Содержание

Плавающие танки — Всё о Второй мировой

Плавающий танк — танк, способный самостоятельно преодолевать водные преграды посредством удержания на поверхности воды и вести бой на суше и воде. Для этого применялись две основные схемы — придание танку собственной плавучести за счет большого объема корпуса, либо при помощи присоединения к нему дополнительных, обычно, сбрасываемых, понтонов. Основным недостатком обеих схем была невозможность дать такому танку адекватную защищенность и вооружение. При попытках увеличить бронирование, в первом случае танк получался слишком большим и неповоротливым (а защищенность только страдала от его больших размеров), а во втором, понтоны получались недопустимо громоздкими и неповоротливыми и занимали слишком много места на борту десантного корабля. Поступательное движение танков по воде создавалось водоходным движителем, в качестве которого применяются гребные винты, гусеничные цепи, водометы и т.д.

Опыты по созданию плавающих танков начали проводить после Первой мировой войны в Англии и СССР. Однако в довоенный период полноценные серийные машины были созданы лишь советской промышленностью. Великобритания, Германия, США и Япония к активной разработке подключились в различное время длящейся войны. При этом каждая страна видела свое назначение плавающего танка. В СССР он предназначался для фронтовой разведки с возможностью преодоления встретившихся естественных препятствий, а также для борьбы с десантами, пехотой и кавалерией противника, боевого охранения и сопровождения механизированных колонн, наконец, для осуществления связи. Великобритания и США строили танки для морских десантных операций. Германия, отказавшись от высадки десанта на Британские острова – отказалась и от строительства плавающих танков.

В предвоенные годы и в период войны 4 страны выпустили 8 378 плавающих танков 10 типов в 15 модификациях.

Ориентировочное количество плавающих танков использовавшихся в войне в разрезе стран (без трофейных и переданных/полученных)
Страна Количество
Страна
Количество
танков видов/

модификаций

танков видов/

модификаций

Великобритания 626 2/3 США 3362 3/5
СССР 4187 3/5 Япония 203 2/2

Краткая характеристика создания и развития плавающих танков в различных странах выглядит следующим образом.

Первым серийным танком Великобритании была разработка фирмы «Vickers» в 1931 году под обозначением А4-Е1/А4Е12. Базой для его создания послужил трактор Vickers-Carden-Lloyd. Танк плавал за счет максимального облегчения веса, дополнительных баков (установленных под дном корпуса) и поплавков-надкрылков, прикрепленных над гусеницами. Винт приводился в движение валом от коробки передач. Повороты на плаву обеспечивались рулем. Боевое отделение, сдвинутое назад, было рассчитано на одного человека. Вооружались танки одним 7,7-мм пулеметом. Ввиду отсутствия интереса у военных Британии танки были проданы на экспорт в Китай, Голландию, Финляндию и Сиам. Танки имели невысокие ходовые данные,  недостаточное бронирование и  слабое вооружение.

В период войны, не сумев создать полноценного плавающего танка, британцы применили систему «Duplex Drive» (DD) для придания плавучести танкам. Она устанавливалась на стандартные танки и состояла из складного водонепроницаемого экрана, устанавливавшегося на корпус танка, и в разложенном виде создававшего достаточное водоизмещение для поддержания танка на плаву, а также гребного винта с системой отбора мощности от двигателя. Система DD также использовалась в некоторых эпизодах Второй мировой войны войсками США и Канады в сочетании  танками «Sherman».

Германия для форсирования пролива Ла-Манш танками разрабатывала несколько различных вариантов их «мореходности». Так на легкий танк Pz-II одевался плоский понтон с вырезом посередине. Понтон имел обтекаемую носовую часть. Передвижение по воде производилось с помощью двух гребных винтов, приводимых в действие с помощью зубчатых колес, находившихся в зацеплении с гусеницами танка. Эта конструкция позволяла Pz-II плыть со скоростью 12,5 км/ч. После выхода на берег поплавки сбрасывались не более, чем за полторы секунды.

Второй вариант для этого танка предполагал монтаж на борта танка поплавков, крепившиеся к продолжениям осей поддерживающих роликов, корпус герметизировался. Передвижение по воде со скоростью 10 км/ч осуществлялось благодаря вращению гусениц, поворот за счет остановки одной из гусениц.

В  1940 году танки Pz-III модификаций F, G и H были переоборудованы в так называемые Tauchpanzer III (ныряющий танк). При этом на танки устанавливалось оборудование для подводного вождения танка. Предполагалось доставить танки баржами к побережью Великобритании, опустить их на дно Ла-Манша, откуда они  уже  своим ходом достигнут  берега  и вступят в бой. Для этого закрывались воздухозаборники, выхлопная

труба снабжалась клапаном, а все щели уплотнялись специальными резиновыми накладками. Воздух в танк поступал через шнорхель – специальная трубка с поплавком. Для навигации под водой имелся гирокомпас. Танк мог ехать по дну на глубинах до 15 м, причем перед погружением необходимо было провести разведку дна.

Подобные системы были разработаны и для тяжелых танков Pz-VI и даже было выпущено  495 серийных машин. Однако двигатель их и так был не в состоянии эффективно тянуть массу танка, а оборудование лишь ухудшало ситуацию. Поэтому многие экипажи сами демонтировали это оборудование в полевых условиях.

Некоторые образцы переоборудованных плавающих танков принимали участие в эпизодах военных действий на Восточном фронте при форсирование рек Ю.Буг и Днепр.

В СССР конструкторские работы по строительству плавающего танка начали проводить с конца 1931 г. Последовательно построив три неудачных образца «Т-33», «Т-41»  и «Т-37» в 1932 г. на вооружение был прият четвертый вариант – Т-37А. Однако полноценное серийное производство танков за весь период их выпуска (1932-1936 гг.) наладить так и не удалось. Во время производства танка вносилось множество изменений, которые привели в конечном итоге к созданию новой машины – Т-38. При  сохранении  прежней  компоновки новый танк, стал ниже и шире,  что  повысило его остойчивость  на  плаву,  а  улучшенная  система  подвески  позволила увеличить скорость и плавность хода. Вместо автомобильного дифференциала на  танке  Т-38  использованы  в  качестве  механизма поворота бортовые фрикционы. При производстве танка широко  использовалась сварка.  Машина была принята на вооружение 1936 году и находилась в  производстве  до  1939  года.

Несмотря на большие ожидания, Т-38 не оправдал их. Он имел слабое вооружение и бронирование; раздельное размещение механика-водителя и командира машины, приводило к тому, что при гибели или ранении первого выводило весь танк из строя; недостаточная плавучесть, не позволяющая взять на борт груз или десантников. Не раз на учениях и экспериментах танки типа Т-38 тонули из-за плохой герметизации корпуса или небольшой набежавшей волны.

Всех тих недостатков был лишен новый танк — Т-40, который выпускался в 1940-1941 гг. Не найдя применение танку в оборонительных боях, в начале войны их выпуск был прекращен.

В период войны советские плавающие танки по своему назначению практически не использовались, а применение в качестве танков непосредственной поддержки пехоты привело к быстрому исчезновению машины, как типа вооружения. Несмотря на крайнюю необходимость подобной машины в наступательных операциях, производство танка не возобновлялось.

США, готовясь к десантным операциям на островах Тихого океана и в Европе, создали серию плавающих боевых машин на базе гусеничного транспортера  LVT. Они отличались хорошими мореходными качествами, но на суше были малоподвижны и (ввиду слабого бронирования и больших размеров) очень уязвимы для огня противника. Эти так называемые танки, а также танки «Sherman», оснащенные системой «DD» участвовали во всех  десантных операциях  союзников во Второй мировой войне.

Японские плавающие танки, разработанные в годы войны, держались на воде при помощи сбрасываемых после выхода на сушу понтонов. Недостатком их являлась, как и всех конструкций такого типа, потеря плавучести после сброса понтонов.

Оценивая в целом значение плавающих танков во Второй мировой войне, следует отметить, что они относясь ко вспомогательным танкам, какого либо существенного влияния на ход даже тактических, не говоря о стратегических, военных операций не оказали. Вместе с тем, несмотря на востребованность танков такого типа, в силу недальновидности командования или ограниченности количества танков, даже имеющиеся плавающие танки  не были эффективно использованы.

wwii.space

Плавающий танк ПТ-76 | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия

Советские военные руководители всегда уделяли должное внимание вопросам преодоления войсками водных преград в ходе наступательной операции. Территория СССР и европейски театр военных действий изобилует большими и малыми реками, поэтому необходимо было приложить все силы к тому, чтоб при необходимости максимально быстро эти преграды преодолеть.

Еще в 30-х годах 20-го века были созданы и приняты на вооружение легкие плавающие танки Т-37, Т-37А, Т-38 и Т-40, однако растерянные на начальном периоде войны, к 1943 году, когда перед армией уже действительно встала задача форсирования водных преград, они не применялись.

Вплоть до окончания войны форсирование крупных рек оставалось значительной проблемой, решение которой всегда приводило к значительным потерям в живой силе и технике. Учитывая этот печальный опыт, в 1946 г. руководством страны было принято решение о создании и принятия на вооружение легкого плавающего танка и плавающего бронетранспортера.

Плавающий танк ПТ-76

Создание плавающего танка ПТ-76

Новый плавающий танк вооружался 76-мм пушкой, должен был иметь значительный боекомплект и на плаву перевозить на броне до 20 человек десанта. Проектирование новых машин было возложено на КБ судостроительного завода № 112 «Красное Сормово» (г. Нижний Новгород).

Уже к 1948 г. на заводе были изготовлены два опытных образца плавающего танка. Впрочем оба не выдержали испытаний, после чего проектирование танка было перепоручено ВНИИ транспортного машиностроения (ВНИИ-100, г. Санкт-Петербург), а предприятием-изготовителем назначен Сталинградский тракторный завод. Общее руководство проектом было возложено на  Жозефа Яковлевича Котина (в годы войны под его началом создавали тяжелые САУ), ведущим конструктором был назначен Н.Ф. Шамшурин.

К июню 1950 г. были изготовлены опытные образцы «

объекта 740«. В чрезвычайно сложных условиях сравнительных испытаний «объекта 740» и плавающего танка К-90 (ремзавод №2, г.Москва, руководитель проекта А.Ф. Кравцов), «объект» наголову превзошел конкурента, с блеском пройдя все преграды.

6 августа 1951 г. «объект 740» постановлением СМ СССР был принят на вооружение под названием легкий плавающий танк ПТ-76.

Конструкция плавающего танка ПТ-76

Плавающий танк ПТ-76

Легкий плавающий танк ПТ-76 имеет классическую компоновку. Бронированный корпус разделен на три отделения: отделение управления, расположенное в носовой части, боевое — в центральной части корпуса и в конической башне а также силовое отделение в кормовой части корпуса, в котором кроме дизельного двигателя В-6 расположены два водометных движителя, впервые примененных на плавающем танке.

Серийное производство танка было организовано в том же 1951 году и продолжалось до 1967 г. За это времени было произведено около 4000 единиц, однако оценки истинного количества выпущенных машин разнятся. В настоящее время танк ПТ-76 снят с вооружения.

Модификации и спецмашины на базе танка ПТ-76

  • В 1957 г. на танке установили 76 мм пушку Д-56ТМ с двухкамерным дульным тормозом и эжектором, радиостанцию Р-113, внутренние переговорное устройство Р-120, прибор ночного видения механика-водителя ТВН-2Б, термодымовое устройство ТДА. Высота корпуса была увеличена на 13 мм.
  • В 1959 г. на танк стали устанавливать 76 мм орудие Д-56ТС с двухплоскостным стабилизатором СТП-2П и фильтрветиляционную установку. Танки произведенные после 1959 г. стали называться ПТ-76Б. В 1962 г. на ПТ-76Б устанавливается  гирополукомпас ГПК-59.
  • С 1967 г. на танках ПТ-76 и ПТ-76Б в ходе капитальных ремонтов курсовые пулеметы СГМБ заменяются на ПКТ, радиостанции Р-113 заменяются на Р-123. В Советской Армии танк состоял на вооружении в разведывательных подразделениях полкового и дивизионного звена, а также в морской пехоте.
  • На базе ПТ-76 были созданы и серийно производились бронетранспортер БТР-50П, пусковые установки тактических ракетных комплексов 2К1 «Марс» и 2К6 «Луна», дивизионная установка разминирования УР-67.

чертеж плавающего танка ПТ-76

Легкие плавающие танки ПТ-76 активно экспортировались в страны варшавского договора, а также большинство просоветских африканских республик и стран юго-восточной Азии. Трофейные египетские танки использовались армией Израиля, а в Китае аналог ПТ-76 производился под собственным индексом «тип 63».


источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет

armedman.ru

описание, характеристики и интересные факты

Перед началом Второй мировой войны в Советском Союзе имелся большой опыт по созданию плавающей бронированной техники. В сорок первом году у Красной армии был крупнейший парк подобной техники, однако за время ведения боевых действий подавляющее большинство экземпляров уничтожили вражеские войска. Оставшиеся машины явно не соответствовали целям правительства и мало могли усилить армию. Образец ПТ-76 – плавающий танк, серийный выпуск которого был налажен в послевоенные годы. На его базе выпущено несколько модификаций. Рассмотрим характеристики и особенности амфибии.

История создания

Плавающий танк ПТ-76 планировалось оснастить пушкой калибром 76 мм. Он должен был быть способен транспортировать солидный запас боеприпасов и иметь возможность переброски на броне до двух десятков десантников. Разработкой новой техники занялось конструкторское бюро судостроительного комбината в Нижнем Новгороде («Красное Сормово»).

Первая пара опытных образцов была изготовлена в 1948 году. К сожалению, модели не прошли тестирование, после чего разработкой занялось ВНИИ транспортного машиностроения в Санкт-Петербурге (Ленинграде). Изготавливающим предприятием был назначен Сталинградский транспортный завод. Общее руководство проектом осуществлял Ж. Я. Котин. В свое время под его управлением создавались тяжелые самоходные артиллерийские установки. В роли ведущего конструктора выступил Шамшурин Н. Ф.

Новый проект получил индекс 740. К лету 1950 года выпустили опытные экземпляры. В тяжелых испытаниях новая боевая машина на голову превзошла своего конкурента (К-90 от московских производителей), пройдя успешно все преграды. В августе 1951 года объект получил наименование «плавающий танк ПТ-76» и был принят на вооружение.

Конструкционные особенности

Рассматриваемая военная машина обладает классической компоновкой, относится к легкому классу. Бронированный корпус оборудован тремя отсеками:

  1. Отделением управления, размещенным в носовой части.
  2. Боевым отсеком, находящимся в центре корпуса, оборудованным башней конической конфигурации.
  3. Силовым отделением в корме корпуса. Здесь расположен дизельный мотор и пара водометных движителей (впервые использованных на базе такой техники).

В серийный выпуск машина была пущена уже в 1951 г. Массовое производство продолжалось до 1967 г. Всего с конвейера сошло около четырех тысяч экземпляров. В 1967 г. техника была снята с вооружения.

Танк ПТ-76: характеристики

Ниже приведены характеристики тактико-технического плана:

  • Тип машины – плавающий танк.
  • Год выпуска – 1951.
  • Состав экипажа – три человека.
  • Схема компоновки – классическая.
  • Длина/ширина/высота – 6,91/3,18/2,19 м.
  • Толщина брони – от 5 до 13 мм, в зависимости от расположения (нос, бока, днище, башня).
  • База – 4,08 м.
  • Колея – 2,74 мм.
  • Просвет дорожный – 37 см.
  • Тип брони – катанная гомогенная из стали повышенной прочности.
  • Вооружение – нарезная пушка калибром 76 мм, пулемет СГМТ калибром 7,62 мм.
  • Дальность выстрела – до 12 км.
  • Тип прицела – телескопический марки ТШК-66.
  • Силовая установка – дизельный мотор В-6 мощностью 240 лошадиных сил.
  • Показатель скорости (максимальный) – 44 км/ч по суше, 10,2 км/ч — на плаву.
  • Вес – 14 тонн.
  • Преодолеваемый ров – 2,8 м.
  • Запас хода по пересеченной местности/на плаву – 210/70 км.
  • Подвеска – индивидуальная торсионного типа.
  • Мощность удельная – 17,1 л. с/т.

Приспособления наблюдения и связи

Легкий плавающий танк ПТ-76 оборудован тремя перископическими устройствами, которые размещены во вращающейся башенке командира. Приспособления смонтированы плотно и обеспечивают качественный обзор довольно узкого сектора.

Приборы имеют пятикратное увеличение и поле зрения 7,5 градуса по горизонту. По бокам расположены перископы ТНП с однократным увеличением. Заряжающий для обзора местности может использовать только один поворотный прибор однократного увеличения МК-4. Он находится перед люком в башенной крыше.

В небоевых условиях механик-водитель ведет наблюдение за местностью через открытый люк. В боевых условиях для обзора служат три устройства типа ТНП. Для управления машиной в условиях плохой видимости или ночью предусмотрен бинокулярный прибор ночного видения ТВН-2Б. Он включает в себя инфракрасный фильтр, электронную начинку и оптику. Дальность видения составляет порядка 60 метров, при этом угол обзора составляет не более 30 градусов.

Танк ПТ-76: описание двигателя и ходовой части

По большому счету силовой агрегат рассматриваемой амфибии является модернизированным мотором танка Т-34. Коробка передач также заимствована у этой модели. Приличную скорость и хорошую маневренность на воде обеспечивают водометные движители. Благодаря этим элементам плавающий танк ПТ-76 мог без проблем преодолевать водоемы, заросшие кустарником.

При этом отмечается низкое удельное давление траков на почву, что гарантировало машине легкое пересечение сильно заболоченных территорий. Боевая амфибия стала компактнее и проще в обслуживании, а также получила гидравлические амортизаторы, взаимодействующие с индивидуальной торсионной подвеской. Эти узлы обеспечивали технике улучшение плавности хода и увеличение крейсерской скорости. Плавающий танк ПТ-76 С 60 оснастили системой защиты от ОМП и автоматическим противопожарным устройством. Техника отлично показала себя в форсированных маршах дальностью до 500 километров.

Модификации

На базе рассматриваемой машины выпущено несколько модификаций. Среди них:

  1. Модель с 76-миллиметровой пушкой Д-56ТМ с двухкамерным дульным тормозом. Кроме того, у нее появился эжектор, внутренняя рация, прибор ночного видения, противодымовое термическое приспособление. Высота корпуса увеличена на 13 миллиметров. Год усовершенствования – 1957.
  2. Модернизированный танк ПТ-76Б выпущен в 1959 году. Он оснащен двухплоскостным орудием Д-56ТС, стабилизирующим устройством СТП-2П, вентиляционной установкой с фильтрами. На поздних версиях устанавливался гирополукомпас.
  3. В 1967 году на рассматриваемом танке устанавливается курсовой пулемет ПКТ, переговорное устройство Р-123. Машина состояла на вооружении разведывательных корпусов и в морской пехоте.
  4. На базе ПТ-76 создан бронетранспортер БТР-50, пусковые установки для ракетных комплексов «Луна», дивизионный комплекс для разминирования УР-67.

Интересные факты

Первое серьезное боевое столкновение ПТ-76 состоялось в марте 69-го года во Вьетнаме. Команда из двенадцати машин и бронетранспортеров атаковала американскую базу Бен-Хет с целью уничтожения пушечной батареи. Головной ПТ-76 подорвался на мине, однако экипаж не вышел из строя и продолжал вести огонь. Остальные машины вступили в противостояние со взводом «Паттон» и парой зенитных самоходных машин. Потери понесли обе стороны, но атака не продолжилась после потери двух танков и одного БТР.

Весной 65-го года Индия обратилась к СССР за помощью для получения защиты от возможного вторжения Пакистана. Первую партию амфибий Индия получила летом 65-го. Всего страна имела два полка таких машин общей численностью около 90 экземпляров.

В сентябре 1965 г. бригада ПТ-76 в составе седьмого индийского машинного полка атаковала захваченную пакистанцами деревню. В итоге противника удалось выбить, потеряв один танк со своей стороны. За время военных действий Индия лишилась около роты ПТ-76, некоторые из которых были захвачены армией Пакистана.

Участие в других военных конфликтах

Среди наиболее известных противостояний с участием рассматриваемой машины можно отметить следующие вооруженные конфликты:

  • Война между Индией и Пакистаном в 1971 году. За четырнадцать дней боев было уничтожено и повреждено 13 танков ПТ-76, а пакистанцы потеряли все свои тяжелые машины. Это был один из весомых вкладов в победу.
  • Война 1967 года (шестидневная) между Египтом и Израилем. У египтян в арсенале было 29 рассматриваемых машин. Однако они были использованы не по назначению. В результате две единицы уничтожены, 7 – брошено. Трофейные модели израильцы переработали и установили на них американское вооружение.
  • Война судного дня в 1973 г. В ней ПТ-76 участвовали как со стороны Египта, так и со стороны Израиля.
  • Кроме того, машины принимали участие в югославских войнах и противостоянии в Чечне.

В завершение

Сейчас легкий плавающий танк ПТ-76 и БТР-50 – великолепные и ненужные «поплавки». В СССР они сняты с вооружения в 1967 году. Тем не менее списанные машины получили популярность у стран ближнего Востока и активно использовались. Для своего времени данная техника проявила себя весьма успешно, причем как на суше, так и на воде.

Легкие плавающие танки активно экспортировались в государства варшавского договора, а также большинство просоветских африканских и юго-восточных стран. Трофейные египетские машины модернизировались израильскими инженерами, а Китай выпускал собственный аналог под индексом «тип-63».

fb.ru

Плавающие танки — это… Что такое Плавающие танки?


Плавающие танки
Плавающие танки
       Конструкторы, создавая танки, с самого начала думали и о том, что неплохо было бы заставить машины плавать и тем самым быстро форсировать с их помощью водные рубежи.
        Когда танковые соединения начали одерживать в сражениях первые победы, стало совершенно ясно, что атакующие войска, пересекая водные преграды, очень нуждаются в броневой поддержке.
        Существуют три возможности «научить» танк плавать: за счет водоизмещения его корпуса (по существу, танк-корабль), с помощью внешних навесных понтонов и используя раздвижные (похожие на гармошку) экраны.
        Первыми высадить морской танковый десант планировали англичане: они хотели таким образом за год до окончания войны обойти правый фланг немецкого фронта, упиравшийся в берег Северного моря. Но только в октябре 1918 года британские военные специалисты попытались опробовать тяжелые танки Мк_Х, снабженные цилиндрическими понтонами, в… Темзе, Машины предполагалось вести на буксире за судном. Тогда же инженеры изучали возможности автономного передвижения танков с помощью гребного винта или перемотки гусениц.
        В нашей стране в 1919-1920 годах на Ижорском заводе в Петрограде был разработан проект плавающего танка под девизом «Теплоход AM».
        А первую плавающую броневую машину построили все-таки англичане. Этим «счастливчиком» оказался средний танк Д, прототип которого был создан в 1919 году под руководством Ф. Джонсона. Его детище двигалось в воде при помощи перемотки гусениц. Аналогичные разработки велись и в Соединенных Штатах Уолтером Кристи в 1922- 1927 годах. Но высшие чины американской армии не проявили особого интереса к его изобретению, и он продал проект японцам. Плавающим танком занимались и французы (они оборудовали «Рено FT» поплавками и гребным винтом), поляки (проект WB-10 профессора Л. Эбермана в 1926 году). Но все упомянутые машины были очень далеки от совершенства и в серию не пошли.
        Наконец в 1929 году на берегах туманного Альбиона был построен разработанный фирмой «Виккерс-Армстронг» по-настоящему надежный плавающий танк. Эту модель и можно считать родоначальницей всех последующих машин такого класса. Назвали ее танк-амфибия Виккерс-Карден-Лойд типов А4Е11 и А4Е12. Плавал «Виккерс» за счет максимального облегчения веса, дополнительных баков (установленных под дном корпуса) и поплавков-надкрылков, прикрепленных над гусеницами. Двигатель и трансмиссия размещались в машине справа, а башня и рубка водителя были смещены влево. Винт приводился в движение валом от коробки передач. Повороты на плаву обеспечивались рулем. И тем не менее наряду с достоинствами (плавучестью и хорошей подвижностью) первый образец был не лишен недостатка: военные сразу же отметили слабость бронирования и вооружения, ненадежность подвески ходовой части. Поэтому машина скорее могла быть использована как разведчик, но для боевых действий она не годилась.
        В Советском Союзе в 1932 году был построен легкий разведывательный танк Т-37 (см. «ТМ» № 9, 1979 г.), а четыре года спустя появилась следующая модель — Т-38. Машина стала шире и ниже, что повысило ее остойчивость на плаву, а улучшенная система подвески позволила увеличить скорость и плавность хода. Да и проходимость танка за счет уменьшения давления на грунт стала выше. Вместо дифференциала на Т-38 в качестве механизма поворота использовались бортовые фрикционы. Этим облегчалось управление. В 1938 году в танке установили двигатель и КП легкового автомобиля, в результате чего увеличилась скорость и одновременно удешевилось производство машины. Т-38, созданный коллективом конструкторов во главе с Н. А. Астровым, был наиболее удачным среди плавающих танков 30-х годов и выпускался нашей промышленностью до 1939 года, а потом его заменил более совершенный Т-40 (см. «ТМ» № 12, 1979 г.). Т-38 участвовал в боевых операциях в самом начале Великой Отечественной войны.
        А теперь снова вернемся к моделям Виккерса и Кристи, проданным Японии. Там в середине 30-х годов были созданы на их базе первые опытные образцы SRI, SRII, SRIII, Однако модернизацией закупленных танков в Стране восходящего солнца занялась не армия, а флот. Взяв за основу легкий танк «Ха-го», японцы переделали корпус (увеличив его объем), убрали внутрь детали подвески. Неизменными остались лишь моторно-трансмиссионная группа и ходовая часть. На новой модели установили два винта и пару рулей, а также башни от опытного танка «Ке-ни» образца 98 и два сбрасываемых понтона — в носу и на корме. Переконструированную машину назвали «Ка-ми» образца 2 1942 года. В ней, снабженной радиостанцией, могло поместиться пять человек экипажа.
        В ходе войны, в 1942-1944 годах, готовясь к десантным операциям на островах Тихого океана и в Европе, американские специалисты создали серию плавающих боевых машин. Некоторые назывались танками, другие — бронетранспортерами, но особой разницы между ними не было. В башнях танков устанавливались 37-мм пушки или 75-мм короткоствольные орудия. Крыша «пловцов» была бронирована, и, кроме экипажа, в них могло уместиться еще 10-12 человек. Таков был, к примеру, танк LVT(A)_, построенный на базе бронетранспортера LVT(2). На машине установили башни от легкого танка МЗ с 37-мм пушкой, один зенитный пулемет калибра 12,7 мм и два 7,62-мм пулемета. Вся созданная в этот период американцами серия LVT не имела гребных винтов и рулей поворота. А движение осуществлялось перемоткой гусениц. Машины серии LVT отличались хорошими мореходными качествами, но на суше были малоподвижны и (ввиду слабого бронирования и больших размеров) очень уязвимы от огня даже легкого оружия. Выпущено их было много — около 18500 штук. Эти танки участвовали во всех десантных операциях союзников во второй мировой войне.
А) (2). Боевая масса — 14,5 т. Экипаж — 6 чел. плюс 12 чел. десанта. Вооружение — одна 37-мм пушка, один 12,7-мм или один-два 7,62-мм пулемета. Бронирование: корпус — 12,7 мм, башня — 25,4 мм. Двигатель — карбюраторный «Континентл 670 9А», 250 л. с. Скорость на суше — 30 км/ч, по воде — 11 км/ч. Запас хода — 240 и 100 км соответственно. Рис. Михаила Петровского © Mikhail M.Petrovsky, 1993-2002 «>
На заставке изображен американский плавающий танк LVT (А) (2). Боевая масса — 14,5 т. Экипаж — 6 чел. плюс 12 чел. десанта. Вооружение — одна 37-мм пушка, один 12,7-мм или один-два 7,62-мм пулемета. Бронирование: корпус — 12,7 мм, башня — 25,4 мм. Двигатель — карбюраторный «Континентл 670 9А», 250 л. с. Скорость на суше — 30 км/ч, по воде — 11 км/ч. Запас хода — 240 и 100 км соответственно. Рис. Михаила Петровского © Mikhail M.Petrovsky, 1993-2002


33. Английский танк-амфибия Виккерс-Карден-Лойд А4Е11. Боевая масса — 2,9 т. Экипаж — 2 чел. Вооружение — один 7,7-мм пулемет. Бронирование: лоб корпуса — 9 мм, борт — 7 мм, башня — 9 мм. Двигатель — карбюраторный «Медоус», 56 л. с. Скорость на суше 64 км/ч, по воде — 9,6 км/ч. Запас хода по шоссе — 260 км. Рис. Михаила Петровского © Mikhail M.Petrovsky, 1993-2002


34. Советский легкий плавающий танк Т-38. Боевая масса — 3,3 т. Экипаж — 2 чел. Вооружение — один 7,62-мм пулемет. Бронирование: лоб, борт корпуса и башня — 9 мм. Двигатель — карбюраторный ГАЗ-АА, 40 л. с. Скорость по шоссе — 40 км/ч, по воде — 6 км/ч. Запас хода по шоссе — 200 км. Рис. Михаила Петровского © Mikhail M.Petrovsky, 1993-2002

дизель, 110 л. с. Скорость на суше — 37 км/ч, по воде — 9,6 км/ч. Запас хода по шоссе — 170 км. Рис. Михаила Петровского © Mikhail M.Petrovsky, 1993-2002 «>
35. Японский плавающий танк «Ка-ми» образца 2. Боевая масса — 11 т. Экипаж — 5 чел. Вооружение — одна 37-мм пушка, два пулемета. Бронирование: лоб корпуса — 16 мм, борт — 14 мм, башня — 14 мм. Двигатель — дизель, 110 л. с. Скорость на суше — 37 км/ч, по воде — 9,6 км/ч. Запас хода по шоссе — 170 км. Рис. Михаила Петровского © Mikhail M.Petrovsky, 1993-2002
Библиография:
Техника молодежи №2 за 1980 год

Энциклопедия танков. 2010.

.

  • Сухопутные дредноуты
  • Последние пехотные танки

Смотреть что такое «Плавающие танки» в других словарях:

  • Танки — ПЕРВЫЕ ТАНКИ Статьи по теме Артиллерия на гусеничных тракторах Мастодонты на колесах Великобритания Средние танки: Уиппет Mk A Тяжелые танки: Mk I – MkVIII Германия Танки кайзера (Германские танки 1 й мировой войны) Германский ответ Тяжелый танк… …   Энциклопедия техники

  • Танки Японии в 1918—1945 годах — Запущенный в производство в 1938 году, «Чи Ха» составлял основу японск …   Википедия

  • Танки блицкрига — Танки блицкрига …   Энциклопедия техники

  • Танки серии БТ — Танк БТ 2 …   Википедия

  • Танки ТА — …   Википедия

  • Танки ГУВП — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/15 декабря 2012. Пока процесс обсужден …   Википедия

  • Т-37А — Классификация малый танк / …   Википедия

  • Т-38 — У этого термина существуют и другие значения, см. Т 38 (значения). Т 38 …   Википедия

  • Список танков по странам — Содержание 1 Австралия 2 Австрия 3 Аргентина 4 Бразилия …   Википедия

  • Советская и российская бронетехника — Техника сухопутных войск ВС СССР, 1981 г.. За многие десятилетия в Советском Союзе и России сложилась уникальная научная и конструкторская школа конструирования броневого танкового …   Википедия


dic.academic.ru

Плавающий танк — это… Что такое Плавающий танк?

Плавающий танк — танк, способный самостоятельно преодолевать водные преграды посредством удержания на поверхности воды и вести бой на суше и воде[1]. Существуют три возможности обеспечить плавучесть танка: за счет водоизмещения его корпуса, с помощью внешних навесных понтонов и используя раздвижные (похожие на гармошку) экраны.

История развития

Межвоенный период и Вторая мировая война

Великобритания

Первую плавающую броневую машину построили англичане. Это был средний танк D, прототип которого был создан в 1919 году под руководством Ф. Джонсона. Танк двигался на воде перематывая гусеницы — используя эффект «гребного колеса».

В 1929 году в Великобритании был построен разработанный фирмой «Виккерс-Армстронг» по-настоящему надежный плавающий танк. Эту модель и можно считать матриархом плавающих танков как класса боевых машин. Назвали ее танк-амфибия «Виккерс-Карден-Ллойд» типов А4Е11 и А4Е12. Плавал «Виккерс» за счет максимального облегчения веса, дополнительных баков (установленных под дном корпуса) и поплавков-надкрылков, прикрепленных над гусеницами. Винт приводился в движение валом от коробки передач. Повороты на плаву обеспечивались рулем.

СССР

В СССР в 1932 году был построен легкий разведывательный плавающий танк Т-37А, оснащенный боковыми поплавками. А четыре года спустя появилась следующая модель — Т-38. Устойчивость этого танка на воде обеспечивалась только за счет формы корпуса — поплавки отсутствовали. Машина стала шире и ниже, что повысило ее остойчивость на плаву, а улучшенная система подвески позволила увеличить скорость и плавность хода, он был наиболее удачным среди плавающих танков 1930-х годов и выпускался промышленностью до 1939 года.

США

1922—1927 годах в США Уолтером Кристи велись аналогичные английским разработки. В серию ни одна из созданных машин запущена не была.

В ходе войны в 1942—1944 годах, готовясь к десантным операциям на островах Тихого океана и в Европе, американские специалисты создали серию плавающих боевых машин. Вся созданная в этот период американцами серия LVT не имела гребных винтов и рулей поворота. А движение осуществлялось перемоткой гусениц. Машины серии LVT отличались хорошими мореходными качествами, но на суше были малоподвижны и (ввиду слабого бронирования и больших размеров) очень уязвимы для огня противника. Выпущено их было много — около 18 500 единиц. Эти танки участвовали во всех десантных операциях союзников во Второй мировой войне. Также более 1000 танков — в основном «Валентайнов» и «Шерманов» — в годы войны были переоборудованы в плавающие при помощи системы Duplex Drive (DD), использовавшей раздвижной экран.

Япония

Ещё одним плавающим танком, разработанным в годы войны, был японский Ка-Ми. Этот танк держался на воде при помощи сбрасываемых после выхода на сушу понтонов, установленных спереди и сзади корпуса. По своим характеристикам на суше он значительно превосходил американскую машину, хотя и терял плавучесть после сброса понтонов. Вдобавок, из-за общей отсталости японского танкостроения, масштабы его производства были очень невелики — всего 180 экземпляров.

Послевоенный период

СССР

После войны в СССР на вооружение приняли ПТ-76, разработанный в 1949—1951 годах под руководством Ж. Котина. Надежный, маневренный ПТ-76 послужил базой для появившегося в 1952 году бронетранспортера БТР-50П, вмещавшего 20 солдат, и созданного через 5 лет БТР-50ПК. Впоследствии Советская Армия отказалась от разработки плавающих танков. Их разведывательную функцию приняли на себя плавающие БРДМ и, отчасти, БМП. Функцию огневой поддержки при форсировании водных преград — плавающие САУ (2С1 «Гвоздика», 2С9 «Нона-C» и др.), а также — БМП.

Другие государства

Создавали подобную технику и в других странах. Так, в 70-х годах в КНР стали выпускать Тип 63, прототипом которого был ПТ-76, но китайцы применили полусферическую башню с 85-мм пушкой, а корпус выполнили более высоким. Шведы, учитывая природные особенности своей страны, с 1971 года производили 15,5-тонный танк IKV-91, оснащенный 90-мм пушкой с лазерным дальномером и электронным баллистическим вычислителем и спаренным с нею 7,62-мм пулеметом. 295-сильный дизель, стоящий по диагонали силового отделения, обеспечивал скорость 67 км/ч на суше, а по воде он передвигался за счет вращения резинометаллических гусениц, чья верхняя часть была заключена в гидродинамический кожух. В наши дни только ПТ-76, американский M551 Шеридан, китайский Тип 63 и шведский IKV-91 способны с ходу, без подготовки и дополнительных приспособлений, преодолевать водные преграды.

Китай

На основе глиссрующего бронтеранспортёра/БМП ZBD2000‎ была создана модификация представляющая собой первый и единственный в мире глиссирующий плавающий танк, развивающий на воде скорость в 50км/ч.

Примечания

Литература

См. также

dic.academic.ru

Плавающий танк ПТ-76

Плавающий танк ПТ-76 является своего рода визитной карточкой советских бронетанковых войск второй половины ХХ века. Он снимался в многочисленных фильмах о Советской Армии. Он был воплощением военной доктрины СССР послевоенного периода. 

Лёгкие танки составляли основу ударных сил бронетанковых частей подавляющего числа государств в 1930-е годы. Но такое состояние дел имело место только до начала 1940-хх, когда в танковых парках развитых европейских государств средние танки стали теснить своих более лёгких и подвижных собратьев.  Причина кроется в переосмыслении методов использования танков в ходе боевых действий. В процессе эволюции военно-стратегической мысли танки из средства поддержки пехоты трансформировались в обособленный род войск, способный осуществлять глубокие прорывы обороны противника, молниеносные наступательные операции и ошеломляющие рейды в тылу врага. 

Однако, в новой доктрине лёгким танкам также нашлось практическое применение. Необходим был парк лёгких бронированных машин, способных осуществлять разведку боем, поддержку разведывательных и диверсионных операций, патрулирование и охрану территории. Не менее важным оказалось умение форсировать водную преграду и закрепиться на противоположном берегу для обеспечения переправы и подхода основных ударных сил. Для СССР, где много не только лесов, полей, но и, что немаловажно, рек, морей и озёр, такое качество бронетехники приобретало особый смысл.

Проектирование советских плавающих танков началось в далёком 1932 году. На шасси британского тягача Карден-Ллойд был разработан малый плавающий танк Т-33. Вооружение составлял лишь один 7,62-мм пулемет ДТ, установленный во вращающейся башенке. Позже пустили в серию аналогичный Т-41, выполненный с использованием узлов и агрегатов автомобиля АМО-2.

Используя накопленный опыт в тот же год был построен первый Т-37. Эти танки широко использовались в разведке.

В качестве движителя на плаву использовался гребной винт. В качестве руля использовалось рулевое перо как на корабле. Модификация Т-37А оснащался винтом с повоортными лопастями, что позволяло включать реверс для движения задом..

Многокилометровый пробег в полной мере подтвердил высокую надежность и высокие ходовые качества амфибии при движении как по суше, так и по воде и существенно ускорил дальнейшее совершенствование машин этого типа.

Дальнейшим развитием советских плавающих танков стали Т-38 и Т-38М-2. Все они имели противопульное бронирование, легкое пулеметное вооружение, карбюраторные двигатели и экипажи из двух человек. Амфибии развивали достаточную по тому времени скорость ходе: по суше около 45 км/ч и по воде до 6 км/ч. К числу их достоинств, значительно упрощавших производство, следует отнести то, что все они создавались на базе автомобильных агрегатов.

Малый вес и небольшие габариты позволяли использовать эти машины для воздушно-десантных операций. При этом Т-37 и Т-38 подвешивались под фюзеляжи тяжелых бомбардировщиков ТБ-1 и ТБ-3. Такое десантирование было с успехом продемонстрировано на учениях Киевского военного округа в 1935 году.

И все же эти амфибии нельзя назвать удачными, поскольку возможности их боевого применения оставались весьма ограниченными. Причина — недостаточное бронирование (всего 9 мм) и легкое вооружение. Переправившись первыми на плацдарм, они не могли отбить контратаку пушечных танков, поразить противотанковые огневые средства противника и закрепить успех своей пехоты.

Именно поэтому в последующих разработках внимание уделили усилению бронирования и вооружения. Совместить вполне удовлетворительные параметры плавучести, бронированиям вооружения, жестко связанные между собой, первым в значительной степени сумел конструктор Н. А. Астров. Толщина брони корпуса и башни его нового танка Т-40 составляла 14 мм, для борьбы с легкими бронированными целями на нем был установлен крупнокалиберный 12,7-мм пулемет ДП1К, а для уничтожения живой силы противника — 7,62-мм пулемет ДТ. Хотя масса танка и возросла до 5,6 т, плавучесть при этом осталась хорошей. Двигатель автомобиля ЗИС-5 мощностью 85 л. с. обеспечивал танку скорость до 44 км/ч по шоссе и 5—6 км/ч по воде.

В ходовой части применили катки с резиновыми бандажами и торсионную подвеску, создававшие плавность и бесшумность хода. Некоторую часть танков оборудовали катками со спицами без резиновых бандажей. Хорошее сцепление с грунтом достигалось применением мелкозвенчатой гусеницы.

Удобная компоновка обеспечивала открытый обзор механику-водителю вперед и частично в стороны, а удачно выбранный центр тяжести делал танк остойчивы?* на плаву. Хота машина предназначалась для разведки, в 1941 году ее поставили в строй танковых бригад, где в сочетании со средними танками они принесли немалую пользу в начальном периоде Великой Отечественной войны. Следует сказать, что к концу 30-х годов гусеничных бронированных плавающих машин не было ни у наших противников, ни у союзников, хотя они разрабатывались в США конструктором Кристи, в Италии — фирмой «Павези», а фашистская Германия пробовала на базе захваченных воспроизводить плавающие F -IV-H и F-IV-M. Только в ходе войны стали поступать на вооружение армии США плавающие машины семейства LVT, в Англии — небольшое количество танков DD, а в Японии — амфибия «камней», которая могла преодолевать водные преграды только после монтажа специальных поплавков, выполненных по конфигурации корпуса.

Но после войны, даже на фоне появления ядерного оружия, развития боевой техники, выяснилось, что для разведки, охранения, поддержки воздушных и морских десантов средние танки применять не всегда целесообразно, а то и просто невозможно. Поэтому в конце 40-х годов в некоторых странах вновь начали проектировать легкие танки нового поколения, в том числе способные вплавь преодолевать водные преграды.

После войны значительно возросли требования к бронированной гусеничной технике как но преодолению водных преград, так и по другим их качествам: защищенности от огня противника и огневой эффективности. Калибр танковых пушек с 37—76 мм возрос до 85—122 мм, толщина брони корпуса увеличилась в несколько раз. Вполне естественным было требование к плавающим машинам поражать скрытые огневые средства противника, а при необходимости — отбивать атаки танков. Кроме того, они должны уметь вести огонь на плаву, еще до подхода к вражескому берегу.

В 1950 году на базе серийного артиллерийского тягача М-2 создали танк К-90. Сварному корпусу, защищенному 15-мм броней, придали удобообтекаемую водой форму, причем борта в верхней части имели обратный наклон, чтобы сделать К-90 остойчивее и лучше разместить коническую башню.

В ней установили мощное для 10-тонной машины вооружение —76-мм пушку ЛБ-70Т с боекомплектом в 40 снарядов и спаренный с нею 7,62-мм пулемет с 1 тыс. патронов, которые обслуживали командир и заряжающий Заметим, что боевое отделение находилось ближе к корме, а двухтактный дизельный двигатель ЯАЗ-204, главный фрикцион и коробку передач смонтировали впереди. Крутящий момент на задние ведущие колеса передавался через карданный вал, проходивший через боевое отделение. Столь необычная компоновка объяснялась стремлением конструкторов добиться максимальной унификации танка с базовой машиной. Заметим, в последующем подобный подход к созданию новой техники не применялся.

Ходовая часть К-90, как и М-2, имела по пять однорядных обрезиненных опорных катков с торсионной подвеской и три поддерживающих катка на борт. Направляющие колеса были взаимосвязаны с опорными катками. На плаву танк перемещался с помощью двух гребных винтов, размещенных в корме, в специальных нишах.

Новый танк был прост в устройстве, мог передвигаться со скоростью до 43 км/ч по суше и 9,6 км/ч на воде и без дозаправки преодолевал не менее 250 км. Однако в целом его боевые качества оказались недостаточно высокими. Отрицательно сказались малый запас плавучести, неважные условия, в которых находился экипаж, быстрый износ зубчатых венцов ведущих колес.

Все это привело к тому, что совершенствование и доработку К-90 и созданного на его основе бронетранспортера К-78 прекратили. На вооружение же приняли ПТ-76, разработанный в 1949—1951 годах под руководством Ж. Котина. Вот, кстати, как это произошло.

— Я напомнил адмиралу Н. Кузнецову (командующему ВМС СССР) о том, что плавающие танки ПТ-76 успешно прошли испытания, что заключительные акты я, как председатель приемочной комиссии, послал почти год назад, а решения все еще нет,— вспоминал генерал-лейтенант в отставке Г. Кудрявцев.— «Обязательно продемонстрируйте их в действии!» — ответил Кузнецов и напомнил, что для этого у меня есть всего лишь сутки.

… Когда высокие гости, среди которых был Н. Хрущев, направились к пирсу, я рассказал им о новых танках. «Сколько времени нужно, чтобы посмотреть на них?» — спросил Хрущев. «Не больше 20 минут!» — ответил я, и по моему сигналу несколько ПТ-76 один за другим выскочили из леса и с ходу стали прыгать с обрыва в воду. Тут мы получили «добро» на их запуск в серийное производство…»

По сравнению со своими предшественниками Т-38 и Т-40, а также американским плавающим танком LVT(A) это была качественно новая боевая машина, способная вести разведывательные действия, бороться с бронированной техникой противника, преодолевать морские и озерно-речные препятствия, высаживаться с десантных средств в воду непосредственно па берег, с ходу вступая в бой.

Новая машина имела классическую компоновку. В сварном корпусе простой и рациональной формы с максимальной толщиной брони 1 3 мм впереди было отделение управления, в центре — боевое, двигатель, силовая передача и водоходный движитель располагались в корме. Чтобы носовая часть не зарывалась в воду, впереди установили откидной волноотражающий щиток.

Конструкторы применили на этом танке принципиально иной движитель для перемещения на воде — водометный, создающий тягу при выбрасывании воды через выходные камеры с большой скоростью. При входе в воду и выходе на берег могут работать Одновременно гусеничный и водометный движителя, облегчая движение по мелководью, когда гусеницы еще касаются дна. При перемещении по суше водометы отключены. Использование реактивного принципа движения позволило отказаться и от водяного руля корабельного типа. На плаву танк управляется изменением направления водяной струи — за счет поворота заслонок.

Агрегаты танка, механизмы, боекомплект расположены так, чтобы центр тяжести был как можно ниже: это необходимо для повышения остойчивости. Выведенный из равновесия морской волной или близким разрывом снаряда, танк быстро восстанавливает устойчивое положение. Герметически закрытый корпус и уплотнение погона башни позволяют амфибии входить в воду с большим дифферентом, креном, плавать при сильном волнении, а навигационная аппаратура дает возможность совершать значительные переходы морем.

Вооружение ПТ-76 значительно превосходит предыдущие образцы плавающей техники. Он вооружен мощным 76-мм орудием Д-56ТМ и спаренным с ним пулеметом калибра 7,62 мм. Боекомплект орудия состоит из 40 унитарных выстрелов, а к пулемету прилагается 1 тыс. патронов в лентах. Вооружение дополнено одним автоматом АКМ, 15 гранатами Ф-1 и 20 патронами для сигнального пистолета.

Огонь из орудия можно вести и на плаву, несмотря на то, что погон башни на это время затянут уплотнением. С пульта управления командир, являющийся одновременно наводчиком, подает механику-водителю команду изменить угол движения танка по отношению к цели. В вертикальной плоскости пушка наводится обычным порядком.

Силовая установка амфибии — дизельный двигатель В-6 мощностью 240 л. с. — обеспечивает движение с максимальной скоростью 45 км/ч на суше и 10,2 км/ч на воде. Двигатели В-2 средних танков предыдущих выпусков были двухблочными, а В-6 при аналогичном картере имел один блок с шестью такими же, как у В-2, цилиндрами. Силовая передача состоит из традиционной пятиступенчатой коробки передач, применявшейся ранее на тапке Т-34, бортовых фрикционов и двух внутренних редукторов, передающих усилие на водометы, что позволяет использовать их как совместно с гусеницами, так и отдельно. Выхлопное устройство двигателя защищено от попадания воды в цилиндры при остановившемся двигателе. Предусмотрена и система откачки воды, проникшей внутрь корпуса.

Термическая дымовая аппаратура (ТДА) используется для постановки дымовых завес длиной от 300—400 м. У командира и механика-водителя есть приборы ночного видения. В дневное время экипаж ведет наблюдение через перископические приборы.

На случай возникновения пожара при боевых повреждениях в танке установлено противопожарное оборудование. При появлении дыма и пламени в моторно-трансмиссионном отделении сигнал от датчиков приводит в действие механизм управления баллонами с углекислотой. Возможно и ручное управление системой.

Танку не страшны бездорожье, заболоченные участки и снег. При весе 14 т удельное давление равно всего 0,5 кг/см2. Даже у прославленной тридцатьчетвёрки оно было в полтора раза больше.

В конической башне находилась 76-мм пушка Д-56Т с телескопическим прицелом и боекомплектом в 40 выстрелов, частично размещенным и на вращающемся полу башни, а также спаренный пулемет СГМТ, которые обслуживали два танкиста. Реактивный дульный тормоз, эффективно гасивший силу отдачи, позволял экипажу вести огонь при движении на воде.

Вторая модификация танка — ПТ-76Б — отличается установкой стабилизированной в двух плоскостях наведения пушки Д-56ТС, позволяющей вести огонь с ходу. Условия для членов экипажа в танке улучшены применением на стволе пушки эжектора, отсасывающего пороховые газы из ствола орудия после выстрела. Режим работы откатно-накатных устройств улучшен введением дульного тормоза с эффективным торможением.

ПТ-76 с изображением военно-морского флага на броне башни можно увидеть на всех флотах нашей страны. Ни одно учение морской пехоты не обходится без этих легких машин, уверенно переваливающих с одной волны на другую. Одна за другой выходят они е аппарелей десантных кораблей в воду и в первой волне морского десанта идут к берегу, ведя огонь иэ пушек и пулеметов. Уступаем основным боевым танкам в бронировании и вооружении, они опережают их в подвижности при форсировании водных преград, открывают дорогу высаживаемым на берег средним и тяжелым танкам, ведут за собой морскую пехоту, уничтожая артиллерийским огнем и гусеницами огневые точки противника, разрушая инженерные заграждения, захватывая выгодные рубежи обороны и исходные позиции для наступления.

Шестицилиндровый двигатель В-6 установили продольно и через главный фрикцион соединили с пятискоростной коробкой передач, заимствованной у Т-34.

В шестиопорной ходовой части первые и последние узлы торсионной подвески оснастили гидравлическими амортизаторами, причем пустотелые опорные катки создавали дополнительный запас плавучести. На ПТ-76 впервые в мире применили гидрореактивный водометный движитель. Воду в него забирали через два прикрытых решетками отверстия под днищем. Частично или полностью перекрывая выпускные патрубки в корме, водитель направлял поток в трубы заднего хода, а при развороте — в боковые.

В ходе производства ПТ-76 трижды модернизировали. Например, реактивный дульный тормоз заменили активным, ввели эжекционное устройство для продувки ствола, приборы ночного видения, гирополукомпас, другие новинки. Так, на ПТ-76Б, выпущенном в 1962 году, установили двухплоскостной стабилизатор вооружения и систему защиты от оружия массового поражения и дополнительный топливный бак. Неизбежное при модификации увеличение массы заставило конструкторов изменить форму корпуса, сделав его на 130 мм выше, а крыше моторнотрансмиссионного отделения придать обратный уклон, чтобы с нее быстрее сходила вода.

Специально для частей морской пехоты создали ПТ-76М, у которого борта в верхней части были выпуклыми, чтобы улучшить мореходность машины. Однако существенных преимуществ «морской» танк не получил, а производство двух равноценных моделей было нецелесообразно, поэтому морской пехоте передали ПТ-76 с некоторыми изменениями — в частности на трубе вентилятора поставили насадку, предохранявшую ее от заливания. Надежный, маневренный ПТ-76 послужил базой для появившегося в 1952 году бронетранспортера БТР-50П, вмещавшего 20 солдат, созданного через 5 лет БТР-50ПК, командно-штабного БТР-50ПУ и пусковой установки.

Создавали подобную технику и в других странах. Так, в 70-х годах в КНР стали выпускать Т-60, прототипом которого был ПТ-76, но китайцы применили полусферическую башню с 85-мм пушкой, а корпус выполнили более высоким. Еще раньше, в 1955 году, американская морская пехота получила 38-тонный танк LVTH-6. Его создатели посчитали главным мореходность, и машина вышла очень большой, при этом чрезмерная длина и не совсем удачная ходовая часть делали ее неповоротливой. Добавим, что мощная 105-мм гаубица не годилась для борьбы с маневренными целями. Эти недостатки, выявившиеся во коемя вьетнамской войны, решили судьбу американского танка.

Шведы, учитывая природные особенности своей страны, с 1971 года производили удачный 15,5-тонный танк IKV-91, оснащенный 90-мм пушкой с лазерным дальномером и электронным баллистическим вычислителем и спаренным с нею 7,62-мм пулеметом 295-сильный дизель, стоящий по диагонали силового отделения, обеспечивал скорость 67 км/ч на суше, а по воде он передвигался за счет вращения резинометаллических гусениц, чья верхняя часть была заключена в гидродинамический кожух.

СОВЕТЫ ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ

Аккуратное воспроизведение наружных деталей корпуса и башни значительно повышает сходство с оригиналом. В передней части танка на броне установлены две фары, прикрытые решетками. Люк механика-водителя оборудован тремя смотровыми приборами. Буксирные крюки располагаются на нижнем наклонном броневом, листе.

В кормовой части корпуса у левого борта — решетки воздухозаборника и диффузора эжектора. Первая окрашивается тем же цветом, что и корпус, вторая — черная. На башне сверху — фара черного цв$та, на корпусе — защитного. Пушка может быть снаряжена дульным тормозом.

Опорные катки имеют черные резиновые бандажи. Максимальное число траков в гусенице — 96. Траки в гусеничной ленте двух типов — с гребнями и без них. Надгусеничные полки спереди и сзади с резиновыми брызговиками.

На башне танка белой краской наносится трехзначный бортовой номер и условный знак части или соединения. На танках, принадлежащих частям морской пехоты, на башне изображается военно-морской флаг.

Водометный движитель танка ПТ-76:

1 — выходная камера, 2 — водолроточная труба, 3 — механизм привода, 4 — корпус насоса, 5 — приемный патрубок, 6 — защитная решетка, 7 — корпус танка, 8 — водяной насос, 9 — направляющий аппарат, 10 — патрубки заднего хода, 11 — сопло.

techno-story.ru

Плавающий танк

TR | UK | KK | BE | EN |
плавающий танк, плавающий танки
Плавающий танк — танк, способный самостоятельно преодолевать водные преграды посредством удержания на поверхности воды и вести бой на суше и воде. Существуют три возможности обеспечить плавучесть танка: за счет водоизмещения его корпуса, с помощью внешних навесных понтонов и используя раздвижные (похожие на гармошку) экраны.

Содержание

  • 1 История развития
    • 1.1 Межвоенный период и Вторая мировая война
      • 1.1.1 Великобритания
      • 1.1.2 СССР
      • 1.1.3 США
      • 1.1.4 Япония
    • 1.2 Послевоенный период
      • 1.2.1 СССР
      • 1.2.2 Другие государства
  • 2 См. также
  • 3 Примечания
  • 4 Литература

История развития

Межвоенный период и Вторая мировая война

Великобритания

Первую плавающую броневую машину построили англичане. Это был средний танк D, прототип которого был создан в 1919 году под руководством Ф. Джонсона. Танк двигался на воде перематывая гусеницы — используя эффект «гребного колеса».

В 1929 году в Великобритании был построен разработанный фирмой «Виккерс-Армстронг» по-настоящему надежный плавающий танк. Эту модель и можно считать матриархом плавающих танков как класса боевых машин. Назвали её танк-амфибия «Виккерс-Карден-Ллойд» типов А4Е11 и А4Е12. Плавал «Виккерс» за счет максимального облегчения веса, дополнительных баков (установленных под дном корпуса) и поплавков-надкрылков, прикрепленных над гусеницами. Винт приводился в движение валом от коробки передач. Повороты на плаву обеспечивались рулем.

СССР

В СССР в 1932 году был построен легкий разведывательный плавающий танк Т-37А, оснащенный боковыми поплавками. А четыре года спустя появилась следующая модель — Т-38. Устойчивость этого танка на воде обеспечивалась только за счет формы корпуса — поплавки отсутствовали. Машина стала шире и ниже, что повысило её остойчивость, а улучшенная система подвески позволила увеличить скорость и плавность хода, он был наиболее удачным среди плавающих танков 1930-х годов и выпускался промышленностью до 1939 года.

США

1922—1927 годах в США Уолтером Кристи велись аналогичные английским разработки. В серию ни одна из созданных машин запущена не была.

В ходе войны в 1942—1944 годах, готовясь к десантным операциям на островах Тихого океана и в Европе, американские специалисты создали серию плавающих боевых машин. Вся созданная в этот период американцами серия LVT не имела гребных винтов и рулей поворота. А движение осуществлялось перемоткой гусениц. Машины серии LVT отличались хорошими мореходными качествами, но на суше были малоподвижны и (ввиду слабого бронирования и больших размеров) очень уязвимы для огня противника. Выпущено их было много — около 18 500 единиц. Эти танки участвовали во всех десантных операциях союзников во Второй мировой войне. Также более 1000 танков — в основном «Валентайнов» и «Шерманов» — в годы войны были переоборудованы в плавающие при помощи системы Duplex Drive (DD), использовавшей раздвижной экран.

Япония

Ещё одним плавающим танком, разработанным в годы войны, был японский Ка-Ми. Этот танк держался на воде при помощи сбрасываемых после выхода на сушу понтонов, установленных спереди и сзади корпуса. По своим характеристикам на суше он значительно превосходил американскую машину, хотя и терял плавучесть после сброса понтонов. Вдобавок, из-за общей отсталости японского танкостроения, масштабы его производства были очень невелики — всего 180 экземпляров.

Послевоенный период

СССР

После войны в СССР на вооружение приняли ПТ-76, разработанный в 1949—1951 гг. под руководством Ж. Котина. Надежный, маневренный ПТ-76 послужил базой для появившегося в 1952 году бронетранспортера БТР-50П, вмещавшего 20 солдат, и созданного через 5 лет БТР-50ПК. Впоследствии Советская Армия отказалась от разработки плавающих танков. Их разведывательную функцию приняли на себя плавающие БРДМ и, отчасти, БМП. Функцию огневой поддержки при форсировании водных преград — плавающие САУ (2С1 «Гвоздика», 2С9 «Нона-C» и др.), а также — БМП.

Другие государства

Создавали подобную технику и в других странах. Так, в 70-х годах в КНР стали выпускать Тип 63, прототипом которого был ПТ-76, но китайцы применили полусферическую башню с 85-мм пушкой, а корпус выполнили более высоким.

Шведы, учитывая природные особенности своей страны, с 1971 года производили 15,5-тонный танк IKV-91, оснащенный 90-мм пушкой с лазерным дальномером и электронным баллистическим вычислителем и спаренным с нею 7,62-мм пулеметом. 295-сильный дизель, стоящий по диагонали силового отделения, обеспечивал скорость 67 км/ч на суше, а по воде он передвигался за счет вращения резинометаллических гусениц, чья верхняя часть была заключена в гидродинамический кожух.

В наши дни только ПТ-76, американский M551 Шеридан, китайский Тип 63 и шведский IKV-91 способны с ходу, без подготовки и дополнительных приспособлений, преодолевать водные преграды.

Китай

На основе глиссрующего бронтеранспортёра/БМП ZBD2000‎ была создана модификация представляющая собой единственный в мире глиссирующий плавающий танк, развивающий на воде скорость в 50 км/ч.

См. также

  • Амфибия
  • Форсирование водной преграды
  • Лёгкий танк
  • Боевая машина с тяжёлым вооружением
  • 2С25 «Спрут» — плавающая гусеничная противотанковая САУ

Примечания

  1. Танк плавающий // Большая советская энциклопедия :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.

Литература

  • Танк плавающий // Большая советская энциклопедия :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • Игорь Шмелев Плавающие танки (рус.) // Техника — молодёжи : журнал / под ред. Леонида Сергеева. — 1980. — № 2. — С. 28—29. — ISSN 0320-331X.

плавающий танк, плавающий танки


Плавающий танк Информацию О




Плавающий танк Комментарии

Плавающий танк
Плавающий танк
Плавающий танк Вы просматриваете субъект

Плавающий танк что, Плавающий танк кто, Плавающий танк описание

There are excerpts from wikipedia on this article and video

www.turkaramamotoru.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *