народное восстание в ГДР – DW – 17.06.2019

Камни против танковФото: picture alliance/AP Photo

КультураГермания

Ефим Шуман

17 июня 2019 г.

17 июня 1953 года в Восточном Берлине и других городах ГДР вспыхнуло первое в социалистическом лагере народное восстание. Оно было жестоко подавлено советскими танками.

https://p.dw.com/p/3l7m

Реклама

Все началось с забастовок на самой крупной стройплощадке ГДР — Аллее Сталина в Восточном Берлине. Непосредственной причиной этих забастовок стало решение правительства ГДР повысить нормы выработки во многих отраслях промышленности при сохранении прежней зарплаты.

Но недовольство назревало уже давно. Восточной Германией руководили верные сталинцы во главе с Вальтером Ульбрихтом (Walther Ulbricht), который всю войну провел в Советском Союзе. За неосторожно сказанное слово можно было легко угодить в лагерь или в тюрьму «штази» (министерства госбезопасности ГДР).

Голосование «ногами»

Что касается экономики, то уже в конце 1940-х годов началась форсированная индустриализация страны, причем упор делался, как это типично для всех стран социализма, на тяжелую промышленность. В сельском хозяйстве был взят курс на коллективизацию. Колоссальные средства шли на вооружение и содержание военизированных полицейских отрядов (внутренних войск, которые стали чуть позже основой регулярной армии ГДР). Параллельно проводилась антирелигиозная политика. Правда, сажали священников редко, чаще просто выживали из Восточной Германии, выгоняя на Запад и закрывая церкви.

Демонстранты перед зданием суда в Лейпциге требуют освобождения политзаключенныхФото: picture-alliance/akg-images

Все это уже задолго до июня 1953 года вызывало сначала глухое, а потом и все более явное брожение в ГДР, которая семимильными шагами шла к политическому и экономическому банкротству. Только одна деталь: в Западной Германии карточки уже давным-давно отменили, а в Восточной они существовали, причем их не всегда отоваривали. Так что вовсе не случайно десятки, сотни тысяч жителей ГДР бежали на Запад, благо граница была тогда еще полуоткрыта. В одном только 1952 году из ГДР в ФРГ сбежали 180 тысяч человек, а в первой половине 1953 года — еще 226 тысяч.

Так что повышение норм выработки стало лишь последней каплей, переполнившей чашу терпения. Причины лежали глубже, и главной из них было массовое недовольство начавшимся в ГДР построением социализма советского образца. Да и отношения населения с администрацией советского сектора складывались отнюдь не гладко. Стоит ли удивляться тому, что 16 июня строители Аллеи Сталина бросили работу и маршем прошли по городу. К ним присоединялось все больше и больше людей.

Демонстрация у Бранденбургских ворот 17 июня 1953 годаФото: picture-alliance/ dpa/dpaweb

До этого момента, в течение предшествовавших двух десятилетий, с момента прихода нционал-социалистов к власти в Германии и после войны, немцы знали только предписанные сверху демонстрации. А теперь их охватила эйфория свободы. Тысячи строителей, рабочих, школьников собрались у Дома министерств. Они требовали встречи с руководителями ГДР. Но к ним решился выйти лишь министр железнорудной промышленности.

Другие тем временем вели переговоры с советским военным командованием об эвакуации их и членов их семей в Советский Союз. 17 июня их всех во главе с Ульбрихтом укрыли в Карлсхорсте — районе Восточного Берлина, где располагалось командование советских войск.

Глоток свободы

16 июня демонстранты у Дома министерств скандировали: «Долой Ульбрихта! Долой СЕПГ! Даешь свободные выборы!» На следующий день была объявлена всеобщая забастовка. Восстание охватило всю страну. Демонстрации и забастовки проходили в городах и поселках ГДР. Более тысячи предприятий и кооперативов были охвачены забастовками. В Биттерфельде, Гёрлице и Мерзебурге рабочие штурмовали райотделы «штази». В Лейпциге, Магдебурге и Галле разгромили обкомы партии. В Бранденбурге, Гере и Йене из тюрем освободили политзаключенных. Более миллиона восточных немцев вышли 17 июня на улицы.

