Содержание

Легкий танк / противотанковая САУ Ikv 91 (Швеция) » Военное обозрение

В первой половине шестидесятых годов состояние парка бронетехники шведской армии оставляло желать лучшего. Большая часть имеющихся машин состояла на вооружении с пятидесятых годов, а кроме того, имелось заметное количество еще более старой техники. Как следствие, требовалось начать перевооружение армии с использованием новейших образцов. Именно с этой целью командование дало старт нескольким новым проектам бронемашин различного назначения. По результатам некоторых работ задача огневой поддержки пехоты и борьбы с танками противника была возложена на машину Ikv 91.

В тот период основой шведской самоходной артиллерии были машины Ikv 102/103, созданные в пятидесятых годах на основе идей и решений времен Второй мировой войны. За прошедшее время такая техника устарела, причем не столько физически, сколько морально. Армии срочно требовалась самоходная артиллерийская установка, отвечающая современным требованиям и способная бороться с существующими угрозами. По этой причине идея модернизации какого-либо из имеющихся образцов сразу была отвергнута. Новая САУ должна была создаваться с нуля, хотя и не исключалось использование некоторых имеющихся идей.



Опытный образец САУ / легкого танка Ikv 91. Фото Ointres.se

С учетом предполагаемых особенностей современной войны заказчик в лице шведского министерства обороны сформировал технические требования к перспективной технике. Требовалось создать самоходную установку с орудием достаточной мощности, пригодным для борьбы с танками потенциального противника. Одновременно с этим машина должна была получить шасси с высокими показателями подвижности и проходимости, а также с возможностью пересечения водных преград вплавь. При всем этом новая противотанковая самоходка должна была отличаться от существующих танков меньшей массой и меньшей стоимостью.

Перспективный образец бронетехники был обозначен как Infanterikanonvagn – «Пехотная машина с орудием». Предполагаемый способ боевого применения позволял относить технику к категории противотанковых САУ или истребителей танков. Тем не менее, ряд характерных особенностей готовой техники оставлял возможность отнести ее к классу легких танков. Примечательно, что шведские специалисты не стали относить новую разработку к одному из классов существующих классификаций. Наоборот, они использовали свое собственное определение, отражавшее предназначение боевой машины.

В 1965 году министерство обороны Швеции объявило конкурс на создание перспективной бронемашины, предназначенной для замены устаревшей техники. Свои заявки на участие в программе прислали компании Bofors, Landsverk и Hägglunds & Söner. В течение нескольких следующих месяцев конструкторские бюро трех компаний разработали 14 вариантов предварительного проекта нового истребителя танков. Далее были выбраны наиболее удачные предложения, которые и стали участниками финального этапа конкурса. Именно эти проекты тщательно изучались военными с целью окончательного выбора будущей техники для войск.


Макет бронемашины. Заметны некоторые отличия от полноценного прототипа. Фото Ointres.se

Сравнив несколько предварительных проектов, армия выбрала самый удачный и наиболее соответствующий имеющимся требованиям. Лучшим соотношением технических, боевых и эксплуатационных характеристик должен был отличаться проект самоходки от компании Hägglunds. Именно она получила заказ на дальнейшее развитие проекта с последующим строительством и испытаниями опытной техники. При получении требуемых результатов компания-разработчик также могла рассчитывать на крупный контракт, оговаривающий серийное производство техники. Новый проект бронемашины для армии получил официальное обозначение Infanterikanonvagn 91 (сокращенно Ikv 91).

Проанализировав требования и возможности, конструкторы компании Hägglunds предложили достаточно интересный способ решения поставленных задач. По их мнению, бороться с бронетехникой противника должна была легкая боевая машина, имеющая максимальное сходство с танками. На корпусе с гусеничным шасси следовало монтировать башню с орудием достаточной мощности. Одновременно с этим машина должна была отличаться минимальным весом, для чего ее можно было оснастить относительно слабым бронированием. Несмотря на сокращение уровня защиты, это позволяло довести подвижность до требуемого уровня, а также обеспечить плавучесть, тем самым повысив общую мобильность.

Следует отметить, что именно характерная архитектура и компоновка будущей бронемашины позволяет классифицировать ее как легкий плавающий танк. Подобные особенности конструкции должны были присутствовать и у иных машин, разрабатывавшихся в рамках программы Infanterikanonvagn, однако параллельно предлагались некоторые другие проекты, как традиционного «самоходного», так и необычного вида.


Компоновка боевого отделения и размещение укладок. Рисунок Ointres.se

В соответствии с оригинальной концепцией, позволявшей выполнить все предъявленные требования, легкий танк / САУ Ikv 91 должен был иметь сравнительно тонкое бронирование. Корпус предлагалось сваривать из броневых листов толщиной от 4 до 8 мм, что позволяло обеспечить всеракурсную защиту только от пуль стрелкового оружия. Одновременно с этим наиболее толстые лобовые детали, расположенные под наклоном, позволяли выдержать попадание снаряда автоматической пушки калибра 20 мм. Компенсировать недостаток брони предлагалось при помощи повышенной подвижности и сниженной заметности на поле боя.

Машина получила лобовую часть корпуса характерной формы. Имелся незначительно выгнутый наружу верхний лист, снизу соединявшийся с прямоугольной наклонной нижней деталью. Необходимо заметить, что на верхней лобовой детали имелись крепления для двух частей волноотражающего щитка. Эти детали имели прямоугольную форму и не слишком плотно прилегали к броне, из-за чего при первом взгляде может показаться, что лоб танка был построен по схеме «щучий нос». Тем не менее, там был именно единый выгнутый лист.

Верхняя лобовая деталь имела увеличенную ширину, из-за чего полностью перекрывала фронтальную проекцию развитых надгусеничных ниш. Последние имели узкие борта, расположенные с незначительным наклоном внутрь. Сверху корпус защищался относительно тонкой горизонтальной крышей. Узнаваемой чертой бронемашины Ikv 91 было плавное сопряжение некоторых деталей: верхние части бортов, соединяясь с лобовым листом и крышей, не образовывали выраженных граней. Корму корпуса прикрывал лист сложной формы, смонтированный под небольшим наклоном назад.


Прототип на полигоне. Фото Ointres.se

Примененная конструкция корпуса позволяла защитить экипаж от обстрела из стрелкового оружия или малокалиберной артиллерии. В то же время, получившийся броневой агрегат имел достаточный объем как для размещения всех необходимых устройств, так и для получения требуемой плавучести. В соответствии с требованиями заказчика, бронемашина должна была плавать. Эта возможность была получена, но одним из способов ее достижения оказалось некоторое сокращение бронирования для облегчения конструкции.

Проект Ikv 91 предлагал использование башни узнаваемой формы. Лобовая часть башни была выполнена из нескольких многоугольных броневых листов, собранных в клиновидную конструкцию. Передняя амбразура прикрывалась маской схожей формы, фактически являвшейся продолжением обводов башни. Позади наклонных скуловых листов крепилась подковообразная деталь, выполнявшая функции кормы и задней части бортов. Имелась горизонтальная крыша с проемами для установки люков и отверстиями для оптических приборов. Для некоторого повышения уровня защиты с определенного времени на скулах башни появились крепления для перевозки запасных траков.

Компоновка перспективной самоходки была традиционной для современных танков. Передняя часть корпуса отдавалась под отделение управления и некоторые дополнительные устройства. За ней находилось боевое отделение с вооружением, а в корме помещались двигатель и трансмиссия.


Малые габариты лобовой проекции должны были стать дополнительным средством защиты машины. Фото Ointres.se

В кормовом отсеке помещался дизельный шестицилиндровый двигатель Volvo Penta TD 120 A мощностью 330 л.с. Для более плотной компоновки моторно-трансмиссионного отделения двигатель монтировался у правого борта под углом 32° к продольной оси машины. При помощи карданного вала мотор соединялся с коробкой передач и другими элементами трансмиссии. В исходной версии проекта использовалась механическая коробка передач. Это устройство совместно с бортовыми передачами выдавало крутящий момент на кормовые ведущие колеса с цевочным зацеплением.

Ходовая часть перспективной бронемашины основывалась на элементах, заимствуемых у серийной техники нескольких типов, уже состоявшей на вооружении Швеции. На каждом борту корпуса на индивидуальной торсионной подвеске крепилось по шесть опорных катков большого диаметра. Уменьшенные направляющие колеса находились в передней части корпуса, ведущие – в корме. Большой диаметр катков позволил отказаться от поддерживающих роликов. Использовалась гусеница с резинометаллическим шарниром, заимствованная у серийных машин. Отдельный движитель для перемещения по воде отсутствовал. Плавать предлагалось при помощи перемотки гусениц.

Основным оружием легкого танка стала нарезная 90-мм пушка Bofors KV90S73 с высоким давлением в канале ствола. Орудие со стволом длиной 54 калибра оснащалось эжектором и теплозащитным кожухом. Качающаяся орудийная установка позволяла вести огонь с углами возвышения от -10° до +15°. Вращение башни обеспечивало круговую горизонтальную наводку. Гидравлические приводы наведения сопрягались со стабилизатором. Несмотря на сравнительно большой калибр, опытный экипаж мог показывать скорострельность на уровне 8 выстрелов в минуту.


Для пересечения водных преград вплавь Ikv 91 нуждался в дополнительном оборудовании. Фото Ointres.se

В боекомплект орудия входили кумулятивные снаряды m/72 Slpsgr и осколочно-фугасные m/72 Slsgr. В дальнейшем на вооружение был принят подкалиберный бронебойный снаряд m/84. Танк мог перевозить боекомплект из 59 снарядов, размещенных в нескольких укладках. Большая часть выстрелов хранилась в боевом отделении. 18 снарядов помещалось в укладке рядом с рабочим местом механика-водителя.

Дополнительное вооружение танка включало в себя два пулемета m/39 калибра 7,62 мм. Один из них монтировался на общих креплениях с пушкой, второй находился на крыше башни и являлся зенитным. На бортах башни помещались два шестиствольных дымовых гранатомета Lyran.

Характерной особенностью проекта Infanterikanonvagn 91 было использование развитой системы управления огнем, в определенной мере опередившей свое время. Для поиска целей и последующего наведения пушки экипаж мог использовать различные оптические приборы. Кроме того, танк оснастили лазерным дальномером, набором датчиков и баллистическим вычислителем. Примененные приборы позволяли показывать высокую точность стрельбы при ведении огня с места и на ходу. В дальнейшем подобный состав средств управления огнем стал фактическим стандартом для всех новых танков.


Серийный танк одной из частей в движении. Фото Tanks-encyclopedia.com

В экипаж легкого танка / САУ включили четырех человек. Механик-водитель располагался в передней части корпуса, со сдвигом влево. Он имел собственный люк, оснащенный смотровыми приборами с возможностью использования устройств для ночного вождения. Справа от пушки в башне находились наводчик и командир. Они должны были использовать общий люк в крыше, однако располагали собственными наборами оптических приборов. Неоднозначной особенностью машины Ikv 91 было отсутствие традиционной командирской башенки с набором перископов. Слева от пушки находился заряжающий, над местом которого располагался его собственный люк. В борту башни рядом с заряжающим предусмотрели лючок для выброса стреляных гильз.

Перспективный истребитель танков имел корпус длиной 6,41 м, длина с пушкой вперед достигала 8,85 м. Ширина машины составляла 3 м, высота – 2,32 м. Боевая масса в первоначальном проекте ограничивалась 15 тоннами. Удельная мощность около 22 л.с. на тонну позволяла получить максимальную скорость на шоссе свыше 65 км/ч. Водные преграды пересекались со скоростью до 7 км/ч. Запас хода по шоссе – до 500 км. Сравнительно малая удельная нагрузка обеспечивала высокую подвижность на мягких грунтах, снегу и т.д. Танк мог подниматься на склон крутизной 30° и двигаться с креном до 17°. Обеспечивался подъем на стенку высотой 0,8 м и пересечение траншеи шириной 2,8 м.

В 1968 году, ознакомившись с текущими достижениями компании Hägglunds & Söner, военное ведомство заказало строительство трех опытных образцов, необходимых для использования в испытаниях. К лету следующего года был собран первый прототип легкого танка. Вскоре к испытаниям присоединились еще две опытные машины. Эта техника была построена по первой версии проекта, одобренной ранее. Впоследствии опытные машины несколько раз улучшались и дорабатывались с целью исправления тех или иных недостатков. По результатам испытаний и доработок был подготовлен улучшенный вариант проекта, по которому должны были строиться серийные машины.


Бронемашина с импровизированной маскировкой. Фото Ointres.se

В ходе доработки конструкция легкого танка претерпела некоторые незначительные изменения, не затрагивавшие большую часть основных элементов машины. Самым заметным доработкам подверглись башня, корма корпуса и трансмиссия. Для улучшения эргономики боевого отделения была увеличена высота башни. Изменилась форма крыши моторно-трансмиссионного отделения. Механическую коробку передач заменили автоматическим агрегатом со схожими характеристиками. Вооружение, силовая установка и ходовая часть в ходе доводки совершенствовались теми или иными способами, но не подвергались кардинальным переработкам.

В ходе улучшения машина сохранила все основные характеристики, однако заметно потяжелела. Боевая масса по тем или иным причинам выросла до 16,3 т. Это не оказало заметного влияния на подвижность на земле, однако характеристики на воде ухудшились. Так, из-за увеличившейся осадки пришлось предусмотреть средства для монтажа воздухопитающей трубы и аналогичного агрегата на выхлопном коллекторе, предотвращающих попадание воды в силовую установку.

Испытания опытных бронемашин продолжались до 1972 года, когда было принято окончательное решение о дальнейшей судьбе проекта. «Пехотную машину с орудием» рекомендовали к принятию на вооружение и постановке в серию. В том же году компания Hägglunds & Söner получила заказ на производство 200 единиц техники. Самоходка / легкий танк принималась на вооружение под официальным обозначением Infanterikanonvagn 91 / Ikv 91. Кроме того, машине присвоили имя Järven («Росомаха»).


Краткое описание проекта Ikv 105. Рисунок Ointres.se

Первые серийные машины нового типа были переданы шведской армии в 1975 году. На выпуск всей заказанной техники понадобилось еще три года. При этом на поздних стадиях строительства серийных «Росомах» военные заказали дополнительную партию из 12 самоходок. Таким образом, в 1974-78 годах фирмой-разработчиком было построено 212 единиц перспективной техники. После этого серийные Ikv 91 не выпускались. Армия обходилась только ремонтом и некоторой модернизацией имеющихся машин.

Серийные танки Ikv 91 распределялись между стрелковыми подразделениями сухопутных войск. Пехотная бригада должна была иметь на вооружении 12 таких машин. В целом, армия тепло приняла новинку и быстро освоила ее. Тем не менее, как всегда бывает с новейшими образцами, не обошлось без жалоб и претензий. Из всех сохранявшихся «детских болезней» наибольшей критике подверглись проблемы с гидравлической системой, допускавшей утечки рабочей жидкости. Из-за этого, в частности, легкий танк получил прозвище Läcklund & Sönder («Утечки и прорывы»), обыгрывавшее название компании-производителя.

Со временем армии удалось избавиться от имеющихся проблем техники и освоить ее. Были сформированы общие принципы боевого применения новых машин. Основной ролью Ikv 91 являлось сопровождение пехоты с целью ее защиты от бронетанковой техники противника. Располагая развитыми средствами наблюдения и системой управления огнем, бронемашина могла вовремя заметить угрозу и атаковать ее, используя боеприпас подходящего типа. Кроме того, «Росомаху» предлагалось использовать в составе мобильных отрядов обороны. В таком случае группа легких танков должна была перемещаться между заранее определенными позициями и атаковать наступающие войска противника.


Опытный танк с 105-мм пушкой. Фото Tanks-encyclopedia.com

В 1983 году компания Hägglunds & Söner получила выгодное предложение от индийской армии. Потенциальный заказчик заинтересовался легким танком Ikv 91, однако не захотел получать технику в существующем виде. Индийских военных не устроило использование 90-мм пушки, вместо которой они желали видеть орудие калибра 105 мм. Для решения поставленной задачи и получения выгодного контракта был дан старт проекту Ikv 105 (также известно обозначение Ikv 91-105). Главной задачей этого проекта была разработка новой башни с более мощным орудием.

Исследования показали, что модернизированный легкий танк может сохранить существующий купол башни, но внутреннее оснащение боевого отделения требует серьезнейшей переработке. Для установки 105-мм пушки пришлось использовать обновленные крепления и улучшенные приводы наводки, сопряженные с двухплоскостным стабилизатором. Также возникла необходимость в иных противооткатных устройствах. В модернизированной башне должна была помещаться 105-мм пушка высокого давления от компании Bofors. Орудие имело эжектор и развитый дульный тормоз. Боекомплект пушки состоял из 50 унитарных снарядов, размещенных в обитаемой части корпуса.

Для сохранения возможности преодоления водных преград вплавь самоходка Ikv 105 получила отдельный движитель в виде двух гребных винтов в кольцевых каналах, установленных в корме корпуса. Такая доработка позволяла довести максимальную скорость на воде до 12 км/ч. Машина, двигаясь по воде, могла вести огонь из всего имеющегося оружия.


Одна из сохранившихся машин Ikv 91. Фото Wikimedia Commons

Доработки, связанные с установкой более мощного вооружения, привели к увеличению боевой массы до 18 т. Характеристики подвижности на суше при этом остались на прежнем уровне. Не изменились и параметры защиты, обеспечивавшейся сравнительно тонкими листами корпуса.

Опытный образец легкого танка / САУ Ikv 91-105 был отправлен в Индию, где вместе с другими аналогичными образцами участвовал в сравнительных испытаниях. По совокупности характеристик, шведская бронемашина не устроила заказчика. Известно, что перспективный образец в дальнейшем предлагался другим зарубежным странам, однако ни одна из них не пожелала покупать такую технику.

К концу восьмидесятых годов был разработан проект самоходного противотанкового ракетного комплекса на существующем шасси. В таком случае легкий танк должен был лишаться башни и получать новое боевое отделение. Имелась возможность смонтировать пусковую установку ракетного комплекса TOW и перевозить боекомплект в виде 55 ракет. Такая машина в обозримом будущем могла заменить самоходные ПТРК на базе устаревающих шасси. Тем не менее, оригинальный проект не смог заинтересовать военных. Прототип подобной машины не строился, ракетный комплекс так и остался на бумаге.


САУ / танк Ikv 91 в стокгольмском музее Arsenalen. Фото Wikimedia Commons

При этом, однако, шасси легкого танка несколько раз использовалось при строительстве опытных образцов перспективной техники. В частности, до перехода на гусеничное шасси типа CV 90 самоходный миномет AMOS базировался именно на корпусе Ikv 91. Также самоходка была основой для прототипов техники иного назначения.

Эксплуатация легких танков Infanterikanonvagn 91 продолжалась до начала двухтысячных годов. В момент своего появления такая техника отличалась достаточно высокими характеристиками, благодаря чему представляла большой интерес для армии. Однако время шло, и требования к современным бронемашинам менялись. К концу девяностых годов прошлого века легкие танки с тонким бронированием и 90-мм пушкой уже не могли использоваться на поле боя с требуемыми результатами. Как следствие, они больше не представляли интереса для вооруженных сил.

В 2002 году бронемашины Ikv 91 были сняты с вооружения ввиду морального и физического устаревания. Списанная техника передавалась на хранение или на утилизацию. Некоторое количество танков / самоходок стало музейными экспонатами. Подавляющее большинство музейных машин находится в Швеции; один танк можно увидеть в британском Бовингтоне. Несколько лет назад Швеция и Конго подписали контракт, в соответствии с которым 39 танков Ikv 91 должны быть сняты с хранения, восстановлены и переданы африканскому государству. Первые поставки по этому контракту состоялись в 2015 году.

Легкий танк / истребитель танков Infanterikanonvagn 91 должен был стать легкой, дешевой и массовой альтернативой для средних и основных танков своего времени. При помощи нескольких компромиссов поставленные задачи были успешно решены, но получившаяся конструкция имела специфические характеристики, а также не отличалась большим потенциалом с точки зрения модернизации. Как следствие, после четверти века службы имевшиеся бронемашины окончательно устарели и полностью растеряли некогда имевшийся потенциал. После списания последних Ikv 91 шведская армия продолжила эксплуатацию более новой техники, отличающейся высокими характеристиками. Сейчас на вооружении Швеции состоят только танки модели Strv 122 – доработанные немецкие Leopard 2.

По материалам сайтов:
http://ointres.se/
http://tanks-encyclopedia.com/
http://army-guide.com/
http://zonwar.ru/
http://armor.kiev.ua/
http://tankinfo.ru/
http://strangernn.livejournal.com/

topwar.ru

САУ Sturmpanzer II » Военное обозрение

К осени 1941 года немецкая армия столкнулась с проблемами, касавшимися применения бронетехники. Имеющиеся танки и штурмовые орудия хорошо зарекомендовали себя во время постоянных наступлений, но со временем их характеристики стали недостаточными для выполнения некоторых задач. Продвигаясь по чужой территории на Восточном и Североафриканском фронтах, немцы все чаще и чаще наталкивались на хорошо подготовленную эшелонированную оборону. 75-мм пушки танков и самоходок перестали справляться с некоторыми укреплениями, из-за чего Вермахту понадобились новые виды техники с высокой огневой мощью и достаточной мобильностью.
В войсках имелось небольшое количество «штурмовых танков» 15 cm sIG 33 Sfl. auf Pz.KpfW.I Ausf B ohne Aufbau, также известных под названием Sturmpanzer I Bison. Однако эти боевые машины имели не только высокую огневую мощь, но и массу недостатков конструктивного характера. По этой причине командование немецкой армии к концу 41-го года составило техническое задание на создание новой самоходной артиллерийской установки, вооруженной орудием калибра 150 миллиметров и не имеющей недостатков предыдущей машины аналогичного назначения.

Стоит отметить, фирма Alkett еще в 1940 году начала исследования по этой тематике. Дело в том, что в качестве базы для самоходки Sturmpanzer I использовалось шасси уже устаревшего к тому времени танка PzKpfw I. В качестве решения сложившейся проблемы было предложено использовать шасси танка PzKpfw II. Эти танки были немного новее и совершеннее предыдущих, а кроме того, в войсках имелось достаточное их количество, что в перспективе позволило бы быстро наладить массовое переоборудование в САУ. Летом 40-го на заводе фирмы «Алкетт» собрали первый экземпляр перспективной самоходки.

С базового танка сняли башню и часть крыши. На место убранных агрегатов установили открытую бронированную рубку и устройства для крепления пушки. В качестве оружия для новой САУ выбрали проверенную на предыдущем «штурмовом танке» 150-мм пехотную гаубицу sIG 33. Силовая установка не претерпела никаких изменений – ее основой по-прежнему был шестицилиндровый двигатель Maybach HL62TRM мощностью 140 лошадиных сил. К осени 1940 года завершились основные работы по доводке этой версии САУ и в октябре ее испытали на полигоне. Как показали стрельбы, шасси танка PzKpfw II было слишком слабым для мощного 150-мм орудия. Кроме того, рубка самоходки получилась недостаточно объемной – экипажу было трудно работать в ней.

На исправление выявленных недостатков ушло несколько месяцев. Новый прототип вышел из цеха лишь в феврале 1941 года. После обновления конструкция заметно усложнилась. Изначально инженеры Alkett хотели обеспечить возможность переоборудования танков в САУ в условиях строевых мастерских. Но совершенствование проекта заметно усложнило этот процесс. Прежде всего причиной этого стала обновленная конструкция бронекорпуса. Для усиления ходовой части пришлось ввести в нее дополнительную пару опорных катков, что привело к удлинению корпуса примерно на 700 мм (по другим данным, на 600-650). Кроме того, помня о неудобном боевом отделении первого прототипа, корпус расширили на 320 мм. Также изменениям подверглась конструкция бронерубки и некоторые другие небольшие детали.

В феврале 41-го началось строительство первого прототипа обновленной самоходки, но работы завершились только в начале лета. САУ Sturmpanzer II имела боевую массу около 12 тонн, но при этом оснащалась старым 140-сильным двигателем. На крыше корпуса смонтировали относительно невысокую бронированную рубку, в переднем листе которой имелось окно для орудия sIG 33. Толщина брони рубки варьировалась от 30 мм в лобовой части до 5 мм на бортах и корме. Для самообороны САУ оснастили одним пулеметом MG34. Система монтажа орудия позволяла наводить его в пределах сектора шириной 10° по горизонтали и поднимать, согласно разным источникам, на 60-70° в вертикальной плоскости. В боевом отделении находились рабочие места трех членов экипажа. В укладках умещалось лишь 10 снарядов. Столь малый боекомплект планировалось компенсировать соответствующей тактикой применения.

До конца 1941 года немецкая промышленность не смогла произвести даже предсерийную партию из 12 машин. К этому моменту было готово лишь семь самоходок Sturmpanzer II, остальные пять собрали в следующем 42-м году. Машина не в полной мере удовлетворила заказчика. Большая огневая мощь позволяла эффективно атаковать технику и укрепления противника, но слабое бронирование соответствующим образом сказывалось на реальных возможностях машины. Тем не менее, предсерийную партию отправили в войска под официальным обозначением 15cm sIG 33 auf Fahrgestell PzKpfw II. В качестве «полигона» для войсковых испытаний выбрали Северную Африку, куда самоходки отправились в начале весны 1942 года в составе 707-й и 708-й рот тяжелой пехотной артиллерии.

Во время эксплуатации в Африканском корпусе все претензии к новому «штурмовому танку» подтвердились. Слабое бронирование не позволяло использовать его в одних боевых порядках с танками. Кроме того, в африканских условиях крайне плохо проявил себя слабый двигатель. Все эти недостатки с лихвой перевешивали преимущества крупнокалиберного орудия. В итоге врожденные недостатки самоходки в сочетании с климатом Северной Африки привели к тому, что к концу 1942 года в строю осталось всего несколько боевых машин. Остальные Sturmpanzer II простаивали из-за отсутствия запчастей или ввиду невозможности восстановления. Целые САУ при этом использовались в качестве источника запчастей для техники, еще пригодной для эксплуатации.

В мае 1943 года, когда Африканский корпус капитулировал, на ходу оставалась всего одна самоходка, которая в качестве трофея досталась британцам. В ходе наступления английской армии удалось захватить еще шесть «штурмовых танков», разобранных на запчасти. После изготовления предсерийной партии из 12 машин САУ 15cm sIG 33 auf Fahrgestell PzKpfw II не строилась и не использовалась. Результаты ее эксплуатации были учтены в следующих проектах подобной техники.

Интересна дальнейшая судьба одной из САУ, захваченных англичанами. После окончания Второй Мировой войны один экземпляр был передан Египту. Скорее всего, это была единственная остававшаяся у немцев пригодная к эксплуатации самоходка, но существует версия о восстановлении нескольких полуразобранных машин. Вне зависимости от точного количества, судьба трофейных Sturmpanzer II, пополнивших парк техники египетской армии, оказалась незавидной. Последняя машина была уничтожена в 1948 году, во время арабо-израильской войны.

По материалам сайтов:
http://weapon.df.ru/
http://achtungpanzer.eu/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
http://panzernet.net/

topwar.ru

Танки и САУ — фото

Главная » Техника » Танки и САУ

Фотографии в категории «Танки и САУ»

Танки, машины на их базе и самоходные орудия.

Курская дуга, PzKpfw III, Жизнь немецких войск &raquo

Командир танкового полка «Гроссдойчланд» полковник Гиацинт фон Штрахвиц (Hyazinth Graf Strachwitz von Groß-Zauche und Camminetz) у своего командирского танка PzKpfw III. Справа от Штрахвица — командир панцергренадёрского полка полковник Карл Лоренц (Karl Lorenz).
.

Освобождение Белоруссии, PzKpfw IV &raquo

Подбитый в результате удара советских штурмовиков Ил-2 немецкий танк PzKpfw IV на шоссе Могилев-Минск в районе Васильевщены.

Т-34, Битва за Москву &raquo

Горящий советский танк Т-34, подбитый в ходе боя в районе города Клин.

Арденны, Пантера &raquo

Десантник 17-й воздушно-десантной дивизии (17th Airborne Division) США позирует на борту брошенного немецкого танка Pz.Kpfw. V Ausf. G «Пантера» 1-го танкового полка СС (SS Panzer-Regiment 1) 1-й танковой дивизии «Лейбштандарт Адольф Гитлер» (1. SS Division «Leibstandarte SS Adolf Hitler»).

Тигр, Итальянская кампания &raquo

Танк «Тигр» Pz.Kpfw. VI 504-го тяжелого танкового батальона (Schwere Panzer-Abteilung 504) вермахта, подбитый в середине апреля 1945 года в районе Луго (Lugo).

Тигр, Итальянская кампания &raquo

Танк «Тигр» Pz.Kpfw. VI 504-го тяжелого танкового батальона (Schwere Panzer-Abteilung 504) вермахта, подбитый в середине апреля 1945 года в районе Луго (Lugo).

waralbum.ru

Чем отличается танк от САУ

Часто в кадрах кинохроники, да и в современных видеороликах военной тематики мелькают мощные и сильные гусеничные машины с длинными стволами пушек. При этом комментаторы называют их по-разному – иногда танками, иногда самоходными артиллерийскими установками. По внешнему виду эти монстры практически неотличимы, почему же они тогда называются по-разному?

Определение

Танк – это боевая бронированная машина, преимущественно гусеничная, использующая в качестве основного вооружения пушку.

САУ – это боевая машина, состоящая из артиллерийского орудия и самодвижущегося шасси, самоходная артиллерийская установка.

к содержанию ↑

Сравнение

Все различия обусловлены характером задач, стоящих перед этими бронемашинами. Сфера применения танков – организация прорывов обороны противника, поддержка пехоты и противотанковая борьба.

Российский танк »Армата»

Самоходная артиллерийская установка также поддерживает свои войска артиллерийским огнем, но преимущественно с закрытых огневых позиций. САУ не предназначена для прямых боестолкновений, отсюда вытекают ее особенности и отличия от танка.

САУ «Мста»

САУ намного дальнобойнее, чем танк, но ее бронирование хуже, чем у танка. САУ не оборудуются дополнительной защитой (динамической, активной). Танк по высоте и длине обычно уступает САУ. Танк имеет больше дополнительного вооружения (пулеметы, ракеты, минометы, огнеметы и т.д.).

Зато САУ обладает мощным артиллерийским вооружением. Орудия САУ имеют более длинный и тяжелый ствол, чем у танка, а также множество приспособлений для максимально точной стрельбы.

к содержанию ↑

Выводы TheDifference.ru

  1. Танк – боевая бронемашина, чаще всего на гусеничном ходу, использующая пушечное вооружение в качестве основного.
  2. САУ – боевая машина на основе самодвижущегося шасси и артиллерийского орудия.
  3. Танк предназначен для прорывов и непосредственного контакта с противником.
  4. САУ больше воюет с закрытых позиций, из засад.
  5. Бронирование у САУ слабее, чем у танка.
  6. САУ намного дальнобойнее, чем танк.
  7. САУ имеет длинный ствол и массу навигационных и прицельных приспособлений, которых нет у танка.
  8. Танк оснащается большим количеством дополнительного вооружения помимо собственно пушки.

thedifference.ru

Самоходная артиллерийская установка — Традиция

Современная российская самоходно-артиллерийская установка 2С19 «Мста-С»

Самохо́дно-артиллери́йская устано́вка (САУ, разговорное Самохо́дка, уст. Артсамохо́д) — это боевая машина, представляющая собой артиллерийское орудие, смонтированное на самодвижущемся шасси. В широком смысле слова все вооружённые пушками боевые машины могут рассматриваться как САУ. Однако в узком смысле к САУ относятся колёсные и гусеничные боевые машины с пушечным или гаубичным вооружением, не являющиеся танками или бронеавтомобилями. Виды и назначение САУ очень многообразны; они могут быть как бронированными, так и небронированными, использовать колёсное или гусеничное шасси, иметь башенную или фиксированную монтировку орудия. Некоторые из САУ с башенной установкой орудия очень сильно напоминают танк, однако они отличаются от танка балансом «броня-вооружения» и тактическим применением.

История самоходно-артиллерийских установок начинается вместе с историей пушечных тяжёлых бронеавтомобилей в начале 20-го столетия и развитием танков в Первой мировой войне. Более того, с сегодняшней точки зрения первые французские танки «Сен-Шамон» и «Шнейдер» являются аналогом более поздних САУ класса штурмовых орудий, нежели настоящими танками. Середина и вторая половина XX века были временем бурного развития разнообразных самоходно-артиллерийских установок в ведущих промышленно- и военноразвитых странах. Достижения военной науки начала XXI века (высокая точность огня, электронные системы позиционирования и наведения) позволили САУ по мнению некоторых специалистов занять ведущее место среди прочей бронетехники (которое раньше безраздельно принадлежало танкам). Даже более сдержанные оценки признают высокую роль самоходной артиллерии в условиях современного боя.

Классификация самоходно-артиллерийских установок[править]

В процессе развития САУ дифференцировались по виду решаемых с их помощью боевых задач и могут быть разделены на следующие классы:

Советский средний истребитель танков СУ-100
  • Истребители танков — специализированные для борьбы с бронетехникой боевые машины. Как правило, самоходки этого класса вооружаются длинноствольным полуавтоматическим орудием среднего калибра (57 — 100 мм) с унитарным заряжанием для повышения скорострельности. Тяжёлые истребители танков могут быть оснащены длинноствольными орудиями крупного калибра (120 — 155 мм) с раздельным заряжанием и предназначены для борьбы с тяжёлыми танками и аналогичными САУ противника. САУ этого класса относительно неэффективны против пехоты и укреплений. Наибольшее развитие истребители танков получили во время Второй Мировой войны (характерными представителями являются советская САУ СУ-100 и немецкая «Ягдпантера»), но в настоящее время они вытеснены многочисленными ракетными противотанковыми системами и боевыми вертолётами, которые являются более эффективными противотанковыми средствами.
  • Штурмовые орудия — полностью бронированные машины для огневой поддержки танков и пехоты, действующие в их боевых порядках. Вооружены крупнокалиберным орудием (105 — 203 мм, как короткоствольным, так и длинноствольным), эффективным против укреплений и пехоты. Эти САУ нередко с успехом использовались против танков. Наибольшее развитие получили во время Второй Мировой войны в Германии (StuG III, StuH 42, Brummbar) и Советском Союзе (СУ-122, ИСУ-152). В послевоенное время развитие линии основного боевого танка привело к его вооружению крупнокалиберным орудием, которое способно успешно поражать укрепления и небронированные цели. Как результат, штурмовые орудия исчезли из рядов современных армий, а их функции успешно выполняют основные боевые танки.
Британская средняя самоходная гаубица Sexton
  • Самоходные гаубицы — мобильные орудия для стрельбы с закрытых позиций (самоходный аналог классической буксируемой артиллерии). Вооружаются самыми разнообразными артсистемами калибров 75 — 406 мм, имеют относительно легкое, противоосколочное бронирование, предназначенное, в основном, для защиты от контрбатарейного огня противника. Активно развиваются с самого начала истории самоходной артиллерии вплоть до настоящего времени. Оснащение этих САУ новейшими системами позиционирования и наведения в сумме с высокой мобильностью делают их одними из самых совершенных боевых систем. Особое значение имеют САУ калибром 152 мм и выше — они способны наносить удары тактическими ядерными боеприпасами, что позволяет всего одной машине уничтожать крупные объекты и группировки войск противника. Выдающимися историческими представителями самоходок данного класса являются немецкие машины времен Второй Мировой войны Wespe и Hummel, американские M7 (Priest) и M12, британские Sexton и Bishop. Современная Российская Армия имеет на вооружении одну из лучших машин этого класса — 152.4-мм 2С19 «Мста-С». Ее аналогом в армиях стран НАТО является 155-мм САУ «Паладин».
Советская лёгкая противотанковая САУ СУ-76М
  • Противотанковые САУ — открытые или полуоткрытые машины с монтировкой противотанкового орудия среднего или малого калибра (37 — 128 мм) на базе легкобронированного (и как правило устаревшего, но хорошо отлаженного в производстве) танкового шасси. Отличаются отличным соотношением «эффективность / стоимость», выпускались в значительных количествах, но проигрывают по характеристикам более специализированным боевым машинам. Хорошим примером являются немецкая машина Второй Мировой войны Marder II и отечественная СУ-76М. В современных армиях не применяются.
37mm китайскaя системa оружия ПВО Типа 65
  • Зенитные самоходные установки (ЗСУ) — специализированные пушечно-пулемётные машины для борьбы с низколетящими и средневысотными самолётами и вертолётами противника. Вооружены как правило автоматическими пушками малого (20 — 40 мм) калибра и/или крупнокалиберными пулеметами (12.7 — 14.5 мм). Оснащаются сложными системами наведения по быстролетящим целям; иногда в качестве дополнительного средства вооружены ракетами класса «земля-воздух». Исключительно эффективны против больших масс пехоты и в городских боях. Выдающимися представителями времен Второй Мировой войны являются немецкие ЗСУ Wirbelwind и Ostwind, советская ЗСУ-37. На вооружении современной Российской Армии находятся одни из самых совершенных машин этого класса — ЗСУ-23-4 «Шилка» и ракетно-пушечная ЗСУ «Тунгуска».
Боснийская ЗСУ-57-2 с кустарной бронерубкой сверху, что предпологает ее использование в качестве орудия поддержки пехоты.

Большинство отечественных САУ времён Великой Отечественной войны, таких как ИСУ-152, успешно совмещали в себе функции нескольких классов. Немецкая школа конструирования акцентировалась на узкой специализации САУ, в своих классах некоторые немецкие самоходки являются одними из лучших машин своего времени.

Тактика применения САУ[править]

Основными областями применения самоходно-артиллерийских установок являются задачи поддержки артиллерийским огнем с закрытых огневых позиций частей и подразделений других родов войск. Благодаря высокой мобильности САУ способны сопровождать танки в ходе глубоких прорывов вглубь обороны противника, резко повышая боевые возможности прорвавшихся танковых и мотопехотных подразделений. Та же мобильность делает возможным внезапное нанесение артиллерийских налётов по противнику силами самоходной артиллерии самостоятельно, без помощи иных родов войск. Для этого заранее методом полной подготовки рассчитываются все данные для стрельбы, САУ выдвигаются на огневую позицию, ведут огонь по противнику без пристрелки и иногда даже без корректировки, затем уходят с огневой позиции. Таким образом, когда противник определит местоположение огневой позиции и примет меры, самоходок там уже не будет.

В случае прорыва вражеских танков и мотопехоты самоходки с успехом могут использоваться как противотанковое средство. Для этого в их боекомплекте есть специальные типы снарядов, таких как управляемый крылатый 152.4-мм артиллерийский снаряд «Краснополь». В последнее время САУ освоили новое для себя применение в роли мощнейшей «противоснайперской винтовки», уничтожая вражеских снайперов в весьма трудных для остальных огневых средств укрытиях.

Вооружённые тактическими ядерными снарядами, одиночные САУ способны уничтожать крупные объекты, такие как аэродромы, железнодорожные станции, укреплённые населённые пункты и скопления войск противника. При этом их снаряды практически не поддаются перехвату, в отличие от тактических ядерных ракет или самолётов с ядерными боеприпасами. Однако, радиус возможных поражаемых целей и мощность ядерного взрыва артиллерийских боеприпасов существенно меньше, чем у авиации или тактических ракет.

Компоновка САУ[править]

Наиболее распространённые в настоящее время самоходные гаубицы как правило строятся либо на базе лёгких многоцелевых легкобронированных гусеничных машин, либо на базе танковых шасси. Однако и в том и в другом случае компоновка узлов и агрегатов практически одинакова. В отличие от танка, башенная установка орудия располагается не в средней, а в задней части бронекорпуса машины для более удобной подачи боеприпасов с грунта. Соответственно моторно-трансмиссионная группа располагается в средней и передней части бронекорпуса. Из-за расположения трансмиссии в носовой части машины ведущими являются передние колёса (у современных танков, как правило, наоборот — ведущие колеса располагаются сзади). Рабочее место механика-водителя (отделение управления) находится рядом с коробкой передач по центру или левому борту машины, двигатель располагается между отделением управления и боевым отделением. В боевом отделении находится расчёт орудия, боезапас, механизмы и устройства наводки орудия.

ЗСУ по своим компоновочным решениям довольно разнообразны: для них может использоваться как описанный выше вариант компоновочной схемы самоходной гаубицы, так и размещение узлов и агрегатов по танковому образцу. Иногда ЗСУ представляет собой танк, у которого штатная башня заменена на специальную со скорострельными орудиями ПВО и системами наведения.

Краткая история развития САУ[править]

Ранний период развития (1914-1939)[править]

Британская САУ Первой Мировой войны Gun Carrier Mark I (60 pdr).

В начале своего развития самоходно-артиллерийские установки представляли широкий конгломерат различных конструктивных идей и их воплощений в металле. На полях сражений Первой Мировой Войны применялись артиллерийские орудия, установленные на шасси коммерческих грузовиков, сельскохозяйственных тракторов и даже на гусеничных шасси, приводимых в движение электроэнергией по проводам от внешнего генератора (при ничтожно малых продвижениях в условиях позиционной войны это было неудивительно). Однако развитие танков определило дальнейший ход конструкторских поисков — пришло осознание того факта, что танковая база является наиболее подходящей для монтажа мощных артиллерийских систем. Не были забыты и орудия на небронированных автошасси — в то время они обладали гораздо большей мобильностью, чем тихоходные танки и могли оперативно перебрасываться на наиболее опасные участки боевых действий.

В России проект сверхтяжёлой сильнобронированной САУ для борьбы с укреплениями врага был предложен В. Д. Менделеевым, сыном знаменитого химика Д. И. Менделеева. В Первую Мировую и гражданскую войны активно использовались самоходные «противоаэропланные» 76.2-мм орудия Ф. Ф. Лендера на базе грузовиков «Руссо-Балт». Часть из них имела даже частично бронированные кабины.

В 20-е годы XX века с самоходными артиллерийскими установками активно экспериментировали в Советском Союзе, Германии. Известный танковый конструктор У. Кристи построил ряд прототипов САУ в США. Однако большинство этих проектов можно классифицировать как суррогатные САУ на автомобильных или тракторных шасси — сказывалась нехватка или отсутствие промышленной базы и достаточного количества танков.

В последующее десятилетие СССР и нацистская Германия создали многочисленные танковые силы и появилась возможность задействовать танковые шасси для создания САУ. В СССР создали экспериментальные прототипы тяжёлых САУ СУ-14 на базе тяжёлых танков Т-35 и Т-28, выпустили мелкой серией самоходки непосредственной поддержки пехоты на базе лёгкого танка Т-26 и танкетки Т-27. В Германии для переделки под САУ использовали устаревшие лёгкие танки Pz Kpfw I. В других странах САУ рассматривались как суррогат танков и практически не использовались.

Вторая Мировая Война (1939—1945)[править]

Немецкое штурмовое орудие StuG III Ausf G

Полномасштабный мировой конфликт потребовал от воюющих сторон полного использования всех имеющихся ресурсов. Первой с этим столкнулась Германия — многие устаревшие и трофейные танки были переделаны в САУ, на базе собственных современных машин создавались более дешёвые и простые в производстве самоходно-артиллерийские установки. Широко известны выдающиеся немецкие штурмовые орудия StuG III и StuG IV на базе Pz Kpfw III и Pz Kpfw IV соответственно; самоходные гаубицы Hummel и Wespe, истребители танков Hetzer, Elefant (до 27 февраля 1944 года назывались «Фердинанд»), «Ягдпантера» и «Ягдтигр». Начиная со второй половины 1944 года выпуск разнообразных САУ в Германии превысил выпуск танков.

Красная Армия встретила войну, не имея серийных самоходок (хотя некоторые исследователи относят тяжёлый танк КВ-2 к штурмовым орудиям). Однако уже в июле 1941 года была построена суррогатная САУ ЗиС-30, а к концу 1942 года на вооружение поступили первые серийные штурмовые орудия СУ-122. Противоборство с тяжёлой немецкой бронетехникой и укреплениями вызвало к жизни такие выдающиеся образцы советских самоходок, как ИСУ-152 и СУ-100. Все советские САУ того времени (в отличие от сильно специализированных немецких) были универсальными машинами; единственным классом самоходок, в котором не было достойного советского представителя, оказались самоходные гаубицы (в их качестве использовались СУ-122 и СУ/ИСУ-152, но нечасто и с большими неудобствами — т. к. они были штурмовыми орудиями). Модернизированные СУ-100 и ИСУ-152 находились на вооружении Советской Армии ещё два десятка лет после окончания Второй Мировой войны.

Англоамериканские конструкторы сосредоточились в большей степени на развитии класса самоходных гаубиц (M7 Priest, М12, Bishop, Sexton) и в несколько меньшей на развитии противотанковых САУ (M10 Wolverine, M18 Hellcat, M36 Jackson, Archer).

1945 г. — настоящее время[править]

Комплекс 2С1 «Гвоздика» (122-мм самоходная гаубица).

Развитие концепции основного боевого танка привело к исчезновению класса штурмовых орудий. Многочисленные ракетные противотанковые системы и боевые вертолёты сделали устаревшими истребители танков. Как результат, дальнейшее развитие получили самоходные гаубицы и зенитные самоходные установки. В СССР бурное развитие ракетных технологий негативно сказалось на развитии ствольной артиллерии, но к началу 70-ых гг. XX века САУ-заслуженным ветеранам Великой Отечественной войны пришли на смену современные артиллерийские комплексы 122-мм 2С1 «Гвоздика», 152.4-мм 2С3 «Акация» и 2С5 «Гиацинт», 240-мм самоходный миномёт 2С4 «Тюльпан». Дальнейшее развитие привело к созданию самых совершенных советских и российских САУ — авиадесантируемой 120-мм 2С9 «Нона» и 152.4-мм 2С19 «Мста-С». Линию развития ЗСУ продолжили комплексы «Шилка» и «Тунгуска».

Броне-Сайт Чобитка Василия:

и большое количество материалов по конкретным типам машин

traditio.wiki

является ли Противотанковая (ПТ) САУ танком?

Самохо́дная артиллери́йская устано́вка (САУ, разговорное Самохо́дка, Саушка, уст. Артсамохо́д, иногда употребляется просторечное Самоходная пушка) — боевая машина, представляющая собой артиллерийское орудие, смонтированное на самодвижущемся (самоходном) шасси. В широком смысле слова все вооружённые пушками боевые машины могут рассматриваться как САУ. Однако в узком смысле к САУ относятся колёсные и гусеничные боевые машины с пушечным или гаубичным вооружением, не являющиеся танками или бронеавтомобилями. Виды и назначение САУ очень многообразны: они могут быть как бронированными, так и небронированными, использовать колёсное или гусеничное шасси, иметь башенную или фиксированную монтировку орудия. Некоторые из САУ с башенной установкой орудия очень сильно напоминают танк, однако они отличаются от танка балансом «броня-вооружение» и тактическим применением. Противотанковые САУ — открытые или полуоткрытые машины с монтировкой противотанкового орудия среднего или малого калибра (37 — 128 мм) на базе легкобронированного (и как правило устаревшего, но хорошо отлаженного в производстве) танкового шасси. Отличаются отличным соотношением «эффективность / стоимость» , выпускались в значительных количествах, но проигрывают по характеристикам более специализированным боевым машинам. Хорошим примером являются немецкая машина Второй мировой войны Marder II и отечественная СУ-76М. В современных армиях не применяются.

Противотанковая САУ не является танком. Танк — гусеничная боевая машина высокой проходимости, полностью бронированная, с вооружением для поражения различных целей на поле боя. САУ это артиллерийское орудие на самоходной базе, предназначавшееся для непосредственного сопровождения танков и пехоты в бою, выполнения задач артиллерийской поддержки подвижных соединении и борьбы с танками противника. САУ обычно вооружаются доработанными вариантами орудии буксируемой артиллерии, в отличии от танков вооруженных специально спроектированными орудиями. САУ условно делят на штурмовые, которые предназначены для огневой поддержки войск, и на истребители танков т. е. противотанковые, основной задачей которых является борьба с танками. Противотанковые САУ с появлением ПТУРов как класс отжили. Чуть выше приведен пример не совсем удачный, Marder II и СУ-76М это не противотанковые, а САУ непосредственной поддержки пехоты, их орудия не обладают достаточными баллистическими характеристиками для борьбы с танками и они слабо защищены. Примером «чистых» истребителей танков являются отечественные СУ-85, СУ-100, ИСУ-122 из немецких Jagdpanzer IV, Jagdpanther и Jagdtiger.

touch.otvet.mail.ru

Сау или пт сау wot? — лучшая сау в wot, мир танков видео сау, пэтэшки wot

Главная →  World of Tanks →  Статьи →  Сау или пт сау wot?

Многие новички в мире танков считают, что сау и пт сау wot – это очень похожие классы техники. Но так кажется только из-за похожих названий. Сау – это самоходная артиллерийская установка, а пт сау world of tanks (да и вне игры тоже) – это противотанковая самоходная артиллерийская установка. Для простоты понимания в игре сау называют «арта», а пт сау – пэтэшки.

Краткий обзор сау world of tanks

Если смотреть записи боев мир танков видео сау, то может показаться, что игра на арте – скука смертная. Но так кажется только со стороны. Игра на арте совершенно не похожа на геймплей других типов техники, и на ней стоит покататься хотя бы ради разнообразия.

Сау в мире танков прокачиваются со 2-го по 8-й уровни, но на каждом из них арта – очень опасный противник даже для техники более высокого уровня. Многим игрокам западают в душу лучшие сау в wot: су-26, су-5, grille, gw-panther, m41 и многие другие. Это не топовая арта, но эти машинки приносят очень много фана игрокам. Чего стоит игра на су-26 – очень точная и скорострельная пушка позволяет держать тяжелый танк на сбитых гусеницах и понемножку съедать его хп. Су-26 – это поистине лучшая сау в wot на третьем уровне. А взвод су-26 – это проклятие для любого тяжа или пт сау мира танков, даже 8-10-го уровней

На последнем – 8-м – уровне звание лучшей сау в wot невозможно присудить никому. Путь к арте 8-го уровня трудный, прокачка сау в wot требует набивать очень много опыта. Каждая топовая арта выделяется собственными чертами. Точный и скорострельный объект 261, неубиваемый и мощный gw typ e, ужасающий своим уроном t92 и барабанный BatChatillon155. О равной популярности этих сау можно судить хотя бы по боям на глобальной карте, где поровну встречаются арты каждой нации. На этом можно закончить беглый обзор сау wot и перейти к гайду для новичков.

Для новичков world of tanks: гайд сау

Это советы не для бывалых игроков, а гайд сау world of tanks для тех, кто хочет начать игру на сау с нуля. Сразу предупрежу: если вы получили аккаунт с прокачанной артой от друга или заплатили за прокачку аккаунта wot, всё равно поиграйте на низкоуровневой арте. Это даст вам необходимый опыт в управлении артой.

Первое, на что нужно обратить внимание в начале боя на сау, – это составы команд. На видео сау мир танков хорошие игроки показывают, как нужно вести себя в начале случайного боя. Если у врага есть лёгкие танки, то лучше всего спрячьтесь в самом начале за какой-нибудь дом – это сохранит вам жизнь, когда вражеский светляк весело помчится светить вашу базу, как только закончится отсчет. Даже если в команде есть свои светляки, пользы от них как правило почти нет. На два десятка лёгких танков редко найдётся хоть один светляк «с мозгами», который будет действительно работать на арту.

Если вы решили пренебречь первым советом, то будьте всегда начеку: если в пределах обзора сау world of tanks проехал вражеский свет, стоит сразу же переменить позицию. Не надо надеяться, что вас спасет маскировочная сетка, или что вражеский ЛТ проехал слишком далеко – если он не понёсся прямиком к вам, это не значит, что он вас не засветил. В этом отношении незаменимую помощь оказывает прокачанный на 100% скилл капитана «шестое чувство».

Торговля в World of Tanks

Всегда меняйте позицию после выстрела. Особенно это актуально на сау высоких уровней, где перезарядка достигает 35-40 секунд. Можно потратить 15 секунд на смену позиции, а за оставшиеся 15 секунд – свестись на новую цель. Менять позицию нужно для того, чтобы вас не убили по трассеру. Как легко уничтожаются беспечные артоводы, можно посмотреть в world of tanks гайде сау по стрельбе по трассерам. Если вы примете за правило менять позицию сразу после выстрела, то сможете вдоволь поиздеваться в игровом чате над вражескими любителями стрелять по трассерам – ведь вся их пальба будет впустую.

Но ни в коем случае не стоит увлекаться вылавливанием вражеской арты по трассерам самому, как это делает автор этого wot видео сау. Помните, что, пока вы играете в кошки-мышки с вражеской артой, вашей команде очень нужна ваша помощь и ваши выстрелы по засвеченным целям, с которыми не надо играть в угадайку.

www.online-torg.club

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *