Кто правильно сможет расставить запятые? — Спрашивалка
Кто правильно сможет расставить запятые? — СпрашивалкаНШ
Ника Шпак
1 Верочка (1) принимая опята (2) росшие за вырубкой на старых пнях (3) за погански (4) боялась их собирать
2 При аварии никто (1) к счастью (2) не пострадал (3)поскольку (4)на стройплощадке в тот момент не было рабочих
3 С самого начала июня (1) танковые соединения противника находились в центре внимания разведки (2) текущие донесения (2) которой (4) постоянно обсуждались на заседаниях генерального штаба
4 Мы слишком рано приехали на пристань (1) и (2) чтобы скоротать время до отправления теплохода (3) отправились в ближайшее кафе (4)где можно было спокойно выпить чашечку кофе и обсудить планы на ближайшие несколько дней
- запятая
АШ
Андрей Шаламов
1. Верочка, принимая опята, росшие за вырубкой на старых пнях, за поганки, боялась их собирать.
2. При аварии никто, к счастью, не пострадал, поскольку на стройплощадке в тот момент не было рабочих.
3. С самого начала июня танковые соединения противника находились в центре внимания разведки, текущие донесения которой постоянно обсуждались на заседаниях генерального штаба.
4. Мы слишком рано приехали на пристань и, чтобы скоротать время до отправления теплохода, отправились в ближайшее кафе, где можно было спокойно выпить чашечку кофе и обсудить планы на ближайшие несколько дней.
ИС
Ириска Сладенькая
1 Верочка (1) , принимая опята (2) ,росшие за вырубкой на старых пнях ,(3) за погански (вот это я не понял что? ) (4) боялась их собирать
2 При аварии никто (1), к счастью, (2) не пострадал (3),поскольку (4)на стройплощадке в тот момент не было рабочих
3 С самого начала июня (1) танковые соединения противника находились в центре внимания разведки (2), текущие донесения (2) которой (4) постоянно обсуждались на заседаниях генерального штаба
4 Мы слишком рано приехали на пристань (1) и (2), чтобы скоротать время до отправления теплохода (3), отправились в ближайшее кафе, (4)где можно было спокойно выпить чашечку кофе и обсудить планы на ближайшие несколько дней
Похожие вопросы
как правильно расставить запятые? >>
Помогите правильно расставить запятые
наконец-то. «Ну наконец-то и я здесь! » помогите расставить запятые правильно
Правильно ли я расставил запятые в предложении?
Проконсультируйте пожалуйста) правильно ли запятые расставил?
Скажите пожалуйста, как правильней расставить запятые? И почему?
Расставите запятые правильно) а то у меня сомнения
Помогите правильно расставить запятые » .Если в жизни есть все а у тебя есть жизнь значит у тебя есть все»
как правильно расставить запятые?
Проверите пожалуйста, правильно ли расставила запятые! Срочно
Репетиционный ЕГЭ онлайн русский язык 29 марта 2020
Часть 1
Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). |
Прочитайте текст и выполните задания 1–3. |
(1) Массовое переименование городов и улиц, происходившее в нашей стране в 20-е – 30-е годы, а в меньших масштабах продолжавшееся и позже, объясняется тем, что переименование казалось самым лёгким и быстрым способом «отречься от старого мира, отряхнуть его прах с наших ног». (2) Изменять жизнь – дело долгое и трудное, название можно сменить за час. (3) Но прошло время, мы стали мудрее и понимаем теперь, что от прошлого отречься невозможно, стряхнуть с ног прах и забыть собственную историю – опасно, <…> народ, лишённый исторической памяти, перестаёт существовать как единый живой организм, превращается в жалкую толпу. |
1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Переименование улиц и городов является самым простым способом забыть свою историю.
2) Для народа представляет огромную опасность забвение истории.
3) Смена названий улиц и городов помогает сохранить историческую память.
4) Если народ теряет историческую память, он превращается в толпу.
5) В 20-е – 30-е годы было массовое переименование улиц, связанное со стремлением забыть прошлое, отречься от него.
Ответ:
2. Самостоятельно подберите союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.
Ответ:
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МАСШТАБ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.
МАСШТАБ, -а, м.
1) Отношение отрезка линии к изображаемой им действительной длине (на чертеже, плане, карте и т. п.). Масштаб сто километров в сантиметре. Сделать план местности в масштабе один к тысяче.
2) Разг. Об отношении величины, роли, значения и т.п. кого-, чего-л. к величине, роли, значению и т.п. кого-, чего-л. аналогичного, подобного. Актёры разного масштаба. Сравнить по масштабу два города. Изучить масштабы цен и заработной платы.
3) Степень значения, влияния и т.п. кого-, чего-л. в чём-л. Завод областного масштаба. Деятель местного масштаба. Музыкант крупного масштаба.
4) Величина измерения чего-л.; мера. Расстояние, пройденное им, может быть измерено масштабом в сотни километров. В масштабе времени – этот срок небольшой.
Ответ:
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
мизЕрный
одолжИт
пролитА
запломбирОванный
(нет) бИнта
Ответ:
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
В абсолютной тишине пустой комнаты она услышала ЯВСТВЕННЫЙ шорох.
Старославянское слово НЕВЕЖДА получило значение «несведущий, необразованный».
Я на правую руку НАДЕЛА перчатку с левой руки.
Я ПРЕТЕРПЕВАЛ неудобства моего путешествия с большим трудом.
В Толковом словаре можно прочитать, что АДРЕСАТ – это тот, кто адресует кому-либо почтовое отправление (письмо, телеграмму, посылку).
Ответ:
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Лейтмотив – это выразительная деталь, конкретный художественный образ, многократно повторяемый, упоминаемый, проходящий сквозь отдельное произведение или всё творчество писателя
. Главными лейтмотивами творчества А.С. Пушкина являются стихия, встреча героев, благословение родителей.Ответ:
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ПОЕЗЖАЙТЕ на море
с ВОСЬМЬЮСТАМИ книгами
глубокие ДОНЬЯ
много ЩУПАЛЬЦЕВ
СЕМЕРО котят
Ответ:
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Г) нарушение в построении сложного предложения Д) неправильное построение предложения с косвенной речью | 1) Давайте перелистаем страницы рассказа «Золотого жука», в котором дается описание открытия клада. 2) Благодаря специальному указу Петра I был основан первый российский музей – Кунсткамера. 3) А.С. Пушкин писал, что «я не льстец, когда царю хвалу свободную слагаю». 4) По истории костюма можно восстановить не только социальное положение человека в обществе, а также степень развития ремесла и торговли. 5) Падая на мостовую, Павел увлёк за собой конвоира, и не было сил, которых заставили бы его выпустить оружие в такую минуту. 6) Те, кто привыкли делать всё заранее, никогда не переживают перед началом экзаменов. 7) Грибы забирают много времени: по возвращению из леса их надо чистить, мыть, отваривать. 8) Предметы первого столового сервиза, изготовленный в 1744 году на Императорском фарфоровом заводе России, сохранились до наших дней. 9) Надев акваланги, археологи погружаются в морскую пучину. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А | Б | В | Г | Д |
9.
1) ск..чок, неприм..римый, сн..говой
2) ум..лять (значение), ус..ление, ут..пический
3) г..роический, вл..стелин, бл..стательный
4) пок..рать, упл..тняя (бетон), предназн..чение
5) ч..та, пост..мент, пок..ряющий
Ответ:
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) бе..пристрастно, бе..ценный, ра..кидать
2) пред..явить, трёх..язычный, с..ёжиться
3) пр..уныл, гостепр..имный, непр..менно
4) под..грать, с..змала, из..мать
5) о..далённый, на..треснутый, по..пилить
Ответ:
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) здоровь..чко, вермишел..вый
2) ноч..вка, стаж..р
3) берёз..нька, гнёзд..шко
4) крупитч..тый, задумч..вый
5) продл..ваю, выдёрг..вать
Ответ:
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) замасл..нный, обид..вший
2) приемл..мый, закле..вший
3) (вы) гоня..те, эконом..шь
4) рассе..нный, недремл..щий (глаз)
5) (он) кол..т, (мы) реж..м
Ответ:
13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Пугачёв проворно вскочил в седло, (НЕ)ДОЖДАВШИСЬ казаков, которые хотели было подсадить его.
Нельзя было предполагать обман, (НЕ)ПРАВДУ при таком открытом, честном лице.
Давно (НЕ)КРАШЕННЫЕ деревянные беседки увиты плющом.
Раньше родословная человека играла далеко (НЕ)ПОСЛЕДНЮЮ роль в экономической жизни, так как право владения землёй передавалось по наследству.
Ничто (НЕ)ПОДВЕРЖЕНО такому быстрому изменению, как мода и костюм человека.
Ответ:
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(ОТ)ТОГО что радуга была так близко, она казалась КАКОЙ(ТО) необыкновенно яркой и широкой.
Осень, весна, зима – (ПО)ИСТИНЕ любимые темы русской пейзажной живописи (НА)ПРОТЯЖЕНИИ всего ХIХ века и позднее.
Я думал, лодка ударится (С)РАЗМАХУ о берег и разлетится (В)ДРЕБЕЗГИ; но она ловко повернулась боком и вскочила в маленькую бухту невредима.
(В)ТЕЧЕНИЕ шести лет они исследовали эту пустыню, но (НИ)ЧЕГО не удалось обнаружить.
Собаки ТО(ЖЕ) притихли, ОТ(ТОГО) что их больше не тревожили.
Ответ:
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
В просторном, но низком зале, на большом деревя(1)ом столе, сколоче(2)ом из грубых, плохо струга(3)ых досок, приготовле(4)а была вечер(5)яя трапеза.
Ответ:
16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Родиной шелка является Китай и долгое время китайские императоры хранили его производство в глубоком секрете.
2) Ветер гнал то к югу то к западу сизо-опаловые волны.
3) Он следил и за садом и за оранжереей и за конюшней.
4) Мы ходили по музеям и театрам и любовались по вечерам закатом.
5) В Европе в средние века посуда была достаточной редкостью и большая её часть изготовлялась из дерева.
Ответ:
17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Войдя в маленькую дверь (1) и (2) спустившись по камням (3) небрежно положенным один на другой (4) и (5) служившим ступеньками (6) посетитель попадал (7) в закопченную и сырую комнату.
Ответ:
18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Без всякого сомнения (1) лучшие произведения искусства (2) всегда (3) будят человеческую душу (4) по крайней мере (5) лишают человека самоуспокоенности и удовлетворённости собой и своим образом жизни и (6) зачастую (7) заставляют его (8) по-новому (9) взглянуть на мир.
Ответ:
19. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
С самого начала июня (1) танковые соединения противника находились в центре внимания разведки (2) текущие донесения (3) которой (4) постоянно обсуждались на заседаниях генерального штаба.
Ответ:
20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Они крепко запирали сени (1) двери (2) и (3) чтобы не привлечь зверей светом (4) наглухо занавешивали половиком окна (5) хотя надо было делать совсем наоборот (6) потому что зверь не человек (7) и (8) он огня боится.
Ответ:
21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Тишину утра нарушали ежеминутные всплески рыб, сухой шелест стрекоз, возня и разноголосица птиц. (2)Из зеленой путаницы камышей неожиданно с громким криком поднялась чем-то напуганная утка. (3)Она описала большой круг над лугами, опустилась на прежнее место, успокоенно крякнула. (4)Вскоре на гладь реки она вывела утят и направилась к другому берегу. (5)Выстроившись цепочкой и проворно работая лапками, утята старались не отставать от матери. (6)Семейство уже благополучно достигло залива, как вдруг крутанулась воронкой и брызнула осколками зеркальная гладь, на миг показалась щучья пасть. (7)Выводок с писком кинулся в разные стороны. (8)Мать строго прикрикнула, и пушистые комочки нырнули за ней в спасительную осоку.
Ответ:
Прочитайте текст и выполните задания 22–27. |
(1)Война решительно не дает мне покоя. (2)Я ясно вижу, что она затягивается, и когда кончится – предсказать очень трудно. (3)Наш солдат остался тем же необыкновенным солдатом, каким был всегда, но противник оказался вовсе не таким слабым, как думали. (4)И вот уже четыре месяца, как война объявлена, а на нашей стороне еще нет решительного успеха. (5)А между тем каждый лишний день уносит сотни людей. (6)Нервы, что ли, у меня так устроены, только военные телеграммы с обозначением числа убитых и раненых производят на меня действие гораздо более сильное, чем на окружающих. (7)Другой спокойно читает: «Потери наши незначительны, ранены такие-то офицеры, нижних чинов убито 50, ранено 100», и еще радуется, что мало, а у меня при чтении такого известия тотчас появляется перед глазами целая кровавая картина. (8)Пятьдесят мертвых, сто изувеченных – это незначительная вещь! (9)Отчего же мы так возмущаемся, когда газеты приносят известие о каком-нибудь убийстве, когда жертвами являются несколько человек? (10)Отчего вид пронизанных пулями трупов, лежащих на поле битвы, не поражает нас таким ужасом, как вид внутренности дома, разграбленного убийцей? (11)Отчего катастрофа на тилигульской насыпи, стоившая жизни нескольким десяткам человек, заставила кричать о себе всю Россию, а на аванпостные дела с «незначительными» потерями тоже в несколько десятков человек никто не обращает внимания?
(12)Несколько дней тому назад Львов, знакомый мне студент-медик, с которым я часто спорю о войне, сказал мне:
– (13)Ну, посмотрим, миролюбец, как вы будете проводить ваши гуманные убеждения, когда вас заберут в солдаты и вам самим придется стрелять в людей.
– (14)Меня, Василий Петрович, не заберут: я зачислен в ополчение.
– (15)Да если война затянется, тронут и ополчение. (16)Не храбритесь, придет и ваш черед.
(17)У меня сжалось сердце. (18)Как эта мысль не пришла мне в голову раньше? (19)В самом деле, тронут и ополчение – тут нет ничего невозможного. (20)«Если война затянется»… (21)Да она скорее всего затянется. (22)Если не протянется долго эта война, все равно, начнется другая. (23)Отчего ж и не воевать? (24)Отчего не совершать великих дел? (25)Мне кажется, что нынешняя война – только начало грядущих, от которых не уйду ни я, ни мой маленький брат, ни грудной сын моей сестры. (26)И моя очередь придет очень скоро.
(27)Куда ж денется твоё «я»? (28)Ты всем существом своим протестуешь против войны, а все-таки война заставит тебя взять на плечи ружьё, идти умирать и убивать. (29)Да нет, это невозможно! (30)Я, смирный, добродушный молодой человек, знавший до сих пор только свои книги, да аудиторию, да семью и еще несколько близких людей, думавший через год-два начать иную работу, труд любви и правды. (31)Я, наконец, привыкший смотреть на мир объективно, привыкший ставить его перед собою, думавший, что всюду я понимаю в нем зло и тем самым избегаю этого зла, – я вижу все мое здание спокойствия разрушенным, а самого себя напяливающим на свои плечи то самое рубище, дыры и пятна которого я сейчас только рассматривал. (32)И никакое развитие, никакое познание себя и мира не дадут мне жалкой физической свободы – свободы располагать своим телом.
(33)Львов посмеивается, когда я начинаю излагать ему свои возмущения против войны.
(34)Относитесь, батюшка, к вещам попроще, легче жить будет, – говорит он. – (35)Вы думаете, что мне приятна эта резня? (36)Кроме того, что она приносит всем бедствие, она и меня лично обижает, она не дает мне доучиться. (37)Устроят ускоренный выпуск, ушлют резать руки и ноги. (38)А все-таки я не занимаюсь бесплодными размышлениями об ужасах войны, потому что, сколько я ни думай, я ничего не сделаю для ее уничтожения. (39)Право, лучше не думать, а заниматься своим делом. (40)А если пошлют раненых лечить, поеду и лечить. (41)Что ж делать, в такое время нужно жертвовать собой.
(По В.М. Гаршину*)
*Гаршин Всеволод Михайлович (1855–1888) – русский писатель, поэт, художественный критик.
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Рассказчик выступает против войны.
2) Персонаж, от лица которого ведется рассказ, очень переживает, что его призовут в армию и ему придётся убивать людей.
3) Студент Львов считает, что необязательно выполнять свой профессиональный долг в экстремальных условиях.
4) Повествователь уверен, что война скоро закончится.
5) За первые четыре военных месяца нашей стороной был достигнут значительный успех.
Ответ:
23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложении 30–31 дано описание.
2) В предложениях 17–26 представлено рассуждение.
3) Предложения 17 и 18 противопоставлены друг другу по смыслу.
4) Предложение 2 содержит пояснение того, о чём говорится в предложении 1.
5) В предложениях 27–29 представлено повествование.
Ответ:
24. Из предложений 12–26 выпишите разговорное слово.
Ответ:
25. Среди предложений 1–25 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения и лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ:
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. |
26. «Душевные муки главного персонажа рассказа В.М. Гаршина подчеркиваются использованием такого синтаксического средства, как (А) __________ (предложения 9–11, 23–24, 30–31). Эмоциональные переживания персонажа отражены в (Б) __________ (предложение 32) и передаются с помощью такого тропа, как (В) __________ («кровавая картина» предложение 7). Большое количество (Г) __________ (предложения 9–11, 18, 27) демонстрирует неразрешимые душевные сомнения, которые мучают главного героя произведения».
Список терминов:
1) Синтаксический параллелизм
2) Гипербола
3) Анафора
4) Градация
5) Вопросительные предложения
6) Метафора
7) Лексический повтор
8) Эпитет
9) Эпифора
Ответ:
А | Б | В | Г |
Часть 2
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Спасибо за то, что пользуйтесь нашими статьями. Информация на странице «Репетиционный ЕГЭ онлайн русский язык 29 марта 2020» подготовлена нашими авторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к экзаменам. Чтобы успешно сдать нужные и поступить в ВУЗ или техникум нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий. Также вы можете воспользоваться другими материалами из разделов нашего сайта.
Публикация обновлена: 06.03.2023
Тактика и цена победы в Нормандии
В Нормандской кампании англо-американские армии нанесли решительное поражение немецкой военной машине. Роль британской армии была ключевой, но за победу пришлось платить. В период между днем Д и концом августа около 83 000 британских, канадских и польских военнослужащих стали жертвами, из которых почти 16 000 были убиты. Эти потери были отражением характера кампании, в которой боролись с упорным и преданным врагом, вынужденным Гитлером бороться за каждый фут земли.
Победу союзников часто выдают за превосходство в огневой мощи, авиации и снабжении. Это упрощенная интерпретация. С самого начала успех также зависел от боевого духа и возможностей передовых войск, особенно пехоты, которая должна была нести бремя боевых действий. И нигде этот фактор не был более важным, чем во 2-й британской армии, сражавшейся на востоке района базирования союзников.
К 1944 году в Британии заканчивались солдаты. Кампании в Средиземноморье и на Дальнем Востоке, война на море и наступление бомбардировщиков истощили ее резервы живой силы. Армия, отправленная в Нормандию, не нуждалась ни в чем, кроме достаточных резервов боевых частей. Несмотря на то, что Вторая армия была хорошо снабжена оружием, транспортными средствами и снаряжением, она не могла позволить себе огромных потерь ни в военном, ни даже в политическом плане. Теперь, когда в ход пошли огромные резервы живой силы США, для интересов и национального положения Великобритании было жизненно важно, чтобы ее полевая армия была достаточно сильной, чтобы вступить в бой с немцами и победить их, а затем также обеспечить устойчивую оккупационную армию. Необходимо было сделать все, чтобы минимизировать потери и сохранить боеспособность армии.
Слишком хорошо это понимал командующий сухопутными войсками генерал сэр Бернард Монтгомери. «Монти» был противоречивым лидером, которого многие критиковали как за его личность, так и за то, как он вел кампанию. Но его оперативные методы отражали острое понимание размера и ограниченности армии под его командованием. Многое из этого не было опробовано в действии, поскольку он провел долгие годы обучения в Великобритании. Даже его ветеранам не хватало такого интенсивного боевого опыта, как многие немецкие солдаты на Русском фронте. Его люди также не были проникнуты политическим и идеологическим фанатизмом, который характеризовал некоторые немецкие части, особенно соединения Ваффен-СС.
Монтгомери был полон решимости вести бой, в котором эти недостатки были бы сведены к минимуму, а преимущества союзников в огневой мощи были бы использованы вместо них. Он знал, что количество запасного персонала будет ограничено. Сведение потерь к минимуму было бы приоритетом. «Пусть это сделает металл, а не плоть», как выразился его главный офицер разведки, бригадный генерал Эдгар «Билл» Уильямс. Прежде всего, Монтгомери стремился вселить уверенность и поддержать боевой дух своих людей, который, по его мнению, был «самым важным фактором на войне».
Захват Кана был основой плана союзников. 8 июня Монти написал: «Я решил не нести больших потерь, натыкаясь на это место». Так начались попытки окружить город с востока и запада, но задержки с выводом войск на берег стоили драгоценного времени, которое немцы использовали для ввода подкреплений и укрепления своей линии. Операция «Окунь», начатая к западу от Кана, захлебнулась, когда 50-я дивизия столкнулась с ожесточенным сопротивлением в районе Тилли-сюр-Сель. В одном бою 6-й полк Зеленых Говардов потерял 250 человек, пытаясь захватить деревню Кристо. Их поддерживающие танки возглавили атаку, но ушли слишком далеко вперед, так что хорошо замаскированные немецкие части вырезали изолированную пехоту, а затем повернули танки с тыла. 7-я бронетанковая дивизия предприняла попытку нанести «правый крюк» в направлении Виллер-Бокаж 13 июня, но это также было остановлено яростным ответом немцев, не в последнюю очередь из-за вмешательства горстки танков СС «Тигр», которые уничтожили ее передовые части.
Эти неудачные попытки обойти Кан с фланга стали ранней демонстрацией недостатков британской тактики, а также изнурительного эффекта замкнутого ландшафта Нормандии и впечатляющих боевых качеств немецких войск. Предыдущий опыт мобильных боевых действий 7-й бронетанковой дивизии в Северной Африке не сразу переносился на перегруженное европейское поле боя. Поскольку его пехота осталась слишком далеко позади, он был остановлен на месте, не подходящем для крупномасштабного развертывания танков.
В этой обстановке новое ручное противотанковое оружие Panzerfaust было использовано немецкой пехотой с большим успехом. Становилось ясно, что атаки танков без должной поддержки пехоты и артиллерии обречены на провал. Бронетанковые дивизии начали приспосабливаться к новым условиям, смешивая танковые и пехотные бригады, но во время кампании успешная координация этих двух родов войск так и не была достигнута.
Неспособность быстро прорваться с плацдарма означала, что Монтгомери нужно было наращивать свои силы быстрее, чем могли прибыть немецкие подкрепления. По мере того, как фронт сгущался, стало ясно, что его внимание к Кану привлекало лучшие немецкие соединения для его защиты, тем самым облегчая продвижение американских войск дальше на запад. Но поступая таким образом, он ввязывал Вторую армию в изнурительный поединок с лучшими частями германской армии в Нормандии, включая почти все доступные танковых дивизий. При ограниченных людских ресурсах такая битва на истощение не могла продолжаться вечно.
Поэтому крайне важно, чтобы в операциях максимально использовалась огневая мощь союзников. Как правило, атакам предшествовали массированные артиллерийские обстрелы, военные корабли в открытом море и даже тяжелые бомбардировщики. Затем пехота пошла за перекатывающиеся заграждения. Танки наиболее успешно использовались, когда они были хорошо интегрированы с пехотой для взаимной поддержки — не возглавляя атаки, а помогая «пристрелить пехоту». Атаки на узком фронте позволили максимально сконцентрировать огневую мощь и позволили последующим батальонам быстро сменить штурмовые части, чтобы сохранить темп.
В таких атаках стрелковые роты должны были сильно пострадать, потому что артиллерия, авиация и танковая поддержка мало что могли сделать. Это неизбежный факт, что атакующие войска всегда более уязвимы, чем обороняющиеся, и немцы научились использовать минометы для подавления сосредоточенного огня. Это оружие стало причиной трех четвертей британских потерь. Британские танки также были крайне уязвимы, в основном для скрытых противотанковых орудий и пехоты Panzerfaust . Немецких танков и самоходок было меньше, но в целом они были лучше вооружены. Такие машины, как «Пантера» и «Тигр», были гораздо лучше бронированы, чем «Шерман» и «Кромвель». Британские танкисты оплакивали отсутствие защиты и поражающей способности.
Операция «Эпсом», начавшаяся 25 июня, была еще одной попыткой обойти Кан с фланга и заставить немцев уйти из города. И снова лоскутная местность с небольшими полями, затонувшими дорожками, ручьями и густыми живыми изгородями замедлила продвижение. Немцы, как обычно, глубоко обороняясь, использовали сеть древних укрепленных деревень для укрепления своих позиций. Прорыва не произошло, и британские потери были тяжелыми. 15-я (шотландская) дивизия, возглавлявшая штурм, потеряла 2331 человек убитыми, ранеными или пропавшими без вести.
Впоследствии Монтгомери переименовал «Эпсом» как успешный план по устранению и изматыванию врага, даже если он не смог завоевать позиции. Потери противника действительно были значительными, в основном в ходе контратак по плацдарму. Немецкие танки и пехота в наступлении были не менее уязвимы для противотанковых орудий и артиллерийского огня, чем их британские коллеги. «Эпсом» привлек элементы из шести танковых дивизий, включая подразделения, недавно прибывшие с востока, и сорвал планы крупного наступления немцев на Байе.
Не сумев обойти Кан с фланга, Монтгомери в конце концов был вынужден взять его прямой атакой с севера. Операция «Чарнвуд» началась 8 июля, на этот раз на более широком фронте, чтобы рассеять последствия немецкого минометного огня. Этому предшествовала массированная воздушная бомбардировка немецких позиций к северу от города, в результате которой большая часть Кана превратилась в руины. Более удачными оказались орудия HMS Rodney , которые сорвали немецкую контратаку. Как обычно, пехотные батальоны понесли большие потери. Трехдневный штурм освободил большую часть города, но привел к потерям 3817 британцев и канадцев. Некоторые батальоны понесли самые тяжелые потери в кампании.
Однако со стратегической точки зрения Монти выигрывал битву. Немцы несли непосильные потери. «Эпсом» и «Чарнвуд» убедили немецкое верховное командование в том, что больше нет реальных шансов отбросить союзников в море. Поскольку Panzer подразделений приходилось использовать по частям для сдерживания каждой британской атаки, о крупном танковом контрнаступлении не могло быть и речи. Все, что немцы могли сделать сейчас, это держаться и брать как можно большие потери. Стрелковые роты Второй армии действительно истощались с ужасающей скоростью, больше, чем можно было ожидать, основываясь на прогнозах кампаний в Средиземном море. Кризис был таков, что некоторые существующие формирования пришлось расформировать, чтобы пополнить запасы других частей.
Необходимость сохранить свою пехоту побудила Монти ухватиться за план, предложенный командующим Второй армией генерал-лейтенантом Майлзом Демпси, по наступлению на юг от Кана тремя британскими бронетанковыми дивизиями. Операция «Гудвуд», начатая 18 июля, была чем-то вроде авантюры, поскольку первоначальный штурм полагался на танки, а не на пехоту. Атаке предшествовала массированная воздушная бомбардировка, после которой бронетанковые полки продвинулись вглубь территории противника. Немецкая оборона была прорвана до семи миль, но танки не смогли прорваться. Передовые полки понесли большие потери. Было подбито 314 танков, из них 140 уничтожено.
Снова стали очевидны недостатки в интеграции пехоты и бронетехники, поскольку танки опережали их поддержку и страдали от рук немецких танков и противотанковых орудий. По иронии судьбы, учитывая желание Монтгомери пощадить свою пехоту, второстепенные операции трех пехотных дивизий на флангах наступления перевешивали действия бронетанковых дивизий (2710 по сравнению с 1149). Потери в пехотных батальонах составили 9% — в два раза больше, чем в бронетанковых полках.
«Гудвуд», возможно, не был тем прорывом, которого так отчаянно ждали, но он удерживал большую часть немецких сил в этом секторе. Поэтому, когда 25 июля американские войска начали операцию «Кобра», они столкнулись только с одиннадцатью слабыми дивизиями с ограниченной боевой мощью. «Кобра» прорвала фронт к югу от Сен-Ло, и американские войска начали стремительное продвижение на запад, в Бретань, и на восток, к Сене. Немцы сдерживали силы союзников в течение шести недель. Но при этом они превратились в остатки, лишенные резервов и неспособные противостоять прорыву, когда он произошел.
Чтобы поддержать наступление США, 30 июля Монтгомери начал операцию «Синий мундир» — крупное наступление на юго-восток от Комона на западе британского сектора. Почувствовав поворотный момент, он приказал Демпси «выбросить осторожность за борт… принять любые потери и нажать на газ в пользу Вира». Из-за нехватки пехоты 11-я танковая дивизия возглавила штурм. «Синий мундир» видел жестокие, дорогостоящие бои в худшей местности Нормандии – бокаж . Но взаимодействие танков и пехоты продолжало улучшаться, и теперь войска сами садились на танки, готовые спрыгнуть и расправиться с позициями противника.
Превосходство немецкой бронетехники было вновь продемонстрировано, когда три истребителя танков Jagdpanther подбили 11 танков «Черчилль» 3-го шотландского гвардейского полка на высоте 226. Но отдельные неудачи не могли помешать 2-й армии добиться хорошего прогресса. К 7 августа немцы были отброшены к реке Орн и захвачены самая высокая точка Нормандии, Мон-Пинсон. Яростные контратаки войск СС привели к большим потерям. Другой вооруженный Черчиллем полк, 107-й Королевский бронетанковый корпус, потерял 22 танка, поддерживая 59 танков.й Стаффордширский дивизион. Как всегда, британская артиллерийская поддержка сыграла решающую роль в подавлении немецких атак.
«Кобра» и «Синий мундир» ускорили крах немецких позиций в Нормандии, ускоренный безумным приказом Гитлера о танковом контрнаступлении против американцев в Мортене. Недавно активированная Первая канадская армия предприняла серию атак к югу от Кана в направлении Фалеза. В первой из них, операции «Тотализа» 7/8 августа, были внесены дополнительные тактические новшества, направленные на достижение внезапности и снижение потерь от немецких противотанковых орудий. Он начался с уникального ночного наступления с целью проникновения на вражескую территорию, за которым последовал массированный бомбардировочный налет на оставшиеся линии немецкой обороны.
Пехоту перевезли рядом с танками на новых БТР. Наконец-то этим наиболее уязвимым объектам была предоставлена определенная степень защиты и мобильности на поле боя. На первом этапе «Totalise» было достигнуто прорыва немецкого фронта на пять миль в ширину и на четыре мили в глубину ценой всего 380 жертв. Немецкие контратаки были отбиты, но затем продвижение замедлилось, в основном из-за неопытности канадской и польской бронетанковых дивизий и все более отчаянной немецкой обороны.
Тем не менее, к середине августа немцы полностью отступили, и теперь победа союзников была обеспечена. Поскольку Вторая армия продолжала продвигаться на юго-восток, Монтгомери и командующий войсками США генерал Омар Брэдли разработали планы заманивания в ловушку того, что осталось от немецких войск, между Первой канадской армией на севере и американскими войсками, наступающими с юга. После ожесточенных боев с немецкими войсками, пытавшимися выбраться из котла, 21 августа «Фалезская брешь» между Труном и Шамбуа была окончательно закрыта.
Нормандия была одной из самых интенсивных кампаний, когда-либо проводившихся британской армией, с количеством потерь, иногда соперничающим с тем, что было в Пасшендале в 1917 году. Хотя общие потери не превышали прогнозов военного министерства, их распределение вызывало серьезную озабоченность. Все семь пехотных дивизий, сражавшихся в Нормандии, к концу августа потеряли три четверти своей первоначальной численности. Больше всего пострадали стрелковые роты. Хотя они составляли не более 20% от общего числа, они понесли 70% потерь. В отголоске Первой мировой войны у младших офицеров пехоты был всего 1 шанс из 10 выжить невредимым.
Основная причина заключалась в том, что немцы не сражались должным образом. Цель союзников состояла в том, чтобы быстро прорваться с плацдарма, установленного в день «Д», и вести мобильный бой на суше. Вместо этого немцы предпочли окопаться вокруг ложа, используя пригодную для обороны местность и свои несомненные боевые навыки, чтобы сдержать любое наступление. В таких условиях огневая мощь союзников не всегда была ответом. Британская артиллерия была жизненно важна для подавления движения и отражения немецких контратак, но менее эффективна против войск на сильно укрепленных позициях. Авиация была более успешной в перехвате немецких конвоев с припасами и передвижении подкреплений, чем в уничтожении танков на замаскированных позициях с опущенным корпусом. Во многих случаях британским танкам не удавалось достичь своих целей из-за сложного рельефа местности, слабой брони и огневой мощи. Все это легло бременем на пехоту.
Временами британские соединения проявляли большую осторожность, чем это могло быть оправдано. Войска часто были слишком готовы «лечь на землю» и вызвать артиллерийскую поддержку, даже столкнувшись с довольно ограниченным сопротивлением. Они никогда не были так искусны в использовании местных успехов, как немцы, которые преуспели в быстром возвращении позиций. Сам Монтгомери призывал своих командиров проявлять больше настойчивости и гибкости, и некоторые из них были уволены за то, что не сделали этого. Многие немецкие войска и командиры сражались с рвением и фанатизмом, несвойственными солдатам-гражданам 2-й армии. Предпочтение Монтгомери правильно спланированным и поддерживаемым стандартным атакам было рождено пониманием всех этих факторов, но против такого опытного и решительного противника потери среди передовых войск должны были быть высокими. Важно было выиграть битву приемлемой ценой.
Британская армия сразилась с большей частью немецкой армии в Нормандии и одержала победу. Неспособный вести маневренную войну, к которой его готовили, он приспособился к дорогостоящей битве на истощение. Авиация, артиллерия и техника, конечно, были жизненно важны для его успеха, но, в конце концов, именно полководческое мастерство и стойкость войск на острие принесли победу.
Блицкриг (Молниеносная война) | Энциклопедия Холокоста
Подробнее об этом изображении
- Цитировать
- Делиться
- Распечатать
«Блицкриг», немецкое слово, означающее «молниеносная война», была стратегией Германии, направленной на то, чтобы избежать затяжной войны на первом этапе Второй мировой войны в Европе. Стратегия Германии заключалась в том, чтобы победить своих противников в серии коротких кампаний.
Германия быстро захватила большую часть Европы и побеждала более двух лет, опираясь на эту новую военную тактику «блицкрига». Тактика блицкрига требовала сосредоточения наступательных средств (танков, самолетов и артиллерии) на узком фронте. Эти силы пробивали брешь в обороне противника, позволяя бронетанковым дивизиям быстро прорываться и свободно перемещаться в тыл врага, вызывая шок и дезорганизацию обороны противника. Немецкая авиация помешала противнику адекватно пополнить запасы или передислоцировать силы и тем самым послать подкрепления для закрытия брешей во фронте. Немецкие войска, в свою очередь, могли окружить войска противника и заставить их сдаться.
Германия успешно применила тактику блицкрига против
- Польша (напали в сентябре 1939 г.)
- Дания (апрель 1940 г.)
- Норвегия (апрель 1940 г.)
- Бельгия (май 1940 г. )
- Нидерланды (май 1940 г.)
- Люксембург (май 1940 г.)
- Франция (май 1940 г.)
- Югославия (апрель 1941 г.)
- Греция (апрель 1941 г.)
Германия не победила Великобританию, которая была защищена от немецких наземных атак Ла-Маншем и Королевским флотом.
Несмотря на продолжающуюся войну с Великобританией, немецкие войска вторглись в Советский Союз в июне 1941 года. Поначалу казалось, что немецкая блицкриг увенчалась успехом. Советские войска были отброшены более чем на 600 миль к воротам Москвы с ошеломляющими потерями. В декабре 1941 года Гитлер в одностороннем порядке объявил войну Соединенным Штатам, которые, следовательно, добавили свою огромную экономическую и военную мощь коалиции, выстроившейся против него. Второе наступление Германии на СССР в 1919 г.42 вывел немецкие войска на востоке к берегам реки Волги и города Сталинграда. Однако в ноябре 1942 года Советский Союз начал контрнаступление, захватив и уничтожив всю немецкую армию под Сталинградом.