В Восточном Берлине сотни тысяч людей собрались на Александерплац, на Потсдамской площади и у Бранденбургских ворот. 22-летний шофер Хорст Валентин (Horst Valentin) взобрался вместе с приятелем на самый верх Бранденбургских ворот, снял красный флаг и водрузил другой — с медведем, символом Берлина. Но внизу уже стояли советские танки… Был объявлен приказ военного коменданта советского сектора Берлина о введении чрезвычайного положения. Запрещались все демонстрации, митинги и прочие «скопления людей». Вводился комендантский час. Но демонстранты не расходились, и тогда танки Т-34 двинулись на людей…

«Западных контактов не выявлено»

Точное число жертв подавления рабочего восстания в ГДР неизвестно. Известны имена только 125 погибших. Сотни людей были ранены. Многих гэдээровские власти хоронили тайком, чтобы скрыть истинное число погибших. Десятки раненых удалось переправить в Западный Берлин и, таким образом, спасти от репрессий. Более 20 тысяч человек были арестованы.

Танки на Аллее Сталина 17 июня 1953 годаФото: Getty Images

После воссоединения Германии, когда открыли архивы министерства госбезопасности ГДР и Политбюро ЦК СЕПГ, выяснилось: сотрудники «штази» затратили неимоверные усилия, чтобы доказать участие «американских провокаторов» и «адэнауэровских агентов» в организации восстания 17 июня: о них постоянно твердила пропаганда. Но не сумели этого сделать. Один из документов госбезопасности гласит: «Западных контактов в ходе расследования не выявлено».

Некоторые уроки из восстания руководство ГДР все же извлекло. Один из них: если на прилавках пусто — никакие лозунги не помогут. Повышение норм выработки было отменено, цены на многие товары первой необходимости снижены на 10-20 процентов. Власти решили в дальнейшем действовать не только методом кнута, но и пряника. Однако главный вывод, который сделали Вальтер Ульбрихт и его соратники, сводился к необходимости всячески укреплять органы госбезопасности и репрессивный аппарат. В Восточной Германии на долгие годы установилось могильное спокойствие. Но и это, как известно, не спасло ГДР…

Написать в редакцию

Реклама

Пропустить раздел Еще по теме

Еще по теме

Показать еще

Пропустить раздел Топ-тема

1 стр. из 3

Пропустить раздел Другие публикации DW

На главную страницу

Основной танк Т-80У (Объект 219АС)

Интересные факты
1Первый в мире серийный танк с газотурбинным двигателем
2Первый в мире основной танк со встроенной динамической защитой (с модификации Т-80У)
3Впервые получил систему комбинированного торможения — турбиной двигателя и механическими тормозами
4Отличался быстрым запуском двигателя, скоростью и маневренностью, легкостью управления
5Получил прозвище «летающий танк»
6Двигатель Т-80 потреблял почти любое топливо — авиакеросин, дизельное, автомобильный бензин, но это снижало ресурс мотора
Бронирование
Боевая масса42 т
Применяемая броняКомбинированная и гомогенная
Запас хода500 км (по шоссе)
Скорость по шоссе70 км/ч (максимальная)
Удельный вес на грунт 0,83 кг/см²
Мощность двигателя1100 л. с.
Огневая мощь
Вооружение №1125-мм пушка 2А46-1
Боекомплект вооружения №140 снарядов
Вооружение №2Спаренный 7,62 мм пулемёт ПКТ
Боекомплект вооружения №22000 патронов
Вооружение № 3зенитный 12,7-мм пулемёт «Утёс» танковый (НСВТ-12,7)
Боекомплект вооружения №3300 патронов
Вооружение № 4Автомат АКМС
Боекомплект вооружения №4Боекомплект — 300 патронов.
Вооружение № 510 ручных оборонительных гранат Ф-1
Дополнительно
Экипаж3 человека
Средства связиРадиостанция Р-123М

Именно этот объект — Т-80У, который находится во втором павильоне Технического центра Парка — создан КБ-2 ленинградского Кировского завода в 1985 году. Главный конструктор Н.С. Попов. На танке установлены: комплекс управляемого вооружения «Рефлекс», система управления огнем 1А45, гидромеханический автомат заряжания. В соответствии с Решением МО и МОП от 27.03.1985 г. на машине вместо встроенной динамической защиты установлена навесная ДЗ.

История танка Т-80 началась 12 апреля далекого 1968 года, когда конструкторам СКБ-2 при Кировском заводе в Ленинграде поручили разработать на базе новейшего тогда танка Т-64 машину с новым двигателем.

Дело в том, что мощный дизельный двигатель на первых версиях Т-64 долго отказывался работать как надо, как и ходовая часть — слишком мал был ресурс. А новые танки армии нужны были “еще вчера”. Шла холодная война, и противник (США), уже с 1967 года испытывал новейшие танки MBT-70 (никто не мог знать, что вскоре эту программу закроют).

Однако, создание нового танка и в СССР оказалось “крепким орешком”. Под новый двигатель пришлось переделать почти всю ходовую часть — от гусениц до трансмиссии.

Так, гусеницы стали более широкими с резиновыми шинами опорных катков, обрезиненными дорожками и резинометаллическими шарнирами. По характерным каткам сейчас наиболее просто отличить Т-80 от Т-64 и Т-72.

Масса танка выросла. Изменили и форму башни. Так Т-80 стал новым танком, а не просто модификацией Т-64.

В итоге получился первый в мире серийный танк с газотурбинным двигателем, который отличался повышенной скоростью и маневренностью, малым шумом и легкостью управления. 

Т-80 был принят на вооружение Советской армии 19 июля 1976 года. Первые машины выпускали на Кировском заводе в Ленинграде, а модификацию Т-80У — на заводе «Омсктрансмаш» в Омске.

Так что же такое газотурбинный двигатель (ГТД) и зачем он нужен?

В газотурбинном двигателе Т-80 ГТД-1000Т два компрессора — высокого и низкого давления, и три турбины. Первые две — для привода компрессоров, а третья — так называемая свободная. Атмосферный воздух сжимается компрессорами сначала низкого, потом высокого давления и поступает в камеру сгорания.

Там топливо, благодаря сильно сжатому воздуху, сгорает с большей энергией, чем при других вариантах двигателя. Затем горячие газы попадают на лопатки газовой турбины и вращают ее, что приводит в движение компрессор высокого давления.

Пройдя первую турбину, газы попадают на турбину компрессора низкого давления. А затем вращают свободную турбину. Через редуктор двигателя и трансмиссию идет отбор мощности со свободной турбины на ведущие колеса машины, что и приводит танк в движение. Свободная турбина может вращаться со скоростью до 26650 оборотов в минуту.

Турбокомпрессоры и свободная турбина размещены на своих независимых валах и механически между собой никак не связаны, только через газовый тракт — не нужны сложные передаточные механизмы. Конструкция получилась весьма простой внешне, но дорогой в реализации: нужны были сложные отливки из жаропрочной стали. Поэтому танковый газотурбинный двигатель Т-80 был гораздо меньше и примерно в полтора раза легче дизеля такой же мощности.

 Т-80 не нужна ни громоздкая система жидкостного охлаждения, ни система обогрева двигателя. Танки Т-80 быстрее заводились, особенно зимой, без предварительного разогрева. Также Т-80 быстрее разгонялись и на 10-20 % быстрее шли маршем. Их манёвренность и проходимость тоже были выше.

На Т-80 впервые применили систему комбинированного торможения — турбиной двигателя и механическими тормозами. Регулируемый сопловой аппарат турбины позволял менять направление потока газов, заставляя лопатки турбины вращаться в противоположном направлении.

Т-80 благодаря новейшему двигателю и ходовой части отличались плавностью хода и куда меньше шумели. Механики-водители легко ими управляли и меньше уставали на марше. Также моторы у Т-80 почти не давали дыма и не имели больших нагретых радиаторов системы охлаждения, что в теории отлично способствовало тепломаскировке.

Двигатель Т-80 может работать на самом разном топливе — авиационном керосине для реактивных самолетов, дизельном топливе (в просторечии “солярке”) и автомобильных низкооктановых бензинах.  Однако использование дизельного топлива или его смеси с керосином резко сокращало ресурс двигателя. А в Средней Азии в местах с обилием лёссовой пыли такое топливо для двигателей первых лет выпуска прямо запрещали использовать. Поскольку газовая турбина очень чувствительна к пыли, Т-80 оборудовали системами воздушного сдува пыли и вибрационной очистки лопаток турбин.

Еще одним преимуществом Т-80 считали то, что его двигатель и обслуживающие системы (бак с маслом, воздухоочиститель, радиаторы и т. д.) сделали в виде моноблока, то есть его можно сравнительно легко и быстро вынуть из танка, а потом поставить на место.

С другой стороны, ГТД гораздо дороже дизеля и почти вдвое “прожорливее” — в 1,7-1,8 раза по результатам советских танковых испытаний 70-х годов. И при внешней простоте конструкции обслуживать новый двигатель механикам из солдат срочной службы было весьма трудно.

125-мм пушка Т-80 2А46-1 унифицирована с пушками на танках Т-64 и Т-72. Но при этом Т-80 отличается от Т-72 механизмом заряжания с электрогидравлическим приводом (на Т-72 — автомат заряжания с электродвигателем). Заряды пороха для снарядов у Т-80 стоят в машине вертикально, как у Т-64. Система управления огнем тоже была взята у Т-64. Но на Т-64 у водителя один смотровой прибор, на Т-80 — три.

Модификация Т-80У впервые в мире получила встроенную противоснарядную динамическую защиту. Контейнеры со специальной взрывчаткой при попадании кумулятивного снаряда или ракеты взрываются и выбрасывают бронепластину навстречу кумулятивной струе, что резко снижает пробиваемость.

Разработка динамической защиты началась еще в годы Великой отечественной войны. Но на стадии завершающих испытаний система оказалась в начале 80-х гг. В 1985 году динамическую защиту, получившую название «Контакт-1», стали серийно устанавливать на различные виды боевой техники, в том числе и на танк Т-80 (модификация Т-80Б). Вероятность поражения танка, оснащенного новой защитой, уменьшилась почти в 2 раза. Но только от кумулятивного снаряда.

Появление в 1986 г. второго поколения динамической защиты «Контакт-5» обеспечило частичную защиту (в 1,2 раза) танка от бронебойных подкалиберных снарядов. Элементы динамической защиты первого и второго поколения взаимозаменяемые.

К концу 1980-х годов Т-80 стал основой танковых войск СССР на “направлении главного удара” — в Западной группе войск на территории ГДР (сейчас это восточная часть ФРГ). То есть именно Т-80 должны были первыми идти в “горнило” Третьей мировой войны, если бы она началась.

Но холодная война так и не переросла в горячую. И Т-80 пришлось воевать только в ряде локальных конфликтов.

После конца холодной войны Т-80 впечатлял зарубежных зрителей на самых разных военных шоу. Благодаря высокой скорости и маневренности Т-80 получил прозвище “летающий танк”. Он стал символом последних достижений отечественной танковой промышленности.

Т-80 экспортировали в Республику Корея, на Кипр, Анголу и в Египет. Это помогло накопить ресурсы и опыт для перехода к новому поколению отечественных танков.

Танковая энциклопедия, первый онлайн-музей танков

  • Бразильские колесные транспортные средства времен холодной войны

Даррен Хейз / 6 марта 2023 г.

Бразилия (конец 1970-х) Бронетранспортер — построен 1 прототип Когда Engesa начала производство Cascavel и Urutu в…

Подробнее

  • Итальянские САУ времен Второй мировой войны
  • Броня RSI времен Второй мировой войны

Артуро Джусти / 4 марта 2023 г.

Королевство Италия/Repubblica Sociale Italiana (1942-1945) Самоходка – построено 146 (1 прототип + 145 серийных) Semovente M42M da…

Подробнее

  • Холодная война, Бразилия CCL X1

Даррен Хейз / 1 марта 2023 г.

Федеративная Республика Бразилия (1976-1988 гг.) Гусеничный мостоукладчик — 1 прототип и 4 построенных В 1973 г. Бразилия начала разработку…

Подробнее

  • Современная сербская броня

Марко Пантелич / 27 февраля 2023 г.

Республика Сербия (2016 г.) Беспилотная платформа с дистанционным управлением – 10+ построенных В последние годы большинство современных армий по всему миру. ..

Подробнее

  • Западногерманские прототипы холодной войны

Даррен Хейз / 25 февраля 2023 г.

Федеративная Республика Германия — 1959 г. Истребитель танков — построен 1 прототип и 1 прототип из низкоуглеродистой стали Когда Запад…

Подробнее

  • Советский КВ-4 Второй мировой войны

Павел Алексей / 22 февраля 2023 г.

Советский Союз (1941 г.) Сверхтяжелый танк — Только чертежи Программа КВ-4 была начата в марте 1941 г. для борьбы с…

Подробнее


Если вы интересуетесь историей в целом и войной в частности, «Танковая энциклопедия» — это место, где можно найти ВСЕ бронетранспортеры, которые когда-либо бороздили поле боя, от «сухопутных броненосцев» Герберта Уэллса до новейших основных боевых танков, наши статьи охватывают все эпохи разработка бронетехники и охватывает широкий спектр конструкций бронетехники, от мостоукладчиков и инженерных машин до истребителей танков и бронетранспортеров. Вы также можете найти статьи о «мягкой» технике, противотанковом вооружении, тактике, боях и технике. Десять лет занудной одержимости гусеничными моделями.

Танковая энциклопедия продолжает находиться в стадии разработки, и здесь вы, читатель, можете помочь. Если вы обнаружите, что чего-то не хватает, добавьте это в наш список Public Suggestion . И пожалуйста, поддержите нас!

Товарищи на гусеницах


Четыре эпохи, которые мы освещаем:

Первая мировая война: грязь, колючая проволока и окопы Великобритания и Франция начали разработку танков для прорыва вражеских линий. Они предназначались для проникновения на нейтральную полосу, но танк быстро превратился в машину для убийств, интегрированную в общевойсковые операции.

Вторая мировая война: испытательный полигон для боевых бронированных машин: Впервые большое количество танков и бронетехники будет сражаться друг с другом. От джунглей тихоокеанских атоллов до засушливых пустынь Ливии, ледяных и ветреных степей Советского Союза и дождливых бокажей Нормандии.

Холодная война: Восток против Запада: Две противоборствующие сверхдержавы привели к расколу мира на Восток и Запад. США и СССР вместе со своими альянсами создали новое поколение бронетехники, извлекая уроки из многочисленных опосредованных войн.

Современная эпоха: танки все еще актуальны?: Несмотря на многочисленные пророчества, предвещающие кончину танков, бронетехника по-прежнему остается важной отраслью вооруженных сил всего мира. Нет никаких признаков того, что это скоро изменится, поскольку разработка танков продолжает адаптироваться к современному полю боя.

⚠ Об иллюстрациях на сайте: Вы можете свободно использовать и публиковать иллюстрации танков/ББМ на этом сайте только ДЛЯ ЛИЧНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ. Для любого коммерческого использования , в том числе на YouTube (поскольку в большинстве видеороликов используется реклама), свяжитесь с нами, заполнив контактную форму . Tank Encyclopedia может предлагать лицензии для одноразового использования или глобальные лицензии для более широкого и долгосрочного использования.

С участием (уже десять лет!)

Партнерские сайты

Сообщество

Более 60 участников и авторов из многих стран, включая писателей, корректоров, исследователей, переводчиков, иллюстраторов, фотографов, менеджеров сообществ, документалистов и признанных авторов .

Удивительный материал

Более 3000 специальных иллюстраций от десятков авторов, десятки тысяч фотографий и данных. Охвачены все эпохи, все страны.

Для всех

Один из лучших информационных центров по доспехам. Прикрытие всех боевых бронированных машин мира. Для историков, моделистов или энтузиастов.


 

Подпишитесь на нас в Twitter

Твиты от tanksenc Follow @tanksenc

давно списанных вооружений Восточной Германии возвращаются на поле боя | Американский институт предпринимательства

7 октября 1989 года Германская Демократическая Республика отметила свое 40-летие. Изюминкой стал военный парад, и Восточная Германия могла похвастаться грозными вооруженными силами. Через год страна прекратила свое существование, а ее обширный арсенал оружия был сдан на хранение или распродан. Сейчас это оружие отправляется в Украину. Восточная Германия восстает из мертвых, чтобы помочь спасти хотя бы несколько украинских жизней.

Под руководством Эриха Хонеккера и министра обороны генерала Хайнца Кесслера Национальная народная армия Восточной Германии была не просто огромной военной силой, состоящей из хорошо обученных офицеров и солдат, а также огромного количества призывников, которые служили от 18 месяцев до трех лет. лет и находились в постоянной боевой готовности. Он также обладал колоссальным арсеналом вооружения советского образца. Поскольку споров о том, кто из членов Варшавского договора является главой, не было, мелкие члены послушно покупали оружие советского образца, что помогло альянсу добиться оперативной совместимости, которую демократия НАТО уже давно пытается установить.

Когда 3 октября 1990 года Восточная Германия прекратила свое существование, Национальная народная армия (ННА) оставила после себя 3 000 боевых танков, почти 8 000 единиц бронетехники, бесчисленное количество самолетов, вертолетов, гаубиц, ракет, 300 000 тонн боеприпасов и многое другое. Поскольку бундесвер — западногерманские вооруженные силы, поглотившие восточногерманские вооруженные силы, — не использовал большую часть оборудования, он продал или подарил большую его часть другим странам. (Бундесвер хранил другое вооружение, использовал его на запчасти или выбрасывал. В бывшем восточногерманском городе Рокенсусра есть даже кладбище танков.

Это означает, что сегодня во многих странах есть старое восточногерманское оборудование. А поскольку снаряжение использовалось Советским Союзом и другими странами Варшавского договора, оно совпадает с тем, к чему привыкли украинские солдаты, что исключает необходимость в дополнительной подготовке. В январе Эстония хотела отправить украинцам принадлежавшие ей бывшие гаубицы Северного Вьетнама, но правительство Германии заблокировало пожертвование. (Берлин имеет право голоса в том, где изначально оказывается восточногерманское оружие.) Однако, когда Россия вторглась в Украину, Германия уступила. А ранее в этом месяце Чехия, получив добро из Берлина, направила в Украину 56 бывших восточногерманских бронетранспортеров. Прага также отправила украинцам советские танки Т-72М, некоторые из которых находились в собственности Чехии со времен Варшавского договора. Таким образом, бывшие страны Варшавского договора мстят своему бывшему оккупанту и незваному правителю.

Да, техника советских времен стареет, но когда она в хорошем состоянии, она надежна. «Было очень приятно видеть, что правительство Германии помогает нам, не блокируя передачу», — говорит мне Томаш Копечный, заместитель министра обороны Чехии, отвечающий за промышленное производство. «Теперь я надеюсь, что они продолжат эту линию политики и будут максимально поддерживать Украину… особенно тяжелым вооружением, которое будет иметь решающее значение в ближайшие дни». (Чехи также прислали украинцам новые гаубицы. )

В остатках СВА еще есть жизнь. А поскольку страны в любом случае готовились к списанию своего оборудования советской эпохи, в ближайшие недели и месяцы должно быть доступно гораздо больше оружия СНА для быстрой передачи Украине.

Это не означает, что страны могут просто отправить ненужное, которое они и так собирались выбросить на пастбище. Наиболее полезными для Украины «были бы 130-мм и 152-мм артиллерийские установки и ракеты», — говорит мне генерал Ричард Бэрронс, бывший командующий Объединенными силами Великобритании. «Бронированные машины хороши для общей «защищенной мобильности», но большинство из них вообще не подходят для того, чтобы смешивать их с танками. Украине нужно больше возможностей для отражения атак российской бронетехники до того, как они сблизятся с украинскими позициями. Проблема сейчас в том, чтобы вовремя доставить им снаряжение и боеприпасы, но если дело зайдет в тупик, они все равно понадобятся». И спасение хоть каких-то украинских жизней было бы достойным концом для восточногерманского оружия.