Танк Т-34

Танк Т-34 создан на базе опытного среднего А-32 и принят на вооружение в декабре 1939 года. Конструкция тридцатьчетверки знаменует собой качественный скачок в отечественном и мировом танкостроении. В машине впервые органично сочетаются противоснарядное бронирование, мощное вооружение и надежная ходовая часть. Противоснарядное бронирование обеспечивается не только применением катаных броневых листов большой толщины, но и рациональным их наклоном. При этом соединение листов осуществлялось методом ручной сварки, которая в ходе производства была заменена автоматической сваркой. Танк вооружался 76,2-мм пушкой Л-11, которая была вскоре была заменена более мощной пушкой Ф-32, а затем и Ф-34. Таким образом, по вооружению он соответствовал тяжелому танку КВ-1.

Высокая подвижность обеспечивалась мощным дизельным двигателем и широкими гусеницами. Высокая технологичность конструкции позволила наладить серийное производство Т-34 на семи различных по оснащению машиностроительных заводах. В ходе Великой Отечественной войны наряду с увеличением количества выпускаемых танков, решалась задача по усовершенствованию их конструкции и упрощению технологии изготовления. Сложные для производства первоначальные образцы сварной и литой башни были заменены более простой литой шестигранной башней. Увеличение срока службы двигателя было достигнуто созданием высокоэффективных воздухоочистителей, усовершенствованием системы смазки и введением всережимного регулятора. Замена главного фрикциона более совершенным и введение пятиступенчатой коробки передач вместо четырехступенчатой способствовало повышению средней скорости движения. Более прочные гусеницы и литые опорные катки повысили надежность ходовой части. Таким образом, была повышена надежность танка в целом при одновременном снижении трудоемкости изготовления. Всего в годы войны было выпущено боле 52 тысяч танков Т-34, которые приняли участие во всех сражениях.

История создания танка Т-34

13 октября 1937 года Харьковскому паровозостроительному заводу имени Коминтерна (завод № 183) были выданы тактико-технические требования на проектирование и изготовление нового колесно-гусеничного танка БТ-20. Для выполнения этой задачи решением 8-го Главного управления Наркомата оборонной промышленности на заводе создали специальное ОКБ, подчиненное непосредственно главному инженеру. Он получил заводское обозначение А-20. В ходе его проектирования был разработан еще один танк, практически идентичный А-20 по массогабаритным характеристикам. Главным его отличием стало отсутствие привода колесного хода.

В результате 4 мая 1938 года на заседании Комитета Обороны СССР были представлены два проекта: колесно-гусеничного танка А-20 и гусеничного А-32. В августе оба они рассматривались на заседании Главного военного совета, были одобрены и в первой половине следующего года выполнены в металле.

По своим техническим данным и внешнему виду танк А-32 незначительно отличался от А-20. Он оказался на 1 тонну тяжелее (боевая масса — 19 т), имел такие же габаритные размеры и форму корпуса и башни. Аналогичной была и силовая установка — дизель В-2. Основные отличия заключались в отсутствии привода колесного хода толщине брони (30-мм вместо 25-мм у А-20), 76-мм пушке (на первом образце поначалу установили 45-мм), наличие в ходовой части пяти опорных катков на один борт.

Совместные испытания обоих машин проводились в июле — августе 1939 года на полигоне в Харькове и выявили сходство их тактико-технических характеристик, в первую очередь динамических. Максимальная скорость боевых машин на гусеницах была одинаковой — 65 км/ч; средние скорости также примерно равные, причем эксплуатационные скорости танка А-20 на колесах и гусеницах существенно не различались. По результатам испытаний был сделан вывод, что А-32, имевший запас по увеличению массы, целесообразно защищать более мощной броней, соответственно повысив прочность отдельных деталей. Новый танк получил обозначение А-34.

В октябре — ноябре 1939 года велись испытания двух машин А-32, догруженных на 6830 кг (до массы А-34). На основании этих испытании 19 декабря танк А-34 приняли на вооружение Красной Армии под индексом Т-34. Официальные лица Наркомата обороны почти до самого начала войны не имели твердого мнения о танке Т-34, уже принятом на вооружение. Руководство завода № 183 не согласилось с мнением заказчика и обжаловало это решение в главке и наркомате, предложив продолжать производство и давать армии танки Т-34 с исправлениями и сокращенным до 1000 км (с 3000) гарантийным пробегом. Точку в споре поставил К. Е. Ворошилов, согласившись с мнением завода. Однако главный недостаток, отмеченный в отчете специалистов НИБТ Полигона — теснота так и не был исправлен.

В первоначальном виде танк Т-34 выпуска 1940 года отличался очень высоким качеством обработки броневых поверхностей. В военное время им пришлось пожертвовать ради массового производства боевой машины. Первоначальный производственный план на 1940 год предусматривал выпуск 150 серийных Т-34, но уже в июне это число возросло до 600. Причем производство предполагалось развернуть как на заводе № 183, так и на Сталинградском тракторном (СТЗ), который должен был изготовить 100 машин. Однако план этот оказался далек от реальности: к 15 сентября 1940 года на ХПЗ изготовили только 3 серийных танка, а сталинградские танки Т-34 покинули заводские цеха только в 1941 году.

Первые три серийные машины в ноябре-декабре 1940 года подверглись интенсивным испытаниям стрельбой и пробегом по маршруту Харьков-Кубинка-Смоленск-Киев-Харьков. Испытания проводили офицеры НИБТПолигона. Они выявили так много конструктивных недостатков, что усомнились в боеспособности испытываемых машин. ГАБТУ представило отрицательный отчет. Помимо того, что броневые листы устанавливались под большими углами наклона, по толщине брони танк Т-34 выпуска 1940 года превосходил большинство средних машин того времени. Одним из основных недостатков была короткоствольная пушка Л-11.

Маска пушки Л-11 Маска пушки Ф-34

Второй опытный образец А-34


Забрасывание на моторный люк танка бутылок с горящим бензином.

Первоначально в танк ставили 76-мм пушку Л-11 с длиной ствола в 30,5 калибра, а начиная с февраля 1941 года наряду с Л-11 стали устанавливать 76-мм пушку Ф-34 с длиной ствола в 41 калибр. При этом изменения затронули лишь броневую маску качающейся части пушки. К концу лета 1941 года танки Т-34 выпускались только с пушкой Ф-34, которая производилась на заводе № 92 в Горьком. После начала Великой Отечественной войны постановлением ГКО № 1 к производству танков Т-34 подключался завод «Красное Сормово» (завод № 112 Наркомсудпрома). При этом сормовичам разрешили устанавливать на танки авиадеталей, привезенных из Харькова.

Таким образом осенью 1941 года единственным крупным производителем танков Т-34 остался СТЗ. При этом выпуск максимально возможного числа комплектующих постарались развернуть в Сталинграде. Броневой прокат поступал с завода «Красный Октябрь», бронекорпуса сваривались на Сталинградской судоверфи (завод № 264), пушки поставлял завод «Баррикады». Таким образом, в городе был организован практически полный цикл производства. Так же обстояли дела и в Горьком, и в Нижнем Тагиле.

Следует отметить, что каждый завод-изготовитель вносил в конструкцию машины некоторые изменения и дополнения в соответствии со своими технологическими возможностями, поэтому танки Т-34 разных заводов имели свои характерный внешний облик.

Всего за это время было изготовлено 35312 танков Т-34, включая 1170 огнеметных.

Существует таблица производства Т-34, которая несколько отличается по количеству выпущенных танков:

Производство Т-34
Завод 1940 год
ХПЗ № 183 (Харьков) 117
№ 183 (Нижний Тагил)  
№ 112 «Красное Сормово» (Горький)  
СТЗ (Сталинград)  
ЧТЗ (Челябинск)  
УЗТМ (Свердловск)  
№ 174 (Омск)  
Всего 117
Производство Т-34
Завод
1941 год
ХПЗ № 183 (Харьков) 1560
№ 183 (Нижний Тагил) 25
№ 112 «Красное Сормово» (Горький) 173
СТЗ (Сталинград) 1256
ЧТЗ (Челябинск)  
УЗТМ (Свердловск)  
№ 174 (Омск)  
Всего 3014
Производство Т-34
Завод 1942 год
ХПЗ № 183 (Харьков)  
№ 183 (Нижний Тагил)
5684
№ 112 «Красное Сормово» (Горький) 2584
СТЗ (Сталинград) 2520
ЧТЗ (Челябинск) 1055
УЗТМ (Свердловск) 267
№ 174 (Омск) 417
Всего 12572
Производство Т-34
Завод 1943 год
ХПЗ № 183 (Харьков)  
№ 183 (Нижний Тагил) 7466
№ 112 «Красное Сормово» (Горький) 2962
СТЗ (Сталинград)  
ЧТЗ (Челябинск) 3594
УЗТМ (Свердловск) 464
№ 174 (Омск) 1347
Всего 15833
Производство Т-34
Завод 1944 год
ХПЗ № 183 (Харьков)  
№ 183 (Нижний Тагил) 1838
№ 112 «Красное Сормово» (Горький) 557
СТЗ (Сталинград)  
ЧТЗ (Челябинск) 445
УЗТМ (Свердловск)  
№ 174 (Омск) 1136
Всего 3976
Производство Т-34
Завод Всего
ХПЗ № 183 (Харьков) 1677
№ 183 (Нижний Тагил) 15013
№ 112 «Красное Сормово» (Горький) 6276
СТЗ (Сталинград) 3776
ЧТЗ (Челябинск) 5094
УЗТМ (Свердловск) 731
№ 174 (Омск) 2900
Всего 35467


pro-tank.ru

Танки Т-34: обозначения

Национальная маркировка и эмблемы

Стандартным национальным знаком отличия советской военной техники была красная звезда. В то же время она редко использовалась и чаще всего наносилась на боковую поверхность башни. Однако, судя по имеющимся фотографиям танков звезда наносилась также спереди корпуса, и даже впереди на маске пушки. Во многих публикациях встречаются цветные иллюстрации танков Т-34 в зимнем камуфляже с белой звездой. На самом деле на некоторых исторических фотографиях звезды выглядят светлоокрашенными. Трудно объяснись почему звезды были белыми, скорее всего в процессе эксплуатации красный пигмент выцветал. Многое зависело от типа применяемых фотоматериалов: ортохроматическая пленка или использование фильтров искажали истинные цвета при черно-белой печати.

Маркировка воздушной и идентификации

Для опознания танков с воздуха использовалась маркировка еще задолго до вторжения немецких войск. Во время военных маневров 1930-х годов и во время вторжения советских войск в страны Прибалтики в 1940 году использовались белые кресты, нанесенные на верх башни. Танки Т-34 со знаками воздушной индетификации встречались летом 1941 года во время успешного наступления вермахта. В начальный период войны, как правило, использовались белые полосы, нанесенные вдоль центральной части танковой башни, вдоль ее оси. Такие полосы продолжали использоваться на разных фронтах с небольшими вариациями до конца войны. В качестве опознавательного знака использовались так же белые треугольники, круги, квадраты, кресты и полосы, размещенные относительно оси башни. Иногда внутри белого треугольника наносились желтые или красные круги. Маркировка наносилась, как правило, на крыше башни. На танках, окрашенных в зимний камуфляж, значительная часть часть поверхности сверху башни оставалась не закрашенной (где наносились идентификационная маркировка) или в некоторых случаях она окрашивалась в красный цвет.

 На сварной башне танка Т-34 неизвестной части (Западный фронт, весна 1942 года) выпуска СТЗ нарисованы номер «85» и белая полоса для идентификации с воздуха. Это был типичный идентификационный знак, используемый в советских частях.

Во многих случаях нанесение идентификационной маркировки было связано с проведением важных боевых операций. Например, белые круги на крыше башен наносились во время наступления Красной армии в Прибалтике и в Югославии в 1944 году. Во время штурма Берлина в апреле — мае 1945 года белые полосы и треугольники рисовались на башнях танков. Во время операции «Малый Сатурн» (Юго-Западный фронт, ноябрь-декабрь 1942 года) башни наверху и по бокам оставались темно-зеленого цвета, остальная часть корпуса была в зимнем камуфляже. Некоторые части использовали идентификационные знаки для наземных частей. Как правило, это были полосы но бокам башни или на корпусе. Обычно они были белого цвета, хотя известны фотографии, где на танках видны полосы других цветов ( возможно — красные).

Т-34 из неизвестной части, район Риги, лето 1944 гола. Штампованная башня с командирской башенкой. Танк выпуска завода № 112. Тактические номера, расположенные по бокам и сзади башни (и спереди корпуса) . На крыше башни был идентификационный знак для самолетов — белый круг.

Тактическая маркировка

Советская система тактической маркировки отличается большой сложностью и многовариантностью. Когда танки Т-34 появились на фронте, тактические знаки еще нигде не использовались. Причиной этому было, скорее всего, режим секретности советских военных. Это подтверждают фотографии периода лето — осени 1941 года — на них сотни подбитых Т-34 без тактических знаков.

Т-34 раннего выпуска 5-го танкового полка, командир майор М.П.Баранов. Район Крыма осенью 1941 года. Па переднем плане танк со сварной башней и новым типом люка механика-водителя. Все танки без тактических номеров.

Танки Т-34 раннего выпуска (сварная башня, топливные баки укреплены на корпусе) с белым тактическим номером «11» на боку башни, лето 1941 года.

Некоторые источники цитируют устав танковых войск РККА от середины 1938 года (УТВ-1-38), который разрешал использовать нанесение двухзначных тактических знаков, используя мел или смываемую краску. Летом белого цвета, зимой — красного цвета. Однако летом 1941 года такие знаки встречались редко. Начало военных действий показало, что отсутствие тактических знаков затрудняла командование на поле боя. Поэтому тактические знаки стали вводить, но делалось это сначала спонтанно, без утверждения сверху. Отсутствовали общие принципы для бронетанковых и механизированных частей. В результате, в первый период войны появились различные тактические знаки с использованием геометрических фигур и цифр. Таким примером могут служить танки Т-34 из состава 24-го танкового полка (8-го механизированного корпуса), которые участвовали в массированных боях в районе Броды — Дубно в июле 1941 года. Они имели белые ромбы нанесенные сзади башен. По бокам башни были вертикальные белые полосы — скорее всего это были идентификационные знаки для пехоты. Некоторые части использовали белые горизонтальные линии, нанесенные впереди башен. Число полос показывало, что танк принадлежит к определенной части, входящей в состав механизированного корпуса. В ряде частей, например в 6-м бронетанковом корпус (позже переименован в 11-й гвардейский бронетанковый корпус) такие знаки просуществовали до конца войны.

Танк Т-34 из состава 52-й Краснознаменной бронетанковой бригады, Кавказский фронт, 1942 год. Двухцветный камуфляж и тактический знак: ромб, светло закрашенный внутри, с цифрами 2 снизу и сверху.

Подбитый Т-34 выпуска СТЗ возможно принадлежит 5-й бронетанковой армии, Брянский фронт, лето 1942 года. Танк окрашен в стандартный темно-зеленый цвет и имеет нестандартную маркировку белого или желтого цвета: цифру «07» перед звездой и надпись «За Сталина!»

Огнеметный танк ОТ-34 uз состава 15-й гвардейской механизированной бригады, 3-й Украинский фронт, 1944 год. На танке тактический номер «101» и рисунок ласточки (символ бригады). Открытый люк правый белого цвета, на нем виден идентификационный знак воздушного опознания (белый круг на башне сверху).

Осенью 1941 года тактические знаки в виде геометрических фигур (квадраты, круги, треугольники, прямоугольники) появились на танках Т-34. Они наносились по бокам башни и иногда повторялись сзади башни. В начальный период войны наиболее часто используемым символом был ромб — это был штабной знак бронетанковых частей Красной армии. Как правило ромб был около 40 см высотой и разделен пополам горизонтальной линией, сверху и снизу которой располагались тактические знаки. Принципы использования знаков варьировали: например в 116-й отдельной бронетанковой бригаде верхней части ромба располагался знак батальона (цифра 1 или 2). В нижней части ромба располагался код бригады — 045. Другой принцип использовался в 1-й гвардейской бронетанковой бригаде, где в конец 1941 ив начале 1942 годов танки Т-34 имели цифру «1» в верхней части ромба, а нижняя часть осталась пустой. В 2-й бронетанковой бригаде (1943-1944 годы) бригадный код (номер 22) располагался в верхней части ромба, в нижней его части — индивидуальный тактический номер танка, который также дублировался сбоку и сзади башни (14 или 20). Однако трудно определять по черно-белой фотографии какой цвет был в реальности. В этой бригаде тактические номера танков большего размера дублировались по бокам и сзади башни, чтобы их можно было различить с большого расстояния. В некоторых частях не только цифры, но и буквы писались внутри поля ромба. Например, такие знаки были в 51-м отдельном танковом полку. На танках Т-34 этого полка бука А видна в верхней части ромба, обозначая 1-й батальон и Б — 2-й батальон. В нижней части ромба находился индивидуальный кодовый номер танка, например 24.

Примеры тактических знаков:

48-й отдельный танковый полк, Ленинградский фронт, Карельский перешеек, осень 1941 года. 51-й отдельный танковый полк, 1943 год. Неизвестная часть, район Харькова, весна 1942 года. Неизвестная часть, конец 1942 — начало 1943 годов (красным на делом фоне).

Слева: 1-й батальон 116-я отдельная бронетанковая бригада, Западный фронт, весна 1942 года.
Справа: 1-й батальон 3-я гвардейская бронетанковая бригада, Калининский фронт, весна-лето 1942 года.

Известны также случаи, когда тактические номера целиком заполняли внутреннюю поверхность неразделенного ромба. Интересно, что знаки используемые в ромбе встречались не только в начале войны. В течении 1942-43 годов ромбы были наиболее часто используемыми тактическими знаками на центральной части Восточного фронта. В некоторых частях ромб сохранился вплоть до конца войны (и не только на танках Т-34). Известны примеры, где геометрические знаки привязаны к тактическим номерам. Например, танки 13-й гвардейской бронетанковой бригады несли на башне «7» (бригадный знак) в квадрате (лето 1944 года). В дополнении были использованы индивидуальные двухзначные номера, например «53», нанесенный на башню. Такие знаки использовались этой бригадой до осени 1944 года, когда они были заменены другой эмблемой (олень с рогами).

