Британские монстры Второй мировой. Тяжелые танки TOG 1 и TOG 2 » Военное обозрение

Длительный период отсутствия в составе Королевского Танкового Корпуса (Royal Tank Corps - RTC) тяжёлых танков, вызванный острым финансовым кризисом, завершился лишь в конце 1930-х гг. Наличие подобных машин, оснащенных толстой бронёй и мощным вооружением, способных буквально пробить оборону противника, было вызвано новыми опасениями “окопной войны”, призрак которой будоражил умы британских штабистов более 20 лет. Учитывая эти особенности, нетрудно догадаться, что потребовали от конструкторов чиновники из военного ведомства.
Ещё до начала 2-й мировой войны стало ясно, что многобашенная схема утратила былую актуальность. Танки вроде А1Е1 или Т-35 при наличии огромного количества стволов обладали тонкой бронёй, и потому на роль “пехотных” совершенно не подходили. На разработку принципиально новых машин тратить усилия и средства совершенно не хотелось. Отсюда был сделан вывод, что RTC совершенно необходим аналог древнего Mk.VIII “Liberty”, но выполненный на качественно новом уровне.

Обсуждение требований к танкам для боевых действий в Европе состоялось в июле 1939 года. Весьма примечательно, что в дискуссии участвовал британский министр снабжения и сэр Альберт Стерн, возглавлявший Департамент снабжения танками в годы Первой мировой войны. Очевидно, оба достопочтенных джентльмена полагали, что немцы будут наносить удар непременно по “линии Мажино”, укрепления которой позволяли выдержать длительную осаду. А тут не обойтись без опыта старших товарищей. Итог был вполне закономерным – 5 сентября сэр Альберт Стерн получил предложение сформировать комитет и заняться вместе с танковыми специалистами выработкой требований к тяжелому танку. В комитет также вошли сэр Ю.Теннисон Д'Энкур, генерал Суинтон, мистер Рикардо и майор Уолтер Вильсон. Кроме того, Стерн предложил сэру Уильяму Тритону из фирмы Foster оказать содействие в разработке новой машины. Все эти люди в 1914-1918 гг. принимали непосредственное участие в проектировании и постройке знаменитых “ромбов”, ходовая часть которых как нельзя лучше подходила для преодоления полевых препятствий.
В скором времени комитет запросил Генеральный Штаб британской армии выдать им требования на тяжелый танк, на что было получено предложение посетить Францию и ознакомиться с конструкцией танков союзников. Заодно предполагалось узнать мнение офицеров штаба британского экспедиционного корпуса. Очевидно, желание военных не сильно разошлось с мнением комитета о том, каким должен быть тяжелый танк. В качестве примера “маячил” французский танк B1bis, обладавший всеми необходимыми качествами, но не обладавший достаточно сильным вооружением. Впрочем, компоновка этой машины повторяла технические решения поздних “ромбов”, у которых в передней части корпуса когда-то планировали устанавливать орудие. Так что неудивительно, что ортодоксы танкостроения решили совместить старое и новое, опередив своих союзников.
В октябре 1939 года комитет, которому было присвоено официальное название “Комитет по разработке специальной машины министерства снабжения”, получил наконец полноценное техническое задание. Конструкция танка предусматривала удлиненный корпус и гусеничный движитель, полностью охватывающий его по высоте и длине. Бронирование корпуса должно было надежно защищать от попадания снарядов 37-мм противотанковых орудий и 105-мм полевых гаубиц на дальности 100 ярдов (91 метр). Собственное вооружение танка можно было условно разделить на два вида: пушка в лобовом листе корпуса предназначалась для разрушения полевых укреплений, а две 40-мм пушки и два 7,92-мм пулемета BESA в бортовых спонсонах предполагалось использовать для “зачистки” вражеских окопов. Скорость ограничивалась 5 миль\ч (8 км\ч), а запас хода не превышал 50 миль (82 км). Столь низкие ходовые качества стали следствием концепции “пехотного танка” – считалось, что машины такого типа не должны были “убегать” от пехоты. К переднему краю фронта танк доставлялся бы по железной дороге.

Военное ведомство, видимо желая перестраховаться, выдало ТТЗ сразу двум фирмам – Foster и Harland & Wollf. На стороне первой работал тот самый Комитет, который применительно для себя использовал аббревиатуру TOG, что означало “The Old Gang” (старая банда). Это же название применялось и к танку, хотя также использовалось обозначение TOG 1 (TOG №1). Кроме того, техническое задание предусматривало установку дизельного двигателя.
Таким образом, эскизный проект TOG, предъявленный в декабре 1939 года, представлял собой соединение передовых технических идей и явных анахронизмов. “Старая банда” не стала отказывать себе в удовольствии разработать многокатковую ходовую часть с жесткой подвеской без упругих элементов. Это значительно упрощало конструкцию и снижало её вес. Тем не менее, проектная масса танка оценивалась в 50 тонн без спонсонов, вооружения и боекомплекта, а мощный дизельный двигатель ещё не появился. Вместо него предложили использовать V-образный 12-цилиндровый дизель Pacsman-Ricardo мощностью 450 л.с., который планировалось форсировать до 600 л.с. Экипаж танка состоял из 8 человек: командир, водитель, артиллерист переднего орудия, заряжающий и четыре танкиста в спонсонах.

Уже на этой стадии проектирования стали очевидны сразу два просчета. Прежде всего, схема вооружения явно не соответствовала реалиям современной войны. Бортовые спонсоны пришлось убрать, а на крыше корпуса теперь предполагалось установить башню с круговым вращением. Второй крупной проблемой стала трансмиссия. Учитывая массу танка схема с планетарным механизмом, предложенная вначале У.Вильсоном, была неприемлема и тогда к работе пришлось привлечь фирму English Electric Company, которая занялась разработкой электрической трансмиссии оригинальной схемы, которая заключалась в следующем. На танке TOG двигатель вращал электрогенератор, питавший два бортовых двигателя, вращавших гусеницы. Штурвал управления был связан с потенциометром, изменявшим напряжение на бортовых электродвигателях и разница в скорости вращения гусениц приводила к повороту машины.

В доработанном виде проект был принят к реализации в феврале 1940 года и в октябре фирма Foster закончила сборку первого опытного образца. Разработчикам удалось уложиться в 50 “сухих” тонн, однако корпус по-прежнему сохранял вырезы под спонсоны, а на крыше устанавливалась башня от пехотного танка “Matilda II”. Всё вооружение TOG состояло из 75-мм в лобовом листе корпуса и спаренной установки 40-мм пушки и одного 7,92-мм пулемета в башне. Чтобы компенсировать возросшую нагрузку на грунт пришлось также ввести широкие гусеничные траки.
Испытания прототипа танка TOG продолжались долго и трудно. На ходовые тесты танк поступил 27 сентября, а 6-го ноября состоялся его показ представителям армии и Министерства Снабжения (Ministry of Supply - MoF). Масса танка с башней от “Matilda II” и без спонсонов составила 64555 кг. В процессе испытаний силовую установку постоянно преследовали проблемы с перегревом, устранить которые не представлялось возможным. Не удивительно, что двигатель и трансмиссию в конце концов вывели из строя. Ещё одной проблемой стала низкая адаптированность конструкции трансмиссии под установку на танк, работа которой приводила к деформации гусениц и направляющих колес.
Вместе с тем, по основным ходовым качествам TOG вполне устраивал министерство. Основной испытательный цикл был завершен в июне 1941 года, но MoF настояло на продолжении работ по TOG.
Для исправления выявленных недостатков на прототипе установили трансмиссию гидравлического типа, после чего танк получили обозначение TOG 1А. Этот вариант тоже оказался неудачным из-за большой инерционности гидравлических пар, делавших управление ненадежным. И всё же, тесты с гидравлическим приводом начались в мае 1943 года, а через месяц танк вернули на завод для дальнейших доработок. Последние данные о TOG 1A относятся к апрелю-маю 1944 г., когда модернизированный прототип прошел дополнительную серию тестов. После этого танк отправили в Чобхэм, где его следы теряются.
Несмотря на то, что позиционная война на Западном фронте давно закончилась капитуляцией Франции и необходимость в подобном танке отпала сама собой, под влиянием сэра У.Черчилля и некоторых других чиновников, горевших желанием непременно пустить в дело новый “ромб”, работы по TOG продолжались. Заказ на доработанный прототип TOG 2 (TOG №2) был получен 6 мая 1940 г.

Чтобы улучшить технические показатели требовались более радикальные меры, направленные в первую очередь на снижение массы. В итоге обновленная модель получила ходовую часть меньшей высоты, причем спонсоны были оставлены, но пушку в лобовом листе корпуса всё же демонтировали. Теперь основное вооружение, состоявшее из 57-мм орудия, должно было размещаться в башне новой конструкции. Пушки и пулеметы в спонсонах сохранялись, но сами спонсоны так и не были установлены. Впрочем, сразу получить новую башню тоже не удалось, поэтому вместо неё временно установили деревянный макет более простой формы с муляжом орудия. Дизель-электрическая трансмиссия была сохранена, несмотря на проблемы с перегревом, которые постоянно преследовали TOG 1. Изменения заключались в следующем.
Приводным двигателем двух основных генераторов являлся дизельный двигатель, который был связан с генераторами механически.



Генераторы питали током электродвигатели каждого борта. Изменение скорости движения машины осуществлялось педалью подачи топлива дизельного двигателя. Ручным рычагом изменения сопротивления тока, питающего электродвигатель и генератор, обеспечивалась дополнительная регулировка скорости движения машины. Поворотом руля, связанного с потенциометром, изменялось сопротивление тока в обмотках возбуждения двух генераторов. В результате поворота руля в ту или иную сторону увеличивалась выходная мощность электродвигателя противоположного борта (противоположного поворота руля) из-за увеличения в его обмотках напряжения. Другой электродвигатель, питаясь от своего генератора, передавал мощность на ведущее колесо другого борта, помогая осуществлять поворот. Это являлось одним из способов независимого реверсирования одного из электродвигателей и осуществления разворота танка на месте (разворот вокруг своей оси). Для осуществления поворота с радиусом равным ширине танка, затормаживалась одна из гусениц с помощью пневматических тормозов.

Прототип пехотного танка TOG 2 совершил первые заводские “пробежки” 16-го марта 1941 года. Никаких особых замечаний дальнейшие испытания не выявили, однако время было безнадежно упущено. Танк обладал максимальной скоростью 14 км\ч и запасом хода до 112 км. Благодаря своей ходовой части TOG 2 мог преодолевать вертикальные стенки высотой до 2,1 м и рвы шириной до 6,4 метров, что безусловно являлось впечатляющим результатом. Шесть месяцев спустя в конструкцию танка решили внести новые изменения, в связи с чем его название изменилось на TOG 2*
Наиболее важной доработкой стало использование торсионной подвески, обеспечившей лучшие ходовые качества. В дополнение к этому на танк наконец установили новую башню и 76,2-мм пушку.

Испытания, начавшиеся в апреле 1943 года, подтвердили, что TOG 2* является самым тяжелым (больше 81 тонны) и самым мощным британским танком, но концепция, в соответствии с которой он был построен, давно устарела. Даже несмотря на сильное бронирование TOG уступал по динамическим качествам и вооружению не только немецкому “Tiger”, но даже более слабому Pz.Kpfw.IV с длинноствольной 75-мм пушкой. Маневренная война для таких машин была губительна.

Тем не менее, в 1942 году начались работы по проектированию модификации TOG 2R (R – revised, исправленный), на котором намеревались сократить длину ходовой части за счет окончательного отказа от спонсонов, при сохранении торсионной подвески, 76,2-мм башенного орудия и башни с электроприводом. Дальнейшее развитие тяжелого пехотного танка привело к появлению проекта TOG 3. Впрочем, ни один из них так и не был реализован.


В отличии от TOG 1A судьба TOG 2*оказалась более счастливой. После войны танк отправили на склад, откуда в скором времени его извлекли, отремонтировали и передали танковому музею в Бовингтоне. Кстати, двигатель Paxman на нем остался “родной”, хотя танк сейчас не на ходу.

ТТХ ТЯЖЕЛОГО ПЕХОТНОГО ТАНКА TOG и TOG 2*


topwar.ru

Британские монстры Второй Мировой. Тяжелые танки TOG 1 и TOG 2.

Длительный период отсутствия в составе Королевского Танкового Корпуса (Royal Tank Corps — RTC) танков тяжелого типа, вызванный острым финансовым кризисом, завершился лишь в конце 1930-х гг. Наличие подобных машин, оснащенных толстым бронированием и мощным вооружением, способных буквально пробить оборону противника, было вызвано новыми опасениями “окопной войны”, призрак которой будоражил умы британских штабистов более 20 лет. Учитывая эти особенности нетрудно догадаться, что потребовали от конструкторов чиновники из военного ведомства.
Ещё до начала 2-й мировой войны стало ясно, что многобашенная схема утратила былую актуальность. Танки вроде А1Е1 или Т-35 при наличии огромного количества стволов обладали тонким бронированием, и потому на роль “пехотных” совершенно не подходили. На разработку принципиально новых машин тратить усилия и средства совершенно не хотелось. Отсюда был сделан вывод, что RTC совершенно необходим аналог древнего Mk.VIII “Liberty”, но выполненный на качественно новом уровне.

Обсуждение требований к танкам для боевых действий в Европе состоялось в июле 1939 года. Весьма примечательно, что в дискуссии участвовал британский министр снабжения и сэр Альберт Стерн, возглавлявший Департамент снабжения танками в годы Первой мировой войны. Очевидно, оба достопочтенных джентльмена полагали, что немцы будут наносить удар непременно по “линии Мажино”, укрепления которой позволяли выдержать длительную осаду. А тут не обойтись без опыта старших товарищей. Итог был вполне закономерным – 5 сентября сэр Альберт Стерн получил предложение сформировать комитет и заняться вместе с танковыми специалистами выработкой требований к тяжелому танку. В комитет также вошли сэр Ю.Теннисон Д’Энкур, генерал Суинтона, мистера Рикардо и майор Уолтера Вильсона. Кроме того, Стерн предложил сэру Уильяму Тритону из фирмы Foster оказать содействие в разработке новой машины. Все эти люди в 1914-1918 гг. принимали непосредственное участие в проектировании и постройке знаменитых “ромбов”, ходовая часть которых как нельзя лучше подходила для преодоления полевых препятствий.

В скором времени комитет запросил Генеральный Штаб британской армии выдать им требования на тяжелый танк, на что было получено предложение посетить Францию и ознакомиться с конструкцией танков союзников. Заодно предполагалось узнать мнение офицеров штаба британского экспедиционного корпуса. Очевидно, желание военных не сильно разошлось с мнением комитета о том, каким должен быть тяжелый танк. В качестве примера “маячил” французский танк B1bis, обладавший всеми необходимыми качествами, но не обладавший достаточно сильным вооружением. Впрочем, компоновка этой машины повторяла технические решения поздних “ромбов”, у которых в передней части корпуса когда-то планировали устанавливать орудие. Так что неудивительно, что ортодоксы танкостроения решили совместить старое и новое, опередив своих союзников.

В октябре 1939 года комитет, которому было присвоено официальное название “Комитет по разработке специальной машины министерства снабжения”, получил наконец полноценное техническое задание. Конструкция танка предусматривала удлиненный корпус и гусеничный движитель, полностью охватывающий его по высоте и длине. Бронирование корпуса должно было надежно защищать от попадания снарядов 37-мм противотанковых орудий и 105-мм полевых гаубиц на дальности 100 ярдов (91 метр). Собственное вооружение танка можно было условно разделить на два вида: пушка в лобовом листе корпуса предназначалась для разрушения полевых укреплений, а две 40-мм пушки и два 7,92-мм пулемета BESA в бортовых спонсонах предполагалось использовать для “зачистки” вражеских окопов. Скорость ограничивалась 5 миль\ч (8 км\ч), а запас хода не превышал 50 миль (82 км). Столь низкие ходовые качества стали следствием концепции “пехотного танка” – считалось, что машины такого типа не должны были “убегать” от пехоты. К переднему краю фронта танк доставлялся бы по железной дороге.

Военное ведомство, видимо желая перестраховаться, выдало ТТЗ сразу двум фирмам – Foster и Harland & Wollf. На стороне первой работал тот самый Комитет, который применительно для себя использовал аббревиатуру TOG, что означало “The Old Gang” (старая банда). Это же название применялось и к танку, хотя также использовалось обозначение TOG 1 (TOG №1). Кроме того, техническое задание предусматривало установку дизельного двигателя.
Таким образом, эскизный проект TOG, предъявленный в декабре 1939 года, представлял собой соединение передовых технических идей и явных анахронизмов. “Старая банда” не стала отказывать себе в удовольствии разработать многокатковую ходовую часть с жесткой подвеской без упругих элементов. Это значительно упрощало конструкцию и снижало её вес. Тем не менее, проектная масса танка оценивалась в 50 тонн без спонсонов, вооружения и боекомплекта, а мощный дизельный двигатель ещё не появился. Вместо него предложили использовать V-образный 12-цилиндровый дизель Pacsman-Ricardo мощностью 450 л.с., который планировалось форсировать до 600 л.с. Экипаж танка состоял из 8 человек: командир, водитель, артиллерист переднего орудия, заряжающий и четыре танкиста в спонсонах.


Уже на этой стадии проектирования стали очевидны сразу два просчета. Прежде всего, схема вооружения явно не соответствовала реалиям современной войны. Бортовые спонсоны пришлось убрать, а на крыше корпуса теперь предполагалось установить башню с круговым вращением. Второй крупной проблемой стала трансмиссия. Учитывая массу танка схема с планетарным механизмом, предложенная вначале У.Вильсоном, была неприемлема и тогда к работе пришлось привлечь фирму English Electric Company, которая занялась разработкой электрической трансмиссии оригинальной схемы, которая заключалась в следующем. На танке TOG двигатель вращал электрогенератор, питавший два бортовых двигателя, вращавших гусеницы. Штурвал управления был связан с потенциометром, изменявшим напряжение на бортовых электродвигателях и разница в скорости вращения гусениц приводила к повороту машины.

В доработанном виде проект был принят к реализации в феврале 1940 года и в октябре фирма Foster закончила сборку первого опытного образца. Разработчикам удалось уложиться в 50 “сухих” тонн, однако корпус по-прежнему сохранял вырезы под спонсоны, а на крыше устанавливалась башня от пехотного танка “Matilda II”. Всё вооружение TOG состояло из 75-мм в лобовом листе корпуса и спаренной установки 40-мм пушки и одного 7,92-мм пулемета в башне. Чтобы компенсировать возросшую нагрузку на грунт пришлось также ввести широкие гусеничные траки.
Испытания прототипа танка TOG продолжались долго и трудно. На ходовые тесты танк поступил 27 сентября, а 6-го ноября состоялся его показ представителям армии и Министерства Снабжения (Ministry of Supply — MoF). Масса танка с башне от “Matilda II” и без спонсонов составила 64555 кг. В процессе испытаний силовую установку постоянно преследовали проблемы с перегревом, устранить которые не представлялось возможным. Не удивительно, что двигатель и трансмиссию в конце концов вывели из строя. Ещё одной проблемой стала низкая адаптированность конструкции трансмиссии под установку на танк, работа которой приводила к деформации гусениц и направляющих колес.
Вместе с тем, по основным ходовым качествам TOG вполне устраивал министерство. Основной испытательный цикл был завершен в июне 1941 года, но MoF настояло на продолжении работ по TOG.
Для исправления выявленных недостатков на прототипе установили трансмиссию гидравлического типа, после чего танк получили обозначение TOG 1А. Этот вариант тоже оказался неудачным из-за большой инерционности гидравлических пар, делавших управление ненадежным. И всё же, тесты с гидравлическим приводом начались в мае 1943 года, а через месяц танк вернули на завод для дальнейших доработок. Последние данные о TOG 1A относятся к апрелю-маю 1944 г., когда модернизированный прототип прошел дополнительную серию тестов. После этого танк отправили в Чобхэм, где его следы теряются.

Несмотря на то, что позиционная война на Западном фронте давно закончилась капитуляцией Франции и необходимость в подобном танке отпала сама собой, под влиянием сэра У.Черчилля и некоторых других чиновников, горевших желанием непременно пустить в дело новый “ромб”, работы по TOG продолжались. Заказ на доработанный прототип TOG 2 (TOG №2) был получен 6 мая 1940 г.

Чтобы улучшить технические показатели требовались более радикальные меры, направленные в первую очередь на снижение массы. В итоге обновленная модель получила ходовую часть меньшей высоты, причем спонсоны были оставлены, но пушку в лобовом листе корпуса всё же демонтировали. Теперь основное вооружение, состоявшее из 57-мм орудия, должно было размещаться в башне новой конструкции. Пушки и пулеметы в спонсонах сохранялись, но сами спонсоны так и не были установлены. Впрочем, сразу получить новую башню тоже не удалось, поэтому вместо неё временно установили деревянный макет более простой формы с муляжом орудия. Дизель-электрическая трансмиссия была сохранена, несмотря на проблемы с перегревом, которые постоянно преследовали TOG 1. Изменения заключались в следующем.

Приводным двигателем двух основных генераторов являлся дизельный двигатель, который был связан с генераторами механически.

Генераторы питали током электродвигатели каждого борта. Изменение ско¬рости движения машины осуществлялось педалью подачи топлива дизель¬ного двигателя. Ручным рычагом изменения сопротивления тока, пита¬ющего электродвигатель и генератор, обеспечивалась дополнительная регулировка скорости движения машины. Поворотом руля, связанного с потенциометром, изменялось сопротивление тока в обмотках возбуждения двух генераторов. В результате поворота руля в ту или иную сто¬рону увеличивалась выходная мощность электродвигателя противоположного борта (противоположного поворота руля) из-за увеличения в его обмотках напряжения. Другой электродвигатель, питаясь от своего ге¬нератора, передавал мощность на ведущее колесо другого борта, помо¬гая осуществлять поворот. Это являлось одним из способов независи¬мого реверсирования одного из электродвигателей и осуществления раз¬ворота танка на месте (разворот вокруг своей оси). Для осуществления поворота с радиусом равным ширине танка, затормаживалась одна из гусениц с помощью пневматических тормозов.

Прототип пехотного танка TOG 2 совершил первые заводские “пробежки” 16-го марта 1941 года. Никаких особых замечаний дальнейшие испытания не выявили, однако время было безнадежно упущено. Танк обладал максимальной скоростью 14 км\ч и запасом хода до 112 км. Благодаря своей ходовой части TOG 2 мог преодолевать вертикальные стенки высотой до 2,1 м и рвы шириной до 6,4 метров, что безусловно являлось впечатляющим результатом. Шесть месяцев спустя в конструкцию танка решили внести новые изменения, в связи с чем его название изменилось на TOG 2*

Наиболее важной доработкой стало использование торсионной подвески, обеспечившей лучшие ходовые качества. В дополнение к этому на танк наконец установили новую башню и 76,2-мм пушку.

Испытания, начавшиеся в апреле 1943 года, подтвердили, что TOG 2* является самым тяжелым (больше 81 тонны) и самым мощным британским танком, но концепция, в соответствии с которой он был построен, давно устарела. Даже несмотря на сильное бронирование TOG уступал по динамическим качествам и вооружению не только немецкому “Tiger”, но даже более слабому Pz.Kpfw.IV с длинноствольной 75-мм пушкой. Маневренная война для таких машин была губительна.

Тем не менее, в 1942 году начались работы по проектированию модификации TOG 2R (R – revised, исправленный), на котором намеревались сократить длину ходовой части за счет окончательного отказа от спонсонов, при сохранении торсионной подвески, 76,2-мм башенного орудия и башни с электроприводом. Дальнейшее развитие тяжелого пехотного танка привело к появлению проекта TOG 3. Впрочем, ни один из них так и не был реализован.

В отличии от TOG 1A судьба TOG 2*оказалась более счастливой. После войны танк отправили на склад, откуда в скором времени его извлекли, отремонтировали и передали танковому музею в Бовингтоне. Кстати, двигатель Paxman на нем остался “родной”, хотя танк сейчас не на ходу.

ТТХ ТЯЖЕЛОГО ПЕХОТНОГО ТАНКА
TOG и TOG 2*.

Heavy Tank TOG
(1941 г.)

Heavy Tank TOG 2*
(1943 г.)

БОЕВАЯ МАССА

64555 кг

81284 кг

ЭКИПАЖ, чел.

8 (по проекту)

6

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ

Длина, мм

10130

Ширина, мм

3120

Высота, мм

3050 (TOG 2*)

ВООРУЖЕНИЕ

одна 75-мм пушка в корпусе, две 40-мм пушки в спонсонах и два-четыре 7,92-мм пулемета BESA (по проекту)

одна 76,2-мм пушка OQF 17pdr и один 7,92-мм пулемет BESA

БОЕКОМПЛЕКТ

?

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ

оптические и телескопические прицелы

БРОНИРОВАНИЕ

лоб корпуса — 62 мм
борт корпуса — 62 мм
корма корпуса — ?
крыша — 25 мм (?)
днище — 12 мм
лоб башни — 62 мм
борт башни — 62 мм

лоб корпуса — 62 мм
борт корпуса — 62 мм
корма корпуса — ?
крыша — 25 мм (?)
днище — 12 мм
лоб башни — 63 мм
борт башни — 40 мм

ДВИГАТЕЛЬ

Packsman-Ricardo 12TP, дизельный, 12-цилинжровый, жидкостного охлаждения, рабочим объёмом 3579 см.куб., мощностью 600 л.с.

ТРАНСМИССИЯ

электрического типа

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

(на один борт) 24 опорных катка, переднее направляющее и заднее ведущее колесо

СКОРОСТЬ

6 км\ч среднетехническая 12 км\ч максимальная

6 км\ч среднетехническая 14 км\ч максимальная

ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ

80 км

112 км

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ

Угол подъёма, град.

?

Высота стенки, м

2,10

Ширина рва, м

6,40

Глубина брода, м

?

СРЕДСТВА СВЯЗИ

?

Источники:
П.Чемберлен и К.Элис «Британские и американские танки Второй Мировой войны». Москва. АСТ\Астрель 2003-04-03
P.Chamberlain and C.Ellis «British and American Tanks of World War Two, The Complete Illustrated History of British, American, and Commonwealth Tanks 1933-1945», 1969
David Fletcher «The Great Tank Scandal — British Armour in the Second World War», Part 1, HMSO 1989
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕТРАНСМИССИИДЛЯБРОНИРОВАННЫХМАШИН
Paxman’s Tank Propellant

alternathistory.com

Tank TOG тяжёлый танк TOG, TOG 2, TOG 2*

TOG 1 маневрирует во дворе завода Фостера в Линколне. На борту установлен инклинометр, определяющий угол наклона.

В сентябре 1939 британский Генеральный Штаб инициировал разработку нового перспективного танка А20. Это событие не прошло мимо сера Альберта Стерна - человека-легенды в британском танкостроении. Ранее он являлся секретарём Первого в Мире Комитета Сухопутных Кораблей и во многом благодаря его дальновидности и воле Британия в 1916 году начала первое в мире серийное производство танков. Авторитет сэра Альберта был чрезвычайно велик, но, к сожалению, его самомнение было ещё больше. Он считал, что он и только он знает, каким должен быть новый успешный танк. Через 6 недель после начала работ над А20 Альберт Стерн выступил с инициативой возглавить создание своего, единственно правильного проекта. С этой целью он собрал вокруг себя своих именитых единомышленников, которые участвовали с ним в создании первого танка, ставшего его и их триумфом. Это были Ви.Джи. Уилсон, сэр Виллиам Триттон, Хэрри Рикардо, сэр Эрнст Свинтон, сэр Юстас Теннисон Д’Эйнкорт и другие. Используя своё влияние, он сумел заручиться поддержкой Кабинета Министров и сформировал Комитет Создания Специальной Машины (SVDC). Учитывая прославленный состав ветеранов танкостроения, этот комитет получил неформальное прозвище Старая Банда (The Old Gang).

Поговаривали, что Генштаб не был в восторге от творческого порыва сэра Артура, и поэтому пришлось надавить на некоторых людей, чтобы они присоединились к недавно созданному Комитету. Большинство участников, к тому времени, были уже в преклонном возрасте, и отошли от дел. Впрочем, Рикардо и Уилсон ещё продолжали свои инженерные изыскания.

Старая Банда, опираясь на опыт Первой Мировой, была твёрдо уверена, что новым танкам, в конечном счёте, придётся действовать в условиях развитой системы траншей противника. На их взгляд мировое танкостроение пошло явно не той дорогой, поэтому их танк вернёт заблудших на путь истинный. Естественно, заказ был выдан фирме Виллиам Фостер и Ко., в городе Линколн, которая выпускала первые танки в 1916 году. Предприятие принадлежало участнику Старой Банды Виллиаму Триттону.

В декабре 1939 инженеры Фостреа подготовили эскиз будущего танка.

Артур Стерн настоял на том, что новая машина должна иметь электромеханическую трансмиссию. Ещё в 1916 он безуспешно пытался внедрить эту схему на первые танки, но только в 1940-м ему представился шанс на реванш. Прототип оснащался 12-цилиндровым V-Образным дизелем Паксман на 450 л.с., который планировалось форсировать до 600 л.с. Механическая энергия дизеля передавалась на электрогенератор, который питал током два бортовых электродвигателя, которые приводили в движение ведущие колёса и гусеницы. Коробки передачь не было, а вместо неё реостатом менялось напряжение на каждом электродвигателе, что позволяло регулировать скорость и направление движения танка.

Разработку электрического привода поручили другому ветерану Си. Эйч. Метцу из фирмы Метц и МакЛиллан, хотя за производство отвечала Английская Электрическая Компания.

К маю 1940 заказ увеличили до двух прототипов, которые получили соответствующие названия TOG 1 и TOG 2. Напомним, что TOG - это аббревиатура от The Old Gang - Старая Банда.

В феврале 1940 началсь непосредственная работа над танком TOG - изготовили деревянный макет и заказали некоторые узлы и агрегаты. С первого взгляда дизайн поражал своей архаичностью. Это была узкая, высокая и длинная неповоротливая конструкция, повторявшая концепцию самых ранних танков. Внешне архаичность усиливалась ромбовидной формой корпуса, траками из никелевой стали времён Первой Мировой и пулемётными спонсонами по бокам. Впрочем, пулемётные спонсоны не перешли на прототип, но более современным танк от этого не стал. В лобовом листе разместили 75мм французскую гаубицу, а сверху башню от танка Матильда. Броня должна была выдерживать попадания 47мм бронебойных снарядов, но в последующем её толщина постоянно пересматривалась. На прототипе бортовая броня имела 65мм толщину.

После первых заводских испытаний во дворе предприятия машина была отправлена на полевые испытания, состоявшиеся 27 сентября 1940.

TOG 1 с башней от Матильды. Сзади на борту виден инклинометр.

Определив вес правой половины будущего танка - 36 тонн 711,2 кг, конструкторы прикинули, что общий вес машины составит на данном этапе разработок более 73 тонн. Цифра получалась внушительная, и это учитывая, что получена она расчетным путём, на пока ещё полностью не воплощённой в металл конструкции, без реального веса брони, без вооружения, топлива, боеукладки и экипажа. Скорость достигала 13.67 км/ч.

6 октября 1940 состоялась первая официальная демонстрация проекта перед участниками Комитета Создания Специальной Машины (SVDC). Уиллсон на демонстрацию не пришёл, поскольку у него со Стерном сложились весьма натянутые отношения на профессиональном уровне. Причина была в том, что Стерн не имел вообще никакого технического образования, но позволял себе категоричные высказывания о работе специалистов.

После молниеносного триумфа немецких танковых войск во Франции архаичность и практическая бесполезность танка TOG стала более чем очевидна. Наступила эпоха высокоманёвренных и подвижных танков, а TOG никак не отвечал новым требованиям времени. Несмотря на то, что TOG безнадёжно устарел, даже не появившись, работы над ним продолжались. В ходе испытаний выявилось, хотя это было изначально понятно, что танк совершенно неманёвренный, из-за того, что корпус узкий, а опорная поверхность гусениц длинная, но с этим ничего нельзя было сделать в силу самой конструкции машины. Это усугублялось тем, что, как и первые британские танки, TOG I вообще не имел подпружиненной подвески - опорные катки малого диаметра просто жёстко крепились к корпусу. Электромоторы постоянно перегревались. На испытаниях вплоть до 28 мая 1941 машина постоянно была вынуждена останавливаться, чтобы электромоторы не сгорели и могли остыть.

TOG 1 с башней от Матильды

После испытаний, закончившихся в июне 1941, TOG претерпел ряд изменений. Полсе провала с электромеханической трансмиссией, её заменили гидравлической, работы над которой продолжались два года. В мае 1943, машина переименованная в TOG 1A совершила первый выезд. Новое оборудование изготовила Hydraulic Coupling and Engineering Company. После месяца интенсивных испытаний в районе города Линколн, машина вернулась на завод для очередной доработки. В июле были выданы заказы на новые узлы и агрегаты. С того времени танк TOG 1A оставался на предприятии, где весной 1944 в него внесли небольшие изменения. Как только модифицированный TOG 1A был готов, его отправили в Чобхем на огромном 100-тонном транспортёре Пикфордз. Больше о нём ничего не слышали, но в войсках это чудо не появилось.

Заказ на TOG 2 был выдан 6 мая 1940. Точно не известно, зачем на ранней стадии разработок потребовался ещё один дизайн TOG, но скорее всего это связано с вооружением. Механика TOG 2 была идентична TOG 1, а явное отличие просматривалось в гусеницах. Траки времён Первой Мировой так и остались неизменными, подпружиненная подвеска тоже не появилась, но корпус переделали так, что верхняя ветвь гусеницы миновав заднее ведущее колесо опускалась в туннель, через который шла вперёд и на выходе из туннеля поднималась, чтобы попасть на передний ленивец. Опустить гусеницу в туннель пришлось, чтобы расширить корпус под погон большей башни. На деревянном макете боевого отделения была 3-х дюймовая гаубица в лобовом листе, справа от водителя, а по бортам спонсоны для пары пулемётов Besa с каждой стороны. Коробчатая башня TOG 2 напоминала увеличенную версию башни от танка Черчилл Mark III. Вооружение башни состояло из 3-дюймовой гаубицы и 2-фунтовой противотанковой пушки справа и пулемёта Besa слева. Согласно сохранившимся записям броня тоже была внушительно по тем меркам. На макет ставились 63мм чугунные бортовые листы.

Когда 16 марта 1941 танк сделал первый выезд, то на нём ещё стояла гаубица в корпусе, бортовые спонсоны и башня были из дерева, но даже тогда вес машины превышал 48 тонн. Быстро выявились обычные мелкие проблемы, однако перегрев электродвигателей не отмечен, как на TOG 1. К концу марта вместо деревянной башни установили чугунный балласт и вес танка достиг 62 тонн. В мае 1941 деревянную башню вернули и отправили TOG 2 на испытания в Фарнборо. Когда в июне машина вернулась в Линколн, то ей заказали новые траки. Теперь они имели выступы с сетчатым рисунком для лучшего сцепления с грунтом и изготавливались из марганцевой стали. После этого танк сфотографировали со стальной башней ещё большего размера и 3-дюймовой зенитной пушкой (QF 3 inch 20 cwt anti-aircraft). Машина была покрашена в трёхцветный камуфляж.

В сентябре 1941 в конструкция танка были внесены значительные изменения и поэтому машину переименовали в TOG 2*. От орудия в лобовом листе и бортовых споносонов уже отказались, а бронирование пересмотрели. Главная передача подверглась дальнейшим переделкам, но главное, на танк решили поставить торсионную подвеску, хотя не реализовывали это до апреля 1943. Работа над TOG 2* явно затягивалась, а требования боя на войне быстро менялись. Поэтому конструкторы решили вооружить танк 17-фунтовой пушкой в башне, разработанной Messrs Stothert and Pit из города Бэс. В 1944 эту башню установили на танк А30 Челленджер.

Полноразмерный макет передней части танка TOG 2. В лобовом листе стоит 3-дюймовая гаубица, в башне 3-дюймовая гаубица и 2-фунтовая противотанковая пушка, в боковых спонсонах по 2 пулмёта Беса.

В 1942 конструкторы вдруг решили развернуть гусеницы с заду наперёд, как на танке А20, и теперь выступающая часть на каждом звене была сзади.

TOG 2 с 57мм пушкой

Наконец, в мае 1943 продолжились испытания танка TOG 2*. Особых проблем не возникло и было решено, что, в общем, машина готова, хотя её вес достиг почти 80 тонн. К 27 мая 1943 TOG 2* уже вёл себя на испытаниях полностью безупречно, однако, Военный Офис не проявил желания заказать танк. Согласно правилам, машине надлежало пройти ещё официальные испытания в Чобхеме, но уже было совершенно ясно, что TOG 2*сильно опоздал со своим появлением.

TOG 2 с 57мм пушкой

Пытаясь хоть как-то пристроить своё архаичное детище, конструкторы планировали сделать укороченную на 1,82см версию танка, названную TOG 2R (Revised) и даже обговаривали идею TOG 3. Однако, ничего это уже не было реализовано. TOG изначально создавался для войны, которая закончилась более 20 лет назад. Старая Банда стремясь повторить в TOG свой триумф по сути создавала танк для Первой Мировой войны. То, что эпопея с анахронизмом Стерна затянулась аж до 1944 говорит не только о личном крахе Артура Стерна и его Старой Банды, но и о том, что вместо того, чтобы создавать действительно нужные для Британии танки, очень многие её инженеры практически всю войну занимались изначальной ерундой. Танк TOG хорошо демонстрирует почему и как во время войны в Британском танкостроении сложилась бедственная ситуация.

TOG 1 с башней от Матильды. Сзади на борту виден инклинометр.

Heavy Tank TOG
тяжёлый танк TOG
экипаж

6-8 человек (TOG 2*)

командир
водитель
помощьник водителя
наводчик
заряжающий
заряжающий

боевая масса 71.16 тонн (TOG 1)
89.6 тонн (TOG 2*)
длина 10.1346м
ширина 3.1242 м
высота 3.048 м
длина ствола 682.7774 см, 65 калибров
вооружение 6-фунтовая пушка (TOG 2)
17-фунтова пушка (TOG 2*)
толщина брони наибольшая:50мм + 25мм дополнительные бронелисты
наименьшая: 25мм
двигатель Paxman Ricardo, V12, 600 л.с.
в раннем варианте с электротрансмиссией
снаибольшая скорость 13.67 км/ч
запас хода около 80 км
преодолеваемый ров 3.6576 м

танк TOG 2* с 17-фунтовой пушкой

David Fletcher -- The Greate Tank Scandal -- HMSO, 1989

Peter Chamberlen and Chris Ellis -- British and American Tanks of World War Two -- Silverdale Books, 2004

www.vn-parabellum.com

TOG – британский тяжелый танк времен начала Второй Мировой » Военное обозрение

Острый финансовый кризис в Великобритании в начале ХХ века стал причиной того что в составе RTC (Royal Tank Corps, Королевский Танковый Корпус) отсутствовали танки тяжелого типа. Ситуация начала изменяться лишь в конце 1930-х годов. Наличие подобных машин, которые бы имели толстое бронирование и мощное вооружение, способное пробить любую оборону противника, обуславливалось опасениями новой «окопной войны», призрак которой будоражил штабистов Великобритании после окончания первой мировой. Естественно с учетом данных обстоятельств чиновники из военного ведомства выдвинули соответствующие требования конструкторам.
Еще до начала Второй Мировой стало понятно, что многобашенная схема перестала быть актуальной. Танки вроде Т-35 или А1Е1 при наличии большого количества стволов имели тонкое бронирование, и потому играть роль «пехотных» не могли. При этом на создание принципиально новой машины выделять время и тратить средства совершенно не хотелось. Отсюда сделали вывод, что Танковый Корпус нуждается в аналоге Mk.VIII «Liberty», но выполненный на новом уровне.

Требования к новому танку для применения в боевых действиях на территории Европы обсуждались в июле 1939 года. В дискуссии непосредственное участие принимал министр снабжения Великобритании и сэр Альберт Стерн, который в годы Первой мировой возглавлял Департамент снабжения танками. Сер Альберта Стерна в британском танкостроении был легендой. Являясь секретарем Первого в Мире Комитета Сухопутных Кораблей, именно он во многом организовал в Великобритании серийное производство танков. Сэр Альберт имел не только чрезвычайно большой авторитет, но и еще больше самомнение, которое в данной работе сыграло отрицательную роль.

Вероятно, и министр снабжения и сэр Альберт предполагали, что удар немецкой армии будет нанесен непременно по «линии Мажино», которая даст возможность выдержать длительную осаду. А именно здесь пригодится опыт старших товарищей. В итоге сэру Альберту Стерну 5 сентября предложили сформировать комитет и разработать совместно с танковыми специалистами требования к тяжелому танку. В комитет вошли сэр Ю.Теннисон Д'Энкур, майор Уолтер Вильсон, мистер Рикардо и генерал Суинтона. Кроме того, Стерн сделал предложение сэру Уильяму Тритону из компании Foster посодействовать в разработке нового танка. В 1914-1918 годах эти люди непосредственно участвовали в проектировании и постройке «ромбов», ходовая часть которых наилучшим образом подходила для преодоления полевых заграждений и рвов. Учитывая, что в состав комитета вошли ветераны танкостроения ему дали неформальное прозвище The Old Gang (Старая Банда, TOG).

Вскоре комитет запросил Генштаб британской армии выдать на тяжелый танк требования в ответ на что ему предложили посетить Францию для ознакомления с конструкцией танков союзников. Кроме этого предполагалось узнать мнение офицеров штаба экспедиционного корпуса Великобритании. Очевидно, желание военных с мнением комитета о виде нового тяжелый танк не сильно отличались. В качестве примера мог послужить французский танк B1bis, который обладал всеми необходимыми качествами, за исключением сильного вооружения. Впрочем, компоновка B1bis повторяла тех. решения поздних «ромбов», в передней части корпуса которых планировалась установка мощного орудия. В результате ортодоксы танкостроения приняли решение совместить новое и старое, опередив, таким образом, своих союзников.

TOG 1 маневрирует во дворе завода Фостера в Линколне. На борту установлен инклинометр, определяющий угол наклона (фото http://vn-parabellum.com)

В октябре 1939 г. комитет, получивший официальное название «Комитет по разработке специальной машины министерства снабжения», наконец получил полноценное техническое задание. Конструкция нового тяжелого танка предусматривала удлиненный корпус. В качестве движителя предполагалось использовать гусеницы, полностью охватывающий корпус по длине и высоте. Бронирование корпуса должно было выдерживать попадание с расстояния 91 метр (100 ярдов) снарядов противотанковых орудий калибра 37 мм и полевых гаубиц калибра 105 мм. Вооружение танка условно разделялось на два вида: пушка, установленная в лобовом листе корпуса и предназначавшаяся для разрушения полевых укреплений; две пушки калибра 40 мм и два пулемета BESA калибра 7,92 мм, установленные в бортовых спонсонах, предназначающиеся для «зачистки» вражеских окопов. Скорость танка ограничивалась 8 км\ч (5 миль\ч), с запасом хода не более 82 км (50 миль). Такие низкие ходовые качества были обусловлены концепцией «пехотного танка» – военные полагали, что машина данного типа не должна «убегать» от пехоты. Для доставки танков к переднему краю фронта хотели использовать железнодорожный транспорт.

Желая перестраховаться, военное ведомство выдало ТТЗ сразу двум компаниям – Foster и Harland & Wollf. Комитет работал на стороне Foster. Аббревиатуру TOG решили применить и к танку, хотя также использовали обозначение TOG1 (TOG №1). Кроме того, техническим заданием предусматривалось использование дизельного двигателя.


TOG 1 с башней от Матильды. Сзади на борту виден инклинометр

Таким образом, предъявленный в декабре 1939 г. эскизный проект тяжелого танка TOG объединял в себе передовые технические идеи и явные анахронизмы. «Старая банда» разработала многокатковую ходовую часть, имеющую жесткую подвеску без упругих элементов. Это упрощало конструкцию и снижало массу, но, несмотря на это, проектная масса танка без спонсонов, вооружения, боекомплекта составляла 50 тонн, а дизельного двигателя соответствующей мощности еще не создали. Вместо него предложили применить форсированный до 600 л.с 12-цилиндровый V-образный дизель Pacsman-Ricardo (мощность 450 л.с.). По проекту экипаж танка составляли 8 человек: командир машины, водитель, артиллерист и заряжающий переднего орудия, а также четыре танкиста в спонсонах.

Уже на данной стадии проектирования стали очевидны два просчета. В первую очередь это касалось вооружения. Примененная схема уже не соответствовала реалиям ведения войны. Бортовые спонсоны убрали, а на крыше корпуса рушили установить башню кругового вращения. Второй значительной проблемой стала трансмиссия. Предложенная Вильсоном схема с планетарным механизмом, учитывая массу танка, была неприемлема. Артур Стерн настоял на использовании в машине электромеханической трансмиссии. Он еще в 1916 г. безуспешно пытался внедрить данную схему на первые танки, однако реализовать данную идею удалось только теперь. К работе привлекли фирму English Electric Company, которая и разработала электрическую трансмиссию оригинальной схемы. На TOG двигатель вращал электрогенератор, служивший для питания двух бортовых двигателей. Штурвал управления связывался с изменявшим напряжение на бортовых электродвигателях потенциометром. Поворот машины осуществлялся за счет разницы в скорости вращения гусениц.

В феврале 1940 года доработанный проект приняли к реализации. Был изготовлен деревянный макет и заказаны некоторые агрегаты и узлы. Дизайн с первого взгляда поражал архаичностью. Конструкция была узкой, высокой, длинной и неповоротливой. Она во многом повторяла концепцию ранних танков. Ромбовидная форма корпуса, траки из никелевой стали и пулеметные спонсонами по бокам лишь усугубляли архаичность. Сборку первого опытного образца фирма Foster завершила в октябре. Разработчики смогли уложиться в 50 «сухих» тонн, однако в корпусе по-прежнему сохранялись вырезы под спонсоны. На крыше смонтировали башню от пехотного танка «Matilda II». Вооружение TOG1 состояло из 75-миллиметрового орудия в лобовом листе корпуса и 40-миллиметровой пушки спаренной с 7,92-милиметровым пулеметом в башне. Для компенсации возросшей нагрузки на грунт ввели широкие гусеничные траки. Броня должна была выдержать попадание бронебойных снарядов калибра 47 мм, однако в последующем толщину постоянно пересматривали. Бортовая броня на прототипе имела толщину 65 мм.

Испытания прототипа танка TOG начавшиеся 27 сентября были трудными и продолжались довольно долго. 6 ноября танк показами представителям MoF (Ministry of Supply, Министерство Снабжения) и армии. Вес танка без спонсонов с башней от «Matilda II» составил 64555 кг. Во время испытаний силовая установка постоянно перегревалась, и устранить данную проблему не представлялось возможным. В конце концов, двигатель и трансмиссия вышли из строя. Ещё одной проблемой была низкая адаптированность конструкции трансмиссии. Во время работы трансмиссии деформировались направляющие колеса и гусеницы.

Вместе с тем, тяжелый танк TOG по основным ходовым качествам министерство вполне устраивал. Основной испытательный цикл завершили в июне 1941 г., однако MoF настояло на продолжении работ.

Чтобы исправить выявленные недостатки на прототип установили гидравлического трансмиссию, работы над которой продолжались в течение двух лет, после чего машине присвоили обозначение TOG 1А. Изготовлением нового оборудования занималась Hydraulic Coupling and Engineering Company. Управление данной модификацией было ненадежным из-за большой инерционности гидравлических пар. Несмотря на это, в мае 1943 г. приступили к тестам с гидравлическим приводом, но спустя месяц машину вернули для дальнейших доработок на завод. Последняя информация касательно TOG 1A датируется апрелем-маем 1944 г., когда прототип прошел еще одну серию тестов. После этого танк направили в Чобхэм на 100-тонном транспортере Пикфордз, где и теряются его следы.

TOG II с 76-мм орудием

Капитуляция Франции ознаменовала окончание позиционной войны на Западном фронте и необходимость в подобном танке отпала. Однако под влиянием некоторых чиновников, в числе которых был и У. Черчилль, работы по TOG продолжались. 6 мая 1940 г. был выдан заказ на доработанный прототип получивший обозначение TOG 2 (TOG №2). Точно не известно, для чего на ранней стадии разработки потребовался новый дизайн TOG, но вероятнее всего данное решение было связано с вооружением.

Для улучшения технических показателей требовались радикальные меры, в основном направленные на снижение массы танка TOG 2. Механика была идентична предшественнику, а явное отличие заключалось в гусеницах. Траки времен Первой Мировой остались неизменными, не появилась и подпружиненная подвеска. Корпус был переделан таким образом, что верхняя ветвь гусеницы опускалась в туннель, миновав заднее ведущее колесо, шла вперед и попадала на передний ленивец на выходе из туннеля. Гусеницу опустили в туннель для расширения корпуса под погон большей башни. Пушка в лобовом листе корпуса была демонтирована. Теперь основное вооружение – орудие калибра 57 мм – должно было монтироваться в башне новой конструкции. В спонсонах сохранялись пушки и пулеметы, однако сами спонсоны установлены не были. Впрочем, сразу получить башню не удалось, поэтому ее временно заменял деревянный макет, имеющий более простую форму с муляжом орудия. Дизель-электрическую трансмиссию, несмотря на ее перегревы, сохранили. Согласно сохранившимся записям на макет установили чугунные бортовые листы толщеной 63 мм.

TOG II с деревянным макетом башни и 57-мм пушкой

Приводом для двух основных генераторов служил дизельный двигатель, связанный с ними механически.

Генераторы питали электродвигатели каждого борта. Для изменения скорости движения танка служила педаль подачи топлива дизельного двигателя. Дополнительную регулировку скорости обеспечивал ручной рычаг изменения сопротивления тока, питающего генератор и электродвигатель. Поворотом связанного с потенциометром руля в обмотках возбуждения генераторов изменялось сопротивление тока. В результате поворота руля в одну из сторон увеличивалась выходная мощность расположенного с противоположного борта электродвигателя из-за увеличения напряжения в его обмотках. Другой электродвигатель, питающийся своим генератором, передавал мощность на ведущее колесо другого борта, помогая таким образом осуществлять поворот. Это было одним из способов независимого реверсирования одного из двигателей и осуществления разворота танка вокруг своей оси. Поворот машины с радиусом равным его ширине осуществлялся затормаживанием пневматическими тормозами одной из гусениц.

Первые заводские «пробежки» прототип танка TOG 2 совершил 16 марта 1941 г. Дальнейшие испытания не выявили особых замечаний, однако время было упущено. Максимальная скорость танка составляла 14 км\ч, а запас хода до 112 км. Ходовая часть TOG 2 позволяла преодолевать машине рвы шириной 6,4 м и вертикальные стенки высотой 2,1 м.

Башня от ТОГ2 на танке «Челленджер»

В сентябре 1941 в конструкцию танка внесли значительные изменения, самой машине присвоили индекс TOG 2*. Орудие в лобовом листе и бортовые споносоны убрали, а бронирование пересмотрели. Главную передачу также продолжили переделывать, но главное, на танке решили уставить торсионную подвеску, правда, до апреля 1943 г. это не реализовывали. Работы над TOG 2* затягивалась, а требования боя быстро менялись. В связи с этим конструкторы решили установить в башне 17-фунтовую пушку, разработанную Messrs Stothert and Pit. В 1944 году данную башню установили на А30 Челленджер.

Начавшиеся в апреле 1943 г. испытания подтвердили, что TOG 2* самый тяжелый (свыше 81 тонны) и самый мощный британским танком, однако использованная при его постройке концепция давно устарела. Даже несмотря на свое бронирование TOG уступал по вооружению и динамическим качествам немецкому Pz.Kpfw.IV с длинноствольной пушкой калибра 75 мм, не говоря уже о «Tiger» и других более мощных танках. Маневренная война для TOG была губительна.

Несмотря на это, в 1942 году началось проектирование модификации TOG 2R (индекс R – revised, исправленный). Предполагалось, что на новой машине за счет отказа от спонсонов будет уменьшена длина ходовой части, при сохранении торсионной подвески, башни с электроприводом оснащенной орудием калибра 76,2 мм. Дальнейшим развитием тяжелого пехотного танка стал проект TOG 3. Однако, оба этих проекта так и не были реализованы. TOG изначально проектировался для войны, которая закончилась еще 20 лет тому назад. Старая Банда желая повторить свой триумф в TOG по сути создавала машину для Первой Мировой. То, что эпопея с TOG затянулась до 1944 года, говорит и о личном крахе Стерна и Старой Банды, и о том, что вместо разработки действительно нужных для Британии танков, очень многие инженеры на протяжении всей войны занимались изначальной ерундой.

Судьба тяжелого танка TOG 2* в отличие от TOG 1A оказалась более счастливой. После окончания войны он был отправлен на склад. В скором времени оттуда его извлекли, провели ремонтные работы и передали в танковый музей Бовингтона. Следует отметить, что на нем остался «родной» двигатель Paxman, хотя машина и не на ходу.

Тактико-технические характеристики тяжелых пехотных танков TOG/TOG 2*:
Боевая масса – 64555/81284 кг;
Экипаж 8 (по проекту)/6 человек;
Габаритные размеры:
Длина – 10130 мм;
Ширина – 3120 мм;
Высота – 3050 мм;
Вооружение: пушка в корпусе калибра 75 мм, две пушки калибра 40 мм в спонсонах, 2-4 пулемета BESA калибра 7,92 мм (по проекту)/пушка OQF 17pdr калибра 76,2 мм и пулемет BESA калибра 7,92 мм;
Приборы прицеливания – телескопические и оптические прицелы;
Бронирование:
Лоб и борт корпуса – 62 мм;
Днище – 12 мм;
Крыша – 25 мм;
борт башни – 62 мм/40 мм;
лоб башни – 62 мм/63 мм;
Двигатель – Packsman-Ricardo 12TP, 12-цилиндровый, дизельный, жидкостного охлаждения, мощностью 600 л.с.;
Трансмиссия – электрического типа;
Ходовая часть (один борт) – заднее ведущее и переднее направляющее колесо, 24 опорных катка;
Скорость среднетехническая – 6 км\ч;
Максимальная скорость – 12 км\ч\14 км\ч;
Запас хода по шоссе – 80\112 км;
Высота преодолеваемой стенки – 2,10 м;
Ширина преодолеваемого рва – 6,40 м.

Подготовлено по материалам:
http://vn-parabellum.com
http://alternathistory.org.ua
http://panzer-journal.ru
http://www.thetankmaster.com
http://warportal.ru

topwar.ru

Тяжелый танк TOG II*. История

В данной статье речь пойдет о наверняка самом неординарном танке в игре World of Tanks, занимающем далеко не последнее место в списке необычных тяжелых бронированных машин из когда-либо созданных, а также о его истории создания. Конечно же это TOG II* !

Британцы, как и советы, немцы и американцы,  активно принимали участие в гонке вооружений. Основываясь на опыте Первой мировой войны, у конструкторов возникло предположение, что и Вторая мировая будет такой же позиционной, с широким использованием траншей и укреплений, а значит понадобятся и танки, способные их преодолевать.

К 1940 году были разработаны танки TOG 1 и TOG 2 – две машины, созданные полностью руководствуясь устаревшими взглядами на войну. Это были тяжелые танки, сконструированные для прорыва обороны, позиционной войны, преодоления пересеченной местности и окопов противника, поддержки пехоты и расправы над вражескими оборонительными сооружениями. А уже в начале 1941 был готов прототип.

Представленный в нашей игре TOG II* - это 90-тонный монстр, обслуживаемый экипажем из 6 человек. Кроме командира машины в экипаж также входил механик-водитель, штурман, наводчик и двое заряжающих.

От предшественника TOG II также отличало и наличие боковой защиты гусениц, открытых теперь лишь спереди и сзади, что значительно понизило шансы на повреждение траков. Ну и вооружение для своего времени было впечатляющим – главное орудие калибром 76.2 мм, использующее 17-фунтовые снаряды QF, а также противопехотный коаксиальный пулемет BESA калибром 7.92 мм.

Этот танк был просто слоном даже по меркам тяжелых бронированных машин того времени. Будучи 10 метров длиной и шириной в 3 метра, данный танк был просто огромным по сравнению с любым другим. Башня танка A30 Challenger, используемая в данном танке, также имела около 3 метров в высоту, а в движение она приводилась при помощи двух электромоторов. При таком огромном корпусе танк должен был быть обеспечен и приличной броней. В качестве брони использовалась закаленная сталь, которая поднимала эффективность ровно настолько, насколько и его боевую массу. Ну а необходимость в таком высоком уровне бронирования возникла из-за старомодного подхода к бронированию – вместо использования наклонных листов, повышающих шанс на рикошет и непробитие, корпус был полностью прямолинейным и конструкторы рассчитывали лишь на крепкую броню, тем самым лишь усугубляя ситуацию.

В качестве движущей силы использовался дизельно-электрический 12-цилиндровый двигатель Paxman-Ricardo, развивающий мощность до 600 лошадиных сил, передавая вращение на ведущие катки через электро-механическую трансмиссию. Изначально в TOG II использовалась неподрессоренная подвеска, однако в модификации TOG II* были пересмотрены некоторые моменты конструкции и установлена торсионная подвеска. Не смотря на это, танк был не способен развивать скорость выше 14 километров в час, а передвигаться без дозаправки мог не дальше 80 километров.

Испытания длились с 1941 по 1943 год, когда армия Великобритании уже была обеспечена достаточным количеством танков американского производства и больше не нуждалась в подобных тяжелых танках. К тому же и тактика ведения боев к этому времени изменилась и необходимы были скорее средние танки, широко конструируемые британскими разработчиками. Американские Шерманы и их английские модификации вроде Sherman Firefly показали себя в этой войне гораздо лучше громоздких чудищ из прошлого.

Единственный сохранившийся сегодня прототип данного танка представлен в Бовингтонском танковом музее.

wot-all.ru

TOG TOG 2 Тяжелый пехотный танк

Официальное обозначение: TOG \ TOG 2
Альтернативное обозначение: «The Old Gang»
Начало проектирования: 1939 г.
Дата постройки первого прототипа: 1940 г.
Стадия завершения работ: построено два прототипа

Длительный период отсутствия в составе Королевского Танкового Корпуса (Royal Tank Corps — RTC) танков тяжелого типа, вызванный острым финансовым кризисом, завершился лишь в конце 1930-х гг. Наличие подобных машин, оснащенных толстым бронированием и мощным вооружением, способных буквально пробить оборону противника, было вызвано новыми опасениями “окопной войны”, призрак которой будоражил умы британских штабистов более 20 лет. Учитывая эти особенности нетрудно догадаться, что потребовали от конструкторов чиновники из военного ведомства.

Ещё до начала 2-й мировой войны стало ясно, что многобашенная схема утратила былую актуальность. Танки вроде А1Е1 или Т-35 при наличии огромного количества стволов обладали тонким бронированием, и потому на роль “пехотных” совершенно не подходили. На разработку принципиально новых машин тратить усилия и средства совершенно не хотелось. Отсюда был сделан вывод, что RTC совершенно необходим аналог древнего Mk.VIII “Liberty”, но выполненный на качественно новом уровне. Обсуждение требований к танкам для боевых действий в Европе состоялось в июле 1939 года. Весьма примечательно, что в дискуссии участвовал британский министр снабжения и сэр Альберт Стерн, возглавлявший Департамент снабжения танками в годы Первой мировой войны. Очевидно, оба достопочтенных джентльмена полагали, что немцы будут наносить удар непременно по “линии Мажино”, укрепления которой позволяли выдержать длительную осаду. А тут не обойтись без опыта старших товарищей. Итог был вполне закономерным – 5 сентября сэр Альберт Стерн получил предложение сформировать комитет и заняться вместе с танковыми специалистами выработкой требований к тяжелому танку. В комитет также вошли сэр Ю.Теннисон Д’Энкур, генерал Суинтона, мистера Рикардо и майор Уолтера Вильсона. Кроме того, Стерн предложил сэру Уильяму Тритону из фирмы Foster оказать содействие в разработке новой машины. Все эти люди в 1914-1918 гг. принимали непосредственное участие в проектировании и постройке знаменитых “ромбов”, ходовая часть которых как нельзя лучше подходила для преодоления полевых препятствий.

В скором времени комитет запросил Генеральный Штаб британской армии выдать им требования на тяжелый танк, на что было получено предложение посетить Францию и ознакомиться с конструкцией танков союзников. Заодно предполагалось узнать мнение офицеров штаба британского экспедиционного корпуса. Очевидно, желание военных не сильно разошлось с мнением комитета о том, каким должен быть тяжелый танк. В качестве примера “маячил” французский танк B1bis, обладавший всеми необходимыми качествами, но не обладавший достаточно сильным вооружением. Впрочем, компоновка этой машины повторяла технические решения поздних “ромбов”, у которых в передней части корпуса когда-то планировали устанавливать орудие. Так что неудивительно, что ортодоксы танкостроения решили совместить старое и новое, опередив своих союзников.

В октябре 1939 года комитет, которому было присвоено официальное название “Комитет по разработке специальной машины министерства снабжения”, получил наконец полноценное техническое задание. Конструкция танка предусматривала удлиненный корпус и гусеничный движитель, полностью охватывающий его по высоте и длине. Бронирование корпуса должно было надежно защищать от попадания снарядов 37-мм противотанковых орудий и 105-мм полевых гаубиц на дальности 100 ярдов (91 метр). Собственное вооружение танка можно было условно разделить на два вида: пушка в лобовом листе корпуса предназначалась для разрушения полевых укреплений, а две 40-мм пушки и два 7,92-мм пулемета BESA в бортовых спонсонах предполагалось использовать для “зачистки” вражеских окопов. Скорость ограничивалась 5 миль\ч (8 км\ч), а запас хода не превышал 50 миль (82 км). Столь низкие ходовые качества стали следствием концепции “пехотного танка” – считалось, что машины такого типа не должны были “убегать” от пехоты. К переднему краю фронта танк доставлялся бы по железной дороге.

Военное ведомство, видимо желая перестраховаться, выдало ТТЗ сразу двум фирмам – Foster и Harland & Wollf. На стороне первой работал тот самый Комитет, который применительно для себя использовал аббревиатуру TOG, что означало “The Old Gang” (старая банда). Это же название применялось и к танку, хотя также использовалосьобозначение TOG 1 (TOG №1). Кроме того, техническое задание предусматривало установку дизельного двигателя.

Таким образом, эскизный проект TOG, предъявленный в декабре 1939 года, представлял собой соединение передовых технических идей и явных анахронизмов. “Старая банда” не стала отказывать себе в удовольствии разработать многокатковую ходовую часть с жесткой подвеской без упругих элементов. Это значительно упрощало конструкцию и снижало её вес. Тем не менее, проектная масса танка оценивалась в 50 тонн без спонсонов, вооружения и боекомплекта, а мощный дизельный двигатель ещё не появился. Вместо него предложили использовать V-образный 12-цилиндровый дизель Pacsman-Ricardo мощностью 450 л.с., который планировалось форсировать до 600 л.с. Экипаж танка состоял из 8 человек: командир, водитель, артиллерист переднего орудия, заряжающий и четыре танкиста в спонсонах.

Уже на этой стадии проектирования стали очевидны сразу два просчета. Прежде всего, схема вооружения явно не соответствовала реалиям современной войны. Бортовые спонсоны пришлось убрать, а на крыше корпуса теперь предполагалось установить башню с круговым вращением. Второй крупной проблемой стала трансмиссия. Учитывая массу танка схема с планетарным механизмом, предложенная вначале У.Вильсоном, была неприемлема и тогда к работе пришлось привлечь фирму English Electric Company, которая занялась разработкой электрической трансмиссии оригинальной схемы, которая заключалась в следующем. На танке TOG двигатель вращал электрогенератор, питавший два бортовых двигателя, вращавших гусеницы. Штурвал управления был связан с потенциометром, изменявшим напряжение на бортовых электродвигателях и разница в скорости вращения гусениц приводила к повороту машины.

В доработанном виде проект был принят к реализации в феврале 1940 года и в октябре фирма Foster закончила сборку первого опытного образца. Разработчикам удалось уложиться в 50 “сухих” тонн, однако корпус по-прежнему сохранял вырезы под спонсоны, а на крыше устанавливалась башня от пехотного танка “Matilda II”. Всё вооружение TOG состояло из 75-мм в лобовом листе корпуса и спаренной установки 40-мм пушки и одного 7,92-мм пулемета в башне. Чтобы компенсировать возросшую нагрузку на грунт пришлось также ввести широкие гусеничные траки.

Испытания прототипа танка TOG продолжались долго и трудно. На ходовые тесты танк поступил 27 сентября, а 6-го ноября состоялся его показ представителям армии и Министерства Снабжения (Ministry of Supply — MoF). Масса танка с башне от “Matilda II” и без спонсонов составила 64555 кг. В процессе испытаний силовую установку постоянно преследовали проблемы с перегревом, устранить которые не представлялось возможным. Не удивительно, что двигатель и трансмиссию в конце концов вывели из строя. Ещё одной проблемой стала низкая адаптированность конструкции трансмиссии под установку на танк, работа которой приводила к деформации гусениц и направляющих колес.

Вместе с тем, по основным ходовым качествам TOG вполне устраивал министерство. Основной испытательный цикл был завершен в июне 1941 года, но MoF настояло на продолжении работ по TOG. Для исправления выявленных недостатков на прототипе установили трансмиссию гидравлического типа, после чего танк получили обозначение TOG 1А. Этот вариант тоже оказался неудачным из-за большой инерционности гидравлических пар, делавших управление ненадежным. И всё же, тесты с гидравлическим приводом начались в мае 1943 года, а через месяц танк вернули на завод для дальнейших доработок. Последние данные о TOG 1A относятся к апрелю-маю 1944 г., когда модернизированный прототип прошел дополнительную серию тестов. После этого танк отправили в Чобхэм, где его следы теряются.

Несмотря на то, что позиционная война на Западном фронте давно закончилась капитуляцией Франции и необходимость в подобном танке отпала сама собой, под влиянием сэра У.Черчилля и некоторых других чиновников, горевших желанием непременно пустить в дело новый “ромб”, работы по TOG продолжались. Заказ на доработанный прототип TOG 2 (TOG №2) был получен 6 мая 1940 г. Чтобы улучшить технические показатели требовались более радикальные меры, направленные в первую очередь на снижение массы. В итоге обновленная модель получила ходовую часть меньшей высоты, причем спонсоны были оставлены, но пушку в лобовом листе корпуса всё же демонтировали. Теперь основное вооружение, состоявшее из 57-мм орудия, должно было размещаться в башне новой конструкции. Пушки и пулеметы в спонсонах сохранялись, но сами спонсоны так и не были установлены. Впрочем, сразу получить новую башню тоже не удалось, поэтому вместо неё временно установили деревянный макет более простой формы с муляжом орудия. Дизель-электрическая трансмиссия была сохранена, несмотря на проблемы с перегревом, которые постоянно преследовали TOG 1. Изменения заключались в следующем.

Приводным двигателем двух основных генераторов являлся дизель¬ный двигатель, который был связан с генераторами механически. Гене¬раторы питали током электродвигатели каждого борта. Изменение ско¬рости движения машины осуществлялось педалью подачи топлива дизель¬ного двигателя. Ручным рычагом изменения сопротивления тока, пита¬ющего электродвигатель и генератор, обеспечивалась дополнительная регулировка скорости движения машины. Поворотом руля, связанного с потенциометром, изменялось сопротивление тока в обмотках возбужде¬ния двух генераторов. В результате поворота руля в ту или иную сто¬рону увеличивалась выходная мощность электродвигателя противополож¬ного борта (противоположного поворота руля) из-за увеличения в его обмотках напряжения. Другой электродвигатель, питаясь от своего ге¬нератора, передавал мощность на ведущее колесо другого борта, помо¬гая осуществлять поворот. Это являлось одним из способов независи¬мого реверсирования одного из электродвигателей и осуществления раз¬ворота танка на месте (разворот вокруг своей оси). Для осуществления поворота с радиусом равным ширине танка, затормаживалась одна из гусениц с помощью пневматических тормозов.

Прототип пехотного танка TOG 2 совершил первые заводские “пробежки” 16-го марта 1941 года. Никаких особых замечаний дальнейшие испытания не выявили, однако время было безнадежно упущено. Танк обладал максимальной скоростью 14 км\ч и запасом хода до 112 км. Благодаря своей ходовой части TOG 2 мог преодолевать вертикальные стенки высотой до 2,1 м и рвы шириной до 6,4 метров, что безусловно являлось впечатляющим результатом.

Шесть месяцев спустя в конструкцию танка решили внести новые изменения, в связи с чем его название изменилось на TOG 2* Наиболее важной доработкой стало использование торсионной подвески, обеспечившей лучшие ходовые качества. В дополнение к этому на танк наконец установили новую башню и 76,2-мм пушку. Испытания, начавшиеся в апреле 1943 года, подтвердили, что TOG 2* является самым тяжелым (больше 81 тонны) и самым мощным британским танком, но концепция, в соответствии с которой он был построен, давно устарела. Даже несмотря на сильное бронирование TOG уступал по динамическим качествам и вооружению не только немецкому “Tiger”, но даже более слабому Pz.Kpfw.IV с длинноствольной 75-мм пушкой. Маневренная война для таких машин была губительна.

Тем не менее, в 1942 году начались работы по проектированию модификации TOG 2R (R – revised, исправленный), на котором намеревались сократить длину ходовой части за счет окончательного отказа от спонсонов, при сохранении торсионной подвески, 76,2-мм башенного орудия и башни с электроприводом. Дальнейшее развитие тяжелого пехотного танка привело к появлению проекта TOG 3. Впрочем, ни один из них так и не был реализован.

В отличии от TOG 1A судьба TOG 2*оказалась более счастливой. После войны танк отправили на склад, откуда в скором времени его извлекли, отремонтировали и передали танковому музею в Бовингтоне. Кстати, двигатель Paxman на нем остался “родной”, хотя танк сейчас не на ходу.

Источники:
П.Чемберлен и К.Элис «Британские и американские танки Второй Мировой войны». Москва. АСТ\Астрель 2003-04-03
P.Chamberlain and C.Ellis «British and American Tanks of World War Two, The Complete Illustrated History of British, American, and Commonwealth Tanks 1933-1945», 1969
David Fletcher «The Great Tank Scandal — British Armour in the Second World War», Part 1, HMSO 1989
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ТРАНСМИССИИ ДЛЯ БРОНИРОВАННЫХ МАШИН
Paxman’s Tank Propellant

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯЖЕЛОГО ПЕХОТНОГО ТАНКА

TOG и TOG 2* образца 1941 г.

Heavy Tank TOG
1941 г.
Heavy Tank TOG 2*
1943 г.
БОЕВАЯ МАССА 64555 кг 81284 кг
ЭКИПАЖ, чел. 8 6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 10130 ?
Ширина, мм 3120 2080
Высота, мм ? 3050
Клиренс, мм ? ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 75-мм пушка в корпусе, две 40-мм пушки в спонсонах и два-четыре 7,92-мм пулемета BESA (по проекту) одна 76,2-мм пушка OQF 17pdr и один 7,92-мм пулемет BESA
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптические и телескопические прицелы
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 62 мм
борт корпуса — 62 мм
корма корпуса — ?
крыша — 25 мм (?)
днище — 12 мм
лоб башни — 62 мм
борт башни — 62 мм
лоб корпуса — 62 мм
борт корпуса — 62 мм
корма корпуса — ?
крыша — 25 мм (?)
днище — 12 мм
лоб башни — 63 мм
борт башни — 40 мм
ДВИГАТЕЛЬ Packsman-Ricardo 12TP, дизельный, 12-цилинжровый, жидкостного охлаждения, рабочим объёмом 3579 см.куб., мощностью 600 л.с.
ТРАНСМИССИЯ электрического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ ((на один борт) 24 опорных катка, переднее направляющее и заднее ведущее колесо, крупнозвенчатая металлическая гусеница
СКОРОСТЬ 6 км\ч среднетехническая

12 км\ч максимальная

6 км\ч среднетехническая

14 км\ч максимальная

ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 80 км 112 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м 2,10
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м 6,40
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

aviarmor.net

WoT Blitz. Танк TOG II* Сосиска


Историческая справка

TOG II* создавался англичанами в период Второй мировой войны, работы над которыми были прекращены в 1944-ом. TOG сокращение от the old gang, что буквально переводится как «старая банда».

Машина массой более 80 тон вооружался 76-мм пушкой QF 17-pounder на 144 снаряда и пулеметом 7.92-мм BESA. Огромный корпус длиной более 10-ти метров, шириной и высотой чуть более 3-х. Двигатель в 600 л. с. обеспечивал семь с половиной лошадей на тонну.

TOG II* в World of Tanks Blitz

В игре — премиум танк 6 уровня. Причем тяжелый танк. На фоне выдуманных танков, Тог 2 является самым необычным и заметным. Его знают все, он приковывает внимание и вызывает ажиотаж. И в рандоме Тог можно встретить ну очень редко — гораздо реже, чем Хельсингов, Дракул, Вендикаторов и так далее. Но что это за зверь такой и стоит ли его покупать?

Минусов у сосиски огромное множество. Во-первых, это его подвижность. Это один из самых медленных танков в игре. На нем ну очень сложно держаться общего строя даже с ТТ, не говоря о более легких тимейтах. И если команда рванула через всю карту, сражаться придется в одиночестве.

Тог 2 — это тяжелый танк, при этом у него нет брони. Что-то конечно рикошетит от него, но это в редких случаях.

Сосиска обладает огромными размерами и спрятать его за укрытия будет сложно, а противникам попадать легко. И практически каждое попадание означает пробитие.

Но у TOG II есть и свои плюсы. Первое, это его прочность. А именно — 1500 единиц прочности. Это на порядок больше, чем у танков на уровне.

Второй плюс, это его пушка. При побитии ББ в 170 мм и урону в 150, орудие обладает скорострельностью в 12 выстрелов в минуту. А это дает примерно 1800 потенциального урона в минуту (ДПМ).

Еще один плюс — скорость поворота башни (более 30 гр/ сек). Для любого СТ, который захочет закрутить сосиску это станет неприятным сюрпризом.

Плюс к этому точность и скорость сведения. Есть множество противников, броня которых будет серьезной преградой для TOG II*. Но точность орудия позволяет выцеливать уязвимые места. Скорость сведения — 2,3 сек. Но на этом танке есть интересная особенность — медленная скорость передвижения оставляет орудие в постоянном полу сведении. Это сказывается на скорости сведения при остановках и точности при движении.

Тог 2 — не простой противник для любого танка. При перестрелке один на один высокий ДПМ (потенциальный урон в минуту) и огромная живучесть дают большие преимущества.

Тактика игры

TOG II — командный игрок. Он может перестрелять любого противника, но без поддержки команды легко попадает под перекрестный огонь. При слаженной игре сосиска становится эффективным тараном и подвижным щитом. Но в рандоме — очень часто остается без поддержки.

Или танк может превратиться в ДОТ — на узких направлениях стать непреодолимой преградой. Например, на городских картах, где противнику будет сложно его объехать.

Игра на этой машине очень ситуативная. Результат зависит от множества факторов. Основная тактика игры на этом танке — правильно выбрать направление движения. Создать момент на этой машине сложно — часто мы оказываемся вдалеке от основного поля боя. Но если идет перестрелка на небольшой дистанции, то мы можем смело выкатываться первыми, пробивая оборону противника.

Стоит ли покупать Тог 2

ИМХО причины, по которым его стоит купить. Первое, это создание коллекции в World of Tanks Blitz. Тог 2 является историческим танком, проект которого существовал в реальности. И если различные Хельсинги и Дракулы являются плодом фантазии разработчиков, то сосиска близка к исторической реальности. И что немаловажно для коллекционеров — это самый узнаваемый и самый необычный танк (и это на фоне Вендикаторов).

Эффективен ли он? При командной игре — да. Но для рандома слишком неоднозначный. Например, когда ты перестреливаешься с двумя-тремя противниками, остальная команда не спешит помогать.

Можно ли на нем фармить серебро? Вполне, но на нем стоит очень постараться, чтобы успеть надомажить.

В добавок, на 6 лвл есть машины, которые заслуживаю внимание. Например, Dicker Max или уже поднакопив голду, посмотреть машины более высокого уровня.

Покупать Тог 2 не стоит, рассматривая его как прем для активного фарма или поднятия статистики. В большинстве случаев причина для покупки — фан, коллекция и ничего большего.

Поделиться в соц сетях

sciencestory.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о