Легкий танк Pz.I (Sd.Kfz.101) (Германия)

Характеристики легкого танка Pz.I (Sd.Kfz.101)

Страна: Германия
Тип: Легкий танк
Дата выпуска: 1934 год
Длинна: 1,72 м
Ширина: 2,06 м
Высота: 4,02 м
Броня, лоб: 13 мм
Броня, борт: 13 мм
Броня, башня: 13 мм
Экипаж: 2 человека
Двигатель: Vierzylinder-Boxermotor Krupp M305, 57 л.с.
Дальность хода: 145 км
Максимальная скорость: 32,2 км/ч (по дороге), 8,4 км/ч (по бездорожью)
Масса:5,4 т
Вооружение:2×7,92-мм MG 13 (1525 патронов)

В 1933 году управление вооружений сухопутных войск Германии предложило фирмам «Крупп», «Хеншель», МАН, «Крупп-Грузон» и «Даймлер-Бенц» разработать проект 5-тонной танкетки. По три машины каждой фирмы с примерно одинаковыми параметрами (максимальной массой 3,5 т и скоростью 37 км/ч) весной 1934 года поступили в учебные подразделения. После сравнительной оценки проектов предпочтение отдали проекту фирмы «Крупп».

Легкий танк Pz.I Ausf. A.

Машина была принята на вооружении под индексом Pz. Kpfw. I Ausf. A. В июле 1934 года началось её производство. Танк имел четырехцилиндровый двигатель воздушного охлаждения «Крупп» М305 мощностью 57 л.с и пятиступенчатую коробку. Место водителя смещено влево от оси по ходу движения, башня, напротив, смещена вправо. Эта модификация имела смешанную подвеску ходовой части — передний каток на индивидуальном узле со спиральной пружиной, остальные блокировались попарно с листовыми четвертьэллиптическими рессорами. Задний каток выполнял роль ленивца. Отличительной особенностью являлась балка жесткости, соединяющая обе тележки катков.

Танк вооружался спаренной пулеметной установкой. Всего по 1936 год изготовили 818 легких танков Pz. Kpfw. I Ausf. A.

Легкий танк Pz.I (Sd.Kfz.101)

Легкий танк Pz.I Ausf. B.

В 1935 был создан Pz. Kpfw. I Ausf. B. На нем установили более мощный шестицилиндровый мотор фирмы «Майбах», из-за чего повысилась скорость движения. Увеличена была и длина корпуса — ввели еще один каток и подняли ленивец. Машина потяжелела, но бронирование и вооружение остались прежними. Эти машины выпускались до июня 1937-го (всего 675 единиц), а строительство шасси продолжалось до 1941 года.

На 1 сентября 1939 года в войсках имелось 1145 машин, а на 1 июня 1941-го их числилось 843. В 1942 году оставшиеся в строю Pz. Kpfw. I, которых осталось около 700 шт, переквалифицировали в учебные и в боях практически не использовали.

Командирские танки и спецмашины на базе легкого танка Pz.I

В 1935-1937 годах фирма «Даймлер-Бенц» построила 184 малых командирских танка Kl Pz Bf Wg I Ausf. B (Sd. Kfz 265). Вместо башни они имели вместительную рубку с пулеметом в шаровой установке. Боевая масса машины составляла 5,9 т, экипаж — 3 человека. Использовались командирами танковых рот, батальонов, полков и бригад. Придавались также подразделениям связи и артиллерийской разведки.

В 1936-1938 годах выпустили 164 легких ремонтно-эвакуационных машин Ber Pz I Ausf. B. Без башни, вооружения, и кранового оборудования их масса составляла 4,0 т. В экипаж помимо командира и водителя входили несколько ремонтников.

Легкий танк Pz.I (Sd.Kfz.101)

В сентябре 1939 года 51 танк переделали в транспортеры боеприпасов Mun Schl. Башню сняли, а отверстие под нее закрыли броневым листом. Со временем обе модификации стали базовыми (после переделки) и для некоторых образцов самоходных установок. И еще по крайней мере три танка переделали в огнеметные машины — Flammenwerfer auf Pz Kpfw I Ausf. A.

Всего было изготовлено 1536 единиц Pz I всех модификаций


источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет

armedman.ru

Легкий танк Pz.Kpfw.I Panzerkampfwagen I, Pz.I (Sd.Kfz.101)

Танк был разработан фирмой "Крупп" в 1933 году и после испытаний был принят на вооружение вермахта в июле 1934 года. Танк был выполнен по следующей компоновочной схеме: силовая установка располагалась сзади, в средней части со смещением вправо от продольной оси танка была установлена башня с вооружением, а слева находилось место механика-водителя. Силовая передача и ведущие колеса располагались спереди. В качестве двигателя использовался карбюраторный двигатель воздушного охлаждения. Вооружение состояло их двух спаренных 7,92-мм пулеметов, установленных в общей маске. Наведение пулеметов на цель осуществлялось совместно, спуск - раздельно. В 1935 году танк был модернизирован. В ходе модернизации была изменена ходовая часть и установлен более мощный шестицилиндровый двигатель. Это позволило несколько повысить скорость движения танка. Модернизированный танк получил обозначение Т-I/В в отличие от первоначальной модификации, получившей обозначение Т-I/А. Опыт использования танков Т-I обоих модификаций в ходе гражданской войны в Испании показал, что бронирование и вооружение этих машин слишком слабое. Поэтому в 1938 г. производство танка Т-I/В прекратили, но его шасси выпускалось до 1941 г. и использовалось для создания самоходных артиллерийских установок и командирских машин.

Легкий танк "Panzerkampfwagen" I составлял основу парка немецких танковых войск во время захвата Польши в сентябре 1939 года и французской кампании в мае-июне 1940 года. В меньших количествах этот танк фашисты использовали на Балканах (1941), в Северной Африке и на Восточном фронте (1941-1942). После того, как на вооружение немецкой армии приняли новые, более совершенные машины, танки PzKpfw I были направлены для выполнения вспомогательных функций и подготовки личного состава.

Из истории создания легкого танка Pz I

Версальский договор (1919) накладывал на Германию большие ограничения в области вооружений, в том числе было полностью запрещено производить танки, бронеавтомобили и формировать танковые войска. Согласно Версальскому договору Германия могла иметь только ограниченное количество бронемашин, предназначенных для полиции.

