Знаменитые танкисты Великой Отечественной войны

Москва, 9 сентября, 2018, 00:01 — ИА Регнум. Сегодня, 9 сентября, в России отмечают День танкиста. Праздник учредили в 1946 году в ознаменование больших заслуг бронетанковых и механизированных войск в разгроме противника в годы Великой Отечественной войны и за заслуги танкостроителей в оснащении Вооружённых Сил страны бронетанковой техникой. До 1980 года День танкиста отмечали 11 сентября, а в 1980 году Указом Президиума Верховного Совета СССР была установлена новая дата празднования — второе воскресенье сентября.

Зиновий Колобанов

Подвиг танкиста Зиновия Колобанова вошел в Книгу рекордов Гинесса. 20 августа 1941 года пять танков его роты уничтожили 43 немецких танка, 22 из них — в течение получаса. Замаскированные танки Колобанова залпами встретили танковую колонну немцев и сразу остановили три головных танка. Затем огонь перенесли на хвост колонны. Немцы были лишены возможности маневра и не смогли выйти из сектора обстрела. За свой подвиг члены экипажа Колобанова были представлены к званию Героев Советского Союза.

Дмитрий Лавриненко

Дмитрий Лавриненко был самым результативным советским танковым асом Второй мировой войны. Всего за 2,5 месяца, с октября по декабрь 1941 года, он уничтожил или вывел из строя 52 немецких танка. Всего Лавриненко довелось участвовать в 28 танковых боях, трижды он горел в танке. Звание Героя Советского Союза Дмитрию Лавриненко присвоили посмертно только в 1990 году.

Александр Бурда

К концу июля 1941 года на счету Александра Бурды было восемь танков и несколько бронемашин врага. В сентябре танкист уже командовал ротой в 4-й танковой бригаде Михаила Катукова. Его Т-34 и КВ-1 совместно с силами 1-го танкового батальона разгромили целую колонну немецкой техники и пехоты на подходе к Орлу, а сам Бурда подбил еще десять танков. Зимой 1943 года танки его полка нашли и вывезли из окружения десятки кавалеристов, а по пути уничтожили очередную танковую колонну.

Семён Коновалов

В бою 13 июля 1943 года в Ростовской области экипаж лейтенанта Коновалова подбил 16 танков, два бронеавтомобиля и восемь автомашин с немцами. К этим достижениям можно добавить еще один танк. На заключительном этапе боя КВ Коновалова был подбит. Вместе с прибывшим для ремонта боевой машины заместителем командира роты по техчасти он снял с машины один из пулеметов и стал пробираться к своим. На четвертые сутки танкисты встретили танковую колонну противника и завладели танком.

Александра Ращупкина

Среди знаменитых танкистов были и женщины. Одна из них — Александра Ращупкина, которая пошла на хитрость и долгое время притворялась мужчиной. Ращупкина приняла участие в боях за Сталинград, а также участвовала в сражениях за освобождение Польши. Тайна ее была открыта только в феврале 1945 года, когда танковая часть, в которой служила девушка, вела наступательные бои на территории Польши.

Сейчас Танковые войска — главная ударная сила Сухопутных войск Вооруженных сил РФ. Кроме того, отдельные танковые батальоны имеются в Береговых войсках на всех четырех флотах ВМФ России. Современные Сухопутные войска имеют на вооружении танковых соединений основные танки: Т-72, Т-80 и Т-90. По состоянию на 2018 год на вооружении ВС РФ числилось 3030 танков, еще 10,2 тысячи находятся на хранении.

Лучшие танкисты Второй Мировой войны

Книспелъ — 168 побед, Шройф — 161, Кариус — 150, Бельтер — 139, Виттман — 138, Оберхабер — 127, Зандрок — 123… Еще 10 асов — 100—119 танков, 44 танкиста — по 35—99 машин… Количество побед немецких танкистов поражает не меньше, чем число побед их летчиков. А вот скромность наших вполне объяснима.

