Самый бронированный танк World of Tanks (WoT)
Многие игроки считают немецкий Maus самой бронированной машиной в игре. Но это далеко не так, поскольку у «Мыши» много уязвимых мест. Несомненно, у немца абсолютные показатели в бронировании, но влияет ли это на живучесть танка в игре? Какой же самый бронированный танк WoT на самом деле?
Maus относится к топовым боевым машинам десятого уровня. Он обладает самой высокой прочностью в игре в 3 тысячи хитпоинтов и неплохой пушкой. Рядом в ветке соседствует брат Мауса – E100, на базе которого в игре построено множество других танков. В отличие от Мауса у «Сотки» слабее бронирование бортов/кормы корпуса и башни. Но E100 никогда не существовал в металле, а Maus был построен в двух экземплярах и по сей день является самым тяжелым танком с весом в 189 тонн, когда-либо воплощенным в металле.
Показатели бронирования обеих машин, несомненно, хороши, но оба танка легко пробиваются топовыми орудиями 9-10 уровней в нижний бронелист и борта. В итоге тяжелое бронирование практически бесполезно против пробивных стволов, так как отсутствуют углы наклона брони.
С советскими тяжелыми танками подобный номер не проходит. Их 140-150-мм лобовая броня выдерживает выстрелы пт-сау, от которых «Мышь» погибает. Речь идет об ИС-7 и ИС-4, двух советских тяжах 10 уровня, некогда соседствующих в одной ветке. У «семерки» лучше лобовое бронирование, ИС-4 хорош с бортов.
Но ИС-7 нереально прошить в башню, так как в ней нет уязвимых мест. Со лба «щучья морда» надежно защищает экипаж. Единственным уязвимым местом в лобовой части танка является НЛД. Но, если не подставлять его под выстрелы, то можно дольше жить на поле боя.
Еще одной бронированной машиной 10 уровня является американка T110E3. Пт-сау 10 уровня, преемник традиций Т95 с лобовой броней в 305 мм не пробиваем на расстояниях 150-200 метров. Знаменитое американское «ведро» на башне имеет лобовое бронирование в 228 мм и в отличие от «ведерка» на E4 и E5 практически не пробивается. В лобовую часть эту пт-шку практически не пробить. Правда, нижний бронелист толщиной 152 миллиметра изредка пробивается ближе к каткам.
У немцев тоже есть бронированная пт-сау – JgPzE100. Бронирование корпуса ей досталось от E100. От него же перешла и главная проблема всех немцев – слабое бронирование нижнего лобового бронелиста. Счастливые обладатели VK 72.01K могут вполне заявить, что их машина одна из самых бронированных на уровне. Но так как их только 30 тысяч в РУ-регионе, говорить об этом бессмысленно.
Теперь вы понимаете, что выбрать самый бронированный танк World of Tanks практически нереально, поскольку все зависит от ситуации в бою и множества других факторов. ИС-7 хорош в клинче, T110E3 не пробиваем со лба и отлично годится для продавливания ущелий, а Maus при постановке корпуса ромбом может блокировать много тысяч урона. При этом Маус наряду с «Вафлей» является любимой целью артиллерии.
При этом не только на десятом уровне имеются свои монстры в бронировании. Так, на девятом левеле властвует американская пт-сау Т95 с лобовым бронированием в 305 мм. Восьмой уровень представлен двумя советскими сверхтяжелыми танками – КВ-4 и КВ-5. Оба танка имеют великолепное круговое бронирование, но КВ-5 – это премиум-машина с одним весомым изъяном – башенка радиста в передней части корпуса покрыта слоем стали в 90 мм и легко прошивается.
Седьмой уровень представляют сразу несколько танков: «поршевский» Тигр с лобовой броней в 200 миллиметров, два хорошо бронированных британца – пт-сау AT-7, тяжелый танк Black Prince.
Шестой и пятый уровень заняты все теми же британскими пт-сау с 203 мм лобовой брони – AT-2 (5 левел), AT-8 (6 левел). Конечно, на пятом уровне выделяется и советский тяж КВ-1.
Несомненно, чем ниже уровень танка, тем слабее его бронирование. Но и на низких уровнях есть «стальные монстры»:
- 2 уровень, американская пт-сау Т18 с лобовым бронированием в 51 мм;
- 3 уровень, французский легкий танк AMX 38 с бронированием корпуса и башни в 60/40/40;
- 4 уровень, продолжение AMX 38 – ЛТ AMX 40 с более рациональными углами наклона брони.
Если вас заинтересовал немецкий Maus, советуем посмотреть следующий видеогайд по сверхтяжелому немцу:
А какой танк вы считаете самым бронированным в игре?
Самый бронированный танк в World of Tanks
Каждому игроку в мире танков (World of Tanks), особенно новичку, который уже познал горечь первых поражений от огня противника, рано или поздно приходит вопрос, как же лучше защититься в сражении.
И прежде всего это вопрос о броне, чтобы определить, какой самый бронированный танк в World of Tanks
Ответить на этот вопрос помогут таблицы бронирования танков, и от этих показателей нужно отталкиваться при определении, насколько «крепка броня», как в известной песне. Но затем только собственный опыт, индивидуальная тактика и манера ведения каждого игрока боя смогут окончательно определить, какой танк самый защищённый в каждом боевом подразделении.
Естественно, для этого нужно учесть ещё целый ряд таких факторов, как рикошетность, болевые точки каждого танка, доступность болевых точек для поражения и т.п. Конечно, при этом нужно учитывать и соответственный уровень танков для сравнений.
Про танки первого уровня сложно сказать что-либо про броню, поскольку у всех танков этого уровня броня очень условная. Её самые высокие показатели на корпусе и башне 18/16/16 у советских танков МС-1, но практически любая пушка сможет пробить такую защиту.
На втором уровне уже есть достаточно серьёзно защищённые лобовой бронёй в 53 мм и бортовой бронёй в 32 мм американская ПТ Т18.
На третьем уровне самым бронированным можно назвать французский лёгкий танк АМХ 38 с его толщиной брони на корпусе и башне 60/40/40, хотя нельзя забывать и про его слабую пушку.
На четвёртом уровне уже появилось несколько лидеров по бронированию. Это прежде всего британский средний танк Matilda с бронёй от 75 мм до 65 мм на большей части поверхности. Но и французский лёгкий танк АМХ 40 также лидирует со своей бронёй от 80 мм до 60 мм (кроме тыловой части корпуса), плюс также благодаря своей высокой рикошетности.
Неоспоримым лидером по бронированию на пятом уровне можно назвать британскую ПТ АТ 2, имеющую на фронтальной стороне целых 203 непробиваемых миллиметров брони, да и на командирской башне и на борту рубки есть достаточные 103 мм.
От шестого уровня и выше уже не имеет смысла приводить статистику характеристик брони, чтобы выяснить, самый бронированный танк в World of Tanks, по двум причинам.
Во-первых, для тех игроков, кто уже прошёл пятый уровень, эти данные уже стали хорошо известными в процессе накопленного опыта сражений и модификаций.
Во-вторых, для игроков выше пятого уровня в мире танков уже появился мод, который позволяет определять и анализировать броню танков прямо в ангаре. Таким образом, каждый игрок имеет возможность узнать наиболее уязвимые болевые точки любого танка, чтобы пробить его броню.
При работе этого мода, когда производится наводка на танк, рядом с курсором показывается информация о толщине брони танка в точке наводки
Ещё важнее то, что этот мод указывает характеристики так называемой «приведённой» брони, то есть с учётом угла попадания снаряда в указанную точку брони и суммируя всю броню танка в этой точке попадания снаряда.
И такая возможность, как уже указано выше, сможет уже лучше учесть индивидуальные требования каждого игрока к броне своих танков с учётом его собственной манеры игры и тактики. Но в качестве исходных данных для новичков станут всё же полезными и статистические данные о броне, приведённые выше в этой статье.
https://ria.ru/20190323/1552033906.html
Броня тонка. Самые уязвимые танки Второй мировой войны
Многослойная броня из особых сортов стали и композитов, системы активной защиты и высокая маневренность: современный танк на поле боя — неприступная крепость… РИА Новости, 23.03.2019
2019-03-23T08:00
2019-03-23T08:05
вторая мировая война (1939-1945)
безопасность
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdn23.img.ria.ru/images/155203/40/1552034037_0:261:2081:1432_1400x0_80_0_0_20630b64aa538b6c3bae7ed7cbace093.jpg
https://ria.ru/20180512/1520317107.html
https://ria.ru/20190119/1549509572.html
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2019
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn23.img.ria.ru/images/155203/40/1552034037_0:261:2081:1432_1400x0_80_0_0_20630b64aa538b6c3bae7ed7cbace093.jpg
https://cdn22.img.ria.ru/images/155203/40/1552034037_0:66:2081:1627_1400x0_80_0_0_bade55a1ef1739cb5b550bf3ebb43f31.jpg
https://cdn24.img.ria.ru/images/155203/40/1552034037_147:0:1852:1705_1400x0_80_0_0_b857faeb4fff6d44f224651982ba3289.jpg
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
вторая мировая война (1939-1945), безопасность
МОСКВА, 23 мар — РИА Новости, Николай Протопопов. Многослойная броня из особых сортов стали и композитов, системы активной защиты и высокая маневренность: современный танк на поле боя — неприступная крепость. Но так было не всегда. На заре развития бронетанковой техники «картонные» борта некоторых машин с легкостью прошивались даже из пулемета, а мощности двигателей не хватало, чтобы уверенно двигаться по пересеченной местности. РИА Новости рассказывает о самых беззащитных танках середины XX века.
Британский родственник
Перед началом Великой Отечественной войны Т-26 был самым массовым танком Красной армии. На вооружении стояли более десяти тысяч таких бронемашин в различных модификациях. Танк разработали еще в начале 1930-х на базе английского Vickers 6-ton. Первые образцы имели две башни с пулеметами калибра 7,62. Один из них можно было заменить на 37-миллиметровую пушку. Некоторые машины оборудовались зенитными пулеметами и огнеметами. Позже Т-26 оставили одну башню с 45-миллиметровым орудием.
Танк активно применяли в гражданской войне в Испании, в боях у озера Хасан и на реке Халхин-Гол, а в 1939-м — в советско-финском конфликте. Уже тогда танкисты жаловались на слабую бронезащиту, хотя в последних модификациях толщина брони достигала 20 миллиметров. Финские артиллеристы без особого труда пробивали борта Т-26 из противотанковых орудий.
12 мая 2018, 08:00
Экипаж машины непростой. Пять малоизвестных танков Второй мировойПроблему попытались решить просто: навесить дополнительные бронелисты. Но значительно возросшая масса ухудшила и без того скромные ходовые характеристики. В результате советские войска потеряли порядка тысячи машин по боевым и техническим причинам. С началом Великой Отечественной недостатки Т-26 проявились еще сильнее. В первые месяцы войны Красная армия лишилась почти всего парка этих танков.
Хрупкий панцирь
Не лучшим образом дела сначала обстояли и в панцерваффе. Основу танковых войск Германии до конца 1930-х составлял легкий Pz.Kpfw.I. Эта машина тоже не отличалась мощной броней — лобовая часть прикрывалась листом толщиной всего 13 миллиметров. На вооружении — только пара 7,92-миллиметровых пулеметов. Броня Pz.Kpfw.I относительно эффективно выдерживала винтовочный или пулеметный огонь. Но против бронебойных пуль, не говоря уже о противотанковых орудиях, была бессильна — стенки башни и корпуса с легкостью прошивались снарядами.
Немцы начали массово терять эти машины уже во время польской кампании. При оккупации Франции танкистам рейха пришлось еще тяжелее — кроме слабой защиты, остро чувствовалась нехватка мощного вооружения. С пулеметами сложно было противостоять даже бронетехнике времен Первой мировой, например тяжелому французскому танку Char 2C. К моменту нападения Германии на СССР в составе панцерваффе оставалось порядка четырехсот Pz.Kpfw.I. Практически все они были уничтожены или выведены из эксплуатации по техническим причинам до конца 1941-го.
Трехэтажный генерал
Американский М3 «Ли» и его двухъярусная модификация «Грант» — один из самых причудливых танков Второй мировой войны. Эта трехэтажная бронемашина скорее напоминает технику начала XX века. Американские инженеры разработали ее в кратчайшие сроки, не обладая большим опытом создания танков. М3 «Ли» получился слишком высоким — а в бою это существенный недостаток.
Танк был крайне неустойчив на пересеченной местности, сильно возвышающийся над землей силуэт служил отличной мишенью для противника. Основное вооружение — 75-миллиметровая пушка, расположенная на спонсоне. Ствол двигался только по вертикали в пределах всего 30 градусов. Для горизонтальной наводки на цель приходилось разворачивать весь танк. В башне повыше размещалось 73-миллиметровое орудие, на третьем ярусе в еще одной небольшой башенке — 7,62-миллиметровый пулемет. Пару пулеметов в придачу разместили в передней части. Для управления этим арсеналом и самим танком требовалось семь человек экипажа.
19 января 2019, 08:00
Бронированные монстры. Каких русских танков немцы боялись больше всего«Ли» неплохо справлялись с немецкой бронетехникой в Северной Африке, однако на Восточном фронте советские танкисты, получавшие М3 по ленд-лизу, отзывались о них не лучшим образом. Дошло до того, что «Ли» за уязвимость в бою и ограниченные возможности прозвали братской могилой на семерых. Броня танка не выдерживала попаданий из появившихся у немцев мощных противотанковых орудий. Авиационные двигатели, устанавливаемые на первые модификации, были очень капризны и сложны в ремонте, а топливо легко воспламенялось даже при легком обстреле. Танк выгорал изнутри, как спичечный коробок. Производство М3 «Ли» завершили к концу 1942-го, а на смену ему пришел более совершенный М4 «Шерман».
Итальянский опыт
Итальянская армия к концу 1930-х вооружилась танком М11/39, созданным, как и советский Т-26, на базе все того же устаревшего английского Vickers 6-ton. Инженеры с Апеннин к тому времени еще не разработали вращающуюся башню с погоном, поэтому 37-миллиметровое орудие разместили почти неподвижно прямо в лобовой части корпуса. По вертикали пушка двигалась в пределах лишь 12 градусов, а по горизонтали — тридцати.
В июле 1940-го машинами М11/39 вооружили танковую бригаду в Ливии, которую англичане подчистую разгромили уже в декабре в ходе операции «Компас». Танкисты дуче оказались бессильны перед более мощными, хорошо бронированными и вооруженными «Матильдами».
Позже итальянцы выпустили модернизированную версию танка — М13/40. Однако и его характеристики оставляли желать лучшего. Машину оснастили 47-миллиметровой пушкой, установленной во вращающейся башне, и спаренным восьмимиллиметровым пулеметом. Большинство этих танков воевали в Северной Африке, но их, как и предыдущие модели, также сотнями жгли английские «Матильды».
Железные самураи
Японским инженерам не сразу удалось достигнуть высоких результатов в танкостроении. В 1935-м на вооружение поступил легкий танк «Ха-Го». Недорогая, простая в эксплуатации и ремонте машина оснащалась 37-миллиметровой пушкой и надежным дизельным двигателем. Однако ее боевые характеристики недотягивали до конкурентов. Так, бои на реке Халхин-Гол с Красной армией показали все недостатки этой машины. «Ха-Го» не хватало бронирования и мощности орудия в борьбе с советскими БТ-5, обзор изнутри машины был крайне узок, командиру порой приходилось выглядывать из люка прямо на поле боя.
«Ха-Го» массово применялись на Тихоокеанском театре военных действий. Первые танковые сражения японцы еще вели вполне достойно, но с появлением у союзников американских «Шерманов» «Ха-Го» оказался практически бесполезным. Японские танки даже в упор не пробивали броню «американца» и в то же время выходили из строя от одного ответного выстрела из 75-миллиметрового орудия. А иногда «Шерманы» просто таранили «Ха-Го», используя преимущество в массе. «Ха-Го» сражались до самой капитуляции Японии в 1945-м и оставались на вооружении только из-за отсутствия достойной замены.
Снаряд, застрявший в броне КВ….как раз в ленту вовремя подогнал nornegest.
Написав критические замечания к материалу от Лучшей в Мире Компании © Жанна Фриске, решил, что надо, пусть и вкратце, обрисовать как оно было на самом деле, во всяком случае с позиции имеющейся у меня информации. Надо отметить, что по моим наблюдениям, часто недостаток заклёпочников и вообще технарей – неспособность обобщать, анализировать видеть, так сказать, тенденции и общую картину. Попытаюсь в меру сил это исправить. При этом постараюсь вопрос изложить кратко, ибо время-деньги…
Итак – для начала необходимо понимать, что к моменту появления танков, да и вообще бронированных наземных машин в целом уже полвека шло интенсивнейшее развитие корабельной бронезащиты, традиционного состязания брони и снаряда. И все, что потом выдавалось как новинки на танках и бронемашинах – экранирование, рациональные углы наклона брони, поверхностная цементация, баллистические колпачки на снарядах (они же «макаровские») и не только это. Даже композитная броня, на своем уровне технологий, само собой, появилась на кораблях чуть ли не за полвека до появления первых, экспериментальных, бронемашин.
Другое дело, что полноценные броненосные корабли практически сразу начали с брони толщиной в 10 см, для защиты от массивных снарядов тогдашней корабельной и береговой артиллерии, и данная толщина в дальнейшем только росла. Конечно были и слабобронированные корабли, где толщина брони была меньше – скажем на некоторых крейсерах рубежа веков, ЕМНИП – около 40 мм – такая броня обеспечивала защиту от орудий противоминоносного калибра, крупных осколков снарядов и т.п.
А вот первые бронемашины, колесные, на шасси автомобилей, просто технически не могли нести ничего, кроме плохонького противопульного бронирования, 4-5 мм, которое обеспечивало защиту только от обычных винтовочных пуль на дальних и частично средних дистанциях. Несмотря на это повсеместно все стороны пытались в меру возможностей применить рациональные углы бронирования. В ходе ПМВ бронирование бронемашин росло, примерно достигнув 8 мм, что обеспечивало уже практическую неуязвимость от винтовочных и пулеметных обычных пуль, но «состязание брони и снаряда» не стояло на месте и к тому времени появились и широко применялись пули бронебойные, со стальным сердечником, способные пробивать такую броню на близких дистанциях.
Не были тогдашние военные дураками и в оценке противостояния бронированных машин друг-другу. Уже первые серийные броневики частично получали пушечное вооружение, в том числе и для борьбы с бронетехникой противника. Но одна из сторон конфликта, Центральные державы, уделяли бронемашинам достаточно мало внимания, прежде всего в силу ограниченных возможностей и спорной эффективности их в условиях позиционной войны. Потому данное направление не получило особого развития – для своеобразных «истребителей бронеавтомобилей» — русских, французских, британских – попросту не нашлось достойных целей… А ведь, скажем, 47-мм орудие Гочкисс стальной гранатой пробивало у среза ствола 88-мм котельного железа, что в пересчете на броневую сталь дает до 25-30 мм бронепробиваемости…..
Само собой, броневой корпус из тонких листов собирался на болтах и заклепках – смысла в сварке, технологии относительно новой, столь тонких броневых деталей не было, не говоря уже о литье.
В 1916-м году появляются первые танки, британские, ожидаемо созданные выходцами с Флота. Они получают вполне адекватное противопульное бронирование, превосходящее в целом по этому параметру бронеавтомобили и смешанное, пушечно пулеметное вооружение части машин. Практически сразу за ними свои танки, скорее все же штурмовые САУ, выпускают французы. И везде, где возможно, прежде всего — это лоб машины – мы видим относительно рациональные углы бронирования. А борта танков, после неоднократных неудачных попыток применять подобное и там, и по сей день у большинства машин вполне себе вертикальные. Причем за два года у британских машин лоб корпуса вырос с 12 до 16 мм, что обеспечивало полноценную защиту от бронебойных винтовочно-пулеметных пуль. А у французского Сэн-Шамона наклонные лобовые бронедетали вообще были 17 мм… Не пробьешь не из винтовки, не из пулемета, не из траншейной 37-мм пушки, включая, например, автоматическую МаклЁнку или длинноствольную Бетлехем Стил…
Ну а дальше появляется Рено FT-17 – первый, по сути, танк в современном понимании. Если британские «легкие» «Гончие» все также представляли из себя собранные из 14-мм катанных бронелистов на заклепках и болтах бронекоробки , то у Рено мы видим технологический прорыв – литьё. Прототип этого танка должен был иметь не только литую башню, но и цельнолитую лобовую бронедеталь. К сожалению, технологические трудности привели к тому, что корпус пришлось делать из катаных листов, как и часть башен. Играла тут роль и меньшая стойкость литой стали по сравнению с катаными листами, так башня того же Рено имеет толщину брони 16 мм в варианте с клепаной башней и 22 – с литой, при примерно одинаковой пулестойкости. Также, именно сложностью раскроя и изготовления сложноизогнутых поверхностей объясняется некоторая угловатость и рубленность обводов многих танков периода…
К тому времени немцы опомнились сначала от пренебрежения новинкой, а потом от шока от успешного её применения. Они первые столкнулись с необходимостью поражать подобные машины, и сделали из этого выводы… Тут мы не будем касаться средств ПТО, это тема для иной статьи, но именно на основании своих выводов, как я уже писал, немецкий А7V имел лобовое бронирование в 30 мм под некоторым углом, что с полным основанием позволяет его считать первым танком с противоснарядным (на тот момент) бронированием — такая броня держала, за неимением бронебойных, гранаты и картечные стаканы «на удар». А в 1919-м предполагалось появление французского FCM 1C и его развития Char 2C , которые вообще имели полноценное круговое противоснарядное бронирование даже по меркам начала ВМВ…. И там уже полноценно предполагалось применять литье, ставшее визитной карточкой французского танкостроения на долгие годы.
Продлись война еще некоторое время – мы бы увидели появление танков противоснарядного бронирования у всех основных воюющих сторон, как и полноценных средств ПТО. Но не сложилось. Потому такая быстрая, практически взрывная эволюция вдруг относительно резко затормозила. Не было ни средств, ни особой необходимости вкладываться в разработку новых более защищенных машин – для танковых держав-победителей полноценных противников в мире не осталось, с теми, кто остался, разобрались бы и имеющимися средствами. А проигравшие хоть и пытались втайне клепать что-то, но прекрасно понимали, что шансов у них нет и лезть дальше экспериментов нет никакого смысла… По той же самой причине не появлялось не только танков, но и ПТО – у победителей не было в нем необходимости, у проигравших – возможностей… Все ограничивались экспериментами. Французы почивали на лаврах победителей и не видели достойного противника для многотысячной орды Рено, британцы ограничивались мелкосерийными и экспериментальными машинами, преимущественно для колоний. Действительно, не имея серьезных противников, можно было позволить себе продолжать выпускать себе относительно простые и дешевые танки с противопульным бронированием – ведь нецивилизованный противник — всяческие рифы, китайцы, иракцы, пуштуны и т.п. – максимум что смогут им противопоставить – винтовки с обычными, небронебойными пулями….
Плюс появился спрос на такие машины у стран третьего мира с претензиями. Для них танк, даже одиночный, становился практически козырным тузом против не имеющих подобного оружия вероятных противников-соседей. Эту нишу в 20-х занимали прежде всего легкие Рено… Да что говорить – даже танкетка при грамотном применении была супероружием….
Попасть в эту пусть и не особо широкую, но все же серебряную реку, пыталась и британская фирма Виккерс со своим «шеститонным» проектом, разработанным в конце 20-х. Это была чисто коммерческая машина, относительно простая и дешевая, рассчитанная на продажу таким вот государствам, которые наскребли серебра или валюты на взвод-другой таких машин, а то и вообще на одиночные танки… Само собой, исходя из первоначального предназначения, танк был бронирован противопульно, 13 мм, максимум против винтовочной бронебойной пули. В ролике Актера Озвучания, как жемчужина в куче навоза, есть золотые слова про эту машину: «Индивидуальный террор». И действительно, самый яркий пример, пожалуй – боливийские пушечные Виккерсы в боях при «7 километр на Савеедру» и Нанаве безнаказанно подавляли пулеметные гнезда и ДЗОТы из «железного дерева» quebracho, и им практически не могли нанести никакого вреда…
Ну а крупные игроки не спешили обзаводиться танками противоснарядного бронирования прежде всего потому, что не видели в этом необходимости. Все три крупнейших на начало 30-х танковых державы воевать друг с другом не предполагали. Ну а мелкие нейтралы и аутсайдеры – немцы потихоньку работали прежде всего над средствами ПТО. Причем было два направления, об этом писал – классические ПТО 37-47 мм и автоматическое оружие калибром от .50 и до 20 мм… Причем многими именно второй путь расценивался как более перспективным. Но не будем отвлекаться…И только обнаружив, что второстепенные державы начинают потихоньку обзаводиться тем или иным ПТО, прежде всего французы начинают работы над полноценными противоснарядно-бронированными танками – в отличии от британцев и американцев их не защищал флот и водные просторы, а все соседи потихоньку обзаводились оружием, способным с полукилометра в один ствол выбить взвод Реношек за минуту… Причем в тот период, когда в СССР, да и в Великобритании, действительно весело и с уханьем продолжали клепать противопульные коробушки, причем в первом случае еще и в каком-то диком количестве. Хотя после ознакомления с 37-мм противотанковой пушкой, тем более после получения на нее полного пакета техдокументации и лицензии на производство от дружественной Германии можно было задуматься… Британцев понять можно – над всякими легкими Мк-№ с пулеметами принято смеяться, но на самом деле это предельно дешевые колониальные танки, предназначенные «папуасов гонять». А вот с кем собирался воевать СССР – загадка….
Тут походя коснемся серии танков Кристи, они же советские БТ и британские «крейсерские». Уолтер Кристи конечно велик, но его машины ИМХО можно скорее рассматривать как рекордные или гоночные, но никак не боевые… Показательно, что американские военные это дарование так и не оценили… И опять же тысячи этих танков, произведенные в СССР…
Испанская война показывает, что даже одиночное ПТО вмиг обесценило любые танки противопульного бронирования, как за двадцать лет то этого полностью перевернул пехотную тактику пулемет. Почему это не поняли еще в начале 30-х страны разработчики тех самых орудий?
Немцев тут рассматривать несколько неверно – ограниченные Версалем они довольно долго прозябали исключительно теорией, хотя результат на выходе получился относительно неплох. Самое главное – в машины изначально закладывался значительный резерв модернизации, что позволило «четверке» из середины 30-х провоевать без кардинальных изменений до конца войны… Кстати, 30-мм броня немецких машин раннего периода – это не столько противоосколочное, сколько противокрупнокалибернопулеметное бронирование. Тем более что при высоком уровне металлургии катаная броня немецких машин была высококачественной и цементированной, превосходя как катаную гомогенную, так и литую, а в производстве широко применялась сварка… Сварка, особенно в шип, действительно сильно повышала эффективность бронирования, но имела смысл только при достаточной толщине листов…
Ну а после Испании спохватились и в СССР, и в Британии. Результат нам всем известен. Но надо понимать, что Т-34 – это танк, рассчитанный на неуязвимость по отношению не к 37-мм ПТО, а к 20-25 мм, военные хотели увеличения брони до 60-мм, и только советский КВ с его литыми и сварными деталями и аналогичная британская Матильда II с их 75-мм, наряду со средними и тяжелыми французскими машинами — действительно полноценные танки противоснарядного бронирования. Причем все прекрасно понимали, что это «якобы неуязвимое» бронирование – мера временная, ответом на это вскоре станут более мощные ПТО, и военные, зачастую еще до начала реального боевого применения хотели еще более толстой бронезащиты…
Дальше история более известна широким кругам, потому на сем и остановлюсь – и так простыня получилась…
Дополнительная защита американской бронетехники
В 1941 году американская бронетехника впервые столкнулась с противником. В результате выяснилось, что американские машины обладали слабой защищенностью.Еще до того, как было запущено серийное производство истребителей танков M3 GMC, пятьдесят предсерийных экземпляров отправились на усиление гарнизонов на Филиппинах, которые уже вели боевые действия с японцами. Из новых САУ было сформировано три Временных Батальона Полевой Артиллерии в ноябре-декабре 1941 года. Уже в декабре они в первый раз приняли участие в бою. Впрочем, они не смогли полностью раскрыть свой потенциал, так как у японцев не было серьезного танкового вооружения. Но начали поступать нарекания на высокие потери, которые экипажи несли от стрелкового оружия японцев. Конструкторы приняли решение провести перепроектировку щита – на это все усовершенствования закончились. М3 GMC изначально разрабатывался в качестве переходного звена для полноценных истребителей танков.
Также неудачно показала себя американская техника, находящаяся в руках союзников. В ноябре 1941 года примерно 170 легких танков М3 Стюарт, находящихся на вооружении британских войск, участвовали в операции Крусэйдэр. Немецкому африканскому корпусу Роммеля удалось не только продемонстрировать несостоятельность американской техники, но также и ущербность тактики британцев.
Это не было хорошим началом для бронетехники американцев, но разработчикам было известно о слабостях переходных проектов вооружения, поэтому они продолжали работать над полноценными проектами.
В конце концов, американцам удалось создать полноценный танк. 23 октября 1942 года в составе британской армии появились новые американские танки M4A1, которые прекрасно зарекомендовали себя под Эль-Аламейном.
Сами американцы смогли оценить новые Шерманы лишь 6 декабря 1942 года на территории Туниса. Их результаты были намного хуже, полученных англичанами, но это можно объяснить слабой подготовкой армии США, а к самим танкам серьезных нареканий не было. Однако стоит отметить, что остальные образцы САУ и танков США продемонстрировали полную несостоятельность. Основным недостатком американской бронетехники была слабая бронезащищенность.
14 февраля 1943 Шерманы в первый раз встретили немецкие тяжелые танки PzKpfw VI Tiger 501-го тяжелого танкового батальона на территории Туниса. Отметим, что среди американских военных бытовало мнение, что танки не должны воевать с другими танками, поэтому они не извлекли никаких уроков из этого столкновения. Американская концепция предполагала, что танки должны были уничтожать мобильные и слабо бронированные танковые истребители, у которых в то время не было мощного вооружения. Парадоксально, но факт – специально разработанные для борьбы с танками САУ меньше всего подходили для выполнения этой задачи. Более того, Африка принесла американцам эйфорию. По словам командующего сухопутными войсками генерала Лезли МакНеира, танк М4А3 встретили, как лучший на текущий момент на поле боя – он сочетает идеальную мобильность, надежность, огневую мощь и спасительную скорость.
Пример того, как в 3-й Танковой Армии Паттона раздели штурмовой танк М4 105мм. С не подлежащего восстановлению танка сняли броню и усилили защиту действующих танков. На верхнем крае спонсона, сразу под срезом орудия, виден след от попадания немецкого снаряда, который возможно уничтожил этот танк
Таким образом, в армии США наметились предпосылки для танковой катастрофы. Во время боевых действий на территории Италии американцы стали все чаще встречать тяжелые танки Тигр и Пантера, но все равно верили, что танкам не нужна толстая броня и мощная пушка. Без изменений осталась и концепция слабо защищенных истребителей танков. Но не все американские военные придерживались подобной точки зрения. К моменту высадки в Нормандии после долгих споров на вооружение Шермана была принята 76 мм длинноствольная пушка, а также почти завершилась стандартизация истребителей танков М36, оснащаемых 90 мм орудием. Военные предполагали, что при помощи новой 76 мм пушки можно будет уверенно бороться с Тиграми.
Для борьбы с Пантерой эффективных пушек не было, но командование американской армии убедило себя, что немцам не удастся запустить массовое производство Пантер, а небольшие количества Pz V можно будет уничтожить при помощи флангового огня и обходных маневров. Многие американские генералы считали, что 90 мм пушка обладает избыточной мощностью, а поэтому не нужна. Бронезащита бронетехники США оставалась неизменной.
Но на этот раз не удалось обойтись без катастрофы. Высадившись в Нормандии, американцы быстро поняли, что 76 мм не дает возможности уверенно поражать Тигры. Попытки повлиять на ситуацию при помощи мощного 90 мм орудия М36 также окончились неудачей, что привело в ярость командующего войсками союзников Дуйта Эйзенхауэра. В войсках не хватало подобных машин, а самое главное: слабая бронезащита истребителей танков М36 не давала полностью раскрыть потенциал 90 мм орудия в условиях Нормандии. Их подбивали даже немецкие средние танки, противотанковые и штурмовые САУ.
Еще одним шокирующим сюрпризом стало большое число Пантер на вооружении противника. Их мощная пушка и лобовая броня не оставляли американцам никаких шансов в дуэльных столкновениях. Также немецкие солдаты широко и довольно успешно использовали ручные противотанковые гранатометы, ведущие огонь кумулятивными снарядами. Как результат, союзное наступление на территории Нормандии начало захлебываться. С этого момента в американских войсках началось беспрецедентное использование подручных средств для повышения защиты бронетехники.
Пытаясь справиться с возникшим кризисом на фронте, некоторые американские конструкторы и высшие военные чины начали проталкивать идею нового тяжелого танка, который обладал бы мощной пушкой и толстой броней. Но высокопоставленные консервативные военные во главе с Лезли МакНейром по-прежнему верили, что танки не должны воевать с танками, поэтому нет нужды ставить на них мощное вооружение и толстую броню – более того, по их мнению, это было даже вредно для них. Также они считали, что получив хорошо бронированный танк, обладающий мощным оружием, танкисты начнут завязывать ненужные бои с немецкими танковыми подразделениями. В военно-конструкторских кругах началась ожесточенное обсуждение необходимости разработать новый танк.
В это же время, фронтовики начали предпринимать попытки справиться с катастрофической ситуацией собственными силами, навешивая на бронетехнику дополнительную защиту из подручных средств. Командиры полностью поддерживали стремление танкистов выжить любой ценой. В разных танковых армиях и дивизиях стали появляться характерные и уникальные виды дополнительной защиты. К примеру, 7-я армия разработала, а позднее стандартизировала, комплект из навесных мешков с песком, которыми усиливалась лобовая и бортовая броня, а также башенные борта. Эти мероприятия получили широкое распространение в 14-й танковой дивизии 7-й армии. Был и еще один способ, когда на лоб корпуса наваривали арматуру, делали опалубку, куда заливался толстый бетонный слой.
Разъярённый генерал Джордж Паттон направляется к своей штабной машине после нелицеприятного разговора с экипажем М4А3Е8 (76мм) из 14 Танковой Дивизии. Четырёхзвёздный генерал отругал танкистов, за то, что на танк навешены мешки с песком. Примечательно, что эта дополнительная защита была ещё в марте стандартизирована в 7-й Армии, но Паттон не желал с этим считаться. Генерал считал, что мешки с песком не обеспечивают хорошей защиты, перегружают машину, что ведёт к преждвременым поломкам. Когда 14-я Танковая Дивизия 22-23 апреля 1945 была передана из 7-й Армии в 3-ю Армию Паттона, генерал лично запретил подобные методы дополнительной защиты танков в подчинённых ему войсках. Впрочем танкисты расходились с генералом во взглядах на мешки с песком и часто просто игнорировали его приказМешки с песком не получили распространения в 3-й армии Паттона. Специалисты ремонтных батальонов смогли убедить его, что мешки с песком – это не самое лучшее решение. После того, как в них попадал кумулятивный боеприпас, взрывчатое вещество детонировало, формируя кумулятивную струю еще до соприкосновения с броней. В свою очередь, она уверенно пробивала броню американских машин. Чтобы создать эффективную защиту от кумулятивных боеприпасов, требовалось гораздо большее расстояние между броней и местом срабатывания снаряда, а этого было невозможно достичь при помощи мешков с песком. Кроме того, подобная схема существенно повышала вес машины, что оказывало негативное воздействие на подвеску и силовую передачу. Поэтому в 3-й танковой армии подобную дополнительную защиту запретили.
Ожесточенные бои на территории Арден в январе 1945 года привели к новой волне недовольства бронезащитой танков М4 Шерман. В феврале 1945 года Паттон попытался исправить ситуацию, приказав навешивать на лоб корпуса, а также на башню, дополнительные броневые листы, снятые с подбитых танков. Американским танкистам пришлось копировать немецкую концепцию дифференцированной брони Пантер в полевых условиях.
Ремонтные батальоны 3-й танковой Армии стали проводить активное добронирование танков, но явно не могли справиться с подобным объемом работ. Для этих целей было привлечено три завода в Бельгии, которые находились рядом с Бастонью. Данная модификация затронула три танковых дивизии Паттона: 4,6 и 11, в среднем по 36 танков в каждой. Модифицированные Шерманы хорошо встретили в войсках, так как их живучесть сильно возросла. Программа дополнительного бронирования танков возобновилась в марте 1945 года, когда Паттон получил партию подбитых Шерманов из соседней 7-й армии, с которых срезалась броня для установки на действующие машины.
Впрочем, подобная схема усиления бронирования конфликтовала с подразделениями, которые переходили в подчинение Паттону и уже обладали защитой с мешками. Серьезные разногласия возникли, когда из 7-й танковой Армии перевели 14 танковую дивизию. Впрочем, танкисты на местах иногда не обращали внимания на приказ командующего.
Танкисты 9-й Армии наваривали на лоб и борта корпуса, а иногда и на башню, металлические траки, на которые накладывали мешки с песком. Затем всю конструкцию накрывали маскировочной сеткой.
В 1-й Армии практиковались разные методы усиления защиты, в зависимости от подразделения. Экипажи использовали броневые листы с подбитой техники, катки, мешки с песком и другие подручные средства.
Практические повсеместное распространение получило навешивание гусеничных фрагментов на различные части корпуса танка.
Стоит отметить, что из кино- и фотохроники следует, что дополнительное бронирование почти не использовалось на легких танках Чаффи и Стюарт, равно как и на артиллерийских САУ.
Значительное кустарное бронирование использовалось на открытых башнях истребителей танков М36 и М10. Хотя у открытых башен и был отличный обзор, они практически не обеспечивали защиту от минометов и снайперов. После активных боев в городе стало очевидно, что им необходима бронированная крыша башни. Конструктивные недостатки исправляли полевые ремонтные мастерские – открытый верх частично или полностью заваривали. А стандартную створчатую бронированную крышу стали устанавливать лишь после многочисленных запросов с передовой. Стоит отметить, что на противотанковых САУ М36 и М10 были стандартные крепления для установки дополнительной бронезащиты.
Единственный американский танк, на который не устанавливали дополнительную защиту, это, считавшийся в то время тяжелым, Т26Е3 или М26 Першинг. Двадцать этих танков прошли боевые испытания на территории Европы в рамках операции Зебра.
Первым Першингом, броню которого пробил немецкий снаряд, стал танк под номером 38 и бортовым названием «Fireball», приписанный к роте F 33-го танкового полка. Это произошло 26 февраля 1945 года рядом с Эльсдорфом. Бронебойному орудию Тигра удалось попасть в амбразуру спаренного пулемета с расстояния примерно сто метров. Погибли наводчик и заряжающий.
Второй Першинг под номером 25, приписанный к роте Н 33-го танкового Полка, подбили на территории городка Ниэль на берегу Рейна. Бронебойному снаряду 8.8см орудия Насхорн удалось пробить нижний лобовой броневой лист с расстояния около 275 метров, вызвав возгорание в башне. Экипаж успел покинуть машину до того, как детонация боекомплекта сорвала башню. Это единственный раз, когда броня Першинга была пробита в чистом виде.
Самым нестандартно бронированным образцом американских танков является T26E1-1 Super Pershing. Лоб его корпуса усилили двумя слоями броневых листов, снятых с немецких Пантер.
После начала полномасштабных столкновений с японцами произошло существенное изменение идеи дополнительного бронирования. Теперь основную угрозу несли не вражеские танки, противотанковые орудия, САУ и гранатометы, а пехотные кумулятивные мины, а также разнообразные подрывные снаряды. Японские пехотинцы подбирались к американским танкам вплотную, используя буйную растительность и горный ландшафт. Также очень часто американские морские пехотинцы отпускали Шерманов далеко вперед без поддержки пехоты, что также играло на руку японцам. В результате, началась массовая обшивка бортов танков досками. Правда, иногда она только усугубляла ситуацию, так как у японцев появилась простая, но очень эффективная кумулятивная мина с шипами.
Японская куммулятивная мина на шесте имела конический некрашенный алюминиевый или стальной корпус с тремя шипами в донной части. Внутри мины находилась взрывчатка с куммулятивной воронкой, а в верхней узкой части размещался взрыватель. На мине мог быть стандартный взрыватель от ручной гранаты или комплект из капсуля, запала и детонатора. К вершине конической мины была привинчена металлическая трубка, в которую вставлялся деревянный шест с ударником на конце. Между детонатором и ударником находилась предохранительная скоба и меднная проволока. После выдёргивания предохранительной скобы, солдат, удерживая деревянный шест с противоположной от мины стороны, ударял шипами в цель с достаточной силой, чтобы смять медную проволоку между ударником и детонатором и разбить ударником капсуль в детонаторе.Куммулятивная струя пробивала до 6 дюймов брони, если корпус мины вплотную прилегал к поверхности цели. Если мина оказыывалась под углом 60 градусов от вертикали к поверхности цели, тогда пробивалось до 4 дюймов брони.
«JAPANESE TANK AND ANTITANK WARFARE»
SPECIAL SERIES NO. 34
1 AUGUST 1945
MILITARY INTELLIGENCE DIVISION
WAR DEPARTMENЕ WASHINGTON, D. C.
Очень часто на борта наваривалась арматура, устанавливалась деревянная опалубка, а внутрь заливался бетон. Иногда сверху бетона также добавляли слой досок.
Для защиты горизонтальных поверхностей танков от установки мин использовались проволочные штыри, которые приваривались на корпус и башню. Они делали танк своеобразным «ежом». Также использовалась металлическая сетка, которая крепилась на моторное отделение с небольшим зазором. Сверху ее засыпали мешками с песком.
Стоит отметить, что разные подразделения использовали свои собственные варианты дополнительного бронирования. Очень часто хватало одного взгляда на танк, чтобы определить, к какому подразделению он приписан.
Ремонтные подразделения 9-ой Армии разработали свой способ усиления бронезащиты. На броню приваривалась стальная гусеница толщиной 2 дюйма (5,08см), закладывалась сверху мешками с песком и всё это накрывалось маскировочной сеткой. Правый Шерман получил дополнительную защиту ещё по по бортам башни. М4А3 (76мм) из 747-го Танкового Батальона, возле Шляйдена, Германия, 31 января 1945
Принадлежность этого истребителя танков М10 к 9-ой Армии легко определить по характерному способу усиления лобовой защиты — приваренные к корпусу траки, слой мешков с песком и сверху маскировочная сеть.
М4А3Е8 (76мм), рота А, 18-й Танковый Батальон, 8-я Танковая Дивизия, возле Бохольтца, Нидерланды, 23 февраля 1945. На снимке видны первые попытки усилить защиту мешками с песком и гусеничными траками
[/center]
М4А3 (76мм), 14-я Танковая Дивизия, 7-я Армия. После установки мешков с песком поверх них спреем наносились чёрные камуфляжные пятна на тёмно-оливковую основу
На примере этого M4A3(76)W HVSS из 14-й Танковой Дивизии можно хорошо рассмотреть стандартизированный комплект для навески мешков с песком, разработанный и стандартизированный в 7 Армии. Экипаж осматривает танковую радиостанцию
‘Annabelle’ М4А1 роты «А», 48-го Танкового Батальона, 14-й Танковой Дивизии с 4.5″ системой залпового огня Калиоп (Caliope). Установки Т34 Калиоп не были популярны среди танкистов. Изначально орудие не могло использоваться, если на танке стоял Калиоп, однако на этой машине рычаг наведения приварен к маске, чтобы пушка тоже могла стрелять при необходимости
Американский танкист возле танка Шерман М4А3(76)W. На лобовую броню положены мешки с цементом, а для фиксации они сверху залиты бетоном
В 3-й Армии Паттона предпочитали усиливать защиту танков навешиванием дополнительных бронелистов на лоб корпуса и башню. Бронелисты брали со своей или вражеской битой техники. Примечательно, что нижний край дополнительного бронелиста закрывает доступ к крышке трансмисии в нижней лобовой части корпуса. М4А3Е8 (76мм) раннего выпуска, ещё без дульного тормоза на пушке. 11-я Танковой Дивизия, 3-я Армии
М4А3Е8, 41-й Танковый батальон, 11-я Танковая Дивизия, 3-я Армия. Дополнительная защита типичная для армии Паттона — накладная броня на лобовом листе. Слабые борта никак не усилены. Этот Шерман первым в своём подразделении вышел к реке Рейн во время прорыва 21 марта 1945
М4А1 (76мм), 3-я Танковая Дивизия, 1-я Армия, возле Корбах, Германия, 30 мая 1945. Очень необычный случай, сразу с двумя слоями 1-дюймовой дополнительной брони. Ещё примечательней то, что на крыше башни люк наводчика и командирскую башенку поменяли местами — теперь люк наводчика справа, а командирская башенка слева.
М4А3 (76) W HVSS, начало 1945. Дополинительная броня закрывает лоб корпуса и крышку доступа к дифференциалу. При этом она крепится сваркой и на неё вынесено крепление для фар и даже буксировочные скобы.
М10 прикрывает отход 1-ой Армии через городок Виртцфильд 17 декабря 1944. САУ защищают мешки с песком и дополнительные катки.
М10 с мешками, катками и брёвнами для защиты от Панцерфаустов. На крышке трансмисии резак Кюлина — атрибут боёв в бокаже. САУ М10
Пилотный танк Т26Е4 с мощной 90мм пушкой Т15Е1. Один из двух имевшихся прототипов был направлен в Европу для проверки боем против немецкого самого тяжёлого танка — Королевского Тигра. Ремонтники 3-й Танковой Дивизии, возглавляемые Белтоном Купером решили услить защиту редкого танка, навесив броню от немецкой Пантеры. Лоб корпуса покрыли двойным слоем трофейной катанной брони. [/center]
M4A3 позднего выпуска, «Doris», из 5-го Танкового батальона Корпуса Морской Пехоты (5th Armored Battalion, USMC). Иводжима, март 1945. Танк основательно подготовлен к встрече с основным противником — японской пехотой. Борта обшиты досками от магнитных куммулятивных мин. Люки на корпусе и даже на башне защищены сетчатыми колпаками. На моторное отделение положена металлическая сетка, поверх которой разложены мешки с песком.
М4А2 из роты В, 1-го Танкового Батальона Корпуса Морской Пехоты США (Company B, 1st Armored Battalion (USMC)). Пелилуи, сентябрь 1944. Борта общиты досками от пехотных магнитных куммулятивных мин.
М4А3 «Davy Jones», Иводжима, март 1945. Против магнитных куммулятивов досками зашиты на только борт корпуса, но даже подвеска. Очевидно танк должен был действовать вплотную к окопам противника. На борт башни навешен фрагмент резинометаллической гусеницы с крупными резиновыми блоками, которые тоже могли защитить от примагничивания мин. Люки водителя и радиста, а так же крыша корпуса между ними обильно усеяны вертикальными металлическими штырями, чтобы помешать установке всё тех же куммулятивных мин. Удивительно, но шипы даже на крыше и люках башни.
Шерман из 4-го Танкового Батальона Корпуса Морской Пехоты США, Иводжима, 23 февраля 1945. Интересный образец. Борта корпуса покрыты слоем бетона, поверх которого доски. Бетон защищал от установки пехотных куммулятивных мин и вражеских снарядов. Но зачем доски? Японские пехотные куммулятивы могли крепиться как магнитами, так и шипами. На бетон они не крепились, зато на доски уже могли. Возможно бетон не прочно держался на вертикалных бортах и доски его поддерживали. Лоб корпуса и борта башни прикрыты гусеницам с крупными резиновыми блоками. Все люкки экипажа накрыты сетчатыми колпаками из арматуры.
Шерман с бортовым именем «KING KONG», рота С, 4-й Танковый Батальон, осров Сайпан. Хорошо видно, чтона бортах доски прилегают вплотную к броне. Морские пехотинцы разговаривают по телефону с командиром танка лейтенантом «Максом» Инглишем. Телефон установлен слева на корме.
Танк командира роты Боба Неймана — ILL WIND. Остров Тиниан. Корме обычных досок по бортам виден ещё слой бетона на лобовом листе корпуса. На командирском перескопе установлен бронированный цилиндрический защитный кожух. В роте Боба Неймана широко использовались всевозможные кустаные средства дополнительной защиты.
Шерман М4А3 с бортовым именем CAIRO, рота С, 4-й Танковый Батальон. На люках проволочные колпаки, бота корпуса покрыты слоем цемента и снаружи досками, на лбу корпуса и бортах башни — гусеничные траки.
Поздний М4А3 Шерман выдвигается для атаки деревни Оруку 7 июня 1945. 2-й взвод, рота В, 6-й Танковый Батальон. Дополнительная защита представленна навешенными т раками и мешками с песком.
Нередко японские отряды истребителей танков забрасывали подрывной заряд под днище танка. Чтобы предотвратить такое на этот Шерман из Корпуса Морской Пехоты навариваются «юбки», прикрывающие ходовую. Кроме того, на башне для дополнительной защиты навешены фрагменты гуменицы, а на борту, под «юбкой» виден слой досок от магнитных мин. Датируется поздней стадией боёв за Окинаву.
Японские 47мм противотанковые пушки вынуждали наваривать фрагменты гусениц даже на лобовую броню. На фото М4А2 из 1-го Танкового Батальноа Морской Пехоты США.
На этом Шермане М4А3 фрагменты гусеницы защищают башню, борт и лоб корпуса, но это ему не помогло. Иногда японцы устраивали фугасы из авиабомб или торпед. Именно на таком фугасе подорвался это танк из 6-го Танкового Батальона на дороге южнее Итоман, 16 июня 1945.
М4А3 из 6-го Танкового Батальона возле разрушенного японского ангара, Окинава. Очевидно танк оказывал импровизированную артиллерийскую поддержку, судя по большому количеству использованных контейнеров для боеприпасов, валяющихся рядом. Это фото — ещё один пример, как сбоку ходовую часть прикрывали деревянными рейками от подрывных зарядов, коотрые японцы забрасывали под танк.
Хороший пример полевой защиты танков на Тихом Океане. Всевозможные люки и лючки снабжены вертикальными стальными штырями, башня прикрыта гусеницей, борт корпуса и ходовая — досками. Над двигательным отсеком и побокам от башни вех корпуса обсложен мешками с песком. Примечательно, что камуфляж наносился уже поверх импровизированных средств дополнительной защиты. 5-й Танковый Батальон был оснащён этими дополнительными средствами защиты ещё до высадки на Иводжиме.
Источники:
David Doyle — Af Visual — LP 018, 2005
Andre R. Zbignewski — M3 and M4 Tanks in Pacific Combat. 1942-1945 — Kagero
Oscar E. Gilbert — Allied-Axies No.8. Marine Corps Shermans. — 2002, Ampersand Publishing Company, Inc.
Stiven Zaloga — US Tank Destroyers In Combat 1941-1945 — Concord, 7005, 1996
MILITARY INTELLIGENCE DIVISION — JAPANESE TANK AND ANTITANK WARFARE — SPECIAL SERIES NO. 34. 1 AUGUST 1945. WAR DEPARTMENЕ WASHINGTON, D. C.
Автор и перевод Вадим Нинов
Немного о броне для техники
Несмотря на изменение облика войн, главный их участник – человек – остается прежним. Он все так же подвержен воздействию массы опасных факторов и нуждается в защите. На протяжении последних веков наиболее распространенным способом защиты от большинства угроз была броня. Панцири древних солдат постепенно развились в полноценный доспех, а в конечном итоге эта идея вылилась в появление бронированной техники. Тем не менее, развивались и средства поражения, напрямую влиявшие на параметры бронезащиты. Эта своеобразная гонка снаряда и брони не прекратилась до сих пор и с уверенностью можно говорить, что она сохранится и в будущем. Рассмотрим несколько основных современных тенденций в области развития защиты техники.Металл и керамика
Наиболее простым способом обеспечения защиты экипажа и элементов конструкции боевой машины является установка металлической брони. На протяжении всей истории бронетехники повышение уровня такой защиты осуществлялось всего двумя способами: увеличение толщины бронеплит и изменение сплава. В настоящее время к ним добавилась третья методика, фактически представляющая собой «смесь» первых двух. Ученые ведущих стран работают над созданием новых сплавов, которые могли бы при тех же параметрах массы, что и у имеющихся, обеспечить более высокий уровень защиты. Кроме того, помимо применения специальных сплавов броня может быть укреплена при помощи особой технологической обработки стальных заготовок.
Несколько лет назад британские ученые из организаций DSTL и CORAS представили свою новую разработку – технологию Super Bainite. Она позволяет сэкономить на различных реактивах и химикалиях, но при этом ощутимо повысить прочность металла. Суть технологии кроется в так называемой изотермической закалке. Это значит, что сперва броневой лист прогревается до температуры около тысячи градусов по Цельсию, а затем охлаждается до 250-300°. При более низкой температуре заготовка выдерживается в течение нескольких часов и далее плавно охлаждается до температуры окружающей среды. Такой способ упрочнения брони гарантирует почти полное отсутствие в ней каких-либо микротрещин, вызванных обработкой. Кроме того, в зависимости от используемого сплава, возможно увеличение эффективности защиты на десятки процентов. Таким образом, для обеспечения одного и того же уровня защиты броня Super Bainite может иметь заметно меньшую толщину по сравнению с незакаленным металлом.
Еще один метод связан с существующими технологиями. Давно известны такие способы упрочнения металла, как цементация, азотирование, борирование и т.п. процессы химико-термической обработки. В последние годы наибольший интерес ученых вызывает именно азотирование. Насыщение поверхностного слоя металла азотом с последующим образованием нитридов значительно увеличивает твердость поверхности и, как следствие, повышает уровень защиты бронелиста. К настоящему времени различным организациям, занятым в создании новых видов гомогенной брони, удалось добиться неплохих результатов. Современная азотированная стальная броня при одинаковом уровне защиты с необработанным металлом имеет на 25-30% меньшую толщину.
Помимо металла для защиты бронемашин может быть применена специальная керамика. Плитки из карбидоборных, корундовых или карбидокремниевых материалов способны обеспечить достаточный уровень защиты и при этом весят меньше, чем соответствующая стальная деталь. В то же время, керамическое бронирование имеет один серьезный недостаток. В отличие от металла, который прогибается и продавливается боеприпасом, задерживая его, керамическая плитка после попадания растрескивается и теряет, как минимум, большую часть своих защитных свойств. Из-за этого сейчас керамическая броня используется только в сочетании с другими материалами: металлами, кевларом (бронежилеты) и т.д.
Композитные системы
Любой материал, применяемый в бронировании, имеет свои плюсы и минусы. Обеспечить наиболее эффективную защиту от различных поражающих факторов может обеспечить т.н. композитное бронирование. Одними из самых простых и распространенных в последнее время видов подобной защиты являются системы, состоящие из металлических листов и керамических плиток. Плитка принимает на себя удар поражающего элемента, а металл окончательно гасит его энергию. Подобные системы, в которых керамика является первым барьером на пути пули или снаряда, начали появляться сравнительно недавно. Куда более распространена другая архитектура композитной брони.
Т-64АК выпуска 1979 г. в Музее танка Т-34, д. Шолохово Московской области, 26.04.2008 г.(фото — VLAS, http://military.tomsk.ru/forum)Еще в шестидесятых годах прошлого века была создана трехслойная метало-керамическая броня. Яркий пример такой системы – лобовая защита советского танка Т-64. Между двумя сравнительно тонкими металлическими листами в ней находился стеклопластик. Благодаря этому попавший в броню снаряд был вынужден проходить через несколько слоев защиты с различной плотностью и вязкостью. В итоге боеприпас терял энергию и даже разрушался. По аналогичной схеме построена известная английская броня Chobham. К сожалению, точный ее состав до сих пор засекречен, но, согласно различным отрывочным данным, она состоит из металлических листов, полимерных блоков и керамических плиток. Бронирование Chobham устанавливается на последние модели английских и американских танков.
Американский танк М1 » Абрамс» с бронированием Chobham armour
Британский танк Challenger 1 с бронированием Chobham armour
В последние годы российскими специалистами из НПЦ «Сплав» была создана концепция т.н. дисперсно-керамического бронирования. Такая система состоит из трех слоев: декоративного, дробящего и задерживающего. Декоративный и задерживающий выполняются из плоских панелей, а дробящий состоит из небольших цилиндров или многоугольных призм с закругленными торцами. Попадающий в дисперсно-керамическую броню снаряд, пробивая декоративный слой, теряет часть своей энергии и сталкивается с призмами дробящего. Разрушение призм дробящего слоя также отнимает немалую часть энергии боеприпаса. Кроме того, из-за особой формы элементов слоя, разрушается и сам снаряд. Внутренний задерживающий слой принимает на себя удар осколков снаряда и призм. Дисперсно-керамическое бронирование имеет ряд характерных особенностей, которые могут оказаться полезными в будущем. Поэтому работы по этой тематике идут полным ходом.
Навесная защита
Поскольку бесконечное утолщение брони, вне зависимости от ее типа, невозможно, уже несколько десятилетий на бронетехнике применяются различные дополнительные навесные модули. В зависимости от обстановки, эти модули могут обеспечивать дополнительную защиту машины разными способами.
Самый простой из них – простая навеска на машину дополнительных бронемодулей. Наиболее известной системой такого вида является немецкая MEXAS. Ее точный состав секретен, но известно, что в модулях используется керамика, полимеры и металл. Производитель особо отмечает, что модули брони MEXAS в весовом отношении в два раза эффективнее гомогенной брони. В зависимости от требований заказчика модули системы MEXAS могут иметь любую форму. Кроме того, заказчикам предлагается три варианта бронирования с разным уровнем защиты. Таким образом, модули способны обеспечивать дополнительную защиту практически любой бронемашины. В середине двухтысячных годов на базе брони MEXAS была создана более совершенная защита AMAP, отличающаяся более высокими характеристиками защиты, а также более широким применением металлов и сплавов.
Канадский танк Леопард 1C2. На башне и корпусе хорошо различимы модули навесной брони MEXAS-H. Башня выполнена литой аналогично модификации Леопард 1А5
По бортам БТР Boxer различимы элементы крепления и сочленение отдельных модулей навесной брони AMAP
Благодаря своей многослойной структуре (корпус самой боевой машины можно тоже считать дополнительным слоем брони), навесные бронемодули способны обеспечивать защиту не только от пуль, но и от снарядов малокалиберной артиллерии. Также подобные композитные системы способны с определенной эффективностью противодействовать и кумулятивным боеприпасам. Стоит отметить, для защиты от кумулятивных боеприпасов уже давно применяются гораздо более простые, но не менее эффективные дополнительные модули. Это – достаточно распространенные противокумулятивные экраны и решетки. На определенном расстоянии от поверхности корпуса бронемашины располагаются металлические панели или решетки. При ударе о такое ограждение кумулятивный боеприпас либо срабатывает, либо деформируется. В обоих случаях он уже не способен полноценно выполнять свою задачу.
Как и другие навесные модули, противокумулятивные экраны и решетки ощутимо увеличивают боевой вес бронемашины и соответствующим образом влияют на ее ходовые качества. Несколько лет назад в Великобритании был создан противокумулятивный тканный материал Tarian QuickShield. Такая сетка или ткань состоит из полимерных и металлических нитей и справляется с уничтожением или повреждением противотанковых реактивных гранат. При схожих характеристиках с металлической решеткой полимерная сетка, как минимум, вдвое легче. Кроме непосредственного оснащения бронемашин, Tarian QuickShield предлагается использовать их в качестве материала для быстрого ремонта поврежденных металлических решеток. Кусок защитной ткани попросту натягивается на месте поврежденного экрана или решетки.
Для использования на легкой бронетехнике не так давно была создана динамическая защита SLERA. Поскольку для бронетранспортеров или боевых машин пехоты танковые системы динамической защиты не подходят ввиду своей мощности, SLERA получила менее сильные блоки взрывчатого вещества. Это заметно сказалось на характеристиках, но, в то же время, позволило ставить динамическую защиту на машины со сравнительно тонкой броней.
Электромагнитная защита
Ход развития боеприпасов позволяет предполагать, что уже в самые ближайшие годы новые снаряды смогут поражать цели, прикрытые любым из имеющихся сейчас типов брони. Поэтому уже сейчас идет разработка совершенно новых типов защиты для бронетехники. Пожалуй, наиболее интересным из них является т.н. электромагнитная броня. Она имеет все преимущества композитной, но при этом способна более эффективно задерживать снаряды противника.
Концепция электромагнитного бронирования подразумевает подключение двух металлических листов к конденсаторной системе. Между листами находится полимерный или керамический изолятор. Попав в такую бронепреграду, снаряд замыкает электрическую цепь и изменяет траекторию движения из-за воздействующих на него электромагнитных сил. Кроме того, при определенной мощности подаваемого на пластины тока снаряд может попросту разрушиться. Электромагнитная броня выглядит многообещающе, но до ее практического применения очень далеко. Для эффективной работы такой системы требуется слишком много электроэнергии. На данный момент ни одна бронемашина не в состоянии обеспечить полноценную работу электромагнитной брони.
На том же принципе может быть основана другая технология, целью которой, однако, будет являться анализ состояния бронезащиты. При помощи несложных электрических схем можно создать аппаратуру самодиагностики, которая сможет автоматически определять поврежденный участок брони и степень его разрушения. Благодаря такой информации экипаж боевой машины все время будет в курсе состояния своего бронирования и, при необходимости, сможет вовремя запросить соответствующую помощь.
***
Как видим, развитие технологий бронирования продолжается. Стоит отметить, большинство используемых сейчас идей появилось еще несколько десятилетий назад. Тем не менее, они до сих пор работоспособны и никто не спешит отказываться от них. В ближайшем будущем эта тенденция полностью сохранится. Соответствующие проектные организации продолжат создавать новые типы гомогенной, композитной и навесной защиты. При этом, возможно, с мертвой точки сдвинутся работы в области электромагнитной брони, но в этом случае все упирается в вопрос источника энергии. Так что в ближайшие годы количественное и качественное первенство останется за привычными вариантами бронирования, а их характеристики будут постепенно расти благодаря появлению новых сплавов, полимеров и керамических материалов.
По материалам сайтов:
http://army-guide.com/
http://vpk.name/
http://arms-expo.ru/
http://defense-update.com/
http://globalsecurity.org/