«Варяг» и «Кореец» вернулись на место гибели – Газета Коммерсантъ № 24 (2863) от 11.02.2004

1K 4 мин. …

Японские власти хранят полное молчание по поводу 100-летия начала победоносной для Японии войны с Россией, а у нас торжества в самом разгаре. После возложения венков в Москве, проведения конкурсов среди школьников и открытия выставок по всей стране отряд кораблей Тихоокеанского флота во главе с командующим ТОФ адмиралом Виктором Федоровым вошел во вторник в бухту Чемульпо неподалеку от Сеула, где 9 февраля 1905 года состоялся воспетый в песнях бой крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» с огромной японской эскадрой.

С подробностями специально для Ъ — корреспондент ИТАР-ТАСС в Токио ВАСИЛИЙ ГОЛОВНИН.
       

Памятник на Ил-76

       В Чемульпо давно так много не стреляли: сначала 21 залп артиллерийского салюта дал наш отряд из трех кораблей — ракетного крейсера «Варяг», большого противолодочного корабля «Адмирал Трибуц» и малого противолодочного корабля «Кореец». Затем громыхнули береговые батареи на острове Пхальмидо, находящиеся там для прикрытия от неожиданного налета ВМС КНДР порта Инчхон, одного из важнейших в Южной Корее.
       Желтое море вело себя спокойно, и корабли смогли успешно бросить якоря примерно там, где «Варяг» 100 лет назад так и не смог преодолеть убийственно меткий огонь японских артиллеристов и вырваться из кольца, образованного 14 вражескими крейсерами и миноносцами. На канатах с борта ракетного «Варяга» в 7.00 по московскому времени на морскую волну осторожно опустили зеленый венок с красными и белыми цветами и поминальными лентами в память о погибших моряках.


       На этом первый день церемоний завершился, а главные события состоятся в Инчхоне сегодня: в сквере у рыболовецкой гавани будет открыт памятник героям «Варяга» работы скульптора Андрея Балашова. Гранитную глыбу и плиту общим весом 19 тонн специально доставили российским военно-транспортным Ил-76 из Санкт-Петербурга. Планируется также открыть мемориальную доску на англиканской церкви, где размещался госпиталь Красного Креста, принявший раненых с «Варяга» и «Корейца». Моряки ТОФ воспользуются походом, чтобы 14 февраля провести еще и учения с коллегами из Южной Кореи.
       

Дипломатическая победа

       На нынешних торжествах прилетевшую из Москвы делегацию возглавляет гендиректор ИТАР-ТАСС Виталий Игнатенко, возглавляющий Общество российско-корейской дружбы. Прибыли видные отечественные корейцы: президент Корейской ассоциации стран СНГ и Балтии генерал Владимир Цай, а также бизнесмены, оказавшие помощь в организации торжеств.
       В Сеуле ждали министра обороны РФ Сергея Иванова, но он не приехал, хотя мероприятия в Инчхоне, похоже, готовились в расчете на его участие. В Южной Корее поговаривают, что в Москве, видимо, решили не придавать излишне официального характера церемониям по поводу 100-летия коварной японской атаки на «Варяг», чтобы без нужды не дразнить Токио.
       Кстати, и официальные лица Южной Кореи пошли на открытие памятника несколько неохотно, но вовсе не из боязни обидеть японских соседей. Как сообщают осведомленные источники, в военном и внешнеполитическом ведомствах Южной Кореи одно время даже хотели совсем проигнорировать 100-летие войны «двух империалистических хищников», которые сражались за сферы влияния на Дальнем Востоке, не слишком заботясь о мнении тех же корейцев.
       Поэтому нынешние церемонии в Инчхоне в чем-то стали тихой дипломатической победой России: невозможно даже представить, чтобы Южная Корея ради баланса допустила в свои воды японские корабли для проведения торжеств по случаю 100-летия успешного уничтожения русских сил в Чемульпо. Там слишком хорошо помнят, что произошло после гибели «Варяга»: японские войска маршем прошли до Сеула, заняли его и не покидали до 1945 года.
       

Со дна Чемульпо — на рифы Шотландии

       Незадолго до нынешнего юбилея японский историк Тихару Инаба нашел в одном из московских архивов сенсационный документ — перехваченную и расшифрованную русской разведкой депешу от 7 января 1904 года. Министр иностранных дел Японии Дзютаро Комура уведомлял в ней одного из своих консулов в Маньчжурии о скором начале войны с Россией. Документ переправили в Санкт-Петербург, где на него, как водится, не обратили внимания, позволив Токио беспрепятственно готовиться к внезапным атакам в Чемульпо и Порт-Артуре.

       В наших знаниях о войне 1904-1905 годов вообще немало дыр, и многие неясности связаны с тем же «Варягом». Нередко утверждают, что русские моряки потопили два японских крейсера и один миноносец. Другие пишут об одном потопленном миноносце и трех поврежденных японских крейсерах. Если верить официальным японским данным, то «Варяг» и «Кореец» во время боя вообще ни разу не попали в корабли противостоявшей им эскадры, и, как утверждают в Токио, никто из японских моряков не пострадал. Зато доподлинно известно, что в русский крейсер угодило 12-14 фугасных снарядов, погибли 33 человека и 97 были ранены. Остальные перешли на находившиеся в Чемульпо французские и британские корабли.
       «Кореец» был взорван, а «Варяг» затопили, причем неудачно. При отливе его корпус наполовину выходил наружу, что помогло японцам после полутора лет упорных работ поднять крейсер, отремонтировать и под названием «Соя» ввести в свой флот, в составе которого он находился до 1916 года. Затем его продали России как союзнику по первой мировой войне. «Варяг» отправили на модернизацию в Англию, где после Октябрьской революции он был конфискован в связи с отказом большевиков выплачивать царские долги. Корабль продали на металлолом в побежденную Германию, а по дороге в 1922 году он наскочил на скалы и затонул у берегов южной Шотландии.
       Сегодняшние японские газеты о торжествах в Инчхоне пишут сдержанно, а о «Варяге» отзываются уважительно, называя его героическим крейсером. На государственном уровне 100-летие начала войны вообще не отмечается. Только группа консервативных депутатов парламента посетила вчера столичный храм, посвященный императору Мэйдзи, при котором Япония разгромила Россию и доказала свой статус мировой державы.

Вся лента

когда спущен на воду, история корабля, где затонул

Главная / Техника / Крейсер «Варяг»: когда спущен на воду, история корабля, где затонул

admin 13.

10.2022 Техника Комментировать

Крейсер «Варяг» был первым бронепалубным кораблем, который строился в конце XIX столетия в рамках программы «Для нужд Дальнего Востока». Его считали красивейшим судном русского флота. Сочетание умеренного таранного форштевня, достаточно высокого размещения артиллерии и четырех широких дымовых труб придавало ему эффектный, запоминающийся вид.

На момент строительства «Варяг» относили к числу наиболее скоростных крейсеров мира. Однако его судьба сложилась таким образом, что корабль прослужил немногим более 20 лет, после чего затонул у побережья Шотландии.

Когда бы спущен на воду

История судна началась в 1898 году. Именно в этот период «Варяг» был заложен на верфях завода William Cramp & Sons – одного из самых больших на то время на территории США. Изготовление корабля осуществлялось по заказу Адмиралтейства Императорского флота России. Над проектом работала американская компания «Крамп», которая предложила построить бронепалубный крейсер с водоизмещением 6500 тонн. Длина судна составила 129,56 м, ширина – 15,9 м. Перемещение обеспечивали паровые машины и 30 паровых котлов Nickolas, которые давали суммарную мощность более 16 тыс. лошадиных сил.

Спуск корабля на воду состоялся уже в следующем году – 19 октября. Свое имя «Варяг» получил от одноименного парусно-винтового корвета, который принимал участие в кругосветной экспедиции и бывал у берегов Америки. В 1900 году крейсер передали Военно-Морскому Флоту России, а в марте 1901-го он вышел из Филадельфии и направился в порт своего постоянного базирования на Дальнем Востоке.

История крейсера

В мае 1901 года «Варяг» прибыл в Кронштадт, где его осмотр проводил сам Николай II. После этого корабль совершил несколько официальных визитов в Европу, а затем направился на Дальний Восток – в Порт-Артур. В 1903 году крейсер отбыл в корейский порт Чемульпо, где должен был обозначить военное присутствие Российской Империи в Корее. Однако с началом Русско-Японской войны Чемульпо был блокирован японской эскадрой, а «Варяг» и другие корабли в порту подверглись атаке.

Дальнейшие события вошли в историю русского флота как героический подвиг «Варяга». Кораблю под командованием В.Ф. Руднева пришлось выдержать неравный бой с японской эскадрой, после чего русские моряки приняли решение затопить судно, чтобы не сдаваться врагу. Команда была эвакуирована, а для затопления открыли кингстоны, что привело к крушению и гибели крейсера.

На этом история «Варяга» не завершилась. В августе 1905 года японцы подняли его со дна, отремонтировали и включили в состав своего флота. С 1907 года он приобрел название «Соя» и более 7 лет использовался в образовательных целях. После этого кораблю нашли другое применение – совершение походов к Северной Америке, которые он выполнял вплоть до 1915 года.

В годы Первой мировой войны Япония с Россией вступили в союз, что позволило российскому флоту выкупить корабль и доставить во Владивосток. В феврале 1917-го крейсер потребовал ремонта и был направлен на верфи Ливерпуля, где и оставался на протяжении всего года.

Причины гибели и место крушения

Последующая судьба «Варяга» тесно связана с событиями октябрьской революции 1917 года. Когда британские власти узнали о ее совершении, они приказали задержать все русские корабли, которые находились в портах Великобритании. На тот момент Россия должна была британским верфям большую сумму за ремонт крейсера, однако большевики не хотели оплачивать царские долги, поэтому «Варяг» был конфискован.

Спустя некоторое время корабль продали одной из британских компаний на слом. В феврале 1920 года судно вывели из Ливерпуля и направили в Глазго в сопровождении двух буксиров. Во время перехода по Ирландскому морю крейсер попал в сильный шторм, наскочил на скалы и потерпел крушение.

Затонул «Варяг» у западных берегов Шотландии, близ деревни Лендалфут. Располагался он на небольшой глубине и при отливах показывался из воды примерно на 2 м. Новые владельцы несколько раз пытались снять его со скалы, но все попытки завершались неудачей. В итоге они начали разбирать крейсер прямо на месте, и к 1925 году «Варяг» перестал существовать.

А теперь оцените статью

Средний балл 5 / 5. Число голосов: 1

Оценки пока нет!

и не забудьте поделиться с друзьями


российских боевых кораблей делают редкие S.F. внешний вид

Это карусель. Используйте кнопки «Далее» и «Назад» для навигации по

. 1of24Двухцелевые 200-мм орудия на российском гвардейском ракетном крейсере «Варяг» у пирса 30-32 в Сан-Франциско в понедельник. Эдуард Мускаленко, командир «Варяга», показывает музей корабля в Сан-Франциско в понедельник. В последний раз российский военный корабль заходил в С.Ф. Залив был 1863. Наверху находится оборудование, включая ракеты класса «земля-земля», противолодочные ракеты и 200-мм орудие двойного назначения. В последний раз российский военный корабль заходил в С.Ф. Бухта была 1863 года. Это часть оборудования, включая ракеты класса «земля-земля», противолодочные ракеты и 200-мм орудие двойного назначения. на пирсе 30-32 в Сан-Франциско в понедельник.
В последний раз российский военный корабль заходил в С.Ф. Залив был 1863 г.of2410of24В понедельник к пирсу 30-32 в Сан-Франциско пришвартовался российский гвардейский ракетный крейсер «Варяг». В последний раз российский военный корабль заходил в С.Ф. Бэй был в 1863 г. В последний раз российский военный корабль заходил в С.Ф. Залив был в 1863 году. Лиз Хафалия/ХроникаПоказать большеСкрыть меньше12 из 2413из 24«Варяг», русский гвардейский ракетный крейсер, в понедельник пришвартовался к пирсу 30-32 в Сан-Франциско. В последний раз российский военный корабль заходил в С.Ф. Залив был в 1863 году. 32 в Сан-Франциско в понедельник. В последний раз российский военный корабль заходил в С.Ф. Бэй был в 1863 году. Эдуард Мускаленко, командир «Варяга», показывает свой корабль у пирса 30-32 в Сан-Франциско в понедельник. В последний раз российский военный корабль заходил в С.Ф. Бэй был в 1863 году.of24Capt. Эдуард Мускаленко, командир «Варяга», проводит экскурсию по своему кораблю у пирса 30-32 в Сан-Франциско в понедельник.
Сан-Франциско. Понедельник. Российский гвардейский ракетный крейсер у пирса 30-32 в Сан-Франциско, понедельник.
  • 90 006

Первый российский надводный военный корабль, посетивший Сан-Франциско за 147 лет, на этой неделе пришвартовался к Эмбаркадеро. Визит сочетает в себе дружбу, историю и демонстрацию военной мощи.

Корабль — крейсер «Варяг», обтекаемое серое судно, флагман Тихоокеанского флота России. Двухнедельный переход из Владивостока он совершил в духе дружбы, о чем не раз говорил контр-адмирал России Владимир Кастонов во время пресс-конференции на борту теплохода у причала 30-32 в понедельник.

Визит корабля также увековечивает почти забытую часть русско-американской истории. Царь Александр II отправил флот в Сан-Франциско и Нью-Йорк в 1863 году во время Гражданской войны в США, чтобы продемонстрировать поддержку союза.

Эта русская эскадра из шести кораблей под командованием контр-адмирала провела несколько месяцев в бухте Сан-Франциско. Это было трудное время для Соединенных Штатов — британцы рассматривали вопрос о признании Конфедерации, французы собирались отправить армию в Мексику, а флот Конфедерации имел представления о Тихом океане.

Мало того, русские моряки помогали тушить огромный пожар в Сан-Франциско и шестеро из них погибли. Мемориальная доска в честь моряков была открыта во вторник днем ​​​​на Бродвее и Эмбаркадеро.

— У нас очень, очень богатая история, — сказал Кастонов.

Может быть, но еще один военный корабль российского флота понадобилось более века, чтобы добраться до того, что Кастонов назвал «вашим очень красивым берегом и прекрасным городом». Во время Второй мировой войны сюда заходила русская подводная лодка, а иногда и русское научно-исследовательское судно, но не более того.

Между ними, конечно же, была холодная война, период, когда Сан-Франциско был окружен ракетными батареями «Найк», а бухта была полна кораблей ВМС США, предназначенных для отражения советского нападения, которое так и не произошло.

В понедельник русские были рады показать свой корабль, в том числе угрожающие ракетные установки, в которых размещены 16 крылатых ракет, способных поражать вражеские военные корабли на расстоянии более 3400 миль. Также имеется набор зенитных ракет и обычная двухствольная пушка в башне, способная производить 90 выстрелов в минуту.

Задачей российского флота, по словам Кастонова, является «предотвращение пиратства, особенно в Аденском заливе (недалеко от Сомали) и предотвращение террористических актов».

«Мы работаем вместе с силами Соединенных Штатов в этом регионе», — сказал адмирал.

Капитан Эдуард Москаленко, командир «Варяга», сказал, что его отец в советское время был командиром подводной лодки, но «Варяг» — не русский корабль вашего отца. Во-первых, религиозная икона установлена ​​на почетном месте в кают-компании, что немыслимо в коммунистическую эпоху. Во-вторых, в нем есть небольшая «комната отдыха», где члены экипажа могут проконсультироваться с психологом.

В номере есть удобные диваны, аквариум с тропическими рыбками и два попугая, которых, по словам офицера связи лейтенанта Артема Яковнева, звали Пират и Моряк.

В среду экипаж «Варяга» примет участие в пикнике и спортивных соревнованиях с моряками крейсера ВМС США «Банкер Хилл», который также находится в порту.

Прогулка по «Варягу» с 10:00 до 13:00. Четверг. Корабль отплывает в пятницу во Владивосток.

В работе: Сегодня вечером президент России Дмитрий Медведев посетит Сан-Франциско и в среду посетит предприятия Силиконовой долины. Д1

ОБНОВЛЕНО: Россия заявляет, что поврежденный крейсер «Москва» затонул на буксире, направляясь в порт приписки на Черном море

Главная » Новости и анализ » ОБНОВЛЕНО: Россия заявляет, что поврежденный крейсер «Москва» затонул во время буксировки и направился в порт приписки

на Черном море

Автор: Хизер Монхилио

13 апреля 2022 г., 20:35 • Обновлено:

RTS Moskva (121) 18 июня 2021 г. Фото Yörük Işık‏ использовано с разрешения

Черноморский флагманский корабль ВМФ России РТС «Москва» (121) затонул во время буксировки в Севастополь, Крым, после серьезных повреждений в результате пожара в среду, сообщили российские государственные СМИ в четверг.

«При буксировке крейсера «Москва» в порт назначения корабль потерял остойчивость из-за повреждений корпуса, полученных при пожаре от детонации боеприпасов. В условиях штормового моря корабль затонул», — сообщили в Минобороны России.0111 Лента новостей ТАСС .

РТС Москва (121) у берегов Украины 12 апреля 2022 г. Графика Х.И. Саттона использована с разрешения

Ранее в четверг высокопоставленный представитель министерства обороны не смог подтвердить, что стало причиной пожара на крейсере. Москва находился примерно в 60-65 морских милях к югу от Одессы, когда начался пожар, сообщил журналистам чиновник.

Украинские официальные лица заявили, что противокорабельные управляемые ракеты берегового базирования «Нептун» поразили борт «Москва» , который действовал из штаба Черноморского флота в Севастополе.

«Это вполне могло быть из внешнего источника, такого как ракета», — сказал представитель министерства обороны. «Этот диапазон не выходит за пределы диапазона для Нептуна. Шестьдесят миль находятся в пределах эффективной дальности полета «Нептуна». Но могло быть и что-то другое. Итак, еще раз… мы просто осторожничаем.

Москва боролись с пожаром на борту не далее как сегодня днем, сообщил представитель Минобороны, добавив, что пожар был обширным. Чиновник защиты не мог тогда сказать, сколько повреждений Москва пострадавший от пожара.

«Мы просто не знаем, каков размер ущерба», — сказал представитель министерства обороны. «Похоже, что это значительный пожар, с которым они борются. Но что скрывается под этим огнем и насколько сильно повреждена дыра, мы просто не знаем».

Основные ракетные батареи «Москва» в результате пожара не пострадали, сообщает ТАСС.

Другие российские черноморские корабли двинулись на юг в связи с повреждением Москва , — сказал представитель Минобороны.

Украинские противокорабельные ракеты «Нептун». Фото

Министерства обороны Украины

«Нептуны», впервые поставленные на вооружение в 2021 году, основаны на советской противокорабельной ракете АС-20 «Кайак», которая аналогична американской ракете «Гарпун».

Черноморский флагман ВМФ России получил серьезные повреждения, и экипаж покинул судно, сообщили государственные СМИ поздно вечером в среду в сообщениях после заявлений Украины о поражении корабля ракетным ударом.

Минобороны России подтвердило происшествие Москва , корабль Черноморского флота страны, сообщает государственное издание ТАСС.

Москва Флагман Черноморского флота получил серьезные повреждения, экипаж покинул судно, сообщили ТАСС в среду в Минобороны России.

На корабле возник пожар, в результате которого сдетонировали боеприпасы, сообщает ТАСС. Государственные СМИ не уточнили причину возгорания.

«Подтверждено, что ракетный крейсер Москва сегодня прошел именно туда, куда его отправили наши пограничники на Змеиный остров!» Об этом во вторник сообщил губернатор Одессы Максим Марченко в Telegram-сообщении.
«Охраняющие Черное море ракеты «Нептун» нанесли очень серьезные повреждения российскому кораблю».

Москва был принят в состав ВМФ СССР в 1982 году и является одним из трех ракетных крейсеров типа «Слава».

Три 11500-тонных «Славы» были спроектированы вокруг пусковых установок, которые могут нести 16 противокорабельных крылатых ракет SS-N-12 «Песочница» — каждая размером с телефонный столб. Разработанные в 1970-х годах «Славы» и «Песочницы» предназначались для борьбы с авианосцами США и НАТО, подавляя их залпом высокоскоростных крылатых ракет и топя корабли.

Графика Х.И. Саттона используется с разрешения

Два других Слава — РТС Маршал Устинов (055) и РФС Варяг (011) работали в Средиземноморье.

Москва — не первый российский военный корабль, получивший повреждения в ходе почти 50-дневного вторжения в Украину. Десантный корабль затонул у порта украинского города Бердянск после нападения украинских сил, ранее сообщал USNI News.

Пожар корабля в конечном итоге повредил торговое судно в порту Бердянска, причинив ущерб.