Проект тяжёлого танка прорыва Т-51 (СССР. 1937 — 1938 год)
После получения в конце сентября 1937 года технического задания на тяжелый танк прорыва конструкторский коллектив завода №183 приступил к работе сразу над несколькими проектами. Одним из них стал проект, известный под индексом Т-51. Основополагающими принципами ТТЗ являлись улучшение бронезащиты и снижение массы. Чтобы добиться этого, харьковское КБ предложило кардинально переработанный проект танка Т-35, от которого заимствовались многие элементы ходовой части, но корпус был совершенно другим. Количество башен сократили с пяти до трех …
Было предложено два варианта компоновки и размещения башен, причем в зависимости от проекта варьировалась форма башен:
1) Две башни с 45-мм пушками и двумя пулеметами ДТ (один зенитный) на высокой надстройке в средней части корпуса и одна большая башня спереди с 76,2-мм пушкой КТ-28 и одним пулеметом ДТ;

2) Главная башня с 76,2-мм пушкой КТ-28 и двумя пулеметами ДТ (один зенитный) на высокой надстройке в средней части корпуса и две башни с 45-мм пушками и одним пулеметом в передней части корпуса.
В обоих вариантах ходовая часть состояла из 8 опорных катков на каждый борт, передних направляющих колес, задних ведущих колес и крупнозвенчатой гусеницы. Наружные элементы подвески защищались фальшбортом. Место механика-водителя располагалось по продольной оси корпуса, двигатель и трансмиссия – на корме. Предположительная масса Т-51 составляла 50 тонн. Бронирование бортов и лобовой части корпуса, а также башен, должно было защищать от огня полевой артиллерии калибра до 76-мм включительно, а также от 37-мм противотанковых пушек.
Рассмотрение проекта Т-51 состоялось в декабре 1937 года, однако в предложенном виде танк заказчика не устроил. Дальнейшую проработку танка свернули, однако задел по этой машине затем был использован при работе над другими проектами.

Источник — http://www.aviarmor.net/
raigap.livejournal.com
Т-51— тяжёлый танк прорыва
В 1937 году танковый завод № 183 начал разработку нового проекта. Конструкторы планировали создать танк с небольшой массой и с улучшенной бронезащитой. Таким образом началось проектирование бронированной машины Т-51.
Основой для нового танка послужил проект Т-35. Эксперты взяли ходовую часть прошлого образца и создали новый корпус. Т-51 был оснащен только тремя башнями.
Специалисты разработали два варианта расположения и устройства башен. Согласно первому предложению, одна башня была оснащена спереди 76,2 мм танковой пушкой КТ-28 и одним пулеметом ДТ, а находящиеся в средней части корпуса две другие -45 мм пушками и двумя пулеметами.
Обе планировки предполагали ходовую часть, которая включала восемь опорных катков на каждый борт, задние ведущие колеса, передние направляющие колеса и крупнозвенчатую гусеницу.
Танк Е-51 весил около 50 тонн. Танк Т-51 мог вместить до 10 человек включительно. Бронемашина обладала следующими характеристиками: длина составляла 9 м, ширина — 3 м, высота – 4м.
Реализация именно данного проекта не была осуществлена, так как заказчик не был полностью доволен бронемашиной. Позже танк Т-51 послужил основой для разработки других бронированных машин.
tehnowar.ru
Т-51 Танкетка — aviArmor
Разработчик: КБ завода №183
Год начала работ: ноябрь-декабрь 1937
Год выпуска первого прототипа:
Проект закрыли в виду несоответствия требованиям.
После получения в конце сентября 1937 года технического задания на тяжелый танк прорыва конструкторский коллектив завода №183 приступил к работе сразу над несколькими проектами. Одним из них стал проект, известный под индексом Т-51.
Основополагающими принципами ТТЗ являлись улучшение бронезащиты и снижение массы. Чтобы добиться этого, харьковское КБ предложило кардинально переработанный проект танка Т-35, от которого заимствовались многие элементы ходовой части, но корпус был совершенно другим. Количество башен сократили с пяти до трех.
Было предложено два варианта компоновки и размещения башен, причем в зависимости от проекта варьировалась форма башен:
1) Две башни с 45-мм пушками и двумя пулеметами ДТ (один зенитный) на высокой надстройке в средней части корпуса и одна большая башня спереди с 76,2-мм пушкой КТ-28 и одним пулеметом ДТ;
2) Главная башня с 76,2-мм пушкой КТ-28 и двумя пулеметами ДТ (один зенитный) на высокой надстройке в средней части корпуса и две башни с 45-мм пушками и одним пулеметом в передней части корпуса.
В обоих вариантах ходовая часть состояла из 8 опорных катков на каждый борт, передних направляющих колес, задних ведущих колес и крупнозвенчатой гусеницы. Наружные элементы подвески защищались фальшбортом. Место механика-водителя располагалось по продольной оси корпуса, двигатель и трансмиссия – на корме. Предположительная масса Т-51 составляла 50 тонн. Бронирование бортов и лобовой части корпуса, а также башен, должно было защищать от огня полевой артиллерии калибра до 76-мм включительно, а также от 37-мм противотанковых пушек.
Рассмотрение проекта Т-51 состоялось в декабре 1937 года, однако в предложенном виде танк заказчика не устроил. Дальнейшую проработку танка свернули, однако задел по этой машине затем был использован при работе над другими проектами.
Источники:
А.Г.Солянкин, И.В.Павлов, М.В.Павлов, И.Г.Желтов «Отечественные бронированные машины 1905-1941 (1 том)»
ПРОЕКТНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ТЯЖЕЛОГО ТАНКА
Т-51 обр.1940 г.
БОЕВАЯ МАССА | ~50000 кг |
ЭКИПАЖ, чел. | ~10 |
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ | |
Длина, мм | ~9000 |
Ширина, мм | ~3000 |
Высота, мм | ~4000 |
Клиренс, мм | ? |
ВООРУЖЕНИЕ | две 45-мм пушки 20К, одна 76,2-мм пушка КТ-28 и четыре-пять 7,62-мм пулеметов ДТ |
БОЕКОМПЛЕКТ | |
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ | |
БРОНИРОВАНИЕ | противоснарядное |
ДВИГАТЕЛЬ | карбюраторный |
ТРАНСМИССИЯ | механического типа |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | (на один борт) 8 опорных катков, переднее направляющее и заднее ведущее колесо, крупнозвенчатая гусеница из стальных траков |
СКОРОСТЬ | ? |
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ | ? |
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ | |
Угол подъёма, град. | ? |
Высота стенки, м | ? |
Глубина брода, м | ? |
Ширина рва, м | ? |
СРЕДСТВА СВЯЗИ | ? |
aviarmor.net
Т-51 Википедия
Т-51 | |
---|---|
Классификация | лёгкий танк |
Боевая масса, т | 8 |
Экипаж, чел. | 2 |
Годы производства | Не производился |
Годы эксплуатации | не эксплуатировался |
Количество выпущенных, шт. | нет |
Основные операторы |
Т-51 — проект лёгкого танка, разрабатывавшийся КБ завода № 185 в рамках темы «Замок» в 1937—1938 гг.
История разработки[ | ]
Техническое задание[ | ]
В конце 1937 года АБТУ выдало КБ завода №185 под руководством и. о. начальника Россе задание на разработку эскизного проекта лёгкого двухместного колёсно-гусеничного неплавающего танка «для дальней разведки и глубоких рейдов конно-механизированных групп». Задание ограничивало массу танка 8 тоннами и предусматривало компоновку по типу танков Кристи и вооружение, состоящее из 12,7-мм пулемёта ДК (боекомплект 500 патронов), спаренного с 7,62-мм пулемётом ДТ (боекомплект 2500 патронов). За образец ходовой части предлагалось принять ходовую часть шведского танка Landsverk L-30, в котором переход с гусеничного хода на колесный осуществлялся экипажем без покидания машины — колеса опускались и поднимались на специальных рычагах.
Итог проектирования[ | ]
В январе техническое задание по ходатайству начальника АБТУ Д. Павлова было изменено — предлагалось усилить вооружение по типу танков БТ (45-мм полуавтоматическая или 37-мм автоматическая пушка). В случае установки 45-мм полуавтомата экипаж следовало дополнить третьим членом, заряжающим. В результате этих изменений масса танка возросла, и использование ходовой части по типу танка L-30 стало невозможным, в результате чего работы по проекту были свёрнуты, и началась разработка проекта Т-116.
Литература[ | ]
- Свирин М. Н. Танковая мощь СССР. Часть II: В тяжкую пору.
Ссылки[ | ]
ru-wiki.ru
Т-51 Википедия
Т-51 | |
---|---|
Классификация | лёгкий танк |
Боевая масса, т | 8 |
Экипаж, чел. | 2 |
Годы производства | Не производился |
Годы эксплуатации | не эксплуатировался |
Количество выпущенных, шт. | нет |
Основные операторы |
Т-51 — проект лёгкого танка, разрабатывавшийся КБ завода № 185 в рамках темы «Замок» в 1937—1938 гг.
История разработки
Техническое задание
В конце 1937 года АБТУ выдало КБ завода №185 под руководством и. о. начальника Россе задание на разработку эскизного проекта лёгкого двухместного колёсно-гусеничного неплавающего танка «для дальней разведки и глубоких рейдов конно-механизированных групп». Задание ограничивало массу танка 8 тоннами и предусматривало компоновку по типу танков Кристи и вооружение, состоящее из 12,7-мм пулемёта ДК (боекомплект 500 патронов), спаренного с 7,62-мм пулемётом ДТ (боекомплект 2500 патронов). За образец ходовой части предлагалось принять ходовую часть шведского танка Landsverk L-30, в котором переход с гусеничного хода на колесный осуществлялся экипажем без покидания машины — колеса опускались и поднимались на специальных рычагах.
Итог проектирования
В январе техническое задание по ходатайству начальника АБТУ Д. Павлова было изменено — предлагалось усилить вооружение по типу танков БТ (45-мм полуавтоматическая или 37-мм автоматическая пушка). В случае установки 45-мм полуавтомата экипаж следовало дополнить третьим членом, заряжающим. В результате этих изменений масса танка возросла, и использование ходовой части по типу танка L-30 стало невозможным, в результате чего работы по проекту были свёрнуты, и началась разработка проекта Т-116.
Литература
- Свирин М. Н. Танковая мощь СССР. Часть II: В тяжкую пору.
Ссылки
wikiredia.ru51 — это… Что такое Т-51?
Т-51 | |
---|---|
Классификация | лёгкий танк |
История | |
Количество выпущенных, шт. | нет |
Основные операторы |
Т-51 — проект лёгкого танка, разрабатывавшийся КБ завода № 185 в рамках темы «Замок» в 1937—1938 гг.
История разработки
В конце 1937 года АБТУ выдало КБ завода №185 под руководством и. о. начальника Россе задание на разработку эскизного проекта лёгкого двухместного колёсно-гусеничного неплавающего танка «для дальней разведки и глубоких рейдов конно-механизированных групп». Задание ограничивало массу танка 8 тоннами и предусматривало компоновку по типу танков Кристи и вооружение, состоящее из 12,7-мм пулемёта ДК (боекомплект 500 патронов), спаренного с 7,62-мм пулемётом ДТ (боекомплект 2500 патронов). За образец ходовой части предлагалось принять ходовую часть шведского танка Landsverk L-30, в котором переход с гусеничного хода на колесный осуществлялся экипажем без покидания машины — колеса опускались и поднимались на специальных рычагах.
В январе техническое задание по ходатайству начальника АБТУ Д. Павлова было изменено — предлагалось усилить вооружение по типу танков БТ (45-мм полуавтоматическая или 37-мм автоматическая пушка). В случае установки 45-мм полуавтомата экипаж следовало дополнить третьим членом, заряжающим. В результате этих изменений масса танка возросла, и использование ходовой части по типу танка L-30 стало невозможным, в результате чего работы по проекту были свёрнуты, и началась разработка проекта Т-116.
Литература
- Свирин М. Н. Танковая мощь СССР. Часть II: В тяжкую пору.
Ссылки
dic.academic.ru
Т-51 — Википедия
Т-51 | |
---|---|
Классификация | лёгкий танк |
Боевая масса, т | 8 |
Экипаж, чел. | 2 |
История | |
Годы производства | Не производился |
Годы эксплуатации | не эксплуатировался |
Количество выпущенных, шт. | нет |
Основные операторы |
Т-51 — проект лёгкого танка, разрабатывавшийся КБ завода № 185 в рамках темы «Замок» в 1937—1938 гг.
История разработки[править]
Техническое задание[править]
В конце 1937 года АБТУ выдало КБ завода №185 под руководством и. о. начальника Россе задание на разработку эскизного проекта лёгкого двухместного колёсно-гусеничного неплавающего танка «для дальней разведки и глубоких рейдов конно-механизированных групп». Задание ограничивало массу танка 8 тоннами и предусматривало компоновку по типу танков Кристи и вооружение, состоящее из 12,7-мм пулемёта ДК (боекомплект 500 патронов), спаренного с 7,62-мм пулемётом ДТ (боекомплект 2500 патронов). За образец ходовой части предлагалось принять ходовую часть шведского танка Landsverk L-30, в котором переход с гусеничного хода на колесный осуществлялся экипажем без покидания машины — колеса опускались и поднимались на специальных рычагах.
Итог проектирования[править]
В январе техническое задание по ходатайству начальника АБТУ Д. Павлова было изменено — предлагалось усилить вооружение по типу танков БТ (45-мм полуавтоматическая или 37-мм автоматическая пушка). В случае установки 45-мм полуавтомата экипаж следовало дополнить третьим членом, заряжающим. В результате этих изменений масса танка возросла, и использование ходовой части по типу танка L-30 стало невозможным, в результате чего работы по проекту были свёрнуты, и началась разработка проекта Т-116.
- Свирин М. Н. Танковая мощь СССР. Часть II: В тяжкую пору.
www.wiki-wiki.ru