Кинозал. Танк, дизельпанк и дорога ярости » Военное обозрение

Начнём с того, что снимем с рассматриваемой ныне картины "Танки" любые претензии дотошных, но до крайности нудных сетевых историков, которые с непробиваемым упорством спорят о верном оттенке малинового канта на шароварах или точном наклоне лобовых бронелистов. Картина «Танки» изначально была заявлена как художественная. История с реально имевшим место танковым пробегом из Харькова в Москву послужила лишь как отправная точка для создания сюжета.

Итак, страна на пороге великой войны. Конструктор Михаил Кошкин завершил работу над своим танком Т-34, которому судьба готовит легендарное будущее. Но в столице рассматривать машину без должного объёма испытаний не горят желанием. Посему Михаил предлагает совершить дерзкий и по идее секретный танкопробег на двух тестовых танках прямиком до первопрестольной. Об этом сразу становится известно немцам, которые отправляют на перехват танковой группе диверсионный отряд.


Броня крепка и танки наши... сзади

Таким образом, танковый отряд во главе с Кошкиным, тремя механиками-водителями, суровым как утёс, но истеричным как неадекватная барышня особистом и юной пролетаркой, над образом которой, верно, трудилась целая армия столичным стилистов и визажистов, отправляются навстречу приключениям. Именно приключениям, так как опять-таки картину представили как приключенческую, соответственно с характерной для этого жанра относительной лёгкостью и известной степенью юмора. Т.е. какой-либо тяжеловесной драматургии ожидать не стоит, но вместе с этим должен присутствовать экшн, симпатичность и сочность главных героев.

Картина, в самом деле, начинает набирать обороты. Разудалые гонки на танках, бодрый саундтрек, недурная операторская работа, но уже начинает чувствоваться какая-то неуклюжесть. И дело состоит даже не в том, что герои не раскрываются от слова совсем, лишь истеричными вспышками напоминают о собственном существовании, а в том, что ни остроумия, ни ловкости, ни смекалки главные герои не проявляют.

Направленные на перехват танковой колонне немецкие конные диверсанты слегка задерживаются. А на время их место антагонистов занимают… махровые антисоветчики, засевшие в лесах между Харьковом и Москвой. На вид эти потешные персонажи похожи на неудачный эксперимент по скрещиванию белогвардейских казаков, сельских гопников и анекдотичных махновских бандитов. И это бы не беда, если не одно "но"…

Обретается этот отряд неправильных «робин гудов» на каком-то кладбище паровозов посреди леса в традициях какого-то бюджетного дизельпанка из фильмов класса Б 80-90-х годов. И, когда один из паровозов, видимо, с помощью напильника и русского мата, превращённый в ворота, открывает, скрипя ржавыми зубчатыми передачами, свои двери, автор стал ждать появления Мэла Гибсона в кожанке или на худой конец Тома Харди в металлическом наморднике. По обители этих воинов дорог бродят крестьянки, гарцуют на лошадях казаки и курсирует какой-то левый мрачный поп, видимо, чтобы когнитивный диссонанс окончательно добил несчастного зрителя. Но лиха беда начало.

Становится, в конце концов, понятно, что после того как в 90-е на наших соотечественников вылился целый поток голливудских «шедевров» в само сознание проникла некая профессиональная деформация с постоянной оглядкой на Запад. И, если вы надеетесь найти в картине «Танки» классические приключенческие «мазки» от таких работ как «Зелёный фургон», «Неуловимые мстители» или «Начальник Чукотки», то вас фильм разочарует. Это некая попытка стилизации типичного комиксового западного жанра. Обладая образным мышлением, зритель легко сможет представить себе каких-нибудь старушек на лавочке, которые перемахнув рубеж 75-80 лет, толкают речь, сдабривая её убогими словечками вроде «о'кэй» или «маркет».

Наконец, главные герои выбираются из царства лютого дизельпанка, а заодно с лёгкостью отрываются от угрюмых как вороньё немецких диверсантов. И продолжают свой всё более унылый танкопробег. В то же время в нацистском логове прознали о фиаско их камрадов. Взбешённый мини-фюрер, являющийся по факту солянкой из голливудских кинематографических штампов о нацистах, отправляет на выполнение важного задания рейха такого же утрированного «сумрачного тевтонского гения» диверсий. «Гений» вооружён лысиной, болезненно отталкивающей худобой, газосваркой и мотоциклом а-ля Безумный Макс.


Истинный байкер шлем не надевает, а немецким даже волосы не требуются

Рассекая ночную мглу, нацистский охотник выходит на дорогу ярости. И даже этот сюр, столь чуждый отечественному зрителю, можно было бы пропустить. Но никаких, ровно никаких захватывающих дух эпизодов в стиле комиксового Индианы Джонса не будет в принципе. Тем более, что вся вторая часть картины явственно проседает – кадры становятся дешёвыми, во всех смыслах этого слова. А концовка и вовсе кричит, что монтаж фильма делали в спешке достойной ловли блох.

В итоге, увы, получилось нечто рваное, несуразно и нелепое. Во-первых, часть эпизодов сняты для чего угодно, кроме самого сюжета, словно в рваном носке заштопывали дырки. К примеру, к чему был эпизод купания красной пролетарки? Нет, это, конечно, радует мужской глаз, как и весь мужской организм, но никак не двигает сюжет. В итоге эти эпизоды становятся нелепыми потугами сделать кино серьёзнее, что на фоне ночных немецких байкеров постапокалипсиса выглядит конфузно.

А особист-то в кустах прячется!

Во-вторых, авторы порой стараются развивать персонажей, словно ностальгируя по временам Союза, когда герой Харатьяна Володя Патрикеев совсем не тот юноша, что в начале «Зелёного фургона». Попытки эти спорадические, словно нервный тик. К примеру, истеричный особист вдруг становится симпатичным и взвешенным танкистом. И это не шутка, как и тема внезапной любви особиста и пролетарки.

В-третьих, а что же это было? Полноценная историческая лента? Нет, это утверждают сами авторы. Бодрый приключенческий фильм? Опять-таки, нет. Снять полноценный блокбастер в голливудском стиле, вроде этой шизофренической идеи – «ответ американцам» (словно они у нас что-то спрашивали), не получилось. Не позволил бюджет и, видимо, отсутствие опыта. Снять фильм на советском опыте, наверное, не дали амбиции, тенденции, а заодно плоские как забор герои. Может быть это комедия? Тогда, когда надо было смеяться?

К чёрту танки - у меня есть лопата!

По сути, перед нами творение, страдающее от неловких попыток оседлать голливудские клиповые киношные комиксы, а вдобавок мучающееся от фантомных болей по советскому кинематографу. Особенно обидно, что режиссёром выступил один из создателей хорошей картины «28 панфиловцев» Ким Дружинин. А ещё более обидно, что художественная картина о прославленном танкопробеге Кошкина на его 34-ках была снята ещё в СССР в 1980 году, пускай и в другом жанре. Двухсерийный телевизионный фильм «Главный конструктор» с Борисом Невзоровым в роли Кошкина, по моему скромному мнению, хоть и не столь развлекательный, но куда более достойный просмотра.

topwar.ru

Реальная техника дизельпанка | Наука

1920-1940 годы останутся в истории как эра каменнолицых лётчиков, бесстрашно покоряющих стратосферу, и безумных учёных, ставящих на себе опасные опыты с электричеством. Техника в те годы совершенствовалась столь же стремительно, как и компьютеры сейчас. Новый самолёт легко побивал рекорды, через три года устаревал, а через шесть лет его можно было выставлять в музее.

Недостаток опыта и избыток фантазии у конструкторов начала прошлого века приводили к причудливым,решениям, которые в наши дни кажутся выдумкой какого-нибудь автора дизельпанка.

В большом почёте в межвоенное время была многобашенная схема танка. Ставший по всему миру образцом для подражания лёгкий английский «Виккерс-6 тонн» (производился в СССР под обозначением Т-26) имел две башни. Две-три «головы» полагалось иметь и средним танкам. Тяжёлым — уже пять. И это не считая нескольких пулемётов в шаровых установках в корпусе.

Ранняя модификация Т-26. С 1933 года Т-26 выпускался уже с одной башней

Самым грозным представителем «многоглавцев» оказался советский Т-35. Взяв за основу британский пятибашенный «Индепендент», советские конструкторы усилили вооружение, установив вместо одной 47-мм пушки целых три орудия: 76-миллиметровое в центральной башне и ещё два 45-миллиметровых в башнях по диагонали. Т-35 лишь на один ствол не дотянул до абсолютного рекорда: недостроенный немцами в 1918 году танк «Колоссаль» должен был иметь четыре 77-мм орудия в бортовых спонсонах.

Т-35 имел три пушечно-пулемётные и ещё две пулемётные башни.
Создавались (пусть только на бумаге) и ещё более экзотичные конструкции. Даже в современной японской мультипликации мало что сможет сравниться с фантастическим танком-трансформером. Разрабатывавшийся в СССР 300-тонный четырёхгусеничный «сверхтяжёлый танк прорыва» согласно проекту вооружался одним 203-мм и четырьмя 152-мм орудиями — каждое в своей башне. Но, что самое поразительное, при необходимости, танк мог разделяться на три части: два независимых самоходных «полутанка» и неподвижную платформу с главной башней. «Полутанки», кстати, снабжались двигателями от локомотива, так что движение монстра должно было сопровождаться живописными клубами пара и дыма.

Проект, естественно, не был принят. Но многобашенные машины в середине 1930-х продолжали пользоваться популярностью. Способность одновременно вести огонь во все стороны казалась в то время большим достоинством. Ведь главными врагом танка в 30-х годах считалась не артиллерия, а пехотинцы, выскакивающие из укрытий с бутылками зажигательной смеси.

Немецкий инженер Гротте предлагал советскому правительству и проект 1000-тонного танка с 7 башнями и 305-мм орудиями. Фашистский «Маус» и близко не стоял

Танк виделся как самоходная крепость, способная, прорвавшись в тыл врага, в одиночку, без поддержки других танков и пехоты, выдержать длительную осаду. Но практика не подтвердила выгоду нескольких огневых точек. Многобашенный танк оказывался сложным в изготовлении, излишне громоздким, его было трудно защитить бронёй. Проблему же самообороны машин в ближнем бою проще было решить, применяя танки массировано, либо при поддержке пехоты.

Кроме этого, несколько башен, подобно настоящим головам фантастических драконов, создавали неудобную в военное время «демократию». Командир танка физически не мог уследить за всеми стрелками, сосредотачивая их огонь на наиболее важной цели. Не имел он возможности и останавливать танк всякий раз, когда кто-то из них замечал врага. А прицельная стрельба в те времена велась только с остановок. В результате орудия палили непонятно куда и очень неточно.

Мифический «Рейнметалл»

В середине 1930-х немцами было построено 5 трёхбашенных танков NeubauFahrzeug (иногда также именуемых «Рейнметалл»). С 75-мм гаубицей и 37-мм пушкой в главной башне, плюс парой пулемётов в каждой из двух диагонально расположенных малых башен. Танки этого типа не состояли на вооружении, но с огромным эффектом были использованы в пропагандистских целях. Ни один парад и ни одна хроника в Германии не обходилась без «Рейнметаллов» или их макетов.

Когда в 1940 году немцы стали утверждать, что «Нойебауфарцойги» защищены 75-мм броней и производятся тысячами, советское руководство поверило им. Ведь и в самом СССР готовилось серийное производство тяжёлых КВ. Германия же считалась более развитой страной. Сложилась парадоксальная ситуация: СССР превосходил Германию количеством и качеством танков, но и Сталин, и Гитлер были уверены, что преимущество на стороне немцев.

В результате перед войной 45-мм пушки в советских противотанковых частях спешно стали заменяться орудиями калибром 57, 76, 85 и даже 107 мм. Но скоро после начала боевых действий производство новых противотанковых орудий было прекращено с формулировкой «ввиду избыточной мощности и отсутствия достойных целей».

Что может быть абсурднее артиллерийской подводной лодки? Разве что подводный авианосец. Между тем, советские конструкторы 1930-х годов на страх буржуинам разрабатывали проекты погружаемых крейсеров и авиаматок. Далее чертежей дело, правда, не продвинулось. Возможно, потому, что стало известно: буржуины не из пугливых. Они и сами не только проектируют, но и строят ещё более нелепые корабли.

В Первую мировую немцы начали спускать на воду «подводные крейсеры» (тип U-139) с двумя 150-мм орудиями, открыто установленными на носу и корме. Сделано это было с целью экономии торпед. Предполагалось, что лодка сможет расходовать их только при атаках на военные корабли противника, а торговые суда будет топить из пушек. На практике эта идея успеха не имела. Подобная «экономия» очень не нравилась подводникам, ведь в военное время и транспорты нередко вооружались пушками.

В 1921 году англичане, доработав немецкий проект, построили субмарину X1 с четырьмя 132-мм орудиями в двух башнях. Но скоро признали, что низкие скорость и манёвренность подводной лодки не позволяют рассчитывать на успех в перестрелке с эсминцем. Возможность же погрузиться и атаковать врага торпедами она потеряет после первой пробоины.

Британская артиллеристская подлодка M1

Но куда более поразительными оказались построенные британцами в 1920-21 годах три подводных монитора серии «М», вооружённых 305-мм пушками. Единственное орудие «королевского калибра» располагалось в башне впереди рубки. Лодки серии «М» предназначались для борьбы с береговыми батареями. Расчёт был на то, что субмарина будет приближаться к вражеским позициям, подняв над водой только кончик ствола пушки и перископ. А после выстрела погрузится окончательно и уйдёт за пределы досягаемости орудий противника.

Можно себе представить, какое впечатление производило гигантское дуло, внезапно появляющееся из толщи вод… Но для того, чтобы перезарядить пушку (а заодно и аккумуляторы), лодка должна была всплыть. Между двумя выстрелами прошло бы несколько часов. Точность же стрельбы едва ли могла быть в таких условиях удовлетворительной.

Незадолго до гибели монитор М2 был переделан в подводный авианосец. Не помогло. Все равно утонул

Не остались в стороне и французы, создавшие в 1929 году субмарину «Сюркуф». Вплоть до конца Второй мировой войны она оставалась крупнейшим из когда-либо построенных подводных кораблей. Её водоизмещение достигало 2880 тонн в надводном и 4330 тонн в погружённом положении. Вооружение же, кроме торпедных аппаратов, составляли два 203-мм орудия в башне.

Французы пытались получить нечто среднее между немецким «подводным крейсером», всплывающим для того, чтобы задействовать артиллерию, и британским «подводным монитором», стреляющим с перископной глубины. Предполагалось, что «Сюркуф» будет вести огонь из полупогружённого положения, так, что над водой останутся только башня и мостик.

Подводный крейсер «Сюркуф»

В теории, действуя таким образом, подводная лодка представляла бы собой довольно трудную цель для вражеских орудий. На практике же оказалось, что «полуподводная» стрельба возможна лишь в полный штиль и только при движении самым малым ходом. Расположенные над самой водой стволы просто заливало, а наводчики не видели в прицелы ничего, кроме брызг.

В надводном же положении «Сюркуф» превращался в большую, неуклюжую и медлительную мишень. Уйти от вражеского огня он не смог бы даже «вниз». «Сюркуф» погружался медленно и величественно, принимая в балластные цистерны почти 1500 тонн воды. Процесс занимал 15 минут. Ровно в 15 раз дольше, чем считали допустимым немецкие подводники.

Танки на колёсах

Околоисторические спекуляции последних лет часто возводят на советские гусенично-колёсные танки БТ напраслину: якобы они отличались плохой проходимостью и сделаны были для европейских дорог. Но дело обстоит в точности наоборот: именно в условиях густой дорожной сети колёсные танки бесполезны. Потому, кстати, они и не строились на Западе.

Гусеничную технику тогда (как и сейчас) считалось крайне нежелательным перегонять своим ходом. В Европе к фронту танки подвозили по железной дороге, либо в автоприцепах. Но в СССР транспорт был развит куда хуже. Отсюда и интерес к гусенично-колёсным танкам, способным добираться до театра военных действий без посторонней помощи. По бездорожью же БТ шёл на гусеницах не хуже, чем Т-34.

Кроме вооружения подводных лодок 12-дюймовыми пушками, у британских конструкторов имелись и ещё кое-какие сугубо «панковые» идеи.

В Англии строились паро-электрические субмарины, использующие паровую турбину для движения в надводном и электромотор для движения в погружённом положении. Целью ставилось создание «эскадренной подводной лодки», способной действовать совместно с надводными кораблями. А для этого требовалось повысить скорость до 25 узлов против 14-18 у дизельных субмарин.

Паровая подлодка K-15

Идея выглядела достаточно привлекательно. Вместо того чтобы подкарауливать вражеские корабли в засадах, скоростные подводные лодки могли бы сопровождать в походах линкоры и крейсера, сближаться с противником в составе эскадры, а только затем погружаться и атаковать.

Но практика, как это часто случается, внесла коррективы. Из 20 подводных лодок серии «К» 9 затонули в результате аварий. Ещё в 11 «нештатных ситуациях» гибель лодки удавалось предотвратить. Не без потерь среди экипажа. О масштабах потерь говорит тот факт, что под впечатлением от исчезновения очередной представительницы данного семейства в 1925 году английское правительство даже пыталось созвать международную конференцию для запрета подводных лодок. Как «машин, смертоносных для их экипажей».

Причиной поразительно высокой «смертности» в серии «К», как ни странно, стали не технические её особенности, а тактика, ради которой эти подводные лодки создавались. Случалось, что субмарины затоплялись через плохо задраенные дымовые трубы. Но куда чаще они погибали в столкновениях. В темноте, в шторм, идущие полным боевым ходом британские корабли просто не замечали едва возвышающиеся над водой рубки «эскадренных» подводных лодок. Только при одном ночном выходе грэнд-флита с базы К-14 и К-17 были потоплены, а К-6, К-14 и К-22 повреждены. Пострадал и крейсер, на пути которого они оказались.

Дизель против пара

Как ни странно, в «дизельпансковских» 1930-х годах именно с дизелями-то дела обстояли неважно. Настоящий символ 1930-х — летящий по рельсам паровоз.

Появившись в России ещё в начале 20 века, корабельные дизельные двигатели не получили широкого распространения на флоте. При равном с дизелем весе паротурбинный двигатель обладал намного большей мощностью. С другой стороны, дизель отличала высокая экономичность. Что было важно в первую очередь для субмарин, от которых традиционно требовалась не скорость, а дальность хода. И только немцы, желая получить океанские рейдеры, начали устанавливать дизели на некоторых крейсерах.

Не лучше шли дела и на суше. К началу Второй мировой дизельные автомобили представляли собой единичные исключения. На железных дорогах продолжалась эпоха паровозов. Но в СССР, Великобритании, Италии и Японии уже начали применяться танковые дизели.

Среди воздушных машин 1920-30-х годов более всего поражают воображение летающая лодка Do.X немецкого конструктора Клода Дорнье, и советское «звено Вахмистрова».

Проект Дорнье вошёл в историю как самолёт с рекордным числом моторов — 12 штук. Огромной по своему времени была и сама 52-тонная машина. Неудивительно, учитывая, что летающая лодка создавалась для трансатлантических пассажирских перевозок, как замена дирижаблей «Граф Цеппелин».

Летающая лодка Do.X представляла собой скорее экраноплан, чем самолёт

Строительство осуществлялось на деньги германского правительства, желающего поддержать престиж нации, но из-за Версальских ограничений работы велись на территории Швейцарии. В 1929 году самолет со 160 пассажирами и 9 членами экипажа на борту впервые поднялся в воздух над озером Констанц.

Авиалайнер был роскошен даже по современным меркам. На трёх его палубах разместились спальни, салоны для отдыха, столовая, ванная и кухня. Необходимость спальных мест на борту самолета станет понятной, если принять во внимание, что его крейсерская скорость составляла всего 175 километров в час. Перелёт мог занять более суток.

В 1931 году Do.X с грузом почты вылетел в Бразилию. Позже, добравшись до Нью-Йорка вдоль американского побережья, он вторично пересёк океан, вернувшись в Европу. Но… большую часть пути 12-моторный гигант проделал не по воздуху, а «вплавь». Самолёт поставил уникальный антирекорд: перевозимая им почта достигла адресатов позже, чем отправленная пароходом! Моторы оказались недостаточно мощны, и «летающей» лодку Дорнье можно было именовать лишь условно.

Советское «звено Вахмистрова» в составе бомбардировщика, к крыльям которого крепились истребители, напротив, разрабатывался в военных и, в меньшей степени, в спортивных целях. Предполагалось, что самолёт-авианосец сможет обеспечивать истребительное прикрытие другим бомбардировщикам. Или доставить в район цели манёвренные штурмовики, способные сбросить бомбы с пикирования.

Первый «цирк» в составе ТБ-1 и двух истребителей

Эксперименты начались в 1931 году, когда на крыльях ТБ-1 были подвешены 2 истребителя И-4. Позже Владимир Вахмистров стал испытывать комбинации более мощного четырёхмоторного ТБ-3 с истребителями И-5, И-Z и И-16. Количество «деток» на «матке» доходило до 5. Причём последний истребитель цеплялся к ТБ-3 уже в воздухе. Недаром экспериментальную эскадрилью прозвали «цирком».

Но оптимальным оказался «комплект» из ТБ-3 и 2-х И-16 с парой 250-кг бомб каждый. Именно он и был принят на вооружение. Общий вес 6-моторной сцепки составлял 22,5 тонны, радиус действия — 1000 км, бомбовая нагрузка — 1 тонна, скорость 180 км/ч.

Легендарный И-16

К началу войны в Красной Армии имелось только 1 эскадрилья из 5 «комплектов». Но в бою себя «цирки» показали неожиданно хорошо. Именно им советская авиация оказалась обязана редкими в 1941 году успехами. Вылетев из Евпатории 26 июля, «цирки» подожгли нефтехранилища в Констанце. 13 августа также без потерь был разрушен стратегически важный мост через Дунай.

Вёрткие И-16 уклонялись от огня зениток и поражали цель бомбами, которые самостоятельно даже не могли бы поднять в воздух. С другой стороны, благодаря тактике «длинной руки» медлительный и уязвимый ТБ избегал контакта с вражеской ПВО.

Налёты «цирков» были столь удачны, что командование затребовало срочно создать новые «комплекты». Но сделать это оказалось невозможным. К 1941 году ТБ-3 не просто устарел, а давным-давно был снят с производства. Остающиеся в строю машины были в очень плохом состоянии. В 1942 году вылеты «цирков» прекратились.

Менее известный И-Z вооружался двумя 76-мм безоткатными пушками

«Лучи смерти»

Одна из «страшилок» жёлтой прессы 1920-40-х годов — таинственные «лучи смерти». Обычно их тайно разрабатывал наиболее вероятный противник. Но иногда, как намекала, например, пропаганда фашистской Германии, ковали это «чудо-оружие» и «родные» засекреченные лаборатории.

Шла ли речь о радиации? Нет. В то время об опасности жёстких излучений никто не догадывался. В основе этой легенды лежала (вернее, стояла) так называемая «башня Теслы» на острове Лонг-Айленд. То ли с её помощью безумный учёный арктические льды хотел растопить, то ли на Подкаменной Тунгуске взрыв учудил…

Изобретатель радиоантенны Никола Тесла строил в 60 км от Нью-Йорка первую радиовышку. И не достроил ввиду прекращения финансирования проекта заказчиком. Но, как это часто бывает и в наше время, журналисты пытались популярно объяснить почтеннейшей публике то, чего не понимали сами. Загадочные «радиоволны» редакции заменяли на более, как им казалось, доступную формулировку: «Передача электрической энергии на огромное расстояние». Остальное, что называется, «воображение дорисовало».

Причиной бурного развития техники в 1920-30 годах была временная «избыточность» технологий. Изобретение компактных, но мощных двигателей и электротехники в начале XX века открыло широчайшие возможности. Дело было лишь за гениальными конструкторами, способными этими возможностями распорядиться. А гении часто бывают немного не в себе. Это было время творчества и поиска.

Неудивительно, что и лётчики в те времена пользовались бешеной популярностью. Почти как космонавты в 1960-х. Чтобы поднимать в воздух «слепленные» больше по вдохновению, чем по науке, фанерные самолёты, требовалась отчаянная смелость. Зато каждый новый «летающий индюк» выходил лучше предыдущего, и рекорды сыпались, как из ведра.

www.mirf.ru

Реальная техника дизельпанка

  • Подписаться
  • Лента публикаций
  • Последние публикации
  • Лучшие публикации
    • за все время
    • за полгода
    • за месяц
  • Категории
    • Города и страны
    • Здоровье
    • Изобретения
    • Интересные факты
    • История
    • Космос
    • Наука
    • Природа
    • Рекорды
    • Технологии
    • Человек
Наука и техника Подписаться Войти / РЕГИСТРАЦИЯ

vseonauke.com

Дизельпанк. Фантастическая романтика эпохи дизеля | VRgames

Дизельпанк – сравнительно молодой поджанр фантастики, с которым все довольно непросто. Дизельпанк сформировался уже после появления на свет киберпанка и стимпанка. Говоря по-простому, миры дизельпанка – это ретро-фантастика в антураже 20–40 гг. XX века. Это будущее, каким его представляли в те времена – а для нас с вами это прошлое, какого никогда не было. Эпоха безумных ученых и преступников: Тотенкопфа, Фантомаса и им подобных злодеев и гениев, держащих в страхе весь мир. Эпоха стилистики pulp-романов, время, когда женщины носили длинные платья, а мужчины не выходили из дома с непокрытой головой. Время первых небоскребов, расцвета автомобилей и триумфа двигателей внутреннего сгорания. Бум авиации: юркие истребители, огромные воздушные суда-дирижабли, даже могучие воздушные авианосцы, изрыгающие из своих недр десятки самолетов поменьше.

Само собой, расцвет фантастики. Гибридные летающие подводные лодки и плавающие аэропланы. Всевозможные виды шагающих роботов, функционирующих на дизельном топливе. Ракетные ранцы, первые андроиды, диковинные телевизоры, радио в роли главного средства связи. Далекие земли, воздушные пираты, хитроумные шпионы, мировые войны, авантюристы, многобашенные танки, диктаторы, бронепоезда... Вот что такое дизельпанк. Жанр молодой, но при этом безумно притягательный и даже чертовски романтичный.

Начало начал

С дизельпанком произошла странная история: он появился на свет еще до того, как на свет появился собственно термин, его обозначающий. Кладезь дизельпанка – работы художников 30–40-х годов, а также проекты воздушных конструкторов того времени. Многие из этих проектов, кстати, впоследствии стали основами для техники из дизельпанковских фильмов, книг и мультсериалов.

При этом сам термин появился в 2001 году с подачи Льюиса Поллака. Этот игровой дизайнер использовал слово dieselpunk как попытку прорекламировать свою новую настольную игру Children of the Sun. При этом как раз дизельпанка в Children of the Sun ощутимо недоставало, скорее это была игра со стимпанковским миром. Однако термин прижился, а чуть позже идеально подошел для обозначения ретро-фантастики эпохи дизеля.

Одним из первых по-настоящему, стопроцентно дизельпанковских мультфильмов можно с полным правом считать замечательный диснеевский мультсериал «Чудеса на виражах». В самом деле, в простом, казалось бы, мультике заложены все основы этого жанра. Время действия – примерно 30-40 годы прошлого века, уже после завершения Великой войны, о которой иногда вспоминают герои мультсериала. Место действия – маленький город-государство Кейпт-Сюзет, островок посреди океана, окруженный со всех сторон острыми скалами. Здесь обитают антропоморфные звери; некоторые из них, кстати, очень напоминают персонажей другого диснеевского мультика – «Книга джунглей». Поскольку островок отрезан от других городов водной гладью, основными средствами для связи с внешним миром являются корабли и особенно авиация. Потому и летчики здесь в большой цене: такие ребята, как медведь-пилот Балу, наемный курьер по доставке грузов, всегда умудряются найти себе работу. Доставка грузов – бизнес весьма прибыльный, потому им занимаются как наемники-одиночки из маленьких компаний, так и пилоты влиятельной корпорации тигра Шер-Хана. Но доставка грузов также дело еще и очень опасное, поскольку на воде и в воздухе шалят воздушные пираты хитроумного лиса Дона Карнажа...

В случае с «Чудесами на виражах» мы имеем абсолютно все, что должно быть в хорошем дизельпанковском произведении. Стилистика эпохи дизеля – есть, сериал замечательно стилизован под старые кинокартины. Различные фантастические элементы также имеются: тут вам и воздушные пираты, и человекообразные роботы, и красавец-дирижабль Железный Гриф – основная база пиратов Дона Карнажа. Вместе с тем история остается детским мультфильмом, который, как и многие мультипликационные шоу студии Уолта Диснея, учит доброте, справедливости и честности... Если вы еще не знакомы с этим замечательным мультиком – непременно посмотрите его.

Так, с тем, каким должен быть эталон дизельпанка, мы с вами разобрались. Самое время несколько глубже разобраться с терминологией, чтобы понять, что именно ошибочно относится к дизельпанку. Наиболее яркие примеры – первый «Бэтмен» от Тима Бертона, трилогия «Человек-паук» Сэма Рейми и вселенная Индианы Джонса. Стилистика этих картин действительно напоминает 30-40 годы, а в случае с Индианой Джонсом так и само действие разворачивается в это время. Но стоит также учитывать, что стилистика – это далеко не все, что нужно для определения дизельпанка; обязательно должен быть и фантастический антураж, основанный на идеях писателей и кинорежиссеров того времени. В случае с Индианой Джонсом мы имеем просто классическую авантюрную фантастику с небольшой примесью магии. В «Человеке-пауке» и «Бэтмене» из высоких технологий только глайдер Гоблина, клешни Доктора Осьминога да бэтмобиль. Однако будем честны – все это не более чем небольшие элементы дизельпанка.

Герои комиксов в дизельпанке

Да, супергеройское кино вполне можно снять в стилистике дизельпанка, стимпанка или антиутопии, да и вообще в любом жанре или поджанре фантастики – вот только пары изобретений да соответствующей картинки для этого все-таки недостаточно. Чуть ближе к жанру подошла Marvel в своей серии комиксов Marvel Noir – но и здесь мы получили все-таки нечто другое: именно нуар, но не дизельпанк. Чтобы было более понятно, мы приведем пример еще одной, уже чисто дизельпанковской картины – фильм «Ракетчик», снятый Джоном Джонстоном в 1991 году.

Смотрите, на этот раз у нас классическая история о становлении молодого супергероя, чем-то похожая на «Черную молнию» Тимура Бекмамбетова. Время действия – 30-е годы. Молодой парень случайно становится обладателем новейшей военной разработки – ракетного ранца с реактивным двигателем. Изобретение дает персонажу эдакую суперсилу, он перевоплощается в могущественного супергероя – Ракетчика, который успешно сражается со злом и на земле, и в воздухе. Казалось бы, точно такой же пример, как и с фильмами про Бэтмена: одна фантастическая вещь и история становления супергероя – однако в отличие от «Бэтмена» и «Человека-паука» Сэма Рейми фильм и буквально пропитан дизельпанком. В качестве врагов выступают немецкие шпионы, а вся стилистика 30-х выдержана безукоризненно, начиная с моды и музыки, и заканчивая автомобилями и самолетами. Последние – разговор особый, ведь «Ракетчик» – история о летчиках, о романтиках бездонных небес. Не случайно самые мощные сцены финального противостояния разворачиваются на борту огромного немецкого дирижабля. Вот благодаря всему этому «Ракетчик», равно как и его небольшая вселенная, с полным правом относятся к миру дизельпанка. Кстати, в последнее время все чаще ведутся разговоры о перезапуске «Ракетчика». Если авторы нового фильма сохранят старую стилистику, то мы с вами наконец-то получим современного дизельпанковского супергероя.

Заканчивая разговор о супергеройских фильмах, мы просто обязаны упомянуть еще пару известных геройских имен. Первое – Тень, персонаж, блистательно сыгранный Алеком Болдуином в одноименном фильме. Тень, герой сначала пальп-романов и радиопостановок, а впоследствии и комиксов, идеально соответствует дизельпанку. Оговоримся, что фильм "Тень" – все же больше нуарная супергеройская кинокартина. А вот в расширенной вселенной этого героя дизельпанковских элементов более чем достаточно. Второй супергерой – Фантом, и в фильме и комиксах о нем элементов дизельпанка даже еще больше: есть и воздушные пираты, и диковинные механизмы. В целом, Ракетчик, Фантом и Тень – тройка супергероев, которых при надлежащей переработке вполне легко можно вписать в любую дизельпанковскую вселенную. Жаль только, что фильмы о них сегодня уже практически не выпускаются.

Небесный капитан и мир будущего

Наконец, мы просто не можем не упомянуть по-настоящему эталонный фильм «Небесный капитан и мир будущего». И если «Чудеса на виражах» – это образец дизельпанка в мультфильмах, то «Небесный капитан» – образец того, как должен выглядеть дизельпанк в большом кино. Стилистика 30-40-х, а также узнаваемые элементы: злобные ученые, бесстрашные летчики, механические люди, воздушные базы в небесах, дирижабли и, конечно, гигантские роботы на бензиновых двигателях – разве этого не достаточно? Кому все же мало, те могут посмотреть «Запрещенный прием», а если точнее – один из миров этой картины, выполненный в фантастических декорациях Первой мировой. Мир с огромными роботами и с солдатами-зомби.

Дизельпанк в играх

Да, мы были бы не мы, если бы не предложили вам во что-нибудь поиграть по нашей теме. В случае с дизельпанковскими играми ситуация одновременно и похожая на фильмы, и все же несколько иная. Именно игровой дизельпанк можно найти даже в современных хитах. Элементы дизельпанка встречаются в играх серии Bioshock, особенно много их в Bioshock: Infinite. Полностью дизельпанковской является Wolfenstein: The New Order. Хватает дизельпанка и в аркадных авиасимуляторах. Среди основных примеров – Blazing Angels 2 с ее огромными боссами-дирижаблями. Но есть в играх и чистейший, эталонный дизельпанк, такой же, как «Чудеса на виражах» в мультсериалах и «Небесный капитан и мир будущего» в большом кино. И имя этой игре – Crimson Skies.

Crimson Skies

Серия Crimson Skies переносит нас в альтернативные 30-е годы прошлого века. В США к этому времени критической точки достигло противостояние различных штатов, вызванное Великой депрессией. В итоге как США, так и соседняя Канада рассыпались на огромное количество независимых государств. Путешествовать по суше стало затруднительно, ведь автомобильные шоссе и железные дороги часто пролегали по территориям различных стран, которые вдобавок еще и враждовали между собой. В результате на первый план вышли авиаперевозки, которые осуществлялись с помощью самолетов и огромных грузовых дирижаблей. Само собой, востребованность авиации привела в итоге к бурному развитию данного вида транспорта. В мире Crimson Skies небеса бороздят огромные грузовые воздушные суда – дирижабли, защищенные бортовыми пушками. Дирижабли, везущие, как правило, ценные грузы, также сопровождаются небольшими самолетами для охраны. Охранять груз нужно не только от вражеских летчиков, но и от лихих воздушных пиратов, которые базируются на собственных летающих крепостях...

Вселенная Crimson Skies на данный момент насчитывает две настольные игры: Crimson Skies: A Game of Aerial Combat и Crimson Skies (collectible miniatures game); игру для ПК, которая так и называется Crimson Skies, отдельную игру для первой Xbox Crimson Skies: Road to Revenge, а также несколько книг по мотивам вселенной. В России и СНГ все эти проекты официально не издавались, однако сегодня вполне можно найти качественные пиратские версии компьютерной игры Crimson Skies, переведенные на русский язык.

Сразу видно, что Crimson Skies создавалась с любовью и с тщательным следованием всем основным канонам дизельпанка. В игре для ПК для заставок используются старые черно-белые пропагандистские ролики. В моде черные кожаные куртки и летные шлемы, да и летчики там что-то вроде по-настоящему привилегированной касты, которая пользуется всеобщим вниманием и уважением. Ну и как же без фантастических элементов? А таковых здесь очень много: есть и самолеты самых невообразимых конструкций, и первые трансформеры – дирижабли, превращающиеся в огромных роботов, плюс сами по себе громадные дирижабли – также фантастические машины, по размеру не уступающие реальным морским кораблям. Сейчас Crimson Skies – это уже прочно забытая вселенная, однако периодически появляются слухи о возможном возрождении сериала в виде новых компьютерных и консольных игр.

Crimson Skies

Элементы дизельпанка есть и в игре NecroVisioN – истории об альтернативной Первой мировой войне, в которой, помимо людей, также принимают участие зомби, вампиры и колдуны. Впрочем, хоррор-элементов в этой игре намного больше, чем дизельпанковских, однако спасибо разработчикам и на том, что смогли хорошо передать кровь и грязь окопной войны начала века, с химическими атаками и ожесточенными рукопашными схватками. По крайней мере, атмосфера всеобщего упадка, царящая обычно в дизельпанке, в NecroVisioN выдержана хорошо, хотя мистики и хоррора в этой игре гораздо больше, чем фантастики.

Дизельпанковское ассорти

Очень важно не путать дизельпанк с альтернативной историей и антиутопией. Знаменитая Wolfenstein: The New Order не была бы дизельпанковской игрой без фантастических технологий. Даже если бы нам показывали победу Третьего Рейха во Второй мировой войне (как это, к примеру, сделано в книгах «Человек в высоком замке» и «Фатерлянд»), но при этом не упоминалось бы никаких фантастических технологий – в лучшем случае The New Order можно было бы определить как игру с небольшими деталями дизельпанка. Такими как ярко переданная атмосфера альтернативной Второй мировой, к тому же максимально «темной» и страшной. Полностью дизельпанковской являются кинокартина «Первый мститель», а также игра Captain America: Super Soldier, созданная на основе этого фильма. Везде мы видим множество составляющих стилистики дизельпанка, в том числе и фантастическое оружие, и фантастические машины на вооружении у солдат Третьего Рейха.

Фильм «Бразилия» 1985 года, поставленный Терри Гиллиамом – чистейшая антиутопия, содержащая только лишь некоторые элементы дизельпанка. Картина «Водный мир» и киносерия «Безумный Макс», игры Mad Max, комикс-фильмы и комиксы «Танкистка» и «Не называй меня малышкой» – чистый постапокалипсис, опять же. В лучшем случае лишь с элементами дизельпанка (такими как совершенно невероятные автомобили в «Безумном Максе»). «Город Грехов», как фильмы, так и комиксы – чистейший нуар. А все это очень часто ошибочно относят к дизельпанку.

В целом, дизельпанк – еще только-только развивающийся, молодой жанр, потому и произведений в этом жанре пока создано не очень много. Помимо тех примеров, что мы уже назвали, можно вспомнить аниме «Небесный замок Лапута», «Порко Россо», «Изгнанник» и «Небесные скитальцы». Среди игр это замечательная серия Valkyria Chronicles, а также You Are Empty. В кино сильными чертами дизельпанка наделен российский фильм «Шпион», однако там все эти элементы имеют второстепенное значение. А вот полностью дизельпанковскими, несомненно, являются старые кинокартины «Метрополис» и «Облик грядущего». В литературе сразу же на ум приходит замечательный рассказ Уильяма Гибсона «Континуум Гернсбека» и «Призрак Манхеттена» Джорджа Манна. Однако в большой литературе дизельпанка все же очень мало.

В целом, дизельпанк все еще продолжает свое развитие, и идет оно весьма бурными темпами. По аналогии со стимпанком уже зарождается целая субкультура – со своей модой, музыкой, живописью, косплейными фотосессиями, поддерживаемая игровыми и киношными произведениями искусства. И будет очень любопытно посмотреть, куда в итоге заведут нас дизельпанковские вихри.

AlexS

vrgames.by

Кинозал. Танк, дизельпанк и дорога ярости

Начнём с того, что снимем с рассматриваемой ныне картины "Танки" любые претензии дотошных, но до крайности нудных сетевых историков, которые с непробиваемым упорством спорят о верном оттенке малинового канта на шароварах или точном наклоне лобовых бронелистов. Картина «Танки» изначально была заявлена как художественная. История с реально имевшим место танковым пробегом из Харькова в Москву послужила лишь как отправная точка для создания сюжета.

Итак, страна на пороге великой войны. Конструктор Михаил Кошкин завершил работу над своим танком Т-34, которому судьба готовит легендарное будущее. Но в столице рассматривать машину без должного объёма испытаний не горят желанием. Посему Михаил предлагает совершить дерзкий и по идее секретный танкопробег на двух тестовых танках прямиком до первопрестольной. Об этом сразу становится известно немцам, которые отправляют на перехват танковой группе диверсионный отряд.


Броня крепка и танки наши... сзади

Таким образом, танковый отряд во главе с Кошкиным, тремя механиками-водителями, суровым как утёс, но истеричным как неадекватная барышня особистом и юной пролетаркой, над образом которой, верно, трудилась целая армия столичным стилистов и визажистов, отправляются навстречу приключениям. Именно приключениям, так как опять-таки картину представили как приключенческую, соответственно с характерной для этого жанра относительной лёгкостью и известной степенью юмора. Т.е. какой-либо тяжеловесной драматургии ожидать не стоит, но вместе с этим должен присутствовать экшн, симпатичность и сочность главных героев.

Картина, в самом деле, начинает набирать обороты. Разудалые гонки на танках, бодрый саундтрек, недурная операторская работа, но уже начинает чувствоваться какая-то неуклюжесть. И дело состоит даже не в том, что герои не раскрываются от слова совсем, лишь истеричными вспышками напоминают о собственном существовании, а в том, что ни остроумия, ни ловкости, ни смекалки главные герои не проявляют.

Направленные на перехват танковой колонне немецкие конные диверсанты слегка задерживаются. А на время их место антагонистов занимают… махровые антисоветчики, засевшие в лесах между Харьковом и Москвой. На вид эти потешные персонажи похожи на неудачный эксперимент по скрещиванию белогвардейских казаков, сельских гопников и анекдотичных махновских бандитов. И это бы не беда, если не одно "но"…

Обретается этот отряд неправильных «робин гудов» на каком-то кладбище паровозов посреди леса в традициях какого-то бюджетного дизельпанка из фильмов класса Б 80-90-х годов. И, когда один из паровозов, видимо, с помощью напильника и русского мата, превращённый в ворота, открывает, скрипя ржавыми зубчатыми передачами, свои двери, автор стал ждать появления Мэла Гибсона в кожанке или на худой конец Тома Харди в металлическом наморднике. По обители этих воинов дорог бродят крестьянки, гарцуют на лошадях казаки и курсирует какой-то левый мрачный поп, видимо, чтобы когнитивный диссонанс окончательно добил несчастного зрителя. Но лиха беда начало.

Становится, в конце концов, понятно, что после того как в 90-е на наших соотечественников вылился целый поток голливудских «шедевров» в само сознание проникла некая профессиональная деформация с постоянной оглядкой на Запад. И, если вы надеетесь найти в картине «Танки» классические приключенческие «мазки» от таких работ как «Зелёный фургон», «Неуловимые мстители» или «Начальник Чукотки», то вас фильм разочарует. Это некая попытка стилизации типичного комиксового западного жанра. Обладая образным мышлением, зритель легко сможет представить себе каких-нибудь старушек на лавочке, которые перемахнув рубеж 75-80 лет, толкают речь, сдабривая её убогими словечками вроде «о'кэй» или «маркет».

Наконец, главные герои выбираются из царства лютого дизельпанка, а заодно с лёгкостью отрываются от угрюмых как вороньё немецких диверсантов. И продолжают свой всё более унылый танкопробег. В то же время в нацистском логове прознали о фиаско их камрадов. Взбешённый мини-фюрер, являющийся по факту солянкой из голливудских кинематографических штампов о нацистах, отправляет на выполнение важного задания рейха такого же утрированного «сумрачного тевтонского гения» диверсий. «Гений» вооружён лысиной, болезненно отталкивающей худобой, газосваркой и мотоциклом а-ля Безумный Макс.


Истинный байкер шлем не надевает, а немецким даже волосы не требуются

Рассекая ночную мглу, нацистский охотник выходит на дорогу ярости. И даже этот сюр, столь чуждый отечественному зрителю, можно было бы пропустить. Но никаких, ровно никаких захватывающих дух эпизодов в стиле комиксового Индианы Джонса не будет в принципе. Тем более, что вся вторая часть картины явственно проседает – кадры становятся дешёвыми, во всех смыслах этого слова. А концовка и вовсе кричит, что монтаж фильма делали в спешке достойной ловли блох.

В итоге, увы, получилось нечто рваное, несуразно и нелепое. Во-первых, часть эпизодов сняты для чего угодно, кроме самого сюжета, словно в рваном носке заштопывали дырки. К примеру, к чему был эпизод купания красной пролетарки? Нет, это, конечно, радует мужской глаз, как и весь мужской организм, но никак не двигает сюжет. В итоге эти эпизоды становятся нелепыми потугами сделать кино серьёзнее, что на фоне ночных немецких байкеров постапокалипсиса выглядит конфузно.

А особист-то в кустах прячется!

Во-вторых, авторы порой стараются развивать персонажей, словно ностальгируя по временам Союза, когда герой Харатьяна Володя Патрикеев совсем не тот юноша, что в начале «Зелёного фургона». Попытки эти спорадические, словно нервный тик. К примеру, истеричный особист вдруг становится симпатичным и взвешенным танкистом. И это не шутка, как и тема внезапной любви особиста и пролетарки.

В-третьих, а что же это было? Полноценная историческая лента? Нет, это утверждают сами авторы. Бодрый приключенческий фильм? Опять-таки, нет. Снять полноценный блокбастер в голливудском стиле, вроде этой шизофренической идеи – «ответ американцам» (словно они у нас что-то спрашивали), не получилось. Не позволил бюджет и, видимо, отсутствие опыта. Снять фильм на советском опыте, наверное, не дали амбиции, тенденции, а заодно плоские как забор герои. Может быть это комедия? Тогда, когда надо было смеяться?

К чёрту танки - у меня есть лопата!

По сути, перед нами творение, страдающее от неловких попыток оседлать голливудские клиповые киношные комиксы, а вдобавок мучающееся от фантомных болей по советскому кинематографу. Особенно обидно, что режиссёром выступил один из создателей хорошей картины «28 панфиловцев» Ким Дружинин. А ещё более обидно, что художественная картина о прославленном танкопробеге Кошкина на его 34-ках была снята ещё в СССР в 1980 году, пускай и в другом жанре. Двухсерийный телевизионный фильм «Главный конструктор» с Борисом Невзоровым в роли Кошкина, по моему скромному мнению, хоть и не столь развлекательный, но куда более достойный просмотра.

pravdoryb.info

Кинозал. Танк, дизельпанк и дорога ярости

Начнём с того, что снимем с рассматриваемой ныне картины "Танки" любые претензии дотошных, но до крайности нудных сетевых историков, которые с непробиваемым упорством спорят о верном оттенке малинового канта на шароварах или точном наклоне лобовых бронелистов. Картина «Танки» изначально была заявлена как художественная. История с реально имевшим место танковым пробегом из Харькова в Москву послужила лишь как отправная точка для создания сюжета.

Итак, страна на пороге великой войны. Конструктор Михаил Кошкин завершил работу над своим танком Т-34, которому судьба готовит легендарное будущее. Но в столице рассматривать машину без должного объёма испытаний не горят желанием. Посему Михаил предлагает совершить дерзкий и по идее секретный танкопробег на двух тестовых танках прямиком до первопрестольной. Об этом сразу становится известно немцам, которые отправляют на перехват танковой группе диверсионный отряд.


Броня крепка и танки наши... сзади

Таким образом, танковый отряд во главе с Кошкиным, тремя механиками-водителями, суровым как утёс, но истеричным как неадекватная барышня особистом и юной пролетаркой, над образом которой, верно, трудилась целая армия столичным стилистов и визажистов, отправляются навстречу приключениям. Именно приключениям, так как опять-таки картину представили как приключенческую, соответственно с характерной для этого жанра относительной лёгкостью и известной степенью юмора. Т.е. какой-либо тяжеловесной драматургии ожидать не стоит, но вместе с этим должен присутствовать экшн, симпатичность и сочность главных героев.

Картина, в самом деле, начинает набирать обороты. Разудалые гонки на танках, бодрый саундтрек, недурная операторская работа, но уже начинает чувствоваться какая-то неуклюжесть. И дело состоит даже не в том, что герои не раскрываются от слова совсем, лишь истеричными вспышками напоминают о собственном существовании, а в том, что ни остроумия, ни ловкости, ни смекалки главные герои не проявляют.

Направленные на перехват танковой колонне немецкие конные диверсанты слегка задерживаются. А на время их место антагонистов занимают… махровые антисоветчики, засевшие в лесах между Харьковом и Москвой. На вид эти потешные персонажи похожи на неудачный эксперимент по скрещиванию белогвардейских казаков, сельских гопников и анекдотичных махновских бандитов. И это бы не беда, если не одно "но"…

Обретается этот отряд неправильных «робин гудов» на каком-то кладбище паровозов посреди леса в традициях какого-то бюджетного дизельпанка из фильмов класса Б 80-90-х годов. И, когда один из паровозов, видимо, с помощью напильника и русского мата, превращённый в ворота, открывает, скрипя ржавыми зубчатыми передачами, свои двери, автор стал ждать появления Мэла Гибсона в кожанке или на худой конец Тома Харди в металлическом наморднике. По обители этих воинов дорог бродят крестьянки, гарцуют на лошадях казаки и курсирует какой-то левый мрачный поп, видимо, чтобы когнитивный диссонанс окончательно добил несчастного зрителя. Но лиха беда начало.

Становится, в конце концов, понятно, что после того как в 90-е на наших соотечественников вылился целый поток голливудских «шедевров» в само сознание проникла некая профессиональная деформация с постоянной оглядкой на Запад. И, если вы надеетесь найти в картине «Танки» классические приключенческие «мазки» от таких работ как «Зелёный фургон», «Неуловимые мстители» или «Начальник Чукотки», то вас фильм разочарует. Это некая попытка стилизации типичного комиксового западного жанра. Обладая образным мышлением, зритель легко сможет представить себе каких-нибудь старушек на лавочке, которые перемахнув рубеж 75-80 лет, толкают речь, сдабривая её убогими словечками вроде «о'кэй» или «маркет».

Наконец, главные герои выбираются из царства лютого дизельпанка, а заодно с лёгкостью отрываются от угрюмых как вороньё немецких диверсантов. И продолжают свой всё более унылый танкопробег. В то же время в нацистском логове прознали о фиаско их камрадов. Взбешённый мини-фюрер, являющийся по факту солянкой из голливудских кинематографических штампов о нацистах, отправляет на выполнение важного задания рейха такого же утрированного «сумрачного тевтонского гения» диверсий. «Гений» вооружён лысиной, болезненно отталкивающей худобой, газосваркой и мотоциклом а-ля Безумный Макс.


Истинный байкер шлем не надевает, а немецким даже волосы не требуются

Рассекая ночную мглу, нацистский охотник выходит на дорогу ярости. И даже этот сюр, столь чуждый отечественному зрителю, можно было бы пропустить. Но никаких, ровно никаких захватывающих дух эпизодов в стиле комиксового Индианы Джонса не будет в принципе. Тем более, что вся вторая часть картины явственно проседает – кадры становятся дешёвыми, во всех смыслах этого слова. А концовка и вовсе кричит, что монтаж фильма делали в спешке достойной ловли блох.

В итоге, увы, получилось нечто рваное, несуразно и нелепое. Во-первых, часть эпизодов сняты для чего угодно, кроме самого сюжета, словно в рваном носке заштопывали дырки. К примеру, к чему был эпизод купания красной пролетарки? Нет, это, конечно, радует мужской глаз, как и весь мужской организм, но никак не двигает сюжет. В итоге эти эпизоды становятся нелепыми потугами сделать кино серьёзнее, что на фоне ночных немецких байкеров постапокалипсиса выглядит конфузно.

А особист-то в кустах прячется!

Во-вторых, авторы порой стараются развивать персонажей, словно ностальгируя по временам Союза, когда герой Харатьяна Володя Патрикеев совсем не тот юноша, что в начале «Зелёного фургона». Попытки эти спорадические, словно нервный тик. К примеру, истеричный особист вдруг становится симпатичным и взвешенным танкистом. И это не шутка, как и тема внезапной любви особиста и пролетарки.

В-третьих, а что же это было? Полноценная историческая лента? Нет, это утверждают сами авторы. Бодрый приключенческий фильм? Опять-таки, нет. Снять полноценный блокбастер в голливудском стиле, вроде этой шизофренической идеи – «ответ американцам» (словно они у нас что-то спрашивали), не получилось. Не позволил бюджет и, видимо, отсутствие опыта. Снять фильм на советском опыте, наверное, не дали амбиции, тенденции, а заодно плоские как забор герои. Может быть это комедия? Тогда, когда надо было смеяться?

К чёрту танки - у меня есть лопата!

По сути, перед нами творение, страдающее от неловких попыток оседлать голливудские клиповые киношные комиксы, а вдобавок мучающееся от фантомных болей по советскому кинематографу. Особенно обидно, что режиссёром выступил один из создателей хорошей картины «28 панфиловцев» Ким Дружинин. А ещё более обидно, что художественная картина о прославленном танкопробеге Кошкина на его 34-ках была снята ещё в СССР в 1980 году, пускай и в другом жанре. Двухсерийный телевизионный фильм «Главный конструктор» с Борисом Невзоровым в роли Кошкина, по моему скромному мнению, хоть и не столь развлекательный, но куда более достойный просмотра.

www.globalwarnews.ru

Вихри дизельпанка: ochendaje — LiveJournal

Представьте себе, что в 30-е годы прошлого столетия человечество пошло по совершенно иному пути развития: гигантские дирижабли, причудливые многомоторные самолеты, разумные компьютеры на радиолампах, шагающие роботы величиной с дом.


"Октябрь 1942-го. Женщина постигает, как работает механика" Douglas Aircraft Company

Мировые войны уже стерли с лица земли целые нации. Вместо могущественных корпораций, плетущих нити заговоров, действуют маньяки-одиночки, мечтающие захватить власть над нашей планетой. Атомных бомб нет, зато есть лучи смерти, способные перерезать пополам броненосный крейсер. Реактивные двигатели, транзисторы, генетика и химия — зачем все это? У нас ведь есть дизели, богатое воображение и железная воля.


"Фотосессия" Алексей Липатов

Что такое “дизельпанк”? Эти слова кажутся, в принципе, понятными, но при попытке связать их с чем-то конкретным мы можем вспомнить разве что обаятельное выражение лица лысого Вин Дизеля в роли Риддика — матерого уголовника с повадками Робин Гуда.

Наивная ретрофантастика в духе 1930-х годов сейчас переживает свое второе рождение. Этот жанр обычно называют “дизельпанк”, часто путая его со  “стимпанком”  - хронологически более молодым фантастическим миром паровых машин, людей-невидимок, агрессивных пришельцев с Марса и благородных героев Жюль Верна.  

Стимпанк — это приключения на рубеже 19 и 20 веков, дизельпанк — стилизованные 20-е и 30-е годы прошлого века.


Так чем же примечателен дизельпанк?

Сам термин "dieselpunk" был впервые использован Льюисом Поллакок в 2001-м году, в описании придуманной им игры "Дети Солнца" (Children of the Sun). С тех пор понятие подросло и вышло далеко за пределы своего первоначального использования.

Почему в названии этого жанра на первом месте стоит слово “дизель”? Виной всему Рудольф Дизель (1858-1913) — талантливый немецкий инженер, создавший поршневой двигатель внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия.

Главной особенностью этого изобретения было то, что в цилиндр засасывался не бензин, а воздух. Поршень сжимал его, отчего температура воздуха увеличивалась. В момент наибольшего сжатия насос впрыскивал в цилиндр порцию топлива, которое воспламенялось от нагрева.

Такой двигатель не нуждался в сложной конструкции электрического зажигания. Топливо подавалось в цилиндр под давлением, а его полному испарению способствовала высокая температура. Поэтому двигатель Дизеля не требовал дорогого и редкого по тем временам бензина, а работал на самом низкокачественном сырье. Первоначально в качестве такового предлагалось использовать мелкую угольную пыль, но для стендовых испытаний применяли более дорогой, но надежный керосин. Впоследствии все двигатели Дизеля перешли на дешевую нефть.


"I can't explain" от Shunya Yamashita

За счет высокой степени сжатия (34 атмосферы) двигатель Дизеля потреблял на 50% меньше топлива, чем его бензиновые собратья. КПД был равен 26,2%, что вдвое превышало показатели самых эффективных паровых машин того времени.

"Моя идея настолько опережает все, что создано в данной области до сих пор, что можно смело сказать — я первый в этом новом и наиважнейшем разделе техники на нашем маленьком земном шарике! Я иду впереди лучших умов человечества по обе стороны океана!"

Р. Дизель о своем двигателе в письме к родным:

"Из недостатков двигателя можно было отметить его большой вес (высокое давление требовало прочной конструкции). Тяжелые детали ограничивали частоту вращения дизеля, делая его менее быстроходным по сравнению с бензиновыми моторами. И, наконец, дизельные двигатели были гораздо шумнее карбюраторных."



Shunya Yamashita
Это ограничивало применение детища Дизеля в быту (первые успешные испытания прошли в 1895 году, а массовые гражданские автомобили с дизельным двигателем появились лишь в 1930 году), но открывало великолепные возможности для развития авиации и судостроения.Следует оговориться, что ко времени создания дизельного мотора, по Германии уже вовсю бегали крохотные автомобили с маломощными бензиновыми “сердцами”. Чтобы въехать на холм, водителю нужно было вылезать из машины и идти рядом с ней — иначе двигатель мог заглохнуть. В целом, эти самобеглые коляски представляли собой усовершенствованный велосипед с моторчиком, больше подходящий под определение “мотоцикл” и лишенный каких-либо признаков дизельпанковского механизма.Дизельпанку свойственен гигантизм. Логика здесь проста — имея мощные дизельные двигатели, инженеры могут создавать конструкции совершенно невероятных размеров. Эта особенность молодого фантастического жанра в целом соответствует реальности начала 20 века. Именно тогда начали строиться первые американские небоскребы.

Со стапелей на воду спускались суда огромного водоизмещения (вспомним тот же “Титаник”, высотой с 11-этажный дом и длиной в четыре городских квартала).

Небо бороздили исполинские цеппелины. Дизели ставились на поезда, танки и электростанции. Казалось, что размеры конструкций и мощность механизмов уже больше не имеют пределов. Мир вдруг стал очень маленьким и хрупким.


"Aerostream cruiser" от Stefan Prohaczca

Строительству гигантских зданий препятствовал не только низкий уровень инженерного мастерства того времени, но и совершенно прозаическое обстоятельство — людям приходилось бы несколько раз на дню преодолевать лестничные пролеты высотой в 10-20 этажей. Но после того, как в пятидесятых годах 19 века молодой инженер Элиша Отис изобрел паровой лифт, эта проблема была решена.


Sam Van Olffen


Дома длиной до Луны

У его лифта была страховка: в случае обрыва троса срабатывал аварийный пружинный механизм, который блокировал пассажирскую кабину и останавливал падение. Несмотря на это, публика отнеслась к новой машине настороженно. Мало кто верил в эффективность такой системы безопасности. Отису пришлось доказывать надежность собственного изобретения на себе. Он поднялся на лифте на большую высоту, после чего его помощники попросту обрезали трос, но пружинный механизм спас жизнь изобретателя.

Другой помехой возведению высоток были несовершенные строительные технологии. Изначально основной вес здания брали на себя несущие стены. Поэтому для высоких домов их приходилось делать большой толщины.

Использование металлического каркаса при постройке зданий произвело революцию в архитектуре. Европа и Россия относились к небоскребам скептически, но в США 30-х годов прошлого столетия для высотных зданий наступил настоящий золотой век.


Первые американские небоскребы были перегружены элементами готического декора, а потому смотрелись чрезвычайно внушительно и даже громоздко. Такие мотивы весьма свойственны дизельпанку — например, в чудесном фильме “Небесный капитан и мир будущего” был показан один из первых небоскребов Нью-Йорка — так называемый “Утюг” (Flatiron), построенный в 1902 году на пересечении Бродвея и Пятой авеню.

С ним связано множество самых невероятных легенд. Например, считается, что острый нос здания (шириной менее 2 метров) создает особые завихрения ветра, задирающие юбки у женщин.

Долгое время пальму первенства удерживал 242-метровый Нью-йоркский небоскреб, построенный по заказу мультимиллионера Фрэнка Вулворта и названный его именем. В 1930 году строится здание “Крайслер” (высота 319 метров), а в 1931 — “Эмпайр Стейт Билдинг” (391 метр).

Несмотря на кажущуюся ненадежность каркасной конструкции, небоскребы могут похвастаться солидным запасом прочности. Так, “Эмпайр Стейт Билдинг” смог выдержать удар десятитонного бомбардировщика В-25, врезавшегося в него в 1945 году. Однако мы все знаем, чем закончилось столкновение двух огромных “Боингов” с “Башнями-близнецами” в 2001 году.


Shunya Yamashita

Возникает вопрос — почему же циклопическая архитектура дизельпанка так и не стала реальностью? Виною тому явилась Великая Депрессия, бушевавшая в США с 1929 по 1933 год. Она подорвала экономическую мощь страны и на многие годы затормозила дальнейшее строительство небоскребов. Кроме того, вскоре началась Вторая Мировая война. О высотных зданиях позабыли. Они стали строиться лишь в 50-70-е годы двадцатого века — но это было уже другое время: космос, атомная энергия и холодная война. Возможность развивать архитектуру в стиле дизельпанка была безвозвратно утеряна.

Конец “Гинденбурга”

Другой обязательный элемент дизельпанка — дирижабли. Вопреки распространенному мнению о том, что их изобрел граф Фердинанд фон Цеппелин, на самом деле история дирижаблей начинается в России.


Том Кидд

В 1887 году К. Э. Циолковский предложил революционный по тем временам проект цельнометаллического бескаркасного дирижабля. Но первый полет подобного воздушного аппарата состоялся во Франции — в 1899 году пилот Сантос-Дюмон облетел на своем дирижабле вокруг Эйфелевой башни со скоростью 25 км/ч.

Второго июля 1900 года в небо Германии над Боденским озером поднялся первый в мире полноценный дирижабль с бортовым номером LZ-1. Его размеры были поистине дизельпанковскими — 128 метров в длину и 12 в ширину. В одной из двух гондол находился его конструктор, граф Цеппелин — аристократ и изобретатель. После первого успешного испытания своего цельнометаллического детища (газ помещался внутри жесткого каркаса в мешках из газонепроницаемой материи) он разом превратился из “чокнутого психа” в “покорителя небес”.


Том Кидд

Так началась эра дирижаблей. Учитывая то, что Германия и остальная Европа в первой половине 20 века,  скажем так, не дружили, воздушные гиганты служили, в первую очередь, военным целям. Помимо доставки почты и пассажиров, они осуществляли разведку на местности, проводили бомбардировки, конвоировали транспортные суда и корректировали артиллерийский огонь.


Том Кидд

В 1915 году впервые в военной истории немецкий цеппелин атаковал английскую подлодку и повредил ей рубку.

Преимущества дирижаблей перед другими видами воздушного транспорта (в первую очередь — самолетами) очевидны. Они были способны нести несколько десятков тонн полезной нагрузки, требовали несравненно меньше топлива, хорошо сопротивлялись повреждениям — это справедливо для гелиевых цельнометаллических дирижаблей, так как мягкооболочные, наполненные водородом, часто взрывались; а также могли находиться в воздухе до 130 дней подряд (рекорд советского дирижабля “СССР В-1”, поставленный в 1937 году).

Дирижабли стоили сравнительно недорого, им не нужен аэродром — они причаливали к мачте, которая могла быть установлена в любом месте. Эти аппараты поднимались на высоту свыше 5 километров и становились недосягаемыми для вражеских самолетов того времени и огня с земли. Скорость полета таких гигантов поражала воображение — до 150 км/ч.

В 1927 году в Германии был построен крупнейший в мире дирижабль “Граф Цеппелин”. Он имел 250 метров в длину, 30 в высоту, брал на борт 23 тонны груза, развивал моторную мощность в 3600 лошадиных сил и летал с крейсерской скоростью 125 километров в час.


В 1929 году дирижабль “Граф Цеппелин” с бортовым номером LZ-126 осуществил кругосветный полет, потратив на него всего 20 суток.


По всем прогнозам дирижаблям принадлежало будущее воздухоплавания. Однако реальность оказалась суровой. Всеобщая эйфория от осознания открывающихся возможностей (облететь вокруг света за 20 дней по тем временам было фантастикой) заставляла инженеров забывать об осторожности. Проекты дирижаблей сразу отправлялись на заводы, а готовые машины, не пройдя стадию испытаний, немедленно отправлялись в полет.

Пушка Адского пламени (Children of the Sun)

В результате, из-за ряда технических ошибок и просчетов, дирижабли падали. Один за другим. Количество человеческих жертв росло с огромной скоростью.


Последней и наиболее известной катастрофой, поставившей крест на немецком дирижаблестроении (оно было самым прогрессивным, а следовательно — определяющим будущее дирижаблей во всем мире), была гибель цеппелина “Гинденбург”.

Дирижабли быстро теряли былую привлекательность. Пока инженеры разбирались в причинах аварий, начался бурный прогресс самолетостроения. В отсутствие достойных конкурентов машины тяжелее воздуха положили конец эре воздухоплавания. Дирижабли и воздушные шары стали применяться лишь в оборонных (воздушное заграждение от бомбардировщиков), а позже — научно-исследовательских целях.

“Гинденбург” (названный в честь президента Германии фельдмаршала Пауля фон Гинденбурга, умершего в 1934 году) был самым крупным в мире жестким дирижаблем: двухэтажная пассажирская палуба, 26 двухместных кают, прогулочная галерея, ресторан, бар, салон и читальный зал. Дирижабль уже совершил 10 пассажирских рейсов из Европы в США, несмотря на то, что билет на круиз стоил огромных по тем временам денег — 800 американских долларов (цена хорошей легковой машины). Борт Гинденбурга украшала гигантская свастика — ведь этот корабль был гордостью фюрера и Германии.

Вечером 6 мая 1937 года дирижабль прилетел в аэропорт “Лейкхерст”(Нью-Йорк). Он снизился и выбросил швартовочные тросы — как вдруг на его борту сверкнула яркая вспышка. Начался страшный пожар. Над кораблем возник огненный шар невиданных размеров, осветивший весь город. Люди сгорали заживо в своих каютах, либо прыгали с большой высоты на землю, ломая себе ноги. Из 36 пассажиров погибло 13. Из 61 члена экипажа умерло 22 человека.

Относительно причин катастрофы выдвигались самые разные версии. Кто-то даже предположил, что дирижабль обстрелял местный фермер, у которого из-за рева авиационных моторов перестали нестись куры. По другой версии, виной всему был теракт, устроенный членом команды Эрихом Шпилем. Он ненавидел фашистов и хотел уничтожить дирижабль — символ могущества нацистской Германии. Взрыв должен был произойти позже, когда все пассажиры покинут корабль. Но случайный сбой часового механизма бомбы унес 36 жизней — в том числе и самого террориста.

Американский художник Том Кидд, под псевдонимом Гнемо, выпустил целую серию работ, посвященных вымышленному миру дирижаблей.

Автор у входа в свой мир.

Мир, который мы потеряли

Дизельпанк — жанр чрезвычайно молодой. Ему насчитывается от силы несколько лет, поэтому дальнейшее перечисление его признаков будет весьма условным. Дело в том, что дизельпанк — прежде всего фантастика. Из вышеприведенного материала следует, что развитие науки и техники вполне могло пойти и несколько другим путем — сейчас бы мы жили в исполинских небоскребах и добирались на работу в маршрутных дирижаблях. Однако остальные составляющие дизельпанка настолько фантастичны, что вряд ли могли бы воплотиться в наше время.


Том Кидд


Keith Thompson

Человеческий фактор

Вот, например — гениальные маньяки-одиночки. Совершенно очаровательные личности, без которых не обойдется ни одно произведение в жанре ретрофантастики. Характерно, что все они имеют ученую степень по какой-либо технической специальности.

Эти “доктора”, “профессора” и прочие свихнутые интеллигенты с каким-нибудь пугающе звучным псевдонимом (например, доктор “Мертвая голова” из вышеупомянутого фильма “Небесный капитан”) — вполне закономерное явление, вытекающее из реалий начала прошлого века.


Том Кидд

Большинство гениальных изобретателей того времени происходили из незнатных и небогатых семей. Про Дизеля мы уже говорили — а чего стоят такие мэтры автоинженерной мысли, как Готтлиб Даймлер, Вильгельм Майбах, Карл Бенц, братья Рено? Сплошные лавочники, торговцы и подмастерья, выбившиеся в люди благодаря своим природным талантам и демократизации системы высшего профессионального образования.

В то время стало возможным поступить в престижный университет, не имея роскошного особняка и многовековой истории своей фамилии. Это была эпоха гениальных одиночек, попавших “из грязи в князи”.


Никола Тесла родился в семье бедного сельского священника, а Альберт Эйнштейн — разорившегося провинциального фабриканта. Резерфорд был сыном мелкого фермера, Рентген — небогатого торговца.

Многие из этих ученых смогли добиться не только научной славы — они стали чудовищно богаты и знамениты, что предоставило им возможность оказывать влияние на судьбу всего мира. Изобретатели основывали крупные корпорации (которые, кстати, являются неотъемлемым признаком другого фантастического жанра — киберпанка), но все равно оставались яркими индивидуалистами.

Однако политика в конечном итоге оказалась сильнее науки. В первой половине 20 века миром правили те же самые гениальные безумцы, выходцы из бедных семей (Сталин родился в семье сапожника, а Гитлер — мелкого таможенного чиновника), с той лишь разницей, что они управляли не гигантскими шагающими роботами, а живыми людьми.

Энергетические исследования

Остальные дизельпанковские мотивы — шагающие роботы и лучи смерти — представляют собой смесь вымысла и реальности, о которых в наше время не стоит говорить даже в сослагательном наклонении.



Mike Doscher


К примеру, фантастические проекты Никола Тесла вполне соответствуют этому жанру. Ученый пытался создать способ беспроводной передачи энергии и, по слухам, сумел сконструировать электромобиль, развивавший скорость до 150 км/ч и работавший без всякого видимого источника питания (предполагается, что в качестве такового Тесла использовал магнитное поле Земли). Незадолго до своей смерти, которая, по слухам, была инсценирована, чтобы уберечь ученого от иностранных разведок, он был директором проекта “Радуга”, в рамках которого проводился печально известный “Филадельфийский эксперимент” 1943 года.



Jose Garcia aka Cutangus


В ходе “Филадельфийского эксперимента”, результаты которого остаются засекреченными даже в наше время, ВМС США пытались создать генераторы электромагнитного поля, обеспечивающие кораблям невидимость для радаров противника. По слухам, в итоге невидимым — причем физически — стал целый эсминец, а при повторении эксперимента с увеличенным напряжением поля он якобы исчез из бухты на несколько минут, телепортировавшись в район Норфолка, а затем вернувшись обратно. Так или иначе, весь экипаж корабля сошел с ума, а многие из матросов умерли при очень странных обстоятельствах.

Считается, что к эксперименту “Филадельфия” якобы приложил руку сам Эйнштейн.

Так или иначе, в 1930-х годах не было создано ни лучевое оружие, ни какие-либо невероятные энергетические установки. Технические аспекты дизельпанка остались нереализованными. От засекреченных и незавершенных экспериментов гениальных ученых нам остался лишь голый вымысел в виде книг и фильмов.

Гиперболоид инженера Гарина так и не был создан в действительности, хотя на страницах одноименного романа А. Толстого царил самый настоящий дизельпанк: безвестный инженер создал мощнейший излучатель энергии, с его помощью пробурил в земле скважину, добравшись до золотоносных слоев мантии планеты, и стал самым влиятельным человеком на свете.

Слово “панк” применительно к художественному жанру обычно обозначает свободу, независимость от каких-либо общественно-культурных обычаев, бунтарство (реже — стремление к саморазрушению).

Однако в случае с дизельпанком смысловые акценты термина “панк” смещаются в сторону пьянящего чувства, которым наделяет нас могущество моторов. Человек наконец-то почувствовал себя истинным царем природы. Перед ним раскрываются невиданные доселе возможности.

Но вместе с силой приходит и зависимость от машин. Появляются новые опасности — сумасшедшие ученые, вышедшие из-под контроля роботы, либо даже злобные инопланетяне, обладающие более высоким, но все равно дизельпанковским уровнем технологий.

Герои дизельпанка, в целом, соответствуют антигероям — это храбрые одиночки, умелые летчики, моряки (основная стихия дизельпанка — небо или вода), талантливые ученые. В их распоряжении находятся новейшие технологии этого времени. Они ограничены в средствах, но им помогают верные друзья, правительственные агенты, а главное — героям дизельпанка всегда сопутствует удача.
Waldemar Kazak

Мир дизельпанка — грязное место. Индустриализация идет полным ходом — в воздухе пахнет машинным маслом, выхлопными газами и порохом. Старое доброе огнестрельное оружие успешно соседствует с новейшим энергетическим. Реактивные двигатели мирно уживаются с винтовыми. В смешении старой и новой технологии нет никакого противоречия — напротив, это составляет истинный дух и атмосферу дизельпанка.



Rob Watkins

Старый пароход вполне может быть оборудован лучевыми пушками, подводная лодка — снабжена двигателем и крыльями, позволяющими ей превращаться в самолет, паровоз легко сходит с рельсов и трансформируется в шагающий танк, а дирижабль способен подняться в верхние слои атмосферы и запустить со своего борта реактивный самолет — прямо в космос.

Вместе с тем, дизельпанку свойственна романтика 1930-х годов. Вальс, чарльстон, шампанское и розы. Летчики-блондины с ослепительными улыбками идут на подвиг ради холодных и прекрасных женщин с хищными красными губами. Папиросы курятся исключительно в мундштуке. До замужества — только целомудренные поцелуи и прогулки по лунной аллее.



"Клуб Коттон" от Stefan Prohaczca

Мир сильно “германизирован”. В 1930-х годах Германия была одной из самых передовых (во всех отношениях) стран. Она стремительно восстанавливалась после поражения в Первой Мировой войне, готовилась к новой экспансии, а потому осуществляла мощный научно-технический прорыв. Отсюда — все гениальные ученые дизельпанка, а следовательно — все проблемы главных героев этого жанра так или иначе связаны с нацистской Германией.

Хриплый граммофон, газовое освещение, люди в стильной военной форме, обязательные посещения театра и церкви — вот оно, старомодное общество прогрессивного дизельпанка. Но его размеренную жизнь уже расшатывают развратные кабаре, неприкрытая роскошь, в которой живут фабриканты и банкиры, и — толпы пьяных боевиков в пестрых нарукавных повязках.



Shunya Yamashita

Наука развивается быстрее социальной сферы, человеческая психология и образ жизни еще не успели адаптироваться к ритмам времени. Биржевые курсы акций, трезвый расчет и здоровый прагматизм — все это постепенно стирает границы между различными слоями населения, но аристократизм, хорошее воспитание и яркая индивидуальность по-прежнему в моде.

Дизельпанк в России.

Не так уж странно, если вдуматься, что самым густонаселенным сообществом в сети (около 2-х тысяч участников), посвященном дизельпанку стало отечественное  dieselpunk


Архитектурный дизайн от группы "Дети Иофана" (Степан Липгарт и Борис Кондаков)

Более того, будучи созданным в 2006-м году, сообщество еще и наиболее давнее. Если в англоязычной сети право дизельпанка на самостоятельное существование под вопросом, то на просторах рунета жанр был встречен тепло и открыто. Наследие 20-х годов перед глазами открывает перед российскими поклонниками жанра поистине необъятные горизонты. 


"Советская утопия." от  lnago

Это лишь самые наглядные причины того, почему эпоха дизельпанка так и не наступила. По сути дела, виной тому — последовательность случайностей, которая направила развитие науки и техники в другое русло: гигантомания уступила место миниатюризации, щедрый расход ресурсов — разумной экономии. Один человек уже не способен повлиять на ход мировой истории, захватить власть над планетой и установить на ней свою диктатуру.


Том Кидд

Но именно поэтому нас так привлекает дизельпанк — мир романтики и железа, бурного прогресса и великих возможностей. Пусть это всего лишь вымысел, причем далекий от утопии — но он неповторим и прекрасен. Если бы нам была дана возможность выбирать любую художественную вселенную для своей жизни, то, кто знает — может быть большинство из нас выбрало бы именно дизельпанк?
Источники: (1), (2), (3), (4), (5), (6), (7), (8), (9), (10), (11), (12), (13).

Блог Оченьдаже

ochendaje.livejournal.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о