Танк Е-100 — характеристики

Немецкий сверхтяжёлый танк Е-100 появился в результате попытки создать конкурента Маусу, разработанному Фердинандом Порше.

Сотрудники фирмы Адлерверке 30 июля 1943 года начали работу над этим проектом. Е-100 должен был стать самым мощным и тяжёлым в Е-серии, имея защиту на уровне Мауса и хорошую подвижность при этом. Кроме того, на всю серию планировали ставить унифицированные части для облегчения производства и ремонта, а, зарекомендовавшая себя как очень капризная и сложная подвеска, наконец-то заменялась на другую.

Создание

Путь у танка оказался довольно тернистым. В конце 1944 года Гитлер лично издал приказ в связи со сложным положением Германии, согласно которому разработка и производство всех сверхтяжёлых танков отменялись. Несмотря на это, на заводе Хеншель сотрудники до самого конца войны продолжали создавать Е-100.

К 1945 году для Е-100 изготовили корпус и ходовую часть, после чего успели провести несколько испытаний. Но война уже заканчивалась, вследствие чего окончательные испытания были проведены в Великобритании после того, как его захватили и переправили туда союзные войска.

Теперь, после краткого экскурса в историю, можно поговорить об особенностях сверхтяжёлого танка Е-100. Корпус и ходовая были собраны вместе, а всё остальное находилось лишь в проектном состоянии, поэтому точно сказать его характеристики не выйдет.

Конструкция

Компоновка Е-100 сохранила традиции немецкого танкостроения и предполагала переднее размещение трансмиссии вместе с задним расположением двигателя. Экипаж должен был состоять из 6 человек — командира, наводчика, двух заряжающих в башне и радиста с механиком-водителем в корпусе.

Вес Е-100 планировался около 140 тонн, но при этом стояла задача обеспечить сравнимую с Маусом защиту. Бесконечно наращивать толщину бронелистов невозможно, поскольку это повышает вес и уменьшает объём доступного пространства внутри корпуса. Поэтому многие листы брони на Е-100 разместили под наклоном, что позволило повысить защиту при меньшей массе.

Корпус

Верхний лобовой лист имел толщину 200 мм и угол наклона 60°, что давало приведённую толщину около 300 мм, нижний — 200 мм и 50°. Это делало лоб корпуса практически неуязвимым для современных ему орудий.

Борта достигали 120 мм, причем снаружи ещё имели экраны толщиной 65-75 мм, защищающие ходовую часть от повреждений.

Кормовая часть корпуса также отличалась отличной защитой, заключающейся в листе брони толщиной 150 мм под углом 50°.

И даже днище с крышей корпуса имели довольно неплохую толщину в 80 мм. Конечно, на фоне других цифр эти смотрятся совсем не внушительно, но вспомните про бронезащиту лёгких и средних танков, чей лоб был менее прочным, чем крыша у Е-100.

Башня

Изначально инженеры планировали установку башни от Мауса, но позже было предложено ещё два варианта.

Один из них это башня «Mausturm II», фирмы Крупп, отличающаяся возможностью установки в неё другого орудия и худшей защитой бортов из-за толщины всего 80 мм. При этом лобовой лист должен был быть прямым и расположенным под наклоном, что давало хорошую стойкость к попаданиям снарядов.

А последний вариант башни Е-100 так и остался практически не изучен, поскольку чертежи или эскизы не сохранились, а образец не успели изготовить. Известно лишь то, что проектировалась она по заказу фирмы Адлер и отличалась наклонными листами брони.

Вооружение

Планируемое к установке орудие менялось вместе с вариантами башен. В самом начале это было 12.8 см KwK 44 L/55 и спаренное 7.5 см KwK 37 L/24. После этого инженеры решили установить 15 см KwK 44 L/38, ради которого и была спроектирована вторая башня. Позже оказалось, что это орудие с незначительными недоработками ставится и в первую из башен. А в вариант фирмы Адлер должно было устанавливаться всё то же 15 см KwK 44 L/38 или огромное и сверхмощное 17,3 см KwK 44 .

Ходовая

Ходовая часть была переработана, как и на остальных танках Е-серии. Теперь она использовала не торсионы, а пружины Бельвиля, что позволило освободить место в корпусе, выдерживать большие нагрузки и значительно облегчить обслуживание с ремонтом, поскольку для замены катка теперь не было нужды снимать множество других, демонтируя чуть ли не половину ходовой части при этом.

Фирмой Адлерверке были созданы гусеницы шириной в метр, с которыми Е-100 не помещался на железнодорожные платформы, поэтому пришлось, как и на Тигре, использовать более узкие гусеницы во время транспортировки и снимать внешний ряд опорных катков вместе с бортовыми экранами.

Ходовую часть на Е-серии большинство источников хвалит, но есть и подводные камни. При всех своих плюсах, её производство наладки технологий по созданию тарельчатых пружин и материала для них. Кроме того, требовалось ещё долго и точно механически обрабатывать части подвески на фрезерных и токарных станках. В итоге теоретически более простая, технологичная и дешёвая подвеска могла оказаться более дорогой и сложной в производстве из-за требования дефицитных на тот момент материалов, станков и рабочей силы.

