Как первое в истории танковое сражение повлияло на развитие бронетехники

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

Русское оружие

24.04.2019 11:55

Поделиться

Юрий Гень

Сто один год назад — 24 апреля 1918 года — возле местечка Виллер-Бретонне на севере Франции произошел первый в истории танковый бой. Со стороны Германии в нем участвовало три бронированных монстра, со стороны Великобритании — 10. Немцы потеряли всего один танк, англичане — шесть, но вышли победителями. Сражение длилось лишь несколько часов, однако предопределило вектор развития бронетехники на весь XX век.

Wikimedia.org

Расположение сторон

К апрелю 1918 года Германия оказалась сильно обескровлена Первой мировой войной, длившейся уже четыре года, и в отчаянной попытке переломить ход боевых действий в свою пользу предприняла решительное наступление. Удар был направлен на французский город Амьен — важный железнодорожный узел, где одновременно находился стык французской и английской армий. Немцы рассчитывали прорвать здесь оборону, пользуясь несогласованностью действий двух союзных армий Антанты. Если бы это произошло, ход войны мог бы пойти по другому сценарию.

Линия фронта находилась всего в семи километрах от Амьена. Немцам стоило лишь захватить небольшие деревушки Виллер-Бретонне и Каши, а также доминирующие высоты между ними — и вот Амьен лежал бы, как на ладони. Создавались все предпосылки для его точного обстрела артиллерией и быстрого захвата.

Чтобы реализовать этот план, немецкое командование сформировало на этом участке фронта три танковых отделения из бронированных монстров, получивших название A7V — в общей сложности 14 машин. Эта техника тогда еще не называлась танками и была самым современным оружием для своего времени.

Со стороны англичан на этом же участке фронта находились танки роты «А» 1-го танкового батальона общей численностью в 10 машин, которые потом и приняли участие в сражении.

Характеристики танков

На вооружении английской роты «А» находились три тяжелых танка Mk IV и семь средних танков Mk A Whippet (переводится с английского как «борзая»).

Mk IV выпускались в двух модификациях, получивших названия «самец» и «самка». Последние отличались тем, что были вооружены только пулеметами. «Самцы» же кроме пулеметов имели два шестифунтовых (57-миллимиетровых) короткоствольных орудия, расположенных по бортам. Предполагалось, что «самцы» будут бороться с пулеметными гнездами противника, а «самки» — только отсекать пехоту. Вообще Mk IV из-за своего узнаваемого ромбовидного силуэта стал самым известным танком Первой мировой воны. Mk IV был большим и неповоротливым, по пересеченной местности двигался со скоростью, едва превышающей 2-3 километра в час, а его экипаж составлял целых восемь человек.

Другие английские танки — Mk A Whippet — были гораздо шустрее. Эти танки весили всего 14 тонн, были вооружены только четырьмя пулеметами, но имели тонкую броню. Однако их скорость соответствовала названию («борзая»). По пересеченной местности они разгонялись до неслыханных для того времени восьми миль в час. Их проходимость считалась хорошей, а экипаж каждого танка составлял всего три человека.

Всем этим английским боевым машинам противостояли немецкие тяжелые A7V Sturmpanzerwagen. Экипаж каждоый машины состоял из 18 человек, а вес доходил до 33 тонн. На вооружении они имели 57-миллиметровую пушку и шесть пулеметов. Двигался танк со скоростью 10-12 километров в час, а его запас хода составлял 35 километров. По многим показателям эта машина превосходила английские танки. Но по своей сути она была не танком в современном понимании, а скорее артиллерийской платформой, поставленной на гусеницы, хорошо защищенной и предназначенной для поддержки пехоты. Среди недостатков A7V можно назвать плохую проходимость и сбалансированность (танки часто переворачивались). Все-таки они создавались в спешке, в конце войны.

Танковый бой

24 апреля 1918 года в семь часов утра немцы начали наступление на деревушки Виллер-Бретонне и Каши. При поддержке пехоты в бой пошли три отделения танков A7V — в общей сложности 14 машин. Две группы танков выдвинулись непосредственно к Виллер-Бретонне, а третья, направилась к соседней Каши. Первым двум группам сопутствовал успех: они не встретили серьезного сопротивления и не столкнулись с английскими танками. Уже к полудню они вернулись на исходные позиции, выполнив все боевые задачи.  А третьей группе, которая состояла из четырех танков A7V, суждено было стать участником первого в истории танкового сражения.

