Танки. История вооружений

КВ-1 — советский тяжелый танк

В конце 30-х годов ХХ века в Советском Союзе хорошо понимали необходимость разработки нового тяжелого танка, который можно было бы применять при прорывах и преодолении оборонительных построений противника. Такой машиной стал «Климент Ворошилов». Одной из важных задач, стоящих перед советскими конструкторами, было проектирование машины, которая сочетала бы невысокий силуэт с хорошим бронированием. Было собрано несколько двухбашенных прототипов с 45-мм и 76-мм орудиями, а также модификация с одной башней. Именно последняя версия получилась наиболее удачной — КВ был сравнительно компактным, обладал неплохой маневренностью и оснащался дизельным двигателем. Осенью 1939 года командование решило испытать новые КВ в боевых условиях, в сражениях с финской армией. Использование танка в Зимней войне показало, что он обладает большой огневой мощью, в то время как у противника нет необходимых противотанковых средств, чтобы вывести его из строя. Еще до окончания советско-финской войны на Кировском заводе в Ленинграде запустили серийное производство — за три следующих года он выпустил более трех тысяч танков.

1939 — 1944 гг.

«Валентайн» — самый массовый британский танк Второй мировой войны

Британский «Валентайн» был наиболее распространенным танком Великобритании на фронтах Второй мировой войны.  Созданный в 1938 году компанией Vickers-Armstrongs танк был принят на вооружение многих стран Содружества и массово поставлялся по ленд-лизу в Советский Союз. Фирма Vickers-Armstrongs начала разработку в 1938 году и продвигалась очень быстро. За считанные недели были подготовлены чертежи боевой машины, а конструкторы сделали полноразмерный макет танка. Военное министерство сначала отклонило проект, но наращивание производства вооружений со стороны гитлеровской Германии заставило британских военных передумать. В результате через год компания «Vickers» получила заказ на изготовление танков, а весной 1940 года был собран первый серийный «Валентайн». За пять лет производства британские заводы успели выпустить почти семь тысяч танков. Великобритания также разместила заказы на выпуск боевых машин в Канаде. В этой стране танки начали сходить с конвейера в 1941 году — за два года было собрано 1420 единиц. 1388 из них по программе ленд-лиза передали Советскому Союзу.

1938 — 1955 гг.

Братья Михеевы — танкисты и боевые товарищи

У ветерана Первой мировой войны Дмитрия Михеева, семья которого жила в одном из сел Ульяновской области, было девять сыновей. Трое из них — Виктор, Павел и Владимир — закончили обучение и служили в танковых частях на Дальнем Востоке. Во второй половине 30-х годов обстановку в регионе нельзя было назвать спокойной  — происходили столкновения и военные конфликты с японской армией, которая оккупировала территорию Маньчжурии.  По просьбе Дмитрия Михеева, отправившего письмо наркому обороны Ворошилову, в 1937 году еще один его сын был призван в армию. Вскоре за ним последовал и Иван Михеев. Таким образом, пятеро братьев смогли организовать первый в стране семейный экипаж танка. В 1939 году они прошли подготовку в Ульяновском танковом училище. Была создана рота братьев Михеевых, которая вошла в 16-й танковый полк КВО. Виктор Михеев стал командиром этой роты. 

1941 — 1945 гг.

«Остин-Путиловец» — русский бронеавтомобиль периода Гражданской войны

Боевые действия Первой мировой войны и перебои с поставками иностранной техники заставили командование Русской императорской армии задуматься о создании отечественной бронированной машины. «Остин-Путиловец» был разработан в Российской империи еще до революции 1917 года, но воспользовалась преимуществами бронеавтомобиля уже советская власть и Красная армия. Оригинальные «Остины» производились одноименной британской фирмой по заказу Российской империи еще с 1914 года — более двухсот машин было закуплено для применения в сражениях Первой мировой, что сделало их самыми массовыми бронеавтомобилями в стране. Когда стало понятно, что русские специалисты способны самостоятельно разрабатывать и собирать бронетехнику, проектирование нового отечественного бронеавтомобиля было поручено инженерам Путиловского завода. Отсюда и появилось его название  «Остин-Путиловец». За основу боевой машины конструкторы взяли шасси пассажирского «Остина» и к осени 1916 года создали проект, который был вскоре одобрен. На двух башнях разместили пулеметы «Максим», а бронирование улучшили по сравнению с иностранным оригиналом. Экипаж состоял из командира, двух пулеметчиков и водителя. Для изготовления «Русских Остинов» в Великобритании было заказано 60 шасси, но к моменту доставки первых комплектующих Россия уже стояла на пороге Февральской революции. Забастовки рабочих Путиловского завода в 1917 году сделали невозможной сборку новых бронемашин, а соответственно и их участие в Первой мировой войне. 

1917 — 1933 гг.

БМП-1 — первая в мире боевая машина пехоты

В 1966 году БМП-1 была запущена в серийное производство и стала первой в мире боевой машиной пехоты. БМП-1 были задействованы в десятках военных конфликтов на протяжении последних пятидесяти лет и применяются множеством армий до сих пор. В 1960-х в распоряжении Советской армии находился БТР-50П, но он был слишком громоздким и тяжелым. В то же время армии стран НАТО располагали мощными моделями бронетранспортеров, которые превосходили советские аналоги. Поэтому было решило разработать новую машину с более удачной компоновкой и боевыми характеристиками, чем имеющиеся на вооружении армии модели бронетехники. Основной целью создания БМП-1 являлась необходимость получить машину для перевозки военнослужащих под броней до точки, где им предстоит выполнить боевую задачу. Также БМП должна была обеспечивать огневую поддержку и высокую маневренность мотострелковых частей в боевых условиях.

1966 — 2020 гг.

Т-28 — советский средний танк 30-х годов

В начале 30-х годов у Красной армии возникла сильная потребность в новом среднем танке. Советское руководство планировало изучить зарубежный опыт, чтобы на его основе создать современную боевую машину, отвечающую задачам РККА. Была сформирована комиссия под руководством конструктора Семена Гинзбурга, которая отправилась в Великобританию для покупки качественной бронированной техники. Средний танк A6, выпускаемый компанией «Виккерс», сильнее других заинтересовал комиссию. В фирме ответили отказом на предложение Гинзбурга купить танк. Но примененные в А6 технологические и конструкторские решения так понравились советским специалистам, что было принято решение разработать похожий танк самостоятельно.

1930 — 1951 гг.

Бронетранспортер БТР-80

В начале 1990-х годов БТР-80 стал основным бронетранспортером Вооруженных Сил, основной задачей которого была перевозка военнослужащих и огневая поддержка в бою. Со дня начала производства БТР-80 применялся во множестве военных конфликтов: от Афганистана до Сирии. Использование БТР-70 в боевых действиях в Афганистане продемонстрировало недостатки этого бронетранспортера и необходимость разработки новой, более совершенной модели боевой машины. БТР-70, являвшийся на тот момент основным бронетранспортером Советской армии, имел проблемы с силовой установкой и был плохо приспособлен для применения в горных условиях. В начале 1980-х в конструкторском бюро Горьковского автомобильного завода был создан проект нового БТР, который сохранил прежнюю компоновку, но получил более надежный дизельный двигатель от грузовика КАМАЗ, который позволил увеличить скорость машины. Несмотря на увеличенный вес бронетранспортером, новый двигатель позволил сохранить маневренность машины. Основное вооружение осталось прежним – это была установка, совмещающая 14,5-мм крупнокалиберный пулемет Владимирова и 7,62-мм пулемет Калашникова. Был учтен афганский опыт и созданы модифицированные люки для десантирования. БТР-80 был запущен в серию в 1984 году, а с начала 1990-х годов стал основным бронетранспортером Вооруженных сил.

1984 — 2020 гг.

Пражская операция

Освобождение Праги стало последней стратегической операцией советских войск в Великой Отечественной войне. Благодаря танковым армиям в составе 1-го Украинского фронта под командованием маршала Конева удалось провести быстрое наступление и разгромить немецкую группу армий «Центр». Через день после самоубийства Адольфа Гитлера 1 мая 1945 года в оккупированной Праге началось стихийное восстание против властей протектората Богемии и Моравии. Войска 1-го Украинского фронта уже вели бои за взятие столицы Германии, когда маршал Конев получил приказ предпринять наступление на Прагу, находящуюся в 400 километрах на юг от Берлина. В районе столицы Чехословакии были сосредоточены группы армий «Центр» и «Австрия». С юга по ним должны были ударить силы маршала Малиновского, командующего 2-м Украинским фронтом. Для этой масштабной операции было задействовано более двух миллионов военнослужащих, 20 тысяч орудий, 2000 танков и самоходных установок, которые действовали на ширине более 1000 километров. Наступление происходило стремительно, 3-я и 4-я гвардейские танковые армии в составе ударной группировки проходили до пятидесяти километров в сутки.

06.05.1945 — 11.05.1945

Танкостроение на Урале

Быстрое наступление войск вермахта в первые недели и месяцы Великой Отечественной войны заставило советское руководство эвакуировать сотни заводов на восток. Таким образом, на Урале было создано три танковых гиганта, от работы которых во многом зависела боеспособность Красной армии и исход всей войны. Осенью 1941 года Ленинградский Кировский и Харьковский моторостроительный заводы были эвакуированы в Челябинск, где был образован крупнейший в стране комбинат, занявшийся производством танков и самоходных установок, а также заготовок боеприпасов и дизельных моторов. В конструкторских бюро «Танкограда» специалисты создавали новые модификации бронированных машин, их узлов и агрегатов. Всего за один месяц работники предприятия смогли наладить производство Т-34. Более того, на комбинате впервые в мире был применен конвейер для сборки тяжелых танков на всех этапах производства. Сразу после сборки из цехов заводов новые Т-34, тяжелые танки ИС, самоходные установки СУ-152 отправлялись на фронт.

1941 — 2020 гг.

Американский средний танк M3 «Ли»

В первые годы Второй мировой войны M3 «Ли», названный в честь генерала армии Конфедерации Роберта Ли, был основным средним танком армии США. Из 6258 выпущенных машин более 4000 были отправлены в Великобританию и Советский Союз по программе ленд-лиза. Разработка танка, которая началась осенью 1940 года, стала по-настоящему масштабным проектом, который потребовал объединение усилий военных специалистов и лучших инженеров из частных компаний. К середине 1941 года строительство танков стало ключевым направлением развития американского ВПК. Разработка M3 шла быстрыми темпами, а для организации серийного производства во время проектирования новой машины были созданы тысячи чертежей и схем элементов танка. Британская армия, сильно нуждавшаяся в бронированных машинах, разместила заказа на покупку М3 еще до успешного завершения проектных работ и испытаний на полигоне в окрестностях Абердина. Производство развернули на заводах автомобилестроительной компании Chrysler и в цехах локомотивостроительных фирм Baldwin Locomotive Works и American Locomotive Company.

1940 — 1944 гг.

История возникновения и развития танковых войск

Исход войн часто зависел от маневренности, защищенность войск, физической выносливости человека или конницы. Идея защищать их броней от стрел, дротиков, пик, мечей, возникла давно. Но, в такой амуниции всадники стали неповоротливыми.  К тому же, из-за необходимости кормить лошадей, война носила сезонный характер, затихая в зимний период.

  Создание массовых армий, вооруженных новейшими видами техники, потребовало изменений стратегии ведения боя.

Предпосылки появления первых танков

  Первая мировая война, начавшаяся как маневренная, скоро переросла в позиционную. Сильный артиллерийский огонь, наличие траншей, проволочных и минных заграждений, не дающие возможность пробить оборону врага ни одной из воюющих сторон. Пулеметный огонь, поддерживаемый артиллерией, создавал непреодолимую преграду для пехоты. Неудачными были и ночные атаки. Имеющиеся на вооружении оптические приборы позволяли с легкостью обнаружить противника.   

  Проблема прорыва позиционной оборонительной тактики была решена с появлением первых танков в 1916 году.

Идея создания брони, надежно прикрывающей технику, возникла на стыке XIX—XX вв. Она воплотилась в созданной гусеничной машине с двигателем внутреннего сгорания, несшей не только экипаж, но и пулеметы.

  Такая техника была способна передвигаться по бездорожью, сметая на пути проволочные заграждения, вывела войну из позиционного тупика.

Машина могла быть создана лишь на мощной технической базе, с применением гусеничного движителя, современного двигателя, прочной, но, довольно легкой, брони. Большое значение имели оригинальные инженерные разработки ученых многих стран: Англии, Франции, России.

Влияние танков на исход Первой мировой войны

  К моменту начала сражений Россия не имела собственных танков, хотя учеными велись серьезные разработки в данном направлении. Отечественные изобретатели намного опережали зарубежных.   

  В 1888 г. Блиновым Ф.А. был создан первый трактор, обеспеченный гусеничным ходом. Путиловскийзавод приступил к массовому выпуску скорострельных орудий. К концу века было налажено производство брони, использовавшейся при строительстве броненосцев.

  В 1914 г. талантливый практик А. А. Пороховщиков представил проект машины, названной вездеходом. Прошедшие испытания показали жизнеспособность проекта, но он не был по достоинству оценен высоким военным начальством.

  Первые танки были сконструированы и использованы в бою за рубежом. 49 английских бронированных машин участвовали в битве на реке Сомма.

Модели были технически не приспособлены для передвижения по пересеченной местности, но конструкторы учли и устранили недостатки, постепенно совершенствуя конструкцию.

  Энергичные французы выпустили в 1918 году танк «Рено», превосходящий английский вариант по маневренности, комфортабельности, надежности.

«Рено» FT — 17

Германия, и равняющаяся на нее Россия, недооценили значение новой машины, что и обеспечило значительное отставание в техническом плане.

Возникновение советских танковых войск

  Молодое государство уже в 1918 г. начало формировать броневые отряды, включающие бронепоезда и бронеавтомобили. Была поставлена задача ускоренного создания и выпуска отечественного танка. Разработка чертежей и выпуск были осуществлены на заводе «Красное Сормово».

На вооружении первых танковых отрядов, сформированных в 1920 г., состояли трофейные и отечественные машины.  

 

Опыт использования бронесил, приобретенный в годы Гражданской войны, был проанализирован и использован в Великую Отечественную.

  В 30 гг. танковые войска выделяются в отдельный род войск, имеющий на вооружении легкие, средние и тяжелые танки, плавающие варианты машин, имеющие серьезное пушечное вооружение.

  Нарастающая внешняя угроза ускорила формирование мощных танковых частей, усовершенствование методов ведения боя. Был получен боевой опыт у озера Хасан, в ходе Финской войны, на реке Халхин-Гол.

Танки в Отечественную войну

  Первый период ведения боевых действий показал, что противник имеет серьезное численное преимущество в технике, имеются проблемы с подачей горючего, много трудностей с организацией тактики боя. Пришлось эвакуировать заводы, производившие технику, и разворачивать их на новом месте. В последующие годы промышленность стала выпускать в несколько раз танков, чем вражеская Германия.

  Наиболее масштабные сражения произошли под Прохоровкой (Белгородская область) в 12 июле 1943 года и

под Сенно (Белоруссия). Не имеющие боевого опыта советские войска, понесли тяжелые потери, пройдя боевое крещение. Уже в 1942 г. были созданы 4 танковые армии, включающие стрелковые подразделения. К моменту окончания войны их было уже 6.

Мирное время: в строю и запасе

   Танковые войска не теряют своего значения при наступательных операциях даже при современном развитии ракетных войск, артиллерии, авиации. Возросшие технические возможности открывают новые перспективы использования. По прогнозам специалистов, танки будущего будут отличаться огневой мощью, подвижностью, совершенными ходовыми характеристиками, экономичностью топливной системы, новыми характеристиками брони.

  Крупнейшими мировыми танковыми державами остаются: Россия, США, Китай. Лидирующая с огромным отрывом РФ, имеет самую протяженную сухопутную границу, обладает большим опытом ведения оборонительной войны.

На ее вооружении состоят Т-72, Т-80 и Т-90. Есть хранящиеся в резерве, но не утратившие боевых характеристик, модели. Постоянно ведутся разработки новых единиц техники. Планируется 70% обновление парка к 2020 году.

  День танкиста традиционно отмечается во второе воскресенье сентября. Праздник был учрежден в 1946 г., в память о признании заслуг бронетанковых войск в победе над Германией.

История и эволюция танка армии США

Примечание редактора: эта статья впервые появилась на Business Insider.

Из всего оружия, используемого на поле боя, лишь немногие привлекают внимание так, как танк.

История доказала, что от хороших танков зависит победа или поражение в бою. Армия США поняла это и уделила своим бронетанковым силам первостепенное внимание для обеспечения успеха на поле боя.

Сегодня армейские танки одни из лучших в мире. Этот престиж является результатом долгой эволюции, в ходе которой были созданы десятки моделей и проведены многочисленные упорные бои.

Промежуточные машины

Развитие танков в США начиналось скромно. Не имея возможности производить собственный танк перед Первой мировой войной, военные США не рассматривали разработку танков в качестве приоритета, поэтому конструкция американского танка более или менее устарела вместе с несколькими основными моделями.

Ситуация полностью изменилась после начала Второй мировой войны. Британия, единственная в Европе и лишенная почти всей военной техники, отчаянно нуждалась в танках, и администрация Рузвельта, пообещав стать «великим арсеналом демократии», отправила тысячи танков по программе ленд-лиза.

Это были M3 Stuart и M3 Lee.

M3 Stuart — легкий танк, вооруженный 37-мм пушкой и тремя пулеметами Browning калибра .30.

В целом танк показал себя плохо. Его броня была минимальной, а пушка была неэффективна против бронированных целей. Он добился большего успеха на Тихоокеанском театре военных действий, где хорошо действовал в джунглях и противостоял слабым японским танкам.

Средний танк M3 Lee оказался более удачным. Он был уникален тем, что имел два основных вооружения: 37-мм орудие в верхней башне и 75-мм орудие, установленное в корпусе. 37-мм калибр предназначался для поддержки пехоты, а 75-мм – для вражеских танков и укрепленных сооружений.

Он показал себя хорошо, оказавшись способным противником почти для всех итальянских танков и даже для немецкого Panzer IV. Ли показал себя еще лучше в Тихом океане, превзойдя японские танки.

Основа Второй мировой войны

Но «Стюарт» и «Ли» были лишь промежуточными транспортными средствами, которые были брошены, чтобы восполнить острую потребность в броне, чтобы остановить немецкое и японское наступление. К 1943 году они устарели.

Их заменили на M4 Sherman. Основанный на Lee и первоначально вооруженный 75-мм пушкой, он имел экипаж из пяти человек и броню толщиной до 3,6 дюйма.

«Шерман» впервые участвовал в боевых действиях в конце 1942 года во Второй битве при Эль-Аламейне, превзойдя своих британских современников и помог фельдмаршалу Бернарду Монтгомери остановить Африканский корпус немецкого генерала Эрвина Роммеля. В первые годы войны он оказался вполне боеспособным и пользовался большим уважением.

Но Шерман не превосходил многие немецкие танки и противотанковые средства. Он понес большие потери, когда союзники вошли в Западную Европу.

Только армия США потеряла более 4000 Шерманов, а Великобритания — около 2000. Потери были настолько велики, что танк заслужил репутацию «смертоносной ловушки».

Но плюсов у Шермана больше, чем минусов. Он был чрезвычайно надежен и имел высокую выживаемость экипажа. Со временем он также был модернизирован 76-мм пушкой, что сделало его способным бороться с большинством немецких танков.

Более того, их было построено почти 50 000, а значит, дефицита никогда не было.

Шерманы использовались на каждом театре военных действий всеми крупными странами-союзниками. Также было много разных вариантов, в том числе с огнеметами и ракетницами.

Они были настолько надежны, что во время Корейской войны командование США решило отказаться от более мощного тяжелого танка M26 Pershing в пользу Sherman.

Семейство Patton

После Второй мировой войны дизайн танков изменился. С изобретением британцами «Центуриона» стало ясно, что современная армия не будет состоять из разных легких, средних и тяжелых танков.

Вместо этого будущее было за основным боевым танком (ОБТ), который в равной степени инвестировал в броню, огневую мощь и подвижность.

Первое применение американских ОБТ было в Корее. Поскольку «Першинг» был склонен к механическим отказам, а «Шерман» устарел, США обратились к новой серии танков, которые составили костяк их танковых войск на протяжении большей части холодной войны: «Паттонам».

Первый Patton, M46, участвовал в Корейской войне. Он отличался 90-мм пушкой и экипажем из пяти человек. Его преемник, M47, не участвовал в боевых действиях в армии США, но был экспортирован в ряд стран НАТО.

M48 был рабочей лошадкой бронетанковых войск США во время войны во Вьетнаме. Он хорошо показал себя в поддержке пехоты и даже противостоял танкам советской разработки ПТ-76 и Т-55, которые использовались армией Северного Вьетнама.

Последний член семейства Patton, M60, отличался композитной броней и 105-мм пушкой. Более поздняя версия, M60A2, получила 152-мм орудие с возможностью запуска противотанковых ракет. Хотя он не служил в составе США во Вьетнаме, он участвовал в боевых действиях во время вторжения в Панаму в 1983 году и первой войны в Персидском заливе в 1991 году. . К 1980 году их детище M1 Abrams было принято на вооружение.

Танк был революционным. Он отличался совершенно новым набором электроники, включая GPS-навигацию и инфракрасную камеру. Его новая броня Chobham в некоторых местах имеет толщину до фута, а его 120-мм орудие может стрелять несколькими типами специально разработанных снарядов, чтобы уничтожить все, что попадется ему на глаза.

В бою за 73 Истинга в феврале 1991 года танки «Абрамс» уничтожили более 100 иракских танков и бронетранспортеров всего за 23 минуты практически без потерь.

Абрамсы также принимали участие в вторжении в Ирак в 2003 году и в небольшом туре по Афганистану. Он постоянно модернизировался, и его последняя версия, M1A2 SEP V.3, поступила на вооружение в 2017 году. Еще более новая версия, M1A3, находится в разработке.

В то время как армия получает новые «Абрамсы», Корпус морской пехоты объявил о планах расформировать все свои танковые подразделения.

Решение, являющееся частью Плана сил Корпуса на 2030 год, предназначено для усовершенствования сил, отказа от «больших тяжелых вещей», чтобы снова сосредоточиться на военно-морских и десантных операциях, в основном в ответ на подъем Китая.

Еще от Business Insider:

  • Трамп обострил трения с военными, заявив, что их лидеры «не хотят ничего делать, кроме как вести войны», чтобы производители оружия могли быть «счастливы»
  • Секретарь Трампа по делам ветеранов выступила в защиту заявленных президентом оскорблений в адрес военных, заявив, что это просто «политика»
  • ИГИЛ захватило журналиста и приговорило его к смертной казни через обезглавливание. Его не видели более 5 лет

Советский легкий танк Т-60 История создания и обзор конструкции

Разработан в августе 1941 года в ОКБ №37 под руководством Н.А.Астрова. В сентябре того же года был принят. За время серийного производства 59было построено 20 танков. Серийное производство продолжалось до февраля 1943 года, но на вооружении танк находился до конца войны. С 1941 по 1942 год было изготовлено 5839 единиц.

В мае 1941 года Московскому заводу № 37 была поставлена ​​задача освоить выпуск легкого танка нового поколения Т 50. Рабочие завода № 37 приняли решение о создании нового легкого танка для сопровождения пехоты и при этом боеспособного. В них планировалось использовать бывшие в употреблении агрегаты моторной трансмиссии и шасси Т-40. Корпус должен был иметь более рациональную форму, уменьшенные размеры и усиленное бронирование.

Убедившись в целесообразности и преимуществах такого решения. Главный конструктор Н.А. Астров и старший военпред завода подполковник В.П. Окунев написал письмо И.В. К Сталину. После этого В.А. Малышева, которому доверили новую машину. Он с интересом осмотрел компоновку танка и одобрил ее. Они обсудили с конструкторами технические и производственные проблемы и посоветовали заменить пулемет ДШК на гораздо более мощную 20-мм автоматическую пушку ШВАК. К производству Т 60 предполагалось привлечь пять заводов среднего и тяжелого машиностроения9.0005

Описание конструкции.

Для танка Т 60, А.В. Богачев создал принципиально новый, более прочный цельносварной корпус. Танк получился с меньшим, чем у Т-40, забронированным объемом и низким силуэтом. Корпус имел углы наклона лобового и кормового листов из катаной гомогенной брони. Меньшие размеры корпуса позволили довести толщину всех лобовых листов до 20–35 мм, бортовых до 25 мм, кормовых до 25 мм.

Водитель располагался посередине в обращенной вперед рубке с лобовым щитком и верхним входным люком, откидывающимися в небоевой постановке. Прицел механика-водителя оснащен быстросменным зеркальным стеклопакетом «триплекс» толщиной 36 миллиметров, прикрытым бронированным затвором. В днище толщиной 6–10 мм располагался аварийный люк. Для внешнего доступа к агрегатам двигателя и трансмиссии имелся съемный лобовой броневой кожух в наклонном лобовом листе. В танке была реализована идея съемного подбашенного листа толщиной 10 миллиметров. Часть боевых машин оснащалась дополнительными броневыми экранами толщиной до 10 мм. На танках ранних выпусков радиостанция не устанавливалась.

Новая башня высотой 375 миллиметров спроектирована Ю. П. Юдович. Он имел конусообразную восьмиугольную форму и был более технологичным. Он был сварен из плоских бронелистов толщиной 25 миллиметров, расположенных под большими углами наклона. Такое решение значительно повысило его устойчивость к обстрелам. Толщина лобовых скуловых бронелистов и масок вооружения впоследствии достигла 35 миллиметров. В крыше толщиной 10–13 мм имелся большой командирский люк с круглой крышкой. Башня была смещена в левый борт на 285 мм от оси корпуса.

По вооружению и подвижности танк Т 60 в целом соответствовал немецкому Pz.II. Но немного превосходит по бронезащите, запасу хода и проходимости на мягких грунтах. Его броня обеспечивала защиту от снарядов легких пехотных 75-мм орудий, а также 37-мм противотанковых орудий на дистанциях до 500 м. Которые использовались в 1941-1942 годах в Вермахте.

История выпусков с конвейеров.

Между тем, 15 сентября 1941 года московский завод № 37 выпустил первый серийный Т 60. Однако в связи с последовавшей вскоре эвакуацией производство было остановлено 26 октября. Всего было изготовлено 245 танков Т 60 в Москва. Вместо Ташкента, который должен был быть вначале, завод эвакуировали в Свердловск на территорию заводов Металлиста. Филиал Воеводина и Уралмаш на три промплощадки. Техника прибыла с 28 октября по 6 ноября. Вместе с эвакуированной туда частью завода КИМ был образован новый танковый завод №37. Первые 20 танков Т 30 и Т 60 собраны 15 и 19 декабря.41 прошел по улицам Свердловска 1 января 1942 года. В первом квартале 1942 года было выпущено уже 512 автомобилей. Всего до сентября 1942 года на Урале было выпущено 1144 Т 60.

Для изготовления бронекорпусов танка Т 60, цеха Коломенского машиностроительного завода им. Куйбышева. На заводе им. Куйбышев изготовил корпуса танков Т 60, которые затем были отправлены на завод № 37. В октябре 1941 года мастерская им. Куйбышева эвакуировали в город Киров, на площадку Кировского машиностроительного завода НКПС им.

1 мая. Здесь был создан новый завод № 38, а уже 19 января42 из ее ворот вышли первые танки Т-60. С февраля завод приступил к их плановому выпуску, одновременно снабжая остальные предприятия литыми траками, которые ранее производил только СТЗ. За 1 квартал изготовлен 241 автомобиль, в июне – 535 шт.

Другое предприятие, занимающееся производством Т 60, завод №264 своевременно получило техническую документацию на танк. Но в дальнейшем ездил на машине самостоятельно, не прибегая к помощи головного завода и не пытаясь ее модернизировать. 16 сентября, 1941 к танкостроению подключились рабочие эвакуированного ХТЗ, которые уже занимались освоением производства Т 60 в Харькове. На завод № 264 они прибыли с уже подготовленным запасом инструмента, поэтому к 29 сентября уже был сварен первый бронекорпус. Агрегаты трансмиссии и ходовой части должны были снабдить танковые производства СТЗ (завод № 76). В декабре удалось собрать первые 52 машины. В январе 1942 года было сдано уже 102 танка, а в первом квартале — 249.

единиц танков. Всего до июня 1942 года здесь было выпущено 830 Т-60. Значительная их часть участвовала в Сталинградской битве, особенно на ее начальном этапе.

Головным и крупнейшим заводом по производству Т 60 был ГАЗ. 16 октября 1941 г. Н.А. Астров с небольшой группой московских коллег для конструкторского обеспечения производства. Вскоре он был назначен заместителем главного конструктора танкового завода, а в начале 1942 года получил Сталинскую премию за создание Т 40 и Т 609.0141 В сжатые сроки завод завершил изготовление нестандартного технологического оборудования. А с 26 октября начал серийное производство танков Т 60. Выксунский завод дробильно-измельчительного оборудования (ДРО) № 177, позже Муромский локомотиворемонтный завод им. их имени, стал поступать во все больших объемах для них во все больших количествах.

Дзержинского №176 с его мощным котельным производством, технологически схожим с танковым корпусом и старейшим бронетанковым заводом в городе Кулебаки №178.