Танки Великой Отечественной войны — названия, фото
Содержание
Вторая мировая война продемонстрировала мощь танков во всей красе. Тяжёлые бронированные машины стали во главе немецкой стратегии блицкрига, когда действующие автономно танковые соединения наносили неожиданные удары по противнику, прорываясь на большую глубину и уничтожая инфраструктуру, командные пункты и так далее.
После начала Великой Отечественной войны началось противостояние не только сильнейших армий того времени, но и конструкторских школ танкостроения.
Как насчёт названий, описания и фото самых интересных образцов?
Советские
Всего насчитывается около 60 разной бронетехники, включая полученную по ленд-лизу и за исключением экспериментальной или не находящейся в серийном производстве.
Самыми выдающимися стоит назвать следующие советские танки Великой Отечественной войны.
Т-50
Лёгкий танк, выпущенный на замену устаревшему Т-26. При разработке конструкторы вдохновлялись немецким PzKpfw III, имеющем отличную подвижность и надёжность для своего класса.
Всего было выпущено 77 единиц, а саму машину признали удачной. Появление Т-34 сделало Т-50 практически ненужным, на чём и закончилась история этой боевой машины.
Т-28
Этому среднему трёхбашенному танку часто не уделяют должное внимание, тем не менее, он превосходил по ТТХ большинство танков Вермахта в начальный период войны.
Неплохая броня и огневая мощь зачастую не использовались из-за неопытных экипажей и изношенности техники. Надёжность и ресурс были крайне низкими, да и многобашенная конструкция успела морально устареть.
Красная армия использовала Т-28 до 1944 года, а Финляндия – до 1951 года.
Т-34
Средний Т-34, известный всему миру и ставший одним из символов победы. Самый массовый, превосходивший по характеристикам вражеские в момент своего появления. Простой и дешёвый.
Позже у немцев появились Pz.Kpfw.VI Tiger, Pz.Kpfw. Tiger Ausf. B и PzKpfw V Panther, обладающие лучшей бронезащитой и огневой мощью, но их надёжность, массовость и стоимость оставляли желать лучшего.
Т-34 и его модификации Т-34-57, Т-34-85 до конца войны оставались самыми массовыми, несмотря на появление более совершенной техники.
КВ-1
Тяжёлый КВ-1 показался немецкой армии настоящим монстром в начале боевых действий.
Надёжная броня, дарующая машине практически неуязвимость, но крайне низкая надёжность и плохая проходимость делали КВ-1 крайне неоднозначным.
Появление Pz.Kpfw.VI Tiger, не испытывающего сложностей с пробитием брони советской техники, в момент поставило крест на КВ-1, потерявшем своё единственное преимущество.
ИС-2
Тяжёлый советский ИС-2 — наследник ИС-1, создавался в качестве противовеса немецкому Pz.Kpfw.VI Tiger.
Зачастую мнения об оценке этой машины расходятся, но её эффективность под сомнение не ставит никто. 122 мм пушка и наклонная броня делали из ИС-2 отличный штурмовой танк, способный выполнять любые задачи на поле боя.
По отдельно взятым характеристикам «Иосиф Сталин» уступал немецким конкурентам, но по совокупности – превосходил.
Ощутимым плюсом стала надёжность, позволявшая проходить без поломок около 1000 километров.
ИС-3
Этот тяжёлый танк опоздал на войну и смог лишь принять участие на параде Победы в Берлине, где произвёл огромное впечатление на западных наблюдателей.
ИС-3 – это мощнейшая броня, выполненная в виде «щучьего носа», 122 мм орудие, способное проломить броню Pz.Kpfw.VI Tiger с километра, но недостатки, тянущиеся ещё с ИС-1.
СУ-152
Тяжёлая САУ, тем не менее, необходимая в этом списке. Впервые появилась на Курской дуге, где применялись в качестве истребителя танков.
Получила прозвище «Зверобой», поскольку её приписывали массовое истребление немецкой техники со звериными названиями.
На деле, советские военнослужащие часто принимали экранированные средние PzKpfw IV за тяжёлые Тигры, а Фердинандом называли любую вражескую САУ.
В любом случае, СУ-152 «Зверобой» сыграл важную роль в избавлении Красной армии от тигробоязни.
M4 Sherman
Напоследок вспомним об американском среднем Шермане. Второй после Т-34 по численности, активно поставлялся в СССР по программе ленд-лиза.
Очень высокий, довольно уязвимый и пожароопасный. С другой стороны, неплохие приборы наблюдения, максимальная технологичность и запас для модернизации.
Шерман не стал революционной машиной, зато его выпускали в огромных количествах и дорабатывали, основываясь на опыте применения.
Немецкие
Окрылённые успехом Блицкрига, немецкие танкисты пытались продолжить его стратегию в Великой Отечественной войне, но столкнулись с серьёзной техникой, огромной армией и упорным сопротивлением. Кульминацией стало сражение под Прохоровкой, называемое переломным моментом войны.
Тем не менее, надо отдать должное конструкторам из Германии и перечислить некоторые немецкие танки Великой Отечественной войны.
Pz.Kpfw III
Средний Pz.Kpfw III, совместил хорошую подвижность, надёжность, удобство экипажа и модернизационный потенциал.
Pz.Kpfw III выпускался до 1943 года, поскольку модернизации достигли своего предела, и машина не могла тягаться с более тяжёлыми образцами вроде Т-34, оснащёнными лучшей наклонной бронёй и мощным вооружением.
Pz.Kpfw IV
Средний Pz.Kpfw IV, стал настоящей рабочей лошадкой. Создавался как штурмовой танк, способный подавлять огневые точки врага.
Во время войны Pz.Kpfw IV постоянно модернизировался, получив экранную броню и длинноствольную пушку калибра 75 мм. Из-за увеличения массы последние модификации имели посредственную проходимость.
После окончания войны долгое время стоял на вооружение некоторых стран.
PzKpfw V «Panther»
Средний танк, считавшийся тяжёлым у СССР и союзников.
Пантера стала крайне спорной машиной, поскольку обладала как яркими плюсами, так и серьёзными недостатками.
Хорошая лобовая броня, расположенная под наклоном, мощное и невероятно точное орудие, хорошие углы вертикальной наводки, комфортные условия работы экипажа.
Вместе с тем, тонкая бортовая броня исключала применение машины в наступлении, калибр пушки 75 мм делал неэффективной стрельбу фугасами, а дороговизна и сложность конструкции затрудняли производство.
PzKpfw VI Ausf. h2 «Tiger»
Тяжёлый PzKpfw VI Ausf. h2 «Tiger», наводил страх одним своим видом. При создании отдали приоритет защите и огневой мощи, пожертвовав проходимостью, себестоимостью и надёжностью.
Своим появлением сделал ненужными советские КВ и мог с лёгкостью поражать издалека своей 88 мм пушкой любую технику, пока не появились ИС-2. Впрочем, даже против этой грозной новинки Тигр не выглядел мальчиком для битья и мог потягаться.
PzKpfw VI Ausf. B «Tiger II»
Последний серийный тяжёлый танк Вермахта, отличающийся очень мощной лобовой бронёй в ущерб подвижности и надёжности.
При теоретической дуэли лоб в лоб, Тигр 2 превосходил любого соперника за счёт бронирования и пушки калибра 88 мм, но на практике такие столкновения были редкостью.
Машина массой практически 70 тонн оказалась неспособна эффективно действовать во фронтовых условиях, а её надежность была очень посредственной.
Panzerkampfwagen VIII «Maus»
Сверхтяжёлый экспериментальный Panzerkampfwagen VIII «Maus» не успел повоевать, но успел впечатлить советских и западных конструкторов. 189 тонн массы, 128 мм пушка, электрическая трансмиссия – всё это Маус, разработанный под руководством Фердинанда Порше.
Было создано 2 опытных образца, взорванных немцами для того, чтобы разработки не достались противнику. В данный момент один Маус находится в Кубинке, где до сих пор поражает размерами.
Jagdpanther
САУ, истребитель танков, созданный на базе Пантеры. Хорошая динамика и проходимость, мощная 88 мм пушка, но плохая надёжность и слабо защищённые борта.
Ferdinand
Тяжёлая САУ, выполняющая роль истребителя танков. Вызывала страх у советских бойцов и обладала практически неуязвимой лобовой бронёй.
Фердинанд создан на базе экспериментального Tiger (P), из-за чего получил неоднозначные характеристики. Невероятно толстая лобовая броня толщиной до 200 мм, мощное и точное 88 мм орудие делали САУ очень опасным противником. Но на практике Фердинанды страдали от низкой подвижности и надёжности, уязвимая ходовая часть позволяла обездвиживать эти машины, а неуязвимая лобовая броня не спасала от подрывов на минах.
Итоги
Мы не упомянули о большом количестве бронетехники, применявшейся во время Великой Отечественной войны, но отметили самые интересные и выдающиеся образцы.
Стоит выделить основные черты самых удачных танков Второй Мировой:
- простота, технологичность, дешевизна производства, благодаря чему достигалась массовость;
- хорошая подвижность, позволяющая применять машину в любых условиях;
- броня средней толщины под наклоном, благодаря чему масса оставалась в разумных пределах при достаточном уровне защиты;
- пушка среднего калибра, способная поражать цели в лобовую проекцию с достаточной точностью, при этом обладать высокой скоростью перезарядки и большим возимым боекомплектом.
Часто возникает вопрос о том, есть ли лучший танк Великой Отечественной войны. На него сложно ответить без предвзятости, поскольку были образцы техники, которая могла бы претендовать на это звание, но пострадала из-за обстоятельств вроде неправильного применения или проблем на производстве.
Тем не менее, лучшим по совокупности характеристик можно назвать советский Т-34 и это вряд ли станет для кого-то сюрпризом.
Да, он страдал из-за низкого качества запчастей, условия работы экипажа нельзя было назвать комфортными, броня не спасала от немецких пушек второй половины войны, а орудие временами оказывалось бессильным против лобовой брони немецких тяжёлых бронированных боевых машин.
Но концепция среднего танка, защищённого наклонной бронёй, обладающего достаточной подвижностью и огневой мощью, оказалась настолько удачна, что немцы сделали Пантеру, попытавшись воплотить своё видение сильных сторон Т-34.
Позже появились могучие советские ИС-2, ИС-3, немецкий Королевский Тигр, началась разработка Е-серии и Мауса, но именно средние танки, ставшие компромиссом всех важных характеристик, завоевали популярность в Великой Отечественной войне и после неё, эволюционировав, в итоге, в ОБТ.
Ссылки по теме
Если вас заинтересовала статья, обязательно посмотрите:
Курская битва
Сталинградская битва
Танки КВ
Танки ИС
Танки Вермахта — Панцерваффе
Танки и бронетехника Второй мировой войны
Курт Книспель
Фердинанд Порше
Поделитесь с друзьями
Отправка сообщения
tanksdb.ru
40 танков во власти природы. Как будто войны и не было
Танки впервые выехали на поля сражений во время Первой мировой войны, почти 100 лет назад.
Но далеко не всем из них довелось пережить войну и стать музейными экспонатами. Многие из этих неуклюжих стальных гигантов так и остались брошенными и забытыми где-то в лесах, полях, оврагах и буераках. Когда-то они были боевым домом для своих экипажей, но судьба распорядись всеми по-своему.
Эта коллекция танков, захваченных природой, — из разных стран мира. От японских танков времен Второй мировой войны, нашедших свое вечное пристанище в джунглях, где их экипажам приходилось бороться с американскими противниками, до редких немецких машин, застрявших посреди заброшенной местности где-то в Восточной Европе.
Шумшу, Россия
Заброшенный танк на пляже в Пуэрто-Рико
Танк, захваченный природой
Сайпан, Северные Марианские острова
Врастая в природу
Танки в Антарктике
Танк на Фламенко-Бич, Пуэрто-Рико
Дорсет, Великобритания
Заброшенный танк в Восточной Германии
Заброшенная танковая база, Россия
Танк во власти кораллов
Влиланд, Нидерланды
ИС-3 на острове Шикотан, Россия
Остров Желтухина, Россия
Шикотан, Россия
Танк «Чифтен», Бордон, Великобритания
Танк во власти природы
Остров Кулебра, Пуэрто-Рико
Военная база Форт-Нокс, США
«Челленджер», Великобритания
Танк во власти природы
Танк во власти природы
Танк во власти природы
Советский танк в Афганистане
Танк во власти природы
Танк во власти природы
Танк недалеко от гробницы Масуда, Афганистан
Шикотан, Россия
Покинутый танк в России
Танк во власти природы
Афганистан
Куамба, Мозамбик
Британский танк «Чифтен», Бордон, Великобритания
Танк во власти природы
Покинутый танк где-то в России
Танк во власти природы
Йемен
Военная база Форт-Нокс, США
Танк «Чифтен», Бордон, Великобритания
Танк во власти природы
Подписывайтесь на Квибл в Viber и Telegram, чтобы быть в курсе самых интересных событий.
quibbll.com
Под Тулой нашли танки ВОВ
Не так давно под Тулой поисковая группа нашла два танка времен второй мировой! Находку удалось сделать специалистам из Тулы и Москвы. Однако это еще не вся новость…
Танки были найдены затопленными на дне водоема в Новомосковском районе и в ближайшее время технику собираются достать на поверхность. На этой территории боевые действия шли в 1941 году. По некоторым данным нашли танки КВ-1, напомню, что они выпускались в СССР в период с 1940 по 1942 год. Однако эта информация не подтверждена и до сих пор не ясно какие-же на самом деле танки откопали.
Это еще не все. Погуглив немного на тему раскопок танков времен второй мировой, я наткнулся на удивительное открытие. Фотография танка, которая распространилась с этой новостью благодаря информационным агенствам, включая Интерфакс (прикреплена сверху), на самом деле была сделана в 2003 году на Неве. Ниже представлен фотоотчет, позаимствованый с сайта http://www.nortfort.ru.
Тяжёлый танк КВ-1А, поднятый со дна Невы весной 2003 года.
Вес — 48 тонн, экипаж — 5 человек, 76 мм орудие, 4 пулемёта ДТ, боекомплект к орудию — 130 выстрелов.
Танк стоял на дне в полутора десятках метров от берега. Вытащен при помощи лебёдки с блоковой системой тросов.
Экипажа внутри не было, люки полуоткрыты.
След от немецкого снаряда. Танк ушёл на переправу прямо из ремонта. Он даже не был покрашен.
Танк переправляли ночью на понтоне. Уже у самого берега понтон был накрыт артиллерийским огнём немцев со стороны 8-й ГРЭС…
Общий вид места подъёма. Вдали на берегу — трубы и здания 8-й ГРЭС.
Многотонная махина скользнула в воду, понтон затонул чуть ниже по течению.
Вид пулемётной установки задней части башни. Танк очень неплохо сохранился (в дальнейшем, после реставрации на танкоремонтном заводе в Стрельне и установки подменного дизеля он вернулся своим ходом на вечную стоянку у диорамы Невского пятачка).
Аккумуляторы от рации.
Сквозь открытые кормовые люки виден двигатель. Металл блестит, как новый.
Внутри всё покрыто слоем солярки и ила. Ила и песка изнутри танка вымыто, наверное, несколько тонн.
Очень тесно. Непонятно, как здесь помещалось пять человек, да еще в зимнем обмундировании. Справа видна казённая часть орудия.
Взрывоопасные предметы уничтожают здесь же, в воронке посредине плацдарма.
Останки бойца, найденого на понтоне, перевозившем танк.
26 октября 2011, 00:00 admin 24 258
mirtankov.su
Поиск, раскопки и подъем танков ВОВ (видео)
Описание процесса поиска танков ВОВ, методы их раскопок, видео о подъеме найденных танков из воды и болота.
Военная археология или раскопки на полях сражений — одно из направлений поисковой деятельности. Обычно такие раскопки проводятся на местах боев Великой Отечественной войны (ВОВ). В земле, на дне рек, озер, болот находят упавшие самолеты, подбитые и затонувшие танки, другие виды вооружения, личные вещи солдат и офицеров, пролежавшие более семидесяти лет.
Содержание:
Военные трофеи помогают восстановить картину сражений и солдатского быта, уточнить отдельные боевые эпизоды. Многие коллекционеры готовы платить крупные суммы за оружие уникального или редкого вида, награды и другие военные раритеты в хорошем состоянии. Но обычно бронетехнику отправляют на реставрацию, после чего она попадает в музеи.
Прежде, чем взять металлоискатель и лопату в руки, поисковики и копатели собирают информацию. Стали намного доступнее, чем в советское время, архивы за 1941–1945 годы, старые топографические карты. Кроме того, заслуживают доверия Книги Памяти, письма с фронта, многие записи на военно-исторических сайтах и форумах. Вознаграждением за терпеливый поиск становятся затерявшиеся среди других документов планы и схемы, на которых показано место падения танков или самолета в реку.
К сожалению, осталось мало людей, сохранивших в памяти подробности событий минувших сражений. Чаще всего на местах высказывают разные версии и предположения, но среди них бывают и ценные сведения. Всю информацию необходимо проверять, как показывает опыт, даже в именных списках безвозвратных потерь много допускалось ошибок в названиях населенных пунктов.
Хорошо сохранившиеся танки чаще находят в болотах и озерах, где толстый слой ила с низким содержанием кислорода способен уберечь металл от коррозии. Когда точно установлено место, где затонул танк или другая военная техника, сразу же начать подъем не удастся. Зачастую сначала приходится брать разрешение у местных властей, искать водолазов и тяжелую технику.
Снаряжение и оборудование для поиска танков
Есть немало случаев, когда танки и другие крупные раритеты извлекают почти в рабочем состоянии. Вместе с военной техникой находят боеприпасы, остатки армейских траншей, личного оружия, награды. Облегчают задачу по их поиску новые модели металлоискателей, с помощью которых можно обнаружить разные по форме, размерам и назначению предметы.
Глубина, на которой ведут поиск, зависит от размеров объектов, характеристик металлоискатель, почвы, особенностей работы самого оператора. Чем крупнее предмет, тем легче его обнаружить, даже в нескольких метрах вглубь от поверхности земли. Если железо уже сильно разъедено коррозией, то наличие оксидов осложняет распознавание металла.
Используя для поиска металлоискатель, следует учитывать тип и принцип действия прибора. Например, существуют так называемые глубинные металлоискатели, они могут обнаружить металлические предметы, залегающие на расстоянии свыше 2 м от поверхности. Есть металлоискатели, не распознающие крупную цель на глубине, но они определят расположение мелких металлических предметов в слое почвы толщиной несколько десятков сантиметров. Влияет на поиск рабочая частота прибора — низкая подходит для больших объектов, глубже проникает в почву.
Если поиск танков периода Великой Отечественной войны или другой военной техники ведется в воде, то здесь не обойтись без снаряжения для подводного плавания (гидрокостюм, акваланг и др.).
Раскопки, извлечение танков из воды, болота
Поисками боевых машин занимаются официально зарегистрированные отряды, помогают поднимать военные специалисты. Часто присутствует оцепление из сотрудников милиции. Нередко топливные баки танков оказываются полными, а боеприпасы — неразорвавшимися, что представляет опасность для людей. Нужно предельно осторожно извлекать военные раритеты из земли и воды. Даже один найденный снаряд, обнаруженная мина или граната, — повод обратиться к властям и саперам.
Например, практически полный боекомплект обнаружили поисковики, поднявшие в мае 2007 года легендарную «тридцатьчетверку», пролежавшую со времен Великой Отечественной войны (ВОВ) на дне озера вблизи деревни Зеленкино Псковской области. А летом 2012 года при подъеме из реки танка Т-34/76, затонувшего 7 января 1944 года в Черкасской области, украинские саперы обезвредили более 20 снарядов. Боеприпасы обычно подрывают на полигонах, в безлюдных местах.
Видео о подъеме танков
Найти, достать со дна или выкопать танк — огромное везение и сложная техническая задача. На суше верхний слой земли обычно снимают с помощью экскаватора, затем ведут раскопки вручную. Часто попадаются человеческие останки и мелкие детали, которые необходимы для идентификации находки. Наиболее затратный и трудоемкий процесс — извлечение боевых машин из болота, реки или озера.
Подъем танка КВ-1
В Кировском районе Ленинградской области из Невы при помощи плавучего крана подняли советский танк КВ-1, затонувший в годы ВОВ. Кадры видео, снятого 16 ноября 2011 года в районе «Невского Пятачка», дают представление о сложности всей спасательной операции. Глубина реки в районе подъема составляет около 15 м, погода в день проведения работ была штормовая.
Практически с первых мгновений, когда танк на стреле плавкрана взмыл в воздух, специалисты поискового батальона Западного военного округа и сотрудники музея по ее внешнему виду предположили, что боевая машина находится в хорошем состоянии. Дальнейшее изучение и окончательные оценки экспертов подтвердили первоначальные выводы.
В башне КВ-1 нашли и извлекли остатки боезапаса, но тела экипажа не обнаружили. Видимо, люди покинули танк, который, скорее всего, тонул при переправе на понтоне. Номера и другие отличительные признаки боевой машины послужат отправной точкой для музейных работников. Они смогут отследить путь танка и экипажа, найти тех, кто знает о судьбе танкистов.
Имя легендарного военачальника Клима Ворошилова было присвоено советскому танку, выпущенному впервые в марте 1940 года. Первый бой КВ-1 принял в войне с Финляндией при прорыве знаменитой «линии Маннергейма» в декабре 1940 года. Принимал участие танк и в сражениях Великой Отечественной войны.
Подъем танка Т-34/76 «Смелый»
Именной советский танк Т-34/76 «Смелый» поисковики из клуба «Аръергард» нашли в д. Малахово (Псковская область). Подняли 27-тонную машину из болота 7 мая 2009 года. В иле на глубине 5 м танк пролежал 67 лет. Как выяснилось после извлечения, в бой «тридцатьчетверка» ушла с полным комплектом (более 100 боеприпасов на борту).
Удалось найти местных жителей, которые помнили, как затонул танк, его не раз пытались достать сразу после войны.
Подъем артиллерийской установки Stug-40
В районе города Великие Луки Псковской области весной 2002 года поисковики нашли и подняли немецкую самоходную артиллерийскую установку Stug-40, пролежавшую в болоте со времен Великой Отечественной войны. С помощью тягача самоходка была извлечена на твердую поверхность. Немецкую боевую машину отмыли от грязи, ила. После чего на броне стали хорошо различимы цифры и символы. Процесс был снят на видео, которое мы предлагаем вашему вниманию.
Также читайте:
3monety.ru
Несостоявшиеся танки Великой отечественной / Назад в СССР / Back in USSR
История создания двух знаменитых танков ВОВ весьма интересна. Она может объяснить, весьма не однозначную оценку этих двух машин, и даёт объяснение части неудач наших танкистов, имевших место летом 1941 год. Вся проблема в том, что в серию пошли даже не экспериментальные, а концептуальные машины.Ни один из этих танков не создавался для вооружения армии. Они должны были только показать, как должен выглядеть танк, своего класса.
Довоенные танки производства завода № 183. Слева направо: БТ-7, А-20, Т-34-76 с пушкой Л-11, Т-34-76 с пушкой Ф-34
Начнём с КВ. Когда руководство страны советов осознало, что имевшиеся на вооружении танки, устарели на столько, что уже совсем не танки. То было принято решение, о создание новой техники. Были выдвинуты и определённые требования к этой техники. Так тяжёлый танк, должен был иметь противоснарядное бронирование и несколько орудий, в нескольких башнях. Под этот технический проект было начато проектирование машин названых Т-100 и СМК.
СМК
Т-100
Но конструктор СМК, Котин считал, что тяжёлый танк должен быть однобашенным. И у него родилась идея создать другую машину. Но всё его КБ было занято созданием заказанного СМК. И тут ему повезло, на завод прибыла на дипломный проект группа слушателей бронетанковой академии. Вот этим «студентам» и доверили создать новый танк. Те не долго думая укоротили корпус СМК, оставив место под одну башню. В эту башню воткнули вторую пушку, вместо пулемёта. А сам пулемёт перенесли в кормовую нишу башни. Броню усилили, доведя массу проект до указанной в задание. Понатыкали узлов, чертежи которых изучали в академии. Взяли даже узлы с американского трактора, снятого с производства в Штатах, лет за 20 до этого. А вот подвеску менять не стали, скопировав с СМК. Не смотря, на то что длинна танка уменьшилась в 1,5 раза. И количество узлов подвески уменьшилось на тоже число. А нагрузка на них возросла. Единственное что сделали сами «студенты» это поставили дизельный двигатель. И вот по этим чертежам и создали танк КВ. Предъявленный на испытания вместе с Т-100 и СМК.
Самый первый КВ, осень 1939 года
Но тут началась Финская война и все три танка направили на фронт. Который выявил полное превосходство концепции КВ над остальными танками. И танк, не смотря на все возражения главного конструктора, был принят на вооружение. Начавшаяся вскоре Великая Отечественная Война, выявила все недостатки проектирования КВ. Танк оказался крайне не надёжным, особенно эти танки страдали от поломок подвески и узлов скопированных с американского трактора. В результате в 1941 году лишь около 20% этих машин было потеряно от огня противника. Остальные были брошены из-за поломок.
СМК в бою
Подорвавшийся на фугасе СМК в глубине финских позиций
Военные вообще то люди консервативные. Если они считали тяжёлый танк многобашенным, то именно такой и заказывали. И если танки для рейдов были колёсно-гусеничными, то именно такую машину они и заказали. В замен танков серии БТ-7. Но они хотели получить машину защищённую от противотанковой артиллерии. Для чего предполагалось сделать наклонную броню. Вот на такую, машину и выдали заказ военные КБ Кошкина в Харькове.
А-20
А-32
Но тот видел совсем другу машину. Поэтому вместе с заказанной военными машиной получившей индекс А-20, он сделал почти точно такую же, А-32. Почти, за 2 исключениями. Во первых был убран механизм передвижения на колесах. Во вторых на А-32 стояла 76,2-мм пушка. Вместо 45-мм на А-20. При этом А-32 весил на тонну меньше, чем А-20. И на испытаниях А-32 показал себя более предпочтительней чем А-20. Особенно, когда была выпушена следующая модификация машины А-34, с более прочной бронёй и с пушкой Ф-32, такой же, как на КВ. Правда вес танка возрос на 6 тонн. И доставшаяся по наследству, от А-20 свечная подвеска стала не выдерживать.
Танк А-34 (2-й опытный образец)
Но РККА, остро нуждалась в новых танках. И не смотря, на выявленные дефекты танк пошёл в серию. Причём ещё с более мощной и тяжёлой пушкой Ф-34. Кошкин и конструктор пушки Грабин были знакомы. Поэтому он ещё до появления этой пушки на вооружении получил комплект чертежей. И на основе их готовил место под пушку. И на среднем Т-34, оказалась пушка более мощная, чем на тяжёлом КВ. Но в результате издержек проектирования, получилась ситуация близкая, к ситуации с КВ. Т-34 первых выпусков чаще бросали из-за поломки, чем из-за боевых повреждений.
Самый первый КВ, но весной 1940 года после его переоборудования по проекту КВ-2. А башня с самого первого КВ, имевшего номер У-0, была установлена на танке номер У-2.
Нельзя сказать, что конструкторы не опознавали недостатки своих машин. Сразу же началась борьба с «детскими болезнями» конструкций. В результате к 1943 году удалось получить те знаменитые Т-34 и КВ про которые мы знаем. Но вообще-то эти машины рассматривались лишь как временные, до появления новых танков. Так Котин работал над КВ-3 со 107-мм пушкой. А КБ в Харькове над Т-34М. Проектом машины, с поперечным расположением двигателя и вертикальными бортами. Т-34М успели даже запустить в серию. Сделали около 50 комплектов деталей для танка этого типа. Но до захвата Харькова ни один танк полностью собрать не успели.
Т-34М, он же А-43.
Вот так и получилось, что танками победы стали танки, появление которых не предусматривалось. А их принятие на вооружение считалось временной мерой и не на долго. Танки, которые не предполагалось использовать в качестве основных, и которые просто были концепциями конструкторской мысли.
Нельзя сказать, что в 1940 году, после того как были выяснены недостатки наших новых танков, не было попыток создать новые машины. О проекте Т-34М, уже писал. Была попытка создать и новый тяжёлый танк. Получившей индекс КВ-3. В проекте этой машины была сделана попытка убрать недостатки свойственные танкам КВ-1 и КВ-2 (тот же КВ-1, но с новой башней и 152-мм гаубицей), использовали в проекте и опыт войны с финнами. Вооружить этот танк планировалось 107-мм пушкой. Однако испытания первого образца пушки прошли не удачно. Заряжающему было тяжело и не удобно работать с боеприпасом такого размера и веса. Поэтому танк представленный на испытания летом 1941 года был вооружён всё той же 76-мм пушкой. Но тут началась война и в сентябре 1941 года экспериментальная машина пошла в бой, на Ленинградском фронте. Из которого она не вернулась и официально числится пропавшей без вести. Но есть донесение одного из командиров РККА, который утверждал, что прорвавшийся в глубину обороны немцев танк был обстрелян из 105-мм немецких гаубиц. От огня которых сдетонировал боезапас. С него сорвало башню, а сам танк был полностью разрушен.
КВ-3. Макет.
Кадры кинохронники знакомые пожалуй всем. На них виден семикатковый КВ-3 с башней от КВ-1.
Но ни Т-34М, ни КВ-3 перед войной не рассматривались в качестве основного танка РККА. Им должна была стать машина с индексом Т-50. Прототип этой машины был создан в 1940 году и внешне очень сильно напоминал Т-34, только был несколько меньшим в размерах. Но имел такую же 45-мм наклонную броню, правда вооружёна машина была 45-мм пушкой и 3 пулемётами. Проект признали не совсем удачным, слишком уж высокотехнологичной получилась машина. И её не могли освоить заводы, на которых её планировалось выпускать. Да и слишком тяжеловат получился танк, для своего класса.
Т-126 в Кубинке
Тогда было решено снизить толщину брони до 37-мм, убрать курсовой пулемёт, а в башню поставить не спорку пулемётов, а один пулемёт. Применить и ряд других технических решений направленных на снижение веса и технологичности производства. Всё это отодвинуло начало производства на июнь 1941 года. И серийные машины появились в войсках уже после начала войны. Всего таких танков было выпущено не много, несколько десятков. Завод по их производству был эвакуирован из Ленинграда, а на новом месте было решено начать производство машин других типов.
Т-50
Его конкурент созданный на Кировском заводе
Но продолжим рассказывать про неизвестные советские танки 2-й мировой. Про проект Т-34М, я уже писал, но наработки этого проекта оказались востребованы. В 1943 году на вооружение был принят танк Т-43, являвшийся прямым наследником проекта Т-34М. Но появление на полях сражений «Тигров» и «Пантер», не позволил этой машине пойти в большую серию. Но он послужил основой, для лучшего танка ВОВ, Т-44. Уже к середине 1942 года стало ясно, что Красной Армии требуется новый средний танк. Проектирование такого танка, получившего название Т-43, завершили к июню 1943 года. Главное требование военных, обеспечить максимум защиты при минимальном увеличении массы, было выполнено. Его корпус, унаследовавший конфигурацию Т-34, уже имел круговое 75-мм бронирование. Толщину лобовой части башни, в которой была установлена 76,2-мм танковая пушка Ф-34, довели до 90 мм (против 45 мм у Т-34). А вот длину моторно-трансмиссионного отделения сократить не удалось, в результате чего боевое отделение получилось меньше. Поэтому, чтобы обеспечить экипажу необходимое внутреннее пространство, конструкторы применили торсионную подвеску, более компактную, чем свечная с вертикальными пружинами, как на танках БТ и Т-34. Превосходя Т-34 по бронезащите и не уступая по вооружению тяжелому танку КВ-1 и КВ-1с, средний танк Т-43 однако, приблизился к тяжелым танкам по удельному давлению на грунт, что отрицательно сказалось на проходимости и запасе хода. И его конструкция вышла предельной, исключающей дальнейшую модернизацию. И когда серийную «тридцатьчетверку» оснастили 85-мм пушкой, нужда в Т-43 временно отпала, хотя именно башня от Т-43 с небольшими изменениями была использована для танка Т-34-85, поэтому опыт работы над ним не пропал даром. Дело в том, что испытательный пробег Т-43 на 3 тыс. км. наглядно доказал правильность выбора для среднего танка торсионной подвески и бесперспективность поэтапного изменения традиционной компоновки.
Т-43
Т-34 и Т-43
Стало ясно, что нужна принципиально иная машина. Именно ее и начали проектировать в КБ Морозова. В результате работ и получился танк Т-44. К созданию танка Т-44 приступили в конце 1943 года. Новый танк получил обозначение «Объект 136» а в серии — обозначение Т-44. На новой машине не только применили поперечное расположение двигателя, но и ряд других технических новинок. Будучи внедренными по отдельности, на разных танках, они не дали бы ощутимого эффекта, зато в совокупности сделали конструкцию Т-44 такой, которая на десятилетия определила развитие отечественной бронетанковой техники. Высоту моторно-трансмиссионного отделения уменьшили, перенеся воздухоочиститель нового типа из развала цилиндров У-образного двигателя к борту. Кстати, сам дизель В-44 оснастили улучшенной топливной аппаратурой, что позволило поднять мощность с 500 до 520 л. с. при том же объеме цилиндров, что и на предшествующем В-34. На месте вентилятора, выступавшего за габариты картера, поставили компактный маховик. Это дало возможность смонтировать дизель на низкой, жесткой, но легкой моторной раме, а в итоге высота корпуса уменьшилась на 300 мм.
Два эксперементальных образца Т-44
Средний Т-44 и его немецкий аналог тядёлый Т-V «Пантера».
Внесли и другие конструктивные наработки, которые не могли внедрить на серийных Т-34. Так новая схема моторно-трансмиссионного отделения позволила сместить башню новой конструкции с 85-мм пушкой ЗИС-С-53 в центр корпуса, где на танкистов меньше воздействовали утомляющие угловые колебания машины, а длинноствольная пушка не могла воткнуться в землю при движении по пересеченной местности. Возросла и точность стрельбы. А главное такая центровка позволила конструкторам довести толщину лобового листа брони до 120 мм без перегрузки передних катков. Добавим, что повышению прочности лобового листа способствовали и перенос люка механика-водителя на крышу корпуса, и отказ от шаровой установки курсового пулемета, так как боевой опыт выявил его недостаточную эффективность. В новом танке курсовой пулемет был жестко закреплен в носовой части корпуса, а на освободившемся месте рядом с механиком-водителем поставили топливный бак. На опытном образце Т-44-85 между вторым и третьим опорными катками был небольшой разрыв. На серийных машинах разрыв был между первым и вторым катками. В таком виде Т-44 успешно прошел государственные испытания и был принят в 1944 году на вооружение Красной Армии. Танки Т-44 серийно выпускались в Харькове.
Т-44
С конца 1944 по 1945 год было изготовлено 965 танков. Т-44 не принимали участия в боевых действиях. Хотя и стали поступать в войска с весны 1945 года. Так до 9 мая 1945 года, на вооружение отдельных гвардейских танковых бригад поступило 160 танков этого типа. Которые находились во 2-м эшелоне действующей армии. И которые должны были стать неприятным сюрпризом, для немцев, в случае появления у них танков новых типов. Например разрабатываемой «Пантеры-2». Но потребности в этом типе танка не возникло. И Т-44, не приняли участие в боевых действиях. Даже против Японии. Выпав тем самым из поля зрения военных историков. А жаль. Потому что этот танк, был лучшим танком 2-й мировой.
back-in-ussr.com
Михаил Барятинский. Т-34-85 – взгляд изнутри и снаружи. Т-34 в бою. История России. Библиотека.
Рассматривая конструкцию танка Т-34-85, следует делать поправку на то, что от своего предшественника танка Т-34 он отличался практически только башней с вооружением да подбашенным листом корпуса. Все остальные изменения носили незначительный и непринципиальный характер. Поэтому ниже наибольшее внимание будет уделено вооружению танка.
Огневая мощь
На танках Т-34-85 ранних выпусков устанавливалась 85-мм пушка Д-5Т (или Д-5-Т85) с длиной ствола 51,6 калибра. Масса пушки 1 530 кг. Предельная длина отката 320 мм. Пушка имела клиновой затвор, аналогичный по устройству затвору пушки Ф-34, и полуавтоматику копирного типа. Противооткатные устройства состояли из гидравлического тормоза отката и гидропневматического накатника и располагались над стволом: с правой стороны – накатник, с левой – тормоз отката.
Внутренний вид башни танка Т-34-85 (передняя сторона):
1 – сиденье заряжающего; 2 – гильзоулавливатель; 3 – сиденье наводчика; 4 – механизм поворота башни; 5 – захват погона башни; 6 – запорное устройство отверстия для стрельбы из личного оружия; 7 – кнопка включения подсветки угломера; 8 – электрощиток башенного оборудования; 9 – подвеска прицела; 10 – приборы наблюдения МК-4; 11 – прицел ТШ-16; 12 – щиток освещения прицела; 13 – пушка; 14 – плафон освещения башни; 15 – спаренный пулемёт; 16 – укладка пулемётных магазинов на правом борту башни; 17 – стопор башни; 18 – аппарат №1 ТПУ
С марта 1944 года на танк Т-34-85 устанавливалась 85-мм пушка С-53 (а затем ЗИС-С-53) обр. 1944 года с длиной ствола 54,6 калибра. Масса качающейся части пушки без бронировки 1 150 кг. Предельная длина отката 330 мм. Вертикальная наводка от –5° до +22°. Затвор пушки – вертикально-клиновой с полуавтоматикой копирного типа. Спусковой механизм пушки состоял из электрического и механического (ручного) спусков. Рычаг электроспуска располагался на рукоятке маховика подъёмного механизма, а рычаг ручного спуска – на левом щите ограждения пушки.
Для стрельбы из 85-мм танковых пушек служили штатные боеприпасы от 85-мм зенитной пушки обр. 1939 года:
– унитарный патрон с бронебойно-трассирующим тупоголовым снарядом (БР-365) с баллистическим наконечником с взрывателями МД-5 и МД-7;
– унитарный патрон с бронебойно-трассирующим остроголовым снарядом (БР-365К) с взрывателем МД-8;
– унитарный патрон с осколочной стальной гранатой (О-365К) с взрывателем КТМ-1;
– унитарный патрон с подкалиберным бронебойно-трассирующим снарядом БР-365П (принят на вооружение в феврале 1944 года).
Размещение боеукладок в танке:
1 – укладка артвыстрелов на правом борту башни; 2 – укладка артвыстрелов в нише башни; 3 – укладка артвыстрелов в правом углу боевого отделения; 4 – укладка пулемётных магазинов слева от сиденья механика-водителя; 5 – укладка артвыстрелов на полу боевого отделения в ящиках; 6 – укладка пулемётных магазинов на нижнем носовом листе корпуса; 7 – укладка пулемётных магазинов в отделении управления справа от сиденья пулемётчика; 8 – укладка артвыстрелов в отделении управления; 9 – укладка пулемётных магазинов на правом борту башни
Боекомплект пушки состоял из 55 артвыстрелов (осколочных – 36, бронебойных – 14, подкалиберных – 5) и размещался в корпусе и башне танка в трёх типах укладок: стеллажной, хомутиковых и ящиках.
Стеллажная укладка на 12 выстрелов находилась в нише башни. В неё входили выстрелы с осколочной гранатой.
Хомутиковые укладки располагались: на правом борту башни – на 4 артвыстрела; в отделении управления у правого борта корпуса – на 2 артвыстрела; в правом заднем углу боевого отделения – на 2 артвыстрела. На правом борту башни укладывались выстрелы с бронебойными снарядами, а в отделении управления и боевом – с подкалиберными снарядами. Таким образом, в постоянной готовности к немедленному открытию огня в Т-34-85 находились 20 артвыстрелов.
В шести ящиках, расположенных на днище боевого отделения, размещалось 35 выстрелов, из них: 24 – с осколочной гранатой, 10 – с бронебойным снарядом и 1 – с подкалиберным.
Если брать в качестве своего рода расчётной единицы немецкий тяжёлый танк «Тигр», то можно констатировать, что его лобовую броню 85-мм пушки пробивали на дальности 1000 м. При стрельбе по танку «Тигр» с дальности 1500 м в его лобовом листе корпуса осталась лишь вмятина глубиной 39 мм, а на дальности 800 м в борту подбашенной коробки образовался пролом размером 350 на 230 мм. У самоходного орудия «Фердинанд» и тяжёлого танка «Королевский тигр» 85-мм пушка пробивала только бортовые и кормовые броневые листы корпуса и башни. При этом необходимо отметить, что по качеству изготовления советские бронебойные снаряды несколько уступали немецким, что не позволяло до конца использовать потенциал танковых пушек. Вместе с тем и сравнение с немецкими тяжёлыми танками выглядит некорректно, так как Т-34-85, будучи массовым танком Красной Армии, чаще имел дело с Pz.IV и «Пантерой». Первый поражался 85-мм бронебойным снарядом практически на всех дистанциях огневого боя, а со вторым дело обстояло существенно хуже. Лобовой лист корпуса «Пантеры» имел толщину 85 мм и наклон к горизонту 35°, пробить его пушка танка Т-34-85 могла только с дистанции, не превышавшей 500 м.
Т-34-85 завода «Красное Сормово». Промежуточная модель, сохранившая часть характерных деталей ранних сормовских машин: смещённый вперёд наружный топливный бак и рымы из прутка
По сравнению с Т-34 у Т-34-85 существенно улучшился манёвр огнём. Механизм поворота башни имел объединённое управление ручным и электрическим приводами, что существенно облегчало пользование им. Полный оборот с использованием электропривода башня совершала за 12-15 с.
Для стрельбы прямой наводкой из пушки Д-5Т использовались телескопический прицел ТШ-15 и перископический ПТК-5, из пушек С-53 и ЗИС-С-53 – телескопический прицел ТШ-16. Для стрельбы с закрытых позиций – боковой уровень и башенный угломер.
Телескопические прицелы ТШ-15 и ТШ-16 имели 4-кратное увеличение и поле зрения 16°.
Оба они имели оптический шарнир, состоявший из четырёх зеркал. Головная часть прицела жёстко крепилась на качающейся части пушки, а окулярная часть была неподвижной, что существенно улучшило условия работы наводчика.
Впрочем, в Т-34-85 значительно улучшились условия работы всех членов экипажа. Так, например, ширина рабочего места наводчика в плечах составляла 500 мм, то есть стала равной таковой у Pz.IV или «Пантеры». Ширина рабочего места заряжающего составляла 500×900 мм и опять-таки была равной «Пантере». При этом длина унитарных патронов у обоих танков была примерно одинаковой. Рабочее место заряжающего в Pz.IV было меньше, чем в Т-34-85. Превосходил «тридцатьчетвёрку» по всем этим показателям только «Тигр».
Защищённость
Первый опытный образец танка Т-34-85М. Весна 1944 года
Рассматривая бронезащиту танка Т-34-85, следует учитывать, что корпус был полностью заимствован (кроме подбашенного листа) у танка Т-34. При постановке Т-34-85 на серийное производство, в общем-то, предполагалось усилить толщину бронелистов корпуса. В апреле 1944 года завод № 183 изготовил два образца танка Т-34-85М. Толщина лобового листа корпуса у них равнялась 75 мм, толщина крышки люка механика-водителя была доведена до 100 мм, а бронировки курсового пулемёта – 90 мм. При этом пришлось пойти на уменьшение бронирования там, где это было возможно. До 15 мм уменьшилась толщина листов крыши МТО, днища подкрылков, нижнего кормового листа, задней части днища. В ходовой части применялись облегчённые балансиры и опорные катки. В ходе испытаний выяснилось, что эти мероприятия особого результата не дали. Кроме того, испытания обстрелом выявили, что 75-мм лобовая броня пробивается снарядом 88-мм немецкой танковой пушки KwK 43 L/71 с дистанции 2000 м! Таким образом, никакого смысла в усилении лобовой брони корпуса в 1944 году уже не было.
Второй опытный образец танка Т-34-85М. Весна 1944 года. Хорошо видна изменённая конфигурация кормы корпуса, связанная с размещением там двух 190-л топливных баков
Поскольку главным нововведением у 7-34-85 стала башня, то на ней и сосредоточились основные усилия конструкторов. К тому времени уже было известно из опыта войны, что на башню приходится до 45% опасных поражений танков. Основа башни отливалась из стали 71Л, обладавшей более высокими литейными показателями, чем применявшаяся ранее для башен Т-34 сталь МЗ-2. Толщина лобовой части башни составляла 75 мм, бортов и кормы – 52 мм. С 7 августа 1944 года толщина лобовой части башни стала составлять 90 мм. Толщина бортов башни была доведена до 75 мм. В сочетании с некоторым их наклоном эта толщина обеспечивала защиту от бронебойных снарядов 75-мм противотанковой пушки Pak 40 на дистанции около 500 м при курсовых углах до 40°.
Лобовая же броня обеспечивала защиту от немецких бронебойных снарядов с дальностей 800– 2000 м, в зависимости от калибра и типа боеприпаса.
Таким образом, уровень бронезащиты Т-34-85 по сравнению с танком Т-34, вооружённым 76-мм пушкой, возрос незначительно. Но если говорить о защищённости в целом, то она возросла весьма существенно. Решающее влияние на этот процесс оказало не усиление бронирования башни, а установка в ней новой мощной пушки. Благодаря этому удалось увеличить дистанцию огневого боя и в результате снизить вероятность поражения танка вражескими снарядами. Важное значение имело и размещение в башне третьего члена экипажа. Теперь командир танка, избавившись от функций наводчика, мог полностью сосредоточиться на наблюдении за полем боя, поиске целей и оценке обстановки. В результате действенность упреждающего и ответного огня танка по танкоопасным целям и эффективность его противоартиллерийского манёвра существенно возросли. В полной мере способствовали этому оснащение Т-34-85 качественными приборами наблюдения и радиосвязью.
Сравнительные размеры танков Т-34 и Т-34-85
Что касается приборов наблюдения, то механик-водитель Т-34-85 остался при своём: в его распоряжении по-прежнему были два призматических смотровых прибора, закрывавшихся броневыми заслонками-«ресничками». Располагавшийся справа от него пулемётчик (бывший стрелок-радист) с декабря 1944 года получил в своё распоряжение оптический телескопический прицел ППУ-8Т с полем зрения 25°. В результате стала уходить в прошлое такая оценка эффективности курсового пулемёта, оснащённого лишь диоптрическим прицелом, поле зрения которого ограничивалось отверстием в шаровой установке – 2-3°: «Обзор через эту дырочку над стволом пулемёта был ограниченный, а сектор обстрела и того меньше. Иногда пулемёт повернёшь, видишь, что кто-то бежит, а стрелять не можешь». Тем не менее курсовые пулемёты очень пригодились в 1944-1945 годах для борьбы с «фаустниками».
Приварка крыши к основе башни Т-34-85. Уралвагонзавод, 1944 год
Настоящим прорывом стало оснащение Т-34-85 тремя перископическими вращающимися приборами наблюдения МК-4. Приборы наводчика и заряжающего размещались в крыше башни, а прибор командира в крышке люка командирской башенки. Прибор МК-4 обеспечивал распознавание предметов на местности на удалении 1 000– 1 200 м. В связи с этим хотелось бы обратить внимание читателя на одно обстоятельство. Дело в том, что прибор МК-4 не является отечественным изобретением. Он был скопирован весной 1943 года с английского прибора Mk IV, который устанавливался на британских танках, поступавших в СССР по ленд-лизу, и считается чуть ли не лучшим прибором наблюдения периода Второй мировой войны и даже далее. И вот тут непонятно – а чего ждали до 1943 года? Первые английские танки прибыли в СССР поздней осенью 1941 года, а приборы наблюдения на Т-34 подвергались жёсткой критике аж с 1940-го! Во всех отчётах по испытаниям английских танков отмечается хорошее качество и удобство пользования приборами наблюдения. В подобных отчётах, кстати, всегда присутствовал перечень того, что было бы неплохо позаимствовать у «иностранцев». Прибор Mk IV почти всегда занимал в нём первую строчку. Но, судя по всему, нашим производственникам в 1942-1943 годах было не до приборов наблюдения.
Интересно отметить, что прибор Mk IV – это не английское изобретение. Его разработал польский инженер Гундлах в середине 1930-х годов, а англичане просто приобрели лицензию на его выпуск. С этим прибором наши военные смогли ознакомиться ещё в 1939 году при испытаниях трофейного польского танка 7ТР и уже тогда занесли этот прибор в перечень «чего бы позаимствовать»!
Выполнение своих обязанностей командиру Т-34-85 существенно облегчала командирская башенка, толщину стенок которой в процессе серийного выпуска довели с 52 до 75 мм. По периметру командирской башенки располагались пять смотровых щелей, закрытых стеклоблоками. Во вращающейся крышке люка башенки (двух– или одностворчатой) размещался прибор наблюдения МК-4.
Схема бронирования танка Т-34-85
Существенное влияние на уровень защищённости Т-34-85 оказало оснащение всех танков радиостанциями. Причём на боевые машины этого типа устанавливалась наиболее совершенная танковая радиостанция периода Второй мировой войны – 9РС. В отличие от выпускавшейся ранее 9РМ она была выполнена компактно в одном блоке и рассчитана на питание от бортовой сети напряжением 24 В. На Т-34-85 радиостанцию перенесли из корпуса в башню – теперь её обслуживал командир танка. Последнее обстоятельство исключило из цепочки связи промежуточное звено – стрелка-радиста. Теперь командир танка получил непосредственный контакт с командиром подразделения. В итоге резко улучшилось взаимодействие как отдельных танков, так и подразделений на поле боя.
Подвижность
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть танка Т-34-85 по сравнению с танком Т-34 принципиальных изменений не претерпели. Поэтому характеристики подвижности, несмотря на возросшую массу, изменились незначительно, чего нельзя сказать о надёжности.
Во многом благодаря поступлению в 1943 году по ленд-лизу современных станков удалось существенно повысить качество изготовления двигателей В-2-34, пятиступенчатых коробок передач, бортовых редукторов и т.д. Уже нередки были случаи, когда двигатели отрабатывали на танках без поломок по нескольку сот моточасов. Этому способствовала и замена в общем то неплохих воздухоочистителей «Циклон» на ещё более производительные «Мультициклон», введение всережимных регуляторов и т.д. Повышение надёжности работы двигателя и трансмиссии положительно сказались на манёвренности. И если средние скорости движения остались прежними, то время, в течение которого танк мог двигаться с такой скоростью, увеличилось. Кроме того, танкисты перестали бояться активно маневрировать на поле боя. Всё это также сказалось на защищённости боевых машин. Недаром существуют старые танкистские поговорки о том, что «поражаемость танка пропорциональна квадрату его скорости» и простая и точная: «Броня – фигня, но танки наши быстры!»
Рост надёжности танка Т-34-85 в целом оказался весьма кстати на завершающем этапе Великой Отечественной войны, когда для Красной Армии стало характерным проведение крупномасштабных и динамичных наступательных операций.
Вперёд>>
Просмотров: 11695
statehistory.ru
Немецкие танки времен войны на ходу (подборка, 29 видео) 2016 год смотреть онлайн в хорошем качестве
Легкий танк PzKpfw I ausf B, ПольшаЛегкий танк Pz.Kpfw I на ходу, штат Иллинойс, Франклин парк 2015
Легкий танк PzKpfw II «Лукс», Франция, город Сомюр 2013
Легкий танк Pz.Kpfw III M. Немецкий танковый музей + видео оттуда же.
Легкий танк Pz.Kpfw III, Бовингтон
Легкий танк Pz.Kpfw III на милитари шоу в штате Юта
StuG III, Бовингтон
+ из Koblenz, Германия
Panzer IV, Немецкий танковый музей
Hetzer в slow-motion
Marder III в движении
«Пантера» из Сомюра, Франция и из Koblenz, Германия (801) + крупные планы
«Ягдпантера», быстро ездит (Koblenz, Германия) и стреляет
Единственный ходовой «Тигр» из Бовингтона, Великобритания + запуск двигателя
Тяжелый танк Tiger II (Sd.Kfz. 182), Сомюр, Франция
Испытания в Великобритании захваченного «Ягдтигра» в 1945
САУ «Шмель» (Hummel)
Прогон немецкой военной техники времен Второй мировой войны на милитари выставке в Нидерландах, 2015
Прогон тяжелой бронетехники (союзная, французская, немецкая) во французском музее Самюр
voenhronika.ru