Группа из-за сильного тумана сбилась с пути и потеряла один танк — он свалился в овраг. Экипаж выбрался из поврежденной машины и принял участие в бою с британской пехотой.

Остальные три немецких танка в 9 часов 30 минут неожиданно столкнулась с колонной из трех английских танков Mk IV (один пушечный «самец» и две пулеметных «самки»). Между бронемашинами завязалась артиллерийская дуэль, в результате которой два британских пулеметных Mk IV быстро вышли из боя: немецкие танки смогли попасть в них, нанесли сильные повреждения, и английские «самки» быстро ретировались, фактически оказавшись подбитыми.

Дальнейшее противостояние свелось к сражению между немецким A7V № 561 (им командовал лейтенант Билтц) и британским Mk IV (под командованием лейтенанта Митчелла). Два других немецких танка (№ 525 и 504) заняли неудачные позиции и из-за рельефа местности не могли принимать участие в бою.

Немецкий танк № 561 под командованием Билтца стрелял только с места и вел огонь не только из пушки, но и из пулеметов — бронебойными пулями. Английский танк лейтенанта Митчелла постоянно маневрировал, но это мешало его наводчикам прицелиться. Митчелл начал делать короткие остановки — и такая тактика принесла плоды. Mk IV сумел трижды попасть в немецкую бронемашину. В результате в танке немецкого лейтенанта Билтца был убит артиллерист, а еще пять членов получили ранения: двое — смертельные, трое — легкие.

Немецкий танк отступил, вышел из боя, и, проехав два километра, заглох. Но и британский бронированный монстр не смог долго продолжать сражение. Буквально через несколько минут после победы над германским оппонентом (около 12.:45 дня), танку Митчелла миной разорвало гусеницу. Экипаж вынужден был его покинуть и сражаться в пешем строю.  

Тем временем два других немецких танка (№ 525 и 504, командиры — Фридрих Биттер и Альберт Мюллер) задержались у деревни Каши, планируя при поддержке пехоты вновь атаковать английские позиции. Здесь развернулся второй этап первого в истории танкового сражения.

Из-за северной окраины Каши появились семь танков Mk A Whippet. Как потом стало известно, их экипажи ничего не знали о присутствии на поле боя немецких бронемашин. На полной скорости английские «борзые» с легкостью проскочили проволочные заграждения, вышли к линии обороны и ударили по наступающей немецкой пехоте. Они продвигались вперед, ведя огонь из всех пулеметов. Среди германских отрядов началась паника, атака на Каши захлебнулась. Казалось, успех был полным… но потом один за другим английские танки стали останавливаться, из них начал валить дым. «Борзые» попятились назад, а их продолжал подбивать неизвестный противник. В итоге из боя без повреждений смогли вернуться только три английских Mk A Whippet. Остальные в панике покинули сражение.

Британские экипажи посчитали, что понесли тяжелые потери из-за действий немецкой полевой артиллерии, так и не поняв, что находились под обстрелом двух германских танков A7V (№ 525 и 504). Из-за тумана британские «борзые» не заметили, что бронированные немецкие машины находились от них всего в 300 метрах. Это аукнулось британскому танковому батальону потерей четырех Whippet.

Официально считается, что победу в этом сражении одержала все же английская сторона, поскольку деревню Каши немцы так и не захватили.

Итоги сражения

Первое в истории танковое сражение заставило конструкторов и армейских генералов сразу же сделать несколько главных выводов о том, какой должна быть новая боевая машина, впервые пробовавшая себя на поле боя. Эти идеи предопределили дальнейшее развитие танков в XX веке.

Основным итогом явилось понимание, что именно пушка должна быть главным оружием танка. Потому что только она способна успешно бороться с другими бронемашинами. И наоборот, бронетехника, оснащенная только пулеметами, оказывается беззащитной перед орудием (два немецких A7V без проблем разделались с четырьмя английскими Mk A Whippet).

