Самый первый танк. Как «Борец за свободу тов. Ленин» творил историю | История | Общество

Военная премьера

История отечественного танкостроения, которое сегодня занимает лидирующие позиции в мире, начиналась с отставания.

Вступая в Первую мировую войну, Россия стала активно использовать бронетехнику, однако речь шла о колёсных бронеавтомобилях, а не о тяжеловооружённых гусеничных боевых машинах.

В Генштабе Российской армии внимательно наблюдали за разработками подобной техники в странах Антанты, полагая, что танки могли бы сыграть важную роль и в российских условиях.

Были и свои разработки, которые, однако, являлись не слишком удачными и не были приняты на вооружение. Особенно в этом ряду выделяется так называемый «царь-танк» конструктора Николая Лебеденко, вошедший в историю благодаря огромным размерам и совершенной невозможности его использования в боевых условиях.

Первые отечественные перспективные разработки стали появляться лишь к 1917 году, однако ситуация в стране не позволила их реализовать.

Сделано во Франции

В 1916 году Россия приняла решение о заказе во Франции средних танков Schneider CA1 в количестве 390 штук. Затем этот заказ был аннулирован и заменён на лёгкие танки Renault FT-17 в том же количестве.

Реализовать эти планы не позволила революция. В итоге впервые танки в России появились уже в ходе Гражданской войны, когда Белая армия генерала Деникина получила в качестве помощи от стран Антанты английские танки Mark V и французские Renault FT-17.

Танки Renault FT-17 в количестве 20 штук были выгружены в Одессе в декабре 1918 года. Назвать их боевое применение удачным нельзя — уже в марте 1919 года под станцией Берёзовкой недалеко от Одессы в ходе боя четыре из них достались в качестве трофеев красным.

Получив в распоряжение трофейные танки, в Красной армии решили включить их в состав вновь созданного Броневого дивизиона особого назначения.

Применение танков красноармейцами оказалось также не очень удачным — вскоре два из них снова были захвачены наступавшими белогвардейцами.

И у белых, и у красных главной проблемой, связанной с танками, была острая нехватка специалистов для новой техники. Кроме того, не была выработана и эффективная тактика их применения.

Фото: Commons.wikimedia.org

Подарок для вождя

Однако захват частями Красной Армии Renault FT-17 под Берёзовкой сыграл важную роль в развитии отечественного танкостроения. Одна из трофейных машин была направлена в Москву в подарок Владимиру Ленину. Затем там же оказался и ещё один трофейный танк, поскольку первая машина являлась некомплектной.

1 мая 1919 года Renault FT-17 принял участие в праздничном параде на Красной площади.

Ленина образец новой военной техники чрезвычайно заинтересовал, и он инициировал обсуждение «танкового вопроса» на заседании правительства. Летом 1919 года было принято решение о начале производства собственных танков для нужд Красной Армии.

10 августа 1919 года совместным решением Совнаркома и Совета военной промышленности нижегородский завод «Красное Сормово» был определён в качестве специализированного предприятия для изготовления танков. Броню предполагалось поставлять с Ижорского завода, вооружение — с Путиловского, двигатели — с завода АМО.

С энтузиазмом, но без документации

Речь не шла о проектировании новой машины — в условиях Гражданской войны для этого не было ни кадров, ни ресурсов, ни возможностей. В качестве образца должен был выступить трофейный Renault FT-17.

На заводе «Красное Сормово» задачу восприняли с энтузиазмом, обязавшись сдать первый танк Красной Армии к лету 1920 года, а к концу 1920-го выпустить серию из 15 танков.

Когда в конце сентября 1919 года Renault FT-17 прибыл на завод, оптимизма у рабочих и инженеров поубавилось. Танк оказался некомплектным, не хватало многих важных частей, включая коробку передач, полностью отсутствовала документация.

Для изучения танка-образца собрали группу наиболее опытных инженеров-конструкторов, которым предстояло разобраться в секретах французов, а также разработать фактически с нуля отечественные  узлы и агрегаты взамен недостающих.

Большой удачей оказалось то, что в России удалось найти двух французских инженеров, сочувствовавших советской власти и ранее работавших на заводах «Рено». Это позволило ускорить работы.

Трофейный танк Renault FT-17 (без вооружения) на Сормовском заводе. Зима 1919 года. Фото: Commons.wikimedia.org

От «Троцкого» до «Муромца»

Отдельные узлы нового танка начали изготавливать уже в декабре 1919 года, хотя окончательное утверждение проекта состоялось лишь весной 1920 года.

Танки собирали в дизельном цехе завода «Красное Сормово». Сборка машин выполнялась в тесном взаимодействии с другими предприятиями — Ижорский завод поставлял броневые катаные листы, завод АМО — двигатели.

31 августа 1920 года первый танк, построенный в Советской России, своим ходом покинул цех.  Как и все 15 танков серии, первенец отечественного танкостроения получил собственное имя, данное рабочими завода — «Борец за свободу товарищ Ленин».

Кроме него, были построены «Парижская Коммуна», «Карл Маркс», «Лев Троцкий», «Лейтенант Шмидт», «Карл Либкнехт», «Красный Борец», «Красная Звезда», «Пролетарий», «Свободная Россия», «Черноморец», «Илья Муромец», «Буря», «Керчь» и «Победа».

Изначально предполагалось строить танки, как во Франции, в двух вариантах — с пушечным либо пулемётным вооружением. Расчёт был на создание пяти танков с пушечным и десяти с пулемётным. Однако уже в ходе работ стало известно, что во Франции, основываясь на опыте боевых действий, стали отказываться от пулемётной модели. В итоге большая часть танков серии была оснащена 37-миллиметровой пушкой и 8-миллиметровым пулемётом. Что касается первого танка, то он был оснащён только пушкой.

Создатели первых отечественных танков не делали секрета из их происхождения, так что вся серия носила хоть и незакреплённое, но устойчивое название «Рено-Русский».

Для своего времени «Рено-Русский» был вполне современной машиной и не только не уступал французскому оригиналу, но и имел несколько полезных улучшений. «Рено-Русский» стал первым в мире танком, оснащённым смешанным пушечно-пулемётным вооружением во вращающейся башне, и вплоть до 1926 года оставался единственной в мире машиной с таким вооружением.

Смелые планы по сдаче всей серии Красной Армии к концу 1920 года оказались слишком оптимистичными. На деле «Борец за Свободу тов. Ленин» прибыл в Москву в ноябре 1920 года и тогда же успешно прошёл испытания.  Что касается всей серии, то работа над ней была завершена к началу лета 1921 года.

Танки РККА на параде. Впереди идёт трофейный Renault FT-17, позади слева — «Рено-Русский» с пушечно-пулемётным вооружением. Москва, Красная площадь, 8 ноября 1924 года. Фото: Commons.wikimedia.org

Миролюбивый первопроходец

«Рено-Русский» оказался одной из самых «миролюбивых» моделей в истории отечественного танкостроения. Большая часть машин была принята на вооружение Красной Армии уже после завершения Гражданской и советско-польской войн. В итоге новые машины не принимали участия в боевых действиях.

Первый отечественный танк был вполне достойной машиной, однако возможности промышленности страны не позволяли наладить его массовое производство.

Если «Рено-Русский» был выпущен в количестве 15 экземпляров, то во Франции было построено 1500 танков в пушечном варианте, и 2100 — в пулемётном.

Первые отечественные танки стояли на вооружении Ленинградского и Московского военных округов до весны 1930 года, когда они стали выводиться на базы хранения. К 1938 году все танки серии были разобраны. Копия танка, созданная много лет спустя, в мае 1980 года была установлена в качестве памятника в Горьком, на площади возле проходной завода «Красное Сормово».

«Рено-Русский» не снискал себе славу на полях сражений, но именно он стал первопроходцем, открывшим дорогу легендарным отечественным танкам. А первому, как известно, всегда труднее.

Основной боевой танк Т-72. СССР

Основной боевой танк Т-72 — наиболее массовый и известный советский танк последней четверти XX века. Создан на базе танка Т-64А с использованием ходовой части опытного  танка объект «167». Разрабатывался в КБ «Уралвагонзавода» № 183 (г. Нижний Тагил Свердловской области) под руководством Л. Н. Карцева с 1967 по 1972 год в рамках программы создания так называемого «мобилизационного варианта» танка Т-64А на военный период.

Специально созданное для танка Т-64 дизельное производство (Харьковский завод) обладало мощностью для обеспечения двигателями серийного выпуска боевых машин на трех заводах – Харьковском, Кировском и «Уралвагонзаводе», но только в мирное время. В случае же необходимости резкого увеличения выпуска танков в предвоенный и военный периоды харьковчане смогли бы поставлять двигатели только в Ленинград, а «Уралвагонзавду» пришлось бы в этом случае ставить на танки дизель иного типа. Поэтому, руководство Миноборонпрома приняло решение о подготовке дополнительного варианта перспективного танка с челябинским четырехтактным V-образным дизелем В-45, хорошо освоенного в производстве, и к тому же простого и дешового в изготовлении. Поэтому в КБ «Уралвагонзавода» решили использовать конструкции ходовой части и моторно-трансмиссионного отделения их «объекта 167», созданного на основе работ по перспективному среднему танку.

Механизм заряжания, установленный на Т-64, был заменен в объекте 167 автоматом заряжания собственной разработки, отработанном для установки на проект модернизированного Т-62. Для  нового танка были приняты  наработки Харьковского КБ по машиностроению по корпусу и башне, использованные на Т-64. К началу лета 1971 года была выпущена установочная партия из 15 машин «объект 172М», которые совместно с танками Т-64А и Т-80 в 1972 году прошли многомесячные испытания. После соответствующих доработок и испытаний 7 августа 1973 года Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР на вооружение  Советской армии был принят танк «объект 172М», производство которого началось на «Уралвагонзаводе» № 183 под обозначением «Т-72 (Урал)». От Т-64  он получил только измененные (но не взаимозаменяемые) компактные бортовые коробки передач и комплекс вооружения. Гусеницы Т-72 были унифицированы с танками Т-55 и Т-62. С точки зрения огневой мощи, системы управления огнем и бронезащиты танк Т-72, по сути, был ухудшенной версией Т-64. Конструкторы создавали Т-72, как изначально дешевый мобилизационный танк, который, скорее являлся развитием Т-62 и «Объекта 167», чем серии Т-64. В 1974 году на «Уралвагонзаводе» № 183 началось серийное производство основного боевого  танка Т-72, продолжавшееся (в нескольких модификациях) до 1992 года. С 1978 по 1990 год танки Т-72 также выпускались и на Челябинском тракторном заводе (изготовлено 1874 единицы).  По ходу серийного выпуска Т-72, который продолжался  почти 20 лет, в конструкцию танка вносились дополнительные изменения, направленные на дальнейшее повышение его защищенности, огневой мощи и подвижности. Заложенные в конструкции танка Т-72 резервы позволили в дальнейшем провести его неоднократную модернизацию и существенно повысить уровень боевых свойств. В результате этого танки Т-72 разных периодов выпуска отличаются друг от друга по основному вооружению, конструкции броневой защиты, двигателю, составу различных систем и установленному оборудованию.  С 1979 по 1985 год в производстве находился танк Т-72А. На его базе выпускался экспортный вариант Т-72М, а затем его дальнейшая модификация — танк Т-72М1, лицензионное производство которых было налажено в Чехословакии, Югославии и Польше. С 1985 года в производстве находится танк Т-72Б, и его экспортный вариант Т-72С. Танки серии Т-72 экспортировались в страны Варшавского Договора, а также в Индию, Югославию, Ирак, Сирию, Ливию, Кувейт, Алжир и Финляндию.

Общая компоновка Т-72 — с передним расположением отделения управления, боевым отделением в средней части корпуса и моторно-трансмиссионным отделением в корме. Основное и вспомогательное вооружение танка размещено в броневой башне кругового вращения и стабилизировано в двух плоскостях. Экипаж Т-72 состоит из трех человек — командира, наводчика и механика-водителя. Броневой корпус танка Т-72 сварен из катаных стальных листов гомогенной брони средней твердости с использованием в лобовой части двухпреградной комбинированной брони со стеклотекстолитовым наполнителем и (на танках позднего выпуска) твердым поверхностным слоем. Верхняя лобовая деталь корпуса Т-72 состоит из верхнего броневого листа толщиной 60 мм, среднего слоя из листов стеклотекстолита общей толщиной 105 мм, и тыльного броневого листа толщиной 50 мм. На танках Т-72 поздних выпусков броневая защита лобовой части корпуса дополнительно была усилена 30-мм листом стальной брони высокой твердости, приваренным на верхний лобовой лист. В результате этого суммарная толщина комбинированного бронирования верхней лобовой детали составила 245 мм (по нормали к поверхности). Нижний лобовой лист корпуса Т-72 — сплошной, толщиной 85 мм. Для повышения снарядной стойкости лобовым листам корпуса приданы значительные углы наклона от вертикали: 68° — верхнему, 60° — нижнему. Эта броня обеспечивала достаточно высокий уровень защиты от наиболее распространенных в 1970-х годы 105-мм кумулятивных и бронебойно-подкалиберных снарядов, использовавшихся в основных боевых танках НАТО. Борта корпуса — вертикальные. Днище танка в целях рационализации бортового бронирования получило корытообразную форму, что также способствовало рассеиванию ударной волны при подрыве на мине. Для торсионов подвески поперек днища выштампованы углубления, которые совместно с продольными выштамповками, придавали днищу жесткость и усиливали противоминную стойкость.

 Размещенный впереди, посередине отделения управления механик-водитель, несмотря на большой угол наклона верхнего лобового листа корпуса, в боевом положении сидел, что обеспечивалось  установкой его сиденья в специальном углублении в днищении, и снижало вероятность травмы механика-водителя при прогибе днища, вызванном  при подрыве на мине.   Место командира находилось справа от пушки, а наводчика — слева. Боевое отделение было расположено в средней части корпуса танка и башне и отделено перегородкой от силового отделения, причем конструкция и компоновка танка обеспечивали переход членов экипажа из боевого отделения в отделение управления и обратно. Для посадки и высадки механик-водитель имел люк — в подбашенном листе корпуса. Повышенную защиту стойкость бортов также обеспечивали откидные противокумулятивные экраны: на каждом борту танка для защиты от кумулятивных боеприпасов были установлены по  четыре поворотных экрана из 3-мм штампованных листов из алюминиевого сплава. Экраны закреплялись на надгусеничных полках и в боевом положении разворачиваются под углом 60°, а в походном, для сохранности, прижимаются к пылевым щиткам. Впоследствии высокая стойкость от кумулятивных боеприпасов в танке Т-72 была достигнута установкой навесного комплекта динамической защиты комплекта «Контакт». На танке устанавливалось 227 контейнеров, из них на корпусе — 61, на башне — 70 и на бортовых экранах — 96. С 1988 года на серийных танках Т-72Б применялась встроенная динамическая защита. В отличие от почти круглой башни Т-64,  литая башня танка Т-72, сложной конфигурации, в плане была более вытянута, и отличалась установленной на ней внешнее оборудование. Башня имела относительно небольшие размеры, передняя ее часть имеет толщину примерно 280 мм и представляла собой многослойную комбинированную конструкцию, с высокой снарядостойкостью. Командир находился в башне  справа и имел вращающуюся башенку с открывающимся вперед люком. В командирской башенке были установлены различные приборы наблюдения, в том числе дневные ТНПА-65 и ТНП-160, а также комбинированный дневной/ночной прибор наблюдения ТКН-3 с ИК-прожектором ТПН-3. В левой части башни располагался наводчик. Его люк также открывался вперед, для подводного вождения на этот люк устанавливался шноркель. Наводчик имел дневные приборы наблюдения ТНП-160 и ТНПА-65, а также прицелы — дневной панорамный ТПН-2-49 и ночной ТПН-3-49. 

Основное вооружение танка Т-72 – 125-мм гладкоствольная пушка 2А46 калибра 125 мм раздельно-гильзового заряжания с полуавтоматическим клиновым затвором и эжекционной продувкой ствола после выстрела. Пушка была оснащена теплоизоляционным кожухом ствола, который предотвращал изгиб ствола в результате его неравномерного охлаждения. В боекомплект орудия  входили кумулятивные снаряды, осколочно-фугасные снаряды и подкалиберные оперенные снаряды с частично сгорающей гильзой и отделяющимся поддоном. Бронебойно-подкалиберный снаряд имел начальную скорость 1800 м/с и мог поражать все имевшиеся в то время на вооружении стран НАТО танки. Дальность прямого выстрела этим снарядом по цели высотой 2,7 м составляла 2430 м. Боекомплект Т-72 включал 44 выстрела раздельно-гильзового заряжания к пушке 2А46, из которых 22 снаряда и заряды к ним были загружены в кассеты кругового транспортера автомата заряжания, а 22 – размещались в боевом отделении и отделении управления (в немеханизированных боеукладках).

Боевая скорострельность пушки 2А46 в автоматическом режиме заряжания составляла 8 выстрелов в минуту, при заряжании вручную — от 1 до 2 выстрелов в минуту. Транспортер автомата заряжания  расположен ниже уровня погона башни, на дне корпуса, что снижает вероятность его боевого поражения. После выстрела поддон сгоревшей гильзы автоматически выбрасывался через лючок в кормовой части башни. Вспомогательное вооружение танка Т-72 — спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет ПКТ  и 12,7-мм пулемет НСВТ, размещенный на зенитной установке, на командирской башенке. Кроме того, значительная часть танков Т-72 была оснащена гранатометной системой 902А постановки дымовой завесы «Туча-1», включающей 12 гранатометов для пуска дымовых гранат. Гранатометы монтировались на лобовой броне башни: 5 — справа от пушки и 7 — слева. Кроме гранатометной системы «Туча», оборудование танка Т-72А позволяла выполнять задымление с помощью термической дымовой аппаратуры (ТДА) многократного действия. Танк был оснащен двухплоскостным электрогидравлическим стабилизатором вооружения 2Э28М «Сирень», либо 2Э42-2 на танках Т-72А выпуска 1984 — 1985 годов, позволявших вести прицельный огонь и во время движения.  Наведение орудия на цель выполнялась наводчиком с помощью лазерного прицела-дальномера ТПД-К1 с независимой стабилизацией в вертикальной плоскости.

Стрельбу в ночных условиях обеспечивал активно-пассивный ночной прицел ТПН-3-49, способный работать как в подсветочном (на дальности до 1300 м), так и в бесподсветочном (на дальности до 500 м) режимах. На Т-72 имелось два осветителя ночного прицела, один из которых был установлен на лобовой броне башни справа от амбразуры пулемета, а второй — на командирской башенке. На танках Т-72А, выпущенных с 1982 года, возможность поражения цели первым выстрелом  была улучшена за счет включения в состав прицельного оборудования баллистического поправочника, который позволял корректировать наводку с учетом угловой скорости цели и танка, линейной скорости танка, скорости ветра, температуры воздуха, температуры метательного заряда, атмосферного давления. Средства связи составляли — УКВ радиостанция Р-123М и ТПУ Р-124.

Силовая установка танка Т-72А состояла из 12-цилиндрового многотопливного дизеля В-46 жидкостного охлаждения с V-образным расположением цилиндров, размещенного в моторно-трансмиссионном отделении (МТО) коленчатым валом поперек корпуса. Модель двигателя Т-72 различался в зависимости от года выпуска машины: на танках, произведенных до 1984 года, установлен дизель В-46-6, а на Т-72 последующих выпусков монтировался усовершенствованный дизель В-84 повышенной мощности. Трансмиссия Т-72 была подобна трансмиссии танка Т-64, за исключением некоторых изменений, связанных с установкой других двигателя и системы обдува радиаторов. Крутящий момент от двигателя передавался через гитару и общий ведущий вал на две 7-скоростные планетарные коробки передач. Ходовая часть танка Т-72А, применительно к одному борту, включала шесть двускатных опорных катков с наружной амортизацией и три поддерживающих необрезиненных катка. Направляющие колеса — переднего расположения; ведущие колеса двойного цевочного зацепления съемными зубчатыми венцами расположены сзади Подвеска опорных катков — индивидуальная торсионная. В системе подрессоривания была использована индивидуальная торсионная подвеска с гидроамортизаторами рычажно-лопастного типа на 1-м, 2-м и 6-м узлах подвески каждого борта. Танки Т-72А могли использовать как гусеницы с открытым металлическим шарниром (ОМШ), так и на гусеницы с последовательным резинометаллическим шарниром (РМШ). Кроме гусениц, специально разработанных для танков Т-72, было возможно и использование гусениц, собранных из траков для гусениц средних танков Т-62 (как с ОМШ, так и с РМШ) или Т-55, но при этом требовалась установка соответствующих зубчатых венцов на ведущие колеса. Для повышения боевой эффективности в различных условиях применения танк Т-72 был оснащен: оборудованием для самоокапывания; оборудованием для подводного вождения, позволяющим преодолевать водные преграды глубиной до пяти метров и шириной около 1000 метров; автоматической противопожарной системой; системой защиты от оружия массового поражения и системой защиты от напалма. Кроме того, для преодоления минных полей была возможна установка на танк Т-72А колейного минного трала ножевого или каткового типов, который болтами крепился к планкам, приваренным к лобовому листу. Для производства земляных работ была возможна установка танкового бульдозерного оборудования. На базе танка Т-72 было разработано целое семейство военных гусеничных машин: командирские танки Т-72К и Т-72АК; ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1; танковый мостоукладчик МТУ-72; инженерная машина разграждения ИМР-2 и др.

Первое боевое крещение танки Т-72 получили во время сирийско-израильской войны в 1982 году, где показали полное превосходство над танками противника. Они использовались также в ходе ирано-иракской войны и в период боевых действий в Персидском заливе в 1991 году. Танки этого типа применялись в боях в Югославии и в различных военных конфликтах на территории бывшего Советского Союза. Всего в 1972 – 1992-м годах в Советском Союзе/России было выпущено по оценкам западных источников  более 20 000  танков Т-72 всех модификаций. В настоящее время более 9000 танков Т-72 продолжают находиться на вооружении Российской Армии.

Царь-танк

Российская империя (1914) Экспериментальный автомобиль – построен 1 прототип

Странный бегемот

Танк «Царь», также известный как танк «Лебеденко» или «Нетопырь», вероятно, является одной из самых странных боевых бронированных машин в истории, и он больше подходит для фантастического романа или кошмара в стиле стимпанк, чем для реальной жизни. Царь-танк никоим образом не был танком, так как у него не было гусениц, но огромные колеса Царь-танка были еще одним решением проблемы преодоления пересеченной местности и других препятствий. Комплект задних колес предназначался для стабилизации танка, а передние колеса с двигателем мощностью 250 л.с. каждое могли легко преодолевать большинство препятствий.

Идею первым придумал инженер Николай Лебеденко, ему также помогали Николай Жуковский, Борис Стечкин и Александр Микулин. Царю Российской империи была подарена масштабная модель с пружинным двигателем, и он был впечатлен ее способностью взбираться на толстые книги, лежащие перед моделью. Он решил профинансировать проект, и танк заслужил имя своего спонсора, который в конечном итоге вложил в него 250 000 рублей, что на сегодняшний день эквивалентно нескольким десяткам миллионов долларов.

Построен единственный прототип. Корпус напоминал камертон с двумя 9-метровыми колесами, установленными на рычагах. Каждый из них был оснащен двигателем мощностью 250 л.с. В центре корпуса была добавлена ​​​​большая конструкция, содержащая верхнюю башню и спонсоны. В них должен был разместиться экипаж царского танка, боеприпасы и вооружение, вероятно, множество пушек и пулеметов. Для транспортировки автомобиль пришлось разобрать на несколько частей.

Опытный образец отправлен на полигон в 60 км от Москвы, где продемонстрирован перед комиссией. Однако вскоре он застрял и не был восстановлен. Весь проект был закрыт вместе со всей концепцией «чертово колесо-цистерна», особенно из-за затрат и неэффективности концепции. Опытный образец оставался на месте до 1923, когда он был списан.

Сработало бы?

Часто говорят, что «Царь-танк» был маломощным, но объяснить его неудачу не так-то просто. 500 л.с. для того времени были огромной мощностью, и даже с учетом веса машины его удельная мощность была бы лучше, чем у любого другого танка того времени, даже у легкого Уиппета.

Однако способ передачи мощности на колеса был грубым. Но самой большой проблемой Царь-танка была его развесовка. Из-за некоторых просчетов на этапе проектирования слишком большой вес лег на задние колеса, которые, действительно, застряли во время испытаний. Из-за огромных размеров машины она была бы очень подвержена повреждениям от артиллерии, особенно довольно хрупкие передние колеса. Кроме того, вооружение имело бы очень ограниченные секторы обстрела из-за блокировки передними колесами. Но чисто психологический эффект от вида такого зверя, катящегося к окопам, был бы колоссальным.

Ссылки

На военном заводе
На сухопутных кораблях

Технические характеристики танка Царь

Размеры 17,8 x 9 x 12 м (58 x 30 x 39 футов)
Вес ~60 тонн (132 000 фунтов)
Экипаж
10
Движение 2 x 240 л. с. Maybach
Скорость (дорога) 17 км/ч (11 миль/ч)
Вооружение Пулеметы и пушки
Производство 1 прототип

Советские танки — Ранние разработки


Пороховщиков вездеход
Лебеденко Царь Танк Нетопырь
Менделеев Сверхтяжелый танк
Рыбинск Тракторный завод

Великая война стала катализатором новых идей в военной технике, в том числе в бронетехнике. Самые ранние танки появились незадолго до Великой войны в разных странах. Русские инженеры уже боролись за идею мобильной брони задолго до того, как танк дебютировал на поле боя. Великая война привела конструкторов и военных к мысли, что для взлома обороны противника армиям необходимо оружие, которое будет защищено броней и сможет самонаступать.

Выдающиеся достижения русского ума растрачивались и растрачивались легко, становясь жертвой неудовлетворительного управления. Царская Россия, во многих открытиях опередившая другие державы, растратила немало ноу-хау, способных укрепить ее военную мощь. Причиной этого является отсутствие в стране сформировавшегося военно-промышленного комплекса (имеющегося, например, в Германии), а также то, что русские гении чаще работали в одиночку, причем всеми правдами и неправдами, на чистом энтузиазме , пробив их работой в государственных учреждениях.

Русские броневики появились на фронте стихийно, как ответная мера на инициативу немцев. Так, в августе офицер 5-й автомобильной роты капитан Бажанов зарезервировал итальянский грузовик СПА со щитами от трофейных немецких орудий, который позже был вооружен двумя пулеметами и использовался в боях частями 25-й стрелковой дивизии. Бронеавтомобилей их конструкции в то время производилось много, но применялись они по-разному. Поэтому, обобщив сведения об использовании на фронте бронеавтомобилей немецкого и отечественного производства, а также сведения об аналогичных машинах у союзников, русское военное ведомство поставило вопрос о целесообразности развертывания заводского производства таких машины.

19 августа 1914 года военный министр генерал-адъютант Сухомлинов вызвал назначенного в канцелярию Военного министерства лейб-гвардии Эгерского полка полковника Добржанского и предложил ему сформировать бронетанково-пулеметную батарею. Этим военный министр «заложил основу существования броневиков» в России. Однако для запуска производства бронеавтомобилей в России одного заказа оказалось недостаточно. Ведь в России в то время не было развитой автомобильной промышленности.

Первый в мире полугусеничный автомобиль, или вездеходные прицепы, начальник технической части гаража Его Величества прапорщик А. Кегресс построил и испытал в 1909 г. на высокой скорости. К началу войны ему удалось добиться полной работоспособности и надежности движителя своей конструкции. В октябре 1915 года Кегрес представил техническому комитету ГВТУ образец, чертеж и описание автомобиля-сани для нужд армии. Комитет придерживался мнения, что «крайне желательно испытать устройство Кегресса… для броневиков».

Осенью 1916 года первый полугусеничный бронеавтомобиль, переделанный на шасси «Кегресс», был изготовлен и испытан в окрестностях Царского Села и Могилева. Результаты превзошли все ожидания. Нагруженный по-боевому до полной массы 332 пуда, бронеавтомобиль прошел 725 миль за 34 часа 15 минут без хороших дорог.

Еще одним способом создания вездехода, а не разработки специального шасси, в Великой войне было использование шасси гусеничного тягача. По этому пути пошли французы и немцы. По такому же пути предлагали пойти и некоторые русские изобретатели.

Движущей силой в прямом и переносном смысле выступала фундаментальная составляющая современных танков — гусеница. В 1878 году русский крестьянин из Самарской губернии Фёдор Блинов запатентовал повозку с бесконечными рельсами для перевозки грузов по большой и проселочной дороге, основанную на принципе движения гусеницы. С началом Первой мировой войны появилось множество проектов бронетехники.

Русская императорская армия знала о танках только понаслышке, так как в дореволюционное время в России не было собственных танковых разработок, за исключением нескольких разрозненных проектов и опытных образцов. В 1914-1915 г. было предложено несколько основных проектов танков. Представленные военными инженерами Александром Пороховщиковым и Николаем Лебеденко сильно отличались друг от друга, хотя в военном отношении были одинаково бесполезны.

В июле 1915 г. полковник Н. Гулькевич передал начальнику Главного артиллерийского управления доклад, в котором обосновал необходимость создания бронированного гусеничного вездехода. В ней он, в частности, писал: …Бронеавтомобили, которые они пока использовали только для установки пулеметов, имеют тот недостаток, что они не могут пройти по всяким дорогам, не говоря уже о том, чтобы пройти через заграждения из колючей проволоки и уничтожить их; А между тем есть… «гусеничный трактор», который специально предназначен для передвижения по любым почвам, даже по вспаханным полям. Его особая конструкция… соответствует другому важному назначению: разрывать и втаптывать в землю проволочные заграждения.

В своем докладе Н. Гулькевич не только обосновал целесообразность создания гусеничной боевой машины, но и указал условия, необходимые для ее успешного применения на фронте, а также привел организационные формы. Изобретатель назвал боевую часть предполагаемой боевой машины. Рекомендуя начать необходимые опытные работы, он писал: «Если опыты дадут достаточно блестящие результаты, необходимо немедленно приступить к серийному производству предложенных мною броневых и вооруженных самомоторов с расчетом не менее 40 экземпляров на корпус, в чтобы не выпускать одну-две машины в армию сделать их еще больше и больше чем мы.

Понимая, что возможности отечественной промышленности крайне низки, Н. Гулькевич предлагал ограничиться не строительством специальных гусеничных шасси, а бронированием уже имеющихся американских тягачей «Холт» и «Элис-Чалмерс».

Всего по проекту Н. Гулькевича было изготовлено два бронетрактора, которые получили названия «Илья Муромец» и «Ахтырец». Сравнивая их с первыми танками, произведенными в Великобритании и Франции, можно отметить, что они обладали схожими характеристиками маневренности при лучшем вооружении и вполне могли послужить основой для создания отечественной линейки танков в Великой войне. Недаром эти бронетягачи наряду с бронеавтомобилями на шасси А. Кегреса назывались современниками советского типа танков и ценились очень высоко.

Самый близкий к современному танк с гусеничным ходом, бронированным корпусом и башней с вооружением был предложен изобретателем Александром Пороховщиковым в 1914 году. Его вездеход был оснащен 8-мм многослойной броней, состоящей из трех части: внешний стальной лист толщиной 2 мм, амортизирующий слой, содержащий волосы и водоросли, и, наконец, внутренний стальной лист.

Лейтенант Николай Лебеденко работал над проектом неуловимого танка прорыва. В начале 1915, армейский инженер создал машину, которая могла пробить колючую проволоку и вражеские окопы. 60-тонная трехколесная конструкция с двумя гигантскими спицами передних колес диаметром девять метров. Его изобрел русский дизайнер Николай Лебеденко. Mastodon — The Bat отличается огромными размерами, диаметр его колес достигал 9 метров, а вооружение состояло из 7 орудий и пулеметов. Этот вездеход, легко преодолевающий танковые рвы и окопы, был изготовлен только в одном экземпляре.

Царь-танк был назван в честь непоколебимой веры Лебеденко в то, что эти машины могут прорвать весь германский фронт за одну ночь, и Россия выиграет войну, о чем он заявил императору на личной аудиенции. Известный как «Царь-танк», это была самая большая колесная машина в военной истории, и в конечном итоге от нее отказались, поскольку она была недостаточно мощной и слишком уязвимой для артиллерийского огня.

Особенностью конструкции было шасси, состоящее из двух крупных ведущих колес и вращающейся рельсовой тележки. В целом конструкция напоминала крупногабаритный артиллерийский лафет, приводимый в движение двумя 240-сильными двигателями Maybach.

Строительство прототипа было завершено в 1917 году, и сразу стало ясно, что машине не хватает мощности, когда она быстро застряла в первой канаве во время испытаний. Но, несмотря на неудачу, в проекте «Царь-танк» были задействованы такие будущие звезды советской инженерной науки, как Жуковский, Стечкин и Микулин.

Еще один прототип 1915 года также пришел с Рыбинского завода, который в основном воспроизводил французские разработки. Танк с экипажем из четырех человек и массой 20 тонн, 200-сильный двигатель обеспечивал достаточную маневренность, несмотря на его тяжелую броню толщиной 10–12 мм.

Танк нес 107-мм орудие, стреляющее сзади, внутри корпуса, а крупнокалиберный пулемет располагался спереди рядом с механиком-водителем. Но, несмотря на практические конструктивные особенности, проект не впечатлил военно-техническое руководство страны и не получил поддержки.

Еще одним претендентом был параллельный проект Василия Менделеева, сына известного химика и изобретателя Дмитрия Менделеева, который был представлен Военному министерству в августе 1916 года. Разрабатывался с 1911 по личной инициативе Менделеева танк был оснащен противоснарядной броней и другими техническими новшествами, которые найдут применение в последующие годы.

Менделеев предложил пневматическую подвеску шасси, а управление машиной осуществлялось с помощью серводвигателя. Поскольку основным орудием была 120-мм пушка, он хотел построить корпус, который можно было бы опускать во время стрельбы, чтобы уменьшить нагрузку на ходовую часть, а также защитить гусеницы от огня противника.

Танк предполагалось перевозить на железнодорожных платформах, что повышало мобильность и обеспечивало быструю доставку на фронт. Но платой за различные нововведения стала его 170-тонная масса, а также требования производства к такой бронемашине, как ее называл сам Менделеев. Все это удержало министерство от реализации проекта.

В январе 1917 года, после обобщения первых сообщений о применении союзниками танков, а также собственного опыта применения броневиков, был принят перспективный план формирования танковых частей русской армии . Этот план предусматривал создание новых бронетанковых дивизий, оснащенных новой материальной частью вездеходного типа.

В сентябре 1917 года перспективы оснащения русской армии бронированными тягачами и танками представлялись в весьма радужном свете. Но 25 октября (7 ноября) 19 г.17. Временное правительство пало и все планы по перевооружению русской армии к кампании 1918 года полетели в пропасть.

Разочарованное неудачными попытками построить собственный танк, царское правительство пошло по испытанному пути закупки военной техники за границей. Франции было поручено построить 300 танков Renault для Императорской армии, но заказ был сорван русской революцией 1917 года. Царская Россия была охвачена революцией и не смогла реализовать идеи первых русских танкостроителей: В.Д. Менделеев, А.А. Пороховщиков и Н.Н. Лебеденко.

Со временем французский танк все же появился в России, но не как импорт, а как военный трофей после поражения белых русских войск в Гражданской войне. «Рено» привезли в Москву, разобрали и использовали для разработки первого советского серийного танка, получившего название «Борец за свободу имени товарища Ленина».

В конечном итоге русские танки не воевали на полях сражений Первой мировой войны. Несмотря на все усилия инженеров по оснащению армии современным оружием, дальше этапа испытаний эти попытки в основном не выходили. Тем не менее многие из предложенных идей нашли в дальнейшем применение, причем многие из них стали воплощением танковых сражений на полях сражений будущего.

Вездеходные боевые бронированные машины Великой Отечественной войны

ПТС Танк
Менделеев В.
«Царь-танк»
Лебеденко Н.
«Самодвигатель 909 Н.1» 1.02 Гульк2 9002 Остин-Кегресс»
Боевая масса, т 173,2 44 12 5,8
Экипаж, чел. 8 6 7 пять
Ружья, шт.
Корпуса, шт. 51 9 ?
Пулеметы, шт. x кал. 1×7,62 2×7,62 2×7,62 2×7,62
Боеприпасы, шт.