-including an amphibious variant-amounted to little. Mitsubishi and the Hino Motor Co. built 2,300 90055 Ha-Go 90056 s, which Japan deployed everywhere from western Burma to Kiska in the Aleutian Islands. But as the Allies forced Japan onto the defensive, the 90055 Ha-Go 90056 succumbed to more advanced opposition, such as the M4 Sherman medium tank. When Soviet forces stormed Manchuria in August 1945 року, the 90055 Ha-Go 90056 and its medium-weight stablemates found themselves outnumbered and hopelessly outclassed by the armored columns that had just prevailed over Nazi Germany’s best.90053 .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *