Венгерские лёгкие танки «Толди» » Военное обозрение

1918 год стал судьбоносным для Австро-Венгерской империи, которая прекратила свое существование. Не принес он ничего хорошего и самой Венгрии. После объявления независимости страна оказалась разделена гражданской войной. В течение 1919-1920 годов, не без помощи со стороны Антанты, с «красной угрозой» было покончено, однако сама Венгрия оказалась на стороне проигравших, она вместе с Германией, Болгарией и Турцией признавалась виновной в развязывании Первой мировой войны. Страна лишилась ощутимой части своих территорий, а на ее армию были наложены значительные ограничения. Верхней границей численности венгерской армии было определено 35 тысяч человек, а бронетехнику вооруженные силы не могли иметь вовсе.

Разумеется, венгерскому правительству эти ограничения не нравились. И танки страна все-таки приобретала, но весьма ограниченными сериями. Первые переговоры о поставке танков венгры начали уже в 1919 году с другим собратом по несчастью — Германией. У немцев они приобрели 14 легких танков LK-II, которые были куплены через шведскую фирму-посредника. Стоит отметить, что для тех лет это были достаточно современные боевые машины.


Практически на десятилетие эти танки оставались единственными, которыми располагала венгерская армия. К вопросу покупки бронетехники страна вернулась только в 1929 году, когда стало очевидным, что LK-II уже слишком устарели. После проведения недолгих поисков выбор был сделан в пользу легкого итальянского танка Fiat 3000B образца 1930 года, который был вооружен двумя 8-мм пулеметами. Таких танков Венгрия приобрела 5 штук, однако уже через пару лет стало очевидно, что «потомок» французского FT-17, пусть и существенно модернизированный, очень сильно отстает от иностранных аналогов. После этого венгерские военные заинтересовались британскими танкетками Carden-Lloyd Mk.VIb, однако после покупки одной машины отказались от них. Вместо них в Италии в 1935-1936 годах Венгрия закупила в общей сложности 150 танкеток CV3/33 и CV3/35.

В то же время отношения между Венгрией и Германией на тот момент были дружественными, и в рамках военного сотрудничества Берлин передал венграм один легкий танк Pz.Kpfw.I Ausf.A, который еще в 1937 году составлял основу Panzerwaffe. Венгерским военным этот танк понравился, он обладал неплохими скоростными характеристиками и мог сгодиться для использования в качестве разведывательной гусеничной машины. Однако сомнения военных вызывали слишком легкое бронирование, недостаточное вооружение и большая стоимость танка. По этой причине они стали рассматривать альтернативные варианты, одним из которых стал шведский танк L-60, который в дальнейшем и стал основой для всей линейки венгерских танков Toldi.

Венгерская танковая колонна. Впереди венгерский легкий танк 38M Toldi I, за ним следует танкетка итальянского производства L3/35 (FIAT-Ansaldo CV 35). Фото: waralbum.ru

В 1937 году в Венгрии были проведены сравнительные испытания, в которых приняли участие легкие танки: V-4 (собственного венгерского производства), немецкий пулеметный Pz.IA и шведский легкий танк Landsverk L-60. Победу в этих испытания одержал «швед». Стоит отметить, что L-60 был достаточно простым танком, но в то же время отличался передовой конструкцией. На этой боевой машине впервые в мировом танкостроении опорные катки обладали индивидуальной торсионной подвеской, а лобовые листы брони были расположены под рациональными углами наклона, что повышало толщину приведенной брони. На танке были установлены перископические прицелы, а удельная мощность двигателя позволяла развивать на шоссе скорость до 50 км/ч. Помимо этого, конструкция шведского танка лучшим образом подходила для проведения дальнейших модернизаций.

Именно шведский Landsverk L-60 был взят за основу для первого серийного венгерского танка. Лицензионная версия данной боевой машины, выпускавшаяся в Венгрии, получила название «Толди». Танк серийно выпускался с 1939 по 1944 гг. При этом машина существовала в следующих основных модификациях 38.M Toldi I, 38.M Toldi II(IIA) и 43.M Toldi III. Танк был назван так в честь знаменитого средневекового богатыря Миклоша Толди, являвшегося полулегендарным аналогом древнерусского Ильи Муромца. При этом комиссия, которая проводила сравнительные испытания легких танков, рекомендовала внести в его конструкцию некоторые изменения по сравнению с представленным шведами прототипом. В то же время корпус и ходовая часть танка не претерпели почти никаких изменений, немного было изменено лишь ведущее колесо. Также незначительно была изменена танковая башня, а вот орудие на нем пришлось сменить.

Относительно системы вооружения танка «Толди» в Венгрии развернулись самые большие споры. На шведском образце была установлена 20-мм автоматическая пушка «Мадсен». Венгерские конструкторы предлагали установить 25-мм автоматическую пушку «Бофорс» или «Гебауэр» (последняя — венгерской разработки), либо даже 37-мм или 40-мм артсистему. Две последние пушки требовали серьезной переделки танковой башни, поэтому от их установки временно отказались. Одновременно с этим приобретать лицензию на выпуск автоматических пушек «Мадсен» венгры не стали, ввиду их дороговизны, а также по той причине, что завод «Данувиа» в Будапеште не готов был освоить их выпуск в сжатые сроки.

Венгерский танк 38M Toldi I буксирует немецкий грузовик Büssing-NAG 400 по улице советской деревни. Фото: waralbum.ru

В результате было принято решение вооружить танк 20-мм самозарядным противотанковым ружьем швейцарской компании «Золотурн». Данное ружье производилось в Венгрии по лицензии под маркой 36.М. Питание противотанкового ружья осуществлялось из магазинов, рассчитанных на 5 патронов. Практическая скорострельность доходила до 15-20 выстрелов в минуту. Дополнительно на танке был установлен 8-мм пулемет 34./37.М с ленточным питанием. Это была лицензионная копия чешского пулемета. Боекомплект танка состоял из 208 патронов к ПТР и 2400 патронов к спаренному с ним 8-мм пулемету. Еще один дополнительный пулемет мог быть установлен на крыше башни в специальном кронштейне, он мог использоваться как зенитный.

Хорошая оптика и прицельные приспособления поставлялись в Венгрию из Германии, равно как и двигатели. Сердцем танка «Толди» являлся 155-сильный бензиновый двигатель немецкого производства — Busing-NAG, который работал вместе с 5-ступенчатой коробкой передач. С этим двигателем 8,5-тонный танк развивал максимальную скорость близкую к 50 км/ч, а запаса топлива в 230 литров хватало на 220 километров движения по шоссе. Бронирование танка было скорее противопульным — лоб и борта корпуса, а также лоб и борта башни имели толщину брони 13 мм, маска орудия — 20 мм. Днище и крыша корпуса и башни — 6 мм.

Экипаж танка «Толди» состоял из трех человек, которые размещались внутри боевой машины в достаточно комфортных условиях. Боевое отделение и отделение управления, как и в шведском прототипе L-60, достаточно хорошо вентилировались. В башне танка с правой стороны под командирской башенкой, оснащенной для наблюдения за полем боя 7 триплексами, располагалось место командира танка. Слева от командира было место стрелка, который следил за полем боя через перископический прицел. Механик-водитель танка ориентировался на местности по смотровым щелям, которые были расположены в небольшой бронированной рубке, находившейся левее продольной оси танка.

Танк серийно производился с 1939 по 1944 годы, при этом выпуск был достаточно скромным, всего в Венгрии изготовили 202 экземпляра таких боевых машин. Первый заказ на выпуск 80 легких танков был получен в феврале 1939 года. Первые серийные танки 38.M Toldi I были переданы венгерским военным 13 апреля 1940 года. Всего же до 14 марта 1941 года в Венгрии было собрано 80 танков этой модификации. В дальнейшем в стране начался выпуск танков 38.M Toldi II, отличавшихся усиленным бронированием. Первые 4 танка данной модификации были переданы венгерским военным еще в мае 1941 года. По состоянию на 22 июня 1941 года в венгерской армии насчитывалось 90 танков «Толди».

38.M Toldi IIA


Танки следующей серии, которая получила наименование «Толди II», отличались от своих предшественников в первую очередь тем, что производились исключительно из венгерских комплектующих. Помимо этого в модернизированной версии легкого танка появилась новая радиостанция, а толщина брони маски орудия была увеличена. Какое-то время новая модификация танка производилась параллельно со старой, в которой применялись комплектующие немецкого производства. Единственным отличием «Толди I» от «Толди II», бросающимся в глаза, была форма антенн боевых машин — однако после переоснащения танков первой серии новыми радиостанциями и это визуальное отличие исчезло. Всего в Венгрии было произведено 110 танков «Толди II», из которых 80 боевых машин в дальнейшем были переоборудованы в версию 38.M Toldi IIA.

Поскольку вооружение танка тяжелым противотанковым ружьем в 1940-е годы смотрелось уже несерьезным, венгерские конструкторы решились на установку вместо него 40-мм пушки 42.М собственной разработки. Данная артиллерийская система была укороченным вариантом пушки 41.М, которая специально была создана для танка «Туран». Изменение основного вооружения привело к снижению боекомплекта, к 40-мм орудию в танке можно было разместить всего 55 снарядов. Одновременно с заменой вооружения конструкторы нарастили и бронирование танка — броня маски орудия выросла до 35 мм. Пулемет на этой модификации был заменен на 34М/37М, причем часть его ствола была прикрыта броневым кожухом. На танке Toldi IIA башня была значительно видоизменена, сзади на ней появился навесной ящик, предназначенный для перевозки снаряжения. Боевая масса танка выросла с 8,5 тонн до 9,35 тонн, что сразу же отразилось на его динамических характеристиках: максимальная скорость упала до 45 км/ч, а запас хода — до 190 км.

В единственном экземпляре в Венгрии был собран экранированный вариант танка «Толди». Борта корпуса и башни этого легкого танка были прикрыты 5-мм бронеэкранами, а радиостанцию R/5 сменила более совершенная R/5a. Боевая масса танка возросла при этом до 9,85 тонн, что лишь увеличивало нагрузку на трансмиссию и двигатель. В конечном итоге этот вариант танка так и не был принят на вооружение.

Последней модификацией легкого танка «Толди», которая действительно производилась венгерской промышленностью, стал танк 43.M Toldi III. Толщина брони на модификации «Толди III» была еще раз увеличена. На этот раз на рубке механика-водителя и маске орудия она была доведена до 35 мм. Помимо этого была расширена кормовая ниша в башне, что позволило увеличить возимый боекомплект до 87 снарядов. Танков «Толди» в этой модификации в Венгрии успели собрать всего 12 штук.

Боевое применение танков «Толди»

Впервые легкие танки «Толди» приняли участие в боевых действиях в апреле 1941 года. Через 4 месяца после заключения пакта о вечной дружбе с Югославией венгерские войска приняла участие во вторжении в это балканское государство. Две венгерских моторизованных и одна кавалерийская бригады, вторгшиеся на территорию Югославии вместе с немецкими войсками, имели в своем составе по одной роте из 18 легких танков «Толди».

Следующей их кампанией стала война против СССР. 81 танк «Толди» в составе отдельного подвижного корпуса венгерской армии (наряду с венгерскими бронеавтомобилями Csaba» и итальянскими танкетками) принял участие в операции «Барбаросса». Еще 14 легких танков нового типа были отправлены на Восточный фронт позднее, в октябре 1941 года. В боях на Восточном фронте стало понятно, что неплохой на конец 1930-х годов танк стремительно устаревает. Если с броней советских легких танков БТ и Т-26 противотанковое ружье «Золотурн» еще могло справиться, то бороться против средних и тяжелых танков с его помощью было практически бесполезно.

38M «Toldi II» в Бронетанковом музее в Кубинке

Однако основной проблемой венгерского легкого танка стала невысокая, особенно в условиях ведения боевых действий в СССР, надежность трансмиссии и двигателя. Венгерские танки застревали в грязи, а их двигатели часто ломались. Ситуация дошла до того, что венгерские ремонтные части сами не успевали устранять поломки легких танков и вынуждены были вызвать на фронт квалифицированных гражданских специалистов с венгерских заводов. Когда потрепанный в сражениях на Восточном фронте подвижный корпус в ноябре 1941 года вернулся назад в Венгрию, выяснилось, что большинство (37 из 65) боевых машин, требовавших проведения ремонта, выходили из строя по причине поломок, а не боевых повреждений. В кампании 1942 года в Советском Союзе венгры использовали всего 17 танков данного типа. При этом в марте 1943 года назад в Венгрию вернулись всего 3 машины.

Легкие танки «Толди» всех модификаций активно использовались армией этой страны при отражении наступления советских войск на территорию Венгрии в завершающей стадии Второй мировой войны в Европе. К июню 1944 года венгерская армия все еще располагала 129 танками данного типа — 66 «Толди I» и 63 «Толди II» и «Толди IIА». Противостоять на равных современным советским танкам — ИС-2 и Т-34-85 они просто не могли, поэтому практически все были уничтожены в ходе кампании 1944-1945 годов, последние из них были потеряны в боях за Будапешт. До нашего времени сохранилось всего 2 танка данного типа. При этом обе венгерских боевых машины находятся сегодня в экспозиции бронетанкового музея в подмосковной Кубинке. Один из представленных здесь танков относится к модификации Toldi I, второй — Toldi IIA.

Источники информации:
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/hungary/38m_toldi.htm
http://pro-tank.ru/bronetehnika-italy-japan/hungary/866-light-tank-toldi-1
http://warspot.ru/3819-vengerskiy-lyogkiy-bogatyr
http://wowar.ru/tank-toldi-i
Материалы из открытых источников

topwar.ru

Венгерский лёгкий богатырь | Warspot.ru

Иногда достаточно удачные образцы вооружения и военной техники не могут реализовать своего потенциала из-за того, что появились не в то время или не в том месте. Лёгкие танки, широко применявшиеся на разных театрах боевых действий Второй мировой войны, на Восточном фронте довольно быстро сошли со сцены, уступив место более тяжёлым собратьям. История венгерского танка «Толди» — первого серийного танка этой страны — ещё один тому пример.

Нелегальная предыстория венгерского танкостроения

Итоги Первой мировой войны для Венгрии были катастрофой. Трианонский договор 1920 года, по которому Венгрия потеряла 72% территории, 64% населения и выход к морю венгры восприняли как национальное унижение. Траур, объявленный в Венгрии по поводу его заключения, оказался одним из самых долгих в мировой истории – государственные флаги на учреждениях оставались приспущенными до 1938 года, когда Венгрия вернула себе часть утраченных земель в результате Первого Венского арбитража. Если ученики в школах многих стран начинали занятия с исполнения государственного гимна, венгерские школьники по утрам зачитывали молитву о воссоединении своей родины.

Воспринимая договор как несправедливый, венгры всеми правдами и не правдами пытались обходить его ограничения в военной сфере. Поскольку армию, верхнюю границу численности которой победители определили в 35 000 человек, запрещалось оснащать бронетехникой («производство и импорт в Венгрию бронеавтомобилей, танков и каких-либо аналогичных машин, подходящих для использования в военных целях, в равной степени запрещены»), до поры до времени танков в Венгрии не было. В 1920 году венгры купили 14 лёгких танков Lk-II у собрата по несчастью – Германии, которой тоже запрещалось иметь и производить танки. Прознавшие об этом представители Антанты попытались поймать венгров с поличным, но те разобрали танки и хорошо их спрятали.

В 1928 году Венгрия смогла приобрести две танкетки у Великобритании, но настоящий прорыв в этом направлении произошёл в результате наладившихся отношений ещё с одной из держав-победительниц — Италией. В 1927 году две страны подписали договор «О дружбе, сотрудничестве и арбитраже», и Италия начала поставки вооружений в Венгрию. Собственно, уже это было нарушением условий Трианонского договора – согласно главе V этого документа, импорт любого оружия в Венгрию был запрещён, обходиться она должна была собственными силами. А в 1931 году было нарушено и танковое эмбарго – венгры закупили пять «Фиатов» 3000В. В 1934–36 годах итальянцы поставили в страну, которой было запрещено иметь бронетанковое вооружение, полторы сотни своих танкеток CV 3/33 и CV 3/35.

Призвание варяга

Тем временем Европа неудержимо катилась в сторону новой большой войны, и в 1938 году Венгрия в открытую наплевала на Трианонский договор, объявив о программе модернизации своих вооружённых сил. В ней большое место отводилось созданию полноценных бронетанковых войск.

Поскольку Венгрия обладала достаточно развитой промышленностью, было решено не закупать танки за рубежом, а наладить производство внутри страны. Венгерский изобретатель Миклош Штраусслер в 1937 году представил новый танк V-4. Лёгкая колёсно-гусеничная машина отличалась оригинальной ходовой частью и являлась дальнейшим развитием танка V-3, который разрабатывался в 1934–35 годах и в своё время вызывал определённый интерес у Японии и Великобритании.

Венгерский лёгкий колёсно-гусеничный танк V-4

aviarmor.net

В 1937 году венгры объявили о проведении сравнительных испытаний трёх лёгких танков: V-4, немецкого Pz.IA, приобретённого в 1934 году, и прибывшего в марте шведского Landsverk L-60. V-4, с его 40-мм орудием в качестве основного вооружения (против 20-мм пушки у «шведа» и пулемётного вооружения у «немца»), а также положительным мнением военных относительно ходовых качеств, имел неплохие шансы на победу.

Шведский танк L60

Однако победил в соревнованиях «швед». L-60 имел более простую и вместе с тем достаточно передовую конструкцию. Впервые в мировом танкостроении его опорные катки имели индивидуальную торсионную подвеску; листы лобовой брони устанавливались под рациональными углами наклона. Кроме того, конструкция L-60 оказалась более пригодной для дальнейшей модернизации. Миклош Штраусслер, кстати, впоследствии переехал в Великобританию и в годы Второй мировой войны работал на стороне союзников по антигитлеровской коалиции. Его вкладом в победу над странами Оси стала система придания плавучести танкам Duplex Drive, использовавшаяся американскими, британскими и канадскими войсками в том числе и при высадке в Нормандии.

L-60 венгры и взяли за основу для своего первого серийного танка. Лицензионная версия шведского танка получила название «Толди» — в честь венгерского средневекового богатыря Миклоша Толди, полулегендарного аналога древнерусского Ильи Муромца. Комиссия, проводившая сравнительные испытания, рекомендовала внести в конструкцию нового танка некоторые изменения по сравнению с прототипом. Но в целом корпус и ходовая часть остались практически прежними, немного изменено было ведущее колесо. Незначительные изменения коснулись башни, а вот орудие у танка поменяли.

В башне шведского танка в качестве основного вооружения была установлена автоматическая 20-мм пушка «Мадсен». Венгров она вполне устраивала – но за лицензию шведская компания-производитель требовала слишком большие деньги. Кроме того, завод «Данувиа» в Будапеште, который должен был освоить производство пушек «Мадсен», не готов был сделать это в сжатые сроки.

Тяжёлое самозарядное противотанковое ружье «Золотурн» S18–100 калибра 20 мм. Практическая сокрострельность 15–20 выстрелов в минуту, питание из магазинов по 5 (использовались в танке «Толди») и 10 патронов. Прицельная дальность стрельбы 1500 метров, бронепробиваемость (дистанция/угол в градусах/толщина брони) 100 м / 90 / 35 мм, 300 м / 90 / 27 мм)

http://weaponland.ru

Для решения этой проблемы венгерские конструкторы предложили установить 25-мм автоматическую пушку «Бофорс» (тоже шведскую) либо «Гебауэр» (отечественную разработку). В качестве программы-максимум обсуждалась возможность установок 37-мм или 40-мм орудий, но такой вариант требовал серьёзной переработки башни. В конце концов, танк вооружили 20-мм тяжёлым самозарядным противотанковым ружьём швейцарской фирмы «Золотурн», которое производили в Венгрии по лицензии. Ружьё, вообще-то, было разработано немецкой фирмой «Рейнметалл», но поскольку Версальский мирный договор связывал Германию по рукам и ногам (так же, как Трианонский – Венгрию), производство запрещённого противотанкового оружия немцы наладили на швейцарском филиале своей фирмы. ПТР «Золотурн» впоследствии использовался финской армией во время Зимней войны против бронетехники РККА.

Боекомплект «Толди» состоял из 208 патронов к ПТР и 2400 патронов к спаренному с ним 8-мм пулемёту с ленточным питанием. Ещё один пулемёт, зенитный, мог устанавливаться на крыше башни в специальном кронштейне. Хорошая оптика для прицеливания и наблюдения поставлялась из Германии.

8,5-тонный «Толди» оснащался 155-сильным бензиновым немецким двигателем Busing-NAG. Посредством пятиступенчатой планетарной коробки передач он разгонял танк до приличных 50 км/ч. Топлива в баках ёмкостью 253 литра хватало на марш в 220 км по шоссе.

Венгерский лёгкий танк 38.M «Толди I» (Toldi I) из состава 2-й венгерской танковой дивизии переправляется через реку в Польше

http://waralbum.ru

Экипаж из трёх человек в танке размещался в достаточно комфортных условиях; боевое отделение и отделение управления, как и в шведском прототипе, хорошо вентилировались. В башне справа, под командирской башенкой с семью триплексами, было место командира. Слева от него располагался стрелок, наблюдавший за полем боя через перископический прицел. Механик-водитель ориентировался по смотровым щелям в небольшой бронированной рубке, расположенной левее продольной оси машины.

Производство

Производство нового танка задерживалось по причине конфликта между заводами MAVAG и «Ганц» с генеральным штабом венгерской армии. Получив в конце декабря 1938 года заказ на производство первой партии танков, заводы от него отказались по причине низкой цены, назначенной военными. Кроме того, в Венгрии отсутствовали многие компоненты для производства танка, и их пришлось заказывать за рубежом. К февралю 1939 года удалось прийти к соглашению, и окончательный заказ в 80 машин был поровну поделен между двумя заводами. Первые танки серии были выпущены в апреле 1940 года, последний – в марте 1941-го.

Венгерский лёгкий танк 38М Toldi I преодолевает ров по мосту на Восточном фронте

http://waralbum.ru

Танки следующей серии, получившие название «Толди II», отличались от своих предшественников в первую очередь тем, что для их изготовления применялись только венгерские комплектующие. Кроме того, в модернизированных танках устанавливалась новая радиостанция и была увеличена толщина брони маски орудия. Какое-то время новая модификация выпускалась параллельно со старой, в которой использовались немецкие комплектующие. Единственным бросающимся в глаза отличием «Толди I» от «Толди II» была форма антенн — но после переоснащения новыми радиостанциями танков первой серии и оно исчезло.

Всего было выпущено 110 таких танков, 80 из них впоследствии были подвергнуты более серьёзной переделке. Поскольку тяжёлое ПТР в качестве основного вооружения для танка в 40-е годы выглядело весьма легкомысленно, венгры установили вместо него 40-мм пушку 42.М венгерской разработки с боекомплектом из 55 снарядов. Новое орудие являлось укороченным вариантом пушки 41.М, разработанной для венгерского среднего танка «Туран». Броню танка нарастили. Башня сильно видоизменилась внешне, сзади на неё навесили ящик для снаряжения. Масса танка, получившего название «Толди IIA» возросла до 9,35 тонн.

Опытный образец венгерского лёгкого танка 38.M «Толди IIA». Данная машина являлась модификацией танка Toldi II с усиленным бронированием и 40-мм пушкой 42.M

http://waralbum.ru

Несколько машин в опытном порядке оборудовали 5-мм навесными броневыми экранами на бортах и на башне.

Последней модификацией венгерского лёгкого танка стала «Толди III». На этом танке ещё больше увеличили толщину брони (на рубке водителя и на маске пушки – до 35 мм), расширили кормовую нишу в башне и увеличили боекомплект до 87 снарядов. Танков этой модели венгры успели построить не более 12.

«Толди III». Цифры на броне обозначаею её толщину в обозначенных местах

http://waralbum.ru

Боевое применение

Впервые «Толди» приняли участие в боевых действиях в апреле 1941 года. Через четыре месяца после заключения пакта о вечной дружбе с Югославией Венгрия приняла участие во вторжении в эту страну. Две моторизованные и одна кавалерийская бригады венгерской армии, вторгшиеся в Югославию, имели в своём составе по роте из 18 лёгких танков.

Венгерская танковая колонна. На переднем плане — венгерский лёгкий танк 38M «Toldi I», за ним следует танкетка итальянского производства L3/35 (FIAT-Ansaldo CV 35)

http://waralbum.ru

81 танк «Толди» в составе отдельного мобильного корпуса (вместе с венгерскими бронеавтомобилями «Csaba» и итальянскими танкетками) принял участие в операции «Барбаросса». Ещё 14 новых танков было отправлено на Восточный фронт позже, в октябре 1941 года, причём два танка их этой партии не вынесли долгого путешествия по железной дороге и сразу же отправились обратно на завод на том же поезде. На Восточном фронте выяснилось, что неплохой на конец 30-х годов лёгкий танк стремительно устаревает. Если с бронёй лёгких Т-26 и БТ ПТР «Золотурн» ещё могло справиться, против средних и тяжёлых советских танков оно было практически бесполезно. Впрочем, благодаря хорошей радиостанции в разведке «Толди» мог бы использоваться. А 20-мм орудие в качестве основного вооружения в 1941 году применялось не только на «Толди», но и на немецком Pz.II, а также советском Т-60.

Венгерский танк 38M Toldi I со снятым вооружением буксирует немецкий грузовик Büssing-NAG 400 по улице советской деревни

http://waralbum.ru

Но главной проблемой венгерского лёгкого танка оказалась невысокая, особенно в условиях Восточного фронта, надёжность двигателя и трансмиссии. Танки застревали в грязи, двигатели ломались. Дошло до того, что венгерские ремонтные подразделения сами не успевали устранять поломки танков и вынуждены были вызвать квалифицированных гражданских специалистов с заводов на фронт. Когда потрёпанный в боях мобильный корпус в ноябре 1941 года вернулся в Венгрию, оказалось, что большинство (37 из 65) машин, требовавших ремонта, выходили из строя по причине поломок, а не в бою. В кампании 1942 года в СССР приняли участие 17 танков этого типа. В марте 1943 года в Венгрию вернулись только 3 из них.

Разбитый венгерский легкий танк 38М «Толди I» (Toldi I). Машина изрядно разукомплектована на запчасти

http://waralbum.ru

«Толди» всех модификаций активно использовались венграми при отражении наступления советской армии на территорию Венгрии. К июню 1944 года их насчитывалось ещё 129 штук – 66 «Толди I» и 63 «Толди II» и «Толди IIА». Противостоять советским Т-34–85 и ИС-2 они могли только при самом фантастическом стечении обстоятельств – и поэтому почти все были уничтожены в ходе кампаний 1944–45 годов. Впрочем, закат эпохи лёгких танков на Восточном фронте коснулся не только венгров.

Подбитый венгерский лёгкий танк 38М «Толди I» из состава разгромленной в Будапеште 2-й венгерской танковой дивизии. Лобовой верхний лист пробит снарядом калибра 57–76 мм. На железнодорожной платформе венгерский средний танк 41М «Туран II»

http://waralbum.ru

Созданный в конце 30-х годов, венгерский лёгкий танк «Толди» для своего времени был одной из лучших машин в классе. Как лёгкий танк он был неплох и для более позднего периода – лежавший в его основе шведский L60 и его серийный вариант M.38 простояли на вооружении различных армий ещё несколько десятилетий (в Швеции – до середины 50-х, в Ирландии – до начала 60-х, а в Доминиканской Республике – до начала 2000-х). Кроме того, в шведском прототипе был заложен неплохой задел для дальнейшей модернизации — выпускавшийся в 1957–60 годах средний шведский Strv.74 был, по сути, его развитием. Передовая торсионная подвеска «шведа» и по сей день используется в самых лучших танках современности.

Но «Толди» не повезло: у Венгрии не хватило средств и времени на его более глубокую модернизацию, а перенасыщенный танками и противотанковыми средствами Восточный фронт к 1943 году практически не оставил ему ниши для успешного применения.


Литература:

  1. История Второй мировой войны 1939–1945 (в 12 томах) / редколл., гл. ред. А. А. Гречко. том 3. М., Воениздат, 1974.
  2. Венгеро-итальянский договор 1927 // Большая Советская Энциклопедия. / под ред. А. М. Прохорова. 3-е изд. Т.4. М., «Советская энциклопедия», 1971
  3. Трианонский договор, часть V http://wwi.lib.byu.edu/index.php/Part_V_-_VIII
  4. Лёгкий танк Хонведшега. М. Барятинский. (Моделист-конструктор. — 1997. — № 11)
  5. http://pro-tank.ru/bronetehnika-italy-japan/hungary/866-light-tank-toldi-1
  6. http://pro-tank.ru/bronetehnika-italy-japan/hungary/867-light-tank-toldi-2
  7. http://weaponland.ru/load/protivotankovoe_ruzhe_solothurn_s18_100/143–1–0–839
  8. http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/hungary/38m_toldi.htm
  9. http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/hungary/straussler_v3.htm
  10. http://wio.ru/tank/hungary.htm

warspot.ru

Бронетехника Венгрии Второй мировой войны. Легкий танк «Толди»

В 1938 году правительство Венгрии приняло план модернизации и развития вооруженных сил. В рамках этого плана в марте 1938 года шведской фирме Landsverk АВ в г.Ландскрона был заказан один экземпляр танка Landsverk L60B. После доставки в Венгрию он подвергся сравнительным испытаниям вместе с немецким Pz.lA. Шведский танк продемонстрировал несравненно лучшие боевые и технические характеристики. Его и решили взять как образец для танка венгерского производства, получившего название 38М Toldi («Толди») — в честь прославленного воина Миклоша Толди, жившего в XIV веке и отличавшегося громадным ростом и необычайной физической силой.

Легкие танки «Толди I» с еще не установленным вооружением. 1941 год


Опытный образец легкого танка «Толди НА». Обращает на себя внимание отсутствие броневого кожуха спаренного пулемета 34/40АМ. имевшегося на серийных танках

Комиссия, проводившая испытания, рекомендовала внести ряд изменений в конструкцию машины. С целью изучения возможности внесения этих изменений венгерский Институт военной техники послал в Ландскрону своего специалиста Ш.Бартоломейдеса. Шведы согласились на модернизацию, за исключением системы рулевого управления машиной и стопора башни. В результате корпус танка и ходовая часть с индивидуальной торсионной подвеской существенных изменений, по сравнению со шведским прототипом, практически не претерпели. Незначительным переделкам подверглась башня, в частности, люки в бортах, смотровые щели, а также маска пушки и пулемета.

Лоб, корма и борта корпуса и башни защищались 13-мм броней, крыша и днище — 6-мм, а маска — 20-мм.

Карбюраторный двигатель Bussing-NAG L8V/36TR мощностью 155 л.с, сообщавший танку максимальную скорость 50 км/ч, поставлялся из Германии, также как и приборы наблюдения и прицеливания. При емкости топливных баков 253 л запас хода по шоссе составлял 220 км. Трансмиссия «Толди» состояла из главного фрикциона сухого трения, планетарной пятискоростной коробки передач, блокируемого дифференциала и бортовых фрикционов.

Компоновка танка «Толди I»: 1 — 20-мм самозарядное ружье 36М; 2 — 8-мм пулемет 34/37М; 3 — перископический прицел; 4 — кронштейн крепления зенитного пулемета: 5 — жалюзи; 6 — радиатор; 7 — двигатель; 8 — вентилятор; 9 — выхлопная труба; 10 — сиденье стрелка; 11 — карданный вал; 12 — сиденье механика-водителя; 13 — коробка передач; 14 — рулевое колесо; 15 — фара

В отличие от шведского прототипа, вооруженного 20-мм автоматической пушкой «Мадсен», в башне «Толди» установили 20-мм самозарядное противотанковое ружье швейцарской фирмы Solothurn, производившееся в Венгрии по лицензии под обозначением 36М. Питание ружья осуществлялось из магазина на пять патронов. Практическая скорострельность равнялась 15 — 20 выстр./мин. С ружьем был спарен 8-мм пулемет 34/37М. Боекомплект — 208 патронов к ружью и 2400 — к пулемету. Кроме того, на крыше башни имелся кронштейн для установки зенитного пулемета.

Экипаж машины включал трех человек. Командир размещался в башне справа, и в его распоряжении имелась командирская башенка с люком и семью смотровыми щелями с триплексами. Стрелок сидел слева и мог вести наблюдение через перископический прицел. Механик-водитель располагался в носовой части корпуса слева в некоем подобии броневой рубки с люком, закрываемым сдвижной крышкой.

Масса танка достигала 8,5 т, а среднее удельное давление на грунт составляло 0,62 кг/см2. Танк оснащался радиостанцией R/5.

Башня танка «Толди I». Хорошо виден броневой колпак над магазином пулемета, прикрепленный к крыше башни болтами. На фото справа — командирская башенка. На переднем плане — бронеколпак перископического прицела

Командирская башенка с открытым люком и поднятыми заслонками смотровых щелей

Первый заказ на 80 машин «Толди I», поделенный поровну между фирмами Ganz и MAVAG, был выдан в феврале 1939 года. Весной 1941 года последовал заказ на 200 танков 38М «Толди II» с дополнительной 20-мм броней лобовой части корпуса и по периметру башни. Завод Ganz изготовил 68, a MAVAG — 42 «Толди II». В итоге было выпущено только 110 танков этой модификации. Первые четыре «Толди II» поступили в войска в мае 1941 года, а последние — летом 1942-го.


Танки «Толди» поступали на вооружение 1-й и 2-й моторизованных и 2-й кавалерийской бригад. Эти бригады приняли участие в боевых действиях против Югославии в апреле 1941 года, а спустя два месяца в составе так называемого «подвижного корпуса» — против СССР. Первоначально в них насчитывался 81 «Толди», а затем прибыли еще 14. С боями корпус прошел около 1000 км до р.До-нец, и в ноябре 1941 года вернулся на родину. Из 95 «Толди», участвовавших в боях, 62 машины подвергались ремонту и восстановлению, причем только 25 по причине боевых повреждений, а остальные из-за поломок в трансмиссии. Вообще же боевая эксплуатация танка показала, что механическая надежность его невысока, а вооружение слишком слабо (ружье Solothurn на дистанции 300 м пробивало только 14-мм броневую плиту, расположенную под углом 30° к вертикали). В результате танк мог использоваться лишь в качестве разведывательной и связной машины. В 1942 году только 19 «Толди» попали на Восточный фронт, а в феврале 1943 года во время разгрома венгерской армии почти всех их уничтожили.

Toldi НА с броневыми экранами

Противотанковая САУ на шасси Toldi

Toldi IIА

Toldi III

Стремясь повысить боеспособность танка, венгры перевооружили 80 «Толди II» 40-мм пушкой 42М с длиной ствола 45 калибров и дульным тормозом. С орудием был спарен модернизированный 8-мм пулемет 34/40АМ, часть ствола которого, выступавшая за пределы маски, прикрывалась броневым кожухом. Толщина брони маски достигала 35 мм. Масса танка возросла до 9,35 т, скорость снизилась до 47 км/ч, а запас хода — до 190 км. Боекомплект пушки состоял из 55 снарядов, а пулемета — из 3200 патронов. На кормовую стенку башни по образцу немецких танков навешивался ящик для перевозки снаряжения. Эта машина получила обозначение 38М «Толди НА». В опытном порядке «Толди НА» оборудовался навесными 5-мм броневыми экранами, защищавшими борта корпуса и башни. Боевой вес при этом возрос до 9,85 т. Радиостанцию R-5 заменили на модернизированную R/5a.

Была предпринята попытка создания на шасси «Толди» легкой противотанковой САУ, аналогичной немецкой установке «Мардер». Вместо башни в средней части корпуса в открытой сверху и сзади легкобронированной рубке установили немецкую 75-мм противотанковую пушку Рак 40. В специальных ящиках, закрепленных на крыше моторного отделения, размещался боекомплект. Эта боевая машина так и не вышла из опытной стадии.

В конце 1942 года фирма Ganz предложила новый вариант — 43М «Толди III» с увеличенной до 20 мм лобовой броней корпуса и башни. Маска пушки и рубка механика-водитепя защищались 35-мм броней. Уширенная корма башни позволила увеличить боекомплект пушки до 87 выстрелов.

Серийный «Толди НА». На снимке пропечатались обозначенные на негативе (вероятнее всего — фотостекле) цифры толщин лобовых броневых листов корпуса, рубки механика-водителя и маски спаренной установки

Легкий танк «Толди I» из состава 2-й танковой дивизии переправляется через реку. Польша, 1944 год

Венгерская танковая колонна. Впереди — венгерский легкий танк 38M «Toldi», за ним следует танкетка итальянского производства L3/35 (FIAT-Ansaldo CV 35)

Подбитый венгерский легкий танк 38М «Толди I» из состава разгромленной в Будапеште 2-й венгерской танковой дивизии. Номер советской трофейной команды «146». Лобовой верхний лист пробит снарядом калибра 57-76мм. На железнодорожной платформе венгерский средний танк 41М «Туран II»

Заказ на этот, самый лучший, вариант «Толди» был выдан, но в 1943 году смогли изготовить всего три танка, а в 1944 году, по неподтвержденным данным, — еще девять. Основные усилия венгерской промышленности в тот период сосредоточились на выпуске среднего танка «Туран», более мощного, но в целом не менее устаревшего, чем «Толди».

С 1943 года «Толди» всех модификаций в большинстве своем находились в составе 1-й и 2-й танковых и 1-й кавалерийской дивизий и принимали участие в боевых действиях на территории СССР, Польши и Венгрии. На 6 июня 1944 года Хонведшег располагал еще 66 танками «Толди I» и 63 «Толди II» и «ПА». В ходе кампании 1944 — 1945 годов все они были потеряны.

До настоящего времени сохранились только две машины этого типа — «Толди I» и «Толди НА» (регистрационный номер Н460). Оба они находятся в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке.

Легкий танк Toldi I. 1-я танковая дивизия, район Дона, декабрь 1942 года

Легкий танк Toldi I. 2-я танковая дивизия, Польша, лето 1944 года

M38 «Toldi II» в Бронетанковом музее в Кубинке

38M «Toldi I» в Бронетанковом музее в Кубинке

topwar.ru

38M «Toldi», Легкий танк | Энциклопедия военной техники

Легкий танк (konnyu harckocsi) 38M Toldi

Первый крупносерийный танк венгерской армии. Представляет собой частично переработанный шведский легкий танк Landsverk L60B, на производство которого в 1938 году была приобретена лицензия. Выпускался фирмами Ganz и MAVAG с 1939 по 1943 год. Изготовлено 199 единиц.

СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ:
38M Toldi I – базовый вариант. Корпус танка и ходовая часть существенных изменений, по сравнению со шведским прототипом, не претерпели. Незначительным изменениям подверглась башня: в частности, люки в бортах, смотровые щели, а также маска пушки и пулемета. Боевая масса 8,5 т, экипаж 3 человека. Вооружение: 20-мм противотанковое ружье 36М и 8-мм пулемет 34/37М. Изготовлено 80 единиц.

38M Toldi II – дополнительная бронезащита лобовой части корпуса и по периметру башни. Изготовлено 110 единиц.

38M Toldi На – 40-мм пушка 42М с длиной ствола 45 калибров и спаренный 8-мм пулемет 34/40АМ. Толщина брони маски-35 мм. Масса танка 9,35 т, скорость 47 км/ч, запас хода – 190 км. Боекомплект 55 выстрелов и 3200 патронов. Переделано из Toldi II 80 единиц.

43М Toldi III – лучший вариант танка с увеличенной до 20 мм лобовой броней корпуса и башни. Маска пушки и рубка механика-водителя защищались 35-мм броней. Уширенная корма башни позволила увеличить боекомплект пушки до 87 выстрелов. Изготовлено 9 единиц.

Танки “Толди” поступали на вооружение 1-й и 2-й моторизованных и 1-й кавалерийской бригад. Эти соединения приняли участие в боевых действиях против Югославии в апреле 1941 года, а спустя два месяца в составе так называемого “подвижного корпуса” – против СССР. Первоначально в их составе насчитывался 81 танк “Толди”, затем прибыли еще 14. С боями корпус прошел около 1000 км до реки Донец, и в ноябре 1941 года вернулся на родину. Из 95 “Толди”, участвовавших в боях, 62 машины подвергались ремонту и восстановлению, причем только 25 из них – по причине боевых повреждений, а остальные – из-за поломок в трансмиссии. Вообще же эксплуатация танка показала, что механическая надежность его невысока, а вооружение слишком слабо (противотанковое ружье на дистанции 300 м пробивало только 14-мм броневую плиту, расположенную под углом 30° к вертикали). В результате танк мог использоваться лишь в качестве разведывательной и связной машины. В 1942 году на Восточный фронт попало всего 19 “Толди”. К февралю 1943 года во время разгрома венгерской армии почти все они были уничтожены.

С 1943 года “Толди” всех модификаций в большинстве своем находились в составе 1-й и 2-й танковых и 1-й кавалерийской дивизий и принимали участие в боевых действиях на территории СССР, Польши и Венгрии. На 6 июня 1944 года венгерская армия располагала еще 66 танками “Толди I” и 63 “Толди II” и “Толди IIA”. В ходе кампании 1944-1945 годов они оказались потеряны.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Toldi
БОЕВАЯ МАССА, т: 8,5.
ЭКИПАЖ, чел.: 3.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина – 4750,
ширина – 2140,
высота – 1872,
клиренс – 350.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 противотанковое ружье 36М калибра 20 мм, 1 пулемет 34/37М калибра 8 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 208 патронов к ружью, 2400 патронов к пулемету.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб, борт и корма корпуса – 13, крыша и днище – 6, башня – 13.
ДВИГАТЕЛЬ: Bussing-NAG t.8V/36TR, 8-цилиндровый, карбюраторный, V-образный; мощность 155 л.с. (114 кВт), рабочий объем 7913 см3.
ТРАНСМИССИЯ: главный фрикцион сухого трения, планетарная пятискоростная коробка передач, блокируемый дифференциал, бортовые фрикционы.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре сдвоенных обрезиненных опорных катка на борт, два поддерживающих катка, ведущее колеса переднего расположения; подвеска-индивидуальная торсионная.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
угол подъема, град. – 40;
высота стенки, м – 0,6;
ширина рва, м – 1,75;
глубина брода, м – 0,7.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция R/5.

war-book.ru

Толди (танк) — ВиКи

Был разработан в 1938 году на основе шведского танка Landsverk L-60, один экземпляр и лицензия на производство которого были закуплены Венгрией[4] в марте 1938 года. После испытаний в конструкцию были внесены изменения: в частности, в башне были изменены люки в бортах, смотровые щели, а также маска пушки и пулемёта[2].

По стандартам Второй мировой устарел, однако активно использовался венгерскими войсками в 1940—1945 годах. Серийно производился в 1939—1943 годах предприятиями Ganz и MAVAG[1], общий выпуск составил 190 экземпляров.

Первый заказ на производство 80 танков был выдан в феврале 1939 года[2]. Первые два серийных танка 38.M Toldi I были переданы венгерской армии 13 апреля 1940 года, всего до 14 марта 1941 года было изготовлено 80 танков этой модификации[3]. №№ Н-301 — Н-380. Производители Ganz — 40, MAVAG — 40.

1940 — 60

1941 — 20

Двигатель и оптические приборы для танков импортировались из Германии, однако после начала Второй мировой войны в сентябре 1939 года немецкие предприятия бронетанковой промышленности были переориентированы на первоочередное выполнение заказов немецкой армии. Это обстоятельство временно приостановило поставки комплектующих для танков «толди» в Венгрию, в результате производство танков «толди» замедлилось[4].

В дальнейшем был начат выпуск 38.M Toldi II, имевшего усиленное на 20 мм бронирование, первые четыре танка этой модификации были переданы венгерской армии в мае 1941 года[3]. Выпускались по ноябрь 1941. Всего собрали 110 танков. №№ Н-381 — Н-490. Производители Ganz — 68, MAVAG — 42.

В апреле 1941 года танки использовались в войне против Югославии[1] — Венгрия выделила для участия в войне части 3-й армии (десять бригад), были сведены в «подвижный корпус» (Gyorshadtest). Каждая из трёх бригад «подвижного корпуса» получила бронетанковый разведывательный батальон трёхротного состава. В состав каждого батальона входили рота из 18 танкеток L3/35, рота из 18 танков «толди» и рота бронеавтомобилей Csaba[5].

По состоянию на 22 июня 1941 года на вооружении армии Венгрии имелось 90 танков «Толди»[6].

Для нападения на СССР изначально был выделен 81 танк (36 танков в составе 1-й моторизованной бригады, 36 танков в составе 2-й моторизованной бригады и 9 танков в составе 1-й кавалерийской бригады), несколько позже в войска передали ещё 14 танков. 27 июня 1941 года правительство Венгрии официально объявило войну СССР. Таким образом всего в кампании против СССР в 1941 году было задействовано 95 танков.[1][7].

В ноябре 1941 года венгерские части были выведены с фронта на реке Донец и направлены на пополнение в Венгрию, к этому времени 62 из 95 танков, участвовавших в боевых действиях против СССР, проходили через ремонт и восстановление, причем 25 из них были подбиты и повреждены в результате действий противника, остальные вышли из строя по техническим причинам)[1].

В 1942 году, во второй кампании против СССР. участвовали только 19 танков Toldi I и Toldi II, но к февралю 1943 года 16 из них были потеряны (в основном, в результате окружения и разгрома 2-й венгерской армии под Сталинградом)[1].

Летом 1943 года трофейный танк был представлен на проходившей в Москве выставке трофейного вооружения.

По состоянию на 6 июня 1944 года, на вооружении венгерской армии оставалось 66 танков «толди-I» и «толди-II» и 63 «толди-IIA», которые продолжали использовать в боевых действиях 1944-1945 гг., пока все танки не были потеряны[1].

www.xn--b1aeclack5b4j.xn--j1aef.xn--p1ai

Толди (танк) — это… Что такое Толди (танк)?

38M Toldi I
Классификациялёгкий танк
Боевая масса, т8,5
Компоновочная схемаотделение управления спереди, моторное сзади
Экипаж, чел.3
История
Количество выпущенных, шт.202
Размеры
Длина корпуса, мм4750
Ширина корпуса, мм2140
Высота, мм1870
Бронирование
Лоб корпуса, мм/град.13
Борт корпуса, мм/град.13
Корма корпуса, мм/град.13
Днище, мм6
Крыша корпуса, мм6
Лоб башни, мм/град.13
Маска орудия, мм/град.20
Борт башни, мм/град.13
Корма башни, мм/град.13
Крыша башни, мм6
Вооружение
Калибр и марка пушки20-мм 36.M.
Тип пушкипротивотанковое ружьё
Длина ствола, калибров82
Боекомплект пушки208
Пулемёты1 × 8-мм 34/37M
Подвижность
Тип двигателярядный карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с.155
Скорость по шоссе, км/ч50
Запас хода по шоссе, км220
Удельная мощность, л. с./т18,2
Тип подвескииндивидуальная торсионная
Удельное давление на грунт, кг/см²0,62

38M «Толди» (венг. 38M Toldi) — венгерский лёгкий танк времён Второй мировой войны. Был разработан в 1938 году на основе шведского танка Landsverk L-60. Серийно производился в 1939—1944 годах, общий выпуск составил 202 экземпляра. По стандартам Второй мировой, безнадёжно устарел, однако активно использовался венгерскими войсками в 1940—1945 годах. Назван в честь венгерского рыцаря Миклоша Толди, жившего в XIV веке.

Модификации

  • 38.M Toldi I — базовая модификация, выпущено 80 единиц
  • 38.M Toldi II — модификация с усиленным бронированием, выпущено 110 единиц
  • 38.M Toldi IIA — перевооружённый 40-мм пушкой 42.M Toldi II, переоборудовано 80 единиц
  • 43.M Toldi III — модификация с 40-мм пушкой и дополнительно усиленным бронированием, выпущено не более 12 единиц
  • 40.М «Нимрод» — ЗСУ. Добавлен опорный каток (танк стал длиннее на 0,66 м), установили 40-мм автоматическую зенитную пушку «Бофорс», которая размещалась в открытой сверху башне кругового вращения с бронёй 13 мм. Сначала предполагалось сделать истребитель танков, однако в итоге получилась одна из самых удачных ЗСУ Второй мировой для поддержки бронетанковых частей от атак с воздуха. Вес ЗСУ — 9,5 тонн, развивала скорость до 35км/ч, экипаж — 6 человек. Всего было построено 46 единиц.

Описание конструкции

«Толди» имел компоновку с расположением моторного отделения в кормовой части танка, а трансмиссионного — в лобовой. Экипаж танка состоял из трёх человек: механика-водителя, наводчика и командира.

Броневой корпус и башня

Вооружение

  • 20-мм пушка
  • 8-мм зенитный пулемёт 34/37.М

Средства наблюдения и связи

Двигатель и трансмиссия

Ходовая часть

Использовался

Примечания

Литература

  • М. Б. Барятинский Танки Хонведшега. — Москва: Моделист-конструктор, 2005. — 32 с. — (Бронеколлекция № 3 (60) / 2005). — 3000 экз.
  • И. П. Шмелев Бронетанковая техника Венгрии (1940—1945) / А. Дучицкий. — Москва: ЭксПринт, 1995. — 31 с. — (М-Хобби / Белая серия № 2). — 5000 экз.
  • Leland Ness Jane’s World War II Tanks and Fighting Vehicles — The Complete Guide. — Лондон: HarperCollins Publishers, 2002. — 237 с. — (Jane’s Information Group). — ISBN 0-00711-228-9

Ссылки

«Толди» на wwiivehicles.com

dic.academic.ru

Легкий танк «Толди». История танка (1916 – 1996)

Легкий танк «Толди»

В марте 1937 года венгерское военное министерство купило у шведской фирмы «Ландсверк» танк La-60B и провело его сравнительные испытания с немецким Pz-I. Выбор пал на шведскую машину (кстати, разработал ее немецкий конструктор О. Меркер), на производство которой приобрели лицензию. Двигатели должна была поставлять германская фирма «Бюссинг-НАГ», а вооружение также было лицензионным – швейцарские 20-мм 5-зарядное противотанковое ружье фирмы «Золотурн». Венгерским был 8-мм пулемет марки 34/37.М. В феврале 1939 года заказали 80 танков, названных 38.М «Толди» в честь национального героя Венгрии XIV века. Изготовление танков поручили венгерским фирмам «Ганц» и «МАВАГ». Из- за нехватки опыта и задержек поставок из Германии ряда узлов дело продвигалось медленно, и лишь в мае 1940 года первые «Толди» поступили в войска, а весь заказ выполнили в марте 1941 года.

В каждую из 4 венгерских моторизованных бригад ввели по роте «Толди» из 18 машин. При оккупации Трансильвании в сентябре 1940 года бригады участвовали в захвате городов, и «Толди» показали себя не лучшим образом – обнаружилось много дефектов и недоработок. Моторы и элементы подвески выходили из строя через 199 км пробега. В этом была вина и плохо подготовленных механиков-водителей. После трансильванской операции «Толди» вернули на заводы для ремонта. Несмотря на это, весной 1941 года заказали 200 38.М «Толди-II» с 20-мм аплицированной броней вокруг башни. Заказ был выполнен в следующем году. В апреле 1941 года «Толди» участвовали во вторжении в Югославию, потом побывали на советско-германском фронте. Уцелевшие перевооружили 40-мм пушками и назвали 38.М «Толди-НА», а в 1944 году переименовали на В.40 «Толди». В июне у венгров еще было 6 танков с 20- и 40-мм пушками. «Толди» был неплохим танком, скоростным, маневренным, с большим запасом хода, однако слабобронированным, с удельным давлением на грунт 0,59 кг/см 2 . Они годились только для разведки.

В 1940 году на удлиненном (на опорный каток больше и 0,66 м длиннее) шасси «Толди» решили изготовить несколько десятков самоходных установок 40.М «Нимрод» с 40-мм автоматической зенитной пушкой «Бофорс». Сначала их рассматривали как истребитель танков, а по существу они оказались одними из самых удачных самоходных зенитных установок второй мировой войны, прикрывавших бронетанковые части от атак с воздуха. Всего произвели 46 «Нимродов» боевой массой по 9,5 т, скоростью 35 км/ч, с экипажем из 6 человек. Пушка с круговым вращением стояла в открытой сверху рубке с 13-мм бронированием со всех сторон.

Шведский танк Т/21

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

tech.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *