Инженерный танк T31 Demolition Tank (США) » Военное обозрение
С 1942 года американская военная промышленность работала над созданием перспективных инженерных танков с ракетным вооружением. Предполагалось, что такие бронемашины смогут перемещаться по полю боя и уничтожать выставленные противником заграждения при помощи неуправляемых ракет со сравнительно тяжелой боевой частью. В 1942-44 годах были созданы несколько проектов такой техники, имевшие заметные различия. Тем не менее, ни одна из этих разработок не продвинулась дальше полигонных испытаний. Следующая попытка создания танка с ракетным оружием была предпринята в конце 1944 года. Этот проект получил известность под обозначением T31 Demolition Tank.Неудачи предыдущих проектов не остановили военных и конструкторов, которые по-прежнему планировали создать и поставить на вооружение новую инженерную машину с пусковой установкой для ракет. Очередной этап работ в этом направлении начался в ноябре 1944 года. В начале месяца состоялось специальное заседание с участием представителей нескольких структур армии США, в том числе Комитета инженерных войск и Объединённого совета армии и ВМС по экспериментам и испытаниям (Joint Army-Navy Experimental and Testing Board или сокращенно JANET). По результатам заседания была определена необходимость разработки нового проекта инженерной машины со специальным вооружением.
Общий вид инженерного танка T31. Фото Shushpanzer-ru.livejournal.com
11 ноября руководство Объединенного совета JANET направило в Службу обеспечения армии запрос о создании перспективной техники. В документе оговаривались основные требования к будущему инженерному танку, от типа базового шасси и до состава вооружения или специального оборудования. На основе имеющегося опыта специалисты вооруженных сил сформировали оригинальный облик перспективной бронемашины, который теперь требовалось воплотить в виде конструкторской документации и опытной техники.
Изначально проект перспективной машины класса Demolition Tank («Разрушающий танк») получил рабочее обозначение T2. Позже проект переименовали в T31 с сохранением «имени», указывающего на его роль во время сражения. Уже на стадии составления запроса специалистами инженерных войск и JANET были оговорены темпы и объемы требуемых работ. В минимально возможные сроки они требовали построить и представить на испытания три опытные машины нового типа. Позже заказ скорректировали, затребовав четыре прототипа.
Известно, что требования к проекту T2 / T31 были изложены достаточно подробно. Основой новой машины должно было стать доработанное шасси среднего танка M4A3 Sherman. Шасси должно было получить усиленную защиту и возможность применения некоторого инженерного оборудования. Специально для перспективного танка требовалось разработать новую башню с пулеметным вооружением и сразу двумя пусковыми установками для неуправляемых ракет. Также инженерный танк должен был оснащаться струйным огнеметом.
Предъявляемые требования к новому инженерному танку не позволяли просто применить готовую технику, установив на нее некоторое новое оборудование. В соответствии с имеющимся техническим заданием требовалось внести заметные изменения в конструкцию танкового шасси, а также разработать для него совершенно новую башню. Несмотря на явную сложность подобного проекта, все работы были завершены в кратчайшие сроки. Проектирование началось в январе 1945 года, и уже в феврале необходимую документацию передали компании Heinz Manufacturing Company, которой предстояло построить четыре опытных машины.
Вид спереди. Фото Shushpanzer-ru.livejournal.com
По некоторым данным, в течение определенного времени авторам проекта и компании-подрядчику пришлось вести совместные работы, целью которых были сборка и изучение натурных макетов. В ходе таких работ предполагалось уточнить некоторые особенности проекта, в частности, определить наиболее удобную компоновку внутренних агрегатов и т.д. Внутри корпуса и башни требовалось разместить набор разнообразного вооружения и оборудования, ранее не использовавшегося на танках семейства «Шерман». Тем не менее, подобные работы не заняли много времени, благодаря чему вскоре была найдена оптимальная компоновка танка.
В качестве основы для инженерного танка T31 Demolition Tank требовалось использовать шасси бронемашины типа M4A3 Sherman. Эта модификация среднего танка имела сварной броневой корпус с лобовыми деталями толщиной 51 мм и 38-мм бортами. Техническим заданием оговаривалась необходимость усиления защиты бронемашины от мин противника. Из-за этого имеющийся корпус серийного танка получил усиленное днище толщиной 38 мм. Кроме того, в этих же целях предлагалось использовать более широкую гусеницу. На корпусе появились крепления для бульдозерного отвала или иного подобного навесного оборудования.
Компоновка корпуса была переработана в соответствии с требованиями заказчика. В передней части корпуса, под броневой крышкой характерной формы, находились агрегаты трансмиссии. За ними помещалось отделение управления, в котором также разместили часть элементов огнеметного вооружения. В центре корпуса сохранялось боевое отделение, часть которого выделялась под укладки боекомплекта. Корма вмещала моторный отсек, под боевым отделением проходил вал для соединения двигателя и трансмиссии.
Танк получил узнаваемую башню. Фото Zaloga S. «Armored Victory 1945: U.S. Army Tank Combat in the European Theater from the Battle of the Bulge to Germany’s Surrender»
Танки модификации M4A3 оснащались бензиновыми двигателями Ford GAA мощностью 500 л.с. При помощи карданного вала сравнительно большой длины двигатель соединялся с трансмиссией, помещенной в передней части корпуса. Механическая коробка передач имела пять скоростей переднего хода и одну заднего.
В составе ходовой части на каждом борту имелось по три тележки с двумя опорными катками. Прототипы танка T31 следовало строить на основе шасси с подвеской типа HVSS. Упругим элементом такой подвески была витая пружина горизонтального расположения. Над промежутками между тележками на корпусе монтировались поддерживающие ролики. Ведущие колеса цевочного зацепления находились в передней части корпуса, в корме – направляющие.
Танки базовой модификации имели пулемет в шаровой установке лобового листа корпуса. Вместо этого оружия в новом проекте требовалось использовать огнемет. На рабочем месте помощника водителя в существующей установке теперь помещался брандспойт струйного огнемета. В правой передней части корпуса также установили бак для огнесмеси емкостью 50 галлонов (около 190 л) и баллоны для сжатого воздуха, необходимого для выброса горючей жидкостью. Применять огнемет должен был помощник водителя.
В рамках проекта T2 / T31 была разработана совершенно новая башня, оснащенная всем необходимым оборудованием, но совместимая с имеющимся погоном. Требования к проекту не позволяли использовать существующий агрегат, из-за чего авторам проекта пришлось создать новую конструкцию, полностью соответствующую техническому заданию и пригодную для размещения указанного вооружения. Необходимо отметить, что именно разработка новой башни с необычным вооружением привела к формированию необычного внешнего вида «Разрушающего танка», благодаря которому эту машину очень трудно спутать с другими образцами бронетехники.
Вид на левый борт. Фото Zaloga S. «Armored Victory 1945: U.S. Army Tank Combat in the European Theater from the Battle of the Bulge to Germany’s Surrender»
Башня нового типа имела коробчатую форму и должна была изготавливаться из нескольких броневых листов и литых деталей разных форм и размеров. Лобовая и бортовая проекция башни защищались броней толщиной 51 мм, корму следовало делать 38-миллиметровой. Башня получила изогнутый лобовой лист с вертикальной верхней и наклонной нижней частями. Сверху к нему присоединялась узкая крыша, по бокам – трапециевидные скуловые листы. Центральная часть башни имела прямоугольную форму, а корму выполнили в виде изогнутой литой детали с проемом для установки дверей. На крыше башни находилась командирская башенка, представлявшая собой доработанный вариант существующего изделия серийных танков. Для улучшения обзора из машины, отличавшейся большой высотой, башенку дополнительно подняли на 76 мм.
В нижней части лобового листа помещались две шаровые установки для пулеметов M1919 калибра 7,62 мм. Они могли наводиться самостоятельно в пределах определенных секторов и предназначались для защиты от живой силы или небронированной техники противника. В центре лобового листа жестко крепилась труба, являвшаяся имитатором 105-мм гаубицы. Плотная компоновка боевого отделения не позволила оснастить танк настоящим орудием, однако авторы проекта сочли, что бронемашина нуждается в средствах имитации такого вооружения. Последним элементом комплекса ствольного вооружения был зенитный крупнокалиберный пулемет M2HB, установленный рядом с командирской башенкой.
На бортах башни проектом T31 предлагалось монтировать оригинальные пусковые установки типа T94. От пуль и осколков установка защищалась броневым кожухом, состоящим из двух деталей. Имелся передний изогнутый лист с круглым отверстием для вывода направляющей трубы. Сбоку и сзади внутренние устройства установки прикрывались литым кожухом сложной формы со скошенной нижней частью кормы. Кроме того, в кормовой части кожуха имелось отверстие для вывода пороховых газов.
По имеющимся данным, пусковая установка T94 имела достаточно простую конструкцию. Внутри кожуха помещался барабан револьверного типа с пятью ячейками для размещения неуправляемых ракет. При использовании оружия барабан, используя собственный привод, должен был поворачиваться вокруг продольной оси, попеременно подводя к выступающей трубчатой направляющей ячейки с ракетами. По команде на запуск электрическая система производила воспламенение твердотопливного двигателя ракеты. Пороховые газы выводились через окно в корме пусковой установки.
Вид на корму. Фото Zaloga S. «Armored Victory 1945: U.S. Army Tank Combat in the European Theater from the Battle of the Bulge to Germany’s Surrender»
Перезарядку барабана предлагалось производить из боевого отделения. Для этого экипаж должен был открывать люк в бортовом листе корпуса и устанавливать в барабан новые ракеты. После этого можно было продолжать стрельбу. Две пусковые установки могли перевозить готовый к применению боекомплект в виде 10 ракет. Еще два десятка выстрелов размещались в укладках боевого отделения и могли использоваться после перезарядки барабанов.
Пусковые установки типа T94 должны были использовать неуправляемые твердотопливные ракеты калибра 7,2 дюйма (183 мм). Есть основания полагать, что в качестве основного боеприпаса для танка T31 рассматривалась ракета типа T37 или некое изделие на ее базе. Эта ракета являлась модернизированной версией противолодочного боеприпаса корабельного комплекса ASW Mk20/22 и могло применяться на суше. Ракета имела крупный корпус с боевой частью и взрывателем, а также трубчатый хвостовик с двигателем и кольцевым стабилизатором. Длина изделия составляла 890 мм, стартовая масса – 28 кг, из которых 15 кг приходилось на заряд боевой части.
Часть документации по проекту T31 Demolition Tank была передана предприятию Heinz Manufacturing Company, назначенному сборщиком опытной техники, уже в феврале 1945 года. Тем не менее, это не позволило быстро выполнить все требуемые работы. В силу разных причин сборка первого опытного инженерного танка началась только в апреле того же года. Первый прототип предполагалось использовать для подтверждения расчетных характеристик, из-за чего башню решили делать из конструкционной стали. Сборка опытного образца завершилась в августе.
Прямо с завода-изготовителя первый танк T31 отправили на Абердинский полигон, где вскоре состоялась демонстрация перспективной техники представителям военного ведомства. Необычную машину показали командованию бронетанковых и инженерных войск. После этого танк вышел на испытания, в ходе которых должен был показать характеристики подвижности и продемонстрировать боевые качества. Наличие трех пулеметов, огнемета и двух пусковых установок для неуправляемых ракет позволяло рассчитывать на получение высоких характеристик.
Вид сверху. Фото Zaloga S. «Armored Victory 1945: U.S. Army Tank Combat in the European Theater from the Battle of the Bulge to Germany’s Surrender»
По имеющимся данным, со ствольным вооружением никаких проблем не возникло. Для самообороны инженерный танк должен был использовать сравнительно старые и хорошо освоенные пулеметы, давно избавленные от недостатков. Проблемы начались при проверках пусковых установок T94, являвшихся основным оружием бронемашины. По задумке авторов проекта, экипаж танка должен был загружать ракеты в два барабана, после чего последовательно мог сделать десять выстрелов (одиночными или залпами по два). За этим следовала перезарядка. Размеры укладок боекомплекта позволяли трижды опустошить оба барабана.
На практике все оказалось гораздо сложнее. С самого начала испытаний возникли проблемы с приводами поворота барабанных пусковых установок. Имеющиеся механизмы не справлялись с нагрузкой, что требовало вмешательства экипажа на разных стадиях подготовки к стрельбе. Наконец, во время очередной проверки барабан левой пусковой установки заклинило, после чего одно из изделий T94 потеряло возможность решения поставленных задач. Правая установка к моменту завершения испытаний тоже осталась без штатного привода. Ее барабан все еще можно было поворачивать, однако теперь это приходилось делать вручную. Подобные поломки основного оружия не позволили продолжать испытания. Ремонт и доводка установок T94 – если и велись – не были завершены.
Испытания перспективного инженерного танка начались буквально за пару недель до окончания Второй мировой войны. Завершение боевых действий привело к закономерному сокращению финансирования, из-за чего американскому военному ведомству пришлось закрывать часть разрабатываемых проектов новых боевых машин, а также урезать расходы на другие. Первым следствием этих событий в контексте проекта T31 стал отказ от строительства трех дополнительных прототипов, требовавшихся исходным заказом. Испытания показали, что строительство такой техники не имеет смысла: с задачей демонстрации имеющихся недостатков и проблем неплохо справился и первый прототип.
Башня с двумя пулеметами и пусковыми установками T94. Фото Shushpanzer-ru.livejournal.com
Поломки пусковых установок привели к фактическому окончанию испытаний. В течение некоторого времени заказчик и исполнители решали дальнейшую судьбу проекта. Специалисты справедливо сочли, что предложенная конструкция бронированной инженерной машины имеет ряд проблем, исправление которых требует времени. Кроме того, инженерный танк основывался на шасси бронемашины M4A1 Sherman, которая уже была снята с серийного производства. В существующем виде проект T31 не имел реальных перспектив и не представлял интереса для армии. 14 января 1946 года. Вышел приказ о полном прекращении работ по проекту T31 Demolition Tank.
К моменту официального закрытия проекта предприятием-подрядчиком был построен только один опытный образец перспективного инженерного танка с ракетным, пулеметным и огнеметным вооружением. Другие машины не собирались и, с определенного времени, даже не планировались. После завершения испытаний единственный прототип T31 отправился на хранение, а затем был разобран за ненадобностью.
В течение Второй мировой войны промышленность Соединенных Штатов предприняла несколько попыток создания инженерных танков, способных разрушать заграждения и укрепления противника при помощи неуправляемых ракет с относительно тяжелым зарядом взрывчатого вещества. Несколько версий такой техники, построенной на базе среднего танка M4 Sherman, дошли до испытаний, однако не смогли показать приемлемые характеристики и заинтересовать потенциального эксплуатанта. Ряд интересных проектов так и остался в истории в качестве любопытного технического курьеза. Необычный инженерный танк T31 Demolition Tank тоже не смог избежать подобной печальной участи.
По материалам:
http://armor.kiev.ua/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
Hunnicutt R.T. Sherman. A History of the American Medium Tank, Navato, CA. Presidio Press, 1971
Zaloga S. Armored Victory 1945: U.S. Army Tank Combat in the European Theater from the Battle of the Bulge to Germany’s Surrender, Stackpole Books, 2012
topwar.ru
Инженерный танк T31 Demolition Tank (США) — GunMan
С 1942 года американская военная промышленность работала над созданием перспективных инженерных танков с ракетным вооружением. Предполагалось, что такие бронемашины смогут перемещаться по полю боя и уничтожать выставленные противником заграждения при помощи неуправляемых ракет со сравнительно тяжелой боевой частью. В 1942-44 годах были созданы несколько проектов такой техники, имевшие заметные различия. Тем не менее, ни одна из этих разработок не продвинулась дальше полигонных испытаний. Следующая попытка создания танка с ракетным оружием была предпринята в конце 1944 года. Этот проект получил известность под обозначением T31 Demolition Tank.
Неудачи предыдущих проектов не остановили военных и конструкторов, которые по-прежнему планировали создать и поставить на вооружение новую инженерную машину с пусковой установкой для ракет. Очередной этап работ в этом направлении начался в ноябре 1944 года. В начале месяца состоялось специальное заседание с участием представителей нескольких структур армии США, в том числе Комитета инженерных войск и Объединённого совета армии и ВМС по экспериментам и испытаниям (Joint Army-Navy Experimental and Testing Board или сокращенно JANET). По результатам заседания была определена необходимость разработки нового проекта инженерной машины со специальным вооружением.
11 ноября руководство Объединенного совета JANET направило в Службу обеспечения армии запрос о создании перспективной техники. В документе оговаривались основные требования к будущему инженерному танку, от типа базового шасси и до состава вооружения или специального оборудования. На основе имеющегося опыта специалисты вооруженных сил сформировали оригинальный облик перспективной бронемашины, который теперь требовалось воплотить в виде конструкторской документации и опытной техники.
Изначально проект перспективной машины класса Demolition Tank («Разрушающий танк») получил рабочее обозначение T2. Позже проект переименовали в T31 с сохранением «имени», указывающего на его роль во время сражения. Уже на стадии составления запроса специалистами инженерных войск и JANET были оговорены темпы и объемы требуемых работ. В минимально возможные сроки они требовали построить и представить на испытания три опытные машины нового типа. Позже заказ скорректировали, затребовав четыре прототипа.
Известно, что требования к проекту T2 / T31 были изложены достаточно подробно. Основой новой машины должно было стать доработанное шасси среднего танка M4A3 Sherman. Шасси должно было получить усиленную защиту и возможность применения некоторого инженерного оборудования. Специально для перспективного танка требовалось разработать новую башню с пулеметным вооружением и сразу двумя пусковыми установками для неуправляемых ракет. Также инженерный танк должен был оснащаться струйным огнеметом.
Предъявляемые требования к новому инженерному танку не позволяли просто применить готовую технику, установив на нее некоторое новое оборудование. В соответствии с имеющимся техническим заданием требовалось внести заметные изменения в конструкцию танкового шасси, а также разработать для него совершенно новую башню. Несмотря на явную сложность подобного проекта, все работы были завершены в кратчайшие сроки. Проектирование началось в январе 1945 года, и уже в феврале необходимую документацию передали компании Heinz Manufacturing Company, которой предстояло построить четыре опытных машины.
По некоторым данным, в течение определенного времени авторам проекта и компании-подрядчику пришлось вести совместные работы, целью которых были сборка и изучение натурных макетов. В ходе таких работ предполагалось уточнить некоторые особенности проекта, в частности, определить наиболее удобную компоновку внутренних агрегатов и т.д. Внутри корпуса и башни требовалось разместить набор разнообразного вооружения и оборудования, ранее не использовавшегося на танках семейства «Шерман». Тем не менее, подобные работы не заняли много времени, благодаря чему вскоре была найдена оптимальная компоновка танка.
В качестве основы для инженерного танка T31 Demolition Tank требовалось использовать шасси бронемашины типа M4A3 Sherman. Эта модификация среднего танка имела сварной броневой корпус с лобовыми деталями толщиной 51 мм и 38-мм бортами. Техническим заданием оговаривалась необходимость усиления защиты бронемашины от мин противника. Из-за этого имеющийся корпус серийного танка получил усиленное днище толщиной 38 мм. Кроме того, в этих же целях предлагалось использовать более широкую гусеницу. На корпусе появились крепления для бульдозерного отвала или иного подобного навесного оборудования.
Компоновка корпуса была переработана в соответствии с требованиями заказчика. В передней части корпуса, под броневой крышкой характерной формы, находились агрегаты трансмиссии. За ними помещалось отделение управления, в котором также разместили часть элементов огнеметного вооружения. В центре корпуса сохранялось боевое отделение, часть которого выделялась под укладки боекомплекта. Корма вмещала моторный отсек, под боевым отделением проходил вал для соединения двигателя и трансмиссии.
Танки модификации M4A3 оснащались бензиновыми двигателями Ford GAA мощностью 500 л.с. При помощи карданного вала сравнительно большой длины двигатель соединялся с трансмиссией, помещенной в передней части корпуса. Механическая коробка передач имела пять скоростей переднего хода и одну заднего.
В составе ходовой части на каждом борту имелось по три тележки с двумя опорными катками. Прототипы танка T31 следовало строить на основе шасси с подвеской типа HVSS. Упругим элементом такой подвески была витая пружина горизонтального расположения. Над промежутками между тележками на корпусе монтировались поддерживающие ролики. Ведущие колеса цевочного зацепления находились в передней части корпуса, в корме – направляющие.
Танки базовой модификации имели пулемет в шаровой установке лобового листа корпуса. Вместо этого оружия в новом проекте требовалось использовать огнемет. На рабочем месте помощника водителя в существующей установке теперь помещался брандспойт струйного огнемета. В правой передней части корпуса также установили бак для огнесмеси емкостью 50 галлонов (около 190 л) и баллоны для сжатого воздуха, необходимого для выброса горючей жидкостью. Применять огнемет должен был помощник водителя.
В рамках проекта T2 / T31 была разработана совершенно новая башня, оснащенная всем необходимым оборудованием, но совместимая с имеющимся погоном. Требования к проекту не позволяли использовать существующий агрегат, из-за чего авторам проекта пришлось создать новую конструкцию, полностью соответствующую техническому заданию и пригодную для размещения указанного вооружения. Необходимо отметить, что именно разработка новой башни с необычным вооружением привела к формированию необычного внешнего вида «Разрушающего танка», благодаря которому эту машину очень трудно спутать с другими образцами бронетехники.
Башня нового типа имела коробчатую форму и должна была изготавливаться из нескольких броневых листов и литых деталей разных форм и размеров. Лобовая и бортовая проекция башни защищались броней толщиной 51 мм, корму следовало делать 38-миллиметровой. Башня получила изогнутый лобовой лист с вертикальной верхней и наклонной нижней частями. Сверху к нему присоединялась узкая крыша, по бокам – трапециевидные скуловые листы. Центральная часть башни имела прямоугольную форму, а корму выполнили в виде изогнутой литой детали с проемом для установки дверей. На крыше башни находилась командирская башенка, представлявшая собой доработанный вариант существующего изделия серийных танков. Для улучшения обзора из машины, отличавшейся большой высотой, башенку дополнительно подняли на 76 мм.
В нижней части лобового листа помещались две шаровые установки для пулеметов M1919 калибра 7,62 мм. Они могли наводиться самостоятельно в пределах определенных секторов и предназначались для защиты от живой силы или небронированной техники противника. В центре лобового листа жестко крепилась труба, являвшаяся имитатором 105-мм гаубицы. Плотная компоновка боевого отделения не позволила оснастить танк настоящим орудием, однако авторы проекта сочли, что бронемашина нуждается в средствах имитации такого вооружения. Последним элементом комплекса ствольного вооружения был зенитный крупнокалиберный пулемет M2HB, установленный рядом с командирской башенкой.
На бортах башни проектом T31 предлагалось монтировать оригинальные пусковые установки типа T94. От пуль и осколков установка защищалась броневым кожухом, состоящим из двух деталей. Имелся передний изогнутый лист с круглым отверстием для вывода направляющей трубы. Сбоку и сзади внутренние устройства установки прикрывались литым кожухом сложной формы со скошенной нижней частью кормы. Кроме того, в кормовой части кожуха имелось отверстие для вывода пороховых газов.
По имеющимся данным, пусковая установка T94 имела достаточно простую конструкцию. Внутри кожуха помещался барабан револьверного типа с пятью ячейками для размещения неуправляемых ракет. При использовании оружия барабан, используя собственный привод, должен был поворачиваться вокруг продольной оси, попеременно подводя к выступающей трубчатой направляющей ячейки с ракетами. По команде на запуск электрическая система производила воспламенение твердотопливного двигателя ракеты. Пороховые газы выводились через окно в корме пусковой установки.
Перезарядку барабана предлагалось производить из боевого отделения. Для этого экипаж должен был открывать люк в бортовом листе корпуса и устанавливать в барабан новые ракеты. После этого можно было продолжать стрельбу. Две пусковые установки могли перевозить готовый к применению боекомплект в виде 10 ракет. Еще два десятка выстрелов размещались в укладках боевого отделения и могли использоваться после перезарядки барабанов.
Пусковые установки типа T94 должны были использовать неуправляемые твердотопливные ракеты калибра 7,2 дюйма (183 мм). Есть основания полагать, что в качестве основного боеприпаса для танка T31 рассматривалась ракета типа T37 или некое изделие на ее базе. Эта ракета являлась модернизированной версией противолодочного боеприпаса корабельного комплекса ASW Mk20/22 и могло применяться на суше. Ракета имела крупный корпус с боевой частью и взрывателем, а также трубчатый хвостовик с двигателем и кольцевым стабилизатором. Длина изделия составляла 890 мм, стартовая масса – 28 кг, из которых 15 кг приходилось на заряд боевой части.
Часть документации по проекту T31 Demolition Tank была передана предприятию Heinz Manufacturing Company, назначенному сборщиком опытной техники, уже в феврале 1945 года. Тем не менее, это не позволило быстро выполнить все требуемые работы. В силу разных причин сборка первого опытного инженерного танка началась только в апреле того же года. Первый прототип предполагалось использовать для подтверждения расчетных характеристик, из-за чего башню решили делать из конструкционной стали. Сборка опытного образца завершилась в августе.
Прямо с завода-изготовителя первый танк T31 отправили на Абердинский полигон, где вскоре состоялась демонстрация перспективной техники представителям военного ведомства. Необычную машину показали командованию бронетанковых и инженерных войск. После этого танк вышел на испытания, в ходе которых должен был показать характеристики подвижности и продемонстрировать боевые качества. Наличие трех пулеметов, огнемета и двух пусковых установок для неуправляемых ракет позволяло рассчитывать на получение высоких характеристик.
По имеющимся данным, со ствольным вооружением никаких проблем не возникло. Для самообороны инженерный танк должен был использовать сравнительно старые и хорошо освоенные пулеметы, давно избавленные от недостатков. Проблемы начались при проверках пусковых установок T94, являвшихся основным оружием бронемашины. По задумке авторов проекта, экипаж танка должен был загружать ракеты в два барабана, после чего последовательно мог сделать десять выстрелов (одиночными или залпами по два). За этим следовала перезарядка. Размеры укладок боекомплекта позволяли трижды опустошить оба барабана.
На практике все оказалось гораздо сложнее. С самого начала испытаний возникли проблемы с приводами поворота барабанных пусковых установок. Имеющиеся механизмы не справлялись с нагрузкой, что требовало вмешательства экипажа на разных стадиях подготовки к стрельбе. Наконец, во время очередной проверки барабан левой пусковой установки заклинило, после чего одно из изделий T94 потеряло возможность решения поставленных задач. Правая установка к моменту завершения испытаний тоже осталась без штатного привода. Ее барабан все еще можно было поворачивать, однако теперь это приходилось делать вручную. Подобные поломки основного оружия не позволили продолжать испытания. Ремонт и доводка установок T94 – если и велись – не были завершены.
Испытания перспективного инженерного танка начались буквально за пару недель до окончания Второй мировой войны. Завершение боевых действий привело к закономерному сокращению финансирования, из-за чего американскому военному ведомству пришлось закрывать часть разрабатываемых проектов новых боевых машин, а также урезать расходы на другие. Первым следствием этих событий в контексте проекта T31 стал отказ от строительства трех дополнительных прототипов, требовавшихся исходным заказом. Испытания показали, что строительство такой техники не имеет смысла: с задачей демонстрации имеющихся недостатков и проблем неплохо справился и первый прототип.
Поломки пусковых установок привели к фактическому окончанию испытаний. В течение некоторого времени заказчик и исполнители решали дальнейшую судьбу проекта. Специалисты справедливо сочли, что предложенная конструкция бронированной инженерной машины имеет ряд проблем, исправление которых требует времени. Кроме того, инженерный танк основывался на шасси бронемашины M4A1 Sherman, которая уже была снята с серийного производства. В существующем виде проект T31 не имел реальных перспектив и не представлял интереса для армии. 14 января 1946 года. Вышел приказ о полном прекращении работ по проекту T31 Demolition Tank.
К моменту официального закрытия проекта предприятием-подрядчиком был построен только один опытный образец перспективного инженерного танка с ракетным, пулеметным и огнеметным вооружением. Другие машины не собирались и, с определенного времени, даже не планировались. После завершения испытаний единственный прототип T31 отправился на хранение, а затем был разобран за ненадобностью.
В течение Второй мировой войны промышленность Соединенных Штатов предприняла несколько попыток создания инженерных танков, способных разрушать заграждения и укрепления противника при помощи неуправляемых ракет с относительно тяжелым зарядом взрывчатого вещества. Несколько версий такой техники, построенной на базе среднего танка M4 Sherman, дошли до испытаний, однако не смогли показать приемлемые характеристики и заинтересовать потенциального эксплуатанта. Ряд интересных проектов так и остался в истории в качестве любопытного технического курьеза. Необычный инженерный танк T31 Demolition Tank тоже не смог избежать подобной печальной участи.
gunm.ru
T31 Demolition Tank — ШУШПАНЦЕРЫ АТАКУЮТ! — LiveJournal
Если Шерман ещё не моветон, хотелось бы скорректировать фотографиями и текстом пост strangernn, ведь мы имеем дело не с каким-то там рокет лончером, а аж с самим Танкомъ-Разрушителемъ (Demolition Tank) T31.Под катом всё, что сумел собрать, просьба поправлять русский язык, т.к. писалось в полусне.
Ещё в начале войны боевые действия по всему миру показали, что армия нуждается в бронемашине, способной выполнять инженерные задачи широкого спектра и, при том, оставаться боеспособной. В качестве временного решения вполне можно было бы довольствоваться навешиванием бульдозерных отвалов и гроздей ракет, но многое в таких переоборудованных боевых инженерных машинах было неудовлетворительным. Внутри было очень тесно, проходы — узкие, плохо устроена боеукладка, пусковая установка, расположенная в башне , совершенно не подходила на роль основного вооружения. Для решения этих проблем в начале ноября 1944 г. в Форт-Пирсе было проведено собрание с участием представителей Комитета инженерных войск (Engineer Board) и Объединённого совета армии и ВМС по экспериментам и испытаниям (Joint Army-Navy Experimental and Testing Board, JANET). 11-го ноября главный представитель JANET подписал запрос в Службу обеспечения сухопутных войск (Army Service Forces) на разработку боевой инженерной машины, изначально получившей индекс T2. В документе обрисовывались желаемые характеристики: за основу взяли танк M4A3 с подвеской на горизонтальных буферных пружинах (HVSS) и расширенными траками, для улучшения минной защиты должна была быть увеличена толщина брони днища. Предусматривался усовершенствованный бульдозерный отвал и ножевой минный трал, а также перископический огнемёт у люка помощника механика-водителя. В новой специально разрабатываемой башне требовалось разместить с каждой стороны по одной автоматической 7.2-дюймовой пусковой установке с рельсовой направляющей /*1. Что-то не заметил рельсы 2. А должен был заметить?*/ и два курсовых 7,62 мм пулемёта. 3 пилотных машины были затребованы как можно скорее.
Подкомитет по самоходной и самодвижущейся технике уточнил детали и рекомендовал закупку четырёх прототипов, что было отмечено в протоколе заседаний артиллерийско-технического комитета (OCM) №26173. В том же документе машина была определена как инженерный танк для разрушения защитных сооружений (Demolition Tank) T31. Проектные работы начались в январе 1945, а в следующем месяце с фирмой Heinz Manufacturing Company был заключён контракт на создание 4-х пилотных машин. В Heinz сразу же начали постройку макета для изучения вариантов размещения оборудования и боеукладки.
Основное вооружение T31 – две 7.2-дюймовых ракетных пусковых установки T94 по сторонам башни. Каждая ПУ револьверного типа несла 5 ракет и была защищена бронированным «блистером». Установки были автоматическими, но о перезарядке данные разнятся: в первом источнике говорится, что пополнение магазина могло осуществляться только снаружи командой из 5 человек, во втором – перезарядка барабана была возможна изнутри башни. Возимый боекомплект составлял 30 ракет.
Толщина лобовой и боковой брони башни – 2.5 дюйма. Толщина задних двойных дверец доступа – 1.5 дюйма. По бокам макета 105 мм гаубицы в шаровых установках спереди башни размещались два 7,62 мм пулемёта. Углы возвышения гаубицы ограничивались от +5 до +45 градусов.
На крыше башни на стойке сзади командирской башенки находился 12,7 мм зенитный пулемёт Браунинг M2 HB. Сама командирская башенка была приподнята на 3 дюйма для улучшения обзора вниз поверх плоской крыши башни.
На крыше были предусмотрены перископы, в левой задней дверце был установлен смотровой прибор (в ней также находился шаровой пистолетный порт).
Корпус T31 отличался от послужившего основой Шермана M4A3 с подвеской HVSS толщиной днища, увеличенной до 1.5 дюймов. Также были оборудованы крепления для бульдозерного отвала M1A1, а в правый спонсон устанавливалась 50-галлонная (189,3 л) ёмкость для огнемёта. В люке помощника механика-водителя, либо в командирской башенке размещался перископический огнемёт E12R3. Стандартный 7,62 мм курсовой пулемёт остался на своём месте.
Хотя артиллерийско-технический комитет заказывал 4 пилотных машины, начальные работы велись над единственной башней из мягкой стали /*single soft plate turret — ?*/, так как это было посчитано необходимым для отработки установки экспериментальных ПУ T94. Работа над танком была начата в апреле 1945 и завершена в августе. Машина была привезена в Абердин для испытаний и демонстрации инженерному корпусу и командованию бронетанковых войск.
Во время испытаний ПУ не сработали должным образом: левую полностью заклинило, правая могла вращаться только вручную во время заряжания. К тому времени война уже кончилась, и финансирование было весьма ограничено. Дальнейшее развитие инженерной машины подобного типа посчитали разумным проводить на базе более современного танка – M4 более не выпускался. Закрытие проекта было утверждено 17 января 1946 года и зафиксировано в протоколе заседаний артиллерийско-технического комитета №30058, больше ни одного прототипа собрано не было.
Взято отсюда и из книги Sherman: A History of the American Medium Tank (автор — R. P. Hunnicutt, ISBN 0-89141-080-5), украдкой скачать можно здесь, качество скана, правда, среднее, и ок. 15 страниц отсутствует, но книжка очень и очень, шерманофил must have, там есть всё.
Для желающих — моделька (крутить вниз).
shushpanzer-ru.livejournal.com
Танкъ-разрушитель Т31. Я ужасть летящий на крыльях ночи
Смотрится ужасно, правда?
История сего умопомрачительного «Танка-разрушителя» (Demolition Tank) под индексом Т31, началась с требования военных (естественно американских) предоставить в их распоряжение инженерную машину широкого профиля. То бишь танчеги с бульдозерными отвалами перестали удовлетворять мериканских вояк. Для решения этих проблем в начале ноября 1944 г. в Форт-Пирсе было проведено собрание с участием представителей Комитета инженерных войск (Engineer Board) и Объединённого совета армии и ВМС по экспериментам и испытаниям (Joint Army-Navy Experimental and Testing Board, JANET). 11-го ноября главный представитель JANET подписал запрос в Службу обеспечения сухопутных войск (Army Service Forces) на разработку боевой инженерной машины, изначально получившей индекс T2. В документе обрисовывались желаемые характеристики: за основу взяли танк M4A3 с подвеской на горизонтальных буферных пружинах (HVSS) и расширенными траками, для улучшения минной защиты должна была быть увеличена толщина брони днища. Предусматривался усовершенствованный бульдозерный отвал и ножевой минный трал, а также перископический огнемёт у люка помощника механика-водителя. В новой специально разрабатываемой башне требовалось разместить с каждой стороны по одной автоматической 7.2-дюймовой пусковой установке и два курсовых 7,62 мм пулемёта. 3 пилотных машины были затребованы как можно скорее. Ибо как всегда сии мафынки нужны были еще «вчера».
Подкомитет по самоходной и самодвижущейся технике уточнил детали и рекомендовал закупку четырёх прототипов, что было отмечено в протоколе заседаний артиллерийско-технического комитета (OCM) №26173. В том же документе машина была определена как инженерный танк для разрушения защитных сооружений (Demolition Tank) T31. Проектные работы начались в январе 1945, а в следующем месяце с фирмой Heinz Manufacturing Company был заключён контракт на создание 4-х пилотных машин. В Heinz сразу же начали постройку макета для изучения вариантов размещения оборудования и боеукладки. Основное вооружение T31 – две 7.2-дюймовых ракетных пусковых установки T94 по сторонам башни. Каждая ПУ револьверного типа несла 5 ракет и была защищена бронированным «блистером». Установки были автоматическими, но о перезарядке данные разнятся: в первом источнике говорится, что пополнение магазина могло осуществляться только снаружи командой из 5 человек, во втором – перезарядка барабана была возможна изнутри башни. Возимый боекомплект составлял 30 ракет.
Толщина лобовой и боковой брони башни – 2.5 дюйма. Толщина задних двойных дверец доступа – 1.5 дюйма. По бокам макета 105 мм гаубицы в шаровых установках спереди башни размещались два 7,62 мм пулемёта. Углы возвышения гаубицы ограничивались от +5 до +45 градусов. На крыше башни на стойке сзади командирской башенки находился 12,7 мм зенитный пулемёт Браунинг M2 HB. Сама командирская башенка была приподнята на 3 дюйма для улучшения обзора вниз поверх плоской крыши башни. Корпус T31 отличался от послужившего основой Шермана M4A3 с подвеской HVSS толщиной днища, увеличенной до 1.5 дюймов. Также были оборудованы крепления для бульдозерного отвала M1A1, а в правый спонсон устанавливалась 50-галлонная (189,3 л) ёмкость для огнемёта. В люке помощника механика-водителя, либо в командирской башенке размещался перископический огнемёт E12R3. Стандартный 7,62 мм курсовой пулемёт остался на своём месте. Хотя артиллерийско-технический комитет заказывал 4 пилотных машины, начальные работы велись над единственной башней из обычной стали так как это было посчитано необходимым для отработки установки экспериментальных ПУ T94. Работа над танком была начата в апреле 1945 и завершена в августе. Машина была привезена в Абердин для испытаний и демонстрации инженерному корпусу и командованию бронетанковых войск.Во время испытаний ПУ не сработали должным образом: левую полностью заклинило, правая могла вращаться только вручную во время заряжания. К тому времени война уже кончилась, и финансирование было весьма ограничено. Дальнейшее развитие инженерной машины подобного типа посчитали разумным проводить на базе более современного танка – M4 более не выпускался. Закрытие проекта было утверждено 17 января 1946 года и зафиксировано в протоколе заседаний артиллерийско-технического комитета №30058, больше ни одного прототипа собрано не было.
В итоге мы имеем вот такой вот «жутик», который без переделок можно втыкать во вселенную «вархаммер», но только за орков)))
Использованы материалы http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
mihalchuk-1974.livejournal.com
T31 Demolition Tank. США: alternathistory — LiveJournal
T31 Demolition Tank
Ещё в начале войны боевые действия по всему миру показали, что армия нуждается в бронемашине, способной выполнять инженерные задачи широкого спектра и, при том, оставаться боеспособной. В качестве временного решения вполне можно было бы довольствоваться навешиванием бульдозерных отвалов и гроздей ракет, но многое в таких переоборудованных боевых инженерных машинах было неудовлетворительным. Внутри было очень тесно, проходы — узкие, плохо устроена боеукладка, пусковая установка, расположенная в башне, совершенно не подходила на роль основного вооружения.
Для решения этих проблем в начале ноября 1944 г. в Форт-Пирсе было проведено собрание с участием представителей Комитета инженерных войск (Engineer Board) и Объединённого совета армии и ВМС по экспериментам и испытаниям (Joint Army-Navy Experimental and Testing Board, JANET). 11-го ноября главный представитель JANET подписал запрос в Службу обеспечения сухопутных войск (Army Service Forces) на разработку боевой инженерной машины, изначально получившей индекс T2. В документе обрисовывались желаемые характеристики: за основу взяли танк M4A3 с подвеской на горизонтальных буферных пружинах (HVSS) и расширенными траками, для улучшения минной защиты должна была быть увеличена толщина брони днища. Предусматривался усовершенствованный бульдозерный отвал и ножевой минный трал, а также перископический огнемёт у люка помощника механика-водителя. В новой специально разрабатываемой башне требовалось разместить с каждой стороны по одной автоматической 7.2-дюймовой пусковой установке и два курсовых 7,62 мм пулемёта.
Подкомитет по самоходной и самодвижущейся технике уточнил детали и рекомендовал закупку четырёх прототипов, что было отмечено в протоколе заседаний артиллерийско-технического комитета (OCM) №26173. В том же документе машина была определена как инженерный танк для разрушения защитных сооружений (Demolition Tank) T31. Проектные работы начались в январе 1945, а в следующем месяце с фирмой Heinz Manufacturing Company был заключён контракт на создание 4-х пилотных машин. В Heinz сразу же начали постройку макета для изучения вариантов размещения оборудования и боеукладки.
Основное вооружение T31 – две 7.2-дюймовых ракетных пусковых установки T94 по сторонам башни. Каждая ПУ револьверного типа несла 5 ракет и была защищена бронированным «блистером». Установки были автоматическими, возимый боекомплект составлял 30 ракет.
Толщина лобовой и боковой брони башни – 2.5 дюйма. Толщина задних двойных дверец доступа – 1.5 дюйма. По бокам макета 105 мм гаубицы в шаровых установках спереди башни размещались два 7,62 мм пулемёта. Углы возвышения гаубицы ограничивались от +5 до +45 градусов.
На крыше башни на стойке сзади командирской башенки находился 12,7 мм зенитный пулемёт Браунинг M2 HB. Сама командирская башенка была приподнята на 3 дюйма для улучшения обзора вниз поверх плоской крыши башни.
На крыше были предусмотрены перископы, в левой задней дверце был установлен смотровой прибор (в ней также находился шаровой пистолетный порт).
Корпус T31 отличался от послужившего основой Шермана M4A3 с подвеской HVSS толщиной днища, увеличенной до 1.5 дюймов. Также были оборудованы крепления для бульдозерного отвала M1A1, а в правый спонсон устанавливалась 50-галлонная (189,3 л) ёмкость для огнемёта. В люке помощника механика-водителя, либо в командирской башенке размещался перископический огнемёт E12R3. Стандартный 7,62 мм курсовой пулемёт остался на своём месте.
Хотя артиллерийско-технический комитет заказывал 4 пилотных машины, начальные работы велись над единственной башней, так как это было посчитано необходимым для отработки установки экспериментальных ПУ T94. Работа над танком была начата в апреле 1945 и завершена в августе. Машина была привезена в Абердин для испытаний и демонстрации инженерному корпусу и командованию бронетанковых войск.
Во время испытаний ПУ не сработали должным образом: левую полностью заклинило, правая могла вращаться только вручную во время заряжания. К тому времени война уже кончилась, и финансирование было весьма ограничено. Дальнейшее развитие инженерной машины подобного типа посчитали разумным проводить на базе более современного танка – M4 более не выпускался. Закрытие проекта было утверждено 17 января 1946 года и зафиксировано в протоколе заседаний артиллерийско-технического комитета №30058, больше ни одного прототипа собрано не было.
Взято из книги Sherman: A History of the American Medium Tank и частично отсюда
________________________________________
Действительно ли заговоры помогают? К чему может привести заговор на любовь или заговор на деньги? Обо всём этом вы узнаете из статьи — «Куда могут завести благие намерения заговора». Всем любителям мистики читать обязательно.
На сегодняшний день наиболее эффективным методом продвижения считается продвижение сайта статьями. А наиболее опытной в этом деле компанией является – фирма «Еrst Мedia».
На этой странице вы найдёте просто великолепные фотографии Валерии Волковой. Валерия Волкова настоящий профессиональный фотохудожник, а основной темой её работ (но не всей) является живая природа. Заходите и наслаждайтесь.
alternathistory.livejournal.com
T31 Demolition Tank
Ещё в начале войны боевые действия по всему миру показали, что армия нуждается в бронемашине, способной выполнять инженерные задачи широкого спектра и, при том, оставаться боеспособной. В качестве временного решения вполне можно было бы довольствоваться навешиванием бульдозерных отвалов и гроздей ракет, но многое в таких переоборудованных боевых инженерных машинах было неудовлетворительным. Внутри было очень тесно, проходы — узкие, плохо устроена боеукладка, пусковая установка, расположенная в башне , совершенно не подходила на роль основного вооружения. Для решения этих проблем в начале ноября 1944 г. в Форт-Пирсе было проведено собрание с участием представителей Комитета инженерных войск (Engineer Board) и Объединённого совета армии и ВМС по экспериментам и испытаниям (Joint Army-Navy Experimental and Testing Board, JANET). 11-го ноября главный представитель JANET подписал запрос в Службу обеспечения сухопутных войск (Army Service Forces) на разработку боевой инженерной машины, изначально получившей индекс T2.
В документе обрисовывались желаемые характеристики: за основу взяли танк M4A3 с подвеской на горизонтальных буферных пружинах (HVSS) и расширенными траками, для улучшения минной защиты должна была быть увеличена толщина брони днища. Предусматривался усовершенствованный бульдозерный отвал и ножевой минный трал, а также перископический огнемёт у люка помощника механика-водителя. В новой специально разрабатываемой башне требовалось разместить с каждой стороны по одной автоматической 7.2-дюймовой пусковой установке с рельсовой направляющей /*1. Что-то не заметил рельсы 2. А должен был заметить?*/ и два курсовых 7,62 мм пулемёта. 3 пилотных машины были затребованы как можно скорее.
Подкомитет по самоходной и самодвижущейся технике уточнил детали и рекомендовал закупку четырёх прототипов, что было отмечено в протоколе заседаний артиллерийско-технического комитета (OCM) №26173. В том же документе машина была определена как инженерный танк для разрушения защитных сооружений (Demolition Tank) T31. Проектные работы начались в январе 1945, а в следующем месяце с фирмой Heinz Manufacturing Company был заключён контракт на создание 4-х пилотных машин. В Heinz сразу же начали постройку макета для изучения вариантов размещения оборудования и боеукладки.
Основное вооружение T31 – две 7.2-дюймовых ракетных пусковых установки T94 по сторонам башни. Каждая ПУ револьверного типа несла 5 ракет и была защищена бронированным «блистером». Установки были автоматическими, но о перезарядке данные разнятся: в первом источнике говорится, что пополнение магазина могло осуществляться только снаружи командой из 5 человек, во втором – перезарядка барабана была возможна изнутри башни. Возимый боекомплект составлял 30 ракет.
Толщина лобовой и боковой брони башни – 2.5 дюйма. Толщина задних двойных дверец доступа – 1.5 дюйма. По бокам макета 105 мм гаубицы в шаровых установках спереди башни размещались два 7,62 мм пулемёта. Углы возвышения гаубицы ограничивались от +5 до +45 градусов.
На крыше башни на стойке сзади командирской башенки находился 12,7 мм зенитный пулемёт Браунинг M2 HB. Сама командирская башенка была приподнята на 3 дюйма для улучшения обзора вниз поверх плоской крыши башни.
На крыше были предусмотрены перископы, в левой задней дверце был установлен смотровой прибор (в ней также находился шаровой пистолетный порт).
Корпус T31 отличался от послужившего основой Шермана M4A3 с подвеской HVSS толщиной днища, увеличенной до 1.5 дюймов. Также были оборудованы крепления для бульдозерного отвала M1A1, а в правый спонсон устанавливалась 50-галлонная (189,3 л) ёмкость для огнемёта. В люке помощника механика-водителя, либо в командирской башенке размещался перископический огнемёт E12R3. Стандартный 7,62 мм курсовой пулемёт остался на своём месте.
Хотя артиллерийско-технический комитет заказывал 4 пилотных машины, начальные работы велись над единственной башней из мягкой стали /*single soft plate turret — ?*/, так как это было посчитано необходимым для отработки установки экспериментальных ПУ T94. Работа над танком была начата в апреле 1945 и завершена в августе. Машина была привезена в Абердин для испытаний и демонстрации инженерному корпусу и командованию бронетанковых войск.
Во время испытаний ПУ не сработали должным образом: левую полностью заклинило, правая могла вращаться только вручную во время заряжания. К тому времени война уже кончилась, и финансирование было весьма ограничено. Дальнейшее развитие инженерной машины подобного типа посчитали разумным проводить на базе более современного танка – M4 более не выпускался. Закрытие проекта было утверждено 17 января 1946 года и зафиксировано в протоколе заседаний артиллерийско-технического комитета №30058, больше ни одного прототипа собрано не было.
Взято отсюда и из книги Sherman: A History of the American Medium Tank (автор — R. P. Hunnicutt, ISBN 0-89141-080-5).
спасибо
feldgrau.info
Инженерный танк T31 Demolition Tank (США)
Неудачи предыдущих проектов не остановили военных и конструкторов, которые по-прежнему планировали создать и поставить на вооружение новую инженерную машину с пусковой установкой для ракет. Очередной этап работ в этом направлении начался в ноябре 1944 года. В начале месяца состоялось специальное заседание с участием представителей нескольких структур армии США, в том числе Комитета инженерных войск и Объединённого совета армии и ВМС по экспериментам и испытаниям (Joint Army-Navy Experimental and Testing Board или сокращенно JANET). По результатам заседания была определена необходимость разработки нового проекта инженерной машины со специальным вооружением.
Общий вид инженерного танка T31. Фото Shushpanzer-ru.livejournal.com
11 ноября руководство Объединенного совета JANET направило в Службу обеспечения армии запрос о создании перспективной техники. В документе оговаривались основные требования к будущему инженерному танку, от типа базового шасси и до состава вооружения или специального оборудования. На основе имеющегося опыта специалисты вооруженных сил сформировали оригинальный облик перспективной бронемашины, который теперь требовалось воплотить в виде конструкторской документации и опытной техники.
Изначально проект перспективной машины класса Demolition Tank («Разрушающий танк») получил рабочее обозначение T2. Позже проект переименовали в T31 с сохранением «имени», указывающего на его роль во время сражения. Уже на стадии составления запроса специалистами инженерных войск и JANET были оговорены темпы и объемы требуемых работ. В минимально возможные сроки они требовали построить и представить на испытания три опытные машины нового типа. Позже заказ скорректировали, затребовав четыре прототипа.
Известно, что требования к проекту T2 / T31 были изложены достаточно подробно. Основой новой машины должно было стать доработанное шасси среднего танка M4A3 Sherman. Шасси должно было получить усиленную защиту и возможность применения некоторого инженерного оборудования. Специально для перспективного танка требовалось разработать новую башню с пулеметным вооружением и сразу двумя пусковыми установками для неуправляемых ракет. Также инженерный танк должен был оснащаться струйным огнеметом.
Предъявляемые требования к новому инженерному танку не позволяли просто применить готовую технику, установив на нее некоторое новое оборудование. В соответствии с имеющимся техническим заданием требовалось внести заметные изменения в конструкцию танкового шасси, а также разработать для него совершенно новую башню. Несмотря на явную сложность подобного проекта, все работы были завершены в кратчайшие сроки. Проектирование началось в январе 1945 года, и уже в феврале необходимую документацию передали компании Heinz Manufacturing Company, которой предстояло построить четыре опытных машины.
Вид спереди. Фото Shushpanzer-ru.livejournal.com
По некоторым данным, в течение определенного времени авторам проекта и компании-подрядчику пришлось вести совместные работы, целью которых были сборка и изучение натурных макетов. В ходе таких работ предполагалось уточнить некоторые особенности проекта, в частности, определить наиболее удобную компоновку внутренних агрегатов и т.д. Внутри корпуса и башни требовалось разместить набор разнообразного вооружения и оборудования, ранее не использовавшегося на танках семейства «Шерман». Тем не менее, подобные работы не заняли много времени, благодаря чему вскоре была найдена оптимальная компоновка танка.
В качестве основы для инженерного танка T31 Demolition Tank требовалось использовать шасси бронемашины типа M4A3 Sherman. Эта модификация среднего танка имела сварной броневой корпус с лобовыми деталями толщиной 51 мм и 38-мм бортами. Техническим заданием оговаривалась необходимость усиления защиты бронемашины от мин противника. Из-за этого имеющийся корпус серийного танка получил усиленное днище толщиной 38 мм. Кроме того, в этих же целях предлагалось использовать более широкую гусеницу. На корпусе появились крепления для бульдозерного отвала или иного подобного навесного оборудования.
Компоновка корпуса была переработана в соответствии с требованиями заказчика. В передней части корпуса, под броневой крышкой характерной формы, находились агрегаты трансмиссии. За ними помещалось отделение управления, в котором также разместили часть элементов огнеметного вооружения. В центре корпуса сохранялось боевое отделение, часть которого выделялась под укладки боекомплекта. Корма вмещала моторный отсек, под боевым отделением проходил вал для соединения двигателя и трансмиссии.
Танк получил узнаваемую башню. Фото Zaloga S. «Armored Victory 1945: U.S. Army Tank Combat in the European Theater from the Battle of the Bulge to Germany’s Surrender»
Танки модификации M4A3 оснащались бензиновыми двигателями Ford GAA мощностью 500 л.с. При помощи карданного вала сравнительно большой длины двигатель соединялся с трансмиссией, помещенной в передней части корпуса. Механическая коробка передач имела пять скоростей переднего хода и одну заднего.
В составе ходовой части на каждом борту имелось по три тележки с двумя опорными катками. Прототипы танка T31 следовало строить на основе шасси с подвеской типа HVSS. Упругим элементом такой подвески была витая пружина горизонтального расположения. Над промежутками между тележками на корпусе монтировались поддерживающие ролики. Ведущие колеса цевочного зацепления находились в передней части корпуса, в корме – направляющие.
Танки базовой модификации имели пулемет в шаровой установке лобового листа корпуса. Вместо этого оружия в новом проекте требовалось использовать огнемет. На рабочем месте помощника водителя в существующей установке теперь помещался брандспойт струйного огнемета. В правой передней части корпуса также установили бак для огнесмеси емкостью 50 галлонов (около 190 л) и баллоны для сжатого воздуха, необходимого для выброса горючей жидкостью. Применять огнемет должен был помощник водителя.
В рамках проекта T2 / T31 была разработана совершенно новая башня, оснащенная всем необходимым оборудованием, но совместимая с имеющимся погоном. Требования к проекту не позволяли использовать существующий агрегат, из-за чего авторам проекта пришлось создать новую конструкцию, полностью соответствующую техническому заданию и пригодную для размещения указанного вооружения. Необходимо отметить, что именно разработка новой башни с необычным вооружением привела к формированию необычного внешнего вида «Разрушающего танка», благодаря которому эту машину очень трудно спутать с другими образцами бронетехники.
Вид на левый борт. Фото Zaloga S. «Armored Victory 1945: U.S. Army Tank Combat in the European Theater from the Battle of the Bulge to Germany’s Surrender»
Башня нового типа имела коробчатую форму и должна была изготавливаться из нескольких броневых листов и литых деталей разных форм и размеров. Лобовая и бортовая проекция башни защищались броней толщиной 51 мм, корму следовало делать 38-миллиметровой. Башня получила изогнутый лобовой лист с вертикальной верхней и наклонной нижней частями. Сверху к нему присоединялась узкая крыша, по бокам – трапециевидные скуловые листы. Центральная часть башни имела прямоугольную форму, а корму выполнили в виде изогнутой литой детали с проемом для установки дверей. На крыше башни находилась командирская башенка, представлявшая собой доработанный вариант существующего изделия серийных танков. Для улучшения обзора из машины, отличавшейся большой высотой, башенку дополнительно подняли на 76 мм.
В нижней части лобового листа помещались две шаровые установки для пулеметов M1919 калибра 7,62 мм. Они могли наводиться самостоятельно в пределах определенных секторов и предназначались для защиты от живой силы или небронированной техники противника. В центре лобового листа жестко крепилась труба, являвшаяся имитатором 105-мм гаубицы. Плотная компоновка боевого отделения не позволила оснастить танк настоящим орудием, однако авторы проекта сочли, что бронемашина нуждается в средствах имитации такого вооружения. Последним элементом комплекса ствольного вооружения был зенитный крупнокалиберный пулемет M2HB, установленный рядом с командирской башенкой.
На бортах башни проектом T31 предлагалось монтировать оригинальные пусковые установки типа T94. От пуль и осколков установка защищалась броневым кожухом, состоящим из двух деталей. Имелся передний изогнутый лист с круглым отверстием для вывода направляющей трубы. Сбоку и сзади внутренние устройства установки прикрывались литым кожухом сложной формы со скошенной нижней частью кормы. Кроме того, в кормовой части кожуха имелось отверстие для вывода пороховых газов.
По имеющимся данным, пусковая установка T94 имела достаточно простую конструкцию. Внутри кожуха помещался барабан револьверного типа с пятью ячейками для размещения неуправляемых ракет. При использовании оружия барабан, используя собственный привод, должен был поворачиваться вокруг продольной оси, попеременно подводя к выступающей трубчатой направляющей ячейки с ракетами. По команде на запуск электрическая система производила воспламенение твердотопливного двигателя ракеты. Пороховые газы выводились через окно в корме пусковой установки.
Вид на корму. Фото Zaloga S. «Armored Victory 1945: U.S. Army Tank Combat in the European Theater from the Battle of the Bulge to Germany’s Surrender»
Перезарядку барабана предлагалось производить из боевого отделения. Для этого экипаж должен был открывать люк в бортовом листе корпуса и устанавливать в барабан новые ракеты. После этого можно было продолжать стрельбу. Две пусковые установки могли перевозить готовый к применению боекомплект в виде 10 ракет. Еще два десятка выстрелов размещались в укладках боевого отделения и могли использоваться после перезарядки барабанов.
Пусковые установки типа T94 должны были использовать неуправляемые твердотопливные ракеты калибра 7,2 дюйма (183 мм). Есть основания полагать, что в качестве основного боеприпаса для танка T31 рассматривалась ракета типа T37 или некое изделие на ее базе. Эта ракета являлась модернизированной версией противолодочного боеприпаса корабельного комплекса ASW Mk20/22 и могло применяться на суше. Ракета имела крупный корпус с боевой частью и взрывателем, а также трубчатый хвостовик с двигателем и кольцевым стабилизатором. Длина изделия составляла 890 мм, стартовая масса – 28 кг, из которых 15 кг приходилось на заряд боевой части.
Часть документации по проекту T31 Demolition Tank была передана предприятию Heinz Manufacturing Company, назначенному сборщиком опытной техники, уже в феврале 1945 года. Тем не менее, это не позволило быстро выполнить все требуемые работы. В силу разных причин сборка первого опытного инженерного танка началась только в апреле того же года. Первый прототип предполагалось использовать для подтверждения расчетных характеристик, из-за чего башню решили делать из конструкционной стали. Сборка опытного образца завершилась в августе.
Прямо с завода-изготовителя первый танк T31 отправили на Абердинский полигон, где вскоре состоялась демонстрация перспективной техники представителям военного ведомства. Необычную машину показали командованию бронетанковых и инженерных войск. После этого танк вышел на испытания, в ходе которых должен был показать характеристики подвижности и продемонстрировать боевые качества. Наличие трех пулеметов, огнемета и двух пусковых установок для неуправляемых ракет позволяло рассчитывать на получение высоких характеристик.
Вид сверху. Фото Zaloga S. «Armored Victory 1945: U.S. Army Tank Combat in the European Theater from the Battle of the Bulge to Germany’s Surrender»
По имеющимся данным, со ствольным вооружением никаких проблем не возникло. Для самообороны инженерный танк должен был использовать сравнительно старые и хорошо освоенные пулеметы, давно избавленные от недостатков. Проблемы начались при проверках пусковых установок T94, являвшихся основным оружием бронемашины. По задумке авторов проекта, экипаж танка должен был загружать ракеты в два барабана, после чего последовательно мог сделать десять выстрелов (одиночными или залпами по два). За этим следовала перезарядка. Размеры укладок боекомплекта позволяли трижды опустошить оба барабана.
На практике все оказалось гораздо сложнее. С самого начала испытаний возникли проблемы с приводами поворота барабанных пусковых установок. Имеющиеся механизмы не справлялись с нагрузкой, что требовало вмешательства экипажа на разных стадиях подготовки к стрельбе. Наконец, во время очередной проверки барабан левой пусковой установки заклинило, после чего одно из изделий T94 потеряло возможность решения поставленных задач. Правая установка к моменту завершения испытаний тоже осталась без штатного привода. Ее барабан все еще можно было поворачивать, однако теперь это приходилось делать вручную. Подобные поломки основного оружия не позволили продолжать испытания. Ремонт и доводка установок T94 – если и велись – не были завершены.
Испытания перспективного инженерного танка начались буквально за пару недель до окончания Второй мировой войны. Завершение боевых действий привело к закономерному сокращению финансирования, из-за чего американскому военному ведомству пришлось закрывать часть разрабатываемых проектов новых боевых машин, а также урезать расходы на другие. Первым следствием этих событий в контексте проекта T31 стал отказ от строительства трех дополнительных прототипов, требовавшихся исходным заказом. Испытания показали, что строительство такой техники не имеет смысла: с задачей демонстрации имеющихся недостатков и проблем неплохо справился и первый прототип.
Башня с двумя пулеметами и пусковыми установками T94. Фото Shushpanzer-ru.livejournal.com
Поломки пусковых установок привели к фактическому окончанию испытаний. В течение некоторого времени заказчик и исполнители решали дальнейшую судьбу проекта. Специалисты справедливо сочли, что предложенная конструкция бронированной инженерной машины имеет ряд проблем, исправление которых требует времени. Кроме того, инженерный танк основывался на шасси бронемашины M4A1 Sherman, которая уже была снята с серийного производства. В существующем виде проект T31 не имел реальных перспектив и не представлял интереса для армии. 14 января 1946 года. Вышел приказ о полном прекращении работ по проекту T31 Demolition Tank.
К моменту официального закрытия проекта предприятием-подрядчиком был построен только один опытный образец перспективного инженерного танка с ракетным, пулеметным и огнеметным вооружением. Другие машины не собирались и, с определенного времени, даже не планировались. После завершения испытаний единственный прототип T31 отправился на хранение, а затем был разобран за ненадобностью.
В течение Второй мировой войны промышленность Соединенных Штатов предприняла несколько попыток создания инженерных танков, способных разрушать заграждения и укрепления противника при помощи неуправляемых ракет с относительно тяжелым зарядом взрывчатого вещества. Несколько версий такой техники, построенной на базе среднего танка M4 Sherman, дошли до испытаний, однако не смогли показать приемлемые характеристики и заинтересовать потенциального эксплуатанта. Ряд интересных проектов так и остался в истории в качестве любопытного технического курьеза. Необычный инженерный танк T31 Demolition Tank тоже не смог избежать подобной печальной участи.
По материалам:
http://armor.kiev.ua/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
Hunnicutt R.T. Sherman. A History of the American Medium Tank, Navato, CA. Presidio Press, 1971
Zaloga S. Armored Victory 1945: U.S. Army Tank Combat in the European Theater from the Battle of the Bulge to Germany’s Surrender, Stackpole Books, 2012
bazaistoria.ru