1-я гвардейская бронетанковая бригада, Московская область, зима 1941-42 годов (красная надпись на белом танке). Неизвестная часть, в районе Сталинграда, лето 1942 года. 22-я бронетанковая бригада, 1943/44 года. 17-я гвардейская бронетанковая бригада, район Орла, 1943 год (цифра 8 — желтого цвета).

На советских танках наносились тактические номера и буквенно-цифровой код. Некоторые части использовали тактические номера уже с лета 1941 года. Например, это были танки 101-й и 108-й бронетанковых дивизий, где появились двух и трехзначные номера. Такая практика позже широко распространилась в других танковых частях. Некоторые геометрические знаки было непросто читать, по этой причине они были заменены во многих частях тактическими номерами, а также буквенно-цифровым кодом. 52-я Краснознаменная танковая бригада, действовавшая на Закавказском фронте, стала примером этого. Осенью 1942 года она использовала ромбы в качестве тактических знаков, а в начале 1943 года ромбы были закрашены и буквенно-цифровой код появился на башнях танков (например, К-8). Тактические кодовые номера стали двух или трехзначными. Хотя есть примеры применения одно или четырехзначных тактических кодов. Трехзначная маркировка встречалась чаще и лучше подходила к организации советских бронетанковых частей. Обычно первая цифра обозначала соединение (полк или батальон), последующие две были кодовые знаки танка.

90-я бронетанковая бригада, Сталинградский фронт, осень 1942 года. Неизвестная часть, Украина, март 1944 года (красной краской на белом фоне). Неизвестная часть, Степной фронт, 1943 год. 13-я гвардейская механизированная бригада, 3-ий Украинский фронт, Румыния, лето 1944 года.

Обычно тактические номера располагались на башне, чаще всего по бокам и сзади. В некоторых частях они повторялись впереди корпуса. Согласно некоторым источникам, такое расположение было рекомендовано боевым уставом от января 1944 года. Например, такие знаки можно видеть на снимках Т-34, сделанных в частях воевавших в районе Риги и финского города Виипури (например, это были танки 30-й гвардейской танковой бригады). Тем не менее, этот документ не был принят на практике повсеместно и встречались нестандартные тактические знаки. Следует добавить, что в начале Великой Отечественной войны были отдельные случаи, когда тактические знаки наносились по бокам корпуса. Например, это были одно- и двухзначные номера, расположенные на корпусах танков Т-34/57 из 21-й бронетанковой бригады вплоть до конца 1941 года. Командир соединения майор Лукин воевал на танке под номером «20».

Одним из примеров интересных знаков дают тактические номера из двух двухзначных цифр, которые появились на танках в 1942 году на Юго-Западном фронте. Обычная первая группа цифр дает кодовый номер части, а вторая — номер танка. Знаки этого типа появились среди других частей, например в 5-й гвардейской бронетанковой бригаде («10-12», «10-13») и в 84-й бронетанковой бригаде («32-12», «32-27», «32-32»). Похожие знаки встречались в 5-м гвардейском танковом корпусе, который участвовал в боях на Курской дуге летом 1943 года («52-01», «52-02», «52-06»). Еще одна часть, действовавшая в том же районе в то же самое время, имела знаки начинающиеся с цифры «25», например «25-14». Знаки такого типа рисовались по бокам башни и иногда индивидуальный номер танка повторялся на лобовой броне. В одной из публикаций польский исследователь Магнусский утверждал, что знаки состоящие из двух групп цифр были типичными для советских бронетанковых частей в 1942-43 годах. Однако, скорее всего это утверждение справедливо для танковых частей, действовавших в южной части Восточного фронта.

Подбитый ОТ-34 (поздняя версия конца 1943 — начала 1944 годов), период 1944-45 годов. Танк окрашен в стандартный темно-зеленый цвет. Тактические знаки на башне: «С-6».

Подбитый Т-34 со сварной башней производства завода № 183, район Днепропетровска, сентябрь 1943 года. На башне виден номер «З6ЗХХ», который частично закрыт немецким солдатом.

Ранее упоминалось, что многие советские бронетанковые части использовали буквенно-цифровой код. Например: «Д-44» ( на ОТ-34), «Б-4» (85-й отдельный танковый полк, Крымский полуостров, весна 1944 года), «Л2-КС» (130-я танковая бригада, весна 1942 года), «Д003» (неизвестная часть Западного фронта, лето 1943 года) или «300-М» (неизвестная часть, лето 1944 года). Иногда встречались другие тактические знаки. Летом 1944 года символы животных стали появляться на танках в частях 3-го Украинского фронта. Башни Т-34 стали украшаться ящерицами, оленьими головами с рогами ( 13-я гвардейская механизированная бригада), а также ласточки (15-я гвардейская механизированная бригада). Система советских тактических знаков — это предмет скрывающий много загадок (это в полной мере относится и к танкам Т-34). Любые обобщения и предположения могут быть рискованными и необоснованными. Случалось так, что в одной части были танки, которые имели разные тактические знаки. Многие танки имели знаки, которые относились к различным системам маркировки. Например, это были танки 1-го гвардейского кавалерийского корпуса, который входил в состав 3-й гвардейской танковой армии. Их танки кроме трехзначного тактического номера имели так же буквенно-цифровой код. Один такой Т-34 в дополнение к своему трехзначному тактическому номеру «431», нес на башне знак «КК-1». Можно предположить, что эти знаки несли информацию о части (есть мнение, что КК означает «кавалерийский корпус»), а «431» — индивидуальный номер танка. Известны фотографии танков, которые имели на башнях четырех- и двухзначные номера. На другом танке можно было видеть треугольник с цифрами «41» и «6», нарисованных в нем, а рядом был нарисован квадрат с буквой «А». Неизвестно, почему это делалось. Можно только предположить: было это ли результатом смены системы тактических знаков или переброски танков между частями. Следует иметь ввиду, что высокая интенсивность боевых действий не оставляла времени на смену знаков и это осложняло ситуацию. Поврежденные танки постоянно ремонтировались и отправлялись в другие действующие части. Такие машины несли старые тактические знаки и к ним добавлялись новые.

Фотография танков 130-й бронетанковой бригады, весна 1942 года. Хорошо заметны двухцветный камуфляж и тактические номера. На башне второго танка видна надпись «Щорс».

В 1942-43 годах существовали различные варианты зимнего камуфляжа. На первом танке слева виден номер «214», на втором — номер на крышке люка и на башне патриотический лозунг. Они нанесены белой краской, других тактических номеров не видно.

Несмотря на усилия, которые предпринимались командованием, в Красной армии так и не установилась стандартная унифицированная система тактических знаков. Ситуация усугубилась после реорганизации бронетанковых сил, которая шла в течение 1941 -1945 годов. С 1943 года и далее основной тактической единицей стал бронетанковый (механизированный) корпус и тактические знаки были определены на этом уровне. На самом деле известно много знаков стандартизированных на уровне корпуса. Часто решение о значках принимались на других уровнях командования (полка, бригады) и иногда на уровне танковых и механизированных армий. Что касается цветов тактических номеров танков, они чаще всего были белые. Намного реже встречались желтый или красные цвета. На машинах с зимним камуфляжем знаки были обычно красные, реже — черные и иногда — зеленые. Ввиду того что опознавательные знаки часто рисовались от руки, стиль их значительно варьировался. Тоже самое относится к размеру цифр и букв, а также геометрических знаков.

Индивидуальные названия и лозунги

На советских танках Т-34 часто встречались различные надписи. Чаще всего это были лозунги: «За Родину!», «За Сталина!», «Ответ из Сталинграда» и другие. Многие машины были украшены такими именами как «Ленин», «Сталинец», «Спартак», «Кутузов», «Ленинградец», «Щорс», «Пархоменко». Во многих частях и подразделениях стандартной практикой было использование имен (например, это широко практиковалось в 106-й и 130-й танковых бригадах). Танки покупались на средства рабочих, колхозников и других слоев населения и получали соответствующие имена: «Московский рабочий», «Горьковский пионер», «Североморец», «Хабаровский комсомолец» и другие.

Фотография подбитого танка Т-34 с шестигранной башней раннего типа (литье в земляные формы с сеткой швов). Скорее всего башня установлена на корпус раннего типа в ходе ремонта. На башне видны остатки подписи «Щорс».

Огнеметные танки ОТ-34 из состава 38-го танкового полка 1-й бронетанковой армии были подарены московским митрополитом Сергием и получили название «Дмитрий Донской». Так как они были куплены на деньги православной церкви, данная часть имела неофициальное название «святой». Танки Т-34 из состава 25-го гвардейского полка (6-й механизированной бригады) были приобретены на средства жителей Латвии несли на своих башнях надпись «Латышские стрелки» ( в честь латышских стрелков, воевавших на стороне большевиков в годы Гражданской войны). С другой стороны, некоторые танки 45-й Эстонского танкового полка имели на башнях надпись «За советскую Эстонию!» на русском и эстонском языках.

Подбитый танк Т-34. На шестигранной башне видно название «Пархоменко», 1942 год.

После окончания войны некоторые танки Т-34 имели на борту рисунок боевого пути прославленной части. Одним из таких необычных танков был танк командира 4-й гвардейской Кантемировской бронетанковой дивизии генерала П.П. Полубоярова. Во время парада в Москве 7 ноября 1945 года этот танк был запечатлен на снимках. На корпусе танка был нарисован боевой путь части, а на башне танка — надпись «Кантемировец». Надпись была нанесена не краской, а вырублена на металле. На одном из люков башни этого танка был кодовый номер и эмблема части.

Источник:

  • «История танка» №20, Т-34/76.

Читайте также на нашем сайте:

< Назад   Вперед >

pro-tank.ru

Модификации Т-34

Содержание

T-34 был значительно улучшен во время испытаний, а массовое производство было налажено в сентябре преемником Кошкина, главным проектировщиком Александром Морозовым. Создание предыдущих моделей,а именно T-26, БТ-7 и тяжелого, многобашенного Т-28 было отменено, что бы получить место для нового среднего танка.

Производство было также разделено, Ленинград поставлял пушку Л-11, Харьков дизельный двигатель V12, Москва электрические комплектующие и бронекорпус. Окончательная сборка производилась на сталинградском тракторном заводе.

После июля 1941 года все уязвимые производственные центры были перенесены на восток. Только Сталинградский завод остался на месте до самого конца сражений в начале 1943 года и капитуляции Фон Паулуса.

T-34-76, модель 1940 года

Модификации Т-34

На модели 1940 года присутствовали различные дефекты. Переднюю бронированную часть корпуса сложной формы было трудно производить, была нехватка дизелей V12, поэтому большинство танков серии 1940 года было оборудовано двигателем Микулина М-17 на фабрике Горького, так же как и временными трансмиссией со сцеплением оттуда. Первоначальная пушка Л-11 была раскритикована за то, что имела низкую дульную скорость, поэтому на фабрике Горького была создана её замена — пушка Ф-34. Позже она была передана в производство, первые же танки были ей оборудованы в июле 1941 года.

T-34-76, модель 1941 года

Модификации Т-34

Эта модель сильно отличалась от своего предшественника 1940 года. Почти все было подвергнуто исследованию и переделке для упрощения массового производства, например такие элементы как новое крепление орудия, сварная турельная установка с новым широким люком и множество других деталей.

Для простоты производства был добавлен единственный люк, но он имел и недостатки, делая ловушку из подбитого танка для всего экипажа. Это очень осложняло жизнь экипажа, многие бойцы почувствовали на себе отсутствие комфорта, плохую эргономику и огромный риск остаться в горящем танке, чья башня к тому времени получила прозвище «пирожок».

Очень большие выхлопные трубы, находящиеся сзади, так же оказались проблемой. Башня не обеспечивала должной защиты командиру, поскольку не имела специального лючка или перископа. У единственного тяжелого люка, расположенного спереди, была лишь одна щель видения, которая с легкостью пачкалась или забивалась грязью в боевых условиях.

Кроме того, командир был вынужден заряжать пушку, поскольку, экипаж состоял всего из 4 человек. Это было исправлено лишь на T-34-85.

Позже у многих танков появилось дополнительное бронирование, например на экранированной версии 1942 года. Это пришлось делать для того, чтобы хоть как-то противостоять новым 88 миллиметровым немецким пушкам. Броня была в значительной степени улучшена по сравнению с моделью 1940 года (или «моделью A»).

Приблизительно 324 модели T-34 были перевооружены пушкой ЗИС-4, обладающей отличной скоростью полета снаряда, получили название Т-34-57 и были использованы как охотники за танками, например во время сражения за Москву.

Т-34-76, модели 1942-1944 годов

Модификации Т-34

Поскольку стандартизированные станки, используемые для производства T-34, не были легко адаптируемыми под новые условия, исправление специфических производственных недостатков было сильно ограничено. Многие особенности танка остались неизменными вплоть до 1943 года, несмотря на жалобы их экипажей и командиров.

Почти все делалось для упрощения, даже автоматическая сварка, сделавшая броню более крепкой, была введена для ускорения и упрощения производства. Пушка Ф-34 была упрощена до такой степени, что для её сборки стало необходимо почти на 200 частей меньше(от 861 до 614). Прицелы и дальномер остались сырыми, несмотря на то, что были альтернативные. Например, пушка Ф-34 длинной 42 калибра и прицел ТМФД-7 вместе с перископическим панорамным прицелом ПТ-4-7 не могли позволить использовать вооружение с таких же дистанций, как и немцы. Это привело к наступательной тактике, основанной на постоянном маневрировании и сближении с врагом, в то время как немецкие танки могли спокойно стоять и стрелять, оставаясь, практически неуязвимыми, с больших дистанций.

Нехватка резины не давала использовать нормальные колеса, дизайн постоянно менялся, многие делались из чистого металла, что смотрелось весьма странно вместе с обычными гусеницами. Однако, в начале 1942 появилась улучшенная башня модели Д, промежуточный результат из проекта T-34M, который был большим шагом вперед по сравнению с предыдущими моделями. Наконец-то, единственный большой люк был удален и заменен отделенными люками, в конце 1943 года появился новый панорамный командирский прицел с круговым обзором.

Несмотря на это, издержки производства были уменьшены еще,после чего производственное время уменьшилось на 50% несмотря на то, что большинство рабочих, которых призвали на фронт, были заменены женщинами, детьми, пожилыми и инвалидами . В 1943 производственный уровень T-34 был приблизительно около 1300 в месяц. Стандарты качества были низки, однако они позволили армии не испытывать недостатка в танках.

Последней моделью, произведенной в 1944 году был T-34-76Г с башней, получившей название «Гайка». Он имел упрощенную ЗИС С-53 пушку, новую турель с радио и улучшенный обзор командира. Однако, производство постепенно уменьшалось в связи с началом производства и поставок на фронт значительного лучшей версии легендарного танка — Т-34-85.

Поделитесь с друзьями

Отправка сообщения

tanksdb.ru

Танк Т-34 — как это было

Под легендарным танком Т-34, «тридцатьчетверкой», дошедшей до Берлина, как правило, подразумевается танк Т-34-85, и именно эта версия установлена в виде мемориала на многих постаментах в городах и селах. Однако Т-34-85 начали серийно производить лишь в 1944 году, а в войну с Германией Советский Союз вступил с танком Т-34-76, который и принял на себе основную тяжесть жестоких боев, в том числе и на Курской дуге. От Т-34-85 этот танк отличался меньшей башней, менее мощным вооружением, а также множеством инженерных и производственных дефектов.

Если говорить о технической стороне Т-34-76, то среди важнейших достоинств – высокая удельная мощность двигателя, рациональные углы наклона брони, мощное (на то время) вооружение, большой запас хода, малое удельное давление на грунт. Сюда же можно добавить простоту конструкции, облегчавшую массовое производство Т-34, их обслуживание и ремонт в полевых условиях.

Вместе с тем, специалисты называют сразу целый перечень недостатков. Например, отсутствие продувки канала ствола после выстрела и недостаточная вентиляция боевого отделения приводили к тому, что после нескольких выстрелов башня заполненялась пороховыми газами, от которых заряжающий мог потерять сознание.

В первой версии «тридцатьчетверки» не было вращающегося основания, поэтому заряжающий при повороте башни вынужден был семенить ногами по боеукладке. Отсутствие радиосвязи между советскими танками приводило к уменьшению эффективности применения самого танка. Если к началу войны большинство немецких танков было радиофицировано, то советские машины либо имели только приёмники (передатчик был лишь на командирском танке), либо не имели радиосвязи вовсе.

Коробка передач не имела синхронизаторов, поэтому для переключения передачи иногда приходилось использовать кувалду (которая находилась под рукой механика-водителя), либо регулировать скорость изменением оборотов двигателя.

В Т-34 был установлен прогрессивный высокоэкономичный дизель авиационного типа В-2. Применение дизельного двигателя должно было обеспечить меньшую пожароопасность в сравнении с бензиновым. Но как показали боевые действия, пары солярки под воздействием высоких температур, возникающих при попадании снаряда, взрываются и горят не хуже бензина. А на Т-34 топливные баки были расположены прямо в боевом отделении, что приводило к неизбежности пожара при попадании туда снаряда.

Но один из главных недостатков Т-34-76 — слабая обзорность из башни танка. Экипаж просто не видел, что творится вокруг. Кроме того, из-за тесноты башни, унаследованной от танка БТ, командиру приходилось исполнять обязанности наводчика, поскольку в башне помещались только двое: заряжающий и командир. Из-за этого наблюдение за полем боя на время прицеливания прерывалось, а в это время всякое могло произойти.

Ограниченный ресурс танка привел к тому, что, стараясь сохранить ресурс, до войны танки Т-34 ставили на консервацию, а экипажи обучали на БТ-7 или даже устаревшем Т-26. В результате к началу войны было мало подготовленных экипажей для танков Т-34, а многие машины просто не успели снять с консервации. Этим и были обусловлены высокие потери Т-34 в начале войны.

О том, что «легендарный» Т-34 содержит множество врожденных детских болезней, военные знали еще до войны. В мае 1941 года генералитет настаивал на снятии машины с производства и создании нового танка с лобовым бронированием корпуса и башни толщиной 60 мм; торсионной подвеской; увеличенным диаметром погона башни и командирской башенкой с круговым обзором. Однако сделать ничего не успели, и СССР вступил в войну с танками устаревших или недостаточно доведенных моделей.

Даже через два года после начала войны мнение советских танкистов о Т-34 не изменилось, об этом можно судить по письму командующего 5-й гвардейской танковой армией П. Ротмистрова к Г. Жукову в августе 1943 года: «Приходится с горечью констатировать, что наша танковая техника, если не считать введение на вооружение самоходных установок СУ-122 и СУ-152, за годы войны не дала ничего нового, а имевшие место недочёты на танках первого выпуска, как то: несовершенство трансмиссионной группы (главный фрикцион, коробка перемены передач и бортовые фрикционы), крайне медленный и неравномерный поворот башни, исключительно плохая видимость и теснота размещения экипажа, являются не полностью устранёнными и на сегодня».

Сказать, что «легендарная тридцатьчетверка» была лучшим танком Второй Мировой — означало бы сильно приукрасить ситуацию. По сути Т-34 представлял собой «сборную солянку» из узлов и агрегатов, скопированных с зарубежных прототипов конца 20-х – начала 30-х годов прошлого века: ходовая часть — от американского танка «Кристи», двигатель — копия мотора BMW-VI, который немцы ставили на бипланы ещё в середине 20-х, коробка передач – с американского танка. К устаревшим, с технической точки зрения, компонентам надо также добавить крайне низкое качество производства.

И все же Т-34 стал самым массовым танком второй мировой войны и внес неоценимый вклад в Победу. Его простая и бюджетная конструкция позволила производить эти машины высокими темпами и в огромных количествах. Всего за годы войны было выпущено свыше 35 тысяч Т-34, в то время как всех модификаций немецкого Т-IV в Германии собрали менее 9 тысяч.

world-tanks.ru

Танк Т-34 — Подробное описание

Более детальное описание Т-34

Шасси и подвеска.

Шасси танка Т-34, выполненные на основе системы Кристи, имели пять пар больших катков с промежутком между второй и третьей парами. Подвеска каждого катка была независимой и подвешивалась перпендикулярно на винтовой пружине внутри корпуса. Ведущая звездочка устанавливалась сзади, что снижало уязвимость. Та же система применялась на машинах серии БТ. Ведущие звездочки вращали широкие литые гусеницы из марганцовистой стали с центральными направляющими шипами, расположенными на чередующихся траках. Широкие гусеницы давали небольшое удельное давление на грунт, не превышающее 0,7-0,75 кг/см2. У британских, немецких и американских танков величина этого параметра составляла 0,95-1,0 кг/см2. Надгусеничные полки закрывали верхнюю часть системы подвески и выступали на 25 см в передней части корпуса и на 10 см — в задней. Подвеска позволяла танку Т-34 сохранять высокую скорость даже при движении по сильно пересеченной местности, в то время как широкие гусеницы танка массой 28,3 т давали возможность двигаться по грязи и глубокому снегу.

Корпус и бронирование.

Корпус, спроектированный Николаем Кучеренко, нависал над гусеницами и имел наклонные борта. Он сваривался из катаных листов гомогенной стали. Толщина брони корпуса спереди составляла 45-мм, 40-мм с тыла и 20-мм сверху. Качество сварки было очень плохим, но не настолько, чтобы допускать разрушения сварных швов. Передний броневой лист толщиной 45-мм, установленный под углом 60 градусов, не имел никаких отверстий, за исключением люка механика-водителя и амбразуры шаровой пулеметной установки. В люке механика-водителя имелся перископ. Наклонная броня давала отличную защиту от снарядов и по защитным свойствам была эквивалентна вертикальной бронеплите толщиной 75-мм. Фактически танк Т-34 был самым неуязвимым в 1941 году. Крыша задней части корпуса за башней была слегка приподнята, на ней были размещены жалюзи моторного отделения и выхлопные трубы. Верхняя задняя плита и крышка двигателя крепились винтами. В случае необходимости замены двигателя или трансмиссии их можно было снять.

Двигатель.

Двигатель располагался в задней части корпуса и представлял собой V-образный четырехтактный 12-цилиндровый дизель с жидкостным охлаждением, первоначально разработанный для танка БТ-7М. Данная версия двигателя объемом 3,8 литра была модернизирована под Т-34. При 1800 об/мин развивал мощность 493 л.с. Соотношение мощность/масса составило 18,8 л.с. на тонну, что позволяло танку Т-34 развивать скорость 54 км/ч на шоссе и 25 км/ч по пересеченной местности в зависимости от ее характера при среднем расходе топлива 1,84 л/км. При движении по шоссе этот параметр значительно улучшался. Двигатель В-2 позволял также значительно увеличить запас хода Т-34 (до 464 км) по сравнению с танками, имевшими обычные бензиновые двигатели внутреннего сгорания. Главный топливный бак находился внутри корпуса, четыре вспомогательных бака цилиндрической формы — на бортах и два бака меньших размеров — на корме. Трансмиссия располагалась в кормовой части корпуса и не загромождала боевое отделение и отделение управления. В начале войны трансмиссия была ненадежной, поэтому некоторые экипажи возили запасные трансмиссии, привязывая их тросами к моторному отделению.

Башня.

Все модели танка Т-34 имели низкую башню. Хотя низкий силуэт башни был полезен в бою, он ограничивал склонение стволов основного и вспомогательного вооружения, особенно на обратном уклоне или при стрельбе на короткой дистанции. Кроме того, внутри башни было тесно. Из отделения управления можно было сразу попасть в башню. На более поздних моделях к башне и корпусу стали приваривать поручни для десанта.

Типы башен танка Т-34 образца 1943 года

Механик-водитель и органы управления.

Место управления было отделено от моторного отделения перегородкой. Рабочее место механика-водителя располагалось в левой части корпуса. Оно было оснащено большим люком, закрепленным на шарнирах. В люке имелся перископ для наблюдения. Механик-водитель управлял танком с помощью системы с бортовым фрикционом и тормозом. Управление системой осуществлялось посредством двух управляющих рычагов и рычага переключения передач, а также педалями сцепления и ножным тормозом. Рычаги соединялись с трансмиссией в кормовой части с помощью металлических тяг, проходящих вдоль днища ганка. Для управления танком Т-34 надо было прикладывать больше физических усилий, чем для управления машинами западного производства, на которых трансмиссия и коробка передач располагались рядом друг с другом. Механикам-водителям танков Т-34 часто приходилось пользоваться деревянным молотком, если рычаги заедало. Четырех-скоростную коробку передач на 100 последних танках Т-34 образца 1943 года сменила пятискоростная. В результате стало легче переключать передачи и увеличивать скорость танка. В полу находились педали впрыска топлива, сцепления и тормоза. В днище имелась педаль (часто называемая «десантной»), которая позволяла остановить танк. Имелись также два баллона с сжатым воздухом для запуска двигателя при низких температурах.

Стрелок-радист.

Рабочее место стрелка-радиста располагалось справа в передней части корпуса. Люк для покидания машины находился в днище прямо перед стрелком-радистом. Вооружение стрелка-радиста состояло из 7,62-мм танкового пулемета Дегтярева в шаровой установке с углом горизонтальной наводки 24 градуса и вертикальной наводкой от -6 до +12 градусов. Пулеметы, устанавливаемые на танки образца 1942 года, оснащались бронемаской. Несмотря на то что в начале войны на большинстве танков Т-34 радиостанции отсутствовали и из-за острого дефицита личного состава место радиста пустовало, количество оснащенных рациями танков постоянно росло. В 1941 г. машины командиров танковых рот оснащались радиостанцией 71-ТК-З. Предпринимались усилия по оснащению радиостанциями танков командиров взводов. В течение первых двух лет войны применялись также рации 71-ТК-1. Положение улучшилось, когда в конце 1942 г. началось массовое применение радиостанций 9-Р. Хотя радиус действия этих радиостанций составлял 24 км, в движении они были эффективны на расстоянии 8 км.

Немцы, уделявшие повышенное внимание обеспечению экипажей устойчивой радиосвязью, отмечали низкое качество тактического взаимодействия советских машин. Из-за отсутствия радиосвязи русским приходилось полагаться на сигналы флажками. В люке башни предусматривалось даже специальное отверстие для подачи сигналов с помощью флажков. На практике это было очень неудобно — командир взвода был слишком занят управлением собственным танком и стрельбой. Часто он просто давал команду другим экипажам следовать за ним. Ситуация улучшилась, когда объем производства радиостанций увеличился, и к лету 1943 года 75-80 процентов всех машин уже были ими оснащены. Внутренняя связь между членами экипажа осуществлялась с помощью системы ТУП. Танковые шлемы были оборудованы наушниками и горловыми микрофонами.

Командир танка и заряжающий.

Главным недостатком всех танков Т-34 была плохая эргономика башни. В башнях немецких машин находились три человека: стрелок, заряжающий и командир танка, отвечавший за наблюдение за местностью, управление экипажем и координацию действий с остальными танками подразделения. Совсем другая ситуация имела место в тесных, рассчитанных на двоих башнях Т-34. Командир имел те же задачи, что и немецкий, кроме того, он должен был вести огонь из пушки. Это — само по себе серьезное дело, которое отвлекало командира от выполнения его командирских обязанностей. Заряжание также занимало много времени. Несмотря на это, советское командование провело короткий и неудачный эксперимент, возложив ответственность за заряжание орудия вместо стрельбы на командира танка. Члены экипажа, по долгу службы находившиеся в башне, сидели на сиденьях, свешивавшихся с башенного погона. Командир сидел слева от орудия, а заряжающий, который должен был также стрелять из спаренного с пушкой пулемета, справа.

Качество оптического оборудования танка Т-34 уступало качеству оборудования немецких танков. Главный 2,5-кратный телескопический прицел ТОД-6, который устанавливали на первые модели Т-34, был позже заменен на прицел ТМФД. Танки, уходившие в бой прямо с конвейера Сталинградского тракторного завода осенью 1942 года, часто вообще не имели прицелов. Они могли стрелять только прямой наводкой. Прицеливание осуществлялось заряжающим прямо через ствол. Для наблюдения за окружающей местностью командир и заряжающий использовали перископ ПТ-6. Позже стали применяться перископы ПТ-4-7 и ПТ-5. Из-за вызванного войной дефицита часто перископы для заряжающих не устанавливались. Поле зрения перископа было очень узким, и его не могли увеличить отверстия в броне, сделанные на уровне плеч командира и заряжающего. Под отверстиями для наблюдения находились амбразуры для стрельбы из пистолета, еще одна амбразура. На более поздних моделях Т-34 эти амбразуры отсутствовали.

Многие немецкие командиры экипажей предпочитали вести бой, высунув голову из люка. Это обеспечивало им обзор на 360 градусов. Если бы это попытался сделать командир Т-34, то большой открывающийся вперед люк почти полностью перекрыл бы ему обзор. Ему пришлось бы сидеть прямо на башне, не только рискуя попасть под огонь противника, но и получить удар очень тяжелым люком. Размер люка был такой, что, будучи открыт, он открывал и заряжающего. Танки Т-34 образца 1943 года имели отдельные люки для командира и заряжающего, но только на последних моделях устанавливались приборы наблюдения, обеспечивавшие обзор на 360 градусов. Сама башня первоначально изготавливалась из катаного листа с пушкой в литой люльке. На модели 1941 года литую люльку заменили угловой люлькой на болтах. В 1942 г. на вооружение приняли литую башню с толщиной брони 52-мм, хотя она ничем не отличалась от башни из катаного листа.



< Назад   Вперед >

pro-tank.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *