Содержание

Танкетки — Всё о Второй мировой

Танкетка — легкая боевая одно- или двухместная броневая машина на гусеничном ходу, предназначавшаяся для подразделений моторизированной пехоты с целью повышению ее тактической подвижности путем непрерывного огня становых пулеметов, а также и для снабжения (подвоза) боеприпасами во время боя. В некоторых случаях танкетка использовалась для задач разведки, боевого охранения и связи. Помимо прямого использования танкетки могли использоваться в качестве огнеметного танка, артиллерийского тягача, инженерной машины, зенитной самоходной установки, машины охранения. Танкетка имела массу от 1,5 до 5 т, бронирование – от 4 до 15 мм, вооружение – 1-2 пулемета, иногда 20-мм пушку. Одни модели не имели башен, у других — были очень простые башни, вращаемые вручную.

Броня танкеток защищала лишь от пуль стрелкового оружия и снарядных осколков, и в то же время легко пробивалась пулями противотанковых ружей и снарядами противотанковых пушек, начиная с калибра 37 мм. То есть уже со средины 1930-х годов бронирование являлось неудовлетворительным, а машины морально устаревшими.

Вооружение большинства танкеток было также слишком слабым, численность экипажа недостаточной (1-2 человека), а условия функционирования — на пределе физиологических возможностей танкистов. Производство танкеток в большинстве армий прекратилось приблизительно к 1935 году, когда стало понятно, что они не могут выполнять роль полноценных танков из-за слабого бронирования и вооружения, а также отсутствия башни, что усложняло использование вооружения.

Танкетки были типичной боевой машиной двадцатых годов, эпохи, когда еще не сформировались взгляды на использование танков. Их роль в истории мирового танкостроения невелика, но и принижать ее тоже не следует — конструкторам и военным, чтобы найти оптимальные решения, надо было перепробовать все варианты, даже не самые удачные.

Для пехотинцев поддержка танкеток была все же лучше, чем ничего. К тому же танкетки позволяли обучить личный состав основам эксплуатации машин, практически изучить управление подразделениями бронированных машин и вопросы взаимодействия с другими родами войск и оружия, отработать ряд других вопросов, решение которых явилось неотложно необходимым через несколько лет.

Ориентировочное количество танкеток использовавшихся в войне в разрезе стран (без трофейных и переданных/полученных)
 

Страна

КоличествоСтранаКоличество
танкетоквидов/

модификаций

танкетоквидов/

модификаций

Великобритания3251/1Франция48961/2
Италия14292/4Чехословакия741/1
Польша5821/4Швеция48
1/1
СССР32951/1

В основном в предвоенные годы 7 стран выпустили 10 649 танкеток 8 типов 14 модификаций. В период войны машины использовались еще в 20 странах. Кроме того, Германия использовала 3 140 трофейных танкеток Польши, Франции и Чехословакии для вспомогательных и учебных целей.

wwii.space

Великобритания — Всё о Второй мировой

Танкетка Carden-Loyd Mk-VI

Машина была разработана фирмой «Виккерс-Армстронг» в 1929 г. Всего было построено 325 машин для английской армии и 130 машин продано на экспорт (Боливия – 5, Голландия – 44, Италия – 25, Канада – 4, Польша – 10, СССР – 26, Таиланд — 6, Чили – 5, Япония – 5). В Италии, Польше, СССР и Чехии было налажено производство машины, хотя и в измененном виде. В большинстве машин крыша не устанавливалась. Танкетка также использовалась как огнеметный танк, артиллерийский тягач, инженерная машина. ТТХ танкетки: длина – 2,5 м; ширина – 1,7 м; высота – 1,2 м; клиренс – 230 мм; масса – 1,4 т; бронирование – 4-9 мм; тип двигателя — карбюраторный, Ford-Т; мощность — 23 л.с.; удельная мощность – 12,8 л.с./т; скорость передвижения – 45 км/ч; запас хода – 160 км; вооружение — 7,7-мм пулемет Vickers: боезапас – 3 тысячи патронов; экипаж – 2 человека.

wwii.space

Средние танки — Всё о Второй мировой

К средним танкам относились боевые многоцелевые машины массой от 15 до 30 тонн (позднее — до 40 т),  вооруженные пушкой  среднего калибра и пулеметами. Они предназначались для усиления пехоты при прорыве сильно укрепленной оборонительной полосы противника, уничтожение живой силы и огневых средств противника, борьбы с его танками и самоходными орудиями, ведения боевой и тактической разведки.

Средние танки в боевых порядках войск начали массово заменять легкие танки в 1940-1941 гг. Они стали наиболее массовыми танками в период Второй мировой войны. Помимо умеренной массы, они характеризовались рациональным сочетанием основных боевых свойств. Средний танк, его качества и тактико-технические характеристики, определяли успех действий танковых соединений. К этой концепции в разное время пришли все танкостроительные страны. Сначала СССР изучив германский и свой военный опыт построил Т-34. Затем Германия последовательно создавала все более мощные и тяжелые машины, пока не построила известную «четверку» — Pz.IV. США сначала создали уродливого монстра — трехэтажного M-3 «Lee»  (M-3 Grantа), а затем в самые короткие сроки на его базе построили великолепного M-4 «Sherman». Великобритания в течении всей войны с переменным успехом пыталась создать средний танк, но получилось это лишь к самому ее концу. В декабре 1944 года английские танкисты получили A-34 Comet, так и провоевав на американских машинах.

Средние танки варьируются как по броне, скорости и запасу хода, так и по мощности двигателей и калибру орудий. Так, лобовая броня на разных танках измерялась от 12 до 152 мм, скорость передвижения по шоссе составляла от 13 до 55 км/ч., запас хода – от 130  до 360 км, мощность двигателей от 70 до 600 л.с. Разные типы танков имели орудия калибром от 37 мм (противотанковое) до 105 мм (гаубица). Однако в отдельности максимальное значение бронирования, мощности двигателя или размера калибра орудия на практике не давало преимущества таким танкам. Лучшим танком  являлся наиболее сбалансированный по всем показателям.  Таким средним танком Второй мировой войны считается Т-34.

При этом следует отметить, что танки с лучшими тактико-технические характеристиками машин были получены ведущими танкостроительными государствами во второй половине войны, а то и ближе к ее окончанию. В связи с этим далеко не все лучшие образцы танков были построены в большом  количестве.

ТТХ лучших средних танков в разрезе стран
Страна и тип танка/

ТТХ

Великобритания

Cruiser,

Comet, A34

Германия

Pz.KpfW. IV Ausf.J

СССР

Т-34-85

США

Sherman M4A2(76)W

Япония

Тип 3, Чи-Ну

Длина, м.7,6 68,16,36,5
Ширина, м.32,932,72.3
Высота, м.2,72,72,732,6
Клиренс, мм.460400400432400
Масса, т.35,8253233,318,8
Бронирование (корма/лоб), мм.32/10230/8045/9038/8920/50
Тип двигателя
Бенз.
Бенз.Диз.2 Диз.Диз.
Мощность двигателя, л.с.600300500375240
Удельная мощность, л.с/т16,81215,610,212,6
Скорость по шоссе, км/ч.4738554839
Запас хода по шоссе, км.200320360190210
Основное вооружение76-мм75-мм85-мм76-мм75-мм
Боекомплект, шт.6187557155
Дополнительное вооружение2х7,922х7,922х7,622х7,622х7,7
Боекомплект, шт.51753150274562503680
Преодолеваемый подъем, град.24
н.д.
30н.д.30
Преодолеваемая стенка, м.0,90,60,750,6н.д.
Преодолеваемый ров, м.2,32.23,42.32.5
Преодолеваемый брод, м.1,11.21,311
Удельное давление на грунт, кг/см²н.д.0,890,830,960,77
Экипаж, чел.55555

В предвоенные годы и в период войны 12 стран выпустили 152 311 средних танков 42 типов в 127 модификациях. При этом СССР и США построили 74% машин от мирового объема выпуска средних танков. В период войны машины изготовленные в Англии, Германии и США использовались еще в 8 странах. Кроме того, Германия использовала не менее 540 трофейных танков.

Ориентировочное количество средних танков использовавшихся в войне в разрезе стран (без трофейных и переданных/полученных)
Страна
КоличествоСтранаКоличество
танковвидов/

модификаций

танковвидов/

модификаций

Австралия681/3Канада18991/2
Аргентина161/1СССР571604/13
Великобритания1843416/44США556383/17
Венгрия4591/3Франция8302/3
Германия136553/25Швеция2821/3
Италия2232/2Япония36477/11

ТТХ средних танков в разрезе стран приведены ниже:

wwii.space

Главные танки Второй мировой войны

Во время Первой мировой войны появление на поле боя танка изменило сам способ ведения сражений. Старые тактические схемы не работали против бронированного стального ящика, готового ответить пехоте пушкой и пулеметом. Но потенциал этого механического зверя открылся уже во Второй мировой войне: и нацистский блок и антигитлеровская коалиция направляли значительную часть ресурсов на постоянное совершенствование танков.


Танк быстро эволюционировал из обшитого тонкой листовой броней неуклюжего жука в поворотливого стального хищника, охота на которого была очень опасна. Путем проб и ошибок инженеры всего мира искали наилучшую компоновку для танка — вот конструкции, практикой завоевавшие свое место на вершине пищевой цепочки безжалостной механической эволюции.

M4 Sherman (США)


Этот танк появился в 1941 году и был назван в честь американского героя гражданской войны, генерала Уильяма Шермана T. Машина не отличалась серьезной огневой мощью, зато США поставляли ее союзникам бесплатно. Программа ленд-лиза сделала «Шерман» одним из самых массовых и самых узнаваемых танков Второй мировой войны.

Panzer IV (Германия)


Изначально Panzer 4 задумывался как машина поддержки пехоты, но к середине 1943 год стал использоваться как основной танк Третьего Рейха. «Панцеркампфваген» был вооружен пушкой калибра 75мм: опытный танкист мог уничтожить советский Т-34 на дистанции до 1200 метров — если, конечно, не целился в лобовую броню. Впрочем, эта теоретическая возможность ничуть не помешала уничтожить тем же «тридцатьчетверкам» более 6000 Panzer IV на пути из Москвы в Берлин.

Т-34 (СССР)


Легендарный Т-34 стал самым массовым танком Второй мировой войны: всего СССР построил более 84 000 машин. Быстрый, маневренный, жесткий к противнику, настоящая стальная кость в мягкой стали немецких бронемашин. Наклонная лобовая броня толщиной в 45 мм служила надежной защитой от пушки уже упомянутого Panzer IV, чаще всего не способного реализовать свое преимущество в дистанции поражения.

MK V Panther (Германия)


Средний немецкий танк, появившийся на поле боя в начале 1943 года. «Пантера» оставалась на службе вплоть до конца войны, в общей сложности Германия выпустила 6334 танка. Машина развивала приличную скорость в 55 км/ч, имела броню толщиной в 20 мм и пушку калибра 75 мм. Это сочетание качеств позволяло MK V держать в страхе войска союзников, однако советскому «Т-34» оказалась не по зубам.

M26 Pershing (США)


Свой тяжелый танк требовался и США. В начале 1944 на европейские поля сражений спустился монструозный M26 Pershing, оснащенный 90-мм пушкой. По сути, немцам и японцам противопоставить американскому танку было просто нечего. Впрочем, появился M26 слишком поздно, да и на стороне союзников воевало всего 20 экземпляров. Будь американцы более расторопными и M26 вполне мог бы изменить весь ход войны.

ИС-2 (СССР)


Лобовая броня ИС-2 была непроницаема даже для немецких зенитных орудий с дистанции в 1000 метров. Танк появился в 1944 году: массивная пушка калибра 122 мм сразу закрепила за этой моделью статус бронированного убийцы. Всего успели построить 2 252 ИС-2 — эти машины стали острием стального удара Красной Армии, гнавшей нацистов к Берлину.

Jagdpanther (Германия)


Один из самых мощных «истребителей танков» во Второй мировой войне. Тяжелая машина с 88-мм пушкой и лобовой броней толщиной в 100 мм быстро показала свое техническое превосходство, но большого влияния на исход войны уже оказать не могла. Боевое крещение «Ягдтпантеры» получили во Франции — три немецкие машины за полторы минуты уничтожили одиннадцать британских «Черчиллей», что привело союзников в ужас.

dymontiger.livejournal.com

Телетанки СССР Второй мировой

С экономической точки зрения, война подразумевает потребление разнообразных ресурсов, наиболее важным и невосполнимым из которых являются люди. Именно обученный профессионал-танкист является самой ценной частью боевой машины. Гораздо проще и быстрее сделать новый танк, чем обучить новый экипаж.

Разрабатывая эффективные способы эвакуации экипажа из подбитого танка, конструкторы пришли к парадоксальному решению — быстрее всего может покинуть подбитый танк тот экипаж, который в нем не находится. Речь идет, разумеется, о дистанционно управляемых боевых машинах.


В 30-е годы прошлого века такие машины было принято называть телетанками. Телетанк — это танк, управляемый по радио, изготовленный на базе серийного легкого танка. Основными телетанками в Советском Союзе были ТТ-18 и ТТ-26, на основе Т-18 и Т-26 соответственно.

ТТ18

ТТ26

Например, 217-й отдельный танковый батальон 30-й химической танковой бригады состоял из парных боевых групп танков Т-26. В каждой паре был танк управления, он обозначался индексом ТУ, а сам телетанк — ТТ. В танке ТУ в составе экипажа находился оператор, который управлял по радио второй машиной. Она могла уходить на километр-полтора вперед от танка управления и имела своеобразное вооружение. Такой танк мог поставить дымовую завесу — для этого на нем был специальный бак. Конструкторы предполагали, что этот танк может доставить поближе к врагу и распылить химическое оружие, не подвергая опасности экипаж. На него ставился огнемет, который тоже включался командой по радио. Был пулемет ДТ. И, наконец, существовала особая модификация телетанка, не имевшая башни, зато обладавшая усиленным бронированием и специально изготовленной ходовой частью, значительно более надежной, чем у серийного Т-26. При помощи такого танка к ДОТу противника можно было доставить специальный ящик, защищенный броней в 30 миллиметров. А в нем — 500 килограммов взрывчатки. Командой по радио приводился в действие механизм сброса бомбы. От удара о землю включался взрыватель с задержкой 15 минут — за это время танк задним ходом необходимо было отвести на безопасное расстояние. Взрыв такого заряда рушил самые страшные железобетонные ДОТы на четыре этажа вниз.


На снимке: танкист, воевавший на ТТ-26 Виктор Щербицкий рядом с танком Т-26, на базе которого СССР создавал телетанки.

Тяги и рычаги танка приводились в действие пневматикой: работал компрессор, нагнетавший воздух в специальный баллон, а оттуда сжатый воздух подавался на поршни манипуляторов. Процессом управляли электромеханические реле, включавшиеся радиокомандами. Приемопередающее оборудование позволяло управлять шестнадцатью параметрами. Оператор работал с пульта, у которого на лицевой панели было около 20 кнопок, по четыре в ряду. Первая кнопка «Товсь» — подготовка к выполнению одной из боевых команд, вторая кнопка «Огонь» — огнеметание (или заражение местности), четвертая кнопка — «Дым», постановка дымовой завесы. Далее во втором, третьем и четвертом рядах расположены кнопки, осуществляющие управление танком ТТ. Первая кнопка — пуск двигателя, вторая — малая передача, с третьей по шестую — передачи от первой до четвертой, седьмая — задний ход, восьмая — башня влево, девятая — башня вправо, десятая — поворот танка влево, одиннадцатая кнопка — вправо. Справа над кнопками на лицевой панели пульта находилась красная лампа — контроль включения пульта. На том же уровне слева в углу — переключатель перехода работы с одного радиоканала на другой. При этом танком мог управлять и обычный механик-водитель, внутри были сохранены все штатные органы управления Т-26. Внешне телетанки отличались от серийных наличием на крыше башни двух бронированных стаканов, защищающих от разрушения выводы штыревых антенн и их изоляцию при попадании под огонь из стрелкового оружия.

Стремясь предусмотреть все, конструкторы встроили в систему управления даже защиту от «бунта машин». Танк можно было догнать, открыть специальную коробочку сзади и заглушить двигатель, применяя обычный метод замыкания на массу. В случае выхода ТТ из зоны досягаемости танком ТУ, в ТТ автоматически через 30 секунд срабатывало устройство команды «стоп». Танк останавливался и ожидал с работающим двигателем очередной команды из ТУ, который к тому времени должен приблизиться к ТТ на расстояние устойчивой деятельности радиоканалов (использовались два канала — КВ и УКВ — между которыми можно было переключаться).

В Советском Союзе было всего два батальона телетанков. Один из них располагался под Ровно, и немцы разбомбили его в первые месяцы войны. Второй базировался под Ярославлем. Некоторое время его берегли — оборудование было секретным.

Но во время битвы за Москву оборудование сняли, посадили экипажи, и бывшие телетанки пошли в бой.


Проводились эксперименты телетанков на базе БТ-7.


Заправка управляемого танка БТ-7.

 

В Советско-финской войне 1939-40гг. впервые в истории советскими войсками были применены радиоуправляемые танки ХТТ-26 (химический телетанк) — 26, в некоторых источниках его называют ОТТ-26 (огнеметный))

Второй и, видимо, последний случай применения телетанков произошел в 1942 году под Севастополем. 27 февраля наши войска применили телеуправляемые танкетки. Это были старые машины типа Т-27, выведенные к тому времени из состава боевых частей и остававшиеся только в учебных подразделениях.

