где производят лучшие танки, ракеты и подлодки страны?: Оружие: Наука и техника: Lenta.ru

Оборонная промышленность России обеспечивает Вооруженные силы современным вооружением. В стране выпускают атомные подводные лодки, боевые вертолеты, истребители, бронетехнику и стрелковое оружие. Только с начала декабря военным передали очередную партию истребителей Су-35С, модернизированные танки Т-72Б3М и новейший разведывательный комплекс. «Лента.ру» рассказывает о предприятиях России, которые разрабатывают и производят современное оружие и технику.

Кто производит российские танки

В сентябре американское издание Popular Mechanics назвало российский Т-90М лучшим танком, который принимает участие в специальной военной операции России на Украине. Усовершенствованная машина получила башенный модуль новой конструкции, пушку 2А82-1М и комплекс динамической защиты «Реликт». Также Т-90М оснастили современной системой управления огнем и дистанционно управляемой зенитной пулеметной установкой.

Танк Т-90 в механосборочном цехе «Уралвагонзавода»

Фото: Донат Сорокин / ТАСС

В августе концерн «Уралвагонзавод» (УВЗ), который является крупнейшим разработчиком и производителем бронетехники в стране, передал Министерству обороны России партию Т-90М. Также военные получили бронированные ремонтно-эвакуационные машины БРЭМ-1М. Помимо Т-90М предприятия концерна выпускают модернизированные танки Т-72Б3М, боевые машины поддержки танков БМПТ «Терминатор» и тяжелые огнеметные системы ТОС-1А «Солнцепек».

Самая совершенная разработка УВЗ — танк Т-14, созданный на базе универсальной гусеничной платформы «Армата». Танк с необитаемой башней оснащен комплексом активной защиты «Афганит» и комплексом кругового обнаружения целей. Также машина получила динамическую защиту «Малахит». Обозреватель американского издания 19FortyFive Брент Иствуд предположил, что танк может использоваться в боевых действиях в 2023 году.

Оружие «Калашникова»

Основным производителем стрелкового оружия в России остается концерн «Калашников». В него входят несколько предприятий, включая «Ижевский механический завод» и компанию Zala Aero, которая разрабатывает и выпускает беспилотники.

Концерн производит автоматы АК-12 — основное индивидуальное стрелковое оружие Вооруженных сил России. Автомат калибра 5,45 миллиметра получил цевье с планками Пикатинни для установки дополнительного оборудования и складной телескопический приклад. После применения в рамках спецоперации на Украине автомат доработали.

Также Минобороны подписало с концерном «Калашников» контракт на поставку снайперских винтовок Чукавина (СВЧ) — это оружие постепенно заменит снайперскую винтовку Драгунова в войсках. Помимо стрелкового оружия «Калашников» выпускает дроны-камикадзе «Ланцет» и «Куб».

Боевые вертолеты

Проектированием, испытаниями и опытным производством российских вертолетов «Ми» и «Ка» занимается Национальный центр вертолетостроения имени М.Л. Миля и Н.И. Камова, который создали путем объединения Московского вертолетного завода (МВЗ) имени М. Л. Миля и конструкторского бюро «Камов».

Ка-52 на площадке возле летно-испытательной станции на заводе «Арсеньевской авиационной компании «Прогресс» имени Н. И. Сазыкина»

Фото: Андрей Станавов / РИА Новости

На вооружении Воздушно-космических сил России стоят современные боевые вертолеты Ка-52, выполненные по соосной схеме, и Ми-28Н с одним несущим и одним рулевым винтом. Обе машины могут нести управляемое ракетное вооружение. Ми-28Н выпускают на ростовском заводе «Роствертол», а Ка-52 строят на предприятии «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им. Н. И. Сазыкина».

Создатели главных истребителей России

Одними из основных истребителей Воздушно-космических сил России являются самолеты, которые стали развитием Су-27. В начале декабря «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК), которая объединяет крупные авиастроительные предприятия России, сообщила о передаче Минобороны очередной партии истребителей поколения 4++ Су-35С. Самолеты изготовили специалисты Комсомольского-на-Амуре авиационного завода (КнААЗ) имени Юрия Гагарина. В свою очередь, Иркутский авиационный завод в ноябре передал оборонному ведомству партию истребителей Су-30СМ2 и учебно-боевых самолетов Як-130.

Помимо Су-35С на КнААЗ производят российский истребитель пятого поколения Су-57. В ходе посещения завода в сентябре генеральный директор «Ростеха» Сергей Чемезов сообщил, что темпы производства этих самолетов будут увеличены. При этом разработанный в Опытно-конструкторском бюро (ОКБ) П.О Сухого самолет продолжают совершенствовать — в октябре первый полет совершил модернизированный Су-57.

Кто производит российские системы ПВО

В июле министр обороны России Сергей Шойгу вручил «Золотую Звезду» Героя Российской Федерации гендиректору концерна Воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей» Яну Новикову. Концерн создали в 2002 году на базе компании «Концерн «Антей»» и научно-производственного объединения «Алмаз», разрабатывающего зенитные ракетные комплексы.

Материалы по теме:

«А у нас есть»Россия первой в мире создала гиперзвуковые ракеты. На что они способны?

Тотальная безопасность.Как Российская армия защищает границы от вражеских ракет, ядерных боеголовок и самолетов?

Невидимый удар.Как новое оружие России выводит из строя вражеские дроны, самолеты и радары?

Основная сфера деятельности концерна — это разработка и производство средств противовоздушной обороны (ПВО). В частности, «Алмаз-Антей» выпускает зенитные ракетные системы и комплексы С-350 «Витязь», С-400 «Триумф» и С-500 «Прометей». В мае стало известно, что С-500 начали поступать на вооружение. Этот комплекс способен осуществлять противовоздушную и противоракетную оборону.

Русский гиперзвук

В России разрабатывают и производят гиперзвуковое оружие. В августе 2021 года Минобороны подписало контракт на поставку партии гиперзвуковых ракет «Кинжал». Комплекс с ракетой и самолетом-носителем МиГ-31 разработан коломенским Конструкторским бюро машиностроения в сотрудничестве с РСК «МиГ». Генерал армии Сергей Суровикин отметил, что ракеты «Кинжал» оказались эффективными в поражении объектов.

Также в России выпускают гиперзвуковые противокорабельные ракеты (ПКР) «Циркон». Боеприпас разработан и производится в реутовском Научно-производственном объединении (НПО) машиностроения (входит в корпорацию «Тактическое ракетное вооружение»). В августе глава Минобороны Сергей Шойгу сообщил о начале серийного производства новых ракет. Также он отметил, что в России продолжается производство ракет «Кинжал».

Это является очередным аргументом того, что мы далеки от изоляции, и наш оборонно-промышленный комплекс как работал, так и работает — основательно, надежно, уверенно

Сергей Шойгу министр обороны России

Кто строит российские атомные подлодки

Морской компонент ядерной триады России представлен стратегическими атомными подводными лодками (АПЛ) проекта 955 «Борей» (955А «Борей-А»), которые несут баллистические ракеты «Булава». Разработанные Центральным конструкторским бюро морской техники (ЦКБ МТ) «Рубин» подлодки строят на заводе «Севмаш». Также предприятие выпускает многоцелевые АПЛ проекта 855 «Ясень» (885М «Ясень-М»), разработанного в конструкторском бюро «Малахит». Эти субмарины несут крылатые ракеты, позволяющие поражать подводные, надводные и наземные цели.

В июле «Севмаш» передал Военно-морскому флоту России атомную подводную лодку специального назначения К-329 «Белгород» проекта 09852, которая станет носителем стратегических беспилотных подводных аппаратов типа «Посейдон».

Верфь для «адмиральских» кораблей

6 декабря стало известно, что фрегат «Адмирал Головко», ставший третьим кораблем проекта 22350, успешно завершил первый этап заводских ходовых испытаний в Финском заливе. Этот корабль станет первым штатным носителем гиперзвуковых крылатых ракет «Циркон».

Всего на предприятии «Северная верфь» в Санкт-Петербурге находятся шесть фрегатов в разных стадиях испытаний и строительства, а два корабля уже передали флоту. По словам гендиректора предприятия Игоря Орлова, на «Северной верфи» заложат дополнительно еще пять фрегатов проекта 22350.

Церемония спуска на воду атомной подводной лодки «Князь Владимир» проекта 955А «Борей-А»

Фото: Семен Васильев / РИА Новости

Также в Санкт-Петербурге строят корветы проекта 20380, которые оснащены ракетным комплексом «Уран» с ПКР Х-35У, и ставшие его развитием корабли проекта 20385. Эти корветы получили установку вертикального пуска, позволяющую применять ракеты «Калибр», «Оникс» и «Циркон». В начале декабря построенный на «Северной верфи» корвет «Меркурий» проекта 20380 вышел на испытания.

Помимо предприятия в Санкт-Петербурге, корабли проектов 20380 и 20385 строят на Амурском судостроительном заводе. В августе на заводские ходовые испытания вышел корвет «Резкий», ставший четвертым построенным на АСЗ кораблем проекта 20380.

Уралвагонзавод: первый и единственный

Фото: Антон Тушин

11 октября отметил свой 84-й день рождения Уралвагонзавод – уникальный научно-производственный комплекс России, одно из самых крупных промышленных предприятий в мире. Именно в этот день в 1936 году с конвейера завода сошли первые большегрузные полувагоны, и УВЗ вошел в строй действующих предприятий.

Уралвагонзавод стал известен не только своим подвижным составом. В стенах завода созданы легенды мирового танкостроения – Т-54/55, самый массовый танк современности Т-72, передовой Т-90 и его модификации, а также бронемашины на платформе «Армата». Всего на заводе было выпущено более 100 тыс. единиц бронетехники – и это безусловный мировой рекорд в танкостроении.
 

Рождение промышленного гиганта 

История создания УВЗ, подобно истории других строек-гигантов первых пятилеток Советского Союза, соткана как из героических, так и из трагических событий. Рост промышленности молодой страны и ее огромные территории требовали большого количества железнодорожной техники, которой катастрофически не хватало. Весной 1931 года было принято решение о создании вагонного завода, с помощью которого планировалось к 1937 году в полтора раза увеличить вагонный парк страны.  

Будущий Уралвагонзавод проектировался в соответствии с американскими ноу-хау по принципам поточно-конвейерного производства. При этом он стал одним из первых промышленных предприятий СССР, спроектированных без участия зарубежных специалистов. 


Фото: Нижнетагильский городской исторический архив

Масштабная стройка началась в районе Нижнего Тагила, относившегося к Урало-Кузбасскому угольно-металлургическому комплексу. В первые годы строители столкнулись с массой проблем, из-за тяжелого труда и неустроенности работники тысячами покидали стройку.

Несмотря на все трудности, 11 октября 1936 года завод выпустил первый большегрузный полувагон, и эта дата считается днем рождения предприятия. Постепенно Уралвагонзавод вышел на запланированные мощности и за предвоенный период изготовил 35 400 вагонов разного типа −  в два раза больше, чем все вагоностроительные предприятия страны за годы первой и второй пятилеток.
 

От вагонов к танкам для фронта 

В Великую Отечественную войну завод концентрируется на выпуске танков. Во второй половине 1941 года в Нижний Тагил эвакуируются 12 предприятий из разных городов и объединяются с УВЗ в Уральский танковый завод №183 имени Коминтерна. За два месяца УВЗ сворачивает все производство и перестраивается под постройку танков Т-34. 

Завод принял 3500 единиц эвакуированного оборудования и 70 тыс. новых работников. Уже 18 декабря 1941 года собран первый танк Т-34-76, а к концу декабря того же года первые 25 боевых машин отправлены на фронт, и далее нижнетагильский завод остается основным поставщиком Т-34 для армии. 


Установка башен на конвейер окончательной сборки танков Т-34 Уральского танкового завода №183 в Нижнем Тагиле. 
Фото: Российский Государственный архив экономики

В 1942 году в цехах организуются поточные линии. Это позволяет увеличить выпуск танков – за сутки тагильчане собирали для фронта целый эшелон в 25-30 машин. Без преувеличения можно сказать, что ничего подобного в мировой практике до этого не происходило. Каждый третий советский танк, сражавшийся в битвах Великой Отечественной войны, был построен в Нижнем Тагиле. Всего же Уральский танковый завод №183 имени Коминтерна выпустил за годы войны более 25 тыс. танков – больше, чем все заводы фашистской Германии.

 

Послевоенные годы 

После войны заводу возвращается прежнее название и прежний род деятельности − производство железнодорожных вагонов. Опыт военных лет позволил УВЗ быстро восстановиться и подняться на новый уровень. Завод расширяет свою деятельность. Кроме различных видов вагонов, здесь продолжается выпуск военной техники, а также выполняются заказы на сельскохозяйственную, строительную и авиакосмическую технику. 

В конце 1940-х годов нижнетагильский завод начинает производство танка Т-54, сыгравшего важную сдерживающую роль в ходе холодной войны.

С января 1958 года УВЗ выпускает Т-55 – первый в мире танк, способный действовать в условиях ядерной войны. Эта модель стала самым массовым танком 1960-1970-х годов. 


Танк Т-72. Фото: Минобороны РФ

Следующим продолжателем традиций «тридцатьчетверки» стал созданный в начале 1960-х годов танк Т-62 – первый в мире танк с гладкоствольным орудием. А в 1973 году на УВЗ началось и продолжается в усовершенствованной конструкции производство танка Т-72 – самого массового танка современности, который до сих пор составляет основу танковых сил многих стран. Примечательно, что танк не только производился, но и был разработан в Нижнем Тагиле. На базе танка Т-72 на УВЗ выпускались инженерные машины.

Еще одно интересное направление работы УВЗ в это время – создание криогенной техники. В 1954 году завод получил первое задание на разработку экспериментальных агрегатов заправки ракет жидким кислородом. В 1956 году началось производство средств заправки, и с тех пор все советские и российские космические проекты связаны с деятельностью «Уралкриомаша» − подразделения УВЗ.

Сегодня завод является единственным в России и странах СНГ производителем специализированных криогенных железнодорожных цистерн для перевозки жидкого азота, аргона, кислорода и водорода.

Лидер мирового танкопрома 

В кризисные 1990-е годы УВЗ, лишившийся прежних объемов госзаказа, смог выстоять и сохранить коллектив. Завод успешно расширил конверсионное производство. Огромный опыт позволил в короткие сроки освоить выпуск новой гражданской техники – тракторов, экскаваторов, погрузчиков.  

Вехой в истории УВЗ становится принятие на вооружение в 1992 году танка Т-90 – нового основного танка российской армии. Машина была разработана силами Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения, входящего в Уралвагонзавод. Новую разработку УВЗ ждала слава ее предшественников – Т-90 и его модификации стали одними из самых продаваемых танков 2000-х годов. 


Танк Т-90. Фото: Антон Тушин

Также в 1990-е годы на УВЗ создаются различные инженерные машины для армии, которые могут использоваться и в мирных целях, например для работы в зонах бедствия и при чрезвычайных ситуациях.

  

Сегодня в холдинг Уралвагонзавода входит несколько десятков предприятий. УВЗ традиционно включается в сотню крупнейших производителей вооружения в мире. В трех дивизионах холдинга – спецтехники, железнодорожной техники и дорожно- строительной техники – выпускается более 200 видов продукции. УВЗ – единственный производитель танков для Вооруженных сил РФ. 


Танк Т-14. Фото: Антон Тушин

В 2015 году уральские конструкторы представили миру уникальную разработку – танк Т-14 на платформе «Армата» − пожалуй, самый совершенный танк мира на сегодняшний день. Этот танк создан специально под задачи сетецентрических войн, оснащен самыми современными цифровыми устройствами, новейшими системами защиты и самым мощным вооружением. С большой вероятностью Т-14 будет принят на вооружение армии РФ уже в этом году. Символично, что это произойдет в год, когда российское танкостроение отмечает свой столетний юбилей.

У Путина Проблема: Россия едва может построить танки для войны на Украине

1945 |

Потери российских танков в Украине превышают производственную мощность. В военное время ни одна армия зачастую не может достаточно быстро восполнить свои потери. Тем не менее, во время Второй мировой войны Советский Союз мог производить около 1000 танков в месяц, причем многие из них сразу же отправлялись в бой.

В войне на Украине потери России опережают производство в 10 раз.

На этой неделе журнал The Economist сообщил, что Кремль в лучшем случае может произвести около 20 основных боевых танков (ОБТ) на своем единственном заводе, в то время как он потерял в боях тысячи танков.

По последним оценкам Минобороны Украины, Россия уже потеряла около 3400 ОБТ и более 6600 боевых бронированных машин.

Разведывательная платформа с открытым исходным кодом Oryx привела цифры немного ниже, но все же сообщает, что Россия ежемесячно теряет около 150 танков. Российские силы, по-видимому, не извлекли уроков из прошлых ошибок на поле боя, и в результате потери продолжают расти.

Например, танкисты скапливались на узких дорогах и двигались по открытым полям, не защищенные пехотой поддержки. Министерство обороны Украины даже заявило, что за один день единственный украинский солдат использовал FGM-148 Javelin американского производства, чтобы уничтожить пять российских танков в одном бою. В социальных сетях были опубликованы кадры, на которых видно уничтожение российских танков.

По теме: США предупреждают Китай не отправлять оружие и боеприпасы в Россию

Уралвагонзавод не успевает

Здание Уралвагонзавода в Нижнем Тагиле, Россия. Слева выставлен танк Т-34. (Wikimedia Commons)

В России находится крупнейший в мире завод по производству основных боевых танков. Уралвагонзавод, расположенный в Нижнем Тагиле, также является одним из крупнейших в России научно-производственных комплексов.

Журнал Fortune подсчитал, что на заводе работает около 30 000 рабочих, но производство более дюжины танков все еще затруднено. Он был построен в начале 1930-х годов для производства грузовых железнодорожных вагонов, а во время Второй мировой войны начал выпускать танки — в основном Т-34.

За боевые заслуги Уралвагонзавод в 1941–1945 гг. получил ряд почетных наград, в том числе орден Трудового Красного Знамени (1942 г.), орден Красного Знамени (1943 г.), орден Ленина (1944 г.), орден Отечественная война (1945). Хотя сейчас он производит и другие виды техники, он является основным центром производства танков для российской армии. Тем не менее, он не может удовлетворить спрос.

Одним из факторов является то, что современные основные боевые танки намного сложнее, чем те, что использовались во время Второй мировой войны, и поэтому их сложнее производить. Еще одним фактором является нехватка ключевых компонентов, в частности полупроводников, в то время как предприятие Уралвагонзавода также не было должным образом модернизировано из-за ряда проблем, включая неэффективное управление финансами и долги.

Все это привело к тому, что Кремль все больше полагается на восстановление старых танков, сообщает Business Insider. Но даже это не помогло решить проблему нехватки резервуаров, поскольку ежемесячно можно ремонтировать лишь несколько десятков старых моделей.

Украина тоже борется – пока

Хорошей новостью для Москвы стало то, что Украина также испытывает трудности с производством новых танков, поскольку ее единственный танковый завод был разрушен в начале войны.

Однако в ближайшие недели и месяцы западные основные боевые танки, в том числе Leopard 2 немецкого производства и британский Challenger 2, могут начать прибывать в Украину, в то время как США обязались отправить не менее 31 нового M1 Abrams.

Хотя западным танкам может потребоваться некоторое время, чтобы добраться до линии фронта, они могут прибыть задолго до того, как Россия сможет пополнить свои запасы.

Feature Image: Подбитый танк в Украине. (Скриншот из социальной сети)

Эта статья Питера Сукиу была первоначально опубликована на 19FortyFive.com.

Подробнее читайте в новостях Sandboxx

  • Украина обезглавливает российские танки из-за конструктивного недостатка, сообщает
  • В 1980 году армия США опасалась, что российские танки непобедимы
  • Еще один критик Путина погиб, выпав из окна
  • Цели саботажа: руководство диверсанта по нацеливанию на силы вторжения
  • Новый российский танк Т-14 «Армата» впервые замечен в Украине

Взаимодействие с читателем

Как быстро Россия сможет восстановить свой танковый парк?

The Economist объясняет

D ВО ВРЕМЯ Второй мировой войны вооруженные силы Германии уничтожили советские танки с феноменальной скоростью. Но хотя Красная Армия потеряла 80 000 танков, промышленная мощь Советского Союза позволила ему закончить войну с большим количеством танков, чем было в начале конфликта.

Современные танки намного сложнее и дороже, и поэтому используются в гораздо меньшем количестве. Однако в войне с Украиной Россия, как и Советский Союз, потеряла огромное количество танков. Украина утверждает, что уничтожила более 3250 человек. Oryx, разведывательный блог с открытым исходным кодом, задокументировал 1700 потерь. Международный институт стратегических исследований, аналитический центр, говорит, что около половины довоенного флота России из 9 самолетов0075 T -72, численность которых составляла около 2000 человек и составляла основную часть его танковых войск, были уничтожены.

Российские танки не смогли дать ей преимущество на Украине, и ее силам будет сложно провести еще одно крупное наступление без достаточной бронетанковой поддержки. В последние недели Украина получила боевые танки от своих западных союзников, которые, вероятно, будет использовать в весеннем контрнаступлении. России потребуется укрепить собственный флот, если она надеется удержать завоеванные территории. Сможет ли он на этот раз заменить потерянные танки?

В 1940-е годы советские заводы могли выпускать более 1000 танков в месяц. Заводам, производившим тракторы и железнодорожные двигатели, было приказано вместо этого производить танки. Сегодня наращивать производство сложнее. Электроника в современных танках — для ночного видения, наведения орудий и множества других функций — очень сложна. Это замедляет производство и означает, что многие заводы, предназначенные для других видов производства, не могут легко производить танки. В России остался только один танковый завод: Уралвагонзавод, огромный комплекс, построенный в 1930 с. Но плохое управление финансами и огромные долги замедлили модернизацию. Рабочие шутят, что собирают танки вручную. «Новая газета », либеральная российская газета, сообщает, что завод производит всего 20 штук в месяц. Один западный чиновник сообщил The Economist , что в целом потребность российских вооруженных сил в танках превышает производство в десять раз.

Пытаясь удовлетворить спрос, Россия увеличила темпы восстановления старых танков, тысячи которых находятся на хранении. На Украине современные российские танки, например T -90, теперь сражаются вместе с большим количеством T -72 B 3, построенных несколько десятилетий назад, но модернизированных с помощью пушек, реактивной брони (что снижает вероятность попадания в машину) и цифровой связи. Даже с этими улучшениями старые танки уступают новым моделям и с меньшей вероятностью выдержат удар украинских сил, но они все равно полезны. По данным российских СМИ, Уралвагонзавод восстанавливает около восьми танков в месяц, а три других бронетанковых завода восстанавливают около 17 танков каждый. Еще два завода аналогичного размера должны быть введены в эксплуатацию в ближайшие несколько месяцев.

Это означает, что, хотя Россия может строить только 20 новых танков в месяц, вскоре она сможет воскрешать из своих кладбищ примерно 90 в месяц. Тем не менее, согласно анализу Oryx, это не компенсирует примерно 150, которые компания теряет каждый месяц. И производство может быть затруднено из-за нехватки деталей. Особенно не хватает полупроводников, компьютерных микросхем, управляющих современными танками. Еврокомиссия утверждает, что Россия использует чипы от импортных посудомоечных машин и холодильников в военной технике. Некоторые недавно отремонтированные танки в Украине содержат мешанину из оборудования от разных моделей и не имеют высокотехнологичного оборудования, такого как датчики скорости ветра, которые позволяют вести точную стрельбу.

Россия не одинока в этих проблемах. Украина и ее союзники также не имеют возможности быстро производить танки. Единственный в Украине танковый завод под Харьковом был разрушен в начале войны. Америка, которая пообещала отправить в Украину 31 танк M1A2 Abrams, имеет один завод, способный производить 15 танков в месяц. Производство в других местах на Западе также идет медленно, что приводит к поиску старых танков для пожертвований.