Танки Первой Мировой / Библиотека / Арсенал-Инфо.рф
Тяжелые танки серии Mk V — Mk V**
Председатель Департамента поставок механического вооружения Стэрн с самого начала применения Mk I считал главной их проблемой двигатель и трансмиссию и настаивал на разработке агрегатов, специально рассчитанных для танка. После посещения танковых частей на фронте и ознакомления с производством французских танков Стэрн и Вильсон убедились в необходимости коренной модернизации. Выпуск Mk IV дал Департаменту некоторый выигрыш времени, чтобы заняться этим. 3 марта 1917 г. в местечке Олдбери, близ Бирмингема, провели сравнительные испытания различных схем танков. Шесть танков представляли собой Mk II без спонсонов, с новыми системами трансмиссии (3 — с механической, 2 — с электрической, 1 — с гидравлической), один — прототип быстроходного «танка преследования» Триттона с ходовой частью по типу «Маленького Вилли», впоследствии воплотившийся в средний Mk A «Уиппет», еще один — танк — транспортер орудий.
Первый вариант «ромбовидного» танка с механической трансмиссией был, по сути, предсерийным образцом Mk IV. Второй вариант — «Вильсон Эписайкл Тэнк» с планетарными механизмами поворота (см. далее), Третий — «Вилкинс Малтипл Клатч Тэнк», отличавшийся отсутствием главной коробки передач и трехскоростными бортовыми коробками передач с постоянным зацеплением шестерен. Вращение от двигателя через карданный вал и конические пары передавалось поперечным валам, связанным с бортовыми коробками передач. Каждая коробка передач давала 3 скорости вперед и 1 назад, включение передач производилось дисковыми муфтами. Выходной вал коробки передач находился во внутреннем зацеплении с ведущим колесом гусеницы.
В «Фостер-Даймлер Петройл Электрик Тэнк» двигатель приводил в действие электрогенератор, питавший два тяговых электродвигателя с последовательным возбуждением.
Электродвигатели через червяные пары соединялись с бортовыми передачами, скорость их вращения регулировалась перемещением щеток по коллекторам без искрения. По сути, это была перенесенная на Mk II электротрансмиссия танка «Сен-Шамон», заинтересовавшая Стэрна во Франции. На танке «Вестингауз Петройл Электрик» фирмы «Бритиш Вестингауз» двигатель был смещен к корме и вращал два электрогенератора, последовательно установленные на валу. Каждый из них питал электродвигатель соответствующего борта, скорость регулировалась от 0 до 6,4 км/ч с помощью реостатов, задний ход включался особым ключом. Бортовые передачи с цепью Галля сохранились. Стоит заметить, что электротрансмиссии «Сен-Шамон», «Бритиш Даймлер», «Бритиш Вестингауз» и разработанного тогда же американского «Холт Газ Электрик» оказались громоздки и недостаточно надежны.Проекции тяжелого танка Mk V-«самка».
Продольные разрезы (в вертикальной и горизонтальной плоскостях) тяжелого танка Mk V-«самец».
Танк «Уильямс-Дженни Гидраулик» имел гидравлическую трансмиссию, впоследствии использованную на Mk VII (см. далее).
Таким образом, уже в 1917 г. наметились различные направления развития танковых трансмиссий. Для дальнейшей доводки выбрали прототип Вильсона, давший наибольшие скорости хода при сравнительно небольших габаритах и совместивший удобство управления с надежностью работы и удобством обслуживания.
Выпуск новой модели тяжелого танка Mk V планировали начать в августе — сентябре 1917 г., но серийное производство смогли подготовить только в декабре. Выпуск начала «Метрополитен Кэрридж, Вэгон энд Файненс Компани». Первоначально планировали заказать на 1918 г. 4000 танков, но после неудачи танков под Ипром военное министерство, рассмотрев доклад министра снабжения Черчилля, 11 ноября 1917 г. сократило заказ до 1350 машин. Возражения подполковника Стэрна и его претензии на монополию в «танковом вопросе», вопреки намерениям Черчилля, вызвали перевод Стэрна еще в октябре 1917 г.
на другой пост, связанный с попытками координации британской, французской и американской танковых программ. Как и Суинтон, Стэрн не мог теперь влиять на развитие британского танкостроения. Регулярные «срезания» заказов и кадровые игры многие объясняли намеренным саботажем, инициированным производителями «классических» средств — артиллерийских снарядов и легкого оружия, — к «экономии» которых могли привести танки. Но куда большую роль, нежели интриги, играла обычная бюрократическая возня и сложности постановки совершенно нового дела.Вид на двигатель «Рикардо», установленный в танке Mk V-«самец» через проем спонсона. Видны также укладки для патронных обойм («полос») к пулемету и артиллерийских выстрелов.
Схема вооружения осталась прежней. Стандартным танковым пулеметом стал «Гочкис» Mk I* под патрон калибра 7,7 мм (.303), снабжавшийся прицелом Пальмера. Появился кормовой пулемет — его шаровую установку поместили в дверце кормового люка-лаза. Этот пулемет служил для круговой обороны на случай осады одиночного танка пехотой противника (кормовые пулеметы потом будут часто появляться в различных танках). Для тех же целей лючки для стрельбы из револьверов выполнили даже в крышке люка рубки.
На Mk V установили коробку передач Уолтера Вильсона и специальный танковый рядный двигатель известного инженера-двигателиста Гари Рикардо (Ricardo). «Рикардо» стал первым специально разработанным танковым двигателем. Опыт эксплуатации первых танков позволил выработать довольно жесткие требования к двигателю: увеличение габаритной мощности, уменьшение размеров системы охлаждения, работа в широком диапазоне нагрузок, при любых углах наклона, повышенная прочность, возможность обслуживания в полевых условиях. При том — не использовать алюминий или высоколегированные стали, необходимые для авиационных двигателей. Двигатель имел клапанное распределение. Поршень, соединенный с шатуном через трубчатый придаток, двигался внутри втулки, охлаждаемой всасываемым воздухом.
Карданный вал с противовесами уравновешивал двигатель, уменьшал вибрацию. Снижен износ поршней и цилиндров, несколько повышен КПД, уменьшено образование нагара. Улучшена система смазки. Мощность «Рикардо» — 150 л.с. (112 кВт) при 1250 об/мин, при тех же габаритах, что у «Даймлер» (на испытаниях «Рикардо» развивал мощность 200 л.с. при 1600 об/мин). Разъемный картер позволял обслуживать двигатель, не снимая его с крепления. Две выхлопные трубы выводились на крышу в глушитель. Радиатор — трубчатый. Решетки системы охлаждения на Mk V разместили в бортах. Вентилятор перегонял воздух от левого борта через радиатор к правому. Вскоре решетки стали прикрывать броневыми жалюзями или уголками-крышами. Установленный в корме бензобак разделен на три отсека — в случае пробоины в одном горючее в других сохранялось, снижалась и пожароопасность. Общий запас горючего — 422 л. Повышались скорость и запас хода. Система выхлопа оставалась негерметичной, и, хотя вентиляцию несколько улучшили, внутренний объем танка по-прежнему заполнялся отработанными газами.Планетарный механизм поворота Вильсона:
1, 18 — тормозной барабан, 2 — пальцы, 3, 16 — водило, 4, 6 — зубцы, 5 — ведущая шестерня (на поперечном валу), 7, 14, 15 — планетарная шестерня (венец), 9, 13 — сателлиты, 10 — ось, 11 — паз, 12, 20 — солнечная шестерня, 17 — приводная шестерня (вращает цепь Галля).
Вращение от двигателя передавалось карданным валом через дисковое сцепление на 4-скоростную планетарную коробку передач, а от нее через пары конических шестерен — поперечным валам. Шестерня на конце поперечного вала сцеплялась с венцом (планетарной шестерней) одноступенчатого планетарного механизма поворота (ПМП) с внутренним зацеплением или «эпицикла». Водило ПМП соединялось с зубчаткой, приводящей через цепь Галля вал бортовой передачи. Сателлиты и солнечная шестерня ПМП жестко соединялись с тормозными барабанами — при переключении передач ленточным тормозом тормозилась солнечная шестерня, на стоянке — водило с сателлитами.
Органы управления танка Mk V:
1 — педаль, 2, 5 — рулевые рычаги, 3 — втулки, 4 — короткое плечо педали, 5, 46 — рычаги поворота, 6 — валка, 7 — поводок 8, 11, 18, 38 — ось, 9 — планка, 10 — рычаг, 12, 13, 15, 17, 34, 37, 39, 40, 42, 43 — тяга, 14, 41 — коленчатые рычаги, 16, 19 — втулки тормозной ленты, 20 — приводной вал, 21 — ведущая шестерня, 22, 26 — конические шестерни, 27 — планетарная шестерня (венец), 28, 32 — тормозные ленты, 29 — цепь Галля, 30, 33 — тормозные барабаны, 31 — приводная шестерня, 35, 44 — поводок, 36 — крепление тормозной ленты, 45 — шарнир, 47 — ось рычага.
На первые 200 танков ставили уширенные гусеницы. При длине опорной поверхности около 1,4 м ее площадь составляла 9380 см??2. Уширили и грязеочистители. Потом пришлось использовать запасы старых «узких» траков. Намного повысить ресурс ходовой части не удавалось — гусеницы выходили из строя после 80 км пробега.
Рубку увеличили, в ее крыше выполнили прямоугольный люк с откидной крышкой. Кроме того, в корме на крыше выполнили дополнительную рубку со смотровыми лючками. Эго дало круговое наблюдение из танка, а также улучшило вентиляцию. Два больших люка выполнили позади кормовой рубки над радиатором. Еще на Mk II и III пытались прикрыть смотровые щели стеклом, но стекло быстро трескалось и теряло прозрачность. Поэтому на Mk IV стекла заменили откидными стальными щитками с сеткой мелких отверстий. На Mk V щели снабдили небьющимися стеклопакетами типа «триплекс» (ведь автомобильные «триплексы» выпускались в Англии Э. Бенидиктусом с 1912 г.).
Направляющие с балкой самовытаскивания были аналогичны Mk IV, но теперь, благодаря дополнительной рубке, работа с ней стала безопаснее. На направляющих могли крепить также машину или секцию пехотного штурмового моста. Изменили и буксирные приспособления — вместо проушин с пальцем установили шарнирную серьгу. Вместо сигнальных флажков стали использовать семафор (оптический телеграф») — на крыше за кормовой рубкой крепили стойку с двумя рычагами с красным и белым дисками. Стоит заметить, что Герберт Уэллс еще в 1903 г. предполагал использование семафора для взаимной связи «путешествующих крепостей».
Тяжелый танк Mk V «композит» (он же — «гермафродит»).
Продольный разрез тяжелого танка Mk V* («звезда»).
Mk V начали поступать в войска в мае 1918 г., и до конца войны изготовили 400 машин — по 200 «самцов» и «самок». Впервые Mk V вышли в бой у Амель 4 июля 1918 г. и до конца войны вместе с Mk IV были основой Танкового корпуса. Еще после боя Mk V с германскими танками у Виллер-Бретонне 24 апреля, выявившего беспомощность «самок», решили один пулеметный спонсон на них заменить пушечным. Тасуя спонсоны на уже изготовленных танках, получили Mk V «композит», или «комбинированный», с одним 57-мм орудием и 5 пулеметами. В войсках эту «кривобоко» выглядящую машину, естественно, тут же окрестили «гермафродитом».
Уширение германцами траншей на линии «Зигфрид» и желание уменьшить колебания на ходу привели к идее удлинить танк примерно на 2 м. В Центральных мастерских Танкового корпуса во Франции корпус Mk V разрезали в поперечной плоскости позади спонсонов и вставляли дополнительную секцию длиной 1,83 м. Соответственно, наращивали гусеницу, ставили удлиненный карданный вал. В бортах дополнительной секции выполняли двери и шаровые установки, в которые перенесли пулеметы из спонсонов. Облегчилась работа наводчиков. Масса танка возросла на 4095 кг. Не ухудшив продольной жесткости, удалось увеличить ширину перекрываемого рва до 3,96 м, улучшить сцепление гусениц с грунтом, правда, скорость снизилась до 4 км/ч, а из-за удлинения опорной поверхности при той же ширине колеи уменьшилась поворотливость. В измененной кормовой рубке смонтировали шаровые установки.
Удлиненный танк получил обозначение Mk V* («звезда»). Увеличение внутреннего объема позволило перевозить, кроме экипажа, от 20 до 24 пехотинцев. Теоретически танки должны были доставлять пехоту (а лучше — пулеметные расчеты) через позиции противника к последнему объекту атаки — обычно это была третья линия траншей — и тем самым ускорить прорыв обороны. Mk V* успели даже прозвать «троянским конем Танкового корпуса» (45 лет спустя имя «Троуджен» британцы дадут гусеничному БТР FV432). Но попытка высадить десант 8 августа 1918 г. под Амьеном оказалась неудачной — солдаты в танке угорали, а тряска вымотала их так, что понадобилось время для отдыха Mk V* можно считать если не предтечей, то отдаленным прообразом БМП Серийный выпуск Mk V* путем переделки Mk V и постройки новых наладили в мае 1918 г. на заводе «Метрополитэн Кэридж», и до конца войны изготовили 200 «самцов» и 432 «самки». То есть танкам придавалась прежде всего транспортная роль.
Модификация Mk V** отличалась двигателем, форсированным до 225 л.с. и смещенным назад. Освободив обитаемое пространство и совместив рубки управления и наблюдательную (с двумя шаровыми установками), получили единое обитаемое отделение. Гусеничный обвод стал более угловатым в задней части. Запас горючего увеличили до 908 л, Всего собрали 25 таких танков. В боях они не использовались. Два Mk V** передали в Королевский инженерный корпус.
Уже после войны, к весне 1919 г., на заводе «Джон Фоулер энд Компани» в Лидсе на Mk V поставили упругую тросовую подвеску и гусеницу с независимым шарнирным креплением траков системы «Снэйк» («змея») подполковника Филипа Джонсона. Так испытывали ходовую часть для проектируемого среднего танка Mk D — этот танк считался важным элементом стратегического «Плана 1919».
После доклада о результатах применения танков в начале 1918 г. на заседании в военном министерстве с участием начальника Генерального штаба программу строительства танков увеличили до 5000. В июне Черчилль сообщил в Генеральный штаб, что текущая рабочая программа позволит британской армии к июню 1919 г. иметь 7000 тяжелых и средних танков. Параллельно начали размещать в США заказы на 10 000 тягачей для танковых и артиллерийских частей (часть из них предназначалась Франции).
Тяжелый танк Mk V** («две звезды»)
Тактико-технические характеристики
Mk V | Mk V* | Mk V** | |
---|---|---|---|
«самец» / «самка» / «композит» | «самец» / «самка» | «самец» / «самка» | |
Боевая масса, т | 29,47/28,45/28,5 | 33/32 | 35/34 |
Экипаж, человек | 8 | 8 | 8 |
Высота, м | 2,64 | 2,64 | 2,75 |
Длина, м | 8,06 | 9,89 | 9,89 |
Ширина, м | 4,11/3,3 | 4,11/3,2 | 3,91/3,2 |
Клиренс, м | 0,42 | 0,42 | 0,42 |
Толщина брони, мм: | |||
лоб и борт | лоб — 14–12, борт — 8 | 12-14 | 12-14 |
крыша и днище | 6 | 6 | 6 |
Вооружение: | |||
орудия | 2?57-мм (L/23) / — /1?57-мм (L/23) | 2?57-мм (L/23) / — | 2?57-мм (L/23) / — |
пулеметы | 4?7,7-мм / 6?7,7-мм / 5?7,7-мм | 4?7,7-мм / 6?7,7-мм | 4?7,7-мм / 6?7,7-мм |
Боекомплект: | |||
выстрелов | 207 / — /. | 221 / — | 220 / — |
патронов | 5700/14100/. | 8400 / 16 800 | 6600 / 16 200 |
Двигатель: | |||
марка | «Рикардо» | «Рикардо» | «Рикардо» |
тип | карбюраторный | карбюраторный | карбюраторный |
число цилиндров | 6 | 6 | 6 |
охлаждение | жидкостное | жидкостное | жидкостное |
мощность, л.с. | 150 (при 1250 об/мин) | 150 (при 1250 об/мин) | 150 (при 1250 об/мин) |
Трансмиссия | механическая | механическая | механическая |
Коробка передач | 4-скоростная планетарная | 4-скоростная планетарная | 4-скоростная планетарная |
Бортовой редуктор | цепная передача — однорядный редуктор | цепная передача — однорядный редуктор | цепная передача — однорядный редуктор |
Механизм поворота | планетарный | планетарный | планетарный |
Ходовая часть (на один борт) | 26 опорных катков, заднее расположение ведущего колеса | 33 опорных катка, заднее расположение ведущего колеса | 26 опорных катков, заднее расположение ведущего колеса |
Подвеска | жесткая | жесткая | жесткая |
Тип гусеницы | металлическая, крупнозвенчатая | металлическая, крупнозвенчатая | металлическая, крупнозвенчатая |
Количество траков в цепи | 90 | – | – |
Тип зацепления | зубовое | зубовое | зубовое |
Ширина трака, мм | 673 (на первых 200 машинах) | 673 (или 521) | 673 |
Шаг трака, мм | 197 | 197 | 197 |
Максимальная скорость, км/ч | 7,5 | 7,5 | 7,5 |
Запас хода, км | 72 | 63 | 108 |
Удельное давление, кг/см? | 1,57 | 0,75-0,79 | 0,93 |
Преодолеваемый подъем, град. | 35-45 (в зависимости от грунта) | 35-45 (в зависимости от грунта) | – |
Ширина преодолеваемого рва, м | 3,0 | 4,0–4,2 | 4,0 |
Высота стенки, м | 1,5 | 1,5 | – |
Глубина брода, м | 1,0 | 1,0 | – |
Толщина сваливаемого дерева, мм | 500-550 | – | |
Тяговое усилие, кгс | 27 300 | – |
Похожие книги из библиотеки
Танк № 1 «Рено ФТ-17». Первый, легендарный
Этот легендарный танк совершил настоящую революцию в военном деле, став «законодателем мод» и образцом для подражания, определив классическую танковую компоновку с вращающейся башней. Именно с этой машины был скопирован первенец советского танкостроения «Борец за свободу товарищ Ленин». За четверть века боевой службы «Рено ФТ-17» участвовал во множестве войн и вооруженных конфликтов — от Первой до Второй Мировой, от Франции до Африки и Индокитая, от России до Южной Америки, — а в последний раз пошел в бой в августе 1945 года против японцев у крепости Ханой. И если оценивать бронетехнику XX века по вкладу в развитие танкостроения, то не знаменитые «тридцатьчетверки», «тигры», «абрамсы» и «меркавы», а именно «Renault FT-17» следует признать ТАНКОМ № 1.
Новая книга ведущего специалиста по историка бронетехники — лучшее отечественное исследование создания, службы и боевого применения легендарного танка.
Учебник выживания снайпера. «Стреляй редко, но метко!»
Как снайперу выжить и победить на поле боя? В чем секрет подготовки элитного стрелка? Какое оружие, какие навыки необходимы, чтобы исполнить заветы А.С. Суворова и защитников Сталинграда: «Стреляй редко, но метко!»; «Снайпер – это охотник. Противник – зверь. Выследи его и вымани под выстрел. Враг коварен – будь хитрее его. Он вынослив – будь упорнее его. Твоя профессия – это искусство. Ты можешь то, чего не могут другие. За тобой – Россия. Ты победишь, потому что ты обязан победить!».
Эта книга не только глубокое исследование снайперского дела на протяжении двух столетий, в обеих мировых войнах, многочисленных локальных конфликтах и тайных операциях спецслужб, но и энциклопедия снайперских винтовок военного, полицейского и специального назначения, а также боеприпасов к ним и оптических прицелов. Как сами снайперы являются элитой вооруженных сил, так и снайперские винтовки – «высшая лига» стрелковых вооружений. Насколько снайперская подготовка превосходит обычный «курс молодого бойца», настолько и снайперское оружие дороже, сложнее и взыскательнее массовых моделей. В этой книге вы найдете исчерпывающую информацию о вооружении и обучении стрелков, их тактике и боевом применении, снайперских дуэлях и контрснайперской борьбе, о прошлом, настоящем и будущем главного из воинских искусств.
Все танки Первой Мировой. Том II
Самая полная энциклопедия танков Первой Мировой! Всё о рождении нового «бога войны» и Великой Танковой Революции, которая навсегда изменила военное искусство — не только тактику, но и стратегию, — позволив преодолеть «позиционный тупик» Западного фронта. Британские Мk всех модификаций, французские «шнейдеры», «сен-шамоны» и «Рено» FT, германские A7V, LK и «К-Wagen» («Колоссаль»), а также первые русские, итальянские и американские опыты — в этой энциклопедии вы найдете исчерпывающую информацию обо всех без исключения танках Первой Мировой войны, об их создании, совершенствовании и боевом применении. КОЛЛЕКЦИОННОЕ ИЗДАНИЕ иллюстрировано сотнями эксклюзивных чертежей и фотографий.
Самые первые танки
«ДЬЯВОЛ ИДЕТ!» — в панике кричали германские солдаты, увидев ПЕРВЫЕ ТАНКИ 15 сентября 1916 года в сражении на р. Сомме. В тот день атака 32 британских танков Mk I позволила прорвать немецкую оборону и овладеть укрепленными пунктами, которые английская пехота безуспешно штурмовала больше месяца.
Новая книга ведущего отечественного специалиста восстанавливает подлинную историю рождения и боевого применения этого «чудо-оружия», совершившего настоящую революцию в военном деле. Знаете ли вы, что на первых танках красовалась надпись «Осторожно, Петроград!» — из соображений секретности их выдавали за емкости для воды, якобы заказанные Россией, а русские журналисты поначалу переводили слово «tank» буквально — как «лохань». Знаете ли вы, что на заре танкостроения эти машины подразделялись на «самцов», «самок» и «гермафродитов» (первые были вооружены пушками, вторые пулеметами, а третьи имели смешанное вооружение), что своим рождением танки обязаны не военному министру Великобритании лорду Китченеру, который обозвал показанную ему новинку «дорогой, нелепой игрушкой», а первому лорду Адмиралтейства У. Черчиллю, взявшему новоявленное «чудо-оружие» под свое крыло. Чутье не обмануло будущего премьера — за неполных три года первые танки, прозванные за характерную форму «ромбами», прошли колоссальный путь от сомнительной экзотики до нового «БОГА ВОЙНЫ».
Сражение за семафор. Начало. Неизвестный Сталинград. Как перевирают историю [= Мифы и правда о Сталинграде]
Сражение за семафор. Начало
Символом позиционных сражений Первой мировой войны стала фраза «бои за избушку лесника». В степях под Сталинградом было плохо и с лесами, и с лесниками, и с избушками. В оперативных документах войск, сражавшихся к северу от города, упоминается другой местный ориентир — семафор на железной дороге, идущей от Котлубани в сторону Сталинграда. Удивительно, как этот элемент путевого хозяйства пережил несколько жестоких сражений, не был свален атакующими танками или разнесен на куски снарядами и авиабомбами. Семафор у разъезда «564 км» в гораздо большей степени может претендовать на роль символа Сталинградской битвы, чем дом сержанта Павлова. Хотя бы потому, что он оказывался в центре событий гораздо чаще и упоминался в оперсводках до фронтового уровня включительно. Да и солдат обеих сторон в окрестностях семафора лежит намного больше, чем вокруг любого отдельно взятого дома в Сталинграде.
Ожидания немецкого командования относительно контрударов по флангу вышедшей к городу 6-й армии оправдались еще в августе 1942 г. Однако если в последних числах августа в контрударах участвовали соединения, случайно оказавшиеся под рукой, то в сентябре в бой пошли стратегические резервы. Сталинград вновь потребовал ввода в бой резервных армий.
Однако до сосредоточения соединений резервных армий контрудары наносились дивизиями, прибывшими «россыпью» и объединенными управлением штаба 1-й гвардейской армии. Штаб Москаленко мог быть просто перегруппирован ближе к Сталинграду вместе с частью первоначального (августовского) состава армии. К. С. Москаленко описывает это так: «Ставка решила нанести севернее Сталинграда удар силами 1-й гвардейской армии. Для этого было приказано, прежде всего, перегруппировать часть ее сил (38-ю и 41-ю гвардейские стрелковые дивизии) в район Лозное. Там надлежало включить в состав армии 39-ю гвардейскую, 24, 64, 84, 116 и 315-ю стрелковые дивизии, 4, 7 и 16-й танковые корпуса. После сосредоточения 1-я гвардейская армия должна была наступать в направлении совхоз Котлубань, Самофаловка, Гумрак с целью соединиться с частями 62-й армии. Получив приказ, тотчас же связались с 21-й армией. После того как началась передача ей нашей полосы с частью сил, я выехал в район Лозного. Туда же должен был вскоре передислоцироваться наш штаб, предварительно сосредоточив 38-ю и 41-ю гвардейские дивизии в районе ст. Котлубань»[168]. Названные Москаленко соединения были собраны с бору по сосенке. 24-я стрелковая дивизия была снята с Калининского фронта, 64-я стрелковая дивизия — из 8-й резервной армии Ставки ВГК, 84-я стрелковая дивизия — с Северо-Западного фронта, 116-я стрелковая дивизия — с Западного фронта. Как мы видим, дивизии были аккуратно вычесаны с центрального направления и брошены под Сталинград. К слову сказать, немцы не снимали для использования в боях за Сталинград ни одного соединения с других участков фронта до ноября.
Думаю, в тот момент командование фронта, а то и советское Верховное командование проклинало тот час, когда 1-я гвардейская армия была задействована на левом берегу Дона. Если бы армия К. С. Москаленко была оставлена в резерве в районе Иловли, ее дивизии могли сыграть важную роль в оборонительном сражении в последнюю неделю августа 1942 г. Из-за преждевременного использования крупного резерва немедленное использование 1-й гв. армии против прорвавшегося к Волге XIV танкового корпуса было исключено. Пришлось тратить время на перегруппировку и добавлять в армию Москаленко соединения из резервных армий.
Решение на переброску в район Сталинграда резервов было принято уже 25 августа. В состав Сталинградского фронта начали прибывать войска 24-й армии (пять стрелковых дивизий) и 66-й армии (шесть стрелковых дивизий). Соответственно 24-я армия Д. Т. Козлова была бывшая 9-я резервная армия, а 66-я Р. Я. Малиновского — бывшая 8-я резервная армия. Как мы видим, той и другой армией командовали генералы, ранее командовавшие фронтами. Д. Т. Козлов был снят с командования Крымским фронтом в мае 1942 г., а Р. Я. Малиновский в июле 1942 г. покинул пост командующего Южным фронтом. Выглядело это как шанс вернуть доверие командования. В район к северо-западу от города к началу сентября начали прибывать стрелковые дивизии, полки артиллерии, «катюш» и танковые бригады. Но до сосредоточения войск резервных армий был нанесен контрудар силами «вычесанных» с центрального участка советско-германского фронта дивизий. Количество танков в танковых корпусах к началу очередного наступления Сталинградского фронта см. в таблице.
НАЛИЧИЕ ТАНКОВ В 4, 7 И 16-М ТАНКОВЫХ КОРПУСАХ СТАЛИНГРАДСКОГО ФРОНТА НА 31 АВГУСТА 1942 г.[169]
2 — Данные по 7 тк приведены по отчету корпуса ЦАМО РФ, ф. 3401, оп. 1, д. 8, л. 2.
Хорошо видно, что реальную боевую силу составлял 7-й танковый корпус П. А. Ротмистрова. Он был новичком в составе 1-й гвардейской армии. Остальные корпуса в августовских боях потеряли значительное количество техники. Из состава 16-го танкового корпуса была сформирована сводная бригада, насчитывавшая 1 КВ, 10 Т-34 и 15 Т-60. Корпус П. А. Ротмистрова в июле 1942 г. участвовал в неуспешном контрударе 5-й танковой армии А. И. Лизюкова под Воронежем. Контрудар закончился неудачей, корпус понес большие потери. К августу корпус постепенно восстановил численность танкового парка. Ядром корпуса была 3-я гв. танковая бригада. Это была 8-я танковая бригада формирования 1941 г., которую ее командир П. А. Ротмистров вывел в гвардию в ходе битвы за Москву. Весной 1942 г. Ротмистров стал командиром формирующегося танкового корпуса, в состав которого вошла его 3-я гвардейская бригада. К тому моменту она получила наименование «тяжелой» и в ней были сосредоточены все танки КВ корпуса. Танки КВ бригады, подобно кораблям, получили собственные имена. Например, танки одной из рот именовались «Смелый», «Сильный», «Славный» и «Суровый».
Типичной проблемой советских танковых войск в этот период была комплектность мотопехоты корпусов. 7-я мотострелковая бригада корпуса Ротмистрова была укомплектована только на 30 %. Однако выбора у командования не было и резервы вводились в бой в том виде, в котором они были под рукой. Затишье на Брянском фронте позволяло сделать из него донора для осыпаемого ударами Сталинградского фронта. 28–30 августа 1942 г. 7-й танковый корпус выгрузился в районе станции Серебряково и утром 2 сентября после 200-км марша сосредоточился в районе балки Родниковой, к северу от Городища и к востоку от Самофаловки.
Задачей 1-й гвардейской армии было овладеть высотами к северу от Городища, пересечь железную дорогу и соединиться с частями, оборонявшими Сталинград. Контрудар проводился 24-й и 116-й стрелковыми дивизиями при поддержке сводной бригады 16-го танкового корпуса и 7-го танкового корпуса соответственно. В случае выполнения поставленной задачи 7-й танковый корпус должен был наступать на восток, оттесняя противника к Волге. С корпусом и 116-й стрелковой дивизией должны были взаимодействовать 671-й гаубичный артполк РГК (18 152-мм гаубиц-пушек), 1184-й истребительно-противотанковый полк, 23-й и 57-й гвардейские минометные полки и 1140-й отдельный гвардейский минометный дивизион. Танковый корпус Ротмистрова вводился в бой с марша, почти не имея времени на подготовку. Начертание переднего края перешедшего к обороне противника не было установлено. Проблемой были даже карты района боевых действий — не у всех командиров они были. Рекогносцировку успели провести только командиры бригад.
По замыслу командования 7-й танковый корпус должен был ударить в направлении почти строго на юг и по кратчайшему расстоянию соединиться с действовавшими в районе Городища советскими войсками. К началу наступления бригад Ротмистрова 2-я мотострелковая бригада 23-го танкового корпуса 62-й армии оборонялась к северу от Городища. 189-я танковая бригада 23-го танкового корпуса и 399-я стрелковая дивизия оборонялись фронтом на запад в районе Городища. Тем самым 23-й танковый корпус удерживал позиции, до которых было, можно сказать, рукой подать. Требовалось пройти лишь несколько километров. Однако 23-й танковый корпус находился под постоянным нажимом противника, и перспективы удержания района Городища были туманными. Именно это заставляло спешить с нанесением контрударов.
Горящий Т-60. Район Сталинграда. Так называемые «малые танки» в сентябре 1942 г. все еще составляли значительную часть танкового парка корпусов, участвовавших в «сражении за семафор»
Согласно донесению от 00.15 3 сентября, численность танкового парка XIV танкового корпуса характеризовалась следующими цифрами (см. таблицу).
ЧИСЛЕННОСТЬ БРОНЕТЕХНИКИ XIV PZK 6-й АРМИИ НА 3 СЕНТЯБРЯ 1942 г.[170]
Однако, как показали дальнейшие события, самым сильным аргументом немецких войск, оборонявших перешеек между Волгой и Доном, была артиллерия. В составе XIV корпуса в тот момент находились два дивизиона 210-мм гаубиц, дивизион тяжелых гаубиц, полк реактивных минометов и несколько батарей усиления, изъятых из других дивизионов РГК.
В 5.30 3 сентября, после 30-минутной артподготовки, 1-я гвардейская армия перешла в наступление силами 24, 84 и 116-й стрелковых дивизий. В первом эшелоне 7-го танкового корпуса двигались 3-я гвардейская и 62-я танковая бригада, а во втором эшелоне — 87-я танковая бригада и мотострелковая бригада. Атака началась без взаимодействующей пехоты. Успеха две бригады первого эшелона не имели, и Ротмистров в 12.00 ввел в бой 87-ю танковую бригаду. Продвижение корпуса было остановлено сильным противотанковым огнем противника. Попытки советских танкистов огнем с места подавлять и уничтожать огневые точки противника успеха не принесли. Мотострелковая бригада в силу малочисленности в бою 3 сентября просто не участвовала. За 3 сентября корпус потерял 5 КВ сгоревшими и 7 подбитыми, 15 Т-34 сгоревшими, 17 Т-34 подбитыми, 6 Т-60 сгоревшими и 3 Т-60 подбитыми[171]. В течение первого дня боевых действий вышли из строя 53 танка, почти треть состава корпуса.
В ЖБД 6-й армии указывалось: «Северный фронт XIV ак подвергался в районе севернее Безродненского повторяющимся мощным атакам русских, которые действовали при поддержке более чем 150 танков. Они были отражены в тяжелых боях с помощью танков 16-й тд и всей артиллерии стоящей фронтом на юг 60-й мд. Наши потери значительны»[172].
Одноврменно в ЖБД 6-й армии описываются результаты поездки в войска, в которых прослеживается методика удержания фронта. В частности, Паулюс был недоволен тем, что XIV корпус не помог наступлению на Сталинград своими танками, т. к. «танковые батальоны 60-й мд и других дивизий 14-го тк лишь малой частью сил участвовали в этот день в боях на северном фронте»[173]. То есть, по большому счету, сравнение количества танков сторон в данном случае недостаточно информативно. Опору обороны давала артиллерия. Автор не располагает данными о расходе боеприпасов 3 сентября XIV танковым корпусом, однако расход боеприпасов 6-й армии в целом за 3 сентября составлял 575 тонн[174]. Сравнение с данными о расходе боеприпасов в последующие дни позволяет оценить настрел XIV корпуса примерно в 150 тонн. Этого было более чем достаточно для того, чтобы остановить советскую пехоту, а против танков использовались противотанковые пушки, САУ и танки.
Как удержать «наземный мост»? Командующий 6-й армией генерал Паулюс на командном пункте. Справа — командир 76-й пехотной дивизии генерал Роденбург, слева — начальник оперативного отдела Эльхлепп
Тем не менее попытка установить связь со Сталинградом кавалерийским наскоком не удалась. Что делать? Останавливаться и ждать прибытия главных сил резервных армий? Вечером 3 сентября Сталин посылает Жукову распоряжение, которое можно смело назвать «криком души»:
«Положение со Сталинградом ухудшилось. Противник находится в трех верстах от Сталинграда. Сталинград могут взять сегодня или завтра, если северная группа войск не окажет немедленной помощи.
Потребуйте от командующих войсками, стоящих к северу и северо-западу от Сталинграда, немедленно ударить по противнику и прийти на помощь сталинградцам.
Недопустимо никакое промедление. Промедление теперь равносильно преступлению. Всю авиацию бросьте на помощь Сталинграду. В самом Сталинграде авиации осталось очень мало.
Получение и принятые меры сообщить незамедлительно»[175].
Утром 4 сентября 1-я гв. армия уже была в готовности к новому наступлению. Однако в 6.00 на нее обрушилась контрподготовка противника. Она вообще станет одним из основных приемов оборонявшихся к северу от Сталинграда немецких соединений. Ф. Меллентин приводит слова полковника Генерального штаба Г. Р. Динглера, служившего начальником оперативного отдела в 3-й моторизованной дивизии. Перед нами встает картина классического позиционного сражения с массированным использованием артиллерии:
«Огонь русской артиллерии действительно был очень сильным. Русские не только обстреливали наши передовые позиции, но и вели огонь из дальнобойных орудий по глубоким тылам. Пожалуй, следует хотя бы коротко сказать и об опыте, полученном нами в эти напряженные дни. Вскоре артиллерия заняла первостепенное место в системе нашей обороны. Поскольку потери росли и сила нашей пехоты истощалась, основная тяжесть в отражении русских атак легла на плечи артиллеристов. Без эффективного огня артиллерии было бы невозможно так долго противостоять настойчиво повторяющимся массированным атакам русских. Как правило, мы использовали только сосредоточенный огонь и старались нанести удар по исходным позициям русских до того, как они могли перейти в атаку [т. е. провести контрподготовку — А.И.]. Интересно отметить, что русские ни к чему не были так чувствительны, как к артиллерийскому обстрелу»[176].
Горящий советский эшелон в районе Сталинграда. Подвоз резервов на Сталинградский фронт был затруднен постоянными налетами авиации противника
В 6.30 немецкая контрподготовка была дополнена авиаударом. Налет продолжался в течение полутора часов. Пехота 116-й стрелковой дивизии под сильным огнем противника залегла. Соответственно 7-й танковый корпус лишился пехотной поддержки. Предыдущие неудачи советских контрударов сами по себе создавали почву для создания противником устойчивой обороны. Оставшиеся на поле боя подбитые танки (в том числе танки 4-го танкового корпуса, действовавшего в этом же районе 26–27 августа) были превращены немцами в огневые точки. Броня подбитых танков позволяла оборонявшимся немецким пехотинцам выживать при артобстреле. Затем подбитые танки становились импровизированными ДОТами. Засевшие в них немецкие солдаты обрушивали на наступающих град свинца.
Однако, как справедливо отмечает процитированный выше полковник Динглер, основным средством борьбы стала артиллерия. Расход боеприпасов XIV PzK за 4 сентября составлял 180 тонн[177], в том числе 55 210-мм снарядов, 308 — 150-мм sFh28, 325 — 10-cm K18[178]. Противопоставить этому шквалу тяжелых снарядов было, по существу, нечего. На 2 сентября в составе армии К. С. Москаленко были 671-й артполк и дивизион 1158-го артполка РГК — всего двадцать четыре 152-мм пушки-гаубицы[179], на всем Сталинградском фронте — 59 152-мм орудий[180]. Также значительное воздействие на наступавшие советские части оказывала авиация, в ЖБД 6-й армии указывалось: «На участке XIV тк с 03.30 вражеские атаки в 15 км северо-западнее Городища, против них действуют Люфтваффе с очень хорошим результатом»[181].
В итоге двухдневных боев 7-й танковый корпус потерял 7 КВ, 30 Т-34 и 10 Т-60 сожженными, 14 КВ, 10 Т-34 и 6 Т-60 подбитыми. Ударные возможности корпуса были практически исчерпаны. 6 сентября 12 танков корпуса были приданы 41-й гвардейской стрелковой дивизии для атаки в прежнем направлении. Однако успеха эти атаки не имели, и советские войска на фронте к северо-востоку от Сталинграда перешли к обороне. Пришел час ремонтных служб корпуса: до следующего наступления шла напряженная работа по восстановлению подбитых танков.
12 сентября Жуков и Маленков докладывали Верховному:
«Москва, тов. Сталину.
1. Ваши обе директивы об ускорении продвижения северной группы получили.
2. Начатое наступление 1, 24 и 66 армий мы не прекращаем и проводим его настойчиво. В проводимом наступлении, как об этом мы вам доносили, участвуют все наличные силы и средства.
Соединение со сталинградцами не удалось осуществить потому, что мы оказались слабее противника в артиллерийском отношении и в отношении авиации. Наша 1 гв. армия, начавшая наступление первой, не имела ни одного артиллерийского полка усиления, ни одного полка ПТО, ни ПВО.
Подбитые под Сталинградом танки Т-34. Машина справа относится к новейшей для осени 1942 г. серии с башней-„гайкой“, а слева — постепенно сходившей со сцены версии Т-34 с башней-„пирожком“
Обстановка под Сталинградом заставила нас ввести в дело 24 и 66 армии 5.9, не ожидая их полного сосредоточения и подхода артиллерии усиления. Стрелковые дивизии вступали в бой прямо с пятидесятикилометрового марша.
Такое вступление в бой армий по частям и без средств усиления не дало нам возможности прорвать оборону противника и соединиться со сталинградцами, но зато наш быстрый удар заставил противника повернуть от Сталинграда его главные силы против нашей группировки, чем облегчилось положение Сталинграда, который без этого удара был бы взят противником.
3. Никаких других и не известных Ставке задач мы перед собой не ставим.
Новую операцию мы имеем в виду готовить на 17.9, о чем вам должен был доложить тов. Василевский. Эта операция и сроки ее проведения связаны с подходом новых дивизий, приведением в порядок танковых частей, усилением артиллерией и подвозом боеприпасов.
4. Сегодняшний день наши наступающие части, так же как и в предыдущие дни, продвинулись незначительно и имеют большие потери от огня и авиации противника, но мы не считаем возможным останавливать наступление, так как это развяжет руки противнику для действия против Сталинграда.
Мы считаем обязательным для себя даже в тяжелых условиях продолжать наступление, перемалывать противника, который не меньше нас несет потери, и одновременно будем готовить более организованный и сильный удар.
15. Боем установлено, что против северной группы в первой линии действуют шесть дивизий: три пехотные, две мотодивизии и одна танковая.
Во второй линии против северной группы сосредоточено в резерве не менее двух пехотных дивизий и до 150–200 танков»[182].
Как мы видим, Георгий Константинович указал на объективный результат его ударов — «облегчилось положение Сталинграда, который без этого удара был бы взят противником». Относительно того, что 1-я гв. армия «не имела ни одного артиллерийского полка усиления, ни одного полка ПТО, ни ПВО», Жуков немного преувеличивает. Однако в целом с ним нельзя не согласиться — советская ударная группировка существенно уступала противнику в артиллерийском отношении, что неизбежно сказывалось на ходе боевых действий.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Сражение за семафор. Начало
Сражение за семафор. Начало Символом позиционных сражений Первой мировой войны стала фраза «бои за избушку лесника». В степях под Сталинградом было плохо и с лесами, и с лесниками, и с избушками. В оперативных документах войск, сражавшихся к северу от города, упоминается
Сражение за семафор II. Контрудар 18–19 сентября
Сражение за семафор II. Контрудар 18–19 сентября Высказывание Гитлера относительно неспособности Красной армии к «ответным действиям стратегического характера» от 12 сентября было верно, но лишь отчасти. Находившиеся на переформировании стрелковые дивизии и танковые
Сражение за семафор II. Контрудар 18–19 сентября
Сражение за семафор II. Контрудар 18–19 сентября От спешки к скрупулезной подготовке. Высказывание Гитлера относительно неспособности Красной армии к «ответным действиям стратегического характера» от 12 сентября было верно, но лишь отчасти. Находившиеся на
Верденское сражение
Верденское сражение Одной из самых известных и кровопролитных битв Первой мировой войны является Верденское сражение 1916 года. Из-за масштабов человеческих и материальных потерь по обе стороны линии фронта оно получило название «Верденская мясорубка». Неудачный его
Сражение Дан-но Ура, 1185 г
Сражение Дан-но Ура, 1185 г Сражением Дан-но Ура в 1185 г. закончилась война Гемпей. Это было одна из решающих битв, предопределивших ход японской истории. Корабли клана Минамото шли в бой, выстроившись в шеренгу, тогда как корабли клана Тайра сформировали три эскадры.
Сражение на два фронта. Прорыв через Перекопский перешеек и сражение у Азовского моря
Сражение на два фронта. Прорыв через Перекопский перешеек и сражение у Азовского моря В то время как подготовка 54 ак к наступлению на Перекоп из-за трудностей с подвозом затянулась до 24 сентября и пока шла упомянутая перегруппировка сил, уже 21 сентября наметилось
Сражение под Вязьмой
Сражение под Вязьмой Разгадав замыслы Наполеона, Кутузов предпринял всё, чтобы затормозить отступление французов, и не только вытеснить, а полностью истребить все воинские части противника. Французские войска вышли на Смоленскую дорогу. Слева от дороги двигались
Сражение
Сражение Письмо генералов де Голля и Жиро президенту Рузвельту и Уинстону Черчиллю (Передано в тот же день маршалу Сталину) Алжир, 18 сентября 1943 Господин президент!(Господин премьер-министр!)Чтобы направлять французские военные усилия в рамках межсоюзнического
Развитие идеи вооружения подводных лодок баллистическими ракетами Часть III (начало) Комплекс Д-1: начало большого пути
Развитие идеи вооружения подводных лодок баллистическими ракетами Часть III (начало) Комплекс Д-1: начало большого пути Павел Константинов*См. «ТиВ» № 4,5/2004 г.Предпосылки создания комплексаСуществует устойчивое мнение, будто бы моряки безнадежно консервативные люди.
Балатонское сражение
Балатонское сражение Оба Балатонских сражения, происходивших в январе и марте 1945 года в районе озера Балатон в Венгрии, довольно плохо документированы как с советской, так и особенно с немецкой стороны. Основные документы по этим сражениям до сих пор не опубликованы.
ЮТЛАНДСКОЕ СРАЖЕНИЕ
ЮТЛАНДСКОЕ СРАЖЕНИЕ «Куин Мэри» — один из трех английских линейных крейсеров, погибших в ходе Ютландского боя.Кульминацией борьбы на море во время Первой мировой войны стал Ютландский бой 31 мая 1916 года — единственное эскадаренное сражение главных противника Гранд
Гельголандское сражение
Гельголандское сражение Англичане хорошо подготовились к операции и выделили значительные силы. Разведку обеспечила флотилия подводных лодок капитана 1-го ранга Кейса в составе шести подводных лодок и двух эсминцев. В ударное соединение входили два легких крейсера
Ютландское сражение
Ютландское сражение Ютландское сражение 31. 05 — 1.06.1916 года было крупнейшим морским сражением Первой мировой войны и крупнейшим сражением в истории войн по числу задействованных в нем линейных кораблей. Фактически это было сражение линейных сил. Остальные классы
Смоленское сражение (10.07–10.09.41)
Смоленское сражение (10.07–10.09.41) Главные события развернулись в те дни на смоленско-московском направлении, где противник пытался прорваться к Москве. В Смоленском сражении войска 22-й, 19-й, 20-й, 16-й и 21-й армий Западного фронта течение двух месяцев, с 10 июля по 10 сентября 1941
Сражение у острова Тендра (сражение у Гаджибея) 28–29 августа 1790 года
Сражение у острова Тендра (сражение у Гаджибея) 28–29 августа 1790 года После сражения у Керченского пролива капудан-паша Хюсейн, отступив к турецким берегам, исправил там повреждения, усилил свой флот линейными кораблями и в начале августа 1790 года вновь показался у берегов
Танк беспроводной связи — Танковая энциклопедия
Великобритания (1917 г.
)Танк связи – неизвестный номер постройки
Танк беспроводной связи был первым бронированным транспортным средством, когда-либо оснащенным оборудованием, обеспечивающим возможность двусторонней аудиосвязи с помощью азбуки Морзе. . До этой установки все танки на поле боя должны были полагаться либо на физическую (например, письменную записку), либо на визуальную связь.
Физическая связь была достигнута с помощью почтовых голубей. Четыре из них перевозились в каждом танке в плетеной корзине. Они запускались, несущие сообщения, прикрепленные к ногам, из люков в спонсонах танков. Визуальная коммуникация была в виде семафоров и сигнальных флажков. Флажки разного цвета использовались для обозначения информации, например, если он сломался, застрял или вышел из строя. Семафорная связь осуществлялась либо с помощью механической мачты, оснащенной лопастями, прикрепленными к крыше танка, либо вручную через люки в задней части танка.
Однако с обоими методами возникли проблемы. Голубь был односторонним сообщением, и на него тоже нельзя было ответить (не говоря уже о том, что он мог потеряться, быть застреленным или даже съеденным). Хотя это был двусторонний метод, семафор не был надежным в условиях плохой видимости, например, в утреннем тумане или в густом едком дыму, который так часто скапливался на поле боя. Были попытки провести телефонный кабель за некоторыми танками, чтобы они могли вести аудиосвязь. Они часто были порезаны обстрелами или зацепились за обломки поля боя.
Решением таких проблем стала беспроводная связь.
Подпись к 1-му фото: королева Мария Текская осматривает танки (в частности, танк беспроводной связи) и персонал на центральных складах и мастерских танкового корпуса в Эрине, 7 июля 1917 года. Ее сопровождает командующий генерал Хью Эллес. танкового корпуса (справа от нее) и Энтони Эшли-Купер, 9-й граф Шефтсбери (слева от нее). Фото: IWM 3234
Танк Mk.I
Первый в мире серийный танк Mk.I отличался ромбовидной конструкцией, ставшей культовой для британских танков времен Первой мировой войны. Танки поступили на вооружение в 1916, впервые увидев бой 15 сентября 1916 года в битве при Флер-Курселетте во время кровавого наступления на Сомме.
Медленные, тяжелые и громоздкие танки Mk.I выпускались в двух вариантах: мужском и женском. Самцы были вооружены двумя 6-фунтовыми орудиями, по одной в каждом спонсоне, которые устанавливались по бокам танка. Они также были вооружены тремя пулеметами, по одному в каждом спонсоне и один в передней части танка. Самки были вооружены исключительно пулеметами, по два в спонсонах с каждой стороны танка и еще один пулемет спереди.
Разработанные, чтобы не отставать от атакующей пехоты, танки были медленными. Привод обеспечивался 6-цилиндровым 16-литровым бензиновым двигателем Daimler-Knight с золотниковым клапаном, мощностью 105 л.с. и обеспечивающим 27-тонному автомобилю максимальную скорость 3,7 миль в час (6,0 км/ч).
Беспроводное оборудование
W/T Trench Set Mk.I: 1917, непрерывная волна, частота передачи 500–1400 циклов в секунду (герц), частота приема 500–1400 циклов в секунду (герц), 30 Вт, диапазон 5 миль, по воздуху 15 футов. Произведено (все пользователи) 199.
W/T Trench Set Mk.II: 1917, непрерывная волна, частота передачи 340-1850 циклов в секунду (герц), частота приема 340-1850 циклов в секунду (герц), 30 Вт, дальность 5 миль, Антенна 2 x 4 фута или одинарная 15 футов. Количество произведено 133 (все пользователи).
W/T Trench Set Mk.III: Непрерывная волна, частота передачи 450-1450 циклов в секунду (герц), частота приема 450-1450 циклов в секунду (герц), 30 Вт, дальность действия 2-5 миль. Приемник 17 фунтов, передатчик 18,5 фунтов. Антенна 2 x 4 фута или одиночная 15 футов. Количество произведенных передатчиков 2853, количество произведенных приемников 2650 (все пользователи).
На этой фотографии показана внутренняя часть правого спонсона резервуара и беспроводная система внутри. Фото: Имперский военный музей.
Использование в танках
Эксперименты по установке радиоприемника внутри танка начались в июне 1917 года. В октябре того же года в бою использовались приемные станции непрерывной волны (CW). Старые модели танков, такие как Mk.I (пример на имеющихся фотографиях), использовались в качестве испытуемых со всем вооружением и соответствующим внутренним оборудованием. Они были достаточно успешными, чтобы обеспечить место для беспроводной связи в организации Tank Signal. Первоначальный предполагаемый метод заключался в том, чтобы использовать танки в качестве бронированных транспортных средств, которые будут нести все оборудование радиоприемных станций, которые будут установлены в подходящих местах на ничейной земле после того, как главная атака прорвет и очистит немецкие траншеи и начнет наступление. двигаться вглубь. Когда это оказалось неудовлетворительным, интерес обратился к установке антенны на самих танках.
Спонсоны обычно несли основное вооружение танка. Танки сначала были оснащены пулеметами Vickers и Hotchkiss, а затем были модернизированы, когда были установлены новые установки для пулеметов. Эти пустые спонсоны использовались в качестве мест для беспроводного оборудования. Беспроводной комплект был установлен в правом спонсоне, а небольшой операционный стол добавлен в левый. Комплект и сопутствующие системы питались от двух дополнительных 10-вольтовых аккумуляторных батарей и небольшой динамо-машины, прикрепленной к двигателю.
Код Морзе передавался через антенну высотой 15 футов (4,6 метра). Когда танк был подвижным, антенна располагалась горизонтально на крыше танка. При передаче и приеме танк должен быть неподвижен, а мачта поднята. Мачта поддерживала антенный кабель, который подключался через крышу танка к радиоприемнику. Длина кабеля составляла примерно 200 футов (61 метр). Отрезок этих тросов был закреплен слева и справа от мачты. Во Франции и Великобритании были опробованы различные типы антенн для проверки эффективности беспроводной телефонной связи «воздух-танк». Ниже приведена первая страница отчета лейтенанта Артура Рэгга (8-я эскадрилья RAF), иллюстрирующая две антенны. Позже работа была переведена в Biggin Hill.
Фото: Landships Forum
На официальных фотографиях Mk. IV ‘Supply’ tank 402 можно увидеть один из других типов приемных антенн беспроводной/телефонной связи, опробованных в Biggin Hill. «Гибкая панель» спереди танка между рогами имеет антенну, выходящую из правого смотрового окна и, по-видимому, прикрепленную к нижней правой части «панели». По словам Тома Вислоки, эта панель должна была врываться в землю, когда использовалась беспроводная связь, чтобы обеспечить заземление радиооборудования.
Фото: Landships Forum
На другом изображении «402» в Биггин-Хилле видна гибкая «штыревая антенна», торчащая из задней части правого спонсона. Это может быть то же самое / похожее на тип «удочки», опробованный во Франции.
Фото: Landships Forum
Танк беспроводной связи на базе корпуса женского танка Mk.I. Иллюстрация Бернарда «Эскодриона» Бейкера, финансируемая нашей кампанией Patreon.
Служба
Боевые сводки и соответствующие фотографии танка «Радиосвязи» встречаются крайне редко. Хотя его нет в нашем распоряжении, есть фотографические доказательства использования танка беспроводной связи в Новой Эглиз (Ньювкерке) в 7 милях к югу от Ипра в регионе Западной Фландрии в Бельгии в июне 1917 года.
Также записано, что танки беспроводной связи применялись во время битвы при Камбре (20 ноября — 7 декабря 1917 г.). Однако здесь использовались стандартные наборы, используемые артиллерией, и их переносили боевые танки. В бою они оказались непригодными, так как антенну приходилось устанавливать вне танка.
Фотография бака связи в лоб, показывающая, какой высоты была передающая мачта. Фото: Landhips Forum
Имеются также фотографии, свидетельствующие о том, что как минимум один танк Mark IV был переоборудован в танк беспроводной связи в сентябре 1917 года. 2 мили к востоку от Ипра. В этом Mk.IV использовалась та же подвесная мачта, но вместо того, чтобы монтироваться на танке, она располагалась вертикально на земле рядом с ним.
Испытания беспроводных установок прошли настолько успешно, что в августе 1918 года Танковый корпус заказал 288 беспроводных установок Mk. III и 96 установок мощностью 120 Вт. Последняя разработка в области беспроводных танков произошла в июле 1918 года, когда были испытаны беспроводные телефоны для связи между танками и между танками и самолетами. Однако война закончилась до реализации.
Дальнейшие испытания
На конференции Королевских ВВС и танкистов, которая состоялась в штабе передового танкового корпуса 1 сентября 1918 года, полковник Хью Эллес предоставил Королевским ВВС информацию о том, как работает система беспроводной связи танкового корпуса, поскольку участники работали над тем, как связать Системы RAF и танкового корпуса для улучшения связи. Об этом сообщил в письме ГОК РАФ Филип Гейм (BGGS РАФ) от 4 сентября. Фрагмент этого письма представлен ниже.
Фото: Landships Forum
Подробная информация
В настоящее время неизвестно, сколько этих машин было построено, где и кем были произведены переделки. В настоящее время не было найдено ни одного отчета об «боевой истории», написанного командирами танков, оборудованных беспроводной связью, во время Первой мировой войны. .
Еще одно фото королевы Марии Текской и компании, осматривающей беспроводной танк. Фото: IWM 3232
Статья Марка Нэша
Технические характеристики | |
Размеры | Длина 26 футов (7,92 м). Длина с хвостом 32 фута 6 дюймов (9,92 м) Ширина 8 футов 4 дюйма (2,53 м). Ширина со спонсонами 13 футов 2 дюйма (4,03 м) Высота 8 футов (2,44 м) |
Общий вес | 27,5 (мама) 28,4 (мама) тонн |
Экипаж | н/д |
г. | British Foster-Daimler, золотниковый клапан Knight, рядный шестицилиндровый 13-литровый бензиновый двигатель с водяным охлаждением, 105 л.с. при 1000 об/мин |
Скорость по шоссе | 3,7 мили в час (5,95 км/ч) |
Диапазон | 28 миль (45 км) |
Способность преодолевать траншеи | 11 футов 6 дюймов (3,5 м) |
Броня | От 6 до 15 мм (0,23–0,59 дюйма) |
Звенья гусеницы | Длина 8 1/2 дюйма (21,5 см) Ширина 1 фут 8 дюймов (52 см) |
Спонсон Люк | Длина 2 фута (61 см) Ширина 1 фут 4 дюйма (41 см) |
Задний люк | Длина 2 фута 3 дюйма (69 см) Ширина 1 фут 3 дюйма (37 см) |
Всего произведено | н/д |
Ссылки, ресурсы и дополнительная литература
Пристли «Служба связи в европейской войне 1914–1918 годов (Франция)
Связь и британские операции на Западном фронте, 1914-1918’ Брайан Н. Холл
The History Press, Tank Hunter: World War One, Craig Moore
Landships Forum
Работа с Docker — Semaphore
Задания Semaphore CI/CDмогут запускать и создавать образы Docker, а также отправлять образы. в репозитории Docker или другое удаленное хранилище.
Docker CLI предустановлен на виртуальных машинах Semaphore, поэтому вам не нужно устанавливать его самостоятельно.
ℹ️ В этой статье описывается процесс сборки, публикации и тестирования Контейнеры Docker на семафоре. Если вы хотите запускать задания внутри образа Docker, обратитесь к пользовательской среде CI/CD с Docker документация.
Привет, мир
версия: v1.0 имя: Привет Докер агент: машина: тип: e1-стандарт-2 os_image: Ubuntu1804 блоки: - название: "Строительство" задача: вакансии: - имя: сборка докера команды: - проверить - сборка докеров -t awesome-image . - образы докеров
Примеры проектов
Semaphore предоставляет учебные пособия и демонстрационные приложения с рабочими конвейерами CI/CD. который вы можете использовать, чтобы быстро начать работу:
- CI/CD для микросервисов на Kubernetes и демонстрационный проект на Гитхаб
- Java Spring CI/CD и демонстрационный проект на Гитхаб
Использование общедоступного образа Docker в заданиях CI/CD
Чтобы использовать существующий образ Docker из общедоступного репозитория Docker Hub,
вам нужно выполнить docker run
следующим образом:
docker run -d -p 1234:80 nginx:alpine
Предыдущая команда загрузит общедоступный образ nginx:alpine
и запустит его в вашем
Работа с семафором.
Ограничения скорости Docker Hub
Обратите внимание, что в связи с введением ограничений скорости в Docker Hub все запросы должны быть аутентифицированы. Если вы извлекаете какие-либо образы из общедоступного репозитория Docker Hub, убедитесь, что вы вошли в систему, чтобы избежать сбоев. Дополнительную информацию о том, как пройти аутентификацию, можно найти в нашей документации по аутентификации Docker.
Вот пример файла конвейера семафора:
# .семафор/semaphore.yml версия: v1.0 name: Использование общедоступного образа Docker агент: машина: тип: e1-стандарт-2 os_image: Ubuntu1804 блоки: - имя: Вытащить образ Nginx задача: вакансии: - имя: Докер Хаб команды: - проверить - эхо $DOCKERHUB_PASSWORD | вход в докер --username "$DOCKERHUB_USERNAME" --password-stdin - запуск докера -d -p 1234:80 nginx:alpine - wget http://localhost:1234 секреты: - имя: докер-хаб
Команда wget http://localhost:1234
является примером проверки того, что
Образ Docker с веб-сервером Nginx работает и прослушивает TCP-порт
номер 1234, как указано в команде docker run
.
Для получения дополнительной информации об использовании Docker см. Документация пользователя Docker.
Использование образа Docker из частного реестра
Чтобы использовать образ Docker из частного реестра Docker, сначала необходимо войти в этот реестр. Команды, которые вам нужно выполнить для этого, показаны ниже:
эхо $DOCKER_PASSWORD | docker login --username "$DOCKER_USERNAME" --password-stdinRegistry.example.com docker pull владелец реестра/имя образа
Нам также нужен безопасный способ хранения и использования учетных данных без сохранения их в системе контроля версий. Мы можем сделать это в Semaphore с помощью используя секреты.
В этом случае файл конфигурации семафора будет выглядеть следующим образом:
# .семафор/semaphore.yml версия: v1.0 name: Использование частного образа Docker агент: машина: тип: e1-стандарт-2 os_image: Ubuntu1804 блоки: - имя: Использование частного образа Docker задача: вакансии: - имя: Запустить контейнер из Docker Hub команды: - проверить - эхо $DOCKER_PASSWORD | вход в докер --username "$DOCKER_USERNAME" --password-stdin - docker pull "$DOCKER_USERNAME"/myimage - образы докеров - запустить докер "$DOCKER_USERNAME"/myimage секреты: - имя: докер-хаб
Определите секрет docker-hub
, указанный в примере, с помощью
sem CLI, как показано ниже:
$ sem получить секреты docker-hub apiВерсия: v1beta вид: Секрет метаданные: имя: докер-хаб идентификатор: a2aaefdb-a4ff-4bc2-afd9-2afa9c7f3e51 время создания: "1538456457" время обновления: "1538456537" данные: env_vars: - имя: DOCKER_USERNAME значение: имя пользователя докера - имя: DOCKER_PASSWORD значение: докер-пароль файлы: []
Обратите внимание, что имена двух используемых переменных среды могут быть любыми. вы хотите. Мы рекомендуем всегда использовать описательные имена.
Вы можете узнать больше о работе с секретами в Semaphore 2.0 в секретная документация.
Создание образа Docker из файла Dockerfile
Вы можете использовать Semaphore для создания образов Docker непосредственно из файла Dockerfile
в вашем репозитории исходного кода.
Например, предположим, что у вас есть следующий Dockerfile
:
ОТ Голанга: альпийский ЗАПУСК mkdir/файлы КОПИРОВАТЬ hello.go/files РАБОЧИЙ КАТАЛОГ /файлы RUN go build -o /files/hello hello.go ТОЧКА ВХОДА ["/файлы/привет"]
В этом примере предполагается, что в вашем репозитории Git есть файл с именем hello.go
. Dockerfile
создает новый каталог в образе Docker и помещает hello.go
в
это. Затем он компилирует файл Go, и исполняемый файл сохраняется как файла/привет
. Команда ENTRYPOINT
Docker будет выполняться автоматически files/hello
при запуске образа Docker.
Обратите внимание, что Dockerfile
должен быть зафиксирован в Git, так как он будет
используется Semaphore 2.0.
После этого содержимое вашего файла конвейера Semaphore 2.0 должно выглядеть как следует:
# .семафор/semaphore.yml версия: v1.0 имя: Сборка образов Docker агент: машина: тип: e1-стандарт-2 os_image: Ubuntu1804 блоки: - имя: Исполняемый файл сборки Go задача: вакансии: - имя: Докер Хаб команды: - проверить - сборка докера -t hello:v1 . - докер запустить привет: v1
Имя образа по умолчанию в этом случае будет hello:v1
— однако вы можете переименовать его по своему усмотрению.
Отправка образа Docker в реестр
После создания образа контейнера в большинстве случаев необходимо отправить его в реестр.
Для этого вам сначала нужно пройти аутентификацию через docker login
.
Вот пример файла конфигурации семафора, в котором мы нажимаем на приватный реестр на Docker Hub. Вы также можете использовать это для любого другого реестра контейнеров:
# .семафор/semaphore.yml версия: v1.0 название: Отправка образа Docker агент: машина: тип: e1-стандарт-2 os_image: Ubuntu1804 блоки: - name: Отправить образ Docker в реестр задача: вакансии: - имя: Докер Хаб команды: - проверить - эхо $DOCKER_PASSWORD | вход в докер --username "$DOCKER_USERNAME" --password-stdin - сборка докера -t hello:v1 . - тег докера hello:v1 "$DOCKER_USERNAME"/hello:v1 - docker push "$DOCKER_USERNAME"/hello:v1 - docker pull "$DOCKER_USERNAME"/hello:v1 - образы докеров секреты: - имя: докер-хаб
Имя образа будет "$DOCKER_USERNAME"/hello
, а его тег будет v1
. Поэтому для того, чтобы docker вытащил
этот образ, вам придется использовать его
полное имя: "$DOCKER_USERNAME"/hello:v1
.
Команда docker images
, выполняемая в конце задания, является примером
убедитесь, что нужный образ был загружен и доступен для дальнейшего
команды.
В этом примере мы используем докер-концентратор 9.0223 секрет, как определено в
здесь, занимаясь вытягиванием
из частного реестра.
Обратите внимание, что вы можете использовать акции для создания образов только в определенных ветвях. См. документацию по акциям и Справочник по конвейеру для получения дополнительной информации об оркестровке рабочие процессы.
Дополнительные примеры отправки в реестры Docker
- Отправка образов Docker в реестр AWS Elastic Container Registry (ЭКР)
- Отправка образов Docker в Google Container Registry (GCR)
Использование Docker Compose
Вы можете использовать Docker Compose в своих заданиях Semaphore, как и на любом компьютере с Linux. Подробный пример см. в разделе Использование Docker Compose в CI.
Использование баз данных и фоновых служб
Например, предположим, что вашей сборке CI требуются Redis и PostgreSQL:
# .семафор/semaphore. yml версия: v1.0 название: Сборки на основе Docker агент: машина: тип: e1-стандарт-2 контейнеры: - имя: главный изображение: 'registry.semaphoreci.com/ruby:2.6' - имя: дб изображение: 'registry.semaphoreci.com/postgres:90,6' env_vars: - имя: POSTGRES_PASSWORD значение: клавиатура-кошка - название: кеш изображение: 'registry.semaphoreci.com/redis:5.0' блоки: - имя: "Привет" задача: вакансии: - имя: привет команды: # устанавливаем клиенты postgres и redis - apt-get -y update && apt-get install postgresql-client redis-tools # создать базу данных, подключившись к контейнеру 'db' - PGPASSWORD="keyboard-cat" createdb -U postgres -h db -p 5432 -e привет # список ключей в контейнере Redis путем подключения к контейнеру кеша - redis-cli -h кэш КЛЮЧИ *
В этом примере мы использовали Postgres и Redis, размещенные на семафоре. изображения для запуска служб.