Производство бронетехники в СССР во время Второй мировой войны Википедия

Тип 1940 1941 1942 1943 1944 1945 Всего
Танки Т-28 12 12
Т-34 115 2,800 12,553 15,812 3,500 34,780
Т-34-85 10,449 12,110 22,559
Т-44 200 200
САУ СУ-122 25 630 493 1,148
СУ-85 750 1,300 2,050
СУ-100 500 1,175 1,675
Всего 127 2,800 12,578 17,192 16,242 13,485 62,424

На указанный выше период Т-28 уже устарел и был снят с производства в 1940 году, однако на вооружении советской армии осталось несколько сотен танков данного типа.

Изначально Т-34 был вооружён 76 мм пушкой; танк постоянно совершенствовался — заменялись орудия, дорабатывались двигатели и корпус, а в 1944 году на вооружение был принят танк Т-34-85, существенно отличавшийся от своего предшественника. Главным изменением стала установка на танк новой увеличенной башни с новым 85 мм орудием (Д-5). В 1945 году производились только Т-34-85. T-34 (или «тридцатьчетвёрка») — советский средний танк Великой Отечественной войны, выпускавшийся с 1940 года, и с 1942 года являвшийся основной боевой единицей бронетанковых войск СССР. Стал самым массовым танком Второй мировой войны. Серийный выпуск Т-34 и его модификаций осуществлялся в военные и послевоенные годы. Последняя из модификаций (Т-34-85) состоит на вооружении некоторых стран и по сей день.

СУ-85, СУ-122 и СУ-100 — САУ, построенные на базе Т-34. СУ-85 и СУ-100, сконструированные для борьбы с танками противника, вооружались скорострельными пушками 85 и 100 мм соответственно. СУ-122 относящаяся к классу штурмовых орудий несла 122 мм гаубицу с низкой скорострельностью (Пушка с раздельным заряжением также имела ручной затвор поршневого типа, что отрицательно сказывалось на скорострельности) и в основном использовалась как ударная артиллерия против пехоты и танков (с некоторыми ограничениями она могла использоваться и в качестве самоходной гаубицы).

ruwikiorg.ru

Средний… Ставший лучшим! Как в СССР создали танк, ставший легендой Второй мировой войны

Средний… cтавший лучшим! Как в СССР создали танк легенду Второй мировой войны

В музейно-мемориальном комплексе «История танка Т-34» рассказали о том, как создавалась знаменитая «тридцатьчетверка», почему ее собирали женщины и дети и чем эта боевая машина ужаснула фашистов в боях под Москвой и Сталинградом.

В своих планах мирового господства нацистская Германия особое внимание уделяла танковым войскам. «Стальные тараны» блестяще зарекомендовали себя в дни порабощения Европы. Вторая мировая война стала «войной моторов», причем с явным преимуществом германских танковых войск. В сочетании с механизированной пехотой, авиацией и артиллерией немецкие танки господствовали в любой операции. Начало вторжения в СССР летом 1941 года, казалось бы, предвосхищало Третьему рейху традиционную «молниеносную победную войну». Но этого не случилось…

Одним из камней преткновения для Германии со всеми ее союзниками стал советский средний танк Т-34, который, между прочим, немецкая разведка «проспала». С машиной этой вермахту пришлось знакомиться непосредственно на поле боя.

О том, как создавалась и одерживала свои легендарные победы эта машина, порталу «История.РФ» рассказал Владимир Горбунов, сотрудник музейно-мемориального комплекса «История танка Т-34» – единственного в мире военно-исторического музея, который целиком посвящен конкретному образцу вооружения.

Танк, которого не было даже в чертежах

– Владимир Викторович, расскажите, когда танк Т-34 был принят на вооружение, что стало его главной особенностью?

– В начале 1930-х годов в Советском Союзе приступили к выпуску легких колесно-гусеничных быстроходных танков, широко известных по аббревиатуре БТ. Машины оказались весьма удачными – казалось бы, есть задел на многие годы. Но на поле боя во все большем объеме стала применяться специальная противотанковая артиллерия. И стало ясно, что противопульная броня «Бетушек» (так ласково назвали танки БТ-5 и БТ-7 советские танкисты) – это уже вчерашний день. Появилась государственная необходимость в создании танка, способного выдержать удар противотанковой пушки, танка с противоснарядным бронированием.

Выполняя, как сейчас говорят, государственное задание, конструкторы харьковского завода № 183 разработали два опытных танка. Модель А-20 стала прямым продолжением линейки колесно-гусеничных танков. А в модели А-32 от колесного движителя отказались, оставив только гусеничный ход. После весьма жарких обсуждений и всесторонних испытаний на вооружение Красной Армии 19 декабря 1939 года был принят танк… А собственно говоря, какой? Дело в том, что, отдав предпочтение А-32, военное руководство страны в своем постановлении сразу же дало поручение еще больше усилить броню и вооружение танка, и вот этой, изначально преобразованной, модели был присвоен индекс Т-34. Говоря по большому счету, приняли на вооружение танк, которого еще и в чертежах не было. В конце 30-х годов прошлого века в нашей стране это была достаточно распространенная практика.

Довоенные танки производства завода № 183.
Слева направо: А-8 (БТ-7М), А-20, Т-34 обр. 1940 года с пушкой Л-11, Т-34 обр. 1941 года с пушкой Ф-34.

Что же представила собой «тридцатьчетверка» – танк нового типа? В глаза сразу бросаются наклонные борта, машина напоминает собой усеченную пирамиду. Тем самым конструкторы при толщине лобового листа в 45 мм вынудили вражеский снаряд, летящий горизонтально, пробивать броню по толщине, равной уже 90 мм. Броня, между прочим, для танков Т-34 и КВ была создана новая – особой прочности. Следующее очевидное отличие Т-34 – широкий «нос». Кстати, первоначально для усиления носовой части танка применялась броневая балка, своеобразный таран, позволяющий машине громить ударом корпуса вражеские тяжелые танки, бронепоезда, фортификационные сооружения. Широкие гусеницы в сочетании с 500-сильным дизелем обеспечили танку уверенную проходимость и в грязи, и по снежным заносам. А само применение дизеля сделало танк более экономичным по потреблению топлива и менее пожароопасным в случае поражения вражеским снарядом. Добавим мощную по тем временам танковую пушку калибром 76,2 мм с универсальным комплектом выстрелов: и для борьбы с вражеской бронетехникой, и с пехотой, и с фортификационными сооружениями. И, конечно же, то, что ныне именуют высоким уровнем технологичности. Танк оказался относительно простым: в изготовлении, эксплуатационном обслуживании, освоении экипажем, ремонте. Все эти прелести в полной мере в начале Великой Отечественной войны испытал на себе вермахт – от рядовых солдат до военачальников!

– А правда, что в мае 1942 года начали поступать жалобы на бракованные «тридцатьчетверки», из-за чего Государственный комитет обороны СССР даже принял специальное постановление об улучшении танков Т-34. В чем там было дело?

– Выпуск Т-34 был начат в 1940 году в Харькове и Сталинграде. Машина – совершенно новая. Параллельно идет освоение серийного производства, подготовка кадров и одновременно улучшение конструкции танка. Весьма непростая ситуация. Тем не менее к началу Великой Отечественной войны в Красную Армию поступили 1066 танков Т-34. 

С началом войны к чисто техническим проблемам добавились массовая эвакуация предприятий западных областей СССР в центральную часть страны, нарушение производственной кооперации, лишение заводов части квалифицированных кадров, мобилизованных в Красную Армию.

К выпуску танка с началом войны привлекли новые заводы – в Горьком (ныне – Нижний Новгород), Омске, Свердловске (ныне – Екатеринбург), Челябинске.

Все это, разумеется, негативно отразилось на качестве выпускаемых танков. И соответствующие решения государственных и военных инстанций были достаточно жесткими. Но необходимо отметить и другое. Официальная дисциплина в годы войны оказалась дополненной патриотическим порывом самих рабочих – дать фронту как можно больше качественных танков. Отсюда масса рационализаторских предложений по улучшению конструкции машины, по наиболее эффективным технологиям производства. Проводились даже специальные всесоюзные конференции по вопросам улучшения производства танков. Передовой опыт молниеносно распространялся по всем предприятиям!

Были и выдающиеся прорывы. Так, благодаря созданной под руководством академика Е. Патона технологии автоматической сварки под флюсом, удалось свести к минимуму человеческий фактор и почти десятикратно увеличить производительность сборки танков.

Т-34 собирали женщины, старики и подростки

– Превосходство Т-34 признавали и сами нацисты, включая генерал-полковника Гудериана, создателя танковых войск Германии. Можно ли сказать, что Т-34 был лучшим танком из всех, что принимали участие во Второй мировой войне?

– Вопрос не простой… Во-первых, танки ХХ века не зря классифицировали как малые, легкие, средние и тяжелые. У каждого типа – свое боевое предназначение. И сравнивать достоинства легкого танка, преследующего отступающего противника, с качествами тяжелого танка, который в самом начале боевой операции обеспечил прорыв вражеских боевых порядков, говоря мягко, – глупо.

Во-вторых, если послушать жаргон современных поклонников танковых баталий, то применительно к Т-34 мы узнаем о «пирожках», «гайках», «головастиках». Так послевоенные моделисты окрестили различные башни «тридцатьчетверки» – отражение различных конструкций в годы Великой Отечественной войны: от Т-34 до Т-34-85.

Кстати, если бы не начало войны, то история Т-34 реально завершилась бы осенью 1941 года. Машину эту на заводах должен был заменить танк Т-34М, который даже по внешнему виду разительно отличается от своего предшественника.

Между прочим, то, что первый вариант «тридцатьчетверки» далек от совершенства, в предвоенные годы прекрасно знали и танкостроители, и танкисты. Но явно приближалась большая война, и подобная машина была нужна стране как воздух!

В-третьих, надо четко представлять каноны отечественного танкостроения. Танк Т-34 создавался с максимальной эффективностью для боевого применения при минимальных удобствах для его экипажа. Хорошо ли это? Однозначно не скажешь. Во всяком случае, во множестве воспоминаний танкистов подчеркнуто, что они прощали Т-34 многие недостатки, ибо танк обеспечил главное для них: возможность остаться в живых!

Существует и четвертый момент. А что сравнивать – Т-34 или Т-34-85? Добавим вопрос о сравнении между собой танков Т-34 и Т-34-85. Название-то фактически одно, а возможности машин весьма различные…

В нашем музее есть специальный стенд, позволяющий сравнить Т-34 и Т-34-85 с танками Второй мировой войны из Великобритании, Германии и США по огневой мощи, подвижности и защищенности. Так вот главная «изюминка» заключается в том, что в эпоху Второй мировой войны по совокупности этих наиважнейших боевых свойств «тридцатьчетверка» оказалась лучшим средним танком. А на день сегодняшний три десятка достижений машины по-прежнему остаются в ранге мировых рекордов.

– Кто же создавал легендарный танк в годы Великой Отечественной войны?

– Исторический факт: на смену призванным в Красную Армию мужчинам пришли женщины, рабочие-ветераны, подростки! Квалификация большинства новичков измерялась нулевым уровнем. И тогда технологи разбили производственную цепочку на отдельные замкнутые операции, к которым и готовили новичков. Честь конструкторам: их детище оказалось доступным для рабочих такой категории.

С другой стороны, те же подростки всячески стремились повысить свою квалификацию. За счет времени для личного отдыха девушки и юноши изучали премудрости производства. В Нижнем Тагиле в годы войны в создании «тридцатьчетверок» отличился, к примеру, Анатолий Смирнов. Произошло это, когда передовому рабочему было всего 15 лет! Его сверстницы добились почетного звания «гвардейской бригады». Получили его девушки потому, что ежедневно трехкратно перевыполняли производственную норму.

 Кошкин появился в Харькове в жутчайшее время

– Применительно к Т-34 в чем персональная заслуга Кошкина?

– Михаил Кошкин прибыл в Харьков в начале 1937 года после окончания Ленинградского машиностроительного института и практической работы по разработке танков Т-29 и Т-46-5 на Ленинградском заводе № 185, качество которой было отмечено орденом Красной Звезды.

На харьковском заводе начались жуткие времена: произошла большая беда с коробками передач на танках БТ, прозвучало обвинение во вредительстве и начались повальные аресты.

В этих условиях Михаилу Ильичу удалось сохранить личный состав конструкторского бюро. Главную задачу своим соратникам Кошкин сформулировал предельно просто: работать не вдогонку, а на обгон; в конструировании использовать не аналог, а тенденцию; внедрить такой танк, который был бы длительное время перспективным…

Из многих вариантов начальник конструкторского бюро, а затем главный конструктор завода № 183 выбрал наиболее эффективный. Модель эту он сумел отстоять вплоть до самого высшего государственного руководства.

За этот танк Михаил Кошкин буквально отдал свою жизнь. В сентябре 1940 года, за несколько месяцев до начала Великой Отечественной войны, выдающегося организатора не стало. Но идея уже была воплощена в металл!

– Как смерть Кошкина повлияла на дальнейший выпуск танка?

– Танку Т-34, говоря по большому счету, очень повезло. Над созданием этой машины трудились заядлые энтузиасты. Был настоящий коллектив единомышленников, для которых главным было дело, конкретный результат, причем непременно наиболее эффективный.

Смерть Кошкина стала потрясением, причем не только для конструкторского бюро. Харьковские ветераны танкостроения вспоминали, что на похоронах главного конструктора собрался фактически весь город. А ведь подавляющее большинство участников траурной церемонии даже имени усопшего не знали. «Шестое чувство» сработало?..

Но для глубоких переживаний времени не было. Эстафету принял Александр Морозов, конструктор от Бога, будущий дважды Герой Социалистического Труда, с чьим именем связано большинство самых известных советских танков. Другой коллега Кошкина – Николай Кучеренко – стал бессменным начальником КБ в годы работы завода № 183 в Нижнем Тагиле. Со своими единомышленниками-конструкторами они обеспечили модернизацию танка Т-34, создание Т-34-85, а затем и танка Т-44. Можно сказать, что «кошкинский задел» конструкторское бюро сохранило до самого конца Великой Отечественной войны.

Танк на медали

– Первое серьезное поражение немцы потерпели в Битве под Москвой. Какую роль в этом сыграли танки Т-34?

– Танк увековечен на медали «За оборону Москвы». Причем сделано это было в 1944 году, когда на полях Великой Отечественной войны уже прошло немало жесточайших сражений, появилась возможность сравнить успехи и недостатки Т-34.

Зимой 19411942 годов мощная машина на широких гусеницах запросто преодолевала снежные заносы. Немцы были в шоке, что-либо противопоставить нашему танку они не могли чисто физически! Кстати, следующей зимой под Сталинградом подобное пришлось испытать венгерским, итальянским, румынским и финским союзникам Германии.

Под Москвой «тридцатьчетверки» впервые стали применяться достаточно крупными силами – отдельные батальоны, танковые бригады. Большое распространение получили танковые десанты: на броне танка располагались автоматчики, бойцы с ручными пулеметами. Опыт этот пригодился во все последующие годы войны. А в Сталинграде конструкторы даже разработали специальные поручни на корпус и на башню Т-34, чтобы «бронепехам» было удобнее во время стремительного перемещения по бездорожью.

Так что не зря Т-34 увековечен на государственной награде, посвященной защите столицы!

– А немецкие танки как вели себя в подобных условиях?

– В нашем музее есть возможность воочию сравнить трак Т-34 с траком германского среднего танка. Последний размером невелик. Вот почему давление на грунт у немецких машин было гораздо большим. Потому-то они безнадежно вязли: в грязи и в мягком грунте летом, в сугробах зимой.

– Можно ли сказать, что это именно под Москвой было главное сражение «тридцатьчетверки»?

– Волею судьбы «тридцатьчетверка» в обличье Т-34 и Т-34-85 участвовала во всех основных сражениях Великой Отечественной войны. От Москвы к Берлину танк шел через Сталинградскую битву, через огненную Курскую дугу, через освобождение Украины, Молдавии, республик Прибалтики, а затем стран Восточной Европы. В Красной Армии он стал самым массовым танком. Причем основная часть «тридцатьчетверок» была сосредоточена вовсе не в танковых армиях, как ныне думают весьма многие, а в общевойсковых соединениях. Машина шла в бой вместе с пехотой, поддерживая «царицу полей» своим огнем и защищая броней.

После победного мая 1945 года «тридцатьчетверку» ждали испытания на Дальнем Востоке. Преодолев знаменитые Хинганы, 6-я гвардейская танковая армия под командованием генерала А. Кравченко приняла участие в разгроме японской Квантунской армии.

– Как определить, какое из всех перечисленных сражений стало для «тридцатьчетверки» главным?

В решении данной проблемы, на мой взгляд, существует один весьма неожиданный ракурс. Возьму на себя ответственность за утверждение, что главное свое сражение Т-34 выиграл у… чертежной доски! Лучшее тому подтверждение таково: в годы Второй мировой войны в Третьем рейхе знаменитые «Пантеры», «Королевские тигры», несостоявшиеся «Маусы» создавались под впечатлением от нашей «тридцатьчетверки». Вот так история расставила всех по реально заслуженным местам!

Для тех, кому интересна история Т-34, напоминаем, что в апреле этого года на экраны вышел художественный фильм «Танки» режиссера Кима Дружинина. Фильм рассказывает вымышленную приключенческую историю тайного пробега на танках Т-34 конструктора Михаила Кошкина в Москву с целью утвердить производство новых танков, которые впоследствии помогли Советскому Союзу победить в Великой Отечественной войне. Картина создана при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Российского военно-исторического общества. Подробности можно узнать здесь: https://www.culture.ru/s/tanki/.

histrf.ru

Производство бронетехники в СССР во время Второй мировой войны — WiKi

Лёгкая бронетехника

Тип 1940 1941 1942 1943 1944 1945 Всего
Танки Т-26 1,549 1,549
БТ-7 706 706
Т-40 41 181 222
Т-50 48 15 63
Т-60 1,818 4,474 6,292
Т-70 4,883 3,343 8,226
T-80 120 120
САУ СУ-76 26 1,928 7,155 3,562 12,671
Всего 2,255 1,907 9,579 5,391 7,155 3,552 30,079

СУ-76 представлял собой 76 мм пушку, установленную на удлинённый корпус танка Т-70.

Средняя бронетехника

Тип 1940 1941 1942 1943 1944 1945 Всего
Танки Т-28 12 12
Т-34 115 2,800 12,553 15,812 3,500 34,780
Т-34-85 10,449 12,110 22,559
Т-44 200 200
САУ СУ-122 25 630 493 1,148
СУ-85 750 1,300 2,050
СУ-100 500 1,175 1,675
Всего 127 2,800 12,578 17,192 16,242 13,485 62,424

На указанный выше период Т-28 уже устарел и был снят с производства в 1940 году, однако на вооружении советской армии осталось несколько сотен танков данного типа.

Изначально Т-34 был вооружён 76 мм пушкой; танк постоянно совершенствовался — заменялись орудия, дорабатывались двигатели и корпус, а в 1944 году на вооружение был принят танк Т-34-85, существенно отличавшийся от своего предшественника. Главным изменением стала установка на танк новой увеличенной башни с новым 85 мм орудием (Д-5). В 1945 году производились только Т-34-85. T-34 (или «тридцатьчетвёрка») — советский средний танк Великой Отечественной войны, выпускавшийся с 1940 года, и с 1942 года являвшийся основной боевой единицей бронетанковых войск СССР. Стал самым массовым танком Второй мировой войны. Серийный выпуск Т-34 и его модификаций осуществлялся в военные и послевоенные годы. Последняя из модификаций (Т-34-85) состоит на вооружении некоторых стран и по сей день.

СУ-85, СУ-122 и СУ-100 — САУ, построенные на базе Т-34. СУ-85 и СУ-100, сконструированные для борьбы с танками противника, вооружались скорострельными пушками 85 и 100 мм соответственно. СУ-122 относящаяся к классу штурмовых орудий несла 122 мм гаубицу с низкой скорострельностью (Пушка с раздельным заряжением также имела ручной затвор поршневого типа, что отрицательно сказывалось на скорострельности) и в основном использовалась как ударная артиллерия против пехоты и танков (с некоторыми ограничениями она могла использоваться и в качестве самоходной гаубицы).

Тяжёлая бронетехника

Тип 1940 1941 1942 1943 1944 1945 Всего
Танки КВ-1 141 1,121 1,753 3,015
КВ-1с 780 452 1,232
КВ-8 102 35 137
КВ-85 148 148
ИС-1 130 130
ИС-2 102 2,252 1,500 3,854
ИС-3 350 350
САУ КВ-2 102 232 334
СУ-152 704 704
ИСУ-122/152 35 2,510 1,530 4,075
Всего 243 1,353 2,635 1,458 4,910 3,030 13,979

Танки серии КВ

КВ-1 (назван в честь Климента Ворошилова) изначально вооружался 76 мм пушкой; как это произошло с Т-34, уже во время производства пушка была заменена на более длинную и мощную пушку того же калибра. КВ-2 имел корпус КВ-1, на котором устанавливалась огромная башня и 152 мм гаубица.

КВ-1C был вариантом КВ-1 с более тонкой бронёй (что сделало его более мобильным) и новой башней, но с пушкой того же калибра. КВ-85 был тем же КВ-1С, но с башней от ИС-1 и 85 мм пушкой. Огнеметный танк КВ-8 производился на базе танков КВ-1, а затем и КВ-1С .

СУ-152 был Самоходная артиллерийская установка с 152 мм гаубицей, установленной на корпусе КВ-1с. По своему боевому предназначению СУ-152 в равной степени являлась как тяжёлым истребителем танков, так и тяжёлым штурмовым орудием; ограниченно могла выполнять функции самоходной гаубицы. Как и КВ-2, СУ-152 использовался как ударная противопехотная артиллерия.

Танки серии ИС

На танке ИС-1 (назван в честь Иосифа Сталина) стояла 85 мм пушка в башне от КВ-85. В феврале 1944 года появился новый танк серии, сменивший КВ-1 в полках прорыва — ИС-2, вооружённый 122 мм пушкой и предназначавшийся для уничтожения вражеских укреплений.

ИСУ-122 и ИСУ-152 — Самоходная артиллерийская установка на базе танка ИС, в основном использовавшиеся как противотанковые орудия.

Бронеавтомобили

БА-64 использовался Советской Армией с 1942 года для задач разведки и боевого охранения. Всего было построено 9110 машин этой марки (3901 БА-64 и 5209 БА-64Б).

Заводы

Наименование завода и его расположение Марка танка, САУ Год выпуска Всего Итого
1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945
ЛКЗ (г. Ленинград) КВ 444 444 454
ИС-2 10 10
ЧКЗ (г. Челябинск) КВ, КВ-1С, КВ-85 486 2553 617 3656 16832
ИС-1 67 40 107
ИС-2 35 2210 1140 3385
ИС-3 125 125
СУ-152 668 2 670
ИСУ-152 35 1340 510 1885
ИСУ-122 1170 740 1910
Т-34-76 1055 3594 445 5094
Завод № 183 (г. Харьков) Т-34-76 744 744 744
Завод № 75 (г. Харьков) Т-44 25 240 265 265
Завод № 183 (г. Нижний Тагил) Т-34-76 25 5684 7466 1838 15013 25266
Т-34-85 6583 3670 10253
Завод № 112 (г. Горький) Т-34-76 161 2718 2851 540 6270 10894
Т-34-85 3079 1545 4624
Завод № 174 (г. Ленинград) Т-26 116 116 176
Т-50 60 60
Завод № 174 (г. Омск) Т-50 15 15 4807
Т-34-76 417 1347 1163 2927
Т-34-85 1000 865 1865
Уралмаш завод (г. Свердловск) Т-34-76 267 452 719 5571
СУ-122 26 612 638
СУ-85 761 1893 2654
СУ-100 500 1060 1560
СТЗ (г. Сталинград) Т-34-76 956 2520 3476 3476
Завод № 38 (г. Киров) СУ-76, СУ-76М 25 1097 1103 2225 4142
Т-60 539 539
Т-70 1378 1378
Завод № 37 (г. Москва) Т-40.Т-30 487 487 507
Т-60 20 20
Завод № 37 (г. Свердловск) Т-70 10 10 1223
Т-60 1158 55 1213
Завод № 264 (район Сталинграда) Т-60 45 1141 1186 1186
ГАЗ (г. Горький) Т-60 1323 1639 2962 17333
Т-70 3495 3348 6843
Т-80 5 5
СУ-76М 601 4708 2214 7523
Завод № 40 (г. Мытищи) СУ-76М 210 1344 752 2306 2376
Т-80 70 70
Итого Танки и САУ 4867 24640 23891 28983 12401 95252 95252

[1]

Ссылки

См. также

Примечания

  1. ↑ Примечание: В таблице 3 не указаны 201 установка СУ-76И и 21 установка СГ-122, изготовленные в 1942—1943 гг. соответственно заводами № 37 и 592 на базе трофейных танков и САУ, а также 101 установка ЗИС-30, изготовленная в 1941 г. заводом № 92 на базе отечественного полубронированного тягача Т-20 «Комсомолец». Отечественные бронированные машины. XX век Научное издание: в 4 т./ Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г./Том 2. Отечественные бронемашины. 1941—1945 гг.—М.: ООО «Издательский центр „Экспринт“», 2005.—448 с. ISBN 5-94038-074-3 стр. 14

ru-wiki.org

Танкостроение в СССР, 30-е годы » Военное обозрение

Получив в руки готовые образцы зарубежной бронетехники и освоив их в производстве, советские специалисты сразу оказались в русле мирового танкостроения, но вынуждены были какое-то время придерживаться двух его направлений: британской школы танкового дизайна и конструкторской школы У. Кристи. Эти два направления на все предвоенное десятилетие определили характер советских разработок в этой области, и в тоже время именно к его концу наши инженеры научились работать самостоятельно.
Впрочем, в самом начале этого пути - кстати, так уже было с тем, что заимствовалось с Запада в годы Петровских реформ, — русские весьма робко подходили к тому, чтобы как-то улучшить доставшиеся им машины.
Так, на опытный образец танка «Виккерс 6-тонный», известный под ТММ-1, с самого начала решили поставить три пулемета, а не два, как на английском танке, и на одного человека увеличить экипаж. Но даже улучшенный вариант ТММ-2 не удовлетворил военных, и в серию пошел именно «Виккерс» с самыми минимальными переделками.

Советский опытный легкий танк ТММ-1

Как и английский прототип, Т-26 имел две независимо вращающиеся башни с пулеметами. По мнению англичан, такое размещение вооружения должно было обеспечить максимальный темп стрельбы в оба борта, что для пехотного танка считалось особенно важным.
А с мнением англичан в СССР считались на самом высоком уровне. Так, например, ознакомившись с закупленным в Англии танком «Виккерс-6 тонн», М. Тухачевский написал следующее (стиль и орфография сохранены): «Касаемо осмотренного мною недавно английского танка Виккерса, нашел его как нельзя лучше подходящим задаче сопровождения при атаке вражеских окоп... Расположение башен танка бок о бок очень выгодно позволяет танку развивать сильный побортный огонь при пересечении окоп и траншей, от которого никак не укрывает бруствер... Нетрудно понять, что двухбашенная и трехбашенная схемы потому и приняты англичанами, что очень перспективны и наиболее выгодны для преодоления вражеской обороны среди своей пехоты».
Но очень скоро выяснилось, что вопреки мнению М. Тухачевского танку чаще всего приходится вести огонь по одной цели, а в данном случае сосредоточить огонь по одному борту было нельзя.
Особенно это стало заметно, когда в 1932 г. в правой башне разместили 37-мм орудие. Огневая мощь танка вроде бы увеличилась, но теперь башни мешали друг другу в распределении силы огня. Хотя таких танков и было выпущено всего около 1600, в дальнейшем от двухбашенного варианта решили отказаться, и Т-26 образца 1933 г. получил уже одну башню, вооруженную 45-мм танковой пушкой 1932 года и спаренным с ней пулеметом ДТ. Командирские танки оснащались антенной в виде поручня вокруг башни, но опыт боев показал, что противник, заметив такой танк, в первую очередь стреляет именно по нему, из-за чего поручневую антенну заменили на штыревую, которая была не столь заметна издали.
В 1936 г. танк получил пулемет в кормовой нише башни, а в 1937 г. еще один - зенитный, установленный над люком командира. Тогда же танки Т-26 оснастили конической башней, а с 1939 г. поставили наклонные бронелисты на подбашенную коробку. Мощность двигателя постепенно росла, но увеличился также и вес танка, из-за чего надежность ходовой части неуклонно снижалась. Наконец, для усиления защиты около сотни танков в ходе советско-финляндской войны срочно добронировали, навесив на них экраны. При этом толщину нижней лобовой части корпуса и передней стенки довели до 60- мм. Иногда эти машины называют Т-26Э. Однако они явно были перетяжелены и вследствие малой подвижности представляли собой хорошую цель.

Выпуск Т-26 прекратили в пер-вой половине 1941 г., но в июле - августе 1941 г. в Ленинграде достроили около сотни машин из неиспользованного задела корпусов. Всего Красная армия получила более 11 000 Т-26 23 серий или модификаций, включая огнеметные (тогда называвшиеся «химическими») и саперные танки-мостоукладчики.


Советский танк Т-26, модель 1932 г.

В 30-е гг. Т-26 послужил основой для разработки первых отечественных САУ, например, СУ-1 и СУ-5-1 с 76, 2-мм пушкой, СУ-5-2 с 122-мм гаубицей и СУ-5-3 с 152-мм мортирой. Был сконструирован «артиллерийский танк» АТ-1, имевший 76,2-мм орудие и даже 76-мм самоходная зенитная установка СУ-6. Интересно, что в ходовой части этой машины был использован еще один средний каток, имевший сточную подвеску. По обеим сторонам корпуса шарнирно укреплялись борта для защиты расчета при движении, которые, когда они откидывались горизонтально, служили площадкой для действия расчета. СУ-6 могла уходить с позиции без перехода в походное положение, необходимо было лишь поднять у нее передний броневой щиток.


76,2-мм опытная зенитная самоходная установка СУ-6 (на базе легкого танка Т-26) СССР

На испытаниях было отмечено, что оружие раскачивается при стрельбе, что наводка сбивается, а двигатель сильно перегревается. То, что данную зенитную СУ очень легко превратить в противотанковую, конструкторы не заметили, хотя для этого достаточно было понизить линию наводки орудия в горизонтальном положении и установить на стволе дульный тормоз, смягчающий силу отката. Самое интересное, что в годы войны, заполучив в руки трофейные танки Т-26 и французские пушки образца 1897 г., немцы так и сделали, хотя, понятно, что не от хорошей жизни.
Кстати, короткоствольная 76,2-мм пушка на танке впервые в нашей стране была также установлена на танке Т-26А (артиллерийском). Т-26 плавал с надувными поплавками и даже ходил по дну реки (танкТ-26ПХ - «подводного хода») с трубой, через которую «дышал» двигатель, словом, сыграл роль лаборатории, на которой опробовались многие решения, получившие потом самостоятельную жизнь.

Танкам БТ довелось прожить в Красной армии не менее яркую жизнь, хотя по сравнению с Т-26 их освоение промышленностью проходило куда тяжелее. Первый танк БТ-2 не слишком отличался от своего американского прототипа, однако даже в таком виде его изготовление оказалось очень трудным делом. Низкое качество резины приводило к ее отрыву от стального бандажа опорных катков, в то время как колеса с американской резиной выдерживали пробег в 1000 км без каких-либо заметных повреждений. Предназначавшихся для этого танка штатных 37-мм пушек Б-3 постоянно не хватало из-за полукустарного характера их производства, а военпреды постоянно браковали выпускавшиеся корпуса и башни. Дошло до того, что 350 из 610 изготовленных в 1932-1933 гг. танков БТ-2 пушек не имели и вооружались только пулеметами. При этом монтаж пулеметных установок производился силами воинских частей. В одном из донесений военпреда о выполнении заказа на 1933 год прямо говорилось, что, «несмотря на выполнение программы (вместо 1000 машин по плану сдано 1005), качество машин нельзя признать хорошим... За первое полугодие забраковано 5-8 % машин в месяц, за второе — 9-41 %, что говорит о снижении внимания к качеству, особенно по сборке».

Правда, тогда предпринимались попытки кардинально усилить вооружение легких танков вообще и БТ в частности. Так, 6 июня 1931 г. И. А. Халепский утвердил задание на проектирование колесно-гусеничного танка по типу Кристи, который при массе в пределах 14 т, бронировании 13-20-мм и скорости не ниже 40 км/ч — на гусеницах и 70 км/ч - на колесах должен был вооружаться 37-мм и 76-мм пушками и двумя пулеметами. Причем одну пушку и один пулемет предполагалось установить во вращающейся башне, а остальные - в корпусе. Экипаж машины - не менее 3 человек. Согласно этим требованиям опытно-конструкторское и испытательное бюро РККА, руководимое Н. И. Дыренковым, разработало проект и построило в натуральную величину макет танка Д-38. 18 ноября 1931 г. проект рассмотрели, однако он был признан неудовлетворительным.
В следующем году, используя опыт работы над Д-38, КБ Дыренкова изготовило и установило на танк БТ-2 башню увеличенного размера с 76-мм полковой пушкой укороченным откатом (ранее устанавливавшуюся на СУ-1) и пулеметом ДТ в раздельных установках. 25 марта 1932 г. машина проходила испытания на артиллерийском полигоне Пролетарской дивизии, но из-за неудачной конструкции артустановки и заедания погона башни при выстрелах этот вариант дальше опытного образца так и не пошел.

В 1933 г. Завод «Красный путиловец» спроектировал цилиндрическую башню с 76-мм пушкой, единую для танков Т-26 и БТ, но и она была отвергнута из-за целого ряда недостатков. Все кончилось унификацией башен для танков Т-26 и БТ, получивших башню с 45-мм пушкой образца 1932 г., имевшей начальную скорость бронебойного снаряда 760 м/с и спаренным с ней пулеметом ДТ. Интересно, что калибр 45-мм появился в РККА все из тех же традиционных для наших военных соображений экономии. Дело в том, что на военных складах России скопилось огромное количество 47-мм бронебойных снарядов морских 47-мм пушек Гочкиса. При стачивании старых ведущих поясков калибр снаряда становился 45 мм. Так что это запасливых царских адмиралов нужно благодарить за то, что они, сами того не подозревая, оказали советскому танкостроению существенную помощь в обеспечении его боеприпасами!
С новой башней танк стал несколько тяжелее, но скорость и бронирование у него не изменились. Воевать БТ-5 довелось на реке Хал-хин-Гол, а также во время гражданс¬кой войны в Испании 1936-1939 гг., в Польше и в советско-финляндскую кампанию. Всего в 1933-1934 гг. было выпущено 1884 БТ-5.


БТ-5 5-го механизированного корпуса, 1935 г.

Что же касается эксплуатации этих машин в предвоенное время, то она выявила множество недостатков и у БТ-2, и у БТ-5. Из-за отсутствия надлежащего количества запасных частей для двигателей и запасных траков до 50 % машин было приказано содержать в войсках в неприкосновенном запасе, 25 % эксплуатировать наполовину и только 25 % — полностью.
Однако за свои прекрасные скоростные качества танкистам они полюбились, а многие из них научились на своих машинах даже прыгать с разгона через препятствия на 15-20 метров, а некоторые и на все 40!
В 1935 г. начали выпуск нового танка БТ-7, который имел новый двигатель и целый ряд других усовершенствований.
Первые образцы выпускались с цилиндрической башней, которую вскоре заменили конической, боекомплект танка зависел от того, была ли па нем установлена радиостанция. Механизм наведения пушки в 1938 г. усовершенствовали, введя стабилизацию линии прицеливания в вертикальной плоскости. В 1936-1937 гг. на части танков установили 76,2-мм пушку КТ с начальной скоростью снаряда 381 м/с (БТ-7А), которых было выпущено 155 единиц.
По сравнению с БТ-5 новая машина обладала улучшенной формой корпуса, утолщенной броней, большим запасом топлива и, следовательно, дальностью хода.
Техническая надежность этих машин особенно выросла после установки в 1939 г. на танки последней модификации БТ-7М дизельного двигателя В-2. Сразу же увеличилась скорость и запас хода, поскольку дизельный двигатель оказался прежде всего значительно экономичнее бензинового. Производство БТ-7М прекратили в связи с переходом на выпуск Т-34 весной 1940 г., а всего в СССР было выпущено более 8 тысяч танков БТ разных модификаций!


Советский танк БТ-7, 1935 г.

Подобно Т-26 на их базе создавались опытные огнеметные и даже радиоуправляемые танки -«телетанки» по терминологии того времени, танки-мостоукладчики СБТ, имевшие башню от танка Т-38 и мостовой пролет длиной 9 м. В 1935 г. на танке БТ-5 испытывали комплект металлических, а позднее — резиновых поплавков для преодоления водных препятствий. Как и в случае с Т-26, имелся вариант танка БТ-5 для подводного хождения — БТ-5ПХ, оснащенный воздухопитательной трубой для двигателя и комплектом резиновых уплотнений для герметизации танка. Глубина погружения его при этом составляла 5 м.
Танки БТ, и главным образом БТ-7, вместе с Т-26 были основными танками в частях РККА в предвоенный период. Они воевали у озера Хасан, на Халхин-Голе, в Польше, Финляндии, а также широко использовались в самом начале Великой Отечественной войны.

В 1942-1943 гг. отдельные танки БТ-5 и даже БТ-2 все еще участвовали в боях. Вместе с ними дрались и БТ-7, причем и те, и другие в свой последний бой вместе с Т-26 вышли на Дальнем Востоке, где в 1945 г. им вновь довелось воевать с японскими войсками.
Первым средним танком Красной армии, в котором столь же очевидно влияние английской танковой школы, явился Т-28, созданный и 1931 -1934 гг.
Опытный танк имел три башни, главная из которых была вооружена 45-мм орудием, но на серийных машинах в главной башне установили короткоствольную 76,2-мм пушку. Кроме нее в башне было еще 2 пулемета -один спереди, другой сзади, причем передний наводился отдельно от пушки. Еще два находились в малых пулеметных башенках по обе стороны от места механика-водителя, что как считали конструкторы, обеспечивало максимальный темп стрельбы в оба борта, а также вперед.
Среднее удельное давление на грунт 0,66-0,72 кг/см2, — для такой машины было невелико, а удачный выбор элементов подвески обеспечивал плавный ход и достаточно хорошую проходимость. Саму подвеску прикрывал броневой фальшборт, что в это время стало характерной особенностью средних и тяжелых танков СССР.
В 1938 г. на Т-28 установили более мощную 76,2-мм пушку со стволом длиной 26 калибров, а на последних экземплярах цилиндрическую башню заменили конической.
Во время «зимней войны» с Финляндией (1939-1940 гг.) выявилась недостаточная бронезащита, и часть танков срочно добронировали при помощи дополнительных бронеэкранов. Толщина лобовой брони корпуса и башни достигла 50-80-мм, бортовой и кормовой - 40 мм, масса танка возросла до 31-32 т.
На Т-28 испытывали навесной противоминный трал, а в 1938 г. изготовили инженерный ИТ-28 с 13-метровым мостом грузоподъемностью 50 т. Боевая масса ИТ-28-38 т, экипаж — 5 человек, 2 пулемета, наведение моста осуществлялось за 3 минуты. Т-28 выпускались до 1940г. (всего более 600 единиц), и они также участвовали в боях начального периода Великой Отечественной войны.
Т-35 предназначался для качественного усиления войск при прорыве особо сильно укрепленных позиций противника. Его проект разработали в 1932 году, в следующем году после испытаний опытного образца и доработки приняли на вооружение и приступили к серийному производству. В войска он начал поступать в 1934 г., до 1939 г. РККА получила около 6С машин.
Т-35 был самым сильным по вооружению, единственным в мире серийным пятибашенным танком. Башня танка была унифицирована с танком Т-28 и имела вращающийся с ней полик и электропривод для грубой наводки. В двух башнях с 45-мм пушками имелись спаренные пулеметы и в еще двух только пулеметы. Такое расположение вооружения позволяло сосредоточивать огонь 76,2-мм, и 45-мм пушек и 3 пулеметов вперед-назад и по любому борту. 8 опорных катков малого диаметра были сблокированы по два и имели резиновые бандажи. Ходовая часть защищалась 10-мм броневым фальшбортом. Среднее удельное давление на грунт - 0,78 кг/см2 - для такой тяжелой машины было небольшим. Все Т-35 оснащались радиостанциями: сначала поручневыми, а затем штыревыми.

Последние танки этого типа имели лобовую броню толщиной 50 мм и конические башни, но даже такая модернизация была не в силах поднять их боевую мощь. Дело в том, что эксплуатация этих машин выпуска 1933—1936 гг. выявила их крайне низкую надежность и слабые тяговые характеристики. Так, по донесениям командиров Т-35, «танк преодолевал подъем только в 17 градусов, не мог выйти из большой лужи». Движение по мостам было строго регламентировано, так как танк на мостах мог застрять. В общем, внешне танк получился эффектным, но боевая ценность этого монстра оказалась очень невелика.
Традиционно считается, что Т-35 создавался по типу английского танка «Индепендент», однако в архивных документах нет сведений о том, что комиссия Халепского им интересовалась. Не исключено, что советские конструкторы пришли к идее пятибашенного танка самостоятельно, хотя хорошему специалисту часто достаточно только взглянуть на какую-нибудь машину, чтобы проникнуться ее концепцией так, как если бы он ее сам и придумал.





Советский тяжелый танк прорыва Т-35, 1934 г.

В общем, к концу 30-х гг. танки у нас имелись самые разные, но дело было в том, что выпускались они на основе тех доктрин, что родились в других государствах. Поэтому творческого поиска, который вели конструкторы в нашей стране, они отнюдь не отменили. Вот только одним из них сделать свои машины удалось, в то время как для многих других подобные эксперименты закончились обвинениями во вредительстве со всеми вытекающими из этого последствиями. Судьба изобретателя Н. Цыганова в этом смысле является особенно наглядной, хотя при иных обстоятельствах его вполне могли бы назвать по меньшей мере «русским Кристи».

topwar.ru

Танки СССР | Заметки на манжетах

Хотелось бы понять войну ставшую судьбоносной в истории СССР, оставим политическую подоплеку, сфокусируем взгляд на вооружении, материально технической базе Красной Армии. Так как невозможно в одном посте охватить все рода войск попробую сделать серию, так сказать исторический экскурс!

Легкие танки

Источник: tanki-v-boju.ru

Т-27 — советская танкетка

Принят на вооружение в 1931-м году. Всего произведено 3 295 шт. Выпускалась в 1931—1933 годах. Т-27 была брошена в бои под Москвой (где Т-27 использовались и как танки поддержки пехоты, и как тягачи для противотанковых пушек) и в Крыму.Источник: upload.wikimedia.org

Легкий танк Т-18 (МС-1)

Принят на вооружение в 1927-м году, всего выпущено 959 шт. Создан в 1925—1927 годах. Стал первым танком советской разработки. Серийно производился с 1928 по 1931 год, всего в нескольких вариантах было выпущено 959 танков этого типа, не считая прототипа. В конце 1920-х — начале 1930-х годов Т-18 составлял основу танкового парка РККА, но довольно быстро был вытеснен более совершенным Т-26. Применялся в бою в конфликте на КВЖД, в 1938—1939 годах устаревшие и достигшие крайней степени износа Т-18 были в основном сняты с вооружения или использовались как неподвижные огневые точки. Танки Т-18 ещё оставались в войсках в боеспособном состоянии, к началу Великой Отечественной войны и использовались на начальных её этапах.

Источник: upload.wikimedia.org

Т-26 — советский лёгкий танк.

Принят на вооружение в 1931-м году. Всего было выпущено 11 218. Создан на основе английского танка Vickers Mk E (также известного как «Виккерс 6-тонный»), закупленного в 1930 году. Принят на вооружение в СССР в 1931 году. Наиболее интенсивное использование танков этого типа было в ходе советско-финской войны в 1940 году, а также в 1941 году во время битвы за Москву.Источник: www.snariad.ru

Танк БТ-2

Принят на вооружение в 1932-м году. Всего было выпущено 620 шт. Советский лёгкий колёсно-гусеничный танк. аналог американского танка М.1931. Первый серийный танк семейства БТ («Быстроходные танки»). Принят на вооружение в соответствии с военной доктриной, определившей преимущества скоростных крейсерских танков, способных в кратчайшие сроки покрывать большие расстояния и действовать на оперативных просторах. Выпускался серийно ХПЗ в 1932—1933 годах.К 1 июня 1941 года на вооружении РККА имелось 580 линейных разведывательных танков БТ-2, в том числе 396 в западных округах.Источник: cp14.nevsepic.com.ua

Танк БТ-5

Принят на вооружение в 1933-м году. Всего было выпущено 1836 шт. БТ (сокр. быстроходный танк) — название серии лёгких колёсно-гусеничных танков (1930-е годы) на основе прототипа, проданного в СССР американским изобретателем Дж. Кристи.

Является усовершенствованным вариантом танка БТ-2 в направлении усиления пушечного вооружения и двигателя советского производства, незначительно увеличена высота и масса. Предназначен для укомплектования механизированных и танковых корпусов РККА. Серийный выпуск организован на ХПЗ в 1933 г. По вооружению, бронированию, средствам внешней связи и проходимости БТ-5 не уступал однотипному с ним по массе советскому танку Т-26, а по удельной мощности, подвижности и запасу хода значительно превосходил этот танк.

Источник: farm3.staticflickr.com

БТ-7 — советский колёсно-гусеничный танк периода 1930—1940-х годов.

Принят на вооружение в 1935-м году, всего было произведено 5328 машин. Третий танк семейства советских лёгких танков БТ («Быстроходный танк»). В отличие от своих предшественников БТ-2 и БТ-5, имел сварной корпус несколько изменённой формы и новый двигатель. Вооружение аналогично БТ-5. Выпускался, как и БТ-5, в варианте с радиостанцией и без радиостанции.

zametki.by

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о