Их ответ «Армате». Украина строит новый танк » Военное обозрение

УССР vs независимая Украина

Военно-промышленный комплекс современной Украины и ОПК Украинской ССР имеют важное сходство. Обе республики обладали (а Украина продолжает обладать) возможностью строить основные боевые танки. Однако на этом общности заканчиваются. В годы холодной войны Харьковский завод имени Малышева произвел до 8 тыс. танков Т-64. К этой машине, конечно, можно относиться по-разному, но для своего времени танк был вполне прорывным. Что до самого завода, то даже в 90-е он мог похвастаться амбициозными планами и худо-бедно производил ОБТ. В 1996 году украинцы подписали соглашение с Пакистаном, предполагавший поставку 320 танков Т-80УД на сумму 550 млн долларов. Первую партию отгрузили в следующем году, а весь контракт исполнили в 1999-м. С темпом до 110 построенных танков в год.


Современному заводу имени Малышева такое даже не снится. Ситуация планомерно ухудшалась в 2000-е, а конфликт на Донбассе, по сути, лишь вскрыл проблемы, которые годами накапливались на предприятии. Несколько десятков с огромным трудом произведенных в интересах Таиланда танков БМ «Оплот» — лучшее тому подтверждение. В таких условиях попытка разработать и запустить в серию принципиально новый танк — отчаянный эскапизм. С другой стороны, украинский ВПК не теряет веры в «экономическое чудо», пусть даже через десять или пятнадцать лет.

«Молот» и Futurized Main Battle Tank

Немного истории. Еще в советские годы специалисты Харьковского конструкторского бюро машиностроения занялись разработкой Объекта 477, также известного как «Молот». Это должна была быть могучая «махина» с гладкоствольным 152-мм орудием ЛП-83. Танк получил «лафетную» компоновочную схему, а экипаж находился ниже погона башни. Столь полюбившаяся аналогия с современным Т-14 на базе «Арматы» не совсем верна: Объект 477 лишь отчасти можно считать танком с необитаемой башней. Различия с другими танками в том, что весь экипаж из трех человек в данном случае располагается не выше крыши корпуса. Через люк в башне можно было садиться и покидать танк. Над корпусом находилась пушка с автоматом заряжания, прицельные комплексы и ряд других систем и агрегатов, обеспечивающих боеспособность танка.

Судьбу танка можно сравнить с судьбой российского Объекта 195. Частично потерянные советские технологии, отсутствие нужного финансирования и непонимание общей концепции применения танков в XXI веке привело к отказу от проекта. Проект «Молот» свернули в 2000-е, а ряд наработок использовали в конструкции вышеупомянутого танка БМ «Оплот». Потенциально неплохого, но представляющего собой типичный образец советской школы танкостроения, со всеми его достоинствами и недостатками.

«Молот» можно считать последней реальной попыткой украинских конструкторов (пусть и при участии российской стороны) построить новый танк, который не стал бы очередной версией Т-64 или Т-80. То, что появилось после него, можно вписывать в разряд фантазий. Позиционировавшийся как танк нового поколения Futurized Main Battle Tank с самого начала был просто смелым концептом. Его, напомним, представили «Укроборонпром» и «Спецтехноэкспорт» на выставке DEFEXPO India 2014. К тому времени страна уже не могла самостоятельно серийно выпускать настолько сложную технику.

Предполагалось, что танк получит двигатель 6ТД-4 мощностью 1500 л.с. или 6ТД-5 мощностью 1800 л.с. Мотор хотели расположить в передней части корпуса, а сразу за ним инженеры поместили обитаемый модуль. Как и в случае с российским Т-14, новый танк хотели снабдить необитаемой дистанционно-управляемой башней, а экипаж находился бы в специально изолированной бронекапсуле. В качестве главного калибра рассматривали 125-мм пушку «Витязь» или 140-мм перспективную «Багиру».

Еще одна популярная нынче «новинка» — комплекс активной защиты (КАЗ). В случае с FMBT им должен был стать «Заслон». К слову, отношение экспертов к этой системе неоднозначное. Некоторые говорят, что она не имеет принципиальных отличий от устаревших комплексов активной защиты советского периода, таких, как «Дрозд», и неспособна защитить танк от противотанковых средств поражения. С другой стороны, в апреле этого года турки стали оснащать «Заслоном-Л» модернизируемые М60. Да и слабо верится, что современный украинский ВПК мог предложить для проекта Futurized Main Battle Tank что-то принципиально лучшее. В качестве реальной альтернативы мог выступить разве что израильский «Трофи», который уже устанавливают не только на «Меркавы», но и на американские «Абрамсы». И который, по слухам, неплохо себя проявил.

«Тирекс»: призрак Т-64

После несколько странной презентации Futurized Main Battle Tank начали происходить совсем уж странные вещи. В 2016 году инженерная группа «Азов», до этого заявившая о себе боевой машиной поддержки танков «Азовец», явила на свет концепт с гордым именем «Тирекс». Аналогия с Т-14 возникла практически сразу. Тут и необитаемая башня, и три члена экипажа, сидящие в ряд в передней части ОБТ. Вооружение стандартное: 125-мм пушка (вероятно), пулеметы. Предлагалась динамическая защита в лице блоков «Нож» и «Дуплет». Снабжать концепт комплексом активной защиты не решились. Видимо, из-за цены, хотя могли быть и причины сугубо технологического плана. Зато появилась амбициозная идея интегрировать машину в современную единую информационно-командную сеть, дав ей, таким образом, превосходство над «Оплотом» и «Булатом».


Наконец, самое интересное: все это хотели сделать на базе… Т-64. И пустить в условную серию. Непонятно главное — зачем украинским бойцам, намучившимся с Т-64БМ «Булат», новые проблемы в лице неосвоенного сырого танка, выполненного на устаревшей основе. Разработчики позиционировали «Тирекс» как «танк переходного периода». Однако, по сути, и «Булат», и БМ «Оплот» являются таковыми. Во всяком случае, они далеки от мощнейших в мире танков и могут (в том виде, в котором есть) рассматриваться лишь как временное решение.

Будущего у разработки, очевидно, нет. Украинское Минобороны вроде бы выразило готовность сотрудничать и закупать эти танки, но едва ли стоит ожидать чего-то подобного. Сейчас Украина эксплуатирует сразу несколько разных советских ОБТ и их модификаций, что конечно, идет вразрез с любым понятием унификации. Появление нового «гостя» с сомнительными характеристиками никого в этой связи не обрадует.

Самое же последнее заявление украинской стороны о «танке нового поколения» появилось на сайте Украинского государственного концерна «Укроборонпром» в мае 2018 года. Речь шла о разработке силами Харьковского конструкторского бюро машиностроения им. А. А. Морозова боевой машины пехоты и танка. Сообщалось, что автоматизация позволит сократить число экипажа до двух, а мощность двигателя составит примерно 1500 л. с. Этим сведения ограничивались, что в целом логично. Проблема в том, что основные боевые танки — не самое важное для украинской армии. Современные бронетранспортеры, БМП, ПТРК и средства связи куда важнее. Мы уже не говорим о состоянии боевой авиации и ПВО, а также возможных закупках новой авиатехники. В силу этого, повторимся, вероятность появления у Украины нового танка «национальной» разработки крайне мала. А в будущем, вероятно, украинские специалисты будут рассматривать на замену Т-64 какую-нибудь версию «Леопарда» (если будут деньги) или китайского VT-4 (если нет).

topwar.ru

Танки Украины и украинская танковая промышленность » Военное обозрение

Военный конфликт на Донбассе, в котором участвует украинская армия, продолжается, хотя со значительно меньшим размахом, чем в 2014-2015 годах. Тем не менее, в любой момент он может возобновиться, и танки будут играть далеко не последнюю роль. В связи с этим встает вопрос: какой танковой мощью обладает украинская армия и насколько Украина способна производить танки?

Некоторые российские аналитики придерживаются мнения, что на Украине серьезного бронированного кулака уже нет, и она не может производить танки. Так ли это? Для объективной оценки состояния бронетанковых сил Украины целесообразно рассмотреть это в нескольких аспектах: количество и типы танков в армии, военно-технический уровень и возможности государства по оснащении армии танками.

По количеству танков в украинской армии существуют разные оценки, по последним более или менее объективным данным, в украинской армии более 600 танков различных типов и рассредоточены они следующим образом.

В структуре сухопутных войск две танковых бригады по три танковых батальона в бригаде (31 танк в батальоне). В девяти механизированных и двух горно-штурмовых бригадах, в одной бригаде морской пехоты и десантно-штурмовых войсках — по одному танковому батальону. В четырех мотопехотных бригадах — по одной танковой роте (10 танков в роте), а также в двух штурмовых батальонах — по одной танковой роте и два взвода (6 танков), оснащенных новыми танками.

Всего по штатному расписанию 655 танков. Конечно, значительная часть из них находится в небоеспособном состоянии, но, тем не менее, это внушительная сила. К тому же объявлено о формировании еще и третьей танковой бригады. По количественному составу танков украинская армия серьезно оснащена и способна решать масштабные операции.

Какими танками оснащена армия и каков их военно-технический уровень?

Все батальоны танковых и механизированных бригад, кроме танкового батальона 53-й механизированной бригады, оснащены танками Т-64Б.

Танковый батальон 53-й механизированной бригады, танковые батальоны двух горно-штурмовых бригад и танковые роты мотопехотных бригад оснащены танками Т-72АВ и Т-72Б1.

Танковые батальоны морской пехоты и десантно-штурмовых войск оснащены танками Т-80 (по всей видимости, имеются в виду танки Т-80УД, которые производились в Харькове). Кроме того, в составе штурмового батальона «Айдар» имеется танковая рота из 10 танков Т-64Б. а в составе батальона «Донбасс-Украина» имеется танковая рота из 10 танков Т-72АВ. Также в составе 14-й механизированной бригады имеется два танковых взвода, оснащенных танками Т-84У «Оплот».

Таким образом, в украинской армии из 655 танков 444 танка Т-64Б, 62 танка Т-80, 143 танка Т-72АВ (Т-72Б1) и 6 танков Т-84У «Оплот».

Почему Украина сделала ставку на танки Т-64Б и Т-80УД, также объяснимо: эти танки и двигатель к ним производились в Харькове, они были основой танкового парка в Киевском, Прикарпатском и Одесском военных округах, поэтому таких танков больше всего осталось на Украине после развала Союза, к тому же по огневой мощи эти танки были на достаточно высоком уровне. Танки семейства Т-72 на Украине не производились, и их осталось ограниченное количество.

Военно-технический уровень танков также достаточно высок. Все модификации танков Т-64, Т-72 и Т-80 оснащались 125-мм пушкой 2А46 и ее модификациями, а также 7,62-мм и 12,7-мм пулеметами.

На танке Т-64Б устанавливалась СУО 1А33, включающая прицел наводчика 1Г42 «Обь» с двухплоскостной стабилизацией поля зрения, визирным каналом, лазерным дальномером и оптико-электронным каналом наведения управляемой ракеты «Кобра», стабилизатор пушки 2Э26М, танковый баллистический вычислитель 1В517, комплект датчиков для автоматического расчета условий стрельбы, комплекс управляемого вооружения «Кобра» 9К112 для стрельбы с места и с ходу и ночной прицел наводчика ТПН-3-49 без стабилизации поля зрения. У командира устанавливался дневно-ночной прицел ТКН-3 без стабилизации поля зрения, зенитный прицел ПЗУ-5 и электрический привод для дистанционного управления зенитной установкой при закрытом люке командира.


Танки Т-72АВ (Т-72Б1) оснащены простейшим прицелом наводчика ТПД-К1 с одноплоскостной стабилизацией поля зрения по вертикали, визирным каналом, лазерным дальномером, а также ночным прицелом наводчика ТПН-1-49 (ТПН-3-49) без стабилизации поля зрения. СУО нет, поправки для стрельбы вводятся вручную, у командира устанавливается дневно-ночной прицел ТКН-3 без стабилизации поля зрения. Привода зенитной установки и прицела ПЗУ-5 нет, ЗУ можно управлять только при открытом люке командира. На всех модификациях Т-72 привод для дистанционного управления ЗУ так и не появился, он был перенесен с Т-80УД только на танк Т-90М.

Основной танк украинской армии Т-64Б обладает хорошей огневой мощью. Возможность использования на нем управляемого вооружения «Кобра» теряет смысл, поскольку на Украине не производятся такие управляемые ракеты. Танки Т-72АВ и Т-72Б1 обладают меньшей огневой мощью, но находятся на уровне танков донецкого ополчения, использующего танки Т-72 и Т-64 в основном ранних модификаций. Появляется информация об использовании танков Т-72 и более совершенных модификаций, таких, как Т-72БА и Т-72Б3.

Защита танков Т-64Б, Т-80УД, Т-72АВ, Т-72Б1 обеспечивается комбинированной броней с керамическими наполнителями на уровне последних советских танков с использование на этих танках штатной динамической защиты «Контакт-1». В процессе использования танков на Донбассе они оборудовались более совершенными системами динамической защиты, таких, как «Контакт -5» и «Нож».

Вес танков с элементами динамической защиты порядка 46 тонн, поэтому на их подвижность существенно влияет мощностью силовой установки. На танке Т-64Б используется двигатель 5ТДФ мощностью 700 л.с., на танке Т- 72АВ выпуска до 1984 года двигатель В-46 мощностью 780 л.с., после 1984 года двигатель В-84 мощностью 840 л.с. На танке Т-72Б1 также установлен двигатель В-84. Примерно при равном весе этих танков танки Т-72АВ и Т-72Б1 обладают более высокими характеристиками по подвижности по сравнению с танком Т-64Б.

В информации об использовании в украинской армии танков Т-80 не указано, какой модификации эти танки. У этого танка было много модификаций, отличались они в том числе и двигателем. Т-80 с ГТД в военных округах на Украине практически не было, и они не производились на Украине. Только одна модификация Т-80УД с дизельным двигателем 6ТД-1 мощностью 1000 л.с. и с самым совершенным на то время комплексом управления огнем производилась в Харькове. Вводить в строй танки с ГТД, который на Украине не производится, лишено всякого смысла. Наиболее вероятно, что это и есть танки Т-80УД, тем более что ими оснащены по одному батальону морской пехоты и десантно-штурмовых войск, где требуется наиболее высокая огневая мощь и подвижность.

По совокупности характеристик танки украинской армии находятся на уровне танков, используемых ополчением Донбасса. Ставка сделана в основном на танк Т-64Б (Т-80УД является дальнейшим развитием Т-64Б), и только примерно четверть танков — это Т-72АВ (Т-72Б1).

Танки Т-72АВ (Т-72Б1) в украинской армии появились недавно и, по всей видимости, это не из советских запасов, которые давно уже распроданы в африканские страны. Это могут быть поставки из стран Восточной Европы, которым они не нужны, поскольку у них на вооружении натовская техника. Это может быть связано с тем, что на армейских складах законсервированной техники запасы начинают иссякать, и пополнять армию приходится поставками из бывших соцстран, к тому же ремонтная база для этих танков есть на Львовском танкоремонтном заводе, который еще в советские времена производил капитальный ремонт танков семейства Т-72. Необходимое количество двигателей также можно получать из бывших соцстран.

При анализе возможностей промышленности Украины по производству танков следует иметь в виду, что со времен Советского Союза на Украине был серьезный промышленный потенциал по производству танков. Так, харьковский завод Малышева массово производил танки, и в середине 70-х он в месяц выпускал 96 танков Т-64Б. К тому же существовал ряд танкоремонтных заводов, Харьковский танкоремонтный завод был ориентирован на капитальный ремонт и модернизацию танков Т-64, а Львовский танкоремонтный завод — на капитальный ремонт и модернизацию танков Т-72.

За годы развала украинской промышленности этот потенциал серьезно подорван, но основа все-таки сохранена. Выпускать новые танки Украина уже не может, но восстанавливать и модернизировать ранее выпущенные она вполне в состоянии.

В 1996-1998 годах Украина успешно реализовала пакистанский контракт по поставке 320 танков Т-80УД, которые хорошо показали себя в условиях пустынной местности в Пакистане. Переговоры, ведущиеся с 2017 года с Пакистаном о модернизации танков Т-80УД, пока закончились ничем, Пакистан сомневается в возможности Украины качественно провести модернизацию танков до уровня Т-84У «Оплот» и обратился с этим вопросом к России.

С конца 90-х на заводе Малышева была произведена модернизация примерно 85 танков Т-64Б до уровня Т-64БМ «Булат», и танки поставлены в войска. Модернизация включала установку более совершенного комплекса управления огнем с танка Т-80УД в составе модернизированного прицела наводчика «Иртыш» 1Г46М, ночного прицела «Буран-Е», танкового баллистического вычислителя 1В528-1, дневно-ночного прицела командира «Агат-С» со стабилизацией поля зрения по вертикали, зенитного прицела ПЗУ-7 и комплекса управляемого вооружения с наведением по лучу лазера ракеты «Комбат» вместо ракеты «Рефлекс». Установлен был новый двигатель 5ТДФМ мощностью 850 л.с.

Эти танки были поставлены в 1-ю танковую бригаду, которая в 2014 году принимала участие в боях на Донбассе. Часть танков была уничтожена, часть повреждена. В 2017 году поврежденные танки Т-64БВ «Булат» были восстановлены, и все танки этой модификации были выведены на хранение и заменены на Т-64Б. Планируется оснастить танками Т-64БВ «Булат» формируемую новую танковую бригаду.

Дальнейшим развитием танка Т-80УД был танк Т-84У «Оплот». Вместо ночного прицела наводчика был установлен тепловизионный прицел ПТТ-2, вместо дневно-ночного прицела командира «Агат-С» установлен дневно-ночной панорамный прицел со стабилизацией линии зрения в двух плоскостях и лазерным дальномером. Двигатель 6ТД-1 мощностью 1000 л.с. заменен на двигатель 6ТД-2 мощностью 1200 л.с. Усилена защита танка, в том числе установкой нового поколении встроенной динамической защиты «Дуплет».

На производство партии танков Т-84У «Оплот» в количестве 49 штук был заключен контракт с Таиландом. Этот контракт реализовать удалось с трудом. Украина в течение семи лет с 2011 по 2018 годы поставляла эти танки. Организовать массовое производство этих танков для поставки в украинскую армию не удалось, в 2018 году было поставлено всего 6 таких танков.

При реализации пакистанского контракта на Украине был организован полный цикл производства всех комплектующих украинского производства для танка Т-80УД. Способствовала этому и передача в 1990 году всей документации на прицельный комплекс «Иртыш» с лазерным каналом управления ракетой «Рефлекс» и прицела командира «Агат-С» для организации серийного производства на Черкасском заводе «Фотоприбор» для комплектации танков Т80УД, а также помощь специалистов пермского производителя пушек «Мотовилихинские заводы» в организации на Украине в 1997 году производства пушки 2А46.

Украина сегодня не в состоянии производить новые танки, но модернизировать ранее выпущенные танки и доводить их до современного уровня она вполне способна. Она может произвести модернизацию танков семейства Т-64Б до уровня танка Т-80УД, который по огневой мощи превосходит практически все модификации Т-72, за исключением последних Т-72М1М и Т-90М. Это возможно при условии соответствующего финансирования и восстановления технологических процессов производства на Украине комплектующих для танка Т80-УД, которые производились при реализации пакистанского контракта. Парк советских машин пока не исчерпан, и, имея такую базу, Украина в состоянии восстанавливать их и доводить до требуемого уровня.

Украинские власти предпринимают шаги в этом направлении. Так, по итогам 2018 года завод Малышева обеспечил значительную часть промышленного производства в Харькове за счет организации процесса модернизации ранее выпущенных танков Т-64.

В заключение можно отметить, что при всем развале украинской промышленности и армии на вооружении имеется значительное количество танков, не уступающих по своим характеристикам танкам, стоящим на вооружении ополчения Донбасса, и украинская промышленность потенциально способна пополнять этот парк за счет модернизации ранее выпущенных танков, находящихся на хранении.

topwar.ru

Три самых топовых танка Украины

Китайский танк настолько секретный, что до сих пор не известно официальное обозначение этой машины. Мир только знает, что этот танк прозвали “горным“. Эксперты полагают, он будет воевать в “горных“ частях Китайской Народной Республики.

Источник: Janes

Читай также: День танкиста: 10 интересных фактов о бронемашинах

Судя по фото, у боевой машины будет по 6 катков с каждой стороны. По оценкам экспертов масса зверя будет колебаться в районе 35 тонн. Пушка — калибра 105 мм. Экипаж — 4 человека. Говорят, новинка построена на базе китайского Т-99A2. Правда, от последнего “горняк“ унаследовал оптику и системы динамической защиты.

Источник: wikimedia.org

Главная цель разработки и появления нового секретного танка Китая: сменить Тип 62 — облегченную версию старого советского среднего танка Т-54.

Источник: wikimedia.org

Читай также: Стальные уродины: 5 самых некрасивых танков

Мы решили вспомнить об огневой мощи, массе и других параметрах боевых машин, которые собирают в нашей стране. Читай, сравнивай с китайской новинкой, и гордись нашими танками.

Т-64БМ “Булат“

Читай также: Ржавеющая броня: 40 фото брошенных танков

Это украинский основной боевой танк, представляет собой глубокую модернизацию советских Т-64А/Б/БВ. Разработан Харьковским конструкторским бюро по машиностроению имени А. А. Морозова. Производится с 2005-го и по сей день. Масса — 45 тонн, огневая мощь — 125-мм гладкоствольная пушка КБА-3. По оценкам экспертов, модернизация одного Т-64Б до уровня “Булат“ стоит государству не дешевле 14 млн гривен. Сегодня таких прокачанных зверьков есть уже 85.

Т-72АГ

Читай также: Боевые машины: все о классификации и назначениях

Еще одна глубокая 46-тонная модернизация от украинских инженеров. На этот раз прокачивали советский Т-72:

  • заменили 1000-сильный движок 6ТД-1 на 1200-сильный 6ТД-2;
  • усилили броню и системы защиты;
  • обновили приборы наблюдения и прицеливания;
  • на командирский люк установлен дистанционно управляемый 12,7-мм зенитный пулемет закрытого типа;
  • есть возможность нацепить на танк спутниковую систему навигации.

Пушка осталась та же — 125-мм советская гладкоствольная 2А46 (она же — Д-81ТМ).

Оплот

Читай также: Боевая сталь: ТОП-10 лучших танков планеты

51-тонный украинский основной боевой танк, гордость нации — признан одним из лучших в мире (по всем параметрам и характеристикам). Разработан Харьковским конструкторским бюро по машиностроению имени А. А. Морозова и выпускается заводом ЗТМ им. Малышева.

Кратко о характеристиках:

  • пушка: 125-мм гладкоствольная КБА-3;
  • двигатель: 1200-сильный 6ТД-2Е;
  • скорость: 70 км / час по шоссе, 45 км / час — по пересеченке.

Средняя стоимость одного Оплота — $4,9 миллионов.

Смотри с 40-й секунды:

mport.ua

Новый украинский танк — Мастерок.жж.рф — LiveJournal

Более года назад появилась информация о новой разработке украинских военных инженеров. Как стало известно разработали проект танка с кодовым названием «Тирекс». Как обещали его должны официально представить широкой публике, а затем сможет поступить в войска. Ждём до сих пор ни чего нет, не информации ни фотографий. Официальные представители так же не комментируют ситуацию вокруг Тирекса.

Но вот она новость, способная всколыхнуть сердца патриотов Украины. Руководитель украинской информационно-консалтинговой компании DefenseExpress Сергей Згурец разместил в Facebook фотографии и описание новой разработки «Киевского бронетанкового завода», выполненной по заказу Минобороны Украины. Украинские инженеры в очередной раз модернизировали гордость советского танкостроения — основной боевой танк (ОБТ) Т-72.

Машина получила обозначение Т-72АМТ она представляет собой вариант модернизации Т-72А. Разработку и изготовление одного опытного образца предприятие провело за свой счет.

Разработчики существенно расширили информационную осведомленность экипажа. В рамках модернизации на танк установили «приборы ночного видения с электронно-оптическим преобразователем третьего поколения», командирский прибор наблюдения ТКН-3УМ, прицел-прибор наведения 1К13-49 «Неман» (он позволяет применять управляемую ракету «Комбат»), ночной прибор мехвода ТНК-72 или ТВН-4БУП, турецкую радиостанцию от компании Aselsan и украинскую от «Либидь-К-2РБ», а также комплект навигационной аппаратуры ГЛОНАСС/GPS СН-3003 «Базальт».

Вместо двигателя В-46 установили В-84-1. Выросла защита ОБТ: машину оборудовали комплексом динамической защиты с частичным применением элементов комплекса «Нож». В задней части башни и корпуса появились защитные решетки. На крыше — 12,7-мм зенитный пулемет с дистанционным управлением: такой же использовали на танке Т-64БВ. Кроме всего этого на танке установили новые видеокамеры заднего вида.

 Эксперты сдержанно оценили новое творение украинского ВПК. Они, в частности, указали на применение довольно старых приборов, производящихся, что интересно, на территории Белоруссии и РФ. Также примечательно решение использовать российский двигатель В-84-1 — такой же установлен на Т-72Б3. Видимо, от использования харьковских дизельных двигателей пришлось отказаться. В целом, неофициальный и неформальный блог Центра анализа стратегий и технологий bmpd назвал серийную модернизацию Т-72А до уровня Т-72АМТ «сомнительной». По мнению военных аналитиков, скорее всего, в украинском Минобороны изберут еще более экономичный вариант модернизации.

По состоянию на 2017 год, Украина имеет более 600 танков Т-72 разных модификаций, однако на вооружении состоят лишь около 70 этих ОБТ.  Основным же украинским танком является Т-64. Также Сухопутные войска Украины эксплуатируют небольшое число Т-80.

Напомним, что, пожалуй, самой громкой «сенсацией» от украинского ВПК сталаинформация о разработке нового танка «Тирекс», имеющего необитаемую дистанционно управляемую башню.

Немного истории

Т-72 «Урал» — основной боевой танк СССР. Самый массовый основной боевой танк второго поколения. Принят на вооружение в Вооружённых Силах СССР с 1973 года. Т-72 разработан и производился Уралвагонзаводом в Нижнем Тагиле. Главный конструктор машины — В. Н. Венедиктов. «Урал» состоит на вооружении стран СНГ, экспортировался в страны Варшавского договора, Финляндию, Индию, Иран, Ирак, Сирию. Модификации Т-72 выпускались по лицензии в Югославии (M-84), Польше (PT-91), Чехословакии и Индии которые их экспортировали.

Разработка Т-72 началась в 1967 году. В ходе дальнейшей работы, в 1968-69 годах, были проведены сравнительные испытания танков Т-64А с двигателем В-45 с эжекционной системой охлаждения (разработка Харьковского конструкторского бюро машиностроения) и образцов с двигателем В-45 с вентиляторной системой охлаждения (разработка конструкторского бюро в Нижнем Тагиле) и автоматом заряжания пушки на 22 выстрела. Последние показали более высокие результаты.

На данный момент существует огромное количество модификаций Т-72 как отечественных, так и зарубежных. Стоит так же отметить что на базе строятся различные машины их так же очень много и для разных нужд.

[источники]

Источники:
https://naked-science.ru/article/tech/v-ukraine-predstavili-novyy-variant
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2-72#/media/File:ParkPatriot2015part2-19.jpg

Для того, чтобы быть в курсе выходящих постов в этом блоге есть канал Telegram. Подписывайтесь, там будет интересная информация, которая не публикуется в блоге!

masterok.livejournal.com

Проект основного боевого танка «Тирекс» (Украина) » Военное обозрение

По известным причинам, в настоящее время особое внимание специалистов и широкой общественности привлекает дальнейшее развитие танков. Оглашение новостей о планах по созданию тех или иных проектов становится поводом для ажиотажа, а появление нового образца способно стать настоящей сенсацией. В последние месяцы одним из главных поводов для обсуждений в области бронетехники является новейший украинский проект основного танка «Тирекс».

О существовании нового проекта «Тирекс» (T-Rex, сокращение от Tyrannosaurus rex) стало известно в начале апреля этого года. Украинское издание Defense Express сообщило о продолжающихся работах по созданию перспективного основного боевого танка, являющегося глубокой модернизацией одной из существующих машин. В рамках нового проекта предлагается использовать некоторые новые для украинского танкостроения идеи, что позволит решить ряд важнейших проблем. Разработка проекта ведется инженерной группой «Азов», часть сотрудников которой ранее работала на ведущих предприятиях оборонной промышленности.


Концепция

Боевая машина «Тирекс» позиционируется в качестве «танка переходного периода». Создатели проекта предполагают, что создание и строительство такой машины поможет переоснастить бронетанковые войска Украины новой техникой с достаточно высокими характеристиками, которая сможет выполнять поставленные задачи до появления танков с более высокими характеристиками. Одновременно с этим в новом проекте планируется использовать некоторые идеи и решения, направленные на достижение значительного превосходства над существующей техникой.


Первая опубликованная схема «Тирекса.» Рисунок Pro-tank.ru

Утверждается, что новый проект T-Rex имеет несколько основных задач. Две из них требуют немедленного решения по ряду объективных причин, тогда как третья связана с отдаленными перспективами и будущим армии. Первая задача проекта касается перевооружения войск. Авторы нового проекта полагают, что существующая бронетехника – прежде всего основной танк БМ «Оплот» – не может обеспечить обновление парка боевых машин по причине неприемлемо малых темпов выпуска. В итоге новый танк «Тирекс» должен стать заменой «Оплота» в плане характеристик, а также значительно превзойти его с точки зрения объемов производства. Все это должно привести к обновлению материальной части войск.

Вторая задача нового проекта касается основных параметров перспективной бронемашины. По характеристике «стоимость-эффективность» новый «Тирекс» должен превосходить существующие танки, такие как «Булат». Планируется обеспечить преимущества в подвижности, в боевых качествах ночью и т.д. при сравнимой стоимости производства. Для этого, в частности, предлагается использовать новые для украинской промышленности подходы к производству, которые позволят компенсировать применение сравнительно дорогой аппаратуры управления огнем и т.д.

Третья задача проекта, заявленная его разработчиками, связана с дальнейшим развитием техники. В будущем на базе нового танка планируется разработать полноценную универсальную платформу, на базе которой смогут строиться бронемашины различных классов. Шасси с имеющимися силовой установкой, ходовой частью и т.д., среди прочего, могут использоваться в качестве основы для новых боевых машин пехоты тяжелого класса. Тем не менее, пока подобные задачи относят к отдаленной перспективе.

По заявлениям представителей инженерной группы «Азов», новый проект T-Rex не подразумевает разработку кардинально новой бронемашины. Основной его задачей является глубокая модернизация существующего танка Т-64 со значительным повышением характеристик. Революционно новые идеи предполагается осуществлять в рамках последующих проектов аналогичной техники. Пока же конструкторы занимаются определением перспектив имеющегося проекта. К примеру, они установили, что текущие производственные возможности украинской промышленности позволят модернизировать по проекту «Тирекс» до 10 танков Т-64 в месяц.


Танк БМ «Оплот». Фото Wikimedia Commons

Также утверждается, что сборка прототипа нового танка займет примерно полгода. Через шесть месяцев после получения танка Т-64 организация-разработчик обещает представить готовый опытный образец «Тирекса». Сведения о возможной передаче танка для перестройки по новому проекту пока отсутствуют.

Конструкция

Новый украинский проект подразумевает серьезное обновление существующих танков за счет применения ряда новых комплектующих. Результатом этого, по мнению авторов проекта, должно стать оптимальное сочетание характеристик и стоимости техники. Кроме того, появляется возможность сократить время, необходимое для строительства новых танков, за счет отсутствия необходимости сборки новых шасси.


Основой танка «Тирекс» является доработанное шасси танка Т-64, получающее некоторые новые узлы и агрегаты. На опубликованных схемах видно, что корпус базовой машины должен получать новую надстройку, лоб и борта которой помимо собственной брони закрываются системами динамической защиты. Вследствие использования такой надстройки должны заметно изменяться общие обводы и пропорции танка. Кроме того, кормовая часть надстройки должна образовывать пару крупных ящиков и оставлять крышу моторного отсека в нише.

Как следует из опубликованных материалов, усиление защиты имеющегося корпуса является одной из главных задач нового проекта. На схемах видно, что лобовая и бортовые части танка должны оснащаться многочисленными блоками динамической защиты. Такие же средства усиления защиты могут устанавливаться и на башню. Для использования предлагаются комплексы «Дуплет» и «Нож» украинской разработки. По понятным причинам, кормовая часть корпуса, где располагается моторно-трансмиссионное отделение, вместо динамической защиты должна оснащаться решетчатыми экранами. Интересно, что на более поздних изображениях динамической защитой оснащается и корма корпуса.

Вероятно, использование надстройки корпуса обуславливается предлагаемой перекомпоновкой его внутренних объемов. Позади наклонных лобовых деталей корпуса должен располагаться обитаемый отсек. Экипаж из трех человек (механик-водитель, командир и наводчик) предлагается размещать в единой бронированной капсуле, обеспечивающей дополнительную защиту от различных угроз, а также отделяющую танкистов от боевого отделения с боекомплектом.


Более позднее изображение перспективного танка. Рисунок Azov.co

В центральной части «Тирекса» предлагается устанавливать башню оригинальной конструкции. Общей чертой множества проектов перспективных танков, в большинстве своем нереализованных, является использование необитаемой башни с автоматизированным боевым отделением. Авторы нового украинского проекта тоже предлагают использовать такую систему, учитывая ее очевидные плюсы.

Башня перспективного танка должна оснащаться бронированием сложной многогранной конструкции с множеством наклонных деталей и дополнительной динамической защитой. В центральной части боевого модуля помещается основное орудие, агрегаты которого, по-видимому, занимают большую часть башни. На крыше кормовой ниши башни предлагается монтировать дистанционно управляемый боевой модуль с крупнокалиберным пулеметом. По периметру башни, на скулах, бортах и корме, должны помещаться несколько дымовых гранатометов. Кормовая часть башни, изображенной на опубликованных рисунках, получает режущие экраны, также способные выполнять функции корзины для имущества.

Новый танк, по-видимому, должен оснащаться гладкоствольным танковым орудием-пусковой установкой калибра 125 мм. Такая система сможет использовать весь спектр совместимых боеприпасов, в том числе управляемые ракеты «Комбат». Ввиду вынесения экипажа из боевого отделения орудие предлагается оснащать полностью автоматизированными системами наведения и заряжания. Так, в подбашенной корзине боевого модуля должен располагаться поворотный конвейер с лотками для размещения снарядов, а с казенной частью орудия предлагается сопрягать автоматику подачи и досылания боеприпасов.

Сведения о силовой установке и ходовой части бронемашины «Тирекс» отсутствуют, но можно предположить, что они должны основываться на существующей конструкции танка Т-64. Таким образом, ходовая часть может обойтись без каких-либо доработок, а основой силовой установки способен стать один из новых двигателей украинской разработки. Предполагается, что за счет некоторых подобных доработок новый танк будет отличаться от базового более высокой подвижностью.

Важнейшей особенностью проекта T-Rex является использование бронекапсулы экипажа, предъявляющей особые требования к приборному оснащению бронемашины. Для контроля за обстановкой, вождения, поиска и атаки целей, а также для решения ряда иных задач экипаж нуждается в соответствующих системах. Таким образом, боевой модуль должен оснащаться прицельными приборами с возможностью передачи видеосигнала на экраны в капсуле экипажа. Кроме того, требуется соответствующее оснащение рабочих мест экипажа. Для повышения общих боевых качеств также необходимо применить новую систему управления огнем.


Шасси танка. Рисунок Azov.co

В предлагаемом виде основной боевой танк «Тирекс» должен иметь длину 6,57 м (9,225 м с орудием), ширину 3,56 м и высоту по крыше башни 2,5 м. Боевая масса определена на уровне 39 т. Ходовые характеристики не уточняются, но утверждается, что они будут выше, чем у базового Т-64.

Перспективы

Опубликованные данные о проекте «Тирекс», а также изображения перспективного танка заставляют вспомнить о новейшей российской разработке – бронемашине Т-14 на базе платформы «Армата». В новом украинском проекте предлагается использовать ряд идей и решений, уже воплощенных в металле в виде ряда прототипов российского танка. С учетом разницы во времени появления двух проектов могут возникать некоторые подозрения. С другой стороны, не следует забывать, что подобные идеи появились и прорабатывались еще несколько десятилетий назад, но до недавнего времени не могли претендовать на практическое применение.

В качестве основы для нового танка предлагается использовать имеющиеся в наличии машины семейства Т-64. Подобный подход к созданию новой бронетехники уже применялся украинской военной промышленностью и привел к появлению нескольких проектов. Кроме того, велось серийное производство такой техники с последующей поставкой в войска. На практике было подтверждено, что использование новых приборов различных типов позволяет в определенной мере повысить характеристики имеющихся танков.

Возникают определенные вопросы о возможности реализации тех или иных идей, предложенных в проекте «Тирекс». Так, для создания необитаемого боевого отделения с дистанционным управлением из бронекапсулы экипажа требуется разработать и интегрировать в конструкцию танка множество электронных систем. Возможность выполнения такой задачи может быть поводом для серьезных сомнений. В то же время, разработка автоматики заряжания вряд ли столкнется с серьезными трудностями: подобные системы разрабатывались еще полвека назад для танков Т-64.

Отдельным серьезным вопросом является вооружение нового танка. Как следует из имеющихся материалов, T-Rex должен нести 125-мм гладкоствольное орудие. Производство орудий 2А46, являющихся стандартным вооружением советских и российских основных танков, до сих пор ведется в России, однако Украине такие системы не поставляются. В конце девяностых годов украинская промышленность попыталась создать свой вариант такой пушки под названием КБА-3. Ряд конструкторских задач был успешно решен, однако ресурс новых изделий оставлял желать лучшего. Даже улучшенные опытные образцы не выдерживают более 250-260 выстрелов подкалиберными снарядами. Для сравнения, хромированный ствол орудий 2А46М поздних модификаций выдерживает 1200 условных выстрелов.

Подобная ситуация может серьезно ударить по боеспособности перспективных танков. Недостаточный ресурс стволов потребует их регулярной замены, что повысит стоимость эксплуатации, а также будет иметь некоторые другие негативные последствия. Решение этой проблемы в контексте выпуска нового вооружения на данный момент выглядит крайне трудным, если вообще возможным. Использование уже имеющихся орудий с оставшимся ресурсом, демонтируемых с других танков, также не выглядит приемлемым решением. Таким образом, в обозримом будущем танк «Тирекс» не сможет получить главное вооружение с высокими эксплуатационными характеристиками.


Основные элементы машины: шасси, бронекапсула и башня. Рисунок Azov.co

Как показывает практика, украинская промышленность способна перестраивать танки Т-64 по новым проектам с некоторым повышением их характеристик. Тем не менее, новый проект «Тирекс» подразумевает значительное изменение конструкции базовой машины и использование массы новых узлов и агрегатов. Очевидно, что применение новых приборов, в первую очередь электроники, требует разработки или, как минимум, закупки таких средств. Однако, насколько известно, никаких прорывов украинской промышленности в этой области пока не ожидается, а зарубежные разработчики вряд ли заинтересуются возможным сотрудничеством с ней.

Как следствие, перспективный проект уже сейчас может столкнуться с массой проблем, затрудняющих не только производство готовой техники, но и мешающих завершению проектирования. На текущем этапе проектирования авторам «Тирекса» необходимо не только сформулировать основные задачи и определить общие способы их решения, но и выполнить массу других работ по подбору комплектующих, компоновке агрегатов и т.д. Без всего этого проект вряд ли может иметь реальные перспективы. При этом, однако, завершение разработки уже могло столкнуться с определенными проблемами.

Общее состояние украинской военной промышленности, ослабленной экономическими проблемами страны, отсутствие массы важнейших наработок и ряд других факторов технического, технологического, административного и коррупционного характера могут привести к тому, что проект T-Rex, а вместе с ним и другие разработки инженерной группы «Азов», так и останется на бумаге. В то же время, нельзя исключать, что этой организации все же удастся построить опытный образец бронемашины или, как минимум, натурный макет. Однако о массовой серийной перестройке имеющихся танков Т-64 говорить не приходится.

По имеющимся данным, в настоящее время проект основного боевого танка «Тирекс» на базе Т-64 существует в виде некоего набора конструкторской документации, а также нескольких демонстрационных изображений. Опытного образца новой бронемашины пока не существует, а какие-либо сведения о его сборке отсутствуют. Сообщается, что министерство обороны Украины проявило интерес к разработкам группы «Азов», однако пока он не привел к каким-либо реальным действиям по поддержке новых проектов.

В результате на данный момент проект «Тирекс» вызывает массу вопросов, большая часть которых остается без ответа. Кроме того, эти вопросы заставляют сомневаться в возможности завершения разработки, строительства опытного танка и, тем более, начала полномасштабной серийной сборки новой техники. Проект T-Rex рискует так и остаться «на бумаге» и в виде нескольких схематичных рисунков. Слишком много объективных факторов мешает ему дойти до сборочного цеха и фактически ставит крест на его перспективах.

По материалам сайтов:
http://azov.co/
http://arms-expo.ru/
http://pro-tank.ru/
http://tvzvezda.ru/
http://armor.kiev.ua/

topwar.ru

Архивы танки Украины — Альтернативная История

Однако продолжим про инженерную группу «Азов» и их попытки сделать, что-то из того, что есть под рукой. Предыдущая …

ПОДРОБНЕЕ +

В своей судьбе танк Т-55 претерпел множество перерождений. Задуманный коллективом конструкторского бюро завода №183 в инициативном порядке вариант Т-54Б для ведения боевых действий в условиях …

ПОДРОБНЕЕ + Выбор редакции

В первые годы становления бронетанковых войск УССР, как и во многих странах мира, количественный упор пытались сделать на танкетки (прообраз, разумеется Карден-Ллойд, лицензии на которую расползлись …

ПОДРОБНЕЕ +

Очень интересный пост из блога затока бронетанковой техники уважаемого Гурхана. Данный материал является обзорным о состоянии танковых войск ВСУ к 2019 году после 4х лет войны на Донбассе. Материал …

ПОДРОБНЕЕ + Выбор редакции

Недавно наткнулся на сайте «Военное обозрение» на статью Кирилла Рябова «Перспективный танк «Объект 477А1»: реальность против мечты» со ссылками на материалы некоего «эксперта» по имени Сергей …

ПОДРОБНЕЕ +

  Украинский государственный концерн «Укроборонпром» 24 мая 2018 года заявил, что ГП «Харьковское конструкторское бюро машиностроения им. А.А. Морозова», входящее в состав …

ПОДРОБНЕЕ +

По данным портала vpk-news.ru, Украина собирается наладить выпуск абсолютно нового тяжёлого бронетранспортёра «Берсерк» на базе танка «Оплот». Вот собственно текст новости с …

ПОДРОБНЕЕ +

  Данный материал с блога bmpd выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой в статье «T-REX — будущий шедевр украинских Панцерваффе». Занятный патент на танк …

ПОДРОБНЕЕ +

Часть 1 Часть 2 Танки «Оплот-М», Т-64БМ «Булат», T-64Б1M и их использование в военных действиях на юго-востоке Украины Украинская динамическая защита «Нож» …

ПОДРОБНЕЕ +

Часть 1 Динамическая защита «Нож» была создана с участием трех украинских игроков: компания MICROTEC, а именно Национальный центр Критических технологий MicroTec, затем, известный в мире …

ПОДРОБНЕЕ +

Интересная статья Ярослава Вольского (Jarosław Wolski, журнал «Dziennik Zbrojny»), которая, думаю, заинтересует коллег. Вряд ли еще какое либо техническое решение по защите бронетехники …

ПОДРОБНЕЕ +

Основной боевой танк Т-72Б, первоначально известный в НАТО под обозначением M1988, представляет собой значительный шаг вперед в области бронезащиты советских танков. Хотя Т-72Б имел такое же …

ПОДРОБНЕЕ +

Некоторое время назад делал для миниатюрки для одного самодельного варгейма. Немного увлёкшись, нарисовал в простенькой пиксельной графике почти все известные и интересные мне машины на шасси Т-64. …

ПОДРОБНЕЕ +

Сомнительно что бы этот вариант модернизации разрабатывался сейчас, так как возможность его реализации равна нулю. Хотя, может харьковчане мудро заглядывают вперёд и видят уже Харьков в составе …

ПОДРОБНЕЕ +

Харьковское КБ по двигателестроению (ХКБД) разрабатывает танковый двигатель 6ТД-3 мощностью до 1,5 тыс.л.с в нескольких вариантах: в частности, с гидрообъемной и с гидромеханической трансмиссией. Об …

ПОДРОБНЕЕ +

В Украине в интересах зарубежной компании ADCOM Military Industries была разработана принципиально новая боевая универсальная платформа. Специалисты Юрполис Компани совместно со специалистами кафедры …

ПОДРОБНЕЕ +

Данный материал, найденный мною на просторах рунета, является продолжением темы, поднятой уважаемым коллегой Димончиком в статье «Украина ворует российские танки или как харьковчане хотят …

ПОДРОБНЕЕ +

alternathistory.com

почему на Украине буксует производство новых боевых машин — РТ на русском

Украинское руководство пообещало разместить крупнейший за годы независимости страны заказ на производство танков. Данные заявления призваны приободрить украинских промышленников, испытывающих огромные финансовые трудности. Бесхозяйственность, разгул коррупции и война в Донбассе привели к деградации танковых войск. Украинские предприятия, по сути, продолжают оставаться ремонтным цехом техники советских времён, несмотря на существующий потенциал. Подробнее о перспективах развития танкостроения Украины — в материале RT.

Глава Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов заявил, что с 2018 года Минобороны начнёт закупку танков «Оплот» (модернизированная версия советского Т-80).

9 сентября министр обороны Украины Степан Полторак выразил недовольство тем, что ВСУ до сих пор не вооружены «Оплотами». В связи с этим он пообещал, что украинский оборонный комплекс получит крупнейший за 26 лет заказ на производство современных танков.

Неудовлетворительное состояние

10 сентября Украина, как и другие постсоветские государства, празднует День танкиста. В рейтинге Global Firepower по количеству танков Украина занимает 11-е место в мире, имея 2500 машин.

Однако в среде военных аналитиков, в том числе украинских, бытует мнение, что большинство танков находятся в неудовлетворительном техническом состоянии.

  • Военные учениях в Центре украинских Сухопутных войск, Черниговская область, Украина
  • Reuters

Предполагается, что львиная доля украинских машин ржавеет под открытым небом или в лучшем случае пребывает в ремонтных цехах.

Также по теме

«Деградация — это реалия украинской оборонки»: как Киев модернизирует советскую технику

Пётр Порошенко презентовал на своей странице в Facebook модернизированный советский танк Т-72А. Президент Украины похвалил «новинку»…

При этом номинально числящиеся в войсках машины могут оказаться небоеспособными в силу отсутствия необходимых комплектующих и в целом неудовлетворительного материально-технического обеспечения танковых частей.

Минобороны Украины хранит гробовое молчание относительно количества танков, которые могут развернуть ВСУ. Правоту военных аналитиков косвенно подтверждает и отсутствие по-настоящему крупных сухопутных учений на фоне постоянных алармистских заявлений Киева о «российской угрозе».

Восстановление танкостроения и поставка новых машин в войска относятся к числу ключевых задач режима Порошенко. Украинские госдеятели не скрывают стремления вернуть Донбасс военным путём, бросив в бой новые «Оплоты».

Появление сильных танковых войск отвечает и поставленной президентом Украины Петром Порошенко цели — создать «первую армию на континенте». Но пока что в рейтинге военной мощи Global Firepower Украина занимает 30-е место, уступая всем крупным европейским странам.

Богатое наследство

Боевые действия до заключения первых Минских соглашений (5 сентября 2014 года) продемонстрировали важность наличия большого количества исправных танков с передовой системой защиты от попадания снарядов. Однако приведение танковых частей в боеспособное состояние — архисложная задача для современной Украины в силу многих причин.

Прежде всего, Киеву необходимо «подтянуть» танковую промышленность. Украине досталось богатейшее советское наследство — не менее 700 предприятий оборонного комплекса, способных производить практически любую военную технику.

Жемчужинами оборонпрома Украинской ССР были Харьковское конструкторское бюро по машиностроению имени А.А. Морозова, которое 9 сентября отметило свое 90-летие, и Харьковский завод транспортного машиностроения имени В.А. Малышева — в советский период предприятие выпускало танки Т-64 и Т-80.  

  • Харьковский завод транспортного машиностроения имени В.А. Малышева
  • © Wikimedia

Харьковские конструкторы наряду с их коллегами с нижнетагильского «Уралвагонзавода» были ведущими разработчиками танков в СССР. Украинская ССР выполняла функцию военного форпоста советской державы. В связи с этим Москва уделяла огромное внимание состоянию танковых войск на Украине.

После краха СССР Киеву досталось богатейшее танковое наследство. Как именно украинские власти им распорядились, очень метко охарактеризовал глава комитета Верховной рады Украины по вопросам обороны Сергей Пашинский, которого невозможно упрекнуть в антиукраинской позиции.

«У нас нет никакого потенциала. Весь наш потенциал заключался в следующем: берёшь у Минобороны танк Т-72 или Т-64 по цене металлолома, заводишь его на бронетанковом заводе, ремонтируешь и продаёшь за $400 тыс.», — заявил Пашинский в октябре 2016 года.

По его словам, Украина входила в десятку крупнейших экспортёров мира лишь благодаря «тотальной распродаже имущества, которое получили в наследство от Советского Союза».

«Но давайте называть вещи своими именами: это не потенциал ВПК — это потенциал советской армии, который нам достался. У нас одно-два изделия, которые могут хоть как-то конкурировать и иметь маленькую нишу на внешних рынках. Всё остальное не работает», — констатировал Пашинский.

Деградация производства

 

Пашинский допустил неточность: по состоянию на 2016 год Украина входит в десятку лидеров по экспорту оружия в мире. По данным Стокгольмского института проблем мира и безопасности (SIPRI), в 2016 году Киев продал вооружений на $528 млн, а за 2006—2016 годы — на $8,5 млрд.

По подсчётам Государственной службы экспортного контроля Украины, в период с 1992 по 2012 год украинские предприятия поставили за рубеж 1412 танков. Однако доля новых машин в экспорте составила всего 17% (285 единиц).

  • Харьковский завод транспортного машиностроения имени В.А. Малышева
  • © www.malyshevplant.com

Киев продал иностранным заказчикам 1162 танка советского производства, отремонтированных по схеме, которую с горькой иронией описал Пашинский. По оценке SIPRI, с 1995 по 2015 год Украина отправила на экспорт 778 единиц Т-72 различных модификаций, но советского производства.

Иными словами, на протяжении четверти века украинское руководство относительно успешно сбывает за рубеж остатки богатого советского наследства, удерживая в основном рынки развивающихся стран, которые эксплуатируют бронетехнику, произведённую в Украинской ССР. 

На ниве завоевания новых рынков успехи Киева оказались весьма скромными, хотя стоит признать, что украинское оружие вполне конкурентоспособно по соотношению цены и качества. Главная причина фиаско — технические проблемы с материалами и комплектующими в новых машинах.

Украинские аналитики, отмечая стабильный спрос на отечественную продукцию, сетуют на деградацию производственных мощностей. Украинские предприятия продемонстрировали неспособность своевременно и качественно выполнять экспортные заказы.

Также по теме

Брешь в обороне: как военный бюджет Украины потерял $237 млн

Власти Украины выделили из оборонного бюджета более 6 млрд гривен ($237 млн) на оплату заказов, которые не были выполнены…

Как следствие, Киев регулярно срывает сроки поставок или отправляет за рубеж технику ненадлежащего качества. Также украинские менеджеры не отличаются разборчивостью в выборе заказчиков. Поставленные с Украины вооружения нередко обнаруживаются на чёрном рынке, в руках террористов и сомалийских пиратов.

В 2009 году Ирак заказал у Киева более 300 единиц БТР-4 в разных модификациях на $2,4 млрд. После отгрузки первых 60 броневиков иракские военные заявили, что обнаружили на корпусах трещины. А в 2013 году Багдад и вовсе отказался принимать украинскую технику.

Аналогичная история была, когда купить украинские машины пытался Казахстан. В 2012 году Астана согласилась приобрести 100 БТР-4. Украина поставила несколько бронетранспортёров, однако военные признали их бракованными и отправили обратно.

Ненадёжный «Оплот»

Надеждой постмайданной Украины был контракт на 200 танков с Пакистаном. Победа в таком тендере могла бы придать серьёзный импульс развитию танкостроения. Киев пытался убедить Исламабад купить танки «Оплот», но в итоге даже не был допущен к тендеру.

Не исключено, что на решение Пакистана повлиял срыв контракта на поставку 49 «Оплотов» для Минобороны Таиланда за $250 млн. Королевство рассчитывало получить почти полсотни машин до конца 2014 года. Однако дедлайн поставок сдвинулся на конец 2017-го. На сегодняшний день Таиланд получил 30 танков.

  • Украинские танки «Оплот», предназначенные для поставки в Таиланд
  • AFP

По неподтверждённой информации, королевство разорвало контракт, видимо, осознав, что проще найти другого поставщика. Утверждается, что Таиланд отдал предпочтение китайским танкам VT-4. После такого скандала Киев может похоронить для себя перспективный азиатский рынок.

Тайские военные остались недовольны тем, что реальные тактико-технические характеристики (ТТХ) и требования по надёжности не соответствуют заявленным при продаже. Ещё один упрёк в адрес Киева обусловлен тем, что в «Оплоте» отсутствуют интуитивно понятные элементы управления.

Также по теме

Продайте патроны: как уничтожается оборонный потенциал Украины

Украинские СМИ сообщают, что в ВСУ сложилась катастрофическая ситуация с поставками боеприпасов и ряда образцов военной техники….

На текущий момент Киев не выполнил обязательств по поставке 200 танков Т-72УА1 (модификация советского Т-72) в Эфиопию. ГП «Киевский бронетанковый завод» продолжает ремонт Т-72, которые были взяты со складов ВСУ. Сумма контракта оценивается в $100 млн.

Украинские аналитики объясняют неудачу на внешних рынках разгулом коррупции, под которой подразумевается непрекращающаяся делёжка имущества и финансовые махинации. Также эксперты обращают внимание на отсутствие надлежащего бюрократического и производственного контроля на предприятиях.

Серьёзный общественный резонанс в июле 2017 года вызвало задержание директора Львовского бронетанкового завода Романа Тымкива и его заместителя Олега Ткаченко по подозрению в махинациях с закупками деталей.

Национальное антикоррупционное бюро Украины утверждает, что два топ-менеджера и три высокопоставленных офицера Минобороны организовали схему, в рамках которой на танки Т-72 ставились бывшие в употреблении двигатели, хотя в документах они обозначились как новые.

Непростая дилемма

 

Укрепление танковых войск, которого ожидают Турчинов и Полторак, будет происходить за счёт упоминавшегося выше «Оплота», сконструированного на базе советского Т-80УД. «Оплот», по сути, не новая машина, тем не менее ресурс её использования с учётом модернизации составляет несколько десятилетий. 

Современная Украина должна вновь поблагодарить советское прошлое. В середине 1970-х годов Харьковское конструкторское бюро им. Морозова значительно опередило технологическое развитие, создав уникальный по характеристикам танк Т-80.

После распада СССР Т-80 стал фундаментом для экспериментов украинских конструкторов. ТТХ «Оплота» соответствует большинству современных требований, хотя существенным недостатком танка является сложность в управлении.

Несмотря на то что «Оплот» был принят на вооружение восемь лет назад, он так и не стал основной боевой единицей ВСУ. В 2009 году Минобороны Украины заказало партию из десяти машин по цене 29,5 млн гривен (чуть более $4 млн по курсу 2009 года) за каждую, но из-за недостатка финансирования выполнение контракта было приостановлено.

  • Танк «Оплот»
  • Reuters

В таких условиях украинские промышленники были вынуждены сделать ставку на экспорт. В 2011 году Киев предложил действительно выгодную цену — $4,9 млн за один «Оплот», но, получив заказы, столкнулся с огромными трудностями при их реализации.

Не исключено, что вопреки обещанию Турчинова и Полторака «Оплоту» не суждено стать основным боевым танком ВСУ. И причиной тому вновь окажется нехватка средств на закупку. Об этом ранее достаточно откровенно заявил президент Украины Пётр Порошенко.

«У нас появится выбор: или один «Оплот», или десять глубоко модернизированных и капитально отремонтированных Т-64 или Т-80. Причём «Оплот» строится минимум 18 месяцев, а цикл глубокой модернизации Т-80 составляет 2,5 месяца», — отметил Порошенко.

По его мнению, перед Украиной стоит следующая дилемма: иметь роту советских, по сути, танков в полном составе или купить одну действительно современную машину.

Как сообщают украинские СМИ, за восемь лет цена на «Оплот» выросла почти в четыре раза (с 29,5 млн гривен до 110 млн гривен), при этом в долларовом эквиваленте она не изменилась. Как несложно догадаться, Минобороны Украины стало заложником экономических последствий «революции достоинства».

Невосстановленные потери

 

В преддверии Дня танкиста Степан Полторак рапортовал о том, что танковые части ВСУ якобы укомплектованы практически на 100%.

«На сегодня за счёт надлежащего финансирования из государственного бюджета и своевременного выполнения государственного оборонного заказа танками укомплектованы практически 100% танковых подразделений», — заявил Полторак.

Однако, скорее всего, и эта «победа» Минобороны Украины — лишь очередное лукавство.

Расположенный в Великобритании Международный институт стратегических исследований (IISS) в ежегодных отчётах под названием Military Balance подсчитал, что в 2013 году в боеспособном состоянии находились 1110 украинских танков, а в 2016-м — 788.

  • Сгоревший украинский танк, Донбасс
  • Reuters

В этом контексте стоит напомнить, что Украина понесла существенные потери в танковых частях, которые участвовали в боях с пополнением Донбасса. 22 сентября 2014 года Порошенко заявил, что «сепаратисты» уничтожили 60—65% военной техники «в частях, которые стояли на первых рубежах».

С 1991 года танковый парк Украины сократился почти в четыре раза. После распада СССР Украина получила 3900 машин, находившихся в исправном состоянии (без учёта «морально устаревших» Т-52, Т-55 и Т-62).

В структуре ВСУ по-прежнему числятся три танковые бригады, четыре отдельных танковых батальона и ещё две бригады находятся на стадии формирования. Но довоенное количество танков в действующих частях Украина восстановит в лучшем случае в 2017—2018 годах. 

russian.rt.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *