Американцы посчитали все российские танки
www.arms-expo.ru
Танковые : Министерство обороны Российской Федерации
Главная Структура Вооруженные Cилы РФ Сухопутные войска Структура Танковые
Танковые войска – род войск и главная ударная сила Сухопутных войск. Применяются преимущественно совместно с мотострелковыми войсками на главных направлениях и выполняют следующие основные задачи:
• в обороне — по непосредственной поддержке мотострелковых войск при отражении наступления противника и нанесению контратак и контрударов;
• в наступлении — по нанесению мощных рассекающих ударов на большую глубину, развитию успеха, разгрому противника во встречных боях и сражениях.
Основу танковых войск составляют танковые бригады и танковые батальоны мотострелковых бригад, обладающие большой устойчивостью к поражающим факторам ядерного оружия, огневой мощью, высокой подвижностью и маневренностью. Они способны наиболее полно использовать результаты огневого (ядерного) поражения противника и в короткие сроки достигать конечных целей боя и операции.
Боевые возможности танковых соединений и подразделений позволяют им вести активные боевые действия днем и ночью, в значительном отрыве от других войск, громить противника во встречных боях и сражениях, с ходу преодолевать обширные зоны радиоактивного заражения, форсировать водные преграды, а также быстро создавать прочную оборону и успешно противостоять наступлению превосходящих сил противника.
Дальнейшее развитие и повышение боевых возможностей танковых войск осуществляется главным образом за счет оснащения их более совершенными типами танков, в которых оптимально сочетаются такие важнейшие боевые свойства, как высокая огневая мощь, маневренность и надежная защита. В совершенствовании организационных форм основные усилия сосредоточиваются на придании им общевойскового характера, что в наибольшей степени отвечает содержанию современных операций (боевых действий).
structure.mil.ru
Танковые войска Российской Федерации — Википедия
Та́нковые войска́ Вооружённых Сил Российской Федерации — род войск в Сухопутных войсках, их главная ударная сила и мощное средство вооружённой борьбы, предназначенное для решения наиболее важных задач в различных видах военных (боевых) действий.
Образование танковых войск ВС РФ[править]
Танковые войска Российской Федерации основаны в результате разделения ВС СССР между бывшими союзными республиками, который последовал в начале 1992 года, после Распада СССР в конце 1991 года (см. ОВС СНГ).
К моменту Распада СССР — Танковые войска СССР обладали значительной численностью.
В результате гонки вооружения к началу 1960-х годов только на западном ТВД было развернуто 8 танковых армий (из них 4 — в ГСВГ) [2]. На вооружение поступали танки новых серий: Т-64 (1967), Т-72 (1973), Т-80 (1976), ставшие основными боевыми танками Советской Армии. Они имели различную комплектацию по типу двигателей и других важных узлов, что в значительной степени осложняло их эксплуатацию и ремонт в войсках[2].
Согласно информации Министерства обороны СССР, на 1 января 1990 года в строю имелось 63 900 танков, 76 520 боевых машин пехоты и бронетранспортёров[2]. В период 1955—1991 гг. советские танковые войска были сильнейшими в мире.
В соответствии с договором об обычных вооружённых силах в Европе от 19 ноября 1990 года Советский Союз обязался сократить обычные вооружения на Европейской территории до уровня 13 300 танков (имелось 20 694), 20 000 бронированных машин (имелось 29 348), 13 700 артиллерийских орудий. Договор окончательно поставил крест на возможности советского танкового броска, ознаменовав завершение эпохи великого танкового противостояния
Современное состояние[править]
В современном виде танковые войска — «главная ударная сила Сухопутных войск и мощное средство вооружённой борьбы, предназначенное для решения наиболее важных задач в различных видах боевых действий».[3] По словам главнокомандующего Сухопутными войсками генерала армии В. А. Болдырева:[1]
Танковые войска применяются преимущественно на главных направлениях для нанесения по противнику мощных рассекающих ударов на большую глубину. Обладая большой устойчивостью к поражающим факторам оружия массового поражения, огневой мощью, высокой подвижностью и маневренностью, они способны наиболее полно использовать результаты ядерных и огневых ударов, в короткие сроки достигать поставленных целей боя и операции. Боевые возможности танковых соединений, частей и подразделений позволяют им вести активные боевые действия днём и ночью, в значительном отрыве от других войск, громить группировки противника во встречных боях и сражениях, с ходу преодолевать обширные зоны радиоактивного заражения и форсировать водные преграды. Они способны также быстро создать прочную оборону и успешно противостоять наступлению превосходящих сил противника…
…Таким образом, значение танковых войск как одного из главных родов Сухопутных войск и их главной ударной силы сохранится в обозримом будущем. При этом танк сохранит за собой роль ведущего уникального боевого средства Сухопутных войск.
Помимо собственно танковых подразделений, частей и соединений, в состав танковых войск входят мотострелковые десантируемые непосредственной поддержки, ракетные, артиллерийские, разведки и наведения, радиоэлектронной борьбы и помехопостановки в целом, зенитные, а также инженерные части, связи, автомобильные и другие подразделения специальных войск. Танковым частям может придаваться вертолётная эскадрилья, состоящая из Ми-24 и транспортно-боевых Ми-8.
Тактический средний танк с стрелковым (десантируемым с брони или из брони) сопровождением является средством прорыва глубокоэшелонированной обороны противника после артиллерийско-авиационной огневой подготовки в поле деятельности штурмовых орудий-самоходных, или буксируемых, лобовой атаки, зачистки атакованной позиции артогнём и удержания её при поддержке стрелкового десанта до подхода сил огневого усиления в виде самоходок или систем залпового огня. Совершенно предпочтительна поддержка атакующих средних тактических танков огнем самоходно-артиллерийских установок. Буксируемые орудия-недостаточно годны в качестве средства поддержки атакующей колонны.
Указом Президента России № 435Ф от 16 апреля 2005 года и приказом Министра обороны России № 043 от 27 мая 2005 года приняты на вооружение модернизированные танки Т-72БА, Т-80БА, Т-80УА, Т-80У-Е1 и Т-90А.[4] За период 2001—2010 годы выпущено 280 танков.[5]
В 2005 году на вооружении армии в РФ состояло 23 тысячи танков[6].
В 2009 году количество танков в России было сокращено до 20 тысяч единиц[7].
В 2008—2010 годах одной из приоритетных задач развития Сухопутных войск являлось их оснащение — в первую очередь, соединений и частей постоянной готовности — современными танками Т-90. Основные проблемы танковых войск заключаются в значительной разномарочности танкового парка, необходимости повышения огневой мощи танков, их защищенности и подвижности[1].
В 2010—2011 годах принято решение о прекращении закупок Т-90, БТР-90, БТР-80, БМД-4, БМП-3 и любой другой отечественной бронетехники сроком на 5 лет, до создания платформы Армата.[8]
Начальники Главного Автобронетанкового управления Министерства обороны СССР и Российской Федерации[править]
Западный военный округ[править]
Южный военный округ[править]
По состоянию на 2013 год, в округе нет отдельных танковых частей.
Восточный военный округ[править]
Центральный военный округ[править]
Знаки различия[править]
Современные Сухопутные войска имеют на вооружении танковых соединений основные боевые танки: Т-14, Т-72, Т-80, Т-90 . По состоянию на 2011 год, танковые войска СВ ВС России по численности превосходят танковые войска США, танковый парк которых насчитывает около 6 250 танков M1 Abrams[10][11]. На вооружении РФ состоит более 10 тысяч танков[12].
Бронированные машины, бронетехника и машины на их базе СССР и России после 1945 года | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
| |||||||
| |||||||
* — производились только на экспорт; курсивом выделены перспективные, опытные или не пошедшие в серийное производство образцы |
Основной боевой танк Т-80 (2010).
-
Т-90 с поднятым шноркелем для преодоления водных преград по дну (фото Alain Servaes).
-
Основной боевой танк Т-14 (2015).
Учебные заведения[править]
По состоянию на 1992-й год.[источник не указан 1937 дней]
Военная академия:
- Военная академия бронетанковых войск (Москва)
Высшие командные училища:
- Благовещенское высшее танковое командное училище
- Казанское высшее танковое командное училище
- Ташкентское высшее танковое командное училище (Чирчик)
- Ульяновское гвардейское высшее танковое командное училище
- Харьковское гвардейское высшее танковое командное училище
- Челябинское высшее танковое командное училище
Высшие инженерные училища:
- Киевское высшее танковое инженерное училище
- Омское высшее танковое инженерное училище
По состоянию на 2012 год:
- Общевойсковая академия Вооружённых Сил Российской Федерации (Москва)
- Квалификация — инженер, специальность: многоцелевые гусеничные и колёсные машины.
- Дальневосточный военный институт имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского (Благовещенск)
- Квалификация — менеджер, специальность: управление персоналом.
- Московское высшее военное командное училище (Москва)
- Квалификация — менеджер, специальность: управление персоналом.
- Новосибирское высшее военное командное училище (Новосибирск)
- Квалификация — инженер, специальность: многоцелевые гусеничные и колёсные машины.
- Квалификация — лингвист, переводчик; специальность — перевод и переводоведение.
- Квалификация — педагог-психолог; специальность: педагогика и психология.
- Челябинский танковый институт (Челябинск)
- Квалификация — менеджер, специальность: управление персоналом.
- Филиал Челябинского танкового института (Казань)
- Квалификация — менеджер, специальность — управление персоналом.
- Квалификация — педагог-психолог, специальность: педагогика и психология.
- Омский танковый инженерный институт (Омск)
Танковый биатлон[править]
В составе «Международных армейских игр»[13] в России проводятся уникальные танковые учения, «Танковый биатлон»[14]
Отражение в искусстве[править]
- В 2009 году на российские экраны вышел четырёхсерийный сериал «Танки грязи не боятся» про будни танкистов Российской Армии.
www.wiki-wiki.ru
как проходит модернизация основных боевых машин российской армии — РТ на русском
В 2018 году в российскую армию начнут поступать модернизированные версии основных танков — Т-90М и Т-80БВМ. Обновление танкового парка происходит с учётом опыта сирийской кампании и требований современного боя. Машины получат улучшенную защиту, передовое автоматизированное оборудование и более совершенные двигатели. Подробнее о новых разработках российского оборонного-промышленного комплекса — в материале RT.
Модернизированный «Владимир»
В ближайшие месяцы на вооружение российской армии будет принят основной боевой танк Т-90М «Прорыв-3» (объект 188М). Первая партия, которая поступит в войска, составит 30—40 машин. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу корпорации «Уралвагонзавод» (УВЗ).
Т-90 «Владимир» является перспективной разработкой конца 1980-х годов. В 2000-х годах эта машина стала самой популярной на мировом рынке. Помимо прекрасных ходовых характеристик и огневой мощи, модель отличалась от предшественника (Т-72Б) наличием автоматизированной системы управления огнём.
По информации Международного института стратегических исследований (IISS), в российских войсках на ходу 350 T-90 и T-90А. С 2011 года УВЗ не производит эту машину, а в 2015 году стартовали опытно-конструкторские работы (ОКР) по «Прорыву-3».
- Танки Т-90
- РИА Новости
Т-90М будет отличать новый боевой башенный модуль с улучшенной системой управления огнём и более современной системой заряжания. При этом орудия останутся теми же: 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М-4, спаренный 7,62 мм пулемёт ПКТМ и 12,7 мм НСВ «Утёс».
Осведомлённость экипажа Т-90М значительно возрастёт. На танке установлена система видеонаблюдения за окружающим пространством и многоканальный панорамный тепловизионный прицел, который позволяет вести бой в любом направлении в любое время суток.
Современный программно-технический комплекс связи позволит Т-90М действовать на театре военных действий (ТВД) в рамках единого информационного пространства. Машина фактически интегрирована в автоматизированную систему управления тактического звена.
Также по теме
Минобороны России опубликовало видео работы экипажа танка Т-90Ко Дню танкиста Минобороны России опубликовало видео работы экипажа боевой машины Т-90. Как сообщает оборонное ведомство, особый…
На Т-90М установят двигатель В-92С2 мощностью 1000 л.с. Силовая установка будет снабжена программируемым подогревателем, который уменьшит время запуска в холодное время года. Снабжение электрических приборов при отключённом двигателе будет осуществляться с помощью дизель-генераторной установки.
Также конструкторы УВЗ поработали над улучшением защитных свойств танка. За лобовую часть будут отвечать клиновидные элементы динамической защиты «Реликт» разработки московского НИИ стали (2006 год). Комплекс способен уберечь машину от большинства современных снарядов, а модульная компоновка облегчает ремонт и замену повреждённых конструкций.
«При создании комплекса дополнительных средств защиты были учтены особенности предыдущих проектов. Результатом этого стало определённое сокращение ослабленных зон дополнительной защиты, что положительным образом сказалось на общих параметрах живучести техники. В сочетании с активной защитой всё это должно давать значительный прирост реальной эффективности», — отметили в УВЗ.
«Реактивный» танк
В настоящее время на завершающем этапе испытаний находится ещё одна модернизированная версия позднесоветского танка. Речь идёт о Т-80БВМ, которая по своим тактико-техническим характеристикам будет сопоставима с боевыми возможностями Т-72Б3.
Контракт на модернизацию Т-80БВ был заключён между Минобороны РФ и нижнетагильским предприятием 24 августа 2017 года на международной выставке «Армия». Как уточнили в «Уралвагонзаводе», соглашение носит «долгосрочный характер», а объём первой партии может составить два танковых батальона (60—80 машин).
- Модернизированный танк Т-80БВМ на демонстрации бронетанковой техники в честь Дня танкиста на территории 33-го общевойскового полигона. Луга (Ленинградская область), 09.09.2017
- © Decoder / otvaga2004.mybb.ru
Официальные источники не сообщают количество Т-80БВ в войсках РФ. Согласно подсчётам IISS, на начало 2017 года на вооружении российской армии состояло 450 Т-80 в версии «БВ» и «У». При этом на хранении находилось 3 тыс. Т-80Б, Т-80БВ и Т-80У.
О решении военного ведомства модернизировать часть парка Т-80 СМИ сообщали в конце 2016 года. Работы были поручены двум предприятиям, входящим в структуру УВЗ, — АО «Омсктрансмаш» и АО «СКБ транспортного машиностроения» (Санкт-Петербург).
Базовая модель Т-80 (1976 год) была революционной разработкой кировского СКБ-2. Это был первый в мире серийный танк с единой газотурбинной силовой установкой. Главными достоинствами машины стали выдающиеся ходовые качества. Т-80 был намного быстрее и манёвренней своих конкурентов.
Также по теме
Т-80 для чайников: тест-драйв легендарного танка от корреспондента RTВ воскресенье, 10 сентября, свой профессиональный праздник отмечают российские танкисты. Накануне корреспондент RT Илья Петренко…
В сценарии сухопутной войны с НАТО предполагалось использовать Т-80 как одно из основных средств прорыва обороны противника. В ответ на агрессию альянса группировка машин с газотурбинными двигателями должна была нанести молниеносный асимметричный удар. Поэтому детище СКБ-2 в шутку прозвали «танком Ла-Манша».
Скорость Т-80 достигает 80 км/ч (против 65 км/ч дизельного Т-72). Шум двигателя Т-80 оглушителен и напоминает звук взлетающего истребителя. По этой причине танк получил ещё одно прозвище — «реактивный».
Т-80БВМ, как Т-90М, будет оснащён комплексом защиты «Реликт». Огневая мощь танка не изменится. Как и прежде, на нём будут стоять 125 мм пушка и два пулемёта калибра 7,62 мм и 12,7 мм. Изменения коснутся системы управления огнём. Известно, что Т-80БВМ получит всепогодный тепловизионный прицел «Сосна-У», способный обнаруживать танки противника на расстоянии до 5 км, и автоматизированное цифровое оборудование.
Мощность газотурбинного двигателя (ГТД) модернизированного танка составит 1250 л.с. Обновлённая силовая установка будет менее «прожорливой», чем на предыдущих моделях. Расход топлива позднесоветского Т-80 составлял до 8 л на 1 км, а у Т-72 и Т-90 этот показатель не превышает 4 л.
Чтобы сократить расход топлива, петербургское СКБ разработало систему синхронного включения генератора и стартера запуска двигателя Т-80БВМ. Ожидается, что на один километр пути модернизированный танк будет тратить 4—5 л топлива, сохранив все свои прежние преимущества, включая «всеядность».
- Т-80БВМ
- © Пресс-служба Минобороны РФ
Немаловажное преимущество ГТД перед дизельным двигателем заключается в быстроте запуска в условиях мороза (3 минуты при -40 °C против 30 минут у дизельной установки). Силовая установка Т-80 заменяется в течение 3—4 часов (у дизельного аналога — 6—12 часов). Однако ремонт ГТД требует демонтажа и отправки в цех, что в полевых условиях превращается в недостаток.
Реализация потенциала
Минобороны РФ объясняет необходимость модернизации недостатками серийной танковой техники, которые были выявлены в ходе сирийской операции. В частности, об этом 7 сентября 2017 года заявил начальник главного автобронетанкового управления Минобороны РФ Александр Шевченко.
В западных СМИ утвердилась точка зрения, что модернизация танкового парка (как и другой военной техники РФ) укладывается в русло курса Москвы на противостояние с НАТО. В рамках этой политики Россия якобы усиливает ударные группировки вблизи западных рубежей, пополняя их новейшим и модернизированным оружием.
Также по теме
От «цистерн» до «Арматы»: как на протяжении столетия менялась бронетанковая техника15 сентября 1916 года в битве при Сомме англичанами впервые были применены танки. Несмотря на большое количество недоработок, эти…
Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский придерживается иной точки зрения. По его словам, Т-80БВМ предназначен в большей степени для усиления арктической группировки войск. А 1-я гвардейская танковая армия, вызывающая беспокойство у НАТО, будет перевооружаться на Т-90М и Т-14 «Армата».
«Газотурбинные двигатели по своим характеристикам практически идеально подходят для эксплуатации в Арктике. Не думаю, что Т-80БВМ будут массово поступать в части Западного военного округа. По моей информации, Кантемировская дивизия (входит в 1-ю армию), которая сейчас вооружена Т-80БВ, будет получать только технику нового поколения — Т-90М и Т-14», — сообщил RT Мураховский.
Эксперт сомневается, что решение Минобороны РФ о модернизации танкового парка было вызвано обострением геополитической ситуации и является ответом на расширение военной инфраструктуры альянса. По мнению Мураховского, обновление парка Т-80 и Т-90 продиктовано вполне прагматичными соображениями.
«Прошло более двух десятилетий, и машины должны получить более современное оборудование и комплексы защиты. Цель модернизации Т-80БВМ — приблизить боевые возможности машины к тем, которыми обладает Т-72Б3. В свою очередь, обновление Т-90М направлено на реализацию заложенного в этом танке потенциала до масштабного поступления Т-14», — отметил Мураховский.
russian.rt.com
Танковые войска России
Мощный рев двигателей, звонкий лязг гусеничных траков, яркие отблески лучей солнца на «отшлифованной» стали… Так 8 сентября 1946 г. русские танкисты впервые с гордостью отметили свой профессиональный праздник на Красной площади российской столицы. В центре внимания публики — советские танки четвертой гвардейской Кантемировской дивизии, которая была создана еще летом 1942 года в Сталинграде. Этот день вошел в историю, как первый официальный праздник всех бойцов подразделений танковых войск, которые отчаянно и стойко сражались с немецкими оккупантами. Указ о назначении Дня танкиста в СССР был рассмотрен на съезде народных депутатов и окончательно утвержден 11 июля 1946-го года на заседании Президиума Советского союза.
С момента своего основания и до наших дней танковые войска, наравне с артиллерией, остаются ключевой ударной «единицей» российской армии. Благодаря повышенной мобильности, хорошей маневренности в условиях открытой местности и достаточно мощному вооружению, бронированные танки способны оперативно решать наиболее важные боевые задачи в ходе контрнаступления основных подразделений сухопутных сил или проведения оборонительных операций. При этом сами механизированные войска представлены не только танками. Данный род войск объединяет и другие виды бронетехники: самоходные артиллерийские установки (САУ), специальные боевые машины мотострелков (БМП) и плавающие бронетранспортеры. Одним словом, танковые войска — это всесокрушающее и грозное оружие, которое в умелых руках способно изменить ход любого сражения.
Область применения бронетехники в условиях полномасштабных боевых действий достаточно многогранна, и одной из первостепенных задач танковых войск является прорыв укреплений противника по флангу или прямо «в лоб» — выбор тактики зависит от конкретной ситуации и обстановки на поле боя. Танки вполне могут действовать самостоятельно, но как показала практика, максимальный эффект их «КПД» достигается в основном при тесном взаимодействии с другими подразделениями вооруженных сил. Только так танки способны оперативно и «безболезненно» преодолевать вражеские укрепления, продавливая на полном ходу заданное направление и нанося при этом колоссальный урон живой силе и технике противника.
По сравнению с другими подразделениями войск (артиллерией, пехотой, ВМФ и др.), танковые войска являются относительно «свежим» видом вооруженных сил России — бронированная техника появилась лишь в начале Первой мировой войны, практически сразу после того, как изобрели двигатель внутреннего сгорания и освоили производство элементов брони и танкового вооружения. Принятый еще во времена Российской Империи многоцелевой курс на интенсивное развитие машиностроительной отрасли не лучшим образом сказался на состоянии экономики страны, но позволил в сжатые сроки нарастить огромный военный потенциал. Благодаря самоотверженному труду советских инженеров, конструкторов и ученых, а также храбрости и мужеству танкистов, российская армия смогла выдержать схватку с самым грозным врагом — силами Третьего Рейха.
Содержание Статьи
Теория маневренных войн
О перспективах полномасштабного развития танкостроительной отрасли для военных нужд всерьез задумались в самый разгар Первой мировой войны. Чтобы организовать наступление, необходимо было преодолеть хорошо укрепленные позиции противника, и сделать это силами пехоты не представлялось возможным, поскольку в этом случае потери среди рядового состава были бы колоссальными. Справиться с поставленной задачей под силу только мобильной бронированной технике, оснащенной пушками, поскольку перевозить тяжелую артиллерию с места на место — занятие достаточно хлопотное, требующее огромных временных затрат. И хотя до конца реализовать эту гениальную задумку в ходе Первой мировой не удалось, уже в послевоенные годы в некоторых западноевропейских странах «светлые умы» человечества стали активно выдвигать первые теории будущих маневренных войн, которые подразумевали использование особых механизированных боевых частей, состоящих из бронетехники.
Такие выдающиеся личности, как Ричард Бакминстер Фуллер, Сэр Бэзил Генри Лиддел Гарт, Гейнц Вильгельм Гудериан и другие, первыми заявили, что все последующие войны на планете перейдут на новый уровень — станут более быстрыми, яростными и маневренными. Свои догадки они взяли не из «пустой» головы, а почерпнули из полученного опыта прошлых военных конфликтов, детально проанализировав неудачи и поражения всех сторон вооруженного противостояния. Руководство СССР относилось к этой теории неоднозначно — были как сторонники, так и противники. Однако развитию военной техники придавалось тогда первостепенное значение, причем основной упор делали на производство бронированных машин.
В рядах Красной Армии начали в срочном порядке создавать новые уставы, в которых были закреплены прогрессивные взгляды военной науки советского «образца». Главное командование вооруженных сил СССР рассматривало будущие военные конфликты не только с точки зрения маневренного характера (хотя это и был основной фактор) — советские начальники также не исключали вероятность позиционных форм боевых действий. После долгих диспутов танки было решено строить, потому как без этого нового вида вооружения невозможно было противостоять многочисленным модернизированным и переоснащенным армиям стран Европы.
Хронология развития танковых войск
На конкретных этапах развития советские подразделения танкистов называли по-разному. Всего официально было утверждено шесть наименований. Хронология «имен» ведется еще со времен Имперского периода.
Броневые силы
Первые мобильные подразделения русской армии, оснащенные легкобронированной техникой с пушками, появились в составе регулярных войск в 1914 году. Именно тогда была сформирована автопулеметная рота, которая включала 12 бронированных машин. В том же году подразделения стали называть броневыми силами армии. Эта формулировка не менялась вплоть до 1929 года. По состоянию на 1917 год было сформировано более десяти мобильных дивизионов, на вооружении которых числилось порядка 300 бронемашин. Как ни парадоксально, но Красная армия на период Первой мировой не обладала собственными парками танков, но были приняты на вооружение ВС специальные бронепоезда отечественного производства.
Механизированные войска
Начиная с 1929 года, дивизионы советских бронесил переименовали в специальные мехвойска, которые были уже оснащены первыми танками. Верховным командованием Красной Армии было сформировано Главное управление по механизации и моторизации войсковых соединений. В 1930 году в составе мехвойск числился отдельный танковый полк, который на тот момент насчитывал более сотни единиц техники. Спустя два года на базе Ленинградского ВО были уже отдельные мехкорпуса, в которых общее количество бронетехники превышало 500 единиц. В СССР название «Механизированные войска» использовалось до начала 1936 года.
Автобронетанковые войска
Последующее интенсивное развитие мехвойск и танковых подразделений послужило толчком для модернизации внутренней структуры армейских частей и формирования нового вида сухопутных войск — автобронетанковых. Эти процессы начались в 1936 году. В том же году было сформировано управление по моторизации действующих боевых частей, которое позже тоже переименовали в автобронетанковое. В таком составе танковые подразделения СССР стояли на страже Родины до 1942 года. Помимо четырех основных танковых частей, дополнительно было сформировано около тридцати танковых бригад.
Бронетанковые и мехвойска
В самый разгар Второй мировой Главным командованием советской армии было принято решение снова переименовать танковые подразделения. В 1942 году их официальным названием стала двойная формулировка «Бронетанковые и механизированные войска» (БМВ). Эта аббревиатура была сохранена и после завершения военных действий — до 1953 года.
Бронетанковые войска
С появлением на военной арене тяжелых танков и после изменения в связи с этим тактики ведения боя танковые подразделения стали называть проще — бронетанковыми войсками. Официальный указ вышел в 1953 году. Уже тогда было «призвано на службу» более 50 тысяч единиц техники, при этом основу бронетанковых подразделений составляли высокоманевренные танки класса Т-54/55. В качестве действующих боевых формирований ВС СССР бронетанковые войска существовали до 1960 года.
Танковые войска
Решение окончательно переименовать бронетанковые войска в танковые приняли только в 1960 году, когда активно разворачивалась Холодная война между Советским союзом и США. Они стали ударной и огневой мощью русской армии — на вооружение были приняты новые танки класса Т-72 и Т-80. Последнее название оказалось наиболее удачным и остается приоритетным даже сегодня — в вооруженных силах РФ.
Нужно отметить, что менялось не только название бронетанковых подразделений, но также их ключевая роль в проведении боевых операций. В зависимости от театра военных действий, танки и бронемашины пехоты могли использоваться как в качестве вспомогательного средства, так и в роли ударно-штурмовых сил.
«Рождение» бронетехники в России
Практически с самого начала Первой мировой в рядах Имперской армии России сформировали специальные броневые силы пехотных войск, которые были оснащены легкими бронемашинами с пушками и пулеметами. Англичане и немцы скептически относились к идее перевооружения, по этой причине вариант применения нового вида техники на первых этапах военных действий они не рассматривали. Тогда как в Российской Империи уже в 1905 году ученые вместе с инженерами проводили первые экспериментальные опыты по созданию броневой техники на колесах. Тогда на вооружение приняли образцы бронемашин Накашидзе-Шаррон, созданных по чертежам экс-майора французских артиллерийских войск Поля Алексиса Гюйе.
После того, как в августе 1914 г. Верховное командование Императорской армии постановило сформировать в рядах армии отдельную механизированную автопулеметную роту, на Ижорском машиностроительном заводе, расположенном в 26 км от Северной столицы — Санкт-Петербурга, приступили к созданию первых боевых бронированных машин. За основу взяли конструкцию автомобиля «Руссо-Балт», которые начали выпускать в 1905 году в Риге. Бронемашины оснастили автоматическим оружием — в основном использовались станковые пулеметные системы класса «Максим», изобретенные в 1883 году. Поскольку запросы были очень велики, а промышленных мощностей катастрофически не хватало, со временем легковые броневики стали завозить из-за границы.
В начале осени 1914 года командование Императорской армии России заключило долгосрочный контракт на поставку целой серии бронеавтомобилей с английской фирмой Austin Motor Company. За три года в Россию было отправлено порядка 200 единиц импортной бронетехники марки «Austin». Летом 1916 года инженеры ГВТУ приступили к разработке «русских Остинов». Главным центром производства стал Путиловский завод. Английские «Austin» в целом были неплохими, но требовали небольшой доработки с учетом особенностей российского рельефа местности. Чтобы не начинать все с нуля, командование армии заключило с Austin Motor Company дополнительный договор на поставку фирменных автомобильных шасси в количестве 60 штук.
Инженеры ГВТУ основательно доработали проект «русского Остина»: добавили 8 мм брони, усилили раму и переделали задний мост, а пулеметные башни расположили по диагонали. Также места пулеметчиков дополнительно укрепили броневыми листами. Немного позднее разработали модификацию с более «универсальным» пулеметом, который способен был вести прицельную стрельбу не только по наземным, но и воздушным целям. Обновленную модель бронемашины оснастили комбинированным колесно-гусеничным движителем системы Кегресса. Массовое производство русских броневиков организовали на Путиловском заводе в начале весны 1918 г.
Каждый автомобильный бронеотряд обычно состоял из 4-х броневых машин: 3 пулеметные и 1 пушечная, а также дополнительно комплектовался мотоциклами с колясками, транспортными грузовыми автомобилями и мобильными ремсредствами. Рядовой состав одного бронеотряда составлял до 100 человек. Как правило, самостоятельно они не действовали — ими укрепляли действующие пехотные дивизии и кавалерийские полки. На завершительной стадии гражданской войны (во время обороны города Царицын) три бронеотряда объединились в отдельную колонну. Полученный боевой опыт послужил толчком для выделения броневых сил РККА в самостоятельный род войск.
Советский эксперимент: первый танк
Весной 1919 года, во время боев под Одессой красноармейцы отбили у белогвардейцев несколько французских танков Renault ft-17. Одну бронемашину решили подарить вождю пролетариата — Владимиру Ильичу Ленину. Трофейный презент «во всей красе» продемонстрировали руководству страны на торжественном первомайском параде, который традиционно проходил на Кремлевской красной площади. Управление французским танком «Reno» доверили «дедушке русской авиации» Борису Илиодоровичу Россинскому. Уже тогда В. И. Ленин сказал, что России нужно в обязательном порядке освоить «высшую» технику, иначе противники растопчут «в пух и прах». Спустя несколько дней Владимир Ленин приказал организовать и запустить собственное производство русских танков.
Осенью Renault ft-17 доставили на завод «Красное Сормово», который до сих пор продуктивно работает в Нижнем Новгороде. Работу над проектом первых русских танков поручили инженеру Николаеву. Бронелисты для будущих машин планировали доставлять с Ижорского завода, пушки — с Путиловского. Двигатели для танков производили на заводе имени Лихачева (АМО ЗИЛ). В. И. Ленин практически каждый день запрашивал подробные отчеты о результатах работ. Из-за нехватки опыта и технологического оборудования процесс экспериментального танкостроения продвигался мучительно долго. И все-таки, медленно, но уверенно Россия приближалась к поставленной цели.
Русский «Рено» выехал «в люди» утром 31 августа 1920 года — именно он считается первым танком, сделанным в СССР. После практических испытаний «на прочность» в период 1920–21 гг. его запустили в массовое серийное производство. Согласно общепринятой классификации он относился к легким маневренным бронемашинам, главная задача которых — прикрытие основных сил и огневая поддержка контрнаступательных операций сухопутных подразделений советской армии. Конструктивно практически ничем не отличался от своего французского «собрата» Renault FT-17, разве что сделан по-русски. Находился на вооружении до начала 1930 года, однако в боях не участвовал. Масса танка составляла 7000 кг, мощность двигателя — 34 л.с. В башне русского «Рено» помещалось всего 2 члена экипажа. В качестве вооружения использовались пушка калибра 37 мм и один пулемет, рассчитанный на пули калибра 7,62 мм.
Развитие танкостроения в СССР
В 1924 г. в Советском союзе проводилась полномасштабная военная реформа. Помимо изменения внутренней структуры боевых подразделений, верховным командованием было принято решение сформировать специальное Военно-техническое управление — ВТУ РККА. Также была создана главная комиссия по танкостроению, в задачи которой входило контролировать процесс производства танков и утверждать инженерные проекты. Члены этой комиссии единогласно поддержали идею массового производства легких танков вместо тяжелых. По большому счету, данное решение было обусловлено экономическим и промышленным кризисом в стране — катастрофически не хватало ресурсов и квалифицированной рабочей силы. В 1927 году в СССР выпустили легкий танк Т-18, который позже назвали МС-1.
В отличие от русского «Рено», МС-1 весил всего 5300 кг. Его оснастили 37-миллиметровой пушкой и сдвоенным пулеметом, рассчитанным на пули калибра 6,5 мм. По классификации МС-1 являлся танком сопровождения пехоты — на ровной местности он мог разгоняться до 17 км/ч. Двигатель на 35 л.с. позволял «безболезненно» преодолевать небольшие подъемы, не теряя начальную скорость. МС-1 серийно выпускали на Обуховском заводе в Ленинграде. За основу русские инженеры взяли конструкцию французского Renault FT-17. Однако ничем особенным этот танк не отличался. В 1929 году он был задействован в боях на китайской границе и уже тогда стало понятно, что советский МС-1 оказался ненадежным танком. Помимо технических неисправностей, неудовлетворительными оказались и другие характеристики бронемашины — крайне плохая проходимость на «полосе препятствий». Танк МС-1 не способен был преодолевать траншеи, ширина которых была больше одного метра. Несмотря на это, именно этот танк был взят за основу для создания будущих, более «продвинутых» моделей.
Тенденции развития механизированных войск СССР включали:
- постепенное наращивание боевого потенциала, огневой мощи и ударной силы армии;
- формирование полностью автономных танковых подразделений, которые способны были бы эффективно проводить боевые операции в отрыве от основных сил;
- создание необходимых условий для обеспечения маневренности и мобильности отдельных танковых групп во время наступательных операций;
- организация легкоуправляемой структуры танковых подразделений сухопутных войск.
В период 1930-40 гг. бронесилы Красной Армии оснащали высококлассной техникой, которая была создана лучшими конструкторскими бюро СССР. Новые ударные русские танки опытные инженеры создавали на основе британских и американских моделей. Наиболее популярным в те годы стал танк БТ-2. В дальнейшем были выпущены его улучшенные модификации — БТ-5 и БТ-7, которые надолго «прописались» в рядах Красной Армии.
Массово производить танки серии БТ начали в период 1932-40 гг. на паровозостроительном заводе в городе Харькове. Всего выпустили порядка 8 тысяч бронемашин. Кроме БТ, производили и другие модели танков, в частности Т-26. За основу этой модификации был взят 6-тонный танк британской компании Vickers. Изначально новый легкий танк оснастили двумя пулеметными башнями, но позже заменили на одну, в которую поместили 37-миллиметровую пушку и пулемет калибра 7,62-мм. Еще спустя некоторое время 37-мм пушку заменили на 45-мм, образца 1932 г. В 1938 году цилиндрическую башню танка Т-26 заменили на более рикошетную башню конической формы, дополнительно установили ТОС с вертикальной стабилизацией. Всего выпустили около 11 тысяч танков класса Т-26.
В 1933-34 гг. начали массово производить новые танки Т-28 и Т-35, которые были разработаны по чертежам советских инженеров и оснащены отечественным вооружением. Немного позже в СССР наладили производство моделей плавающих танков Т-37, Т-38 и Т-40, оснащенных пулеметными системами калибра 7,62 миллиметра. Но как показала практика, даже эти советские танки требовали полной модернизации. В ходе военных операций на территории Испании выявилось, что 10-мм броня не соответствует современным требованиям и в буквальном смысле прошивается насквозь. И тогда русские конструкторы получили задание сделать универсальные маневренные и хорошо защищенные танки, способные одинаково эффективно выполнять боевые задачи в атаке и обороне.
Русские танки Второй мировой
До начала Второй мировой на вооружении советской Армии числилось более 600 единиц КВ-1 и порядка 1200 единиц Т-34. Всего за первые годы войны предприятия оборонной промышленности выпустили больше 52 тысяч средних и тяжелых танков. Летом 1942 года Главное командование армии постановили срочно сформировать 4 отдельных танковых подразделения для проведения наступательных операций. В 1943 г. в бронетанковые формирования, помимо танков включили также ПТ-САУ, минометные и ракетно-зенитные комплексы. В том же году дополнительно была сформирована пятая танковая армия.
В первые два года войны танковые соединения несли огромные потери, поэтому командованием Красной Армии было принято решение расформировать корпуса и дивизии — вместо них создали отдельные механизированные батальоны и танковые бригады, которые на практике оказались более эффективными в ближних боях. Осенью 1943 года официально утвердили организационно-штатную структуру бронетанковых и механизированных войск. В каждую военную бригаду входили три ударных танковых батальона, состоявших из 65-ти средних танков Т-34, отдельный батальон пехоты (мотострелков), а также были предусмотрены дополнительные ремонтные подразделения и части снабжения. Численность рядового состава составляла более 1300 солдат.
История развития русских танков не ограничивается только легендарными танками Т-34. В разные периоды войны с конвейера советских заводов выпускались и другие «шедевры танкостроения». В 1943 г. на Челябинском Кировском заводе запустили производство нового тяжелого танка КВ-85. В 1944 году выпускали средний танк Т-44. А в конце войны появился ИС-3, но в боевых операциях он участие не принимал. Выпускались также легкие танки Т-60 и Т-70 — их производство было дешевым, но они не имели должного бронирования и служили больше для отвлекающего маневра. Немецкие солдаты называли их «неистребимой саранчой». В общей сложности в период 1941-45 гг. было изготовлено более 95 тысяч танков и САУ разных модификаций.
Во Второй мировой войны Красная Армия потеряла более 60-ти тысяч танков и САУ. Но главная цель была достигнута — силы Третьего Рейха потерпели поражение, а военное правительство Германии подписало акт о капитуляции. За мужественную борьбу с фашистскими захватчиками более тысячи русских танкистов были награждены медалью «Золотая звезда» и удостоены почетного звания Героя Советского Союза. Порядка 10000 работников оборонной промышленности, которые лично «ковали» Великую Победу в тылу страны, получили государственные награды и грамоты.
Танковые тараны: «Приказано уничтожить…»
В числе героических подвигов, которые совершили русские танкисты, особенное место занимают виртуозно проведенные танковые тараны. На войне ситуации возникали разные: заклинило башню, кончились снаряды или контузило наводчика… Но враг наступал по всем фронтам, и танкистам приходилось изощряться, чтобы не допустить прорыва на фланге. Первый в истории танковый таран успешно провел экипаж КВ-1 во главе с легендарным командиром Павлом Даниловичем Гудзем. На полной скорости тяжелый советский танк врезался в борт танка PzKpfw III и вывел его из строя.
Очень много аналогичных таранов было совершено в 1943 г. в ходе сражений под Прохоровкой. В общей сложности русские танкисты взяли тогда «на абордаж» порядка 20–30 вражеских машин. Во время легендарной Курской битвы тараном было повреждено больше 50-ти единиц немецкой бронетехники. Стоит отметить, что при помощи танковых таранов удавалось повредить не только бронемашины и легкие танки противника. Иногда в роли «жертвы» выступали также знаменитые «тигры» и «пантеры» — в момент столкновения у них часто рвались гусеничные траки, «трескались» по швам бронелисты и деформировались опорные катки.
Были случаи, когда танки сталкивались случайно (попадали в «клинч»), но чаще всего танкисты шли на таран намеренно, чтобы остановить продвижение немецких танковых колонн. Обычно это делали в ночное время или когда стоял густой туман, поскольку плохая видимость не позволяла вести прицельную стрельбу на средних и дальних дистанциях. Русские тяжелые танки врывались в ряды вражеской колонны, на полном ходу сокрушая немецкую бронетехнику мощными ударами корпуса. Нужно признать, что танковые тараны являлись показателем виртуозного мастерства танкистов, ведь чтобы удар нанес повреждение, необходимо было правильно рассчитать скорость, траекторию и вычислить наиболее уязвимые места противника.
Русские танки таранили не только «себе подобных», но и другие вражеские объекты — немецкие бронепоезда и даже самолеты на аэродромах. Летом 1944 г. командир среднего танка Т-34 Дмитрий Евлампиевич Комаров впервые совершил таран бронепоезда на железнодорожной станции Черные Броды. Отличились и бойцы 24 танкового корпуса во время контрнаступления русских войск после успешной обороны Сталинграда. В декабре 1942 г. они направились в сторону станции Тацинской, где на двух аэродромах готовились ко взлету более 200 немецких самолетов. Поскольку снарядов было мало, уничтожать авиацию противника пришлось тараном.
Михаил Катуков — гений танковых войск СССР
Имя Михаила Ефимовича Катукова, ставшего самым выдающимся маршалом бронетанковых войск СССР, впервые стало известно из сводок совинформбюро во время проведения оборонительных операций за Москву. В этих сражениях Катуков со своими верными «подопечными» из 4-й танковой бригады сумел остановить и разгромить бронированный «кулак» из немецких танков, которым командовал главный танковый стратег Третьего рейха — генерал Гейнц Вильгельм Гудериан. Немецкий полководец никогда не признавал поражения, действовал холодно и расчетливо, что позволяло ему успешно проводить любые атаки. Но в схватке с Катуковым он вынужден был признать неоспоримое преимущество советских танков т-34 перед немецкими бронемашинами и отказался от попытки захватить Тулу, чтобы начать наступление на Москву с юга.
В октябре 1941 года, в самый разгар битвы за Москву, танковая группа генерала Гудериана добилась серьезных успехов, преодолев за три дня почти 200 км российской территории. Передовой ударный отряд немцев сходу ворвался в город Орел, а еще через 180 км добрался до Тулы. Группа Гудериана не собиралась сбавлять темп наступления, но на их пути возникла 4-я танковая бригада полковника Катукова, которая не только остановила наступление, но и фактически вывела из строя немецкую дивизию. Катуков грамотно использовал рельеф местности, ложные позиции, маскировку и тактику танковых засад, когда танки прятались в земле по башню и ждали своего часа для атаки. За один бой силами 4-й бригады было уничтожено более десяти танков противника.
У Катукова было меньше войск, чем у Гудериана, но маневренные Т-34 творили на поле боя чудеса. Позже немцы прозвали Михаила Катукова «Генерал хитрость» и выдающийся русский полководец неоднократно подтверждал полученную от противника оценку своего полководческого таланта. В начале ноября 1941 г. бригаду Катукова переименовали в 1-е гвардейское танковое соединение в РККА. Самому Катукову присвоили звание генерал-майора танковых войск. Поскольку генеральских звездочек на передовой в 1941 году не было, пришлось нарисовать их на петлицах химическим карандашом.
В ноябре 1941 года Михаил Катуков был удостоен высшей награды СССР ордена Ленина. В те же дни он получил еще одну памятную награду — старинный Тульский самовар, который подарили тульские рабочие в память о том, как танкисты Катукова защищали подступы к городу. Растроганный Михаил Ефимович пообещал тогда дойти до Берлина и попить чайку на ступеньках рейхстага. Весной 1945 г. генерал-полковник Катуков свое обещание сдержал. Он растопил тульский самовар прямо посреди руин столицы Третьего Рейха.
Прохоровка: сражение стальных «титанов»
Легендарное танковое противостояние под российским поселком Прохоровка, который находится в Белгородской области, стало самым масштабным и грандиозным в истории Второй мировой войны. Сегодня в кругу историков ведутся «горячие» споры о количестве танков, артиллерийских систем и другой бронетехники, задействованных в танковой баталии под Прохоровкой. Однако какими бы не оказались реальные цифры, можно с уверенностью сказать, что по количеству используемых танков подобного сражения не было за все годы войны. Немецкое командование привлекло практически все технические резервы и сформировало достаточно мощный «железный кулак», чтобы наверняка прорвать советскую оборону своими танковыми клиньями.
Главными участниками баталии, которая состоялась в 1943 г. под Прохоровкой, являлись пятая танковая армия генерал-лейтенант Павла Алексеевича Ротмистрова с советской стороны и второй танковый корпус СС оберстгруппенфюрера Пауля Хауссера. В битве «стальных титанов» было задействовано около 1500 единиц бронетехники, причем перевес был у Красной Армии — 800 советских танков против 700 немецких. Русские Т-34 вливались в боевые порядки немецких войск, стараясь выиграть за счет маневренности, и расстреливали вражеские танки на близкой дистанции. Ближний бой был невыгоден немецкой стороне, поскольку сводил на нет все преимущества мощных крупнокалиберных пушек, но исправить ситуацию и переломить ход событий фашистам не удалось.
До поздней ночи под Прохоровкой не смолкал гул двигателей и лязг гусениц, взрывались снаряды, горели танки и артиллерийские установки. Черная пелена дыма заволокла небо. Немецкий план наступления под кодовым названием «Цитадель» потерпел фиаско. Это масштабное сражение полностью переломило ход Второй мировой, поскольку танковые силы Третьего Рейха не смогли оправиться от сокрушительного поражения и восстановить былую мощь. Проиграв битву, фашисты начали постепенно сдавать и другие позиции — началось отступление по всем фронтам. Курская битва стала символом стойкости бойцов Красной армии и высокого военного мастерства офицеров.
Современные модели танков ВС РФ
От армии Советского союза нынешним Вооруженным силам Российской Федерации достались в наследство прогрессивные танковые войска с внушительным парком боевой бронетехники, а также несколько крупных промышленных центров танкостроения, которые сегодня занимают ведущие позиции в ОПК страны. В 2005 году на вооружении российских ВС числилось более 20000 танков различных модификаций. Со временем советское «достояние» снимали с вооружения по причине несоответствия современным военным тенденциям. В 2009 году в строю оставили только 1/10 часть машин. Первостепенной задачей, которую поставило перед собой военное руководство России, стала модернизация танковых войск.
Первым танком нового образца, запущенным в серийное производство после войны, стал средний танк Т-54, который вооружили скорострельным 100-миллиметровым орудием. Также разработали усовершенствованный вариант этой модели танка — танк Т-55 с мощным 115-миллиметровым орудием, который был предназначен для проведения боевых действий в радиоактивных зонах. Но наиболее популярным в советской и российской армии стал средний танк Т-62, оснащенный хорошо бронированной башней и гладкоствольным 155-миллиметровым орудием. Серийные модели танков Т-72, Т-80 и Т-95 представляли собой универсальные средние танки, способные оперативно и эффективно выполнять различные боевые задачи на любой местности.
Приоритетным направлением в развитии танковых войск РФ в начале ХХ века стало перевооружение армии современными машинами, которые могут преодолевать любые преграды, а также выполнять маневренные марш-броски на средние и дальние расстояния, независимо от времени суток. Особенного внимания заслуживают российские танки и ПТ-САУ последнего поколения:
- Средний танк «Армата» — представляет собой поистине уникальный образец российского танкостроения, способен проводить маневренные боевые операции против вражеских танков и сухопутных сил, входя в состав отдельных танковых и мотострелковых подразделений;
- ПТ-САУ «Коалиция-СВ» — конструкция этой модели разработана с применением последних научных достижений и цифровых технологий 21-го века. Используется для оперативного уничтожения ядерных средств тактического назначения, наземных артиллерийских систем, минометных батарей и любых видов бронетехники;
- БМП «Курганец-25» — широко применяется сегодня для переброски мобильных сухопутных подразделений в любую точку боевых действий, а также обеспечивает их огневую поддержку во время вооруженного столкновения;
- Бронетранспортер «Бумеранг» — российская бронемашина нового поколения. Основным назначением является транспортировка сухопутных подразделений и содействие активному подавлению живой силы и легкой бронетехники противника.
На сегодняшний день модернизированные танковые войска России, как и несколько десятилетий назад, являются наиболее «закаленным» родом войск и представляют собой достаточно грозное оружие универсального действия. И хотя многие армии мира держат курс на бесконтактные формы войны, танки еще долго будут оставаться одной из главных ударных сил.
masterskayarsenal.ru
Россия превзошла всех по числу танков :: Армия
Однако основу парка по-прежнему составляют советские образцы. На новые не хватает денег
Россия вышла на первое место по количеству бронетехники. Об этом заявил заместитель министра обороны РФ Дмитрий Булгаков в интервью газете «Красная звезда» в среду. По его словам, за последние пять лет в войска поставили более 25 тыс. машин и 4 тыс. единиц ракетно-артиллерийского вооружения. Но главное даже не это — в армию поступило более 80 образцов новых видов техники. Теперь войска почти на 60% укомплектованы современным оружием. По сравнению с 2012 г. — почти в четыре раза больше.
Т-64. Фото: wikipedia.org
Вместе с тем не стоит предаваться иллюзиям, что Россия вышла на первое место по бронетехнике благодаря новинкам. Основу танкового парка по-прежнему составляют еще советские Т-72, Т-64 и Т-80. «Девяностых» только 350, и еще две сотни на хранении. Да, часть Т-90 планируется довести до уровня «Арматы» — поставить пушку от нового танка, систему управления огнем «Калина» и современную динамическую защиту. Однако проект «Прорыв-3» затратный. Неизвестно, сколько машин обновят до уровня Т-90М.
А пока российских танкистов «спасает» советский Т-72. Вернее, его модернизированная версия Т-72Б3. Машина получилась удачной и намного более дешевой, чем все версии «девяностого». Не говоря уже об «Армате», которую уже устали ждать все. Пока танк появлялся лишь на Красной площади на Параде Победы и на демонстрационных видео. В этом году «Армату» привезли на форум «Армия-2017». Однако в армии машины как не было, так и нет.
Т-90. Фото: wikipedia.org
Похожая ситуация сложилась с бронетранспортерами. Базовой машиной остается советский БТР-80. На его основе разработан БТР-82 — он принят на вооружение в 2013 году. До этого военные отвергли громоздкий БТР-90, который по характеристикам почти дотягивал до БМП. Более легкий «восемьдесят второй» понравился намного больше, машина стала мощнее и живучее. Кроме того, появилась возможность вооружить ее, кроме пулеметов, скорострельной 30-миллиметровой пушкой 2А72.
БТР-82. Фото: wikipedia.org
Но пока в армии больше «восьмидесяток» — порядка 1 тыс. 700 машин. Они составляют основу парка бронетранспортеров в сухопутных войсках. Новых БТР-82 только 800. Зато морские пехотинцы серьезно обновили парк, получив 600 новеньких «восемьдесят вторых».
БТР-80. Фото: wikipedia.org
Российские десантники с 2016 г. начали получать новые БМД-4М, которые получили хорошие отзывы у «голубых беретов». Однако пока в ВДВ поступило лишь полторы сотни новых машин, а основу гаража «десантуры» по-прежнему составляют советские БМД-2, принятые на вооружение еще в 1985 году. Начальник Генштаба РФ Валерий Герасимов после учений 2013 г. дал нелестную оценку состоянию машин. По его словам, БМД-2 устарели морально и физически, а износ основных узлов и агрегатов не позволяет использовать их боевые возможности. При этом на вооружении ВДВ РФ остается еще сотня БМД-1. Заслуженные, но безнадежно устаревшие машины.
БМД-4М. Фото: wikipedia.org
Что касается гусеничных боевых машин пехоты, то пока лучшей моделью в ВС РФ является БМП-3, принятая на вооружение в 1987 году. В ходе эксплуатации машина постоянно модернизировалась, и последние версии «трешки» вполне конкурентоспособные. Особенно с боевым модулем «Бахча-У» и управляемыми ракетами «Аркан». На вооружении российской армии полтысячи БМП-3 и еще 200 ожидается до конца года. Это очень мало. Для сравнения, БМП-2 у военных почти 5 тысяч. Это и есть основа. Не спешат списывать и старенькие БМП-1 — полтысячи на вооружении и 7 тыс. (!) на хранении. Машина, которая применялась еще в ходе операции «Дунай» в 1968 г. в Чехословакии, досталась даже Нацгвардии. Надо ли говорить, что по современным меркам машина не выдерживает критики — слишком уязвима. И это неудивительно. С тех пор как ее разработали, оружие шагнуло далеко вперед.
БМД-1. Фото: wikipedia.org
Получается, что, несмотря на поступление новой техники в воинские части, говорить о каком-то глобальном перевооружении рано. Новинок недостаточно, а основу по-прежнему составляют образцы еще советского производства. Одним из самых рациональных подходов остается модернизация, когда удачные модели дорабатывают, продлевая им жизнь. Это общемировая практика. Точно так же американцы поступают со своими «Абрамсами».
БМП-3. Фото: wikipedia.org
Из-за нехватки финансирования забуксовали проекты на платформе «Армата». Это и танк Т-14, и боевая машина пехоты Т-15, которую в СМИ уже окрестили «цепным псом «Арматы». Вместе с тем некоторые новые образцы удалось в армию протащить.
Боевая машина поддержки танков «Терминатор». Фото: wikipedia.org
Например, боевую машину поддержки танков «Терминатор» или испепеляющие все вокруг огнеметные установки «Солнцепек», испытанные в Сирии. В ноябре в рамках выполнения гособоронзаказа Минобороны получит десять машин. А это уже хорошее начало.
utro.ru
Американцы посчитали все российские танки
Портал Business Insider проанализировал, какие танки состоят на вооружении российской армии и сколько боевых машин находится в запасе. Несмотря на то что на параде в 2015 году был показан новейший танк Т-14 Армата, в войсках этих машин немного.
Издание пишет, что танк будет готов к полноценной службе не раньше 2019 года. А пока большинство из 2700 боеготовых танков в российской армии составляют Т-72Б3 и Т-80У.
Т-55
Разработанный в середине 50-х годов танк Т-55 вооружен 100-мм пушкой и способен разгоняться до 50 км/ч. За годы производства танк не раз модернизовался и сегодня существует большое количество модификаций 55-ки. Сейчас эти танки не используются российскими военными, но на складах по-прежнему хранится около 2800 Т-55.
Т-62
Производившийся в 1961 по 1975 год танк Т-62 вооружен гладкоствольной пушкой и способен развивать скорость до 50 км/ч по шоссе и до 27 км/ч по пересеченной местности.
Т-62 хорошо зарекомендовал себя во время обеих Чеченских кампаний и сейчас продолжает воевать в Сирии (Россия поставляет эти танки армии Башара Асада). В России эти танки были сняты с вооружения в 2011 году. Сейчас на хранении находится около 2500 Т-62 разных модификаций.
Т-64
Т-64 оснащен мощной 125-мм гладкоствольной пушкой с автоматом заряжания и способен выпустить до восьми снарядов в минуту. Т-64 мог вести огонь управляемыми ракетами «Кобра» на дальность до 4 км и защищен комбинированной броней в лобовой проекции. Эти танки прослужили сравнительно недолго и были отправлены в резерв. Всего на хранении находится около 2000 таких танков разных модификаций.
Т-90
Производство этого танка началось в 1992 году. Т-90 получил 125-мм пушку 2А46М-2, тепловизор, новый двигатель, усиленное бронирование и другие усовершенствования. Сейчас в России на вооружении находится около 350 танков Т-90/Т-90А различных модификаций и еще 200 хранятся в резерве.
Т-80У
Т-80У поступил на вооружение в 1985 году. Он был первым в мире серийным танком с единой газотурбинной силовой установкой и противоснарядной динамической защитой.
Т-80 можно было разогнать до 80 км/ч, танк просто летал по трассе. Сейчас в войсках находится 450 танков Т-80У, еще 3000 (Т-80Б, Т-80БВ, Т-80У) находятся на хранении.
Такие боевые машины стоят на вооружении Кантемировской дивизии – элитного танкового подразделения российской армии.
T-72B3
Это самая продвинутая версия танка Т-72 отличается новым двигателем мощностью 1130 лошадиных сил и более совершенной системой управления огнем. Танк стал точнее поражать цели за счет внедрения многоканального прицела наводчика «Сосна-У», разработанного в Беларуси, цифрового баллистического вычислителя с комплектом датчиков метеоусловий, а также автомата сопровождения целей. Всего на вооружении российской армии находится 1900 Т-72, еще 7000 стоит в резерве.
Т-14 «Армата»
Новейший российский танк, оснащенный 125-мм гладкоствольной пушкой 2А82-1C, установленной в необитаемой башне, с полностью дистанционным цифровым управлением.
Дальность его поражения целей до 7000 метров и скорострельность 10—12 выстрелов в минуту. Для сравнения: американский танк M1A2 SEP V3 Abrams может поражать цели на дальности 3,8 км, пишет Business Insider.
Этот танк технологически более продвинут, чем любой российский или западный, но цена его производства очень высока. Поэтому Business Insider сомневается, что Россия сможет в ближайшее время позволить себе массовое производство Т-14 «Армата».
www.belvpo.com