Другим немаловажным выводом стала необходимость обеспечения высокой скорости и маневренности танка (английский Mk IV благодаря маневрам не получил ни одного попадания от немецкой бронемашины во время артиллерийской дуэли), мощной брони, а также хорошего обзора для экипажа (британские Mk A Whippet не смогли заметить немецкие танки на поле боя под Каши).

Поделиться

#Соединенное Королевство

#танки

#Германия

«Немцы разбегались, словно кролики». Как началась эпоха танков

30 января 2023 17:09 Николай Белкин

Британский танк Mark IV
popsci.com

Крупнейшие мировые державы применяют танки в вооруженных конфликтах уже более ста лет. Однако их значение на поле боя около века назад было совсем иным, чем сейчас. В этом материале рассказываем, для чего появились и какими были первые гусеничные боевые машины.

Взломать оборону

К моменту начала Первой мировой технологии вооружений шагнули настолько далеко вперед со времени предыдущих крупных войн в Европе, что для победы оказались нужны не только современное стрелковое оружие, артиллерия и авиация, но и новые подходы к тактике и стратегии.

В первый же год войны стало ясно, что она затягивается: западный фронт представлял собой непрерывную линию траншей от пролива Ла-Манш до границы Швейцарии. Ни Франция с Великобританией, ни Германия не могли добиться значительного продвижения, при этом потери в живой силе были беспрецедентными в истории человечества.

Разработки бронированных боевых машин, способных передвигаться практически по любой поверхности и преодолевать траншея за траншеей многослойную оборону, Великобритания и Франция начали в 1915-м году. Ключевыми их отличиями были гусеницы, мощные силовые установки и достаточно серьезная огневая мощь.

Гусеницы позволяли машине сохранять маневренность в любую погоду, в грязи и в снегу, а также не застревать в окопах и воронках. Большая мощность – преодолевать проволочные укрепления, а вооружение в виде пушек и пулеметов – наносить противнику максимальный урон в ходе атаки.

Британский танк Mark IV

Сухопутный корабль Его Величества

У британских военных первая такая машина создавалась под видом транспортера для воды и для секретности именовалась tank (англ. цистерна) – позднее это название стало общепринятым во многих языках мира.

Первые британские танки официально именовались по аналогии с морскими судами «Сухопутный корабль Его Величества». Модель Mark I и последующие выпускались в «мужской» и «женской» версиях. Первая была вооружена двумя 57-миллиметровыми корабельными орудиями и тремя пулеметами, вторая – шестью пулеметами. В отличие от современных танков, гусеницы поднимались выше человеческого роста, а пушки размещались по бортам в выступающих отсеках.

Британские инженеры совершенствовали конструкцию танка всю войну, а их французские коллеги впервые придумали разместить орудие в башне, вращающейся на 360 градусов. Они же решили размещать двигатель танка сзади. Именно эти особенности французского Renault FT, самого массового в Первую мировую, стали потом типичными для всех бронированных боевых машин.

Французский танк Renault FT

«Теряли голову от ужаса»

Танкистам первой мировой не позавидуешь – двигатель Mark I не был отгорожен от кабины, и экипажу из восьми человек приходилось дышать выхлопами и топливными парами при температуре до 50 градусов. Многие не выдерживали и теряли сознание.

Такие танки британские военные получили летом 1916 года, а впервые использовали их в сентябре того же года во время битвы на Сомме. Тогда нескольким Mark I удалось прорвать первую линию обороны германской армии. Давя гусеницами проволочные ограждения и целые дома, где держали оборону немецкие пулеметчики, они расчищали путь для пехоты, поддерживая ее атаку огнем.

Хотя эти танки были далеки от совершенства, часто застревая и ломаясь, один из участников боев вспоминал: увидев 30-тонных гусеничных монстров, «немцы теряли голову от ужаса и разбегались, словно кролики».

Основной эффект действительно был скорее психологический, машины были еще слишком несовершенны. Они двигались не быстрее пешехода, тонкую броню легко пробивал не только осколок снаряда, но и разработанные немцами специальные бронебойные пули для ружей, а топливный бак мог лопнуть от любого взрыва поблизости.

Немецкий A7V в разрезе

Возможно, именно поэтому германские военные в Первую мировую так и не сделали на танки серьезную ставку. В то время как Британия и Франция выпустили по несколько тысяч машин, немецких A7V было сделано до конца войны всего двадцать. При этом немцы освоили и активно использовали захваченные британские Mark IV.

Решающего вклада в поражение Германии танки, имевшие тогда массу недостатков, не внесли. Но спустя всего пару десятков лет именно они стали определять исход важнейших сражений во Вторую мировую – на Курской дуге, в крупнейшем в истории танковом сражении, принимали участие более 10 000 машин.

В XXI веке расклад опять стал не в пользу бронированных «сухопутных кораблей» – по крайней мере, не в пользу их использования как главной наступательной силы. Современные армии от танков не отказываются, но не применяют их самих по себе – уж слишком это легкая цель для противника, даже если он вооружен только ручными противотанковыми гранатометами. Поэтому, например, передача Украине современных американских, британских и немецких машин принципиального значения на ход боевых действий в зоне не окажет. Современные конфликты одними танками не выигрывают.

история оружие Первая мировая война танк вооружение общество новости

танков Первой мировой войны — Музей американского солдата

Перейти к содержимому

Танки в Первой мировой2022-03-03T14:27:07-06:00

«Победа в этой войне будет за той воюющей стороной, которая первой поставит пушку на машину, способную передвигаться по любой местности»
—  Полковник Жан Батист Этьен, 24 августа 1914 г.

Как и большинство изобретений , происхождение танка длинное и запутанное, но захватывает очарование. Леонардо да Винчи создал проект бронированной самоходной машины, а Герберт Уэллс включил один из них в свой рассказ «Сухопутные броненосцы». За прошедшие годы было предложено и отвергнуто множество конструкций и прототипов бронированных вагонов и гусеничных машин. Реальная рабочая модель оказалась неуловимой. Хотя необходимость часто является матерью изобретения, оптимальное время также имеет жизненно важное значение. Окопная война создала спрос. Разработка надежного двигателя внутреннего сгорания, непрерывный тракт для использования в сельскохозяйственных тракторах и стальное покрытие для кораблей обеспечили все три критически важных компонента, отсутствовавших до 20-го века.

Во время Первой мировой войны и англичане, и французы независимо друг от друга начали активно разрабатывать боевые бронированные машины. Опять же, большинство идей не развились в рабочие модели. Проектирование танков в Англии обрело неожиданного союзника, когда Уинстон Черчилль, первый лорд Адмиралтейства, учредил комитет по сухопутным кораблям для разработки «наземного транспортного средства, которое могло бы плыть по местности, как корабль по воде». Сухопутный комитет состоял в основном из морских офицеров, политиков и инженеров. Инженерные задачи были велики, но к 19 декабря15 был построен первый законченный прототип танка «Маленький Вилли».

В целях секретности и обмана в документах прототипы описывались как «водовозы», «цистерны для воды» или просто «цистерны». Чтобы увековечить обман, Комитет по сухопутным кораблям стал официально называться Комитетом по танковому снабжению. Военно-морское прошлое Комитета по сухопутным кораблям объясняет морские термины, такие как люк, корпус, нос и порты, используемые с танками

Little Willie, декабрь 1915 г.
Little Willie, хранится в коллекции Танкового музея, Бовингтон, Англия

Хотя «Маленький Вилли» считался инженерным успехом, у него все еще были проблемы с дизайном. Следующий британский прототип, известный как «Мать» или «Большой Вилли», — машина ромбовидной формы с низким центром тяжести и большой длиной гусеницы — был успешно продемонстрирован в начале 1916 года. В результате всего было заказано 150 танков Mark I. . Британский танк Mark I впервые участвовал в боевых действиях во время битвы на Сомме в сентябре 1916 года. разработка. Французы разработали средний Schneider CA и тяжелый Saint-Chamond, но их долговременным вкладом стал Renault FT.

Вращающаяся башня Renault FT в конечном итоге заменит британский класс Mark по эксплуатационным возможностям и повлияет на конструкцию танков времен Второй мировой войны и современных танков.

Джордж С. Паттон с Renault FT

Во время Первой мировой войны немногие командиры видели потенциал танка. Однако генерал Джон Дж. Першинг, главнокомандующий американскими экспедиционными силами
, был впечатлен тактикой и операциями британских и французских танков и считал, что танки могут помочь переломить ход войны. Капитан Джордж С. Паттон был первым офицером, назначенным на танки. Паттон создал школу легких танков в Буре, Франция, обучая и организовывая батальоны легких танков. 344-й и 345-й танковые батальоны, сведенные в 304-ю танковую бригаду, вступили в бой 12.09.19.18 против выступа Сен-Миеэль с 1-й армией. 304-я танковая бригада под командованием Паттона была оснащена Renault FT, поставленными Францией. Идти было трудно, и у многих Renault FT закончилось топливо, и они не смогли достичь своих целей, но этот опыт дал бесценную подготовку.

Затем 304-я танковая бригада приняла участие в Маасско-Аргоннском наступлении 26 сентября 1918 года.

Использование танков на полях сражений Первой мировой войны дало неоднозначные результаты. У многих танков были механические проблемы, а плохая подвижность ограничивала военное значение танка в Первой мировой войне. Тем не менее было ясно, что танки каким-то образом могут сыграть значительную роль в будущих конфликтах.

Музей оперативного французского Renault американского солдата Ссылка для загрузки страницы Перейти к началу

танков Первой мировой войны — Танковая энциклопедия

Когда и где был впервые придуман, разработан танк, его боевая эволюция с 1916 по 1918 год, а также тактическое развитие в межвоенный период.

Австро-Венгрия
Бельгия
Канада
Дания
Франция
Германия
Греция
Италия
Мексика
Новая Зеландия
Османская империя
Испания
Нидерланды
Великобритания
Соединенные Штаты Америки

Бронеавтомобиль Minerva, модель 1914 года. Первая модель Armstrong-Withworth 1913 года с одной башней. Некоторые источники утверждают, что в состав поставки также входила версия со спаренными пулеметами, причем оба пулемета находились в спонсонах. Но поскольку фотосвидетельств мало, это мог быть и экземпляр 1915 или 1919 года. Этот автомобиль не входил в исходную партию, а был одним из трех российских экземпляров, построенных в 1919 году.15, вероятно, на заводе Дальзавода во Владивостоке, на шасси FIAT.Бронеавтомобиль Остин серии I на службе в России.Бронеавтомобиль Остин серии II на службе в России.Бронеавтомобиль Остин серии III в знаменитой двухцветной ливрее 1916 года, Россия-Бронеавтомобиль Остин Автомобиль серии III на британской службе, 1916 г. Бронеавтомобиль Austin образца 1918 г. на британской службе, Казармы РИЦ в Эннисе, Кантри-Клэр, Ирландия, ноябрь 1919 г. Польский бронеавтомобиль White-Austin «Марс», 1920 г. Закамуфлированный Austin-Kegresse с траншеей -поперечные удлиняющие ролики, 1922Austin-Kegresse «Украинец» в Житомире, 1920 г. , Польско-русская война «Стенька Разин», 1920 г. Захвачен 55-м стрелковым полком 14-й Великопольской стрелковой дивизии во время советско-польской войны и переименован в «Познаньчик». Он был повторно использован в Великопольском взводе бронеавтомобилей. Другой Остин-Путилов, в 1920 году, во время польско-советской войны. Как обычно, эти машины получили индивидуальные имена от своих экипажей. Кажется, что почти все они были окрашены нейтральной серой краской или, возможно, бледно-оливковой, фотографии не могут точно сказать, но это маловероятно, поскольку краска могла быть в наличии на флотских запасах. На большевистской службе, 19 лет.18. Машину часто путают с бронеавтомобилями Armstrong-Withworth-FIAT, построенными в Великобритании, также на базе того же шасси FIAT американского производства, но поставленными ранее. Мгебров-Уайт на русской службе, 1915 г. Единственный Мгебров-Изотта -Fraschini на русской службе, 1915 г.Mgebrov-Renault на русской службе, 1915 г. Первая модель имела два пулемета в большой громоздкой вращающейся надстройке вместо башни.