Цена победы. Советские и немецкие танковые асы
Новости 15.01.2023Умер Вахтанг Кикабидзе
Сборник
Германия в 1930-е
Новости 14.01.2023Умерла Инна Чурикова
Новости 29.12.2022Умер композитор Эдуард Артемьев
Статья основана на материале передачи «Цена победы» радиостанции «Эхо Москвы». Эфир провели Дмитрий Захаров и Виталий Дымарский. Полностью прочесть и послушать оригинальное интервью можно по ссылке.
В России о советских героях-танкистах знают куда меньше, чем о немецких танковых асах. И немудрено. На Западе за послевоенные годы было опубликовано множество книг о подвигах героев панцерваффе.
Танковый экипаж Дмитрия Лавриненко (крайний слева), октябрь 1941 года
Танкистом № 1 в Красной армии считается командир роты 1-й гвардейской танковой бригады гвардии старший лейтенант Дмитрий Лавриненко. По разным данным, он уничтожил либо 52, либо 47 немецких танков, причем за очень короткий период времени — в конце 1941 года Лавриненко погиб.
Несколько слов по поводу учета персональных танковых побед. В советских танковых войсках никакой официально утвержденной системы подтверждения побед не было. В немецких, кстати, тоже (в отличие от авиации). Существовал только один умозрительный критерий — честь офицера, которая во многих случаях подводила многих немецких танковых асов, приписывавших себе подчас достаточно приличное количество побед.
Само понятие «танковый ас» появилось только в начале Второй мировой войны
Возвращаясь к нашему главному танковому асу, следует отметить, что Лавриненко являл собой типичный пример грамотного, опытного кадрового танкиста, который очень четко знал недостатки своей машины (воевал он на танке Т-34) и в соответствии с этим строил всю тактику действий. И надо сказать, что она приносила успех.
Среди мастеров танкового боя Германии, воевавших на Восточном фронте, были такие, чей боевой счет приближался к двум сотням. Рекорд по количеству побед (около 170 советских танков и самоходных артиллерийских установок) принадлежит фельдфебелю Курту Книспелю. Второй в списке — Мартин Шройф, на счету которого 161 победа. Пятерку танкистов-рекордсменов замыкает небезызвестный Михаэль Виттман, прославившийся в бою у Виллер-Бокажа.
Подвиг еще одного танкиста, советского аса Зиновия Колобанова, вообще вошел в Книгу рекордов Гинесса: 20 августа 1941 года экипаж КВ-1 под его командованием уничтожил в одном бою 22 немецких танка.
Зиновий Колобанов был кадровым танкистом. Осенью 1939 года, когда началась Советско-финляндская война, он командовал танковой ротой в 20-й тяжелой танковой бригаде. Прошел от границы до Выборга, трижды горел. За прорыв линии Маннергейма Колобанову присвоили звание Героя Советского Союза. Только награду вручить не успели. В ночь с 12 на 13 марта 1940 года был подписан мирный договор между СССР и Финляндией. Узнав об этом, солдаты двух ранее противостоящих армий устремились навстречу друг другу для «братания». Не все командиры и политработники смогли удержать своих бойцов от этого шага. Начальников строго наказали. Среди них оказался и Зиновий Колобанов. Последовали арест, трибунал, лагерь.
Когда началась Великая Отечественная война, о Колобанове вспомнили и вновь призвали в ряды Красной армии. Восстановленный в офицерском звании, правда, рангом ниже, лишенный всех своих боевых наград, пробыв на переподготовке всего ничего, он прибыл в 1-ю танковую дивизию Ленинградского военного округа.
Подвиг танкиста Зиновия Колобанова вошел в Книгу рекордов Гиннеса
18 августа командир 3-й танковой роты 1-го танкового батальона 1-й Краснознаменной танковой дивизии старший лейтенант Зиновий Колобанов лично от командира дивизии Баранова получил задание: перекрыть развилку дорог, идущих на Лугу и Кингисепп, и «стоять насмерть».
К сожалению, нет точных данных, с каким соединением Зиновий Колобанов вошел в соприкосновение. Там могла быть и 1-я немецкая танковая дивизия, и 6-я танковая дивизия. Хотя, в общем, в той ситуации, в которую попали немцы, типаж танков особенно и не имеет значения. Первым выстрелом Колобанов практически подбил головную машину, затем сразу вторую, расстрелял концевые машины, и колонна оказалась запертой на узкой дороге, с которой съехать она уже не могла. Наши танки были замаскированы так, что немцы даже не сразу определили, откуда по ним ведется огонь. Но о том, что бой не был просто расстрелом, говорит тот факт, что длился он несколько часов, в течение которых немцы все-таки добивались попаданий в КВ, в башню, но без особого результата, хотя был разбит и прицел, и приборы наблюдения, и танкисты получили ранения.
К сожалению, в последующий боях Колобанов был ранен. Потом был госпиталь, потом опять фронт. Зиновий Григорьевич пережил войну, жил и работал в Минске. За танковый бой под Войсковицами он так и не получил звания Героя Советского Союза. Надо сказать, что и Лавриненко, нашему самому результативному танкисту, это звание было присвоено посмертно, 5 мая 1990 года.
Семья Колобановых в 1945 — 1946 годах. Фотография из семейного архива
Оценивая результативность советских и немецких танковых асов, невольно напрашивается вопрос: почему наши танкисты уступают в количестве побед? Вопрос сложный. Во-первых, конечно, нельзя сбрасывать со счетов его величество случай. Например, Лавриненко, который мог уничтожить в разы больше танков, погиб по нелепой случайности: выскочив из танка, он был убит осколком минометной мины. Конечно, нечто подобное случалось и у немцев, но все-таки…
Нельзя забывать и о разных тактиках, о разном использовании танковой техники. У нас, например, считалось, что танки с танками не воюют. Это была установка. В 1942 году был издан приказ о ведении огня из танков с хода. На эту тему велись известные разговоры: Сталин, беседуя с танковыми командирами высокого ранга, спрашивал: «Стреляют ли наши танкисты с хода?» На что ему, естественно, отвечали, что практически не стреляют, потому что огонь не прицельный, стреляют с коротких остановок. Сталин сказал: «Надо стрелять с хода. Нечего заниматься немецкими танками, ими займется артиллерия». В принципе, это диктовалось и нашими боевыми уставами, что главное назначение танков — поддержка пехоты. Основная борьба с немецкими танками возлагалась на противотанковую артиллерию. В общем-то, так и получилось: большая часть танков во Второй мировой войне, причем не только немецких, но и наших, и танков союзников была подбита именно противотанковой артиллерией.
На счету Курта Книпселя — почти 170 танков
У немцев была немного другая ситуация. Все-таки они больше и активнее использовали танки для противотанковой борьбы и в этом плане даже опередили время, потому что если взять любой наш послевоенный учебник, по которому учились офицеры в Академии, то практически первая фраза в нем будет: «Наиболее эффективным противотанковым средством является танк». К этому пришли по результатам Второй мировой войны. Немцы к этому пришли раньше, еще в ходе Второй мировой войны. То есть их танки имели более выраженные противотанковые свойства, чем танки их противников.
Танки Т-34 на сдаточной площадке Сталинградского тракторного завода, июль 1942 года
Вспоминая немецких и советских танкистов-асов, нельзя не сказать о машинах, на которых они одерживали свои победы. Самым лучшим советским танком, конечно, был Т-34. По эффективности, защищенности, огневым возможностям, несомненно, лидировал «Тигр». Здесь все просто: во время войны каждая страна создавала технику в рамках своих технологических возможностей, в рамках той технической культуры, которая имела место.
Т-34 был простым танком по конструкции, то есть отличался исключительной простотой и ремонтопригодностью. Это было очень важно — танк, который можно было бы производить в больших количествах на заводах с использованием малоквалифицированной рабочей силы и довольно простого оборудования, потому что с оборудованием у нас тоже были проблемы. Кроме того, армии была нужна такая машина, которую личный состав с достаточно низким уровнем подготовки мог бы без труда освоить. В этом отношении Т-34 был идеальной машиной. Производился танк в массовых количествах (больше 50 тысяч), в таких же массовых количествах и терялся.
Т-34 принято считать лучшим танком Второй мировой войны
«Тигров» было меньше — 1381 танк. Но машины эти (Т-34 и «Тигр») разного класса, сравнивать их нельзя.
А вот американцы смогли создать машину технологически более сложную и более надежную, чем Т-34, и одновременно производить ее в массовых количествах. Но здесь надо иметь в виду одну вещь: США создавали «Шерман» фактически во время войны, то есть с белого листа, что называется. И хотя машина получилась высокая и, как писал Герой Советского Союза Дмитрий Федорович Лоза, на льду могла и набок завалиться, но при всем при том была фантастически надежная.
Сборник: Германия в 1930-е
После прихода Гитлера к власти страна в ускоренном режиме наращивала военную мощь. Для борьбы с противниками нацистского режима была создана система концлагерей.
- Статьи
- Европа
- XX век
Как Геббельс готовил общество Германии к войне
Как Геббельс готовил общество Германии к войне
Ведомство Геббельса одурманило десятки миллионов людей и за очень короткое время сделало их нацистами.
- Статьи
- Европа
- XX век
Личный режиссёр Гитлера Лени Рифеншталь
Личный режиссёр Гитлера Лени Рифеншталь
Её авторский дебют пришёлся на 1932 год — Рифеншталь сняла мистико-романтическую картину «Голубой свет».
- Статьи
- Европа
- XX век
Арно Брекер — главный скульптор Третьего рейха
Арно Брекер — главный скульптор Третьего рейха
Работая на режим, художник оставался далёк от политики. Несмотря на тесные контакты с Гитлером, Брекер спас Пикассо-коммуниста от концлагеря.
- Статьи
- Европа
- XX век
Хрустальная ночь: как нацисты отнимали бизнес у евреев
Хрустальная ночь: как нацисты отнимали бизнес у евреев
Разрушенные синагоги и разбитые витрины магазинов, принадлежавших евреям — такими были последствия Хрустальной ночи.
- Тесты
- Европа
- XX век
Германия 1930-х
Германия 1930-х
Какое место в обществе занимал бы ты?
- Статьи
- Европа
- XX век
Расизм — боевое оружие Третьего рейха
Расизм — боевое оружие Третьего рейха
Почему именно теория расового превосходства была выбрана нацистами в качестве идеологии?
- Статьи
- Европа
- XX век
Как Геббельс готовил общество Германии к войне
Ведомство Геббельса одурманило десятки миллионов людей и за очень короткое время сделало их нацистами.
- Статьи
- Европа
- XX век
Личный режиссёр Гитлера Лени Рифеншталь
Её авторский дебют пришёлся на 1932 год — Рифеншталь сняла мистико-романтическую картину «Голубой свет».
- Статьи
- Европа
- XX век
Арно Брекер — главный скульптор Третьего рейха
Работая на режим, художник оставался далёк от политики. Несмотря на тесные контакты с Гитлером, Брекер спас Пикассо-коммуниста от концлагеря.
- Статьи
- Европа
- XX век
Хрустальная ночь: как нацисты отнимали бизнес у евреев
Разрушенные синагоги и разбитые витрины магазинов, принадлежавших евреям — такими были последствия Хрустальной ночи.
- Тесты
- Европа
- XX век
Германия 1930-х
Какое место в обществе занимал бы ты?
- Статьи
- Европа
- XX век
Расизм — боевое оружие Третьего рейха
Почему именно теория расового превосходства была выбрана нацистами в качестве идеологии?
Рекомендовано вам
Лучшие материалы
- Неделю
- Месяц
- Статьи
- Европа
- XVII-XVIII вв.
Сапог Петра Великого
- Статьи
- Европа
- XX век
Бабий бунт
- Статьи
- Европа
- XIX век
Приключения путешественников в России 19-го века
- Статьи
- Европа
- XVI-XXI вв.
Казачество: история вольнолюбивых войск (18+)
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Клад фабрикантши Лихачёвой
- Статьи
- Европа
- XIX век
«Целый вечер шалопутничал»
- Статьи
- Европа
- XIX век
«Живой труп», или Драма на Москве-реке
- Статьи
- Европа
- XX век
Убийство Столыпина: версии и предположения
- Статьи
- Европа
- XX век
Братья Люмьер – создатели первой империи кино
- Статьи
- Европа
- XIV век
Бафомет ордена Храма
- Статьи
- Европа
- XI век
Разгром печенегов: конец истории знаменитых кочевников
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Александр Засс — сильнейший человек в мире
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Циолковский: человек, который доказал, что смерти нет
- Статьи
- Европа
- XX век
Кто предал Зою?
- Статьи
- Европа
- XX век
Лавочники и государство
- Статьи
- Европа
- XX век
Жизнь Никиты Хрущёва на пенсии
- Статьи
- Европа
- I век
Самый развратный сапожок
- Статьи
- Европа
- VIII-XV вв.
«Средневековый танк»: как устроен рыцарский доспех
- Статьи
- Европа
- XX век
Была ли успешной денацификация в Германии?
- Статьи
- Европа
- XIII век
5 русских князей, противостоявших Золотой Орде
- Неделю
- Месяц
- 📚 Статьи
- 👀 102463
- 📚 Статьи
- 👀 88779
- 📚 Статьи
- 👀 80517
- 📚 Статьи
- 👀 61015
- 📚 Статьи
- 👀 55747
- 📚 Статьи
- 👀 46065
- 📚 Статьи
- 👀 43401
- 📚 Статьи
- 👀 30372
- 📚 Статьи
- 👀 27886
- 📚 Статьи
- 👀 25925
- 📚 Статьи
- 👀 693580
- 📚 Статьи
- 👀 637120
- 📚 Статьи
- 👀 512322
- 📚 Статьи
- 👀 213607
- 📚 Статьи
- 👀 189392
- 📚 Статьи
- 👀 189303
- 📚 Статьи
- 👀 159384
- 📚 Статьи
- 👀 142378
- 📚 Статьи
- 👀 133511
- 📚 Статьи
- 👀 121857
ТАНКОВЫЕ АСЫ ВЕРМАХТА.

ТАНКОВЫЕ АСЫ ВЕРМАХТА
Наш журнал в №№ 7/96 и 4/97 рассказывал о советских танковых асах периода Великой Отечественной войны. А как дело с асами обстояло в стане противника?
Если верить западной литературе (к приведенным мною ниже фактам нужно относиться, безусловно, критически), в вермахте танковым асом № 1 является Михаэль Виттман.
Он начал воевать на советско-германском фронте с конца января 1943 года. Но отличиться ему удалось только в ходе Курской битвы. Утром 5 июля 1943-го в районе Ольховатки танки Т- VIH «Тигр» из 13-й роты 1 танкового полка дивизии «Адольф Гитлер», где служил лейтенант Виттман, наступали на позиции 15-й и 81-й советских стрелковых дивизий. Экипаж Виттмана совместно с еще одним экипажем уничтожает 2 противотанковых орудия и 3 танка Т-34. К полудню того же дня он подбивает еще 3 «тридцатьчетверки». К вечеру на его счету было 8 советских танков и 6 противотанковых орудий. 7 и 8 июля Виттман уничтожет 2 «тридцатьчетверки», 2 САУ СУ-122 и 3 легких танка. 2 победы над «тридцатьчетверками» он одерживает во время знаменитого Прохоровского сражения. Свой боевой счет Виттман увеличил во время осенних боев за Киев в ноябре 1943-го. 13 ноября он сжег 20 танков Т-34. В боях под Житомиром – самоходку СУ-85 и еще несколько танков, в том числе те, что поставлялись в Советский Союз по ленд-лизу. 9 января 1944 года Виттман выводит из строя 6 танков Т-34. 13 января записывает на свой счет еще 19 танков и 3 самоходных орудия СУ-76. 6 февраля 1944 года в бою с танками 5-й гвардейской танковой армии уничтожает 9 танков КВ и Т-34.
Меньше чем за год Михаель Виттман довел число своих побед до 117. В апреле 1944-го его перебрасывают в Нормандию, командиром роты танков «Тигр» в 501-й танковый батальон 1-й дивиии СС «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер». Свой самый известный бой первый немецкий танковый ас проводит 13 июня того же года у деревни Вильерс-Бокаж.
Можно привести описание этого боя Михаеля Виттмана, которое вошло в книгу Макса Хастингса «Операция «Оверлорд»: «…Однако над англичанами уже занесла свою руку Немезида в виде одиночного немецкого «Тигра», которым командовал капитан Михаель Виттман, командир группы из пяти танков 501- го тяжелой) танкового батальона СС. 7 июня его рота вышла из Бовэ и, сильно пострадав от воздушных налетов 8 июня возле Версаля, стала передвигаться только с наступлением темноты, чтобы к 12 июня добраться до того места, где они теперь находились… Виттман стоял в башне своего танка и внимательно наблюдал за тем, как английская колонна танков в Виллер-Бокаже спокойно занималась своими делами. «Они ведут себя так, словно уже выиграли войну», – проворчал наводчик ефрейтор Волль. Виттман, которого на Восточном фронте уже чествовали как величайшего танкового аса войны, хладнокровно сказал: «Сейчас мы им покажем, что они ошибаются». Когда его «Тигр» с ревом рванулся вперед навстречу танкам 7-й бронетанковой дивизии англичан, Виттман начал один из самых результативных поединков, которые ему довелось вести за всю войну.
Атакуя неподвижно стоявшие цели, он посылал снаряд за снарядом по танкам и автомашинам почти в упор, с самых близких дистанций, под конец таранил еще один «Кромвель», повалив его набок, поскольку он преграждал ему въезд на главную улицу Виллер-Бокажа. Там он уничтожил еще три танка штабной группы; четвертый танк остался неповрежденным, так как механик- водитель отвел его задним ходом в сад, не имея возможности открыть огонь по «Тигру» из-за того, что наводчик остался вне машины. Командир «Шермана» из роты В, 30-летний лондонец сержант Стэн Локвуд, услышав начавшуюся поблизости стрельбу осторожно направил танк в обход здания: впереди, примерно в 200 м, «Тигр» Виттмана, обращенный к нему бортом, вел огонь вдоль улицы. Наводчик танка Локвуда выпустил четыре 17-фунтовых снаряда по «Тигру». Один из них попал в борт ганка, и над ним показался дым, а затем и пламя. Затем последовал ответный выстрел «Тигра», который обрушил на «Шермана» половину здания и полностью завалил его. Пока англичане освобождали свою машину из-под обломков, немцы исчезли. Получив лишь небольшие повреждения, «Тигр» Виттмана, прежде чем покинуть место побоища, сумел уничтожить и последний «Кромвель»…
Виттман, в ходе беспощадного поединка за 5 минут разгромив в пух и прах передовой отряд 7-й бронетанковой дивизии, дозаправил свой «Тигр», пополнил боеприпасы и своевременно присоединился к остальной четверке «Тигров» и немецкой пехоте. Они обрушились на уцелевшие английские войска в районе высоты с отметкой 213…»
«Королевский Тигр»выдвигается на боевую позицию
На стволе этого штурмового орудия нанесены отметки о победах в танковых поединках
Нужно учесть, что Виттману противостояли танкисты отборной 7-й бронетанковой дивизии англичан, отличившиеся во время боев в Африке. Всего в одном бою с танками Виттмана англичане потеряли 24 танка и 28 других бронеединиц – для сравнения, их потери за предыдущие два дня боев составили только 4 танка.
И все же англичанам в тот день удалось серьезно повредить его боевую машину. Экипаж уничтожил свой танк и отправился в район позиций учебной танковой роты.
Последний бой Михаэль Виттман принял 8 августа 1444 года против танков М4 «Шерман» наступающей 4-й канадской танковой дивизии. Экипаж с 1800 метров подбил два «Шермана» из 1-го эскадрона. Чтобы разорвать строй атакующих, танк Виттмана рванулся вперед и экипаж подбил третьего «Шермана» (последняя уничтоженная боевая машина противника немецким асом), но тут же запылал сам, получив пять попаданий с близкой дистанции. Всего на счету Михаэля Виттмана – 138 танков, 132 самоходки и множество другой уничтоженной боевой техники противника.
В вермахте были и другие результативные танковые экипажи. Так, на счету лейтенанта Отто Кариуса – 150 танков и САУ (по другим данным – 200 машин) противника. Он в одном бою смог поразить 10 советских танков Т- 34. Экипаж «Тигра», которым командовал унтер-офицер Мюллер, в одном из боев под Нарвой уничтожил 25 советских машин, а экипаж лейтенанта Штрауса – 13.
12 января 1943 года началось наступление советских войск под Ленинградом. В отражении атак наступающих частей участвовала и 1-я рота 502-го тяжелого танкового батальона. Четыре «Тигра» были включены в состав обороны 96-й пехотной дивизии. В боях в районе Шлиссельбурга лейтенант Бодо фон Гартель меткой стрельбой из «Тигра» уничтожил 12 танков Т-34/76, а унтерфельдфебель Болтер – 5 танков Т- 34/76. «Тигры» были опасным противником не только для советских танков, но и, как мы убедились, для танков союзников. Так, 22 июля 1944 года во время отражения атаки американских танков ефрейтор Рюринг из 504-го тяжелого танкового батальона уничтожил 12 «Шерманов», причем остальные 11 танков, участвовавших в схватке, были в панике брошены своими экипажами. Во время боя за итальянский город Анцио 24 февраля 1944 года командир взвода лейтенант Зинт из 508-го тяжелого батальона (на вооружении были танки T-VIH «Тигр») подбил 11 танков, а унгерфельдфебель Хаммершмидт – 6 танков союзников.
Экипаж «Пантеры» на отдыхе
Ну а как проявили себя экипажи более мощных немецких танков – T-V1B «Королевский тигр»? Приведу несколько описанных в литературе примеров. Результат экипажа танка, которым командовал унтершарфюрер Карл Броман, – 66 танков. 12 танков Т-34/85 и самоходку СУ-85 уничтожил в завершающих боях 1945 года экипаж лейтенанта Обербаха. А 6 апреля «Королевский тигр» унтерфельдфебеля Керхера расстрелял 10 советских танков. В боях за Венгрию «Королевские тигры» обер-фельдфебеля Нейгауса и унтер-фельдфебеля Куленанса уничтожили соответственно 14 и II советских танков.
Безусловно, показывали свои «когти и другие хищники из гитлеровского зверинца». Так, командир танка T-VG «Пантера» лейтенант Баркман к копну войны уничтожил 60 танков.
Опасным противником были и немецкие самоходки. СУ «Насхорн» («Носорог») лейтенанта Альберта Эрнста уничтожила 33 советских танка. Командир самоходки «Штурмгешутц III» Кирхер в боях за Волхов подбил 30 советских танков. 17 января 1942 года лейтенант Данмаи на своей самоходке уничтожил 16 танков Т-26 и 3 танка КВ. 10 мая 1943 года во время боев на Курской дуге экипаж самоходной установки «Штурмгешутц III», которой командовал лейтенант Триспел, – 12 танков Т-34/76. На счету командира самоходки обер-лейтенанта Шуберта к концу войны числилось 37 уничтоженных танков.
А ТЕПЕРЬ О СЛЕДУЮЩЕМ. Стоит ли писать об асах гитлеровских «панцерваффе», их боевых достижениях? Думается, стоит. И вот почему. Да, солдаты вермахта (солдаты гитлеровской Германии) прошлись огнем и мечом по нашей земле, они были, есть к будут для нас ненавистными захватчиками. Но мы должны помнить и о том, что в цивилизованных странах всегда уважительно относились к противнику в плане его умения воевать. Мы должны помнить и о том, что немецкая армия была профессиональной армией, а наш солдат сокрушил ее. Мы должны помнить о том, что немецкий солдат воевал грамотно, был хорошо обучен, но нашей армии ценой очень больших потерь и усилий удалось разгромить германскую военную машину. И если сегодня подчеркнем профессиональные стороны противника, мы ни в коем случае не принизим заслуг и мастерства советского солдата. Ничто не сравнится с его подвигом в годы Великой Отечественной войны. Военные говорят – уважай противника и ты победишь. Солдат вермахта был умен, хитер и коварен. И здесь можно сказать словами поэта Константина Симонова:
Да, враг был храбр.
Тем больше наша слава.
Тяжелый многобашенный танк PzKpfw «NbFz» 1940 г.
Сверхтяжелый танк PzKpfw «Maus» 1944 г.
Японские бомбардировщики Ки. 30 бомбят полуостров Батаан, Филлипины
Владимир КОТЕЛЬНИКОВ Олег ЛЕЙКО
Немецкие танковые войска
Немецкие танковые войска Основной ударной силой во время операции «Пробуждение весны» являлась 6-я танковая армия СС. Танковые армии являлись оперативным объединением танковых войск Германии Второй мировой войны. Однако в отличие от советских танковых армий, имевших
Танковые войска Германии
Танковые войска Германии Структура и организацияВыбор танками целей на поле боя, конечно, важен — но еще важнее выбор стратегии и тактики танковых войск. В период между мировыми войнами и в СССР, и в Германии вопросам использования танков в будущих сражениях уделялось
Советские танковые войска
Советские танковые войска
Структура и организацияВ Красной армии в предвоенный период развитие танковых войск шло гораздо более извилистым путем. Первоначально главной задачей танков РККА была непосредственная поддержка пехоты и конницы в бою. Танковые подразделения
В бой вступают танковые армии
В бой вступают танковые армии Крупные механизированные объединения, каковыми являлись танковые армии, были эффективным, но достаточно громоздким инструментом ведения боевых действий. Сотни танков, самоходных установок и тысячи автомобилей и тягачей могли запрудить
Советские танковые асы
Советские танковые асы Лавриненко Дмитрий Федорович Танкистом № 1 в Красной Армии считается командир роты 1-й гвардейской танковой бригады гвардии старший лейтенант Дмитрий Федорович Лавриненко.Он родился 14 октября 1914 года в станице Бесстрашная Отрадненского района
Танковые войска СССР и Финляндии
Танковые войска СССР и Финляндии
ОРГАНИЗАЦИЯ ТАНКОВЫХ ВОЙСК КРАСНОЙ АРМИИ. К началу советско-финляндской войны танковые войска Красной Армии имели хорошо развитую организационную структуру По состоянию на сентябрь 1939 года они состояли из танковых корпусов, отдельных
Танковые части 28-го стрелкового корпуса
Танковые части 28-го стрелкового корпуса Корпус был сформирован 29 февраля 1940 года в составе 43, 70-й стрелковых, 86 и 173-й мотострелковых дивизий с задачей: в ночь с 3 на 4 марта форсировать Финский залив и выйти в тыл выборгской группировке противника. С 3 марта корпус броском
Советские танковые асы
Советские танковые асы Лавриненко Дмитрий Федорович Танкистом № 1 в Красной Армии считается командир роты 1-й гвардейской танковой бригады гвардии старший лейтенант Дмитрий Федорович Лавриненко.Он родился 14 октября 1914 года в станице Бесстрашная Отрадненского района
Танковые асы – кто они?
Танковые асы – кто они?
Ас, как известно, слово не русское. В буквальном переводе с французского языка – это туз. Обыкновенный карточный туз. Применительно к особо отличившимся летчикам военной авиации оно стало использоваться в годы Первой мировой войны. Французы любили
ТАНКОВЫЕ АСЫ. КТО ОНИ?
ТАНКОВЫЕ АСЫ. КТО ОНИ? Осень сорок первого. Враг рвется к Москве. В тот день «тридцатьчетверка» лейтенанта Дмитрия Лавриненко находилась в засаде под Серпуховым, когда к нему приблизилась колонна гитлеровской пехоты с артиллерией и автомашинами. Наши танкисты подпустили
ТАНКОВЫЕ АСЫ
ТАНКОВЫЕ АСЫ 1. Лейтйтант ДМИТРИЙ ЛАВРИНЕНКО – 52 танка (танк Т-34, 4-я танковая бригада)2. Ст. лейтенант ЗИНОВИЙ КОЛОБАНОВ – 22 танка (танк КВ, 1-я танковая дивизия)3. Лейтенант СЕМЕН КОНОВАЛОВ – 16 танков + 2 (танк КВ, 15-я танковая бригада) бронеавтомобиля + 8 автомашин4-5. Лейтенанты
Танковые пулеметы
Танковые пулеметы
Во время Второй мировой войны танки дополнительно оснащались пулеметами, которые использовались для стрельбы по наземным или воздушным целям. Некоторые пулеметы устанавливались в лобовой части бронированного корпуса и были предназначены для
Английские танковые пушки
Английские танковые пушки Первой английской танковой пушкой периода 2-й мировой войны стало орудие, официально именовавшееся 2 pdr. Ordnance Quick Firind Mk IX, IXA, X, XA (2-фунтовое скорострельное артиллерийское орудие). Тут необходимо дать некоторые пояснения. Еще в середине XX века
Тяжелые танковые батальоны вермахта
Тяжелые танковые батальоны вермахта С момента создания тяжелого танка Pz. Kpfw VI германское командование рассматривало его как «чудо- оружие», способное существенно влиять на обстановку на отдельных участках фронта. Такой подход требовал и особой организации – танки
Танковые парки Красной Армии и Вермахта накануне войны
Танковые парки Красной Армии и Вермахта накануне войны
Начнем с выяснения общего количества бронетехники, имевшейся у СССР и Германии 22 июня 1941 года. Как мы помним, «История Второй мировой войны» дает лишь количество новейших КВ и Т-34 (1864 единицы), скромно умалчивая о всех
Reddit — Погрузитесь во что угодно
Привет! Проведя здесь довольно много времени и прочитав/услышав/посмотрев, что другие международные источники говорят о танках и танкистах во Второй мировой войне, я нашел тему танковых асов интересной и не так хорошо известной (и не исследованной!), как можно было бы. думать. Так что я подумал, что было бы здорово собрать некоторые из этих вещей здесь!
Танковые Асы Второй Мировой
При взгляде на тему становятся заметны две вещи:
Неважно, где и как вы на это смотрите, немцы доминируют в чартах. В английской Википедии даже нет собственного списка танковых асов, но есть список немецких танковых асов Второй мировой войны!.
Михаэль Виттманн. Везде. Документальные фильмы всегда фокусируются на нем, и вы всегда найдете его каким-то образом.
И даже если он был лишь четвертым по результативности танковым асом — как же так?
Итак, давайте посмотрим на это. Почему немцы, почему Михаэль Виттманн?
Почему Германия?
Несмотря на то, что Германия славилась своими танками, до 1942 года у них действительно не было много очень сильных танков. И все же крошечная Германия смогла устоять против западных союзников и России до 1945 года и смогла добиться коэффициента уничтожения/потеря танков около 5:1 на восточном и 4:1 на западном фронте.
Причины этого намного предшествуют Второй мировой войне. В 1919 году Версальский договор постановил, что только Германия виновата в Первой мировой войне, и запретил Германии иметь сильную армию, включая запрет на танки и ограничение армии до 100 000 солдат. В этой ситуации немецкие военные тактики видели только один путь для успешного планирования войны: им нужна была очень эффективная (поэтому Германия невероятно хорошо обучала своих солдат) и сверхмобильная сила, которая могла бы сокрушить врага еще до того, как он мобилизует свои силы. Мотопехота во взаимодействии с общевойсковыми соединениями (авиация, артиллерия и, если возможно, танки) сможет добиться этого.
Другими словами, основы Blitzkrieg предшествовали даже первому немецкому танку.
Исходя из этого направления мысли, национал-социалистическая танковая программа, начатая тайно в начале 1930-х годов, была сосредоточена на очень опытных экипажах , которые могли принимать собственные решения и не слишком полагаться на команды сверху.
Как мы все знаем, Блицкриг творил чудеса в Польше, Франции и в первое лето в России. Германия сокрушила всех противников, хотя их броня того времени — PzKpfw I, II, III и IV в их ранних версиях — сильно уступала даже Т-34.
В России они столкнулись с этим танком и поняли, что их броня до этого момента внезапно устарела. С этого момента они тратят много ресурсов на создание танков, которые будут не только побеждать прямо сейчас, но и доминировать на поле боя долгие годы. Они знали, что против огромных запасов России и США им придется воевать с большой эффективностью! Такие танки, как «Тигр», «Пантера» и их преемники и производные, родились из этого мышления.
В момент появления Тигра появились танковые асы. Высококвалифицированные экипажи Германии уже имели большое количество против плохо обученных русских экипажей, но теперь у них было оружие, которое могло легко уничтожать врагов с 2000 метров и выше.
Танковые асы, такие как Кариус, Книспель и Виттманн, обычно были танкистами, сражавшимися с самого начала войны. Итак, у нас есть хорошо обученные солдаты с большим боевым опытом, которые теперь получают доступ к лучшему оборудованию.
TL;DR:
Германия знала, что им потребуются самые обученные солдаты, поэтому танкисты были отлично обучены.
Немцы уже имели большой опыт в 1942 году за четыре года войны, а затем начали строить самые дорогие и качественные танки, какие только были.
Отличные экипажи + Отличные танки = Отличные результаты.
Почему Wittmann?
Мои исследования и оценки показывают, что Виттман так невероятно известен по трем основным причинам:
Он был хорош.
Однако это не объясняет само по себе, как вы можете видеть из диаграмм, было три солдата с более высокими показателями убийств.
Виллер-Бокаж. Самый известный эксплойт с одним танком из когда-либо существовавших; Один Тигр уничтожает десятки машин западных союзников за одно столкновение.
Поскольку он был членом СС, нацисты любили использовать его для пропаганды. Поэтому из всех танковых асов о нем больше всего записей!
Третий пункт может быть самым важным. Для тех, кто не так хорошо знаком со структурой немецкой армии: вермахт был настоящей армией, а СС — политическим институтом — по сути, военизированным подразделением НСДАП. Когда нацисты пришли к власти, они решили сформировать несколько элитных частей СС, которые получили бы лучшую подготовку и лучшее снаряжение, и все же многие историки утверждают, что эти части не слишком хорошо себя чувствовали, главным образом потому, что они не были частью вооруженных сил. Вермахта, и поэтому возникнут проблемы со связью. Многие офицеры вермахта заявляли, что они предпочли бы, чтобы такая важная техника, как «Тигры», была собрана в руках настоящей армии.
Из танковых асов, которых вы можете найти в списке танковых асов, видно, что Виттман был самым результативным членом СС. И, к сожалению, он также был очень преданным нацистом. Отсюда предпочтение сосредоточить всю пропаганду на нем.
Из второго номера списка, Отто Кариуса , мы многое знаем, потому что он пережил войну и написал об этом книгу под названием «Тигры в грязи». Он является ценным источником военного опыта немецких солдат. Всю войну он командовал PzKpfw 38(t), Tiger, Tiger II и Jagdtiger.
О Курте Книспеле , величайшем танковом асе всех времен , мы, к сожалению, мало что знаем. У этого есть две причины:
Хотя он был популярен среди товарищей, нацисты не любили его. Его продвигали медленно, и ему было отказано во многих наградах, которые были естественными для других солдат с таким успехом.
Погиб в 1945 году, когда его Тигр II попал в окружение Т-34.
Книспель вступил в войну необычно поздно для такого солдата. Он начал в 1941 в качестве наводчика на PzKpfw IV. За это время ему удалось сбить от 10 до 20 танков, и он быстро стал известен как лучший стрелок своей дивизии — человек, который часто стрелял и уничтожал цель еще до того, как командир отдавал приказ.
Когда в 1943 году он стал наводчиком «Тигра», количество убийств быстро возросло, а его командиры во многом способствовали его способностям. Книспель, однако, не был нацистом, и хотя его сослуживцы и непосредственное начальство любили его, ему 9 лет.Ходили слухи, что 0039 защищал военнопленных и очень небрежно относился к провизии, как вы можете видеть по его бороде. Для меня это еще больше причин любить его, и мне (особенно как немцу) немного грустно, что Виттман все время находится в центре внимания!
Летающий танк | Национальный музей авиации и космонавтики
Немецкие войска, продвигающиеся в Советский Союз, чувствовали себя почти непобедимыми, пока не встретили штурмовик Ильюшина Ил-2.

Гитлеровские войска штурмовали Советский Союз. 900:06 Это было в начале июля 1941 года, через две недели после начала операции «Барбаросса». Гитлеровский план завоевания предусматривал захват Москвы и земель до Волги — и все это до наступления зимы.
Но прежде чем овладение могло произойти, 2-я и 3-я танковые дивизии должны были форсировать реку Березину в районе Бобруйска — тот самый водный путь, который пересекал Наполеон в своем разрушительном вторжении. Советы взорвали большую часть пролетов, вынудив немцев построить понтонные мосты. На массы войск и транспортных средств, пытающихся пересечь реку, нацелился советский самолет нового типа, который немцы сравнивали со своим Junkers Ju 87 Stuka, пикирующим бомбардировщиком и штурмовиком. К ужасу немцев, советская авиация мобилизовала Ил-2, низколетящий одноместный моноплан, оснащенный автоматическими пушками, ракетами, пулеметами и бомбами.
Однако немцы быстро обнаружили слабые места Ил-2. Поскольку штурмовик был выпущен всего пять месяцев назад и никогда не испытывался даже в военных играх, советские летчики еще не разработали тактику, необходимую для защиты друг друга в полете, и у них все еще не было надлежащих прицелов для наведения своих пушек и бомб. В то время как толстая броня окружала пилота и двигатель, конструкция кормовой части кабины состояла только из фанеры, которая рассыпалась под огнем.
Десятки Ил-2 погибли от ударов зенитных орудий и истребителей с тыла. Тем не менее, советские пилоты поднялись в небо, каждый рискнул сделать несколько заходов, прежде чем был сбит. Помня о неудачах России в Первой мировой войне, когда заводы не могли производить достаточное количество винтовок для своих солдат, немцы были уверены, что их новый враг не сможет заменить уничтоженные самолеты, не говоря уже о том, чтобы увеличить их численность.
Даже в случае замены, как такой непроверенный самолет мог противостоять армаде низколетящих штурмовиков Люфтваффе? Самолет доказал свою эффективность в гражданской войне в Испании и по всей Европе. Немцы считали, что попытка советских войск нанести наземный удар будет не более чем раздражением.
Но Ил-2 не был таким же, как Штука; со временем будет намного лучше. «У нас нет ничего подобного», — сказал отставной ас времен Первой мировой войны Эдди Рикенбакер после осмотра Ил-2 и его сборочных линий два года спустя. «Это китовый самолет, лучший самолет для своих целей в мире».
Вид внутри кабины Ил-2, реставрируемой Национальным музеем авиации и космонавтики. Первые модели Ил-2 пошли в бой как одноместные; позже они были оснащены хвостовыми стрелками.
Черная смерть
В конце 1943 года Ил-2 вновь встретились с гитлеровцами у реки Березина, так как немцы отчаянно отступали. И на этот раз внешний вид Ил-2 не был пятнистым: самолеты шли волнами и несли новое противотанковое орудие. Немцы прозвали самолет Betonflugzeug («бетонный самолет») из-за толстой брони. Другие называли его другим прозвищем: Der Schwarze Tod, «Черная смерть».
Тысячи Ил-2 были потеряны в результате аварий и вражеского огня, но у Советов было еще много того, что можно было бросить в бой. Из-за поразительного роста производственных мощностей к апрелю 1945 года Ил-2 вместе с его модификацией Ил-10 считался самым производимым военным самолетом всех времен — более 36 000 единиц. Рекорд все еще стоит. Удивительно, но в музеях мира можно найти менее двух десятков отреставрированных Ил-2, и лишь немногие из них летают. В Национальном музее авиации и космонавтики есть Ил-2, и он проходит реставрацию в Центре Стивена Ф. Удвара-Хейзи в северной Вирджинии.
Ил-2 начинался, как и большинство военных самолетов, с проблемы в поисках решения. Советские военные планировщики в 1930-х годах пришли к выводу, что им нужен самолет, способный атаковать наземные войска, включая тяжелобронированную технику. В 1938 году авиаконструктор Сергей Ильюшин обратился к Иосифу Сталину и добился одобрения концепции, которую он назвал «летающим танком». Его проект был построен на осознании того, что вместо того, чтобы строить штурмовик и ставить на него броню, он мог бы сделать часть самолета из брони, говорит Билл Хадден, специалист по реставрации Национального музея авиации и космонавтики, прикомандированный к Ил. -2 проект. «Стальная часть фюзеляжа имеет очень небольшую структуру внутри, и это потому, что Ильюшин увидел, что вы можете использовать броню для несущих структурных нагрузок», — говорит Хадден.
Самолету также потребуются бронебойные орудия, стойки для бомб и ракет, маневренность на верхушках деревьев и живучесть под массированным зенитным огнем, который принесет такая близость.
Профиль Ил-2 напоминает истребитель, но для крутых виражей и крутых пикирований самолет не приспособлен.
Ильюшин также хотел, чтобы место хвостового стрелка сдерживало вражеские истребители, но летные испытания показали, что это слишком увеличивает вес для ранней версии самолета с поршневым двигателем Микулин АМ-38. Так что первые серийные модели пошли в бой как одноместные.
Русские летчики окрестили самолет «Ильюша», обыгрывая как имя конструктора, так и жесткого маленького персонажа из «Братьев Карамазовых» Федора Достоевского. Его обозначение было «Штурмовик», что означает «бронированный штурмовик».
Тем не менее, во время его дебюта в 1941 году скорострельные зенитные орудия оказались смертоносными для Ил-2, и через два месяца после начала войны на Восточном фронте запасы исправных штурмовиков были на исходе. Например, 4-й штурмовой авиаполк советских ВВС вступил в войну с 63 годными к полетам Ил-2. Шестьдесят были сбиты.
После почти трех десятилетий хранения музейный Ил-2 был доставлен в реставрационную мастерскую в Центре Стивена Ф. Удвара-Хейзи в Шантийи, штат Вирджиния, 18 ноября 2021 года.
Несмотря на это, в августовских боях уцелели оставшиеся Ил-2, как у села Потелица, где советские войска были окружены 70 немецкими танками. «Исключительно доволен успешными действиями штурмовиков и истребителей, — докладывал полковник Н.Ф. Науменко товарищу командиру. «Благодаря сокрушительному удару, нанесенному вами 21 и 22 августа 1941-го контратака вражеской танковой дивизии была отбита».
Вероятно, такие похвалы привлекли внимание Сталина. Жаждая любых хороших новостей после катастрофической осени, он ухватился за самолет, жизненно необходимый для остановки нацистов. Планируемая Германией четырехмесячная гонка к победе может превратиться в войну на истощение, в которой Советы могут победить, учитывая их обширный ландшафт и огромное население, но только если продержатся припасы и оружие. Однако к 1941 году, когда немцы двинулись на Москву в рамках операции «Тайфун», им противостояло всего 72 штурмовика.
Спрос и предложение
Способность России замедлить продвижение Германии будет зависеть от ее способности строить больше самолетов. К сожалению, слишком большая часть промышленных и полезных ископаемых страны находилась рядом с Германией и немецкими бомбардировщиками.
Готовы они или нет, но Советы должны были начать промышленную эвакуацию. Любая задержка означала необходимость уничтожить фабрику, как только враг появится на горизонте, или, что еще хуже, потерять ее в целости и сохранности. Советы перенесли более 1500 заводов менее чем за полгода.
Заводы, которые должны были выпустить большую часть Ил-2 во время войны (вместе с тысячами рабочих и недостроенных самолетов), должны были двигаться по железнодорожной сети, уже забитой поездами, направлявшимися на фронт. Пункты назначения иногда были не более чем расчищенными участками. Там прибывающие рабочие начали охоту за тысячами ящиков, часто перемешанных с другим грузом.
Оборудование одной пары заводов (заводы № 380 и 381) перевезено по железной дороге из Ленинграда в Нижний Тагил на Урале более чем на 1300 миль. Некоторым станкам приютились в существующих вагоноремонтных мастерских, а другим пришлось укрыться в наспех сооруженных ангарах. Менее чем через шесть недель заводы снова заработали.
самолета Ил-2 пролетели над Берлином в 1945 году. Немецким бомбардировщикам не хватило дальности, чтобы нанести удар по заводам Ил-2 после того, как Советы переместили их в Куйбышев. (Хроника/Алами)
Вторым убежищем во время войны станет город Куйбышев (ныне известный как Самара), развитый промышленный город на Волге. Он должен был служить аварийной столицей страны, если немцы возьмут Москву. После того, как в октябре 1941 года противник достиг Харькова, два крупных сборочных завода Ил-2 в Воронеже и Москве получили приказ передислоцироваться за 500 миль на участок возле куйбышевской железнодорожной станции Безымянка.
«В то время основные блоки [в Куйбышеве] не имели крыш», — говорит Ефим Гордон, военный историк и соавтор окончательного Ильюшина Ил-2 и Ил-10 Штурмовик. «Работе помешали сильные морозы, наступившие раньше обычного. Рабочим приходилось разводить костры в мастерских, чтобы согреться и согреться станками, которые нужно было установить. В целом условия жизни и труда людей, занимавшихся переселением завода, были чрезвычайно тяжелыми».
Немецкие солдаты осматривают сбитый Ил-2. Несмотря на его броню, скорострельные зенитные орудия, такие как Oerlikon, оказались смертоносными для самолета и его пилотов. (Интерфото/Алами)
Несмотря на все страдания, приказ переместить растения на безопасное расстояние все-таки окупился. Собственные ошибки Гитлера к настоящему времени стали очевидными, например, его приказ воздержаться от производства дальних бомбардировщиков в пользу истребителей и двухмоторных средних бомбардировщиков. Заводы Ил-2 в Куйбышеве были вне досягаемости Люфтваффе.
Перебазированные заводы № 1 и 18 г. Куйбышева со временем выпустят более 27 000 штурмовиков. Сначала такое число казалось невозможным. После пятинедельной задержки с возобновлением производства завод № 18 сообщил о том, что к середине декабря было выпущено менее дюжины самолетов. На это натолкнула телеграмма Сталина: «Нашей Красной Армии сейчас нужны самолеты Ил-2. Как воздух, как хлеб…. Нам не МиГи нужны, а Ил-2. Если 18-й завод думает отделиться от страны, давая по одному Ил-2 в сутки, то он жестоко ошибается и будет за это наказан. Прошу не выводить правительство из терпения и требую выпускать больше Илов. Предупреждаю в последний раз». Производство увеличилось.
немецких танка и тяжелой артиллерии выстраиваются под Курском в 1943 году. Завязавшееся сражение стало крупнейшим танковым сражением войны. За пять дней советские летчики 291-й дивизии сбросили множество небольших бомб, уничтожив или повредив 422 немецких танка. (Майкл Кремин/Алами)
Сталин изначально запретил вносить какие-либо изменения в конструкцию без его разрешения, опасаясь остановки производства. Но когда немецкое наступление захлебнулось, Ильюшин получил право на внесение изменений. (На самом деле к 1942, Советы чувствовали себя достаточно уверенно в Москве, чтобы возобновить там производство Ил-2.) Ильюшин произвел более 115 модификаций, включая модели, в которых вместо колес использовались фиксированные лыжи. На другом прототипе был установлен огнемет.
Основное вооружение штурмовика начиналось как пара 20-мм автоматических пушек ШВак, но они были склонны к заклиниванию. Поэкспериментировав с 37-мм пушками, Ильюшин остановился на 23-мм пушке «Вя», которая была лучше, но все еще не могла пробить тяжелую броню.
После того, как мощность двигателя Микулина улучшилась, Ильюшин, наконец, смог добавить в серийные самолеты место хвостового стрелка. Однако отчеты пилотов с войны предполагают, что хвостовые стрелки были более полезными в качестве тыловых наблюдателей. Выживаемость стрелков составляла лишь одну седьмую от показателя выживаемости пилотов, поскольку стрелковая часть самолета в основном была построена из фанеры.
Ил-2 иногда сбивал немецкие транспорты Junkers Ju 52 и бомбардировщики Heinkel He 111, но даже в самых совершенных версиях он не подходил для крутых поворотов и крутых пикирований. Одной из тактик самосохранения был круг Лафбери, восходящий к воздушным боям Первой мировой войны: самолеты защищают заднюю полусферу друг друга, образуя защитное кольцо.
В начале лета 1943 года пилоты «Штурмовика» получили преимущества от многих конструктивных и технических достижений, за одним заметным исключением: крошечная бомба под названием ПТАБ, сокращение от «Противо-танковая авиабомба». Сталин одобрил производство почти миллиона бомб в апреле, но приостановил их производство до тех пор, пока не вырисовывался достаточно серьезный кризис или возможность.
ПТАБ были настолько малы — около пяти фунтов каждый, — что штурмовик мог нести их почти 200 штук. Каждый ПТАБ имел кумулятивную боеголовку, которая могла пробить верхнюю броню немецких танков (даже смертоносного «Тигра»), воспламенив боеприпасы и горючее.
Сбрасываемые роями штурмовиков, ПТАБ понесли ужасающие потери, когда были введены в Курской битве в июле 1943 года, крупнейшем танковом сражении войны. За пять дней советские летчики 291-й дивизии заявили о повреждении или уничтожении 422 немецких танков.
Группа штурмовиков ждет взлета с травяного аэродрома. Во время войны Советы произвели более 36 000 Ил-2.
Риски полета
Канадский пилот Росс Грэнли обладает обширными знаниями обо всем хорошем, плохом и ужасном в Ил-2. От имени Музея летного наследия и боевой техники в Эверетте, штат Вашингтон, он пилотировал двухместную модель Ил-2М3.
В интервью для Vintage Aviation Echo Грэнли заметил, что, хотя профиль самолета может напомнить Республиканский P-47 Thunderbolt, штурмовик настолько большой и тяжелый, что управляется как бомбардировщик. «Он не очень хорошо маневрирует и не может уклониться от вертикального удара», — сказал он журналу. «Я бы не хотел ввязываться в воздушный бой [во время полета] на нем». Небольшое отклонение от правильного шага на малых скоростях или при восстановлении после переворота крыла могло вызвать петлю обратной связи, которая выводила Ил-2 из-под контроля.
Гренли добавил, что, хотя пуленепробиваемое ветровое стекло и бронированная кабина повышают шансы пилота на выживание, стальные пластины рядом с головой летчика мешают обзору сзади. А у брони вокруг двигателя было слабое место, которое научились использовать такие противники, как немецкий ас Эрих Хартманн, летавший на Мессершмитте Bf 109. Трассеры, направленные в маслорадиатор на днище, отправили в землю множество штурмовиков.
Мемориал в Дубне в честь могучего Ил-2. Хотя оригинальная броня самолета не повреждена, реставраторы, похоже, прикрепили хвостовую часть фюзеляжа от другого самолета. (Википедия/Александр Маркин)
Хотя очень немногие из 36 000 произведенных «Штурмовиков» все еще существуют, этот самолет занимает видное место в авиасимуляторах на тему Второй мировой войны. И когда россияне соберутся, чтобы почтить память Великой Отечественной войны, Ил-2, скорее всего, получит упоминание наряду с другими революционными событиями военного времени: танком Т-34, пистолетом-пулеметом ППШ-41 и реактивной установкой «Катюша».
И сегодня памятник Ил-2 и рабочим, которые строили самолеты в самые тяжелые дни своей страны, возвышается над транспортной развязкой в российском городе Самаре, где почти 80 лет назад с заводов сошли штурмовики.
Джеймс Р. Чайлз — частый автор Air & Space Quarterly и автор книги The God Machine: From Boomerangs to Black Hawks, The Story of the Helicopter (Bantam Dell, 2007).
Специалист по реставрации Джей Фланаган изготавливает форму фюзеляжа Ил-2. Музей стремится использовать оригинальные фабричные технологии.
Как восстановить «бетонную плоскость»
После почти трех десятилетий хранения Ильюшин Ил-2 Штурмовик был перемещен в реставрационный ангар Мэри Бейкер Энген Национального музея авиации и космонавтики в Шантийи, штат Вирджиния. Там историки и мастера сотрудничают, чтобы вернуть Ил-2 — одному из самых знаковых самолетов Второй мировой войны — былую славу.
Хотя в Советском Союзе было построено более 36 000 штурмовиков Ил-2, лишь немногие из них пережили войну. Спустя годы даже обломки «бетонного самолета» (названного так потому, что его было трудно разрушить) встречались крайне редко. Ситуация изменилась после распада Советского Союза в 1991 году, когда у любителей истории появилось больше возможностей для поиска. «Немало относительно неповрежденных образцов было извлечено из озер, так что сейчас в музеях находится более дюжины экземпляров», — говорит Билл Хадден, музейный специалист по реставрации, прикомандированный к проекту Ил-2.
Музейный «Штурмовик» — один из таких самолетов: он пролежал полвека на дне озера. Или, если быть более точным, первоначальная реставрационная работа, предпринятая российской командой, объединила три или четыре самолета, большинство из которых были выкопаны из одного и того же озера, в один цельный. К сожалению, у русских не было записей о том, какие самолеты использовались и откуда они прибыли, что затрудняло определение происхождения музейного Ил-2. Более того, методы восстановления, использованные российской командой, непреднамеренно удалили некоторые ценные улики.
«Похоже, что они использовали средство для удаления краски, пескоструйную очистку и все необходимое для удаления коррозии и старой краски перед восстановлением самолета», — говорит Хадден. По его словам, такие деспотические методы потеряли популярность, потому что они стирают большую часть истории объекта. «Например, серийный номер был нанесен в нескольких местах при их изготовлении», — говорит Хадден. «Если практически вся оригинальная краска удалена, мы можем никогда не узнать личность нашего самолета или его конкретную историю эксплуатации.
«Благодаря активному сообществу энтузиастов Ил-2 по всему миру мы получили доступ к богатой коллекции руководств и справочных материалов, но, конечно же, нам приходится переводить почти все это на английский язык, чтобы использовать их», — добавляет Хадден. Процесс ремонта самолета также обещает показать, как он был построен. Это потому, что задняя половина оригинального фюзеляжа полностью сделана из дерева, которое не выдержало 50 лет пребывания под водой. «Мы взяли на себя обязательство построить деревянную хвостовую часть фюзеляжа с использованием оригинальных заводских технологий, и это потребовало больших исследований», — говорит Хадден. Проекту также помогают навыки работы с деревом специалиста по реставрации музея Джея Фланагана, который ранее использовал исторические инструменты для восстановления старых самолетов. «Этот процесс, хотя и был обычным 75 лет назад, сегодня является чем-то вроде утраченного искусства», — говорит Хадден.
Впрочем, не ждите, что Ил-2 взлетит. «Восстановление летающих самолетов — прекрасная цель, и мы рады, что другие делают это», — говорит Хадден. «Но наша цель в Смитсоновском институте — сохранить историю объектов, находящихся под нашей опекой, а это значит, что мы не можем заставить их работать.