Двигатель

В качестве двигателя планировался 1200 сильный Maybach HL234, который должен был разгонять танк Е-100 до 40 км/час, но его производство так и не было налажено до самого конца войны, поэтому испытания проводились с Maybach HL230 мощностью 700 л. с., чего явно не хватало для 140 тонн, из-за чего на полигоне Е100 достиг лишь 20 км/час и отличился ужасной проходимостью.

Эпилог

Танк Е-100 так и не был произведён даже в единичном экземпляре, а на испытаниях был установлен маломощный двигатель, после чего всё было отправлено на разборку. Такая незавидная судьба оказалась у довольно перспективного немецкого танка. В отличии от своего конкурента, Мауса, Е-100 обладал меньшим весом, лучшей защитой, подвижностью, технологичностью и возможностью установки более мощного вооружения. Но помогло бы это ему на войне? Наверняка нет, ведь оставались нерешёнными проблемы, присущие сверхтяжёлым танкам, например, маленький запас хода на уровне 100 километров, невозможность проезжать через многие мосты, цена производства и размеры, благодаря которым танк становился отличной мишенью для всех, в том числе и авиации, которой огромная толщина лобовых бронелистов не особо мешала.

Танк Е-100 был лишь интересным образцом немецкого танкостроения, но никак повлиять на ход войны, будучи даже введённым в серийной производство, не мог. Впрочем, как и другие проекты немецкого сверхоружия.

100 — сверхтяжелый танк рейха: исторические факты

Как известно, после поражения Германии в Первой мировой войне на ее вооруженные силы были наложены определенные ограничения. Так, согласно Версальскому мирному договору, Веймарской республике запрещалось иметь и производить, помимо всего прочего, бронетехнику. Пока в остальных европейских странах проектировались и испытывались новые танки и машины на их основе, немецкие конструкторы если и создавали что-либо подобное, то маскировали плоды своего творчества под сельскохозяйственную технику (например, танки Grosstraktor Kleintraktor, в переводе соответственно — большой и малый трактор).

Начало производства танков

После прихода к власти в Германии национал-социалистической партии под руководством Адольфа Гитлера страна отказалась соблюдать версальские ограничения на производство вооружений. Начался ускоренный выпуск танков. Первыми моделями, которые начали выпускать в первой половине тридцатых годов ХХ века, были легкие Т-1 и Т-2 (именно под такими индексами эти машины проходили в советской военной литературе). К началу Второй мировой в производство пошли средние Т-3 и Т-4, кроме того, было захвачено немало чехословацких легких танков. Таким образом, к началу боевых действий на вооружении вермахта не было ни одного тяжелого танка. Не считать же таковыми танки «Рейнметалл», которые были выпущены в количестве трех экземпляров. Хотя немецкая пропаганда завышала их реальные боевые возможности, даже по этим показателям они не дотягивали до тяжелых.

Появление «Тигров»

1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу, началась война. За два года победного шествия по Европе немецкие военные не замечали отсутствия в своих рядах тяжелых танков, но со вступлением на советскую территорию они столкнулись с КВ-1 и Т-34, и вермахт начал пробуксовывать. Сразу активизировались работы над проектами новых тяжелых машин.

Из двух проектов выбрали танк фирмы «Хеншель», а Фердинанду Порше пришлось довольствоваться вторым местом. Машину назвали «Тигр». И вот в августе 1942 года вблизи станции Мга под Ленинградом первые немецкие тяжелые танки пошли в бой. Первый блин оказался комом: один танк сломался, второй захватили советские войска. Массовое применение тяжелых «Тигров» пришлось на лето 1943 года, на время знаменитой Курской битвы, которая ознаменовала собой коренной перелом в войне. Однако аппетит приходит во время еды, и немецкие конструкторы задумались о сверхтяжелых танках. Как и в прошлый раз, разработку поручили двум конкурентам: «Хеншелю» и Порше. Первая фирма начала разработку Е-100. Танк же, который проектировал Фердинанд Порше, назвали «Маусом».

Е-100: танк, история создания

Проектируя данную машину, фирма «Хеншель» приступила к воплощению идеи создания унифицированной линейки различных по массе танков Е-серии. Предполагалось разработать прототипы от легкого — Е-10, до сверхтяжелого — Е-100. Танки серии Е должны были заменить стоящие на вооружении машины. Из всей линейки танков реально были начаты работы только по Е-100. Танк, фото корпуса которого представлено в статье, так и не был построен. Это объясняется тем, что работы по машине проводились после наступления коренного перелома в войне и значительно отставали от графика. Вскоре все разработки по этому проекту были прекращены. Только после войны союзники, захватившие недостроенные танки, смогли провести ходовые испытания одного из них (без башни), однако машина показала очень плохую проходимость и низкую скорость.

Варианты Е-100

Кроме основной модификации, на базе танка предполагалось выпускать противотанковую САУ, а также воплощать еще один весьма интересный проект. Речь идет о так называемом зенитном танке на базе Е-100, или «Мауса». Его планировали вооружать двумя 88-миллиметровыми зенитными орудиями — знаменитыми восемь-восемь. Данный аппарат должен был стать поистине универсальной машиной: кроме авиации, он имел возможность бороться и с бронетехникой противника. За счет высокой начальной скорости снаряда эти орудия позволяли поражать самые высокобронированные цели. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что очередная попытка руководства Третьего Рейха создать чудо-оружие не достигла успеха.

Возрождение проекта

Хотя танку Е-100 и не удалось поучаствовать в сражениях войны, для которой его проектировали, он с успехом проявляет себя в виртуальных боях проекта «Мир танков». Данная машина венчает ветку развития тяжелых танков Германии.

Сотка по праву считается одним из лучших тяжей игры. Благодаря своей броне и очень дамажной и точной пушке машина легко компенсирует свой недостаток: низкую скорость, неповоротливость, заметность. На этом танке удобно держать фланг (при обороне) или продавливать направление (при атаке). Особо хочется посоветовать избегать открытых пространств, так как благодаря своим размерам и низкой скорости, машина является лакомой целью для артиллерии и противотанковых САУ. А в целом разработчики сделали очень хороший тяжелый танк десятого уровня.

E 100 (Entwicklung 100) — Танковая энциклопедия

Германский рейх (1942-1945)


Сверхтяжелый танк – 1 незавершенный прототип дизайн. Это не совсем так, поскольку E 100 появился после 130-тонного Tiger-Maus от Krupp, который был соперником Maus. Когда 3 января 1943 года Гитлер одобрил Porsche-Maus, от Krupp Tiger-Maus отказались. Вскоре после этого Эрнст Кникампф (Танковая комиссия), не информируя Круппа, передал работу над проектом фирме Адлера во Фридберге для создания простого прототипа (E 100 versuchs-farhgestell: Экспериментальный 100-тонный испытательный корпус) для испытаний. Это было сделано несмотря на отсутствие у фирмы опыта проектирования или производства танков и башен. По словам Кникампфа, компания Krupp уже была перегружена другой работой, но она лежала в рамках общей концепции Entwicklungsreihe versuchs panzerkampfwagen (испытательная серия бронированных машин) Kniekampf, пытавшейся рационализировать разработку танков в различных весовых категориях. Почти год спустя (после провала производственных планов Porsche-Maus) неудавшийся Tiger-Maus, автомобиль, который показал большие перспективы в упрощенном производстве по сравнению с Maus, продемонстрировал какой-либо существенный прогресс.

Хотя работа Адлера над этим 100-тонным проектом корпуса началась в конце июня 1943 года, только весной 1944 года программа продвинулась до чего-то большего, чем просто идея произвести испытательный корпус (хотя некоторые части начали собираться в Падерборне). Это означает, что E 100, строго говоря, начался после того, как Maus был одобрен, и что он ни в каком смысле не был конкурентом Maus. Это была не копия Tiger-Maus, а его дальнейшее развитие, и это был многообещающий шаг к рационализации немецкого танкостроения во время Второй мировой войны.

Origins

Крупповский 130-тонный Tiger-Maus был логическим соперником Porsche-Maus, используя уже доступные компоненты из проектов Tiger II и Panther, которые были разработаны и испытаны. От двигателя до подвески, Tiger-Maus будет значительно тяжелее обоих этих автомобилей, но его будет намного проще производить, эксплуатировать и обслуживать, чем Porsche-Maus, из-за этих общих компонентов. В отличие от Porsche-Maus почти каждый элемент пришлось разрабатывать с нуля. Был, к концу 1942, когда Krupp искал производственные заказы, оставалось решить только 3 элемента для Tiger-Maus. Первым был двигатель. 700-сильный Maybach HL 230 P30 был выбран из соображений целесообразности, за неимением 1000-1100-сильного* варианта с наддувом, который обещали подготовить в срок к сентябрю 1943 года. Второе — трансмиссия и рулевое управление. Хотя система рулевого управления L801 от Tiger II могла использоваться, в то время как Tiger-Maus все еще планировался с двигателем HL 230 P30 мощностью 700 л.с., когда новый двигатель (Maybach HL 234 мощностью 1000–1100 л.с. передача должна быть усилена, чтобы справиться с дополнительными нагрузками. Работа над этим элементом также шла полным ходом, и он будет готов к производству машин. Наконец, наименьшей из проблем Tiger-Maus было стремление к более легкой башне. Оригинал весил 45,5 тонны и составлял чрезмерную долю веса танка из-за его тяжелой брони. Wa Pruf 6 настаивал на гораздо более легкой башне, хотя к концу 1942, похоже, это не продвинулось вперед, так как машина все еще весила чуть меньше 130 тонн.

(*В интервью 1945 года фон Хейдекампф ясно дал понять, что даже с наддувом этот двигатель может развивать только 900 л. с.)

значительное снижение предлагаемой броневой защиты. Это связано просто с тем, что стальная броня башни вносила наибольший вклад в ее общий вес. Уменьшение веса башни до 25–30 тонн означало, что машина будет весить около 110 тонн. Так совпало, что когда 130-тонный Тигр-Маус воскрес в 1943, он относился к классу 100-тонных танков (Entwicklung 100 — танк проекта 100 тонн).

Сравнение расчетного веса корпуса и башни в процентах

Компонент 130-тонный танк 130-тонный танк с облегченной башней по Wa Pruf 6
Вес корпуса 83,4 тонны 83,4 тонны 83,4 тонны
Масса башни 45,5 тонн 25 тонн* 30 тонн*
Общий вес 128,9 т 108,4 тонны 113,4 т
Корпус в % от общего веса
64,7 % 76,9 % 73,5 %
Башня в % от общего веса 35,3 % 23,1 % 26,5 %
Примечания Для сравнения, Serienturm на Tiger II составлял 21,9 % от общего веса машины.
* Оценки ТОЛЬКО для целей иллюстративного анализа выделены курсивом.

Первое упоминание об этом новом 100-тонном проекте было 18 марта 1944 года, когда представитель Круппа (Оберинг Вельферт) узнал, что деревянная модель этого нового танка должна быть осмотрена к концу месяца представителями из Wa Pruf 6. Это произошло после того, как директор Йеншке из фирмы Адлера во Франкфурте передал чертежи, предположительно, чертежи Круппа за январь прошлого года. На встрече в конце 19 мая44 между Krupp и Kniekampf было подтверждено, что E 100 по сути был всего лишь 130-тонным Tiger Maus с модифицированной подвеской.

Разработка

Адлер работал над проектом корпуса E 100 с 30 июня 1943 года и медленно собирал детали в Падерборне, но мало что было сделано до весны 1944 года, когда Крупп узнал о проекте. Представители Krupp, по вполне понятным причинам, были раздражены тем, что они увидели (совершенно правильно) в качестве конструкции корпуса (для 130-тонного Tiger-Maus), которая была отвергнута 19 января 1999 г. 43, отданный другой фирме (без опыта изготовления подобных вещей) для разработки (в тайне от Круппа). Можно было предположить, что причина участия Круппа заключалась в том, что кто-то должен был собрать корпуса, и они были единственной фирмой, способной взять броневые листы и сварить их вместе, чтобы получить корпус, на котором можно было собрать эти части.

Несмотря на обход, Krupp, похоже, выполнил все обязательства, которые от них требовали в отношении E 100 Fahrgestell (испытательный корпус), и к 15 января 1945 сборка корпуса шла полным ходом в Хаустенбеке (недалеко от Падерборна).

В это время (15 января 1945 г.) корпус ожидал установки рессорной подвески (рессоры были изготовлены, но по ошибке отправлены не туда) и сборки топливопроводов (которые не прибыли). Помимо этих деталей, было установлено большинство автомобильных элементов и доставлены секции защиты гусеницы (все 6 штук). Был также запас транспортных гусениц (transportkette), хотя боевые гусеницы (gefechtskette) еще не прибыли. Остальные внутренние компоненты в боевом отделении находились в процессе установки, после чего должны были быть установлены конечные компоненты трансмиссии, такие как система рулевого управления, тормоза, бортовые редукторы и карданный вал.

Недостроенный корпус E 100, установленный на транспортном прицепе союзниками.
Источник: Wargaming.net

В отчете о состоянии производства этого испытательного корпуса также запрашивалась информация о башне (или испытательном грузе аналогичной формы), чтобы можно было установить средства ее крепления на корпус. Дальнейшие работы по сборке продолжались в течение этих первых месяцев 1945 года, но из-за ухудшения военной обстановки машина осталась незавершенной, когда 19 мая объект был захвачен союзными войсками.45.

Союзники нашли корпус с двигателем (700 л.с. Maybach HL 230 P30), трансмиссией (Maybach OG 40 12 16 B) и системой рулевого управления (Henschel L801). Боевые гусеницы шириной 1 м (шаг 150 мм), отсутствовавшие в январе 1945 года, прибыли, рессоры были установлены, но зубчатые колеса ведущей звезды все еще отсутствовали.

Автомобильная промышленность

В автомобильном отношении E 100 шел по тому же пути, что и предшествовавший ему 130-тонный Tiger-Maus. Первоначально предполагалось использовать двигатель Maybach HL 230 P30 мощностью 700 л.с. при 3000 об/мин, хотя на 130-тонном автомобиле это обеспечило бы маломощное отношение мощности к массе всего 5,4 л.с./т. На самом деле это означало, что он мог использовать существующую систему трансмиссии и рулевого управления и при этом развивать максимальную скорость чуть более 20 км/ч. Это привело бы к чрезмерной нагрузке на систему рулевого управления Henschel L801, но было целесообразным вариантом, чтобы попытаться быстро изготовить этот тестовый корпус. В качестве трансмиссии была выбрана 8-ступенчатая Maybach Olvargetriebe OG 40 20 16 B, мощность которой была ограничена 800 л.с., но для управления большей мощностью нового двигателя потребуется новая система. Тот факт, что Wa Pruf 6 и Krupp хотели получить систему, способную развивать до 1200 л. с. для Tiger-Maus, еще 19 ноября.42 добавляет еще больше правдоподобия этой мысли.

Это привело ко второй схеме трансмиссии для E 100. В этой схеме использовался двигатель Maybach мощностью 1200 л. комбинированная трансмиссия гидравлического типа и рулевое управление. Работая вместе, этот новый двигатель и новая трансмиссия позволили бы этой новой конструкции E 100 иметь улучшенное соотношение мощности к весу и развивать скорость 40 км/ч. В отличие от исходной схемы E 100, которая сохранила распространенную на немецких танках систему переднего привода (двигатель сзади, трансмиссия спереди), в этой схеме трансмиссия располагалась сзади, а моторный отсек становился длиннее и дальше вперед. В свою очередь, это привело бы к смещению башни вперед, что привело бы к совершенно другому внешнему виду E 100. К сожалению, от этого макета не осталось никаких чертежей, поскольку Адлер уничтожил многие из их чертежей в конце войны. Действительно, единственная причина, по которой вообще известна общая компоновка Е 100 с доработанной башней Maus II, это то, что союзники заставили чертежников из Адлера перерисовать их после войны с частично сгоревших оригиналов.

Подвеска

Единственным существенным отличием 130-тонного Tiger-Maus от E 100 была подвеска. На E 100 исчезла торсионная подвеска в стиле Tiger II. Вместо этого танк должен был принять внешнюю систему подвески типа шайбы Бельвилля без торсионов под днищем корпуса. Это сэкономит вес, улучшит простоту и уменьшит неиспользуемое пространство внутри корпуса, а это означает, что корпус может быть ниже. Кроме того, это позволило установить в полу аварийный люк, что было бы затруднительно при конструкции с торсионным стержнем. Система шайб Belleville опиралась на витые пружины, хотя их поставка на прототип E 100 была отложена, поскольку они были отправлены поездом в неправильное место 19 января.45 и к середине месяца так и не прибыл. Эта система была разработана доктором Лером из M.A.N. (материнская фирма Panther) и была лучше, чем торсионная система, так как уменьшала тангаж машины, делая ее более устойчивой на ходу.

В системе Belleville-Washer использовалась пара перекрывающихся колесных направляющих проушин, которые подвешивались снаружи корпуса на паре двойных спиральных винтовых пружин. Внутри корпуса было очень мало места, так как только амортизаторы системы сталкивались с местом для экипажа.

Чертежи подвески тарельчатой ​​шайбы.
Источник: Wargaming.net

Броня

Удивительно, что для такой тяжелой машины, как Tiger-Maus, башня была относительно плохо защищена. Корпус E 100, как и предшествующий ему Tiger-Maus, был чрезвычайно хорошо защищен 200-мм броней, расположенной под углом 60 градусов спереди на гласисе, толщиной бортов 120 мм (по вертикали) с дополнительными, тяжелобронированными съемными бортовыми секциями. и 150 мм под углом 30 градусов сзади. Башня, напротив, обеспечивает меньшую защиту корпуса со всех сторон: лобовая часть толщиной 200 мм расположена под углом 30 градусов, а борта толщиной всего 80 мм под углом 29 градусов./30 град, а сзади толщиной 150 мм при 15 град. Таким образом, борта башни были такой же толщины, как и борта Tiger I, хотя и с небольшим наклоном. Такая же защита бортов башни на этой значительно большей башне была предусмотрена на Tiger II serienturm, но обеспечивала гораздо меньшую цель.

Можно задаться вопросом, почему задняя броня башни имела толщину 150 мм, но тяжелая броня кормовой части башни устраняла две проблемы. Во-первых, уменьшалась вероятность уничтожения танка ошибочным дружественным огнем сзади, а во-вторых, увеличивался вес задней части, чтобы уравновесить огромный вес передней части башни (броня и орудия).

г. Британские планы, демонстрирующие профиль брони корпуса E 100.

Примечания Конструкция башни практически такая же, за исключением уменьшенной толщины башни E 100, но борта башни Maus II составляли 30 градусов, а для башни E 100 даются 29 градусов. Скорее всего, это производственная ошибка, а не разница в конструкции.
* Диаметр кольца для Maus II составляет от 2 388 до 2 959 мм
** Максимально возможный диаметр кольца
+ Учитывается также пистолет 15 см и 17,4 см
++ На чертеже 021A38300 сохранены многие элементы конструкции ранних Maus, такие как люк для экипажа сзади)

Сравнение Maus II turm и E 100 turm

Башня Maus II Башня Maus II
(новый энтфернунгсмессер)
E 100 турм
Дата <15 марта 1944 г. 15 мая 1944 г. <17 мая 1944 г.++
№ чертежа БЗ 3269 Бз 3250 021A38300++
Передний 220 мм при 30 град. 220 мм при 30 град. 200 мм при 30 град.
Стороны 200 мм при 30 град. 200 мм при 30 град. 80 мм @ 29 градусов
Задний 200 мм при 15 град. 200 мм при 15 град. 150 мм @ 15 градусов
Крыша 60 мм при 0 град. 60 мм при 0 град. 40 мм при 0 град.
Вес корпуса Вес корпуса Вес корпуса Вес корпуса
Диаметр кольца револьверной головки (мм) 2 388 > ? < 2959* 2 388 > ? < 2959* 2 910 (внутренний)**
Вес 47 – 50 тонн 47 – 50 тонн 35 тонн
Вооружение 12,8 см кВт. К. 44 л/55 и 7,5 см кВт.К. Л/24
Дальномер Ширина 2,1 м Улучшенная ширина от 1,9 до 2 м Ширина 2,1 м

При всей тяжелой бронезащите E 100 примечательно то, что борта башни остались настолько плохо защищенными по сравнению с остальной частью машины. Тяжелые бронированные бортовые листы, например, могли быть исключены из конструкции для экономии веса, чтобы сделать борта башни более толстыми, чтобы соответствовать уровням защиты бортов корпуса, но вместо этого машина, чья броня во всем остальном была почти невосприимчивой Для большинства танковых орудий союзников в остальном борта башни были чрезвычайно уязвимы, недостаток, обнаруженный уже на Tiger II.

Башня

Оберинг Рабе из Porsche сообщил 17 мая 1944 года, что башня для запланированного E 100 весила всего 35 тонн (потеря чуть более 10 тонн по сравнению с первоначальными планами Tiger-Maus) и отмечает уменьшение брони по сравнению с Башня Maus II. Это можно подтвердить как базовую конструкцию башни Maus II, рассмотрев хронологию событий разработки башни Maus

Ключевые даты башни Maus / E 100

Дата Башня Примечание
01.12.1943 Башня Мауса Модификации Maus turm (Тип 205)
Май 1943 Башня Мауса Показан полноразмерный макет оригинального Maus — Porsche предлагает изменить форму передней части башни, чтобы избежать попадания в ловушку
сентябрь/октябрь 1943 Башня Мауса Рассматривается вариант с улучшенной броней крыши для бункеров – заброшен
03.14.1944 Турник Maus II Чертежи отправлены из Krupp в Porsche
23/31944 Турник Maus II Наклонный лоб с 7,5-см пушкой над 12,8-см пушкой
04. 08.1944 Турник Maus II Контракт с Krupp на изготовление модели в масштабе 1:5
16-17.04.1944 Турник Maus II Krupp и Wa Pruef 6 встречаются, чтобы обсудить улучшения башни для Maus II
15.05.1944 Турник Maus II Внесены изменения в контракт на дополнительную конструкцию башни с новым дальномером
17.05.1944 E 100 турм Наклонный лоб с 7,5-см орудием, установленным на 12,8-см орудие — это версия башни Maus II с меньшим бронированием.
35-тонная башня адаптирована для E 100
08.12.1944 Турник Maus II Krupp ведет работы над двумя моделями башни Maus II
Боковые юбки E 100. Они крепились специальными штифтами.
Источник: форум Warthunder

Когда в 1945 году союзники захватили работы Адлера, они обнаружили, что многие файлы были сожжены. Под их руководством чертеж 021A38300 был перерисован из сгоревших лоскутов оригинала. На этом рисунке показана оригинальная башня в форме Maus от Typ 205, датируемая концом декабря 1942 г. — январем 1943 г., а не башня Maus II, для которой предназначалась башня. Причина этого довольно ясна, рабочие Adler просто отрабатывали остатки программы Tiger-Maus, и это была башня Krupp, показанная на этом корпусе, когда они перерисовывали его с изменениями подвески. Это объясняет, почему башня сохранила так много ранних особенностей Maus, таких как боковые обзорные окна, задний люк для экипажа и отсутствие дальномера совпадения. Эта башня весила более 50 тонн и была заброшена задолго до того, как Е 100 мелькнула в глазах Хайдекампфа. E 100, по сути, не мог установить такую ​​тяжелую башню — поэтому им пришлось облегчить башню Maus II, чтобы она работала всего до 35 тонн. Следовательно, изображения E 100 с этой башней неверны, хотя они показаны на воссозданном исходном чертеже. Ведь сотрудники Adlerwerke боролись не с конструкцией башни, а с доработкой корпуса на испытания и ждали башню, которая была отдельной разработкой.


Тип 205 за декабрь 1942 г. / январь 1943 г., демонстрирующий характерную и очень большую прямоугольную башню Maus-stye. На чертеже 021A38300, перерисованном после войны, показана эта башня на корпусе E 100 (см. ниже). Источник: Frohlich


Оригинальная башня Krupp Maus (номер 1), установленная на Maus (вверху), и улучшенная башня Krupp Maus II от 23 марта 1944 г. (без масштаба). Источник: Jentz and Doyle


Чертеж завершенного E 100 в инвертированном цвете с изображением Typ 205 (19 декабря).42/январь 1943 г. Башня типа Maus по чертежу 021A38300) на корпусе с новым типом подвески колес с перекрытием.

Вооружение

Отчет Rabe (Porsche) от 17 мая 1944 года подтверждает, что для E 100 была выбрана башня Maus II с улучшенным дальномером. Эта башня должна была иметь наклонную лобовую часть с вооружением, установленным на цапфах снаружи, а не внутри, и со сложенными орудиями — 7,5-см орудие Kw.K. L/24 над 12,8-см Kw. K. Л/55.

В конце мая 1944 года между Krupp и Kniekampf состоялось обсуждение изменения запланированного вооружения этого экспериментального 100-тонного танка с переносом акцента с партнерства 12,8 см/7,5 см, перенесенного с Maus и вернемся к рассмотрению 15 см орудия. Первоначально Porsche Maus также предназначался для варианта с 15-сантиметровой пушкой, но он был фактически исключен из Maus II, поскольку 12,8-сантиметровая пушка была, в конце концов, доступна (в отличие от 15-сантиметровой пушки) и очень эффективна. то что от него требовалось, а именно пробитие конструкций и брони противника.

Восстановление и судьба

Частично достроенный корпус E 100 был обнаружен британцами и отправлен обратно в Великобританию в 1945 году для экспертизы. Одна только огромная масса корпуса создавала проблемы и замедляла отгрузку, что, возможно, свидетельствовало о том, насколько непрактичным был танк массой более 100 тонн для Германии в 1945 году. , порубленных на металлолом в результате послевоенной аскезы нации, которая обанкротилась, чтобы победить Германию.

Заключение

Разработка E 100 была длительным и сложным делом. Как и другие проекты немецких тяжелых танков, E 100 был тяжелее и сложнее, чем планировалось изначально, поскольку размер, форма и характеристики танка должны были соответствовать ширине колеи. Что касается ходовой части, и в частности, башни менялись от одного проекта к другому.

Шасси E 100 с готовыми звездочками и гусеницами, позже собранное англичанами.
Источник: Wargaming.net

Перерисованный чертеж, безусловно, вызвал некоторую послевоенную путаницу, но идея проекта танка 1944/45 года с башней образца 1942 года остается загадкой. Независимо от того, была ли у него башня Type 205 или Maus II, проект потерпел неудачу, поскольку не устранил фундаментальную слабость немецкой конструкции танка или теории брони.

Корпус E 100, вид сбоку. Этот ракурс и британский солдат рядом с ним подчеркивают размер корпуса.
Источник: The Modeling News

Ни одна конструкция или отдельная машина не могли обеспечить победу Германии во Второй мировой войне, и хотя мы можем, пользуясь историей, восхищаться некоторыми техническими достижениями в создании такой большой и тяжелой машины, мы должны также учтите, что Германия отказывалась от автомобилей, весивших половину своего веса, когда они ломались из-за отсутствия возможности их восстановить. Из-за острой нехватки топлива, добавляющей новую, более крупную и жаждущую машину, которая превосходила любые простые средства восстановления в бою, если она была обездвижена, E 100 был просто отвлечением от общих военных действий Германии.

E 100 с правильной угловой передней башней, похожей на Maus 2, и с закругленными съемными боковыми пластинами. На нем установлено 12,8-см орудие, а 7,5-см сверху. Иллюстрация Павла «Carpaticus» Алексея, финансируемая нашей кампанией Patreon.

Panzerkampfwagen E 100 Технические характеристики

Размеры Длина 11,073 м (8,733 м без пушки) x 4,48 м x 3,375 м
Общий вес в боевой готовности Боевая нагрузка 123,5 тонны (башня 35 тонн, корпус 88,5 тонны)
Экипаж 6 (командир, наводчик, 2 заряжающих, водитель, радист)
Движение Maybach HL 230 P30 V-12 бензиновый мощностью 700 л. с.
Maybach HL 234 V-12 бензиновый мощностью до 1200 л.с.
Скорость (дорога) 23 км/ч (HL 230), до 40 км/ч (HL 234)
Траншея 2,9 м
Основное вооружение 12,8 см кВт.К. 44 л/55 взаимозаменяемы с 15 см
Дополнительное вооружение 7,5 см кВт.К. 44 L/24
7,92 мм M.G.34 или M.G. 42 пулемета
Броня башни Спереди – 200 мм при 30 град.
Стороны – 80 мм @ 29/30 град.
Задняя — 150 мм при 15 град.
Крыша – 40 мм @ 90 град.
Броня корпуса Передняя лобовая часть – 200 мм при 60 град.
Нижний передний — 150 мм при 50 град.
Пол спонсона – 30 мм @ 89 град.
Боковая – 120 мм при 0 град.
Задняя — 150 мм при 30 град.
Передняя часть пола – 80 мм при 90 град.
Пол посередине и сзади – 40 мм при 90 град.
Крыша – 40 мм @ 90 град.

Источники

Porsche, F. Bericht Uber die Werksorprobung des Typ 205/1 in Böblingen von 11.1 – 3.2.1944
Подкомитет по задачам британской разведки. (1945). Отчет BIOS 1343: немецкие стальные бронебойные снаряды и теория пробития. Отдел технической информации и документации, Лондон.
Британский отчет об «Экспериментальном сверхтяжелом танке «Мышь» (Pz.Kpfw. Maus)» — 19 мая.45
Окончательный отчет об оценке CIOS 153. (28 июня 1945 г.). Допрос герра Стиле фон Хайдекампфа.
Datenblatter für Heeres Waffen Fahrzeuge Gerät W127. (1976).
Фролих, М. (2016). Панцеркампфваген Маус. Motor Buch Verlag
Jentz, T., Doyle, H. (2008). Panzer Tracts No.6-3 Schwere Panzerkampfwagen Maus и E 100.
Ludvigsen, K. (2018). Войны профессора Порше. Pen and Sword Publications
Огоркевич, Р. (1991). Технология танков. Информационная группа Джейнс, Суррей, Англия
Саводны, М., Брахер, К. (1978). Panzerkampfwagen Maus и другие немецкие танковые проекты. Одзун-Паллас-Верлаг, Фридберг, Западная Германия
Spielberger, W. (1998). Spezialpanzerfahrzeuge des Deutschen Heeres. Motor Book Verlag
Spielberger, W., Milson, J. (1973). Элефант и Маус. Профиль вооружения ББМ №61.
Армия США. (1953). Техническое руководство TM9-1985-3 Немецкие взрывоопасные боеприпасы (снаряды и снарядные взрыватели)
Армия США. (1946). Бюллетень разведки, март 1946 года. Немецкая мышь.
ВМС США. (сентябрь 1945 г.). Технический отчет 485-45 — Немецкий пороховой состав и внутренняя баллистика для ружей. Отчет технической миссии ВМС США в Европе.
Военное ведомство. (25 октября 1944 г.). 12,8см А.Тк. Пушка Pak.44 на Pz.Jag. Tiger (Pz.Kpfw. Tiger B Chassis) Sd.Kfz.186 JAGDTIGER. Приложение D Сводка технической разведки военного министерства, № 149, 1944 г.
Военное министерство. (25 апреля 1945 г.). Сводный отчет технической разведки 174 Приложение C Военное министерство
. (4 июня 1945 г.). Сводный отчет технической разведки 178 Приложение E
Военное ведомство. (27 июня 1945 г.). Сводный отчет технической разведки 180 Приложение D Военное министерство
. (26 июля 1945 г.). Сводный отчет технической разведки 182 Приложение F и G
War Office. (11 октября 1945 г.). Сводный отчет технической разведки 186 Приложение A
War Office. (20 декабря 1945 г.). Сводный отчет технической разведки 188 Приложение

Последний сверхтяжелый танк нацистской Германии: Panzerkampfwagen E-100

Ближе к концу Второй мировой войны Германия сохраняла веру в то, что супертанки могут изменить исход войны и помочь им выйти победителем. Panzerkampwagen E-100 был одним из проектов супертанков.

Его можно было использовать как платформу тяжелой артиллерийской системы, тяжелую истребитель танков и даже зенитную машину.

Ваффенамт заказал базовый проект, сделав его параллельным развитию Maus в июне 1943 года. Maus, весивший 188 тонн, никогда не участвовал в боевых действиях, поскольку было построено только два и только один был закончен. Планировалось, что E-100 станет самым тяжелым из автомобилей серии Entwicklung (E).

Целью разработки двух танков была стандартизация компонентов. Компания Adlerwerke из Франкфурта-на-Майне представила проект 19 марта.44 для их сверхтяжелого танка, который они назвали Е-100.

Это произошло после первоначального предложения танка в апреле прошлого года.

Шасси Е-100

На чертежах указывалось, что танк будет иметь 75-мм пушку и 149-мм пушку. Они предложили для танка два разных двигателя, один из которых представлял собой Maybach HL230 мощностью 700 л.с. с поворотным механизмом Tiger II.

Его максимальная скорость оценивалась в 23 км/ч. Другим вариантом был Maybach мощностью 1200 л.с. с расчетной максимальной скоростью 40 км/ч.

Солдаты союзников осматривают корпус Е-100 на заводе.

В конструкции были съемные боковые юбки. Железнодорожный транспорт был возможен благодаря узкой конструкции транспортных путей. Он был похож на первоначальный проект Tiger-Maus, но имел опорные катки гораздо большего размера — 900 мм.

Он также отличался новой рессорной подвеской вместо стандартных торсионов, использовавшихся на большинстве танков того времени. У него была недавно спроектированная башня, которая должна была быть легче и проще, чем башня на Maus.

Компания получила разрешение на производство танка с потенциалом Е-100 для использования в качестве эсминца, оснащенного 15-см пушкой StuK L/63. Другим вариантом была 17-см пушка StuK L/53.

Художественный рисунок Е-100 в масштабе 1:1, сделанный в 1945 году.

Гитлер приказал завершить разработку сверхтяжелого танка в июле 1944 года, поэтому работа над Е-100 была поставлена ​​на низший приоритет, и только три сотрудника Adler были заняты доступен для создания прототипа.

Солдат союзников осматривает пушку мощностью 12,8 кВт для установки на E-100

Первый прототип, который так и не был полностью закончен, был обнаружен 751-й артиллерийской дивизией американских войск в апреле 1945 года. Он был взят для оценки британской армией, прежде чем был списан в 1950-х годах.

Фотографии прототипа

Цветное изображение прототипа, обратите внимание на размер

Прототип 1945 года, показанный здесь на трейлере.

Прототип Е-100 готов к отправке в Великобританию

Еще одно изображение недостроенного шасси

В 1942 году Крупп предложил создать 150-тонную машину в качестве соревновательной модели для Panzerkampfwagen Maus, разработанного Порше. Первые чертежи машины, получившей обозначение Tiger-Maus, были сделаны к концу 1942 г. Дальнейшие разработки были остановлены в 1944 г. (Фото: NARA) в марте 1944 г. (Фото: НАРА)

Проект не удалось завершить до окончания войны. Незавершенный прототип, показанный на всех трех фотографиях, был захвачен американскими войсками в Хаустенбеке в 1945 году. (Фото: NARA) мы видели, поэтому мы не уверены.

Художники

Как и большинство диковинных проектов, он теперь вошел в мир моделистов, художников и видеоигр.

Artist impression of the E-100 in a city battle

World of Tanks model of the E-100

Drawing of the E-100

World of Tanks model by Borotovas

Модель World of Tanks от Borotovas.