M41 «Walker Bulldog», Легкий танк
Разработка легкого танка М41 началась вскоре после второй мировой войны. Было изготовлено несколько опытных образцов, обозначавшихся индексами Т37, затем Т41. В середине 1950 г. танк был стандартизован как М41, а несколько позже получил название «Уокер Бульдог» (Walker Bulldog в честь американского генерала Уокера (W.W. Walker), убитого во время боевых действий в Корее в 1951 г.). Производством танков М41 занималась корпорация «Дженерал Моторс». Всего было выпущено около 5500 ед. Танк прошел три этапа модернизации, последовательно получая индексы М41А1, М41А2, М41А3. На его базе были созданы спаренная зенитная 40-мм самоходная установка М42, 155-мм и 105-мм самоходные гаубицы М44 и М52 соответственно. В настоящее время легкие танки М41 различных модификаций состоят на вооружении армий Бразилии, Дании, Тайваня, Чили и некоторых других стран.
Танк имеет традиционную компоновку, характерную для основных танков. Отделение управления размещено в левой передней части корпуса, боевое – в центре, моторно-трансмиссионное – в корме корпуса. Экипаж танка 4 человека: водитель находится в отделении управления, командир танка, наводчик и заряжающий – в башне, первые два справа от пушки, последний слева, что позволяет ему заряжать пушку правой рукой. В командирской башенке установлено 5 стеклоблоков для кругового обзора. Кроме того, у командира и у наводчика имеется перископический прибор М20А1, поворачивающийся на 360 градусов. Моторно-трансмиссионное и боевое отделения разделены огнестойкой перегородкой. Двигатель и трансмиссия соединены в один блок. Основным вооружением танка являлась 76,2-мм нарезная пушка М32 (Т91Е3), замененная в ходе модернизации на М32А1. В ее боекомплект входят штатные выстрелы: бронебойный трассирующий (АР-Т М339), кумулятивный (НЕАТ-Т М496), осколочно-фугасный (НЕ М352), с готовыми убойными элементами (Canister M363), дымовой, холостой и др. В 1982 г. для пушки М32 корпорацией AAI был разработан бронебойный оперенный подкалиберный снаряд (APFSDS). Первоначально в танке укладывалось 57 унитарных выстрелов, после модернизации, начиная с модификации М41А1, боекомплект был увеличен до 65 выстрелов. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет, его боекомплект 5000 патронов. Зенитный 12,7-мм пулемет М2 установлен на крыше башни у люка командира. К этому пулемету имеется 2175 патронов. Управление вооружением могут осуществлять наводчик и командир танка. Для этого они используют электрогидравлические приводы наведения. Вертикальные углы наведения составляют от -9 градусов 45 минут до +19 градусов 45 минут. Стабилизатора вооружения и дальномера на танке нет. Наводчик пользуется телескопическим прицелом М97 с 8-кратным увеличением и полем зрения 7,5 градусов. И наводчик, и командир танка используют также свои перископические приборы М20А1, имеющие два оптических канала. Однократный канал служит для ориентирования, 6-кратный – для стрельбы. На базовой модели танка приборы ночного видения не устанавливались, в ходе модернизации такие приборы были введены, также как и ИК-прожектор.
Танк имеет сравнительно высокий уровень защиты. Корпус танка сварной из катаной стальной брони, башня сварная из литых и катаных броневых деталей. Толщина броневых деталей башни составляет от 38 (маска пушки) до 12,7 (крыша) миллиметров, носовые детали корпуса имеют защищающую толщину 50 мм, борта корпуса 12-15 мм, передняя часть днища 32, задняя 9,25 мм. Специальные средства защиты от ОМП не применялись. В МТО установлена система противопожарного оборудования, управление которой осуществляет водитель.
Первоначально на танке М41 использовался 6-цилиндровый бензиновый двигатель «Континенталь» AOS-895-3 воздушного охлаждения с оппозитным расположением цилиндров. С 1956 г. при модернизации вместо него устанавливался бензиновый двигатель с системой непосредственного впрыска топлива. Оба двигателя имели мощность 370 кВт (500 л.с.). В обоих случаях использовалась гидромеханическая трансмиссия типа «Кросс-драйв» CD-500-3 фирмы «Аллисон». Трансмиссия имела цилиндрический входной редуктор, комплексный, с автоматически блокируемым фрикционом, гидротрансформатор, планетарную коробку передач, обеспечивающую 2 передачи переднего и 1 заднего хода, дифференциальный двухпоточный механизм поворота, дисковые тормоза с металлокерамическими дисками, работающими в масле.
Подвеска танка индивидуальная торсионная. На первых, вторых и пятых узлах подвески установлены гидравлические телескопические амортизаторы. Торсионы первых и пятых узлов подвески большего диаметра, нежели всех остальных. Опорные катки обрезиненные двускатные, разборные. На каждом борту используется по 3 поддерживающих катка. Гусеницы с резинометаллическими шарнирами последовательного типа и съемными резиновыми подушками. В ходовой части используется рычажное компенсирующее устройство, обеспечивающее постоянство натяжения гусениц.
На танке установлен вспомогательный двигатель GMC модели А41-1 с зарядным агрегатом. Он может использоваться для подогрева МТУ при низкой температуре. Штатным оборудованием считается обогреватель факельного типа для экипажа, приспособления для глубокого брода, электрический водооткачивающий насос. Средства связи танка включают две радиостанции, ТПУ и телефон для связи пехоты (десанта) с экипажем. Модификация TMS компании «Кадиллак Гейдж». Компания «Кадиллак Гейдж», широко известная работами по созданию танковых систем управления огнем, предложила вариант модернизации башни для танка М41. По заявлению компании, новая конструкция (TMS) обеспечивает резкое повышение точности стрельбы и вероятности попадания в цель первым выстрелом, уменьшение размеров и веса оборудования, упрощение его использования, технического обслуживания и ремонта. Предусмотрена возможность стабилизации вооружения. Модернизированная башенная система может быть установлена на любом образце серии М41.
Германская программа модернизации М41. В начале 1986 г. в Германии в инициативном порядке была разработана программа модернизации легких танков М41, получившая название GTI (German Tank Improvement), предназначавшаяся только для экспорта. Основным подрядчиком в разработке программы выступала компания GLS (Мюнхен). Согласно программе, бензиновый двигатель должен быть заменен на дизель MB 833 Aа-501 компании MTU мощностью 330 кВт (450 л.с.). Через новую раздаточную коробку он должен быть связан с существующей трансмиссией. Скомплектованный таким образом силовой блок может быть легко заменен в полевых условиях. В него входят также системы охлаждения, воздухоочистки и генератор переменного тока (9 кВт). Использование более экономичного дизеля позволяет увеличить запас хода со 160 до 600 км, хотя вместимость топливных баков при этом увеличивается только с 530 до 800 литров. 4 новых топливных бака размещены в корпусе, 2 бронированных топливных резервуара устанавливаются на корме на надгусеничных полках.
Заменяется щиток приборов водителя, система подавления пожара и взрыва. В подвеске применяются новые торсионные валы и гидравлические амортизаторы двустороннего действия, кроме того, устанавливаются гидравлические ограничители хода опорных катков. Существующая гусеница заменяется на новую фирмы «Диль» (Diehl). На борта корпуса устанавливаются противопыльные экраны, которые могут, если этого потребует заказчик, улучшить защиту корпуса. На опытном образце была сохранена 76-мм пушка, хотя вместо нее, в зависимости от требований, может быть установлена 90 или 105-мм пушка. Вводится стабилизация вооружения, электрогидравлические приводы наведения заменяются на электрические. Система управления огнем танка М41 GTI – MOLF 41 включает цифровой баллистический вычислитель, лазерный дальномер, датчики наклона цапф и возвышения пушки, метеоусловий и др. Перископический дневно-ночной прицел наводчика скомплексирован с лазерным дальномером, командир и наводчик могут вести эффективную стрельбу с места и с ходу по движущимся и неподвижным целям.
На оба борта башни установлено по блоку (6 стволов) дымовых гранатометов, из которых при необходимости можно вести огонь осколочнофугасными гранатами. В танке используется система коллективной защиты от ОМП и новые средства связи. Датский легкий танк М41 DK-1. В середине 1980-х годов в армии Дании было принято решение о модернизации американских танков М41, полученных еще в 1950-е годы, с целью поддержания их боевых и технических характеристик на уровне, необходимом для использования в современных условиях. Работы по модернизации всех имеющихся танков М41 были завершены в 1988 г. Машины получили индекс М41 DK-1.
В конструкцию танка М41 было внесено свыше 70 различных изменений. Прежде всего, вместо бензинового двигателя установлен более экономичный дизель VTA-903T фирмы «Камминс» мощностью 342 кВт (465 л.с.). В боекомплект пушки введен бронебойный оперенный подкалиберный снаряд компании AAI, обладающий повышенной бронепробиваемостью. Изменена боеукладка, для наведения оружия используются электрические приводы компании AEG, установлен тепловизионный прицел наводчика, скомплексированный с лазерным дальномером, на маску пушки смонтирован галогенный прожектор, приборы ночного видения имеются у командира и водителя. 12,7-мм зенитный пулемет заменен на 7,62-мм. Улучшена защита танка. В нише башни размещена система защиты от ОМП, установлены бортовые защитные экраны, введена система обнаружения и подавления пожара и взрыва, на башню по обе стороны от пушки установлено по четыре дымовых гранатомета.
Кроме того, проведено большое количество работ, направленных на повышение надежности танка и облегчение его эксплуатации (используются новые аккумуляторные батареи, увеличен запас топлива до 930 л и т.д.). Масса танка после модернизации возросла до 25 т. Тайваньский легкий танк М41. В начале 1970-х годов начались работы по созданию легкого танка для тайваньской армии. За основу был принят американский танк М41. Первые образцы представляли собой копии этого танка. В 1975 г. после того, как в конструкции накопились отличия, танк был стандартизован как Тип 64. Тем не менее, согласно имеющейся информации этот танк конструктивно очень близок модификациям М41А2 и М41А3, хотя многие сборочные единицы (пушка, спаренный и зенитный пулеметы, элементы конструкции, обеспечивающие подвижность, средства связи) выпускаются тайваньской промышленностью. В 1990 г. появились сообщения о намерении тайваньской армии модернизировать танки М41 (Тип 64) и спаренные 40-мм самоходные зенитные установки, имеющие одинаковое базовое шасси. Основными направлениями модернизации должны быть замена силового блока (прежде всего бензинового двигателя на дизель), усовершенствование системы управления огнем и приводов наведения вооружения.
Легкий танк М41 с 90-мм пушкой «Коккериль». Бельгийская компания «Коккериль» (Cockerill) заменила существующую 76,2-мм пушку на свою 90-мм пушку Mk IV, в боекомплект которой входят кумулятивные (HEAT-T), бронебойные со сплющивающейся головной частью (HESH-T), фугасные (HE), дымовые, с готовыми убойными элементами (Canister) выстрелы. Модель с таким комплексом вооружения принята на вооружение Уругваем.
Боевая масса – 23,5 т
Экипаж – 4 чел.
Высота по крыше командирского люка – 2730 мм
Пушка – 76,2-мм, нарезная
Боекомплект – 57 выстрелов у М41, 65 у последующих модификаций
Типы боеприпасов – БПС, БКС, ОФС, СГПЭ
Дальномер – нет
Стабилизатор вооружения – нет
Баллистический вычислитель – нет
Заряжание пушки – вручную
Пулеметы – один 12,7 мм; один 7,62 мм
Броневая защита – от крупнокалиберных пуль и снарядов 20-мм пушек
Максимальная скорость – 72 км/ч
Запас хода по топливу (шоссе) – 160 км
Двигатель – бензиновый AOS-895-3 или AOSI-895-5
Мощность двигателя – 370 кВт
Трансмиссия – гидромеханическая с дифференциальным механизмом поворота
Подвеска – индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами
Гусеница – с РМШ, последовательного типа
Глубина преодолеваемого брода – 1,02 м
war-book.ru
M41 «Walker Bulldog», Легкий танк
Разработка легкого танка М41 началась вскоре после второй мировой войны. Было изготовлено несколько опытных образцов, обозначавшихся индексами Т37, затем Т41. В середине 1950 г. танк был стандартизован как М41, а несколько позже получил название «Уокер Бульдог» (Walker Bulldog в честь американского генерала Уокера (W.W. Walker), убитого во время боевых действий в Корее в 1951 г.). Производством танков М41 занималась корпорация «Дженерал Моторс». Всего было выпущено около 5500 ед. Танк прошел три этапа модернизации, последовательно получая индексы М41А1, М41А2, М41А3. На его базе были созданы спаренная зенитная 40-мм самоходная установка М42, 155-мм и 105-мм самоходные гаубицы М44 и М52 соответственно. В настоящее время легкие танки М41 различных модификаций состоят на вооружении армий Бразилии, Дании, Тайваня, Чили и некоторых других стран.
Танк имеет традиционную компоновку, характерную для основных танков. Отделение управления размещено в левой передней части корпуса, боевое – в центре, моторно-трансмиссионное – в корме корпуса. Экипаж танка 4 человека: водитель находится в отделении управления, командир танка, наводчик и заряжающий – в башне, первые два справа от пушки, последний слева, что позволяет ему заряжать пушку правой рукой. В командирской башенке установлено 5 стеклоблоков для кругового обзора. Кроме того, у командира и у наводчика имеется перископический прибор М20А1, поворачивающийся на 360 градусов. Моторно-трансмиссионное и боевое отделения разделены огнестойкой перегородкой. Двигатель и трансмиссия соединены в один блок. Основным вооружением танка являлась 76,2-мм нарезная пушка М32 (Т91Е3), замененная в ходе модернизации на М32А1. В ее боекомплект входят штатные выстрелы: бронебойный трассирующий (АР-Т М339), кумулятивный (НЕАТ-Т М496), осколочно-фугасный (НЕ М352), с готовыми убойными элементами (Canister M363), дымовой, холостой и др. В 1982 г. для пушки М32 корпорацией AAI был разработан бронебойный оперенный подкалиберный снаряд (APFSDS). Первоначально в танке укладывалось 57 унитарных выстрелов, после модернизации, начиная с модификации М41А1, боекомплект был увеличен до 65 выстрелов. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет, его боекомплект 5000 патронов. Зенитный 12,7-мм пулемет М2 установлен на крыше башни у люка командира. К этому пулемету имеется 2175 патронов. Управление вооружением могут осуществлять наводчик и командир танка. Для этого они используют электрогидравлические приводы наведения. Вертикальные углы наведения составляют от -9 градусов 45 минут до +19 градусов 45 минут. Стабилизатора вооружения и дальномера на танке нет. Наводчик пользуется телескопическим прицелом М97 с 8-кратным увеличением и полем зрения 7,5 градусов. И наводчик, и командир танка используют также свои перископические приборы М20А1, имеющие два оптических канала. Однократный канал служит для ориентирования, 6-кратный – для стрельбы. На базовой модели танка приборы ночного видения не устанавливались, в ходе модернизации такие приборы были введены, также как и ИК-прожектор.
Танк имеет сравнительно высокий уровень защиты. Корпус танка сварной из катаной стальной брони, башня сварная из литых и катаных броневых деталей. Толщина броневых деталей башни составляет от 38 (маска пушки) до 12,7 (крыша) миллиметров, носовые детали корпуса имеют защищающую толщину 50 мм, борта корпуса 12-15 мм, передняя часть днища 32, задняя 9,25 мм. Специальные средства защиты от ОМП не применялись. В МТО установлена система противопожарного оборудования, управление которой осуществляет водитель.
Первоначально на танке М41 использовался 6-цилиндровый бензиновый двигатель «Континенталь» AOS-895-3 воздушного охлаждения с оппозитным расположением цилиндров. С 1956 г. при модернизации вместо него устанавливался бензиновый двигатель с системой непосредственного впрыска топлива. Оба двигателя имели мощность 370 кВт (500 л.с.). В обоих случаях использовалась гидромеханическая трансмиссия типа «Кросс-драйв» CD-500-3 фирмы «Аллисон». Трансмиссия имела цилиндрический входной редуктор, комплексный, с автоматически блокируемым фрикционом, гидротрансформатор, планетарную коробку передач, обеспечивающую 2 передачи переднего и 1 заднего хода, дифференциальный двухпоточный механизм поворота, дисковые тормоза с металлокерамическими дисками, работающими в масле.
Подвеска танка индивидуальная торсионная. На первых, вторых и пятых узлах подвески установлены гидравлические телескопические амортизаторы. Торсионы первых и пятых узлов подвески большего диаметра, нежели всех остальных. Опорные катки обрезиненные двускатные, разборные. На каждом борту используется по 3 поддерживающих катка. Гусеницы с резинометаллическими шарнирами последовательного типа и съемными резиновыми подушками. В ходовой части используется рычажное компенсирующее устройство, обеспечивающее постоянство натяжения гусениц.
На танке установлен вспомогательный двигатель GMC модели А41-1 с зарядным агрегатом. Он может использоваться для подогрева МТУ при низкой температуре. Штатным оборудованием считается обогреватель факельного типа для экипажа, приспособления для глубокого брода, электрический водооткачивающий насос. Средства связи танка включают две радиостанции, ТПУ и телефон для связи пехоты (десанта) с экипажем. Модификация TMS компании «Кадиллак Гейдж». Компания «Кадиллак Гейдж», широко известная работами по созданию танковых систем управления огнем, предложила вариант модернизации башни для танка М41. По заявлению компании, новая конструкция (TMS) обеспечивает резкое повышение точности стрельбы и вероятности попадания в цель первым выстрелом, уменьшение размеров и веса оборудования, упрощение его использования, технического обслуживания и ремонта. Предусмотрена возможность стабилизации вооружения. Модернизированная башенная система может быть установлена на любом образце серии М41.
Германская программа модернизации М41. В начале 1986 г. в Германии в инициативном порядке была разработана программа модернизации легких танков М41, получившая название GTI (German Tank Improvement), предназначавшаяся только для экспорта. Основным подрядчиком в разработке программы выступала компания GLS (Мюнхен). Согласно программе, бензиновый двигатель должен быть заменен на дизель MB 833 Aа-501 компании MTU мощностью 330 кВт (450 л.с.). Через новую раздаточную коробку он должен быть связан с существующей трансмиссией. Скомплектованный таким образом силовой блок может быть легко заменен в полевых условиях. В него входят также системы охлаждения, воздухоочистки и генератор переменного тока (9 кВт). Использование более экономичного дизеля позволяет увеличить запас хода со 160 до 600 км, хотя вместимость топливных баков при этом увеличивается только с 530 до 800 литров. 4 новых топливных бака размещены в корпусе, 2 бронированных топливных резервуара устанавливаются на корме на надгусеничных полках.
Заменяется щиток приборов водителя, система подавления пожара и взрыва. В подвеске применяются новые торсионные валы и гидравлические амортизаторы двустороннего действия, кроме того, устанавливаются гидравлические ограничители хода опорных катков. Существующая гусеница заменяется на новую фирмы «Диль» (Diehl). На борта корпуса устанавливаются противопыльные экраны, которые могут, если этого потребует заказчик, улучшить защиту корпуса. На опытном образце была сохранена 76-мм пушка, хотя вместо нее, в зависимости от требований, может быть установлена 90 или 105-мм пушка. Вводится стабилизация вооружения, электрогидравлические приводы наведения заменяются на электрические. Система управления огнем танка М41 GTI – MOLF 41 включает цифровой баллистический вычислитель, лазерный дальномер, датчики наклона цапф и возвышения пушки, метеоусловий и др. Перископический дневно-ночной прицел наводчика скомплексирован с лазерным дальномером, командир и наводчик могут вести эффективную стрельбу с места и с ходу по движущимся и неподвижным целям.
На оба борта башни установлено по блоку (6 стволов) дымовых гранатометов, из которых при необходимости можно вести огонь осколочнофугасными гранатами. В танке используется система коллективной защиты от ОМП и новые средства связи. Датский легкий танк М41 DK-1. В середине 1980-х годов в армии Дании было принято решение о модернизации американских танков М41, полученных еще в 1950-е годы, с целью поддержания их боевых и технических характеристик на уровне, необходимом для использования в современных условиях. Работы по модернизации всех имеющихся танков М41 были завершены в 1988 г. Машины получили индекс М41 DK-1.
В конструкцию танка М41 было внесено свыше 70 различных изменений. Прежде всего, вместо бензинового двигателя установлен более экономичный дизель VTA-903T фирмы «Камминс» мощностью 342 кВт (465 л.с.). В боекомплект пушки введен бронебойный оперенный подкалиберный снаряд компании AAI, обладающий повышенной бронепробиваемостью. Изменена боеукладка, для наведения оружия используются электрические приводы компании AEG, установлен тепловизионный прицел наводчика, скомплексированный с лазерным дальномером, на маску пушки смонтирован галогенный прожектор, приборы ночного видения имеются у командира и водителя. 12,7-мм зенитный пулемет заменен на 7,62-мм. Улучшена защита танка. В нише башни размещена система защиты от ОМП, установлены бортовые защитные экраны, введена система обнаружения и подавления пожара и взрыва, на башню по обе стороны от пушки установлено по четыре дымовых гранатомета.
Кроме того, проведено большое количество работ, направленных на повышение надежности танка и облегчение его эксплуатации (используются новые аккумуляторные батареи, увеличен запас топлива до 930 л и т.д.). Масса танка после модернизации возросла до 25 т. Тайваньский легкий танк М41. В начале 1970-х годов начались работы по созданию легкого танка для тайваньской армии. За основу был принят американский танк М41. Первые образцы представляли собой копии этого танка. В 1975 г. после того, как в конструкции накопились отличия, танк был стандартизован как Тип 64. Тем не менее, согласно имеющейся информации этот танк конструктивно очень близок модификациям М41А2 и М41А3, хотя многие сборочные единицы (пушка, спаренный и зенитный пулеметы, элементы конструкции, обеспечивающие подвижность, средства связи) выпускаются тайваньской промышленностью. В 1990 г. появились сообщения о намерении тайваньской армии модернизировать танки М41 (Тип 64) и спаренные 40-мм самоходные зенитные установки, имеющие одинаковое базовое шасси. Основными направлениями модернизации должны быть замена силового блока (прежде всего бензинового двигателя на дизель), усовершенствование системы управления огнем и приводов наведения вооружения.
Легкий танк М41 с 90-мм пушкой «Коккериль». Бельгийская компания «Коккериль» (Cockerill) заменила существующую 76,2-мм пушку на свою 90-мм пушку Mk IV, в боекомплект которой входят кумулятивные (HEAT-T), бронебойные со сплющивающейся головной частью (HESH-T), фугасные (HE), дымовые, с готовыми убойными элементами (Canister) выстрелы. Модель с таким комплексом вооружения принята на вооружение Уругваем.
Боевая масса – 23,5 т
Экипаж – 4 чел.
Высота по крыше командирского люка – 2730 мм
Пушка – 76,2-мм, нарезная
Боекомплект – 57 выстрелов у М41, 65 у последующих модификаций
Типы боеприпасов – БПС, БКС, ОФС, СГПЭ
Дальномер – нет
Стабилизатор вооружения – нет
Баллистический вычислитель – нет
Заряжание пушки – вручную
Пулеметы – один 12,7 мм; один 7,62 мм
Броневая защита – от крупнокалиберных пуль и снарядов 20-мм пушек
Максимальная скорость – 72 км/ч
Запас хода по топливу (шоссе) – 160 км
Двигатель – бензиновый AOS-895-3 или AOSI-895-5
Мощность двигателя – 370 кВт
Трансмиссия – гидромеханическая с дифференциальным механизмом поворота
Подвеска – индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами
Гусеница – с РМШ, последовательного типа
Глубина преодолеваемого брода – 1,02 м
war-book.ru
M41 Уокер Бульдог — Википедия. Что такое M41 Уокер Бульдог
M41 Уокер Бульдог | |
M41 Walker Bulldog | |
---|---|
Классификация | лёгкий танк |
Боевая масса, т | 23,2 |
Компоновочная схема | классическая |
Экипаж, чел. | 4 |
История | |
Производитель | Cadillac |
Количество выпущенных, шт. | 3729 |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 5819 |
Длина с пушкой вперёд, мм | 8092 |
Ширина, мм | 3198 |
Высота, мм | 2726 |
Клиренс, мм | 445 |
Бронирование | |
Тип брони | стальная гомогенная |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 25 / 60° |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 32 / 45° |
Борт корпуса (верх), мм/град. | 19—25 / 0° |
Борт корпуса (низ), мм/град. | 13 / 60° — 25 / 45° |
Корма корпуса (верх), мм/град. | 13 / 56° |
Корма корпуса (середина), мм/град. | 19 / 40° |
Днище, мм | 10—38 |
Крыша корпуса, мм | 19 |
Лоб башни, мм/град. | 25 / 18° |
Маска орудия, мм/град. | 32 / 50° |
Борт башни, мм/град. | 25 / 10—30° |
Корма башни, мм/град. | 25 / 0° |
Крыша башни, мм | 13 / 90° — 19 / 73° |
Вооружение | |
Калибр и марка пушки | 76-мм M32 |
Тип пушки | нарезная |
Длина ствола, калибров | 60 |
Боекомплект пушки | 57 |
Углы ВН, град. | −10…+20° |
Прицелы | M20 или M20A, M97, баллистический вычислитель M4 |
Пулемёты | 1 × 12,7-мм M2HB, 1 × 12,7-мм M2HB или 1 × 7,62-мм M1919A4E1 |
Подвижность | |
Тип двигателя | горизонтально-оппозитный 6-цилиндровый карбюраторный с турбонаддувом |
Мощность двигателя, л. с. | 500 |
Скорость по шоссе, км/ч | 72 |
Запас хода по шоссе, км | 160 |
Удельная мощность, л. с./т | 21,55 |
Тип подвески | индивидуальная торсионная |
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,67 |
Преодолеваемый подъём, град. | 35° |
Преодолеваемая стенка, м | 0,7 |
Преодолеваемый ров, м | 1,8 |
Преодолеваемый брод, м | 1,2 |
M41 Уокер Бульдог на Викискладе |
M41 «Уокер Бульдог» (англ. M41 Walker Bulldog) — лёгкий танк армии США, спроектированный в 1946—1949 годах для замены M24 «Чаффи». Назван в честь генерала Уолтона Уокера, погибшего в автокатастрофе во время Корейской войны. Первая партия, произведённая на Cadillac Motor Car, сошла со сборочных линий в 1951 году, выпуск продолжался до конца 1950-х. Танк был признан не очень удачным и уже в 1960-е годы был снят с вооружения в США. Тем не менее, M41 поставлялся во многие другие страны, в большинстве из которых модифицировался с целью повышения боевых качеств или приспособления к местным условиям эксплуатации. К началу 2000-х годов M41 всё ещё состоял на вооружении ряда стран.
История создания и производства
M41A3 Уокер Бульдог в музее в ИзраилеМодификации
- T41 — предсерийный прототип танка
T49
Вариант лёгкого танка М41 с увеличенной башней, вооружённый 90-мм пушкой. Поступил на испытания 5 мая 1954 года. Испытания закончились успешно, однако серийное производство танка развёрнуто не было из-за его невостребованности.
Предшественник лёгкого танка XM551 Sheridan.
Башня — XM551 test bed Броня(мм) — 38.1/15.9/15.9 Поворот(гр/сек) — 44 Вес(кг) — 4000
Орудие — 152 mm Gun-Launcher XM81 (conventional) Время перезарядки — 23 сек. Вес(кг) — 510
Двигатель — Continental AOSI-895-5B Мощность(л. с.) — 840 Вероятность пожара(%) — 20 Вес(кг) — 771
Ходовая часть — XM551 test bed Макс. нагрузка(т) — 25.7 Скорость поворота(гр/сек) — 44 Вес(кг) — 6000
Радиостанция — AN/GRC-7 Дальность связи(м) — 745
T49 был вариантом танка M41 Walker Bulldog с 90-мм пушкой. В конце 40-х — начале 50-х годов было признано, что 76-мм пушки больше не достаточно для борьбы с современными советскими средними танками, в частности, с Т-54. И вот, в январе 1950 года, командир Detroit Arsenal рекомендовал разработать лёгкий танк с 90-мм гладкоствольной пушкой на шасси M41. Новая 90-мм пушка получила индекс T123. Изначально она была гладкоствольной, но после неудовлетворительных результатов испытаний, где была показана низкая точность, орудие переделали в нарезное с мелкой нарезкой и присвоили индекс T123E3. Два из этих орудий были установлены в башнях M41E1, а танк обозначили T49. Башня была изменена, она стала выше и была оборудована стереоскопическим дальномером. Также изменена боеукладка. Само орудие могло стрелять тремя типами снарядов: осколочно-фугасными (HE), кумулятивными (HEAT) и бронебойно-фугасными (HESH).
Два T49 были отправлены в Абердин, где они были испытаны в период с мая 1954 г. по май 1955 г. Испытания машины были удовлетворительными, но у орудия все еще оставались проблемы с применяемыми боеприпасами: в частности, ОФ-снаряды были очень неточны. Были и другие проблемы, в результате армия США потеряла интерес к этому танку.
В ходе создания лёгкого танка М551 «Шеридан» его башню для отработки конструкции установили на шасси M41.
Другие
- M41A1 (1953 г.) — модификация, принятая на вооружение в 1955 году, отличается от M41 установкой усовершенствованных приборов наведения пушки, новый способ укладки боекомплекта позволил увеличить запас 76-мм снарядов с 57 шт. до 65 шт.;
- M41A2 (1956 г.) — модификация, принятая на вооружение в 1956 году, отличается от M41A1 установкой шестицилиндрового двигателя AOSI-895-5 с системой непосредственного впрыска бензина, позволившей повысить экономичность двигателя и увеличить запас хода танка до 240—270 км.
- M41A3 — модификация, принятая на вооружение в 1958 году;
- M41DK1 — модернизация танка для вооружённых сил Дании, проведенная в 1980-е годы, отличается установкой нового двигателя, приборов ночного видения;
- M41D — модернизация танка для вооружённых сил Тайваня, отличается установкой нового 76-мм орудия местного производства, более совершенных приборов наведения (включая баллистический вычислитель и лазерный дальномер) и дизельным двигателем Detroit Diesel 8V-71T[1].
- модификация для вооруженных сил Испании (1988 год) — отличается установкой нового 60-мм орудия HVMS израильского производства, более совершенной системы управления огнём и 8-цилиндрового дизельного двигателя от БМП M2 «Брэдли»[2].
Тактико-технические характеристики
Описание конструкции
Машины на базе M41
Страны-операторы
Боевое применение
Вторжение на Кубу
В числе трофеев, доставшихся кубинской армии после отражения высадки эмигрантов в заливе Свиней, были 5 танков M41 «Уокер Бульдог», ещё столько же было уничтожено. Один танк был отправлен в СССР.[14]
Война во Вьетнаме
Наиболее активно танки M41 в бою применялись во время войны во Вьетнаме. С 1965 года начались поставки M41 для южновьетнамской армии, в дальнейшем они широко применялись в ходе Вьетнамской войны. За 1965 год было поставлено 214 таких танков. С 1969 по 1971 годы в Южный Вьетнам было поставлено 580 танков, подавляющее большинство из которых были M41.[15]
В ходе Тетского наступления в 1968 году принимало участие около 200 южновьетнамских M41.
В 1971 году участвовали в танковых сражениях в ходе наступательной операции Lam Son 719, где уничтожили некоторое количество северовьетнамских танков (южновьетнамцы утверждали что им удалось уничтожить даже несколько Т-54). Однако развить наступление так и не удалось и вскоре оно перешло в паническое бегство. Отступая, южане побросали все свои танки M41. В результате операции было потеряно 54 танка M41.[16][17]
В 1972 году южновьетнамцы, перед «Пасхальным наступлением» имели 550 танков, включая около 500 M41.[18] В ходе сражения за Тан Чанх известен случай когда группа из более чем пяти южновьетнамских «Уокер Бульдогов» была атакована одним северовьетнамским Т-54. В ходе завязавшегося боя «пятьдесятчетвёрка» уничтожила всю группу и продолжила наступление вглубь города. Орудия M41 испытывали трудности при стрельбе даже по бортам Т-54.[19]
После окончания северовьетнамского наступления американцы восстановили огромные потери южновьетнамских танков поставками M48. В результате к 1975 году южновьетнамцы снова имели около 550 танков, в том числе около 300 M41. В ходе наступления все они были уничтожены и захвачены.[20][21]
США никогда не публиковали общее количество танков M41 поставленных в Южный Вьетнам. По отрывочным данным известно о поставках около 750 танков M41, все из которых были уничтожены или захвачены.
Кризис в Чили
В 1973 году, танки M41 применялись чилийской армией, против боевиков леворадикальных группировок.
Эфиопо-сомалийская война
Несколько рот эфиопских M41 принимали участие в войне за Огаден. Встречались в боях с сомалийскими танками Т-54/55, где потерпели поражение. Только в боях за Джиджигу сомалийские танки уничтожили как минимум 9 M41.[22]
Гражданская война в Ливане
Танки M41, находившиеся на вооружении ливанской армии, применялись в ходе гражданской войны в Ливане.
M41 в компьютерных играх
M41 Walker Bulldog представлен в ММО World of Tanks и World of Tanks Blitz, как лёгкий танк восьмого уровня.
M41 представлен в ММО War Thunder.
M41 представлен в ММО Armored Warfare.
Примечания
- ↑ M41 Walker Bulldog Light Tank (сайт GlobalSecurity.org)
- ↑ Испания // «Зарубежное военное обозрение», № 6, 1988. стр.79-80
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 М. Никольский. Лёгкий танк M41. — С. 27.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 70.
- ↑ М. Никольский. Лёгкий танк M41. — С. 32.
- ↑ Arms Shipment // «Military Review», № 5, August 1956. page 68
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 79.
- ↑ The Military Balance 2007. — P. 375.
- ↑ The Military Balance 2007. — P. 373.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 96.
- ↑ М. Никольский. Лёгкий танк M41. — С. 28.
- ↑ Simon Dunstan. Armour of the Vietnam Wars. London, Osprey Publishing Ltd., 1985. page 12
- ↑ подполковник-инженер В. Чуков. Бронетанковая техника Японии // «Техника и вооружение», № 9, 1983. стр.40-41
- ↑ Т-72, Абрамс и другие./Подарок Фиделя. А Докучаев. Красная Звезда. 2.10.1991
- ↑ Война во Вьетнаме… Как это было (1965-1973). Юрий Демченко, Евгений Глазунов, Владислав Константинов и др. Экзамен. 2005. стр.142
- ↑ Бронетехника во Вьетнаме
- ↑ Steel and Blood: South Vietnamese Armor and the War for Southeast Asia (2008). Mai Việt Hà. Naval Institute Press. стр.390
- ↑ The Vietnamese Air Force: Analysis of Its Role in Combat. Diane Publishling. стр.44
- ↑ Kontum: The Battle to Save South Vietnam (2011). Thomas P. McKenna. University Press of Kentucky
- ↑ «Captured U.S. Arms Bolster Vietnam Might. For heavier thursts, the Vietnamese have gained this American armor: 300 M-41 light and 250 M48 medium tanks; 1,200 M-113 armored personnel carriers.» Albuquerque Journal. New Mexico. November 15, 1976. P.10
- ↑ Arsenal of Democracy II: American Military Power in the 1980s and the Origins of the New Cold War: With a Survey of American Weapons and Arms E. Tom Gervasi, Grove Press, 1981
- ↑ Тотальная социалистическая война
Литература
- Н. Р. Андреев, Н. И. Гришин. Пехотный батальон армии США. М., Воениздат, 1964. стр.63-64
- М. Никольский. Лёгкий танк M41 / М. Барятинский. — М.: Моделист-конструктор, 2008. — 32 с. — (Бронеколлекция № 2 (77) / 2008). — 2000 экз.
- R. P. Hunnicutt. Sheridan. A history of American Light Tank Volume 2. — Novato, CA: Presidio Press, 1995. — 340 p. — ISBN 0-89141-570-X.
- S. J. Zaloga. US Light Tanks 1944—84. M24 Chaffee, M41 Walker Bulldog and M551 Sheridan. — London: Osprey Publishing, 1984. — 41 p. — (Vanguard series № 40). — ISBN 0-85045-541-3.
- В. Мальгинов. Лёгкие танки зарубежных стран 1945—2000 / М. Барятинский. — М.: Моделист-конструктор, 2002. — 32 с. — (Бронеколлекция № 6 (45) / 2002). — 4000 экз.
- П. Н. Сергеев. Война во Вьетнаме. Боевое применение танков. — Киров: Кировское общество любителей военной техники и моделизма, 2000. — 64 с. — (Военно-техническая серия № 150). — 300 экз.
- J. Mesko. Armor in Vietnam. A Pictorial History. — Carrolton, TX: Squadron/Signal Publications Inc, 1982. — 80 p. — ISBN 0-89747-126-1.
- M. Green. Armor of the Vietnam War (1) Allied Forces. — Tsuen Wan: Concord Publications, 1996. — 72 p. — (Armor at War № 7 (7007)). — ISBN 9-62361-611-2.
wiki.sc
Танк M41 Walker Bulldog: honzales — LiveJournal
В Музее жертв войны в Сайгоне (Хошимине) на площадке под открытым небом стоит американский танк M41 Walker Bulldog.Этот экземпляр — южновьетнамский M41, захваченный армией Северного Вьетнама во время войны.
С 1965 года начались поставки этого американского танка для южновьетнамской армии, в дальнейшем М41 широко применялись в ходе Вьетнамской войны.
За 1965 год было поставлено 214 таких танков.
С 1969 по 1971 годы в Южный Вьетнам было поставлено 580 танков, подавляющее большинство из которых (около 500) были M41.
Вооружение — 76-мм пушка М32, 7,62-мм пулемет Browning M1919A4E1, спаренный с пушкой, и 12,7-мм зенитный пулемет Browning M2HB.
Такой же танк удалось увидеть и в музее партизанской войны — «Подземельях Ку-Чи» — правда, тут демонстрируется танк, подорвавшийся на вьетконговской мине около деревни Бендинь и навечно там и оставшийся.
На пушке — след от пули:
Сначала легкий танк М41 получил прозвище «Литтл Бульдог» («Маленький Бульдог»), но чуть позже его поменяли на «Уокер Бульдог» («Бульдог Уокера») в память о генерале У. Уокере, который погиб в Корее в 1951 году.
Производство М41 было поручено фирме «Кадиллак» из корпорации «Дженерал моторс», и в 1953 году было начато их серийное производство.
В состав экипажа входили четыре человека, трое из которых размещались в башне, а механик-водитель находился спереди слева в отделении управления. Его сиденье регулировалось по высоте, и в случае необходимости водитель вместе с сиденьем мог выброситься через люк в днище на землю.
На М41 устанавливалась 76,2-мм длинноствольная пушка с начальной скоростью снаряда около 1000 м/сек, оборудованная клиновым затвором, концентрическим противооткатным устройством и эжекционным устройством для удаления пороховых газов.
Однако орудие оказалось слишком слабым для борьбы с северовьетнамскими Т-54:
В ходе сражения за Тан Чанх известен случай когда группа из более чем пяти южновьетнамских «Уокер Бульдогов» была атакована одним северовьетнамским Т-54.
В ходе завязавшегося боя «пятьдесятчетвёрка» уничтожила всю группу и продолжила наступление вглубь города.
Орудия M41 испытывали трудности при стрельбе даже по бортам Т-54.
Подвеска танка M41 Walker Bulldog была индивидуальной торсионной. На первых, вторых и пятых узлах подвески были размещены телескопические гидравлические амортизаторы.
При этом торсионы первых и пятых узлов подвески танка были большего диаметра, чем все остальные.
Источники:
pro-tank.ru
topwar.ru
honzales.livejournal.com
m41 «Уокер Бульдог» Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. M41.M41 Уокер Бульдог | |
---|---|
Классификация | лёгкий танк |
Боевая масса, т | 23,2 |
Компоновочная схема | классическая |
Экипаж, чел. | 4 |
Производитель | Cadillac |
Количество выпущенных, шт. | 3729 |
Длина корпуса, мм | 5819 |
Длина с пушкой вперёд, мм | 8092 |
Ширина, мм | 3198 |
Высота, мм | 2726 |
Клиренс, мм | 445 |
Тип брони | стальная гомогенная |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 25 / 60° |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 32 / 45° |
Борт корпуса (верх), мм/град. | 19—25 / 0° |
Борт корпуса (низ), мм/град. | 13 / 60° — 25 / 45° |
Корма корпуса (верх), мм/град. | 13 / 56° |
Корма корпуса (середина), мм/град. | 19 / 40° |
Днище, мм | 10—38 |
Крыша корпуса, мм | 19 |
Лоб башни, мм/град. | 25 / 18° |
Маска орудия, мм/град. | 32 / 50° |
Борт башни, мм/град. | 25 / 10—30° |
Корма башни, мм/град. | 25 / 0° |
Крыша башни, мм | 13 / 90° — 19 / 73° |
Калибр и марка пушки | 76-мм M32 |
Тип пушки | нарезная |
Длина ствола, калибров | 60 |
Боекомплект пушки | 57 |
Углы ВН, град. | −10…+20° |
Прицелы | M20 или M20A, M97, баллистический вычислитель M4 |
Пулемёты | 1 × 12,7-мм M2HB, 1 × 12,7-мм M2HB или 1 × 7,62-мм M1919A4E1 |
Тип двигателя | горизонтально-оппозитный 6-цилиндровый карбюраторный с турбонаддувом |
Мощность двигателя, л. с. | 500 |
Скорость по шоссе, км/ч | 72 |
Запас хода по шоссе, км | 160 |
Удельная мощность, л. с./т | 21,55 |
Тип подвески | индивидуальная торсионная |
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,67 |
Преодолеваемый подъём, град. | 35° |
Преодолеваемая стенка, м | 0,7 |
Преодолеваемый ров, м | 1,8 |
Преодолеваемый брод, м | 1,2 |
Медиафайлы на Викискладе |
M41 «Уокер Бульдог» (англ. M41 Walker Bulldog) — лёгкий танк армии США, спроектированный в 1946—1949 годах для замены M24 «Чаффи». Назван в честь генерала Уолтона Уокера, погибшего в автокатастрофе во время Корейской войны. Первая партия, произведённая на Cadillac Motor Car, сошла со сборочных линий в 1951 году, выпуск продолжался до конца 1950-х. Танк был признан не очень удачным и уже в 1960-е годы был снят с вооружения в США. Тем не менее, M41 поставлялся во многие другие страны, в большинстве из которых модифицировался с целью повышения боевых качеств или приспособления к местным условиям эксплуатации. К началу 2000-х годов M41 всё ещё состоял на вооружении ряда стран.
ru-wiki.ru
m41 Уокер Бульдог Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. M41.M41 Уокер Бульдог | |
---|---|
Классификация | лёгкий танк |
Боевая масса, т | 23,2 |
Компоновочная схема | классическая |
Экипаж, чел. | 4 |
Производитель | Cadillac |
Количество выпущенных, шт. | 3729 |
Длина корпуса, мм | 5819 |
Длина с пушкой вперёд, мм | 8092 |
Ширина, мм | 3198 |
Высота, мм | 2726 |
Клиренс, мм | 445 |
Тип брони | стальная гомогенная |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 25 / 60° |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 32 / 45° |
Борт корпуса (верх), мм/град. | 19—25 / 0° |
Борт корпуса (низ), мм/град. | 13 / 60° — 25 / 45° |
Корма корпуса (верх), мм/град. | 13 / 56° |
Корма корпуса (середина), мм/град. | 19 / 40° |
Днище, мм | 10—38 |
Крыша корпуса, мм | 19 |
Лоб башни, мм/град. | 25 / 18° |
Маска орудия, мм/град. | 32 / 50° |
Борт башни, мм/град. | 25 / 10—30° |
Корма башни, мм/град. | 25 / 0° |
Крыша башни, мм | 13 / 90° — 19 / 73° |
Калибр и марка пушки | 76-мм M32 |
Тип пушки | нарезная |
Длина ствола, калибров | 60 |
Боекомплект пушки | 57 |
Углы ВН, град. | −10…+20° |
Прицелы | M20 или M20A, M97, баллистический вычислитель M4 |
Пулемёты | 1 × 12,7-мм M2HB, 1 × 12,7-мм M2HB или 1 × 7,62-мм M1919A4E1 |
Тип двигателя | горизонтально-оппозитный 6-цилиндровый карбюраторный с турбонаддувом |
Мощность двигателя, л. с. | 500 |
Скорость по шоссе, км/ч | 72 |
Запас хода по шоссе, км | 160 |
Удельная мощность, л. с./т | 21,55 |
Тип подвески | индивидуальная торсионная |
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,67 |
Преодолеваемый подъём, град. | 35° |
Преодолеваемая стенка, м | 0,7 |
Преодолеваемый ров, м | 1,8 |
Преодолеваемый брод, м | 1,2 |
Медиафайлы на Викискладе |
M41 «Уокер Бульдог» (англ. M41 Walker Bulldog) — лёгкий танк армии США, спроектированный в 1946—1949 годах для замены M24 «Чаффи». Назван в честь генерала Уолтона Уокера, погибшего в автокатастрофе во время Корейской войны. Первая партия, произведённая на Cadillac Motor Car, сошла со сборочных линий в 1951 году, выпуск продолжался до конца 1950-х. Танк был признан не очень удачным и уже в 1960-е годы был снят с вооружения в США. Тем не менее, M41 поставлялся во многие другие страны, в большинстве из которых модифицировался с целью повышения боевых качеств или приспособления к местным условиям эксплуатации. К началу 2000-х годов M41 всё ещё состоял на вооружении ряда стран.
ru-wiki.ru
m41 Уокер Бульдог Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. M41.M41 Уокер Бульдог | |
---|---|
Классификация | лёгкий танк |
Боевая масса, т | 23,2 |
Компоновочная схема | классическая |
Экипаж, чел. | 4 |
Производитель | Cadillac |
Количество выпущенных, шт. | 3729 |
Длина корпуса, мм | 5819 |
Длина с пушкой вперёд, мм | 8092 |
Ширина, мм | 3198 |
Высота, мм | 2726 |
Клиренс, мм | 445 |
Тип брони | стальная гомогенная |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 25 / 60° |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 32 / 45° |
Борт корпуса (верх), мм/град. | 19—25 / 0° |
Борт корпуса (низ), мм/град. | 13 / 60° — 25 / 45° |
Корма корпуса (верх), мм/град. | 13 / 56° |
Корма корпуса (середина), мм/град. | 19 / 40° |
Днище, мм | 10—38 |
Крыша корпуса, мм | 19 |
Лоб башни, мм/град. | 25 / 18° |
Маска орудия, мм/град. | 32 / 50° |
Борт башни, мм/град. | 25 / 10—30° |
Корма башни, мм/град. | 25 / 0° |
Крыша башни, мм | 13 / 90° — 19 / 73° |
Калибр и марка пушки | 76-мм M32 |
Тип пушки | нарезная |
Длина ствола, калибров | 60 |
Боекомплект пушки | 57 |
Углы ВН, град. | −10…+20° |
Прицелы | M20 или M20A, M97, баллистический вычислитель M4 |
Пулемёты | 1 × 12,7-мм M2HB, 1 × 12,7-мм M2HB или 1 × 7,62-мм M1919A4E1 |
Тип двигателя | горизонтально-оппозитный 6-цилиндровый карбюраторный с турбонаддувом |
Мощность двигателя, л. с. | 500 |
Скорость по шоссе, км/ч | 72 |
Запас хода по шоссе, км | 160 |
Удельная мощность, л. с./т | 21,55 |
Тип подвески | индивидуальная торсионная |
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,67 |
Преодолеваемый подъём, град. | 35° |
Преодолеваемая стенка, м | 0,7 |
Преодолеваемый ров, м | 1,8 |
Преодолеваемый брод, м | 1,2 |
Медиафайлы на Викискладе |
M41 «Уокер Бульдог» (англ. M41 Walker Bulldog) — лёгкий танк армии США, спроектированный в 1946—1949 годах для замены M24 «Чаффи». Назван в честь генерала Уолтона Уокера, погибшего в автокатастрофе во время Корейской войны. Первая партия, произведённая на Cadillac Motor Car, сошла со сборочных линий в 1951 году, выпуск продолжался до конца 1950-х. Танк был признан не очень удачным и уже в 1960-е годы был снят с вооружения в США. Тем не менее, M41 поставлялся во многие другие страны, в большинстве из которых модифицировался с целью повышения боевых качеств или приспособления к местным условиям эксплуатации. К началу 2000-х годов M41 всё ещё состоял на вооружении ряда стран.
История создания и производства
M41A3 Уокер Бульдог в музее в ИзраилеМодификации
- T41 — предсерийный прототип танка
T49
Вариант лёгкого танка М41 с увеличенной башней, вооружённый 90-мм пушкой. Поступил на испытания 5 мая 1954 года. Испытания закончились успешно, однако серийное производство танка развёрнуто не было из-за его невостребованности.
Предшественник лёгкого танка XM551 Sheridan.
T49 был вариантом танка M41 Walker Bulldog с 90-мм пушкой. В конце 40-х — начале 50-х годов было признано, что 76-мм пушки больше не достаточно для борьбы с современными советскими средними танками, в частности, с Т-54. И вот, в январе 1950 года, командир Detroit Arsenal рекомендовал разработать лёгкий танк с 90-мм гладкоствольной пушкой на шасси M41. Новая 90-мм пушка получила индекс T123. Изначально она была гладкоствольной, но после неудовлетворительных результатов испытаний, где была показана низкая точность, орудие переделали в нарезное с мелкой нарезкой и присвоили индекс T123E3. Два из этих орудий были установлены в башнях M41E1, а танк обозначили T49. Башня была изменена, она стала выше и была оборудована стереоскопическим дальномером. Также изменена боеукладка. Само орудие могло стрелять тремя типами снарядов: осколочно-фугасными (HE), кумулятивными (HEAT) и бронебойно-фугасными (HESH).
Два T49 были отправлены в Абердин, где они были испытаны в период с мая 1954 г. по май 1955 г. Испытания машины были удовлетворительными, но у орудия все еще оставались проблемы с применяемыми боеприпасами: в частности, ОФ-снаряды были очень неточны. Были и другие проблемы, в результате армия США потеряла интерес к этому танку.
В ходе создания лёгкого танка М551 «Шеридан» его башню для отработки конструкции установили на шасси M41.
Другие
- M41A1 (1953 г.) — модификация, принятая на вооружение в 1955 году, отличается от M41 установкой усовершенствованных приборов наведения пушки, новый способ укладки боекомплекта позволил увеличить запас 76-мм снарядов с 57 шт. до 65 шт.;
- M41A2 (1956 г.) — модификация, принятая на вооружение в 1956 году, отличается от M41A1 установкой шестицилиндрового двигателя AOSI-895-5 с системой непосредственного впрыска бензина, позволившей повысить экономичность двигателя и увеличить запас хода танка до 240—270 км.
- M41A3 — модификация, принятая на вооружение в 1958 году;
- M41DK1 — модернизация танка для вооружённых сил Дании, проведенная в 1980-е годы, отличается установкой нового двигателя, приборов ночного видения;
- M41D — модернизация танка для вооружённых сил Тайваня, отличается установкой нового 76-мм орудия местного производства, более совершенных приборов наведения (включая баллистический вычислитель и лазерный дальномер) и дизельным двигателем Detroit Diesel 8V-71T[1].
- модификация для вооруженных сил Испании (1988 год) — отличается установкой нового 60-мм орудия HVMS израильского производства, более совершенной системы управления огнём и 8-цилиндрового дизельного двигателя от БМП M2 «Брэдли»[2].
Тактико-технические характеристики
Описание конструкции
Машины на базе M41
Страны-операторы
Боевое применение
За частое участие в подавлении бунтов и совершении госпереворотов американцы называли M41 — «танк госпереворотов» и за участие в выборах его прозвали «голосовальный танк».[14]
Вторжение на Кубу
В числе трофеев, доставшихся кубинской армии после отражения высадки эмигрантов в заливе Свиней, были 5 танков M41 «Уокер Бульдог», ещё столько же было уничтожено (были потеряны все 10 из 10 задействованных M41). Один танк был отправлен в СССР[15].
Война во Вьетнаме
Наиболее активно танки M41 в бою применялись во время войны во Вьетнаме. С 1965 года начались поставки M41 для южновьетнамской армии, в дальнейшем они широко применялись в ходе Вьетнамской войны. За 1965 год было поставлено 214 таких танков. С 1969 по 1971 годы в Южный Вьетнам было поставлено 580 танков, подавляющее большинство из которых были M41[16].
В ходе Тетского наступления в 1968 году принимало участие около 200 южновьетнамских M41.
В 1971 году участвовали в танковых сражениях в ходе наступательной операции Lam Son 719, где уничтожили некоторое количество северовьетнамских танков (южновьетнамцы утверждали что им удалось уничтожить даже несколько Т-54). Однако развить наступление так и не удалось и вскоре оно перешло в паническое бегство. Отступая, южане побросали все свои танки M41. В результате операции было потеряно 54 танка M41[17][18].
В 1972 году южновьетнамцы, перед «Пасхальным наступлением» имели 550 танков, в основном M41[19]. В ходе сражения за Тан Чанх известен случай когда группа из более чем пяти южновьетнамских «Уокер Бульдогов» была атакована одним северовьетнамским Т-54. В ходе завязавшегося боя «пятьдесятчетвёрка» уничтожила всю группу и продолжила наступление вглубь города. Орудия M41 испытывали трудности при стрельбе даже по бортам Т-54[20].
После окончания северовьетнамского наступления американцы восстановили огромные потери южновьетнамских танков поставками M48. В результате к 1975 году южновьетнамцы снова имели около 550 танков, в том числе около 300 M41. В ходе наступления все они были уничтожены и захвачены[21][22].
США никогда не публиковали общее количество танков M41 поставленных в Южный Вьетнам. Официальные данные о количестве и потерях M41 в южновьетнамской армии есть в документе «Department of Defense appropriations for fiscal year 1973. Part 5», но сами цифры в нём до сих пор скрыты.[23] По отрывочным данным известно о поставках около 750 танков M41, все из которых были уничтожены или захвачены.
Кризис в Чили
В 1973 году, танки M41 применялись чилийской армией, против боевиков леворадикальных группировок.
Эфиопо-сомалийская война
К моменту начала войны в Эфиопию было поставлено 54 танка M41[24].
Встречались в боях с сомалийскими танками Т-54/55, где потерпели поражение. В боях за Джиджигу сомалийские танки уничтожили как минимум 9 M41[25]. 12 сентября, к моменту взятия Джиджиги эфиопские M41 были потеряны все до одного[26].
После окончания войны 11 трофейных эфиопских M41 встали на вооружение Сомали[27][28].
Гражданская война в Ливане
Танки M41, находившиеся на вооружении ливанской армии, применялись в ходе гражданской войны в Ливане.
M41 в компьютерных играх
M41 представлен в ММО «World of Tanks Blitz»
M41 представлен в ММО «World of Tanks».
M41 представлен в ММО «War Thunder».
M41 представлен в ММО «Armored Warfare».
См. также
Примечания
- ↑ M41 Walker Bulldog Light Tank (сайт GlobalSecurity.org)
- ↑ Испания // «Зарубежное военное обозрение», № 6, 1988. стр.79-80
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 М. Никольский. Лёгкий танк M41. — С. 27.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 70.
- ↑ М. Никольский. Лёгкий танк M41. — С. 32.
- ↑ Arms Shipment // «Military Review», № 5, August 1956. page 68
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 79.
- ↑ The Military Balance 2007. — P. 375.
- ↑ The Military Balance 2007. — P. 373.
- ↑ The Military Balance 2010. — P. 96.
- ↑ М. Никольский. Лёгкий танк M41. — С. 28.
- ↑ Simon Dunstan. Armour of the Vietnam Wars. London, Osprey Publishing Ltd., 1985. page 12
- ↑ подполковник-инженер В. Чуков. Бронетанковая техника Японии // «Техника и вооружение», № 9, 1983. стр.40-41
- ↑ Armoured Warfare in the Vietnam War: Rare Photographs from Wartime Archives. Michael Green. Pen and Sword. 2014. P.12
- ↑ Т-72, Абрамс и другие./Подарок Фиделя. А Докучаев. Красная Звезда. 2.10.1991
- ↑ Война во Вьетнаме… Как это было (1965-1973). Юрий Демченко, Евгений Глазунов, Владислав Константинов и др. Экзамен. 2005. стр.142
- ↑ Бронетехника во Вьетнаме
- ↑ Steel and Blood: South Vietnamese Armor and the War for Southeast Asia (2008). Mai Việt Hà. Naval Institute Press. стр.390
- ↑ The Vietnamese Air Force: Analysis of Its Role in Combat. Diane Publishling. стр.44
- ↑ Kontum: The Battle to Save South Vietnam (2011). Thomas P. McKenna. University Press of Kentucky
- ↑ «Captured U.S. Arms Bolster Vietnam Might. For heavier thursts, the Vietnamese have gained this American armor: 300 M-41 light and 250 M48 medium tanks; 1,200 M-113 armored personnel carriers.» Albuquerque Journal. New Mexico. November 15, 1976. P.10
- ↑ Arsenal of Democracy II: American Military Power in the 1980s and the Origins of the New Cold War: With a Survey of American Weapons and Arms E. Tom Gervasi, Grove Press, 1981
- ↑ Department of Defense appropriations for fiscal year 1973; Hearings before a subcommittee of the Committee on Appropriations, United States Senate, ninety-second Congress, second session, on H. R. Part 5. P.180
- ↑ Trade Registers. SIPRI
- ↑ Тотальная социалистическая война
- ↑ Wings over Ogaden: The Ethiopian–Somali War, 1978–1979. Tom Cooper. Helion and Company. 2015. P.42-44
- ↑ Somalia: Status of the Armed Forces. CIA. March 4 , 1982
- ↑ Ethiopia-Somalia: Continuing Military Imbalance in the Ogaden. CIA. August 1983
Литература
- Н. Р. Андреев, Н. И. Гришин. Пехотный батальон армии США. М., Воениздат, 1964. стр.63-64
- М. Никольский. Лёгкий танк M41 / М. Барятинский. — М.: Моделист-конструктор, 2008. — 32 с. — (Бронеколлекция № 2 (77) / 2008). — 2000 экз.
- R. P. Hunnicutt. Sheridan. A history of American Light Tank Volume 2. — Novato, CA: Presidio Press, 1995. — 340 p. — ISBN 0-89141-570-X.
- S. J. Zaloga. US Light Tanks 1944—84. M24 Chaffee, M41 Walker Bulldog and M551 Sheridan. — London: Osprey Publishing, 1984. — 41 p. — (Vanguard series № 40). — ISBN 0-85045-541-3.
- В. Мальгинов. Лёгкие танки зарубежных стран 1945—2000 / М. Барятинский. — М.: Моделист-конструктор, 2002. — 32 с. — (Бронеколлекция № 6 (45) / 2002). — 4000 экз.
- П. Н. Сергеев. Война во Вьетнаме. Боевое применение танков. — Киров: Кировское общество любителей военной техники и моделизма, 2000. — 64 с. — (Военно-техническая серия № 150). — 300 экз.
- J. Mesko. Armor in Vietnam. A Pictorial History. — Carrolton, TX: Squadron/Signal Publications Inc, 1982. — 80 p. — ISBN 0-89747-126-1.
- M. Green. Armor of the Vietnam War (1) Allied Forces. — Tsuen Wan: Concord Publications, 1996. — 72 p. — (Armor at War № 7 (7007)). — ISBN 9-62361-611-2.
wikiredia.ru