Еще раз к вопросу эффективности авиации против танков

В дневниковой записи уважаемого birserg_1977 в К вопросу эффективности авиации против танков. приведен интересный эпизод нанесения достаточно тяжелых потерь немецкой штурмовой авиацией нашим танкам частям.

Эпизод подтверждается с двух сторон: две эскадрильи Hs 129, поддежанные пикировщиками Ju 87, вывели из строя порядка 30 танков в боях за Томаровку 19 марта 1943 г. Необычность эпизода в том, что в целом статистика потерь наших танков за войну показывает незначительный вклад немецкой авиации в борьбе с советскими танковыми войсками. Например, смотрим Широкорада: «В 1943-1945 от огня артиллерии (включая танки и САУ) выводила из строя 88-91% наших танков, от мин и фугасов 4-8% и от авиации 4-5%. В ходе войны СА потеряла 83,5 тысячи танков доля авиации — 5%, это 4175 танков».

Более того, если посмотреть, пожалуй, нашего главного сейчас специалиста по штурмовой авиации Великой Отечественной – Олега Растренина, то оказывается: «Анализ возможностей «Хеншеля» с пушкой МК101 убийственен – стрельба по надмоторной броне и крыше башен советских «тридцатьчетверок» подкалиберным снарядом к пушке МК101 при углах пикирования «хеншеля» до 30 гр. была неэффективной, так как давала сплошные рикошеты…»

Почему же статистика и настрелы на полигоне вошли в противоречие с конкретным боевым эпизодом?
Подсказку могут дать известные мемуары танкиста Кулешова П.П.: «Попали под налет авиации… Самолеты из 37-миллиметровых пушек подожгли одну машину и подбили вторую — …жалюзи не были закрыты, машины шли, греются, поэтому мы, наоборот, жалюзи раскрыли для того, чтобы воздуха больше было. Там ещё две машины стояло, одна подбита была, одна загорелась».

Что за жалюзи имеются ввиду? Бронежалюзи над трансмиссионным отделением танка – наследие еще танка Кристи. Их обычно не видно – они закрыты сеткой над моторным отсеком, хотя на первых БТ обходились и без нее:

В случае опасности поражения, например, бутылкой с зажигательной смесью, или на остановке жалюзи следовало закрыть. Собственно на полигоне при обстреле Т-34 жалюзи были закрыты – вот и сплошные рикошеты. При движении жалюзи открыты – причем отклонены назад на угол порядка 45 гр. Соответственно, при атаке сзади под углом 25-35 гр. была возможность «закинуть» снаряд в моторное отделение прямо между створками жалюзи. Собственно такой способ атаки на Т-34 и демонстрирует Рудель на известном снимке:

Правда, тут возникает еще одна проблема: жалюзи то сравнительно небольшие по площади – можно ли туда вообще попасть? Реальная скорострельность 30-мм и 37-мм «противотанковых» авиационных пушек была очень низкая, а отдача высокая, что не позволяло, согласно полигонным испытаниям, добиваться высокой вероятности попадания в танк, не то, что в его отдельные части. Как писал один немецкий пилот: «Танк Т-34 – очень маленькая наземная цель, даже не представляете насколько маленькая!»

Как ни странно успех немецких противотанкистов в данном случае объясняется не специальными «противотанковыми пушками», а штатным вооружением штурмовиков – пушками MG 151/15. Первоначально две 15-мм пушки (по немецкий классификации – пулемета) MG 151/15 рассматривались главным противотанковым средством Hs 129 – снаряд представлял собой болванку из вольфрамового сплава и обеспечивал неплохую пробиваемость по легким танкам. Но к моменту дебюта Hs 129 на Восточном фронте, быстро выяснилось, что против КВ и Т-34 снаряды MG 151/15 бесполезны.

Бронебойный 15-мм снаряд MG151 c упроченным сердечником.

Вроде как.

«Однако» (с) при атаке по моторному отделению ситуация менялась – скорострельность MG 151 была не в пример выше MK101 или ВК3,7, а запас патронов – 500 шт (это не 30 снарядов для МК101!) давали высокую вероятность попадания хотя бы несколькими 15-мм снарядами в танк. Если вольфрамовый сердечник попадал в моторное отделение мимо бронежалюзи, то это практически гарантировано приводило серьезному повреждению мотора или элементов трансмиссии, а при удачном попадании – к пожару.

Снаряжение пушки MG151/15 на Hs 129

Понятно, что сие «открытие» не осталось без внимания советских танкистов: то, что жалюзи должны быть закрыты в пиковой ситуации недвусмысленно намекает Кулешов.

Почему же в бою 19 марта 1943 г. ситуация сложилась так неблагоприятно для нас и удачно для «панцерягеров»? В данном случае просто все оказалось против танкистов: массированный воздушный налет люфтваффе, включая две штурмовые эскадрильи, одновременно с лобовой атакой немецкой пехоты просто не позволяли нашим танкистам заглушать моторы и, прекратив бой, пережидать налет. Одновременно бомбежка пикировщиков Ju 87 не позволяла зенитчиками и пехоте поднять головы (как собственно и советовал применять штурмовую авиацию Рудель). К тому же поле боя осталось за немцами и в результате даже относительно легко поврежденные танки (прострел пушки и разбитый двигатель) автоматически перешли в категории «безвозвратно потерянные». В сумме это и дало «впечатляющий успех люфтваффе» — немцы вообще за 18-19 марта заявили об уничтожении авиацией на этом участке фронта в сумме 110 советских танков!

Решетка над жалюзи снесена, виден пожар в двигательном отсеке

Однако в дальнейшем, как и следовало ожидать, простой рецепт – «закрой жалюзи» в купе с другими мероприятиями привели к тому, что и показывала статистика – доля потерь танков от авиации противника не превышала 5% и была меньше, чем число танков, утерянных «военно-морским способом».

«К лету 1943 г. русские выработали меры противодействия к атакам Hs 129. Вот так об этом рассказывал Бруно Мейер (бывший командир эскадрильи Hs 129): «Наше вооружение позволяло выполнять атаки только в узком диапазоне углов пикирования – между 30 и 40 гр. Ни больше, ни меньше, в противном случае загнать цель в прицел, не врезавшись потом в землю, было не возможно. Мы всегда выполняли заход именно так, и в этом была главная опасность: русские быстро приняли соответствующие меры. Так как других двухмоторных штурмовиков на фронте не было, русские танкисты легко узнавали Hs 129 в момент атаки, которая выполнялась строго по шаблону. Русские танкисты выбирались из танка, прятались за ним и не спеша выцеливали самолет из пулемета. После открытия огня пилот выводил свой самолет из пикирования на высоте всего 3-6 метров, и именно в этот момент самолет представлял собой идеальную цель. Русские открывали огонь, пользуясь тем, что никакого вооружения для стрельбы назад у нас не было… Фактически все русские солдаты были подготовлены к стрельбе из своего оружия по штурмующим самолетам, а концентрация огня множества ружей и пулеметов часто приводила к поражению цели. В данном случае, хотя Hs 129 был бронирован, защита двигателей была недостаточна… и многие самолеты сбивались огнем пехоты. Еще большую, поистине смертельную опасность представляла собой русская зенитная артиллерия, что отмечали все немецкие пилоты… Когда немцы стали концентрировать свои атаки на танки на марше, русские быстро обеспечили подвижные части специальными зенитными подразделениями. Иногда зенитные орудия буксировались прямо танками, и при появлении авиации зенитчики очень быстро приводили их в боевое положение».

Наверное, самым характерным отражением эффективности «панцерягеров» в дальнейшем стало их участие в Прохоровской битве: порядка 50 Hs 129 в течение 12 июля 1943 г. потеряли 6 самолетов и не заявили ни одного подбитого танка!

Дальнейшие успехи «охотников за танками» немцы связывали у усилением их огневой мощи — установки более мощных пушек. Попытка поставить на Hs 129 37-мм пушку принципально ничего не меняла. Остановились на 75-мм противотанковой пушке… Но это уже другая грустная история.

«Ростех» назвал эффективное оружие российской армии против танков Leopard 2 — Газета.

Ru

«Ростех» назвал эффективное оружие российской армии против танков Leopard 2 — Газета.Ru | Новости

Размер текста

А

А

А

close

100%

Представитель госкорпорации «Ростех» сообщил ТАСС, что российские противотанковые ракетные комплексы (ПТРК) «Корнет», авиационные ракеты «Вихрь» и «Атака» могут «эффективно поражать» немецкие танки Leopard 2, несмотря на их хорошую защиту.

В госкорпорации отметили, что Leopard 2 является «современной и хорошо защищенной машиной», однако «назвать ее неубиваемой нельзя».

«Эти танки можно уничтожать даже с помощью старых переносных противотанковых ракетных комплексов, которые значительно уступают по характеристикам стоящим на вооружении российской армии средствам поражения, в том числе таким, как комплексы «Корнет», — сказали в «Ростехе».

В госкорпорации также заявили, что танки Leopard, в отличие от российских боевых машин, не имеют динамической защиты, поэтому они ничего не смогут противопоставить российским ракетам «Вихрь» и «Атака», с помощью которых авиация ВКС России «успешно уничтожает бронетехнику Вооруженных сил Украины».

close

100%

Кроме того, эффективным средством поражения немецких танков назвали 125-миллиметровые снаряды типа «Манго».

«Точно не выдержат немецкие танки и попадание 125-мм снаряда типа «Манго», причем неважно, в какой проекции придется удар, — что в лоб, что в борт — танк будет уничтожен», — указали в компании.

Ранее бывший посол Украины в Германии Андрей Мельник пожаловался на недостаточное количество танков Leopard от Германии. Он потребовал у ФРГ «минимум в десять раз больше» танков.

Подписывайтесь на «Газету.Ru» в Новостях, Дзен и Telegram.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Новости

Дзен

Telegram

Наталья Тарасова

Страховать нельзя отказывать

Управляющий директор – начальник управления методологии и компетенций СберСтрахования жизни Наталья Тарасова о полисах для людей с инвалидностью

Юлия Меламед

Муж дурак, хоть и помер

О бабификации населения

Георгий Бовт

Сталин жив

К 70-летию временно усопшего

Марина Ярдаева

А кто здесь обезьяна?

О том, сделает ли труд из школьника человека

Дмитрий Воденников

Рукописи не едят

О голодном Гоголе и прожорливом огне

Найдена ошибка?

Закрыть

Спасибо за ваше сообщение, мы скоро все поправим.

Продолжить чтение

Думаете, танки легко уничтожить самолетами? Подумай еще раз

Эффективность противотанковых самолетов во Второй мировой войне воспринимается как должное большинством авторов по этому вопросу, предлагая технофильскую ортодоксальность, которую можно легко сплести вместе с отчетами о более поздних событиях, включая войны в Ираке. .  

Легенда люфтваффе Ганс-Ульрих Рудель утверждал, что уничтожил 519 советских танков, большинство из них, пилотируя Junkers Ju-87G 9 с пушечным вооружением.0009 Panzerknäcker , или «истребитель танков». Александр Ефимов, уничтоживший 126 немецких танков на штурмовике Ил-2, дважды был Героем Советского Союза. Рассказы об их подвигах помогли прочно закрепить положительный образ противотанковой авиации в истории конфликта. Но этот образ имеет мало отношения к реалиям непосредственной авиационной поддержки во время войны.

Французская Armée de l’Air в ограниченном количестве использовала бронебойные 20-мм боеприпасы для истребителей Morane-Saulnier MS.406, участвовавших в наземных обстрелах в период мая-19 июня.40 кампании во Франции, но о результатах тех операций известно немного. На том раннем этапе войны единственными военно-воздушными силами, сильно заинтересованными в использовании самолетов с пушечным вооружением против транспортных средств, были советские Военно-Воздушные Силы (ВВС), которые в ответ на благоприятные отчеты о наземных обстрелах в испанском гражданском Война разрабатывала тяжелобронированный штурмовик, оснащенный двумя 23-мм пушками. Однако, поскольку Красная Армия тогда также разрабатывала исключительно хорошо защищенные танки КВ-1 и Т-34, против которых 23-мм боеприпасы были бы бесполезны, сомнительно, чтобы всерьез рассматривалась конкретная противотанковая роль.

В Великобритании Королевские ВВС задумались о специализированной противотанковой авиации весной 1941 года, после первых успехов Эрвина Роммеля в Ливии. Главный маршал авиации сэр Чарльз Портал, начальник штаба авиации, писал лорду Бивербруку, министру авиастроения, 14 апреля 1941 года: «Если армия не может остановить немецкие боевые бронированные машины, мы должны это сделать. Я считаю, что мы можем сделать это, особенно на открытой местности, атаковав их машины снабжения и сами боевые бронированные машины. Для этого нам нужны бронебойные боеприпасы».

Мнение Портала разделяли не все его подчиненные. «Это , а не , задача ВВС — останавливать развернутые танки», — написал вице-маршал авиации Джон Слессор. «Это работа противотанкового оружия на земле, сапера с его противотанковыми ловушками и минами, наших собственных танков и должным образом обученного пехотинца… Задача воздуха состоит в том, чтобы сделать невозможным танку продолжать движение из-за нехватки горючего, продовольствия и боеприпасов».

Несмотря на замедление из-за двух крыльевых 40-мм пушек Vickers, Hawker Hurricane IID доказал свою эффективность против танков Оси в Северной Африке. (ИВМ СМ4954)

Тем не менее, Королевские ВВС были первыми военно-воздушными силами, которые выставили на вооружение специальный противотанковый самолет Hawker Hurricane Mark IID, вооруженный двумя 40-мм пушками Vickers S, стреляющими снарядами с вольфрамовыми наконечниками. Летчики 6-й эскадрильи, впервые принявшие участие в боевых действиях в Бир-Хакиме в июне 1942 года, быстро обнаружили один из ключевых недостатков боя с вооружением, для которого их самолеты не были специально предназначены. При втором столкновении 6-й эскадрильи с подходящими наземными целями два немецких грузовика были подбиты («один огнемет»), но наземный огонь сбил один из трех атакующих «Харрикейнов», пилот спасся на парашюте. Еще одному пришлось совершить вынужденную посадку. Громоздкое 40-мм вооружение на крыле снижало скорость самолета до 210 миль в час, что делало его очень уязвимым для зенитного огня и воздушного перехвата. Позже добавление 350 фунтов дополнительной брони в Hurricane IVD еще больше замедлило скорость самолета.

Несмотря на эти трудности, противотанковые «Харрикейны», похоже, хорошо зарекомендовали себя в Эль-Аламейне: к октябрю 1942 года в Северной Африке было пять эскадрилий «Харрикейн IID», и самая опытная из них, к тому времени ветеранская 6-я эскадрилья, требовала 43 К концу месяца уничтожены немецкие танки, потеряно девять самолетов. Так, на 26 октября в Журнале операций эскадрильи было объявлено (с использованием эквивалентов союзников для бронетехники Оси): «Еще одна наиболее успешная операция, в которой эскадрилье приписывают два Honeys [легкие танки], два Crusaders [средние танки], один неопознанный танк, пять бронированных автомобилей, один полугусеничный автомобиль и один грузовик. Очень хорошее шоу!» Но пару недель спустя штаб передовой авиации в Западной пустыне жаловался, что теперь Hurricane IID не во что стрелять — «присущая слабость спецподразделений».

От немецкой стороны нет подтверждения эффективности Hurricane IID и IVD. Пушечные установки можно было за несколько часов заменить рельсами для ракет, и в течение 1943 года эти самолеты чаще использовались как в Италии, так и на французском побережье для ракетных атак. В Бирме их снабдили 40-мм фугасными боеприпасами для использования против «мягкокожих» целей, потому что танков у японцев было относительно немного. Вся концепция дизайна была, конечно, не более чем временной заменой. Но похоже, что больше всего Королевские ВВС впечатлил потенциал ракетных боеприпасов, а не 40-мм пушки.

Typhoon, задуманный компанией Hawker истребитель Hurricane, стал выбором RAF для замены Hurricane IID и IVD в роли штурмовика. На семьдесят процентов мощнее, чем Hurricane IID, и на 50 процентов тяжелее, Typhoon был быстрее, чем истребители Hurricane II, даже имея под крылом полезную нагрузку из восьми ракет. К сентябрю 1944 года Вторые тактические воздушные силы располагали не менее чем 20 эскадрильями «Тайфунов» для наземных атак в северо-западной Европе, а также 33 эскадрильями истребителей и 12 эскадрильями двухмоторных легких бомбардировщиков. Их звездный час наступил 7 августа 19 года.44, когда немецкая бронетехника контратаковала у Мортена, Нормандия. В ходе 294 вылетов было выпущено 2088 ракет, 84 немецких танка были уничтожены, 35, вероятно, уничтожены и 21 повреждены. Командир звена Чарльз Грин из 121-го крыла сказал своим пилотам в тот вечер: «Вы знаете, ребята, это был день тайфуна , и ни один ублюдок не может отнять это у нас».

Оружейники устанавливают 3-дюймовые ракеты на 247-ю эскадрилью Typhoon Mark IB в Базенвиле, Франция. (IWM/CL157)

Журнал боевых действий 245-й эскадрильи по отдельности зафиксировал следующие результаты: (танки) 15 огнеметов, семь дымящих и четыре поврежденных; (ББМ) четыре огнемета, четыре дымохода и три повреждены. В нем также отмечалось: «Сегодня произошло крупное поражение танковых войск ракетными обстрелами «Тайфунов», в которых эта эскадрилья сыграла ведущую роль».

Последующее обследование поля боя оперативно-исследовательскими группами, однако, показало, что из 43 танков и трех самоходных орудий, не вывезенных немецкими спасательными группами и оставленных там, где они были выведены из строя, только семь имели признаки того, что попал в ракетный снаряд. Конечно, нет уверенности в том, сколько машин было вывезено немцами при отступлении, но, по-видимому, семь неподдерживаемых танков были полностью неповреждены, что говорит о том, что эвакуационные группы не были очень тщательными. Более того, в то время как пилоты «Тайфуна» заявляли об уничтожении 54 небронированных машин и 58, вероятно, уничтоженных или поврежденных, оперативные исследовательские группы обнаружили только 30. стоит ли пытаться восстановиться после попадания ракеты, вполне вероятно, что заявления британских пилотов об уничтоженных небронированных машинах были сильно преувеличены. Это, в свою очередь, ставит под сомнение их утверждения относительно танков. 900:07 Неуправляемые ракеты мчатся к своим целям во время нападения «Тайфуна» на грузовики Вермахта в Нордхорне, Германия. Известно, что ракеты было трудно точно нацелить. (IWM/CL 2362)

В действительности ракеты было очень трудно наводить на цель, и они были очень неточными после запуска. При выстреле ракета «сошла» с рельса, заметно упала до того, как набрала максимальную скорость более 1000 миль в час, и снова начала падать, когда сгорела после полета на 500 ярдах с двигателем. Береговое командование обнаружило, что 60-фунтовая ракета, запущенная с расстояния 600 ярдов от самолета, летящего со скоростью 250 миль в час при 10-градусном пикировании, упала на 77 футов по сравнению со снарядом 20-мм пушки, который упал на 7½ футов. В то время как Coastal Command de Havilland Mosquitos атаковали, притормаживая в неглубоком пикировании, «Тайфуны» падали в пикировании под углом 60 градусов — со скоростью около 400 миль в час. В первые дни вторжения в Нормандию они запускали свои ракеты примерно на тысячу ярдов, но в Мортене предполагалось, что это больше тысячи футов. Крутизна пикирования и тот факт, что на расстоянии в тысячу футов ракета все еще находилась под напряжением, когда она ударялась, уменьшили величину падения траектории ракеты. С другой стороны, танки гораздо меньшие цели, чем корабли, атакованные Береговым командованием, и у пилотов «Тайфунов» было всего около пяти секунд, чтобы проверить угол пикирования и прицелиться.

Несомненно, некоторые пилоты могли научиться этому с небольшой практикой, но один из них вспоминал: «Обучения, практики не существовало. Я никогда не запускал ракеты, пока не отправился в Богнор, дважды выпустил несколько ракет в Ла-Манш, а потом снова вернулся к работе. Командир немецкого танка «Тигр» Отто Кариус сказал: «Всякий раз, когда я видел тайфуны, я действительно не волновался. Их ракеты попадают только в случае удачи.

Американский наземный экипаж загружает 4,5-дюймовые ракеты в Республиканский P-47D Thunderbolt. (Национальный архив) 900:02 Штаб ВВС в Лондоне получил ряд сообщений о неточности ракет. Утверждалось, что атаки на небронированные машины бомбами на 60 процентов эффективнее, чем атаки ракетами; атаки с использованием 20-мм пушек Тайфуна, а также ракет, оказались лишь немного более эффективными, чем атаки с использованием только пушек. Тем не менее штаб ВВС упорно отдавал предпочтение «Тайфунам» с ракетным вооружением, а не с бомбовым.

Подразделения 9-й воздушной армии США на самолетах Republic P-47 Thunderbolt были оснащены ракетами 19 августа.44, но через несколько недель от эксперимента отказались, несмотря на то, что американские летчики заявили, что 7 августа было уничтожено еще 112 танков и бронетранспортеров (при общей сумме союзников 196, что на 19 больше, чем 177 танков и САУ, уничтоженных 7 августа). немцев, фактически переброшенных, часть из которых, несомненно, была уничтожена сухопутными войсками). Очевидно, это произошло не потому, что американским летчикам не хватало сверхоптимизма своих коллег из Королевских ВВС: некоторые из них утверждали, что подбили немецкие танки «Тигр», просто стреляя из своих пулеметов 50-го калибра по поверхности дороги, прилегающей к танку, так что снаряды срикошетил под якобы уязвимым днищем танка. На самом деле у «Тигра» снизу был бронелист толщиной в один дюйм, который едва ли мог поцарапаться пулеметной пулей, попавшей под тупым углом. 900:07 Советский Ил-2м3 с пушечным вооружением отправляется на обстрел. (Pictorial Press Ltd/Alamy)

ВВС тоже использовали ракеты, но в основном против целей с мягкой кожей. Но Советы также опробовали вариант штурмовика Ил-2 с двумя 37-мм пушками Нудельмана. Исключительные результаты были заявлены для Ил-2 с 37-мм вооружением в Курской битве 1943 года, в том числе подбито 70 танков 9-й танковой дивизии всего за 20 минут. Немецкие данные показывают, что потери танков под Курском были намного меньше, чем заявляли ВВС, и Советы прекратили производство Ил-2 с 37-мм вооружением после 1943, предполагая, что они думали, что это скорее провал. Восемь советских летчиков утверждали, что уничтожили 63 или более немецких танка на Восточном фронте, в основном на немодифицированных Ил-2. Эти утверждения расходятся с взвешенным вердиктом немецкого командования: «Советские руководители также отставали в производстве противотанковых самолетов, предположительно потому, что они медленно осваивали процедуры атаки бронетехники. Эта неудача позволила немецким танкам действовать в относительной безопасности от атак с воздуха на протяжении большей части войны».

Это решение приобретает дополнительный вес благодаря тому вниманию, которое немцы уделяли разработке собственных противотанковых самолетов. Henschel Hs-129B-1/R2, небольшой одноместный тяжелобронированный двухместный самолет с 30-мм пушкой, был принят на Восточный фронт в конце 1942 года. Красивый, прочный самолет с ненадежными французскими двигателями и летными характеристиками пингвин, Hs-129 не пользовался популярностью у летчиков. Но по крайней мере двое человек, Рудольф-Хайнц Руффер и Ханс-Херман Штайнкамп, утверждали, что за следующие два года уничтожили 70 или более советских танков этого типа. 900:07 Юнкерс Ju-87G-1 с 37-мм пушками, пилотируемый Гансом-Ульрихом Руделем, заводится для взлета. (Bundesarchiv B145 Bild F016221-0016, фото O. Ang)

Самолет Люфтваффе Ju-87G с двумя 37-мм пушками был технически намного худшей модификацией по сравнению с советским Ил-2 с 37-мм вооружением. Его орудия были размещены в гондолах, прикрепленных к пилону под каждым крылом — примерно в трех футах ниже центра тяжести самолета — и имели 12 выстрелов в обойме, выступавшей со стороны казенной части, тогда как у Ил-2 орудия были в обтекателях близко. под крыльями, с боекомплектом по 50 выстрелов на ствол на поясе внутри крыла. Установленные на гондоле орудия Ju-87G не только повлияли на его и без того плохие характеристики скорости и управляемости, но и сильно дернули нос самолета при выстреле. «Поместить эти пушки под крылья было все равно, что посадить слона на роликовые коньки», — сказал пилот «Штуки» Франц Кислих. «Проклятая «Штука» уже была настолько медленной, что наши истребители эскорта петляли и поднимались, чтобы не оставить нас… Я почти никогда не возвращал неповрежденный 87-й».

Всего было построено чуть более 200 Ju-87G. На Восточном фронте Германии никогда не действовало более пяти эскадрилий, в каждой из которых находилось от восьми до десяти самолетов, причем каждая эскадрилья входила в состав обычного штурмового авиаполка, что составляло примерно десятую часть ее передовой силы.

ПОЛУЧИТЕ ВЕЛИКИЕ СКАЗКИ ИСТОРИИ — ПРЯМО В СВОЙ ЯЩИК

Подпишитесь на нашу HistoryNet прямо сейчас! информационный бюллетень о лучшем из прошлого, доставляемый каждый понедельник и четверг.

Йозефу Блюмелю приписывают уничтожение 60 советских танков с апреля по 19 сентября.44 во время полета на Ju-87G; другие пилоты, добившиеся успеха с Panzerknäcker , похоже, больше использовали другие варианты Stuka. Ганс-Ульрих Рудель, например, к 1 июня 1944 года произвел 5000 выстрелов 37-мм боеприпасами из Ju-87G по сравнению с 150 000 выстрелов 20-мм боеприпасами на Ju-87D. Если предположить, что он израсходовал все свои боеприпасы каждый раз, когда сталкивался с противником, это предполагает немногим более 200 боёв на Ju-87G и более 400 на Ju-87D.

Как видно из хода боев на Восточном фронте, у немцев никогда не было достаточно Ju-87G, чтобы остановить или хотя бы замедлить непреодолимый поток советской бронетехники. Одна из причин, по которой Люфтваффе не производило больше таких самолетов, помимо основной проблемы нехватки ресурсов, заключалась в том, что на них было чрезвычайно сложно эффективно летать. В то время как 37-мм пушка была намного точнее ракет, гораздо меньший снаряд мог пробить только более тонкую часть брони танка, то есть горизонтальные поверхности, особенно верхнюю часть башни и броню над двигателями танка. Это означало, что летчик должен был атаковать в пикировании, предпочтительно прямо сзади, чтобы максимально увеличить количество ударов над двигателем, и отходить в ту же долю секунды, когда отдача орудия заставляла самолет раскачиваться в воздухе и дергаться. нос вниз. Неопытным пилотам это казалось почти невозможным, и во многих случаях они не выживали достаточно долго, чтобы научиться этому трюку.

Henschel Hs-129B-3 демонстрирует свою 75-мм пушку BK, оснащенную вращающимся барабаном на 12 снарядов. (Любезно предоставлено Вольфгангом Мюльбауэром)

Henschel Hs-129B-3 с 75-мм пушкой, представленный в октябре 1944 года, был еще более неуправляемым. Вес и объем орудия затрудняли управление самолетом, а отдача орудия вызывала мгновенное замедление до 10 миль в час. Некоторый успех был достигнут с Hs-129B-3, хотя уменьшенный заряд, который нужно было использовать в каждом выстреле, обеспечивал только три четверти начальной скорости того же орудия при установке в танк. Во всяком случае, было построено всего около 25 таких потенциальных убийц гигантов.

Даже если оставить в стороне вопрос о количестве, противотанковый самолет, будь то «Тайфун» с ракетами, «Харрикейн IID» или Ju-87G с пушками, был просто слишком сложен в эксплуатации, чтобы быть действительно практичным оружием массовой войны. Нельзя сказать, что эти самолеты специального назначения были совершенно бесполезны во время ВОВ. Даже в случае неэффективного попадания или близкого промаха атакующего самолета экипажи бронетехники могут быть потрясены и дезориентированы. Ощущение, что они никогда не были в безопасности, даже когда они не контактировали с наземными частями противника, добавляло стресса и истощения в бою.

эта статья впервые была опубликована в журнале AVIATION HISTORY

 

Стоит упомянуть еще об одном аспекте непосредственной поддержки на поле боя: о потенциале оружия, способного нейтрализовать вражеские подразделения в конкретном тактическом моменте. Например, первоначальное наступление XXX британского корпуса в Арнеме в сентябре 1944 года сопровождалось атаками тайфунов, которые, похоже, парализовали немецкую оппозицию. Двести пятьдесят немецких солдат, многие из которых «дрожали от страха», были взяты в плен в первый час, самоходка была найдена брошенной с еще работающим двигателем, а целая батарея 88-мм зенитных орудий была захвачена.

К сожалению, ни британцам, ни американцам обычно не удавалось достаточно тесно координировать воздушные и наземные операции, чтобы войска могли извлечь выгоду сразу после авиаудара. В большинстве случаев противнику давали передышку, чтобы собраться и принять во внимание, насколько мал физический ущерб, фактически нанесенный воздушной атакой. Могло даже случиться так, что теоретическая возможность полного уничтожения танка с воздуха отвлекла внимание от тактической целесообразности простой перетряхивания экипажа танка настолько тщательно, что они функционировали намного ниже номинала до конца боя.

Н.Э. Харви преподавал в университетах Кембриджа, Салерно, Реюньона и Лейпцига, прежде чем стать писателем на полную ставку. Среди его книг Арнем и Заветы войны: литература, искусство и Первая мировая война . Дополнительная литература: Junkers Ju 87 Stuka , Манфреда Гриля; Атака тайфуна: легендарный британский истребитель в бою во Второй мировой войне , Норман Фрэнкс; и Strike From the Sky: The History of Battlefield Air Attack , 1911-1945 , Ричарда П. Халлиона.

Эта функция первоначально появилась в выпуске Aviation History за март 2019 года. Подпишитесь здесь!

Боевые самолеты и бронетехника во Второй мировой войне

Возвращение к великим мифам Второй мировой войны

Современная литература о Второй мировой войне изобилует описаниями разрушительных авиаударов по танковым частям. Есть много историй о десятках или даже сотнях вражеских танков, уничтоженных за один день, тем самым уничтожив или притупив танковое наступление противника. Эти отчеты особенно распространены в литературе, касающейся более поздних военных штурмовиков, чаще всего советского Ильюшина II, британского Hawker Typhoon, американского республиканского P-47 и немецкого Henschel Hs 129.. Все эти самолеты имеют честь называться «истребителями танков», и все они имеют репутацию способных легко уничтожить любой тип танка во время Второй мировой войны. В некоторых случаях авторы заходят так далеко, что утверждают, что тип самолета был «лучшим противоядием» для определенных типов танков, например, врагом танка «Тигр I» в Нормандии, по-видимому, был ракетный «Тайфун».

Это действительно произошло? Сегодня многие люди думают о возможностях современных боевых самолетов, когда думают о способности самолетов Второй мировой войны «уничтожать танки». Однако Вторая мировая война была эпохой, когда управляемого оружия было очень мало, и самолетам было очень трудно поражать небольшие цели, особенно если они были хорошо защищены. (1) Фактически все так называемые «истребители танков» оказались относительно неэффективными против бронированных наземных целей ( ББМ) или даже небольшие оборонительные наземные цели. И это несмотря на очень преувеличенные заявления летных экипажей и большую часть послевоенной авиационной литературы о влиянии воздушных атак на твердые (т.е. бронированные или укрепленные) наземные цели. Эти претензии почти никогда не подтверждались соответствующими отчетами после боевых действий сухопутных войск как обороняющейся, так и атакующей стороны. Следующие примеры иллюстрируют это явление и являются классическими примерами того, как рассказы и заявления о Второй мировой войне нашли свое отражение в книгах по истории.

Нормандия 1944: История Королевских ВВС и ВВС США

Курск 43: История Советских ВВС (ВВС)

Курск 43: История Люфтваффе

Почему танки были такой трудной мишенью для самолетов во время Второй мировой войны?

 (1) Единственным значимым авиационным управляемым оружием во Второй мировой войне было немецкое. Наиболее удачными из них были радиоуправляемые противокорабельные ракеты. 

вернуться к началу
Вернуться к великим мифам о Второй мировой войне


Нормандия 1944: история ВВС и ВВС США

Если и была во время Второй мировой войны какая-либо кампания, в которой авиация могла продемонстрировать свою способность поражать бронетехнику, то это была Нормандия летом 1944 года. в светлое время суток они могли атаковать любую цель по своему желанию, с единственным условием — избегать очень неприятных сосредоточенных зенитных орудий. У них были тысячи лучших и самых мощных штурмовиков времен Второй мировой войны. У них были практически неограниченные запасы боеприпасов, топлива и огромное количество наземной материально-технической поддержки.

Авиабазы ​​находились в пределах досягаемости, цели были сосредоточены на небольшом участке линии фронта, а погода действительно не могла быть лучше.

По данным Королевских ВВС, Hawker Typhoon был самым эффективным штурмовиком и истребителем танков в мире в 1944 году, что могло быть правдой. К середине 1944 года не менее 26 эскадрилий Королевских ВВС были оснащены «Тайфунами». Эти самолеты действовали круглосуточно во время кампании в Нормандии, действуя в так называемом «кабинном строю», буквально пролетая над районом цели по кругу, ожидая своей очереди для атаки. В официальных отчетах RAF и USAF говорится об уничтожении тысяч ББМ в Нормандии. Есть много примеров, таких как:

  • Во время операции «Гудвуд» (с 18 по 21 июля) 2-я тактическая авиация и 9-я ВВС США заявили о 257 и 134 танках соответственно как уничтоженные. Из них 222 были захвачены пилотами «Тайфунов», использующими РП (реактивные снаряды).(2)
  • Во время немецкой контратаки у Мортена (7-10 августа) 2-я тактическая авиация и 9-я ВВС США заявили об уничтожении 140 и 112 танков соответственно. (3)
  • За один день в августе 1944 г. пилоты RAF Typhoon заявили об уничтожении не менее 135 танков.(4)

Так что же произошло на самом деле? К несчастью для пилотов ВВС, существует небольшое подразделение, обычно называемое «Исследования и анализ», которое входит в зону боевых действий после ее захвата. Это было и было обычным явлением в большинстве армий, и британская армия ничем не отличалась. Задача Управления исследований и анализа заключалась в том, чтобы изучить результаты тактики и оружия, использованных во время битвы, чтобы определить их эффективность (с целью улучшения будущей тактики и оружия).

Они обнаружили, что заявления ВВС совершенно не соответствуют действительности. Всего в районе Гудвуда было насчитано 456 немецких тяжелобронированных машин, а 301 была детально осмотрена. Они обнаружили, что только 10 из них можно отнести к «Тайфунам», использующим RP (менее 3% от заявленных). (5) Хуже того, только 3 из 87 исследованных БТР могут быть отнесены к RP с воздушным ланчем. История в Мортене была еще хуже. Получается, что в атаке участвовало всего 177 немецких танков и штурмовых орудий, что на 75 танков меньше, чем заявлено как уничтоженное! Из этих 177 танков было потеряно 46 и только 9.были потеряны в результате атаки авиации. (6) Это снова около 4% заявленных. Если обобщить результаты различных операций в Нормандии, то окажется, что за всю кампанию от попаданий артиллерийских орудий было потеряно не более 100 немецких танков.(7) уничтожено больше танков, чем общее количество немецких танков, потерянных непосредственно от воздушных атак за всю кампанию!

Учитывая, что немцы потеряли около 1 500 танков, истребителей танков и штурмовых орудий в Нормандской кампании, менее 7% было потеряно непосредственно в результате воздушных атак. танки были и остаются прямым результатом сильно преувеличенных заявлений пилота об убийстве. Hawker Typhoon с его пушкой и до восьми ракет считался (и до сих пор упоминается во многих источниках) лучшим оружием для остановки немецкого танка Tiger I, и ему приписывают уничтожение десятков этих танков в Нормандской кампании. По последним данным, только 13 танков «Тигр» были уничтожены прямой атакой с воздуха за всю кампанию.(9)) Из них семь «тигров» были потеряны 18 июля 1944 года в результате массированных ковровых бомбардировок высотными тяжелыми бомбардировщиками, предшествовавших операции «Гудвуд». Таким образом, за всю кампанию истребители-бомбардировщики фактически уничтожили не более шести «Тигров». Выяснилось, что лучшим сдерживающим фактором для «Тигра» была 17-фунтовая противотанковая пушка британской армии, а «Тайфун» далеко не в этом списке.

Действительно, оказалось, что авиаудары по танковым соединениям, защищенным зенитной артиллерией, были более опасны для авиации, чем для танков. 2-я тактическая авиация потеряла 829 человек.самолетов в Нормандии, в то время как 9-й ВВС США потерял 897 человек. (10) Эти потери, которые по иронии судьбы превышают общие потери немецких танков в кампании в Нормандии, почти все истребители-бомбардировщики. Всего над полем боя или при поддержке кампании в Нормандии было потеряно 4 101 самолет союзников и 16 714 экипажей. (11)

 (2) П. Мур, операция «Гудвуд», июль 1944 г.; Коридор смерти, Helion & Company Ltd., Солихалл, Великобритания, 2007 г., с. 171.
(3) Н. Зеттерлинг, Нормандия, 1944 г., J.J. Fedorowicz Publishing Inc., Виннипег, Канада, 2000, с. 38.
(4) С. Уилсон, Самолеты Второй мировой войны, Aerospace Publications Pty ltd, Фишвик, ACT, Австралия, 19 лет.98, с.85.
(5) П. Мур, операция «Гудвуд», июль 1944 г.; Коридор смерти, Helion & Company Ltd., Солихалл, Великобритания, 2007 г., с. 171.
(6) Н. Зеттерлинг, Нормандия, 1944 г., J.J. Fedorowicz Publishing Inc., Виннипег, Канада, 2000 г., стр. 38 и 52.
(7) Н. Зеттерлинг, Нормандия, 1944 г., Дж.Дж. Fedorowicz Publishing Inc., Виннипег, Канада, 2000, с. 38.
(8) Н. Зеттерлинг, Нормандия, 1944 г., J.J. Fedorowicz Publishing Inc., Виннипег, Канада, 2000, с. 83.
(9) C.W. Wilbeck, Sledgehammers, The Aberjona Press, Bedford, Pennsylvania, 2004, p. 131, таблица 4.
(10) Н. Зеттерлинг, Нормандия 1944, Дж.Дж. Fedorowicz Publishing Inc., Виннипег, Канада, 2000, с.
38. Обратите внимание, что эти потери включают потери, понесенные при нападении на жизненно важные тыловые районы, включая железные дороги и мосты, где был нанесен реальный ущерб немецким усилиям в Нормандии. Тем не менее, большинство потерь истребителей-бомбардировщиков произошло из-за того, что зенитная артиллерия защищала боевые части. (11) С. Бэдси, Нормандия, 1944 г., Osprey Military, Лондон, 1990 г., с. 85

вернуться к началу
Возвращение к великим мифам Второй мировой войны


Курск 1943: история ВВС СССР

По советским данным (и во многих современных источниках) Ильюшин Ил-2 «Штурмовик» был самым успешным штурмовиком во Второй мировой войне. Самый массовый самолет во Второй мировой войне (было произведено более 36 136), Ил-2, как утверждается, был ответственен за уничтожение огромного количества немецких танков. (12) Давайте рассмотрим некоторые примеры опубликованных «результатов» для Ил. -2 во время Курской битвы, где, как утверждается, Ил-2 уничтожил многие сотни немецких танков.

  1. 7 июля 1943 г. за одни 20 минут заявлено, что Ил-2 уничтожили 70 танков 9-й танковой дивизии.(13) Фактически получается, что незадолго до начала боя 1 июля 1943 г. 9-я танковая дивизия имел только один танковый батальон (II./Pz. Regt 33) и всего 83 танка и штурмовых орудия всех типов в дивизии. атака, именуемая сильным обстрелом), и 9-я танковая дивизия продолжала действовать в течение более трех месяцев после этой так называемой «сокрушительной атаки», при этом большая часть ее первоначальных танков все еще была цела.(15)
  2. Во время Курской битвы ВВС Ил-2 заявили об уничтожении не менее 270 танков (и 2000 человек) всего за два часа против 3-й танковой дивизии.(16) 1 июля 3-я танковая дивизия В 6-м танковом полку было всего 90 танков, что на 180 меньше, чем заявлено как уничтоженное!(17) 11 июля (значительно после боя) в 3-й танковой дивизии все еще имелся 41 исправный танк.(18) 3-я танковая дивизия продолжала бои в течение всего июля, в основном с 48-й танковый корпус. За этот период не было зафиксировано каких-либо чрезвычайных потерь от воздушных атак. Как и в случае с другими танковыми дивизиями под Курском, подавляющее большинство потерь танков 3-й танковой дивизии произошло из-за советских противотанковых орудий и танков.
  3. Пожалуй, самое необычное заявление ВВС Ил-2 заключается в том, что за 4 часа они уничтожили 240 танков и при этом практически уничтожили 17-ю танковую дивизию. На 1 июля 17-я танковая дивизия имела только один танковый батальон (II./Pz Rgt 39) с общим количеством только 67 танков.(19) На этот раз только на 173 меньше, чем было заявлено уничтожено ВВС! 17-я танковая дивизия находилась даже не на участке главного удара Курской битвы, а южнее с 24-м танковым корпусом 1-й танковой армии. В 17-й танковой дивизии аномальных потерь от самолетов летом 19-го не было.43, и отступил на запад с группой армий «Юг» позже в том же году, все еще нетронутой.

На самом деле общие потери немецких танков в операции «Цитадель» составили 1 612 танков и штурмовых орудий, поврежденных и 323 полностью уничтоженных, подавляющее большинство из которых приходится на советские противотанковые орудия и ББМ. (20) Где многие сотни уничтоженных Ил-2? Похоже, что Королевские ВВС и ВВС соперничали за звание «наиболее преувеличенных заявлений об уничтожении танков во Второй мировой войне».

Кроме того, трудно найти какие-либо свидетельства из первых рук немецких танковых экипажей на Восточном фронте, описывающие что-то большее, чем случайные потери от прямых воздушных атак. Подавляющее большинство, около 95% потерь танков приходится на противотанковые орудия, танки, мины, артиллерию и пехоту противника или просто оставлены как оперативные потери. Общие потери немецких полностью гусеничных ББМ на Восточном фронте с 1941 по 1945 год составили примерно 32 800 ББМ. Не более 7% были уничтожены прямым воздушным налетом, что составляет около 2300 немецких полностью гусеничных ББМ, потерянных в результате прямого воздушного нападения, часть из которых будет потеряна для других типов самолетов, таких как Петляков Пе-2. С 22 июня 1941 г. до конца войны было безвозвратно потеряно 23 600 штурмовиков Ил-2 и Ил-10. (21) Что бы ни делали эти самолеты, чтобы заплатить такую ​​высокую цену, они не уничтожали немецкие танки. Если это была основная цель, то более 10 Ил-2 и Ил-10 были безвозвратно потеряны на каждую немецкую полностью гусеничную ББМ, которая была полностью уничтожена прямой воздушной атакой на Восточном фронте во время Второй мировой войны.

 (12) Не включает аналогичный, но значительно улучшенный Ил-10, выпускавшийся с октября 1944 г. и действовавший к февралю 1945 г.
(13) Ф. Кросби, Полное руководство по истребителям и бомбардировщикам Второй мировой войны, Anness Publishing Ltd: Hermes House, Лондон, 2006, с. 365. Также М. Хили, Курск 1943, Osprey Military, Лондон, 1993, с. 56.
(14) Д. М. Гланц, Дж. М. Хаус, Курская битва, Ian Allan Publishing Ltd, Суррей, Великобритания, 1999, с. 349.
(15) Т. Л. Йенц, Panzer Truppen, Полное руководство по созданию и боевому развертыванию танковых войск Германии: 1943-1945, Военная история Шиффера, Атглен, Пенсильвания, 1996, стр. 74-101. 
(16) Ф. Кросби, Полное руководство по истребителям и бомбардировщикам Второй мировой войны, Anness Publishing Ltd: Hermes House, Лондон, 2006, с. 365.
(17) Там же, примечание 14, с. 350.
(18) Д. М. Гланц, Дж. М. Хаус, Курская битва, Ian Allan Publishing Ltd, Суррей, Великобритания, 1999, с. 353.
(19) Т. Л. Дженц, Panzer Truppen, Полное руководство по созданию и боевому развертыванию танковых войск Германии: 1943-1945, Военная история Шиффера, Атглен, Пенсильвания, 1996, с. 80.
(20) Д. М. Гланц, Дж. М. Хаус, Курская битва, Ian Allan Publishing Ltd, Суррей, Великобритания, 1999, с. 276.
(21) Г.Ф. Кривошеев, Советские потери и боевые потери в двадцатом веке, Greenhill Books, Лондон, 1997, стр. 254 и 255. Кривошеев перечисляет только 100 штурмовиков, имевшихся на 22 июня 41 года, так что это все Ил-2. Пе-2 числятся бомбардировщиками, а истребители-бомбардировщики числятся истребителями. Кривошеев также утверждает, что 11 200 Ил-2 были небоевыми потерями, и эту цифру почти невозможно сопоставить с другими небоевыми потерями ВВС.  

вернуться к началу
Возвращение к великим мифам Второй мировой войны


Курск 43: история Люфтваффе

В июле 1943 года немецкое наступление на Цитадель (Курская битва) поддерживалось несколькими типами высокоэффективных штурмовиков, два из которых которые были специализированными машинами для уничтожения танков. Первым был Henschel 129B-1/2. Произведенный в скромном количестве (всего 870 штук всех типов), он был специально разработан для выполнения противотанковых задач и задач непосредственной поддержки. Вторым был Ju87G-1, вооруженный двумя 37-мм пушками, также специально предназначенными для поражения брони. Эти самолеты вместе с Fw-190F впервые массово использовались в подразделениях Schlachtgeschwader, поддерживающих операцию «Цитадель».

Им приписывают «нанесение ущерба советской бронетехнике» и уничтожение сотен советских танков в этом бою. 8 июля 1941 г. Hs 129 уничтожили 50
Т-34 во 2-м гвардейском танковом корпусе менее чем за час. по-видимому, превышает их общие потери по всем причинам.

На самом деле общие потери советских танков в ходе операции «Цитадель» составили 1 614 полностью уничтоженных танков, подавляющее большинство из которых пришлось на немецкие танки и штурмовые орудия.(23) Дальнейшие подробные исследования показали, что авиация уничтожила только 2-5% советских танков. в Курской битве.(24) Это максимум около 80 танков. Опять же, даже если это заниженная оценка, где сотни танков, уничтоженных немецкими штурмовиками?

 (22) М. Хили, Курск 1943, Osprey Military, Лондон, 1993, с. 66.
(23) Д. М. Гланц, Дж. М. Хаус, Курская битва, Ian Allan Publishing Ltd, Суррей, Великобритания, 1999, с. 276. Согласно Гланцу и Хаусу, это допущенные полностью уничтоженные советские танки, но их число, вероятно, больше. Кроме того, такое же количество, вероятно, было восстановлено как подлежащее ремонту.
(24) Танковые войска при обороне Курского плацдарма, Журнал славянских военных исследований, том 7, № 1, март 1994 г. , с. 114. 

вернуться к началу
Возвращение к великим мифам Второй мировой войны


Почему танки были такой сложной целью для авиации во время Второй мировой войны?

ББМ, особенно средние или тяжелые танки, были, вероятно, самыми трудными целями для атак авиации во время Второй мировой войны. Учитывая более реалистичные исторические оценки, подробно описанные (выше) для Нормандии и Курска, объективный анализ показывает, почему самолеты, пытавшиеся атаковать бронетехнику во время Второй мировой войны, столкнулись с несколькими серьезными препятствиями.

  1. Во время Второй мировой войны самолеты с неуправляемым вооружением были относительно неточны. В меньшей степени это имеет место и сегодня и не идет ни в какое сравнение с современными боевыми самолетами с управляемым вооружением. Против мягких целей это было не так критично, потому что бомбы и ракеты, сброшенные авиацией Второй мировой войны, были площадным оружием. Тем не менее, небольшие легкие цели, такие как окопавшиеся противотанковые орудия, было трудно уничтожить самолетам времен Второй мировой войны. Небольшие точечные цели, такие как движущийся танк, было очень трудно поразить, потому что для уничтожения танков требовалось прямое попадание из противотанкового оружия или близкое попадание из очень большого пневматического оружия. По современным меркам было трудно поразить даже гораздо более крупные движущиеся цели, такие как корабли. Эта неточность связана с характером самолетов и состоянием техники управляемого оружия в то время. На практике это означало, что для среднестатистического истребителя-бомбардировщика, ведущего обстрел, танк оставался в поле зрения пушки примерно 10-ю долю секунды! Даже если бы пилот навел свой самолет прямо на танк, что было бы трудным и опасным маневром против хорошо защищенной цели, такой как передний край танка, у него было бы самое большее несколько секунд, чтобы навести свою пушку, пулеметы, ракеты или бомбы.
  2. Наземные машины могли нести достаточно боеприпасов, чтобы выдержать примерно час боя, а самолеты — нет. Самолеты несли очень ограниченные боеприпасы для своего стационарного вооружения, такого как пушки, и, очевидно, несли относительно ограниченное количество индивидуального оружия, запускаемого с воздуха, то есть бомб и ракет. Это означало, что они могли атаковать цель только в течение очень ограниченного времени по сравнению с системами вооружения наземного базирования. Даже в конце ВОВ самолеты несли боезапас только на 1-4 захода на цель.
  3. Большинство авиационных автоматических вооружений не предназначены для продолжительного огня. Помимо соображений боеприпасов, это оружие быстро перегревалось и, вероятно, заклинило бы, если бы стреляли более нескольких секунд за раз. Чаще всего они стреляли короткими очередями, подходящими для боя воздух-воздух.
  4. Авиационное вооружение находилось в боевой готовности (т.е. фактически проявляло свою поражающую способность) гораздо меньше времени, чем наземное вооружение из-за общей неисправности самолета. Это в дополнение к коэффициенту надежности оружия (RL), который учитывает только надежность, присущую самому оружию.
  5. Самолеты не подходили для установки противотанковых средств большого калибра и высокой начальной скорости. Это было связано с весом оружия с более чем несколькими патронами и очень сильными нагрузками отдачи на планер. Самым большим противотанковым вооружением, установленным на самолетах времен Второй мировой войны, были 75-мм пушки Pak40L на Henschel Hs 129B-3 и Junkers Ju 88P-1. Ни один из самолетов не был особенно успешным, так как «монстр-пушка» действительно оказалась слишком сложной для планера. Hs 129B-1/2 с 30-37-мм противотанковыми орудиями оказался более удачным, а Ju 88P остался одним из немногих неудачных вариантов базовой конструкции Ju 88. Стоит упомянуть относительно удачный Ju87G-1, вооруженный двумя 37-мм противотанковыми орудиями BK (Flak 18). Эта модификация дала устаревшему Ju 87 новую жизнь в конце Второй мировой войны. Интересно не Hs 129Б-3 нес только четыре 75-мм снаряда, а Ju87G-1 — только 12 37-мм снарядов. Хорошие примеры очень ограниченного количества боеприпасов, перевозимых для авиационного оружия, обсуждались выше. Во время Второй мировой войны подавляющее большинство самолетов, атакующих танки с авиационным вооружением, использовали 20-мм пушки или просто крупнокалиберные пулеметы. К ним относятся такие самолеты, как Supermarine Spitfire, Hawker Typhoon, Hawker Tempest, De Havilland Mosquito, большинство самолетов Ильюшин Ил-2 и Ил-10 (некоторые с 37-мм пушкой), Яковлев Як-7/9, Петляков Пе-2/3бис, Lockheed P38 Lightning, North American P51 Mustang и Republic P47 Thunderbolt. Средняя 20-мм пушка со штатными боеприпасами с большим трудом пробивала 12-15-мм верхнюю броню на Pz IV H и почти не имела шансов против 16-мм верхней брони на «Пантере» и 25-мм верхней брони на «Тигре I», даже если им удавалось Ударь его! Читателю следует также иметь в виду, что в среднем угол попадания пушечных снарядов в верхнюю часть ББМ обычно находился в районе 30–60 градусов, поскольку самолеты не могли атаковать вертикально вниз (ближе всего к этому идеальному варианту атаки подошла Ju 87 «Штука»). угол, что также значительно увеличивает точность любого авиационного оружия). В целом 20-мм пушка наносила лишь поверхностные повреждения даже лёгким танкам, причем наиболее серьёзные повреждения представляли собой пробития верхних кожухов решёток двигателей и повреждения двигателей. Если боевая обстановка не требовала, чтобы эти танки становились полными боеспособными потерями (например, брошенными из-за отступления), то их обычно быстро ремонтировали и возвращали в строй. менее точное оружие воздушного базирования (например, ракеты и бомбы) для уничтожения немецких танков в конце войны. Ракеты и тяжелые бомбы конца войны были способны уничтожить средний танк, но были значительно менее точными, чем и без того неточный огонь из пушек и пулеметов. Против танка «Пантера» или «Тигр» ничто, кроме прямого попадания, не могло их уничтожить.
  6. ББМ и танки пр.
  7. обычно находились в составе передовых боевых частей и «передовых» ударных формирований. Эти части часто имели прикрывающие их легкие и средние зенитные части, состоящие из 20-37-мм мобильных зенитных орудий. Даже в 1941 году во время операции «Барбаросса» немецкие танковые дивизии имели в составе танковых полков легкие зенитные части. Это делало танковые цели чрезвычайно опасными для атаки по сравнению с большинством других наземных целей. Кроме того, танки-атакующие самолеты должны были атаковать на малой высоте, в пределах досягаемости легких зенитных орудий. Зенитная артиллерия также означала, что истребители-бомбардировщики были менее способны летать, используя хороший прямой подход к атаке, и их часто отбрасывало разрывными зенитными снарядами, что еще больше снижало их точность. Действительно, кажется, что воздушные атаки на танки, защищенные зенитной артиллерией, были более опасны для самолетов, чем танки. Потеряно 1 726 истребителей-бомбардировщиков из состава 2-й тактической воздушной армии и 9-йПолет ВВС США над Нормандией в 1944 году свидетельствует о том, насколько смертоносной может быть легкая зенитная артиллерия.(25)
  8. Погода и видимость были главными соображениями при проведении всех воздушных операций. Это было особенно верно для самолетов, пытающихся атаковать броню на малых высотах без какого-либо всепогодного оборудования, которым пользуются современные боевые самолеты.
 (25) Н.