Иван Любушкин на Т-34 подбил в одном бою 9 танков

В тесной башне лучшего русского танка Т-34 командир, кроме своих обязанностей, выполнял еще и роль наводчика. Прикованный к прицелу пушки и занятый орудием, он не имел времени осмотреться, чтобы уберечь свой танк или вовремя найти новую цель. И вот на таком Т-34 наши танкисты отвоевали три первых и самых трудных года Великой Отечественной войны.

У немцев же абсолютно на всех средних и тяжелых танках был наводчик, и командир только следил за боем и отдавал распоряжения. Поэтому немцы всегда имели шанс первыми обнаружить противника и опередить его в выстреле. И так они воевали не три, а целых шесть лет (1939—1945) — опыта масса.

У французов, англичан, русских и американцев было больше танков, то есть больше целей для немцев и, как следствие, больше озможностей для побед. А десяти танкам союзников противостоял всего один немецкий. В результате один немец мог поразить нескольких (а то и все 10), а союзники — только одного (то есть девять из них вообще никого не подбивали).

Кроме того, у нас за подбитые танки начислялись деньги, поэтому командир, начальник финансовой части и ревизор очень строго следили за подтверждением побед.

На КВ Семен Коновалов в бою с 50 танками противника подбил 16 из них

На Т-34-85 юный (19 лет!) танкист Ион Деген менее чем за год войны подбил 16 танков и СУ. Александр Оськин на такой же машине только в одном бою уничтожил 3 «Кёнигстигера»!

На Т-34 1943 года выпуска Григорий Бражников подбил в одном бою 4 «Тигра»

На БТ-7 Григорий Найдин подбил в одном бою 15 танков

С 1943 г. немцы только оборонялись — били, стоя на месте, и из засад, что идеально для высокой результативности. Наступавшие же стреляли на ходу (в никуда), а для прицельного выстрела должны были остановиться (становясь при этом идеальной мишенью). В знаменитом сражении под Прохоровкой таким образом погибла целая наша танковая армия…

Последних два года войны на всех немецких танках были орудия с длинными стволами, у нас — только последних полгода. Поэтому долгое время фашисты безнаказанно расстреливали наши танки с недосягаемых для нас дистанций.

Большинство немецких асов провоевали все шесть лет войны, а наши — год, от силы два.

С учетом вышеизложенного цена побед советских танкистов резко возрастает. А имена и цифры таковы: Дмитрий Лавриненко — 52 танка (погиб в 1941 г.

), Владимир Бочковский — 36, Михаил Кученков — 32, Никита Дьяченко —

31, Николай Моисеев — 31, Константин Самохин — 30 (погиб в 1942 г.), Александр Бурда — 30 (погиб в 1944 г.), Николай Новицкий — 29. И это далеко не полный список советских героев.

На «Панцер» IV Рудольф фон Риббентроп во время боя под Прохоровкой расстрелял 14 танков Т-34

На «Пантэр» Эрнст Баркман подбил 82 танка

На «Панцер» IV Рудольф фон Риббентроп во время боя под Прохоровкой расстрелял 14 танков Т-34.

На «Тиграх» воевало подавляющее большинство немецких асов. Самый известным из них — Михаэль Виттман. Больше всего прославился он 13 июня 1944 г., когда врезался в колонну британских танков и, двигаясь вдоль нее, за считанные минуты поразил 21 «Шерман». Во французском поселке Виллер-Бокаж его танк был подбит. Но Виттман не покинул машину, а продолжил бой, расстреляв все танки противника в пределе своей видимости. Погиб он 8 августа 1944 г. в схватке с канадскими танками.

На «Кёнигстигере» («Королевский тигр» ) принял свой последний бой самый результативный танкист Второй мировой войны — 23-летний фельдфебель Курт Книспель. На его счету 168 подтвержденных побед (126 — наводчиком, 42 — командиром танка). Он имел более 20 неподтвержденных побед, но никогда не гнался за счетом и не спорил при отклонении заявок на подбитый танк. С 1940 по 1945 г. Книспель воевал на всех немецких танках, кроме «Пантэр». Четырежды представлялся к рыцарскому кресту, но так и не получил награду из-за своего чересчур независимого характера. Он терпеть не мог несправедливости и, не задумываясь, вступился за русского пленного, над которым издевался офицер СС. Скорее всего, точку в его карьере поставил выстрел из СУ-100, которой командовал младший лейтенант Шейко. Танк Книспеля был подбит, а немецкий герой умер от ран в госпитале.

Поделиться ссылкой

Большой дюйм: подпитка американских военных усилий во время Второй мировой войны

Танкер Byron D. Benson был торпедирован немецкой подводной лодкой во время путешествия у побережья Северной Каролины в апреле 1942 года. Корабль доставлял сырую нефть из Техаса в Нью-Джерси.

Кредит: Национальное управление архивов и документации

Если вы поедете на север от кампуса NIST в Гейтерсбурге, штат Мэриленд, вы скоро доберетесь до знаменитой линии Мейсона-Диксона, обозначающей границу между штатами Мэриленд и Пенсильвания. Проехав еще несколько километров, вы пересечете вторую историческую линию: дюймовую линию (иногда называемую дюймовой линией по причинам, описанным ниже). Вопреки своему уменьшительному названию, эта линия тянется более чем на 2000 километров (1200 миль) от Техаса до Нью-Джерси. Построенный во время Второй мировой войны, он вдохновил на шутку, иллюстрирующую его важность: «Войну выиграл дюйм».

Происхождение этой линии можно проследить до одного человека и его первой работы в Национальном бюро стандартов (NBS, теперь называемом Национальным институтом стандартов и технологий, или NIST).

Уильям Гиллум Хелцель (1895-1959) окончил Технологический институт Карнеги в 1918 году и в том же году получил свою первую работу после окончания колледжа в отделе электрических измерительных приборов в NIST. Примерно через год Хельцель направился на Запад, чтобы присоединиться к нефтяной промышленности в качестве инженера по трубопроводам. К своему удивлению, Хельцель обнаружил, что точные измерения, к которым он привык в NIST, еще не существуют в конвейерной работе. Конструкции трубопроводов того времени основывались на неточных эмпирических правилах, и Хелтцель решил это изменить. После нескольких лет исследований и экспериментов он опубликовал серию статей, начиная с 1926 с «Поток жидкости и трение в трубопроводах» в журнале

Oil & Gas Journal , который представил более рациональную, научно обоснованную методологию проектирования трубопроводов.

Уильям Г. Хельтцель в качестве сотрудника NBS/NIST в 1918 году. Позже он применил свое метрологическое образование в трубопроводной отрасли.

Кредит: Архивы NIST

Heltzel разработал некоторые из первых используемых формул потока, которые в настоящее время считаются основными при проектировании трубопроводов. Его исследования позволили эффективно перекачивать нефть по трубопроводам большего диаметра и гораздо большей длины, чем это было возможно ранее. Но работа Хельцеля не оказала немедленного влияния, потому что не было экономического обоснования для таких больших трубопроводов.

Нет оправдания, то есть до начала Второй мировой войны.

Проблема с подводной лодкой

Требуемая для смазки и заправки самолетов, танков и другой боевой техники, нефть была ключевым стратегическим товаром. Из-за его огромной важности и страны Оси, и союзники, естественно, пытались поддерживать и расширять свои поставки, отрезая при этом поставки своего врага. В этом отношении у США было преимущество. В то время США добывали 60% сырой нефти в мире, в то время как наш главный враг, нацистская Германия, имела ограниченную внутреннюю добычу нефти. Однако запасы нефти США находились далеко от поля боя, и их приходилось доставлять в Европу за тысячи километров по океану.

Даже внутри США 95 процентов нефтепродуктов перевозилось океанскими танкерами, которые доставляли драгоценное сырье с побережья Мексиканского залива Техаса на нефтеперерабатывающие заводы и дистрибьюторов в промышленно развитых северо-восточных штатах.

Теперь, когда нацистские подводные лодки бороздили Атлантический океан, правительство США осознало, что морские маршруты уязвимы. Требовались альтернативы.

Морские волки: немецкая подводная лодка топит невоенный корабль, изображенный немецким художником Адольфом Боком в 1941 году.

Кредит: Отдел эстампов и фотографий Библиотеки Конгресса

«Строительство трубопровода сырой [нефти] из Техаса на восток может быть экономически невыгодным, — писал министр внутренних дел Гарольд Икес президенту Рузвельту в июле 1940 года, — но в случае чрезвычайной ситуации это может быть абсолютно необходимо. ”

Эта чрезвычайная ситуация прибыла быстро. США вступили в войну в декабре 1941 года, и только в феврале 1942 года нацистские подводные лодки потопили 12 американских нефтяных танкеров вдоль восточного побережья. Чтобы защитить оставшийся танкерный флот, правительство ограничило суда трансатлантическим маршрутом, который простирался от северо-востока США до Европы.

Несмотря на то, что этот маршрут оставался опасным, он ограничивал время пребывания танкеров в море и позволял им пересекать Атлантику в составе легко защищаемого конвоя.

Чтобы компенсировать потерянные танкеры, нефть из Техаса была отправлена ​​на северо-восток поездами и речными баржами. Но эти средства транспорта не могли заменить большой объем нефти, доставляемой по морю. По некоторым оценкам, нефтеперерабатывающие заводы Восточного побережья ежедневно получали морским транспортом 300 000 баррелей нефти. Поезда и баржи могли доставлять в общей сложности только 140 000 баррелей в день, что составляет менее половины предыдущих поставок. В битве за нефть гитлеровцы нанесли решающий удар.

Согласно историку Майклу Гэннону в его книге « Операция «Барабанный бой»: драматическая правдивая история первых немецких атак подводных лодок вдоль американского побережья во время Второй мировой войны» большая стратегическая неудача для военных действий союзников, чем поражение в Перл-Харборе».

Вон на дюйм

Трубопровод «Большой дюйм» прокладывался через Пенсильванию в 1942-43 гг.

Кредит: Библиотека Конгресса

Чтобы поддерживать поток нефти, правительство профинансировало строительство самого длинного и самого большого трубопровода, когда-либо построенного на тот момент. Официально названный Военным аварийным трубопроводом, он проходил через 10 штатов и соединял Бэйтаун, штат Техас, в Мексиканском заливе, с Линденом, штат Нью-Джерси. Военный аварийный трубопровод фактически представлял собой два трубопровода, идущих параллельно по одному и тому же маршруту: труба диаметром 24 дюйма (60 сантиметров) несла сырую нефть, а меньшая 20-дюймовая (50 сантиметров) линия несла очищенные нефтепродукты.

По меркам того времени эти трубы были гигантскими. Типичные трубопроводы того периода имели диаметр не более 8 дюймов (20 сантиметров). На отраслевом языке трубы диаметром более фута (30 см) назывались «большими дюймовыми». Рабочие, строящие аварийный военный трубопровод диаметром 24 дюйма, назвали его «Большой дюйм». 20-дюймовая линейка была забавно названа «Маленький большой дюйм».

Два трубопровода, завершенные ровно через год после начала строительства в июне 1942 года, получили общее название «Дюймовые линии». Трубопроводы доставляли более 500 000 баррелей нефти в день для военных нужд, и все это по наземному маршруту, защищенному от нацистских подводных лодок.

Плакат времен Второй мировой войны, подчеркивающий важность нефти для военных действий.

Кредит: Национальное управление архивов и документации

«Откровенно говоря, без колоссальных поставок нефти из США, — заявил историк Кит Миллер, — эта глобальная война [Вторая мировая] никогда бы не была выиграна».

Войну действительно выиграл дюйм.

Строительство трубопровода достаточного размера и длины, чтобы удовлетворить потребности военных действий, опиралось на более раннюю метрологическую работу Уильяма Хелтцеля. На самом деле и Хелцель, и NIST выступали в качестве консультантов по различным аспектам проекта.

После смерти Хельтцеля в 1959 году в отраслевом издании нефтяной промышленности было отмечено, что «Никакая другая разработка в каталоге достижений в области трубопроводов не внесла такого большого вклада в отрасль, как концепция рациональной конструкции трубопровода [Хельтцеля]».

Дюймовые линии продолжали перекачивать нефть после войны и используются до сих пор. В 1998 году Inch Lines были внесены в Национальный реестр исторических мест как за их роль в военных действиях, так и за выдающееся инженерное достижение.

Ормузский пролив — Танкерная война

Перейти к содержимому

Оценка угрозы потокам нефти через пролив

Танкерная война

Противокорабельные кампании во время ирано-иракской войны (1980-1988 гг.) известны как Танкерная война[i]. В 1981 году Ирак начал нападения на корабли, чтобы ослабить боеспособность Ирана, сначала атаковав корабли, доставлявшие военные грузы на фронт наземной войны, а затем атаковав корабли, перевозившие экспортные товары Ирана. В ответ Иран атаковал суда, принадлежащие торговым партнерам Ирака и странам, которые ссудили Ираку деньги для поддержки его военных действий.

Первая фаза Танкерной войны началась в мае 1981 года, когда Ирак объявил, что все суда, направляющиеся в или из иранских портов в северной зоне Персидского залива, подлежат атаке. Ирак использовал свою авиацию для усиления своих угроз, в первую очередь вертолеты Super Frelon, истребители F-1 Mirage и МиГ-23, вооруженные противокорабельными крылатыми ракетами Exocet[ii]. В период с 1981 по 1983 год иранские силы обычно сдерживали огонь на море.

Но в 1984 году Ирак усилил свои усилия, отметив вторую фазу Танкерной войны. Прибытие французских боевых самолетов Super-Etendard, также вооруженных ракетами Exocet, дало иракцам большую дальность действия[iii]. Иран, наконец, отомстил. Потому что у Ирана не было много эффективных противокорабельных крылатых ракет в течение 1984-1986, она была вынуждена использовать творческую тактику при наведении на корабли. Например, Иран использовал ракеты класса «воздух-поверхность», предназначенные для поражения бронированных наземных транспортных средств, в том числе Mavericks и AS 12, «гораздо меньших целей, чем даже относительно небольшие корабли. Нападения на корабли.Атаки Ирана причинили судам незначительный физический ущерб, но успешные попадания в жилые помещения кораблей иногда убивали или ранили экипаж, прерывая переходы.

РЕСУРСЫ

ГЛОССАРИЙ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Танкерная война и США

Изображение США. Старк после поражения двумя ракетами Exocet

Позже, во время танкерной войны, ракетный арсенал Ирана расширился за счет включения относительно неэффективных противокорабельных крылатых ракет Sea Killer.[iv] В 1987 году Иран развернул китайские ракеты CSSC-2 «˜Silkworm». с гораздо большими боеголовками, первые эффективные противокорабельные крылатые ракеты Ирана. [v]

В ответ на возросшую эффективность иранских атак в 1987 году Кувейт привлек Соединенные Штаты в регион для защиты движения нефтяных танкеров. США изменили флаг кувейтских танкеров, что сделало их американскими кораблями, имеющими право на сопровождение ВМС США, и обеспечили безопасность судоходства в нейтральные страны Персидского залива и из них. , 1980: Ирак объявляет воды Персидского залива вдоль иранского побережья к северу от 29.03 северной широты запретной зоной боевых действий.

  • 30 мая 1982 г.: Atlas I , турецкий нефтяной танкер, становится первым танкером, потерпевшим крушение во время войны. При погрузке нефти на острове Харг он поврежден иракскими бомбами.
  • 18 декабря 1982 г .: греческий танкер Scapmount , сбитый иракским Exocet, становится первым танкером, получившим статус CTL в Танкерной войне.
  • 90 109, январь 1984 г.: Ирак наращивает свои военно-морские усилия, и Иран в ответ начинает свои военно-морские усилия.
  • 14 февраля 1985 г .: Нептуния , либерийский танкер, попал в машинное отделение иракским Exocet. Танкер тонет через три дня из-за взрыва, став первым танкером, затонувшим в Танкерной войне.
  • 1 ноября 1986 г .: Нейтральный Кувейт обращается к международному сообществу с призывом защитить свои интересы в области судоходства в Персидском заливе, что привело к «смене флага» кувейтских танкеров. СССР является первой страной, которая отреагировала, и США возглавляют международные усилия по минимизации роли СССР в Персидском заливе.
  • 7, 19 марта87: США объявляют о своем решении сменить флаг кувейтских танкеров.
  • 8 августа 1988 года: Иран и Ирак соглашаются на прекращение огня.
  • Извлеченные уроки:

    Танкерная война обеспечивает полезную историческую подоплеку гипотетического будущего конфликта в Ормузском проливе. Ниже приведены некоторые ключевые выводы из восьмилетнего конфликта:

    1. Иран и Ирак использовали противокорабельные крылатые ракеты в более чем половине всех атак на судоходство во время Танкерной войны. Ирак использовал ракеты примерно в 80 процентах своих атак на коммерческие суда[viii] 9. 0110
    2. Нефтяные танкеры не очень уязвимы к повреждениям. 61 процент кораблей, атакованных во время Танкерной войны, были нефтяными танкерами. В общей сложности только 55 из 239 нефтяных танкеров (23 процента) были полностью потоплены или объявлены CTL, по сравнению с 39 процентами сухогрузов и 34 процентами грузовых судов.[ix]
    3.  Рынок нефти, скорее всего, адаптируется к сбоям в Ормузском проливе. Первоначально Танкерная война привела к 25-процентному падению коммерческого судоходства и резкому росту цен на сырую нефть. Но танкерная война существенно не нарушила поставки нефти. Фактически, Иран снизил цену на нефть, чтобы компенсировать более высокие страховые взносы на поставки, и реальная мировая цена на нефть неуклонно снижалась в течение 19-го века.80-е годы. Даже в самый напряженный момент Танкерная война не смогла вывести из строя более двух процентов судов, проходящих через Персидский залив.[x]
    4. У Ирана мало стимулов для закрытия Ормузского пролива. Несмотря на неоднократные угрозы Ирана перекрыть Ормузский пролив во время танкерной войны, Иран не выполнил эту угрозу, поскольку сам зависел от морских путей для экспорта жизненно важной нефти. [xi]

    [i] Мартин С. Навиас и Э. Р. Хутон, Танкерные войны: Нападение на торговое судоходство во время ирано-иракского конфликта, 1980-1988 (Лондон: IB Tauris Publishers, 1996), с. 1.

    [ii] GlobalSecurity.org, Ирано-иракская война (1980-1988 гг.). В сети. Доступно: http://www.globalsecurity.org/military/world/war/iran-iraq.htm. Доступ: 5 декабря 2007 г.

    [iii] «Пушки 88-го: уроки забытой войны с танкерами», American Thinker. В сети. Доступно: http://www.americantinker.com/2006/04/the_guns_of_88_lessons_of_the.html. Доступ: 5 декабря 2007 г.

    [iv] Мартин С. Навиас и Э. Р. Хутон, Танкерные войны: Нападение на торговое судоходство во время ирано-иракского конфликта, 1980-1988 (Лондон: IB Tauris Publishers, 1996), стр. 108, 114.

    [v] Мартин С. Навиас и Э. Р. Хутон, Танкерные войны: Нападение на торговое судоходство во время ирано-иракского конфликта, 1980–1988 гг. (Лондон: IB Tauris Publishers, 1996), с. 153.

    [vi] Энтони Кордесман, Вооруженные силы Ирана в переходный период (Вестпорт, Коннектикут: Praeger, 1999).