Ленд-лизовская сталь и производство танков в СССР.: hotdoc_71 — LiveJournal
«Вот сейчас говорят, что союзники никогда нам не помогали… Но ведь нельзя отрицать, что американцы нам гнали столько материалов, без которых мы бы не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать войну… А сколько они нам гнали листовой стали! Разве мы могли бы быстро наладить производство танков, если бы не американская помощь сталью?«. (с), Г.К.Жуков.
А давайте разберемся насколько же поставки стали по ленд-лизу помогали наладить производство танков.
Согласно отчету » Report on War Aid Furnished by the United States to the U.S.S.R » («Доклад о военной помощи оказанной Соединенными Штатами СССР») от 28.11.1945г. поставки по графе «Сталь» составили 2млн. 806тыс. 44 тонны. До СССР из них дошло 2.589.776 тонны. При этом надо учитывать, что это американские «короткие» тонны. Т.е. мы получили 2.349.405 «отечественных» тонн металлических изделий. Я пишу изделий, потому-что в графе «Сталь» помимо собственно разных видов сталей, таких как инструментальная, авиационная, прутковая, холодно- и горячекатанная сталь в виде рулонов, плит и стальных труб есть такие позиции, как жесть, биметалл, гвозди, автомобильные и локомотивные оси, автомобильные диски, стальной провод и т.п. В общем «Сталь» — это 30 разнообразных позиций. Что в общем составило 8.2% от 31.614.000 тонны стали произведенной в СССР в 43-45г.г.
Впрочем, есть там и собственно Armor Plate — сиречь броневые плиты. Причем по объему поставок броня занимает 8 строчку… с конца. Всего было отправлено 8.950т. Лидерскую позицию в поставках стальных изделий занимают … рельсы и их комплектующие — 721.047т.
Теперь, посмотрим на сколько же весомы эти поставки брони в общем производстве танков. Из всей отправленной брони до СССР дошло 5.786т. Согласно распоряжению ГОКО №3056 от 19.03.1943г. импортный бронелист шел на постройку танков Т-70/80 и СУ-12 (она же СУ-76).
В 43-44г.г. было произведено 12.546 машин указанных типов. На их производство ушло 63.423т брони. Т.о. импортная броня составляла 7.8% от общего количества пошедшего на производство легкой БТТ. В общем же производстве (средние, тяжелые, легкие танки и САУ), это цифра вообще падает до 0.6% от общего объема бронелиста использованного НКТП в 43-44г.г. Так же, отмечу, что в СССР ежегодно оставалось в остатках минимум 41.000т (1943г.) бронелиста, что с лихвой перекрывало объемы ленд-лизовского бронелиста.
Т.о. можно констатировать, что поставки ленд-лизовской брони не оказывали существенного прямого воздействия на производство танков. Другое дело, что поставки «стальных» изделий позволили частично (<10%) разгрузить предприятия металлургической промышленности, чтобы сосредоточить больше усилий на производстве для военной промышленности.
Источники: «Report on War Aid Furnished by the United States to the U.S.S.R», Foreign Economic Section Office of Foreign Liquidation Department of State, 28.11.1945.
«Танковая промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны», А.Ю.Ермолаев.
hotdoc-71.livejournal.com
|
tankfront.ru
Наименование завода и его расположение |
Марка танка, САУ | Год выпуска | Всего | Итого | ||||
1941 | 1942 | 1943 | 1944 | 1945 | ||||
ЛКЗ (г. Ленинград) | KB | 444 | — | — | — | — | 444 | 454 |
ИС-2 | — | — | — | 10 | 10 | |||
ЧКЗ (г. Челябинск) | KB, KB-1С, KB-85 | 486 | 2 553 | 617 | — | — | 3 656 | 16 832 |
ИС-1 | — | — | 67 | 40 | — | 107 | ||
ИС-2 | — | — | 35 | 2 210 | 1140 | 3 385 | ||
ИС-3 | — | — | — | — | 125 | 125 | ||
СУ-152 | — | — | 668 | 2 | — | 670 | ||
ИСУ-152 | — | — | 35 | 510 | 1 885 | |||
ИСУ-122 | — | — | — | 1 170 | 740 | 1 910 | ||
Т-34-76 | — | 1 055 | 3 594 | 445 | — | 5 094 | ||
Завод № 183 (г. Харьков) | Т-34-76 | 744 | — | — | — | — | 744 | 744 |
Завод № 75 (г. Харьков) | Т-44 | — | — | — | 25 | 240 | 265 | 265 |
Завод № 183 (г. Нижний Тагил) | Т-34-76 | 25 | 5 684 | 7 466 | 1 838 | — | 15 013 | 25 266 |
Т-34-85 | — | — | — | 6 583 | 3670 | 10 253 | ||
Завод № 112 (г. Горький) | Т-34-76 | 161 | 2 718 | 2 851 | 540 | — | 6 270 | 10 894 |
Т-34-85 | — | — | — | 3 079 | 1545 | 4 624 | ||
Завод № 174 (г. Ленинград) | Т-26 | 116 | — | — | — | — | 116 | 176 |
Т-50 | 60 | — | — | — | — | 60 | ||
Завод № 174 (г. Омск) | Т-50 | — | 15 | — | 15 | 4 807 | ||
Т-34-76 | — | 417 | 1 347 | 1 163 | — | 2 927 | ||
Т-34-85 | — | 1 000 | 865 | 1 865 | ||||
Уралмашзавод (г. Свердловск) | Т-34-76 | — | 267 | 452 | — | 719 | 5 571 | |
СУ-122 | — | 26 | 612 | — | 638 | |||
СУ-85 | — | — | 761 | 1893 | — | 2 654 | ||
СУ-100 | — | — | — | 500 | 1060 | 1 560 | ||
СТЗ (г. Сталинград) | Т-34-76 | 956 | 2 520 | — | — | — | 3 476 | 3 476 |
Завод № 38 (г. Киров) | СУ-76, СУ-76М | — | 25 | 1 097 | 1 103 | — | 2 225 | 4 142 |
Т-60 | — | 539 | — | — | — | 539 | ||
Т-70 | — | 1 378 | — | — | — | 1 378 | ||
Завод № 37 (г. Москва) | Т-40, Т-30 | 487 | — | — | — | — | 487 | 507 |
Т-60 | 20 | — | — | — | — | 20 | ||
Завод № 37 (г. Свердловск) | Т-60 | — | 10 | — | — | — | 10 | 1 223 |
Т-70 | — | 1 158 | 55 | — | — | 1 213 | ||
Завод № 264 (район Сталинграда) | Т-60 | 45 | 1 141 | — | — | — | 1186 | 1 186 |
ГАЗ (г. Горький) | Т-60 | 1 323 | 1 639 | — | — | — | 2962 | 17 333 |
Т-70 | — | 3 495 | 3348 | — | — | 6843 | ||
Т-80 | — | — | 5 | — | — | 5 | ||
СУ-76М | — | — | 601 | 4708 | 2 214 | 7523 | ||
Завод № 40 (г. Мытищи) | Т-80 | — | — | 210 | 1344 | 752 | 2306 | 2 376 |
СУ-76М | — | — | 70 | — | — | 70 | ||
Итого | Танки и САУ | 4 867 | 24 640 | 23 891 | 28 983 | 12 461 | 95 252 | 95 252 |
tankfront.ru
Серийное производство танков «Тигр»
По результатам сравнительных испытаний в Бад-Берка для серийного производства был выбран танк VK4501(H) h2, получивший обозначение Pz.Kpfw. VI (Sd.Kfz. 181) Tiger Ausf. h2. Наименование «Тигр» стало своеобразной «торговой маркой» нового танка фирмы Хеншель. Фирма получила заказ на изготовление установочной партии из 60 танков, аналогичных опытному VK4501(H) Н1 и стa серийных машин. В ту самую ночь, когда «Тигр» фирмы Хеншель перевозили из Бваад-Берка обратно на завод, состоялось первое совещание, посвященное организации серийного производства тяжелых танков. Стадия опытно-конструкторских работ завершилась, пришло время думать о массовом выпуске «Тигров».
Танк «Тигр» Порше
В один из майских дней в Кассель прибыл состав, доставивший 50 башен. Эти башни предназначались фирме Нибелунгенверке, но после провала танка Порше их отправили на фирму Хеншель.
Первый предсерийный танк «Тигр», номер шасси 250001, получил наименование Versuchserie Tiger Nr. VI. Его собрали в августе 1942 г. Никогда ранее германская промышленность в столь сжатые сроке не осваивали производства столь сложного технического изделия.
Танк «Тигр» Хеншеля в сборочном цехе
Первый предсерийный танк отправили на полигон в Фаллингбостель. Испытания машина проходила под обозначением Pz.Kpfw. VI (Н) Ausf. h2 (Sd.Kfz. 181). Танк VI по сравнению с VK4501(H) h2 прибавил в весе — его масса составляла 56 т, фантастическая по тем временам величина! Рост массы привел к многочисленным поломкам машины на испытаниях, ходовая-то часть осталась прежней. Кроме того, вдруг выяснилось, что транспортная система Германии не рассчитана на появление на авто- и железных дорогах транспортных средств такого веса.
Монтаж башни на танке «Тигр»
Транспортировка «Тигров» оставалась головной болью для штабов всех уровней до самого окончания войны. Конструкторы «Тигра» с фирмы Хеншель, как оказалось, подобно Порше были отмечены чертами гениальности: они думали исключительно о технических аспектах своего детища, совершенно не принимая во внимания ограничения, налагаемые транспортной инфраструктурой.
Выяснилось, что во всем вагонном парке железных дорог Рейха нет достаточного количества платформ, способных перевозить грузы массой до 60 т.
Танк «Тигр» ранних серий
Платформ не хватало даже для перевозки 45 «Тигров» танкового батальона одним составом. Фирме Хеншель пришлось заниматься в первую очередь не серийным выпуском тяжелых танков, а изготовление шестиосных железнодорожных платформ SSyms . Платформы в количестве, достаточном для перевозки боевой техники тяжелого танкового батальона построили. Но выяснилось, что теперь забыли про железнодорожный габарит — танк на платформе в габарит не вписывался. Железнодорожный габарит танковые конструкторы отменить не могли никоим образом. Причем проблема заключалась не только в габарите. Когда танк выступает за пределы платформы, то его трудно правильно сцентрировать. При неудачной погрузке центр тяжести мог сместиться, повышая вероятность опрокидывания платформы на закруглениях железнодорожного пути с малым радиусом. Самым поразительным во всей этой танково-железнодорожной истории является то, что разворачивалась она на фирме Хеншель, которая заслуженно считалась ведушим в Европе поставщиком подвижного состава и локомотивов для железных дорог! Уж где-где, а на Хеншеле имелись люди, сведущие в габаритах и тонкостях перевозки грузов.
Танк «Тигр» ранних серий
Ширина танка возросла на модели VK4501(H) вследствие установки четвертого ряда опорных катков и увеличения ширины гусениц. На это пришлось пойти из-за желания сохранить на прежнем уровне удельное давление на грунт в то время как масса танка стала больше. Теперь же для перевозки «Тигра» на платформе SSyms было необходимо каким-то образом уменьшить ширину машины. Решение нашли оригинальнейшее — временно возвращаться к ходовой части прототипа VK3601(H) с узкими гусеницами и тремя рядами опорных катков. Таким образом, каждому «Тигру» полагалось иметь две пары гусениц: боевые шириной 725 мм и транспортные — шириной 520 мм. Перед погрузкой на платформу с танка снимались боевые гусеницы и внешний ряд опорных катков, затем — одевались транспортные. После разгрузки — снимали транспортные, ставили внешние опорные катки и одевали боевые гусеницы. С узкими гусеницами и без внешних катков «Тигр» хорошо центрировался на железнодорожном транспортере.
Танк «Тигр» ранних серий
На замену гусениц и демонтаж опорных катков хорошо подготовленный экипаж тратил полтора часа. Сначала снимались опорные катки одного борта, затем разъединялась гусеница (вытаскивался палец в месте соединения двух траков). К широкой гусенице пристыковывалась узкая. Механик-водитель на первой передаче переезжал с боевой гусеницы на транспортную. Танк подъезжал к переднему обрезу гусеницы. За последний трак транспортной гусеницы цеплялся специальный тонкий трос (не буксировочный!), которые пропускался по верху опорных катков и фиксировался на зубцах ведущего колеса. Механик-водитель опять включал первую передачу, но только одного борта — ведущее колесо наматывало трос и натягивало гусеницу поверх опорных катков. Танкистам оставалось смотать трос и соединить гусеницу. Такая же процедура повторялось с гусеницей противоположного борта.
Pz.Kpfw. VI (Sd.Kfz. 181) Tiger Ausf. h2 раннего выпуска
После демотажа катков и замены гусениц снимались крылья, только тогда «Тигр» был готов к транспортировке по железной дороге, точнее — к погрузке на платформу. Сама погрузка сильно напоминала балетное па — от механика-водителя требовалась ювелирное искусство, чтобы заехать по пандусу на платформу и встать точно по ее центру. В заключение на платформе перед танком укладывались боевые гусеницы. При разгрузке все операции проделывались в обратном порядке. Последние 520 построенных танков вообще не имели внешнего ряда опорных катков, для экипажей этих танков процедура погрузки-разгрузки несколько упростилась.
Сборка корпусов танков велась на заводе фирмы Хеншель в Касселе. Башни ставились на шасси на заводе фирмы Вегман, которая изготавливала их по лицензии фирмы Крупп. Здесь же, на заводе фирмы Вегман, «Тигры» окрашивали и сдавали военным. Сборка корпусов осуществлялась в цехе № 3 завода фирмы Хеншель, до войны собиравшего локомотивы и вагоны. Цуез неоднократно подвергался налетам авиации и очень сильно пострадал. Тем не менее, мощные краны, транспортировавшие массивные корпуса, уцелели. Даже самые сильные налеты не останавливали производство более чем на четыре-пять часов. Зимой в цехе стояла такая же температура, как на улице — оконные стекла все были выбиты в результате налетов. Люди обогревались у разложенных прямо в цехе костров и самоотверженно выполняли свой трудовой долг. Своего пика выпуск «Тигров» достиг весной 1944 г. — 105 машин в месяц, почти четыре новых танка в день! Работы велись в три смены без выходных. По иронии судьбы пик выпуска «Тигров» совпал с пиком налетов авиации союзников на промышленные объекты Германии, причем заводы по производству танков числились в числе целей наивысшего приоритета.
Всего было изготовлено 1345 серийных танков «Тигр», номера шасси 25001 — 2501346. Предсерийные машины V1, V2 и V3 использовались для проведения различных испытаний.
На танке V1 испытывалась различная аппаратура для форсирования водных преград, испытания проходили в Зеннен-лагере. Последний вариант оказался очень удачным. На подготовку к форсированию уходило полтора часа. На танке устанавливалась 4,5-м труба шнорхеля, герметизировались отверстия. Подготовленный таким образом VI без проблем форсировал по дну реку Фулда. Комплекты форсирования водных преград по дну получили 495 «Тигров». Однако не известно ни одного случая форсирования «Тиграми» рек, озер или морей по дну в боевой обстановке.
Помимо шнорхеля на VI испытывалась бронезащита Vorpanzer. Откидная на петлях бронеплита толщиной 300 мм предназначалась для защиты от обстрела спереди уязвимых мест лобовой части танка: гусеничных траков, приводных валов ведущих колес, самих ведущих колес. Полевые испытания показали, что несколько тонн веса, добавленных к передней части танка сильно ухудшают его проходимость. Ни один «Тигр», помимо VI брони Vorpanzer не получил.
«Тигр» Ausf. h2, шасси номер 250017, использовался для сравнительных испытаний с почти нелегально усовершенствованным танком Tiger (Р) конструкции неугомонного Порше. Результаты испытаний опять оказались не в пользу профессора. Танк Порше отправили в Тунис, в 501. sPz.Abt. В марте 1943 г. машина подорвалась на мине. Из-за невозможности буксировки танк пришлось взорвать, чтобы он не попал в руки противника.
Шасси без башни, заводской номер 250018, одно время использовалось для испытаний электрической трансмиссии фирмы Zahnard-fabrik. После испытания на шасси поставили обычную трансмиссию, добавили башню и отправили на фронт.
«Тигр», номер шасси 250019, в 1943 г. испытывался на предмет определения выживаемости под водой. После получасовой подготовки танк мог свободно находится под водой два с половиной часа.
Корпуса танков с номерами шасси 250003 и 25006, получившие боевых повреждения на Восточном фронте в составе 502. sPz.Abt., использовались для баллистических испытаний на полигоне в Куммерсдорфе. По другим источникам эти танки отремонтировали и отправили в Тунис, где они поступили на вооружение 501.sPz.Abt.
tanki-tiger.narod.ru
Месяц выпуска | Завод-производитель (в каком городе расположен) | Всего | ||||
ХТЗ (Харьков) | ГАЗ (Горький) | Завод № 37 (Свердловск) | Завод № 38 (Киров) | Завод № 264 (Сталинград) | ||
1941 год | ||||||
Сентябрь | 7 | 3 | — | — | — | 10 |
Итого за 3-й квартал | 7 | 3 | — | — | — | 10 |
Октябрь | — | 215 | — | — | — | 215 |
Ноябрь | — | 471 | — | — | — | 471 |
Декабрь | — | 625 | 45 | — | — | 670 |
Итого за 4-й квартал | — | 1 311 | 45 | — | — | 1 356 |
Итого за 2-е полугодие | 7 | 1 314 | 45 | — | — | 1 366 |
Итого за год | 7 | 1 314 | 45 | — | — | 1 366 |
1942 год | ||||||
Январь | — | 670 | — | 5 | 101 | 776 |
Февраль | — | 525 | 67 | 76 | 67 | 735 |
Март | — | 320 | 165 | 160 | 80 | 725 |
Итого за 1-й квартал | — | 1 515 | 232 | 241 | 248 | 2 236 |
Апрель | — | 124 | 190 | 163 | 255 | 732 |
Май | — | — | 280 | 109 | 275 | 664 |
Июнь | — | — | 321 | 2 | 311 | 634 |
Итого за 2-й квартал | — | 124 | 791 | 274 | 841 | 2 030 |
Итого за 1-е полугодие | — | 1 639 | 1 023 | 515 | 1 089 | 4 266 |
Июль | — | — | 10 | — | 51 | 61 |
Август | — | — | — | — | — | — |
Сентябрь | — | — | — | — | — | — |
Итого за 3-й квартал | — | — | 10 | — | 51 | 61 |
Октябрь | — | — | — | — | — | — |
Ноябрь | — | — | — | — | — | — |
Декабрь | — | — | 25 | — | — | 25 |
Итого за 4-й квартал | — | — | 25 | — | — | 25 |
Итого за 2-е полугодие | — | — | 35 | — | 51 | 86 |
Итого за год | 1 639 | 1 058 | 515* | 1 140 | 4 352 | |
1943 год | ||||||
Январь | — | — | 11 | — | — | 11 |
Февраль | — | — | 44 | — | — | 44 |
Март | — | — | — | — | — | — |
Итого за 1-й квартал | — | — | 55 | — | — | 55 |
Итого за год | — | — | 55 | — | — | 55 |
tankfront.ru
Челябинский тракторный завод — главный центр по производству танков во время Великой Отечественной войны
Челябинский тракторный завод был главным центром по производству танков в стране. Именно здесь выпускали легендарные установки БМ-13 — «Катюши». Каждый третий танк, боевой самолет, патрон, мина, бомба, фугас и реактивный снаряд изготавливались из челябинской стали.
От «Клима Ворошилова» до «Иосифа Сталина»
Первый танк на Челябинском тракторном заводе (ЧТЗ) собрали в конце 1940 года. За полгода произвели всего 25 машин опытной модели КВ-1, название которой расшифровывалось как «Клим Ворошилов».
В довоенные годы основное производство танков в Советской России концентрировалось на двух предприятиях — Кировском заводе в Ленинграде (сейчас Санкт-Петербург – Прим.ред.) и Харьковском моторостроительном. Почти сразу после начала боевых действий производства оказались в зоне досягаемости фашистской авиации. Тогда их эвакуировали в Челябинск и объединили с ЧТЗ, который в результате стал главным центром оборонного танкостроения и получил временное название — Челябинский Кировский завод. Так появился Танкоград.
– Статус общероссийского центра танковой промышленности за Челябинском закрепился с созданием в городе Народного комиссариата танковой промышленности, — рассказывает корреспонденту РП историк Сергей Спицын. — Его возглавил Вячеслав Александрович Малышев, которого в шутку и с молчаливого согласия Сталина называли «Князем танкоградским». Этот талантливый конструктор пользовался особым расположением генералиссимуса. Директором ЧТЗ стал Исаак Зальцман, которого союзники прозвали «Король танков». Под «княжеским» и «королевским» руководством на ЧТЗ за военные годы выпустили 13 новых моделей танков и самоходок, в общей сложности 18 тыс. боевых машин. Каждый пятый танк, сделанный в стране, отправлялся бить врага из цехов уральского предприятия.
В 1942 году ЧТЗ впервые отправил на фронт легендарные Т-34. Их массовое производство наладили всего за 33 дня, хотя до этого считалось, что серийный выпуск боевых машин такого класса нельзя запустить быстрее, чем за четыре-пять месяцев. Впервые в мировой практике поставили на конвейер и производство тяжелого танка. Поточная сборка началась 22 августа 1942 года, и уже к концу 1943 года завод ежедневно выпускал по 25 машин Т-34 и по 10 тяжелых танков.
– О роли, которую сыграл Т-34 в Великой Отечественной войне, написаны десятки томов, — говорит военный историк Леонид Марчевский. — Именно этот танк, получивший на фронте нежное прозвище «Ласточка», принес победу в обороне Москвы, Сталинграда и в битве на Курской дуге. Т-34 стал легендой, одним из символов победоносной Красной Армии. Это единственный танк, который не устарел за все военные годы, когда развитие вооружения шло как никогда стремительно, и до сих пор используется в некоторых странах третьего мира. Именно поэтому этот танк чаще всего устанавливают на пьедесталы как памятник Великой Победе. Большинство танков-памятников находятся в исправном состоянии, хоть сейчас снова в бой.
Охота на «Тигров»
К концу 1942 года нацисты нашли способ противостоять Т-34, отправили в бой новое оружие — тяжелые «Тигры». Мощная броня и усиленное вооружение делали эти танки практически неуязвимыми для советских боевых машин. Поэтому перед заводскими конструкторами поставили новую задачу — в кратчайшие сроки создать и запустить в производство танк, который сможет охотиться на «Тигров». Приказ вышел в феврале 1943 года, а уже в сентябре на ЧТЗ был выпущен первый тяжелый танк серии ИС, что расшифровывалось как «Иосиф Сталин».
Вячеслав Малышев. Фото: waralbum.ru
– Это было настоящее оружие победы, стальная крепость! — восхищается Леонид Марчевский. — ИС-2 изначально был предназначен для ведения наступательных действий, мог эффективно атаковать самые мощные оборонительные укрепления. Этот танк был не менее маневренным, чем Т-34, однако имел значительно более тяжелое вооружение и броню. Его 112-миллиметровая пушка могла сломить любое сопротивление. Фашисты быстро убедились в непревзойденной на тот момент огневой мощи нового советского танка и отдали негласный приказ любой ценой избегать вступления с ИС-2 в открытый бой. С появлением этой машины, СССР выиграла «войну брони», как тогда называли противостояние российских и немецких конструкторов. Танков, подобных ИС-2, не было на тот момент ни у одной армии мира. Только челябинским ИСам оказалось под силу снести мощную линию обороны, когда Красная Армия перешла в наступление на Германию.
После Курской битвы советское командование отдало приказ немного доработать модель, сделав башню более обтекаемой. Так появился ИС-3, который сошел с конвейера в 1945 году, и успел принять участие только в параде Победы. Тем не менее, этот танк состоял на вооружении армии СССР до начала 90-х годов прошлого века.
В январе 1943 года на заводе собрали первый образец СУ-152 — легендарной самоходки, получившей на фронте прозвище «Зверобой». Так боевую машину прозвали за то, что ее 152-миллиметровая гаубица-пушка, стрелявшая 50-килограммовыми снарядами, легко пробивала броню фашистских «Тигров» и «Пантер». Появление СУ-152 на Курской дуге во многом решило исход битвы, став полной неожиданностью для гитлеровцев. До конца войны ЧТЗ отправил на фронт более 5 тыс. таких установок.
Женщины, дети и старики
За то, что ежедневно новые танки и самоходки отправлялись на фронт громить врага, Танкограду пришлось заплатить дорогую цену. Рабочие четыре года войны трудились на износ.
– Первая сложнейшая задача, которую им пришлось решить, — принять и разместить оборудование, приходившее с ленинградского и харьковского заводов, — рассказывает Сергей Спицын. — Техники катастрофически не хватало, поэтому тяжелые станки разгружали с вагонов и тянули до места вручную, на специальных волокушах. Там их устанавливали на пустырях и запускали прямо «с колес». Работали под открытым небом, не обращая внимания на погоду. Осенью еще терпимо, а вот зимой стало совсем невмоготу. Чтобы люди могли хотя бы прикоснуться к ледяной броне, под собираемыми танками разводили костры. Лишь когда стало понятно, что рабочие просто-напросто замерзнут, над такими импровизированными цехами начали возводить кровлю, а потом и стены.
Другая проблема состояла в том, что у большинства рабочих не было соответствующей квалификации и их нужно было обучать с нуля. Большинство квалифицированных слесарей, токарей, шлифовальщиков ушли бить врага. Их место заняли пенсионеры, женщины и подростки 16–14 лет. Молодые мужчины были нужнее на фронте.
До войны на ЧТЗ работало 15 тыс. человек, а к 1944 году — уже 44 тысячи. 67% работников, впервые вставая к станку, не имели ни малейшего представления, что и как им предстоит делать. Всех их нужно было обучать с азов, причем без отрыва от производства, поскольку их помощь была необходима прямо здесь и сейчас, не было времени ждать.
«Станки ломались, а мы держались»
Уже в первые дни войны рабочая смена на ЧТЗ была увеличена с 8 до 11 часов. А когда фашисты подошли к Москве, и положение стало критическим, все рабочие завода перешли на казарменное положение. В едва отапливаемых тремя паровозными котлами старых цехах и вообще неотапливаемых новых, а иногда и под открытым небом, они работали по 18, а то и по 20 часов в сутки. За смену выполняли две-три нормы. Сколько еще люди смогут выдержать работу в нечеловеческих условиях, никто не думал. Лозунг «Все для фронта, все для победы!» на ЧТЗ воспринимали буквально, и жертвовали своим здоровьем и жизнями.
– Первым выходным днем за четыре года войны для нас стало 9 мая 1945 года, — рассказывает корреспонденту РП ветеран ЧТЗ Иван Грабарь, работавший на заводе с 1942 года. — На ЧТЗ я попал в 17 лет, после эвакуации со сталинградского тракторного завода. Первый месяц жил в отделе кадров, спал прямо на полу. При расселении меня «приписали» к одному челябинскому дому, где, как считалось, еще были свободные места, но там в одной крохотной комнатушке уже жило не меньше 20 человек. Тогда я решил не стеснять их и устроился прямо на заводе. Так тогда поступали многие. Поэтому со временем нас расселили в цехах, установив двухъярусные кровати рядом со станками. Тогда была норма: на одного человека — 2 кв.м пространства. Тесновато, конечно, но удобно. Особого смысла уходить с завода домой все равно не было, на сон оставалось три-четыре часа, не было ни малейшего желания тратить их на дорогу. Правда, в цеху зимой никогда не было теплее 10 градусов, поэтому мы постоянно мерзли. Да и воздух был спертый. Но ничего, терпели, болеть было некогда. Станки ломались, а мы держались.
Раз в две недели рабочим выделяли время, чтобы они могли помыться, постирать одежду. А потом — снова к станку. При таком нечеловеческом графике рабочих, трудившихся всю войну не менее 18 часов в день, кормили настолько скудно, что ощущение сытости не наступало никогда.
– Первая смена начиналась в 8 утра. Завтрака не было в принципе, — вспоминает Иван Грабарь. — В два часа дня можно было пообедать в столовой. Там нам на первое давали чечевичный суп, про который мы шутили, что в нем «крупинка за крупинкой гоняется с дубинкой». Периодически в нем попадалась картошка. На второе — котлету из верблюжатины, конины или сайгачатины с каким-нибудь гарниром. Пока я дожидался второго, то обычно не выдерживал и съедал весь полученный хлеб — есть хотелось нестерпимо постоянно. Ужинали в 12 часов ночи — банку американской тушенки запивали фронтовыми ста граммами. Они были нужны, чтобы заснуть и не замерзнуть. Первый раз мы выпили, как следует, 9 мая 1945 года. Когда услышали новость о победе, скинулись бригадой и купили ведро вина на всех. Отметили. Пели песни, плясали.
Многие работники попали на завод совсем детьми, и поэтому старшие, которым было самим по 17–18 лет, за ними приглядывали. Забирали у них продовольственные карточки, выданные на весь месяц, и затем отдавали по одной в день. Иначе дети не выдерживали и съедали весь месячный запас сразу, за один раз, рискуя потом умереть от голода. Следили, чтобы маленькие токари и слесари не упали с ящиков, подставленных, чтобы дотянуться до станка. А еще, чтобы не заснули прямо на рабочем месте и не упали на станок, где их ждала верная смерть. Подобные случаи тоже были.
Окончание работ по сборке самоходного орудия СУ-152. Фото: waralbum.ru
Следила за младшим поколением и 16-летняя Александра Фролова, эвакуированная из Ленинграда и ставшая на ЧТЗ бригадиром. У нее в подчинении было 15 девочек-подростков.
– Трудились сутками. Когда руки примерзали к станкам, с трудом отдирали их, отогревали в бочке с водой, чтобы пальцы гнулись, и снова вставали работать. Откуда у нас силы брались, не знаю. Еще и о «красоте» успевали думать — прямо в цехе, не отходя от станка, мыли голову холодной мыльной эмульсией, — вспоминает она.
«Черные ножи»
– Самое интересное, что уже в 1942 году эти подростки, недавно ни имевшие не малейшего представления о производстве, истощенные от постоянного голода и непосильного труда, научились выполнять по несколько норм в сутки, — рассказывает корреспонденту РП Надежда Дида, директор музея трудовой и боевой славы ЧТЗ. — Так, в апреле токарь Зина Данилова перевыполнила норму на 1340 %. Нормой стало не только стахановское движение, но и движение многостаночников, когда один рабочий обслуживал несколько станков. Бригады сражались за почетное звание «фронтовых». Первой стала бригада фрезеровщиков Анны Пашиной, в которой 20 девушек выполняли работу 50-ти квалифицированных рабочих довоенного периода. Каждая из них обслуживала по два-три станка. Ее почин подхватила бригада Александра Саламатова, заявившая: «Не уйдем из цеха, пока не выполним задание». Затем — Василий Гусев, выдвинувший лозунг: «Мой станок — оружие, участок — поле боя». А значит, ты не имеешь права уйти от станка, не выполнив задание фронта.
Приходилось набирать и обучать новых рабочих. Мальчишки-фэзэушники, не успев подрасти, мечтали не просто отправлять на фронт танки, а уйти вместе с ними бить фашистов. Когда такой шанс появлялся, его не упускали. В начале 1943 года челябинские рабочие собрали деньги и выкупили у государства 60 танков, сформировав 244-ю танковую бригаду. Добровольцы подали на зачисление в нее более 50 тыс. заявлений. 24 тыс. горожан выстроились в очередь, чтобы попасть на фронт. Из них отобрали всего 1023 человека, в основном, рабочих ЧТЗ — они лучше большинства танкистов знали, как обращаться с танками, поскольку делали их своими же руками.
– Фашисты прозвали эту бригаду «Черные ножи», потому что для каждого из челябинских бойцов оружейники из Златоуста выковали по короткому клинку с черными рукоятками и вручили их в подарок перед отправкой на фронт, — рассказывает Сергей Спицин. — Во время крупнейшего в истории танкового сражения — Курской битвы, эта бригада проявила такое мужество, что была переименована в 63-ю гвардейскую. «Черных ножей» фашисты боялись как огня, поскольку челябинские парни отличались особой стойкостью и закалкой. Они принимали участие во взятии Берлина, а 9 мая 1945 года освобождали последний город Европы, остававшийся на тот момент под контролем фашистов — Прагу. Командиру бригады Михаилу Фомичеву выпала честь принять символические ключи от Праги.
Работники ЧТЗ до сих пор помнят слова министра гитлеровской пропаганды Йозефа Геббельса, произнесенные в январе 1943 года: «Кажется каким-то чудом, что из обширных степей появлялись все новые массы людей и техники, как будто какой-то великий волшебник лепил из уральской глины большевистских людей и технику в любом количестве».
rusplt.ru
Предложения со словосочетанием ПРОИЗВОДСТВО ТАНКОВ
Лучше вложите полученное богатство в производство танков, или межконтинентальных атомных ракет, или подлодок. Это дало возможность организовать конвейерное производство танков. Это, в частности, касалось производства танков. Спустя ещё четыре года англичане первыми в мире освоили серийное производство танков. Немецкие заводы наращивали производство танков, самолётов, артиллерийских орудий.Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: пёсик — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Положительное
Отрицательное
Война вызвала быстрый рост производства танков. Как мобилизационный запас привлечь к производству танков «Т-34» Харьковский тракторный завод. Проведение таких мероприятий по развёртыванию танковой промышленности даст возможность значительно увеличить количественное производство танков. Удивительно, насколько германская промышленность в 1930-е годы оказалась неспособной развернуть массовое производство танков. Для производства танков, орудий, боеприпасов необходима была сталь. Местные специалисты имели очень высокую квалификацию и большой опыт конструирования и производства танков. Школьники собирали металлолом на строительство кораблей, комсомольцы — деньги на производство танков и самолётов. Разве мы могли бы быстро наладить производство танков, если бы не американская помощь сталью? Если раньше производство танков сдерживали многообразные конструктивные изменения и переходы от одной модели к другой, то теперь сказалась нехватка стратегического сырья. Сейчас машину бросало из стороны в сторону, шофёр на большой скорости лавировал между автомобилями: просто автомобилями и огромными монстрами на колёсах, похожими больше на передвижные заводы по производству танков. Сталин), решал такие важнейшие вопросы как руководство производством танков, руководство авиационной промышленностью, охрана порядка внутри страны и борьба с дезертирством и др. Поскольку производство танков в технологическом отношении требовало значительно большего времени и усилий, чем самоходных орудий, то в 1944 году доля производства танков снизилась. Наивысшего уровня производство танков достигло в августе 1944 года и составило 865 машин в месяц, а выпуск самоходных орудий всех типов перевалил к концу 1944 года за 1000 единиц. Да, здесь формировался агропромышленный и природопользовательский комплекс, но куда более значимыми были заводы по производству танков («Дальдизель»), двигателей для подводных лодок («Дальэнергомаш»), самолётов (КнААПО) и т. д. Оно, это средство, состоит не только в том, чтобы увеличить в несколько раз производство танков в нашей стране, но также и в том, чтобы резко увеличить производство противотанковых самолётов, противотанковых ружей и орудий, противотанковых гранат и миномётов, строить побольше противотанковых рвов и всякого рода других противотанковых препятствий. Когда правительству кремлёвских мечтателей в огромных количествах требовалась высококачественная броневая сталь для производства танков, превосходящих английские и германские образцы бронетехники, очень вовремя подвернулся подходящий вариант эпонимического мифа. По слухам имелась подземная сборочная линия для производства танков. Производство танков было начато с одного-двух в сутки, но вскоре это число довели до двенадцати-пятнадцати. Первые танковые армии начали формировать ещё в мае 1942 г. Этому способствовал начавшийся стабильный рост производства танков нашей промышленностью. Чувствовалось его происхождение на бывшем оборонном предприятии по производству танков. При этом американцы проектировали заводы т. о., чтобы они могли быстро переходить с производства гражданской техники на производство военной техники, например, с производства тракторов — на производство танков.kartaslov.ru