[История] Танки Фердинанда Порше — Новости

ВНИМАНИЕ! Устаревший формат новостей. Возможны проблемы с корректным отображением контента.

Премиумный танк Panzerbefehlswagen Tiger (P) доступен для покупки за Золотые Орлы


Фердинанд Порше, автор знаменитого автомобиля «Жук», был талантливым конструктором, создававшим, помимо всего прочего, различные образцы боевой техники. В ходе Второй мировой войны конструкторское бюро Порше разработало автомобили военного назначения на базе «Жука», а также бронетехнику: тяжёлые танки «Tiger (P)» и «Королевский Тигр», противотанковую САУ «Фердинанд (Элефант)» и сверхтяжёлый танк «Мышь» (нем. Maus). Но еще больше типов бронетанковой техники Порше осталось в качестве проектов.

 

Первым проектом, разработанным еще в 1925 году (когда Фердинанд Порше занимал должность главного инженера штутгартской компании Daimler-Benz AG) стал Grosstraktor Daimler-Benz 1.

Машина вооружалась 75-мм пушкой KwK L/24, а также 7,92-мм пулеметами «Schwere» в количестве 3 или 4 штук. Из-за возникших в ходе испытаний проблем от дальнейшей работы над проектом было решено отказаться.

 

Среди последующих проектов бронетехники Ф. Порше можно выделить следующие образцы.

Тяжелый танк VK 3001 (P)

В заводской документации данный образец обозначался как Typ 100 (нем. — Тип 100), а также Panzerkampfwagen IV «Leopard». Проект было решено оснастить 88-мм пушкой и 7,92-мм пулеметом. В качестве силовой установки предполагалось использовать 2 двигателя V-10, мощностью по 210 л.с. каждый.

 

В 1941 году была закончена сборка прототипа, но из-за затянувшихся до мая 1942 года испытаний от проекта отказались в пользу работ над VK 4501 (P) – прототипом «Tiger» (P).


Тяжелый танк VK 4501(P)

К разработке проекта VK 4501(P) (он же – Tiger (P)) приступили еще осенью 1940 года. Машина строилась под 88-мм орудие KwK L/56 и должна была весить 45 тонн. Силовая установка состояла из двух двигателей с воздушным охлаждением «Porsche» Type 101/1. В целом проект отличался массой новшеств, делавщих машину уникальной. Достаточно упомянуть использование электрических реостатов вместо привычной коробки передач.

 

Тем не менее, VK 4501(P) на испытаниях показал низкую маневренность, вяз в мягком грунте и без помощи эвакуационных машин не мог выбраться из этой западни самостоятельно. Ненадежной оказалась и система управления. По итогам испытаний в серию пошел VK 4501(H) фирмы Henschel.

 

Несмотря на то, что, будучи уверенным в победе своего прототипа, Порше выпустил девяносто VK 4501(P), один из которых даже принял участие в боевых действиях, танк можно считать несостоявшимся проектом. Шасси остальных VK 4501(P) были использованы при производстве тяжёлых самоходных орудий Panzerjäger Tiger(P) – Ferdinand – Elephant.


Разрушитель баррикад и оборонительных сооружений Rammtiger/ Raumpanzer Tiger(P)

Неудача с проектом VK 4501(P) позволила Фердинанду Порше, однако, создать на его базе ряд интересных проектов бронированной техники.

 

Так, по приказу Гитлера от 22 ноября 1942 года под влиянием донесений о боях в Сталинграде конструктору было поручено создать один образец Rammtiger для разрушения баррикад и оборонительных сооружений. Машина должна была быть оснащена наклонными бронеплитами и ножом-отвалом для тарана укреплений врага. Rammtiger предполагалось вооружить одним одним 7,92-мм пулеметом.

 

К 7 декабря 1943 года техническая документация была подготовлена. Последовал заказ на три Rammtigger. Однако никаких достоверных фактов о применении этого детища Порше не сохранилось.


Ремонтно-эвакуационные машины Bergepanzer Tiger (P)

Порше пытался реализовать потенциал 90 построенных VK 4501(P), в связи с чем появилась идея создать два тяжелых танковых батальона, вооруженных Tiger (P), для боев в Северной Африке. Однако из-за проблем с воздушным охлаждением двигателей этого танка идея так и осталась идеей.

 

Но 5 машин уже были направлены в австрийский Dollersheim для испытаний и обучения танкистов перед отправкой в северную Африку. После отказа этой идеи, с августа по сентябрь 1943 года все пять Tiger (P) были переделаны в ремонтно-эвакуационные машины Bergepanzer Tiger (P) и отправлены на фронт для спасения поврежденных САУ Panzerjäger Tiger(P) – Ferdinand – Elephant.

 

Bergepanzer Tiger (P) обладал невысокой рубкой в кормовой части, оснащенной люками и пулеметом в шаровой установке, вмонтированной в лобовой бронированный лист. Помимо этого, машина была оснащена краном.


Колесный тягач RSO/ Тyp 175

В 1942 году бюро Ф. Порше разработало колесный тягач RSO (Radschlepper Ost – колесный тягач для Востока), обозначаемый как Тyp 175.

Тягач предполагалось использовать для перевозки грузов и буксировки тяжелых артиллерийских орудий на Восточном фронте

 

Несмотря на то, что было выпущено около 200 машин для войсковых испытаний, от производства тягача отказались в пользу полугусеничных грузовых автомобилей «Маультир» более удачной конструкции. 11 апреля 1943 г. А. Гитлер издал распоряжение о прекращении производства тягочей RSO.


Тяжелый танк VK 4502 (P)

Пытаясь улучшить проект VK 4501 (P), Порше разработал новый вариант тяжелого танка – VK 4502 (P), обозначаемый также VK 4501 (P2) и Typ 180\Typ 181.

 

В ходе разработки данного проекта Фердинанд Порше пытался использовать максимальное количество новых инженерных решений, стараясь добиться высоких тактико-технических характеристик танка. Для проекта были разработаны четыре новых образца двигателей, новые варианты гидравлического и электрического приводов.

Танк мог иметь боевую рубку, вынесенную вперед или назад, представляя собой некую модульную конструкцию, позволявшую выбрать лучшую компоновку.

 

Танк не пошел в серию из-за проблем с двигателем, разработанным непосредственно в бюро Порше. Силовая установка оказалась ненадежной, и в ноябре 1942 года проект был закрыт. VK 4502 (P) оставил в наследство более поздним танкам “башню Порше”, которая впоследствии ставилась на серийные Tiger II.


Танк Typ 245

Не оставляя попыток вернуться в «высшую лигу» немецкого танкостроения, бюро Ф. Порше в 1943 году разработало проект разведывательного танка Typ 245, который должен был конкурировать с VK1602 «Leopard» и Pz.II «Luchs». Выполненный с сильно наклоненными листами корпуса, новый танк имел ходовую часть, состоящую из 6 опорных катков, которые были собраны в три тележки, а также – из переднего направляющего и заднего ведущего колеса.

Машина была вооружена 55-мм пушкой МK112 и одним 7,92-мм пулеметом MG42.

 

На базе этого разведывательного танка были разработаны пять модификаций:

1. Typ 245/1 (Leichter Panzerkampfwagen) – легкий танк.

2. Typ 245/2 (Leichter Mehrzwecke-Panzerkampfwagen) – легкий танк многоцелевого назначения.

3. Typ 245/10 – (Leichter Panzerkampfwagen zur Verwendung gegen Erd un Luftziele) – легкий танк для борьбы с наземными и воздушными целями, пулемет не устанавливался.

4. Typ 245/11 (Aufklaerungs-Panzer) – легкий разведывательный танк.

5. Typ 245 «Sonderfahrzeug V» (Leichtes gepanzertes Mehrzweckefahrzeug fur Aufklarung und Begleit) – легкий многоцелевой танк для разведки и боевого сопровождения.

 

Тем не менее, ни один из проектов не пошёл в серию.


Штурмовое орудие Schwerer Kleiner Panzer

В том же 1943 г. Фердинанд Порше предложил проект штурмового орудия для уничтожения бронетехники противника, а также различных укреплений. Машину предполагалась оснастить 105-мм пушкой фирмы Рейнметалл с боезапасом из 60 кумулятивных снарядов. Экипаж штурмового орудия состоял из 4 человек. Общая масса машины должна была составить приблизительно 30 т.

 

Для обеспечения противовоздушной обороны на Schwerer Kleiner Panzer предполагалось установить в командирской башенке 30-мм авиационную пушку Mk108 с боезапасом в 700 выстрелов той же фирмы Рейнметалл, ввиду ее малых габаритов. Однако и этот проект остался лишь в виде чертежей, и в 1944 году был закрыт.


Противотанковая САУ Е-25/ Typ 255

В 1944 году Фердинанд Порше предложил проект истребителя танков Е-25 (Typ 255), который иначе именовался Mehrzweckpanzer. Главным орудием этой установки должна была быть 105-мм пушка leFh53, размещавшаяся в лобовом бронелисте. В качестве дополнительного вооружения предполагалась 30-мм пушка Mk108. В проекте использовались наработки разведывательного танка Typ 245. Бронирование корпуса в некоторых проекциях должно было достигать 120 мм. Экипаж установки должен был состоять из 4 человек. Двигатель V-12 мощностью в 500 л.с. должен был разгонять САУ весом в 27 тонн до скорости 57 км/час. Проект также остался нереализованным.


Штурмовое орудие Panzerjäger Tiger Ausf. B «Jagdtiger»

Несмотря на то, что данный проект изначально был разработан компанией Henschel в сотрудничестве с фирмой Kruppe, из-за непозволительно высокой стоимости ходовой части эталонного образца САУ доработку машины поручили бюро Фердинанда Порше. Он предложил использовать подвеску с САУ «Elefant», что облегчало изначальную конструкцию на 2,5 тонны, а также значительно удешевляло производсто машины. Однако на испытаниях опорная тележка сломалась, и в серийное производство была рекомендована САУ с подвеской фирмы Henschel. Тем не менее, 11 САУ «Jagdtiger» были выпущены с подвеской фирмы Порше.


Тяжелый танк VK 100.01(P)/ KV3381

Данный проект представлял собой исходный дизайн Pz.Kpfw.Maus, разработанный 4 июня 1942 года. В данном варианте общая масса машины должна была составить 100 тонн. В качестве вооружения планировалось использовать 149-мм пушку KwK L/40.

Однако незадолго до этого Адольфом Гитлером было предложено увеличить боевую массу машины до 120 тонн. Проект ушел на доработку. В версии чертежей К3382 масса машины возросла до 140 тонн. Рассматривались варианты установки на месте командирской башенки второй башни с 75-мм пушкой KwK L/24.

 

Однако и эти варианты танка оказались нереализуемыми, и инженеры сосредоточились на разработке следующего проекта – Typ 205A «Mäuschen», в рамках которого масса машины возросла до 150 тонн. На неё предполагалось установить двигатель MB.507 мощностью 900 л.с. и новую башню со спаренными орудиями KwK L/31 и KwK L/24. В данном варианте была полностью переработана подвеска, предусматривающая дополнительный ряд траков для снижения давления на почву. Этот вариант, как и прежние, через некоторое время был отвергнут.


Сверхтяжелый танк Panzerkampfwagen VIII «Maus»/ Porsche 205

Работа над проектом велась с 1942 по 1945 годы в кооперации с фирмами «Круп», «Даймлер-Бенц» и «Сименс». Общая сборка танка осуществлялась на заводе фирмы «Алкетт». Были построены две опытных машины.

 

Общая масса танка достигала 188 тонн. Мощность двигателя на заключительной стадии достигала 1250 л.с. Вооружение танка состояло из 128-мм орудия KwK-44 L/55, 75-мм орудия KwK-40 и 7,92-мм пулемета MG-42.

 

Танк до сегодняшнего дня является самым крупным из построенных машин этого класса.  В боевых действиях «Maus» участия не принимал. Один экземпляр машины находится в танковом музее в «Кубинке».

 

Обсуждение на форуме


В будущих обновлениях мы представим декаль «Schwere Panzerjäger-Abteilung 653» — подразделения, в котором на вооружении состояли некоторые из истребителей танков Ferdinand ‘Elefant’ и Pz.Bfw. VI (P)

Как выглядели танки компаний Porsche, Volkswagen и BMW

Во времена Второй Мировой Войны практически всю промышленность перестроили под военные нужды. Это случилось и с известными сейчас всему миру немецкими автопроизводителями, такими как Porshe, MAN, Volkswagen и другие.

Авто Информатор покажет, как выглядели танки и военные машины производства этих фирм. На данный момент они более не эксплуатируются и в большинстве своем представлены в музеях.

Porsche

Австро-немецкий конструктор автомобилей Фердинанд Порше занимался разработкой сразу нескольких танков. Наиболее известным был “Тигр”, который стал симбиозом двух экспериментальных моделей. В разработке тяжелого танка прорыва массой 45 тонн участвовали компания “Porsche” под руководством Фердинанда Порше и “Henschel” с главным конструктором Эрвином Адерсом.

Порше преуспевал в автомобилестроении и решил перенести свой опыт на производство танков. Поэтому предложил создать шасси “Тигра” с высокоэффективными продольными торсионами в системе подвески и электротрансмиссией. Но этот прототип оказался сложным в производстве из-за дефицита меди. Поэтому за основу новой машины приняли прототип компании “Henschel”. Он выделялся новаторским «шахматным» расположением опорных катков в два ряда. Это повышало плавность хода и точность стрельбы на ходу.

Однако и Порше не остался в стороне, у всем известного танка “Тигр” осталась главная деталь, созданная им — башня. На момент серийного выпуска Адерс не успел доработать прототип башни, и приняли решение на шасси “Henschel” установить башню “Porsche”, сделав танк таким, каким он запомнился в истории.

Танк “Тигр”, собранный с двух прототипов

Шахматное расположение опорных катков

Шасси не принятого прототипа Порше, в свою очередь, стало основой для создания тяжелой самоходно-артиллерийской установки “Elefant”, которую затем переименовали в честь ее конструктора. Так САУ получила название “Ferdinand”.

САУ “Фердинанд” фирмы “Porsche”

Кроме того, “Porsche” известен созданием самого тяжелого танка в истории — Panzerkampfwagen VIII «Maus». Его боевая масса составляла 188,9 тонн. Создали всего два экземпляра, поэтому свою эффективность в бою машина так и не проявила.

MAN

Машиностроительная фабрика Maschinenfabrik Augsburg-Nürnberg занималась разработкой массового среднего танка — PzKpfw V “Panther”, более известного как “Пантера”. Этот танк в производстве был значительно дешевле “Тигра”, но особо не уступал ему в характеристиках. “Пантера” была легче, быстрее, имела неплохое орудие, но уступала “Тигру” в бронировании. Всего с 1942 по 1945 год компания МАN выпустила 5976 машин.

Cредний танк PzKpfw V “Panther” фирмы MAN

Volkswagen

Volkswagen Typ 82 (Kübelwagen) — немецкий автомобиль повышенной проходимости военного назначения, разработанный Фердинандом Порше и изготавливаемый компанией “Volkswagen”. Его разработали в 1938 году, а уже в 1939 запустили в серийное производство. Всего с 1939 года по 1945 год выпустили 50 435 таких автомобилей. Он отличался от гражданской модели специальным облегченным открытым 4-дверным кузовом с плоскими панелями, задними колесными редукторами, межколесным самоблокирующимся дифференциалом, увеличенным до 290 мм клиренсом и 16-дюймовыми колесами. Также выпускалась полноприводная версия штабного автомобиля VW Typ 87.

Самый массовый штабной автомобиль

BMW

BMW R-12 — самый массовый мотоцикл немецкой армии. Он имел две версии — гражданскую и военную, и выпускался в двух модификациях: с коляской и без. В военной версии на коляску устанавливался пулемет. Всего с 1935 по 1942 выпустили 36 002 мотоциклов R-12. На спортивной версии R12 28 ноября 1937 года немецкий мотогонщик Эрнст Хенне установил мировой рекорд скорости в 279,5 км/ч, который продержался 14 лет.

Военная модификация BMW R-12

Ранее мы сообщали о том, как прошла ретро выставка ОldCarLand. О том, как появлялись необычные автомобили, смотрите в нашей рубрике «Очерки истории«.

Михаил Информаторов

Метки:новости мира, очерки истории

Газо-электрические гибридные танки Фердинанда Порше


В то время как все больше людей узнают об этом, большая часть мира до сих пор не имеет ни малейшего представления о том, что электромобили, в том числе газоэлектрические гибриды, представляют собой нечто иное, как новую технологию. Фердинанд Порше разработал газоэлектрический гибрид еще в 1900 году после работы над несколькими чисто электрическими двигателями. Как и сегодня, брак между двумя силовыми установками обеспечил лучшее из них обоих.

Ознакомьтесь с подкастом Motorious на YouTube, Spotify, Apple Podcasts и других платформах для подкастов.

В конструкции Porsche Semper Vivus (с латыни «Всегда жив») использовал систему Lohner-Porsche, в которой двигатель внутреннего сгорания использовался в качестве генератора для подачи электроэнергии на мотор-колесо. Когда он был готов к производству, автомобиль официально назывался Lohner-Porsche Mixte.

В конечном счете, Mixte обречен на гибель в снаряженном состоянии — проблема, с которой электромобилям приходится сталкиваться и по сей день, даже с появлением литий-ионных аккумуляторов. Поймите, что Mixte весил почти две метрические тонны или около 4408 фунтов. По этой и другим причинам он не прижился, но проекты, которые Фердинанд впервые применил, вновь всплыли на поверхность в его работе для Третьего рейха во время Второй мировой войны.

Силовая установка танка Porsche Type 100, официально известного как VK 30.01, нервировала многих в Третьем рейхе. В прототипах использовались два двигателя V10 в качестве генераторов для выработки электрического тока для двух электродвигателей, каждый из которых приводил в движение одну из гусениц. Хотя в конструкции были свои сложности, среди ее преимуществ была передача полного крутящего момента с места, что позволяло танку отрываться от препятствий, таких как грязь, тогда как другие конструкции требовали сложного восстановления.

С другой стороны, весь этот низкий крутящий момент заставлял включать проскальзывающие муфты, чтобы избежать поломок в случае заклинивания гусеницы, — проблема, с которой впоследствии постоянно сталкивались немецкие военные во время опрометчивого нападения на СССР. Это также означало больше сложностей в его конструкции.

Другим бензиново-электрическим гибридным танком, разработанным Porsche, был Sonderfahrzeug II или VK 45.01(P). По прозвищу Тигр Порше (не путать с серийным Тигром) прототип тяжелого танка никогда не производился серийно. Профессор выбрал электрический привод, потому что искренне верил, что механическая трансмиссия выйдет из строя под огромным весом танка, который составлял 60 метрических тонн. Уже одно это делало его медленным и трудным в маневрировании, в том числе он изо всех сил пытался взобраться на крутые склоны.

Вместо масштабирования компоновки трансмиссии Porsche Type 100 в Porsche Tiger использовалась совершенно другая схема. Были еще два двигателя V10, питающие генераторы, но они были впереди 2490-фунтового. приводные двигатели мощностью 230 киловатт каждый. Мощность передавалась на каждую гусеницу через планетарный редуктор и проскальзывающую муфту. Эта сложная конструкция требовала колоссальных 2070 фунтов. меди на каждый танк, что стало одной из причин, по которым Тигр, разработанный Хеншелем, в конечном итоге победил в соревновании за массовое производство. В нем использовался гораздо более разумный 21,4-литровый Maybach V12 мощностью 650 л.с. с механической трансмиссией.

Вместо того, чтобы утилизировать уже построенные танки VK 45.01, немецкие военные переделали их в самоходные противотанковые машины. На них устанавливали 88-мм орудие и 200-мм лобовую броню, что делало их невероятно эффективными на поле боя. Однако механические и логистические проблемы преследовали их постоянно.

Против новаторских идей профессора работало Heeresabnahmestelle или HWA, Управление вооружений немецкой армии. Многие считают, что политическая борьба в конечном итоге погубила гибридные танки Porsche, но это тема для долгих споров.

Что касается самого Гитлера, то фюрер одновременно помогал и мешал работе Порше. Фюрер был симпатичен профессору, они часто встречались один на один, чтобы обсудить планы, наслаждаясь сосисками и пивом. Документально подтверждено, что немецкий лидер увлекался новыми разработками и технологиями, будучи убежденным, что они продемонстрируют превосходство страны и помогут ей перепрыгнуть через СССР, Великобританию, США и т. д. Он набрасывал идеи на бумаге во время встречи с Порше. Однако это не означало, что Фердинанд всегда добивался своего.

Гитлер потратил, по мнению некоторых людей, слишком много времени на исследования в области машиностроения, имея твердое мнение о том, что следует и чего не следует делать при разработке оружия. Одно из его горячих решений заключалось в том, что жидкостное охлаждение двигателей должно быть упразднено, и он отдал приказ, чтобы для немецкой военной машины строились только двигатели с воздушным охлаждением.

Многие ошибочно приписывают Фердинанду Порше разработчика первого бензиново-электрического гибридного танка. Правда в том, что Сен-Шамон пользуется этой честью. Создан французами, дислоцировался с 1916 до 1918 года во время Первой мировой войны, когда сами танки были новой концепцией. Разработанный полковником Эмилем Римайо, человек адаптировал систему электропривода, использовавшуюся в то время на железных дорогах. «Сен-Шамон» показал себя достаточно хорошо по сравнению с другими танками того времени.

Британия попыталась повторить успех Saint-Chamond во время Первой мировой войны, используя несколько трансмиссий в паре с электрическими трансмиссиями, разработанными Westinghouse и Daimler. Однако у прототипов были проблемы с преодолением пересеченной местности или требовалась трансмиссия, которая сама по себе превышала весы до огромных 5 тонн.

Интересно, что когда кампания против СССР превратилась в катастрофу, Фердинанд Порше проявил себя как голос разума и практичности. Вместо того, чтобы выступать за еще более инновационные, экспериментальные конструкции танков, он предпочитал простое копирование конструкции российского Т-34, поскольку он мог выдерживать суровые температуры и изнурительные условия. «Я больше, чем когда-либо, убежден, что успех заключается в том, чтобы оружие военной техники было сделано как можно проще», — сказал Порше. «Мы должны отказаться от этой мании желания производить все более сложное и сложное оборудование». Его политические противники преобладали в возражениях против копирования конструкции Т-34, что было бы унизительно для притязаний фюрера на немецкое превосходство, утверждая, что такие запасы, как дизельное топливо, необходимы для других частей военных действий и не должны использоваться в боевых действиях. Танковая программа.

Источник: «Войны профессора Порше»

Porsche Panzers, Дон Холлуэй

Дон Холлуэй

Первоначально опубликовано в выпуске

за январь/февраль 1996 г.

Примечание автора: я думал, что оригинальная статья потеряна для истории, затем проверил Internet Wayback Machine и о чудо! Загрузил этот PDF-файл с версии моего сайта 2001 года.

д-р инж. ч.к. Фердинанд Порше

Политкорректные читатели могут задаться вопросом, что, черт возьми, делает статья о танках в издании, номинально посвященном Porsche. Им следует напомнить себе, что der Porsche Sprecher посвящен не только автомобилям Porsche, но и всему, что связано с Porsche. Эта «темная глава» в истории марки редко освещается в более популярных изданиях. Porsche panzerkampfwagens (PzKpfws; боевые бронированные машины) — одновременно устрашающие по своим возможностям и комичные по своим ограничениям — представляют собой захватывающую противоположность автопарку и проворным спортивным автомобилям, произведенным компанией после войны. Можно восхищаться ими, в то же время сожалея об их предназначении, так же, как можно восхищаться спортивным автомобилем Porsche, используя его для нарушения установленного законом ограничения скорости.

Война была уже неизбежна в 1939 году, когда конструкторское бюро д.т.н. h.c.F. Porsche, KG, начала работу над своим первым Panzerkampfwagen. Вполне естественно, что Адольф Гитлер просил своего любимого инженера, профессора Фердинанда Порше — дизайнера Народного автомобиля «Фольксваген» и главного инженера поддерживаемой правительством команды Auto Union, доминировавшей в автогонках в 1930-е годы, — поделиться своим природным талантом. к конструкции танка. Армейское артиллерийское управление (Heereswaffenamt) выдвинуло требование о создании тяжелого танка «прорыва». Хотя он, безусловно, не нужен чисто оборонительным военным, как предполагалось в Германии, он был оснащен 75-мм пушкой и получил обозначение VK3001: Vollkettenkraftfahrzeug (полностью гусеничная экспериментальная машина), 30 тонн, дизайн №1.

Porsche VK3001(P), 1942 г.
Никогда не тестировался с бронированной башней. Подробнее

Представленный Porsche VK3001(P) был известен в компании как Typ 100 или «Leopard». Он отличался рядом нововведений, проистекающих из автомобильного прошлого Porsche: подвеска с продольной торсионной подвеской и два десятилитровых двигателя V-10 с воздушным охлаждением мощностью 200 лошадиных сил каждый при 2500 об/мин. Они не были связаны напрямую с гусеницами, но снабжали энергией генераторы, приводящие в движение электрические трансмиссии (Porsche был обучен электриком), которые вращали ведущие колеса со звездочками. Два прототипа без башен были построены на заводе Steyr-Daimler в Нибелунге. Обширное тестирование в течение 1940-41 доказали надежность концепции, но двигатели неудовлетворительны. Однако к тому времени сам VK3001 устарел. Вторжения во Францию ​​и Россию сильно изменили определение «тяжелого танка».

Т-34-76

Британские и французские танки уже превосходили немецкие танки по вооружению и бронированию; только высокая степень подготовки и тактика блицкрига с упором на скорость и маневренность позволили вермахту завоевать Францию. И русские представили свой революционный Т-34, эволюцию неиспользованной американской разработки, ранее неизвестной на Западе. Он весил всего 27,6 тонны, имел широкие гусеницы и дизельный двигатель V-12 мощностью 500 л.с. для маневренности в российской грязи и снегу. Его низкий профиль и толстая наклонная броня отражали огонь противника. Более тяжелый КВ-1, хотя и не такой сложный по своей концепции, был самым грозным танком в мире. На обоих была установлена ​​высокоскоростная 76,2-мм пушка, которая могла пробивать танки с расстояния более 1000 ярдов; на тот момент немногие немецкие танки имели столько же мощности, сколько короткоствольный низкоскоростный 75-мм снаряд. К счастью, Советы развернули свои танки по частям, так как даже по одному их было почти невозможно остановить. Первый Т-34, встреченный 17-й танковой дивизией под Сенно на Днепре 8 июля 19 г.41, в одиночку проехал более девяти миль вглубь немецких позиций, расстреливая все на своем пути и фактически переворачивая 37-мм противотанковую пушку (которую немцы вскоре назовут «армейским дверным молотком»), пока, наконец, не был обстрелян сзади 105-мм пулеметом. артиллерийское орудие.

КВ-1

23 июня единственный КВ-1, застрявший в ущелье перед 6-й танковой дивизией, два дня сдерживал немецкое наступление, его толстая броня отражала все попытки его уничтожить. Наконец, пока его русский экипаж деловито уничтожал несколько легких танков Вермахта, немцы маневрировали одной из своих 88-мм зенитных орудий в пределах 900 ярдов. С его 17-футовым стволом высокоскоростная, настильная «Восемьдесят-восемь» могла поразить бомбардировщик на высоте пяти миль; ей также удалось прорвать КВ по всему фронту.

Flugzeugabwehrkanone (FlaK) 88 мм в действии

Но каждое 88-мм орудие весило почти пять тонн и требовало буксировки. Нужен был танк, способный упаковать это тяжелое орудие. На самом деле, за месяц до вторжения в Россию, 26 мая 1941 года, Ваффенамт выдал требование на такой танк, получивший обозначение VK4501. Среди прочих вызов приняли Porsche и производитель тяжелого оборудования Henschel und Sohn (который также пытался создать VK3001). В то время единственной срочностью было то, что новые прототипы должны быть готовы к демонстрации к следующему дню рождения дер Фюрера: 20 апреля 1942. Порше и Нибелунгенверке потребовались бы все одиннадцать месяцев.

Начнем с того, что на торце орудия шел дульный тормоз, чтобы отводить пороховые газы назад и тем самым сокращать отдачу в тесной башне. Сама башня, спроектированная Порше и построенная на оружейном заводе Круппа, была заключена в цельный кусок стали толщиной в три дюйма, изогнутый в форме подковы. В совокупности это весило около 20 тонн и требовало маломощного механизма поворота. Порше также увеличил каждый V-10 до 15 литров, что соответствует 320 л.с. при 2500 об / мин, и, как сообщается, рассматривал возможность отказа от своей электрической трансмиссии в пользу гидравлической системы. Из-за нехватки времени он просто увеличил Typ 100 в масштабе. В результате конечный продукт, Typ 101, превысил требования по весу примерно на 12 тонн.

Прототип Porsche Tiger VK4501(P), 1942 г.
С 88-мм пушкой Kampfwagenkanone (KwK) 36 L/56. Более

За день до демонстрации прототипы «Порше» и «Хеншель» были перевезены на железнодорожной платформе в Растенбург, находившийся почти в семи милях от штаб-квартиры Гитлера. При разгрузке с помощью крана Typ 101 по брюхо погрузился в мягкий грунт. Инженеры Henschel довольно самонадеянно предложили использовать свой прототип для его буксировки, поскольку VK4501 (H) был не легче, имел меньше лошадей и еще не приводился в движение своим ходом. (Кстати, Porsche отказался от их помощи.)

Во время поездки в штаб оба танка несколько раз ломались и требовали капитального ремонта. Однако на следующий день Porsche проехал 1000 ярдов со скоростью 30 миль в час. Henschel мог проехать не более 900 ярдов на скорости 25 миль в час, а его единственный 21-литровый Maybach V-12 с водяным охлаждением и мощностью 600 л.с. перегрелся и едва не загорелся. Но у него было восемь передач переднего и четыре заднего хода, а также новая подвеска из восьми торсионных осей с независимой подвеской на каждую сторону с тремя опорными колесами с резиновыми ободами на ось в чередующемся порядке. Это сделало его более маневренным и управляемым, чем «Порше», что немаловажно для 50-тонного танка. Он был выбран, чтобы стать PzKpfw VI, знаменитым Tiger (хотя он сохранил башню Porsche с некоторыми незначительными изменениями в линии крыши, а его двигатель был позже модернизирован до 23 литров и 700 л.с.).

В качестве своего рода утешительного приза (и на случай непредвиденных задержек с проектом Henschel — на создание каждого Тигра требовалось около 300 000 человеко-часов) Порше заключил контракт на поставку 90 экземпляров собственной разработки. Он сделал пять (предназначенных для Североафриканского фронта, где их двигатели с воздушным охлаждением могут оказаться выгодными), но не смог решить проблемы с трансмиссией модели. Производство остановлено в октябре. 85 недостроенных шасси отправились на хранение в Нибелунг; вместо этого готовые модели отправились в учебный центр в Дёллерсхайме.

Panzerkampfwagen VI Tiger (P) или Sd.Kfz.181.
Одноместный VK 45.01 (P) был модифицирован за счет установки двух двигателей Maybach HL 120 (таких же, как у Panzer IV), увеличения лобовой брони до 200 мм и покрытия противоминной пастой циммерита. В апреле 1944 года он был отправлен на Восточный фронт в составе Schwere Panzerjäger Abteilung (батальон охотников за тяжелыми танками) 653 и воевал до июля. Более

Т-34-85

Тем временем русские усердно модернизировали свои Т-34 85-мм пушкой, которая с близкого расстояния могла пробить даже Тигр. Чтобы держать их на расстоянии вытянутой руки, немецким танкам требовалось установить еще более мощное орудие. Удлинение ствола 88-го до 20 футов 7 дюймов привело к созданию 88-мм KwK (Kampfwagenkanone — боевая пушка) 43 L/7, что могло придать 19Снаряд весом в полфунта имеет начальную скорость почти 3700 футов в секунду — достаточно просверлить полфута наклонной однородной броневой плиты на расстоянии 2200 ярдов. Но танковой башни, способной удержать такую ​​длинную и тяжелую дульную часть, еще не было; даже с дульным тормозом с двойной перегородкой отдача могла достигать почти двух футов.

Решением было построить танк без башни: проще, прочнее, дешевле. Шасси 85 в Нибелунге вышли из нафталина. Доктор Порше лично руководил переделкой, и новые jagdpanzers (охотничьи танки) получили его имя: Ferdinand.

SdKfz 184 Panzerjäger Tiger (P) Ferdinand
С 88-мм KwK 43

Просторная надстройка высотой 9¾ футов была установлена ​​там, где раньше располагались двигатели Porsche V-10: в дальней задней части, где она сводила к минимуму огромный выступ орудия. Ограниченный угол поворота орудия — 14° вверх, влево и вправо и 8° вниз — частично компенсировался чрезвычайной толщиной брони почти восемь дюймов на лобовых поверхностях (толще, чем на некоторых линейных крейсерах времен Первой мировой войны) и чуть более трех дюймов на лобовых поверхностях. бока и тыл. Два 11,8-литровых V-12 Maybach с водяным охлаждением мощностью по 300 л. По мере снижения мощности и увеличения веса (до 71 тонны!), новый танк стал еще менее мобильным, чем «Тигр».

Летом 1943 года «Фердинанды» были доставлены в центральную часть России, где с броней, непроницаемой для лобового огня, и орудиями, способными поражать Т-34 с расстояния в три мили, они должны были стать лучшим оружием противостояния в открытых степях. Вместо этого их использовали, чтобы возглавить величайшее танковое сражение в истории: Курскую дугу.

Курская битва Сергея Николаевича Присекина
Музей Великой Отечественной войны, Москва

Фердинанды под Курском. Кадры начинаются на немецком, заканчиваются на русском. (Тихо) Увеличить

Вклинившись в толпу русских защитников, они оказались слишком уязвимы. Типичная дальность стрельбы упала до менее 100 ярдов — для танков в упор — а отсутствие вращающихся башен делало «Фердинанды» широко открытыми для флангового огня. Отряды русских пехотинцев, занимающихся охотой на танки, накидывали заряды взрывчатки на стволы орудий или прикрепляли их к бортам корпуса. (Многие немецкие танки конца войны имеют гофрированный вид из-за покрытия из циммерита, пасты, предназначенной для предотвращения прикрепления вражескими солдатами магнитных мин к их корпусам.) Важнейшим упущением в переделке «Фердинандов» было отсутствие пулемета с которым смести пехоту противника; говорят, что экипажи использовали свои прицелы, чтобы обнаружить российские войска, а затем стреляли из пулеметов по стволам своих орудий — метод, который генерал-полковник Хайнц Гудериан называл «стрельбой по перепелам из пушек».

Jagdpanzer Tiger (P) (Sd.Kfz.184) Ferdinand, шасси № 150094, в/ч 231
3-й взвод, 2-я рота, s.Pz.Jag.Abt.653. Командовал оберфельдфебель Фридрих Мейген во время операции Zitadelle (Цитадель). Орел, Россия, 5 июля 1943 г. № 231 отличался уникальным камуфляжем из зеленых пятен, переходящих в красновато-коричневые поверх темно-желтого основания. Все остальные известные «Фердинанды» в s.Pz.Jag.Abt.653 были зелеными, за исключением одного, линии которого переплетались с зелеными и красновато-коричневыми. Подробнее

Однако больше «Фердинандов» пострадало от механических неполадок, чем от действий противника. Небольшое количество произведенных автомобилей означало нехватку запасных частей; те, что сломались, были разобраны, а не отремонтированы. «Фердинанд» имеет досадную особенность: он потерпел явную неудачу в битве, которая стала поворотным моментом войны. Немецкое высшее командование не упустило из виду, что это был продукт неправильного использования, а не ошибка конструкции. Оставшиеся в живых под Курском были доставлены обратно в Нибелунг, чтобы установить пулеметы в их корпусах, добавить дополнительные броневые листы к артиллерийским установкам и установить башенки на надстройках для улучшения обзора. Переименованные в «Элефант», они были передислоцированы в Италию, гористую страну, в которой их превратили в (едва ли) мобильные доты. По иронии судьбы они нашли свою нишу в этой оборонительной роли: ведя огонь с фиксированных стратегических позиций, они быстро расправлялись с легкобронированными и легковоспламеняющимися танками «Шерман» американцев, по крайней мере, до тех пор, пока они не сломались или не были обойдены с фланга.

SdKfz 184 Panzerjäger Tiger (P) Elefant
С добавленной противоминной пастой циммерита, командирской башенкой, носовым пулеметом и дополнительной броневой пластиной на орудии для защиты шаровой опоры в боевом отделении.

Но теперь ситуация повернулась против немцев. Подвеска «Тигра-Хеншель» с множеством опорных катков оказалась слишком легко забиваемой грязью и снегом, особенно в русских пустошах, где противник атаковал на рассвете, когда гусеницы «Тигра» промерзали. Медленный поворот башни позволял противнику обойти ее и атаковать с тыла. Поскольку британцы и американцы явно готовились к вторжению в Европу, немцам нужно было установить противотанковое орудие «Элефанта» на более традиционный, более серийный панцеркампфваген, и как можно быстрее.

Профессор Порше уже решил эту проблему. Огромная длина орудия заставляла его упираться в переднюю кромку точно обработанного кольцевого механизма башни; его решение состояло в том, чтобы распределить нагрузку, выдвинув башню вперед и назад. Задняя часть с броней толщиной в три дюйма давала дополнительное место для хранения боеприпасов; передняя часть (бронированная более чем на четыре дюйма) и борта были баллистически наклонены и изогнуты для отражения выстрела. Это сложное производство и вызванные им недостатки еще предстоит выявить, но Порше был достаточно уверен в производственном контракте, чтобы взяться за строительство. Он разработал проект корпуса в двух вариантах: Typ 180 с башней, установленной в центре корпуса, и Typ 181 с башней, расположенной сзади. Несмотря на нехватку меди во время войны, он безуспешно пытался избавиться от ошибок в своем электроприводе.

Прототип Porsche 180, Panzer VI Königstiger.

Прототип Porsche 181, Panzer VI Königstiger.

В результате была выбрана новая конструкция корпуса Henschel с наклонной броней, как у Т-34, и упрощенным расположением опорных катков, чтобы стать Tiger II, также называемым Königstiger (Королевский или Королевский тигр), самым мощным танком в истории. война. При весе 75 тонн он был и самым тяжелым; 23-литровый Maybach V-12 мощностью в среднем 600 лошадей (и максимальной мощностью 700) теоретически мог разогнать одного из них со скоростью 35 миль в час, но только на твердой ровной поверхности. Простая транспортировка и развертывание сопровождались многочисленными трудностями, не последней из которых было то, что водители должны были соблюдать осторожность при преодолении пересеченной местности, чтобы не вонзить дуло длинного орудия в грязь. Первые Кенигстигеры сошли с конвейера 19 января. 44, но не доходили до боевых частей до июня.

Panzer VI Königstiger с башней Porsche. Шатодон, Франция, август 1944 г.
«Белый 11» был одним из первых пяти «Королевских тигров», участвовавших в боевых действиях.
Подробнее о «Битве при Шатодоне»

SS-Pz.Abt. (танковый батальон СС) 503 на параде, сентябрь 1944 г. Впоследствии часть была переброшена в Венгрию, чтобы предотвратить возможное восстание. Увеличить

В бою их комбинации орудия и брони было более чем достаточно, чтобы победить новейшие танки союзников, но они не были неуязвимыми. Полный поворот на 360 ° с помощью двухскоростной силовой траверсы по-прежнему занимал не менее 19 секунд, а чаще до 75, что едва ли было достаточно быстро, чтобы следовать за мчащимся Шерманом или Т-34. Но ручное вращение башни требовало, чтобы и заряжающий, и наводчик поворачивали рукоятки, 680 раз для первого и 700 для второго! Говорили, что от переутомления погибло больше членов экипажа Königstiger, чем от действий противника. С другой стороны, предприимчивые артиллеристы обнаружили, что если снять с пушки дефлектор стреляных гильз и открыть задний башенный люк, то одной отдачи будет достаточно, чтобы пустые гильзы полностью вылетели на заднюю палубу.

А если серьезно, то боевые действия выявили недостатки самой башни Порше. Выпуклость командирской башенки имела тенденцию улавливать снаряды, летящие вдоль левого борта башни, а под изогнутой маской орудия находилась большая ловушка для выстрелов, где летящие снаряды отражались не в сторону, а вниз, через тонкобронированную крышу корпуса и в кабину механика-водителя. купе.

Иосиф Сталин II

Бронебойка таких недостатков уже не прощала. Русские уже представили свой танк «Иосиф Сталин II» с жестокой 122-мм пушкой. Британцы перешли на выстрел APDS (бронебойный сбрасываемый башмак; по сути, инертный кожух или башмак, который отпадал после выхода из дульного среза и оставлял тонкий дротик из карбида вольфрама, который летал к цели со скоростью почти 4000 футов в секунду) . Кумулятивные заряды, которые не зависели от скорости и могли быть запущены одним человеком из безоткатной переносной ракетной установки (базуки), поражали броневой лист струей сверхгорячего газа и расплавленного металла при избыточном давлении до 2000 тонн на кв. дюйм. Со всем этим вооружением, направленным против танка, нельзя было считать отсутствие защиты само собой разумеющимся.

Panzer VI Königstiger с башней Henschel. Арденны, декабрь 1944 г. Циммеритовая паста снята с производства с 9 сентября 1944 г.

SS-Pz.Abt. (Танковый батальон СС) 501, включая King Tiger № 222, проходит через Тондорф, Германия, в сторону Арденн. Увеличить

В результате только первые 50 Königstiger несли башню Porsche; остальные (439) несли модернизированную башню Henschel с плоской передней частью и более простыми бортами. Но производство Königstiger по-прежнему требовало много времени и материалов, которые можно было бы лучше использовать для создания более простой и менее впечатляющей конструкции, и потребляло мощности Henschel.

Так что Nibelungenwerke — и Porsche — развлекали фантазии немецкого высшего командования. Они задавались вопросом, если бы из «Тигра» можно было сделать «Фердинанд», что можно было бы сделать из «Кенигстигера»? «Следующее орудие» после «88», Panzerabwehrkanone 44, имело диаметр канала ствола 128 мм — пять дюймов, примерно столько же, сколько у типичного морского эсминца — со стволом длиной 23 фута. PaK 44 мог превзойти любое другое орудие и пробить любой другой танк даже на максимальной дальности, пробив 75-фунтовый снаряд почти через шесть дюймов наклонной стали на расстоянии более 2000 ярдов. Но одна только его отдача измерялась тремя футами. Какая чудовищная машина могла его зажечь? В результате этих бессмысленных учений появился невероятный Jagdtiger («Охотничий тигр»), самая мощная боевая бронированная машина войны — а точнее, всех времен.

Panzerjäger Tiger Ausf. Б

Тесные отношения доктора Порше с фабрикой давали ему некоторую свободу действий при внесении изменений в дизайн. Он начал со слегка удлиненного корпуса Königstiger, расширив борта, чтобы сформировать еще одну блочную надстройку на месте башни. Спереди он бронировал почти десять дюймов стали. Вес, конечно, снова увеличился до 77 тонн, больше, чем у любой другой широко используемой боевой бронированной машины до или после. Чтобы двигать эту массу, Порше разработал 700-сильный дизельный двигатель Typ 212; чтобы выдержать это (и сохранить внутреннее пространство и время производства), он переработал подвеску Königstiger, используя подрессоренные катки и девять маленьких опорных катков с каждой стороны вместо восьми больших у Königstiger. Два Jagdtiger с серийными номерами 305001 и 305004 были построены с этой подвеской и, возможно, один из них с этим двигателем. Однако во время испытаний у одного из них оторвало комплект колес. Чтобы не уходить в сторону при проектировании — на этом этапе военных действий Германии время было все более важным — было решено придерживаться существующей подвески и бензинового двигателя Königstiger. Производство шло вместе с производством Königstiger, и прототип был завершен 19 апреля.44. Было заказано 150 серийных моделей, но только около 60 из них были доступны к моменту наступления в Арденнах — Арденнского сражения — в декабре того же года.

Ягдтигр против советской ИСУ 152
Из War Thunder

В бою «Ягдтигр» было трудно скрыть от самолетов союзников, которые полностью контролировали воздух и могли уничтожить его меткой бомбой на крыше. Он также страдал частыми поломками перегруженных двигателей и подвески. Максимальная скорость на бумаге составляла 23 мили в час; на асфальте было ближе 9миль в час На самом деле один-единственный Ягдтигр, пересекавший бельгийскую дорогу, однажды полностью остановил американское наступление, несмотря на то, что он был брошен. Американцы просто не могли отодвинуть его в сторону. В конце концов им пришлось построить новую дорогу вокруг него.

Гитлер уже обдумывал еще более диковинные и непрактичные танки. Еще в июне 1942 года он лично уполномочил Порше разработать новый класс танков — сверхтяжелых. Получившийся в результате Porsche Typ 205 под кодовым названием Mammut (Мамонт) должен был оснащаться как минимум 128-мм пушкой (рассматривались 150-мм и даже 170-мм орудия) с 75-мм — самой тяжелой танковой пушкой, доступной в начале войны — в качестве спаренного вспомогательного вооружения. Броня должна была быть порядка десяти дюймов в передней части корпуса, 9&половина; дюймов на лицевой стороне башни, восемь дюймов в других местах. Как и следовало ожидать, Порше предусмотрел продольную торсионную подвеску, двигатель с воздушным охлаждением и электрическую трансмиссию. Несмотря на возражения Waffenamt, которые теперь относились к идеям Порше с недоверием (и фактически приступили к собственному проекту сверхтяжелого танка с Henschel, который так и не был завершен), в августе 1943 года Гитлер дал ему добро на производство прототипов. .

Панцеркампфваген VIII, Порше Тип 205 Маус

По мере становления первого его с явным цинизмом переименовывали в Maus (Мышь). Он весил не менее 207 тонн, только башня около 10 футов в поперечнике весила 50 тонн. Его воздушный охладитель требовал 150 лошадиных сил. Двигатель и подвеска Porsche никогда не работали. Для всех необходимых торсионов не хватило места, поэтому прототип катился на 48 опорных катках и спиральной подвеске, разработанной чехословацкой фирмой Skoda. Его авиационный двигатель Mercedes-Benz мощностью 1080 л. и получение электроэнергии по кабелю от второго Maus на берегу реки. Завершено 19 ноября.43, опытный образец испытали в декабре с макетом башни, а в июне 1944 года — с башней и вооружением. В сентябре того же года начались испытания второй безбашенной модели, но ее дизельный двигатель Mercedes-Benz был случайно разрушен и не заменялся до апреля 1945 года; Гитлер приказал отложить все проекты сверхтяжелых танков, чтобы сосредоточить производство на существующих танках. Тем не менее, еще два корпуса Maus находились в стадии строительства, когда Советы угрожали испытательному полигону Круппа в Меппене. Чтобы не дать им захватить прототипы, все они были взорваны.

Mauskampf
Panzer VIII Maus в качестве сухопутного линкора, перекатывающего советские танки

Штурмпанцер Бер

Сам Порше называл эти проекты простыми мобильными укреплениями, но кто он такой, чтобы отвергать самые смелые пожелания фюрера? В конце войны были захвачены планы Maus с 12-дюймовым минометом под названием Bär (Медведь) и предварительный макет 1500-тонного танка-монстра с четырьмя дизельными двигателями подводной лодки (имейте в виду, что большинство подводных лодок использовалось только два) с десятидюймовым бронированием и тремя башнями — парой 150-мм орудий и главной 800-мм пушкой. Сравните этот канал ствола — 31,4 дюйма — с 380-мм (15-дюймовыми) орудиями главного калибра на немецком линкоре «Бисмарк», и вы начнете понимать, до какой степени невменяемо было высшее нацистское командование. Возможно, война действительно сократилась бы, если бы такие проекты были запущены в производство — без сомнения, вся немецкая рабочая сила была бы вовлечена в их реализацию.

s.Pz.Jäg.Abt. (schwere Panzerjäger-Abteilung; Тяжелый противотанковый батальон) 512 сдает свои последние «Ягдтигры» в Изерлоне, Германия, 16 апреля 1945 г. Неделей ранее это подразделение уничтожило 30 автомобилей армии США и 11 танков США «Шерман», некоторые с расстояния более 4000 метров. метров. (Тихо) Увеличить

В апреле 1944 года завод Porsche в Штутгарте пострадал от американских бомб, и с тех пор компания переехала на знаменитую заброшенную лесопилку недалеко от Гмюнда, Австрия. Для работы он проектировал и ремонтировал сельскохозяйственные тракторы и ветрогенераторы. Когда союзники наконец продвинулись в Гмюнд, профессора ненадолго задержали, расследовали военные преступления и освободили. Однако французы заманили его, его сына Ферри и зятя доктора Антона Пьеха во Францию, чтобы построить французский народный автомобиль, и бросили их в тюрьму. Французская аргументация остается неясной. Доктор Порше занялся делом французских рабочих в Peugeot, когда эта компания находилась под контролем немецких СС. Возможно, французская автомобильная промышленность хотела устранить потенциальную конкуренцию. Если да, то они потерпели неудачу. Ферри Порше, досрочно освобожденный, руководил компанией вместе со своей сестрой Луизой и собрал полмиллиона франков залога, спроектировав гоночный автомобиль Typ 360 для итальянской фирмы Cistalia. Через два года французы сняли все обвинения, но так и не вернули деньги; и после освобождения профессор в возрасте более 70 лет вскоре осознал свои опасения. Ведь завод в Гмюнд уже приступил к выпуску первого автомобиля, который будет носить имя Porsche: Typ 356.


Об авторе

Автор/иллюстратор/историк Дон Холлуэй публиковался в журналах Aviation History, Excellence, History Magazine, Military Heritage, Military History, Civil War Quarterly, Muzzleloader, Porsche Panorama, Renaissance Magazine, Scientific American, Vietnam, Wild West и журналах Второй мировой войны.