Танкостроение в СССР

Танкостроение в СССР
Содержание
Танкостроение в СССР
БТ, Т-28, Т-35

Советские специалисты, освоив в производстве образцы зарубежной бронетехники, оказались в русле мирового танкостроения. Но некоторое время были вынуждены придерживаться двух направлений: британской школы танкового дизайна и конструкторской школы У.

Кристи. Но к концу предвоенного десятилетия наши инженеры научились работать самостоятельно. Хотя вначале достаточно робко подходили к улучшению доставшихся машин. Например, на опытный образец танка «Виккерс 6-тонный», известный под ТММ-1, с самого начала решили поставить три пулемета, а не два, как на английском танке, и на одного человека увеличить экипаж. Но даже улучшенный вариант ТММ-2 не удовлетворил военных, и в серию пошел именно «Виккерс» с самыми минимальными переделками.

 Советский опытный легкий танк ТММ-1

Как и английский прототип, танк Т-26 имел две независимо вращающиеся башни с пулеметами. По мнению англичан, такое размещение вооружения должно было обеспечить максимальный темп стрельбы в оба борта. Ознакомившись с закупленным в Англии танком «Виккерс-6 тонн», М. Тухачевский написал следующее:

«Касаемо осмотренного мною недавно английского танка Виккерса, нашел  его как нельзя лучше подходящим задаче сопровождения при атаке вражеских окоп.

.. Расположение башен танка бок о бок очень выгодно позволяет танку развивать сильный побортный огонь при пересечении окоп и траншей, от которого никак не укрывает бруствер… Нетрудно понять, что двухбашенная и трехбашенная схемы потому и приняты англичанами, что очень перспективны и наиболее выгодны для преодоления вражеской обороны среди своей пехоты».

Vickers-Armstrongs Mark E Type B

Но выяснилось, что танку чаще всего приходится вести огонь по одной цели, а в данном случае сосредоточить огонь по одному борту было нельзя. Особенно это стало заметно, когда в 1932 году в правой башне разместили 37-мм орудие. С одной стороны огневая мощь танка увеличилась, но теперь башни мешали друг другу в распределении силы огня. Таких танков было выпущено около 1600, в дальнейшем от двухбашенного варианта решили отказаться, и Т-26 образца 1933 года получил уже одну башню, вооруженную 45-мм танковой пушкой 1932 года и спаренным с ней пулеметом ДТ.

Командирские танки оснащались антенной в виде поручня вокруг башни, но опыт боев показал, что противник, заметив такой танк, в первую очередь стреляет именно по нему, из-за чего поручневую антенну заменили на штыревую, которая была не столь заметна издали.

Vickers 6 ton

В 1936 году танк получил пулемет в кормовой нише башни, а в 1937 году еще один — зенитный, установленный над люком командира. Тогда же танки Т-26 оснастили конической башней, а с 1939 года поставили наклонные бронелисты на подбашенную коробку. Мощность двигателя постепенно росла, но увеличилась также и масса танка, из-за чего надежность ходовой части неизбежно снижалась. Для усиления защиты в ходе советско-финляндской войны добронировали около сотни танков, навесив на них экраны. При этом толщину нижней лобовой части корпуса и передней стенки довели до 60-мм. Иногда эти машины называют Т-26Э. Однако они были перетяжелены и вследствие малой подвижности представляли собой хорошую цель.

Выпуск Т-26 прекратили в первой половине 1941 года, но в июле — августе 1941 года в Ленинграде достроили около сотни машин из неиспользованного задела корпусов. Всего Красная армия получила более 11000 Т-26 23 серий или модификаций, включая огнеметные («химические») и саперные танки-мостоукладчики.

Советский танк Т-26, модель 1932 г.

В 30-е годы Т-26 послужил основой для разработки первых отечественных САУ, например, СУ-1 и СУ-5-1 с 76, 2-мм пушкой, СУ-5-2 со 122-мм гаубицей и СУ-5-3 со 152-мм мортирой. Был сконструирован «артиллерийский танк» АТ-1, имевший 76,2-мм орудие и 76-мм самоходная зенитная установка СУ-6. В ходовой части этой машины был использован еще один средний каток, имевший сточную подвеску. По обеим сторонам корпуса шарнирно укреплялись борта для защиты расчета при движении, которые, когда они откидывались горизонтально, служили площадкой для действия расчета. СУ-6 могла уходить с позиции без перехода в походное положение, необходимо было лишь поднять у нее передний броневой щиток.

76,2-мм опытная зенитная самоходная установка СУ-6 (на базе легкого танка Т-26) СССР

На испытаниях было отмечено, что оружие раскачивается при стрельбе, наводка сбивается, а двигатель сильно перегревается.
Т-26 плавал с надувными поплавками и даже ходил по дну реки (танк Т-26 ПХ — «подводного хода») с трубой.


Назад — Вперед >>


< Назад   Вперед >

 

Танкостроение в СССР →


Мини-навигатор
по сайту

Танкостроение в СССР до второй мировой войны

Танкостроение в СССР до второй мировой войны

Первые танки СССР

Осенью 1919 года Совет военной промышленности РСФСР принял решение начать выпуск собственных танков по типу французского «Рено» FТ-17. В качестве образцы был взят трофейный танк, который на сормовском заводе в Нижнем Новгороде разобрали на части и тщательно измерили каждую деталь. В создании первого отечественного танка участвовал также Ижорский завод и московский АМО, поставлявшие броню и двигатели, тогда как в Сормове делали шасси и проводили окончательный монтаж. Головную машину, получившую имя «Борец за свободу тов. Ленин», сдали армии 15 декабря 1921 года, после чего последовали еще 14. «Русский Рено» (танк «М» — малый; или «КС» — «Красное Сормово»), отличался от французского наличием собственного двигателя и клепаной башни. Максимальная скорость у него составляла 8,5 км/ч, запас хода — 60 км, толщина брони — 8-6 мм, экипаж 2 человека.

 

Танки Т-28, ТГ и танк Гроте

В конце 20-х — начале 30-х годов в танковой школе под Казанью шла подготовка танкистов для германского рейсвера, а советские офицеры ездили в германский Генштаб получать образование. Была создана специальная закупочная комиссия во главе с начальником Управления механизации и моторизации РККА И. Халепским, которая должна была закупить лучшие образцы танков для серийного производства за рубежом. В «черную пятницу» 25 октября крах Нью-Йоркской биржи возвестил о начале экономического кризиса. 30 декабря 1929 года комиссия И. Халепского выехала за границу.

 

Танкостроение в СССР

Советские специалисты, освоив в производстве образцы зарубежной бронетехники, оказались в русле мирового танкостроения. Но некоторое время были вынуждены придерживаться двух направлений: британской школы танкового дизайна и конструкторской школы У. Кристи. Но к концу предвоенного десятилетия наши инженеры научились работать самостоятельно. Хотя вначале достаточно робко подходили к улучшению доставшихся машин.

Например, на опытный образец танка «Виккерс 6-тонный», известный под ТММ-1, с самого начала решили поставить три пулемета, а не два, как на английском танке, и на одного человека увеличить экипаж. Но даже улучшенный вариант ТММ-2 не удовлетворил военных, и в серию пошел именно «Виккерс» с самыми минимальными переделками.

 

Танки БТ-ИС и БТ-СВ-2

Советские танкисты любили танки БТ, в том числе за скорость. Но для военных специалистов важным было и то, что потеряв гусеницу, танки продолжали движение на колесах. Конечно, для этого требовалось снять и неповрежденную гусеницу, так как приводы колесного и гусеничного хода у танков БТ не были синхронизированы. Кроме того, на колесном ходу у БТ ведущей была всего лишь одна пара колес, поэтому проходимость его на колесах была невелика. Танкист 4-го танкового полка Украинского военного округа Н. Цыганов, не имея специального технического образования, разработал в 1934 году автоматическую сцепку для танков Т-26, Т-27 и БТ. За что нарком обороны К. Ворошилов наградил его золотыми часами и произвел из младшего командира в командиры взвода. Выступая с речью перед 4-м танковым полком, Ворошилов отдал приказ — создать новый «колесно-гусеничный движитель для танка БТ, с которым он может быть превращен в еще более грозную боевую машину«.

 

«Сталинские оркестры»

Руководство страны и конструкторы в очередной раз задумались об усилении бронирования и вооружения советских танков (хотя работа никогда не прерывалась) в результате событий в Испании. Ранее, одновременно с передачей танка Т-35 в серийное производство, был решен и вопрос о его замене еще более совершенным танком. Работы над проектом начались в мае-июне 1933 года. Параллельно с разработками отечественных конструкторов рассматривался проект 100-тонного танка ТГ-6 (конструкция Гроте) и 70-тонного танка итальянской фирмы «Ансальдо».

У танка Гроте было 5 башен, из которых главная была вооружена 107-мм орудием, а другие должны были иметь 37/45-мм орудия и пулеметы. Отечественные проекты, разработанные Н. Барыковым и С. Гинзбургом, представляли собой 90-тонные машины, имевшие 50-75-мм броневую защиту. Первый танк по проекту вооружался двумя 107-мм, двумя 45-мм орудиями и 5 пулеметами. Второй отличался только вооружением — одно 152-мм, три 45-мм орудия и 4 пулемета, и один огнемет в задней башне. Варианты были признаны удачными, их построили в виде макетов в 1/10 натуральной величины. Но производство опытного варианта отклонили.

 


Мини-навигатор
по сайту

Россия / Советская танковая промышленность

Советы содержали самый большой в мире парк танков и имели соответственно большие производственные мощности для его поддержки. На вооружении действующей армии насчитывалось около 50 000 танков; и еще несколько тысяч танков служили учебными машинами, ремонтными поплавками и боевым резервом. Кроме того, Советы экспортировали значительное количество новых танков.

В первые годы своего существования в СССР не было собственной танковой промышленности. Танки эпизодически изготавливались и ремонтировались на различных машиностроительных заводах страны. В то же время нужды обороны страны требовали оснащения Красной Армии боевыми машинами, в том числе бронированными.

Советская танковая промышленность восходит к 1920 году, когда Советы сделали свои первые прямые копии легкого танка Renault FT. Важным событием в развитии танкостроения страны стало создание 6 мая 1924 года в Москве в системе Главного управления оборонной промышленности танкового бюро, именовавшегося в 1926-1929 годах Головным конструкторским бюро Артиллерийско-Арсенального треста. (ГКБ ОАТ). На это бюро возлагались задачи по проектированию боевых гусеничных машин и помощи заводам в постановке их на производство. Однако работа ГКБ ОАТ была сильно затруднена из-за того, что эта организация не имела собственных производственных мощностей и оборудования.

В связи с этим на несколько машиностроительных заводов, в том числе на Харьковский паровозостроительный завод, была возложена задача по организации танкостроительного и производственного цехов, а затем и по созданию отечественных танков. Это решение было продиктовано наличием мощностей по производству мощных гусеничных тракторов «Коммунар», созданных на Харьковском паровозостроительном заводе в 1923 году, что явилось хорошей производственной базой для организации танкового производства на заводе.

Официальным документом, определившим начало танковой производственной деятельности на заводе, стало Постановление Постоянного мобилизационного совета от 1 декабря 1927 г., когда Главное управление металлургии своим письмом № 1159/128 от 7 января 1928 г. приказало «.. .безотлагательно рассмотреть вопрос о создании танкового и тракторного производств на ХПЗ. ..»

На протяжении 1920-х годов такие теоретики, как маршал Тухачевский, видели необходимость создания бронетанковых войск, которые составляли бы костяк Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). Но не раньше 1930, когда Советы приобрели британский шеститонный танк Vickers и американский колесно-гусеничный танк M1931 Christie в 1931 году, их промышленность и их танковый корпус начали расти.

В этот период Советы строили танки в одном из двух мест. Строили их либо на Харьковском паровозостроительном заводе имени Коминтерна в Харькове, Украина, либо на одном из трех заводов в Ленинграде. На каждом заводе было конструкторское бюро, отвечавшее за процесс проектирования танков, во главе с главным конструктором. Руководство завода состояло из начальника завода, главных конструкторов различных бюро этих заводов, главных инженеров, председателя партийно-политического комитета на заводе и руководителей механосборочных заводов.

Еще в годы довоенных пятилеток Советы под руководством партии и правительства создали мощную материально-техническую базу обороны страны. Быстрыми темпами расширялись и строились заводы по производству артиллерийского и стрелкового вооружения, боеприпасов и взрывчатых веществ, предприятия по производству оптических приборов, снарядов и другого военного имущества. Расширялась и танковая промышленность.

Поточный метод производства только начал внедряться и медленно осваивался. Научно-исследовательские институты не имели прочной связи с промышленностью, и поэтому опытно-конструкторская работа развивалась медленно на узкой научно-технической и производственной базе, без четкой и целенаправленной направленности. Строительство резервных заводов развивалось медленными темпами. В результате этих факторов к началу 19 в.37 стало ощущаться явное отставание в производстве орудий, минометов, стрелкового оружия и боеприпасов.

Из всех отраслей оборонной промышленности большое внимание в предвоенные годы уделялось производству артиллерии, минометов и стрелкового оружия. Повышенный интерес к артиллерийской промышленности проявлял генеральный секретарь ЦК ВКП(б) И. В. Сталин. В отчете Военно-промышленного комитета Комитета обороны Совнаркома СССР от 17 октября 19 г.В № 38 он изложил свое мнение, что артиллерия, несмотря на появление новых, исключительно важных видов боевой техники (авиации и танков), остается могучим и решающим фактором войны, и ей следует уделять особое внимание.

05 февраля 1939 года Влячеслав Александрович Малышев (1902-1957) был назначен наркомом производства среднего машиностроения, в которое тогда входили все танки. Малышев был проницательным, умным и очень тактичным человеком в обществе, где ценилась хитрость и хитрость. Из всех аппаратчиков, которые могли занимать эту должность, Сталин выбрал одного, который действительно идеально подходил для этой должности.

За короткий срок Красная Армия была оснащена достаточным количеством эффективных артиллерийских систем. Однако беспрецедентный размах военных действий и большие потери, понесенные советскими войсками в первые дни войны, потребовали резкого увеличения производства вооружения, особенно боеприпасов и различной боевой техники. Перестройка промышленности на военный лад проходила в исключительно неблагоприятных условиях.

В то время насчитывалось 14 артиллерийских заводов, 9заводы по производству патронов к стрелковому оружию заводы 8 и 12 оптико-механический завод. Все они (43 роты) входили в состав Наркомата вооружений СССР.

Накануне Великой Отечественной войны Красная Армия приняла на вооружение отличный образец среднего танка Т-34. Мощный дизельный двигатель и широкие гусеницы обеспечивали танку хорошую проходимость в условиях бездорожья. Оптимальная форма башни и корпуса была приподнята. Немецкие 37-мм и 45-мм орудия не пробивали броню «тридцатьчетверки», а 76-миллиметровые пушки, установленные на Т-34, легко поражали немецкие танки Т-III и Т-IV даже на предельной дистанции. Хорошие тактико-технические данные имел также принятый на вооружение перед войной тяжелый танк «КБ». Во второй половине 19К 41 году, несмотря на тяжелые условия, советская промышленность выпустила 4649 единиц бронетехники (в том числе 2819 танков Т-34 и КВ и 1830 легких танков Т-20, Т-60 и Т-70).

В годы войны бронетанковыми конторами предприятий промышленности руководили Н.А.Астрова, А.И.Горлицкого, А.С.Ермолаева, Ж.Л.Котина, Морозова, Л.С.Троянова, М.Н.Щукина и др. Три спроектировал и изготовил в металле 27 бронеавтомобилей, 18 из которых были приняты на вооружение Красной Армии. Новые и доработанные образцы советской бронетехники не оставляли противнику шансов добиться качественного превосходства.

Производственно-технологический комплекс по производству бронетехники вошел во все танковые, бронетанковые и дизельные заводы страны. Общее хозяйственно-техническое руководство этими предприятиями было возложено на Наркомат советской танковой промышленности.

Значительную часть предприятий пришлось эвакуировать на восток страны из районов, оккупированных немецко-фашистскими войсками. Очевидцы свидетельствуют о том, как оборонщики, преодолевая неимоверные трудности осени и суровой зимы 1941 и стойко перенося лишения условий эвакуации, осуществил в рекордно короткие сроки перебазирование и реконструкцию заводов на новых площадках. Достаточно сказать, что уже через несколько месяцев в неприспособленных и неотапливаемых помещениях, а иногда и просто под открытым небом многие предприятия начали выпускать товары, необходимые фронту.

  1. Кировский завод в г. Челябинске (общая площадь заводов 418 тыс. кв. метров) Образовался в результате коренной реконструкции Челябинского тракторного завода, при которой расширить площади эвакуированного оборудования занял Ленинградский Кировский завод и Харьковский завод № 75 по производству дизельных танков. В 1944, на Кировском заводе работало около 150 тысяч человек.
  2. Завод № 183 в Нижнем Тагиле (общая площадь заводов 312 тыс. кв. метров). Образован в результате реконструкции Уралвагонзавода, на территорию которого была вывезена техника Мариуполя Ильича и Харьковского танкового завода №183. Кроме бронеавтомобилей и кузовных бронедетали выпускались Ил-2 и Ил-4.
  3. Завод № 112 — «Красное Сормово» — с общей площадью цехов 465 тыс. кв. метров. Завод был переведен из системы Наркомата судостроительной промышленности и перепрофилирован с производства подводных лодок на выпуск бронетехники и танковой брони.
  4. Уральский завод тяжелого машиностроения (УЗТМ) в г. Свердловске (общая площадь 286 тыс. кв. м). Кроме бронетехники изготовлялось оборудование для металлургических заводов, авиапоковки, холостые артиллерийские стволы, авиабомбы и др. корпуса
  5. Завод № 174 в Омске (общая площадь заводов 113 тыс. кв. метров). Эвакуирован в 1941 году из Ленинграда.
  6. Сталинградский тракторный завод. Во второй половине 1942 г. оказался на передовой и в результате потерпел неудачу.

Производство комплектующих и сборка легких танков (Т-60, Т-70 и Т-80) было организовано на заводах № 37 (Свердловск), № 38 (Братислава) и № 264. По выпуску легких танков Т-60 а к Т-70 подключался ГАЗ НКсредмаша. В 1941-1943 гг. автомобильный завод выпустил более 10 тыс. Сборка танков этого типа {266} и тяжелых танков (КВ и ИС) осуществлялась на производственных линиях Кировского завода в Челябинске.

Наряду с танками предприятие НКТанкпрома выпускало самоходные артиллерийские установки, которые по вооружению, бронезащите и подвижности были близки к танкам, но отличались от последних своим назначением в боевых действиях. САУ в основном использовалась для поддержки пехоты. Производство САУ было поставлено на поток в цехах Уральского завода тяжелого машиностроения, Кировского завода и заводов № 38 и 40. Производство дизелей для танков, бронированных САУ было организовано на Кировском заводе № 76 и 77.

Послевоенное производство бронетехники осуществлялось в основном на предприятиях, производивших бронетехнику и технику для Красной Армии в годы Великой Отечественной войны. В мирное время количество таких заводов сократилось до 11, но в то же время увеличилось количество предприятий и организаций, занимающихся разработкой бронетехники.

Завод «Красное Сормово» (завод № 112) в конце 1946 г. прекратил выпуск танков Т-34-85; Производство танков Т-54 на заводе планировалось, но не было организовано. До 1953 завод занимался разработкой огнеметных и командирских танков, а также систем противопожарного оборудования и ОПВТ. В феврале 1953 года он одновременно с заводом № 264 (Сталинградский судостроительный завод) был возвращен Министерству судостроительной промышленности для использования по прямому назначению. Постановлением СНК СССР от 14 октября 1945 г. на Уральском заводе тяжелого машиностроения имени С. Орджоникидзе (Уралмаш) прекращен выпуск самоходных артиллерийских установок, а завод был ориентирован на разработку и производство оборудования для нефтегазовой, горнодобывающей, металлургической промышленности и тяжелого машиностроения. При этом конструкторское бюро было сохранено на заводе № 50, входившем в состав завода «Уралмаш», для дальнейшей работы над созданием самоходной артиллерии. Производство гусеничной бронетехники на Горьковском автозаводе было прекращено.

Производство танков было сохранено: средних — на заводах № 183 в Нижнем Тагиле и № 174 в Омске (кроме того, производство средней самоходной установки СУ-100 было передано на Уралмаш), а тяжелых — на ЧКЗ. в Челябинске.

Разрушенный во время немецкой оккупации Харьковский паровозостроительный завод им. Коминтерн был частично восстановлен как танкоремонтная база № 4 2-го Украинского фронта. В октябре 1943 года переоборудованному заводу был присвоен номер 75. В штат завода вошли бывшие харьковчане, откомандированные с заводов № 183 (Нижний Тагил) и № 75 (Челябинск). 19 июля44, в систему НКТП был возвращен Харьковский завод № 75, а в августе 1944 года из Кирова в Харьков был переведен завод № 38 (большая его часть была изготовлена ​​специалистами Коломенского паровозостроительного завода), вошедший в состав восстановленного завода .

В ноябре того же года завод № 222 был реэвакуирован из Казахстана и занялся выпуском огнеметов. В первую очередь на заводе № 75 были запущены металлургические заготовительные цеха, восстановлено и модернизировано оборудование и машины. Уже в конце ноября 1944 заводу было поручено серийное производство среднего танка Т-44, которое продолжалось до 1947 года — до организации серийного производства среднего танка Т-54. Филиал Опытного завода № 100, образованный на территории ЛКЗ в 1944 году после снятия блокады Ленинграда, был преобразован во Всероссийский НИИ-100 (с 1966 года — ВНИИТрансмаш), а Опытный завод № 100 НКТП в Челябинске с 4 августа 1951 года вошла в состав ЧКЗ как мастерская. В конце августа того же года в самостоятельное подразделение из состава ВНИИ-100 было выделено Особое конструкторское бюро тяжелых танков — ОКБТ, вошедшее в состав реконструируемого танкового производства ЛКЗ.

После восстановления Сталинградского тракторного завода им. Ф.Э. Дзержинского, производство танков на нем в первые послевоенные годы не было организовано. Стране нужен был мирный продукт — сельскохозяйственный трактор. С передачей заводу серийного производства легкого плавающего танка ПТ-76 на нем 28 ноября 1950 г. было организовано Особое конструкторское бюро. Таким образом, кроме народнохозяйственной продукции, в первый послевоенный период выпускались серийно бронеавтомобили:

  • Завод № 75 (с марта 1957 г. — ПО Харьковский завод транспортного машиностроения им. В.А.Малышева) в Харькове — средние танки Т-44, Т-54, Т-54А, Т-54Б, Т-55, огнеметные танки ТО-54 и ТО-55, танковые мостоукладчики МТУ-12;
  • Завод № 183 (с 1945 г. — Уральский танковый завод им. И. В. Сталина, с сентября 1963 г. — Уральский вагоностроительный завод) в Нижнем Тагиле — средние танки Т-34-85, Т-54, Т-54А, Т- 54Б, Т-55, Т-62, бронеавтомобиль БТС-2, танковый мостоукладчик МТ-55;
  • Завод №174 (Завод транспортного машиностроения им. Октябрьской Революции) в Омске — средние танки Т-34-85, Т-54, Т-54А, Т-54Б, Т-55, Т-55А, огнеметные танки ТО -54 и ТО-55, самоходная установка СУ-100 (на базе танка Т-34-85), самоходная установка СУ-122 (на базе танка Т-54), зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2 и МТУ-20;
  • Челябинский Кировский завод (с 20 июня 1958 г. — Челябинский тракторный завод (ЧТЗ), с мая 1968 г. — ЧТЗ им. В.И. Ленина) — тяжелые танки ИС-3, ИС-4, Т-10, Т-10А, Т- 10Б, Т-10М;
  • Ленинградский Кировский завод — тяжелые танки Т-10М (до января 1964 г.), самоходные ракетные установки;
  • Сталинградский тракторный завод имени Ф.Э. Дзержинского (с 1961 г. — Волгоградский тракторный завод) — легкие танки ПТ-76, ПТ-76Б, самоходные шасси ракетного комплекса «Луна», гусеничные бронетранспортеры БТР-50П, БТР-50ПК, командование и машина управления БТР-50ПУ;
  • Завод № 40 (с 26 сентября 1948 — Мытищинский машиностроительный завод) — зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 зенитно-артиллерийского комплекса «Шилка», самоходная самоходная установка АСУ-57 -самоходная установка, самоходная артиллерийская установка СУ-85, артиллерийский наблюдательный пункт АПНП-1 и артиллерийский тягач АТ-П;
  • Завод № 50 (с января 1967 г. — Уральский завод транспортного машиностроения им. Я.М. Свердлова) в г. Свердловске — самоходное шасси для зенитно-ракетного комплекса 2К11 «Круг», гусеничный заградитель ГМЗ;
  • Горьковский автомобильный завод имени В.М. Молотова — колесные бронетранспортеры БТР-40, БТР-60П различных модификаций, колесные бронированные разведывательно-дозорные машины БРДМ, БРДМ-2, БРДМ-РХ, зенитно-пулеметная установка ЗПТУ-2 на базе бронетранспортера БТР-40. перевозчик;
  • Московский автомобильный завод имени И.В. Сталин (с 1956 г. — Московский автомобильный завод им. И. А. Лихачева) — колесный бронетранспортер БТР-152 различных модификаций, зенитный пулемет ЗТПУ-2 на базе бронетранспортера БТР-152;
  • Харьковский тракторный завод имени С. Орджоникидзе — легкий многоцелевой гусеничный бронированный транспортно-тягач МТ-ЛБ;
  • Курганский машиностроительный завод, начавший работу в 1954 году, первоначально выпускал небронированные гусеничные артиллерийские тягачи АТС и АТС-59и приступили к производству боевой машины пехоты БМП-1 только в 1968 году.

14 октября 1945 года Наркомат танковой промышленности был переименован в Наркомат автомобильной промышленности СССР. С 1946 года оно называлось Министерством транспортного машиностроения (МТМ). Со смертью Сталина 5 марта 1953 года промышленность захлестнула волна партийной и государственной реорганизации. 15 марта Маленков сообщил Президиуму об объединении восьми производственных министерств в два министерства. Одновременно Министерство вооружений и Министерство авиационной промышленности были объединены в Министерство оборонной промышленности СССР 9 .0003

С 5 марта 1953 г. Министерство транспортного машиностроения СССР вошло в состав объединенного Министерства транспорта и тяжелого машиностроения СССР [Закон СССР от 15 марта 1953 г. «О преобразовании министерств СССР»]. В объединенное министерство вошли Минстройдормаш СССР, Минсудпром СССР, а также Министерство тяжелого машиностроения.

8 сентября 1953 г. в «Правде» был опубликован некролог в связи с кончиной генерал-лейтенанта Бориса Григорьевича Вершинина, советского специалиста по бронетанковой технике, начальника Военной академии бронетанковых и механизированных войск имени Ленина. Подписи для того, чтобы уведомление было подписано Булганиным Николаем Александровичем, Малышевым В.А. И.И.Носенко, С.А.Акопов, Маршалов С.К. Зуков, А.М.Василевский и В.Д.Соколовский, именно в таком порядке, и еще около 25 высших военных чинов и вице-министров.

К 1953 году Малышев был министром среднего машиностроения, Носенко — министром транспорта и тяжелого машиностроения, Акопов — министром машиностроения. По советской практике некролог важному чиновнику подписывал самый важный человек той группы монетных дворов, к которой принадлежал покойный, а затем другие министры и чиновники, подчиненные вышестоящему лицу. Под контролем армии Булганин, по-видимому, контролировал все три министерства, отвечающие за машиностроение, и все они, предположительно, были связаны со строительством танков и другой военной техники.

Из-за высокой стоимости закупки большого количества все более сложных и дорогих танков Советы, по-видимому, планировали частично удовлетворить это требование путем модернизации значительного количества Т-54, Т-55, Т-62 и ранних моделей Т-72. . Даже в этом случае им придется продолжать производить большое количество новых танков каждый год, по крайней мере, до конца 20-го века.

Советы содержали четыре основных завода по сборке танков в Харькове [на Украине], Нижнем Тагиле, Омске и Челябинске. Советы также содержали не менее 20 предприятий капитального ремонта по всему СССР и Восточной Европе. Все четыре сборочных завода изготавливают основные компоненты резервуаров, а также собирают резервуары, но все они зависят от производителей различных компонентов и узлов по всей стране. Специалисты предприятий капитального ремонта восстанавливают танки после интенсивной эксплуатации. Часто перестройка включает в себя улучшения машин, в результате чего продукт становится более боеспособным, чем первоначальная конструкция.

Традиционный избыток советских мощностей по производству танков, похоже, стал еще больше к концу холодной войны. С 1965 года площади отведены под военное производство на трех крупных танковых заводах — Харьковском, Омском; и Нижний Тагил — значительно увеличились. В дополнение к этому недавнему расширению производственных площадей, заводы по сборке танков были переоснащены разнообразным современным сборочным оборудованием. Действительно, расширение производства, возможно, было предпринято частично для размещения этих новых инструментов, многие из которых были импортированы с Запада. Советы также разработали новые технологии изготовления, чтобы использовать возможности этого нового оборудования.

Эти усовершенствования, вероятно, не предвещали значительного увеличения выпуска продукции — они, вероятно, были предприняты в попытке, по крайней мере, сохранить прежние уровни производства, несмотря на трудности, связанные с производством транспортных средств со сложными элементами, такими как многослойная броня, и требующих точной сборки сложных деталей. компоненты.

Эти усовершенствования должны компенсировать нагрузку, которую растущая изощренность истощает как человеческие, так и материальные производственные ресурсы. Были закуплены новые промышленные роботы, чтобы сократить количество рабочих, необходимых в производственном процессе, а станки последнего поколения могут помочь работникам с относительно скромными навыками выполнять множество сложных и требовательных производственных задач. кроме того, некоторые из этих новых инструментов позволили бы сборщикам танков производить партии или изготовление различных типов компонентов и транспортных средств в относительно быстрой последовательности без необходимости останавливать производство и переоснащать всякий раз, когда необходимо произвести другое транспортное средство.

К концу холодной войны танки серий Т-64, Т-72 и Т-80, вероятно, производились серийно в СССР. Кроме того, Советы начали широко модернизировать свои старые танки, которые должны были стоять на вооружении в 1990-х годах.

По данным Министерства оборонной промышленности (Миноборонпром), в январе 1997 г. производство как гражданской, так и оборонной продукции предприятиями министерства составляло лишь 17,8% от производства января 1991 г. Общее число предприятий Миноборонпрома сократилось. с 1800 до 500 за последние несколько лет. К концу 19 февраля97 Минобороны в текущем году не получило ни одного оборонного заказа.

НОВОСТИ ПИСЬМО

Присоединяйтесь к списку рассылки GlobalSecurity. org
Введите свой адрес электронной почты

Как советский танк Т-64 стал иконой украинского сопротивления

  • Советский танк Т-64, построенный на Украине в 1960-х, имел ряд новых технологий.
  • Советы старались держать в секрете Т-64 и его инновации во время холодной войны.
  • С тех пор украинцы модернизировали Т-64 и поставили его на передовую против России.
LoadingЧто-то загружается.

Спасибо за регистрацию!

Получайте доступ к своим любимым темам в персонализированной ленте, пока вы в пути.

Танк Т-64 был разработан и построен в Харькове, втором городе Украины, в 1960-х годах.

Это был советский супертанк, ставший пионером множества беспрецедентных технологий, включая 125-мм самозарядное орудие, меньший экипаж из трех человек, сложную композитную броню и возможность стрелять противотанковыми ракетами из основного орудия.

Засекреченный Т-64 превосходил большинство танков НАТО В 1960-х и 70-х годах. Однако дорогостоящая конструкция никогда не экспортировалась за пределы Советского Союза, который вместо этого включил свои инновации в более дешевый танк Т-72. Вы можете узнать больше о его советском происхождении и технических инновациях в этом сопутствующем материале.

Афганский солдат, сражающийся на стороне Советов, сидит на советском танке Т-64 возле перевала Саланг, 17 августа 19 года.89. ЖОРЖ ГОБЕ / AFP через Getty Images

После распада Советского Союза Киеву досталось в наследство 2300 Т-64. Он решил оставить на вооружении только свои последние танки Т-64Б, а Т-72 и Т-80 поставил на хранение для возможной продажи за границу.

Несмотря на неэффективность и коррупцию, украинская военная промышленность все еще работала над отечественной модернизацией парка Т-64, чтобы заменить российские технологии.

В результате появилась новая ракета с лазерным наведением «Комбат», которая могла пробивать 750 мм на дальность 3,1 мили, и взрывоопасная реактивная броня «Нож», которая была разработана для разрушения даже кинетических снарядов и увеличения времени выживания при множественных попаданиях. . Ниже вы можете увидеть, как работает Нож.

Украинские фирмы также разработали более сложную реактивную броню «Дуплет» и систему активной защиты «Заслон» для сбивания приближающихся противотанковых ракет. Однако эти системы в основном поставлялись на экспорт, и неясно, работают ли они в настоящее время на украинских танках.

Однако в модернизированный Т-64БМ «Булат» (ранее Т-64У) и его преемник была включена динамическая защита «Нож», ракеты «Комбат» и отечественные аналоги вооружения Т-64 (пушка КБА-3 и пулеметы КТ). под названием Т-84 Оплот, подробно описанный в этой старой статье.

Улучшения Булата:

  • Повышение точности при движении за счет стабилизаторов, снижающих среднюю погрешность на 33-50%;
  • Повышение точности стрельбы за счет системы управления огнем 1А45 с автоматическим сопровождением цели, что сокращает время расчета на 2-3 секунды на выстрел;
  • Возможность ведения ночного боя за счет прицела 1Г46М и тепловизора ТНП-4Э «Буран-Э», позволяющего обнаруживать танки на расстоянии до мили;
  • Быстро вращающаяся башня, способная поворачиваться на 180 градусов за пять секунд, по сравнению с 16-24 секундами, необходимыми для российского танка Т-90; дизельный двигатель 5ТДФМ мощностью 850 л.с. по сравнению с 700-сильным 5ТДФ на всех предыдущих Т-64. Это было важно, учитывая, что «Булат» весил на 10 тонн больше, чем исходный Т-64.

Украинские военные также получили дюжину аналогичных, но более дешевых Т-64БМ2 производства Харьковского конструкторского бюро с сохранившимся старым двигателем мощностью 700 л.с.

Украинская военная промышленность также работала над схемами переделки Т-64 в тяжелые транспортные средства и над танком Т-64Е с двухствольной 23-мм автоматической пушкой в ​​дополнение к основному орудию, но ни одна из этих новинок не была запущена в производство.

Защищая Украину, 2014-2015

Украинский танк в городе Славянск на востоке Украины в июле 2014 года. ГЕНЯ САВИЛОВ / AFP через Getty Images 900:02 Когда Россия вторглась на Крымский полуостров в 2014 году, украинские военные сохранили около 900 Т-64 на хранении и 786 Т-64Б в боевых частях. В их число входили 1-я и 17-я танковые бригады, каждая из которых имела по 93 танка, разделенных на три танковых батальона, а также батальоны поддержки из 40 танков в восьми мотострелковых бригадах.

Корпус морской пехоты Украины также имел в Крыму 41 танк Т-64БВ, которые были захвачены Россией и возвращены в июне.

Когда пророссийские сепаратисты начали захват городов на востоке Донбасса в Украине, Т-64 возглавили контрнаступление Киева, хотя их эффективность была снижена из-за тенденции рассредоточивать танки для индивидуальной защиты блокпостов и сопровождения колонн.

Тем временем сепаратистам удалось выставить около 20 Т-64, предоставленных Россией или захваченных на Украине. Двое были выведены из строя украинскими вертолетами Hind 12 июня в районе Саур-Могилы. Еще четыре нанесли удар по украинским силам к северо-западу от Славянска 26 июня, подбив четыре БТР на один потерянный танк, а другие участвовали в неудавшемся штурме Бахмута.

К августу украинские войска были близки к разгрому сепаратистов, когда в Украину вошли восемь батальонно-тактических групп Сухопутных войск России.

Механизированные силы Киева потерпели поражение в череде боев под Иловайском, Дебальцево и Донецким аэропортом, потеряв при этом более 300 танков Т-64, большинство из которых было брошено вне боя при отступлении.

Сгоревший украинский танк в Углегорске, на линии фронта под Дебальцево, февраль 2015 года. Пьер Кром / Getty Images 900:02 В бою в городе Т-64 были уничтожены пехотой, которая устроила засаду под углом, чтобы поразить более слабую бортовую, верхнюю и заднюю броню. Но, как сообщается, 75–80% боевых потерь Т-64 приходится на артиллерию (гаубицы, минометы и ракеты «Град»), а не на огонь прямой наводкой вражеских танков или противотанковых ракет.

Тем не менее, Т-64 доказал, что может выполнять свою работу — по крайней мере, в технически исправном состоянии. Неисправные орудия вывели из строя все украинские Т-64, кроме одного, в неудавшейся контратаке у Коминтерново, которая, тем не менее, предотвратила наступление русских на Мариуполь.

Но в бою под Логвиново 12 февраля 2015 года три танка «Булат» из состава 1-й танковой бригады, прикрывавшие атаку 30-й механизированной бригады, за 20-минутный бой отправили такое же количество российских Т-72, ​​выдержав при этом несколько попаданий в возвращаться.

Война 2014-2015 годов выявила сильные и слабые стороны Т-64. Броня Нож оказалась эффективной: некоторым Т-64 требовалось восемь попаданий, чтобы вывести из строя переносные противотанковые орудия. Однако отдельные плитки брони не предназначались для ремонта или замены в полевых условиях, поэтому требовалось переоборудование на заводе или импровизированная сварка на передовой.

Использование нестабильных снарядов с истекшим сроком годности сделало Т-64 более склонными к взрыву при пробитии, а их легкая ходовая часть оказалась уязвимой для мин и пересеченной местности. БМ2 и в меньшей степени «Булат» оказались маломощными и склонными к перегреву.

Создание лучшего Т-64, возьми два

Башня танка на заводе Kyiv Panzer в Киеве в августе 2015 года. НурФото/НурФото через Getty Images 900:02 Киев начал перестройку и расширение своих бронетанковых войск, снимая с хранения списанные танки Т-72 и Т-80, а также больше Т-64. Украина могла модернизировать несколько Т-64БВ по цене одного нового Т-84 или Булата, поэтому она сосредоточилась почти исключительно на модернизации первого, а второй экспортировала в Таиланд для получения дохода.

Таким образом Киев сосредоточился на более доступной модели Т-64БВ. В 2017 году на Харьковском и Львовском бронетанковых заводах была проведена его модернизация с заменой танкового прожектора «Луна» на современный тепловизионный прицел второго поколения ТПН-1МСВ.

Он также имел систему GPS-навигации SN-4215, предназначенную для связи с дружественными войсками, и защищенные от помех радиостанции K-2RB с шифрованием и радиусом действия 43 мили. В кирпичики модели БВ «Контакт-1» также были запиханы элементы динамической защиты «Нож».

За ним последовала сильно модернизированная командирская модель Т-64БВК модели 2021 года, которая была оснащена тремя цифровыми радиостанциями с общей дальностью действия 310 миль, вспомогательной силовой установкой, современными дневными/ночными тепловизорами, задним обзором. камера и усиление брони топливных баков и бортов.

Демонстрация танка Т-64 в Украине. Алан Чин для Insider

За несколько недель до путинского вторжения в 2022 году Харьковский завод начал испытания Т-64БВ образца 2022 года. Он включал в себя большинство усовершенствований командирской модели, а также новый экранированный высокоскоростной пулемет К-2 калибра 12,7 мм, инфракрасный датчик третьего поколения и радиоприемники, совместимые с НАТО.

Другая программа, Т-64 Краб , , стремилась объединить технологии Булата, Т-64БВ модели 2017 года и Т-84, но проект продвигался слишком медленно.

Вместо этого в 2021 году Харьковский бронетанковый завод переоборудовал 12 маломощных Т-64БМ2 двигателями МТД-1 мощностью 1000 л.с. Они также получили современные тепловизионные прицелы, GPS, дополнительные бронеблоки «Нож» на боковом корпусе, защиту топливного бака, цифровую навигационную систему и поставленное США зашифрованное радио Harris, что сделало его совместимым с силами НАТО.

Переименованный в Т-64БМ2 «Булат», 10 таких танков будут задействованы в бою, защищая Харьков в составе 72-й и 92-й механизированных бригад.

Накануне путинского вторжения в 2022 году на вооружении украинских вооруженных сил находилось около 850 Т-64, в том числе около 100 в Национальной гвардии и Корпусе морской пехоты. Т-64 оставались штатной техникой для штатных 1-й и 17-й танковых бригад Украины, а Т-72 были переданы в новые резервные танковые бригады.

В состав большинства украинских регулярных пехотных бригад входит танковый батальон, за исключением воздушно-десантных бригад, в состав которых входит танковая рота.

Пророссийский сепаратист охраняет танк Т-64 в Донецке, июль 2014 года. Томсон Рейтер

Возраст Т-64 оставляет ему некоторые недостатки по сравнению с новейшими российскими танками: К ним относятся медленная скорость заднего хода, проблема при движении задним ходом от угроз; отсутствие тепловизионных прицелов на немодернизированных Т-64БВ; и маломощные двигатели на всех танках, кроме Булата, несмотря на увеличенный вес.

Боеприпасы также представляют проблему. Наиболее совершенным 125-мм выстрелом, совместимым с автоматом заряжания Т-64, является вольфрамовый подкалиберный снаряд 3БМ42 «Манго», представленный в 1986 году. Россия представила несколько улучшенных поколений 125-мм подкалиберных снарядов, которые не могут быть установлены в автомате заряжания Т-64.

125-мм оперенный поддон для сброса снарядов (APFSDS) Снаряды
Корпус Материал Перо на 1,24 мили
3BM26 (1983) Tungsten/nickel/iron 420mm
3BM32 Vant (1985) Depleted-uranium 540mm
3BM42 Mango (1986) Tungsten/steel 500mm
3BM44M Lekalo (1994) Tungsten 650mm
3BM59 Svinets-1 (2002) Depleted uranium 740mm
3BM60 Svinets-2 (2002) Tungsten 650 мм

На большой дистанции снаряд «Манго» может с трудом пробить лобовую броню самых современных российских танков, некоторые из которых имеют кинетическую броню, эквивалентную 600-700 мм и даже больше.

Однако в 2022 году проникающая мощь и соотношение мощности к весу оказались менее решающими, чем продуманная общевойсковая тактика, и умение первым обнаружить противника и точно поразить его.

На пути путинского вторжения

Украинские Т-64 на военном полигоне под Ровно, 16 февраля. REUTERS/Антонио Броник 900:02 Российское вторжение в феврале 2022 года снова бросило Т-64 в котёл высокоинтенсивной механизированной войны.

Но вопреки принципу армии США о том, что «танк — лучший способ уничтожить танк», Украина использовала броню асимметрично против пехоты и более легкой бронетехники, в то время как артиллерия, противотанковые ракеты и брошенные орудия составляли большую часть из более чем 1000 единиц. танков потеряла Россия.

В одном примечательном инциденте во время битвы за Киев, снятом пролетевшим беспилотником, можно увидеть, как одинокий Т-64 устроил засаду на большую колонну российской бронетехники, проходящей через село, стреляя 9с 0319 по дом для укрытия, подбив колесный БТР-82 и вынудив колонну спешиться. Скрылся ли одинокий Т-64, неясно.

Тем временем Т-64БВ и «Булаты» 1-й танковой бригады Украины при поддержке пехоты территориальной обороны сдерживали попытки российских войск захватить Чернигов, северо-восточные ворота Киева. Они продержались несколько недель, лишившись снабжения, пока российские войска не были выведены в начале апреля.

Тогда, когда в мае в районе Донбасса бушевали бои, Т-64 17-й танковой бригады помогли пресечь неоднократные попытки России форсировать реку Северский Донец по понтонным мостам.

В одном из инцидентов Т-64 совершили вылазку, чтобы отбросить значительные силы русских обратно в воду. После этого на фотографиях видны потери 80 российских машин, от танков до грузовиков, а также два подбитых украинских Т-64БМ.

— Джимми Раштон (@JimmySecUK) 22 марта 2022 г.

Т-64 также были замечены в бою, ведя патрульный огонь на бульварах Мариуполя и ведя снайперский огонь по российским силам в Херсонской области с закрытых позиций.

Использование танков в качестве артиллерии вряд ли является беспрецедентным, хотя сейчас Т-64 все чаще используют дронов-корректировщиков для точного поражения и уничтожения российской бронетехники из-за пределов прямой видимости.

—🇺🇦 Ukraine Weapons Tracker (@UAWeapons) 31 августа 2022 г.

Потери украинских Т-64 были значительными, хотя они менее документированы, чем российские. По состоянию на середину сентября сайт Oryx визуально задокументировал следующее количество потерянных Т-64.

Несомненно, многие другие остались незарегистрированными.

Подтвержденные потери Т-64 ВСУ на 30 сентября
Модель Уничтожено в боях Destroyed after capture Captured Abandoned Total
T-64BV 62 8 44 4 118
T-64BV model 2017 16 27 4 47
T-64B1M     4   4
T-64BM Bulat 5   3   8
T-64BM2 Bulat 1       1

The T-64 also plays an important role для российских сепаратистских сил в Донецке и Луганске, которые начали войну, имея на вооружении более 100 Т-64А и Т-64Б.

Весной и летом Т-64 сепаратистов потеснили украинские войска в городских боях Мариуполя (видео здесь) и Рубежного, пригорода Северодонецка.

На фотографиях видно уничтожение 29 сепаратистских Т-64БВ и двух Т-64А, а также захват или оставление семи Т-64БВ. Однако в возмещение потерь сепаратистам также были переданы трофейные украинские Т-64.

Харьковский завод также переоборудовал как минимум шесть устаревших танков Т-64А, сняв с них орудия и установив минные катки КТМ-7 для использования в голове бронеколонны. Один из них протаранил БМП-2 в бою во время наступления на Харьков, что привело к ее захвату.

Мужчины у башни подбитого российского танка под Броварами, Украина, 15 апреля. Максим Марусенко/NurPhoto через Getty Images

Важнейший урок танковой войны в Украине — урок, выработанный во время мировых войн, но, по-видимому, обреченный на многократное забвение, — заключается в том, что танки должны использоваться в составе взаимоподдерживающих общевойсковых групп с пехотой, разведкой и артиллерийской поддержкой.