Как устроен немецкий танк «Тигр»
Пожалуй, нет более одиозной машиной Второй мировой, чем Pz.Kpfw VI Ausf. H (а позже – Ausf. E). Этот танк стал символом немецкой инженерной мысли, и – в отличии от своего последователя – смог оказать влияние на ход боевых действий. Что говорить, если само имя «Тигр» было нарицательным для союзных танкистов!
Схема расположения узлов и механизмов Pz.Kpfw VI
Многие неоднократно писали об этом танке в разном контексте, но сегодня я решил остановиться на его внутренностях. В данном материале мы заглянем внутрь «Тигра», и увидим те условия, в которых приходилось служить пятерым немецким танкистам.
Экипаж немецкой машины состоял из пяти человек: механика-водителя, стрелка-радиста, наводчика, заряжающего и командира.
Наводчик
Перед глазами наводчика располагался визир бинокулярного прицела TZF-9. Ниже — органы наведения орудия
Оператор 88-мм орудия KwK 36, разработанного на основе одной из лучших зениток Второй мировой – FlaK 36 располагался слева от казенной части орудия. В его распоряжении были эффективные приборы наблюдения TZF-9b и TZF-9c. Последний имел переменную кратность от 2,5 – до 5, с полем зрения в 23 градуса. Вкупе с отличной настильностью, это позволяло вести огонь с больших дистанций.
Справа от наводчика за щитком находилась казенная часть орудия, а сзади — сидение командира
Заряжающий
Внутри немецкого танка «Тигр» История, Вторая мировая война, Танкостроение, Механика, Длиннопост
«Вид сверху на место заряжающего»
Справа от орудия расположился заряжающий орудия. Рядом с ним находится казенная часть пушки и спаренный пулемет. Правда, огонь с него может вести только наводчик – посредством ножной педали. Вес снарядов к основному орудию превышал 10 килограмм для бронебойных, и 7 – кумулятивных.
Заряжающий сидел спиной к спаренному пулемету MG-34. Для лучшей осведомленности, у него была своя смотровая амбразура для наблюдения за полем боя (как, впрочем, и у наводчика)
Вид на казенную часть, в которую заряжающий отправлял 10-килограммовые снаряды
Механик-водитель
Общий вид на место механика-водителя. Необычным был «классический» руль вместо рычагов, привычных для гусеничной техники. Снизу над педалями — кожух трансмиссии
Этот член экипажа располагался в передней части корпуса, за трансмиссией. Под педалью этого человека было управление 700-сильным мотором Maybach HL230, объемом в 23 литра. Элементы управления практически «автомобильные»: классическое рулевое колесо, и ключ зажигания. Помимо стандартных датчиков, есть сигнализатор систем пожаротушения, которая автоматически включалась при температуре в МТО свыше 120 градусов. Полуавтоматическая коробка передач была тоже от Maybach – 8 передач вперед, и 4 – назад.
Несмотря на то, что водитель был ближе расположен к фронту, его защищала 10-сантиметровая лобовая деталь
Вид на места водителя и радиста. Отсюда можно понять, что срез на руле сделан из-за стесненных объемов. К слову, такое же решение используется на болидах «Формулы-1
Стрелок-радист. Место стрелка-радиста. Перед ним — пулемет MG-34 в шаровой установке
Основным инструментом радиста был пулемет MG-34, установленный на шаровой установке в 100-мм лобовой плите, и радиостанций FuG-5. Она позволяла вести прием и передачу на расстоянии в 9,4 километра в режиме азбуки «Морзе», и до 7 – в режиме телефона.
Вид на командира, предположительно, с места заряжающего
Лидер экипажа располагался практически над наводчиком, в задней части башни. При закрытом люке наблюдение за полем боя производилось через перископическую панораму командира, окошки которой располагались в командирской башенке. На первых машинах была прямая комбашенка с откидным люком. Такая конструкция демаскировала машину, и увеличивала вероятность рикошета снаряда в люк командира. Позже от этого отказались. Новый люк получил толщину стенок в 10 сантиметров, и форму, способствующую рикошету вражеских снарядов. Кроме того, решили проблему люка, который теперь приподнимался и сдвигался.
На фото — командирская башенка поздних выпусков — без кожуха. Приборы наблюдения командира позволяли иметь максимальную осведомленность.
Источник
Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану ([email protected]) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано
Еще раз напомню, что посты теперь можно читать на канале в Яндекс.Дзене
и как обычно в инстаграме. Жмите на ссылки, подписывайтесь и комментируйте, если вопросы по делу, я всегда отвечаю.
Жми на кнопку, чтобы подписаться на «Как это сделано»!
kak-eto-sdelano.livejournal.com
Внутри танка Тигр — экипаж, командир, наводчик, радист, заряжающий, водитель — Танки Германии
Перед войной была тенденция размещать внутри танка, в башне танка двух человек — командира и стрелка, часто одновременно заряжавшего и обслуживавшего механизмы пушек; многочисленность стоящих перед ними задач наносила вред эффективности ведения боя.
Экипаж внутри Тигра
Танк «Тигр» продолжил установившуюся прогрессивную немецкую практику, идущую от танка T-III, — размещать внутри танка Тигр трех человек в башне, что давало возможность каждому члену экипажа сосредоточиться на выполнении своей важнейшей задачи.
Командир руководил танком и находил цели, наводчик определял положение целей в свой прицел и занимался ими; заряжающий был уверен, что правильно снаряженный — бронебойный или осколочно-фугасный — снаряд предназначен для выбранной цели. Если все было налажено, хорошо обученный экипаж «Тигра» делал танк еще более грозной боевой машиной.
Командир Тигра
Тот кто направляет машину в бой, определяет приоритет целей. Находился в левой задней части башни, у него была вращающаяся башенка, оборудованная смотровым устройством, что давало возможность наблюдать вокруг, даже когда танк был полностью задраен.
Радист
Находился в передней правой части корпуса танка, он также стрелял из пулемета, смонтированного на лобовом листе. Пулемет использовался против пехоты.
Водитель
Находился рядом с радистом слева. Задачей водителя было вести тяжелый танк плавно, как только можно. Водитель часто был самым опытным членом экипажа.
Наводчик
Сидящий слева в башне, впереди и ниже командира, наводчик контролировал перемещение башни и использовал башенный телескопический визир типа 9В или 9С, чтобы различать цели.
Заряжающий
Размещался справа в башне, он был ответственен за выбор и загрузку снаряда, соответствующего типу цели.
kriegs.ru
Внутри танка «Тигр»: starcom68 — LiveJournal
Дорога в плен…
Коллеги из группы Шталаг 372, несмотря на праздники, продолжают мониторить бейные торги на предмет новых интересных фотографий военнопленных РККА,…
Судьба «островского» танка КВ-2
После публикации новых фотографий подбитого КВ-2 в Острове из состава 1 тяжелого танкового батальона 6-го тп 3 тд коллега grinnols второй…
Как немецкие пропагандисты снимали бои на Жиздре
С октября прошлого года по настоящее время один продавец активно выкладывает лоты с фотографиями боев августа 1942 года в полосе наступления 2-ой…
Псковщина на фото из немецких альбомов. Часть 012019
Январские бейные лоты принесли достаточно много любопытных фотографий, которые можно привязать к конкретным географическим пунктам и событиям Великой…
Подбитые «тридцатьчетверки». Часть 012019.
Любопытные фотографии, отловленные псковским историком Михаилом Тухом в январских бейных лотах. Начнем с самого-самого. На этих фото немецкий…
Найдена уникальная деталь от БОТа на базе опытного танка Т-46
В голове открылся люк, ты не бойся это глюк. В продолжение предыдущей истории о находке уникальных деталей первого советского серийного танка МС-1…
Уникальная находка детали от танка МС-1
После моего недавнего поста о британских танках, которые использовались в Островском укрепрайоне «Линии Сталина», написал мне один…
Англичане на службе у «Линии Сталина»
Многие историки давно ломают голову, где были сделаны немцами фотографии этих британских танков Medium Tank Mk.II, или Виккерс 12 тонн, как его было…
О фигурных броневых кожухах на танках Т-34
История с помпезной доставкой из Лаоса чехословацких танков Т-34-85 уже сошла с передовиц лент новостей, однако она заставила повнимательнее…
starcom68.livejournal.com
Танк «Тигр» — Описание
Описание тяжелого танка «Тигр»
Компоновка танка Pz.Kpfw.VI «Тигр» представляла собой классический вариант с передним расположением трансмиссии. В передней части находилось отделение управления. В нем размещались коробка передач, механизм поворота, органы управления, радиостанция, курсовой пулемет, часть боекомплекта и рабочие места механика-водителя (слева) и стрелка-радиста (справа).
Нажмите для увеличения
Боевое отделение занимало среднюю часть танка. В башне устанавливались пушка и спаренный пулемет, приборы наблюдения и прицеливания, механизмы наводки и сиденья командира танка, наводчика и заряжающего. В корпусе в нишах, по стенкам и под поликом башни размещался боекомплект. На днище танка — гидропривод поворота башни. В моторном отделении располагался двигатель и все его системы, а также топливные баки. Моторное отделение отделялось от боевого перегородкой. Корпус танка собирался из броневых листов, соединенных в шип и сваренных двойным швом. Броня — катаная, хромомолибденовая, с поверхностной цементацией. Лобовой лист подбашенной коробки располагался под углом 8° к вертикали, верхний лобовой лист корпуса — под углом 77°, нижний — под углом 27°. Бортовые листы — вертикальные, кормовой лист наклонен под углом 8°.
В передней части крыши подбашенной коробки имелись люки-лазы механика-водителя и стрелка-радиста. Люки закрывались круглыми крышками, откидывающимися на петлях. В каждой крышке был смонтирован перископический прибор наблюдения. Между люками имелось вентиляционное отверстие, прикрытое броневым колпаком.
Компоновка танка «Тигр».
Нажмите, чтобы увеличить.
Кормовая часть корпуса делилась на три отсека внутренними водонепроницаемыми перегородками. Два крайних отсека при преодолении водных преград вброд могли заливаться водой; центральный, в котором располагался двигатель, был герметичным. Крайние отсеки закрывались сверху массивными литыми решетками. Две передние решетки служили для притока воздуха, охлаждающего радиаторы, а задние — для его отвода. Надмоторная часть закрывалась крышкой с вентиляционным отверстием, прикрытым броневым колпаком. В днище танка были предусмотрены люки для доступа к генератору и топливному насосу, к спускным кранам систем питания, охлаждения и смазки двигателя и спускной пробке картера коробки передач.
Panzerkampfwagen VI «Tiger I»
В СССР танк «Тигр» обозначали, как T-VI (T-6).
Танк «Tiger I»
Первые работы по созданию танка «Тигр» начались еще до начала Второй мировой войны — в 1937 году.
Вооружение.
Основное вооружение «Тигра» — пушка 8,8 cm KwK 36 калибра 88-мм, производившаяся заводом Wolf в Магдебурге. Ствол пушки имел длину 56 калибров — 4928-мм; вместе с дульным тормозом — 5316-мм. Масса пушки- 1310 кг. Вертикальная наводка — в пределах от — 6,5° до +17°. Предельная длина отката — 580-мм. Пушка уравновешивалась с помощью специального гидравлического устройства, расположенного под ее казенной частью. Боекомплект пушки состоял из 92 выстрелов, пулеметов — из 5100 патронов.
Тип снаряда | PzGp (бронебойный) |
(подкалиберный) |
HiGr |
Масса снаряда, кг | 10,16 | 7,5 | 7,65 |
Начальная скорость, м/с | 810 | 930 | 600 |
Бронепробиваемость, мм при угле встречи 0° на дистанции, м: | |||
500 | 111 | 156 | 90 |
1000 | 100 | 140 | 90 |
1500 | 92 | 125 | 90 |
2000 | 84 | 110 | 90 |
С пушкой был спарен 7,92-мм пулемет MG-34. Курсовой пулемет размещался в лобовом листе подбашенной коробки в шаровой установке. На командирской башенке позднего типа на специальном устройстве Fliegerbeschutzgerat 42 можно было установить зенитный пулемет MG-34.
Справочно: Номенклатура орудий
Во время Второй мировой войны немцы пользовались для обозначении калибра стрелкового оружия — пистолетов, винтовок и пулеметов — миллиметровой шкалой: например, 9-мм или 7,92-мм. К оружию более крупного калибра — пушки и минометы — применялась сантиметровая система обозначения — 7,5 см или, например, 8,8 см, тогда как в других странах — американская 75-мм М3 или русские 76,2-мм пушки — использовались миллиметры. Однако у британцев в том, что касается танковых и противотанковых орудий (как и некоторых артиллерийских стволов), за основу бралась масса отправляемого к цели снаряда в фунтах. Так, были, скажем, 2-, 6-и и 17-фунтовки, вместе с тем позднее возникла тенденция к маркировка по диаметру канала ствола в дюймах или же в миллиметрах. Термин «калибр» относится к стволу обычно (но не всегда и не везде) за минусом нарезки. Так, мы обозначаем средний пулемет калибра 7,92-мм МG-34 или пистолет Браунинга GР35 с 9-мм калибром «парабеллум». (Боеприпасы для стрелкового оружия обычно определяются не только калибром, но и длиной патрона — например, 7,92-мм х 57; или за счет дополнительного обозначения путем применения имени собственного, как те же «парабеллум» или АСР; существует много вариаций в рамках одного и того же калибра). В том, что касается стрелкового оружия, термин «калибр» однозначен и не имеет другого значения. В области же артиллерии — включая танковые и даже морские орудия — калибр служит еще и для измерения длины ствола пушки или гаубицы. (Американцы измеряют длину от тыльной части зарядной каморы до выхода из дула; немцы — от тыльной части затвора и до края ствола. В случае применения дульного тормоза таковой не учитывается в длине и в том, и в другом варианте.) Таким образом, пушка в 56 калибров (часто обозначаемая просто L/56) имеет ствол в 56 раз длиннее номинального значения его ширины. Применительно к 8,8-см пушке КwК 36L/56 это означает, что общая длина ствола (включая затвор) равна: 56 х 8,8-см, или 4,93 м. Боеприпасы винтовочного и пулеметного калибра существовали и существуют во многих видах, включая зажигательные и разрывные, хотя наиболее привычны пули в оболочке с твердым наконечником (JНР), в оболочке с мягким наконечником трассирующие и бронебойные (АР). Боеприпасы для противотанковых пушек и для собственно главного вооружения боевых бронированных машин представлены более широким ассортиментом. 8,8-см орудия «Тигров» стреляли боеприпасами следующих типов: бронебойными (АР), фугасными (НЕ) и кумулятивно-противотанковыми (НЕАТ). Самым распространенным из вариантов АР выступал Pzgr.39, представлявший собой 10,2-кг бронебойный снаряд с защитным и баллистическим колпачками и с взрывчатым веществом внутри, покидавший ствол КwK36 со скоростью 773 м/с. Выстрелы и снаряды АР обычно составляли до 50 процентов боеукладки «Тигра», остальная часть приходилась на фугасы, применявшиеся против небронированной техники и скоплений живой силы. Кумулятивный снаряд Gr.39HL, менее эффективный на малых расстояниях, но сохранявший высокие характеристики бронепробиваемости на больших дистанциях в виду его независимости от кинетической энергии, иногда вытеснял из боезапаса некоторый процент фугасов, хотя огонь им отличался меньшей меткостью, Pzgr.39 АРСВС обладал способностью пробить 120-мм броневой лист при угле встречи в 30 градусов на расстоянии 1000 м. |
Вероятность поражения цели 88-мм пушкой KwK 36
Дистанция, м | PzGr 39 | PzGr 40 | HiGr |
500 | 100 | 100 | 100 |
1000 | 100 | 99 | 94 |
1500 | 98 | 89 | 72 |
2000 | 87 | 71 | 52 |
2500 | 71 | 55 | |
3000 | 53 |
Танки «Тигр» первоначально оснащались бинокулярным телескопическим-ломающимся прицелом TZF 9а, а затем монокулярным TZF 9b. При изменении вертикального угла наведения вооружения изменялось и положение объективной части прицелов, окулярная же часть оставалась неподвижной, что обеспечивало работу с вооружением во всем диапазоне вертикального угла наведения без изменения положения наводчика. Эти прицелы имели 2,5-кратное увеличение и поле зрения 23°. Курсовой пулемет MG-34 имел 1,8-кратный телескопический прицел KZF 2.
Боеукладка.
«Тигр» обеспечивал возможность для хранения в нем 92 артиллерийских выстрелов калибра 88-мм, уложенных в 10 ящиках-держателях, или «чемоданах», в каждом из которых, в зависимости от места нахождения, помещалось 16, 6 или 4 выстрела. Во всех держателях выстрелы лежали горизонтально по оси. Готовый боезапас — 64 выстрела — хранился в четырех держателях по бортам корпуса; еще 16 находились в четырех ящиках на полу корпуса, куда также имелся доступ у заряжающего, но значительно более затрудненный, чем в случае с боеприпасами на бортах корпуса. И наконец, 12 выстрелов, которые преимущественно использовались для пополнения опустевших «чемоданов», лежали — шесть за местом механика-водителя и шесть под поворотной платформой башни. Последние оставались вне досягаемости, когда танк действовал в бою, но те шесть выстрелов, что хранились около сиденья механика-водителя, были доступны в случае, если пушка смотрела строго прямо вперед. При полных «чемоданах» боеприпасов в распоряжении заряжающего находилось не более 20 выстрелов, независимо от положения башни по отношению к корпусу. Само по себе заряжение представляло довольно нехитрое занятие, однако оно становилось все более трудным по мере того, как таяли боеприпасы, и заряжающему приходилось тянуться все дальше за новыми выстрелами; процесс еще осложнялся конструкцией лотков, в которых лежали выстрелы. Необходимо помнить, что целиком Рzgr.39 весил несколько больше 16 кг. В среднем на заряжание пушки уходило 6,4 секунды.
Боеукладка танка Тигр
Боекомплект пушки танка Тигр — 92-94 (~120 с 1945 года).
В полевых условиях «Тигры» снабжались также двумя, а иногда и четырьмя дополнительными ящиками, каждый из которых содержал семь выстрелов, что увеличивало емкость боеукладки до 106 или 120 выстрелов. Точно не установлено, производилась ли эта модернизация на батальонном уровне по собственной инициативе экипажей или же на то поступали какие-то распоряжения из Германии. Предпочтительным считалось распределение 50 X 50 — половина бронебойных выстрелов и половина фугасов. Рzgr.40 с вольфрамовым сердечником выдавались очень ограниченно из расчета от четырех до шести единиц на танк, и когда это делалось, подразумевалось резервирование их для особо трудных целей.
Двигатель и трансмиссия.
На танке устанавливались двигатели Maybach HL210P30 или Maybach HL230P45 (с 251-й машины). Двигатели 12-цилиндровые, V-образные (развал цилиндров — 60°), карбюраторные, четырехтактные мощностью 650 л.с. и 700 л.с. при 3000 об/мин соответственно. Диаметр цилиндра 125-мм и 130-мм. Ход поршня 145-мм. Степень сжатия 7(HL 210P30) и 6,8(HL 230P45). Рабочий объем 21 353 см2 и 23 095 см2. Сухая масса двигателей 1200-1300 кг. Следует подчеркнуть, что двигатель HL230P45 был практически идентичен двигателю HL 230РЗО танка «Пантера». Для повышения жесткости картер этого двигателя был выполнен из серого чугуна без разъема в плоскости коленчатого вала, то есть имел так называемую «туннельную» конструкцию.
Топливо-этилированный бензин с октановым числом не ниже 74. Емкость четырех бензобаков 534 л. Расход топлива на 100 км при движении по шоссе — 270 л, по бездорожью — 480 л. Подача топлива принудительная, с помощью четырех топливных насосов Solex. Карбюраторов — четыре, марки Solex 52FFJIID. Система охлаждения — жидкостная, с двумя радиаторами. По обеим сторонам двигателя располагались сдвоенные вентиляторы. В связи с изоляцией моторного отсека от воздухопритоков системы охлаждения на обоих двигателях был применен специальный обдув выхлопных коллекторов и генератора. Для ускорения прогрева охлаждающей жидкости в процессе запуска двигателя в холодное время года была предусмотрена возможность установки термостатов с обратным перепуском через закороченный контур. Трансмиссия состояла из карданной передачи, коробки передач со встроенным главным фрикционом, механизма поворота, бортовых передач и дисковых тормозов.
Немецкий танк «Тигр»
С августа 1943 года внешние вертикальные поверхности корпуса и башни «Тигров» покрывали керамическим составом циммерит, затрудняющим примагничивание к корпусу магнитных мин. От покрытия Zimmerit отказались только на «Тиграх» самого позднего выпуска.
Коробка передач Maybach OLVAR OG(B) 40 12 16А продукции завода Zahnradfabrik в Фридрихсхафене — безвальная, с продольным расположением осей, восьмиступенчатая, с постоянным зацеплением шестерен, с центральным синхронизатором и индивидуальными тормозами, с полуавтоматическим управлением. Коробка обеспечивала 8 передач вперед и 4 назад. Ее особенностью являлось отсутствие общих валов для нескольких шестерен, каждая шестерня монтировалась на отдельных подшипниках. Коробка снабжалась автоматическим гидравлическим сервоприводом. Для переключения передач было достаточно перевести рычажок, не выжимая педали главного фрикциона. Сервопривод автоматически, без участия водителя, выключал главный фрикцион и ранее включенную передачу, производил синхронизацию угловых скоростей включаемых зубчатых муфт, включал новую передачу, а затем плавно включал и главный фрикцион.
В случае порчи гидравлической аппаратуры переключение шестерен и выключение главного фрикциона можно было производить механическим путем. Система смазки шестерен — струйная, с подачей масла в место зацепления при сухом картере. Картер коробки передач центрировался и жестко соединялся с картером механизма поворота, образуя двухпоточный механизм передач и поворота. Последний крепился в носовой части корпуса танка, причем в расточку передней части картера запрессовывалось резиновое кольцо опорной балки, жестко закрепленной в броневом корпусе. Многодисковый главный фрикцион с трением рабочих поверхностей в масле был конструктивно встроен в коробку передач, так же как и стояночный тормоз.
Фрикционно-шестеренчатый механизм поворота с двойным подводом мощности обеспечивал танку по два фиксированных радиуса поворота на каждой передаче. При этом максимальный радиус составлял 165 м, минимальный — 3,44 м. Более крутые повороты при включенной передаче, в том числе вокруг отстающей гусеницы, трансмиссией танка не обеспечивались. При нейтральном положении коробки передач был возможен поворот вокруг центра тяжести танка движением забегающей гусеницы вперед и отстающей назад с радиусом В/2. Бортовые передачи — двухрядные, комбинированные, с разгруженным ведомым валом. Механические дисковые тормоза были разработаны инженером Клауе и изготовлены фирмой Argus.
Танк Германии «Тигр»
Подвеска «Тигра» — индивидуальная торсионная, «шахматное» расположение катков в четыре ряда, восемь на борт.
Ходовая часть
танка применительно к одному борту состояла из 24 опорных катков, расположенных в шахматном порядке в четыре ряда. Опорные катки размером 800х95-мм у первых 799 танков имели резиновые бандажи; у всех последующих — внутреннюю амортизацию и стальные бандажи. Конструкцию ходовой части разработал советник имперского управления вооружений инженер Г. Книпкамп — активный участник проектирования целого ряда германских бронированных машин. Подвеска — индивидуальная, торсионная, одновальная. Балансиры передних и задних опорных катков снабжались гидравлическими амортизаторами, размещенными внутри корпуса. Ведущие колеса переднего расположения имели два съемных зубчатых венца по 20 зубьев каждый. Зацепление цевочное. Направляющие колеса-литые, с металлическими бандажами и кривошипным механизмом натяжения гусениц. Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, из 96 двухгребневых траков каждая. Ширина гусеницы 725-мм, шаг трака 130-мм.
Электрооборудование.
Электрооборудование было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение 12В. Источники: генератор Bosch GULN 1000/12-1000 мощностью 0,7 кВт, два аккумулятора Bosch емкостью 150 Ач. Потребители: электростартер Bosch BPD6/24 мощностью 4,4 кВт,система зажигания, башенный вентилятор, контрольные приборы, подсветка прицелов, приборы звуковой и световой сигнализации,аппаратура внутреннего и внешнего освещения, звуковой сигнал, спуски пушки и пулеметов.
Средства связи.
Все танки «Тигр» оснащались радиостанцией Fu5, имевшей дальность действия 6,4 км телефоном и 9,4 км телеграфом.
Специальное оборудование.
Система пожаротушения — автоматическая, с порогом срабатывания 120°С. Сигнализация была выведена на панель приборов механика-водителя.
Специально для танков «Тигр» была создана новая тактическая единица — тяжелый танковый батальон (schwere Panzerabteilung — sPzAbt), представлявший собой отдельную воинскую часть, которая могла действовать как самостоятельно, так и придаваться другим частям или соединениям вермахта. Танки Pz. Kpfw. VI «Тигр» поступали на вооружение отдельных тяжелых танковых батальонов и танковых полков некоторых танковых дивизий. По нескольку экземпляров таких танков использовалось также в вооруженных силах Венгрии и Италии. По состоянию на 1 марта 1945 года фронтовые части вермахта и войск СС имели в своем составе 142 танка Pz. Kpfw. VI Ausf. E (включая 31 командирский танк). В армии резерва числились еще 43 машины, из них 5 — учебные.
Танк «Тигр» в наши дни
Высокая степень броневой защиты танка «Тигр-I» обеспечивала высокие шансы экипажа на выживание в бою.
pro-tank.ru
Танки Тигр
Техническое описание.
Корпус танка Pz.Kpfw. VI Tiger Ausf. h2 внутри разделен на три части:
отделение управления,
боевое отделение и
моторное отделение.
Танк «Тигр». Отделение управления.
В отделении управления находятся места механика-водителя и помощника механика-водителя (фактически — стрелка-радиста), разделенные трансмиссией. Здесь же установлены рулевое колесо с гидроусилителем, рычаги управления (используются как аварийный орган управления и стояночный тормоз), стандартное радиооборудование, наблюдательные приборы, курсовая пулеметная установка. В крыше отделения управления имеется два верхних люка.
Место механика-водителя находился слева от продольной оси танка. Справа от сиденья, над трансмиссией, расположена панель приборов. На приборной панели установлены:
- указатель числа оборотов вала двигателя. максимальное значение шкалы 3500 об/мин. Диапазон шкалы от 1300 до 2500 об/мин окрашен в зеленый цвет (нормальная частота вращения вала), диапазон шкалы от 3000 до 3500 об/мин окрашен в красный цвет (аварийная частота вращения вала)
- термометр, указывающий температуру воды в радиаторе, диапазон шкалы — от 40 до 120 град.С
- указатель давления масла, прокалиброван до 12 атм
- спидометр, прокалиброван до 100 км/ч. В спидометр встроен счетчик километража
- аварийная лампочка пожарной сигнализации моторного отделения
Слева от механика-водителя на уровне рычага наблюдательного прибора установлен электрический гирополукомпас, помогающий выдерживать направление движения.
Основные органы управления танком «Тигр» — рулевое колесо и педали (газ, сцепление, тормоза). Перед сиденьем справа установлен рычаг переключения передач и рычаг стояночного тормоза (слева — рычаг вспомогательного стояночного тормоза). За сиденьем с обоих сторон — аварийные рычаги управления.
Перед сиденьем, ниже рулевого колеса, в нижней части смотрового блока расположен переключатель зажигания. Непосредственно над зажиганием нахо-
дится ручной штурвальчик привода заслонки смотрового прибора.
Центральная часть отделения управления занята полуавтоматической трансмиссией Майбах OLVAR OG(B) 40 12 16 А. Трансмиссия обеспечивает восемь передач переднего хода и четыре заднего. Трансмиссия снабжена гидравлическим преселектором. Передачи обеспечивают движение на следующих скоростях:
- 1-я передача переднего хода — 3 км/ч
- 2-я передача переднего хода — 4,5 км/ч
- 3-я передача переднего хода — 6 км/ч
- 4-я передача переднего хода — 9 км/ч
- 5-я передача переднего хода — 14 км/ч
- 6-я передача переднего хода — 21 км/ч
- 7-я передача переднего хода — 31 км/ч
- 8-я передача переднего хода — 45 км/ч
Четыре передачи заднего хода соответствуют четырем первым передачам переднего хода, но обеспечивают чуть меньшую скорость движения. Двухступенчатый регенеративный механизм управления с гидроусилителем L600C (па некоторых танках H&S L801) обеспечивает управление танком но курсу. Основной орган управления — рулевое колесо. Вращение колеса передается на два многодисковых сцепления, регулирующих вращение ведущих колес. В аварийном режиме управление по курсу осуществляется рычагами. Аварийный режим возможен только при движении с небольшой скоростью. После выключения двигателя рычаги управления часто использовались как стояночные тормоза.
Каждое многодисковое сцепление оборудовано механическими тормозами Аргус. Привод тормозов — от педали или тормозного рычага. В лобовом бронелисте надстройки корпуса имеются проемы под смотровые приборы механика-водителя. Самый большой проем прямоугольной формы закрывается сдвижным (в вертикальной плоскости) бронещитком толщиной 100 мм. Щиток сдвигается по двум вертикальным направляющим, привод — от ручного штурвальчика, установленного внутри отделения управления. В проеме установлен толстый блок из бронестекла. Блок герметизирован резиновой прокладкой. С наружной стороны имеются дефлекторы для отражения бронебойных пуль. Вертикальными дефлекторами служат направляющие сдвижного щитка, еще один горизонтальный дефлектор установлен внизу, функции верхнего горизонтального дефлектора выполняет небольшой козырек, также предохраняющий смотровой блок от заливания водой во время дождя.
При опущенном бронещитке остаются открытыми два небольших отверстия, которые позволяют механику-водителю использовать эпископ KKF-2.
Дополнительно у механика-водителя установлен еще один неподвижный наблюдательный прибор, эпископ, в крышке верхнего люка. Оптическая ось прибора развернута на 30 град, влево от продольной оси корпуса танка. От повреждений эпископ защищает П-образная скоба из стальной полосы толщиной 15 мм. Многие механики-водители считали, что установленного в крышке люка эпископа вполне достаточно для наблюдения за местностью при закрытом бронещитке. На многих снимках «Тигров» военного времени хорошо видно, что отверстия под эпископ KKF-2 заварены.
Сиденье механика-водителя регулируется по высоте и может двигаться взад-вперед.
Верхние люки диаметром 483 мм приподнимаются и сдвигаются в сторону, влево — люк механика-водителя, вправо — люк стрелка-радиста. Крышки снабжены пружинным механизмом, облегчающим их открывание и снижающим вероятность защемления пальцев рук или ног (смотря чем открывать). С оборотной стороны крышек имеются запорные механизмы. Вращением центральной рукоятки люк запирается тремя стальными скобами. Люки снабжены толстыми резиновыми прокладки, в закрытом положении верхние люки водонепроницаемы. Люк стрелка-радиста является зеркальным отображением люка механика-водителя.
Вентилятор отделения управления установлен на крыше между верхними люками стрелка-радиста и механика-водителя над кожухом трансмиссии и защищен бронеколпаком.
За сиденьем механика-водителя находится боеукладка на шесть снарядов к пушке.
Рядом с сиденьем стрелка радиста установлены блоки радиостанции FuG-5. Радиооборудование включает передатчик S.c. 10 мощностью 10 Вт и приемник Ukw.E.e. Диапазон работы радиостанции — от 27,2 до 33,3 МГц. Радиостанция обеспечивает устойчивую двустороннюю связь в радиусе до 6,4 км в телефонном режиме и до 9,4 км в режиме азбуки Морзе. Радиостанция запитана от 12-вольтовой аккумуляторной батареи, смонтированной в коробе размером 312 х 197 х 176 мм. Короб для аккумулятора установлен на одной раме с приемником и передатчиком. Радиостанция комплектуется стандартной 2-метровой штыревой антенной StbAt 2m. Антенный ввод расположен в правом заднем углу крыши боевого отделения.
Все члены экипажа имеют ларингофоны и головные телефоны, подключенные к танковому переговорному устройству. В бою внутренняя переговорная система оказалась очень уязвимой, поэтому в некоторых подразделениях экспериментировали с мотажом на танках световой сигнальной системы, которая позволяла командиру передавать механику-водителю простые команды при выходе из строя интеркома.
Перед креслом стрелка-радиста в лобовом бронелисте надстройки корпуса имеется круглое отверстие под шаровую установку Kugelblende-100 курсового пулемета MG-34. Танковый вариант KwMG-34 известнейшего пулемета периода второй мировой войны имел ленточное питание, предусматривалась возможность демонтажа пулемета и ведения из него стрельбы с двух сошек или с трехсошннкового станка вне ганка. Танковый вариант пулемета снабжался пластиковым прикладом, который чаше всего снимали, чтобы уменьшить длину казенной части для увеличения свободного объема внутри танка.
С орудием спарен пулемет такого же типа, как и установленный у стрелка-радиста. Спаренный пулемет можно снимать для ведения стрельбы вне танка. Сошки к обоим пулеметам хранятся внутри танка. Основное отличие танкового варианта пулемета MG-34 от пехотного -кожух ствола. У пехотного пулемета кожух ствола выполнен с круглой перфорацией, у танкового — с продольными щелями. Кроме того на танковом пулемете нет крепления для сошек в районе дульного среза. Пулемет KwMG-34 вставляется в шаровую установку Kugelblende-100 изнутри, узлы крепления сошек мешали бы поставить пулемет на место или наоборот, снимать его. Крепления для сошек устанавливаются на пулемет после снятия его с танка.
Установка Kugelblende-100 (100 -толщина маски в мм) обеспечивает углы обстрела по вертикали от -10 град, до + 15 град, по горизонтали +/- 5 град. Помимо пулемета в установке смонтирован оптический прицел KZF-2 с 1,8-кратным увеличением. Прицел смонтирован рядом с пулеметом. Казенная часть пулемета сбалансирована спиральной пружиной, одним концом закрепленной на внутренней поверхности крыши отделения управления, другим -на пулемете. Установка Kugelblende-100 снабжена полусферическим головным упором. В крышке верхнего люка стрелка-радиста установлен такой же эпископ, как и в крышке люка механика-водителя, но развернутый на 30 град, вправо от продольной оси танка. Показания приборов механика-водителя стрелок-радист имеет возможность контролировать посредством зеркала.
К курсовому пулемету полагаются два запасных ствола, которые хранятся в стандартном металлическом контейнере на полу справа от сиденья стрелка-радиста. В отличие от металлических контейнеров для лент пехотных пулеметов (рассчитан на 600 патронов), лента к танковому пулемету хранится в матерчатом мешке с металлическим верхом, мешок закрывается металлической крышкой на клипсах. В каждом мешке находится три ленты по 150 патронов. Использованные ленты и пустые мешки полагается выбрасывать из танка, во избежание заклинивания ими механизмов или органов управления. Рядом с местом стрелка-радиста можно разместить 13 мешков, 1950 патронов калибра 7,92 мм. Кроме того, здесь же находится «пехотная» металлическая коробка, предназначенная для стрельбы из пулемета вне танка. Как правило, на танках имелся один контейнер с запасными частями сразу к двум пулеметам, но два комплекта инструментов Ersatz-teilmappe в кожаных чехлах. Такие чехлы пулеметчики-пехотинцы носили на поясных ремнях. В комплект к пулемету входят также асбестовые тряпочки, с помощью которых снимается нагретый при стрельбе ствол при его замене. К каждому пулемету прилагается зенитный прицел и сошки для использования оружия вне танка.
Танк «Тигр». Боевое отделение.
Боевое отделение занимает центральную часть корпуса, от моторного отделения оно отделено противопожарной перегородкой, от отделения управления — стальным арочным экраном. Под фальшполом боевого отделения проходит вал, соединяющий двигатель и трансмиссию. Укладка боекомплекта к 88-мм орудию расположена по бортам корпуса и под фальшполом. По бортам расположены укладки на 16 снарядов каждая, шесть снарядов размещено под полом боевого отделения. От соединительного вала отбирается мощность, которая передается на гидропривод разворота башни. На передней стенке боевого отделения, за местом стрелка-радиста, крепятся контейнер с запасными стволами и аксессуары для спаренного с пушкой пулемета MG-34. Боекомплект к спаренному пулемету хранится на противопожарной перегородке -16 мешков по 150 патронов. 2400 патронов калибра 7,92 мм.
Танк «Тигр». Моторное отделение.
Кормовую часть корпуса занимает моторное отделение с основным двигателем и вспомогательными механизмами, топливными баками, стартером, воздуховодами, топливными и масляными магистралями. На первых 250 «Тиграх» устанавливались двигатели Майбах HL-210Н-30, на остальных — Майбах HL-210H-45. Первые 495 «Тигров» комплектовались воздуховодами для подводного вождения.
Корпус танка впервые в германском танкостроении имеет переменную ширину. Ширина нижней части собственно и есть ширина корпуса. Верхнюю часть пришлось расширить за счет надгусеничных спонсонов для размещения башни с диаметром погона 1850 мм -минимальный диаметр погона, позволяющий установить в башню орудие калибра 88 мм. Размер опорной бронеплиты пола корпуса 4820 х 2100 мм, толщина плиты 26 мм. Толщина бортовых бронеилит варьируется: борта верхней части корпуса 80 мм, корма 80 мм, лоб -100 мм. Толщина бортов нижней части корпуса уменьшена до 63 мм, так как здесь роль дополнительной защиты выполняют опорные катки. Большинство бронелистов корпуса соединяются под прямым углом.
Таким образом, почти все поверхности корпуса «Тигра» или параллельны или перпендикулярны грунту. Исключение составляют верхний и нижний лобовые бронелисты. Лобовой 100-мм бронелист, в котором установлен курсовой пулемет и наблюдательный прибор механика-водителя почти вертикален — его наклон составляет 80 град, к линии горизонта. Верхний лобовой бронелист толщиной 63 мм установлен почти горизонтально — с углом наклона 10 град. Нижний лобовой бронелист толщиной 100 мм имеет обратный наклон в 66 град.
Стыкуются бронелисты методом «ласточкин хвост» («торговая марка» германских танков), соединяются сваркой.
Стык башни и корпуса ничем не прикрыт — одно из наиболее уязвимых мест «Тигра», которое постоянно подвергалось критике. Толщина крыши корпуса — 30 мм — контрастирует с толстой лобовой броней. По мнению многих танкистов, толщина крыши была явно недостаточной. Многие «Тигры» были потеряны только потому, что осколками снарядов клинило башню. Нa «Тиграх» поздних выпусков для защиты стыка башни и корпуса монтировалось бронекольцо.
В целом бронирование «Тигра» обеспечивало высочайший для своего времени уровень защищенности. С целью повышения боевого духа экипажей тяжелых танков, в учебный центр в Падерборн с Восточного фронта доставили машину обер-лейтенанта Цабеля из 1-й роты 503-го тяжелого танкового батальона. За два дня боев под Ростовом в составе боевой группы «Зандер» танк Цабеля получил 227 прямых попаданий 14,5-мм пуль противотанковых ружей. 14 попаданий снарядами калибра 45 и 57 мм и 11 попаданий снарядами калибра 76.2 мм. Выдержав такое количество попаданий, танк сумел своим ходом совершить 60-км марш в тыл на ремонт.
Качество брони высоко оценили англичане, изучавшие трофейный «Тигр». Но мнению британских экспертов эквивалентная по снарядостойкости английская броня будет толще брони «Тигра» на 10-20 мм.
С августа 1943 г. внешние вертикальные поверхности корпуса и башни танка стали покрывать керамическим составом Zimmerit, не дававшим приставать к бронегранатам, оснащенным магнитами. История с циммеритом — еще один анекдот, не уступающий но глубине мысли «железнодорожной» эпопеи «Тигра». Кроме немцев, никто даже не собирался применять в боевых действиях гранаты с магнитным держателем! Нанесение циммерита увеличивало срок изготовления танка на шесть дней. Шесть лишних дней увеличивали вероятность того, что беспомощный танк разбомбит авиация союзников. На фронте же циммеритное покрытие не давало решительно никаких преимуществ. От антимагнитного покрытия отказались только на «Тиграх» самого позднего выпуска.
Более реальным способом увеличить защищенность танка стала навеска на броню запасных гусеничных траков. Траки монтировались как на корпусе, так и по бортам башни. Впервые запасные траки в качестве своего рода накладной брони были использованы в период боев в Тунисе на «Тиграх» из 501-го тяжелого танкового батальона. Траки крепились к нижним частям кормы и лба корпуса, еще по три трака крепилось на лобовом бронелисте надстройки с внешних сторон от курсовой пулеметной установки и oт смотрового прибора механика-водителя. На некоторых танках держатели для траков наваривались на бронелист еще и между курсовым пулеметом и смотровым прибором механика-водителя. Траки от гусеницы «Тигра» в этом случае не годились — слишком широкие, использовались узкие траки от гусениц танка Pz.Kpfw.IV. Использование траков от «четверки» лишний раз говорит о том, что траки выполняли именно роль дополнительной брони и не были «запасными гусеничными траками». Позже африканский опыт был широко применен на Восточном фронте.
Нижний лобовой бронелист корпуса защищался траками также, как и на танках Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV. Стальной стержень своими концами приваривался между буксировочными крюками. В пространство между бронелистом и корпусом укладывались траки. Обычно здесь размещалось 12 траков, две «связки» по шесть траков.
Первые «Тигры» не имели бортовых надгусеничных крыльев и подкрылков. Это хорошо видно на снимках прототипов и машин, захваченный Красной Армией под Ленинградом. На «Тиграх» 501-го тяжелого танкового батальона всегда имелись крылья и подкрылки и закрепленными вблизи обрезов резиновыми фартуками. На предсерийных машинах, первыми попавшими на Восточный фронт, стояли узкие передние подкрылки, как на прототипе VK3601(H). Первые серийные танки получили широкие подкрылки. состоявшие из двух частей: неподвижной по ширине транспортных гусениц и откидной. Откидная часть крепилась на петлях вдоль неподвижной. С откинутой частью ширина подкрылка равнялась ширине боевой гусеницы.
На «Тиграх» из 501-го тяжелого танкового батальона устанавливались подкрылки иного типа. Весь подкрылок мог откидываться вверх вдоль корпуса тапка. Судя по фотографиям такие передние подкрылки были только на «Тиграх» из s.Pz.Abt. 501.
Вдоль нижней кромки внешней поверхности надгусеничных ниш крепились крылья, состоявшие из четырех сегментов. Крылья полностью перекрывали по ширине боевые гусеницы. Совершенно новые «Тигры» имели еще и резиновые бортовые экраны, закрепленные на крыльях. Скорее всего эти экраны или быстро терялись, или снимались экипажами — снимков с фронта, на которых можно было обнаружить «Тигр» с бортовыми экранами, известно совсем немного.
В передней части корпусов раннего выпуска монтировалось две щелевых фары Бош. Сначала фары устанавливались на крыше корпуса, по углам в ее передней части. Позже в этих местах стали монтировать пусковые устройства для S-мин, а кронштейны фар перенесли на лобовой бронелист корпуса. Фары часто и быстро повреждались осколками снарядов, пулями, а также при преодолении танком искусственных и естественных препятствий. С середины 1943 г. на танки ставили только одну фару — на крыше отделения управления по центру корпуса под стволом орудия. Точно так же фары ставились на более поздних танках Pz.Kpfw. VI Ausf. В Tiger II. Тем не менее, существует масса снимков, на которых запечатлены танки «Тигр», вообще не имеющие фар.
tanki-tiger.narod.ru
Трофейный танк «Тигр» / Назад в СССР / Back in USSR
Как трофейные «Тигры» изучали в СССР и какие выводы были сделаны по итогам этого изученияНемецкий тяжелый танк Pz.Kpfw. Tiger Ausf.E оставил очень заметный след в мировом танкостроении. Хотя своей славой он отчасти обязан пропаганде и многочисленным мемуарам, вплоть до весны 1944 года «Тигр» действительно практически не имел достойных конкурентов на поле боя среди танков союзников по Антигитлеровской коалиции. Неудивительно, что эта машина после захвата первых экземпляров подверглась тщательному изучению в СССР, США и Великобритании. В этой статье рассказывается о том, как «Тигры» изучали в СССР и какие выводы были сделаны по итогам этого изучения. Также в материале поднимается тема применения этих тяжелых танков в Красной армии.
Презент из-под ЛенинградаВпервые немецкие танки пошли в бой 29 августа 1942 года в ходе Синявинской операции. Это были машины 502-го тяжелого танкового батальона. Боевой дебют тяжелых танков оказался далеко не самым удачным. Болотистая местность подо Мгой, где действовал батальон, отнюдь не являлась идеальным местом для этих машин. Любопытно, что неподалеку от места дебюта 502-го тяжелого танкового батальона действовал еще один тяжелый танковый батальон с таким же номером. Речь идет о советском 502-м тяжелом огнеметном батальоне, который был оснащен огнеметными танками КВ-8. Для того, чтобы эти батальоны сошлись друг против друга, не хватило считанных километров. Красноармейцы изучают захваченный немецкий тяжелый танк. 18 января 1943 года
Боевой дебют новейших немецких танков прошёл для руководства Красной армии незамеченным. Впервые о немецких танках Pz.Kpfw.VI в Главном автобронетанковом управлении Красной армии (ГАБТУ КА) узнали осенью 1942 года, причем получили эту информацию через англичан. 9 ноября 1942 года Британской военной миссией в СССР была передана информация о новых образцах немецких танков и самоходных установок. Среди полученных сведений был и немецкий список новых образцов бронетехники, захваченный англичанами в Северной Африке. В документе, датированном 7 октября 1942 года, упоминались такие машины, как VK 9.01 (Pz.Kpfw.II Ausf.G), Pz.Kpfw.I Ausf.C, а также VK 16.01 (Pz.Kpfw.II Ausf.J).
Наконец, в списке присутствовал и индекс Pz.Kpfw.VI. Что это за танк, англичане не знали, поэтому просили ГАБТУ КА поделиться любой имеющейся информацией. Единственное, о чем англичане догадывались – так это о том, что танк с таким индексом будет явно тяжелее Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV. Впрочем, долго союзникам искать информацию в Африке не пришлось: уже в конце ноября 1942 года в Тунис прибыл 501-й тяжелый танковый батальон. Первыми, кто попал под огонь немецких тяжелых танков, оказались американцы.
Судя по лежащему рядом бандажу, проблемы у него имелись не только с силовой установкой
После далеко не самого удачного дебюта подо Мгой активность 502-го танкового батальона на некоторое время сошла на нет. Вновь в бой батальон был введен 13 января 1943 года. За день до того началась операция «Искра», целью которой был прорыв блокады Ленинграда. Первые боевые потери батальон понёс 17 января: не повезло машинам с серийными номерами 250003 и 250006, одна из которых застряла, а вторая получила попадание в башню. Также у второй машины вышла из строя трансмиссия. Оба танка подорвали.
Стоит отметить, что 502-й тяжелый танковый батальон состоял далеко не из одних «Тигров»: треть матчасти составляли Pz.Kpfw.III Ausf.L, примерно столько же было Pz.Kpfw.III Ausf.N. В районе Рабочего поселка №5 окопались 4 Pz.Kpfw.III из состава 1-й роты батальона. Их противниками оказались, в том числе, Т-60 из состава 61-й танковой бригады. Эта бригада была полностью укомплектована Т-60, выпущенными заводом №37. В ходе боев в бригаду передавались и танки Т-70, но непосредственно в описываемых событиях они участия не принимали. Также в составе бригады имелся бронебатальон на бронеавтомобилях БА-10, который штурмовал Шлиссельбург.
Хорошо виден камуфляж, а также нанесенный на забашенный ящик знак батальона — слон
Понимая, что ситуация вокруг Рабочего поселка №5 накаляется, командование батальона 17 января отправило в помощь один Pz.Kpfw.III и два Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E (последние, впрочем, подошли позже). Получив подкрепление, немцы решили провести разведку боем. Рано утром 18 января три Pz.Kpfw.III вместе с пехотой снялись с позиций. Судьбе было угодно, чтобы у командования советской 61-й танковой бригады в это же время также возникла идея провести разведку боем. Отряд лыжников поддерживал танк Т-60 под командованием лейтенанта Л.И. Осатюка. Примерно в 7:30 утра произошла неожиданная встреча. Разумеется, с немецкими Pz.Kpfw.III лёгкий Т-60 ничего сделать не мог, так что Осатюк скомандовал механику-водителю, старшине И.М. Макаренкову:
«Ваня, танцуй!»
Виртуозно управляя танком, Макаренков уходил от погони. Вдвоем с Осатюком они заманили немецкие танки на позиции противотанковой батареи. В результате два Pz.Kpfw.III были уничтожены, а третий хоть и ушел, но недалеко. Этот эпизод стал первым в серии неудач, которые преследовали немцев в Рабочем поселке №5. Избавившись от преследователей, Осатюк открыл огонь по вражеской пехоте, а затем последовала советская атака. В ее ходе пять Т-60 было подбито и один сгорел. Но соседние бригады поддержали наступление, немцы в связи с этим были вынуждены оголить линию обороны и потерпели поражение. Рабочий поселок №5 к 12:00 18 января был взят.Судя по всему, танк пытались буксировать, но стремительное наступление Красной армии не позволило провести эвакуацию
В руках красноармейцев оказался брошенный Pz.Kpfw. Tiger Ausf.E с башенным номером 121 и серийным номером 250004. Согласно немецким данным, у него сломался двигатель и вышел из строя радиатор. Судя по советскому описанию, немецкая информация близка к истине. В момент захвата танк находился в ремонте.
И это был не финал в череде неприятностей 502-го танкового батальона. Не зная, что Рабочий поселок №5 захвачен, к нему выдвинулся командирский танк с башенным номером 100 и серийным номером 250009. Немного не доезжая поселка, танк свернул с дороги и угодил в торфяную разработку. Экипаж покинул машину и пошел в сторону поселка. Поняв, что впереди совсем не немцы, экипаж танка ретировался. Так Красная армия заполучила два «Тигра», один из которых немцы сломали, а второй и вовсе потеряли невредимым. Вместе с танками красноармейцам достались еще и документы, включая краткую инструкцию и путевой лист.
Страшный противник
Итогом операции «Искра» стал прорыв немецкой обороны. Успех был относительно скромным, но позволил снабжать осажденный город не только по Дороге жизни, но и по земле. Уже 7 февраля в Ленинград прибыл первый эшелон. Успехи Красной армии самым прямым образом отразились и на судьбе трофейных немецких танков. Благодаря пробитому в немецкой обороне коридору их удалось перевезти на «Большую землю». Изучение танков, впрочем, началось практически сразу после захвата. Уже к концу января было подготовлено краткое техническое описание. Параллельно были переведены документы, захваченные вместе с танками. Из-за спешки и отсутствия точных данных описание получилось далеко не идеальным. Например, боевой вес танка был указан в районе 75–80 тонн, что значительно больше реального. Неверной оказалась и оценка толщины брони.«Тигр» с башенным номером 121 на НИБТ Полигоне, апрель 1943 года
Первоначально в переписке захваченные танки фигурировали как «трофейные танки тип «ХЕНШЕЛ», позже их стали называть Т-VI. Стоит отметить, что в руках частей Ленинградского фронта оказались ещё как минимум два таких танка. Помимо машины с башенным номером 100, в переписке указываются еще две. Одна из них была захвачена полностью сгоревшей, а вторая – подбитой и частично сгоревшей. Этот танк послужил «донором» для ремонта танка №100, также из него вырезали куски брони для испытаний. Машину с башенным номером 100 отправили на НИБТ Полигон в Кубинку, но случилось это уже позже. Первым в Кубинку был направлен танк с башенным номером 121.
Она же на виде справа, зимний камуфляж смыт
Прибывшие танки вызвали очень большой интерес. К тому моменту «Тигры» весьма активно использовались немцами и на Советско-германском фронте, и в Северной Африке. Впервые эти машины по-настоящему массово использовались в ходе сражения за Харьков, внеся существенный вклад в поражении Красной армии на этом участке фронта. Примерно в это же время «Тигры» сражались в Тунисе против американских и английских войск, нанося им серьёзные потери. Стоит отметить, что англичане достаточно оперативно снабжали советскую сторону информацией о новом немецком танке. В частности, 5 апреля 1943 года советской стороной была получена сводка об обстреле «германского танка MK VI» 6-фунтовой противотанковой пушкой. Обстрел был проведен в конце марта. На дистанции 300 ярдов (274,3 метра) из 10 снарядов, выпущенных по лобовой плите корпуса, 5 пробили ее насквозь.
Башенный номер стал хорошо читаться только после смытия камуфляжа
К апрелю 1943 года танки с башенными номерами 100 и 121 уже находились на НИБТ Полигоне. Одну машину было решено испытать обстрелом, а вторую — использовать для испытаний обстрелом брони советских танков. Повезло сохраниться в целом состоянии танку с башенным номером 100. Что же касается танка с башенным номером 121, то его разукомплектовали и к 25 апреля подготовили для испытаний обстрелом.
На лобовом листе корпуса виден значок 502-го тяжелого танкового батальона
Испытания проводились в период с 25 по 30 апреля 1943 года. Всего в обстреле участвовало 13 артиллерийских систем, 5 противотанковых ружей, противотанковая граната КБ-30, 2 типа противотанковых мин, а также 37-мм авиационная пушка, установленная на ЛАГГ-3. Стоит сразу отметить, что из всех этих орудий три (107-мм пушка М-60, 122-мм гаубица М-30 и 152-мм пушка-гаубица МЛ-20) в цель не попали, несмотря на то, что погода стояла ясная.
Результаты обстрелом из 45-мм пушки. Подкалиберным снарядом удалось пробить борт на дистанции 200 метров
Первым огонь по «Тигру» открыл танк Т-70. Было очевидно, что его обычным бронебойным снарядом стрелять по бортовой броне толщиной 80 мм бесполезно, поэтому огонь велся подкалиберными снарядами. Из двух попаданий с дистанции 200 метров одно увенчалось пробитием. Также с дистанции 350 метров был пробит нижний бортовой лист толщиной 60 мм. Похожие результаты показала и 45-мм противотанковая пушка обр.1942 года. Её бронебойный снаряд не пробил борт немецкого танка даже с дистанции 100 метров, а пробить верхний бортовой лист подкалиберным снарядом удалось с 350 метров.
Для ЗИС-2 и 6-фунтовой противотанковой пушки борта немецкого тяжелого танка оказались не слишком серьезным препятствием
Следующими по немецкому танку открыли огонь орудия калибра 57 мм. И советская противотанковая пушка ЗИС-2, и английская 6-фунтовая противотанковая пушка показали похожие результаты. Борт «Тигра» пробивался на дистанции 800–1000 метров. Что же касается стрельбы в лобовую часть танка, то ЗИС-2 не смогла ее пробить на дистанции 500 метров. На более близких расстояниях обстрел проводить не стали, но в целом на дистанциях около 300 метров немецкий тяжелый танк, вероятно, ею уже поражался, о чём говорят данные, полученные от англичан. Стоит отметить, что английская противотанковая пушка имела меньшую длину ствола. Схожие с советской пушкой характеристики пробития обеспечивались благодаря более качественным снарядам.
Результаты стрельбы из американской 75-мм танковой пушки М3
Вполне достойно показала себя американская 75-мм танковая пушка M3, установленная в среднем танке M4A2. При стрельбе из неё испытывались два типа противотанковых снарядов – M61 и M72. В случае с M61 пробитие борта корпуса происходило на дистанции 400 метров, а в случае с M72 – на дистанции 650 метров. Как и в случае с 6-фунтовой противотанковой пушкой, отмечалось высокое качество изготовления снарядов. Огонь по лобовой плите корпуса не велся: вероятнее всего, испытатели догадывались, что ничем хорошим это не закончится.
Броня немецкого тяжелого танка оказалась не по зубам Ф-34, основной советской танковой пушке
Настоящим фиаско обернулось испытание обстрелом немецкого тяжелого танка из 76-мм танковой пушки Ф-34. Ни одно попадание не закончилось пробитием, даже при обстреле с дистанции 200 метров. Это касалось и бронебойного, и опытного подкалиберного, и опытного кумулятивного снарядов. В случае с бронебойным снарядом отмечалось низкое качество его изготовления. А ведь в описываемый период это было основное советское танковое орудие!
Успешнее показало себя другое орудие калибра 76 мм – зенитная пушка 3-К. Разница, впрочем, оказалась не столь и велика: снаряд 3-К не смог пробить борт башни на дистанции 500 метров. Другими словами, 3-К оказалась по уровню пробития примерно равной американской 75-мм танковой пушке М3 со снарядом M61.
85-мм зенитная пушка 52-К показала наилучшие данные по пробиваемости среди орудий среднего калибра.
Неудивительно, что именно ее определили приоритетной для вооружения тяжелых танков и средних САУ3-К, впрочем, была далеко не самым мощным орудием, которое имелось на вооружении Красной армии. Кроме того, его сняли с производства еще в 1940 году. Заменой стало 85-мм зенитное орудие 52-К. Оно еще с 1940 года рассматривалось в качестве основы для перспективной танковой пушки, но по ряду причин дальше изготовления опытных образцов дело не продвинулось. Вместе с тем, эти зенитные пушки весьма активно применялись как противотанковое средство. Испытания показали, что в руководстве Главного артиллерийского управления (ГАУ) и Главном бронетанковом управлении (ГБТУ) поступили верно, рассматривая 52-К в качестве перспективного танкового орудия. Лобовую броню «Тигра» ее снаряд пробил на дистанции в километр, а борта пробивались на дистанциях около полутора километров.
«Тигр» после обстрела орудием А-19
Ещё более эффективные результаты показала 122-мм корпусная пушка А-19. В отличие от 52-К, до того она не рассматривалась в качестве танкового орудия. На подобную роль претендовало орудие с баллистикой 107-мм корпусного орудия М-60, но оно, как уже упоминалось выше, в «Тигр» даже не попало. Что же касается А-19, то она попала, да еще как попала! Первый снаряд прошел через пролом в лобовом листе корпуса и пробил насквозь кормовой лист. Второй снаряд угодил в лобовой лист башни, оторвав кусок размером 58×23 см. При этом башню сорвало с погона и сдвинуло на полметра. После обстрела из А-19 «Тигр», и так выглядевший не лучшим образом по итогам предыдущих обстрелов, превратился в груду металлолома.
То же самое спереди
Обстрелом испытания отнюдь не закончились. Новый немецкий танк обладал не только толстой броней, но и мощным орудием калибра 88 мм. Параллельно с испытанием «Тигр» с бортовым номером 121 обстрелом его собрат с бортовым номером 100 обстреливал советские танки. В качестве целей использовались Т-34 и КВ-1.
КВ-1 после обстрела из 88-мм пушки KwK 36 L/56
Итоги испытаний оказались вполне предсказуемыми. КВ-1 не помогло даже дополнительное бронирование лобовой части корпуса. На дистанции в полтора километра первым снарядом экран частично сорвало, а вторым пробило и экран, и основной лист. Таким образом, идея облегчить КВ-1 оказалась верной: по крайней мере, уязвимая для немецкого тяжёлого танка машина получила лучшую подвижность. Для 8.8 cm KwK 36 что КВ-1, что КВ-1с были примерно равнозначными целями.
Т-34 после обстрела «тигриной» пушкой выглядел еще более душераздирающе
Еще более печально выглядели итоги обстрела Т-34, который также велся на дистанции в полтора километра. Первым же снарядом, попавшим в башню, ее сорвало с погона, дальнейшие попадания частично разрушили лобовой лист корпуса. Для сравнения эти же танки обстреляли из 85-мм зенитного орудия 52-К. При стрельбе на дистанции 1,5 километра пробиваемость оказалась сопоставимой с немецким орудием. Это не должно удивлять, поскольку немецкая и советская пушки были «родственниками». 76-мм орудие 3-К, на базе которой разработали 52-К, создавалось на основе зенитной пушки, которая также послужила базой для немецкой Flak 18.
После окончания испытаний оба немецких танка заняли место на выставке трофейной техники в парке культуры и отдыха им. Горького в Москве. Там они экспонировались до 1948 года, когда их сдали в металлолом. Что же касается выводов, сделанных по итогам испытаний, то они последовали незамедлительно. Стало ясно, что 76-мм танковые орудия больше не соответствуют условиям войны, потребовалась срочная замена. 5 мая 1943 года было подписано постановление ГКО № 3289 «Об усилении артиллерийского вооружения танков и самоходных установок». Оно стало стартовой точкой для разработки танковых и самоходных пушек калибра 85 мм.
Следует заметить, впрочем, что ГАУ КА инициировало работу по этой теме еще раньше: по состоянию на 28 апреля 1943 года конструкторскому бюро (КБ) завода №9 уже было спущено техническое задание. Также работу по этой тематике запустили в Центральном артиллерийском конструкторском бюро (ЦАКБ). Кроме того, на тот момент уже вовсю шли работы по разработке на базе СУ-152 самоходной установки с использованием качающейся части 122-мм орудия А-19. Впервые такая идея прозвучала еще в марте 1943 года после изучения трофейной немецкой самоходной установки Pz.Sfl.V. Наконец, в мае 1943 года КБ завода №9 получило задание на разработку танковой версии орудия А-19.
И появление «Тигра» лишь ускорило всю эту работу.
Составленная по итогам обстрела схема борьбы с «Тигром».
В танке легко угадывается «Тигр» с башенным номером 121Еще одним итогом испытаний стало ускорение работ по теме противотанковой пушки ЗИС-2. Вопреки распространенной версии, от той пушки не отказались окончательно, было решено лишь её переделать. Другое дело, что эти работы шли в неспешном темпе. Сложившаяся после знакомства с «Тиграми» ситуация заставила резко форсировать работы, а заодно и изменить планы. Вместо орудия ИС-1 с немного укороченным стволом и переделанными станинами пришлось делать другое орудие, фактически наложив ствол ЗИС-2 на лафет и качающуюся часть 76-мм дивизионного орудия ЗИС-3. Кроме того, был реанимирован проект 57-мм танкового орудия ЗИС-4. В дополнение к нему в ЦАКБ начали работы над 76-мм танковой пушкой С-54, также существовавшей в самоходной версии.
Одним словом, в ГБТУ и ГАУ не сидели сложа руки. Уже в августе 1943 года в серию пошли самоходные установки СУ-85, тогда же началось производство КВ-85. Еще раньше, в июле 1943 года, началось серийное производство 57-мм противотанковой пушки ЗИС-2 обр.1943 года.
«Тигры» в Красной армииНесмотря на то, что первые «Тигры» были захвачены еще в январе 1943 года, их использование в Красной армии носило эпизодический характер. Причин у этого было несколько. Во-первых, в более-менее пригодном для дальнейшего применения состоянии немцы бросали эти танки редко, стараясь подорвать машины, которые было невозможно эвакуировать или отремонтировать на месте. Во-вторых, не стоит забывать, что «Тигров» было не так уж и много. К тому же советские танкисты стремились не повредить, а именно уничтожить немецкий тяжелый танк, что практически гарантировало высокую награду. С учётом всего этого не стоит удивляться, что первый достоверный случай применения трофейного «Тигра» в бою был зафиксирован только в самом конце 1943 года.
Учет захваченных танков, конец 1944 – начало 1945 года
Первым, достоверно использовавшим «Тигр» в бою, стал экипаж под командованием гвардии лейтенанта Н.И. Ревякина из 28-й гвардейской танковой бригады. 27 декабря 1943 года один из «Тигров» 501-го танкового батальона застрял в воронке, его экипаж убежал, а сам танк стал трофеем. На следующий день танк был зачислен в состав 28-й бригады. Ревякина назначили командиром трофейного тяжёлого танка по той причине, что он уже имел большой боевой опыт и боевые награды – два ордена Отечественной войны 1-й степени и орден Красной Звезды. 5 января трофейный танк с нанесенными на бортах башни красными звездами и с именем собственным «Тигр» пошел в бой. Эксплуатация этой машины выглядела достаточно типично для немецких тяжёлых танков: практически всегда эта машина требовала ремонта. Дело изрядно осложнялось отсутствием запчастей. Позже в составе 28-й гвардейской танковой бригады оказался еще один «Тигр».
Можно вспомнить и эпизод использования «Тигра» 17 января 1944 года. Экипаж Т-34 под командованием лейтенанта А.С. Мнацаканова из 220-й танковой бригады умудрился захватить в ходе боя исправный «Тигр». Используя трофейный танк, экипаж Мнацаканова разгромил вражескую колонну. За этой бой Мнацаканов стал Героем Советского Союза.
Тягач на базе КВ-1 буксирует трофейный «Тигр»
Ситуация изменилась к весне 1944 года. В этот период произошло несколько операций, по итогам которых «Тигры» были захвачены Красной армией, что называется, в товарных количествах. Например, 61-я гвардейская танковая бригада 6 марта 1944 года на станции Волочиск захватила 2 «Тигра», а 23 марта в их руках оказалось аж 13 «Тигров» и «Пантер», захваченных в Гусятине. 25 числа был захвачен еще 1 «Тигр». Самое интересное, что бригада этими трофеями воспользовалась: по состоянию на 7 апреля 1944 года в ее составе находилось 3 «Тигра». Правда, провоевали они на них всего пару дней. Вероятнее всего, трофеями 61-й бригады стали «Тигры» 503-го тяжелого танкового батальона, который известен тем, что за время боев конца 1943 – начала 1944 года безвозвратно потерял всего один «Тигр».
Состояние матчасти 51 ОМЦП на 5 июля 1944 года. Наиболее массово «Тигры» использовались именно в этой части
История имела продолжение: «Тигры» отправились на ремонт. Куда именно – неизвестно, но в переписке ГБТУ КА за весну 1944 года есть жалоба на то, что для ремонта трофейных немецких тяжелых танков не хватает прицелов и другой оптики. Так или иначе, из этого следует, что на ремонт эти танки попали. Известно и то, что часть из них отправилась в войска.
Пока что удалось достоверно определить только одну воинскую часть, которая получила трофейные «Тигры», прошедшие ремонт. Ею оказался 51-й отдельный мотоциклетный полк. Обычно в состав советского мотоциклетного полка входили 10 Т-34, но 51-й ОМЦП оказался особенным. В его состав включили роту трофейных тяжелых танков, куда входило 5 «Тигров» и 2 «Пантеры». Все они были отремонтированными, полученными с заводов. К началу Львовско-Сандомирской операции число «Тигров» сократилось до 4. Периодически в документах полка 1–2 машины данного типа указывались как требующие ремонта.
21 июля 1944 года состоялся бой, в ходе которого ОМЦП потеряла 6 Т-34–85. Ответным огнем было уничтожено 2 вражеских «Тигра», 3 самоходных орудия и 2 бронетранспортера. Не исключено, что вражеские танки были подбиты именно огнем трофейных «Тигров». Всего же за период с 20 по 22 июля 1944 года полком было уничтожено 7 «Тигров» при потере 7 Т-34–85. Далее 51-й ОМЦП получил пополнение: по состоянию на 28 июля в его составе имелось 9 Т-34–85 и 4 «Тигра». Из числа последних 3 требовали среднего ремонта, но оставались на ходу. К 19 августа 3 «Тигра» в том же состоянии всё еще находились в составе полка. Далее полк передали НКВД для действий против отрядов ОУН, при этом танки из его состава изъяли.
В общей же сложности можно говорить о не менее чем 10 трофейных «Тиграх», действовавших в разное время в тех или иных советских частях.
back-in-ussr.com