Вооружение с танкеток сняли, а взамен поместили мощный заряд тротила. Управлялись танкетки по проводам. Аппаратура дистанционного управления была создана в Москве на заводе № 627 Наркомата электротехнической промышленности под руководством военного инженера 3 ранга А.П. Казанцева. Позже Казанцев стал известным писателем-фантастом. В Крым было доставлено 6 таких танкеток. Утром 27 февраля танкетки выпустили на немецкие позиции. 2 танкетки взорвались на вражеских позициях, еще 2 взорваны до подхода к цели, и 2 уничтожены артиллерийским огнем немцев.

Больше телеуправляемые танки в Великой Отечественной войне не применялись. После войны ГБТУ проводило эксперименты с телеуправляемым танком Т-34-85, но они закончились полной неудачей. Эти опыты, а также использование вермахтом радиоуправляемых танкеток в 1942–1945 годах показали, что создание танка-киборга вполне реально, но при этом телетанк на несколько порядков проигрывает штатному танку по критерию эффективность/стоимость. Так что использование танков-киборгов возможно лишь в особых случаях: для проведения диверсий, разминирования, радиационной разведки на сильно зараженных участках местности и т.п.
Создавались телетанки и на базе других машин – при этом, пожалуй, самыми впечатляющим был проект телемеханического танка прорыва на базе тяжёлого пятибашенного Т-35.


Т-35 — несостоявшийся телетанк.

Похожие разработки велись и в других странах. В Германии в качестве «сухопутной торпеды» выступала танкетка с громким названием «Голиаф», она же «специальная машина 303». Использование проводного управления делало машину ненадежной. В итоге, вместо использования «Голиафа» по назначению во время боев за Берлин его кустарным образом переделали в танкетку.


Танк (самоходная управляемая мина) в Музее бронетанковой техники в Кубинке.

В 1942 г. в Англии начали испытывать свой вариант «сухопутной торпеды». Машина, названная «Скорпион», имела дистанционное управление. Она передвигалась посредством восьми колес и, что интересно, была плавающей. Однако дальше экспериментов тогда у англичан дело не пошло.

Концепция управляемых танков была порождением позиционной войны. Однако Вторая мировая война показала, что современные боевые действия носят скорее маневренный характер, для которого скорость реакции и возможности телетанков оказались недостаточными. Вплоть до конца XX века единственными, хотя и наиболее яркими представителями телетанков были советские луноходы.

Спасибо

feldgrau.info

Танки и бронетехника противников СССР во Второй мировой войне

Танки Италии

Танки Японии

Танки Чехословакии

Танки и бронетехника Венгрии

 Итальянские танки и бронетехника

В тридцатые годы Италия не обладала ни развитой танковой промышленностью, ни танками более или менее современных конструкций. Тем не менее, проводившаяся руководством Италии агрессивная политика, предусматривала наличие мощных подвижных соединений, оснащенных танками, не уступающим по боевым качествам танкам вероятных противников — Англии и Франции. Модернизация танковых войск была начата с того, что у одного из будущих противников была закуплена танкетка «Карден-Лойд» МKVI, модернизирована и запущена в производство на заводах фирмы «Ансальдо» под названием С-V-29, а затем С-V-33 и С-V-35 (L3/35). Эти танкетки именовались «танками». Основными танками итальянских вооруженных сил стали танки класса «М», разработанные в конце тридцатых годов фирмами «Фиат» и «Ансальдо».

В 1939 году был запущен в производство танк М11/39 с 37-мм пушкой, установленной в лобовом броневом листе корпуса, а в 1940 году — танк М13/30 с 47-мм пушкой, установленной уже в башне танка. В ходе второй мировой войны были разработаны модели М14 и М15, которые имели несколько больший вес и более сильные двигатели, но существенное улучшение боевых характеристик в модернизированных танках достигнуто не было. Эти легкие танки относили к классу средних танков. Благодаря предпринятым усилиям, итальянский танковый парк к моменту начала второй мировой войны насчитывал более 1400 танков, однако боевая мощь вооруженных ими танковых полков была невысока, так как из названной выше цифры 1400 танков, 1300 танков были типа L3/35.

Для итальянской бронетанковой техники периода второй мировой войны характерно следующее:

  • относительно широкое использование дизельных двигателей, что снижало пожароопасность танков;
  • широкое использование шасси танков для создания штурмовых и противотанковых установок;
  • неудачная конфигурация корпусов и башен, расположение броневых листов вертикально, недостаточная толщина броневых листов;
  • слабое вооружение, даже изготовленный в нескольких экземплярах в конце войны новейший танк Р40 имел пушку лишь 75 мм с длиной ствола 34 калибра;
  • низкая удельная мощность, не позволявшая получать скорость более 30-35 км/час;
  • низкая проходимость танков, особенно по песку и грязи;
  • устаревшая технология изготовления танков, широкое исполь зование соединений на заклепках и болтах.

Всего с 1940 года до капитуляции Италии в 1943 году итальянской промышленностью было выпущено 2300 танков и самоходных артиллерийских установок.Что касается характеристик итальянских бронетанковых войск в начале второй мировой войны, то как пишет немецкий автор, генерал К.Типпельскирх:

«Танковые части состояли в основном из трехтонных усовершенствованных танкеток «Карден-Лойд». Эта машина была вооружена двумя пулеметами и имела лишь противопульное бронирование. Итальянцы располагали всего сотней 11-тонных танков с броней, защищавшей от поражения 20-мм снарядами. Моторизация находилась лишь в зачаточной стадии. Техническое оснащение итальянской армии тормозилось слишком незначительной мощью военной промышленности и нехваткой средств. Моторизованных или танковых дивизий, которые могли бы выдержать сравнение с соответствующими немецкими соединениями, не было. Три дивизии имели организацию, позволяющую перебрасывать их на автомашинах, однако своими автотранспортными средствами они не располагали. Две дивизии были полностью моторизованы, три дивизии можно было с указанной выше оговоркой назвать танковыми».

Японские танки и бронетехника

Далекоидущие захватнические планы правящих кругов Японии требовали от вооруженных сил проведения активных маневренных действий. Потенциальные возможности Японии не обеспечивали стране возможности ведения затяжной войны. Захватить противника врасплох путем развертывания боевых действий без объявления войны, нанести внезапный удар и добиться решающего успеха — вот те основные принципы, которые составляли основу всех оперативных планов армии, отражавших наступательную направленность устремлений Японии. Однако, как и в случае Италии, моторизации вооруженных сил и созданию бронетанковых войск не уделялось должного внимания. Кроме причин экономического характера, таких как недостаток сырьевых ресурсов и ограниченные мощности оборонной промышленности, на развитии бронетанковых войск сказалось соперничество между армией и флотом за приоритетность развития, а также то, что основным средством достижения победы считался высокий моральный дух. В связи с изложенным выше в японские войска в начале и середине тридцатых годов поставлялись малые танки (танкетки) «Текей» типа 92 и «Теке» типа 97, а также легкие танки «Хаго» типа 95. Они имели вполне удовлетворительные боевые характеристики для ведения боевых действий против китайских войск, однако столкновение с советскими войсками у озера Хасан (1938 г.) и на реке Халхин-Гол (1939 г.) окончилось для них печально.

Японские танки предвоенного и военного производства отличались малым весом, легким бронированием, удовлетворительной подвижностью, но недостаточной механической надежностью, малым внутренним объемом и недостаточными средствами связи. Характерным для предвоенного и военного периода является создание семейства 6-, 8- и 12-цилиндровых дизельных двигателей воздушного охлаждения и широкое использование их в танках. Эти двигатели имели общую размерность цилиндров поршневой группы, что упрощало снабжение войск запасными частями и проведение ремонта техники.

К концу 1943 года танковый парк японской армии насчитывал немногим более 2000 машин, большую часть которых составляли легкие и малые танки. Максимальный уровень производства танков в Японии был достигнут в 1942 году, когда было выпущено 1300 танков. В дальнейшем производство танков непрерывно уменьшалось. Японские бронетанковые войска состояли из отдельных рот и полков (в составе 3-4 рот), которые придавались пехотным дивизиям и использовались исключительно как средство непосредственной поддержки пехоты. Бронетанковые соединения начали создаваться в японской армии после 1938 года. С учетом опыта боев на Халхин-Голе было принято решение о формировании десяти танковых дивизий. Однако в действительности к началу войны на Тихом океане не было создано ни одной танковой дивизии. Они появились в конце второй мировой войны и были или разгромлены советскими войсками в августе 1945 года, или расформированы в связи с капитуляцией Японии.

Чехословацкие танки и бронетехника

Чехословацкая танковая промышленность, сконцентрированная в основном в двух фирмах — «ЧКД» и «Шкода», была перед захватом Чехословакии Германией высокоразвитой отраслью, ориентированной прежде всего на экспорт. Если в конце двадцатых и начале тридцатых годов она производила бронетанковую технику в основном по лицензии фирм других стран (например, танкетки на основе английских машин «Карден-Лойд»), то в середине тридцатых годов были созданы и выпускались танки и танкетки собственной конструкции LТ-34, АН-IV, Р-1, TNH и LT. Эта техника поставлялась в основном на экспорт. Сама же чехословацкая армия к моменту оккупации имела 418 танков и танкеток. Это была очень неплохая для того времени техника. Состоявшие на вооружении танковых батальонов чехословацкой армии 10,5-тонные танки LT-35, вооруженные 37-мм полуавтоматической пушкой и двумя пулеметами, оценивались как лучшие в своем классе. Количество этих танков составляло 228 единиц. Кроме того, имелось 50 танков LT-34 и 70 малых танков (танкеток) ТС-33 образца 1933 года, вооруженных двумя пулеметами.

Согласно планам Генерального штаба чехословацкой армии, в случае войны эти танки предусматривалось использовать не массировано, а по-батальонно в качестве средства поддержки боевых действий так называемых «подвижных» дивизий и армейских корпусов. Это отчасти объясняется тем, что граница Чехословакии с наиболее вероятным противником — Германией была надежно прикрыта линией закрепленных районов, по своему вооружению и прочности оборонительных сооружений не уступавшей знаменитой линии Мажино. Поэтому танки планировалось применять лишь для ликвидации прорывов на отдельных участках обороны. После оккупации Чехословакии бронетанковая техника ее армии была взята на вооружение вермахта, а танковая промышленность Чехословакии начала работать на нужды третьего рейха.

pro-tank.ru

Танки-участники Второй мировой войны

Роль танков Второй мировой войны.

Танки сыграли ведущую роль во Второй мировой Войне. Ведущей наступательной силой наций, принявших участие во Второй мировой войне, сделались танковые войска. Доминирующая роль поля боя перешла к танкам и танковым войскам, которые совместно с артиллерией, а также авиацией стали определять победителя в любой битве, которую вели армии СССР, Германии, США и Англии.

Решительный прорыв боевых порядков врага, с дальнейшим выполнением задач стратегического плана, стал возможен только при условии применения бронетехники и танков, в частности. Танковые войска Второй мировой войны сделались высокоманевренной частью армии. Но только путем концентрация большого количества танков помогала добиться победы.

Первыми эту истину поняли в Германии. Даровитые немецкие военачальники, подобные генералам Манштейну и Гудериану, управляя крупными группами танков разрешали сложнейшие задачи ограниченными средствами. За 2 недели они смогли разбить польскую армию, а за четыре недели разгромили Францию и придавили к Дюнкерку армию союзников, разгромив своих противников.

Танковые армии являлись тем средством, которое давало возможность наносить стремительные удары войсками на избранном участке обороны, не предоставляя возможности перегруппироваться, проводить дерзкие акции по изоляции его частей. Могучие удары танковых войск оказались непременным атрибутом всех абсолютно масштабных наступательных кампаний, а также активной обороны Второй мировой войны.

Танковые войска СССР, США, Англии, Германии Второй мировой Войны.

На всех без исключения ТВД, как главных, так и менее значительных, применялись в значительных количествах танки. Боевые действия нового типа, значительно разнившихся с конфликтами наций начала конца XIX, начала ХХ века, определяющую роль отводили танковым армиям.

Первостепенное значение начала оказывать быстрота маневра больших войсковых соединений, сильные удары по ограниченным участкам оборонительным участкам значительными силами, с прорывом обороны на всю глубину, с задачей окружения вражеских сил. Для данных действий танки годились лучше всего. Несущие смерть боевые машины рвали построения противника и наступая за линию соприкосновения, громили тыловые службы и отрезали остальные войска от обеспечения.

Во Второй мировой войне использовалось гораздо большее число техники самого разного назначения и командование задействовало свои танковые армии не исключительно для прорыва позиционной обороны противника, но и движения в глубину обороны. На первых этапах Второй мировой войны на поле боя преобладали легкие и значительно реже, средние танки, которые выполняли различные задачи — начиная от сопровождения пехоты и борьбы с БТТ врага, до прорыва фронта. Тяжелые танки, начальный период, большого распространения не получили.

На начало войны тяжелые танки, с удовлетворительно защищающим от снарядов бронированием, имелись только у Франции и СССР. Прочие государства, участвовавшие во Второй мировой войне тяжелых танков, не строили. В 1941 году Англия приступила к сборке тяжелых танков «Черчилль», а немецкие тяжелые танки вышли на поле боя годом спустя. класса. Танки США во Второй мировой войне состояли из машин легкого и среднего класса.

Соперники улучшали собственные танковые войска в ходе Второй мировой войны, стараясь достигнуть подавляющего преимущества. К окончанию Второй Мировой Войны танковые войска СССР, Германии, США и Англии произвели нешуточный качественный рывок. Он затронул по большей части вооружение, защищенность, маневренные качества танков. Отечественные инженеры прогремели творением замечательных машин «Т-34″, ‘»КВ» и «ИС».

Колоссальный индустриальный рывок советского государства в тридцатые, предоставил ему возможность иметь большой парк танков. В итоге, танковые войска СССР в конце тридцатых превышали по числу машин абсолютно всех возможных противников. Немецкие танковые войска, в начале сороковых по ТТХ танков, уступали большинству советских машин, только во второй половине войны германские специалисты построили отличные образчики машин среднего и тяжелого класса. Которые обладали рядом преимуществ над новейшими русскими танками, но обладали и отрицательными чертами, не дозволявшими полностью материализовать потенциал.

Широко известны английские танки-«Черчилль», «Валентайн» и «Кромвель». Общеизвестен танк «Шерман», американского производства и легкий танк «Стюарт». Эти известные танки могут считаться одними из лучших танков Второй мировой войны. Их нелегко перепутать с другими машинами, их имена знакомы едва не всякому. Знаменитые не столько своими ТТХ, а вследствие значительного числа использовавшихся на поле боя.

Производство танков.

С первых дней Второй Мировой Войны, противоборствующие государства сконцентрировали силы собственной индустрии на организации изготовления громадного числа танков. Обширное воспроизводство танков в период войны стало реальным условием триумфа над врагом. Самым значительным парком танков началу войны владел СССР. Развернутое огромное строительство боевой техники предоставило в итоге более 22 тыс. танков разных типов к началу войны.

Что дало возможность создать в предвоенное время организовать впечатляющие по размерам танковые войска. Танковые войска Советского союза на начало Второй мировой войны бесспорно были наиболее многочисленными в мире. Хотя большинство танков была легкими по классу машинами, но без малого вся эти танки были сравнимы по боевым с немецкой техникой, а иногда опережали ее.

Третий рейх сумел создать к этому времени только 5639 танков. И отнюдь не все взяли участие в Восточном походе. В результате советская промышленность, организовав массовую сборку танков, обеспечила КА превосходство в танках более чем в четверо! Что не избавило русские войска от погрома в процессе блицкрига первых месяцев войны. От немалого превосходства, вскорости ничего не осталось. Англия в это время впопыхах приумножала количество армейской техники, поскольку ее танковые войска были очень невелики — около 600 машин.

На протяжении Второй мировой войны строительство танков в Англии не не набрала такого размаха как в СССР либо США. Америка первоначально производила только легкие танки в ограниченном количестве, но очень быстро осмыслив ценность танков, американцы скоро начали их выпуск в значительных объемах, строительству передовых, мобильных танковых войск.

В общем, союзникам посчастливилось основательно превзойти промышленное производство своих врагов. Помимо Германии в союзе держав Оси никто не смог похвастаться солидным индустриальным потенциалом. Первый тихоокеанский партнер немцев — Япония, несопоставима в этом плане, с державами антигитлеровской коалиции.

Германия непоправимо уступала по производству бронетехники собственным противникам. Не нужно выпускать из виду, что против Германии бились два промышленных гиганта — СССР и США, объединенный ресурс каковых был несоизмерим. Единственный восточный соперник Германии — СССР выпустил более 100 тыс. бронетехники.

Америка только танков «Шерман» собрала более 48 тысяч штук, а Великобритания за военные годы изготовила свыше 25тыс. танков. Не считая иную военную технику, кроме именно танков, становиться ясно насколько Германия уступала врагам. Немецкая промышленность смогла дать войскам лишь 89 тысяч штук бронетехники. Большое отставание от СССР в выпуске танков сделалось одним из факторов проигрыша немцев во Второй Мировой Войне. Танковые войска СССР на финальной стадии войны попросту рвали германский фронт быстрыми и могучими ударами, каким Вермахт не смог ничего противопоставить. В течении войны противоборствующими странами было изготовлено больше 200 тысяч танков разных видов.

 СШАСССРГерманияАнглияКанада Япония  Италия
 Производство танков и САУ в годы войны. 148410 105251 46857 27893 5678 2515 2473

ww2tanki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *