Содержание

Главные немецкие танки Второй мировой войны

Проиграв Первую мировую войну, Германия по условиям Версальского мирного договора не имела права строить танки. У немецких конструкторов не было и опыта для создания гусеничных бронированных машин. Первые «Панцеры» (Panzer Kampfwagen) Pz.Kpfw I и II являлись лёгкими танками, их вооружение и бронирование было слабым, а проходимость оставалась на уровне гусеничного трактора. В отечественной литературе долгие годы не принято было называть немецкие танки «Панцерами». Обычно перед их порядковым номером ставили букву «Т» (танк). Для облегчения чтения в дальнейшем читатель будет встречать в тексте подобные названия.

В серийное производство первые «панцеры» запускались как сельскохозяйственные тракторы. Танк Т-I, вооружённый двумя пулемётами, считался учебной машиной

На первых германских танках готовили экипажи, отрабатывали тактику и стратегию использования танковых частей, учились воевать. К разработке боевых танков немцы приступили в середине 1930-х гг., после прихода к власти Гитлера. В те годы считалось, что главную ударную силу должны составлять два основных танка. Один — скоростной, с хорошей бронезащитой и лёгким вооружением. Ему предстояло прорывать оборону противника и развивать успех — это

Т-III. Второй танк, Т-IV, не столь быстрый, но с более мощным орудием, должен поддерживать огнём действия первого. Военные потребовали, чтобы броня «тройки» смогла защищать экипаж от огня противотанковых ружей противника со всех направлений.

В 1943 г. танк Т-III сняли с производства, а ходовая часть пригодилась для выпуска более мощных штурмовых орудий

На более тяжёлом Т-IV более толстую броню ставили в лобовой части, тонкую — по бортам и в корме. Экипаж состоял из пяти человек: командира, стрелка, заряжающего, механика-водителя, стрелка-радиста. В то время большинство лёгких и средних танков имели экипаж из 2-3 человек, и нагрузка на них была высокой. Командир, помимо выполнения прямых обязанностей, искал цели, наводил орудие, производил выстрел. Ему помогал заряжающий, а механик-водитель управлял боевой машиной. Увеличение численности экипажа на T-III и Т-IV позволило снизить нагрузку на танкистов.

Первоначально вооружение Т-III состояло из 37-мм пушки, потом её заменили 50-мм пушкой (для начала Второй мировой войны такой калибр считался достаточным). Но летом 1941 г. выявилась неспособность 50-мм пушки бороться с советскими танками Т-34 и КВ. Даже новейшая длинноствольная 50-мм пушка не могла пробить их лобовую броню. Поставить более мощную 75-мм пушку немцам так и не удалось. Запас «тройки» оказался исчерпан.

На Т-III немцы разместили двигатель в кормовой части корпуса, а коробку передач и ведущие колёса – в передней. Вал, передающий крутящий момент от двигателя к трансмиссии, проходил под полом боевого отделения, из-за чего танк получился высоким.

Главный танк вермахта

Накануне войны в германской армии задача огневой поддержки и уничтожения расчётов противотанковых орудий, дотов и прочих опорных пунктов противника возлагалась на средние танки Pz.Kpfw IV (Т-IV). Конструктивно «четвёрка» была подобна «тройке»: корпус со множеством люков и лючков, что было удобно для эксплуатации боевой машины. Двигатель стоял в корме, трансмиссия размещалась спереди, башня — в средней части. Но «четвёрка» была больше из-за установки более мощного 75-мм орудия. В те годы на поле боя не было целей, которые могли бы устоять под его огнём.

Т-IV был вооружён 75-мм короткоствольной пушкой, в боекомплект входили фугасные и осколочные снаряды. Их поражающая мощь была выше бронебойных 37- и 50-мм снарядов

Т-IV не должен был «лезть» на вражеские окопы. Эта задача возлагалась на более «шустрый» Т-III. «Четвёрка», медленно продвигаясь за «тройкой», выискивая важные цели и уничтожая их фугасными снарядами, обеспечивала надёжное огневое прикрытие Т-III. От огня противника «четвёрка» прикрывалась мощной лобовой бронёй, которая была толще, чем броня бортов и кормы. По сути, танк Т-IV в бою выполнял функции самоходного орудия.

Всё изменилось летом 1941 г. Гитлеровские танкисты испытали шок, видя, как их 75-мм снаряды словно горох отскакивают от брони советских боевых машин. Проблема восстановления паритета приобрела исключительную важность. Поскольку башенный погон «четвёрки» имел больший диаметр, чем погон «тройки» (танк был больше по размерам), то на боевую машину поставили мощную длинноствольную 75-мм пушку, снаряд которой пробивал 90-мм броню. Но бронирование «четвёрки» по меркам Восточного фронта было недостаточным. Ведь немецкие конструкторы сделали в борту башни танка дверцы, через которые танкисты загружали боезапас. Да и забираться в танк так было удобнее. Но любой вырез в броне ослабляет её защитные качества. А если снаряд попадёт в «дверцу», висящую на петлях, то тут добра не жди. Немцы об этом знали. Но они создавали Т-IV как танк огневой поддержки. Он должен был следовать за танком прорыва

Т-Ш и уничтожать огнём мощной пушки противотанковые средства противника.

Т-IV образца 1943 г.

В бою Т-IV не мог подставить противнику борта, где находились люки-дверцы. Когда немцы сняли с производства Т-Ш, танк Т-IV стал основным танком вермахта. Для дополнительной защиты на борта корпуса и на башню Т-IV установили съёмные стальные 5-мм экраны. В это же время руководство Германии задумалось о прекращении выпуска Т-IV в пользу более мощной «Пантеры».

Специалисты сомневались в возможности массового производства сложных «Пантер», поэтому танк T-IV выпускался до конца Второй мировой войны, став самым массовым танком вермахта. Всего было построено 9,5 тыс. T-IV. размерам

«Пантера»

Сегодня никто не отрицает того факта, что германский тяжёлый танк Pz. Kpfw V «Пантера» был создан по образу и подобию советской «тридцатьчетвёрки». Достаточно посмотреть на форму их корпуса и башни. Уже в первые дни войны потрясённый мощью и неуязвимостью советских танков командующий бронетанковыми войсками Германии генерал Гейнц Гудериан потребовал от немецких конструкторов внимательно изучить танк Т-34 и немедленно начать его серийный выпуск в Германии. По предложению Гудериана была срочно создана специальная комиссия, которая занялась изучением трофейных русских танков. Комиссия подтвердила мнение Гудериана о выдающихся конструктивных особенностях Т-34. При этом она отметила, что русские сумели создать столь совершенные танки и дизельные двигатели к ним, что скопировать их на немецких заводах будет невозможно. Единственное, что оставалось немцам, это сделать хотя бы нечто похожее. Так начались работы над будущей «Пантерой».

До конца войны немцы выпустили 6 тыс. «Пантер». Это был второй по массовости (после Т-IV) танк вермахта

В ходе проектирования нового танка немцы постарались оснастить его наиболее мощной пушкой из всех орудий, имеющих калибр 75 мм, и прикрыть непробиваемой бронёй, толщина которой почти вдвое превышала толщину брони танка Т-34 и доходила в лобовой части корпуса до 80 мм. В итоге получился не средний танк, каким его хотел видеть Гудериан, а самый настоящий, 45-тонный тяжёлый танк. Немцы считали «Пантеру» своим лучшим танком, а потому бросили все силы на развёртывание его массового производства.

В ходе боевых действий выяснилось, что для наступления «Пантера» не очень годится. Относительно маленький калибр её пушки не давал возможности разрушать мощные оборонительные сооружения противника. Слишком мало

взрывчатки помещалось в 75-мм снаряде. Зато длинноствольная пушка «Пантеры» была хороша для стрельбы по вражеским танкам. Выпущенный из неё бронебойный снаряд, летящий с огромной скоростью, поражал в лоб танки типа Т-34 с двух километров.

200 первых «Пантер» участвовали в последней крупной наступательной операции вермахта 1943 г. на Курской дуге, после этого германская армия всё время отступала. Основными целями для «Пантер» до конца войны были лишь наступающие танки противника.

Попытка оснастить «Пантеру» более мощной 88-мм пушкой привела к созданию безбашенного танка-истребителя «Ягд-пантера». Нельзя также не упомянуть и то, что на «Пантере» стояли самые совершенные по тем временам оптические приборы наблюдения и прицел.