Немцы не обременяли себя соблюдением условий Договора. Вопреки запрету велись секретные работы в области организации и тактики танковых войск и подготовки кадров. Кроме того, немцы приступили к проектированию и постройке моделей новых танков. В 1925 году фирмы "Rheinmetall-Bozing", "Krupp" и "Daimler-Benz" получили от Управления вооружений Рейхсвера заказ на разработку нового типа тяжелого танка. Этот проект получил условное обозначение "Grosstraktor" ("большой трактор"). При этом создавалось впечатление, что работы ведутся над сельскохозяйственной или дорожной машиной. В 1928 году провели ходовые испытания прототипов танков фирм "Krupp" и "Rheinmelall-Borzing". В следующем году на танковом полигоне "Кама" около Казани (СССР) провели цикл испытаний танка фирмы "Daimler-Benz".

В то же самое время были построены опытные образцы легкого танка, названного соответственно "Leichttraktor" ("легкий трактор") и самоходной артиллерийской установки, созданной на шасси гусеничное тягача WD (Rheinmetall-Borzing) и вооруженной пушкой калибра 77-мм. Ни одна из машин не удовлетворила требованиям заказчика, поэтому начались работы над следующими прототипами.

В 1931 году генерал-майор Освальд Лутц, инспектор автомобильных войск Рейхсвера, выдвинул проект формирования в будущем больших танковых частей, признавая при этом, что результаты всех предыдущих попыток создать танк не привели к ожидаемым результатам. Под влиянием взглядов начальника своего штаба подполковника Гейнца Гудериана, Лутц приказал разработать модель легкого танка массой около 5000 кг, с тем, чтобы получив свободу в военных вопросах, то есть разорвав Версальский Пакт, можно было с помощью этих машин немедленно приступить к подготовке личного состава. До тех пор подготовка будущих танкистов шла на деревянно-картонных макетах, установленных на шасси легковых автомобилей "Наnomag" 25 PS, "Opel" 24 и Adler "Standard" 6.

Прототип танка PzKpfw I - LKA фирмы "Крупп".

Заказ на разработку легкого танка был выдан четырем фирмам: "Daimler-Benz", "Rheinmetall-Borzing", "MAN" (Maschinenfabrik Augsburg-Nuerenberg) и "Krupp". К тому времени фирма Круппа уже располагала готовым проектом "маленького трактора " LKA, сконструированного инженерами Хогельлёхом (Hogelloch) и Вёльфертом (Woelfert). Новый танк получил дезинформирующее название Landwirtschaftlicher Schlcpper - LaS ("сельскохозяйственный тягач"). Первый прототип был закончен в июле 1932 года. При постройке шасси применили технические решения, использованные в конструкции английскою легкого танка Carden Loyd Mk VI (два шасси этого танка в 1929 году Советский Союз закупил у Англии и небесплатно продемонстрировал их немцам). Летом 1933 года первые пять шасси LaS, которые были немного модифицированы по сравнению с LKA опробовали на полигоне в Куммерсдорфе. Отличия нового шасси заключалось в использовании продольной балки, соединявшей три опорных катка с направляющим колесом и установки трех поддерживающих катков. Корпус и башню разработала фирма Daimler-Benz. Пять фирм: "Krupp-Grusson","MAN", "Daimler-Beriz", "Henschel" и "Rheinmctall-Borzing" - изготовили по три прототипа. Первые шасси, обозначенные как I LaS Ktupp, изготовили к концу 1933 года на фирме "Krupp-Grusson". Следующую партию шасси выпустила фирма "Henschel" в феврале 1934 года. Первые 15 танков были полностью укомплектованы в конце апреля 1934 года.

Танк Sd.Kfz.101 Pz.Kpfw I Ausf.A.

В сентябре 1934 года танки 1 LaS "Krupp" были переданы "Kraftlehr Kommando Zossen" (Учебная группа автомобильных войск в Цоссене), состоявшей из трех рот. В дальнейшем группу преобразовали в 1-й танковый полк. В Ордфуре подобным же образом был сформирован 2-й танковый полк. Летом 1935 года эти части принимали участие в учениях около Мюнстера, впервые продемонстрировав машину.

Танк Sd.Kfz.101 Pz.Kpfw I Ausf.A.

Вскоре танк 1 LaS "Krupp" сменил название на Pz.Kpfw.l Ausf.A. В это же время была принята и сквозная система обозначений для всех подвижных средств Вермахта - "Kraftfahrzeuge Nummer-sustem der Wermacht". По этой системе танк Pz.l и его последующие модификации имели номера от Sd.Kfz.101 до Sd.Kfz.120 (Sd.Kfz. - "Sonderkraftfahrzeug" - машина особого назначения, спецмашина), а командирский вариант - Sd.Kfz.265. Всего было выпущено 477 танков Pz.Kpfwl Ausf.A (349 - на заводах "Henschel"и 128 - на заводах "MAN").

Танк Sd.Kfz. 101 Pz.Kpfw I Ausf. A.

Эксплуатация показала, что танки версии Pz.Kpfw.l Ausf.A. нуждаются в модернизации, главным образом, в замене силового агрегата. Мощности 57-сильного двигателя "Krupp" М305 недостаточно. Не помогла и осуществленная в опытном порядке установка на танк Pz.l Ausf.A дизельного двигателя "Krupp" М601 мощностью 60 л.с. при 2200 об/мин. Проблему удалось решить, смонтировав на машину шестицилиндровый бензиновый мотор "Maybach " NL38TR мощностью 100 л.с.

Этот мотор был заметно больше прежнего, поэтому пришлось удлинить корпус на 400-мм. В результате в ходовой части появилась еще одна пара опорных катков, а ленивец был немного приподнят над уровнем земли. Кроме того, изменились задняя стенка и крыша моторно-трансмиссионного отделения. Выхлопную трубу вывели через задний борт, в отличие от Pz.l Ausf.A, имевшего две выхлопные трубы по бортам.

Танк Sd.Kfz.101 Pz.Kpfw I Ausf.B.

На машинах первых серий использовались пулеметы MG-13, которые позже заменили на более современные MG-34. С 1936 года боезапас увеличили до 90 магазинов. Танк получил новую приемопередающую радиостанцию Fu5. Запас топлива увеличился на 2 л. При этом его расход, по сравнению с Pz.l Ausf.A, возрос со 100 л до 125 л на 100 км. Во всем остальном обе модификации были практически идентичными.

Танк Sd.Kfz.101 Pz.Kpfw I Ausf.B.

Производство танков модификации "В" велось на заводах "Henschel", "Krupp-Gruson" в Магдебурге, а с 1936 года и на заводах "MAN" в Нюренберге и "Wegmann" в Касселе. Их выпуск продолжался до середины 1937 года. За это время было изготовлено 1016 танков Pz.l Ausf.B, а фирмой "Wegmann" в 1938 году еще 22 корпуса. Из-за малой надежности на дальние расстояния танки перевозились на автомобилях. Для этого в Германии разработали несколько моделей тяжелых грузовиков грузоподъемностью 8,8 - 9,5 т. Наиболее массовыми были "Bussing-NAG" 900 и 900А, "Faun" L900D567. Для транспортировки танков использовались и трофейные машины: чешские "Skoda" 6VTP6-T и "Skoda" 6К, "Tatra" Т81, французские "Laffli" S45TL, "Bernard" и "Willeme".

Танк Sd.Kfz.101 Pz.Kpfw I Ausf.B.

Также на вооружении Вермахта состояли специальные прицепы Sd.Anh.115 грузоподъемностью 8000 кг и Sd.Anh.116 грузоподъемностью 22 т (Sd.Anh. - Sonder Anhanger -специальный прицеп). В качестве буксировщиков для них применялись тяжелые колесные тягачи типа "Hanomag" SS100 или полугусеничные 18-тонники Sd.Kfz.9 фирмы Famo, хотя Panzer I спокойно буксировался даже восьми- и пятитонными тягачами.

Полугусеничный 18-тонный тягач Sd.Kfz.9 фирмы "Famo" - "schwere Zugkraftwagen" 18t "FAMO"

Производство танков Pz.Kpfw.I

Год

1933

1934

1935

1936

1937

1938

Всего

Шасси

31

337

811

574

114

 

1867

Корпуса

 

54

851

565

255

22

1747

Башни

 

54

851

557

31

 

1493

Некоторое количество машин не имело бронекорпусов и использовалось в учебных целях, поэтому существует разница в количестве произведенных шасси и корпусов. Число башен меньше числа корпусов, поскольку часть машин была выпущена в качестве безбашенных машин управления. Несколько танков были переоборудованы под тягачи артиллерийских систем калибра 75-мм и 105-мм.

 



pro-tank.ru

T1 Cunningham | World of Tanks

В начале ХХ века ещё никто не мог предположить, что танкам суждено стать главной ударной силой армии. Считалось, что танки должны быть средством поддержки пехоты: прикрывать наступающих солдат своей бронёй и помогать им в подавлении огневых точек противника. Борьба с теми укреплениями, которые были танкам не по зубам, велась силами артиллерийских подразделений с заранее подготовленных позиций.

В середине 1920-х годов американское командование признало танк М1917, стоявший на вооружении армии, устаревшим и разработало техническое задание на создание усовершенствованной боевой машины. В 1924 году руководитель разработки был направлен в арсенал Рок-Айленд для помощи в создании лёгкого танка весом не более пяти тонн.

В сотрудничестве с инженерами фирмы Cunningham (известной своими гусеничными тракторами) и военными, а также ознакомившись с опытом зарубежных коллег (в первую очередь британских создателей боевой машины Medium Mk.II), разработчики пришли к выводу, что классическая компоновка танка неидеальна. После объединения американских наработок с зарубежными был создан прототип лёгкого танка T1. Испытания шасси прототипа показали, что требуются многочисленные изменения конструкции: «тракторное прошлое» давало о себе знать. Шасси было высокотехнологичным и позволяло развивать на шоссе скорость до 29 км/ч — рекорд среди подобных машин. К сожалению, этот показатель невозможно было продемонстрировать в боевых условиях, так как оказалось, что шасси очень плохо справляется с преодолением пересечённой местности, снарядных воронок и т. д.

Конструктивно шасси состояло из 16 опорных катков малого диаметра (по 8 на каждый борт) с амортизацией на пружинных рессорах, 6 поддерживающих роликов, передних направляющих и задних ведущих колёс. Корпус танка имел смешанную клёпано-сварную конструкцию из катаных броневых листов толщиной от 10 до 15 мм. В передней части корпуса находилось моторно-трансмиссионное отделение, где размещался 8-цилиндровый бензиновый двигатель Cunningham мощностью 132 л.с. при 2600 об/мин, топливный бак на 58,5 галлона (221,5 литра) и механическая трансмиссия с 4-скоростной коробкой передач. Двигатель запускался при помощи электрического стартера. Отделение управления, совмещённое с боевым, находилось ближе к кормовой части танка. Экипаж Т1 состоял из двух человек: механика-водителя и командира (он же стрелок).

Вооружение устанавливалось только в башне и состояло из 37-мм пушки M5 L/50 (с боезапасом в 104 выстрела, по другим данным — 80) и спаренного с ней 7,62-мм пулемёта Browning M1919A4 (3000 патронов). Небольшой калибр компенсировался дульной скоростью снаряда этого орудия — 777 м/с, что позволяло бороться с любой бронетехникой на дистанциях до 1000 метров.

Разработка лёгкого танка Т1 велась весь 1926 год, и в начале 1927 года прототип передали военным для ходовых испытаний. К их разочарованию, опытный образец обладал низкими ходовыми качествами: танк с трудом преодолевал ров шириной более двух метров, а из-за жёсткой подвески вести огонь на ходу было затруднительно. Потребовались доработки, и следующий прототип Т1Е1 получил улучшенную конструкцию корпуса. В 1928 году армия приняла его на вооружение под индексом M1. 4 танка были направлены на войсковые испытания в 4th Tank Company (Форт-Мид, Мэриленд), где активно эксплуатировались в течение 1930 года. Итогом этих испытаний стала модификация Т1Е2, которую оснастили более мощным двигателем, модифицированной башней (без скошенных верхних бронелистов) и усиленным бронированием лобовой части. Позднее на этот танк была установлена 37-мм длинноствольная пушка.

Последней модификацией T1 стал вариант Е3 с подвеской на пружинных рессорах и длинноствольной пушкой. Тем не менее из-за многочисленных недоработок наладить серийное производство лёгких танков T1 не удалось. В настоящее время единственный экземпляр T1E1 хранится в экспозиции американского танкового музея при Абердинском полигоне.

Обсудить материал вы можете здесь.

Рендеры данной машины во всех разрешениях находятся здесь.

Скачать брошюру с развёрткой модели и исторической статьёй (6,22 МБ).

worldoftanks.ru

Быстроходный танк по-немецки | Warspot.ru

Появление танка Medium Tank M1931 конструкции Джона Уолтера Кристи вызвало настоящую революцию в мировом танкостроении. Появился новый тип танка – быстроходный. Благодаря высокой скорости эти машины могли решать, помимо традиционного сопровождения пехоты, целый ряд других задач. Сразу в нескольких странах начались работы по созданию танков, концептуально схожих по назначению с танком Кристи. В значительной степени к таким быстроходным танкам относится и Pz.Kpfw.III – основной немецкий танк в 1940–43 годах. Какой была история его создания?

Новый класс

К началу 30-х годов конструкторы Германии в обстановке секретности работали над двумя типами танков. Первый из них, Grosstraktor (Gr.Tr., то есть большой трактор), представлял собой машину среднего класса с боевой массой 16 тонн. Вторым типом был Leichttraktor (L.Tr., то есть легкий трактор), 9-тонная боевая машина, вооружённая 37-мм пушкой. Очень похожая по концепции на американский Light Tank T1, эта машина создавалась с оглядкой на английский средний танк Medium Tank Mk.I. Основным назначением немецкого лёгкого танка должно было стать сопровождение пехоты. Работы велись на конкурсной основе: по два танка выпустили Rheinmetall и Krupp. Машины испытывались в СССР, на полигоне «Кама» под Казанью. По итогам испытаний в конструкцию танков были внесены изменения, касавшиеся в основном ходовой части.

Между тем, конец 20-х и начало 30-х годов стали временем больших перемен в мировом танкостроении. Несмотря на общий кризис, на свет появилось несколько боевых машин, которые стали знаковыми. Дуэт Джона Кардена и Вивиана Лойда, объединившийся с оружейным гигантом Vickers-Armstrongs Limited, явил на свет танкетки Carden-Loyd и лёгкий танк Vickers Mk.E. Несмотря на то что для английской армии обе машины оказались проходными, они оказали огромное влияние на конструкцию танков в других странах.

Не стала исключением и Германия. В 1931 году немцами был закуплен артиллерийский тягач Vickers-Carden-Loyd, выполненный по той же компоновочной схеме, что и танки конструкции Кардена и Лойда. Проведённые испытания показали, что система с передним расположением трансмиссии и ведущих колёс имеет массу преимуществ. Взяв за основу английский тягач, концерн Krupp разработал свою машину, получившую обозначение Kleintraktor. Она не только стала основой для появления лёгкого танка сопровождения пехоты Pz.Kpfw.I, но и предопределила концепцию типичного немецкого танка вообще. В соответствии с этой концепцией, немецкий танк был машиной с кормовым расположением бензинового двигателя, трансмиссия и ведущие колёса которой находились впереди. Башня устанавливалась на съёмной подбашенной коробке.

В 1933 году один из Leichttraktor конструкции Rheinmetall получил свечную подвеску. Это стало первым шагом к будущему Pz.Kpfw.III

Появление танка Кристи лишь усугубило и без того незавидное положение Leichttraktor. Эксперименты по танку продолжались и в 1933 году, но было очевидно, что время «лёгкого трактора» ушло. Американской машиной в Германии серьёзно заинтересовались. Более того, согласно сведениям Питера Чемберлена, немцы склоняли Кристи работать на них, предлагая сумму в 1 миллион долларов. Но глава U.S. Wheel Track Layer Corporation показал им на дверь. Впрочем, это не помешало немецким инженерам из Rheinmetall-Borsig AG сделать собственную версию подвески Кристи. Её испытали на одном из L.Tr. Rhm., но дальше экспериментов дело не продвинулось, по крайней мере, с этим типом танка.

Обсуждение будущей замены Leichttraktor началось в конце 1933 года. Согласно первым прикидкам, вооружение в виде 37-мм пушки, которое ставилось на L.Tr., заказчиков в лице немецких военных вполне устраивало. Полноценные требования к новому типу танка появились немного позже – в январе 1934 года. 27 числа 6-е Управление вооружений, отвечавшее за разработку бронетанковой техники, запустило процесс разработки танка с 37-мм пушкой, боевая масса которого оценивалась примерно в 10 тонн. Разработка концепции танка шла в тесном сотрудничестве с концерном Krupp. Оружейному гиганту не терпелось «расквитаться» с компанией Daimler-Benz, которая незадолго до того утёрла Krupp нос, отхватив контракт на изготовление башен и подбашенных коробок для La.S. (будущий Pz.Kpfw.I). На Krupp рассчитывали, что смогут взять реванш и получить контракт на новую боевую машину.

Впрочем, в дальнейшем события развивались не совсем так, как рассчитывали в Krupp. В 6-м Управлении вооружений вполне справедливо полагали, что конкурсная основа гораздо лучше. Посему к весне 1934 года задание на разработку было выдано четырём фирмам: Daimler-Benz, Krupp, MAN и Rheinmetall-Borsig. Машина получила обозначение Z.W. (Zugführerwagen), то есть «машина командира взвода». Также использовалось обозначение Gefechtskampfwagen 3.7 cm, «боевая машина с 37-мм пушкой». Наконец, называли будущий танк и Vskfz 619, то есть «опытная машина 619». Согласно спецификации, разработанной 6-м Управлением вооружений, танк 10-тонного весового класса должен был иметь 300-сильный 10-литровый двигатель Maybach HL 100 TR и 6-скоростную коробку переключения передач ZF SSG 75. Оговаривалась и ширина трака, которая должна была составить 326 мм.

Так выглядел Z.W. разработки Krupp. В работу пошла лишь башня, идея заодно сделать и сам танк понимания у 6-го Управления вооружений не нашла

Предложенные проекты по своим параметрам во многом оказались схожими. В своих исследованиях Томай Йентц и Хилари Дойл приводят лишь характеристики проектов Daimler-Benz, MAN и Rheinmetall-Borsig. Вместе с тем, и Krupp проводил аналогичные работы и даже изготовил полноразмерный деревянный макет. Согласно имеющимся данным, боевая масса всех проектов оценивалась в 12 тонн, длина составляла от 5,1 до 5,4 метра, ширина составляла около 2,6 метров, высота – порядка 2,4 метров. Увы, никаких графических материалов по изначальным проектам не сохранилось.

По результатам рассмотрения проектов, работы по шасси и башням разделили. До конца 1934 года компании Daimler-Benz и MAN получили контракты на изготовление одного шасси для Z.W. каждая, Krupp и Rheinmetall-Borsig получили контракты, согласно которым должны были построить по одной опытной башне. Конструкторы Krupp всё же продолжили работы и по шасси, но на этот раз номера в стиле B.W. провернуть не удалось, и дальше деревянного макета разработка не продвинулась. Вскоре из проекта вышла MAN, в результате чего Daimler-Benz получила контракт на два опытных шасси танка. Кстати, в конце 1934 года он получил название 3.7 cm Geschütz-Kampfwagen, то есть «боевая машина с 37-мм орудием».

На пути к серии

Опытные образцы шасси Z.W. были изготовлены в августе 1935 года. К тому моменту танк снова переименовали – теперь он стал называться 3.7 cm Geschütz-Panzerwagen, то есть «бронированная машина с 37-мм орудием». Одновременно шли работы по башням, причём Krupp изготовил не одну, а две опытные башни.

Параметры изготовленных Daimler-Benz шасси несколько отличались от изначальных характеристик Z.W. Машина получилась на 40 см длиннее и почти на 20 см шире. Как и требовала спецификация, на танк был установлен 300-сильный двигатель Maybach HL 100 TR с КПП ZF SSG 75. Несмотря на то что максимальная скорость машины оценивалась всего в 40 км/ч, стоит лишний раз напомнить о танке Кристи. При массе в те же 12 тонн он имел двигатель мощностью 343 лошадиные силы. Как можно заметить, характеристики удельной мощности и боевой массы у танков довольно близкие, что простым совпадением назвать сложно.

Продольный разрез башни разработки Rheinmetall-Borsig

Дополнительным указанием на то, что послужило для немцев образцом при разработке Z.W., является ходовая часть. Как уже упоминалось, ещё в 1933 году на Leichttraktor обкатывался немецкий вариант подвески Кристи. Так вот, и на новый танк он перекочевал в не особо изменённом виде. Надо сказать, что немецкие инженеры по-своему подошли к вопросу свечной подвески. Их не устраивал тот факт, что элементы подвески занимали довольно большой внутренний объём корпуса. Этого удалось избежать, разместив элементы подвески снаружи. При этом длина свечи оказалась заметно меньше, чем у танков Кристи. Меньшими по размеру оказались и опорные катки, которые ставились по 5 штук на борт. К слову, очень похожую по конструкции ходовую часть в 1942 году применили американцы на истребителе танков Gun Motor Carriage T49. Даже число опорных катков было тем же – по 5 на борт. Вряд ли и это было простым совпадением.

Эта же башня установлена на шасси опытного Z.W., 1935 год

На этом, впрочем, сходство с танком Кристи заканчивалось. Ведущие колёса и ленивцы на немецком прототипе использовались совершенно иной конструкции, да и общая компоновка не имела с «американцем» ничего общего. Немцы использовали ленивцы большого диаметра. Ведущие колёса, тоже большого диаметра, имели не гребневое зацепление гусениц, а зубчатое. При этом венец делался съёмным. Ведущие колёса, как и трансмиссия, находились в передней части корпуса, что позволило значительно увеличить объём боевого отделения. С траками конструкторам пришлось сделать отступление от изначального проекта и увеличить их ширину до 360 мм.

Ничего общего с американским танком не имел и корпус. Он получился довольно широким. При этом в отделении управления размещался не только механик-водитель, но и стрелок-радист. Благодаря характерной «ступеньке» подбашенной коробки и наличию боковых смотровых приборов из отделения управления обеспечивался неплохой обзор. Толщина бронелистов корпуса варьировалась от 10 до 14,5 мм, обеспечивая защиту от пуль винтовочного калибра. На опытных Z.W., впрочем, использовалась неброневая сталь.

На втором опытном Z.W. установили башню, разработанную Krupp

К августу 1935 года были готовы и башни альтернативных конструкций. Обе они проектировались трёхместными, при этом командир танка находился позади орудия и имел командирскую башенку. В конструкции башен угадывалось влияние разработок по теме прототипа среднего танка Nb.Fz., а также башни для La.S. Особенно сильно влияние Nb.Fz. ощущалось в конструкции башни Rheinmetall. Командирская башенка была взята с минимальными изменениями, очень похожими выглядели и боковые люки, которые, как и на Nb.Fz., откидывались назад. При этом общая форма башни сильно напоминала увеличенную конструкцию, которую Daimler-Benz разработала для La.S.. Борта и корма башни представляли собой единую гнутую деталь, что было не очень хорошо с точки зрения технологичности изготовления. Орудийная установка имела внешнюю маску.

В таком виде башня пошла на первые серийные Pz.Kpfw.III

Конструкторы Krupp при разработке своего варианта также во многом отталкивались от идей, реализованных в башне для Nb.Fz. Как и конструкторами Rheinmetall, ими были во многом заимствованы командирская башенка и боковые люки. Одновременно в Krupp проектировали башню для танка поддержки B.W. (прототипа Pz.Kpfw.IV), неудивительно, что во многом башни этих двух танков получились похожими. По итогам испытаний, проходивших в течение 1935 года, стало ясно, что Krupp со своей работой справилась гораздо лучше. Был составлен список из 25 позиций, по которым в башню следовало внести изменения, но это не особо омрачало общую картину.

Без большой серии

В апреле 1936 года танк обрёл, наконец, название, под которым он всем известен. Отныне он стал Panzerkampfwagen III (3.7 cm), то есть «бронированная боевая машина III с 37-мм пушкой». Одновременно ей присвоили сквозной индекс Sd.Kfz.141, то есть «спецмашина 141». А год спустя была выпущена серия из 10 танков, которые получили серийные номера шасси 60101–60110.

Серийный Pz.Kpfw.III Ausf.A из состава 5-го танкового полка 3-й танковой дивизии

Хотя общая компоновочная схема, а также форма корпуса и башни остались прежними, серийные Pz.Kpfw.III Ausf.A достаточно сильно отличались от исходного Z.W. В первую очередь это касается ходовой части. Ведущие колёса и ленивцы переделали, последние стали меньшими по диаметру. Немного другой оказалась и конструкция подвески, в которой также установили амортизаторы для передних опорных катков. На танке появились смотровые лючки, а механик-водитель получил специальный смотровой прибор для боевого вождения. Наконец, вместо двигателя Maybach 100 TR был установлен другой мотор – HL 108 TR объёмом 10,8 литров и мощностью 250 лошадиных сил.

Эта же машина в ходе учений

Ряд изменений претерпела и башня. Первый вариант орудийной маски признали неудачным, её пришлось переделывать. Кроме того, изменилась конструкция командирской башенки. По итогам эксплуатации выяснилось, что пулемётным огнём башенных пулемётов часто повреждалась антенна. Для предотвращения её повреждений под орудийной маской было установлено специальное ограждение, которое отводило антенну.

Хорошо заметно, что ходовую часть, по сравнению с опытными Z.W., переделали

Столь небольшой размер первой серии (10 танков) во многом объясняется проблемами с ходовой частью. Хотя напрямую об этом не пишется, судя по всему, немцы столкнулись с теми же симптомами, что советские военные на более поздних модификациях БТ, а затем на Т-34. Дело в том, что подвеска Кристи в своём исходном варианте довольно чувствительна к росту массы. В случае с Pz.Kpfw.III Ausf.A боевая масса достигла 15 тонн, то есть на 3 тонны (на четверть) больше, чем исходный проект Z.W. Результатом перегрузки ходовой части стала увеличившаяся продольная раскачка корпуса, причём наличие амортизатора, вероятно, не особо повлияло на общую картину. Проблемы, судя по всему, проявились ещё на стадии испытаний, поскольку ещё в начале 1936 года Daimler-Benz получила контракт на изготовление танков Z.W.3 и Z.W.4 с рессорной тележечной подвеской.

Танк из состава 1-го танкового полка 1-й танковой дивизии во время боёв в Польше. Сентябрь 1939 года

Несмотря на проблемы с подвеской, Pz.Kpfw.III Ausf.A не только попали в войска, но даже немного повоевали. Причина оказалась прозаичной: на тот момент в вермахте других средних танков просто не было. Трагикомичность ситуации была в том, что более тяжёлых Pz.Kpfw.IV, «танков поддержки», выпускалось на тот момент больше, чем Pz.Kpfw.III. Впервые отметку объёма выпуска 10 танков в месяц Pz.Kpfw.III удалось преодолеть только в июле 1939 года.

Первые серийные Pz.Kpfw.III поступили в 1-й танковый полк 1-й танковой дивизии, а также 5-й полк 3-й танковой дивизии. Машины довольно активно использовались в манёврах вермахта и часто попадали в объективы фотокамер. Первоначально они несли трёхцветный камуфляж, но к началу Второй мировой войны танки перекрасили в утверждённый с 1938 года тёмно-серый цвет. В составе тех же формирований танки участвовали в боях 1939 года. Из первой линии их вывели только после того, как в танковые части попало достаточное количество Pz.Kpfw.III модификаций Ausf.E-G.

Pz.Kpfw.III Ausf.A в одной из учебных частей. Танк сохранил оригинальный трёхцветный камуфляж

На этом служба первых Pz.Kpfw.III отнюдь не закончилась. Танки перешли в разряд учебных машин, их распределили по тренировочным центрам. При этом с некоторых танков были сняты башни вместе с подбашенными коробками, и в таком виде они «прожили» как минимум пару лет. Окончательно Pz.Kpfw.III Ausf.A списали только по износу.

Подвергшийся переделке танк. На нём стоит новая установка курсового пулемёта, фара Notek. Также сзади ставили дымовые гранатомёты

Несмотря на столь неоднозначный дебют, неудачным Z.W. назвать крайне сложно. Да, его ходовая часть подкачала, и с ней пришлось мучиться ещё пару лет. Тем не менее, в целом, как первый немецкий средний танк машина получилась очень неплохая. Запас по возможной модернизации у неё оказался впечатляющим. Pz.Kpfw.III последних модификаций были более чем в полтора раза тяжелее, чем Pz.Kpfw.III Ausf.A, а толщина их лобовой брони выросла в 3 раза.

Уже к 1939 году машина стала едва ли не лучшим средним танком мира, и только встреча на поле боя с Т-34 принципиально изменила эту радостную для немцев картину. Хотя надо сказать, и советскую машину Pz.Kpfw.III превосходил по некоторым параметрам, особенно по обзорности. Впрочем, история превращения Z.W. из «гадкого утенка» в один из лучших танков начального периода Второй мировой войны вполне достойна быть темой отдельного рассказа.


Источники и литература:

  • Panzer Tracts No.3–1 Panzerkampfwagen III Ausf.A, B, C, und D, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2006, ISBN 0–9771643–4–9
  • Фотоархив автора

warspot.ru

Немецкий легкий танк Pz.I (Т-1)

Танки СССР

"Тигр" или кто?

 Многих до сих пор волнует вопрос, какой же танк был лучшим танком Второй Мировой войны. Они тщательно сравнивают таблицы ТТХ, говорят о толщине брони, бронепробиваемости снарядов и еще о многих других цифрах из таблиц ТТХ. В разных источниках приведены разные цифры, поэтому начинаются споры о достоверности источников. За этими спорами забывается, что сами по себе цифры в таблицах еще ни о чем не говорят...                                                            читать дальше...
 

Авиация СССР

Вспомни тот МиГ

Истребитель И-200 (в дальнейшем – МиГ-1 и МиГ-3) можно назвать дальним потомком И-16, во многом от него отличавшимся, но сохранившим тем не менее отдельные «родовые черты».                                                      читать дальше...

"Яшка" против "Худого"

 Первым из истребителей нового поколения в январе 1940 года вышел на испытания самолет авиаконструктора А.С, Яковлева И-26, позднее переименованный в Як-1.

читать дальше... 

Эх печки Лавочки

 Наиболее ярким представителем «деревянного стиля» в со­ветской истребительной авиации времен войны был самолет авиаконструкторов С.А. Лавочкина, В.П. Горбунова и М.И. Гудкова И-301, получивший при запуске в серию обозначение ЛаГГ-3, а также его дальнейшее развитие — Ла-5 и Ла-7

читать дальше...

      

Самолеты Люфтваффе
Вот такая Штука

Пренебрежительная оценка пикировщика Ю-87 была в нашей литературе столь же общим местом, что и восхвале­ние штурмовика Ил-2...       

 читать дальше...

РАЗРУШИТЕЛИ ГОРОДОВ

Дать наиболее достоверную оценку эффективности действий немецкой бомбардировочной авиации можно  опираясь только на свидетельства понесшей потери от ее воздействия стороны. То есть по докладам и донесениям командиров разных уровней Красной Армии. И эти донесения свидетельствуют о высокой результативности немецких летчиков...

читать дальше... 

Военно Морские силы

ВМФ стран перед Второй Мировой

 

 Содержание действительно мощных Военно-Морских сил дело обременительное для любой экономики мира. Пожирающие огромные материальные ресурсы ВМС могли позволить немногие страны. Военные флоты скорее становились орудием политики и иметь мощные линкоры считалось престижным.

 

 

vspomniv.ru

Трофейная бронетанковая техника вермахта. СССР » Военное обозрение

Самые крупные трофеи немцам достались в ходе операции «Барбаросса». Достаточно сказать, что к 22 августа 1941 года они подбили и захватили 14 079 советских танков. Однако попытки использовать столь богатые трофеи с самого начала были сопряжены с большими трудностями. Значительная часть советских танков была настолько разбита в бою, что годилась разве что на металлолом. У большинства же танков, не имевших видимых внешних повреждений, при осмотре обнаруживались поломки агрегатов двигателя, трансмиссии или ходовой части, устранить которые оказалось невозможно из-за отсутствия запасных частей.

Первые советские танки Т-26, захваченные в качестве трофеев, начали использоваться Вермахтом уже летом 1941 года. На фото вверху — танк Т-26 обр.1939 г. вытаскивает завязший в грязи 3-тонный грузовик «Мерседес-Бенц»


Такой же танк охраняет тыловой парк одной из пехотных частей Вермахта

Главной же причиной слабого интереса немцев к трофейной советской бронетехнике были высокие потери Германии в собственных боевых машинах и связанная с этим колоссальная загруженность ремонтно-эвакуационных и восстановительных служб. Заниматься трофейными танками было просто некогда. В результате к октябрю 1941 года в немецких войсках находилось всего около 100 советских танков различных типов. Остальная, брошенная на поле боя советская бронетехника, простояв под открытым небом зиму 1941/42 года, восстановлению уже не подлежала. В этот период Вермахт получил с ремонтных предприятий лишь несколько Т-26 (Pz.740(r), БТ-7 (Pz.742(r) и Т-60. Большинство же машин, в первую очередь, Т-34 (Pz.747(r) и KB (Pz.753(r), использовавшихся фронтовыми частями, были захвачены в полностью исправном состоянии, сразу вводились в строй и эксплуатировались до тех пор, пока не были подбиты или не выходили из строя по техническим причинам.

Лишь с середины 1942 года на вооружение частей, оснащенных трофейными советскими танками, стали поступать машины с германских ремонтных предприятий. Основным из них, специализировавшимся на нашей технике, был ремзавод в Риге. Кроме того, с 1943 года отдельные Т-34 восстанавливались на заводах фирмы Daimber-Benz в Берлине и фирмы Wumag в Герлитце.

Танки Т-26 в немецкой полевой мастерской. На переднем плане — Т-26 обр.1933г. с красной звездой и надписью «Захвачен 15-м пехотным полком». На втором плане — Т-26 обр. 1939 г. с крестом, названием Tiger II и тактическим значком 3-й танковой дивизии СС «Мертвая голова»


Трофейный советский танк Т-26 обр. 1939 г., используемый для отработки учебно-боевых задач по взаимодействию с пехотой, в одной из частей Вермахта

После вторичного захвата немцами Харькова весной 1943 года в цехах Харьковского тракторного завода дивизией СС «Рейх» была создана ремонтная мастерская, в которой прошли восстановление несколько десятков танков Т-34. Для частей СС вообще являлось характерным более активное использование трофейных советских танков. При этом в ряде случаев они состояли на вооружении танковых подразделений совместно с немецкими танками. В дивизии «Рейх» сформировали отдельный батальон, на вооружении которого числилось 25 танков Т-34. Некоторая их часть оборудовалась немецкими командирскими башенками.

Танк БТ-7 обр. 1935 г. в Вермахте. 1943 (или 1944) год. Боевая машина выкрашена в желтый цвет

Красноармеец осматривает вкопанный в землю танк БТ-7 обр.1937 г., использовавшийся немцами в качестве неподвижной огневой точки. 1943 год

Трофейный танк Т-34 из состава 98-й пехотной дивизии Вермахта. Восточный фронт, 1942 год

Танки Т-34 из состава 3-й танковой дивизии СС «Мертвая голова». 1942 год

Отдельные танки Т-34 без башен использовались немцами в качестве эвакуационных тягачей.

Что же касается тяжелых танков KB, то, судя по имеющимся данным, в немецких частях число их было невелико и вряд ли превышало 50 единиц. В основном это были танки КВ-1 Челябинского производства с пушками ЗИС-5. Однако есть сведения и об использовании в Вермахте некоторого количества, видимо, очень небольшого, танков КВ-2.

Вместо большого люка на крыше башни этого танка Т-34 установлена командирская башенка, заимствованная у танка Pz.lll

Немецкие командирские башенки устанавливались и на некоторых трофейных Т-34 более поздних модификаций — с так называемой улучшенной башней

Трофейный танк Т-34, переделанный немцами в зенитную самоходную установку с 20-мм счетверенной автоматической пушкой. 1944 год

Судя по фотографиям, на некоторых KB, для улучшения обзорности, устанавливали командирские башенки от немецких танков Pz.III и Pz.IV. Наиболее же творчески к этому вопросу подошли в 22-й немецкой танковой дивизии. Захваченный этим соединением в конце лета 1943 года танк КВ-1 оборудовали не только командирской башенкой, но и перевооружили немецкой 75-мм длинноствольной пушкой.

Трофейные танки Т-34 ремонтируются в цеху Харьковского паровозостроительного завода. Весна 1943 года. Работы осуществлялись силами специального предприятия, созданного в структуре 1-го танкового корпуса СС

Отремонтированные танки Т-34 вошли в состав смешанной танковой роты дивизии СС «Рейх», где использовались совместно с немецкими Pz.IV

Один из танков Т-34 моторизованной дивизии «Великая Германия». На переднем плане — бронетранспортер Sd.Kfz.252. Восточный фронт, 1943 год

В мае 1942 года в ходе подготовки немецкого десанта на остров Мальта (операция «Геркулес») предполагалось сформировать роту из трофейных тяжелых танков КВ. На них планировалось возложить борьбу с английскими пехотными танками «Матильда», входившими в гарнизон острова. Однако потребного количества исправных танков KB не оказалось и эту идею реализовать не удалось, тем более, что и сама высадка на Мальту так и не состоялась.

Некоторое количество трофейных легких танков Т-70 и Т-70М применялась частями Вермахта под обозначением Panzerkampfwagen Т-70®. Точное число этих машин неизвестно, но вряд ли их было больше 40 - 50 штук. Чаще всего эти танки использовались в пехотных дивизиях и полицейских частях (Ordnungspolizei), причем в последних (например, в 5-й и 12-й полицейских танковых ротах) Т-70 эксплуатировались до конца 1944 года. Кроме того, довольно много Т-70 со снятыми башнями использовались для буксировки 50- и 75-мм противотанковых пушек.

Еще один вариант использования трофейной техники — верхняя часть корпуса и башня танка Т-34 стали основой при создании бро-невагона — истребителя танков (Panzerjagerwagen). 1944 год

Бронетанковая техника во дворе ремонтного завода в Восточной Пруссии: танки «Пантера», Т-34 и двухбашенный Т-26(!). 1945 год (в центре)

Тяжелый танк КВ-1, использовавшийся в составе 1-й танковой дивизии Вермахта. Восточный фронт, 1942 год

Очень редко трофейные советские танки переоборудовались немцами в САУ. В этом отношении самым массовым можно считать эпизод изготовления в конце 1943 года десяти самоходных орудий на базе танка Т-26. Вместо башен на них установили 75-мм французские пушки (7,5-ст Рак 97/98 (f), прикрытые щитом. Эти машины поступили на вооружение 3-й роты 563-го противотанкового дивизиона. Впрочем, боевая служба их была недолгой — уже 1 марта 1944 года все они были заменены САУ «Marder III».

Известен случай переделки танка Т-34 в зенитную самоходную установку. Штатная башня была демонтирована, а вместо нее установлена вращающаяся открытая сверху специальная сварная башня с 20-мм счетверенной установкой Flakvierling 38. Весной 1944 года эта машина числи лась в составе 653-го тяжелого противотанкового дивизиона САУ «Фердинанд».

Монтаж 75-мм танковой пушки KwK40 с длиной ствола в 43 калибра в башню трофейного советского танка КВ-1. 22-я танковая дивизия Вермахта, 1943 год

«Монстр Сталина» — тяжелый танк КВ-2 в строю Панцерваффе! Боевые машины этого типа использовались немцами в количестве нескольких экземпляров, тем не менее, судя по фото, как минимум одна из них была оборудована немецкой командирской башенкой

В целом же количество использовавшихся германскими войсками советских танков было весьма ограничено. Так, по официальным данным, в мае 1943 года в Вермахте насчитывалось 63 русских танка (из них 50 — Т-34), а в декабре 1944 года — 53 русских танка (из них 49 — Т-34).

Конечно, эти данные нельзя считать полными, так как в них, скорее всего, не учтены отдельные машины, применявшиеся вне подразделений трофейных танков, как в танковых и моторизованных, так и в пехотных дивизиях Вермахта и войск СС.

Трофейный танк Т-60 буксирует 75-мм легкое пехотное орудие. Обращает на себя внимание тот факт, что на этой машине, используемой в качестве тягача, сохранена башня. 1942 год

Этот, лишенный башни, трофейный Т-60 используется как легкий бронетранспортер, вооруженный пехотным пулеметом MG34. Воронеж, лето 1942 года

Переделанный в тягач легкий танк Т-70 буксирует 75-мм противотанковую пушку Рак 40

Всего же за период с июня 1941 по май 1945 года немецкие войска ввели в строй и использовали в боях с Красной Армией более 300 советских танков.

Советские бронеавтомобили применялись в основном в тех частях Вермахта и войск СС, которые их захватили, да и то крайне ограниченно. В числе эксплуатировавшихся немцами советских бронеавтомобилей можно упомянуть БА-20 — (Panzerspahwagen ВА 202(г), БА-6, БА-10 (Panzerspahwagen ВА 203(г) и БА-64. Трофейные полубронированные артиллерийские тягачи «Комсомолец» немцы использовали по прямому назначению — для буксировки легких артиллерийских орудий. Известен случай установки на крыше броневой кабины тягача 37-мм противотанковой пушки Рак 35/36 за штатным щитом.

Тягач — трофейный советский танк Т-70 без башни — буксирует трофейную же советскую 76-мм пушку ЗИС-3. Ростов-на-Дону, 1942 год

Немецкий офицер использует в качестве наблюдательного пункта башню трофейного бронеавтомобиля БА-3. 1942 год. На колеса задних мостов надеты гусеницы «Оверолл»

Предотвращая атаку собственной авиации, немецкие солдаты торопятся укрепить флаг со свастикой на захваченном советском бронеавтомобиле БА-10

topwar.ru

Т-1 (Pz.I) легкий танк

Легкий танк Т-1 (Pz.I)

Т-1 (Pz.I)

В 1933 году управление вооружений сухопутных войск Германии объявило конкурс на создание легко бронированной учебной машины с массой до 5000 кг. В тендере приняли участие пять компаний, которые вскоре представили свои образцы. После испытаний в лучшую сторону были отмечены ходовая часть фирмы «Крупп» и конструкция корпуса компании «Даймлер». Им было предложено продолжить разработку, а в июле 1934 года были заказаны первые 150 машин, которым присвоили обозначение SdKfz.101 Ausf А по сквозной системе обозначения всех подвижных средств передвижения Вермахта (Sonderkraftfahrzeug - машина специального назначения). По классификации танков Вермахта эти легкие танки обозначались Pz.Kpfw.I Ausf А или упрощенно Pz.IА, или Pz.I Ausf А. По советской классификации Т-1А.

Легкий танк Т-1А (Pz.IА) снабжался бензиновым двигателем М 305 фирмы «Крупп». Помимо малой мощности, двигатель отличался невысокой надежностью, поэтому вскоре стали устанавливать более мощную силовую установку. Это, в свою очередь, позволило удлинить корпус машины с увеличением на один опорный каток с каждого борта. Новая модель была запущена в производство на заводах «Хеншель» и «Вегманн» в 1935 году и получила название Т-1Б (Pz.IВ) (Pz.Kpfw.I Ausf B, SdKfz.101 Ausf B) согласно различным системам классификации. Только в 1935 году было произведено более 800 таких машин.

Легкие танки Т-1 (Pz.I) были впервые применены в боях в ходе гражданской войны в Испании. К началу Второй мировой войны в войска было поставлено порядка 1445 таких машин, многие из которых участвовали в польской кампании. Однако легкий танк Т-1 (Pz.I) имел слабую броневую защиту (7-13 мм) и вооружение. Поэтому при вторжении немецких войск во Францию в 1940 году их насчитывалось всего 523 единицы.

К концу 1941 года большинство легких танков Т-1 (Pz.I) были сняты с вооружения боевых частей и переоборудованы в командные, транспортные и другие специализированные машины.

Самой смелой идеей оказалось предложение установить на шасси легкого танка Т-1 (Pz.I) орудие калибра 150 мм. Несмотря на то, что ходовая часть не выдерживала такой нагрузки, особенно при выстреле, было выпушено около 40 таких машин. В результате вернулись к изначальному пулеметному варианту: в башне, установленной в центральной части корпуса и смещенной вправо, были размещены два пулемета калибра 7,92 мм, левее от них располагалось место механика-водителя.

armoredgun.org

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о