Легкий танк R35 | Военное оружие и армии Мира
R35 — самый массовый легкий французский танк Второй мировой войны. Как это не покажется странным, но инициатором появления во французской армии нового танка фирмы «Рено» (Renault) выступила фирма «Гочкис» (Hotchkiss). Дело в том, что новый танк создавался по ее инициативе — редкий случай во французском танкостроении.
ПЕРИПЕТИИ СОЗДАНИЯ
Обычно французские фирмы дожидались момента, когда армия «созреет» и разработает тактико-технические требования к новому образцу вооружения. Однако в случае с легким танком поддержки пехоты все произошло не так. Директором фирмы «Гочкис» был англичанин, он то и решил внести свежую струю во французское танкостроение, предложив военным принят на вооружение боевую машину фирмы «Гочкис». В итоге в 1933 году Консультационный совет по вооружению выдвинул ТТТ к новому танку, разработанные совместно со специалистами фирмы «Гочкис», — масса 6 т, экипаж два человека, вооружение два пулемета или малокалиберная пушка, броня 30 мм, скорость 8-10 км/ч. Все это сильно напоминало FT17, за исключением разве что толщины брони. Французские военные продолжали дышать воздухом Первой мировой войны и мыслить ее категориями. Танк рассматривался исключительно как «придаток» пехоты.
Был объявлен конкурс, в котором приняли участие 14 фирм. «Гочкис» имела явные преимущества. Например, эта фирма получила заказ на изготовление трех прототипов 30 июня 1933 года, в то время как остальные фирмы только 2 августа впервые увидели техтребования к танку. Впрочем, «недолго музыка играла»! Из 14 фирм при деле остались только четыре, а в 1935 году «Гочкис» и вовсе подвинули: по результатам сравнительных испытаний в августе — сентябре 1935 года победителем был объявлен танк фирмы «Рено». Насколько честно победили «реношники» сказать трудно, но достоверно известно, что заказ на первые 300 машин char leger modele 1935 R был выдан фирме «Рено» еще 29 апреля 1935 года. И это при том, что танк имел плохую проходимость на местности, был тесным, весил больше 10 т, не устраивал военных с точки зрения вооружения и т. д. Тем не менее заказ был выдан. Первый серийный танк R35 покинул заводской цех 4 июня 1936 года.
КОНСТРУКЦИЯ
Танк R35 имел классическую компоновку с передним расположением трансмиссии.
Моторное отделение занимало всю кормовую часть корпуса. Двигатель был размещен справа, а бензобаки, радиатор и вентилятор — слева. Боевое отделение занимало всю среднюю часть корпуса. В верхней части боевого отделения установили башню. Отделение управления находилось в передней части корпуса. В нем были расположены все органы управления машиной, контрольно-измерительные приборы, а также дифференциал, полуоси, тормоза и сиденье механика-водителя.
Боекомплект состоял из 116 выстрелов и 2400 патронов (16 магазинов). Все выстрелы были размещены в специальных укладках в одном ящике, закрепленном у борта с левой стороны боевого отделения.
МОДЕРНИЗАЦИЯ
Главным недостатком R35 была слабость вооружения. Новые танки вооружали пушками, демонтированными со старых танков FT17! Мотивировалось это наличием большого количества боеприпасов и дороговизной разработки нового орудия. Ни к чему хорошему такая экономия конечно же не привела. Бронебойный снаряд, выпущенный из пушки SA18 на дистанции 1 000 м, пробивал по нормали только 15-мм броню!
Для установки пушки SA38 башню пришлось модернизировать. Она получила индекс АРХ R1, а танк с этой башней — R39. Впрочем, танков этой модификации выпустили совсем немного — всего 64 машины (по другим данным — 273, что представляется маловероятным), так как в основном пушки SA38 поступали на вооружение легких танков «Гочкис».
Помимо попыток усилении вооружения предпринимались и шаги в направлении модернизации ходовой части. Спустя два года после принятия R35 на вооружение специалистами фирм «Рено» и АМХ были разработаны несколько вариантов обновленного шасси. Инженеры фирмы «Рено» пошли по пути простой модернизации, а вот фирма АМХ предложила полностью новую ходовую часть, разработанную для своего танка АМХ38. В нее входили 12 опорных и четыре поддерживающих катка на борт, а также ведущее колесо заднего расположения. Элементы ходовой части были защищены фальшбортом.
Форма корпуса танка почти не изменилась, в башне АРХ R1 устанавливалась 37-мм пушка SA38. Боевая масса составила 12,5 т. Прототип нового танка поступил на испытания 16 февраля 1939 года, а вскоре он был принят на вооружение под названием R40. Пока не началась война, этот танк рассматривался как очередная модификация R35 и должен был выпускаться параллельно с ним. Однако обстоятельства в скором времени изменились — с февраля 1940 года, начиная с 1501 машины, им планировали заменить на конвейере серийные R35. Пока разворачивалось производство R40, выпуск R35 продолжался, так что улучшенные танки начали производиться только с 1541 экземпляра.
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
Французская армия использовала танки R35, R39 и R40 на всех театрах военных действий. На май 1940 года в Европе имелось 945 машин, из них 810 в отдельных танковых батальонах, приданных полевым армиям, и 135 в 4-й танковой дивизии резерва (DCR).
В Северной Африке находилось несколько колониальных частей, оснащенных танками R35. В Сирии дислоцировался 68-й танковый батальон, в Алжире и Тунисе 62-й и 63-й батальоны.
С падением французского правительства все колониальные части перешли под власть правительства Виши, по приказу которого они вели боевые действия с англичанами, американцами и «свободными» французами, обороняя от вторжения бывших союзников заморские владения в Сирии и Марокко.
После окончания боевых действий в 1940 году все исправные и неисправные танки R35 были отправлены немцами на завод фирмы «Рено» в Париже, где они подлежали ремонту и восстановлению. Из-за своей малой скорости R35 не должен был использоваться в качестве боевого танка, и около 100 машин впоследствии применялись немцами для несения охранной службы. 25 из них приняли участие в боях с югославскими партизанами. Большинство танков оснастили немецкими радиостанциями. Куполообразную командирскую башенку заменили плоским двухстворчатым люком.
Часть R35 немцы передали своим союзникам: 109 — Италии и 40 — Болгарии. В декабре 1940 года берлинская фирма «Алкетт» (Alkett) получила заказ на переделку 200 танков R35 в САУ, вооруженные чешской 47-мм противотанковой пушкой. В качестве прототипа использовалась аналогичная САУ на шасси немецкого танка Pz.1. В начале февраля 1941 года первая самоходка на базе R35 покинула заводской цех. Пушка была установлена в открытой сверху рубке, размещенной на месте демонтированной башни. Лобовой лист рубки имел толщину 25 мм, а бортовые — 20 мм. Вертикальный угол наведения орудия колебался в пределах от -8° до +12°, горизонтальный составлял 35″. В кормовой нише рубки была размещена немецкая радиостанция. Экипаж состоял из трех человек. Боевая масса — 10,9 т. В опытном порядке одна САУ этого типа в 1941 году была вооружена немецкой 50-мм противотанковой пушкой Рак 38.
Из 200 заказанных машин 174 были изготовлены как САУ, а 26 — как командирские. На последних пушка не устанавливалась, а ее амбразура в лобовом листе рубки отсутствовала. Вместо нее монтировался пулемет MG34 в шаровой установке Kugelblende 30.
Остальные танки R35 после демонтажа башен служили в вермахте в качестве артиллерийских тягачей для 150-мм гаубиц и 210-мм мортир. Башни же были установлены на Атлантическом валу в качестве неподвижных огневых точек.
Помимо французской армии R35 состояли на вооружении в Польше (53), Югославии (50), Румынии (41) и Турции (100). После 1940 года танками продолжали торговать немецкие власти: 109 машин достались Италии, а 40 — Болгарии.
Контракт на поставку 100 танков R35 Польше заключили в апреле 1939 года. В июле первые 49 машин прибыли в Польшу. Из них сформировали 21-й батальон, дислоцировавшийся на румынской границе. Большинство R35 в конце сентября перешли границу, а затем вошли в состав румынской армии. В начале 1940 года Югославия закупила во Франции 50 танков R35. В 1939 году румыны закупили во Франции 41 танк R35. Из них сформировали 2-й танковый полк. В сентябре 1939 года к ним добавились 34 польских R35, интернированных в Румынии.
В 1943-1944 годах 30 танков R35 перевооружили советскими 45-мм танковыми пушками, и они получили наименование R35/45. Последний раз R35 участвовали в боевых действиях в составе 5-го драгунского полка французской армии в ходе освобождения Франции в 1944-1945 годах.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА R35
- Боевая масса, т: 10,6
- Экипаж, чел.: 2
- Габаритные размеры, мм:
— длина: 4200
— ширина: 1850
— высота: 2376
— клиренс: 320 - Скорость макс, км/ч: 23
- Запас хода, км: 140
Нравится Тронуло Ха-Ха Ого
Печаль Злюсь 8181warfor.me
Условно годный. Легкие танки Renault R 35 в руках вермахта
Будучи самым массовым французским танком к весне 1940 года, Renault R 35 оказался и самой массовой бронетанковой «добычей» вермахта. Часто эти машины попадали к немцам в руки целыми либо повреждёнными настолько незначительно, что очень быстро снова вставали в строй. В общей сложности в руки немцам попало от 800 до 840
Содержание:
Бесполезная масса
Первые случаи боевого применения Panzerkampfwagen 35R 731(f) были зафиксированы ещё в ходе кампании мая-июня 1940 года. Быстро освоив новые трофеи, немцы отправились воевать на них против прежних хозяев.
Впрочем, случаи такие были немногочисленными. Тихоходные и обладающие откровенно слабой пушкой, Renault R 35 с немецкими экипажами не могли как-то серьёзно повлиять на ход боевых действий. Подобные танки можно легко вычислить по характерным деталям, которые позже уже не встречались. Чтобы не быть подбитыми собственными товарищами, экипажи трофейных Renault R 35 рисовали по периметру большие балочные кресты. Танки старались перекрасить в серый цвет (Schwarzgrau RAL 7021), но на фотографиях попадаются и машины, сохранившие французский камуфляж. В остальном же трофеи кампании мая-июня 1940 года пока ещё не подвергались каким-то серьёзным переделкам. Основная их часть вносилась уже позже.
Трофейный Renault R 35, июнь 1940 года. Танк успели перекрасить и нанести на него кресты. В таком виде он и пошёл в бой против прежних хозяев – французов
По-настоящему разбираться с трофейной матчастью вермахт начал уже по завершении французской кампании. Особого энтузиазма у немцев французская машина не вызвала. Тем не менее, уже в июле 1940 года эти танки стали поступать на вооружение частей, размещённых во Франции и готовившихся к операции «Морской Лев». Целью этой операции была высадка в Великобритании, и как учебные машины для подготовки экипажей к вторжению Panzerkampfwagen 35R 731(f) вполне годились.
Начиная с осени 1940 года R 35 начали переделывать под немецкие стандарты. Прежде всего, с башни срезали смотровую башенку, поскольку толку от неё было очень мало. Вместо неё появился двустворчатый люк, который вполне годился для попадания в машину. Впрочем, командиры часто использовали его для езды в походном положении. Конечно, это было не так удобно, как сидеть на кормовом люке, зато обзор получался лучше. Часть танков получила и немецкие радиостанции.
Panzerkampfwagen 35R 731(f) из состава 336-й пехотной дивизии, июль 1940 года. Танк использовался в ходе тренировки планировавшейся десантной операции «Морской Лев»
Широкого распространения Panzerkampfwagen 35R 731(f) не получили. Цифра в 800 танков включала все захваченные танки, большая часть из которых всё-таки требовала ремонта. Поэтому фактически самым массовым трофейным танком, если считать экземпляры, которые можно было использовать сразу, оказался отнюдь не R 35, а старичок Renault FT. Даже на конец 1941 года таких машин у немцев было 500 штук, и речь идёт именно о работоспособных танках.
К этому же времени, для сравнения, Renault R 35 в «чистом» виде числилось всего 125 штук. Кроме того, по совокупности характеристик Panzerkampfwagen 35R 731(f) оказался едва ли не худшим французским лёгким танком 30-х годов. По этой причине отправлять эти машины даже частям второй линии на Восточный фронт немцам и в голову не приходило.
Этот танк из состава 12-й танковой роты специальных операций имеет полный набор переделок, включая двустворчатый люк вместо смотровой башенки
Впрочем, некоторые R 35 на войну с Советским Союзом всё же отправились, правда, уже не в виде танков. С машин снималась башня, выгружался боекомплект, отверстие закрывалось брезентом. Всё, тягач для тяжёлой артиллерии готов! 110 таких машин, получивших обозначение Umbau von Panzerkampfwagen 35R (f), к февралю 1941 года было придано батареям, оснащённым 149-мм гаубицами sFH 18 и более мощными 17 cm K18/21 cm Mrs 18. Они вполне успешно использовались, и к марту 1942 года в вермахте всё ещё числилось 52 таких тягача. С учётом того, что при разработке использование танка в качестве тягача не предусматривалось, а таскать ему приходилось весьма тяжёлые артиллерийские системы, результат вполне достойный.
Umbau von Panzerkampfwagen 35R (f) на Восточном фронте, 1941 год
Ещё одним плодом конверсии, заключавшейся в снятии башни и боекомплекта, стал эвакуатор Bergeschlepper 35 R (f). По большому счёту, от тягача тяжёлой артиллерии он практически ничем не отличался, кроме возлагавшихся на него задач. Некоторые особо изобретательные экипажи вносили изменения в конструкцию импровизированного эвакуатора — например, ставили на него ветровые стекла либо пулемётные турели. Таких машин было сделано порядка 90 штук.
Также на шасси Panzerkampfwagen 35R 731(f) строились подъёмные краны, коих было аж несколько типов. Лет 5 назад в сети всплыла даже фотография Panzerkampfwagen 35R 731(f) с башней от Т-26, но это, скорее всего, не более чем искусный фотомонтаж. Диаметр погона башни у Т-26 на 20 сантиметров больше, чем у APX R, а в полевых условиях переделку погона сделать просто невозможно. Да и смысла особого в такой «модернизации» не было. К слову, башни от самих превращённых в тягачи и эвакуаторы французских танков пошли в дело – их пустили на обустройство Атлантического вала.
Bergeschlepper 35 R (f) за работой. Экипаж этой машины приспособил к ней ветровой щиток, так ездить стало гораздо комфортнее
На Западе ситуация с трофейными Renault R 35 оказалась несколько иной. Танки продолжали применяться в качестве учебных, хотя немцы всё же предпочитали использовать для этих целей трофейные Hotchkiss H 39, поскольку те были куда более подвижными. Кроме того, в конце 1941 года три десятка Panzerkampfwagen 35R 731(f) были переданы частям СС, позже использовавшим танки на Балканах. По состоянию на 1 марта 1943 года 50 трофейных Renault R 35 находилось в составе 100-го танкового полка. К концу мая 1943 года 46 машин числилось в составе 100-й танковой бригады, 8 – в составе 711-й пехотной дивизии, по 2 у 712-й и 708-й пехотных дивизий. Ещё 22 танка состояло на вооружении 12-й танковой роты специальных операций.
Подбитый в ходе боёв за Париж Panzerkampfwagen 35R 731(f) из состава танковой роты «Париж». Август 1944 года
Повоевали Panzerkampfwagen 35R 731(f) и после высадки союзников в Нормандии. 100-й танковый полк сражался с американскими войсками в районе Шербура с вполне предсказуемыми результатами. 2 танка находилось в составе штаба 206-го танкового батальона, который также воевал в районе Шербура. Наконец, некоторое количество трофейных Renault R 35 и Renault R 40 находилось в составе танковой роты «Париж». В августе 1944 года эти танки оказались уничтожены в ходе взятия Парижа, причём некоторые из них попали под огонь французов из 2-й бронетанковой дивизии Леклерка. Отдельные машины оказались захвачены бойцами Сопротивления и использовались ими против немцев.
вернуться к меню ↑Снятые с фронта
Помимо тягачей и эвакуаторов, «засветились» на Восточном фронте и другие машины, созданные на базе Panzerkampfwagen 35R 731(f). На сей раз речь идёт не о вспомогательной технике, а о боевой машине, которая потенциально могла серьёзно усилить группу армий «Центр». История создания этой машины восходит к концу 1940 года. Трезво оценивая боевой потенциал трофейного французского танка, в 6-м управлении вооружений пришли к логичному выводу, что куда более эффективным будет использовать его базу для создания самоходной установки.
У немцев уже имелся вполне удачный опыт создания на базе безнадёжно устаревшего Pz.Kpfw.I истребителя танков, более известного как Panzerjäger I. Новая самоходная установка, которая изначально называлась 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Pz.Kpfw.I (Sd.Kfz.101) ohne Turm, была создана путём снятия с Pz.Kpfw.I Ausf.B башни и установки в неё чехословацкой 47-мм противотанковой пушки P.U.V. vz.36. С лобовой части и с бортов пушку прикрыли бронелистами. Получилась вполне удачная самоходная установка, дебют которой состоялся ещё во Франции весной 1940 года. А в последний раз эти небольшие истребители танков ходили в бой осенью-зимой 1942 года.
4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) на учениях, 1941 год
«Добро» на начало разработки этой самоходной установки, получившей в итоге традиционно «лаконичное» обозначение 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f), было получено 23 декабря 1940 года. В качестве подрядчика по изготовлению и разработке САУ выступала компания Altmärkische Kettenfabrik (Alkett), на тот момент — ведущее предприятие по выпуску немецких самоходных установок. Задача у инженеров из Шпандау оказалась непростой, поскольку база, из которой предстояло сделать самоходную установку, была ещё меньше, чем Pz.Kpfw.I Ausf.B. В короткой и узкой машине, рассчитанной на двух французов, не страдающих клаустрофобией, предстояло разместить троих членов экипажа, 47-мм пушку, а также боезапас к ней.
Первый экземпляр 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) был изготовлен из неброневой стали к 8 февраля 1941 года. Ограниченный объём внутреннего пространства толкнул инженеров Alkett на смелые эксперименты. Рубку, изготовленную из листов толщиной 20 мм, пришлось выносить максимально вперёд, чтобы 47-мм пушка смогла хоть как-то поместиться. К слову, рубка крепилась к корпусу не намертво. Наверху корпуса появились бонки, к которым рубка крепилась на гужонах. В крыше корпуса был сделан вырез, частично задевающий подбашенный погон. В итоге двое человек поместиться там смогли, но не боезапас. Снаряды разместили в развитой нише, что, к слову, заметно упростило заряжание орудия. В этой же самой нише разместилась и радиостанция. В бортах рубки появились люки, поскольку иного способа покинуть машину и попасть в неё попросту не осталось.
Führungs-Fahrzeuge auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f), командирская версия, лишённая орудийной установки
Самоходную установку продемонстрировали Гитлеру 31 марта 1941 года. В целом, фюрер одобрил такую модернизацию. Но ещё до этого, в феврале 1941 года, начались работы по подготовке к выпуску серии из 200 машин. 174 строилось в основном варианте 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f). В нагрузку к ним шли 26 командирских Führungs-Fahrzeuge auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f), на которые вместо пушки устанавливался пулемёт в шаровой установке. Первые 30 машин были изготовлены в марте 1941 года, к маю их число достигло 93. Ещё 33 экземпляра было построено в июне, 5 в июле, 22 в августе, 28 в сентябре и 19 в октябре.
27 февраля 1941 года было принято решение о перевооружении на 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) 559-го и 561-го противотанковых батальонов, до того имевших на вооружении буксируемые пушки 3.7 cm Pak. Позже был перевооружён и 661-й противотанковый батальон. К началу операции «Барбаросса» 559-й противотанковый батальон находился в группе армий «Север», а 516-й и 611-й батальоны – в группе армий «Центр».
Одна из немногих фотографий 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) на Восточном фронте. Пока машины ещё едут, но лица у экипажа уже напряжённые
Казалось бы, противотанковые батальоны качественно усилились, получив самоходные артиллерийские установки, огневая мощь 47-мм пушек которых была куда выше, чем у немецкой 3.7 cm Pak. И даже кадры хроники запечатлели франко-чешско-немецкие самоходки, проезжающие мимо битой советской техники. Вот только реальность оказалась совсем иной. Уже 3 июля, всего спустя полторы недели после нападения Германии на СССР, 559-й и 611-й противотанковые батальоны получили приказ о перевооружении обратно на 3.7 cm Pak. 561-й противотанковый батальон продержался всего на день больше, после чего получил приказ оставаться в резерве армии в Гродно вплоть до замены матчасти.
Причина, по которой так быстро произошло возвращение немецких противотанкистов к своим «колотушкам», была предельно простой. Воевать новоиспечённым самоходчикам пришлось не столько с советскими танками, сколько с наследием французской армии. В отчёте командира 611-го противотанкового батальона говорится, что самоходные установки были полностью потеряны в первые дни войны. Хоть какую-то боеспособность батальон смог вернуть за счёт перевооружения на немецкие и частично на трофейные советские противотанковые пушки. Примерно та же ситуация наблюдалась и в других частях, вооружённых 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f). Их боевой дебют обернулся полным провалом.
Таким должен был стать 5 cm Pak 38 (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f)
Это было не последнее боевое применение 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) на Восточном фронте. В конце ноября 1941 года 10 самоходных установок и 2 командирские машины оказались в составе 318-й танковой роты, находившейся в районе Кременчуга и прикомандированной к 213-й охранной дивизии. Несмотря на то что рота находилась глубоко в тылу, это было, пожалуй, самое несчастное немецкое подразделение, имевшее на вооружении самоходные установки. Отчёт, датированный февралём 1942 года, очень похож на сводки боевых действий, только вместо живого противника немецким самоходчикам противостояла матчасть, на которой они служили.
Самоходки оказались очень капризными и в теплую пору года, но это были цветочки по сравнению с тем, как 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) вели себя в зимних условиях. При температуре −10 градусов и ниже моторы отказывались заводиться, да и в рабочем состоянии по зимним дорогам они еле тянули машины вперёд. Ходовая часть танков также оказалась плохо приспособленной к зимним условиям. Особенно плохо приходилось, когда самоходки оказывались на льду.
Надо сказать, что 6-е управление вооружений питало некоторые надежды на развитие темы 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f). 30 июля 1941 года Alkett получил контракт на разработку и изготовление опытного образца 5 cm Pak 38 (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f). Впрочем, даже до изготовления опытного образца дело не дошло. Дело не только в «успехах» версии с 47-мм пушкой, но и в проблемах иного характера. Pak 38 была крупнее P.U.V. vz.36, а это означало, что масса самоходной установки ещё больше вырастет. Здраво рассудив, в 6-м управлении вооружений от заманчивой идеи установки Pak 38 в Pz.Kpfw.35 R 731(f) отказались, заодно оградив многих немецких противотанкистов от душевных и физических страданий.
4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) в Нормандии, 1942 год
На Восточный фронт уже построенные самоходные установки больше не вернулись. Но это не означало, что карьера 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) закончилась. Во Франции для этих машин с сомнительной боевой эффективностью имелись более подходящие условия для продолжения службы. Кадры хроники сохранили дефиле этих машин по пляжам Нормандии. Здесь тихоходные самоходные пушки находились если и не в тепличных условиях, то уж точно не в ситуации, когда замёрзший экипаж безуспешно пытается привести свою капризную машину в чувство.
По состоянию на июнь 1943 года в составе расквартированных во Франции войск находилось 96 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f), причём 85 из них – в работоспособном состоянии. Самое большое количество (24 машины) находилось на вооружении 319 пехотной дивизии, занимавшей острова Гернси и Джерси, единственные британские владения в Европе, которые немцы смогли захватить. Штучно самоходные установки числились в составе 15 пехотных дивизий, 3 машины попало в 100-й танковый полк, 6 штук угодило в 657-й противотанковый батальон. К декабрю 1943 года общее число 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) снизилось до 92, а вот исправных истребителей танков к этому времени оказалось больше, чем в июне – 88.
Машины того же воинского формирования, вид сзади. Ввиду крайне маленького внутреннего объёма боеукладку пришлось выносить наружу, в кормовую нишу
В значительных количествах 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) продолжали находиться на вооружении «французских» частей вермахта и к июню 1944 года. Несмотря на то что самоходные установки морально устарели и передвигались крайне медленно, поучаствовать в боях им всё же довелось. Потенциально они могли поразить едва ли не все типы бронетанковой техники союзников, за исключением пехотных танков Churchill, но на практике их успехи оказались куда скромнее. Никакого серьёзного влияния на ход боевых действий оказать эти истребители танков не смогли. Тем не менее, один из последних случаев боевого применения 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) зафиксирован уже осенью 1944 года. Тогда в бою принимали участие машины 712-й пехотной дивизии, имевшей в составе 2 самоходки этого типа.
Подбитые 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) и Panzerkampfwagen 35R 731(f). Вероятнее всего, машины входили в состав 100-го танкового полка, сражавшегося за Шербур
Время и жернова войны оказались безжалостными к этим самоходным установкам. До наших дней в целом виде сохранилась всего одна 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f), ныне находящаяся в музее гарнизона города Тун (Швейцария). Эта машина была подбита в Нормандии и досталась швейцарцам с одной из свалок, где в то время было много битой немецкой бронетанковой техники. Машина дожила до наших дней без внутренних агрегатов и кормовой ниши, но это всё равно лучше, чем ничего. Между тем единственный на сегодняшний день ходовой Renault R 35, ныне находящийся в экспозиции танкового музея города Сомюр (Франция), на самом деле тоже является бывшей 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f). На его подбашенной коробке сохранились бонки для крепления рубки, да и сварные швы в районе подбашенного погона недвусмысленно говорят о «самоходном» прошлом этой машины.
Автор благодарит Хилари Луиса Дойла (Hilary L. Doyle) за предоставленные для статьи иллюстрации.
http://warspot.ru/6407-uslovno-godnyy
alternathistory.com
Renault R35/40 — Tank Encyclopedia
France (1936-40)
Light tank – around 1690 built
The successor of the famous FT
Until 1935, the little vintage Renault FT was the staple of the French tank force. On the mainland, it had been upgraded as the rearmed FT31 but, throughout the colonies, it was left unchanged since 1918. It was clear by 1932 that the new tested Renault tanks, like the NC27, were not sufficient for the task demanded from them. They were too heavy, complex, costly and, therefore, not suited for mass-production. The original requirements dated back from 1926 and asked for a “char d’accompagnement” (support tank) that could replace the FT and still operate in the same manner. However, with the increase in AT gun caliber and velocity, the emphasis was put on protection. In early 1933, Hotchkiss proposed a solution, with an affordable small tank which turned the table. But instead of purchasing some directly, for political reasons and due to the contract size, other contractors were asked in August 1933 to present their own model. Fourteen responded, ranging from automotive companies to small armories.
Development history
Renault, badly wanting this contract, rushed a prototype which was ready when a new specification was emitted on June, 21, 1934. It asked for an increase of armor, from 30 to 40 mm (1.18-1.57 in). Renault could not revise the design on time and was the first to present its ZM prototype to the Commission de Vincennes, on 20 December 1934. The model performed well, but was sent back to the factory for add-on armor and mounting the new APX (Atelier de Rueil) cast turret in April 1935. Tests were then resumed when, due to the growing tensions caused by the swift and massive German rearmament, the commission awarded the new tank a contract for 300 machines as the R35, on 29 April 1935. This was before the model could be perfected by Renault for pre-production. By 4 June 1936, the first delivered were promptly tested and modifications performed during production. The hollow hull price was 190,000 FF, and with engine, mechanical parts and the turret, rose to 1,400,000 FF, including all the modifications done (the equivalent of 32.000$ at the time). Contrary to the Hotchkiss h45, it was also produced for export.
Design
The R35 bears a strong resemblance to its rival, the Hotchkiss h45. They shared the same APX turret, the three-module hull construction and placement for the driver and engine. However, their dimensions differed, as well as the placement of the hull casemate, placed further to the rear for the Renault and, most obviously, the drivetrain.
The hull, as stated above, was made of three main prefabricated cast sections bolted together, while on the h45 these were welded. This helped improve production times. Everything else was welded-on. Maximum thickness on the glacis was 43 mm (1.69 in), and 40 to 30 (1.57-1.18 in) on the hull lower sides, rear and engine deck. The turret itself was made of hard cast iron, 30 mm (1.18 in) thick.
The running gear was based on the one used on the cavalry light tank AMR 35, with five double roadwheels encased in two sets of bogies and another single one at the front. All three were suspended by massive horizontal coil springs, with characteristic rubber ringlets. The drive sprocket was at the front and idler at the rear. The tracks reposed on three rubberized return rollers.
Repartition in the hull was for a crew of two. The driver position was offset to the left and the commander/gunner was in the turret behind. The final drive and differentials were in the hull nose. The driver had a Cletrac differential with five gears and steering brakes at his disposal. He had two hatches and one periscope for vision. The Renault V-4 85 hp engine was at the right rear, with a self-sealing 166 liter gasoline tank on its left. On final production tests, practical top speed was measured as 20 km/h (12.4 mph), which could fall to 14 km/h (8.7 mph) on soft or bumpy terrain. Fuel consumption was 212 liters/100 km off-road, but that was not a problem since it was believed 50 km (31 mi) was more than sufficient for a real breakthrough on a static front.
The turret received a dome-like rotatable cupola with vertical vision slits. It was free running on a ball track ring, either traversed by the weight of the commander or cranked more precisely for aiming. The commander normally stood on the tank floor. As customary in French practice, the turret had a rear hatch that could be hinged down, allowing the commander to sit on it, legs inside, for external observation. The early turret model was the APX-R, equipped with a L713 sight, mounting the short barrel 37 mm (1.46 in) Puteaux L/21 SA-18 and a coaxial 7.5 mm (0.29 in) Châtellerault fortress machine-gun. This main gun was effective only against concrete fortifications at relatively short range, as muzzle velocity was only 300 m/s (984 ft/s). At best only 12 mm (0.47 in) of armor could be defeated at less than 500 m (1640 ft). Once again, it was due to tactical limitations. It was never intended to deal with other tanks. Normal provision of ammo was 72 AP and 58 HE rounds plus 2400 cartridges.
Production
The total ordered, due to the degrading international situation, rose to 2300 units in 1939. But due to the frequent delays experienced by APX for the turrets, by 1936 Renault had succeed to deliver 380 hulls, while only 37 turrets were available, so the annual delivery rate fell to just 200. On 1 September 1939, only 975 vehicles had been delivered to the army out of 1070 produced total. They just then replaced most units still equipped with the Renault FT, but crews needed a few weeks to retrain. In consequence, in May 1940, there were still eight battalions of FTs operational due to the lack of trained conscripts. In June 1940, at last, 1601 R35 had been built by Renault, most for the Army. 245 had been exported to Poland (50), Turkey (100), Romania (41) and Yugoslavia (54). Another number presented is 1685 vehicles, indicated by the hull numbering. Production ceased after the capitulation.
The Renault R40
Due to insufficient tests before production, it appeared quite quickly to the units that the R35 suspension was notably unreliable and experienced many failures. So work started in 1939 at AMX (the new name of the Renault tank department after 2 December 1936) to devise a better system, which could be fitted on the production run. This new system counted twelve wheels in six pairs suspended by large vertical coil springs. These were protected by armored side skirts. The engine was upgraded and more powerful, while the hull was lengthened at the rear, and the turret was of the new APX-R1 cast model with a L767 sight, mounting a long barrel 37 mm (1.46 in) L/35 SA38. Last but not least, a radio was systematically fitted. The new gun was capable of defeating 40 mm (1.57 in) of armor at 500 m (1640 ft). For the ordnance it was the Char léger modèle 1935 R modifié 1939 and began to replace the R35 after the 1540th unit. Unfortunately, only few were delivered in time. The reconstituted Polish 10th Armored Cavalry Brigade in France was the first unit to be equipped with the new tank. At the same time, since 1939, some R35s were re-equipped with the new APX-R turret and long-barrel 1939. These were known as the R35 modifié 39, but only a few were converted, given to unit commanders. AMX also produced quantities of steering tails prior to the war to improve their trench crossing capabilities. These were not always fitted.
The R35 in action
France
At the time of the German attack on France, the French army had 900 R35s in service, then the most numerous model available. According to the French military doctrine, it was to be used only for direct infantry support. However, its gun proved to be able to defeat Panzer I and IIs, while the frontal armor could withstand even a direct hit from the standard 37 mm (1.46 in). The R35 equipped the Ist, IInd, IIIrd, IVth, Vth, VIIth, VIIIth, IXth “Armées”, plus the “Armée des Alpes” facing the Italian border, into Groupements de Bataillons de Chars. These were strictly tank units without other organic component, and only committed to infantry support in close coordination with infantry units. However, on 15 May, when it was clear that the doctrine was failing, 135 R35s from the 2, 24 and 44 BCC were allocated to a newly formed 4th DCR (Division Cuirassée de Réserve) while two others (40 & 48 BCC) reinforced the 2nd DCR. Later, 300 tanks from the materiel reserve were also reserved these new units. Many R35s were also found on the Colonies. The 63 and 68 BCC were in Syria (95 tanks) and the 62 BCC in Morocco with 30 tanks. The irony was the first faced Australian troops during Allied invasion of that mandate territory in 1941, while the others faced American troops in November 1942 (operation Torch). Later on, the Free French 1st CCC constituted a unit with available R35s for operations in this sector.
Poland
In 1938, the Polish Army bought two R35s for tests with the Office of Armored Forces Technical Research. The tank did not meet the requirements, neither did the Hotchkiss h45. The Polish Army wanted to buy the SOMUA S35, but the French government did not give its consent. In April 1939, due to the impending conflict with Germany and the lack of opportunities to increase production of the 7TP, 100 R-35s were ordered. The first batch of 50 (including three h45s) was delivered in July 1939, and were given to the 12th Armored Battalion in Lutsk. In September, this unit partly formed the 21st Light Tank Battalion, entrusted with the defense of the border with Romania. Others were incorporated into the composition of the group “Dubno”, which took part in the battles against the Germans at Strumiłową and the Soviets at Krasne. 34 tanks of the 21st Light Tank Battalion crossed the border of Romania on September 18, and were interned. After the Polish capitulation, however, a cavalry unit was raised in France, which fought in May 1940.
Yugoslavia – Croatia
The Kingdom of Yugoslavia ordered and obtained 45 R35s in April 1940, where they formed two brigades. One of these saw heavy action against the Germans around Belgrade. Surviving ones were re-used by the Independent State of Croatia, which fought alongside the 11th Panzerdivision on 13 and 14 April 1941. After that, they formed the Croatian 11 Dalmatinska udarna brigada (Dalmatian brigade), which fought against partisans.
With the Axis
Nazi Germany
The German army snapped no less that 843 R35s, according to the Waffenamt, in the aftermath of the French surrender. 131 of these used directly as Panzerkampfwagen 35R 731 (f) for security, mainly in France, close to their spare part base, but also in the Balkans and possibly in the conquered territories of Russia for anti-partisan operations. Others served as driver training vehicle, turretless, while their turrets found an application on various armored trains, yet again, against the French resistance or partisans throughout Europe. Other turrets were used as pillboxes in various strategic positions in France and the Netherlands. Fourteen of these driver training vehicle, still with their turrets, saw action at Sainte Mère l’Eglise with the 1057th Grenadier Regiment on 6, June, 1944.
There was also a considerable number (174 according to most sources) converted into an early tank-hunter, the 4,7 cm PaK(t) auf Panzerkampfwagen 35R(f) ohne Turm, a variant similar to the Panzerjäger I equipped with the Czech Skoda A6 PUV vz.37 47 mm (1.85 in) gun. These conversions were not successful, however as they were too high and slow. Although some saw service in the summer of 1941 (Operation Barbarossa), most were posted in the Channel islands, Netherlands, with Pz.Jg.Abt.657, which fought at Arnhem, and the remainder saw action in Normandy, France in 1944 (Schnelle Brigade 30 and Schnelle Abt.517).
Italy
One hundred and twenty four R35s were given by the Germans to their Italian ally, mostly to compensate for their losses in Africa. These saw action in 1943 at Gela, Sicily, notably against the US Rangers in the early hours of the Allied invasion (Operation Husky).
Romania
Romania’s rearmament plan was in full sweep in the early 1930’s when the last Renault tank was tested. The Romanian government sought about acquiring a licence to produce 200 R35s locally. However, since French rearmament was given priority, as a stopgap measure, forty-five R35s were sold and shipped in Romania in August and September 1939, making up the bulk of the newly formed 2nd Armored Regiment. At the end of September, an unexpected thirty-four Polish R35s from the 21st Light Tank Battalion, which fled the Germans, crossed the northern border. These were interned and bolstered the strength of the 2nd Armored Regiment, then made of two brigades. Although these were used as is by the Romanian army -now part of the Axis- thirty-six were converted by Atelierele Loenida in 1943-44 with a high-velocity Soviet 45 mm (1.77 in) gun and saw action as the Vânătorul de Care R35.
Other countries
Hungary used some R35s, as they interned ex-Polish tanks which were posted on the southern border during the invasion, and crossed it to avoid capture. Bulgaria received some R35s from the Germans and used them in 1943-1944 against partisans. Switzerland too interned a dozen R35s that crossed the French border in June 1940. After the war, ex-French R35s left in Syria were reconditioned and used by the Syrian forces against the Israelis in the 1948 conflict. Five saw action against the kibbutz Degania Alef, but were knocked off by Molotov cocktails and a single 20 mm (0.79 in) AT gun. One is now part today of the Yad-La-Shiron museum collection.
Trackstory n°4, the Renault R35/40
GBM, Histoire & Collection, about WW2 French tanks
Wikipedia about the R35
The R35 on Chars-Français.net
Renault R35 specifications | |
Dimensions | 4.02 x 1.87 x 2.13 m (13.2 x 6.2 x 7 ft) |
Total weight, battle ready | 10.6 metric tons |
Crew | 2 (commander/gunner, driver) |
Propulsion | Renault V-4 gasoline 48 hp, p/w ratio 8.0 hp/t |
Speed | 20 km/h (12 mph) |
Suspension | Horizontal rubber cylinder springs |
Maximum range | 130 km (80 mi) |
Armament | Main: 37 mm (1.46 in) L/21 SA18 Secondary: Châtellerault or Reibel MAC31 7.5 mm (0.29 in) machine-gun |
Maximum armor | 43 mm (1.69 in) |
Total production (R35) | 1540 |
Allied forces
Early R35 with a complicated six-tone camouflage. This particular livery was unveiled by P.Danjou for Minitracks.
R35 “Jaguar” from an unknown unit, May 1940.
R35 from the 20th BCC, France, May 1940.
R35 from the 23rd BCC in June 1940.
“Le Buffle” from the 12th BCC, France, June 1940.
R35, 1st Compagnie Autonome de Chars de Combat, Vichy France, 1941.
R35 modifié 39, 10th BCC Tank Brigade, France, May 1940.
Renault R40, Loire sector, France, June 1940.
Polish R35, September 1939.
Yugoslav vehicle captured in Belgrade, 1941, from the 1st Battalion Bornich Kola.
Axis Forces
Panzerkampfwagen 731 R(f), France, fall 1940.
Italian R35, Ariete Division, Sicily, March 1943.
Bulgarian R35.
Romanian R-35
Vânătorul de Care R35 (Romanian rearmed R35), Ukraine, summer 1943.
Axis Variants
The 4.7cm(t) Panzerjäger auf 35R(f), or Panzerjäger 35R, was a conversion of the French Renault 35 chassis with a Czech 47 mm AT gun. Already obsolescent Panzer I chassis were similarly converted into the Panzerjäger I in late 1940 and early 1941. It had a straightforward arrangement, with a three-sided open casemate built around the gun, above the base superstructure. Behind it a large ammo storage bin was built over the engine deck. Although slow and high, 174 of these 1941 little tank hunters had been converted for Operation Barbarossa in the summer of 1941. They were later withdrawn and served with units guarding occupied territories, in France and Holland. Many saw action again in Normandy, but by that time their killing power was not highly valued.
Panzer 35R(f) open topped command vehicle armed only with a 7.92 mm Machine gun followed by a Panzerjäger 35R(f)
Postwar
To come : Syrian R35, 1956.
Gallery
Latrun museum – Credits: Wikimedia Commons.
This French Renault R35 WW2 Light Infantry Tank has been upgunned by the Lebanon Army with a British 40 mm Ordnance QF 2-pounder gun after 1945. It is currently being restored by France 40 Vehicules Association, it will keep its Lebanese modification. (photo – Pierre-Oliver Buan)
www.tanks-encyclopedia.com
Renault R35 | |
---|---|
Классификация | пехотный танк / лёгкий танк |
Боевая масса, т | 10,6 |
Компоновочная схема | моторное отделение сзади, трансмиссионное спереди, боевое и управления посередине |
Экипаж, чел. | 2 |
Производитель | Renault |
Годы разработки | 1934 |
Годы производства | 1936—1940 |
Годы эксплуатации | 1936—1948 |
Количество выпущенных, шт. | 1630 |
Основные операторы | |
Длина корпуса, мм | 4200 |
Ширина, мм | 1850 |
Высота, мм | 2376 |
Клиренс, мм | 320 |
Тип брони | стальная литая гомогенная |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 40 / 23° |
Лоб корпуса (середина), мм/град. | 40 |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 40 / 0…90° |
Борт корпуса, мм/град. | 40 / 0° |
Корма корпуса, мм/град. | 32 / 24° |
Днище, мм | 10 |
Крыша корпуса, мм | 25 |
Лоб башни, мм/град. | 40 / 28° |
Борт башни, мм/град. | 40 / 28° |
Корма башни, мм/град. | 40 / 28° |
Крыша башни, мм | 25 |
Калибр и марка пушки | 37-мм SA18 L/21 |
Тип пушки | нарезная |
Длина ствола, калибров | 21 |
Боекомплект пушки | 116 |
Углы ВН, град. | −11…+19 |
Прицелы | телескопический |
Пулемёты | 1 × 7,5-мм «Рейбель» |
Тип двигателя | рядный 4-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения |
Мощность двигателя, л. с. | 82 |
Скорость по шоссе, км/ч | 20 |
Запас хода по шоссе, км | 140 |
Удельная мощность, л. с./т | 7,7 |
Тип подвески | сблокированная попарно и индивидуальная, на горизонтальных резиновых рессорах |
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,92 |
Преодолеваемый подъём, град. | 20 |
Преодолеваемая стенка, м | 0,5 |
Преодолеваемый ров, м | 1,6 |
Преодолеваемый брод, м | 0,6 |
Медиафайлы на Викискладе |
ru-wiki.ru
Легкий танк R35
Год разработки: 1934 г.
Год производства: 1935-1940 г.
Боевая масса: 10.6 тонн
Длинна: 4.2 мм
Ширина: 1.8 мм
Высота: 2.3 мм
Скорость: 20 км\ч
Запас хода: 140 км
Радио: нет данных
Броня
a. Лоб: 32 мм
b. Борт:: 40 мм
c. Корма: 32 мм
d. Рубка: 32 мм
e. Корпус: (верх) 15 мм
f. Корпус: (низ) 15 мм
g. Крыша/Днище: 15/15 мм
Экипаж: 2 чел.
Вооружение: 1-пушка Puteaux S A 18 Ц21 калибра 37 мм и 1- пулемет Chatelierault мод. 1931 г. калибра 7,5 мм.
Изготовители:
Самый массовый легкий французский танк Второй мировой войны. Разработан по заказу армии для сопровождения пехоты в 1934 году. Производился серийно с 1935 по 1940 год. За это время фирмой Renault было выпущено 1070 машин для французской армии и 560 танков на экспорт.
R35 — первый серийный вариант. Корпус из литых бронеплит, собирался на каркасе с помощью болтов. Башня литая, с вращающейся, но не откидывающейся командирской башенкой-куполом. Двигатель и трансмиссия смещены к правому борту. В 1938 году установлена радиостанция, изменена конструкция креплений смотровых приборов башни.
Большинство танков для преодоления противотанковых рвов оборудовались дополнительным «хвостом», необходимым для увеличения общей длины машины.
Применение: Французская армия использовала танки R35 на всех театрах военных действий. На май 1940 года в Европе имелось 945 машин, из них 810 в отдельных танковых батальонах, приданных полевым армиям, и 135 в 4-й танковой дивизии резерва (DCR).
В Северной Африке находилось несколько колониальных частей, оснащенных танками R35. В Сирии дислоцировался 68-й танковый батальон, в Алжире и Тунисе 62-й и 63-й батальоны.
С падением французского правительства все колониальные части перешли под власть правительства Виши, по приказу которого они вели боевые действия с англичанами, американцами и «свободными» французами, обороняя от вторжения бывших союзников заморские владения в Сирии и Марокко.
После поражения Франции в кампании 1940 года около 800 танков R35 досталось Германии. В основном они использовались для обучения танкистов, часть машин после демонтажа башен переоборудовали в артиллерийские тягачи для 150-мм гаубиц и 210-мм мортир. Башни же установили на Атлантическом валу в качестве неподвижных огневых точек.
В 1941 — 1942 году 174 французских танка R35 немцы переделали в САУ с 47-мм чешской противотанковой пушкой. Часть из них вместе с линейными R35 в составе 21-й танковой дивизии (100-я танковая бригада) принимала участие в боях с союзными войсками в Нормандии. 25 танков R35 применялись против партизан в Югославии.
Помимо французской армии R35 состояли на вооружении в Польше (53), Югославии (50), Румынии (41) и Турции (100)
После 1940 года танками продолжали торговать немецкие власти: 109 машин достались Италии, а 40 — Болгарии.
R35 участвовали в боевых действиях в составе 5-го драгунского полка французской армии в ходе освобождения Франции от германских захватчиков в 1944— 1945 году.
www.tank2.ru
Проект бронированной машины разминирования на базе танка Renault R35 (Франция)
Вторая мировая война бессчетное количество раз показала потенциал минно-взрывных заграждений и подтвердила необходимость создания специальной техники для их преодоления. Как во время войны, так и после ее окончания все ведущие страны мира занимались созданием инженерных средств, позволяющих войскам проделывать проходы в минных полях и делающих наступление войск менее рискованным. В новых проектах использовались как уже известные принципы обезвреживания мин, так и совершенно новые. Один из самых интересных проектов подобного рода был разработан во Франции на базе существующего легкого танка довоенной разработки.После освобождения от оккупации и окончания войны военное и политическое руководство Франции озаботилось строительством полноценных вооруженных сил. Имеющийся военно-промышленный потенциал не позволял решить все актуальные задачи за минимальное время, но все же французские предприятия пытались создавать и предлагать армии новые образцы техники. Велась разработка совершенно новых проектов, а кроме того, выполнялась модернизация и переработка уже существующей техники. Перспективная бронированная машина разминирования появилась именно путем переделки серийного танка старой модели.
Машина разминирования в походном положении. Фото Strangernn.livejournal.com
Необходимо сразу отметить, что проект завершился неудачей и был забыл. Из-за этого сохранилось крайне мало информации о нем, а имеющиеся сведения носят отрывочный характер. К счастью, в коллекциях музеев и любителей истории осталось несколько фотографий опытной машины, показывающих все ее особенности и позволяющих составить общую картину. При этом, однако, основные характеристики любопытного образца остаются неизвестными. Более того, история не сохранила даже название проекта.
По аналогии с предыдущими разработками подобного класса послевоенную инженерную машину можно называть Char de Déminage Renault R35 – «Танк разминирования на базе Renault R35». Такое название отражает основные черты проекта, однако может отличаться от реальных обозначений. Тем не менее, официальное название инженерного танка остается неизвестным, и потому приходится использовать те или иные его «заменители».
По имеющимся данным, инженерная машина была разработана вскоре после окончания Второй мировой войны, опытно-конструкторские работы завершились в 1945 или 1946 году. Вероятно, проект создавался фирмой Renault, однако его разработчиком могла стать и любая другая французская компания оборонной отрасли. В пользу версии о «Рено» говорит только тип базового танка, что само по себе, тем не менее, не является достаточным доказательством.
В рамках нового проекта предлагалось взять шасси существующего танка Renault R35, лишенное башни и агрегатов боевого отделения, и оснастить его набором дополнительного оборудования специального назначения. Новая аппаратура, использующая оригинальные принципы работы, должна была проделывать проходы в минных полях, разрушая противопехотные боеприпасы или провоцируя их детонацию. Судя по конструкции опытного образца, возможность обезвреживания противотанковых мин отсутствовала.
За основу для инженерной машины был взят легкий по массе «танк сопровождения» R35. Эта бронемашина была создана в середине тридцатых годов и вскоре поступила на вооружение французской армии. После захвата Франции нацистской Германией танки сменили хозяев и достаточно активно использовались на разных фронтах. Значительное число бронемашин такого типа было уничтожено во время Второй мировой, однако некоторое количество увидело конец войны и поступило на вооружение новой французской армии. По меркам середины сороковых, танки R35 были безнадежно устаревшими и уже не могли использоваться по прямому назначению. Тем не менее, Франция не имела выбора и была вынуждена сохранять парк подобной техники в течение некоторого времени. Кроме того, предпринимались попытки создания на базе устаревшего танка новой техники того или иного назначения.
В ходе разработки и строительства бронированной машины разминирования авторам проекта пришлось заметным образом переработать конструкцию имеющегося шасси. При этом большая часть доработок заключалась в удалении более не нужных узлов и агрегатов. В первую очередь, танк R35 лишился боевого отделения и башни. Проем в крыше корпуса, использовавшийся для установки погона, был закрыт за ненадобностью. Высвобожденные объемы, вероятно, были использованы для установки некоторого нового оборудования. Кроме того, пришлось предусмотреть отверстия в лобовых деталях корпуса, необходимые для установки приводов рабочих органов трала.
Легкий танк Renault R35. Фото Wikimedia Commons
После такой переработки корпус сохранял заметное сходство с базовым танком. Сохранялась нижняя лобовая деталь, имевшая в своем составе скругленный нижний агрегат и прямой верхний. Позади наклонной части лобовой детали по-прежнему находился лобовой лист, служивший передней стенкой подбашенной коробки. Нижняя часть бортов, использовавшаяся для установки деталей ходовой части, оставалась вертикальной, тогда как верхняя имела скругленные наклонные боковые элементы. По-прежнему использовалась наклонная корма.
Корпус имел смешанную конструкцию и состоял как из литых, так и из катаных деталей. Лоб и борта корпуса имели толщину 40 мм, однако уровень защиты отличался из-за разных углов наклона. Корма прикрывалась 32-мм броней, а крыша и днище имели толщину 25 и 10 мм соответственно. Для 1945 года такое бронирование было слабым и уже не могло обеспечить какую-либо защиту от существующих танковых и противотанковых орудий.
Компоновка корпуса в новом проекте не изменялась. Под защитой лобовой брони находились устройства трансмиссии, а непосредственно за ними помещалось отделение управления. Центральный отсек, ранее служивший боевым отделением, теперь использовался для установки некоторых новых устройств. В корме по-прежнему помещался двигатель, связанный с коробкой передач и другими агрегатами при помощи карданного вала.
Легкий танк Renault R35 оснащался карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения марки «Рено». Такая силовая установка развивала мощность до 82 л.с. Двигатель помещался возле правого борта моторного отсека, а слева от него находились топливные баки и радиатор. В составе трансмиссии имелись двухдисковый главный фрикцион, четырехступенчатая коробка передач, главный тормоз, механизм поворота на основе дифференциала и ленточных тормозов, а также одноступенчатые бортовые передачи.
Танк имел специфическую ходовую часть. На каждом борту имелось по пять обрезиненных опорных катков. Передняя пара катков имела индивидуальную подвеску на балансире, остальные блокировались попарно. В качестве упругих элементов использовались резиновые рессоры. Над последними помещалось по три поддерживающих ролика. Ведущие колеса находились в лобовой части корпуса, направляющие – в корме.
После переделки в инженерную бронемашину танк R35 сохранил имевшееся отделение управления, расположенное позади передних агрегатов трансмиссии. Передняя часть подбашенной коробки выполняла функции рубки водителя. Часть ее передней стенки и крупный элемент наклонной лобовой детали закреплялись на петлях и выполняли функции люка. Оснащение поста управления в целом осталось прежним. Наблюдать за дорогой следовало через открытый люк или при помощи смотровых щелей в броне.
Трал во время работы. Центральная балка с диском подняты и готовы к удару. Фото Atf40.forumculture.net
На лобовой детали инженерной бронемашины смонтировали опору для рабочего органа нового типа. В ее составе имелось несколько крупных прочных подкосов и иные силовые элементы меньшего сечения. В передней части этой рамы предусматривались оси для установки тралов. На бортах располагались цепные передачи для их перемещения. По-видимому, отбор мощности осуществлялся от штатной силовой установки шасси. Над отделением управления на корпусе установили П-образную опору с изогнутой балкой. Последняя предназначалась для укладки тралов при переходе в транспортное положение.
Проектом предлагались необычные средства разминирования, работающие по ударному принципу. На оси лобовой опоры помещалось качающееся основание, на котором крепилась балка. Основание выполнили в виде конструкции прямоугольного сечения, тогда как оставшаяся часть балки имела ромбовидную форму и сужалась к концу. Основание балки имело шарнир, при помощи которого балка могла перемещаться вверх и вниз. В походном положении она поворачивалась вверх и заваливалась назад, ложась на опору корпуса. На общем шарнире помещались три качающиеся балки.
Передний конец балки оснастили небольшой стойкой, укрепленной подкосом. На нижнем торце стойки располагался круглый ударный трал. Именно он должен был взаимодействовать с грунтом или взрывными устройствами, провоцируя их подрыв. Для более эффективного разминирования сравнительно широкой полосы центральная балка отличалась большей длиной, и ее диск-трал в рабочем положении находился перед двумя другими. При переводе трала в транспортное положение следовало открывать замки стоек, и те заваливались назад.
Как следует из имеющихся данных, в основании балок находился коленчатый вал кривошипного механизма, приводившийся в движение при помощи цепной передачи. Во время траления механизм должен был попеременно поднимать балки трала и освобождать их. Ничем не удерживаемая балка под собственным весом падала вниз, и круглый ударный элемент бил по грунту. Переменные подъем и падение трех дисков обеспечивали взаимодействие с грунтом и минами в полосе с шириной, сопоставимой с поперечным габаритом шасси. За счет поступательного движения танка с небольшой скоростью трал оригинальной конструкции мог за определенное время проделать проход необходимой длины.
Подробные сведения на этот счет отсутствуют, но можно предположить, что на борту Char de Déminage Renault R35 должен был присутствовать запас запасных рабочих органов. В случае повреждения или уничтожения используемого диска экипаж должен был иметь возможность восстановить работоспособность машины и продолжить работу.
Точная информация о габаритах, массе и технических характеристиках инженерной машины отсутствует. В транспортном положении, со сложенными балками, доработанный танк мог иметь длину не менее 5 м. Ширина – менее 1,9 м, высота, в зависимости от конфигурации, до 2-2,5 м. Базовый танк имел боевую массу 10,6 т. Удаление боевого отделения и установка трала могли привести к сохранению подобных весовых характеристик. Как следствие, могла появиться возможность сохранить подвижность на уровне базового образца. Напомним, танк «Рено» R35 развивал на шоссе скорость не более 20 км/ч и имел запас хода 140 км. При работе на минном поле скорость движения не должна была превышать нескольких километров в час.
Машина в походном положении, вид на правый борт. Фото Atf40.forumculture.net
Согласно некоторым источникам, проект бронированной машины разминирования на базе R35 был разработан к концу 1945 года, и через несколько месяцев на испытания вышла опытная машина. Прототип тральщика построили на базе серийного легкого пехотного танка, взятого у армии. С него сняли «лишнее» оборудование, а затем оснастили новыми устройствами. По имеющимся данным, опытный инженерный танк отправился на полигон в марте 1946 года.
Известно, что прототип вышел на испытания и показал свои возможности. Подробные сведения об испытаниях не сохранились, но дальнейшие события явно говорят об отсутствии серьезных успехов. Специалисты промышленности и военного ведомства проверили оригинальный образец специальной техники, и решили отказаться от его развития, не говоря уже о принятии на вооружение и постановке в серию. Вероятно, необычный способ траления сочли непригодным для использования на практике.
Даже если не принимать во внимание безнадежно устаревшее шасси, проект инженерной машины заставляет сомневаться в возможности эффективного применения такой техники. Нельзя не признать, что ударный принцип разминирования неплохо показал себя еще в годы Второй мировой войны и потому используется до сих пор. Тем не менее, существующие системы используют вращающийся ротор с ударными элементами, движущимися с высокой скоростью, что и позволяет успешно решать поставленные задачи. Трал французской разработки должен был воздействовать на мины иначе, что и привело к негативным результатам.
Использование для создания необходимого давления на мину массы балки с диском-тралом действительно может привести к фатальному повреждению боеприпаса. Тем не менее, не исключался и подрыв. Балки со стойками и дисками не отличались особо прочной конструкцией, и потому могли регулярно нуждаться в ремонте и восстановлении. Даже запас рабочих органов вряд ли мог бы решить эту проблему и обеспечить приемлемую живучесть машины. Кроме того, предложенный трал отличался от существующих конструкций излишней сложностью производства и эксплуатации.
При сохранении имеющегося шасси инженерная машина могла иметь и иные заметные проблемы. Подвижность такой техники оставляла желать лучшего, а уровень защиты мог не соответствовать требованиям к бронемашинам переднего края. Также нельзя не отметить, что силовые элементы опоры трала располагались непосредственно перед рабочим местом водителя и перекрывали обзор. При переводе балок в транспортное положение ситуация с обзором дополнительно ухудшалась. Как следствие, вождение такого тральщика в любых условиях, как на поле боя, так и на марше было крайне сложным, и водитель мог не справиться с ним без посторонней помощи.
От части имеющихся проблем можно было избавиться путем замены шасси. За счет переноса трала на другую машину можно было увеличить скорость и запас хода, а также оптимизировать некоторые моменты эксплуатации. Тем не менее, даже при этом инженерная бронемашина сохраняла все недостатки, связанные с не самой удачной конструкцией рабочих органов. Таким образом, в существующем виде технику нельзя было принимать на вооружение, а развитие проекта не имело смысла.
После завершения испытаний следы опытного образца теряются. Вероятно, его разобрали за ненадобностью или отправили на очередную переделку. До наших дней оригинальный прототип не дожил, и теперь его можно увидеть только на немногочисленных фотографиях. Проектную документацию отправили в архив, а специфический вариант трала отложили в сторону. Более к этим идеям не возвращались. Все новые варианты бронированных машин разминирования французской разработки основывались на более привычных идеях и решениях, проверенных на полигонах и полях сражений.
По материалам сайтов:
http://atf40.forumculture.net/
http://aviarmor.net/
http://strangernn.livejournal.com/
http://mil-history.livejournal.com/
topwar.ru
r 35 — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(перенаправлено с «»)Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 декабря 2017; проверки требуют 8 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 декабря 2017; проверки требуют 8 правок. Перейти к навигации Перейти к поиску
Renault R35 | |
---|---|
Классификация | пехотный танк / лёгкий танк |
Боевая масса, т | 10,6 |
Компоновочная схема | моторное отделение сзади, трансмиссионное спереди, боевое и управления посередине |
Экипаж, чел. | 2 |
Производитель | Renault |
Годы разработки | 1934 |
Годы производства | 1936—1940 |
Годы эксплуатации | 1936—1948 |
Количество выпущенных, шт. | 1630 |
Основные операторы | |
Длина корпуса, мм | 4200 |
Ширина, мм | 1850 |
Высота, мм | 2376 |
Клиренс, мм | 320 |
Тип брони | стальная литая гомогенная |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 40 / 23° |
Лоб корпуса (середина), мм/град. | 40 |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 40 / 0…90° |
Борт корпуса, мм/град. | 40 / 0° |
Корма корпуса, мм/град. | 32 / 24° |
Днище, мм | 10 |
Крыша корпуса, мм | 25 |
Лоб башни, мм/град. | 40 / 28° |
Борт башни, мм/град. | 40 / 28° |
Корма башни, мм/град. | 40 / 28° |
Крыша башни, мм | 25 |
Калибр и марка пушки | 37-мм SA18 L/21 |
Тип пушки | нарезная |
Длина ствола, калибров | 21 |
Боекомплект пушки | 116 |
Углы ВН, град. | −11…+19 |
Прицелы | телескопический |
Пулемёты | 1 × 7,5-мм «Рейбель» |
Тип двигателя | рядный 4-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения |
Мощность двигателя, л. с. | 82 |
Скорость по шоссе, км/ч | 20 |
Запас хода по шоссе, км | 140 |
Удельная мощность, л. с./т | 7,7 |
Тип подвески | сблокированная попарно и индивидуальная, на горизонтальных резиновых рессорах |
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,92 |
Преодолеваемый подъём, град. | 20 |
Преодолеваемая стенка, м | 0,5 |
Преодолеваемый ров, м | 1,6 |
Преодолеваемый брод, м | 0,6 |
encyclopaedia.bid