Хорошие оптические приборы наблюдения и прицел позволяли поражать танки даже с очень большого расстояния

«Тигр»

Самым известным германским тяжёлым танком, созданным в годы Второй мировой войны, был «Тигр». Он появился в начале 1942 г. в результате конкурса двух известных фирм – «Порше» и «Хеншель». Правда, конструкторы фирм «Хеншель» и «Порше» проектировали не танк в целом, а только ходовую часть и корпус. Башню разработала знаменитая оружейная фирма «Крупп».

Установка мощной и тяжёлой пушки, а также толстая броня резко увеличили массу танка «Тигр»: она превысила 50 т

Профессор Фердинанд Порше был настолько уверен в превосходстве своего проекта, что даже отдал распоряжение начать серийное производство тяжёлых танков. Но просчитался. Победила фирма «Хеншель», и именно её танк пошёл в производство под индексом Pz.Kpfw VI и персональным наименованием «Тигр». А 90 готовых шасси фирмы «Порше» впоследствии использовали при создании не менее знаменитого танка-истребителя

«Фердинанд».

На поле боя «Тигр» невозможно было спутать с советскими танками. Формы его получились необычными. Конструкторы в сжатые сроки должны были сделать машину с очень толстой бронёй и мощной пушкой. Времени на отработку новой технологии у немцев не было. Толстые бронелисты, а их толщина в лобовой части доходила до 100 мм, очень сложно соединять. Поэтому для упрощения сборки бронелисты ставили вертикально. Это позволило сделать верхний бронелист очень широким и на нём разместить огромную башню с мощной 88-мм пушкой, способной поражать танки Т-34 и КВ с любых дистанций. «Тигр» весил почти как два танка «Панцер» IV. Чтобы обеспечить танку приемлемую проходимость, на него поставили очень широкие гусеницы.

С Западного фронта пошла легенда союзников о немецком «Тигре» как о самом мощном и неуязвимом танке мира

Впервые в большом количестве «Тигры» вышли на поля сражений в 1943 г. на Курской дуге, где продемонстрировали свою мощь над нашими танками, вооружёнными 45- и 76-мм пушками. Превосходство «Тигров» над советскими боевыми машинами длилось недолго. В 1944 г. 100-мм броня уже не могла защитить немцев от снарядов новых советских танков ИС-2 и Т-34-85, а также мощных

самоходных установок Су-100, ИСУ-122 и ИСУ-152. На Западном фронте, у союзников, танков, подобных ИС-2, не было. Американцы и англичане, впервые столкнувшись в боях с «Тиграми», были поражены их боевой мощью. Сами немцы так не считали и прекратили производство этих танков в августе 1944 г. Главной причиной было то, что советским новейшим тяжёлым танкам «Тигр» был уже не страшен. На замену «Тигру» пришёл «Королевский Тигр» или «Тигр II».

«Королевский Тигр»

Внешне «Тигр II» (его ещё называют «Королевским Тигром») разительно отличался от своего предшественника. В конфигурации «Королевского Тигра» ощущалось влияние Т-34 с его расположенными под наклоном бронелистами корпуса и башни. Однако размеры и масса «Королевского Тигра» были намного больше: советский Т-34 весил 32 т, а немецкий танк – 68! Это был самый тяжёлый серийный танк в мире. Но главное, на «Королевском Тигре» стояла ещё более мощная пушка. Лобовая броня «Королевского Тигра» была просто фантастической по тем временам – 150 мм в корпусе и 180 мм в башне!

Даже днище корпуса «Королевского Тигра» имело 40-мм толщину – почти как лобовая броня Т-34 (на нашем танке толщина лобовой и бортовой брони была 45 мм). Борта нового танка были в два раза толще

В 1943 г., когда «Королевский Тигр» ещё создавался, на поле боя главным калибром танковых и противотанковых пушек был калибр 76 мм. Тогда броня «Королевского Тигра» казалась непробиваемой. Но на войне всё меняется очень быстро. И когда в 1944 г. «супертигры» пошли в бой, их было чем встретить: Т-34-85, ИС-2 и тяжёлые САУ били «Королевских Тигров» с таким же успехом, что и «Тигров» обычных. Так, попадания 122-мм снаряда танка ИС-2 не мог выдержать вообще ни один танк в мире. К примеру, башню «Королевского Тигра» такой снаряд пробивал насквозь чуть ли не с полутора километров. А тут у немцев начались новые проблемы.

Первый «Тигр» предназначался для наступления. «Тигр» второго поколения должен был решать оборонительные задачи – сдерживать наступление советских танков. Он был лучше защищён и вооружён, но менее подвижен.

К концу войны Германия потеряла базы, снабжавшие сталелитейную промышленность таким важным для производства брони элементом, как молибден. В результате этого броня для танков стала не такой прочной, как ранее. Но главным недостатком «Королевского Тигра» оказалась его большая масса. Эти танки практически невозможно было быстро перебросить с одного участка фронта на другой. К тому же этих чудо-танков было слишком мало (всего было построено менее 500 штук), и они не оказали никакого влияния на исход Второй мировой войны. Советские «тридцатьчетвёрки» и американские «Шерманы» в конце войны обычно применялись в больших количествах, им не составляло особого труда обойти и расстрелять противника с разных направлений. Тут немцам спасения не было. Известно немало примеров, как экипажи «Королевских Тигров», видя, что их обходят сбоку, бросали свои танки и спасались бегством вскоре после начала боя. Так несколько германских супертанков достались нашим войскам в качестве трофеев.

Запас хода «Королевского Тигра» при полной заправке даже по шоссе не превышал 100 км, а специальных тягачей-трейлеров у немцев не было. Застрявший танк-гигант нельзя было сдвинуть с места

Также смотрите

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Тяжелые танки | Германия — Всё о Второй мировой

Тяжелый танк Panzerkampfwagen VI Ausf.E Tiger

Танк был принят на вооружение в 1942 г. и выпускался в двух вариантах: линейный и командирский. Всего было выпущено 1 355 машин. На базе танка была создана САУ Sturmpanzer-VI. Башня и корпус – сварные с соединением броневых листов в шип. Первые 495 танков оснащались оборудованием, позволявшим им преодолевать водные преграды глубиной до 4 м. Последние 800 танков имели опорные катки с внутренней амортизацией. ТТХ танка: длина – 8,5 м; ширина – 3,7 м; высота – 3 м; клиренс – 470 мм; масса – 56,9 т; бронирование – 28 — 100 мм; тип двигателя — первые 250 машин «Майбах» HL-210P30 на остальных «Майбах» HL-230P45 V-образный 12‑цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения; мощность двигателя – 700 л.с; удельная мощность – 11,4 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 38 км/ч; запас хода – 100 км; основное вооружение — 88-мм пушка KwK-36 L/56; боезапас – 92 выстрела; дополнительное вооружение – 2-3 7,92-мм пулемета MG-34; боезапас – 5 100 патронов;  противопехотная мортира типа «S»; средства связи — радиостанция Fu-5; экипаж – 5 человек. Бронебойный снаряд  Pzgr.39 (масса – 10,2 кг, масса ВВ – 59 г, начальная скорость – 810 м) пробивал 99 мм брони на дистанции 1000 м при угле встречи 30°. Бронебойный подкалиберный снаряд с вольфрамовым сердечником Pzgr.40 (масса -7,3 кг, начальная скорость – 930 м/с) пробивал 138 мм брони на дистанции 1000 м при угле встречи 30°. Кумулятивный снаряд Gr.39 HL HEAT (масса – 7,6 кг, начальная скорость – 600 м/с) пробивал 90 мм брони на дистанции 1000 м при угле встречи 30°.

Тяжелый танк Panzerkampfwagen VI Ausf. B Tiger II

Танк («королевский тигр») был  принят на вооружение в 1944 г. Всего было выпущено 489 машин. Корпус сварной, идентичный по форме корпусу танка «Пантера». Первые 50 танков имели башни с лобовой броней 107 мм и оборудование для подводного вождения. На базе танка была построена САУ «Panzerjäger Tiger». ТТХ танка: длина – 10,3 м; ширина – 3,8 м; высота – 3м; клиренс – 495 мм; масса – 69,8 т; бронирование – 25 — 150 мм; тип двигателя — V-образный 12‑цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения Maybach HL-230Р30; мощность – 700 л.с; удельная мощность – 10,3 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 38 км/ч; запас хода – 170 км; основное вооружение — 88-мм пушка KwK-43 L/71; боезапас – 77 — 84 выстрела; дополнительное вооружение – 2-3 7,92-мм пулемета MG-34 или MG-42; боезапас – 4800  патронов; 26-мм  мортирка  Nachkampfgerat; средства связи — радиостанция Fu-5; экипаж – 5 человек.

Panzerkampfwagen V Panther Ausführung A

Panzerkampfwagen V Panther Ausführung D

Тяжелый танк Panzerkampfwagen V Panther Ausführung G

Танк «Патера» был принят на вооружение в 1943 г. и выпускался в четырех  модификациях. Вариант Ausführung (D1), в дальнейшем Ausführung (D1)  — был предсерийным выпуском с двигателем HL-210P45. Вариант Ausführung D2 оснащался  двигателем HL230P30, боекомплект пушки и пулемётов состоял из 79 выстрелов и 5 100 патронов соответственно, выпущено 842 ед. Вариант Ausführung-A имел новую башню, включая и командирскую, выпущено 2 192 ед. На  Ausführung-G было увеличено бронирование, изменена форма маски орудия и увеличен боекомплект пушки до 82  выстрелов, выпущено 2 953 ед. Вариант Sd.Kfz. 267 являлся командирской машиной и отличался наличием двух радиостанций  Fu-5 и   Fu-7 (Fu-8). Всего было выпущено 5 976 машин. На базе танка выпускалась САУ «Ягдпантера», а также ряд инженерных машин. ТТХ танка:  длина – 8,7 м; ширина – 3.3 м; высота – 3 м; клиренс – 560 мм; масса – 44,8 т; бронирование – 17-110 мм; тип двигателя — V-образный 12‑цилиндровый карбюраторный  «Maybach» HL-210P30 или «Майбах» HL-230P30 ; мощность двигателя – 700 л.с; удельная мощность — 16 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 55 км/ч; запас хода – 250 км; основное вооружение — 75-мм пушка KwK-42; боезапас – 81 выстрел; дополнительное вооружение – два 7,92 пулемета MG-42; боезапас – 4,8 – 5,1 тысяч патронов; экипаж – 5 человек.

Сверхтяжелый танк Panzerkampfwagen «Maus»

Всего было построено 2 машины. В 1945 г. они были взорваны своими же экипажами не сделав ни одного выстрела по противнику.  ТТХ танка: длина – 10,2 м; ширина – 3,6 м; высота – 3,7 м; клиренс – 500 мм; масса – 188 т; бронирование – 50-210 мм; тип двигателя — V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения с турбонаддувом; мощность двигателя – 1080 (1250) л.с; удельная мощность – 5,7-6,6 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 20 км/ч; запас хода – 186 км; основное вооружение — 128-мм пушка KWK-44; 75-мм пушка KWK-40; боезапас – 61 выстрел для 129-мм пушки, 200 выстрелов для 75-мм пушки; дополнительное вооружение — 7,92-мм MG-42; экипаж – 6 человек.

wwii.space

10 лучших танков Второй мировой войны

7. Танк Т-34 (тридцатьчетвёрка)

«…Нет ничего страшнее, чем танковое сражение против превосходящих сил противника. Не по численности — это было неважно для нас, мы привыкли к этому. Но против более хороших машин — это ужасно… Русские танки так проворны, на близких расстояниях они вскарабкаются по склону или преодолеют болото быстрее, чем вы повернете башню. И сквозь шум и грохот вы все время слышите лязг снарядов по броне. Когда они попадают в наш танк, часто слышишь оглушительный взрыв и рев горящего топлива, слишком громкий, чтобы можно было расслышать предсмертные крики экипажа…»
— мнение немецкого танкиста из 4-й танковой дивизии, уничтоженной танками Т-34 в бою у Мценска 11 октября 1941 года.

Очевидно, что русское чудовище не имело аналогов в 1941 году: 500-сильный дизель, уникальное бронирование, 76 мм орудие Ф-34 (в целом аналогичное танку КВ) и широкие гусеницы – все эти технические решения обеспечивали Т-34 оптимальное соотношение подвижности, огневой мощи и защищенности. Даже по-отдельности, эти параметры у Т-34 были выше, чем у любого танка Панцерваффе.

Когда солдаты вермахта впервые встретились на поле боя с «тридцатьчетверками», они, мягко говоря, были в шоке. Проходимость нашей машины впечатляла — там, куда немецкие танки даже соваться не думали, Т-34 проходили без особого труда. Немцы даже прозвали свою 37-миллиметровую противотанковую пушку «колотушкой тук-тук», потому что когда ее снаряды попадали в «тридцатьчетверку», они просто стукались об нее и отскакивали.

Главное – советским конструкторам удалось создать танк именно таким, каким он был нужен Красной Армии. Т-34 идеально соответствовал условиям Восточного фронта. Предельная простота и технологичность конструкции позволило в кратчайшие сроки наладить массовое производство этих боевых машин, как следствие – Т-34 были просты в эксплуатации, многочисленны и вездесущи.

fishki.net

Тяжелые танки — Всё о Второй мировой

К тяжелым танкам относились боевые машины массой свыше 30 тонн (позднее  — больше 40 т.),  вооруженные пушкой крупного калибра и несколькими пулеметами. Тяжелые танки использовались при наступлении на сильно укрепившегося противника для поддержки наступающей пехоты и средних танков. Они должны были вести борьбу с танками, самоходной и полевой артиллерией противника, разрушать долговременные огневые точки, уничтожать живую силу и огневые средства пехоты противника. Тяжелые танки широко применялись, в составе штурмовых групп  в уличных боях или при взятии крепостей.

Несмотря на внешнюю внушительность и «грозность» тяжелых танков, их использование решающего влияния на ход Второй мировой войны они не оказало. Примером этого может служить массовое танковое сражение на Курской дуге в 1943 г., где Германия сделала ставку, как раз на тяжелые танки.

Краткая характеристика строительства тяжелых танков выглядит следующим образом.

Английский пехотный танк Mk-IV «Churchill» был спроектирован в 1939-1940 годах и серийно производился с 1941 г. Как и другие английские пехотные танки, он отличался устаревшей конструкцией, слабым вооружением и очень низкой подвижностью, но крайне толстая для своего времени броня позволила ему относительно успешно воевать до самого 1945 года. Тяжелым танком прорыва не мог называться даже теоретически.

Французские сверхтяжелые танки «Char 2-C» были построены в 1919-1923 гг. для психологического воздействия на моральное состояние войск противника, поскольку других положительных качеств не имели. Участия в боевых действиях не принимали, точная их судьба не известна.

США так и не смогли разработать тяжелый танк. Появившийся в конце войны М-26 «Pershing» создавался как средний танк, однако для психологической поддержи войск был назван тяжелым. По ТТХ он мало отличался от «Шермана» и существенно недотягивал до тяжелого танка прорыва.

Таким образом, лишь Германия и СССР осуществляли интенсивную гонку в строительстве тяжелых машин, однако разными путями.

Германское командование, в ответ на действующие в СССР средний танк Т-34 и тяжелый КВ, потребовало от танкостроителей создать машины способные противостоять танкам противника в сочетании с качествами танков прорыва. Спустя два года были созданы, по сути, истребители танков: тяжелый танк «PzKpfw V» (Пантера) с характеристиками среднего и тяжелый танк «PzKpfw VI» (Тигр). Они обладали значительной броней и мощными пушками, оснащенными превосходной системой наведения, оптикой прицеливания и устройствами продувки ствола после выстрела. Остальные боевые свойства (надежность, маневренность, ремонтопригодность) оказались явно недостаточными.

В СССР, предпочитая борьбу с танками противника отдать на откуп артиллерии, изначально тяжелые машины создавали, как танки прорыва, нацеленные на преодоление укрепленных позиций и поддержку пехоты. Так, в этом направлении на протяжении всей войны модернизировался тяжелый танк КВ, и параллельно эму создавался принципиально новый  танк  ИС. Советские танки лидировали в устройствах стабилизации, обзорно-прицельных систем, одними из первых получили электроспуск орудия. Применение та танке ИС-2 раздельного-гильзового заряжания боеприпаса, позволяло производить лишь 2-3 выстрела в минуту, что было в 2 раза медленнее немецких орудий, которые снабжались унитарным боезапасом.

Сравнивая «Tiger II» и ИС-2 в «дуэльном» бою, что случалось довольно редко, следует отметить, что шансы на победу у танков были примерно одинаковы и зависели от условий боя. Вероятность поражения цели первым выстрелом в обоих танков была одинакова, кучность боя пушек также существенно не отличалась. При действиях из засады «Tiger II» гарантировано пробивал любую броню ИС-2, в то время когда советский танк при попадании в лоб добивался успеха лишь в двух местах (маска орудия и соединение башни с корпусом). В условиях маневренного боя ИС-2 гарантировано заходил с боков или сзади, где броню легко пробивал и Т-34. Более  90%  немецких тяжелых танков на Восточном фронте были уничтожены именно таким образом.

Использование тяжелых танков обуславливало специфическую тактику их действий. Так в состав танковых батальонов, вооруженных танками «Tiger» обязательно входила ремонтная рота, оснащенная специальной техникой для эвакуации и ремонта машин. Передвижение танков происходило только после тщательной разведки маршрутов, немногие мосты могли выдержать вес стальных монстров. На марше колонна останавливалась сначала через 5 км, а дальше каждые 10-15 км для проведения технического осмотра машин. Чтобы заглушить шум двигателей танков прибегали к акустической маскировке (артканонада, полеты самолетов на малых высотах). Тяжелые танки выдавал не только гул двигателей, но и характерные следы широких гусениц, которые впоследствии заметали. Огромный расход топлива требовал постоянного нахождения поблизости топливозаправщиков. Первые успехи танков породили миф об их неуязвимости и способности в одночасье решить ход боя. Многие командиры вермахта уверовали в этот миф. Эта вера дорого обошлась танкистам. Танки «Tiger» стали бросать на передовую взводами, полувзводами и даже одиночными танками без прикрытия пехотой. В результате росли потери материальной части танковых батальонов. На «тиграх» концентрировался огонь артиллерии, танков, самоходок и даже пехоты противника. Одиночные танки нуждались в пехотном прикрытии, а также — в пространстве для маневра, в то время как многие сухопутные командиры отводили тяжелому танку роль подвижной огневой точки. Наибольшую помощь своей пехоты тяжелые  танки  могли  принести,  оставаясь  в  ближнем  тылу  на  хорошо  подготовленных огневых позициях.

В этом случае танки «Tiger» имели наиболее выигрышную тактическую ситуацию: внезапный огонь с замаскированных позиций, возможность смены заранее подготовленных позиций, сведенный к минимуму риск поражения танков артиллерийским огнем или авиацией противника.

В танковой атаке танки «Tiger» движутся в первом эшелоне или на фланге атакующей танковой роты и часто останавливаются для осмотра местности. Чтобы обеспечить лучший обзор, командиры танков открывают башенные люки. Попав под огонь, они разворачиваются лбом в направлении противника и начинают атаку, делая короткие остановки для выстрела. Пехота сопровождает танки, поддерживая их огнем из пулеметов и автоматов. Когда танки приближаются к противотанковым пушкам их пытаются уничтожить огнем прямой наводкой. Пока танки «Tiger» ведут бой, остальные танки роты продолжают атаку, уничтожая обнаруженные противотанковые пушки. Тяжелые танки действуют осторожно, атакуя по фронту и избегая флангового огня. Наткнувшись на плотную оборону, они отступают, стараясь не поворачиваться кормой. Иногда танки сопровождают корректировщики огня, которые направляют огонь немецкой артиллерии на цели на передовой. Танк «Tiger» мог вести эффективный огонь против танков с дистанции 3000 м., а по другим целям до 5000  м.

                Для борьбы с танками «Tiger» рекомендовалось вести артиллерийский огонь по корме и бортам, используя моменты преодоления танком естественных и искусственных преград, которое он осуществлял с трудом. Огонь по гусеницам могли вести любые орудия, вплоть до применения противотанковых ружей или гранат.

                Тактика использования тяжелых советских танков ничем особенным не отличалась. В первой половине войны им могли противостоять только 88-мм зенитные орудия. Однако укреплений противника, против которых они могли бы использоваться по прямому назначению при отступлении Красной армии не оказалось и танки, не имеющие аналогов у противника, бездарно «жгли» в бесполезных контратаках, топили в болотах, расходовали моторесурс в бесконечных маршах. Во второй половине войны советские тяжелые танки потеряли эксклюзивность: им противостояли равные по ТТХ танки и САУ, мощная противотанковая артиллерия, массовое применение ручных гранатометов в уличных боях. Поэтому тяжелые танки стали реже использовать на открытой местности, чаще применяли на городских и деревенских улочках Европы, против ДОТов немцев. Танк с его 122-мм пушкой легко проламывал бронеколпак пулеметной точки немцев, что не могла себе позволить 85-мм пушка. В последние месяцы войны, немецкая промышленность была в стадии развала и  качество сборки немецких танков резко упало. Кроме того, ввиду нехватки марганца, немцы стали делать высокоуглеродистую броню, которая была довольно хрупкой. Поэтому 122-мм пушка Д-25Т стала пробивать лобовую броню немецких тяжелых танков. ИС-2 против танков противника мог вести эффективный огонь с дистанции 2000 м.

                Существенную опасность для танков представляли немецкие пехотинцы с «фаустпатронами»  (ими было уничтожено порядка 70% советских танков в городских боях). Для борьбы с ними выделялось большое количество пехоты, которая прикрывала танки в уличных боях. Действенным оружием против пехотинцев был и башенный крупнокалиберный пулемет ДШК танка ИС-2. Однако торчащие над башнями пулеметы в городских условиях цеплялись за провода уличного освещения и часто их приходилось снимать.

Танки  часто оборудовались защитными противокумулятивными экранами, которые изготовляли сами танкисты из подручных средств, однако эффективность их противодействия «фаустпатронам» до сих пор вызывает споры.

Для боя в городских кварталах применялось специальное построение под названием «елочка». Танки взаимодействовали огнем попарно, а пары — между собой. Танковый взвод-два тяжелых танка ИС-2- простреливал всю улицу: один танк — правую ее сторону, другой — левую. Такая пара двигалась уступом, друг за другом, — по обеим сторонам улицы. Другая пара шла следом за первой и поддерживала ее огнем.

Необходимо отметить, что экипажи тяжелых танков, как немецких, так и советских комплектовались из лучших танкистов. Немецкие экипажи набирались из имеющих боевой опыт танкистов, которые проходили длительную подготовку на учебных полигонах. Экипажи советских ИС-2 комплектовались только опытными военнослужащими, имеющими офицерские звания. Даже заряжающие имели звание не ниже старшины.

Ориентировочное количество тяжелых танков использовавшихся в войне в разрезе стран (без трофейных и переданных/полученных)
СтранаКоличествоСтранаКоличество
танковвидов/

модификаций

танковвидов/

модификаций

Великобритания56401/16США14813/5
Германия40374/7Франция101/1
СССР53407/9

В предвоенные годы и в период войны 5 стран выпустили 16 508 тяжелых танков 16 типов в 38 модификациях. В период войны  изготовленные в Англии 253 танка было  поставлено в СССР по ленд-лизу.

ТТХ некоторых тяжелых танков в разрезе стран
Страна и тип танка/

ТТХ

Великобритания

Churchill VIII

Германия

PzKpfw VI Ausf. B «Tiger II»

 

СССР

ИС-2

США

М26 «Pershing»

Длина, м.7,410,39,88,5
Ширина, м.3.33,833,5
Высота, м.2,532,72,8
Клиренс, мм.530495420440
Масса, т.3869,84643
Бронирование (корма/лоб), мм.95/15280/15060/16051/114
Тип двигателяБенз.Бенз.Диз.Бенз.
Мощность двигателя, л.с.350700520450
Удельная мощность, л.с/т8,910,311,39,5
Скорость по шоссе, км/ч25383745
Запас хода по шоссе, км.90170240120
Основное вооружениегаубица 95-мм88-мм122-мм90-мм
Боекомплект, шт.47772858
Дополнительное вооружение1х7,92-мм

1х7,7-мм

2х7,92-мм

 

1х12,7-мм

3х7,62-мм

2х12,7-мм

2х7,62-мм

Боекомплект, шт.4950 и 6004800300 и 2331550 и 5000
Преодолеваемый подъем, град.30353630
Преодолеваемая стенка, м.0,750,8510,9
Преодолеваемый ров, м.3,652,52,52,45
Преодолеваемый брод, м.1,21,61,31,2
Удельное давление на грунт, кг/см²0,931,020,80,9
Экипаж, чел.5545

ТТХ тяжелых танков в разрезе стран приведены ниже.

wwii.space

Выбираем лучший немецкий тяжёлый танк — статистика игроков в World of Tanks (WOT)

Скоро наступит период нового патча 9.17.1, а значит и новый контент в игре. Это разного рода правки, оптимизации, новые HD модели и, конечно же, введение новой техники и правка текущей по ТТХ. Последнее всегда приковывает внимание игроков, и как правило сильнее всего.

В преддверии патча хотелось бы поговорить о 3 немецких ТТ, которые будут находиться на 10 уровне игровой нации Германии. Речь идёт об уже 2 давно известных «тяжеловесах» E-100 и Maus и будущем новичке в игре Pz. Kpfw. VII.

Из-за таких обстоятельств, а именно правка ТТХ уже существующих в игре немецких ТТ и добавление нового ставят в игроков в определенный ступор. Для тех, кто не качал эти игровые ветки или только на пути настаёт сложный выбор — что же попытаться выкачать в первую очередь? В этой статьей я постараюсь ответить на этот вопрос. Однако не стоит забывать, что хоть анализ и будет проведен, но мнение всё же будет учитываться в той или иной степени субъективное.

Maus

Мобильность

Первым топом на рассмотрении стал самый тяжелый танк в игре Maus. 188 тонн веса — эти цифры звучат не очень то реально. Однако, машина умеет ездить, стрелять и танковать и такая огромная масса ей не мешает этого делать. Поэтому не удивительно, что и двигатель установленный на «мышь» является самым мощным в игре — целых 1750 лошадей! Удельная мощность при этом получается слабая, но далеко не самая худшая (9.26 лошадиных сил на тонну). Максимальная скорость вперед равна 20км/ч, что мало даже для ТТ, а назад на удивление довольно много для такой машины, а именно 15км/ч. Ходовая вертится крайне медленно (всего на 16 градусов в секунду), с башней чуть получше, но не намного (17 градусов). Обзор равен 400 метрам и типичен для большинства машин 10 уровня.

Бронирование

Кроме самой большой массы в игре, у Maus ещё и самый большой запас прочности в игре. Стоит отметить сразу, что абсолютно все ТТХ взяты с тестового сервера патча 9.17.1. Я отметил этот факт не просто так, а в частности из-за того, что кол-во хитпоинтов на основном и тестовом серверах отличаются. На тесте будущего патча «мышь» получил прибавку и в итоге заимел аж 3200 единиц прочности.

ВЛД корпуса забронировано большой единой плитой в 200мм под большим наклоном. В эту часть брони его способны пробивать только золотые снаряды ПТ-САУ 10 уровня. По бортам корпуса 185мм брони с толстыми экранами, но практически без наклона. И наконец, корма корпуса это 160мм брони под наклонами.

Лобовая часть башни забронирована в 260мм в самом крепком месте, борта и корма же по 210мм под различными наклонами.

Сам по себе танк Maus и так отлично бронированный, но с правильным умением в плане его управления и использования и вовсе крепкий орешек на поле боя.


Орудие

128мм пушка нашего героя довольно неоднозначная. С одной стороны нас встречает самый маленький разовый урон в 490 единиц и посредственная бронепробиваемость на ББ. Но на второй стороне нас ждёт самый лучший урон в минуту среди этих трех машин, лучшая точность 0.35, самое быстрое сведение в 2 секунды и перезарядка 11.5 секунд, а также более комфортные углы вертикальной наводки (-8/+24). Также стоит отметить хорошую стабилизацию орудия как от поворота башни и корпуса, так и на ходу.

Итоги

Maus — один из самых бронированных танков в игре. За это ему приходится расплачиваться своей подвижностью и габаритами. Орудие неоднозначное, но в целом имеющее гораздо больше преимуществ, чем недостатков, что тоже хорошо. Пока это один рассмотренный танк из 3, а значит делать выводы кто лучше ещё рано.

E-100

Мобильность

Вторым ТТ на рассмотрении становится второй по тяжести (совпадение? не думаю) танк в игре E-100. Масса в базовой комплектации составляет 130 тонн, что, конечно же, далеко от «мыши», но всё же очень много. Мощность двигателя составляет 1200 лошадей, а удельная мощность 9.24 единиц, что даже немного хуже, чем у Maus. Максимальная скорость назад такая же и составляет 15 км/ч, а вот вперед прилично лучше — целых 30км/ч. Поворот шасси составляет 23 градуса в секунду, а башня 21. Обзор не удивляет — те же 400 метров.

Бронирование

Прочность танка составляет 2700 единиц, и это третий показатель в игре. ВЛД забронирован в 200мм под сильным наклоном и позволяет вытанковывать снаряды такого же пробития, как и у Maus. Борт составляет всего 120мм, но с толстыми экранами. Корма же имеет 150мм брони с неплохим наклоном.

Передняя часть башни танка — это 200мм плита почти без наклонов. Борт и корма забронированы по 150мм. Однако, стоит отметить, что борта имеют хорошие углы наклона, чего явно не скажешь о задней части башни.

В целом говорю про броню E-100 можно отметить следующее: она хорошая, но далеко не имбовая, и умении не получать урон чаще заслуга именно водителя этого аппарата, либо случайные попадания не туда/ошибки игроков.

Орудие

E-100 единственный представитель из троицы, у которого на выбор представлены два орудия. Однако, первое (знакомое нам уже по танку Maus) используется редко, либо только при прокачке до топовой пушки. Основным игровым является орудие калибра 150мм. Разовый урон за выстрел составляет 750 единиц. Логично, что такое не могло остаться без негативных моментов — перезарядка одного снаряда составляет 19 секунд. Урон в минуту составляет 2347 единиц. 

На тесте этого патча было апнуто бронепробитие на ББ снарядах до уровня «мыши» и стало равно 246мм. Разброс составляет 0.38м, что является плохой точностью для 10 уровня. Сведение составляет 2.8 секунды, что очень долго. Но по ощущениям стоит отметить тот факт, что пушка позволяет без особых проблем «кидать с вертухи». Пушка гнется на 7 градусов вниз, а поднимается на 20 градусов вверх.

Итоги

Е-100 — настоящий тяжелый танк во всех смыслах этого слова. Огромное масса, большие размеры, мощное орудие. Но как известно, не должно быть так, что танк во всём хорош. Е-100 обладает хоть и хорошей, но далеко не самой лучшей броней, а также орудием со слишком долгой перезарядкой, что осложняет выживание в окружении. Наш текущий герой уже второй по счёту, а значит осталось услышать информацию о третьем, а там и последуют выводы.

Pz. Kpwf. VII

Мобильность

Последним танком на нашем пути анализа и рассмотрения становится новый ТТ Германии Pz. Kpwf. VII. Он является самым лёгким по массе из всей троицы — всего 120 тонн. Но по отношению к другой технике в игре, «Тапколев» один из самых тяжёлых в игре. Его запас прочности составляет 2500 HP и это самый слабый показатель.

Мощность движка составляет те же 1200 лошадиных сил, но при меньшей массе, чем у E-100, удельная мощность возрастает до 10 лошадей на тонну. Как и у всех, максимальная скорость назад составляет 15км/ч, а вот вперед лучше остальных — целых 33км/ч. Ходовая вращается со скоростью 25 градусов в секунду, башня почти 19. По обзору ни капли нового, а значит, нас ждёт цифра в 400 метров.

Бронирование

Верхний бронелист имеет 240мм брони под хорошим наклоном, что даёт довольно сильную приведенную броню в конечном итоге. Борт корпуса имеет 160мм, что действительно хорошо, но на деле борт не является особо бронированным. Корма корпуса представлена плитой толщиной в 120мм с небольшими наклонами.

С башней танка дела обстоят интереснее. В отличии от 2 других коллег башня представляет собой округлую форму, а не квадратную. Лоб забронирован в 240мм под различными углами. Борта башни скруглены и имеют толщину по 160мм. Корма это те же 120мм с закруглениями.

«Тапколев» танк с хорошей броней, я бы сказал даже отличной. Однако, как речь зайдёт о бортах или корме об этом смело можно забыть. Машина однозначно только для лобового танкования.

Орудие

Данное 128мм орудие даёт нам нечто среднее между двумя вышеперечисленными «мастодонтами». Пробитие на ББ составляет 258мм и это лучший показатель среди всех. Разовый урон 560 расположился по серединке. Скорострельность орудия почти 4 выстрела в минуту, что даёт в конечном итоге 2190 урона в минуту, а это самый слабый показатель.

Точность орудия составляет 0.35 на 100 метров, а время сведения 2.5 секунды. Пушка опускается на 7 градусов вниз и поднимается на 17 вверх. По личным ощущениям, пушка точная и довольно стабилизированная.

Итоги

Pz. Kpwf. VII привлекательный тяжёлый танк для своего уровня. Интересное орудие, хорошая подвижность, сильная броня. Это набор характеристик достойного танка. Никто, конечно, не просит забывать о минусах — слабое бронирование бортов и кормы, плохой урон в минуту и посредственный запас прочности. Но не смотря на отрицательные моменты, «Тапколев» — достойный танк.

Кто же лучший?

Однозначно и просто на этот вопрос ответить нельзя. Всё расположилось так, что каждый танк хорош по своему: Maus берет круговой броней и стабилизацией орудия с отличным дпмом, E-100 разовым уроном и простотой обращения, и неплохой скоростью, а Pz. Kpwf. VII отличной подвижностью, комфортным орудием и сильной лобовой бронёй.

Если говорить о выборе, то я бы советовал для игроков неплохого уровня приглядеться к Pz. Kpwf. VII, для новичков или не особо сильных игроков — к E-100. Броня лобовая сильнее у «Тапкольва» и казалось бы на нём должно играться проще, но заднее расположение башни и слабые борта требуют дополнительных навыков игры, чтобы правильно уметь обращаться с недостатками. Maus я ни в коем случае не считаю слабым танком, но он слишком специфичный и мало кому подойдёт. Поэтому те 2 танка (по моему мнению) лучший выбор для прокачки.

А на этом всё дорогие читатели, всех с грядущим праздником и удачных игр!

wotext.ru

Ветка немецких ТТ

Итак, вы решили прокачать ветку немецких тяжёлых танков. У французов, американцев и у СССР тяжёлые танки, в принципе, похожи друг на друга, каждый последующий танк является развитием предыдущего. Особенно хорошо это можно проиллюстрировать на примере американских ТТ, где каждый последующий танк является глубокой модернизацией предыдущего. Но у немцев такой линейности, как у ИСов, нет. Ещё одно замечание: я буду рассматривать только «чистокровные» немецкие танки, трофеи вроде B2 740(f) меня не интересуют.

Небольшое введение

Первая проблема, с которой я столкнулся при написании статьи — какие танки считать тяжёлыми? PzIV с длинноствольной пушкой до ввода Пантер числился и считался тяжёлым танком. То же самое можно сказать и про Пантеру, союзники дружно называли её ТТ. Меня интересует больше не то, какие танки называются ТТ, а то, какие танки фактически являются ТТ. Именно поэтому я чётко взял точку отсчёта — VK3001P и VK3601H. Пантеры я рассматривать не буду, хотя Пантера II вполне может взять на себя обязанности VK4502a.

VK30.01P и VK36.01H

Танки, хоть и представлены в игре как средние, средними танками не являются. VK3601H имеет лоб в 100мм, 40 тонн веса и вполне «тяжёлое» вооружение. Назвать этого монстра средним язык не повернётся. Тоже самое касается и 35-тонного 3001P, хотя он и аномально быстрый. Но самое главное и интересное — в этих танках закладываются все коренные отличия и черты веток Порше и Хеншеля, так что не лишним будет их расписать:

  • 3001P имеет переднее расположение башни, что облегчает «качели». Привыкаем — у всех танков Порше башня или спереди (3001P, Тигр Порше, 4502А), или сзади (4502P, Маус). Это в разы удобнее компоновочной схемы Хеншеля, когда башня располагается ближе к центру, при «качелях» приходится невольно подставлять под огонь более значительную часть корпуса.
  • Порше оснастил свои танки революционным решением — электротрансмиссией, которая умудрялась (на примере Фердинандов) показывать удивительную для своей сложности надёжность. В игре танки Порше могут похвастаться хорошей скоростью заднего хода, у 3001Р она достигает 20 км/ч! Вкупе с передним расположением башни эта особенность превращает танки Порше в хорошие машины ближнего боя, которые хорошо действуют в группе Исов, играющих в «качели». Только действовать следует очень внимательно, как и все немецкие ТТ, мы являемся картонными критосборниками.
  • Танки обеих веток имеют схожие башни и вооружение, а также рации, но абсолютно разные корпуса, трансмиссии и силовые установки.
  • У 3601Н более разнообразное вооружение, ещё есть коническая пушка. В целом, это будет прослеживаться и дальше, 4502а не имеет топовой пушки Королевского Тигра, а у Е-100, помимо маусгана, есть ещё одно орудие для любителей пускать стальные брёвна.
  • Ещё не лишним будет заметить, что танки Хеншеля вполне традиционны по части тактики, а вот машины Порше требуют нестандартного подхода. Дело усугубляется тем, что танки в ветке Хеншеля развиваются линейно, а вот в ветке доктора Порше быстрые 3001Р сменяются медленными Тиграми-Р, быстрый 4502а превращается в стального титана 4502Р.

Тигры

Оба тигра являются дальнейшим развитием прототипов. Тигр Хеншеля получил более широкие гусеницы, надгусеничные полки, башню Порше и несколько усиленные бока. Двигатели, кроме топового, совпадают с таковыми у 3601H. Главное отличие — тактика использования. Лобовая броня не изменилась, а соперники стали заметно более серьёзными. Тигр по прежнему является классическим критосборником, так что действовать на нём лучше из засад или как танк поддержки. А вот Тигр Порше преобразился. Мы получили те же двигатели, но абсолютно новую ходовую (очень удачную, кстати), и главное — 200мм лба! Это делает Тигр Порше воистину универсальным — мы можем делать всё, что делает тигр Хеншеля, но лоб нам позволяет в топе идти в первых рядах, прорывая оборону, переднее расположение башни поможет при игре в «качели». Помимо традиционных отличий, уже упоминавшихся выше, следует добавить, что

  • Ходовая Тигра Хеншеля вышла на редкость неудачной, её общий вес — 7 (!!!) тонн. Неудивительно, что при почти одинаковой массе танков Тигр Порше имеет такое же вооружение и лучшее бронирование.
  • Танки Порше будут длиннее и уже своих коллег из КБ Хеншеля. Из-за этого они менее манёвренные, но им легче в гуще ТТ.
  • Хеншели имеют вынесенную вперёд трансмиссию, ситуация будут исправлена только на Е-75. А вот в ветке Порше и двигатель, и трансмиссия располагаются на вполне традиционных местах, компоновка намного более рациональна.
  • В обоих тиграх боеукладка расположена очень неудачно, меткое попадание в борт может вызвать взрыв танка. У машины Порше она занимает надгусеничные полки, у Хеншеля она расположена и внизу корпуса.

Королевский Тигр (Тигр 2) и 4502 ausf A

Королевский Тигр является логичным продолжением Тигра Хеншеля. Из положительных сторон можно отметить наклоны брони (лучше поздно, чем никогда), хороший лоб и улучшенное вооружение. В целом, это пересмотренный Тигр-1, у него та же ужасная ходовая, те же проблемы с компоновкой. А вот 4502 ausf.a абсолютно не похож на своего предшественника. У танка появилась наклонная броня, новая башня и вооружение, но самое главное — дизельный двигатель системы Порше, один из его самых любимых проектов.

  • Боеукладка на Королевском Тигре по прежнему занимает место в надгусеничных полках, а вот у 4502а она убрана вниз корпуса.
  • Двигатели Королевского Тигра такие же, как и на Тигре-1, а вот 4502а получил дизельный двигатель! До этого дизелем мог похвастать только 3002DB. Впрочем, танк всё же горит из-за баков сзади корпуса.
  • Тигр-2 стал чуть менее быстрым, а вот 4502а «сбросил» несколько тонн и теперь разгоняется до 38 км/ч, причём, благодаря мощному двигателю, не только на бумаге.
  • И вновь проявляется закономерность — вооружение у Королевского тигра лучше, топовая пушка 4502а является предтоповой на Тигре-2.

По боевому применению Королевский тигр схож с Тигром-1, разве что в топе мы можем идти в первой линии, вставая ромбом. А вот с 4502а дело обстоит совсем иначе. Танк очень универсален, у нас есть и скорость, и динамика, и броня, и вооружение, но всего помаленьку. И если с веткой Хеншеля в смысле тактики использования всё просто, то это НЛО на гусеницах заслуживает отдельного разбора, существующая по нему статья никуда не годится. Эта тема, хоть и очень интересна, выходит за рамки этой статьи, её лучше рассмотреть отдельно.

E-75 и 4502P

Е-75 — значительный шаг вперёд по сравнению с Королевским Тигром. В этом танке применены многие нестандартные для немцев решения. 4502P — это, скорее, шаг назад, Маус с точки зрения компоновки намного удачнее.

  • На 4502P ставится уже знакомый дизель Порше typ 180/2, Е-75 также оборудован (увы, с большим опозданием!) дизелем Майбах.
  • Трансмиссия и двигатель Е-75 перенесены назад, вкупе с отличными углами наклона это позволяет уверенно действовать даже в первых рядах атакующих ТТ. А вот у 4502P и трансмиссия, и двигатель перенесены вперёд, это значительно ослабляет танк.
  • У танков, как это ни странно, схожее вооружение, тут Е-75 не даёт никаких преимуществ перед «тапком».
  • У 4502P самый крепкий лоб на уровне — 170 мм, броня толще только у Е-100 и у Мауса.

Интересная деталь: хотя башня Хеншеля на E-75 и «тапке» выглядит совсем как башня Королевского Тигра, она намного прочнее. С длинного ахт-ахта верх берётся уже очень плохо.

E-100 и Маус

Итак, 10 уровень, Е-100 и Маус. В этих машинах собраны все особенности и передовые решения Хеншеля и Порше. Танки, не считая своей монстроподобности, вполне традиционны для немцев:

  • И вновь у Е-100 с вооружением дела обстоят лучше: у нас на выбор две топовые пушки: маусган и бревномёт. Маус таким выбором похвастаться не может.
  • Е-100 страдает от переднего расположения трансмисии, у Мауса двигатель находится в центре, а трансмиссия сзади.
  • Е-100, в целом, бронирован хуже. Более слабый нижний лобовой бронелист, который пробивают уже пушки 9 уровня, очень уязвимый задний бронелист, который пробивает даже длинный «ахт-ахт». Дело спасают только меньшие габариты корпуса и бортовые экраны, борта берутся хуже, чем у Мауса.
  • Е-100 «сбросил» 60 тонн, имеет выше скорость, но меньший запас прочности. В целом, это намного более универсальная машина. Маус же, как и прочие творения Порше — танк бескомпромиссный.
  • Двигатель Мауса обладает всего лишь 12% вероятностью возгорания, это один из самых пожаробезопасных танков в игре. Вкупе с задним расположением трансмиссии танк почти не горит.

wiki.wargaming.net

Немецкий тяжелый танк T-VIH «Тигр». История танка (1916 – 1996)

Немецкий тяжелый танк T-VIH «Тигр»

Созданием тяжелого танка прорыва немцы занимались с 1937 года. Тогда машиностроительная фирма «Хеншель и сын» получила от управления вооружений заказ на разработку образца, который должен быть в полтора раза тяжелее среднего танка артиллерийской поддержки T-IV и иметь 50-мм броню. A T-IV тогда «весил» всего 18 т, и его «лоб» и «бока» защищала 15-мм броня.

Выполнял задание отдел новых разработок, который с 1936 года возглавил Э. Адерс (1881 – 1944), будущий «тигерфатер» («отецтигров»). Первым его танком был DW1, изготовленный в одном экземпляре, ходовая часть которого состояла из расположеннных в шахматном порядке пяти катков на борт на индивидуальной торсионной подвеске.

В 1938 году появился DW2 с подобным размещением опорных катков и скоростью 35 км/ч. Оставив на время эксперименты с ним, Адерс приступил в соответствии с предложением управления вооружений, сделанным в сентябре 1938 года, к созданию танка весом 30 т. Одновременно такой же заказ дали фирмам MAN, «Даймлер-Бенц» и конструкторскому бюро известного изобретателя Фердинанда Порше.

Будущая машина получила индекс VK3001 (H) (Vers nchskonstruktion). Первые две цифры обозначали проектный вес, последний порядковый номер образца, HI – от Henschel. Проект Порше именовался VK3001(P).

Адерс взял за основу DW2. Порше по существу впервые брался за конструирование танков. Это, по-видимому, и предопределило его дальнейшие неудачи.

У Хеншеля изготовили по два (в марте и октябре 1941 г.) незначительно различавшихся прототипа. Они были тщательно испытаны, и их удачные решения использовали позже. При боевой массе 32 т двигатель мощностью 300 л.с. обеспечивал скорость лишь в 25 км/ч. Ходовая часть состояла из 7 одинарных и парных катков, расположенных в шахматном порядке и 3 поддерживающих роликов. Вооружение состояло из короткоствольной 75-мм пушки и двух пулеметов. Танк был защищен 50-мм броней в лобовых деталях корпуса и башни и 30-мм по бортам. Экипаж – 5 человек. Пока шли работы с VK3001(H), началась Великая Отечественная война, и немцы познакомились с нашими Т-34. «Хеншелевский» танк, конечно, не мог конкурировать с ним.

Но сами машины не пошли на слом: на два корпуса VK3001(H) в начале 1942 года, установили в броневой, открытой сверху и сзади рубке мощную 128-мм пушку и пулемет. Самоходка предназначалась для борьбы с советскими тяжелыми танками и была, по-видимому, первой пробой в этой роли. Ее боевая масса 35 т, экипаж – 5 человек, скорость 25 км/ч. Корпус спереди защищала броня толщиной 50, а с бортов и на рубке – 15 мм.

Самоходки действовали на Восточном фронте, одна в конце 1943 года была захвачена почти исправной и ныне экспонируется в танковом музее.

Порше, уложившись в заданный вес – 30 т, зимой 1940/41 года изготовил две машины. Его танк с двумя двигателями воздушного охлаждения развил скорость 60 км/ч! Порше использовал продольную торсионную подвеску шести катков на борт и электротрансмиссию. Однако освоить столь сложную конструкцию в сжатые сроки военного времени промышленность не могла, и дело у Порше не пошло.

Еще в мае 1941 года «Хеншель» получил заказ на танк VK3601(H) с 100-мм броней и пушкой, которая могла бы пробивать броню толщиной 100 мм с расстояния 1500 м. Машина весом 40 т (скорость 40 км/ч) получила ходовую часть из восьми катков большого диаметра, которая потом перешла к «Тигру», С началом войны против СССР в июле 1941 года управление вооружений поручило обоим конструкторам заказ на VK4501 с 88-мм пушкой, которую предстояло еще доработать, взяв за основу зенитную образца 1936 года. Эта знаменитая пушка создавалась в 20-е годы концернами «Крупп» и шведский «Бофорс», отлично зарекомендовала себя в гражданской войне в Испании (1936 – 1939 гг.), будучи на вооружении немецкого «добровольческого» корпуса «Кондор». Но, пожалуй, больше прославилась она в ином качестве, а именно в борьбе с танками. Не имея достаточно мощных противотанковых средств, немцам пришлось использовать ее в 1940 – 1942 годах против танков с противоснарядным бронированием – Т-34 и КВ, английских и американских «Матильд», «Грантов» и «Шерманов». Ее бронебойный снаряд легко поражал эти машины на дистанциях даже 2000 – 2500 м. Но пушка была тяжелой (боевой вес 4,9 т), громоздкой и передвигалась на буксире тягача. Расчеты в боях несли неоправданно большие потери. Решили «одеть» ее броней и увеличить маневренность, то есть приспособить для установки в танке. Это было сделано, при этом полуавтоматическая с вертикальным клиновым затвором пушка получила дульный тормоз, электроспуск и обозначение 8,8 с KwK36 (8.8 см танковая пушка образца 1936 г.).

Все же она не удовлетворяла возросшим требованиям военных как противотанковая и зенитная. Уже в 1941 году на вооружение приняли новую зенитную 88-мм пушку длиной ствола 70 калибров. Она получила, помимо фугасного снаряда (начальная скорость 980 м/с), еще и бронебойный весом 10, 2 кг. Под углом 30 к нормали последний с дистанции 3000 м пробивал броню толщиной 117 мм. Вот ее-то и решили доработать в качестве полевой противотанковой на механической тяге. Так появилось самое мощное противотанковое орудие второй мировой войны. Два варианта – «8,8 см Рак 43/41» и 8,8 cm Рак 43″ – имели боевую массу 4,4 или 3,6 т, при стволе длиной 71,4 калибра, начальная скорость для бронебойного снаряда составила 1000 м/с, а подкалиберного – 1130 м/с. Однако пушка оказалась тяжелой, малоподвижной и весьма уязвимой.

Спешно принялись приспосабливать ее под танк. Но когда завод Хеншеля стал выпускать «Тигры», ни пушка, ни башня под нее еще не были доработаны. И «Тигр» получил упомянутую ранее пушку KwK36.

«Хеншеля» и Порше обязали представить свои образцы VK4501 20 апреля 1942 года ко дню рождения Гитлера. Времени, следовательно, было мало. Адерс решил взять все лучшее, что было у VK3001(H) и VK3601(H). Так же поступил и Порше. Оба танка в указанное время показали фюреру и подвергли сравнительным испытаниям, после чего выбрали танк Адерса, несмотря на то, что Гитлер, в общем-то, склонялся в пользу своего любимца Порше. Его VK4501(P) (фирменное обозначение «Порше 101») имел боевую массу 57 т, экипаж 5 человек, скорость 35 км/ч. Вооружение такое же, что у танка Адерса в той же башне Крупна. Броня – 100 (лоб) и 80 мм (борт) корпуса и башни. Два бензиновых 10-цилиндровых двигателя воздушного охлаждения работали на пару динамо-машин, снабжающих током 2 тяговых электромотора, приводящих в движение по гусенице через ведущее колесо переднего расположения. Из-за двигателя воздушного охлаждения машину Порше предполагалось использовать в Африке.

Фирма «Нибелунген» в г.Линцо (Австрия) изготовила в июле 1942 года 5 танков T-VIP или «Тигр» Порше, но использовались они только как учебные.

Если не считать представленного в апреле 1942 года прототипа VK4501(H), серийное производство «Тигров» фирма «Хеншель и сын» начала в августе, построив 8 машин. Много позже подключилась фирма «Вегман». Выпуск танков продолжался по август 1944 года: 1942 г. – 84; 1943 г. – 647 и 1977 г, – 623 (всего 1354). Максимума – 104 машины – достигли в апреле 1944 года.

Официально танк назывался T-VIH, по-немецки Panzerkampfwagen VI, «Tiger», Ausf-H (SdKfzl 81) или PzKpfwVIH, по-русски T-VIE. Это не модификация. У «Тигра» их не было, хотя некоторые изменения в конструкцию машины в ходе производства вносили.

Боевая масса серийного «Тигра» превосходила заданную более, чем на 10 т. На протяжении почти полутора лет он был сильнейшим в мире.

Адерс придал его корпусу прямоугольное коробчатое сечение с вертикальной установкой бортовых броневых плит и с незначительными углами – лобовых. Такая конфигурация значительно упростила и ускорила производство, облегчила надежное соединение толстых броневых плит.

Броня – катаная, хромоникельмолибденовая, гомогенная. Верхний лобовой лист составлял с вертикалью 8 , нижний – 23 , кормовой – 8 . Днище – из одного листа. Соединение плит шиповое, закрепленное повсюду сваркой, благодаря чему корпус был механически высокопрочным.

Внутри он состоял из четырех отделений. Впереди – отделение механика-водителя (справа) и стрел ка-радиста (слева). Первый управлял танком посредством пулевого колеса через полуавтоматический гидравлический сервопривод. На случай его отказа были предусмотрены два ручных рычага с приводом на дисковые тормоза. Перед местом водителя имелся смотровой прибор для наблюдения, прикрытый снаружи толстой броневой заслонкой, перемещавшей вверх-вниз, изменяя ширину смотровой щели. В крышках люков водителя и радиста в верху передней части корпуса разместили перископические приборы наблюдения. Слева от водителя был курсоуказатель (гирополукомпас), используемый при движении в условиях плохой видимости. Радист вел стрельбу из лобового пулемета MG34, прицеливаясь в перископ. Между водителем и стрелком- радистом находилась коробка передач безваль- ного типа, обеспечивавшая 8 передач переднего и 4 заднего хода. В ее картере размещались многодисковый, работающий в масле главный фрикцион и тормоз. Танк оснастили дифференциальным механизмом поворота с двойным подводом мощности, который обеспечивал по два фиксированных радиуса поворота на каждой передаче и поворот на месте.

Немецкая САУ «Штурмтигер»

Боевое отделение с башней было посередине корпуса и отделялось от находящегося в корме моторного отделения броневой перегородкой. Башню выгнули из 80 – 82-мм броневого листа в виде подковы, с вертикальными стенками.

Перед наводчиком, сидевшим слева от пушки, и заряжающим (справа) в передней части стенок башни были узкие смотровые щели со стеклоблоками. Слева сзади на крыше помещалось цилиндрическая командирская башенка с люком и пятью смотровыми щелями, С июля 1943 года «Тигры» получили командирскую башенку – как на «Пантере», то есть сферической формы с 7 перископическими приборами наблюдения по периметру и с крышкой люка. Башенка имела круговой обод для крепления и перемещения зенитного пулемета. Спереди на стенках башни устанавливались по три гранатомета для постановки дымзавесы перед поврежденным танком.

88-мм пушка со стволом длиной 56 калибров в спарке с пулеметом (справа от пушки) монтировалась в броневой маске толщиной 110 мм. Боекомплект укладывали ниже погона башни по стенкам боевого отделения, рядом с водителем и подполиком башни. Унитарный патрон и полуавтоматика пушки обеспечивали боевую скорострельность не ниже 8 выстрелов в минуту. Поворот башни осуществлялся гидравлическим приводом, которым управлял, нажимая на педаль, наводчик. Привод горизонтальной наводки башни был дублирован для командира.

В моторном отделении стоял карбюраторный 12-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения. У машин первых выпусков – «Майбах» HL 210Р45 мощностью 650 л.с., а с мая 1943 года – более мощный «Майбах» HL 230Р30, как и на «Пантере».

«Тигр» был первым серийным немецким танком с 8 (на борт) тройными опорными катками, расположенными в шахматном порядке, которые дисками заходили между дисками соседних катков. Подвеска катков торсионная с гидравлическими амортизаторами на первых и последних. Ранее такая ходовая часть применялась немцами на полугусеничных бронетранспортерах и на арттягачах, то есть на легких машинах массой от 6 до 18 т. Ее изобретателем был инженер Г.Э.Книпкам (1885 – 1977). Такая система позволяла равномерно распределить массу танка по гусенице, заодно экономилась резина на бандажах. С января 1944 года перешли к каткам с внутренней, без бандажей амортизацией, как на «Пантере».

Прогрессивная трансмиссия с сервогидроприводами и торсионная подвеска многочисленных катков шахматного расположения делали «Тигр» легкоуправляемой машиной с плавным ходом, не требовавшей от водителя физических усилий. Освоить управление им было просто, водителя мог заменить любой член экипажа. Образно говоря, трансмиссия сама «вела» танк.

495 первых «Тигров» оснащались оборудованием для подводного вождения, позволявшим преодолевать по дну водные преграды глубиной 4 м и так называемым средством ближнего боя, предназначавшимся для поражения противника, попытавшегося взять «на абордаж» поврежденную машину. Оно состояло из 5 гранатометов, установленных по краям корпуса, выстреливавших осколочные гранаты вверх на 1,5 – 2 м. Там они взрывались, засыпая все 360 стальными шариками, подобно шрапнели.

Помимо линейных танков, были изготовлены 84 командирских. Размещение второй радиостанции в башне потребовало убрать спаренный пулемет и уменьшить боекомплект пушки до 66 выстрелов.

Для уничтожения фортификационных сооружений и ведения боя в городах 18 танков с августа по декабрь 1944 года переделали в штурмовые самоходные установки «Штурмтигер». Сохранив почти все от базовой машины, они вместо башни получили неподвижную рубку с наклонными броневыми листами. В ее лобовом цельном листе толщиной 150 мм, поставленном под углом 45°, в амбразуре, смещенной вправо от центральной линии, помещалось орудие – пусковая установка ракет RW61 калибра 380 мм, массой 345 кг (разрывной заряд – 125 кг) с дальностью стрельбы до 4600 м (по другим данным – 5600 м). Орудие имело угол возвышения 85 , и именно в таком состоянии «Штурмтигер» приближался к цели, чтобы снаряды и осколки не попали в огромное жерло и не повредили ракету или затвор. Боекомплект составлял 14 ракет, умноженных на стеллажах по обе стороны орудия. В лобовом листе справа от орудия была шаровая установка пулемета MG34, слева – смотровая щель механика-водителя. Стенки рубки имели толщину 80 мм и устанавливались под углом 30° к вертикали. Корму рубки защищала 80-мм броня.

Немецкий танк T-VIB «Королевский тигр»

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

tech.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *