Мортира Адам — это… Что такое Мортира Адам?

изображение
Самоходная мортира «Адам»
Классификациясамоходная мортира
Боевая масса, т126
Экипаж, чел.16
История
Производитель Rheinmetall-Borsig AG
Годы производства1940—1941
Годы эксплуатации1940—1945
Количество выпущенных, шт.6-7
Основные операторы
Размеры
Длина корпуса, мм11 370
Ширина корпуса, мм3160
Высота, мм4780
Бронирование
Тип бронистальная катаная
Вооружение
Калибр и марка пушки600-мм
Тип пушкимортира
Длина ствола, калибров8,44 (600-мм)
Боекомплект пушки4 выстрела
Углы ВН, град.+70°
Углы ГН, град.
Дальность стрельбы, км4500 м (бетонобойный снаряд)
6700 м (фугасный снаряд)
Подвижность
Тип двигателяV‑образный 12‑цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с.750
Скорость по шоссе, км/ч10
Тип подвескиторсионная, гидравлическая, с возможностью опускания корпуса на грунт

Боевой путь

Самоходная мортира «Адам» является первой мортирой типа «Карл». В ноябре 1940 года мортира «Адам» была передана в войска. На момент передачи в войска мортиры «Адам» и «Ева» были включены в состав 1-й батареи 833-го дивизиона группы армии «Юг». К началу войны мортиры 1-й батареи должны были дислоцироваться в районе так называемой «Линии Молотова», для её уничтожения. Однако после выгрузки мортир под Тересполем, когда они уже двигались к боевой позиции своим ходом, у установки «Ева» внезапно сломалась гусеница и по этой причине в боях она не участвовала. Мортира «Адам» выпустила 4 снаряда по «Линии Молотова». В итоге, 1-ю батарею отправили обратно в Германию по причине отсутствия необходимости в её использовании, а также из-за технических трудностей использования этих самоходных орудий. В 1945 установка «Адам» стала трофеем Красной армии (сегодня она находится в экспозиции бронетанкового музея в Кубинке). Мортиры «Ева» и «Локи» были захвачены армией США. Остальные мортиры «Циу», «Тор», «Один», «Фенрир» были уничтожены самими немцами.

Третий рейх Самоходная мортира «Карл» (установка «Адам») в Кубинке

Последние в своем классе: самоходные мортиры Karl

Примерно в XV веке на полях сражений Европы появились артиллерийские орудия нового типа. Они имели короткий ствол большого калибра, «смотревший» вверх. Названное мортирой оружие предназначалось для обстрела вражеских городов с таким расчетом, чтобы ядра, камни или другие боеприпасы перелетали через крепостные стены. Со временем появились другие типы артиллерии, рассчитанные для стрельбы с большими углами возвышения – гаубицы и минометы – что привело к значительному сокращению количества мортир. Тем не менее, мортиры достаточно долго использовались армиями разных стран. Последние случаи боевого применения этого вида вооружений произошли в годы Второй Мировой войны, когда на фронт попали немецкие самоходные мортиры проекта Gerät 040.
В последние годы существования Веймарской республики ее руководство, опасаясь санкций со стороны стран, победивших в Первой Мировой войне, старалось засекречивать почти все свои проекты военного характера. Меньшей завесой тайны прикрывались только те программы, которые вписывались в условия Версальского мирного договора. Мощная артиллерия до определенного времени существовала только в виде проектов на бумаге, доступ к которым имел ограниченный круг лиц. В 1933 году власть в Германии сменилась, что привело к значительным изменениям в экономической, политической и социальной сферах. Среди прочего, новое руководство страны во главе с А. Гитлером не стало щепетильно относиться к мирному договору 1919 года, а то и открыто игнорировать его. Формирование Вермахта и изменение курса развития страны привели к началу нескольких серьезных проектов, в том числе и в области крупнокалиберной артиллерии.Последние в своем классе: самоходные мортиры Karl

Немецкие тяжелые 600-мм самоходные мортиры «Карл» (Gerät 040, «установка 040»). Рядом стоят транспортеры боеприпасов Pz.Kpfw. IV Munitionsschlepper

В 1934 году Управление вооружений сухопутных войск выдало промышленности задание на разработку тяжелого артиллерийского орудия, способного одним снарядом уничтожить или, как минимум, вывести из строя бетонный объект со стенками толщиной до 900 миллиметров. Задание было непростым и к его решению привлекли несколько фирм, среди которых оказалась Rheinmetall Borsig. Это предприятие первым выработало более-менее реалистичный облик нового орудия. При приемлемом метательном заряде и сносной отдаче гипотетическое орудие должно было выглядеть следующим образом: четырехтонный снаряд калибра 600 мм должен был выбрасываться из сравнительно короткого ствола со скоростью не более 100-110 метров в секунду. При навесной стрельбе 600-мм снаряд мог обеспечить уничтожение заданной цели на расстоянии до километра. В 1935 году руководство Вермахта поручило «Рейнметаллу» продолжить работы над проектом и довести его до состояния практически применимого орудия. На этом этапе будущая самоходная мортира получила наименование Gerät 040 («Установка 040») и неофициальное прозвище Karl. Последнее появилось благодаря участию в проекте генерала Карла Беккера. Представитель армии курировал проект и подал несколько оригинальных идей. В знак признательности инженеры «Рейнметалла» стали называть свое детище в честь Беккера.

Через два года после начала работ проект дошел до стадии испытаний прототипа. На полигон была доставлена мортира калибра 600 миллиметров, весившая 54,5 тонны. В ходе разработки заказчик пришел к выводу о недостаточной дальности стрельбы. Четырехтонный снаряд летел только на километр, а этого было мало. В результате консультаций и дополнительных расчетов инженеры и военные согласились с возможностью уменьшения массы боеприпаса вдвое. Двухтонный снаряд летел уже на три километра. В то же время, этот показатель тоже не устроил военных. В ходе доводки артиллерийской системы была увеличена длина ствола. На поздних стадиях разработки собственно мортиры этот параметр равнялся 5108 миллиметрам. Это привело к увеличению массы орудия и повысило дальность стрельбы более чем на треть.

Характеристики стрельбы нового орудия Gerät 040 вызвали неоднозначную реакцию военных. С одной стороны, 600-миллиметровый двухтонный снаряд полностью соответствовал требованиям по могуществу. С другой, дальность стрельбы всего в четыре километра была явно не достаточна для большинства случаев. Сверхмощная мортира могла не успеть сделать достаточное количество выстрелов и попасть под ответный огонь противника. Кроме того, у Германии не было и не предвиделось тягачей, которые могли бы буксировать новое орудие, что еще больше снижало живучесть на поле боя и исключало возможность сравнительно быстрого ухода с позиции. Исходя из этих соображений, в 1937 году проект «Карл» был продолжен. В середине июля-месяца фирма «Рейнметалл-Борзиг» получила задание сделать самоходный лафет для орудия Gerät 040. Учитывая массу самой мортиры, лафет-шасси пришлось конструировать с нуля, лишь используя некоторые наработки по другим темам.

Последние в своем классе: самоходные мортиры Karl

В результате проектных и сборочных работ в 1940 году на полигон было привезено орудие с готовым гусеничным шасси. Основой самоходного лафета был двигатель Daimler-Benz DB507 мощностью в 750 лошадиных сил, размещенный в передней его части. Через гидромеханическую трансмиссию с тремя гидротрансформаторами крутящий момент передавался на ведущие колеса. Ходовая часть прототипа состояла из гусениц и восьми опорных катков на борт с торсионной подвеской. Серийные шасси получили по одиннадцать опорных катков на борт. Ввиду колоссальной силы отдачи орудия «040» пришлось применить в подвеске оригинальный механизм. Внутренние концы торсионов подвески не закреплялись жестко. Наоборот, они были соединены с подвижными рычагами. При подготовке к стрельбе специальный механизм опускания, расположенный в кормовой части шасси, сдвигал рычаги, из-за чего машина опускалась днищем на грунт. По окончании стрельбы операция повторялась в обратном направлении и самоходная мортира могла начать движение.

Само орудие к моменту установки на шасси выглядело следующим образом. 600-миллиметровый нарезной ствол длиной в 8,5 калибров выполнялся единым блоком с казенником и устанавливался на станке в средней части шасси. Механика подвеса орудия позволяла поднимать ствол на угол до 70° и поворачивать его в горизонтальной плоскости в пределах сектора шириной в четыре градуса. Огромная отдача компенсировалась сразу двумя комплектами противооткатных устройств. Первая система крепилась непосредственно к люльке ствола и брала на себя «первый удар». Вторая, в свою очередь, гасила откат станка мортиры. Для орудия Gerät 040 было разработано три крупнокалиберных боеприпаса. Легкий бетонобойный снаряд весил 1700 кг (280 кг взрывчатого вещества), тяжелый бронебойный имел массу в 2170 кг (348 кг взрывчатого вещества), а фугасный – в 1250 кг (460 кг взрывчатого вещества).

Последние в своем классе: самоходные мортиры Karl

Готовая самоходная мортира весила 97 тонн, мощности двигателя хватало только для движения с небольшой скоростью. Тем не менее, боевой потенциал орудия выглядел многообещающе и на недостаточные ходовые характеристики просто закрыли глаза. Однако сравнительно небольшая для такого калибра дальность стрельбы потребовала обеспечить должный уровень защиты. После получения такого требования корпус шасси получил новую конструкцию из катаных броневых листов толщиной в 10 миллиметров. Немалые размеры шасси в сочетании с более толстым и прочным металлом привели к увеличению веса всей установки на 30 тонн. Именно в таком виде самоходные мортиры Gerät 040 пошли в серийное производство.

Ввиду сложности конструкции и отсутствия необходимости в массовом производстве, серия ограничилась всего шестью машинами. Каждая из них получила собственное имя. Начиная с ноября 1940 года, в войска поступили: Adam, Eva, Odin, Thor, Loki и Ziu. Как видим, первые два экземпляра самоходной мортиры были названы в честь библейских персонажей, а потом машины стали обозначать именами германо-скандинавских богов. Стоит отметить, позже это «разнообразие» было прекращено: «Адама» и «Еву», что называется, для порядка, переименовали в Baldur и Wotan соответственно. Кроме того, иногда встречаются упоминания о некой седьмой самоходке по имени Fenrir, однако точных данных о ее существовании нет. Возможно, этим именем обозначался первый прототип. Последняя из серийных самоходных мортир «Циу» была передана Вермахту в августе 1941 года.

Серийные машины имели немного лучшие характеристики, чем прототип. Тяжелый бетонобойный снаряд получал начальную скорость в 220 метров в секунду и на дальностях около четырех с половиной километров пробивал до 3,5 метра бетона, либо до 450 мм броневой стали. Следующий за пробитием взрыв гарантированно уничтожал живую силу и вооружение, находящееся внутри укрепления, а также приводил к обрушению конструкций. Более легкий фугасный снаряд имел немного большую начальную скорость – 283 м/с, что давало ему дальность полета в 6700 метров.

Последние в своем классе: самоходные мортиры Karl

Новые самоходные мортиры были тяжелыми и достаточно сложными в эксплуатации. Поэтому вместе с собственно «Карлами» разработали несколько специальных средств для обеспечения доставки к району боя и боевой работы. Максимальная скорость самоходки около 10 км/ч не позволяла ей самостоятельно совершать длительные марши, да и запаса топлива в 1200 литров хватало всего на четыре часа хода. Поэтому основным способом перемещения сделали транспортировку по железной дороге. На двух пятиосных железнодорожных платформах монтировались специальные гидравлические краны. Перед погрузкой самоходка заезжала на рельсы, где ее крепили к стрелам кранов и вывешивали между платформ. Для транспортировки по автомобильным дорогам были изготовлены специальные трейлеры. На них самоходка грузилась в разобранном виде: ходовая часть, шасси, станок орудия и само орудие устанавливались на отдельные автоприцепы. По железной или автомобильной дороге САУ доставлялась в район боев, после чего, при необходимости, собиралась, заправлялась топливом и своим ходом добиралась до огневой позиции.

Помимо самих самоходных мортир на позицию выходили погрузчики боеприпасов. Каждой батарее «Карлов» придавалось по две машины с запасом по четыре снаряда и краном. Основой для транспортно-заряжающей машины стал танк PzKpfw IV. Таких машин было собрано всего 13 штук. Перед ведением огня самоходная мортира выходила на позицию, после чего расчет из 16 человек производил ориентирование и расчет направления на цель. Своим ходом Gerät 040 разворачивался в нужном направлении, механик-водитель приводил в действие механизм опускания, а другие номера расчета производили прочие приготовления. На всю подготовку к стрельбе уходило порядка десяти минут. После опускания самоходки на грунт расчет начинал готовить орудие к выстрелу. При помощи крана транспортно-заряжающей машины 600-миллиметровый снаряд загружался на лоток мортиры, откуда досылался в камору ствола при помощи механического досылателя. Далее та же процедура производилась с гильзой. Запирание ствола производилось при помощи клинового затвора. Для подъема ствола на нужный угол использовался механизм с ручным приводом. После поднятия ствола осуществлялась дополнительная наводка в горизонтальной плоскости. После заряжания и нацеливания расчет удалялся на безопасное расстояние и производился выстрел. Затем расчет опускал ствол в горизонтальное положение и снова заряжал мортиру. На подготовку к новому выстрелу уходило не менее десяти-пятнадцати минут.

Последние в своем классе: самоходные мортиры Karl

Самоходные мортиры Gerät 040 передавались 628-му и 833-му дивизионам артиллерии особой мощности. Сперва шесть самоходок распределили между подразделениями поровну. Вскоре машину №4 «Один» передали в 833-й дивизион, а все шесть САУ собрали в три батареи по две единицы. Применить «Карлы» в бою первоначально предполагалось во время захвата Франции, однако эта кампания вышла довольно скоротечной и артиллерия особой мощности не понадобилась. Следующая подходящая цель нашлась только в июне 41-го. Перед нападением на СССР первая батарея 833-го дивизиона была передана группе армий «Юг», вторая – группе армий «Центр». В первые дни войны САУ Karl вели огонь по советским укреплениям, в том числе и по Брестской крепости. Ряд особенностей применения мортир повлек за собой нарекания артиллеристов и их командиров. Кроме того, при стрельбе возникло несколько проблем. Так, уже 22 июня в стволах «Одина» и «Тора» заклинили снаряды. После быстрого «ремонта» стрельба продолжилась. Общий расход снарядов за несколько дней составил 31 штуку. Первая батарея дивизиона участвовала в осаде Севастополя.

К осени 1941 года первые четыре САУ были отправлены на завод для ремонта и модернизации. При этом «Адам» и «Ева» ввиду загруженности производства простояли без дела почти год. Мортира «Тор», в свою очередь, за несколько месяцев выработала ресурс ствола и было предложено использовать при ремонте новое орудие аналогичного класса. Модернизация под названием Gerät 041 подразумевала замену родного нарезного ствола калибра 600 миллиметров на 540-мм мортиру. Примерно в то же время, когда решалась судьба «Тора», завод Rheinmetall Borsig закончил сборку пятого экземпляра под названием «Локи». Он сразу получил новый ствол меньшего калибра. Испытания орудия Gerät 041 сразу же показали большую его эффективность по сравнению с 600-мм мортирой. Меньший диаметр канала ствола и масса снаряда компенсировались большей длиной ствола – 11,5 калибра, что увеличило максимальную дальность стрельбы в полтора раза, до десяти километров.

Последние в своем классе: самоходные мортиры Karl

Уже с двумя вариантами вооружения САУ «Карл» использовались на обоих европейских фронтах Второй Мировой войны. Они успели поучаствовать почти во всех операциях, где требовался обстрел хорошо защищенных целей. К примеру, во время Варшавского восстания самоходка №6 «Циу» обстреливала мятежников и разрушила несколько кварталов города. Характерной особенностью Gerät 040 была сравнительно низкая точность, которая позволяла его использовать только для стрельбы по большим площадным целям. Как результат, даже шесть построенных самоходок время от времени простаивали без дела ввиду отсутствия подходящих мишеней. С началом наступления союзнических войск в Нормандии командованию Вермахта пришлось использовать мортиры для обороны. Это, в конечном счете, плачевно сказалось на судьбе боевых машин. Уже летом 1944 года авиация союзников серьезно повредила САУ «Тор», обломки которой немного позже стали достоянием наступающих войск. В начале 45-го самоходки Wotan (бывшая «Ева») и Loki были взорваны экипажем и в разбитом виде достались американцам. Судьба «Одина» оказалась похожей – из-за невозможности эвакуировать ее взорвали.

С двумя оставшимися экземплярами (Adam/Baldur и Ziu) случилась весьма примечательная история. Дело в том, что обломки одной из машин так и не были найдены. Зато в апреле 45-го красноармейцы захватили САУ с бортовым номером VI. Позднее, исходя из немецких документов, было решено, что это «Циу». Эта самоходка стала экспонатом танкового музея в Кубинке. Во время реставрации, проводившейся через несколько десятилетий после включения Ziu в коллекцию музея, было решено счистить старую краску и покрасить САУ в исторически правильные цвета. После снятия очередного слоя краски на артиллерийской части «Карла» проявились буквы Adam. До сих пор нет точной информации, почему на одной и той же самоходке присутствуют два обозначения, и куда делась потерянная шестая машина.

Тяжелые самоходные мортиры Gerät 040/041 или Karl оказались последним представителем этого класса военной техники. Большая сложность эксплуатации вместе с недостаточными показателями дальности и точности в результате поставили крест на мортирах. После Второй Мировой войны функции артиллерийского вооружения, предназначенного для ведения огня по навесной траектории с большим возвышением, были возложены на крупнокалиберные минометы, а затем и на баллистические ракеты.

Последние в своем классе: самоходные мортиры KarlПоследние в своем классе: самоходные мортиры Karl
Последние в своем классе: самоходные мортиры Karl

По материалам сайтов:
http://vadimvswar.narod.ru/
http://one35th.com/
http://wotanks.com/
http://ww2incolor.com/
http://rkka1941.blogspot.com/

«Карл» на службе у Третьего рейха. Часть II

В мае 1941 года из четырёх первых серийных мортир был создан 833-й дивизион, 1-я батарея которого (в составе мортир «Адам» и «Ева») была передана командованию Группы армий «Юг» для разрушения ДОТов и укреплений «Линии Молотова» в районе Перемышля. 2-я батарея в составе орудий «Тор» и «Один» была направлена в Группу армий «Центр» для обстрела Брестской крепости.

Все четыре установки открыли огонь 22 июня 1941 года, и у артиллеристов сразу же возникли проблемы. У «Одина» и «Тора» в первый же день снарядами заклинило стволы. У «Евы» при движении своим ходом от железнодорожной станции до позиции слетела гусеница, и в последующих боях она не участвовала. «Адам» выпустил только четыре снаряда, после чего в Группе армий «Юг» посчитали нецелесообразным дальнейшее использование этих мортир, и 1-ю батарею отправили обратно в Германию.

Артиллеристы 2-й батареи 833-го тяжелого артиллерийского батальона Вермахта готовят
к выстрелу 600-мм самоходную мортиру «Карл» (Karl Gerät 040 Nr.III «Odin»), подступы к Бресту,
1941 год. Возле мортиры — погрузчик снарядов. Источник — waralbum.ru

2-я батарея была удачливее. Несмотря на проблемы, «Тор» и «Один» выпустили по Брестской крепости 31 снаряд, из которых не взорвались только два. На месте разрывов снарядов образовывались воронки диаметром в 30 и глубиной в 5 метров, при взрыве на высоту до 170 метров поднималось облако дыма и пыли. Однако в бетонные укрепления крепости ни один из этих снарядов не попал.

Второй известный эпизод применения мортир «Проекта 040» – борьба с севастопольской 30-й бронебашенной береговой батареей ЧФ. В мае 1942 года при подготовке третьего штурма Севастополя «Тор» и «Один» были доставлены к северному фасу линии обороны города, откуда 6 июня 1942 года начали обстрел батареи. Немецкие артиллеристы смогли вывести мортиру «Тор» на высоту, находившуюся всего в 1200 метрах от передовых позиций защитников Севастополя, откуда 30-я береговая батарея находилась в прямой видимости.

Неразорвавшийся 600-мм снаряд, упавший на 30-ю бронебашенную батарею береговой обороны ЧФ,
Севастополь, 1942 год. Источник — memory-book.com.ua

Модернизированные «Карлы» со стволами калибра 540 мм.
Источник — topwar.ru

Уже на следующий день расчёту «Тора» удалось попасть бронебойным снарядом в двухорудийную башню №1. За ночь гарнизон батареи восстановил башню, но с этого момента она могла вести огонь только из одного орудия. Ещё один снаряд попал в железобетонный монолит орудийного блока батареи, от чего тот треснул, а также вышла из строя фильтр-вентиляционная установка. Несмотря на эти успехи, полностью вывести батарею из строя мортиры не смогли.

Расчет 600-мм мортиры «Циу» ведет обстрел Варшавы, август 1944 года.
Источник — waralbum.ru

По некоторым данным, командиру 30-й батареи капитану Г.А. Александеру удалось засечь местоположение «Тора» и «Одина» и накрыть их контрбатарейным обстрелом. Разнятся и данные по количеству снарядов, выпущенных мортирами под Севастополем. Минимальное упоминаемое количество – 122 снаряда, из которых, по советским данным, не разорвалось или распалось на несколько крупных кусков до 40%.

О дальнейшей судьбе мортир «Проекта 040» известно мало. После капитального ремонта, по крайней мере, на трёх мортирах («Локи», «Торе» и, скорее всего, «Фенрире») стволы были заменены на другие — калибром 540 мм и длиной в 11,5 калибров. Это увеличило дальность стрельбы орудий с 4 до 10,4 км.

В 1944 году мортира «Циу» обстреливала Варшаву, жители которой подняли восстание. 28 августа один из снарядов мортиры попал в здание отеля «Прудентиаль» — по состоянию на 1934 год второе по высоте здание в Европе. Если бы снаряд разорвался внутри гостиницы, то она бы, наверняка, рухнула, но взрыв произошел снаружи, и здание устояло. После войны его перестроили и в 1954 году там открылась гостиница «Варшава», сохранившаяся до наших дней.

Мортиры «Локи», «Тор», «Один» и «Вотан» (бывшая «Ева») участвовали в обороне Нормандии, но перелома в ситуацию на фронте внести не смогли.

Взрыв здания отеля «Прудентиаль» в центре Варшавы в результате прямого попадания
600-мм снаряда немецкой мортиры «Циу», 28 августа 1944 года. Источник — waralbum.ru

Летом 1944 года союзная авиация повредила «Тор», а в начале 1945 года «Вотан» (бывшая «Ева»), «Локи» и «Один» были взорваны отступавшими немецкими войсками. Их обломки достались американцам, так же как и прототип «Карлов» — мортира «Фенрир». Мортиру же с номером VI захватила Красная Армия, и сейчас она является экспонатом Музея бронетанковых войск в Кубинке. Первоначально считалось, что это установка «Циу». Однако, когда через несколько десятилетий было решено перекрасить мортиру, то под слоями старой краски была обнаружена надпись «Адам». Почему на одной установке оказалось два различных обозначения, какое из орудий на самом деле экспонируется в Кубинке и куда делась последняя, седьмая мортира, неизвестно до сих пор.

Самоходная 600-мм мортира «Адам» (или «Циу») тип Karl-Gerät 040 в экспозиции Музея бронетанковых
войск в Кубинке. Источник — pro-tank.ru

Первая часть статьи

Самоходная мортира «Карл» «Ева» «Локи» «Адам» «Циу» «Тор» «Один» — Мои статьи — Каталог статейСамоходная мортира «Карл» (нем. Gerat 040, «установка 040») — немецкая тяжёлая самоходная мортира периода Второй мировой войны. Одна из самых мощных самоходных артиллерийских установок своего периода.

Мортира (нидерл. mortier) — артиллерийское орудие с коротким стволом (обычно длиной менее 15 калибров) для навесной стрельбы. Мортира предназначена главным образом для разрушения особо прочных оборонительных сооружений и для поражения целей, укрытых за стенами или в окопах.

Начиная подготовку к широкомасштабным военным наступательным операциям и считая необходимым разработку мощнейшей системы оружия, потребной для разрушения долговременных фортификационных сооружений, вроде французской линии Мажино, в конце 1935 г. германская фирма «Рейнметалл-Борзиг» приступила к проектно-конструкторским работам по созданию сверхтяжелой мортиры.

Проектирование велось под руководством генерала от артиллерии Карла Беккера, поэтому машина, имевшая заводской индекс Gerat 040 (Изделие 040), получила полуофициальное имя «Карл». Опытный образец орудия изготовили в 1937 году.

Внушительная мортира, весившая порядка 55 тонн, забрасывала двухтонные гранаты на расстояние до 3000 м. Столь впечатляющее орудие имело только один существенный недостаток — громоздкость, поэтому в том же году начались работы по созданию для него самоходного лафета. Когда лафет был разработан, общий вес артсистемы достиг 97 тонн. После получения конструкторами задания забронировать лафет, масса установки поднялась уже до 126 тонн. Также модернизировали ствол орудия, доведя его длину до 5108 мм и подняв тем самым дальнобойность до 4000 м. Прототип с восьмикатковым гусеничным шасси был успешно испытан в мае 1940 года.

Артиллерийская часть машины представляла собой 600-мм нарезную мортиру, установленную в станке в середине корпуса.
Бетонобойный снаряд весом 2170 кг выстреливался с начальной скоростью 220 м/с и пробивал бетонную стену толщиной от 3 до 3,5 м или стальную плиту толщиной 450 мм.
Мортира также могла стрелять фугасными снарядами. Начальная скорость фугасного снаряда составляла 283 м/с, стрельба им велась на дальность в 6700 метров.
Максимальное время полёта снарядов составляло 49 секунд.

С помощью подъёмных механизмов обеспечивалось достижение максимального угла возвышения ствола +70°, угол горизонтальной наводки составлял 4°. Механизмы наводки приводились в действие вручную.

Для погашения сильной отдачи мортиры была разработана двухступенчатая система отката — при выстреле происходил откат не только ствола в люльке, но и всего станка в корпусе машины.
Скорострельность орудия составляла 1 выстрел в 10 минут.

Боекомплект орудия составлял 8 выстрелов которые перевозились на транспортёрах боеприпасов, специально сконструированных на базе танка PzKpfw IV. Каждый транспортёр имел 2,5-тонный кран, который поднимал снаряды и укладывал их на лоток мортиры. На лотке помещалось 3 снаряда.

На своем самоходном лафете, мортира могла самостоятельно передвигаться со скоростью до 10 км/ч, однако запас хода установки был весьма ограничен.
При стрельбе машина опускалась на землю днищем. Перевод орудия из походного состояния в боевое занимал в среднем 10 минут.

При перевозке на дальние расстояния по железной дороге установка подвешивалась между двумя специально оборудованными пятиосными платформами. По шоссе машина перевозилась в разобранном виде на трейлерах.

Поскольку установки были единичными изделиями, каждая из них получила собственное имя.
В ноябре 1940 г. первая мортира «Адам» была передана в войска.
До середины апреля 1941 года были сданы 3 установки — «Ева», «Тор» и «Один», а к концу августа ещё две мортиры — «Локи» и «Циу».

По некоторым данным, существовала также седьмая установка, названная именем «Фенрир», однако она использовалась в основном для испытаний и не применялась в боях. Возможно, под этим именем имеется в виду установка-прототип, построенная в мае 1940 года.

Самоходные мортиры «Карл» состояли на вооружении 628-го и 833-го дивизионов артиллерии особой мощности вермахта.

Из-за скоротечности французской кампании машины так и не были применены для штурма линии Мажино — к окончанию кампании был готов только прототип машины, да и штурмовать линию Мажино в конечном итоге не понадобилось.

В боевых условиях мортиры были впервые применены в июле 1941 года. Мортиры «Адам» и «Ева» из состава 1-й батареи 833-го дивизиона обстреливали Брестскую крепость. «Адам» произвёл 16 выстрелов, а у «Евы» при первом же выстреле в стволе заклинило снаряд, и установку отправили в Дюссельдорф.

2-я батарея 833-го дивизиона, состоящая из «Тора» и «Одина», находилась под Львовом. «Тор» произвёл 4 выстрела, а «Один» потерял гусеницу и огонь не вёл.

Весной 1942 года установки «Тор» и «Один» были доставлены под Севастополь, где произвели 172 выстрела тяжёлыми и 25 лёгкими бетонобойными снарядами (интересно, что большие, летящие сравнительно медленно снаряды, были хорошо видны в полёте и первоначально принимались защитниками Севастополя за тяжёлые реактивные мины).

В 1943 году по крайней мере две мортиры («Локи» и «Тор») после выработки гарантийного ресурса получили взаимозаменяемые 540-мм стволы длиной 11,5 калибра. После модернизации установки стали обозначаться «Gerat 041».

В августе 1944 установка «Циу» обстреливала Варшаву во время подавления Варшавского восстания.

В 1945 году мортиры «Ева» и «Локи» были захвачены армией США. Установка «Адам» стала трофеем Красной армии (сегодня она находится в экспозиции бронетанкового музея в подмосковной Кубинке). Остальные три установки были, по всей видимости, уничтожены самими немцами.

90000 Meçhul Asi — Vikipedi 90001 90002 90003 Tank Adam 90004 ın Jeff Widener (Associated Press) tarafından çekilen bu fotoğrafı 20. yüzyılın en ünlü fotoğraflarından biri haline gelmiş ve Soğuk Savaş döneminin sonunun uluslararası simgelerinden biri olmuştur. 5 Haziran 1989 tarihli fotoğrafta 90003 Tank Adam 90004 olarak anılan şahıs tankların önünde tek başına durarak geçişlerini engellemeye çalışmaktadır. 90007 90008 Tank Adam 90009 veya 90008 Meçhul Asi 90009, 5 Haziran 1989’da, Pekin’deki Tiananmen Meydanı’nda Çin yapımı Type 59 tankları önünde tek başına durarak tankların geçişini engellemeye çalışması sırasında fotoğrafı ve videosu çekilen ve böylece uluslararası kamuoyunda tanınmış olan kişidir.Şahsın kimliği tam olarak bilinmediği için 90003 Tank Adam 90004 veya 90003 Meçhul Asi 90004 rumuzlarıyla anılmıştır. Her ne kadar daha sonraları İngiliz tabloit gazetesi 90003 Sunday Express 90004 ilgili kişinin 19 yaşındaki Çinli öğrenci Wang Weilin (王维林) olduğunu duyursa 90018 [1] 90019 da bunun doğru olup olmadığı bilinmemektedir ve şahsın kimliği veya kendisine olaydan sonra ne olduğu, hâlâ yaşayıp yaşamadığı meçhuldür . 90018 [2] 90019 90022 90007 Dört fotoğrafçı olayı fotoğraflamış ve olayların ardından çektikleri fotoğrafları yayımlamayı başarmışlardır.90018 [3] 90019 4 Haziran 2009’da ise bir başka fotoğrafçı yer seviyesinden, birkaç metre öteden, olayın görüntülendiği bir fotoğrafı ortaya çıkarmıştır. 90018 [4] 90019 90022 90007 Olayın en çok kullanılan ve basılan fotoğraflarından biri Associated Press’den Jeff Widener tarafından, Beijing Hotel’den, olay yerinden yaklaşık 800 metre uzaktan çekilmiş olan bir fotoğraftır. Sağlık durumunun kötü olması ve Widener’in çektiklerinin kalitesinin iyi olmadığını düşünmesine rağmen fotoğraflar hızlı bir şekilde dünyanın farklı yerlerine yayılmış, tekrar tekrar kullanılmış ve basılmıştır.90018 [3] 90019 90022 90007 Bir başka versiyon fotoğrafçı Stuart Franklin tarafından Beijing Hotel’in beşinci katından çekilmiştir. Bu versiyonda görüntülenen alan daha geniştir ve daha arkalardaki tanklar da gözükmektedir. Franklin, Charlie Cole ile birlikte aynı balkondan olayı izlemiştir ve fotoğraf filmini bir çay kutusunda, Fransız bir öğrenciyle birlikte ülkeden çıkarabilmiştir. 90022 90007 90003 Newsweek 90004 için çalışan Charlie Cole, Stuart Franklin ile aynı balkonda çekim yapmış, PBS odalarını basıp bir itiraf imzalatmaya çalıştığında, Tank Adam’ın fotoğrafını barındıran filmini, kullanılmamış bir film makarası ve yaralanmış protestocuların banyo edilmemiş görüntülerini feda ederek Beijing Hotel tuvaletlerinin birinde saklamayı başarmıştır.Cole filmi geri elde etmeyi başarmış ve 90003 Newsweek 90004 ‘e göndermiştir. 90018 [3] 90019 Benzeri bir fotoğraftan dolayı Dünya Basın Ödülü (90003 World Press Award 90004) kazanmıştır. 90018 [5] 90019 90022 90007 Reuters’den Arthur Tsang Hin Wah ise olayın birkaç fotoğrafını çekmiş olsa da, Tank Adam’ın tanklardan birine tırmandığı fotoğrafı çektiklerinden seçilmiştir. 90018 [3] 90019 90022 90007 Tankların önünde tek başına duran adamın fotoğrafı ve video görüntüleri uluslararası kamuoyuna neredeyse bir gecede ulaştı.Yüzlerce büyük gazetede ve haber dergisinde yayımlanmış ve dünya çapında sayısız medya organında baş haber olmuştur. 90018 [3] 90019 Nisan 1998’de, 90003 Time 90004 dergisi «Bilinmeyen İsyancı» yı «Time 100: Yüzyılın En Önemli İnsanları» (90003 Time 100: The Most Important People of the Century 90004) ‘ndan biri olarak adlandırmıştır. 90018 [2] 90019 90022 .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *