Рассказы об оружии. Танк Т-60 снаружи и внутри » Военное обозрение
Легкий танк Т-60 был разработан в августе 1941 года на московском заводе № 37 под руководством Николая Александровича Астрова, ведущего разработчика всей отечественной линейки лёгких танков того периода.
В сентябре того же года Т-60 был принят на вооружение РККА и серийно выпускался на нескольких машиностроительных заводах до февраля 1943 года, когда он был заменён на более совершенный лёгкий танк Т-70.
Всего было выпущено 5920 лёгких танков Т-60, которые приняли активное участие в боях Великой Отечественной войны в 1941-1943 годах.
Весьма оригинальная история Т-60 началась в мае 1941 года, когда московский завод № 37 получил задание освоить серийный выпуск легкого танка Т-50. Предложение/приказ (попробовал бы кто отказаться) вызвало если не шок у руководителей предприятия, то понимание того, что выпуск вряд ли будет освоен. Со всеми дальнейшими спецэффектами.
Танк Т-50 имел достаточно сложную конструкцию (особенно КПП и ходовая часть), а завод №37 скажем так, в передовиках не числился. Но жить хотелось всем, и от завода в Кремль пошло встречное предложение: на базе танка Т-40 (плавающего) освоить производство нового легкого танка сопровождения пехоты.
При создании этого фактически нового танка предполагалось использование нормально освоенной моторно-трансмиссионной установки и ходовой части плавающего танка Т-40. Корпус должен был иметь более рациональную форму, уменьшенные размеры и усиленное бронирование.
Письмо подписали главный конструктор Н. А. Астров и военпред предприятия подполковник В. П. Окунев. Рисковое дело по тем временам, но… от «кровавого тирана» Сталина пришел не приказ о расстреле, а пришел заместитель председателя СНК СССР В. А. Малышев, которому поручили заниматься новой машиной.
Малышев, будучи человеком, прекрасно разбиравшимся в технике, оценил проект танка, одобрил его, обсудил с конструкторами технические и производственные проблемы и дал «добро». Единственным изменением в проект был совет заменить пулемет ДШК на 20-мм автоматическую пушку ТНШ-1 (ШВАК), хорошо себя показавшую на тот момент.
И танк пошел в серию.
О Т-60 в нашей литературе и размышлениях «экспертов» было сказано много. И умных вещей, и откровенных глупостей. «Слепой» танк со слабым вооружением» – наиболее часто встречающиеся перлы.
Триплексы, конечно, не очень. Но они у всех наших танков такие были. Однако сказать, что в танке ничего не видно впереди и по бокам, – это соврать. В ИС-2 намного хуже с обзором. Тонкая броня и слабое вооружение? Простите, кто сказал, что легкий танк сопровождения пехоты должен «Тигра» в борт пробивать? Это совершенно не его задача.
Пулемет в дзоте, минометная батарея, стрелки, бронетранспортер с пулеметом же – вот цели для такого танка. И ШВАК со своей скорострельностью вполне мог устроить тяжелую жизнь. Танки – это не цель для Т-60.
Много читал по поводу Т-60, и в итоге могу сказать одно: где командиры понимали, как применять легкий танк с наибольшей эффективностью, там они пачками не горели, а прослужили весьма долго для легкого танка. Например, под Ленинградом.
А где была дурь и «любой ценой», там и были сгоревшие танки и ненависть танкистов.
Вообще, практика использования Т-60 в лесах и болотистой местности под Ленинградом была весьма эффективной.
Когда говоришь о Т-60, сразу на язык просятся эпитеты «мелкий, шустрый и тихий». Это действительно так. Бензиновый моторчик от ГАЗа действительно работает негромко. И он один.
Трансмиссия элементарная.
Танк получился очень маневренный и довольно шустрый.
Известен случай, когда два «тигра» под Ленинградом безуспешно гоняли Т-60, который мало того что уворачивался от стрельбы немцев, так еще и колотил ШВАКом немцам по головам. Увлекшись, немцы выскочили именно туда, куда их заманивал советский экипаж, а именно под пушки. Так два «Тигра» были потеряны благодаря грамотному использованию сильных сторон легкого танка.
Слабое вооружение… Конечно, 20-мм для борьбы с «Тиграми» не вариант. Но ТНШ-1, «приземленный ШВАК», имела весьма неплохие характеристики. Табличная дальность прямого выстрела достигала 2500 метров, прицельная – 700, темп стрельбы – до 750 выстрелов в минуту.
Пушка имела ленточное питание емкостью 754 снаряда (13 коробок). В состав боекомплекта входили осколочно-трассирующие и осколочно-зажигательные снаряды и бронебойно-зажигательные снаряды с карбидо-вольфрамовым сердечником и высокой начальной скоростью 815 м/с, что позволяло эффективно поражать легко- и даже среднебронированные цели, а также пулеметные точки, противотанковые пушки и живую силу врага.
Введение впоследствии подкалиберного бронебойно-зажигательного снаряда повысило бронепробиваемость до 35 миллиметров. Как следствие Т-60 мог бороться на малых дистанциях с немецкими средними танками Pz.III и Pz.IV ранних вариантов при стрельбе в борт, а на дистанциях до 1000 метров – с бронетранспортерами и легкими САУ.
Авиационная лента в 58 снарядиков соединялась с другими. Гильзы выбрасывались за борт, звенья ссыпались в поддон.
Боекомплект 1008 патронов (16 дисков, позднее 15).
Первое массовое применение Т-60 относится к битве за Москву. Они имелись почти во всех танковых бригадах и отдельных танковых батальонах, защищавших столицу. 7 ноября 1941 года в Параде на Красной площади участвовало 48 Т-60 из состава 33-й танковой бригады.
На Ленинградский фронт Т-60 начали прибывать весной 1942 года, когда для формирования 61-й танковой бригады было выделено 60 машин с экипажами. Боевое крещение 61-й танковой бригады пришлось на 12 января 1943 года – первый день операции по прорыву блокады Ленинграда. Причем бригада, как и 86-й, и 118-й танковые батальоны, также имевшие на вооружении легкие танки, действовала в первом эшелоне 67-й армии и форсировала Неву по льду. Части, оснащенные средними и тяжелыми танками, ввели в бой только на второй день наступления, после того как был захвачен плацдарм глубиной два-три километра, а саперы усилили лед.
Воевали Т-60 и на Южном фронте, особенно активно весной 1942 года в Крыму, участвовали в Харьковской операции и в обороне Сталинграда. Т-60 составляли значительную часть боевых машин 1-го танкового корпуса (командир – генерал-майор М. Е. Катуков), совместно с другими соединениями Брянского фронта, отражавшего немецкое наступление на Воронежском направлении летом 1942 года.
Последней крупной операцией, в которой использовались Т-60, стало снятие блокады Ленинграда в январе 1944 года. Так, в числе 88 машин 1-й танковой бригады Ленинградского фронта находился 21 Т-60, в 220-й танковой бригаде их было 18, а в 124-м танковом полку пять Т-60 и даже один Т-40.
На базе Т-60 выпускалась реактивная установка БМ-8-24 (1941), а также были разработаны и изготовлены опытные образцы танка с 37-мм пушкой ЗИС-19, 37-мм зенитной самоходной установки (1942), 76,2-мм самоходно-артиллерийской установки, зенитного танка Т-60-3 с двумя спаренными 12,7-мм пулеметами ДШК (1942) и самоходно-артиллерийской установки ОСУ-76 (1944).
Многие говорят о том, что Т-60 был якобы никчемной и неудачной машиной. Спорно, очень спорно. Брони Т-60 вполне хватало для защиты даже от крупнокалиберных пулемётов, а лобовая броня благодаря рациональному углу наклона с определённой вероятностью способна выдержать и попадания 20-мм снарядов (и даже низкоскоростных 37-мм от японских танковых пушек).
Немцы (румыны, итальянцы) танк ценили и охотно использовали у себя.
20-мм пушка ТНШ была способна справиться с любой лёгкой бронетехникой противника. Я бы сказал, что в своём классе Т-60 был не то что не худшим, а явно среди лучших представителей класса легких танков.
В следующем материале мы попробуем сравнить легкие танки именно этого класса у союзников и стран Оси.
ТТХ Т-60
Боевая масса, т: 5,8—6,4
Экипаж, чел: 2
Размеры:
Длина корпуса, мм: 4100
Ширина, мм: 2392
Высота, мм: 1750
Клиренс, мм: 300
Бронирование:
Тип брони: гомогенная катаная высокой твёрдости
Лоб корпуса (верх), мм/град: 15/70 и 35/16
Борт корпуса, мм/град: 15/0
Корма корпуса (верх), мм/град: 10/76
Днище, мм: 10
Крыша корпуса, мм: 13
Маска орудия, мм: 20
Вооружение:
Калибр и марка пушки: 20-мм ТНШ-1 или ШВАК
Углы ВН, град: −7/+25°
Углы ГН, град: 360
Пулемёт: 1 × 7,62-мм ДТ, боекомплект 1008 патронов
Подвижность
Тип двигателя: ГАЗ-202
Мощность двигателя, л. с: 70
Скорость по шоссе, км/ч: 42
Скорость по пересечённой местности, км/ч: 20-25
Запас хода по шоссе, км: 410-450
Тип подвески торсионная индивидуальная
Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,53—0,63
Преодолеваемый подъём, град: 34
Преодолеваемая стенка, м: 0,6
Преодолеваемый ров, м: 1,7
Преодолеваемый брод, м: 0,9.
topwar.ru
Модель танка «Т-60» в масштабе 1:1
Макет советского танка Т-60 /масштаб 1:1/ построен Александром из города Санкт-Петербург. На форуме сайта «Луноходов.Нет» он зарегистрирован под ником «Konservator».Тактико-технические характеристики Т-60:
Двигатель от автомобиля «Ока».
Мост ведущий от автомобиля «Форд-Скорпио».
Поворот дифференциальный.
Тормоза на ведущих звездочках от ВАЗ-2108.
Кулиса тросовая.
Торсионная подвеска.
Гусеница из транспортерной ленты, а траки по внешнему виду похожи на оригинальные.
Катки стальные, сварные.
Бортовые отсутствуют, понижение скорости необходимо, так как движение на 1-й и 2-й скорости.
Пушка газовая, пропановая.
Каркас сварен из профильной трубы, оси опорных катков врезаны в корпус.
Опорные катки на торсионах из камазовской рессоры, распущенной вдоль на три части.
Днище обварено железом.
Опорные катки посажены на задние ступицы от автомобиля ВАЗ-2108. Все катки металлические, сварные.
Внутри каркаса установлен двигатель от «Оки».
Гусеница собрана на траспортерной ленте, клыки и траки выполнены как на оригинальном танке Т-60, направляющие клыки выполнены очень качественно, за все время испытаний не было ни одного
схода гусеницы.
Грунтозацепы выполнены как на танке Т-60.
Ходовая часть состоит из ведущей звездочки, ведомого колеса, четырех опорных колес и трех поддерживающих катков.
Фото танка Т-60.
Перевозка макета танка Т-60 на прицепе. видео.
Обкатка.
Торсион просто сваривается сваркой и если будет необходимость замены торсиона, то просто срезается болгаркой.
Работа подвески видна при переезде через воронку.
Танк Т-60 участвует в реконструкции боев.
Видео реконструкции боя через оптический прицел.
Реконструкция боя. Тесово-Нетыльский 2015.04.05. «ВИН 3-й Взвод»
Все видео про танк Т-60.
Источник Доставка новых самоделок на почту
Получайте на почту подборку новых самоделок. Никакого спама, только полезные идеи!
*Заполняя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных
Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.usamodelkina.ru
Т-60 – танк-смертник
Привлекался к производству Т-60 и завод № 264 (Красноармейский судостроительный завод в городе Сарепте под Сталинградом, ранее выпускавший речные бронекатера). Техдокументацию на танк он получил своевременно, но в дальнейшем вел машину самостоятельно, не прибегая к помощи головного предприятия, однако и не пытаясь ее модернизировать. 16 сентября 1941 года в заводской коллектив влились знакомые с танкостроением работники эвакуированного ХТЗ, которые еще в Харькове начали заниматься освоением производства Т-60. Они приехали на 264-й с уже подготовленным заделом инструмента, лекал, штампов и заготовок танка, поэтому первый бронекорпус сварили к 29 сентября. Агрегаты трансмиссии и ходовой части должен был поставлять СТЗ (завод № 76). Загруженное изготовлением Т-34 и дизель-моторов В-2, к тому же оказавшееся в конце 1941 года их единственным производителем, сталинградское предприятие и поставлявший ему бронекорпуса и сварные башни для «тридцатьчетверок» завод № 264 не могли уделять легкому Т-60 столько же внимания. Тем не менее в декабре удалось собрать первые 52 машины. Всего же по июнь 1942 года здесь было выпущено 830 Т-60. Значительная их часть участвовала в Сталинградской битве, особенно в начальной ее фазе.Головным же и самым крупным заводом по выпуску Т-60 стал ГАЗ, куда 16 октября 1941 года на постоянную работу прибыл Н. А. Астров с небольшой группой московских коллег для конструкторского обеспечения производства. Вскоре его назначили заместителем главного конструктора предприятия по танкостроению, а в начале 1942-го он получил Сталинскую премию за создание Т-40 и Т-60.
В короткий срок ГАЗ завершил изготовление нестандартной технологической оснастки и с 26 октября приступил к массовому выпуску танков Т-60. Бронекорпуса для них в нарастающих количествах начали поставлять Выксунский завод дробильно-размольного оборудования (ДРО) № 177, позже – Муромский паровозоремонтный завод им. Дзержинского № 176 с его мощным котельным производством, технологически подобным танковому корпусному, и, наконец, старейший броневой завод № 178 в городе Кулебаки. Затем к ним присоединилась эвакуированная в Саратов на территорию местного паровозоремонтного завода часть подольского завода № 180. И все же бронекорпусов хронически не хватало, что сдерживало расширение массового производства Т-60. Поэтому вскоре их сварку дополнительно организовали на ГАЗе. В сентябре в Горьком изготовили всего три танка Т-60. Но уже в октябре – 215, в ноябре – 471. До конца 1941-го здесь выпустили 1323 машины.
В 1942 году, несмотря на создание и принятие на вооружение более боеспособного легкого танка Т-70, параллельное с ним производство Т-60 сохранялось на ГАЗе по апрель (всего за 1942-й – 1639 машин), на свердловском заводе № 37 – по август, на заводе № 38 – по июль. За 1942 год на всех заводах было сделано 4164 танка. Последние 55 машин завод № 37 сдавал уже в начале 1943-го (по февраль). Всего с 1941 года выпустили 5839 Т-60, армия приняла 5796 машин.
Боевое крещение
Первое массовое применение Т-60 относится к битве за Москву. Они имелись почти во всех танковых бригадах и отдельных танковых батальонах, защищавших столицу. 7 ноября 1941 года в параде на Красной площади участвовало 48 Т-60 из состава 33-й танковой бригады. Это были танки московского производства, горьковские Т-60 впервые вступили в бой под Москвой только 13 декабря.
На Ленинградский фронт Т-60 начали прибывать весной 1942 года, когда для формирования 61-й танковой бригады было выделено 60 машин с экипажами. Небезынтересна история их доставки в осажденный город. Танки решили перевозить на баржах с углем. Это было неплохо с точки зрения маскировки. Баржи везли в Ленинград топливо, примелькались противнику и не каждый раз за ними велась активная охота. К тому же уголь как балласт обеспечивал речным посудинам необходимую остойчивость.
Грузили боевые машины с пирса выше Волховской гидроэлектростанции. На уголь укладывали бревенчатые настилы, на них размещались танки, и баржи отчаливали от берега. Вражеской авиации так и не удалось обнаружить перемещение нашей воинской части.
Боевое крещение 61-й танковой бригады пришлось на 12 января 1943 года – первый день операции по прорыву блокады Ленинграда. Причем бригада, как и 86-й, и 118-й танковые батальоны, также имевшие на вооружении легкие танки, действовала в первом эшелоне 67-й армии и форсировала Неву по льду. Части, оснащенные средними и тяжелыми танками, ввели в бой только на второй день наступления, после того как был захвачен плацдарм глубиной два-три километра, а саперы усилили лед.
Воевали Т-60 и на Южном фронте, особенно активно весной 1942 года в Крыму, участвовали в Харьковской операции и в обороне Сталинграда. Т-60 составляли значительную часть боевых машин 1-го танкового корпуса (командир – генерал-майор М. Е. Катуков), совместно с другими соединениями Брянского фронта, отражавшего немецкое наступление на Воронежском направлении летом 1942 года.
К началу контрнаступления Сталинградского, Донского и Юго-Западного фронтов 19 ноября 1942 года в составе танковых бригад оставалось уже довольно мало боевых машин этого типа. Недостаточно бронированный и слабовооруженный Т-60 обладал очень низкой устойчивостью на поле боя, становясь легкой добычей средних и тяжелых танков противника. Справедливости ради надо признать, что танкисты не особенно любили эти легкобронированные и слабовооруженные машины с пожароопасными бензиновыми двигателями, называя их БМ-2 – братская могила на двоих.
Последней крупной операцией, в которой использовались Т-60, стало снятие блокады Ленинграда в январе 1944 года. Так, в числе 88 машин 1-й танковой бригады Ленинградского фронта находился 21 Т-60, в 220-й танковой бригаде их было 18, а в 124-м танковом полку Волховского фронта к началу операции 16 января 1944 года имелось в наличии лишь 10 боевых машин: два Т-34, два Т-70, пять Т-60 и даже один Т-40.
На базе Т-60 выпускалась реактивная установка БМ-8-24 (1941), а также были разработаны и изготовлены опытные образцы танка с 37-мм пушкой ЗИС-19, 37-мм зенитной самоходной установки (1942), 76,2-мм самоходно-артиллерийской установки, зенитного танка Т-60-3 с двумя спаренными 12,7-мм пулеметами ДШК (1942) и самоходно-артиллерийской установки ОСУ-76 (1944). Все эти машины оказались не слишком удачными, так как для использования в качестве базы для САУ танк Т-60 явно не подходил.
Зачем выпускали эти машины?
Обычно Т-60 сравнивают с «коллегой» по вооружению – немецким легким танком Pz.II. Это тем более интересно потому, что эти машины встречались в реальном бою. Анализируя данные этих танков, можно сказать, что советским танкостроителям удалось добиться практически одинаковой с немецкой машиной уровня защищенности, что при меньших массе и габаритах существенно повышало неуязвимость Т-60. Почти аналогичны и динамические характеристики обеих машин. Несмотря на большую удельную мощность, Pz.II не был быстроходнее «шестидесятки». Формально одинаковыми были и параметры вооружения: оба танка оснащались 20-мм пушками с близкими баллистическими характеристиками. Начальная скорость бронебойного снаряда пушки Pz.II составляла 780 м/с, Т-60 – 815 м/с, что теоретически позволяло им поражать одни и те же цели.
На самом деле все обстояло не так просто: советская пушка ТНШ-20 не могла вести огонь одиночными выстрелами, а немецкая KwK 30, равно как и KwK 38, могла, что существенно повышало точность стрельбы. Даже при ведении огня короткими очередями пушку Т-60 отдачей уводило в сторону, что не позволяло эффективно обстреливать пехоту или групповые цели (скопление автомашин например). «Двойка» оказалась эффективнее на поле боя и за счет численности экипажа, состоявшего из трех человек и имевшего к тому же гораздо лучший обзор из танка, чем экипаж Т-60. Важным преимуществом являлось и наличие радиостанции. В итоге Pz.II в качестве машины переднего края существенно превосходил «шестидесятку». Еще больше это преимущество ощущалось при использовании танков для разведки, где малозаметный, но «слепой» и «немой» Т-60 был практически бесполезен. Не лучше обстояло дело и при использовании Т-60 в качестве танка сопровождения пехоты: слишком слабая броня «шестидесятки» легко поражалась практически всеми противотанковыми средствами и тяжелым оружием пехоты вермахта.
В итоге можно сделать вывод, что танк Т-60 был совершенно не нужен Красной армии, так как никаким ТТТ (если они вообще на него разрабатывались) не соответствовал. Эти машины, редко когда переживавшие одну атаку, часто называют танками-смертниками. Без малого шесть тысяч Т-60 буквально сгорели в горниле войны. Причем сгорели почти без следа: относительно немного осталось фронтовых фотографий этих машин, мало хранится в архивах и документов об их боевом применении. До наших дней уцелело буквально несколько танков этого типа.
Сам собой возникает вопрос: зачем их вообще выпускали? Мотивация завода № 37 понятна, а вот почему Ставка ВГК согласилась с этой мотивацией? Последнее обстоятельство можно объяснить стремлением восполнить огромные потери в танках – с одной стороны и сильно завышенной оценкой численности немецкого танкового парка – с другой. Представить себе, что немцы, имея в пять раз меньше танков, чем Красная армия, добиваются успеха благодаря продуманной оргштатной структуре танковых соединений, отлично налаженному взаимодействию с другими родами войск, хорошей управляемости и передовым тактическим приемам их использования, в Ставке, видимо, просто не могли. Увы, на тот момент ничего, кроме количественного перевеса, противопоставить этому мы не могли.
Ну а если не Т-60, тогда что? Да то, чего Красной армии остро не хватало всю войну, – бронетранспортеры! Представим себе нечто напоминающее шасси Т-60, но без башни, а скажем, со шкворневой или турельной (что лучше) установкой пулемета ДТ или ДШК и противотанковым ружьем в придачу, способное перевозить хотя бы четыре-пять пехотинцев. Именно так оснащались ленд-лизовские гусеничные БТР «Универсал», ценившиеся бойцами на вес золота. А получили мы их всего две тысячи. Если бы вместо Т-60, как, впрочем, и последовавших за ними Т-70, в войска поступили 14 тысяч гусеничных бронетранспортеров, то право же, от них было бы гораздо больше толку.
Но история сослагательного наклонения не имеет. Что было, то было, и ничего уже не исправить. И не воскресить экипажи братских могил на двоих. Вечная им память, вечная им слава!
Автор: Михаил Барятинский
fishki.net
Т-60 – танк-смертник » Военное обозрение
Немало образцов боевой техники и вооружения, применявшихся в годы Великой Отечественной, прошли ее от начала до конца, что свидетельствует об удачности их конструкции и наиболее полном соответствии тактико-техническим требованиям (ТТТ). Однако целый ряд изделий советского оборонпрома, с которым Красная армия вступила в противоборство с германскими войсками, до его завершения не дожил по причине либо устарелости, либо несоответствия этим самым пресловутым ТТТ. Но ту же участь разделили и некоторые боевые машины, созданные в военную пору, в том числе легкий танк Т-60.Встречное предложение
В мае 1941 года московский завод № 37 получил задание освоить серийный выпуск легкого танка нового поколения Т-50, что вызвало шок у руководства предприятия, скромные производственные возможности которого явно не соответствовали новому объекту. Достаточно сказать, что Т-50 имел сложную планетарную восьмиступенчатую коробку передач, а зуборезное производство всегда было на этом заводе слабым местом. Вместе с тем работники завода № 37 пришли к выводу, что можно создать новый легкий танк непосредственного сопровождения пехоты. При этом предполагалось использование отработанной моторно-трансмиссионной установки и ходовой части плавающего танка Т-40. Корпус должен был иметь более рациональную форму, уменьшенные размеры и усиленное бронирование.
Убедившись в целесообразности и преимуществах такого решения, главный конструктор Н. А. Астров вместе со старшим военпредом предприятия подполковником В. П. Окуневым написал письмо И. В. Сталину, в котором обосновал невозможность выпуска танка Т-50 и с другой стороны – реальность быстрого освоения производства нового танка. Письмо в установленном порядке опустили вечером в почтовый ящик у Никольских ворот Кремля, ночью Сталин его прочел, и уже утром на завод приехал заместитель председателя СНК СССР В. А. Малышев, которому поручили заниматься новой машиной. Он с интересом осмотрел макет танка, одобрил его, обсудил с конструкторами технические и производственные проблемы и посоветовал заменить пулемет ДШК на гораздо более мощную 20-мм автоматическую пушку ШВАК, хорошо освоенную в авиации.
Уже вечером 17 июля 1941 года было подписано постановление Государственного Комитета Обороны № 179 «О выпуске легких танков Т-60 на заводе № 37 Наркомсредмаша». Необходимо отметить, что в этом постановлении речь шла не о классической «шестидесятке», а о танке Т-60 (030), внешне идентичном Т-40 за исключением кормового листа корпуса и более известном под неофициальным обозначением Т-30.
Для Т-60 (уже в варианте 060) конструктор А. В. Богачев спроектировал принципиально новый, более прочный цельносварной корпус со значительно меньшим, чем у Т-40, забронированным объемом и низким силуэтом – высотой всего 1360 миллиметров, с большими углами наклона лобовых и кормовых листов, выполненных из катаной гомогенной брони. Меньшие размеры корпуса позволили довести толщину всех лобовых листов до 15–20 миллиметров, а потом с помощью экранировки и до 20–35, бортовых – до 15 миллиметров (впоследствии до 25), кормовых – до 13 миллиметров (потом местами до 25). Водитель располагался посередине в выступающей вперед рубке с откидывающимся в небоевой обстановке лобовым щитком и верхним посадочным люком. Смотровой прибор водителя – быстросменный зеркальный стеклоблок «триплекс» толщиной 36 миллиметров находился в лобовом щитке (первоначально и по бокам рубки) за узкой щелью, прикрываемой бронезаслонкой. В днище толщиной шесть – десять миллиметров имелся аварийный люк.
Новая башня высотой 375 миллиметров, спроектированная Ю. П. Юдовичем, имела конусообразную восьмигранную форму. Она сваривалась из плоских бронелистов толщиной 25 миллиметров, расположенных под большими углами наклона, что заметно повышало ее стойкость при обстреле. Толщина передних скуловых бронелистов и маски вооружения достигла впоследствии 35 миллиметров. В крыше имелся большой люк командира с круглой крышкой. В боковых гранях башни справа и слева от стрелка выполнялись узкие щели, оборудованные двумя смотровыми приборами типа «триплекс». Башня была смещена к левому борту.
На втором опытном образце Т-60 (060) вместо ДШК установили скорострельную 20-мм пушку ШВАК-танковая с длиной ствола 82,4 калибра, созданную на основе крыльевого и турельного вариантов авиапушки ШВАК-20. Доработка пушки, в том числе и по результатам фронтового применения, продолжалась параллельно с развитием ее производства. Поэтому официально она была принята на вооружение только 1 декабря, а 1 января 1942 года получила обозначение ТНШ-1 (танковая Нудельмана – Шпитального) или ТНШ-20, как ее стали называть позже.
Для удобства наведения пушка размещалась в башне со значительным смещением от ее оси вправо, что заставило вводить поправки в показания телескопического прицела ТМФП-1. Табличная дальность прямого выстрела достигала 2500 метров, прицельная – 700, темп стрельбы – до 750 выстр/мин, масса секундного залпа бронебойными снарядами – 1,208 килограмма. Пушка имела ленточное питание емкостью 754 снаряда (13 коробок). В состав боекомплекта входили осколочно-трассирующие и осколочно-зажигательные снаряды и бронебойно-зажигательные снаряды с карбидо-вольфрамовым сердечником и высокой начальной скоростью Vo=815 м/с, что позволяло эффективно поражать легко- и среднебронированные цели, а также пулеметные точки, противотанковые пушки и живую силу врага. Введение впоследствии подкалиберного бронебойно-зажигательного снаряда повысило бронепробиваемость до 35 миллиметров. Как следствие Т-60 мог бороться на малых дистанциях с немецкими средними танками Pz.III и Pz.IV ранних вариантов при стрельбе в борт, а на дистанциях до 1000 метров – с бронетранспортерами и легкими САУ.
Слева от пушки в одной спаренной с ней установке размещался пулемет ДТ с боекомплектом 1008 патронов (16 дисков, позднее 15).
Предприятия-изготовители
15 сентября 1941 года московский завод № 37 выпустил первый серийный Т-60, однако ввиду последовавшей вскоре эвакуации производство было остановлено уже 26 октября. Всего в Москве сделали 245 танков Т-60. Вместо предполагавшегося вначале Ташкента предприятие отправили в Свердловск, где вскоре заработал новый танковый завод № 37. Собранные на нем с 15 декабря 1941 года в основном из деталей, привезенных из Москвы, первые два десятка Т-30 и Т-60 прошли 1 января 1942 года по свердловским улицам. Всего же до сентября 1942-го на Урале построили 1144 Т-60, после чего завод № 37 перепрофилировали на изготовление узлов и агрегатов к Т-34, а также боеприпасов.
К производству броневых корпусов танка Т-60 были привлечены цехи Коломенского машиностроительного завода имени Куйбышева. В октябре 1941 года часть из них, включая те, что выпускали корпуса танков Т-60 для завода № 37, эвакуировали в Киров, на площадку тамошнего машиностроительного завода НКПС имени 1 Мая. Здесь был создан новый завод № 38 и уже в январе 1942-го из его ворот вышли первые Т-60. С февраля 38-й начал их плановое производство, одновременно снабжая остальные предприятия литыми траками гусениц, которые ранее делал только СТЗ. За I квартал изготовили 241 машину, до июня – еще 535 единиц.
Т-30
Т-40
Т-70
Привлекался к производству Т-60 и завод № 264 (Красноармейский судостроительный завод в городе Сарепте под Сталинградом, ранее выпускавший речные бронекатера). Техдокументацию на танк он получил своевременно, но в дальнейшем вел машину самостоятельно, не прибегая к помощи головного предприятия, однако и не пытаясь ее модернизировать. 16 сентября 1941 года в заводской коллектив влились знакомые с танкостроением работники эвакуированного ХТЗ, которые еще в Харькове начали заниматься освоением производства Т-60. Они приехали на 264-й с уже подготовленным заделом инструмента, лекал, штампов и заготовок танка, поэтому первый бронекорпус сварили к 29 сентября. Агрегаты трансмиссии и ходовой части должен был поставлять СТЗ (завод № 76). Загруженное изготовлением Т-34 и дизель-моторов В-2, к тому же оказавшееся в конце 1941 года их единственным производителем, сталинградское предприятие и поставлявший ему бронекорпуса и сварные башни для «тридцатьчетверок» завод № 264 не могли уделять легкому Т-60 столько же внимания. Тем не менее в декабре удалось собрать первые 52 машины. Всего же по июнь 1942 года здесь было выпущено 830 Т-60. Значительная их часть участвовала в Сталинградской битве, особенно в начальной ее фазе.
Головным же и самым крупным заводом по выпуску Т-60 стал ГАЗ, куда 16 октября 1941 года на постоянную работу прибыл Н. А. Астров с небольшой группой московских коллег для конструкторского обеспечения производства. Вскоре его назначили заместителем главного конструктора предприятия по танкостроению, а в начале 1942-го он получил Сталинскую премию за создание Т-40 и Т-60.
В короткий срок ГАЗ завершил изготовление нестандартной технологической оснастки и с 26 октября приступил к массовому выпуску танков Т-60. Бронекорпуса для них в нарастающих количествах начали поставлять Выксунский завод дробильно-размольного оборудования (ДРО) № 177, позже – Муромский паровозоремонтный завод им. Дзержинского № 176 с его мощным котельным производством, технологически подобным танковому корпусному, и, наконец, старейший броневой завод № 178 в городе Кулебаки. Затем к ним присоединилась эвакуированная в Саратов на территорию местного паровозоремонтного завода часть подольского завода № 180. И все же бронекорпусов хронически не хватало, что сдерживало расширение массового производства Т-60. Поэтому вскоре их сварку дополнительно организовали на ГАЗе. В сентябре в Горьком изготовили всего три танка Т-60. Но уже в октябре – 215, в ноябре – 471. До конца 1941-го здесь выпустили 1323 машины.
В 1942 году, несмотря на создание и принятие на вооружение более боеспособного легкого танка Т-70, параллельное с ним производство Т-60 сохранялось на ГАЗе по апрель (всего за 1942-й – 1639 машин), на свердловском заводе № 37 – по август, на заводе № 38 – по июль. За 1942 год на всех заводах было сделано 4164 танка. Последние 55 машин завод № 37 сдавал уже в начале 1943-го (по февраль). Всего с 1941 года выпустили 5839 Т-60, армия приняла 5796 машин.
Боевое крещение
Первое массовое применение Т-60 относится к битве за Москву. Они имелись почти во всех танковых бригадах и отдельных танковых батальонах, защищавших столицу. 7 ноября 1941 года в параде на Красной площади участвовало 48 Т-60 из состава 33-й танковой бригады. Это были танки московского производства, горьковские Т-60 впервые вступили в бой под Москвой только 13 декабря.
На Ленинградский фронт Т-60 начали прибывать весной 1942 года, когда для формирования 61-й танковой бригады было выделено 60 машин с экипажами. Небезынтересна история их доставки в осажденный город. Танки решили перевозить на баржах с углем. Это было неплохо с точки зрения маскировки. Баржи везли в Ленинград топливо, примелькались противнику и не каждый раз за ними велась активная охота. К тому же уголь как балласт обеспечивал речным посудинам необходимую остойчивость.
Грузили боевые машины с пирса выше Волховской гидроэлектростанции. На уголь укладывали бревенчатые настилы, на них размещались танки, и баржи отчаливали от берега. Вражеской авиации так и не удалось обнаружить перемещение нашей воинской части.
Боевое крещение 61-й танковой бригады пришлось на 12 января 1943 года – первый день операции по прорыву блокады Ленинграда. Причем бригада, как и 86-й, и 118-й танковые батальоны, также имевшие на вооружении легкие танки, действовала в первом эшелоне 67-й армии и форсировала Неву по льду. Части, оснащенные средними и тяжелыми танками, ввели в бой только на второй день наступления, после того как был захвачен плацдарм глубиной два-три километра, а саперы усилили лед.
Воевали Т-60 и на Южном фронте, особенно активно весной 1942 года в Крыму, участвовали в Харьковской операции и в обороне Сталинграда. Т-60 составляли значительную часть боевых машин 1-го танкового корпуса (командир – генерал-майор М. Е. Катуков), совместно с другими соединениями Брянского фронта, отражавшего немецкое наступление на Воронежском направлении летом 1942 года.
К началу контрнаступления Сталинградского, Донского и Юго-Западного фронтов 19 ноября 1942 года в составе танковых бригад оставалось уже довольно мало боевых машин этого типа. Недостаточно бронированный и слабовооруженный Т-60 обладал очень низкой устойчивостью на поле боя, становясь легкой добычей средних и тяжелых танков противника. Справедливости ради надо признать, что танкисты не особенно любили эти легкобронированные и слабовооруженные машины с пожароопасными бензиновыми двигателями, называя их БМ-2 – братская могила на двоих.
Последней крупной операцией, в которой использовались Т-60, стало снятие блокады Ленинграда в январе 1944 года. Так, в числе 88 машин 1-й танковой бригады Ленинградского фронта находился 21 Т-60, в 220-й танковой бригаде их было 18, а в 124-м танковом полку Волховского фронта к началу операции 16 января 1944 года имелось в наличии лишь 10 боевых машин: два Т-34, два Т-70, пять Т-60 и даже один Т-40.
На базе Т-60 выпускалась реактивная установка БМ-8-24 (1941), а также были разработаны и изготовлены опытные образцы танка с 37-мм пушкой ЗИС-19, 37-мм зенитной самоходной установки (1942), 76,2-мм самоходно-артиллерийской установки, зенитного танка Т-60-3 с двумя спаренными 12,7-мм пулеметами ДШК (1942) и самоходно-артиллерийской установки ОСУ-76 (1944). Все эти машины оказались не слишком удачными, так как для использования в качестве базы для САУ танк Т-60 явно не подходил.
Зачем выпускали эти машины?
Обычно Т-60 сравнивают с «коллегой» по вооружению – немецким легким танком Pz.II. Это тем более интересно потому, что эти машины встречались в реальном бою. Анализируя данные этих танков, можно сказать, что советским танкостроителям удалось добиться практически одинаковой с немецкой машиной уровня защищенности, что при меньших массе и габаритах существенно повышало неуязвимость Т-60. Почти аналогичны и динамические характеристики обеих машин. Несмотря на большую удельную мощность, Pz.II не был быстроходнее «шестидесятки». Формально одинаковыми были и параметры вооружения: оба танка оснащались 20-мм пушками с близкими баллистическими характеристиками. Начальная скорость бронебойного снаряда пушки Pz.II составляла 780 м/с, Т-60 – 815 м/с, что теоретически позволяло им поражать одни и те же цели.
На самом деле все обстояло не так просто: советская пушка ТНШ-20 не могла вести огонь одиночными выстрелами, а немецкая KwK 30, равно как и KwK 38, могла, что существенно повышало точность стрельбы. Даже при ведении огня короткими очередями пушку Т-60 отдачей уводило в сторону, что не позволяло эффективно обстреливать пехоту или групповые цели (скопление автомашин например). «Двойка» оказалась эффективнее на поле боя и за счет численности экипажа, состоявшего из трех человек и имевшего к тому же гораздо лучший обзор из танка, чем экипаж Т-60. Важным преимуществом являлось и наличие радиостанции. В итоге Pz.II в качестве машины переднего края существенно превосходил «шестидесятку». Еще больше это преимущество ощущалось при использовании танков для разведки, где малозаметный, но «слепой» и «немой» Т-60 был практически бесполезен. Не лучше обстояло дело и при использовании Т-60 в качестве танка сопровождения пехоты: слишком слабая броня «шестидесятки» легко поражалась практически всеми противотанковыми средствами и тяжелым оружием пехоты вермахта.
В итоге можно сделать вывод, что танк Т-60 был совершенно не нужен Красной армии, так как никаким ТТТ (если они вообще на него разрабатывались) не соответствовал. Эти машины, редко когда переживавшие одну атаку, часто называют танками-смертниками. Без малого шесть тысяч Т-60 буквально сгорели в горниле войны. Причем сгорели почти без следа: относительно немного осталось фронтовых фотографий этих машин, мало хранится в архивах и документов об их боевом применении. До наших дней уцелело буквально несколько танков этого типа.
Сам собой возникает вопрос: зачем их вообще выпускали? Мотивация завода № 37 понятна, а вот почему Ставка ВГК согласилась с этой мотивацией? Последнее обстоятельство можно объяснить стремлением восполнить огромные потери в танках – с одной стороны и сильно завышенной оценкой численности немецкого танкового парка – с другой. Представить себе, что немцы, имея в пять раз меньше танков, чем Красная армия, добиваются успеха благодаря продуманной оргштатной структуре танковых соединений, отлично налаженному взаимодействию с другими родами войск, хорошей управляемости и передовым тактическим приемам их использования, в Ставке, видимо, просто не могли. Увы, на тот момент ничего, кроме количественного перевеса, противопоставить этому мы не могли.
Ну а если не Т-60, тогда что? Да то, чего Красной армии остро не хватало всю войну, – бронетранспортеры! Представим себе нечто напоминающее шасси Т-60, но без башни, а скажем, со шкворневой или турельной (что лучше) установкой пулемета ДТ или ДШК и противотанковым ружьем в придачу, способное перевозить хотя бы четыре-пять пехотинцев. Именно так оснащались ленд-лизовские гусеничные БТР «Универсал», ценившиеся бойцами на вес золота. А получили мы их всего две тысячи. Если бы вместо Т-60, как, впрочем, и последовавших за ними Т-70, в войска поступили 14 тысяч гусеничных бронетранспортеров, то право же, от них было бы гораздо больше толку.
Но история сослагательного наклонения не имеет. Что было, то было, и ничего уже не исправить. И не воскресить экипажи братских могил на двоих. Вечная им память, вечная им слава!
topwar.ru
Т-60 из Музея техники Вадима Задорожного: yuripasholok — LiveJournal
- Юрий Пашолок (yuripasholok) wrote,
Юрий Пашолок
yuripasholok
Танк, который привезли на «Моторы Войны», является одним из Т-60, воссозданных несколько лет назад в Музее техники Вадима Задорожного. Эти танки стали первенцами в новом направлении — танки для мероприятий. Так исторически сложилось, что Т-60 в целом виде попадаются крайне редко. Эти танки гибли в основном от довольно крупных калибров, а почему единственным более-менее целым элементом обычно оказывается башня. Вот башни, найденные на полях сражений в разных точках России, и стали базисом для восстановления.
В виду относительной скудности информации по Т-60 танки из Музея Техники несут скорее собирательный образ этого танка. Корпус сделан по типу ГАЗ-овского выпуска 1941 года, ходовая часть по типу танков завода №37, обвес — типовой ГАЗ, и так далее. Башни при этом разных заводов, как правило 1942 года выпуска. То есть в качестве прототипа для моделирования эти танки подходят крайне условно. Тем не менее, следует сказать большое спасибо тем, кто эти танки восстановил, именно как экспонаты эти танки выглядят великолепно. Тем более с учетом того адового объема работ, который пришлось проделать. Именно эти машины выходят на исторический парад 7 ноября на Красной Площади, они же участвуют в целом ряде мероприятий.
Т-60 спроектировали всего за 9 дней на базе Т-40. Фактически являясь упрощенной версией Т-40, танк сохранил основные концептуальные идеи предшественника. Включая механика-водителя, сидящего в рубке. Не в последнюю очередь благодаря немаленькому росту Астрова, который водил свои танки сам, даже рослый мехвод сидит внутри относительно комфортно.
Внутрь механик-водитель попадает через большой люк, конструктивно повторяющий люк Т-40. Впереди находится воздухоприток.
Фара и гудок установлены как на Т-60 выпуска завода №37. На танках других заводов электрику ставили иначе.
Довольно большой объем верхнего лобового листа занимает люк доступа к главной передаче. Та же схема перекочует и на Т-70.
По центру центрального лобового листа находится крышка для механизма ручной заводки двигателя. 4 клепки слева — это крепление главной передачи, на некоторых заводах клепку заменили сваркой, потому и клепок нет.
Буксирные крюки, во лбу их две штуки.
В отличие от Т-40, у Т-60 надгусеничные полки массивные и занимают всю длину корпуса.
Штатно на правой надгусеничной полке размещались домкрат, топор и ящик ЗИП. Впрочем, в зависимости от завода состав ЗИП мог гулять.
Слева штатно находились лопата, трос, лом и ящик ЗИП. Здесь же решение несколько иное.
Плотная компоновка заставила еще на Т-37 разместить двигатель сбоку от башни. То же самое наблюдается и на Т-60. Надмоторная плита откидывается в сторону от башни, при необходимости капремонта плита снимается вместе с подбашенным погоном.
Лючок заливки охлаждающей жидкости в радиатор.
Верхняя кормовая плита.
Слева находятся топливные баки, лючки на болтах предназначены для доступа к заливным горловинам баков.
Воздухозаборник системы охлаждения.
Как и передняя фара, кормовой фонарь сделан по типу завода №37. На танках остальных заводов фонарь был на нижнем кормовом листе.
Выхлопная труба. Глушитель штатно ставился только в конце выпуска на танках ГАЗ и завода №38.
Характерная деталь Т-60 — планка, выступающая слева от башни.
Нижний кормовой лист.
На Т-60 задний крюк выполнял также роль буксирного крюка для перевозки, например, противотанковых и дивизионных пушек. Справа был характерный выступ, который на крюке этого танка отсутствует.
Днище чуть упрощено, но в целом соответствует реальной машине.
Ходовая часть Т-60 полностью заимствована у Т-40. Те же 4 опорных катка, 3 поддерживающих катка, ведущее колесо и ленивец. Менялась только конструкция отдельных элементов, в остальном же Т-40 в чистом виде.
Гусеничная лента без изменений попала с Т-40. Благодаря тому, что танк активно эксплуатируется, хорошо видно, как выглядят траки реально ездящего танка.
Ведущее колесо и корпус бортовой передачи.
Спицованые опорные катки литой конструкции были разработаны в августе 1941 на базе катков тягача «Комсомолец». Первые катки этого типа пошли в серию в октябре 1941 года. В основном они шли на танки заводов №264 и 37, но попадались они и на ГАЗ-овских машинах.
По одному отбойнику стояло спереди и сзади.
Поддерживающий каток. На первых Т-60 было 2 типа поддерживающих катков: 2 с бандажами и задний без резины, так решался вопрос очищения ото льда. Впрочем, уже в октябре 1941 года все поддерживающие катки стали выпускаться без резиновых бандажей для экономии резины. Также следует обратить на то, что борта корпуса склепывались из двух половинок. Часть корпусов завода №264 и завода №37 выпускались со сварным соединением болтов и с минимальным использованием клепок в принципе.
Исходно ленивец на Т-60 имел диаметр 465 мм, как на Т-40. Но на части танков для упрощения ставили ленивцы диаметра 515 мм — как опорный каток.
Механизм натяжения гусеницы, особо не менялся еще со времен Т-38. Ослабил винтовое соединение, вставил лом и натянул…
Башня, единственный настоящий крупный элемент этого танка. Вечная память тем, кто погиб в этой машине…
20-мм пушка ТНШ для легализации деактивирована. Орудийную маску вокруг ТНШ пришлось восстанавливать с нуля.
С ТНШ спарен пулемет ДТ. Зачем-то поставлена насадка на ствол, которую вообще ставили в варианте ручного пулемета.
Конструктивные элементы башни. Хорошо видна разница между болотным железом и новым.
Козырек над смотровым прибором стали приваривать в 1942 году.
Заглушки пистолетных портов оказались утрачены, пришлось делать с нуля.
Также пришлось с нуля восстанавливать и башенный люк (практически без изменений он перекочевал с Т-40). Также виден воздухоприток во лбу башни. На башнях завода №37 от него избавились, заменив на воздуховод в башне, при этом лоб башни получил характерный скос.
Photo
Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq
yuripasholok.livejournal.com
Малый танк большой войны | Warspot.ru
История создания танка Т-60 нетипична для советского танкостроения. Мало того, что эту машину приняли на вооружение ещё до того, как был подготовлен первый её чертёж, так ещё с самого начала предполагалось выпускать её тысячами и сразу на трёх заводах. Хотя итоговые показатели оказались значительно скромнее первоначальных планов, более чем 5500 построенных машин – это очень приличная цифра. Продержавшийся на конвейере меньше года, с сентября 1941 по июль 1942 года, Т-60 стал самым массовым малым танком в истории. Эти машины, появившиеся на фронте в разгар битвы за Москву, внесли свою, причём довольно заметную, лепту в борьбу с врагом в самое сложное для страны время. 20 июля 2016 года Т-60 исполняется 75 лет.
Проще, ниже, толще
17 июля 1941 года было подписано постановление ГКО №179сс «О производстве лёгких танков Т-60 на заводе №37 Наркомсредмаша». Вместо предполагавшегося выпуска Т-50 завод переходил на выпуск немного упрощённого разведывательного танка-амфибии Т-40. Инициативу Н. А. Астрова и В. П. Окунева поддержали наверху, поскольку раньше октября 1941 года Т-50 можно было не ждать, да и завод №37 не очень-то подходил для производства этой довольно тяжёлой машины.
Между тем с Т-60 на базе Т-40 тоже не всё было просто. Дело в том, что корпуса и башни Т-40, которые выпускались Подольским заводом им. Орджоникидзе, имели довольно сложную конструкцию. Наибольшие проблемы возникали с башнями, обладавшими сложной формой. Высокий процент брака по корпусам и башням являлся одной из основных причин срыва графика производства Т-40, и переход в середине июля с цементированной брони на гомогенную лишь отчасти решил проблему.
Служебная записка с приложением к проекту к постановлению ГКО №222, утверждение которого открыло для Т-60 дорогу в жизньТем временем 20 июля 1941 года вышло постановление ГКО №222сс «Об изготовлении 10 тысяч лёгких танков». Согласно ему, одним из основных производителей Т-60 становился ХТЗ (г. Харьков), на долю которого приходился выпуск 3500 танков. Столько же должен был выпустить завода №37. Ещё 3 тысячи Т-60 предполагалось выпустить на ГАЗ им. Молотова, главном поставщике двигателей, КПП, опорных катков, а также других узлов и агрегатов для Т-40. Для такого крупносерийного производства даже с гомогенной бронёй корпуса и башни Т-40 не подходили совершенно, их конструкцию однозначно требовалось упрощать.
23 июля вышел приказ НКСМ №360сс, согласно которому КБ завода №37 предписывалось разработать упрощённую конструкцию корпуса и башни танка Т-60. Спустя всего два дня на заводе №37 состоялось техническое совещание в ходе которого обсуждалась конструкция танка Т-60 на базе Т-40 и дальнейшее его производство заводами ГАЗ и ХТЗ. Впрочем, реальная работа по «упрощённому Т-40» началась ещё раньше. Самые ранние из обнаруженных автором чертежей нового танка датированы 22 июля, то есть ещё до приказа НКСМ №360сс. Заводское КБ, возглавляемое Астровым, поставило мировой рекорд по скорости разработки танка: чертежи последних групп были сданы уже 28 июля, то есть весь цикл разработки документации занял неделю. Это подтверждается датами, стоящими на чертежах.
Один из чертежей 060, первая дата – 22 июля 1941 годаВо время проектирования возникла ещё одна проблема. Дело в том, что в соответствии с постановлениями ГКО на заводе №37 разрабатывалось сразу 2 танка с индексом Т-60. Деликатную проблему решили просто: новая машина получила чертёжный индекс 060, он же периодически использовался в переписке. Также сначала 060 хотели присвоить индекс Т-70. И хотя подобное обозначение использовалось всего несколько раз, этого вполне достаточно, чтобы сбить исследователя с толку. В переписке данный танк называют «Т-60 с упрощённым корпусом», Т-60М и просто Т-60. Последний индекс за “060” к осени 1941 года закрепился окончательно, но ещё в 1942 году некоторые заводы в переписке иногда называли его Т-70 и Т-60М.
Несмотря на то что по целому ряду узлов и агрегатов Т-40, Т-30 и Т-60 были идентичны, «упрощённый» вариант вполне тянет на новый танк. Поскольку амфибийность больше не числилась в предъявляемых требованиях, корпус Т-60 был полностью перепроектирован. Благодаря этому общая высота танка снизилась с 1905 до 1735 мм, и это рекордный показатель для танков, разработанных и серийно производившихся в годы Второй мировой войны. Совсем по иному, по сравнению с Т-40, было выполнено и бронирование. Корпус получил клиновидную форму, а борта, для повышения технологичности, собирались из двух половинок. Как и требовало техническое задание, толщина брони в лобовой части увеличилась до 20 мм, а бортов – до 15 мм. Общая масса возросла совсем немного – до 5800 кг. (Подробнее со внешним видом танка можно познакомиться в фотообзоре «Т-60 со всех ракурсов»).
Одновременно с корпусом была упрощена и башня. Теперь она имела гранёную форму, что заметно увеличивало технологичность. Толщина лба башни составила 20 мм, борта и кормы – 15 мм.
Опытный образец пушки ТНШ, испытанный в Т-40Последним пунктом, который требовал доработки, оставалось вооружение. Здесь история Т-60 полностью повторяла то, что происходило с Т-30. Поначалу как основное вооружение на танке хотели оставить ДШК, но выяснилось, что такого количества пулемётов производитель, завод №507, поставить не может. По этой причине был быстро найден альтернативный вариант вооружения – переделанная 20-мм авиационная пушка ШВАК. Саму пушку, получившую обозначение ТНШ, приняли на вооружение ещё до изготовления её опытного образца.
Решение вопроса с вооружением несколько затянуло сдачу документации по Т-60 заводам-изготовителям.
Жертвы задержек
Заданные постановлением ГКО №222сс сроки оказались слишком жёсткими. По плану техническая документация на «060» рассылалась КБ завода №37 к 27 июля. По факту же к этому сроку была только закончена разработка документации (исключая установку вооружения), а с 28 числа началась рассылка документации по заводам. На ХТЗ первые чертежи стали поступать с 28 июля, но основной объём документации попал на завод только к 10 августа.
Между тем Подольский завод им. Орджоникидзе к середине августа изготовил корпус опытного 060. К сборке опытного образца танка «060» на заводе №37 приступили 17 августа 1941 года, причём башню взяли от Т-40, вместе со штатным вооружением в виде 12,7-мм пулемёта ДШК. Сам пулемёт, впрочем, на танк так и не установили. Опытный танк отличался установкой на нём литых спицованных опорных катков. Их КБ завода №37 разработало как более простую в изготовлении альтернативу каткам выпуска ГАЗ им. Молотова, изготовлявшимся методом сварки и штамповки.
Опытный образец танка Т-60 в Горьком, 1942 годК концу августа опытный Т-60 был закончен. Астров с Окуневым лично перегнали его из Москвы в Горький, где машина стала эталоном для дальнейшего производства на ГАЗ им. Молотова. Эта поездка породила ряд фантазий, сводящихся к тому, что Астров и Окунев якобы так в Горьком и остались. Это не соответствует действительности: оба они вернулись на завод №37, где как раз разворачивался выпуск Т-30. Никто в здравом уме не стал бы лишать завод на столь важном этапе главного конструктора и старшего военного представителя.
Между тем, на ХТЗ ситуация с Т-60 оказалась крайне сложной. По состоянию на 16 августа на завод всё ещё не пришли технические условия на приёмку танков, отсутствовали ведомости на ЗИП. Несмотря на задержку чертежей, уже с начала августа на заводе начались подготовительные работы к развёртыванию производства Т-60. 8 августа состоялось совместное совещание руководства ХТЗ и ХЭМЗ (Харьковский электромеханический завод), по результатам которого заводы распределили между собой изготовление необходимых деталей.
Главные неприятности ожидали харьковский Т-60 в вопросе поставок корпусов и башен. Заводы-смежники, задействованные в корпусном производстве, по разным причинам задерживали его начало. Одной из таких причин, задержавших поставку башен, стала необходимость переделывания установки вооружения под ТНШ. В результате документация по башням была подготовлена лишь к концу августа.
Кроме того, производители корпусов для танков и так оказались загруженными другими заказами. Череда накладок привела к тому, что план по выпуску танков за август месяц не был выполнен. Первый опытный корпус «060» для ХТЗ был собран на Ворошиловградском заводе НКТМ им. Октябрьской Революции лишь к концу месяца.
Как можно заметить (таблица в левой части чертежа), часть элементов бронеткрактора ХТЗ-16 и танка Т-60 заводское КБ унифицировалоНа этом проблемы не заканчивались. Дело в том, что завод совместно с НАТИ предложил для армии в инициативном порядке бронетрактор ХТЗ-16 на базе СХТЗ-НАТИ. Его выпуск был одобрен в тот же день, что и Т-60, постановлением ГКО №219сс от 20 июля 1941 года. Проблемы с ХТЗ-16 оказались теми же, что и с Т-60: шасси завод сделал с большим запасом, а бронекорпусов не было. По вполне понятным причинам ХТЗ отдавал предпочтение своей разработке. Больше того, среди руководства ходили мысли, что Т-60 с них снимут, но приехавший на ХТЗ Малышев устроил нагоняй, работы по наладке производства Т-60 тут же ускорились.
Захваченные в Краматорске немцами корпуса Т-60, так и не успевшие попасть на ХТЗНесмотря на предпринятые наркомом Малышевым меры, выпуск ряда деталей задерживался. Ряд цехов ХТЗ продолжал работу по узлам и агрегатам для бронетрактора. 10 сентября на ХТЗ поступили первые два комплекта корпусов с башнями от завода “Красный Котельщик” (г. Таганрог). 13 сентября 1941 года, спустя почти месяц после планировавшегося начала производства, на ХТЗ был наконец собран первый Т-60 с использованием корпуса и башни Ворошиловградского завода. К моменту сборки первой машины на заводе имелось 12 комплектов корпусов с башнями, прибывших с трёх разных заводов-смежников. Но за сентябрь на заводе были собраны и отправлены в войска всего 7 танков, что равнялось числу имевшихся на заводе двигателей.
Уже 17 сентября началась эвакуация ХТЗ, частично его оборудование удалось перевезти в пригород Сталинграда Красноармейск. История выпускавшихся там, на заводе №264, танков Т-60 достойна отдельного повествования. Что же касается харьковских Т-60, то их судьба не ясна. 2 танка получил 71-й отдельный танковый батальон, куда попали остальные, неизвестно.
Танки вместо грузовиков
ГАЗ им. Молотова столкнулся в августе с теми же проблемами, что и ХТЗ. Задержка с рассылкой документации по Т-60 заводам-смежникам привела к тому, что план по производству корпусов оказался сорван. Несмотря на то что Выксунский завод дробильно-размольного оборудования (ДРО) с целью отработки производства собрал первый опытный корпус уже к середине августа, о начале серийного выпуска речь не шла. По мнению представителей Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ), реально поставку корпусов от заводов-смежников заводу им. Молотова стоило ожидать не ранее 1 сентября. Тем не менее, завод в течение августа полным ходом готовился к производству новой продукции. Заводское КБ, по примеру коллег с ХТЗ, переработало под свою специфику значительную часть поступившей документации.
Так Т-60 выпуска ГАЗ им. Молотова выглядели с осени 1941 по зиму 1942 годаИмелись на заводе и проблемы производственного характера. По состоянию на август 1941 года ГАЗ им. Молотова, помимо подготовки выпуска танка Т-60, занимался производством целой гаммы колёсной техники. На Выксунский завод ДРО шли шасси МС-1 для лёгких бронеавтомобилей БА-20, на Ижорский завод отправлялись шасси ГАЗ-07 для пушечных бронеавтомобилей БА-10М. Завод являлся единственным в стране производителем автомобилей грузоподъёмностью 1,5 тонны, которые были нужны фронту как воздух, и с ГАЗ задачи по их выпуску никто не снимал. Помимо этого, в августе началось серийное производство разведывательного автомобиля ГАЗ-64, а также командирской машины ГАЗ-61, последний использовал тот же двигатель, что и Т-40/Т-60. На базе ГАЗ-61 был разработан автомобиль ГАЗ-61–416, который после снятия с производства артиллерийского тягача Т-20 «Комсомолец» определялся как штатный тягач для 57-мм противотанковой пушки ЗИС-2.
После того как в конце 1940 года у завода отобрали цех по производству двигателей ГАЗ-11 (на этом месте развернули изготовление авиамоторов М-105), выпуск необходимых для собственного производства моторов удалось восстановить лишь к середине лета. Помимо всего прочего, ГАЗ и до постановления ГКО №222 был ответственен за выпуск значительной части агрегатов к малым танкам.
Из-за недостатка электрооборудования фары на большинстве танков начального периода войны отсутствовалиВ сентябре ситуация на ГАЗ оставалась в подвешенном состоянии по причине отсутствия корпусов. По состоянию на середину сентября, Муромский завод Народного комиссариата путей сообщения лишь заложил 4 комплекта корпусов и башен, не изготовив ни одного. Новокраматорский завод Народного комиссариата тяжёлого машиностроения заложил 32 корпуса с башней, не закончив к середине месяца ни одного комплекта. Выксунский завод ДРО на ту же дату заложил 6 корпусов и башен, изготовив 2 комплекта. Первый корпус с башней пришёл с Выксы на ГАЗ 17 числа, в тот же день был собран первый танк.
Для производства Т-60 на заводе был выделен новокузовной цех, который получил обозначение «цех №5». Как и в случае с ХТЗ, для ускорения ввода Т-60 на ГАЗ в производство потребовалось вмешательство сверху. В начале сентября директор завода И. К. Лоскутов был вызван на совещание в ЦК ВКП(б). На совещании под председательством Г. М. Маленкова руководство ГАБТУ потребовало от директоров заводов, выпускающих танки, ускорить начало их выпуска. Данное требование в полной мере относилось и к Лоскутову. Именно с этого момента началась постепенная переориентация ГАЗ с производства автомобилей на выпуск танков.
Танки Т-60 33-й танковой бригады на параде 7 ноября 1941 годаРеальное серийное производство Т-60 на ГАЗ началось лишь в октябре 1941 года. В десятых числах октября с завода №37 на ГАЗ отправляются Астров и Окунев. На новом месте Астров стал заместителем главного конструктора, а Окунев старшим военпредом. За первые пять дней месяца вместо запланированных 15 машин было сдано всего 5 танков, к 20 октября было сдано 69 Т-60.
20 октября на завод пришла телеграмма лично от Сталина, в которой тот потребовал увеличить объёмы производства Т-60 до 10 машин в сутки. Для изучения ситуации в Горький прибыл Малышев, его энергичные действия в немалой степени способствовали выправлению ситуации. Несмотря на имевшиеся проблемы, уже в октябре ГАЗ смог не только выполнить месячный план по выпуску танков, но и даже слегка его перевыполнить.
За увеличение производства Т-60 пришлось заплатить высокую цену: в конце октября производство автомобилей на ГАЗ оказалось практически парализовано. С производства были сняты модели ГАЗ-61–73 и ГАЗ-61–416 как использующие дефицитный двигатель. Был приостановлен выпуск ГАЗ-64, а объёмы поставок грузовиков ГАЗ АА и ГАЗ ААА снизились до минимума.
Определённую путаницу в историю создания Т-60 внесла эвакуация завода №37 в Свердловск. Видя бедственное положение с корпусами и башнями, руководство завода предложило поставить в Горький некоторое количество башен для танков Т-30, кроме того, на ГАЗ отправилось и 9 готовых Т-30, требовавших ремонта. Точное число отправленных на ГАЗ корпусов и башен неизвестно, однако по состоянию на лето 1942 года на заводе всё ещё находилось 47 комплектов. Корпуса в дело не пошли, зато можно утверждать, что было выпущено несколько десятков Т-60 с установленными на них коническими башнями. Подобные танки имелись, к примеру, в составе 33-й отдельной танковой бригады, машины которой «засветились» на параде 7 ноября на Красной Площади. Кроме того, с завода №37 было поставлено некоторое количество литых опорных катков.
Танки Т-60 с башнями от Т-30Из-за наличия проблем, связанных с зимней эксплуатацией танков, на заводе проводился ряд опытных работ. Разрабатывались траки с увеличенным шагом и длиной, а также съёмные шпоры для гусениц. Прорабатывался вопрос об изменении ходовой части: предлагалось уменьшить диаметр опорных катков и довести их число с 8 до 16 (по 8 на борт). Данное решение было продиктовано желанием более равномерно распределить удельное давление на грунт.
Также в опытном порядке конструкторское бюро ГАЗ разработало рессорную подвеску для Т-60 на случай возникновения перебоев с поставкой торсионов. А на случай перебоев с поставкой бандажей прорабатывался вопрос о замене резины на деревянные накладки. Пришлось отказаться и от установки на Т-60 радиостанций. В результате эта машина оказалась единственным советским танком военного периода, на котором радиостанций не устанавливалось в принципе. Упрощать пришлось и остальное электрооборудование.
Несмотря на то что постановление ГКО №222сс ГАЗ им. Молотова так выполнить и не смог, ценой невероятных усилий горьковчане смогли запустить полноценное производство столь необходимых танков. Если в сентябре заказчиком было принято всего 3 Т-60, то в октябре их было уже 215, а всего за 1941 год ГАЗ им. Молотова выпустил 1314 танков. Из этого числа 137 штук представляли собой шасси, на базе которых монтировались системы залпового огня М-8. Из завода-смежника ГАЗ им. Молотова превратился в одного из крупнейших производителей танков не только в СССР, но в мире.
Кроме того, после появления в руководстве заводского КБ Астрова ГАЗ стал ведущим разработчиком по теме малых и лёгких танков. Дальнейшие работы по теме 060 велись в Горьком, что же касается завода №37, то он из-за эвакуации и довольно долгого возобновления производства утратил статус головного предприятия – разработчика танка.
Подбитые в ноябре-декабре Т-60. Один из них оснащён спицованными литыми опорными катками. Танков с такими катками на ГАЗ им. Молотова выпустили немногоБезусловно, создание и производство Т-60 было во многом вынужденной мерой. Огневой мощи его 20-мм пушки хватало только на борьбу с легкобронированными целями, а бронирование защищало максимум от крупнокалиберных пулемётов. Тем не менее, лучше иметь такой танк, чем вообще никакого. В качестве машины поддержки пехоты Т-60 вполне годился, справлялся он и с ролью танка-разведчика. Маленький, довольно юркий и тихий, этот танк сыграл свою важную роль в боях конца 1941 – начала 1943 годов. А на Ленинградском фронте и в Карелии Т-60 прослужили вплоть до осени 1944 года.
Источники:
- ЦАМО РФ
- РГАСПИ
- РГАКФД
- Фоторахив автора
- Фотоархив Евгения Иванова
warspot.ru
Модель танка «Т-60» | САМОДЕЛКИН ДРУГ
Уважаемые посетители сайта «Самоделкин друг» из представленного автором материала вы узнаете как он создавал рабочую модель танка Т-60 в натуральную величину. А так же видеозаписи с испытаний машины и участие в реконструкциях боев Великой Отечественной Войны. На сегодняшний день довольно популярны сообщества реконструкторов и моделистов в одном из которых и состоит наш автор. На форуме «Луноходов нет» зарегистрирован под ником «Консерватор» Данную модель танка создавалась на протяжении 3 х лет, была проведена колоссальная работа по сбору и анализации информации по танку Т-60, потому как в мире осталось всего 6 машин и хранятся они в музеях, один в Финляндии остальные 5 разбросаны по Матушке России.
Танк у автора получился очень похожим на оригинал, гусеницы правда такие как у настоящей машины найти не удалось, но мастер сделал свои по виду хорошо схожи с натуральными, для чего использовал транспортерную ленту, а траки и направляющие клыки из металла, скрепленные болтами.
Материалы
- листовой металл 3 мм
- проф труба квадратного сечения
- двигатель «ОКА»
- ведущий мост от «Форд-Скорпио»
- транспортерная лента
- КПП ВАЗ 2108
- тормоза 2108
- аккумулятор
- катки сварные
- рессоры (КАМАЗ)
- пушка газовая «пропан-кислород»
Инструменты
- сварочный аппарат
- УШМ (болгарка)
- горелка
- токарный станок
- набор гаечных ключей
- штангенциркуль
- дрель
- сверлильный станок
- молоток
- плоскогубцы
Процесс создания модели танка Т-60 своими руками
И так, первым делом автор приступил к изготовлению корпуса машины, каркас изготавливается из проф трубы квадратного сечения.Устанавливается торсионная подвеска. Корпус танка обваривается листовым металлом. Опорные и направляющие катки самодельные, автор сварил из трубы и уголка.Моторный отсек расположен так же как и на оригинальном танке, возле механика-водителя с правой стороны. Затем мастер изготовил гусеницу, для ее создания он использовал транспортерную ленту, траки и направляющие клыки тоже самодельные. Так грунтозацепы выглядят непосредственно с лицевой стороны. После чего начинает установку и натяжку гусеницы на опорные катки танка.К великому сожалению у автора очень мало фотографий осталось с процесса постройки танка( Что ж давайте дальше рассмотрим уже готовый и собранный танк Т-60. Испытание ходовой машины на полигоне.Подвеска прекрасно выполняет свою функцию, гусеница уверенно расположена на катках.И вот собственно готовый танк предстает перед нами во всей своей красе. Так же автор участвует в исторических реконструкциях на своем танке, вот еще несколько фотографий с боев.Остановка у деревни для дозаправки и отдыха.Боец «Красной Армии» на фоне танка.
А вот для сравнения сам танк Т-60 образца 1941 года. Механик-водитель проводит ремонт машины.
Проведена колосальная работа и хочется передать автору Огромное Спасибо! Если Вам понравился материал, то ждем у нас в группе ВКонтакте
Так же мастер приложил к материалу видео с полевых испытаний танка, который вы можете просмотреть.
Большое Спасибо за внимание!
источник
www.samodelkindrug.ru