Содержание

Броня крепка: лучшие отечественные танки

Во второе воскресенье сентября в России традиционно отметили День танкиста − профессиональный праздник танкистов и танкостроителей. Для Уралвагонзавода он особенный. Сегодня это единственный завод в России, который разрабатывает и производит самые лучшие танки в мире. Сейчас здесь создается современная «Армата», а когда-то с конвейера сходили легендарные Т-34. К празднику мы сделали подборку самых ярких моделей танкового парка страны на протяжении последнего столетия.

Т-34: легендарная «тридцатьчетверка»

Эта знаменитая машина стала самым массовым средним танком Второй мировой войны. Всего в мире с 1940 года было выпущено более 65 тысяч Т-34 и его модификаций. До конца войны Уральский танковый завод №183, который позже станет Уралвагонзаводом, выпустил более 25 тысяч «тридцатьчетверок». То есть каждый второй воевавший танк был сделан на этом заводе.

С танка Т-34 фактически началась отечественная конструкторская школа танкостроения, которая сложилась на УВЗ. Конструкторское бюро завода было ответственно за модернизацию танка. Т-34 по многим характеристикам, особенно по маневренности и проходимости, превосходил танки противника. Однако к 1943 году с появлением у врага новой техники с более мощными орудиями возникла необходимость в его модификации.


Колонна танков Т-34-85 2-го Дальневосточного фронта

Уральские конструкторы разработали модель Т-34-85 с пушкой калибра 85 мм, под которую также была переработана башня. Сохранив все преимущества базовой модели, новый танк по своей мощности теперь мог соперничать с немецкими танками, оснащенными пушками калибра 75 мм. Именно Т-34-85 можно назвать оружием Победы в Великой Отечественной войне. В СССР он выпускался до конца войны, а в 1950-е годы продолжал изготавливаться по лицензии в Польше и Чехословакии. Интересно, что до последнего времени Т-34-85 еще стоял на вооружении в некоторых странах.

 

Т-44: на смену танку Победы

Разработка нового Т-44, который должен был на фронте заменить Т-34, пришлась на 1943-1944 годы. Созданием танка на УВЗ занимался главный конструктор Александр Морозов, один из авторов Т-34. Возможно, поэтому внешне оба танка похожи. Но конструктивно это совершенно разные машины.


Танк Т-44 форсирует водную преграду

Основной задачей конструкторов в создании Т-44 стало наращивание броневой защиты. Параллельно с этим были внесены и другие изменения. Дизельный двигатель расположили поперек машины, что позволило сократить длину корпуса, уменьшить общий вес и улучшить ходовые качества танка. Изменилась башня, увеличилось боевое отделение, были улучшены условия для экипажа. Несмотря на то, что Т-44 выпускался серийно, полноценно заменить Т-34 ему не удалось, так как уже в 1947 году была разработана более совершенная модель Т-54.

 

Т-54/55: «Калашниковы» среди танков

Во время войны был накоплен большой опыт использования бронетехники, который требовалось применить на практике. Танк Т-54 стал первым серийным послевоенным танком в СССР. История создания Т-54 неотделима от истории Т-44, так как обе эти машины разрабатывались для замены Т-34-85. Многие наработки Т-44 были использованы в Т-54 и Т-55.

После ряда экспериментов с 100-мм пушкой, которая должна была сменить устаревшую 85-мм, осенью 1944 года проект нового танка под названием Т-54 был одобрен к реализации. Танк серийно выпускался с 1947 по 1958 годы, постоянно модифицируясь. По боевым качествам он превосходил все известные средние танки. Кроме СССР Т-54 выпускался в Китае, Корее, Чехословакии и Польше общим числом 20 375 танков.


Танк Т-54

С 1958 года выпускается модификация Т-55. Это первый в мире серийный танк, предназначенный для ведения боевых действий в условиях применения ядерного оружия. Также он стал первым танком, на котором в ходе капитальной модернизации в 1980-е годы был установлен комплекс активной защиты, уничтожавший или ослаблявший действие боевого снаряда противника. Серийно производился в Польше, Румынии и Чехословакии. Всего было выпущено 23 600 машин.

Т-54 и Т-55 получили широкое распространение по всему миру и участвовали в большинстве локальных конфликтов второй половины XX века. Благодаря своей простоте и высокой надежности они до сих пор стоят на вооружении многих стран.

Т-62: первый с гладкоствольным орудием

Следующим танком, созданным конструкторами УВЗ, стал Т-62 – первый в мире серийный танк с гладкоствольной пушкой. Он был призван заменить модель Т-54/55, так как несмотря на постоянные обновления танка, его 100-мм орудие уже не выдерживало конкуренции. Снаряды новой гладкоствольной пушки Т-62 обладали большей пробивной способностью.


Танк Т-62

Танк был оборудован защитой от радиации и системой автоматического пожаротушения. Т-62 выпускались в СССР вплоть до 1975 года, а также в Чехословакии и в Китае. Всего было произведено около 20 000 машин различных модификаций. Т-62 хорошо показал себя в боевых действиях в Афганистане, в результате чего мировой спрос на него возрос. Этот надежный и неприхотливый танк используется и сегодня в танковых армиях некоторых государств.
 

Т-72: с Урала по всему миру

Огонь, броня и маневр воплотились в самом массовом танке современности Т-72 «Урал», составляющем основу сухопутных войск десятков стран. Т-72 относится ко второму поколению танков. Разработан в конце 1960-начале 1970-х гг под руководством главного конструктора КБ Уралвагонзавода В.Н. Венедиктова. Принят на вооружение в 1973 году и выпущен в количестве более 30 тыс. Кроме стран Восточного блока выпускался по лицензии в Индии и Иране. За его создание и организацию производства Уралвагонзавод был награждён орденами Ленина и Октябрьской Революции.


Танк Т-72

Танк Т-72 участвовал во всех вооруженных конфликтах последних лет вплоть до событий на Украине и в Сирийской республике. Модификации танка производятся на УВЗ и в настоящее время. Модель Т-72Б3 оснащается динамической защитой ВДЗ «Контакт-5» и «Реликт», а также пушкой 2А46М-5-01, что делает этот танк максимально близким к машинам третьего поколения типа Т90А.

Т-90 «Владимир»: международный хит

Танк третьего поколения Т-90 «Владимир», разработанный в 1989 году, назван в честь его главного конструктора Владимира Поткина. Т-90 принят на вооружение в 1992 году и является глубокой модернизацией танка Т-72Б. В первое десятилетие 2000-х он вышел в лидеры продаж на мировом рынке. Крупнейшим покупателем Т-90 стала Индия, где также было налажено лицензионное производство. Благодаря поставкам Уралвагонзавода вооруженные силы Индии практически с нуля выстроили современные бронетанковые войска.


Танк Т-90

Танк оснащен реактивной броней и оптико-электронной системой подавления огня. Основное вооружение Т-90 – 125-мм пушка 48 калибра. Также имеется спаренный пулемет, зенитная установка и возможность стрельбы из основной пушки управляемыми ракетами. Т-90 обладает исключительной неприхотливостью, надежностью и при этом – более выгодной ценой. Танк отлично показал себя в боевых условиях на территории Сирийской Арабской Республики.

Модификация Т-90М «Прорыв-3» получила новый уровень защиты, что помогает противостоять современным противотанковым средствам. В рамках модернизации серьезные изменения претерпели системы управления огнем, навигационно-поисковое оборудование и другие элементы, имеющие отношение к повышению эффективности и боевой мощи.

Т-14: непобедимая «Армата»

Перспективный танк Т-14 на универсальной гусеничной платформе «Армата» − новейшая разработка уральских конструкторов. Впервые танк был представлен на Параде Победы 2015 года. Это первый серийный танк, разработанный для применения в составе автоматизированной системы управления войсками (АСУВ). Т-14 снабжен современными средствами обнаружения противника и может использоваться как машина разведки, целеуказания и корректировки огня.


Танк Т-14 «Армата»

Кроме того, в Т-14 впервые реализована схема необитаемой башни. Экипаж машины надежно защищен бронекапсулой. Танк малозаметен в различных диапазонах, а также оснащен активной защитой «Афганит», которая перехватывает снаряды противника. Комплекс защиты «Малахит» способен отражать ракеты РПГ и ПТРК. Снаряды Т-14 способны пробивать броню толщиной в 1 метр.

До конца 2021 года в российскую армию будут поставлены 132 единицы танков Т-14, а первые машины поступят уже в этом году. Уралвагонзавод ведет дальнейшую работу по развитию семейства «Армата», результаты которой на десятилетия зададут тон в мировом танкостроении.

ТАНК ПОБЕДЫ: история создания и подвига

Легендарный средний танк «Т-34» по праву можно назвать оружием Победы в Великой Отечественной войне. Серийно он стал выпускаться в 1940 году: протокол Комитета Обороны о постановке Т-34 (А-34) в серийное производство был подписан 31 марта.

История создания легендарного Т-34 началась ещё в 1937 г. на Харьковском паровозостроительном заводе (ХПЗ) в КБ-24 под руководством главного конструктора М.И. Кошкина. Его прототипом стал колёсно-гусеничный танк БТ-20. 13 октября 1937 г. артиллерийско-бронетанковое управление (АБТУ) РККА выдало заводу №183 (подразделение ХПЗ) тактико-техническое задание на новый танк под индексом А-20, который бы заключал в себе все три направления модернизации танков «БТ». В том числе рассматривался чисто гусеничный тип танка. Технический проект гусеничного танка получил обозначение А-32.

Военные, желающие получить быстроходный танк, настаивали на постройке опытных только колёсно-гусеничных танков А-20, но М. Кошкин настоял на необходимости постройки и А-20Г – гусеничного варианта.

На всех рассмотрениях и совещаниях по бронетанковой технике, хотя гусеничный тип танка показал хорошие результаты, отдавалось предпочтение гусенично-колёсным вариантам. И только непосредственная поддержка гусеничного типа в двух случаях лично И.В. Сталиным дала путёвку в жизнь «Т-34».

19 декабря 1939 г. Постановлением Комитета Обороны при СНК №443сс «О принятии на вооружение РККА танков…» на вооружение Красной Армии был принят танк под обозначением «Т-34».

В январе 1940 г. постановлением Комитета Обороны №85 было задание Харьковскому паровозостроительному заводу (ХПЗ) изготовить два гусеничных танка на базе А-32 с учётом установления брони до 45 мм и пушки 76 мм. Предписано было: «Танк А-32 с этой толщиной брони именовать Т-32».

После многочисленных испытаний в феврале-марте 31 марта был подписан протокол Комитета Обороны о постановке Т-34 (А-34) в серийное производство на заводе №183 в Харькове и о подготовке его выпуска на Сталинградский тракторный завод (СТЗ).

 

ЦИФРА:

До конца 1940 года было выпущено 115 машин при плане 200 (по вине замминистра Обороны маршала Г.И. Кулика). Всего за период 1940 – 1945 годов было выпущено около 60 тысяч единиц Т-34 в различной модификации. Сегодня памятники этой легендарной машине есть не только во многих городах и посёлках России, но и мира.

 

С первых дней войны тридцатьчетвёрки показали свои великолепные качества. Только один пример: В первых числах октября 1941 г. 2-я танковая армия Гудериана прорвалась в районе Орла и двинулась на Тулу. 4-я танковая бригада полковника М.Е. Катукова получила задачу задержать продвижение врага. Одна бригада с одним батальоном «Т-34», второй лёгкие танки БТ-5 и БТ-7 против трёх дивизий фашистских.

До 50 вражеских танков вклинились в оборону мотострелкового батальона. Тридцатьчетвёрка лейтенанта Кукорина, покинув засаду, устремилась на помощь мотострелкам. Фашистские танки открыли огонь по «Т-34», но механик-водитель Федотов уверенно вёл машину вперёд. Когда до врага осталось 600 – 800 метров, танк остановился, и стрелок сержант Любушкин открыл огонь. Стрелял точно – четыре выстрела и четыре подбитых танка! Один из вражеских снарядов попал в «Т-34», механик-водитель был ранен, но превозмогая боль, Федотов продолжал управлять машиной. Кукорин приказал подать машину назад, когда танк остановился, Любушкин снова открыл огонь и поджёг ещё четыре фашистских танка.

Умело используя преимущества «Т-34» по мощи огня, броневой защите и манёвренности, экипаж одной машины уничтожил 16 фашистских танков! Так уже в начале войны достойно показал себя легендарный танк, который по праву называется оружием Победы и Славы!

Вадим КУЛИНЧЕНКО, капитан 1 ранга в отставке, публицист

Источник: http://inbalashikha.ru/novosti/k-75-lktiyu-pobedy/tank-pobedy-istoriya-sozdaniya-i-podviga

ГБУК города Москвы «Музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34»

ГБУК города Москвы «Музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34» — АНО «АРВТ»

Уважаемые участники программы «Дороги Победы»!

Бронирование экскурсий на вторую половину июня состоится 18 июня в 12:00 Стать партнером

Адрес: г. Москва, Красная Площадь, д. 1

ГБУК города Москвы «Музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34»

Бесплатная

Детали экскурсии

  • Время Информация по маршруту
    10:00 Выезд группы.
    10:00–12:00 Обзорная экскурсия по г. Москве и Московской области
    12:00–13.30 Экскурсия в Музее. Единственный в мире военно-исторический музей, посвящённый целиком конкретному образцу вооружения и военной техники, легендарной боевой машине XX века — среднему танку Т-34.Основатель музея — Л. Н. Васильева (Кучеренко), дочь советского инженера-конструктора, танкостроителя Н. А. Кучеренко. Дата открытия музея — 6 декабря 2001 года. В 1941 году в этот день на Лобненском рубеже началось контрнаступление советских войск в битве под Москвой.
    15.00 Приезд группы