Содержание

вес, тактико технические характеристики (ТТХ), толщина брони, транспортировка, экипаж, расход топлива

После краха Советского Союза вряд ли кто-либо всерьёз ожидал, что Россия сможет всего через пару лет представить миру новый основной боевой танк. Тем не менее, это произошло, и вот уже более двух десятилетий танк Т-90 является звездой, темой для горячих обсуждений, как среди экспертов, так и между любителями.

Источники с пропагандистской ориентацией сразу же поспешили объявить его превосходящим по всем параметрам возможных конкурентов. Скептики провозглашали Т-90 заведомо устаревшим. Масла в огонь подливало и фактическое отсутствие этой боевой машины в войсках, и обещание конструкторов с конкурирующих заводов предоставить более совершенные образцы (проект “Чёрный орёл”). Теперь, когда опыт эксплуатации накоплен, уже можно делать выводы о том, кто был прав.

Краткая история создания

Парк бронетанковой техники советских войск в восьмидесятые годы отличался разнообразием. В строю одновременно стояли: первенец советских ОБТ Т-64, удешевлённый и более технологичный конкурент Т-72, представитель нового поколения Т-80 с газотурбинным двигателем, и его дизельный “родственник” Т-80УД, и это только основные.

Помимо них, в строю оставались и модернизированные “старички” Т-55 и Т-62.

Наиболее современным и эффективным считался Т-80 – в то же время оказавшийся дорогим и сложным в производстве и эксплуатации. В 1988 году стартовали работы по доведению до нужной эффективности надёжного и безотказного Т-72.

Весной 1991 года экспериментальный “Объект 188” рекомендовали к принятию на вооружение.

Предполагалось назвать его “Т-72БУ”, но в советскую армию он так и не попал. Он стал новейшей машиной уже российской армии, и окрещён был – Т-90.

Смену названия связывают с желанием президента РФ Б.Ельцина иметь полностью новый танк. Возможно и то, что после войны с Ираком в 1991 репутация Т-72 была серьёзно подмочена, и новое обозначение могло помочь продавать технику на экспорт.

Устройство танка

Корпус Т-90 сварен из листов брони, башня ранних образцов- литая. Длина корпуса (без пушки) составляет 6.8 м. У поздних модификаций башни стали сварные. Лобовая броня корпуса (верхняя деталь) выполнена из комбинированной брони, установлена под наклоном в 680. Борта толщиной 70-80 мм – вертикальные, без наклона. Это выше, чем у большинства аналогов (хотя от попадания бронебойного снаряда защищает одинаково плохо).

Борта закрыты резинотканевыми экранами, частично – блоками динамической защиты. Для дополнительной защиты возможна установка противокумулятивных решёток, широко распространившихся в последнее десятилетие.

В конструкции башни Т-90 комбинированная броня применена для защиты лобовой проекции, частично – бортов и крыши.

Высота достигает 2.2 метра, а весит Т-90 около 46 тонн.

На Т-90 установили систему активной защиты “Штора”. Если его облучается лазером наведения, то “Штора” оповещает об этом экипаж и отстреливает аэрозольные гранаты. Получившаяся дымовая завеса не только маскирует танк визуально, но и рассеивает луч лазера.

Первая динамическая защита, появившаяся на Т-90 имела обозначение “Контакт-5”. От тандемных зарядов она не защищала и не работала на повышение стойкости против бронебойных снарядов. Новейшая модель комплекса защиты “Реликт”, которую получили Т-90АМ, снижает бронепробиваемость снарядов противника на 40% и защищает от тяжёлых ПТУР с тандемным зарядом. Кроме того, модернизированные блоки для системы “Контакт” поднимают её эффективность почти до “реликтового” уровня.

Негативно на живучести сказывается плотная компоновка – баки с горючим приходится размещать в боевом отсеке. Впрочем, на поздних модификациях их изолировали от экипажа стальными переборками. Уязвим остаётся автомат заряжания – он находится за слабозащищённым бортом прямо под экипажем. Можно сказать, что командир и оператор вооружения сидят на выстрелах.

Размещение экипажа неизменно со времён появления Т-64. Место механика-водителя расположено впереди по центру корпуса. Наводчик находится в левой половине башни, а командир танка – справа от пушки.

Силовая установка досталась Т-90 в наследство от Т-72.

Это многотопливный 12-цилиндровый дизель В-84МС объёмом 38,8 литров, развивающий 840 л.с. У модификации Т-90А мотор заменён на усовершенствованный вариант В-92, базирующийся на том же блоке. Его мощность доходит до 1000 л. с. Трансмиссия 7-ступенчатая, включает в себя отдельные планетарные коробки передач. Для облегчения управления применены гидравлические приводы. Подвеска у Т-90 торсионная, амортизаторы гидравлические.

Вооружение Т-90

Главный калибр танка – “традиционная” для советских, а затем и российских машин пушка “Рапира” калибра 125мм. Т-90 получил её вариант 2А46М-5, кучность стрельбы которой (по сравнению со старыми версиями) увеличена на 15-20%.Стабилизатор орудия – двухплоскостной.

Автомат заряжания карусельного типа “достался” от Т-72, но теперь может управляться с места командира. В “карусели” размещены 22 выстрела, остальные (общим количеством до 43) – в укладках в корпусе. Экипаж своими силами либо заряжает ими собственно пушку, либо может осуществить перезарядку автомата заряжания.

Для поражения вражеской бронетехники Т-90 использует бронебойные подкалиберные снаряды, например, 3БМ46 с урановым сердечником. Прицельная дальность при стрельбе такими снарядами составляет до 3000 м. Система заряжания танка Т-90С была переработана и позволяет использовать новейшие снаряды повышенного удлинения, такие, как 3БМ60. Для повышения эффективности поражения пехоты в укрытиях разрабатывался осколочный снаряд с возможностью подрыва в воздухе и готовыми поражающими элементами.

Альтернативой подкалиберным “болванкам” может выступать кумулятивный снаряд 3БК31, тройная боевая часть которого может преодолевать двойную динамическую защиту.
Через ствол орудия Т-90 может запускать управляемые ракеты. ПТУР 9М119М “Инвар” с лазерным наведением имеет тандемную кумулятивную БЧ с бронепробиваемостью (по нормали) до 700 мм. Боекомплект может дополняться ракетами с фугасными и термобарическими зарядами. Ракеты позволят поразить движущуюся цель на дистанциях до 5000 м.

С пушкой, как и на предыдущих танках, спарен пулемёт ПКТ калибра 7.62мм.

Его боезапас составляют восемь 250-патронных лент, практическая скорострельность – до 250 выстрелов в минуту. Машины первых выпусков в качестве зенитной установки имели дистанционно управляемый крупнокалиберный пулемёт НСВТ. Позже его заменили на схожий внешне, но отличающийся по конструкции пулемёт КОРД.

Электронное оборудование

Система управления огнём “Иртыш” досталась ранним танкам от предшественника – Т-80. Но уже доработанный танк Т-90А получил новую систему управления огнем (СУО) 1А42. В неё входят прицельно-дальномерный прибор наведения (сочетающий лазерный дальномер с прицелом) и автоматический электронный баллистический вычислитель 1В528-1.

Наблюдательный прибор Т01-К04 даёт возможность вести огонь не только из зенитного пулемёта, но и основного орудия. Ночью он может работать как в пассивном, и активном (с подсветкой цели ИК-прожектором) режиме.

На последующих сериях СУО модернизировалась, а модификации танка АМ(СМ) получили новейшую систему “Калина”. Этот многофункциональный комплекс объединяет в себе не только прицелы и вычислители – он встраивает танк в электронную систему управления батальоном, повышая эффективность взаимодействия с прочей бронетехникой и пехотой.

Тепловизоры ранних машин относились к ранним моделям и значительно уступали аналогичным зарубежным.

На поздних сериях (и некоторых экспортных версиях) устанавливали тепловизоры французского производства. Для связи служит радиостанция Р-163-50У, работающая в УКВ-диапазоне. Командирские модели получали, в дополнение, коротковолновую радиостанцией с дальностью действия до 50 км.

Тактико-технические характеристики

В таблице приводятся технические характеристики Т-90А, как самой распространённой модели, и его ближайших аналогов и конкурентов.

 Т-90АLeopard 2A6MChallenger 2
Длина/Ширина, мм9530/37806670/370011570/3520
Боевая масса, т46,568,562,5
Экипаж, человек344
Основное вооружение, боекомплект125мм гладкоствольная пушка 2А46М-5, 43 выстрела120мм гладкоствольная пушка Rh-120, 42 выстрела120 нарезная пушка L30E4, 52 выстрела
Автомат заряжанияЕсть
Вспомогательное вооружение1 x 7.62 мм пулемёт ПКТ, 1 х 12.7 мм пулемёт КОРД2 x 7.62 мм пулемёта MG32 x 7.62 мм пулемёта L94 и L37
Управляемое вооружениеРефлекс-М
ПодвескаТорсионнаяТорсионнаяГидропневматическая
Тип двигателя12-цилиндровый дизель В-92С212-цилиндровый дизель MB 87312-цилиндровый дизель CV-12
Мощность силовой установки, л. с.100015001200
Максимальная скорость, км/ч707256
Запас хода, км (по шоссе)550550400

Согласно цифрам, российский танк равен конкурентам по скорости хода и его запасу. В плане стратегической мобильности превосходит за счёт меньшего веса и габаритов, облегчающих транспортировку. Возможно, что более совершенный автомат заряжания “Леклерк” может дать ему некоторые преимущества в бою за счёт высокой скорострельности.

Стоит упомянуть и то, что систему заряжания Т-90 пришлось дорабатывать для возможности применения новых снарядов (большей длины), ограничивая боевые возможности ранних танков.

Достоинством российских танков (не только Т-90) считают наличие штатного осколочного снаряда.

У большинства западных конкурентов “многоцелевым” боеприпасом считается кумулятивно-осколочный снаряд, а британцы до сих пор используют бронебойно-фугасные. С другой стороны, американцы разработали для “Абрамс” и картечные, и бетонобойные снаряды.

Управляемое вооружение по-прежнему широкого распространения не имеет (можно назвать разве что израильские ракеты LAHAT). В то же время, до сих пор не известны случаи, когда танку пришлось применять ПТУР в бою.

Модификации

За линейными танками Т-90 последовал командирский вариант – Т-90К, оснащённый дополнительной радиостанцией и системой навигации. С 2004 года начались поставки Т-90А с более мощным двигателем, усиленной бронёй и улучшенными тепловизорами. В 2006 году и у этого танка появился командирский вариант Т-90АК, тоже с более мощным радионавигационным оборудованием.

Проект “Прорыв” привёл к появлению серьёзно переработанных танков Т-90. Башня модификации Т-90АМ получила отсек для размещения дополнительного боекомплекта, Среди других изменений – штурвал вместо рычагов управление и трансмиссия, автоматически переключающая передачи.

А версия Т-90М получила новую пушку 2А82 и другую компоновку – топливные баки и боекомплект перенесли, чтобы повысить живучесть.

Отдельно стоит упомянуть танки, созданные специально для экспорта. Т-90С и Т-90СК были в целом аналогичны оригинальному Т-90, но прожекторы системы “Штора” на них не устанавливались. Специально для Алжира производились модели Т-90СА и Т-90СКА. Доработанный для лицензионной сборки в Индии Т-90 получил даже имя собственное “Бишма”.

Новейший танк для экспортных поставок получил индекс Т-90СМ, и соответствует по своим данным танку Т-90АМ. Шасси Т-90 применяли для постройки инженерной техники: артиллерийских “самоходок” и РСЗО. Отдельного упоминания заслуживает оригинальная “Боевая машина огневой поддержки”, прикрывающая танки в бою.

Применение в боях и след в истории танкостроения

Есть заявления о Т-90, участвовавших в первой кампании в Чечне, но документальных подтверждений этому нет. А вот его участие в сирийском конфликте – факт. В Сирии применяются танки Т-90 российской армии.

За более чем два года были потеряны лишь 2 танка, и еще 2 выведены из строя.

Получило известность видео, запечатлевшее Т-90, оставшийся целым после попадания в его башню ракеты TOW. А вот опубликованное фото Т-90 с оторванной башней доказывает, что боеукладка остаётся его уязвимой зоной.

Пожалуй, правильно будет сказать, что Т-90 сам является “следом в истории танкостроения”. Следом, который оставили идеи, впервые материализованные в Т-64. Т-90 вобрал в себя всё лучшее от предшественников – безотказность Т-72, техническую “продвинутость” Т-80.

Танк Т-90 стал лучшей и наиболее мощной машиной в этой лестнице развития. И одновременно ознаменовал её завершение, когда был разработан полностью новый танк Т-14. При этом по своим боевым качествам Т-90 продолжает удерживаться на высоком уровне, и скорое снятие с вооружения ему не грозит.

Очень просто ругать Т-90, называя его “всего лишь модернизацией Т-72”. Но ведь и “Абрамс” и “Леопард” – совсем не новые танки, а модификации “самих себя” 30-летней давности.

Ирония: если бы за танком сохранилось обозначение Т-72БУ, никто бы и не заявлял, что старую машину выдают за новую.

Конечно, для контрпартизанских войн Т-90 не предназначался, но, во-первых, ни один из его конкурентов (за исключением, разве что, танк “Меркава”) тоже для этих целей не задумывался. Во-вторых, в Сирии Т-90 показывает себя достойно. А преемственность конструкции и обеспечила возможность выпуска танка в тяжёлые для страны годы. На сегодняшний день он среди лучших образцов танков, и это бесспорно.

Видео

warbook.club

Танки (2018) — смотреть онлайн — КиноПоиск

Нынешнее отечественное кино — это лотерея без выигрыша. Трудно угадать, на какой фильм можно сходить в кино. Не говоря уже о фильмах про Советский Союз, которые зачастую оказываются антисоветскими, а значит антирусскими. Вышедшие относительно недавно шедевры типа «Время первых», «Движение вверх», «Салют-7» и «Довлатов» не разочаровали — оказались омерзительными антисоветскими помоями. Однако на фильм «Танки» шёл позитивно настроенным, поскольку его поставил режиссёр Ким Дружинин, не так давно снявший отличный фильм «28 панфиловцев».

Фильм «Танки» рассказывает о легендарном пробеге на двух прототипах танка Т-34 советского конструктора Михаила Кошкина из Харькова в Москву для показа их лично товарищу Сталину.

Нужно сразу сказать, что «Танки» — хорошая приключенческая комедия. Чисто отечественный «Безумный Макс». Бодрый, весёлый и интересный фильм с неплохим юмором и хорошими актёрами. Однако обо всём по порядку.

Как ни странно, в фильме показано как наша страна готовилась к войне. Что не характерно для нашего современного кино, ведь в большинстве современных российских фильмах мы видим, как отвратительный Сталин делал всё, чтобы страна не была готова дать отпор нацистским захватчикам. Наши так называемые историки очень любят рассказывать про сталинские репрессии. Как он целенаправленно обезглавил армию, из-за чего начало войны было тяжёлым. При этом они почему-то не любят говорить про то, что война закончилась в Берлине, а не в Москве.

Сюрприз фильма — сотрудник НКВД показан нормальным человеком, а не уродом как в убогом сериале «Штрафбат». Бодро отстреливал недобитую белогвардейскую сволочь, бил им морды и вообще вёл себя, как подобает мужчине.

Есть в фильме и подонок-вредитель. Для наших граждан является открытием тот факт, что до начала войны были разного рода сволочи, которые изо всех сил гадили и вредили нашей стране. Наши так называемые историки очень многим отравили мозги, рассказывая про безвинно расстрелянных и посаженных при Сталине. Интересующимся рекомендую к прочтению книгу Игоря Пыхалова «За что сажали при Сталине». Там про таких «невиновных» очень ярко изложено.

Технически фильм выполнен добротно. Стрельба и взрывы — всё как надо. Операторская работа — крепкая пятёрка. Природа снята красиво. Подвёл только звук.

Понравились актёрские работы. Крайне убедительно сыграл Андрей Мерзликин, внешне похожий на советского конструктора Михаила Кошкина. Неплохо выступила восходящая звезда отечественного кино Аглая Тарасова, недавно отметившаяся в отличном фильме «Лёд». Остальные актёры тоже не подвели — все на своих местах.

Фильм предназначен для любителей добротного приключенческого кино. Исторического там мало, но, тем не менее, смотреть фильм весело и интересно.

«Танки» противопоказаны либералам и советским интеллигентам. Это кино про нормальных советских людей, любящих свою страну.

8,5 из 10

www.kinopoisk.ru

Танк Т-72

Модификации основного боевого танка Т-72:

• Т-72 (1973 г.) — базовый образец;
• Т-72К (1973 г.) — командирский танк;
• Т-72 (1975 г.) — экспортный вариант, отличался конструкцией броневой защиты лобовой части башни, системой ПАЗ и комплектацией боеприпасов;
• Т-72А (1979 г.) — модернизация танка Т-72.
Основные отличия:
лазерный прицел-дальномер ТПДК-1, ночной прицел наводчика ТПН-3-49 с осветителем Л-4, сплошные бортовые противокумулятивные экраны, пушка 2А46 (вместо пушки 2А26М2), система 902Б запуска дымовых гранат, система защиты от напалма, система дорожной сигнализации, ночной прибор ТВНЕ-4Б механика-водителя, увеличенный динамический ход катков, двигатель В-46-6.
• Т-72АК (1979 г.) — командирский танк;
• Т-72М (1980 г.) — экспортный вариант танка Т-72А. Он отличался броневой конструкцией башни, комплектацией боеприпасов и системой коллективной защиты

• Т-72М1 (1982 г.) — модернизация танка Т-72М. Он отличался дополнительным 16-мм броневым листом на верхней лобовой детали корпуса и комбинированной броней башни с песчаными стержнями в качестве наполнителя
• Т-72АВ (1985 г.) — вариант танка Т-72А с навесной динамической защитой
• Т-72Б (1985 г.) — модернизированный вариант танка Т-72А с комплексом управляемого вооружения
• Т-72Б1 (1985 г.) — вариант танка Т-72Б без монтажа некоторых элементов комплекса управляемого вооружения.
• Т-72С (1987 г.) — экспортный вариант танка Т-72Б. Первоначальное наименование танк Т-72М1М. Основные отличия: 155 контейнеров навесной динамической защиты (вместо 227), бронирование корпуса и башни сохранено на уровне танка Т-72М1, другая комплектация боеприпасов к пушке.

Танк Т-72

ОБТ Т-72 разработан Уралвагонзаводом в Нижнем Тагиле.

Серийное производство танка организовано на заводе в Нижнем Тагиле. С 1979 по 1985 год в производстве находился танк Т-72А. На его базе выпускался экспортный вариант Т-72М, а затем его дальнейшая модификация — танк Т-72М1. С 1985 года в производстве находился танк Т-72Б и его экспортный вариант Т-72С. Танки серии Т-72 экспортировались в страны бывшего Варшавского Договора, а также в Индию, Югославию, Ирак, Сирию, Ливию, Кувейт, Алжир и Финляндию. На базе танка Т-72 были разработаны и приняты в серийное производство БРЭМ-1, танковый мостоукладчик МТУ-72, инженерная машина разграждения ИМР-2.

История создания танка Т-72

Начало процессу создания танка Т-72 положило постановление Совета министров СССР от 15 августа 1967 года «Об оснащении Советской Армии новыми средними танками Т-64 и развитии мощностей для их производства», в соответствии с которым предусматривалось организовать серийный выпуск танков Т-64 не только на Харьковском заводе транспортного машиностроения имени Малышева (ХЗТМ), но и на других предприятиях отрасли, в том числе и на Уралвагонзаводе (УВЗ), где в это время выпускался средний танк Т-62. Принятие этого постановления было логически продиктовано развитием советского танкостроения в период 1950-1960-х годов. Именно в те годы высшим военно-техническим руководством страны Д.Ф. Устиновым, Л.В. Смирновым, С.А. Зверевым и П.П. Полубояровым (маршал бронетанковых войск, с 1954 по 1969 год — начальник бронетанковых войск Советской Армии) была сделана безальтернативная ставка на танк Т-64, разработанный в КБ-60 (с 1966 года — Харьковское конструкторское бюро по машиностроению — ХКБМ) под руководством А.А. Морозова.

Танк Т-72 «Урал»

Т-72 принят на вооружение Советской Армии 7 августа 1973 года.

Идея, которую в течение 20 лет пытался реализовать А.А. Морозов, заключалась в том, чтобы повысить уровень основных тактико-технических характеристик танка без увеличения его массы. Опытный образец танка, созданный в рамках этой идеи — «объект 430» — появился в 1957 году. На этой машине были применены новые технические решения, к числу которых в первую очередь необходимо отнести установку двухтактного Н-образного двигателя 5ТД и использование двух малогабаритных пятискоростных коробок передач. Эти технические решения позволили заметно сократить как объем МТО, так и весь забронированный объем танка до беспрецедентно малых значений — 2,6 и 10 м3 соответственно. С целью удержания боевой массы танка в пределах 36 т были предприняты шаги для облегчения ходовой части: введены опорные катки малого диаметра с внутренней амортизацией и дисками из алюминиевого сплава и укороченные торсионы. Полученные за счет этих нововведений экономия массы позволила усилить броневую защиту корпуса и башни.

С самого начала испытаний «объекта 430» выявилась ненадежность работы двигателя 5ТД. Заложенная в его конструкцию высокая теплонапряженность цилиндро-поршневой группы в сочетании с повышенным сопротивлением на выпуске приводили к частым нарушениям нормального функционирования поршней и выходу из строя выпускных коллекторов. Кроме того, выяснилось, что при наиболее вероятной температуре воздуха (+25°С и ниже) двигатель нельзя было запустить без предварительного разогрева с помощью подогревателя. Выявилось немало конструктивных недостатков и в облегченной ходовой части танка.

К тому же, еще на стадии проектирования «объект 430» стал отставать по своим ТТХ от последних зарубежных образцов. К 1960 году на эти работы уже были затрачены немалые средства, и прекращение их означало бы признание ошибочности всех прежних решений. Как раз в этот момент А.А. Морозов представил технический проект танка «объект 432». По сравнению с «объектом 430» он включал в себя много новшеств, в том числе: 115-мм гладкоствольную пушку с раздельно-гильзовым заряжанием; механизм заряжания пушки, позволивший сократить число членов экипажа до 3 человек; комбинированную броню корпуса и башни, а также противокумулятивные бортовые экраны; форсированный до 700 л.с. двухтактный дизель 5ТДФ и многое другое.

Танк Т-64

Танк принят на вооружение в 1969 году, как средний танк Т-64А.

В начале 1962 года было изготовлено опытное шасси «объекта 432». После установки технологической башни, начались ходовые испытания. Первый комплектный танк был готов в сентябре 1962 года, второй — 10 октября. Уже 22 октября один из них был представлен на полигоне в Кубинке высшему руководству страны. При этом Н.С. Хрущев получил заверения о скором начале серийного производства нового танка, как вскоре выяснилось необоснованные. В 1962-1963 годах были изготовлены шесть опытных образцов танка «объект 432». В 1964 году была изготовлена опытно-промышленная партия танков в количестве 90 единиц. В 1965 году заводские цеха покинули еще 160 машин.

Но все это были не серийные танки. В марте 1963 и в мае 1964 года «объект 432» предъявляли на государственные испытания, но он их не выдержал. Только осенью 1966 года государственная комиссия сочла возможным принять танк на вооружение под обозначением Т-64, что было оформлено постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 30 декабря 1966 года. Все 250 машин, изготовленные в 1964-1965 годах, спустя четыре года были списаны.

Танк Т-64 выпускался недолго — до 1969 года — в 1963 году началась работа над танком «объект 434». Велась она практически параллельно с доводкой «объекта 432»: в 1964 году был закончен техпроект, в 1966-1967 годах изготовили опытные образцы, а в мае 1968 года танк Т-64А, вооруженный 125-мм пушкой Д-81, был принят на вооружение.

В постановлении Совмина СССР от 15 августа 1967 года шла речь и о выпуске «резервного» варианта танка Т-64. Он понадобился из-за недостатка мощностей для производства двигателей 5ТДФ в Харькове, которые не могли обеспечить объем производства танков Т-64 на других заводах в мирное и военное время. Уязвимость харьковского варианта силовой установки с мобилизационной точки зрения была очевидной не только для оппонентов, но и для сторонников, включая самого А.А.Морозова. Иначе никак нельзя объяснить тот факт, что проектирование «резервного» варианта велось А.А.Морозовым с 1961 года. Эта машина, получившая обозначение «объект 436», а после некоторой доработки — «объект 439», разрабатывалась довольно вяло. Тем не менее, в 1969 году были изготовлены и испытаны четыре опытных образца танка «объект 439» с новым МТО и двигателем В-45, усовершенствованной версией дизеля семейства В-2.

Танк Т-64А (объект 434)

Средний танк Т-64А (объект 434) образца 1969 года

К началу 1970-х годов в министерстве обороны накопились серьезные сомнения по вопросу о том, стоит ли вообще выпускать танки Т-64 с двигателем 5ТДФ. Уже в 1964 году этот двигатель на стенде стабильно отрабатывал 300 моточасов, но в условиях эксплуатации на танке моторесурс двигателя не превышал 100 моточасов! В 1966 году после межведомственных испытаний был установлен гарантийный ресурс в 200 моточасов, к 1970 году он возрос до 300 моточасов. В 1945 году двигатель В-2 на танке Т-34-85 отрабатывал примерно столько же, а зачастую и больше! Но и эти 300 часов двигатель 5ТДФ не выдерживал. За период с 1966 по 1969 год в войсках вышли из строя 879 двигателей. Осенью 1967 года во время испытаний в Белорусском военном округе двигатели 10 танков разрушились буквально за несколько часов работы: елочные иголки забили циклоны воздухоочистки, а затем пыль растерла поршневые кольца. Летом следующего года пришлось проводить новые испытания в Средней Азии и вводить новую систему очистки воздуха.Министр обороны СССР А.А. Гречко в 1971 году перед ускоренными войсковыми испытаниями пятнадцати танков Т-64 заявил харьковчанам:
«Это ваш последний экзамен. По результатам ускоренных войсковых испытаний 15 танков будет принято окончательное решение — быть или не быть двигателю 5ТДФ». И только благодаря успешному завершению испытаний и увеличению гарантийного моторесурса до 400 часов конструкторская документация двигателя 5ТДФ была утверждена для серийного производства.

В рамках модернизации серийных танков в КБ УВЗ под руководством Л.H. Карцева был разработан и изготовлен опытный образец танка Т-62 со 125-мм пушкой Д-81 и автоматом заряжания нового, так называемого безкабинного, типа. Л.H. Карцев описывает эти работы и свои впечатления от ознакомления с автоматом заряжания танка Т-64

«Как-то на бронетанковом полигоне я решил посмотреть на этот танк. Залез в боевое отделение. Автомат заряжания и укладки выстрелов в башне мне не понравились. Выстрелы располагались вертикально вдоль погона башни и серьезно ограничивали доступ к механику-водителю. В случае ранения или контузии эвакуировать его из танка было бы довольно трудно. Сев на место водителя, я почувствовал себя как в западне: кругом металл, возможность общения с другими членами экипажа сильно затруднена. Приехав домой, я поручил конструкторским бюро Ковалева и Быстрицкого разработать новый автомат заряжания для танка Т-62. Товарищи отнеслись к работе с большим интересом. Была найдена возможность укладки выстрелов в два ряда, под вращающимся полом, что улучшало доступ к механику-водителю и повышало живучесть танка при обстреле. К концу 1965 года мы закончили отработку этого автомата, но вводить его не имело смысла, поскольку к этому времени вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР о постановке на производство у нас харьковского танка…Так как харьковчане никак не могли довести свой танк до кондиций серийного производства, мы решили в возможно короткие сроки установить 125-мм пушку с отработанным у нас для 115-мм пушки автоматом заряжания в танк Т-62. По внешним габаритам обе пушки были одинаковыми. Обычно все свои инициативные работы мы приурочивали к каким-либо юбилейным датам. Эту работу посвятили 50-й годовщине Октябрьской революции. Вскоре был изготовлен один опытный образец танка Т-62 со 125-мм пушкой».

Опытный танк «объект 167» 1961 г.

Шасси этой машины послужило основой для создания ходовой части танка Т-72.

Вместе с моторным КБ Челябинского тракторного завода, руководимого И.Я. Трашутиным, была изучена возможность форсирования двигателя семейства В-2 до мощности 780 л.с. за счет наддува. На одном из опытных образцов («объект 167») была установлена и испытана усиленная шестикатковая ходовая часть. Роль «объекта 167» в судьбе будущей «семьдесятдвойки» весьма значительна. На этом танке были установлены: 700-сильный дизель В-26 с усиленной трансмиссией, новая ходовая часть (6 опорных и 3 поддерживающих катка на борт) с повышенной плавностью хода, новый генератор, система гидро-сервоуправления агрегатами трансмиссии и противорадиационный подбой. Поскольку введение этих новшеств увеличивало массу машины, то для сохранения ее в пределах до 36,5 т пришлось несколько ослабить броневую защиту. Толщина нижнего лобового листа корпуса была уменьшена со 100 до 80 мм, бортов — с 80 до 70 мм, кормового листа — с 45 до 30 мм. Первые два танка «объект 167» были изготовлены осенью 1961 года. Они успешно прошли сначала полномасштабные заводские, а затем и полигонные испытания в Кубинке. Танк рекомендовали к принятию на вооружение, но заместитель министра обороны маршал В.И. Чуйков и заместитель председателя государственного комитета по оборонной технике С.Н. Махонин дали ему в целом неудовлетворительную оценку. В частности в качестве главного недостатка отмечалась частичная потеря взаимозаменяемости с танками Т-55 и Т-62. В нижнетагильском КБ этот упрек восприняли всерьез и попробовали создать машину с большей преемственностью ходовой части. Так появился «объект 166М».

От серийного Т-62 эта машина отличалась главным образом установкой двигателя В-36Ф мощностью 640 л.с. и улучшенной подвеской. Ходовая часть включала пять опорных и три поддерживающих катка на борт. Опорные катки были идентичны с примененными на «объекте 167». Несмотря на то, что скорость движения по сравнению с Т-62 возросла, испытания показали бесперспективность такого варианта ходовой части. Преимущество шестикатковой конструкции стали очевидны.

Ни «объект 167», ни «объект 166М» до уровня «объекта 434» не дотягивали и в качестве полноценной альтернативы харьковскому танку рассматриваться никак не могли. Такой альтернативой стал только «объект 167М» или Т-62Б. Проект этого танка рассматривался научно-техническим советом ГКОТ 26 февраля 1964 года. Новая машина, заявленная Л.Н. Карцевым как модернизация серийного танка, существенно отличалась от Т-62. Она имела корпус и башню с комбинированной броне-защитой лобовой проекции, ходовую часть «объекта 167», 125-мм гладкоствольную пушку Д-81 со стабилизатором «Ливень», автомат заряжания карусельного типа, двигатель типа В-2 мощностью 780 л.с. с нагнетателем, усовершенствованные радиаторы, воздухофильтры, топливную и масляную системы, а также усиленные агрегаты трансмиссии. Однако, совещание отклонило проект нового танка. Тем не менее к концу 1967 года на Уралвагонзаводе был опробован и отработан целый ряд компонентов основного боевого танка. На одном из серийных танков Т-62 был установлен и испытан автомат заряжания (тема «Желудь») вкупе со 125-мм пушкой. Эта машина получила внутризаводское обозначение Т-62Ж.

Первый образец танка «объект 172» был изготовлен летом 1968 года, второй — в сентябре. От танка Т-64А они отличались полностью перекомпонованным боевым отделением, так как электро-гидро-механический механизм заряжания танка Т-64 был заменен электромеханическим автоматом заряжания с механизмом выброса поддонов, и установкой челябинского двигателя В-45К. Все остальные узлы и агрегаты были перенесены с харьковского танка, а точнее — остались на месте, так как первые «объекты 172» представляли собой переделанные «шестьдесятчетверки». До конца года оба танка прошли полный цикл заводских испытаний и обкатку на полигоне Туркестанского военного округа. Динамические характеристики танков были достаточно высокими: средняя скорость по шоссе составляла 43,4-48,7 км/ч, максимальная достигала 65 км/ч. 
Летом 1969 года машины прошли еще один цикл испытаний, как в Средней Азии, так и в европейской части России. В ходе испытаний ряд агрегатов работал ненадежно, в том числе автомат заряжания, системы очистки воздуха и охлаждения двигателя. Ненадежно работала и штампованная харьковская гусеница. Эти недостатки были частично устранены на трех вновь изготовленных танках «объект 172», которые в первой половине 1970 года проходили обкатку на заводском полигоне, а затем — в Закавказье, Средней Азии и Подмосковье.

Опытный танк

Опытный танк «объект 172» 1968 г.

Работа с танками «объект 172» (всего их было изготовлено 20 единиц) продолжалась до начала февраля 1971 года. К этому времени разработанные в Нижнем Тагиле узлы и агрегаты были доведены до высокого уровня надежности. Автоматы заряжания имели один отказ на 448 циклов заряжания, то есть их надежность примерно соответствовала среднестатистической живучести 125-мм пушки Д-81Т (600 выстрелов калиберным снарядом и 150 — подкалиберным). Единственной проблемой «объекта 172» оставалась ненадежность ходовой части «из-за систематического выхода из строя гидроамортизаторов, опорных катков, пальцев и траков, торсионов и направляющих колес».

Тогда в КБ УВЗ, которое с августа 1969 года возглавлял В.Н. Венедиктов, было решено использовать на «объекте 172» ходовую часть от «объекта 167» с обрезиненными опорными катками увеличенного диаметра и более мощными траками с открытым металлическим шарниром, аналогичными тракам танка Т-62. Отработка такого танка проводилась под обозначением «объект 172М». Двигатель, форсированный до 780 л.с., получил индекс В-46. Была введена двухступенчатая кассетная система воздухоочистки, аналогичная применявшейся на танке Т-62. Масса «объекта 172М» возросла до 41 т. Но динамические характеристики остались на прежнем уровне за счет увеличения мощности двигателя на 80 л.с., емкости топливных баков на 100 л и ширины гусеницы на 40 мм. От танка Т-64А были сохранены только положительно зарекомендовавшие себя конструктивные элементы бронекорпуса с комбинированной и дифференцированной броней и трансмиссия.

С ноября 1970 по апрель 1971 года танки «объект 172М» прошли полный цикл заводских испытаний и затем 6 мая 1971 года были представлены министрам обороны А.А. Гречко и оборонной промышленности С.А. Звереву. К началу лета была выпущена установочная партия из 15 машин, которые совместно с танками Т-64А и Т-80 в 1972 году прошли многомесячные испытания. После окончания испытаний появился «Отчет по результатам войсковых испытаний 15-ти танков 172М, изготовленных Уралвагонзаводом в 1972 г.»
В его заключительной части говорилось:

«1. Танки испытания выдержали, но ресурс гусеницы 4500-5000 км недостаточен и не обеспечивает требуемую ходимость танка 6500-7000 км без замены гусениц.

2. Танк 172М (гарантийный срок — 3000 км) и двигатель В-46 — (350 м/ч) работали надежно. В процессе дальнейших испытаний до 10000-11000 км большинство узлов и агрегатов, в том числе двигатель В-46 работали надежно, однако ряд серьезных узлов и агрегатов показали недостаточные ресурсы и надежность.

3. Танк рекомендуется для принятия на вооружение и серийное производство при условии устранения выявленных недостатков и проверки эффективности их устранения до серийного производства. Объем и сроки доработок и проверок должны быть согласованы между Министерством обороны и Министерством оборонной промышленности».

«Объект 172М»

Опытный танк «объект 172М» 1971 г.

Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 7 августа 1973 года «объект 172М» был принят на вооружение Советской Армии под названием Т-72 «Урал». Соответствующий приказ министра обороны СССР увидел свет 13 августа 1973 года. В том же году была выпущена установочная партия из 30 машин.



< Назад   Вперед >

pro-tank.ru

Танки в бою

≡  В мире » 17:28, 2 Июль 2018

  Блогеры, осведомленные с ситуацией в Сирии, сообщают, что в настоящее время в провинции Дараа продолжаются ожесточенные бои между повстанцами и формированиями диктатора Башара Асада. Так в ходе недавних боев подразделениям повстанцев удалось отбить несколько атак противника в западной части фронта, в результате чего было уничтожено пять танков асадитов и еще один захвачен в качестве трофея. Также появились…

≡  Во Франции » 21:55, 20 Май 2018

Опытный образец французской боевой бронированной машины Jaguar 6×6 был представлен на заводе Nexter в Саторине 16 мая в преддверии военной выставки Eurosatory 2018, которая…

1:20, 21 Февраль 2018

Французскими компании Nexter и Texelis получены гарантии от министра обороны Франции Флоренса Парли (Florence Parly) по заказу на создание и поставки легких многоцелевых…

≡  В странах Балтии » ≡  В Украине »

Под Докучаевском бойцы ВСУ уничтожили БМП российских террористов (эффектное видео)

17:31, 20 Май 2018

В Сети появилось эффектное видео, отснятое с беспилотного летательного аппарата, на котором запечатлен момент уничтожения БМП-1…

Украинские бойцы успешно отражали атаки условного противника в международных учениях в Германии

18:23, 12 Май 2018

Тактическая группа Вооруженных сил Украины, несмотря на запланированный сценарий, «выжила» под шквальным огнем хозяев…

Украинские комплексы активной защиты установят на турецких танках

20:20, 18 Апрель 2018

После многочисленных потерь в борьбе с сирийскими и иракскими курдами, некоторые из которых были понесены в последний месяц в…

Российские террористы в Луганской области по пьяни едва не сожгли легендарный танк Т-34

23:59, 17 Апрель 2018

Российские террористы в Луганской области по пьяни едва не сожгли легендарный танк Т-34. Случилось это во время подготовки к так…

Украинский БТР-4Е, китайский VN1 и турецкий PARS спорят за то, чтобы стать основным бронетранспортером сухопутных сил Таиланда

16:23, 20 Ноябрь 2017

Вооруженные силы Королевства Таиланд уже длительное время находятся в процессе выбора своего нового основного…

ВСУ заказали партию современных боевых машин

23:24, 30 Октябрь 2017

Вооруженные силы Украины заказали партию современных боевых машин БТР-3ДА. Об этом сообщено в своем аккаунте в Facebook директором…

В мире нет бронетехники, которую не могли уничтожить украинские «Скифы» — Турчинов (видео)

14:04, 15 Октябрь 2017

Ракетные испытания нового противотанкового ракетного комплекса «Скиф», которые проходили как в Украине, так и за рубежом, в…

Волонтеры из Informnapalm опубликовали фото с российскими танками Т-90А в Луганской области в 2014 году

12:55, 15 Октябрь 2017

В последнее время все больше и больше появляется свидетельств агрессии России против Украины в 2014 году. Волонтеры из Informnapalm…

В Киеве на выставке показали новый БТР-4МВ1

14:33, 14 Октябрь 2017

Новый БТР-4МВ1 создан с учетом пожеланий военных из зоны проведения Антитеррористической операции. Специалистами Харьковского…

  ≡  В России »
  • 10 Март 2018

  • 15 Октябрь 2017

  • 8 Сентябрь 2017

  • 7 Сентябрь 2017

  • 18 Август 2017

  • 20 Июль 2017

  • 12 Июль 2017

  ≡  В США » 12 Май 2018

Вооруженные силы США имеют долгую историю внедрения технологических новшеств, которые в конечном итоге становятся мэйнстримом, например, навигационные системы GPS в телефоне или…

21 Февраль 2018

На официальных полигонных испытаниях Пентагона проверялись самоходная артиллерийская установка (САУ) M109A7 и транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) для нее, которые так и не были…

31 Октябрь 2017

Американской компанией Stratom проведена демонстрация для представителей корпуса морской пехоты США своей новой беспилотной сухопутной бронемашины, которая предназначена для…

12 Июль 2017

«Не имеющая аналогов в мире» «Армата» практически полностью скопирована российскими инженерами-плагиаторами с американского танка Abrams 30-тилетней давности. Новый так называемый танк…

17 Апрель 2017

Переброшенные в страны Восточной Европы и Балтии из Колорадо свыше 2000 единиц боевой бронированной техники в настоящее время в спешном порядке перекрашивают из камуфляжных…

13 Ноябрь 2016

В Сети опубликовано видео попадания противотанковой ракеты, выпущенной из ПТРК «Корнет» российского производства террористами из ИГИЛ, в американский танк иракской армии…

10 Ноябрь 2016

На кануне выборов президента США командование американской армии в Европе провело проверку боевой готовности бронетехники, дислоцируемой на базах в Германии. В частности сообщается,…

 ≡  Видео » 16:50, 20 Ноябрь 2017

Блогеры, осведомленные с ситуацией в Сирии, сообщают, что в провинции Хама продолжаются ожесточенные бои между повстанцами из Сирийской Свободной Армии (ССА) и…

14:04, 15 Октябрь 2017

Ракетные испытания нового противотанкового ракетного комплекса «Скиф», которые проходили как в Украине, так и за рубежом, в частности, в условиях сверхвысоких…

17:30, 25 Август 2017

Сирийские повстанцы из группировки Джейш Усуду Шаркия, которая входит в состав Сирийской Свободной Армии ( ССА) 24 августа текущего года уничтожили на юге Сирии…

tanki-v-boju.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *