Средний танк Medium Tank Mark D (Великобритания) » Военное обозрение
Первые танки, вышедшие на поля сражений Первой мировой войны, оказали заметное влияние на ход боев и продемонстрировали необходимость подобной техники. Тем не менее, бронемашины ранних моделей не отличались высокими характеристиками и имели массу иных недостатков. Вскоре появились новые проекты военной техники, в которых учитывался опыт эксплуатации имеющихся танков, а также предлагались некоторые новые идеи. Заметный след истории британского танкостроения оставил средний танк Medium Tank Mark D.К середине 1918 года на вооружении британской армии состояли танки нескольких классов и типов, отличавшиеся друг от друга различными характеристиками и боевыми возможностями. К примеру, более тяжелые «ромбы» могли показывать высокую проходимость на пересеченной местности, тогда как легкие танки отличались большей скоростью хода. Одновременно с этим значительная часть машин несла сравнительно слабое бронирование и оснащалась только пулеметами. Изучение опыта эксплуатации всех имеющихся танков вскоре привело к формированию новых концепций и появлению перспективных архитектур бронетехники.
Деревянный макет танка Medium Tank Mark D
Уже почти никто не сомневался в том, что оптимальным вариантом решения имеющихся проблем являются средние танки, сочетающие в себе высокую подвижность легкой техники и боевые качества тяжелых машин. В связи с этим в во второй половине 1918 года был дан старт сразу нескольким подобным проектам. Один из них получил обозначение Medium Tank Mark D – «Средний танк, Тип D». Интересно, что работы по проекту «Д» стартовали в октябре 1918-го, т.е. буквально за несколько недель до окончания войны. Как следствие, танк достаточно быстро потерял все шансы выйти на поле боя, однако проект все же не был остановлен и дошел до испытаний.
К перспективному танку предъявлялись особые требования в части подвижности и огневой мощи. Машина должна была преодолевать рвы шириной не менее 3 м и иметь возможность атаки целей в любом направлении. Решение таких задач привело к формированию необычного технического облика танка. Даже на фоне других «сухопутных кораблей» своего времени новый Medium Tank Mark D выглядел весьма примечательно и необычно. При этом, однако, в проекте должны были использоваться и некоторые привычные, с современной точки зрения, решения.
Основные идеи проекта были проработаны уже в последних месяцах 1918 года, благодаря чему в ноябре появился полноразмерный деревянный макет. По результатам проверки этого изделия были определены необходимые доработки, после чего проект изменили требуемым образом. Некоторым изменениям подвергся корпус, незначительно изменился состав бортовых агрегатов. Прочие оригинальные технические решения не перерабатывались.
Проектом Medium Tank Mark D предлагалось строительство достаточно крупной боевой машины, способной показывать высокую проходимость на пересеченной местности. Для решения таких задач конструкторы разработали новую ходовую часть, имевшую незначительное сходство с существующими системами. Так, для преодоления широких траншей предлагалось использовать гусеничный движитель с максимально возможной базой. Общая проходимость улучшалась за счет нестандартной конструкции гусеницы.
Тот же макет, вид сбоку
Основным элементом среднего танка «Д» стал броневой корпус оригинальной конструкции. Корпус собирался из броневых листов толщиной 8-10 мм. При помощи болтов и заклепок отдельные листы монтировались на каркасе, собранном из металлических профилей. Компоновка корпуса была близка к той, которая сейчас именуется классической. Обитаемый объем располагался в передней части корпуса, объединяя в себе отделение управления и боевое отделение. Крупный кормовой отсек отдавался под силовую установку и трансмиссию. При этом машина не имела поворотной башни, вместо которой использовалась крупная неподвижная рубка.
Корпус танка получил сравнительно узкий и высокий выгнутый лобовой лист. По бокам на нем крепились балки и щитки, необходимые для вынесения элементов ходовой части вперед относительно корпуса. По некоторым данным, корпус отличался наличием бортовых объемов, располагавшихся внутри гусениц. При этом он имел вертикальные борта большой длины. В передней части корпуса крыша отсутствовала, поскольку на этом месте находилась рубка с вооружением. В корме предусматривалась крышка моторного отсека, выполненная в виде усеченной пирамиды небольшой высоты. Корму выполнили из нескольких бронелистов, расположенных под разными углами к вертикали.
Для размещения оружия было предложено использовать неподвижную рубку, помещенную в лобовой части корпуса. Ее передняя деталь находилась на одном уровне с лобовым листом корпуса и повторяла его форму. Борта рубки выполнили изогнутыми. За счет этого они заметным образом выступали за пределы основной части корпуса и образовывали некое подобие надгусеничных ниш. Корма башни так же имела скругленную форму, причем этот лист отличался от других увеличенной высотой. В связи с этим рубка получила изогнутую крышу с поднятой кормовой частью, в которой находилась небольшая башенка со смотровыми щелями.
Центральная и кормовая части корпуса отдавались под установку силовой установки и трансмиссии. Поскольку танк отличался большими габаритами и массой, ему требовался соответствующий двигатель. Впрочем, недостатка в свободных объемах для монтажа мощной силовой установки не было. Танк Medium D оснастили карбюраторным двигателем Armstrong Siddley Puma мощностью 240 л.с. Двигатель соединялся с механической трансмиссией сравнительно простой конструкции, необходимой для привода задних ведущих колес.
Танк «Д» во время демонстрационного заезда
Одной из задач проекта было повышение проходимости. Для ее решения было предложено использовать оригинальную конструкцию ходовой части, напоминавшую существующие системы, но при этом имевшую некоторые заметные отличия. В нижней части каждого борта при помощи т.н. тросовой подвески устанавливалось по 28 опорных катков малого диаметра. При этом балка-основание катков была выполнена изогнутой, из-за чего только часть катков опиралась на грунт, тогда как остальные в нормальных условиях были подняты над ним и выполняли функции натяжных. Также танк получил нехарактерные для британских бронемашин той эпохи поддерживающие ролики, по пять на каждом борту. В передней и задней частях борта помещались направляющие и ведущие колеса большого диаметра. Все основные детали ходовой части прикрывались броневыми бортовыми щитками.
Танк Medium Tank Mark D получил новую гусеницу необычной конструкции. Вместо единых литых траков теперь использовалась система т.н. скелетного типа. Основой такой гусеницы была узкая металлическая цепь, к которой крепились траки большой ширины. Это позволило получить приемлемую опорную поверхность при минимальном весе ленты в сборе.
Все вооружение перспективного среднего танка должно было размещаться в передней рубке корпуса. Рассматривались разные варианты комплекса вооружения, предусматривавшие использование пулеметов и пушек. Наиболее мощный комплекс должен был включать 57-мм орудие и два пулемета винтовочного калибра. Тем не менее, такой вариант оружия так и не сошел с чертежей, и опытная техника получила менее мощное оружие.
В центре лобового листа рубки и в бортах располагались три шаровые установки для пулеметов. Предлагалось использовать 7,7-мм пулеметы Hotchkiss. Конструкция пулеметных обстановок позволяла обстреливать цели в пределах достаточно широких секторов в передней полусфере и сбоку от танка. Задача быстрого переноса огня на большие углы могла решаться одновременным применением разных пулеметов. Боекомплект в виде нескольких тысяч патронов следовало перевозить внутри обитаемого отсека на соответствующих стеллажах.
Танк на воде. Часть деталей снята для облегчения конструкции
По известным данным, экипаж среднего танка «Д» должен был состоять из четырех человек. Машина управлялась механиком-водителем, его помощником, командиром и стрелком. Рабочие места всего экипажа находились в переднем обитаемом отсеке корпуса и никак не отделялись друг от друга. Водитель и его помощник размещались в передней части отсека и могли наблюдать за дорогой при помощи люков в крыше или смотровых щелей в лобовом листе. Командир располагался в корме рубки и использовал башенку со смотровыми щелями. Для доступа внутрь танка использовались люки водителя и командира. Кроме того, на левом борту корпуса поместили еще один круглый люк.
Вне зависимости от обстановки и текущей ситуации, водитель должен был управлять танком. Основной задачей его помощника являлся контроль за работой силовой установки. Командир, в первую очередь, должен был наблюдать за полем боя и искать цели. Стрелок обслуживал оружие. При соответствующих обстоятельствах помощник водителя и командир могли помочь стрелку и взять на себя управление двумя пулеметами. Таким образом, экипаж имел, как минимум, теоретическую возможность одновременного использования всего имеющегося оружия.
Оригинальная ходовая часть, приспособленная для преодоления препятствий, оказала заметное влияние на габариты танка. Общая длина Medium Tank Mark D достигла 9,15 м. Ширина не превышала 2,2 м, высота – не более 2,5 м. Боевая масса составляла 13,5 т. Сравнительно высокая удельная мощность (чуть менее 18 л.с. на тонну) давала возможность разгона до 35-37 км/ч на хорошей дороге. Запас хода составлял 170 км. Танк мог подняться на стенку высотой около 1 м и пересечь траншею шириной более 3 м.
Перспективный танк отличался крупными внутренними объемами, заполненными воздухом. Как следствие, он имел ограниченную плавучесть и мог пересекать водные преграды не только по бродам. Тем не менее, реальные характеристики на воде были не слишком высокими и накладывали значительные ограничения на пересечение водоемов.
Машина могла подниматься на некрутой берег
Разработка проекта Medium D завершилась уже после окончания Первой мировой войны. Несмотря на перемирие и подписанный позже мирный договор, Великобритания нуждалась в новой бронетехнике, что привело к продолжению работ по ряду проектов. В 1920 году был построен первый опытный образец, предназначавшийся для проведения испытаний. Вскоре эту машину отправили на полигон, где планировалось проверить ее ходовые качества. Следует отметить, что на тот момент прототип не имел вооружения. Тем не менее, отсутствие сравнительно легких пулеметов вряд ли могло оказать заметное влияние на основные характеристики.
На полигоне танк подтвердил расчетные характеристики. Он развивал высочайшую для своего времени скорость и мог преодолевать разные препятствия, в том числе неприемлемо сложные для другой бронетехники. Важнейшим отличием от других танков того времени была возможность плавания. Проверки и оценки вооружения не проводились по причине его отсутствия.
Одновременно с этим были выявлены недостатки, прямо связанные с получением высоких технических характеристик. Танк Mark D оказался весьма сложен в производстве и эксплуатации. В первую очередь, затруднения того или иного рода возникали при сборке и обслуживании переусложненной ходовой части. Также в некоторых ситуациях могли возникать проблемы с маневренностью, связанные с большой длиной гусениц и базы ходовой части.
Проверки и доводка танка в базовой конфигурации продолжались в течение нескольких месяцев. Изначально испытания проводились только на суше, но в 1921 году опытный Medium Tank Mark D впервые отправился к водоему. Сначала испытатели проверяли возможности бронемашины в деле передвижения по бродам. Позже, после некоторых незначительных доработок, была предпринята попытка сделать танк полностью плавающим. В ходе последовавших за этим проверок было установлено, что машина имеет определенный потенциал в таком контексте, но его реализация связана с массой трудностей.
Второй прототип Medium Tank Mark D
Танк действительно был способен держаться на воде, не используя какие-либо дополнительные средства. Перематывая гусеницы, он мог плавать со скоростью около 5 км/ч. Однако осадка была неприемлемо велика. Во время испытаний на воде машину заметным образом облегчили, но и в таком виде она погружалась до уровня осей направляющих и ведущих колес. Установка всей брони и оружия обязательно привела бы к дополнительной потере запаса плавучести. Как следствие, танк боялся даже небольшого волнения. Для спуска на воду и выхода на берег машине требовался пологий участок дна и пляжа с достаточной твердостью, который еще нужно было найти.
Предложенный средний танк «Д» отличался высокими характеристиками подвижности и проходимости, но при этом не был лишен заметных недостатков. Вооружение и броня оказались недостаточно мощными, а сборка и эксплуатация были связаны с массой проблем. Реальные преимущества перед имеющейся техникой либо отсутствовали, либо перекрывались недостатками и отставанием в определенных характеристиках. Такая бронемашина не представляла интереса для британской армии. В 1921 году военное ведомство перестало проявлять явный интерес к проекту Medium Tank Mark D, и большую поддержку стали получать альтернативные разработки.
Тем не менее, работы по этому проекту остановились далеко не сразу. С учетом опыта испытаний и критики заказчика были предприняты попытки модернизации существующей машины. Вскоре появились два новых варианта среднего танка. По некоторым данным, проверка новых проектов проводилась с использованием уже существующего прототипа. Его дважды перестраивали тем или иным образом, и каждый раз получали некоторое улучшение характеристик. При этом есть основания считать, что новые проекты проверялись при помощи одного или двух отдельных прототипов.
Первый вариант модернизации обозначили как Medium Tank Mark D*. Известно, что в этом проекте предлагалось незначительное обновление ходовой части. По-видимому, речь шла об упрощении имеющейся конструкции с оптимизацией систем подвески, но с одновременным сохранением общей архитектуры. По некоторым данным, такая переработка привела к изменению конструкции бортовых щитков и перекомпоновке закрываемых ими устройств.
Опытная бронемашина, перестроенная по проекту Medium Tank Mark D**
Следующий проект Medium Tank Mark D** предусматривал новую доработку ходовой части и затрагивал конструкцию надстройки. Последняя получила дополнительную башенку со смотровыми щелями, что позволяло повысить осведомленность экипажа. Вторая башенка помещалась перед имевшейся на специальной надстройке крыши. Ходовая часть получила обновленные гусеницы. Они сохраняли скелетную конструкцию, но поперечные элементы теперь могли качаться относительно основной цепи. Это должно было в некоторой мере улучшить распределение веса машины на грунт и повысить проходимость.
Две модернизации танка Mark D позволили в определенной мере повысить технические и эксплуатационные характеристики, но не привели к желаемым результатам. К моменту появления модификации с двумя астерисками в названии военное ведомство успело рассмотреть имеющиеся предложения и сделать выводы. К принятию на вооружение был рекомендован средний танк Medium Tank Mark I, разработанный компанией Vickers. Бронемашина под литерой «D» потеряла все шансы попасть в войска.
Вероятно, исходя из желания довести имеющиеся наработки до практического применения, авторы проекта Medium Tank Mark D использовали его в качестве основы для бронетехники новых типов. В том же 1921 году были созданы новые бронемашины, основывавшиеся на существующем проекте. Они отличались иными размерами, а также имели другое бортовое оборудование. Тем не менее, и такие разработки не позволили довести существующие концепции до серийного производства и последующей эксплуатации в войсках.
Построенный прототип (или прототипы) был отправлен на хранение. Известно, что он оставался на Бовингтонском полигоне, как минимум, до конца двадцатых годов. Позже машина была утилизирована за ненадобностью. Сейчас опытный средний танк Medium Tank Mark D можно увидеть только на немногочисленных сохранившихся фотографиях.
Целью проекта Medium Tank Mark D было создание перспективного среднего танка, объединяющего в себе все лучшие качества существующей техники. Поставленные задачи были успешно решены, однако ценой этого стала неприемлемая сложность конструкции и эксплуатации. Другие образцы аналогичного назначения, разрабатывавшиеся параллельно с танком «Д», имели меньшее количество недостатков, что и определило итоговый выбор военных. Конструкторы попытались модернизировать средний танк или сделать его основой для новых бронемашин иного класса, но все эти попытки тоже не сказались на будущем перевооружении армии, хотя и оставили заметный след в истории британского танкостроения.
По материалам:
https://aviarmor.net/
http://landships.activeboard.com/
Fletcher D. The British Tanks 1915-19. The Crowood Press, 2001.
Федосеев С. Танки Первой Мировой. – М.: Яуза: Эксмо, 2010.
topwar.ru
Mark I — Первый в мире танк. Оружие и военная техника. Добавил Дмитрий Самченко — VilingStore.net
Mark I — британский тяжёлый танк периода Первой мировой войны. Разработан в 1916 году. Первый в истории танк, применённый в боевых действиях (15 сентября 1916 года, Битва на Сомме). Родоначальник семейства британских «ромбовидных» танков.
Mark I — Первый в мире танк
Mark I — Первый в мире танк
К началу 1915 года Первая мировая война начала входить в позиционную стадию. По обе стороны фронта противники зарылись в землю, опутались рядами колючей проволоки и ощетинились пулемётами . Любая атака стоила огромных потерь, несоизмеримых с достигаемыми результатами. Многие военные понимали, что бронированные боевые машины могли бы решить эту проблему. К тому же, на фронтах уже действовали многочисленные и весьма разнообразные бронеавтомобили , успехи которых только подтверждали вышеупомянутое высказывание. Однако проходимость тяжёлых броневиков оставляла желать много лучшего.
Mark I — Первый в мире танк
Mark I имел компоновку без чёткого разделения танка на отделения: двигатель с трансмиссией проходили через большую часть длины танка, занимая основную часть внутреннего пространства. По бортам от двигателя и трансмиссии располагались проходы и служившие для размещения вооружения спонсоны, а в лобовой оконечности корпуса находилось отделение управления. Экипаж танка состоял из восьми человек. Командир танка, обычно младший лейтенант или лейтенант, также выполнявший функции стрелка из лобового пулемёта и порой — помощника водителя и сам водитель размещались в отделении управления слева и справа, соответственно. В каждом из спонсонов располагались наводчик и заряжающий (на «самцах»), либо два пулемётчика (на «самках»), а в проходах в кормовой половине корпуса находились двое помощников водителя[1]. Порой в экипаж добавлялся девятый член, задачей которого было, находясь в корме танка, у радиатора, из личного оружия оборонять кормовой сектор танка от пехоты
На Mark I устанавливался рядный 6-цилиндровый бесклапанный бензиновый карбюраторный двигатель водяного охлаждения, марки Daimler/Knight. Имея рабочий объём в 13 литров, двигатель развивал максимальную мощность в 105 л.с. при 1000 об/мин[11]. Двигатель устанавливался на раме в средней части корпуса, вдоль продольной оси танка. Два топливных бака, ёмкостью 114 литров каждый, размещались по бортам от рубки в самой верхней части танка, так как бензин подавался в двигатель самотёком. При сильном наклоне танка во время движения, подача топлива могла прерываться, и тогда одному из членов экипажа приходилось вручную переливать бутылкой бензин из бака в карбюратор. Радиатор системы охлаждения двигателя размещался в корме танка слева, а выхлопные трубы выводились на крышу и не имели глушителей
Задние колёса предназначались для управления танком. В одном из боёв колеса отстрелили, но танк не потерял управляемости. После этого задние колёса на танки не устанавливали.
vilingstore.net
«Mark I» или «Маленький Вилли»? » Военное обозрение
Сегодня уже сложно представить боеспособную армию без бронетехники: без БТРов, САУ, танков. Кому же пришла в голову гениальная идея использовать хорошо защищённую машину для ведения боевых действий против техники и живой силы противника. По этому поводу историки до сих пор ведут споры.Сегодня считается, что первым танком, который не просто был разработан и вычерчен на бумаге, но и после своего создания стал участвовать в реальных боевых действиях, был Mark I образца 1916 года. Этот танк часто называют «английским танком», так как его выпустила британская компания «Уильям Фостер и Ко». Именно этой британской компании принадлежит патент на изобретение танка в том виде, в котором перед человечеством предстал Mark I.
Вообще говоря, у этого танка британского производства уже с первых дней разработок существовало два варианта. Первый вариант называли «самцом», второй, соответственно, «самкой». Отличия «самца» от «самки» заключались как в массе, так и в наличии определённых вооружений. Так «самец» имел массу около 28,5 тонн и на вооружении имел пулемёт и две пушки 57-мм. «Самка» весила на тонну меньше и на вооружении имела лишь пулемёты.
Однако многие истории утверждают, что танк Mark I британского производства был не первым, и что на первое место нужно ставить так называемый «Маленький Вилли», который был построен в той же Великобритании годом раньше. Представители компании «Уильям Фостер и Ко» не особенно спорят, так как и «Маленького Вилли» создали именно её сотрудники. Пожалуй, главным отличием «Марка» от «Маленького Вилли» было даже не существенное отличие в массе, а то, что «Вилли» не состоял на вооружении британской армии, так и оставшись не более чем прототипом настоящего танка.
«Маленький Вилли» имел 105-сильный двигатель от компании «Даймлер» и не имел полноценной брони. Лишь на колпаке машины были размещены стальные пластины толщиной около полусантиметра. Для управления этой бронемашиной необходимо было задействовать внушительный экипаж – не менее 6 человек. При этом скорость, которую «Маленький Вилли» мог развить, нельзя было назвать впечатляющей – не более 3-4 км/ч. Модель «Маленького Вилли» сегодня можно увидеть в Великобритании, в музее Бовингтона.
topwar.ru
Танк Mark I
Начавшиеся в 1914 году стремительными операциями, военные действия неожиданно резко замедлились на Марне. Началась затяжная, выматывающая траншейная война. Противники предпринимали невероятные усилия, чтобы передвинуть линию фронта хотя бы на километр, последствия для солдат, бросавшихся в атаку на неприступные линии окопов, были катастрофичны. Без сомнения, эти попытки имели своей целью сокращение потерь, но они скорее были основаны на бессмысленных разглагольствованиях, чем на здравом смысле. Одно только снаряжение, использовавшееся в это время, было явно позаимствовано у средневековых солдат: так, под защитой щитов, индивидуальных или коллективных, — последние были на колесах — бойцы надеялись целыми и невредимыми взять укрепленные сооружения противника. Не стоит уточнять, что от такой экипировки быстро отказались, поскольку артиллерия за считанные секунды не оставляла даже мокрого места от этого средневекового арсенала.
А автоматические пулеметы? Они существовали с самого начала войны и успешно использовались во многих операциях против наступающей кавалерии и пехоты, но были совершенно непригодны на опустошенной и усеянной воронками по man’s land (Безлюдная территория — англ. no man’s land — здесь игра слов заключается в том, что эта английская фраза похожа по звучанию на название французской области Нормандии).
Рождение танка
Первым человеком, увидевшим возможность создания машины, способной пересекать воронки от взорвавшихся снарядов, проволочные заграждения и окопы, был английский подполковник Данлоп Свинтон. Он вспомнил о новой модели сельскохозяйственного трактора, о котором незадолго до начала войны ему рассказывал его австралийский друг. Этот трактор — «гусеничный трактор Хольта» (Holt Caterpillar Tractor) — был сделан в Северной Америке и, благодаря своим широким гусеницам, мог с легкостью передвигаться по размытым полям. Теперь оставался только последний шаг, который английский офицер с радостью и сделал: он добавил к трактору бронированную обшивку и пушку.
Заинтересовавшийся идеей, Комитет имперской обороны (Committee of Imperial Defence) организовал испытания новой техники. Дождливым февральским утром 1915 г. трактор «Хольт», нагруженный приблизительно 1500 килограммами балласта, двинулся в путь. Треща, громыхая и извергая облака черного дыма, трактор… так и не сдвинулся ни на дюйм! Разочарованные представители Военного ведомства сочли реализацию изобретения невыполнимой и своей резолюцией буквально закрыли разработку. Но Свинтон не отчаивался и, как черт, лез из кожи вон и, в конце концов, ему удалось заинтересовать своим «истребителем пулеметов» (machine-gun destroyer) Уинстона Черчилля, который, обладая замечательным чутьем, сразу понял все возможности такой военной машины.
Будучи первым лордом Адмиралтейства. Черчилль поручил изучение устройства группе инженеров, состоявшей как из гражданских лиц, так и офицеров флота Его Величества. В большой тайне фирмой «Форест Линкольн» на базе разработок Свинтона была построена первая экспериментальная машина, прозванная «Маленьким Вилли» (Little Willie). Когда Свинтон ее увидел, он скорчил разочарованную гримасу: этот огромный жестяной куб, прикованный своей огромной массой к двум тщедушным гусеницам, не внушал ему никакого доверия.
«Маленький Вилли»
Первое испытание, произошедшее 15 сентября 1915 г. подтвердило его опасения. Медленно проехав несколько метров, «Маленький Вилли» потерял одну из своих гусениц; после быстрой починки от него отвалилась вторая… Эксперимент окончился полным провалом.
«Маленький Вилли»
Лейтенант военно-морской авиации Уилсон придумал совершенно новое устройство в форме приплюснутого ромба с огромными круглыми гусеницами. Упрямый Свинтон понял, что на этот раз решение будет принято. Сделав сначала деревянный макет, на конвейер была запущена экспериментальная модель, которую решили подвергнуть самым серьезным испытаниям. Армия подготовила экспериментальную площадку, воспроизведя на ней мельчайшие детали разбитого поля битвы: траншеи, проволочные заграждения, воронки от снарядов. Но поскольку испытания проходили в жесточайшей секретности, то — с героического согласия владельца — выбор пал на частную площадку для гольфа лорда Солсбери.
«Большой Вилли»
Несколько месяцев спустя, 26 января 1916 г., «Большой Вилли» (Big Willie), тайно доставленный по железной дороге с завода Линкольна, был готов к окончательным испытаниям. По команде его водитель Чарли Мейган провел ошеломляющую демонстрацию. Играючи справившись со всеми препятствиями, он доказал, что танк мог разрушить даже более плотные заграждения колючей проволоки — гораздо лучше, чем это сделала бы артиллерия. Среди официальных лиц, имевших решающее слово, нашелся только один человек, которого не потрясли возможности танка — им был лорд Китченер. Когда «Большой Вилли» остановился, он сухо заявил, что «эта красивая механическая игрушка быстро станет мишенью для вражеской артиллерии».
«Большой Вилли»
Без согласия Китченера дальнейшее развитие танков было невозможным… К счастью, энтузиазм других свидетелей испытаний дошел до короля Георга V. Король приказал организовать частный просмотр громыхающего «Большого Вилли» и, потрясенный увиденным, одобрил начало массового производства. Чтобы сохранить секрет, революционное оружие решили окрестить безобидным именем. Сначала предложили название «Цистерна» (Cistern), затем «Контейнер» (Container) и, наконец, «Танк» (tank — резервуар) — по аналогии с формами топливных резервуаров мотоциклов. Одновременно с началом серийного производства начались и тренировки добровольцев, из которых должны были быть сформированы экипажи танков.
Нажмите на изображение для увеличения |
pro-tank.ru
Mark A (танк) — это… Что такое Mark A (танк)?
Medium Mk A Whippet | |
---|---|
Whippet Firefly of F Battalion in The Museum of the Army in Brussels (original colours) | |
Тип: | Танк |
Страна: | |
История службы: | |
Годы эксплуатации: | 1918-1930s |
История производства: | |
Годы производства: | 1917—1918 |
Характеристики | |
Масса: | 14 t |
Бронирование: | 14 mm |
Тип и модель двигателя: | 2×Tylor petrol |
Скорость, км/ч: | 13.4 km/h (8.3 mph)[1] |
Удельная мощность, л.с./т: | 6.4 hp/tonne |
Мощность двигателя, (л.с.): | 2×45 hp (67 kW)[1] |
Запас хода, км: | 130 |
Основное вооружение: | 4×0.303 inch Hotchkiss machine guns |
Дополнительное вооружение: | none |
Длина: | 6.10 m (20 ft) |
Ширина: | 2.62 m (8 ft 7 in) |
Высота: | 2.75 m (9 ft) |
Экипаж: | 3 |
Back of the Whippet in The Museum of the Army in Brussels; this tank, A347 of B-company, was hit on 17 August 1918.
Mk A Уиппет (Mark A Whippet, Medium Mk.A Уиппет) — танк начала XX века.
Британский средний танк времён Первой мировой войны — с чисто пулемётным вооружением.
История создания
После успехов лёгких танков «Рено» FT-17 среди военных Великобритании распространилось мнение, что необходимо дополнить парк военной техники более лёгкими танками, способными оперативно действовать в тылу противника. Наиболее последовательным приверженцем этой идеи был начальник штаба Королевского танкового корпуса полковник Дж. Фуллер.
В соответствии с теоретическими предпосылками англичане приступили к конструированию среднего танка. У машиностроительной фирмы У. Фостера проект был готов ещё до военного заказа поэтому танк изготовили уже в декабре 1916 года, прошёл испытания в феврале 1917, а в июне военные выдали заказ на 200 машин. В марте первые танки сошли со сброчной линии под названием Mk A.
Описание
Mk A развивал скорость 14 км/ч, что более чем вдвое превышало скорость Mk IV, поэтому его неофициально назвали «Уиппет»-«Борзая». Танк имел боевую массу 14т, экипаж из 3 человек, вооружение-4 пулемёта, а защита-14мм броня. Запас хода-130км.
Два двигателя «Тейлор» были установлены в передней части, мощность каждого-45л.с., каждый через свою коробку передач приводил в движение одну из гусениц. Поворот танка осуществлялся либо путём изменения числа оборотов одного из двигателей, либо путём переключения передачи в одной из коробок передач, либо обоими способами одновременно. Танк не мог двигаться даже если отключится 1 из двигателей.
У Mk A осталась старая подвеска от тяжёлых танков(хотя во Франции уже были танки с мягкой подвеской), поэтому, несмотря на увеличение максимальной скорости, вне шоссе скорость всё равно была низкой.
Несмотря на сложное управление, Mk A был надёжнее своих предшественников-некоторые танки возвращались в свою часть после боя самостоятельно.
Боевые действия
В 1918 году в битве под Амьеном в сражении приняли участие 96 танков Mk A. Они впервые в истории танковых войск совершили нечто похожее на оперативный прорыв-оторвавшись от пехоты и сопровождаемые конницей, они провели рейд по тылам немецких войск. Mk A состояли на вооружении у белогвардейцев, трофейные танки использовались в Германии и Красной Армии. В СССР они использовались до начала 30х под названием «Тейлор». В начале 20-х несколько машин доставили в Японию. В Великобритании Mk A служил до конца ПМВ, после чего танки этой модели заменили на Mk B и Mk C.
Mk A Уиппет В Гражданской войне
Британские танки Мk.V и Мk.А. захваченные Красной Армией в 1919 году возле Новороссийска | Танки Мk.А., поставленные союзниками Добровольческой Армии | Танки Mk.A «Уиппет» Императорской армии Японии |
Примечания
- ↑ 1 2 First World War — The Tank: New Developments — Willmott, H.P., Dorling Kindersley, 2003, Page 222
Ссылки
Видео
http://www.youtube.com/watch?v=e8CVm9iQGuE&feature=related
Схема танка Mk A
Mk A из 3-го танкового батальона по дороге на фронт в районе Майе-Малли, 26 марта 1918 год
Литература
- Холявский Г.Л. Библиотека военной истории. Энциклопедия танков. — Санкт-Петербург: АТС, 1998. ISBN 985-433-253-5
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
Mark VIII (танк) — это… Что такое Mark VIII (танк)?
Mark VIII | |
---|---|
Классификация | тяжёлый танк |
Боевая масса, т | 39,4 |
Экипаж, чел. | 8—11 |
История | |
Количество выпущенных, шт | 100 |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 10426 |
Ширина корпуса, мм | 3658 |
Высота, мм | 3124 |
Клиренс, мм | 528 |
Бронирование | |
Тип брони | катаная поверхностно закалённая |
Лоб корпуса, мм/град. | 12 / 28° |
Борт корпуса, мм/град. | 12—16 / 0° |
Корма корпуса, мм/град. | 16 / 0° |
Днище, мм | 6—8 / 60—90° |
Крыша корпуса, мм | 6—10 / 80—90° |
Вооружение | |
Калибр и марка пушки | 2 × 57-мм «Гочкис» 6 pdr Mk II |
Тип пушки | нарезная |
Длина ствола, калибров | 23 |
Боекомплект пушки | 208 |
Пулемёт(ы) | 7 × 7,92-мм «Гочкис» или 5 × 7,62-мм M1919 |
Подвижность | |
Тип двигателя | V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения |
Мощность двигателя, л.с. | 338 |
Скорость по шоссе, км/ч | 8,9 |
Запас хода по шоссе, км | 65 |
Удельная мощность, л.с./т | 7,8 |
Тип подвески | жёсткая |
Ширина гусеницы, мм | 673 |
Удельное давление на грунт, кг/см2 | 1,13 |
Преодолеваемый подъём, град. | 42 |
Преодолеваемая стенка, м | 1,37 |
Ширина преодолеваемого рва, м | 4,9 |
Преодолеваемый брод, м | 0,85 |
Tank, Mark VIII (Mk VIII), известный также под неофициальным названием «Либерти», «Интернэшнл». (англ. Liberty) — тяжёлый танк периода Первой мировой войны, совместная разработка Великобритании и США. Производство Mk VIII началось слишком поздно, и принять участие в войне он уже не сумел, однако уже после окончания войны с июля 1919 года по июнь 1920 года в США были произведены 100 танков этого типа (до 1930 года Mk VIII был единственным тяжёлым танком в армии США). Mk VIII использовались для учебно-тренировочных целей до начала 1930-х годов, а после снятия с вооружения к 1932 году оставались на хранении до начала Второй мировой войны, после чего несколько из них были переданы Канаде для учебно-тренировочных целей по цене металлолома.
История создания
В 1916 году генерал Джон Першинг назначил одного из своих офицеров ответственным за создание танкового корпуса для американской армии. Этот офицер, майор Джеймс Дрейн, отправился за соответствующей информацией в Лондон к подполковнику Альберту Стерну, который только что был назначен секретарём Комитета сухопутных кораблей королевской морской авиации. Этот комитет так же был первым в области взаимодействия родов войск. Сначала был сделан заказ на 600 танков Mk VI, но в сентябре 1917 года майор Дрейн порекомендовал танк Mk VIII, который был ещё в стадии разработки. После этого союзники ощутили преимущества стандартизации, т.к. для неё было всё необходимое-английские технологии и производственные мощности США.
По замыслу разработчиков данная модель должна была составить основу танкового парка союзников. Проектирование началось летом 1917 года, а для массового производства планировалось построить во Франции завод, который выпускал бы ежемесячно по 300 машин. США обязались поставлять двигатели, трансмиссию и механизмы управления. Великобритания-броню, траки, катки и вооружение. Франция-построить завод, материалы для строительства должны были прибыть из Великобритании.
11 ноября 1917 года проект трёхстороннего договора был представлен на рассмотрение Черчиллю (в то время он был министром снабжения армии). Так же в проекте предусматривалась совместная англо-американская разработка нового танка. В декабре 1917 года Черчилль одобрил договор и в первые дни 1918 года договор был подписан в Лондоне министром иностранных дел Великобритании Артуром Бальфуром и послом США в Великобритании Уолтером Пейджем.
4 декабря 1917 года во Франции состоялась первое заседание союзной танковой комиссии, на котором была принята начальная программа производства. В соответствии с этим документом ежемесячно должно производить 300 танков, а потом до 1200. Однако после наступления Германии в марте 1918 года нанесло серьёзный ущерб материальным ресурсам англичан, а провал американской авиастроительной программы не позволил обеспечить танковое производство авиационными двигателями. На день подписания перемирия в Великобритании было готово 100 комплектов узлов и деталей, а США произвели лишь половину двигателей, из предусмотренных 2950 штук. Спустя неделю после заключения перемирия Франция вышла из совместного предприятия, а интерес Великобритании к танку остыл. До перемирия англичане успели построить 7 танков. Первенец с корпусом из обычной стали с двигателем «Роллс-Ройс» изготовила фирма «Норт Бритиш Локомотив» в Глазго. Остальные, с корпусами из броневой стали, построил завод «Ханслет энд Осмондторп» в Лидсе. Эти машины имели силовую установку из двух 6-цилиндровых 150-сильных «Рикардо», установленных V-образно.
Один корпус из обычной стали переправили за океан как образец для дальнейшей сборки машин. 29 сентября Mk VIII впервые самостоятельно сдвинулся с места. Вооружение первоначально отсутствовало, но в последствии его установили — 2 пушки и пулемёты «гочкис». Это был единственный экземпляр США с пулемётами этой фирмы. В октябре начались испытания, которые завершились успешно. Все имеющиеся у англичан комплекты узлов и деталей были доставлены в арсенал Рок-Айленд (штат Иллинойс), где в течении 1919-1920гг производилась сборка серии из 100 машин для армии США.
Описание
Mk VIII отличался целым рядом серьёзных усовершенствований, став логическим завершением развития английских тяжёлых ромбовидных танков.
Корпус Mk VIII представлял собой клёпаную конструкцию. Лобовые детали выполнялись из 16-мм брони, бортовые-10-мм, крыша и днище-6-мм. Оси катков жёстко закреплялись в броневом корпусе. Траки гусеничной цепи изготавливались из броневой стали.
Mk VIII являлся наиболее сильным в плане вооружения и наиболее рациональным в плане размещения оружия (из тяжёлых танков). В каждом спонсоне монтировалась установка 6-фунтовой(57-мм) пушки «гочкис». Сектор обстрела-100°. Конструкция была улучшена и позволяла частично втягивать спонсон внутрь корпуса для уменьшения габаритов при перевозке по железной дороге. Перевод из транспортного положения в боевое занимал всего несколько минут. На спонсоны не устанавливали пулемёты — их ставили на боковые двери в сферические бронировки с сектором обстрела 45°, причём пулемётов там не было — их, при необходимости, снимали с боевой башни, где их было 5 штук. Вместо английских ружей-пулемётов «гочкис», американцы ставили свои пулемёты «браунинг» 7.7-мм 1914 года. В башне находилось 2 пулемёта в шаровых опорах лобовых стенок и по 1 в бортовых и кормовых стенках. Угол горизонтального обстрела каждого пулемёта составлял 30°. Позже установки в боковых стенках убрали. Первоначально Mk VIII оборудовался семафором, но в серийных танках его не было. На крыше башни имелась наблюдательная башенка со щелями для наблюдения. Одну машину оснастили (для эксперимента) стробоскопом, как у французского танка 2C. Был ещё 1 образец танка, отличающийся от стандартных-английский Mk VIII был без наблюдательной башенки.
Орудийный боекомплект (208 выстрелов) размещался в боеукладках посередине танка и в передней части боевого отделения по бортам. Силовое отделение находилось изолировано в кормовой части танка. В нём располагался авиационный V-образный 12-цилиндровый мотор «Либерти» жидкостного охлаждения (343 л.с. при 1400 об\мин). На 1 машине экспериментально установили систему внутреннего и внешнего охлаждения двигателя. Это была попытка (в последствии-удачная) устранить проблему утечек в штатной системе охлаждения, когда танки начали стареть. Этот Mk VIII сохранился до нашего времени.
Крутящий момент от мотора передавался на два поперечных вала через коробку скоростей конструкции майора У. Дж. Вильсона. Последняя состояла их 2-х последовательно включаемых планетарных передач. Коробка давала всего 2 скорости вперёд и 2 назад, но не вызывала остановку машины при их переключении. Передача вращения с поперечных валов на ведущие колёса осуществлялся при помощи цепей Галля через бортовые передаточные колёса. Между цепями размещались бронированные бензобаки.
Экипаж состоял из водителя, командира, стрелка и заряжающего на каждое орудие, пулемётчиков и инженера-механика, размещавшегося в силовом отделении за перегородкой. По сравнению с инженером-механиком остальные члены экипажа находились в более комфортабельных условиях — в боевом отделении была установлена система создания повышенного давления, которая способствовала уменьшению дыма, понижению температуры и снижению уровня шума, а так же снижала вероятность пожара.
Mk VIII*
В 1918 году, из-за распространённой проблемы — пересечение траншей, были планы создать более длинный танк: Mk VIII*. Корпус должен был быть удлинён на 3 метра. Тогда танк сможет пересечь траншею 5,5 метров шириной. Чтобы он мог двигаться, несмотря на его критически высокое отношение «ширина-длина», гусеницы сделали более изогнутыми, так, чтобы меньшая часть гусеницы касалась земли. Удельное давление на грунт, при этом, увеличилось, поскольку вес танка достиг 42.5 тонн. Если бы танк попал на мягкий грунт, то он, скорее всего, не смог бы двигаться. Танк Mk VIII* остался на бумаге — не построили даже опытный образец.
Заключение
На протяжении 20-х годов танки Mk VIII составляли тяжёлую группу (67-й танковый полк) армии США, состоявшую из 3-х батальонов. Технический предел совершенствования был достигнут в модификации Mk VIII*, который, правда, остался в проекте. Этот танк был первым примером международного сотрудничества в танкостроении. В 1932 году Mk VIII был снят с вооружения армии США и был переведён на Абердинское танковое кладбище (штат Мэрилэнд). Там они были до 1939 года, т.к. их передали Канаде в учебных целях. Пушки этого танка никогда не стреляли на поле боя.
Состоял на вооружении
Литература
- R.P.Hunnicutt. Firepower: A History of the American Heavy Tank. — Presidio Press, 1988. ISBN 0-89141-304-9
- Холявский Г.Л. Библиотека военной истории. Энциклопедия танков. — Санкт-Петербург: АТС, 1998. С. 101-102. ISBN 985-433-253-5
Wikimedia Foundation. 2010.
dis.academic.ru
Mark IV (танк) — это… Что такое Mark IV (танк)?
«самец» | «самка» | |
Боевая масса, т | 28.5 | 27.4 |
Экипаж, чел. | 8 | |
Размеры | ||
Длина корпуса, мм | 7930 | |
Ширина корпуса, мм | 3900 | 3300 |
Высота, мм | 2610 | |
Бронирование | ||
Тип брони | стальная | |
Лоб корпуса, мм/град. | 6…12 | |
Борт корпуса, мм/град. | 12 | |
Крыша корпуса, мм | 8 | |
Вооружение | ||
Калибр и марка пушки | 2 × 57-мм «гочкис» L/40 | — |
Пулемёт(ы) | 4 × 8-мм «Гочкис» | 5 × 7,7-мм «Виккерс», 1 × 8-мм «Гочкис» |
Двигатель | ||
Тип двигателя | карбюраторный | |
Модель двигателя | «Даймлер» | |
Число цилиндров | 6 | |
Охлаждение | водяное | |
Мощность двигателя, л.с. | 125 (при 1000 об/мин) | |
Трансмиссия и ходовая часть | ||
Трансмиссия | механическая | |
Подвижность | ||
Максимальная скорость, км/ч | 6 | |
Запас хода, км | 34 | |
Ширина преодолеваемого рва, м | 3,5 | |
Высота преодолеваемой стенки, м | 1 | |
Глубина преодолеваемого брода, м | 0.9 |
Tank, Mark IV (Mk IV) — британский тяжёлый танк времен Первой мировой войны. Как и предыдущие британские танки, выпускался в двух модификациях, различавшихся между собой вооружением: «самец» (англ. male) — со смешанным пушечно-пулемётным вооружением и «самка» (англ. female) — с чисто пулемётным вооружением.
История создания
Танк Mk IV являлся развитием линии английских тяжёлых танков. В его конструкцию внесли улучшения, продиктованные боевым опытом: толщину бортовой брони увеличили с 6 до 12 мм, а крыши-до 8 мм, что повысило защиту экипажа от бронебойных пуль. На танках Mk IV впервые появились пулемёты «льюис», имевшие воздушное охлаждение ствола вместо водяного, как у пулемётов «виккерс». Однако новые пулемёты быстро перегревались, а пороховые газы мешали наводчикам. На более поздних моделях устанавливали пулемёты «гочкис», лишённые этого недостатка, и пушки со стволом, укороченным с 40 до 23 калибров. После этого они не утыкались в землю(при проходе препятствия) и не цеплялись за деревья и стены домов.
Топливные баки размещались вне корпуса между задними ветвями гусениц. Горючее подавалось принудительно, на выхлопную трубу поставили глушитель. Цепную передачу к ведущим колёсам прикрыли от грязи, гусеницы сделали шире. Улучшили смотровое устройство механика-водителя: оно стало представлять собой броневую перфорированную плиту, которая обеспечила более эффективную защиту от свинцовых брызг.
Первые танки прибыли на фронт в апреле 1917 года и 7 июня получили боевое крещение в бою за Мессин. В ноябре того же года они приняли участие в сражении при Камбре.
Всего было выпущено 1220 танков Mk IV. Их производство прекратилось в декабре 1917 года в связи с появлением Mk V.
Список литературы
Библиотека военной истории. Энциклопедия танков, Санкт-Петербург, 1998 год. Составитель Холявский Г.Л., Издатель АТС, 578стр., ISBN 985-433-253-5
Mk IV, захваченный немцами во время сражения при Камбре
Mk IV, захваченный немцами
Mk IV «самец», схема
Mk IV («самец») с балкой для самовытаскивания
Mk IV «самка» с пехотой на корпусе
Mk IV на параде в Лондоне(1917 год)
Mk IV «самка» в музее
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru